Женские сапоги на молнии кто придумал: российский театральный художник Вера Аралова – Аралова, Вера Ипполитовна — Википедия

Женские сапоги на молнии кто придумал: российский театральный художник Вера Аралова – Аралова, Вера Ипполитовна — Википедия

07.10.2020

Аралова, Вера Ипполитовна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 октября 2019; проверки требует 1 правка.

Вера Ипполитовна Аралова (Аралова-Паттерсон; 1911—2001) — живописец, график, сценограф, модельер. Участник многих выставок живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР. Произведения Веры Араловой находятся в ряде музейных собраний[1].

Выпускница Московского художественного училища памяти 1905 года (годы учёбы с 1926 по 1930).

С 1930 года работала в области театральной декорации. Оформляла спектакли для театров Москвы и других городов. Создала эскизы костюмов для кинофильма «Суд сумасшедших».

Она также писала картины, которые пользовались успехом. Став членом Художественного фонда, устраивала в СССР и за границей выставки художников — своих коллег. Среди знакомых и друзей Араловой было много известных и высокопоставленных людей. Одной из её ближайших подруг была Лиля Брик.

С 1948 года работала художником-модельером Общесоюзного Дома моделей.

Являлась членом редколлегии модных журналов, выпускающихся при участии Общесоюзного Дома моделей, — «Журнал мод» и «Мода стран социализма». Работала в составе художественного совета, в 1970-е годы была главным художником ОДМО. Автор статей о советской моде.

В 1956 году награждена золотой медалью на Международном конкурсе одежды в Варшаве. В 1959 году её идея продемонстрировать женские кожаные сапоги на молнии произвела фурор в Париже. Она одна их первых художников-модельеров Дома Моделей поехала представлять советскую коллекцию модной одежды на международной выставке. Модель высоких кожаных элегантных сапожек красного цвета, в которые была вшита молния (русские сапоги), не имела аналогов и произвела огромное впечатление на публику и организаторов выставки.

По воспоминаниям коллег по Дому моделей, Аралова очень хорошо относилась к молодым художникам-модельерам, поддерживала их. Старалась она помочь и манекенщицам, рекомендовала многих из них редакторам журналов мод, чтобы фотографии лучших советских моделей появлялись на страницах периодических изданий.

Знаменитую советскую манекенщицу Регину Збарскую в Дом моделей на Кузнецком мосту также привела Вера Аралова, увидев её на одной из светских вечеринок. Девушка привлекла Аралову своей «западной» красотой, и действительно, в СССР Збарская стала моделью номер один.

Муж — Ллойд Уолтон Паттерсон, с которым Вера познакомилась на вечеринке в Москве. Несмотря на то, что в том времени браки с иностранцами были довольно редкими и советская власть относилась к ним с неодобрением, власти отнеслась к их браку вполне благосклонно, поскольку отец Араловой был разведчиком Первой конной армии

[2]. У Паттерсона и Араловой родилось трое сыновей — Джеймс, Том и Ллойд младший. Сын Джеймс сыграл эпизодическую роль негритёнка в фильме «Цирк».

После распада СССР семья Араловой-Паттерсон испытывала большие материальные трудности. Когда Араловой было уже за 80, её сын Джеймс принял решение уехать в США. В 1994 году поэт вместе с матерью переехал в Вашингтон, привезя с собой несколько картин Араловой.

Незадолго до смерти Аралова вернулась на родину. Умерла в 2001 году. Похоронена на Армянском кладбище в Москве.

Красные русские сапоги Веры Араловой

Время неумолимо, вот и осень уже на пороге с дождями и ветрами. А за ней придет зима со снегом и холодом. И, выходя на улицу, мы присядем, оденем сапоги и привычным движением застегнем застежку-молнию.

Но так было не всегда, и, рассматривая снимки зимней Москвы 50-х гг., мы видим, что на ногах московских дам нет сапог в сегоднешнем виде, а только ботильоны или валенки. Да и на показах в Доме моды и рисунках того времени тоже зимние пальто демонстрируют в туфельках.

