Женщины в хиджабе – Мусульманские женщины рассказали, зачем на самом деле они носят хиджаб

Женщины в хиджабе – Мусульманские женщины рассказали, зачем на самом деле они носят хиджаб

03.11.2020

Содержание

Законы шариата для женщины. Список обязанностей мусульманок в Шариате

законы шариата для женщин

Нет ни одной темы, связанной с Исламом, которая настолько бы интересовала общество и настолько была опутана стереотипами, как законы шариата для женщины. О том, какова разница в правах мужчины и женщины в мусульманских странах, каковы законы шариата относительно мусульманок и на что они имеют или не имеют право по закону, задавалось немало вопросов и дано немало ответов, в том числе и относительно того, какими правами обладает мусульманка, и чем ее права отличаются от прав мужчин, насколько ущемляются и ущемляются ли они в своих правах.

Шариат предусматривает в области прав и в области обязанностей между мужчинами и женщинами значительные различия. Эта разница ярко выражена в законах о браке, разводе, какую одежду должна мусульманка носить, о юридическом статусе или образовании, законах наследования и управления.

Женщины c приходом Ислама

В доисламский период в Аравии женщины находились в незавидном положении. Историки упоминают среди прочих такие факты, как умерщвление девочек-младенцев собственными родителями, которые не могли их прокормить по причине своей бедности.

С приходом Ислама структура арабского общества значительно изменилась: гендерные роли претерпели существенное реформирование. Как свидетельствуют ученые, с приходом Ислама положение женщин в обществе существенно улучшилось. Законы Шариата предоставляли им гораздо больше прав выбрать свой путь, нежели законы в некоторых европейских странах в тот период. В качестве примера приводится то, что французский закон ограничивал женщин в правоспособности вплоть до второй половины двадцатого века. Еще один пример – необходимость по закону получения согласия женщины на «брак», которое в исламском праве считают обязательным, но не являлось таковым в ряде законов европейских стран. По Шариату брак представлял собой своего рода «договор». В Шариате также женщины наделялись правом наследования, а это право до принятия Ислама давалось только мужчинам.

Рассуждая о положении женщины в мусульманских странах, авторитетный ученый Аннемари Шиммель отмечал, что, если сравнивать ее положение в Исламе с ее положением в период до принятия Ислама, то видно, что прогресс в улучшении социального положения был огромен: на это указывается и тот факт, что мусульманка по Шариату наделялась правом управлять сама своим богатством.

Рассматривая деятельность Пророка Мухаммада ﷺ с точки зрения исторического контекста времени, в котором он жил, ученые определяют Пророка Мухаммада ﷺ как деятеля, который не только действовал в интересах мусульманских женщин, но и постарался улучшить их социальное положение, добившись предоставления им основных правовых гарантий. Как отмечает исследователь Д. Эспозито, Пророк Мухаммад ﷺ добился предоставления им привилегий и прав как в области образования и связей экономических, так и в законах о семье и браке.

Список прав и обязанностей

В Коране сказано, что мужчины для жен являются их попечителями, и именно с этим связано то преимущество, что дано Аллахом мужчинам перед женами, а также с тем, что они «расходуют из своего имущества». Мусульманская традиция требует полного подчинения жены мужу, а основную роль жены рассматривает как посвящение себя семье. Роль же мужчины-мусульманина Аллах обозначил в том, чтобы обеспечивать семью финансово. Если же жена того пожелает, то она имеет право по Шариату получить образование, и начать работать, но только в том случае, если на то даст согласие ее опекун.

Ношение закрытой одежды

С одеждой связано также множество вопросов. Коран гласит, что мусульманские женщины должны опускать взоры и оберегать свои половые органы. «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают

». На основании этого отрывка из текста Корана закон Шариата выдвигает к женщине требование носить хиджаб.

Образование

Многие учебные заведения самим фактом своего основания обязаны исламским женщинам. Фатима аль-Фихри сыграла немаловажную роль при основании в 859 году университета Аль-Карауин. О том, что в мире Ислама для женщин открывались широкие возможности для образования, говорил еще в двенадцатом веке ибн Асакир, утверждая, что его современницы не просто могли учиться, но и защищать академическую степень, становиться преподавателями или учеными.

Большим вдохновением для женщин в мусульманских странах всегда являлись жены Пророка Мухаммада ﷺ: его жена Хадиджа была успешным предпринимателем, его жена Айша была известной ученой, знатоком хадисов. Мухаммад ﷺ хвалил женщин из Медины за то, что им не помешала скромность о своей вере узнать.

Были мужчины, которые относились с неодобрением к женскому образованию: к таким мусульманским мужчинам относился, Мухаммад ибн аль-Хадж. Биографический словарь из двадцати томов о мусульманских женщинах-ученых был написан аль-Шакхави в пятнадцатом веке: в этом словаре рассказываются биографические данные о 1075 мусульманках.

В России и других мусульманских странах мира в данное время открыто много женских медресе, в которых женщина может получить религиозное и религиозно-светское образование.

Финансовые обязательства

Законы Шариата предполагают наличие у мусульманки права на личное имущество. Финансовых обязательств у нее нет, она не несет финансовые обязательства по содержанию семьи, как мужчина мусульманин, поэтому и некоторых прав в области финансов у мужчины гораздо больше. Но исторически по закону право собственности всегда было у женщин в мусульманских странах.

