Женская папаха – Кавказский Узел | Дагестанки ответили флешмобом на слова Хабиба о ношении папахи

Женская папаха – Кавказский Узел | Дагестанки ответили флешмобом на слова Хабиба о ношении папахи

01.05.2020

Папаха: история и современность | Журнал Ярмарки Мастеров

Головной убор кавказская папаха: прошлое и современность.

Сегодня довольно редко можно увидеть такой необыкновенный головной убор как папаха.
Однако, у папахи есть очень интересная история существования, которая, несомненно, заслуживает, нашего внимания.
Несколько десятилетий назад на улицах кавказских городов и поселений сложно было встретить мужчину без папахи.
Папаха была символом успеха, достоинства, чести, маркером социального статуса мужчины, а не просто головным убором.

Как правило, у мужчин было даже несколько этих головных уборов — для разных праздников и циклов жизни: папаха повседневная «на каждый день» и торжественная «на свадьбу, юбилей, день рождения», были и папахи для траура, дней поминовения. Поэтому, зачастую, у взрослого мужчины могло насчитываться несколько папах на все случаи жизни.

Исторический словарь говорит о том, что папаха — высокая мужская шапка меховая. Слово тюркского происхождения, дословно — шапка. Папаха — принадлежность национальных костюмов некоторых горских этносов. Также папаха это головной убор без полей и козырька в военном обмундировании, как историческом, так и современном.

Известен факт, что в конце 19-начале 20 века папахи изготавливались не только из овчины или козьего меха, но и из шкур меха медведя, волка, и даже кенгуру! В военное время этот меховой головной убор должен был смягчать удары, ориентированные в голову.

Папахи бывают разные по материалу изготовления, длине ворса, высоте, форме, цвету. На Кавказе папахи изготавливают из овчины и козьего меха, каракуля. Цвет папах традиционный природный — молочно-белый, золотистый, коричневый, черный, серый.

В зависимости от меха, из которого сделана папаха, мех может быть коротким, средней длины или длинным — более 12-15 см. Ворс может быть прямым, волнистым или кучерявым.

Форма папахи может быть конусообразной или цилиндрической.

Что касается различий по военной тематике: отличают папахи по тому, какой военный полк носит этот головной убор. Так, например, Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска используют папахи похожие на конус с коротким мехом. Донские папахи — традиционно с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. Такую папаху еще называют кубанкой казачьей.

У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских казаков верх синий.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носят папахи чёрного цвета из овечьего меха и с длинным ворсом.

А вы знаете, что?
«Надавать тумаков» — известное выражение, не так ли? Тумаком называли пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак вкладывали металлические пластины, которые защищали воина от ударов шашки и сабли. Тумак становился непробиваемым и довольно тяжелым оружием и в рукопашном бою, когда неприятелю можно было «надавать тумаков».

В русской армии также был прообраз папахи — меховая шапка. Официальнов качестве зимнего головного убора в казачьих войсках папаха была определена в 1855 году. После революции для военных были введены ограничения в ношении национальных элементов одежды. Папахи были временно заменены «буденовками», но уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент обмундирования.

Было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. Во второй половине 20 века папаха переживала множество перипетий и изменений, но до сих пор потомки исторических папах несут службу в рядах военных обмундирований современной армии.

Что же до классической кавказской папахи — у горцев этот головной убор претерпевал крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было невозможно, традиция сильна до сих пор. Поэтому и сегодня на Кавказе сохраняется мастерство изготовления папах и даже отмечается факт, что молодые люди активно интересуются своей историей и стараются обзавестись, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Сохранению и поддержанию традиций способствует также трансляцияношения папахи известными людьми.

Так, например, Хабиб Нурмагомедов, выходец из республики Дагестан, российский боец смешанных единоборств, чемпион Европы по панкратиону, чемпион и обладатель кубка Евразии по рукопашному бою, двукратный чемпион мира и чемпион России по боевому самбо, победитель чемпионата мира NAGA по грепплингу, действующий чемпион UFC Ultimate Fighting Championship в лёгком весе по состоянию на 19 августа 2019 с гордостью носит головной убор — папаху (которая, кстати, сегодня приобретает второе имя «ШапкаХабиба»).

Потому как папаха — это часть национального одеяния его предков. Папаха стала непременным атрибутом Хабиба. Надевая этот головной убор, Хабиб демонстрирует уважение и привязанность к своему народу и культуре.