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 1

У гостиницы «Метрополь», 1959 год.

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 2

У «Националя», 1959 год.

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 3

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 4

Дом моды 60-х гг. (обратите внимание на ноги посетительниц):

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 5

И вот эти сапоги, к которым мы так привыкли, которые есть практически у всех и которые согревают наши ноги в зимние морозы, начали свое триумфальное шествие по миру с легкой руки советского модельера Веры Араловой.

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 6

Вера Аралова — имя легендарное. Многие помнят малыша-негритёнка из кинофильма «Цирк» (1936 г.) с Любовью Орловой. Это Джеймс Паттерсон — старший сын Веры Аралово

Живописец, график, сценограф, модельер, член Союза художников СССР, участник многих выставок живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Удостоена звания заслуженного художника РСФСР.

Так вот о сапожках. Модель сапожек, красные с узким голенищем и вшитой по всей длинне застежкой-молнией, специально созданная для показа в Париже в 1959 г., демонстрировалась в комплекте с беличьей (или каракулевой) шубкой и павло-посадскими шалями, каблучок сапожек украшала причудливая аппликация. К сожалению, фотографий того показа не нашлось. Предположительно сапожки были изготовлены в мастерских Большого театра. Пишут, что организаторы выставки обращались к представителям советской делегации с просьбой продать выставочные образцы. Особенно их интересовали русские сапоги на молнии. Но все модели должны были вернуться на родину в целости и сохранности. К сожалению, о дальнейшей судьбе этих экспонатов парижской выставки доподлинно ничего не известно.

После этого показа подобные женские сапоги стали выпускать все обувные фирмы Европы, но никто не упоминал об авторстве Араловой. Их иногда называли русскими.

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 7

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 8

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 9

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 10

И только в 1969 г. советская манекенщица Тамара Владимирцева позирует для журнала в красных сапожках.

Красные русские сапоги Веры Араловой, фото № 11

Кто придумал сапоги на молнии —

Сапоги на молнии носят во всем мире. Но кто бы мог предположить, что придумали их в РСФСР. Создателем модели признана художник Вера Аралова.

Что мы знаем о ней

Кто придумал сапоги на молнии

Родилась модельер в Виннице, в 1911 году. Женщина отличалась сильным характером, она прошла и революцию, и Первую мировую войну.

После распада СССР Вера отправилась в США. Там она продавала картины, чтобы хоть как-то прожить. Но перед смертью она снова вернулась на родину.

Как же она за свою сложную жизнь успела приобрести популярность в обувном деле? В 1959 году она придумала так называемые «Русские сапожки» с молнией. Они имели небывалый успех!

Как пришла идея

Кто придумал сапоги на молнииВсе гениальное, как всегда, просто. В 1959 году в Париже была проведена неделя «русской моды». Коллекция была подготовлена Араловой. Все было чудесно, но обувь смотрелась грубовато. Тогда-то Вере и пришла в голову мысль вшить в сапоги молнию.

Проблема сразу решилась. Ножки моделей стали обтягиваться обувью, при этом смотреться они начали гораздо изящнее.

Интересно, что Вера заказала новые модели сапог на свои личные деньги. Париж встретил находку с восторгом.

После выхода в свет усовершенствованной обуви повсюду звучал только один вопрос — есть ли патент на такое изобретение. Его, естественно, не было. И, наверное, поэтому на Западе начали массово выпускать сапоги с молниями.

А что с автором «чуда»? Ее просто забыли. Вера так и жила бедно, поэтому и принимается решение выехать в США, где можно было хоть как-то прокормиться.

Умерла Аралова в возрасте 90 лет, похоронена она в Москве. Где сейчас находится ее сын — неизвестно. Говорят, что он проживает где-то в Вашингтоне.

Что касается самой застежки, ее придумали в Америке. Авторство принадлежит Элиасу Хоу, который придумал ее в 1851 году. Он же является и создателем швейной машинки. Патент на молнию для обуви получил также американец — Уиткомб Джадсон в 1891 году. То есть, молнию и раньше вшивали в обувь, но не в сапоги.