Работа и карьера

Законы Шариата дают право мусульманке избрать свой профессиональный путь, но для этого необходимо соблюсти ряд условий: она может работать, если род ее занятий не будет требовать от нее необходимости оставаться с мужчинами наедине. Также работа ее не должна мешать ее основной обязанности – заботе о детях. Важным условием для образования и трудоустройства является то, чтобы в образовательном учреждении, где будет учиться женщина, или в спортивном центре, где она будет заниматься, а также в учреждении, где она будет работать, работали и учились преимущественно женщины.

Существуют на сегодняшний день некоторые ограничения относительно того, кем может работать женщина-юрист и в каком направлении осуществлять свою юридическую профессиональную деятельность. Ряд исламских школ не дает разрешение на то, чтобы мусульманка занимала должность судьи. А по ханафитскому фикху ей запрещается только работать в уголовном суде и вести гражданские дела. Связано это с тем, чтобы не допустить ведения ею дел, которые могут отличаться жестокостью, кровавостью, криминальных и опасных.

Женщины в своих правах в некоторых мусульманских странах до сих пор подвергаются дискриминации в своих правах в области работы и образования. Если сравнивать статистические данные, то в Пакистане экономически активными являются 16 %, а в Индонезии уже 52 % ведут активный образ жизни в этих областях. Те средства, что зарабатывает мусульманка собственным трудом, принадлежат ей и являются ее собственностью, и она может сама распоряжаться своим заработком так, как посчитает нужным. Мужчина же обязан тратить средства, заработанные им, на содержание своей семьи.

Исламский халифат позволял женщинам активно участвовать в экономической деятельности и пробовать свои силы в профессии, которых для них открывался широкий диапазон. Очень много из них работало в больницах.

Есть упоминания о высказывании ибн Рушда, который еще в двенадцатом веке говорил о том, что у мужчин и у женщин права равные и возможности одинаковые. Но половая сегрегация в некоторых мусульманских странах все-таки наблюдалась. Особенно ярко это проявлялось в общественно-производственной сфере, где профессии подразделялись на женские и мужские, а уровень занятости жен был существенно ниже, чем у мужей. С законами Ислама такая поведенческая модель была связана косвенно, поскольку для мусульманских семей характерна многодетность при запрете на прерывание беременности, что создает определенные препятствия для возможности жене строить успешно свою карьеру.

Для мусульман многодетная семья – ориентир и эталон, и в соответствие с этим мужчины и женщины планируют свою жизнь, выбирая профессию, которая не мешала бы отдавать основные силы именно семье и детям, а не карьере и работе.

Замужество и семья

Относительно принудительных браков, он не может быть действительным в соответствие с Шариатом. Мусульманка может вступить в брак только с мужчиной-мусульманином, поскольку мужчина-немусульманин может своим детям как глава семьи подавать плохой пример, ведь дети могут стать иноверцами, если отец иноверец, а мать – мусульманка, поскольку будут воспитываться по традициям иноверцев.

Но в Коране мужчинам-мусульманам позволяется брать в жены девушек, принадлежащих к «людям Писания», то есть иудеек или христианок. Это запретным не является, но с определёнными условиями.

Говоря о вопросах многоженства, мусульманским мужчинам до четырех жен иметь можно, но жена, как отмечают некоторые исламские богословы, имеет право внести в брачный контракт условие, которым запретить мужу брать себе вторую, третью и четвертую жену, если она не даст на то согласия.

Брачный контракт

О брачном контракте в мусульманских странах не только в связи с многоженством следует сказать отдельно. Мусульманский брачный контракт – это договор, который предполагает, что каждый из супругов берет на себя ряд обязательств при вступлении в брак, и несет ответственность за выполнение этих обязательств. У брачного мусульманского контракта есть ряд наиболее важных норм, а именно:

  • каждый из супругов обязан выполнять условия контракта и сохранять устойчивость супружества,
  • между обеими сторонами устанавливается наследство,
  • супруги имеют право наслаждаться друг другом,
  • независимо от контракта мужчина должен выплатить махр, то есть свадебный подарок, а также взять на себя обязанности по содержанию жены в любой форме, включая жилье, одежду, пищу и прочее,
  • жена обязана утвердить право на свое воспитание за мужем, поскольку он – глава семьи. Жена обязана во всем подчиняться мужу, кроме того, что может противоречить Шариату, быть к его дому привязанной и без разрешения мужа из дома не выходить,
  • жена не имеет права запретить мужу ею наслаждаться, если на то нет уважительной причины, такой, как месячные.

Отношение законов Шариата к семейной жизни основывается на положениях Корана, который рассматривает любовь между женщиной и мужчиной как Божественное знамение. Аллах приветствует между мужем и женой гармоничные отношения, приветствует стремление со стороны и мужа, и жены взаимно удовлетворять не только сексуальные, но и другие потребности. По исламу мужья должны проявлять к своим женам доброту, а жены обязаны быть во всем послушны своим мужьям, кроме совершения греховных поступков описываемых в Шариате. Жена-мусульманка обязана не отказывать своему мужу в половых отношениях (за исключением менструаций или болезни), а также держать в сохранности имущество и секреты мужа, не расточительствуя в его деньгах, не приводить в дом мужа тех, кого он не хочет видеть. По шариату на женщине не лежит обязанностей в зарабатывании средств к пропитанию. Аллах через Коран учит, чтобы в семейных спорах муж мусульманин и жена-мусульманка стремились к взаимному соглашению.