Традиционный головной убор горца — теперь визитная карточка спортсмена. С легкой руки Хабиба обладателями папахи, к примеру, уже стали известные спортсмены: Майк Тайсон и Криштиану Роналду. Благодаря российскому бойцу в мире теперь знают, что это — предмет национальной гордости и культурное наследие огромного региона России.

Россиянки объявили войну Нурмагомедову и надели папахи

Россиянки объявили войну чемпиону UFC Хабибу Нурмагомедову и надели папахи — в социальных сетях начался стихийный флешмоб под хештегами #женщинавпапахе и #нехабиб. Представительниц слабого пола оскорбили слова чемпиона, сказанные сразу после победы над Дастином Порье.

Россиянки объявили Хабибу войну из-за слов про честь и папаху.

— Большое спасибо всем, кто приехал с России, с Дагестана, с СНГ. Я столько папах здесь вижу! Это культура всего Северного Кавказа. Там, где я вырос, в горах, мы носим папаху не потому, что каждый может её носить — у тебя должна быть честь, ты должен быть мужчиной. Женщины у нас папахи не носят. Только настоящие мужчины носят папахи. Так что вам большое спасибо! Я когда видел их — заряжался энергией, — сказал Нурмагомедов сразу после победы над американцем.

Соцсети пестрят фотографиями женщин в папахах, поддержавших флешмоб Фото: СОЦСЕТИ

Соцсети пестрят фотографиями женщин в папахах, поддержавших флешмобФото: СОЦСЕТИ

Женщин обескуражило то, что, по словам Хабиба, честь могут иметь лишь мужчины. И только они имеют право носить папаху. Поэтому, наперекор словам непобедимого чемпиона, россиянки начали фотографироваться в экстравагантном головном уборе.

Соцсети пестрят фотографиями женщин в папахах, поддержавших флешмоб Фото: СОЦСЕТИ

Соцсети пестрят фотографиями женщин в папахах, поддержавших флешмобФото: СОЦСЕТИ

СМИ рапортуют, что флешмоб начали активистки фем-движения, однако это не так. Протест родился в сердцах настоящих дагестанок — первой фото опубликовала жительница Махачкалы Наталья Савельева, позже к ней присоединились дагестанская активистка и журналистка Светлана Анохина. Акцию поддержали их подруги и, спустя несколько часов, флешмоб захватил соцсети.

Почему никто не может победить Хабиба Нурмагомедова

Соцсети пестрят фотографиями женщин в папахах, поддержавших флешмоб Фото: СОЦСЕТИ

Соцсети пестрят фотографиями женщин в папахах, поддержавших флешмобФото: СОЦСЕТИ

При этом многие пользователи задумки россиянок не поняли и флешмоб осудили. Люди подчёркивают, что спортсмен говорил о дагестанских традициях, а акция — проявление неуважения и нетерпимости к дагестанским обычаям и самому бойцу, защищающему честь страны на международной арене.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Стрельба, танцы на машинах, фейерверки и безграничное счастье: безумие охватило Дагестан после победы Хабиба Нурмагомедова

Дагестан охватило безумие! Люди пляшут на дорогах, на машинах, отовсюду играет лезгинка, колонны машин переполнили города, а обнимающиеся посреди проспектов люди создали многокилометровые пробки. Ничто здесь не празднуют так, как победу народного героя Хабиба Нурмагомедова. Он — идол (подробности).

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Результат боя Хабиб Нурмагомедов — Дастин Порье: россиянин победил удушающим приёмом в третьем раунде

Битва за чемпионский титул в лёгком весе закончилась. Бой был непростым, но результат оказался ожидаемым: Хабиб продемонстрировал своё колоссальное преимущество в борьбе и победил удушающим приёмом в третьем раунде и отстоял чемпионский пояс. Он вновь возвращается в Дагестан (подробности).

КСТАТИ

Дастин Порье заплакал после поражения от Хабиба Нурмагомедова

Американец Дастин Порье заплакал во время послематчегого интервью после поражения в бою с Хабибом Нурмагомедовым. Спортсмен не смог сдержать эмоции — «бриллиант» шёл к схватке за пояс всю жизнь, но в решающий момент оказался беспомощен против феноменальной борьбы дагестанца (подробности, видео).