биография, деятельность и интересные факты

Вера Ипполитовна Аралова – модельер, график, живописец и сценограф, была членом Союза художников СССР, участвовала во многих выставках декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и скульптуры. Она была заслуженным художником РСФСР. Ее картины можно найти как в частных коллекциях, так и в некоторых музейных собраниях.

Биография

Аралова Вера Ипполитовна появилась на свет в 1911 году в Виннице. Она была дочерью разведчика, служившего в 1-й Конной армии под предводительством С. Буденного. Она практически ничего не помнила о том, как семья пережила сначала Первую мировую, революционные события 1917 года, а затем и Гражданскую войну. Предположительно ее родители перебрались из Винницы в Москву еще до этих трагических событий, да там и обосновались.

В раннем детстве у Веры обнаружили способность к рисованию, поэтому после окончания школы она уже твердо знала, чем будет заниматься. Девушка пошла учиться в Московский изобразительный техникум, где ее преподавателями стали такие известные художники, как Е. Н. Якуба и С. Ф. Николаев.

Аралова Вера

Начало трудовой деятельности

В 1930 году Вере Араловой предложили поработать на Московской киностудии в качестве театрального художника. Там она занималась оформлением спектаклей не только для театров столицы, но и для сцен Симферополя, Тулы и Калинина. Аралова также являлась автором эскизов костюмов и декораций к целому ряду известных постановок: «Месяц в деревне» Тургенева, «Правда – хорошо, а счастье – лучше» Островского, «Великий государь» Соловьева и других.

Работая в театре, девушка ни на миг не забывала и о живописи – она писала пейзажи, портреты, натюрморты, а также активно участвовала практически во всех художественных выставках.

Вера Аралова модельер биография

Личная жизнь

В 1932 году из Соединенных Штатов в Советский Союз приехала некая молодежная труппа актеров, пожелавших создать здесь свой театр. В ее составе был и 22-летний парень по имени Ллойд Паттерсон – выпускник одного из американских театральных колледжей. У иностранцев так и не получилось осуществить свою мечту, и они вскоре уехали домой. Остался только Паттерсон, который был крайне восхищен небывалым энтузиазмом, царившим тогда в стране. Его пригласили на работу в качестве диктора иностранного радиовещания, находившегося в ведении Всесоюзного комитета по радиофикации.

Ллойд Паттерсон познакомился с Верой Араловой на одной из многочисленных театральных вечеринок. Они поженились, а через год у них появился первенец – очаровательный мальчик Джим, который вскоре станет настоящей звездой экрана, снявшись в фильме «Цирк» (1936), а впоследствии и известным советским поэтом. Брак Веры Араловой и Паттерсона оказался счастливым – в их семье появились на свет еще два мальчика.

Вера Аралова модельер

Первые модели

Надо сказать, что семейная жизнь и трое детей не помешали Араловой заниматься тем, чем она хотела – написанием картин и театральными декорациями. Кроме того, она начала разрабатывать эскизы собственных моделей женской обуви. Учитывая специфику легкой промышленности Советского Союза, в массовое производство они конечно же не пошли. Однако обувь от Араловой пользовалась небывалым спросом у жен не только театральных деятелей, но и многочисленных московских чиновников. Что касается картин, то они довольно быстро раскупались советскими и иностранными знатоками живописи.

Когда началась война, вся семья за исключением Ллойда была эвакуирована в Сибирь. Паттерсон остался в Москве и во время одного из вражеских налетов на город получил тяжелую контузию, от которой вскоре и умер. Когда война закончилась, Вера Аралова возвратилась в Москву вместе с детьми. В 1948 году она становится ведущим художником-модельером Всесоюзного дома моделей.

Советский модельер Вера Аралова

Наша мода за рубежом

Как известно, во времена правления Сталина советских манекенщиц за границу не выпускали, потому что считали их шпионами. После смерти вождя, уже при Хрущеве, ненужная опека и жесткая цензура значительно сократилась, а отечественные манекенщицы сумели проникнуть за «железный занавес».