Относительно правовых вопросов, касающихся мусульманок, в традициях некоторых мусульманских народов существует такое понятие, как «Убийство чести». Профессор Фельдман утверждает, что в ряде ближневосточных стран такое явление все еще встречается и осуждается Исламом. Под этим понятием подразумеваются убийства тех, которые покрывают позором весь свой род. Такие убийства встречаются не только в мусульманских странах. По утверждению некоторых мусульманских ученых, такие убийства – это всего лишь часть традиции, не имеющей ничего общего с законами Ислама.

Согласно данным, опубликованным в отчете Организации защиты прав иранских и курдских женщин, на 2010 год было избито, изувечено, похищено, облито кислотой и убито 2829 молодых мусульманок в Великобритании. Преимущественно это были британки родом из Бангладеш, Пакистана и Индии. В большинстве случаев причиной таких убийств было сопротивление тем насильственным бракам, которые были заключены решением семей. Нападению подвергались те, которые заводили себе интимного друга, были изнасилованы и даже те, которые проявили смелость и первыми заговорили с мужчинами. Также такой участи подвергались те, которые проявили склонность к однополым любовным отношениям. В Великобритании для борьбы с подобным беззаконием даже создали специальное подразделение, задачей которого была борьба в такими «защитниками чести семьи».

Религиозные обязанности

В плане религиозной жизни разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу в Исламе нет: за добрые поступки награда будет одинаковой, как и наказание за грехи. В ряде мусульманских стран женщины в мечеть имеют свободный доступ, но в некоторых странах – не имеют. Для посещения женщиной мечети существуют определенные правила. И если только мужчина мусульманин имеет право быть имамом, то мусульманка может стать имамом перед другими женщинами.

Реализовать себя как учитель-наставница в религиозной сфере имеют право мусульманки в большинстве мусульманских стран: им можно обучать женщин и детей на дому или работать в специальных школах, где могут учить детей чтению текстов Корана на арабском языке, а также многим простым молитвам Аллаху бытового характера. По своему статусу они приравниваются к мулле.

Законы в мусульманских странах для женщин

Мусульманские женщины в своих правах в различных исламских странах различаются незначительно, но различаются.

  • В Египте есть закон, по которому мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, поскольку будет обвинена в вероотступничестве: дети от такого брака отдаются под опеку мужчине мусульманину.
  • В Ираке на момент 2010 года не было ни одной женщины-политика. В этой стране, чтобы женщине получить паспорт, ей было необходимо разрешения мужчины-родственника.
  • В Саудовской Аравии до недавнего времени женщина не имела права водить автомобиль, а также не имеет права выйти замуж без получения разрешения на то мужчины-родственника, получить образование, а также лечиться или путешествовать. В этом государстве только в 2012 году мусульманки получили право работать на так называемых «женских» работах.
  • В Йемене нет ограничения по возрасту для вступления в брак: в этом государстве примерно четвертая часть всех девушек выходит замуж еще до пятнадцати лет. А в Судане ограничение брачного возраста составляет десять лет.
  • В Ливане законодательство позволяет женщинам проявить себя в политике: первая женщина-политик появилась там в 2004 году. Если мусульманка выходит замуж за иностранца, то ее дети не получат гражданства этой страны. В Палестине женщинам участвовать в голосовании был разрешено только в 1996 году.
  • Бахрейн предоставил женщинам своей страны политические права только в 2002 году. На суде слова свидетельницы, учитываются в два раза меньше, чем показания мужчины-свидетеля. Законодательство Мавритании предусматривает, что если кто-то повторно выходит замуж, то она может утратить над детьми от первого брака право опеки.
  • Объединенные Арабские Эмираты дали законное право своим женщинам стать судьей только в 2008 году. В этом государстве мусульманка не может выходить замуж за иноверцев, а та, которая родит вне брака, может быть депортирована из страны. В этом государстве работают всего 14 % женщин.
  • В Алжире уголовное наказание за сексуальное домогательство было введено только в 2012 году, и не преследуется изнасилование в браке.
  • В Тунисе мусульманкам разрешено совершать аборты, а с 2002 года вышедшие замуж за иностранцев, могут оформлять гражданство своим супругам, а также детям, родившимся от этого брака.
  • В Катаре мусульманка может получить права, только имея на это согласие своего мужа. В Иордании мусульманки по закону могут получать паспорта без согласия на то их мужей только с 2003 года. В этом государстве им принадлежит только 17 % имущества. Избирательные права были даны в Кувейте только с 2005 года.
  • В государстве Оман в государственном парламенте у женщин — 1,2 % мест, а наследовать имущество они имеют права только меньше в два раза, чем мужчины. В этой стране мужчина имеет законное право развестись по желанию, а жена может развестись только по одной из восьми причин, представленных в официальном списке. Всего 29 % женщин Омана работают.