Мода с акцентом: как Кавказ покорил мировые подиумы

Национальная одежда кавказских народов будоражит воображение дизайнеров со всего мира. Размашистый крой, контрастные оттенки, брутальный мех и этническая самобытность не оставили равнодушными Жана Поля Готье, Ральфа Лорена, Карла Лагерфельда. Одежду «с кавказским акцентом» любят модницы со всего света. Мы собрали самые популярные элементы национальной одежды Кавказа, которые нашли свое место в мировой моде.

Кубанка

Фото: Николай Хижняк/ТАСС

Как выглядит. Кубанка, как и папаха, шьется из меха, однако она не такая высокая и верх этого головного убора сделан из ткани или кожи. Кубанки шили из каракуля, шкур медведя и волка. Считалось, что такой мех может смягчить удар шашки.

Где появилась. Изначально кубанки появились в Карачаево-Черкесии в XV веке и напоминали традиционные папахи, но не столь высокие. Затем кубанка полюбилась казакам, именно они и дали ей это название. Казаки несколько изменили дизайн, сделав кубанку чуть менее высокой и объемной. Так шапка лучше держалась на голове во время быстрой езды на лошади.

Кто носил. Только мужчины. В Карачаево-Черкесии кубанка считалась праздничным головным убором, а казаки использовали ее как элемент повседневной военной формы. Во время вооруженных противостояний казаки даже вшивали в кубанки металлический каркас.

Как интерпретировали. В 2013 году Джорджио Армани включил кубанки в осенне-зимнюю женскую коллекцию на Парижской неделе моды. Его головные уборы были выполнены из бархата, шерсти и каракуля. Дизайнер обыграл их так, что выглядели они как классические модели, но с элементами французского шика.

Фото: Catwalking/Getty Images

Как носят сейчас. Обыкновенным зимним шапкам предпочитает кубанки Кейт Миддлтон. Уже много лет поклонницей этого головного убора остается Софи Лорен. Кубанку можно эффектно сочетать с классическим приталенным пальто или пальто-халатом, а также с шелковыми платками или вязаными шарфами. Чтобы кубанка выглядела современно, модницам стоит сделать акцент на макияже. Отличным дополнением к этому головному убору будет яркая помада.

Папаха

Как выглядит. Папаха — мужской головной убор в виде высокого цилиндра из меха с матерчатым дном, в основном из овчины.

Где появилась. Папаха, пожалуй, самый распространенный национальный головной убор на Кавказе. С давних времен ее носили народы Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и других регионов. С середины XIX века папаха стала головным убором войск Кавказского корпуса, а позже и всей русской армии. В советское время папахи зимой носили полковники, генералы и маршалы.

Кто носил. На Кавказе — исключительно мужчины и юноши, а отношение к этому головному убору было более чем почтительным. Традиции требовали от горца беречь папаху ценой собственной жизни — считалось, что лишиться папахи можно только с головой.

Как интерпретировали. В коллекциях известных дизайнеров папахи появились несколько лет назад, причем именно в качестве женского, а не мужского головного убора. Одним из первых папахи включил в свой показ Жан Поль Готье в 2010 году. В отличие от традиционных, он сделал свои папахи дерзкими и яркими, не побоялся использовать леопардовый принт и длинный мех. Спустя три года в коллекции «А-ля русс» папахи показала Ульяна Сергеенко, известная любовью к национальной одежде Кавказа. В 2013 году Ральф Лорен создал целую коллекцию, посвященную истории России и русской зиме. На подиуме развернулось буквально театральное действо, образы моделей были вдохновлены Мариинским театром, большевиками и персонажами из романов Булгакова. В центре показа были шапки-боярки и великолепные каракулевые папахи. Весьма оригинальные представила в том же году Donna Karan: как бы сдвинутые набок, они придавали образам моделей роскошную небрежность.

Фото: Catwalking/Getty Images

Как носят сейчас. Вдохновившись подиумными показами, носить папахи стали знаменитые модницы во всем мире. Среди них британская актриса Анна Фрил, появлявшаяся в папахе на светских мероприятиях. Рената Литвинова надевала классическую модель папахи, но украшала ее объемной брошью. Современные модницы сочетают папахи с прямыми шерстяными пальто, белыми рубашками, джинсами, ботинками или обувью на толстом каблуке. Носят этот головной убор и с шубами, и с меховыми пальто, но с точки зрения стиля это более опасное сочетание.