В числе первых девушек, выехавших на иностранный показ, была и Регина Колесникова. Эта 20-летняя красавица в 1956 году засветилась на одной из многочисленных богемных вечеринок. Вскоре она вышла замуж за Льва Збарского – самого престижного кавалера Москвы, сына знаменитого врача, бальзамировавшего тело самого Владимира Ильича Ленина.

Как известный модельер, Вера Аралова не могла не заметить такую девушку, как Регина. Она предложила ей работу манекенщицы. Вера со своими моделями принимала участие в Международном конкурсе одежды, проходившем в Варшаве, и получила там золотую медаль. Стоит отметить, что талант Араловой и эффектная внешность Збарской сумели вывести советскую моду на новый, более высокий уровень, но, к сожалению, ненадолго.

Аралова Паттерсон Вера

«Русские» сапожки

Известно, что в то время в Советском Союзе изготавливать красивую и изящную обувь попросту не умели. Да, она была очень прочной, но унылой и грубоватой. В середине 50-х годов в продаже стали появляться сапоги с высоким голенищем, но они были очень неудобными. Вера Аралова тоже хотела себе такую обувь, но ее несколько располневшие ноги никак не хотели в них входить, потому что мешал высокий подъем. Именно тогда пришла ей в голову гениальная мысль: а что, если вшить в сапоги молнию?!

В 1959 году произошло событие, повлиявшее на все мировое обувное производство. Дело в том, что Франция и СССР договорились о проведении в Париже недели «Русской моды». Советский модельер Вера Аралова решила сама повезти эту коллекцию в Париж. На показе Регина Збарская демонстрировала приталенную беличью шубку, а на ее ногах красовались кожаные красные сапожки на невысоком каблучке с причудливой аппликацией, с достаточно длинным голенищем и вшитой в него змейкой. Увиденное произвело небывалый фурор! Иностранцы сразу же назвали эту обувь «русскими» сапожками.

К сожалению, ни одна из советских фабрик так и не взялась за их пошив. Они были изготовлены в мастерских при Большом театре, а платила за них сама Аралова. Сразу же французские производители обуви наперебой стали обращаться к советским представителям с одной-единственной просьбой – продать образцы этих необычных сапожек, но им отказали в категорической форме. Дело в том, что в то время действовали такие законы, согласно которым вывозимые за границу вещи должны быть возвращены обратно. Новаторскую обувь советского модельера Веры Араловой привезли назад в СССР, отправили на склад и благополучно о ней забыли.

Вера Аралова биография

Интересные факты

Однако в Европе о ее чудо-сапожках помнили хорошо. Прошло менее года, как все фирмы, занимающиеся изготовлением обуви, начали их массовое производство. Тогда в Советском Союзе было не принято патентовать свои изобретения, поэтому европейцы предпочли быстро забыть о том, кому принадлежала эта идея. Через два года в СССР стали завозить импортную обувь, за которой выстраивались длинные очереди. Возникает резонный вопрос: а что же в это время делали отечественные фабрики?

Зимние сапожки на каблучке и со змейкой в СССР начали шить только спустя 15 лет, да и то после многолетнего давления со стороны советских модельеров и журналистов. В них можно было с легкостью узнать те самые «русские» сапожки модельера Веры Араловой. Биография этой талантливой женщины в дальнейшем складывалась уже не так удачно. Большинство из нас даже не догадываются, что родиной такой привычной для нас и удобной обуви была Москва.

Аралова Вера Ипполитовна модельер

Жизнь в эмиграции

Постепенно Веру Аралову, биография которой многие годы была неотрывно связана с модельным делом, стали все реже приглашать на модные показы. Теперь у нее оставалось больше времени на занятие живописью. Когда Советский Союз исчез с карты мира, на территории бывшей некогда великой страны воцарился политический и экономический хаос. Поэтому старший сын Араловой Джим решил уехать в Соединенные Штаты и перевезти свою мать в Вашингтон.