Среди мусульманок немало таких, которые добились высот в профессии, политической и общественной деятельности, а также, чьи имена вошли в историю, как имена самых значительных и влиятельных личностей своего времени. К ним относятся жена фараона Асия, которая воспитала Пророка Мусу, царица Савская Балькис, жены Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа, принявшая от своего мужа Ислам первой из всех людей, Аиша, а также дочь Пророка Мухаммада ﷺ Фатима Захра, которую называют «предводительницей женщин Рая» и многие другие. Сумели сказать свое слово в политике такие персоны, как правительницы Йемена Сулайхиды Малика Асма и Малика Арва, премьер-министр Индонезии Мегавати Сукарнопутри, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, глава правительства Турции, и Шейх Хасина и Халеда Зиа – политические деятели Бангладеша.

Возможно вам будет интересно почитать:

Делают ли женщинам-мусульманкам обрезание и зачем?

Девушка в хиджабе Вхиджабе حجاب‎‎. хиджаб

девушка в хиджабе

Ношение вуали довольно спорный вопрос, вызывающий множество дискуссий, волны протестов на Западе и в некоторых районах Востока. Феминистки критикуют вуаль, утверждая, что она усиливает подчинение женщин мужчинам.

Не могли бы вы сделать небольшое одолжение, в следующий раз, когда увидите мусульманку в хиджабе, подойдите к ней и спросите, вынуждена она его носить или это ее собственный выбор. Вы будете удивлены, так как каждая женщина, которую вы спросите, ответит, что хиджаб она носит, потому что сама этого хочет, а не по принуждению.

Довольно тяжело рассуждать на эту тему, так как следует подробно проанализировать когда, почему и что было ниспослано, как это было принято людьми, исповедующими ислам, и, несомненно, выяснить причины, почему ношение вуали вызывает такие горячие споры на Западе.

Попытаемся найти ответы и опровергнуть распространенные заблуждения о вуали. Смиренная к вам просьба быть готовыми воспринять все то, что может показаться необычным на первый взгляд и отнестись к этой довольно длинной статье терпеливо. Когда в обществе твориться что-то непонятное, ищут виноватых в этом людей; хочется верить, что интеллигентные и образованные люди готовы пойти на многое, чтобы самим лично прийти к определенному мнению, а не опираться на чужое искаженное восприятие мира.

Популярное западное мнение по поводу того, что вуаль является символом угнетения мусульманских женщин абсолютно неверно и любому, кто хочет узнать правду, почему женщина выбирает для себя носить вуаль, не следует спрашивать никого и не верить ничему, кроме как самих этих женщин. Ведь только они смогут сказать, почему они выбрали для себя носить  вуаль и покрывать свое тело.

Знаете, вы также можете спросить христианскую монахиню, почему она так выглядит, почему она одевается скромно.

Наряд монахини считается как обычай. А ведь все монахини носят вуаль, которая покрывает их волосы и их дресс-код не сильно отличается от того, что носят мусульманки. Тогда почему так много дискуссий на тему ношения мусульманкой вуали (дискуссии сами по себе не являются чем-то плохим, но споры и диспуты, имеющие негативный смысл, обычно приводят к клевете и разногласиям между людьми)? В этом можно обвинить СМИ и политиков, которые усиленно навязывают мнение немусульманам, а сейчас даже и мусульманам, что женщина, которая носит вуаль, порабощена и вынуждена так жить.

Давайте взглянем на девушку-христианку, которую знает каждый, ну или хотя бы слышал о ней, и посмотрим, что она обычно носила.

Мать Тереза – лауреат Нобелевской премии мира в 1979 году известная во всем мире за свою гуманитарную деятельность всегда одевалась скромно в соответствии со своей верой. Многие монахини, набожные христианки и еврейки со всего мира предпочитали одеваться скромно и носить вуаль.

Библия и Тора призывают женщин одеваться скромно, в том числе и носить вуаль. Особой разницы между вуалью, которую носят христианки, еврейки и тем, что носят мусульманки, нет. Искренне удивляет присутствие споров, когда речь идет о том, что мусульманки носят вуаль и, как предполагают западные СМИ, они чувствуют себя угнетенными, а мусульманские мужчины относятся к своим матерям, женам, сестрам и дочерям как к людям второго сорта.

Вопрос дресс-кода

В сегодняшнем свободном мире вполне одобряется, когда женщина одевается по последнему писку моды, моды, которая с каждым годом намеренно демонстрирует очередную часть женского тела для всеобщего обозрения.

Революция юбки

Мы наблюдали взлеты и падения мини-юбки и можем себе представить, насколько она притягивает внимание мужчин, стало быть, это отличная вещь для тех, кто жаждет привлечь к себе внимание.  Популярность микро-юбок и женщин, которые их носят, просто поражают.

На протяжении десятилетий сменилась не одна мода и с момента, так называемого, освобождения женщин в высокую моду попали томный взгляд, брюки, прозрачная одежда, топлесс и ряд других предметов одежды, которые предназначены для того, что отобразить и подчеркнуть интимные части женского тела.

Аналогичная тенденция наблюдается и в мужской моде, речь идет об обтягивающей кожаной одежде. Дизайнеры мужской одежды, кажется, пока приостановили свою деятельность, ведь мужчины в отличие от женщин достаточно свободны, чтобы принять топлесс или прозрачные брюки.

Современная одежда демонстрирует фигуру, в то время как «исламский дресс-код» призван скрыть фигуру, по крайне мере, на публике. 