Черкеска

Фото: Николай Хижняк/ТАСС

Как выглядит. Черкеска — мужской суконный кафтан, бывший обязательной частью одежды кавказцев. Традиционная черкеска однобортная, распашная, без ворота, ниже колен (чтобы греть ноги всадника), с подчеркнутой талией, которую подпоясывали узким ремнем. Рукава широкие и короткие.

Где появилась. Считается, что первые черкески появились у жителей равнинного Дагестана, а уже потом стали популярны и среди других народов Кавказа. В середине XIX века черкески были утверждены в качестве военной формы казачьих войск русской армии на Кавказе.

Кто носил. Мужчины. Надевают они их и сейчас, правда не в повседневной жизни, а чаще по праздникам.

Как интерпретировали. Роскошные черкески продемонстрировала миру в 2009 году компания Chanel. Этот показ дизайнер бренда Карл Лагерфельд посвятил России, а в основу коллекции положил сочетание золота и ярко-красных оттенков. Тогда же эпатажный Джон Гальяно продемонстрировал в своей коллекции этнические кавказские элементы. Дизайнер сшил черкески из ярких тканей, с необычными рукавами и с огромным количеством деталей: от вышивки до металлических цепей. Ульяна Сергеенко в 2012 году представила черкески из разных цветов каракуля и сделала акцент на деталях, обратив внимание на нагрудный карман.

Фото: Victor Boyko/Getty Images, Chris Moore/Catwalking/Getty Images

Как носят сейчас. Черкески невероятно популярны у современных модниц. Эту одежду носят Ксения Собчак, Наталья Водянова, Дита фон Тиз, Кети Топурия. Как правило, современные девушки надевают с черкесками кашемировые или шерстяные свитера и зауженные брюки. Идеально впишется в образ обувь на плоской подошве или ботильоны на каблуке. Также подойдут вязаные шапки, шляпы, броши и сумки кросс-боди.

Бурка

Как выглядит. Бурка — безрукавный плащ черного, белого или бурого цвета, сделанный из войлока и козьей шерсти. Первые бурки выглядели как плащ, у которого сшивали плечи и делали вырез для шеи.

Где появилась. Считается, что бурки, которые раньше называли «черными плащами», появились на Кавказе несколько сотен лет назад. Их шили в горных районах Чечни, Дагестана, Черкесии.

Кто носил. Практически все мужчины. Даже новорожденного мальчика сразу заворачивали в бурку. Согласно преданию, именно в ней он становился воином и героем. Бурку носили в любое время года, а если приходилось скакать на лошади в непогоду, против ветра, ее надевали задом наперед — так было теплее. Бурка была хороша и тем, что на ней можно было спать, используя ее как одеяло, или закрыться ею от дождя и снега. Под буркой можно было спрятать оружие. Неудивительно, что эту одежду так любили пастухи и воины.

Как интерпретировали. Две самые яркие коллекции с бурками в главных ролях выпустили малоизвестные дизайнеры. Стилист Седа Джанти из Бельгии в 2014 году на Брюссельской неделе моды представила коллекцию, главной темой которой стал национальный чеченский костюм, украшенный драгоценностями. Модели выходили на подиум в сверкающих камнями бурках разной длины, папахах и роскошных платьях. Тогда же молодой дизайнер из Абхазии Мадонна Аргун выпустила коллекцию стилизованных бурок. Яркие цвета, орнаменты и вышивка придали плащу современность. А в 2015 году Ульяна Сергеенко показала коллекцию, где присутствовали накидки ярких оттенков с перьями и богатой драпировкой, напоминающие кавказские бурки.

Фото: Victor Boyko/Getty Images, Chris Moore/Catwalking/Getty Images

Как носят сейчас. Плащи, выполненные в стилистике бурки, Сергеенко не только показывает на подиуме, но и носит сама. Они очень напоминают облюбованные модницами кейпы, изначально бывшие одеждой средневековых рыцарей и имевшие сходное с бурками предназначение. Такую одежду в современной интерпретации можно сочетать с объемными свитерами, удлиненными рубашками, джинсами, шортами или прямым платьем. К бурке подойдут и ботинки, и кроссовки, и классические лодочки на высоком каблуке.