В Америке бывший модельер занялась продажей своих картин, однако вырученных за них средств катастрофически не хватало. Мать с сыном быстро поняли, что жить в Соединенных Штатах не намного лучше, чем на родине. Незадолго до своей кончины Аралова вернулась в Россию. Умерла она в 2001 году. Ее второй сын Том похоронил мать в Москве, на армянском кладбище. Ее могила находится рядом с могилой ее младшего сына — Ллойда, трагически погибшего в 1960 году в автомобильной аварии.

СКИДКИ Первые сапоги с застежкой-молнией изобретение русского модельера Веры Араловой

Самая используемая на сегодняшний день застежка – это змейка (или молния) или зиппер. Невозможно представить себе сумку или сапоги без этого замечательного изобретения. Идея такой застежки зародилась у американского изобретателя швейной машинки Элиаса Хоу в 1851 году. А запатентовал молнию как «застежку для обуви» в 1891 году другой американец Уиткомб Джадсон.

Первоначально молнию использовали для застегивания галош и резиновых сапог, и, нужно заметить, что первые застежки-змейки были довольно неудобными и ненадежными. Шведско-американский инженер Гидеон Сундбэк в 1913 году усовершенствовал эту молнию, преобразив изобретение в конструкцию с двумя рядами зубчиков, которую мы привыкли видеть сегодня.
Но, мало кто теперь помнит историю женских сапог на застежке-молнии. А началась она в Советском Союзе в конце 1950х годов.

Во время правления Сталина между Советским союзом и западными странами опустился «железный занавес», и были прерваны все отношения, в том числе и культурные.

Российских манекенщиц и модельеров не выпускали за границу, считая их шпионами. А изящную и элегантную обувь в СССР просто не производили, считая это «пережитком капитализма».

«Железный занавес» приподнял Никита Хрущев. Он стал налаживать дружеские отношения с Францией. И вот, в 1959 году произошло событие, повлиявшее на все мировое производство обуви. СССР и Франция договорились о проведении в Париже недели «русской моды». И Москве в Доме моделей на  Кузнецком Мосту началась работа над созданием модной коллекции. Возглавила эту коллекцию модельер и художник Вера Аралова.

Коллекция состояла из традиционной русской одежды, мехов и фольклорных шалей.

С зимней коллекцией нужно было сочетать зимнюю обувь, а именно – сапоги. Но, в то время не существовало элегантных сапожек из мягкой кожи, обтягивающих женскую ногу. Сапоги смотрелись грубо и непривлекательно. И Вере Араловой неожиданно пришла идея: вшить в сапоги змейку. Эту модель сапожек дизайнер заказала на свои собственные средства в мастерской Большого Театра.

Показ русской коллекции в 1959 году произвел настоящий фурор. В особый восторг французские законодатели моды пришли от красных сапожек на молнии, демонстрировавшихся с беличьей шубкой и павловопосадской традиционной русской шалью. Сапожки были с длинным голенищем, на невысоком каблучке, украшенным причудливой аппликацией. Эти сапоги сразу окрестили «Русскими сапожками».

Европейские кутюрье, промышленники, эксперты внимательно изучали застежку, аккуратно вшитую в кожу, и каждый спрашивал – оформлен ли патент, продается ли лицензия, можно ли купить образец.  Но это запрещалось советскими законами, и советская делегация наотрез отказалась продавать образцы. Гениальное изобретение вернулось в СССР и было забыто на целые 10 лет.

Зато, через год, после недели русской моды во Франции, во всех известных бутиках Европы появились в продаже «русские сапожки», которые начали выпускать все обувные европейские фирмы, но никто не упоминал об авторстве Веры Авраловой.


 

На современных подиумах сегодня можно увидеть причудливые и разнообразные формы высоких сапог, и ни одна элегантная модель сапожек не обходится без такого необходимого и удобного аксессуара, как застежка-молния. 

Сапоги коллекции 2017 — 2018

Cosmina Suciu FW 2018


Chloé SS 2018


Christian Dior SS 2018


Dolce & Gabbana SS 2018



Balmain SS 2018

Женские сапоги – история создания

Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам – дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.