По этой причине, выходя из дома, мусульманка обязана надевать одежду, которая покрывает ее  тело с головы до ног и не демонстрирует фигуру.

Требование к скромному поведению предъявляется не только для женщин, ведь в Коране Аллах (Свят он и Велик) повелевает:

«Скажи [о Мухаммад] истинно уверовавшим в Бога мужчинам, чтоб опускали они взоры свои и охраняли плоть свою [от грехов]. [Поступать] так — наиболее благонравно для них. Господь же сведущ о том, что они совершают. И скажи женщинам, истинно верующим в Бога, чтоб опускали они взоры свои и охраняли плоть свою [от грехов]. И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают шаль на грудь. И пусть не выставляют красоту свою, кроме как для мужей своих…» (Св. Коран, 24:30, 31). 

Ключ

Хиджаб – это Тахара (Очищение) для верующих мужчин и женщин, поскольку он бережет нас от страстей.

Ношение хиджаба – это акт повиновения Аллаху (Свят он и Велик) и его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Верность хиджабу – проявление целомудрия и скромности.

Положение женщины основательно рассмотрено в мусульманском праве (досадно, что СМИ сообщают миру только о негативных сторонах его применения и толкования мужчинами). Одна из наиболее обсуждаемых тем – хиджаб по отношению к женщине. Ограничения (я бы поспорил, что слово “ограничение” имеет негативный смысл и должно приводить мужчин к мысли, что принуждение и запугивание – это нормально,  в то время как Аллах (Свят он и Велик) никого не принуждает верить или повиноваться), касающиеся одежды и демонстрации красоты, служат исключительно цели защитить ее от пороков (от совращения с пути истинного), которые проистекают из выставления напоказ ослепительной красоты женщин.

Установленные исламом правила, исполнения которых он требует от верующих, – не ограничение свободы женщины, но надежная защита ее и общества от падения на нижайшие ступени морали, что мы можем наблюдать в современном освобожденном обществе. Женщин принуждают к незаконной и аморальной профессии, некоторые из финансовых соображений с легкостью соглашаются на работу в этой сфере, пытаясь отвлечь внимание от безнравственности своих действий, говоря, что это настоящая работа, она им нравится, хорошо оплачивается и т.д.

Нельзя отрицать, что хиджаб – неотъемлемая часть скромности и стыда, которые оберегают женщину или мужчину от впадения в соблазны зла. Большинство людей оправдывают свой проступок несоблюдения хиджаба, заявляя, что надетое снаружи не имеет значения, а важным считается то, что внутри (в сердце). Как же скудоумны люди, прикрывающиеся такими отговорками, они не осознают, что настанет день, когда самой красоты, которую кто-либо старается показать, не останется, любая причина для неношения хиджаба будет безосновательной, и он будет призван заплатить за неповиновение воле Аллаха (Свят он и Велик).

Только подумайте о количестве семей, разрушенных из-за служебных романов одного из супругов (и вызван этот роман не кем-то, носящим хиджаб, но вероятней всего, кем-то, кто щеголял своей красотой, а мы все хорошо знаем, что мужчин всегда привлекают красивые женщины).

Что есть хиджаб?

Для женщины хиджаб – это покрывание головы, что означает накрывать все волосы начиная со лба через уши, а также шею. Хиджаб – часть требуемой одежды мусульманки. Также существуют такие дополнения, как джильбаб и никаб.

Цель хиджаба – оберегать благопристойность и личность мусульманки. Это упомянуто в суре аль-Ахзаб, 33:59: “О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный”.

Многие женщины, носящие хиджаб, находят его антидискриминационным. Они не тратят время, пытаясь получить одобрение противоположного пола или друзей, кроме того, взаимодействуя с миром в целом, эти женщины видят, что люди ценят их за ум и личные достижения, а не за сексуальную привлекательность.

Одна из сестер, недавно перешедшая в ислам и начавшая носить хиджаб, сказала, что чувствует защиту и успокоение. Она более уважаема, люди действительно слушают ее, а не разговаривают с ее грудью. Сегодня многие мусульманки хотят надевать хиджаб, но очень боятся этого из-за негативного освещения в СМИ. Многих беспокоит, что люди могут подумать или сказать им.

Мы должны помнить, что Аллах (Свят он и Велик) вездесущ; не следуя Его указаниям, мы впадаем в непослушание, и тогда каков шанс войти в рай в загробной жизни? (Не обманывайте себя мыслями, что жизнь в этом мире – это конец). Будучи мусульманами, мы следуем учению ислама, а это значит покорность воле Аллаха и выполнение его приказаний.

Хиджаб – символ набожности для каждой мусульманской женщины, в точности как для монахини, покрывающей голову. Полуобнаженность создает впечатление, что девушка готова подпустить к себе любого мужчину. Хиджаб – это утверждение, которое гласит: “Я запретна для тебя”, так что мужчина не должен рассматривать женщину в хиджабе как объект вожделения или сексуальной привлекательности. Хиджаб является барьером для разума между мужчиной и женщиной, которые незнакомы или не женаты друг на друге.

Ислам не угнетает женщин, а дает им настоящее освобождение, снимает с них оковы, созданные мужчинами в современном обществе. Можете не верить мне, просто спросите мусульманку, что она думает о ношении хиджаба.