Чувяки

Как выглядят. Чувяками называют на Кавказе мягкую кожаную обувь без каблука. К ним же относят и открытые туфли с закрытым носом (с ремнями или без).

Где появилась. Такая обувь была распространена практически среди всех народов Кавказа. Первые чувяки делали из кожи буйволов и быков. Носили их с вязаными носками.

Фото: Peter White/Getty Images

Кто носил. Чувяки служили обувью и мужчинам, и женщинам. Их носили и в повседневной жизни, и на праздник. Парадные женские модели были принято украшать богатой фурнитурой: вышивкой, золотой ниткой, шелковыми лентами. Чувяки для торжеств шили из желтого сафьяна или тонкой белой мягкой кожи.

Как интерпретировали. Сегодня чувяки — это по сути любые туфли с круглым носом на низком каблуке. Сюда можно отнести кожаные и матерчатые балетки и даже некоторые модели лоферов. Поэтому можно утверждать, что чувяки присутствуют в коллекциях многих мировых дизайнеров и носят их практически все звезды. Необычные чувяки в 2015 году представили Saint Laurent: отсутствие каблука компенсировали тысячами страз и необычной двойной застежкой.

Как носят сейчас. Современный стиль предполагает, что обувь, прообразом которой выступают чувяки, можно носить с любой летней одеждой, кроме пляжной. Такая обувь отлично выглядит и с прямыми, и со свободными платьями, и с длинными юбками, и с короткими сарафанами.

Национальный узор

Как выглядит. Регионы Кавказа славятся великолепными национальными орнаментами с необычными композиционными и цветовыми решениями. В основе орнамента дагестанских ковров, например, лежат геометрические изображения древних символов, условные силуэты животных и птиц.

Кто носил. Женщины и мужчины. Рисунки и орнаменты всегда украшали не только национальную одежду и обувь народов Кавказа, но и предметы быта. Золотое шитье и вышивка предназначались для праздничной одежды, однако орнамент присутствовал и на повседневных вещах, и на одежде военного толка.

Платки «Всадники Кавказа» от Hermès

Как интерпретировали. Прекрасный пример — проект компании Hermès. В 2015 году марка выпустила ограниченным тиражом платок-каре по мотивам черкесской культуры. Платок вышел в 12 цветовых решениях под названием «Всадники Кавказа». На каре можно увидеть не только национальный орнамент, но и сюжеты военного и повседневного толка: в рисунках сплетаются узоры, кинжалы, пояса, седла, шлемы, подковы и золотые головные уборы.

Как носят сейчас. Мало какая коллекция современных дизайнеров обходится без обращения к национальным узорам или этническим принтам. Гардероб ни одной девушки, увлекающейся модой, не остается без вещей такого рода. Вопрос лишь в умелом сочетании. Яркие вещи с национальными принтами лучше выбирать простого кроя и сочетать с лаконичными современными аксессуарами.

Анна Николаева, Кристина Тоноян

ЭТО НЕ ПРОСТО ШАПКА.: picturehistory — LiveJournal



И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка
Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины».

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Виды папах


Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.
Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска.
С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.


Алексей Рудевич

ТАКЖЕ:
История американского «бомбера».
Шотландский тартан: история в клеточку.
Десантные шлемы парашютистов Luftwaffe.
История польской «Конфедератки»

Кавказский Узел | Про Хабиба, женщин и папахи…

Про Хабиба, женщин и папахи…

20:29, 09 сентября 2019

Хабиб на церемонии награждения после боя с Дастином Порье произнес речь, которая задела некоторых женщин на Кавказе. Женщины остро отреагировали в социальных сетях, назвав Хабиба сексистом и фрейдистом, а сегодня уже флешмоб – фото женщин в папахах – набирает обороты.

Об этом КУ написал следующее. https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/340002/

Для меня вся эта история делится на 3 части: про Хабиба; про папаху; про то, в каких случаях женщины на Северном Кавказе носили мужскую одежду. 