Первые сапоги

Прежде определимся – сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых – с высокой шнуровкой, обхватывающей голени – популярны по сей день.

Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог – ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью – древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.

Сапоги скифов

Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.
Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.

Средневековая обувь с высоким голенищем

Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида – кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.

Сапоги народов Древней Руси

Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.
Сапоги определяли статус их владельца – носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.

Современные модели сапог

В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива – сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.
Женские сапоги впервые появились около середины XX века – оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны — они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды. 

Русский сапог был не только кирзовым…: aleks070565 — LiveJournal




Нередко приходится слышать о том, что все грандиозные идеи в легкой промышленности появились в Европе, – модные силуэты, инновационные ткани, – Советский Союз был не местом для «высокой моды», а страной ста оттенков серого. Магазины под вывесками «Одежда» и «Обувь» в далекие советские времена назывались так лишь условно, ведь за представленными на вешалках одеяниями и расставленными резиновыми сапогами не выстраивались очереди. «Импорт» – вот слово, которое произносили с придыханием, и любой уважаемый гражданин, будь он хоть трижды патриот, на «выход» должен был надеть что-то заграничное и отдаленно буржуазное.

И все же даже в СССР были места, где бился живой нерв моды, и в руках уникальных художников рождались гениальные fashion идеи, которые меняли мир не столько советской, сколько мировой моды. Вот только советскими идейными лидерами такие находки оценены не были.

Сегодня мы вспомним об одной идее, воплощение которой есть в гардеробе любой женщины, практически в любой стране мира, не считая, пожалуй, жарких экваториальных стран.

Кем и когда были придуманы…сапоги на молнии? Вы думаете, что создание таких сапог было результатом усилий европейских законодателей мод? И будете неправы.

Сапоги на молнии были придуманы в СССР, правда, идея эта была благополучно забыта и тихо «подарена» предприимчивым европейским производителям. Но обо всём по порядку.





Валенки да валенки…

До начала 60-х годов мир не знал сапог на молнии. Дамская обувь была в самом длинном варианте – чуть выше щиколотки, фасон, который сейчас называют «ботильоны». Тогда такая обувь называлась «ботики», и имела сезонное различие в виде байковой или меховой подкладки. Причем такое однообразие женской обуви было интернациональным. В теплые сезоны – туфли, открытые и закрытые, в холодные – высокие ботинки. Лишь с той разницей, что у европейской обуви колодка была фирменная, и импортную обувку было видно издалека.

Сапоги, несмотря на разнообразие выпускаемых артикулов, были довольно однообразными. Низ – из черной юфти, голенище – из кирзы.

Кстати, стоит отметить, что обувная промышленность в стране жила полной жизнью, и производила гигантские объемы обуви. Так, в 1954 году было произведено 257,8 млн. пар, то есть примерно по 1,3-1,4 пары на душу в год. И никакой синтетики, – кожа, юфть, шевро, замша, с винтовыми или гвоздевыми креплениями.

В зимние морозы на смену относительно щегольским ботикам приходили валенки. Городские жительницы старались и их сделать короче и изящнее. При определенной сноровке, придя на танцплощадку, горожанки умудрялись влезть в валенки вместе с туфлями, благо, размерный ряд русских валяных сапог был достаточно широк.





Вера Ипполитовна Аралова

Здесь пора вспомнить о Вере Ипполитовне Араловой, талантливом художнике, авторе эскизов к целому ряду театральных и кинопостановок, и, несмотря на боевое происхождение – отец Веры был разведчиком и служил в 1-й Конной армии под предводительством самого Буденного – человеке совершенно несоветском. Что стоит ее брак с Ллойдом Паттерсоном, темнокожим выпускником американской театральной школы? Их сын, кстати, тот самый кучерявый мальчишка, который был страшной тайной героини Любови Орловой в фильме «Цирк».

Так вот, Вера Аралова с 1948 года возглавила Всесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту, став его ведущим художником. В Москву художник вернулась с тремя детьми после эвакуации.