Перевод Раушания Гафиева

девушка в хиджабе

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Mavi RU

На день хиджаба. 10 рассказов женщин о своем головном платке

1 февраля – Всемирный день хиджаба. С арабского это слово переводится как «покрывало». Хиджабом принято называть платок, который покрывает голову женщины. В некоторых мусульманских странах им покрывают лишь голову, в других – и лицо тоже.

Одежда, скрывающая голову, лицо и все тело женщины, обязательна в Афганистане (бурка), Саудовской Аравии (никаб), Иране (чадра).

В 1925 году Турция стала первой мусульманской страной, которая официально запретила носить женщинам хиджаб. В 2008 году этот запрет отменили.

В восьми странах ЕС – Австрии, Бельгии, Болгарии, Дании, Франции, Германии, Италии и Испании – приняты законы, запрещающие в определенных местах носить головные уборы и элементы одежды, закрывающие лицо.

В Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Азербайджане хиджабы запрещены в школах. В Минобразования России публично высказывались против хиджабов в учебных заведениях. В Чечне, наоборот, приняли местный закон, закрепляющий право носить хиджаб во время учебы.

Мы спросили у женщин из стран бывшего СССР о жизни в хиджабе.

Марьям Алиева, Москва, Россия, 25 лет, блогерка

Что для вас значит хиджаб?

Помимо прямой обязанности как мусульманки, это лично моя история, мое согласие с волей Господа, проявление покорности ему, возможность выразить себя как мусульманскую женщину, свидетельство моей важности, моей ценности для Господа.

Когда вы впервые надели хиджаб?

Я надела хиджаб в 18 лет. Вообще девочка должна покрываться по достижении совершеннолетия, что в исламе равно возрасту наступления менструального цикла. Однако ислам я приняла только в 17 лет, до этого я была агностиком. Все были в шоке. Я была девочкой, которая зашла домой в рваных джинсах и с дредами на голове, а вышла в длинном платье и в хиджабе.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Я покрывалась в 2011 году, тогда можно было часто встретить агрессию в свой адрес из-за хиджаба. Был случай, когда пьяный мужчина набросился на меня и пытался сорвать платок. Но это скорее исключение.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

У меня две дочери. Я стараюсь воспитать их в любви к исламу, к Господу, к законам Господа. Если по достижении возраста совершеннолетия мои девочки не захотят надеть платок, это будет мое упущение. Значит, именно я не смогла донести до них значимость этого приказа Господа, и сетовать тут, думаю, буду только на себя.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Хиджаб достаточно плотно сейчас укрепился в мировой моде. Это целые коллекции для мусульманок от крупных дизайнеров. Например, Dolce&Gabbana. Также в моду сегодня вошли шапки-балаклавы. По сути, это тот же хиджаб.

Райяна Ольга Черных, Минск, Беларусь, 32 года, журналистка

Что для вас значит хиджаб?

Это моя обязанность перед Всевышним. В Коране Аллах сказал покрывать все тело, кроме кистей рук и лица. Поскольку я верю во Всевышнего Аллаха, верю в то, что все происходит по его воле, я ему доверяю и не могу его ослушаться.

Когда вы впервые надели хиджаб?

Я надела хиджаб через месяц после того, как приняла ислам. Мне было 24 года. Девочки в исламе должны надевать платок с началом менструации. Но некоторые девочки, глядя на мам, начинают надевать его раньше. Сестры моего мужа начали носить платок с восьми лет.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Родители и родственники относятся к этому нормально. Друзья думают, что я больная на голову, потому что не хочу носить мини, не хочу краситься и ходить по барам. Окружающие, особенно белорусы, реагируют очень негативно. Когда в 2012 году я вернулась из Польши в Беларусь, то ощутила на себе огромное количество негатива. Не просто со стороны людей на улице, а со стороны своих коллег-журналистов.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

Я бы решила, что это пробел в моем воспитании, поскольку родители дают детям пример для подражания. В моем окружении есть женщины, у которых девочки 12-13 лет уже носят никаб, потому что им это нравится.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Нет никакой моды на хиджабы. Главное правило хиджаба: он не должен облегать и просвечивать. Это касается не только платка, но и всей одежды. Если женщина надевает на голову платок, при этом носит обтягивающие джинсы и обтягивающую кофту, то никакого смысла в этом платке нет.

Салимат Алиомарова, Дагестан, Россия, 34 года, бизнес-тренерка

Что для вас значит хиджаб?

Это укрытие, наказ Всевышнего Аллаха, приказ Всевышнего, моя обязанность как мусульманки перед ним.

Когда вы впервые надели хиджаб?

Когда поехала в хадж. Это случилось совершенно неожиданно. Я жила совершенно светской жизнью в Москве, летала в командировки в Европу, работала в американской и немецкой страховых компаниях. Я была далека от образа жизни практикующей мусульманки. Делала намаз, но внешне выглядела совершенно по-другому.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Я работаю коучем бизнес-тренингов. В 2012 году я приехала из Москвы, где прожила 10 лет, в Махачкалу. И вдруг в одной крутой организации была объявлена хорошая вакансия. Для Махачкалы тех лет это было очень-очень редко. А я этим в Москве занималась. И меня пригласили туда на собеседование. Я не была тогда одета как-то ортодоксально. На мне был брючный костюм, платок был повязан по-деловому, достаточно хорошо выглядела. Первое собеседование прошло хорошо, на втором мы уже выработали целый HR-план организации, обо всем договорились с замом генерального. Через пару дней должен был прилететь генеральный, и окончательная встреча, утверждение вакансий должно было состояться с ним. Я ушла домой разрабатывать план. Через пару дней мне звонят, говорят: «Вы нам не подходите. Прилетел генеральный, увидел по видеозаписям, что вы в платке, сказал, что в его организации женщина в платке работать не будет». Я ответила, что мы живем в Махачкале, тут 90% женщин носят платки. Но они сказали, что это его принципиальная позиция. На этом мы расстались.