Про Хабиба. Хабиб, безусловно, выдающийся и уже вошедший в историю спортсмен. Он имеет колоссальное влияние на миллионы людей. В ближайшие 1-2 года мы будем наблюдать политизацию всего, что связано с Хабибом и с силовыми видами спорта на Кавказе. Мы наблюдали это и раньше, но теперь этот процесс пойдет совсем в других границах. Вернее, это будет трансграничный процесс. То, с каким достоинством Хабиб заявляет о Северном Кавказе, о своей культуре и идентичности, достойно уважения. Но когда он пытается быть духовным лидером и выходить за рамки профессии, это у него получается не всегда так блестяще, как биться  в октагоне. 

Триумфатор в Абу-Даби был немного косноязычен, но все же, как мне кажется, он не собирался задевать, унижать женщин, тем более «показывать им свое место». Не допускаю мысли, что он как человек, воспитанный на традиционной культуре, не знает, что значит «честь женщины» у народов Кавказа – сколько фольклорных текстов об этом; сколько кровных поединков даже в начале ХХ века было устроено из-за того, что была задета честь женщины!

«Если надел папаху, то должен ей соответствовать, не урони свою честь и достоинство. Женщины у нас традиционно не носят папаху, потому что папаха (как, например, кинжал или пояс для черкески) – это исключительно мужской атрибут», — при «расшифровке» текст Хабиба я прочла именно так.

Про папаху. Папаха на Северном Кавказе – целая Вселенная. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать  – ведь папаха не позволяла склонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле. С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, за исключением только одного случая: папаху можно снять, когда просишь о прощении кровников.

Администрация Кубанской области, понимая, что горцы не примут обычай снимать головной убор в помещении, в конце XIX века издала специальное распоряжение, разрешающее горцам находиться в помещении в папахах.

В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.

Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек снял и оставил где-то папаху, ни в коем случае нельзя ее трогать и перемещать в другое место.

Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье,  что, отправляясь в театр, известный азербайджанский  композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Носили ли женщины на Северном Кавказе мужскую одежду? Да, носили. В исключительных случаях, на свадьбах или при участии в определенных обрядах. В антропологии это называется «обрядовое ряжение». Впрочем, не только женщины переодевались в мужчин, но и мужчины в женщин.

Например, этнограф Вилен Уарзиати писал, что «в Центральной Осетии —  в Урстуал, Хъудыгом, Тырсыгом — на свадьбах девочки 12–15 лет надевали мужскую одежду, приклеив усы и надвинув на лоб шапки. В таком виде они появлялись вечером к концу свадебного застолья». Меняя голоса, они представлялись как гости соседнего ущелья и подшучивали над мужчинами, уже бывшими навеселе.  

В Дагестане на свадьбах ( с. Бацада, с.Ругуджа) были постоянные персонажи – ряженые. Ряжеными могли быть мужчины и женщины, юноши и девушки. Иногда женщина рядилась в мужскую одежду и приделывала усы, или, наоборот, мужчина переодевался в женщину. Ряженые шутили, бросались в толпу мукой и золой, пачкались сажей. На их шутки было не принято обижаться.

 В с. Ругуджа во время свадьбы женщина переодевалась в мужскую одежду и танцевала «мужской танец» (чирисани).

На свадьбе у даргинцев женщинами-ряжеными обычно бывали сестры, золовки или тети жениха в возрасте от 25 до 40 лет. Они переодевались в мужскую одежду, приделывали усы, крепили к поясу кинжал. Лицо мазали сажей или накладывали на него маску из теста.

 Руслан Сефербеков, этнограф из Дагестана, считает, что к таким ритуальным переодеваниям «прибегали для усиления смехового компонента ритуальной обрядности. В то же время переодевание являлось реакцией на жесткую регламентацию гендерных ролей в традиционном горском обществе».

Женщина могла надеть мужскую одежду не только чтобы повеселить публику на свадьбах, но и в более серьезных случаях. У абхазов женщины, если погибали мужчины, переодевались в мужскую одежду и мстили. В редких случаях женщина становилась абреком и переодевалась в мужскую одежду. Например, историк Аслан Мирзоев сообщает:

«В истории Кабарды известен редкий случай, когда женщина стала абреком. Ее звали Зурумхан Шогенова, и ее деятельность относится к концу XIX– началу XX века. Зурумхан родилась в мало-кабардинском селении Къаншуей (ныне Нижний Курп) в семье простого крестьянина. Когда отец умер, её мать с четырьмя детьми переехала к своему брату Батырбеку Налоеву. С юных лет Зурумхан одевалась  как мужчина, носила оружие, ездила верхом, а потом стала сообщницей абреков, вместе с которыми вела разбойничью жизнь. К началу гражданской войны ей было около 40 лет. Разбой ей начал приедаться, она стала подумывать о семейной жизни. Вскоре вышла замуж за чеченца, а в 1944 г., когда депортировали чеченцев, она не бросила мужа и уехала со всеми в Среднюю Азию. После смерти супруга вернулась в Кабардино-Балкарию и служила ночным сторожем на Аргуданской МТС».