Надо отметить, что работа в Доме моделей текла спокойно и размеренно, что называется, почти без потрясений. Здесь создавались коллекции «элегантной и удобной» рабочей одежды и скромные туалеты, достойные нормального советского человека. Приоритетами при создании одежды были не тренды (слова такого не было), а практичность и носкость. Чтобы и на работе солидно, и в театре сдержанно, и на прогулке не броско. Ткани натуральные, силуэты едва облегающие, одним словом – советская мода, как она есть.

О заграничных гастролях художники и демонстраторы одежды (как называли манекенщиц) не мечтали, – еще со времен Сталина в каждом выехавшем видели потенциального шпиона, а тут девушки легкомысленной профессии.

Никита Сергеевич Хрущев, возглавивший страну в сентябре 1953 году, был, во-первых, более свободных нравов, а во-вторых, человеком тщеславным, и очень любил по каждому поводу показать иностранцам, что и мы не лыком шиты. Правда, в моде не разбирался, и всё больше восхищался рабочими комбинезонами и сиротскими серенькими платьишками из практичной натуральной ткани.




1959 год: миссия невыполнима – удивить Париж

В 1959 году произошло событие, которое во многом определило развитие советской, а после и российской fashion индустрии. Франция и СССР договорились о проведении в Париже недели «Русской моды».

Выезд предполагался грандиозный! Правда, была в этой бочке меда – одна гигантская ложка дегтя. Это Париж, и Вера Ипполитовна четко понимала, что рабочей одеждой для строителей коммунизма и скромными блузками с юбкой-карандаш европейских fashion-гуру и зрителей не удивить. Никита Сергеевич, напротив, просматривая очередную коллекцию повседневной одежды, с удовольствием потирал руки, будучи уверенным, что именно такими образами – сдержанными и солидными – советская делегация утрет нос буржуям.

Аралова решила покорять парижан русскими мехами, – меховыми пальто, шапками, накидками в обрамлении ярких Павлово-Посадских платков. Но что обуть? Соболь в пол с лодочками выглядит совсем не по-русски, а Вера Ипполитовна хотела представить французам именно русскую моду, и никакую больше.

Ей пришла в голову простая, но совершенно гениальная идея – обуть манекенщиц в сапоги. Это была подиумная революция, ни одному кутюрье ранее не приходил в голову такой «ужас»! Только лодочки и средний каблук, который удлиняет голень, тем самым делая и всю ногу изящнее, а походку воздушнее.

Обычные для того времени сапоги, во-первых, имели недостаточно изящный вид, а во-вторых, их было до крайности тяжело снимать. Ну что ж, Аралова нарисовала модели изящных сапожек на каблуке с молнией, и заказала их производство в мастерских Большого театра.




Париж, фурор и подарок европейским коммерсантам

Коллекции рабочей одежды, без которой было никак нельзя, французов не впечатлили, а вот проходы манекенщиц в мехах, буквально, оглушили. Это был триумф! Красивые на удивление хрупкие русские женщины в мехах, в платках и, самое главное, в удивительной, невероятной обуви, – в сапогах на молнии. До их появления шоу было искусством, а с появлением странной обуви – в воздухе «Русской недели» запахло бизнесом…

К Араловой один за другим подходили французские фабриканты и предлагали выгодные контракты за право производить сапоги. Но в СССР было не принято оформлять патенты на подобные изобретения, а такую безделицу как дамские сапоги руководство делегации и вовсе не приняло всерьез.

Неделя русской моды завершилась, делегация вернулась в Москву, а в Европе спустя полгода в магазинах появился хит сезона – демисезонные сапоги на молнии, которые выпускались самыми разными обувными фабриками. О Вере Араловой там уже никто не вспоминал, правда, иногда в отношении новинки звучало «русские сапоги».

В Советском союзе такие сапоги начали производить лишь через 15 лет, и то – по австрийским лекалам. Вот такая история о многомиллиардной идее, которую московский модельер и советское правительство подарили миру…


Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о