Была и комичная ситуация. У меня уже было двое детей. Я с ними очень уставала. Муж пришел с работы, я оставила ему детей, а сама вышла во двор. Села на скамейку за кустами, вытянула ноги и наслаждалась тишиной. В этот момент из-за угла вышла компания пьяных мужчин, явно настроенных на приключения. Увидели женские ноги, направились ко мне. По крайней мере, мозги поделать они мне точно собирались. В этот момент они сворачивают за угол, видят, что я в хиджабе, и такие: «О, сестра, отдыхаете, да? Ну, не будем мешать». И на цыпочках удалились.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

Я бы очень постаралась воспитать дочь в правильном вероубеждении, когда для нее хиджаб и послушание Господу будут приятными и желанными. Но если она решит, что не хочет, я не буду настаивать. Но напоминать не перестану, так как это моя обязанность.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Мне, матери четырех детей и активному человеку с двумя работами, совершенно не до фэшн-тенденций.

Айнура Умаева, Алма-Ата, Казахстан, управляющий партнер агентства коммуникаций «Тайный Советник»

Что для вас значит хиджаб?

Для меня хиджаб – важная часть моей религиозной системы координат. Это внешний манифест моей принадлежности к умме (религиозной общине) и того, что моя вера – это не просто «что в душе», но и то, что отражается в действии.

Когда вы впервые надели хиджаб?

Я надела платок лет в 30. Вообще женщины покрываются перед чужими мужчинами (не махрамами, близкими родственниками), начиная лет с 11-12.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Окружающие воспринимают меня в платке с интересом, любопытством и уважением. Из смешного: меня периодически спрашивают: «Матушка, где вход в храм? Вы идете на службу? Когда начинается Пасха?».

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

В религии нет принуждения. Ее отказ мог бы значить бунт или непонимание, и моей задачей будет помочь ей – словом, делом и примером.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Хиджаб – это религиозный женский атрибут, цель которого скрыть женщину от ненужных излишних взглядов, поэтому мне не хочется говорить и думать о модности хиджаба. Это уводит от его сути.

Изабелла Евлоева, Ингушетия, Россия, 37 лет, журналистка, активистка

Что для вас значит хиджаб?

Это образ жизни. Это свобода. Это восприятие женщины такой, какая она есть, а не как товара или бренда. Это равноправие. Это возможность не думать о том, насколько эффектно я выгляжу, и возможность не тратить на это кучу времени и усилий.

Когда вы впервые надели хиджаб?

Я начала носить хиджаб около семи лет назад, хотя мусульманки должны носить его еще в подростковом возрасте. Я была довольно далека от ислама и считала хиджаб необязательным. Потом с книгами и интересом к исламу, пробудившемуся во мне в 20 лет, пришло осознание, что носить хиджаб все-таки обязанность, но сама это сделать я была не готова. Мне казалось, что мир вокруг меня поменяется, и я мучилась от осознания необходимости покрыться и неприятия этого как стиля одежды – а я придавала огромное значение моде и стилю. Со временем постепенно я стала меняться, и менялся мой внешний вид. Правда, толчком для меня стали довольно неприятные события в жизни, но нет худа без добра.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Когда я покрылась, носить хиджаб было довольно опасно из-за стереотипов в обществе «женщина в хиджабе – террористка». По этой причине, кстати, мои родители были против. Но потом они свыклись с этой мыслью и изменили свое отношение к хиджабу. Бывали неприятные случаи, например, когда из всех людей в аэропорту с особым пристрастием досматривали именно меня. Или когда у меня в Москве спрашивали, есть ли у меня в сумке бомба, и кричали вслед «Аллаху Акбар!» Это, конечно, очень неприятно. Но я не проявляю враждебности к этим людям. Они – жертвы стереотипов.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

У меня есть 18-летняя дочь. Она начала носить хиджаб две недели назад. Ее никто к этому не принуждал, это ее выбор.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Считается, что хиджаб должен быть свободным от моды, но, конечно, в жизни все по-другому. Сейчас предпочтение отдается свободным абайям из натуральных и тянущихся тканей. В моде простота и минимализм.

Айзада Кыдырмышева, Бишкек, Кыргызстан, 22 года, студентка

Что для вас значит хиджаб?

Носить хиджаб означает носить скромность, потуплять взор. Должна быть скромной не только внешность носящего хиджаб, но его характер, поведение и манеры. И я могу сказать, что хиджаб – как часть меня, образ жизни.

Когда вы его впервые надели?