То есть Хабиб-то не совсем прав. Для женщин на Кавказе папаха вполне возможна. И еще как!

Легендарная Таймасха Гехинская, чеченка, 10 лет командовала отрядом в период Кавказской войны.

Кавказский Узел | Дагестанки ответили флешмобом на слова Хабиба о ношении папахи

Слова чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова о том, что папаху на Кавказе могут носить только мужчины, потому что у них есть честь, вызвали критику в Facebook. Уже не менее 18 женщин приняли участие в флешмобе, выложив свои фотографии в папахах.

Как писал «Кавказский узел», 7 сентября Хабиб Нурмагомедов победил в Объединенных Арабских Эмиратах американца Дастина Порье и защитил титул чемпиона Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в легкой весовой категории (до 70,3 кг). Победа над 30-летним Порье стала 12-й для Нурмагомедова в UFC, всего спортсмен провел 28 боев по правилам смешанных единоборств, одержав победы во всех.

После победы над Порье Хабиб Нурмагомедов поблагодарил болельщиков, выделив тех, кто пришел смотреть бой в папахе. «Вижу много папах, потому что это культура не только Дагестана, не только Чечни и Ингушетии — всего Северного Кавказа. Там, где я вырос, в горах, мы носим папахи. Но не потому, что можем носить их. Для этого нужна честь, ты должен быть мужчиной. Только настоящие мужчины носят папахи — женщины папахи у нас не носят», — процитировал сегодня бойца «Просто про спорт».

«В ФБ запущен флешмоб. Женщины выставляют свои фото в папахах», — говорится в сообщении, отправленном сегодня на sms-сервис «Кавказского узла».

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram — на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Инициатором флешмоба стала махачкалинка Наталья Савельева. В сегодняшней публикации на своей странице в Facebook она призвала отреагировать на слова Хабиба Нурмагомедова о папахах, и первой разместила собственное фото в папахе.

По состоянию на 22.40 мск 8 сентября 13 женщин-комментаторов публикации Савельевой разместили свои фотографии в папахах. «Ай мущщина такая!!!» — прокомментировала публикацию Натальи Савельевой Олеся Деревянко. «Мы, мужчинки, всегда носим папахи», — добавила Амина Шахтаманова.

На своей странице в Facebook к флешмобу присоединились дагестанская активистка Светлана Анохина и Ирина Костерина, которая предложила для флешмоба хештеги #женщинавпапахе и #нехабиб. К 22.40 мск 8 сентября в комментариях к публикации Костериной появилось еще два фото женщин в папахах. Таким образом, число участниц флешмоба достигло не менее чем 18.

«Он (Хабиб Нурмагомедов. — Прим. «Кавказского узла») скорее себе хуже сделал, приравняв честь к наличию пениса. фрейдист!» — написала Ирина Костерина в комментариях к своей фотографии в папахе.

Скриншот публикации Светланы Анохиной в рамках флешмоба, https://www.facebook.com/mk.ksana/posts/10206543221816335

Публикация Савельевой к 22.40 мск 8 сентября набрала 88 «лайков» и 54 комментария, а публикация Анохиной — 115 «лайков» и 27 комментариев.

Отметим, что боец ММА Хабиб Нурмагомедов приобрел огромную популярность в Дагестане. В 2018 году он стал одним из инициаторов «борьбы за нравственность» в республике. В частности, спортсмен подверг резкой критике показанный в Махачкале спектакль «Охота на мужчин». Из-за критики и «неспокойной обстановки» в Дагестане выступления в республике отменили рэперы MC Doni, Егор Крид, Элджей, а также Стас Михайлов, говорится в справке «Кавказского узла» «Борцы за нравственность пришли в ночные клубы Дагестана».

На «Кавказском узле» опубликована биография Хабиба Нурмагомедова, получившего среди спортсменов прозвище «Орел».

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о