Хиджаб должны надевать все женщины, достигшие совершеннолетия. А я надела его в 2016 году, когда мне исполнилось 20 лет. Поспособствовали этому брат и сестра. Они читают намаз, хиджаб ношу только я. У меня обычная мусульманская семья.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Окружающие воспринимают по-разному. Меня не интересуют негативные мнения людей о моем платке. Их, к счастью, мало. Но когда я только надела платок, возмущающихся было больше. Совершенно посторонние бабушки, например, в общественном транспорте говорили, мол, зачем укуталась, такая еще молодая. Иногда я начинала с ними спорить. Сейчас просто молчу и улыбаюсь. Стараюсь быть примером для других девушек своим поведением, стилем ношения хиджаба.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

В будущем, иншалла, мои дети будут воспитываться по нормам шариата. И будут знать с малых лет, что такое ислам и шариат. И вряд ли моя дочь не захочет надевать хиджаб.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Не знаю. Я лично не из тех людей, кто гонится за модой. И вообще, я считаю, что аккуратная, чистая одежда – это и есть мода.

Эльза Набиуллина, Татарстан, Россия, учительница татарского языка

Что для вас значит хиджаб?

Как верующей мусульманке хиджаб, прикрывание волос и части головы для меня является обязанностью. Я воспринимаю это как часть одежды, так же, как и штаны, любая другая верхняя одежда.

Когда вы впервые надели хиджаб?

Начала носить, когда мне было 20 лет.

Как это воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Окружающие восприняли хорошо. Некоторые знакомые спрашивали, почему я решила сменить имидж. Я спокойно объясняла, они реагировали адекватно. Неприятных историй не помню. Вот только вспомнила случай, когда пару лет назад один бездомный мужчина (по виду казался нетрезвым) сказал мне: «Ой, тебе так не идет то, что у тебя на голове». От неожиданности я смогла только произнести: «Но и ты не принц!»

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

У нас есть дочка, ей еще рано носить хиджаб. Конечно же, я, как верующая мусульманка, считаю, что я обязана привить ребенку любовь к вере и к хиджабу тоже. Если откажется? А что я могу сделать? Это должен быть собственный осознанный выбор человека. Как говорится в Священной Книге, в религии нет принуждения.

Какие хиджабы сейчас в моде?

За модой не слежу, для меня главное, чтобы было удобно. Сама я часто ношу шапочки, особенно зимой. Я считаю, главное – прикрывать, а чем – это уже каждый решает сам. Хотя прикрываться или не прикрываться – это тоже дело каждого.

Айше Арнаутова, Киев, Украина, филологиня

Что для вас значит хиджаб?

Это выполнение одного из приказов Аллаха. Это в каком-то смысле успокоение и защита. Хиджаб придает мне больше уверенности в себе, а также формирует меня как личность. Хиджаб – это одна из милостей Всевышнего. Он воспитывает в человеке скромность, не позволяет человеку говорить или вести себя неприлично. Каждая мусульманка, которая носит хиджаб, старается сохранить его чистым и светлым, так как хиджаб надевается только ради Аллаха.

Когда вы впервые надели хиджаб?

В 28 лет. Девочки обязаны его носить с момента полового созревания (9-13 лет). Однако в семье, в которой мама носит хиджаб, девочки – осознанно или не всегда осознанно – надевают хиджаб раньше.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Иногда во взглядах людей можно увидеть простое любопытство, иногда явную неприязнь, некоторые проявляют уважение. Не так давно был случай в университете, для меня он больше был грустным, хоть и вызвал улыбку. Был день открытых дверей, и потенциальных абитуриентов после небольшой ознакомительной лекции пригласили на кафедры, которые их интересуют. В наш центр крымскотатарского языка и литературы также пришла группа людей. Их пригласили войти и ознакомиться с кабинетом, библиотекой и оборудованием. Все вошли, и только один молодой человек, увидев меня, сделал шаг назад. На его лице судорожно расплывалась улыбка, в глазах какой-то непонятный страх. Он так и не смог перебороть страх и войти в аудиторию. Эта ситуация мне еще раз напомнила о невежестве людей, а в тот момент вызвала глубокое чувство грусти.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

Не дай Аллах попасть в такую ситуацию. Мы перед Аллахом несем ответственность за своих детей и за их поведение, за то, как мы их воспитываем. Обычно в семьях, где оба родителя соблюдают и любят ислам, такая ситуация практически невозможна. Но если вдруг это все так и произойдет, то нужно обязательно поговорить с ребенком, и при необходимости не один раз. Если все это не принесет положительный результат, нужно сообщить ребенку о том, что ему придется принять важное решение, сделать свой выбор. Если ребенок делает выбор не в пользу хиджаба, то ему родители должны сообщить, что с этого момента они не несут ответственность перед Аллахом за нее и ее поступки.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Во все времена самыми модными хиджабами будут считаться такие хиджабы, которые носили жены и сподвижницы Пророка и Посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Одежда мусульманки должна быть скромной и красивой. Сейчас мы видим, что появляются различные бренды мусульманской одежды. Одежда изготавливается на любой вкус и цвет. Иногда, конечно, художники и модельеры отходят от норм хиджаба, но я думаю, что мусульманка всегда выглядит настолько скромно и красиво, насколько ей позволяют ее знания. То есть в отсутствии некоторых знаний некоторые мусульманки позволяют себе достаточно откровенные одеяния. Женщина, изучающая свою религию, делает свою веру (иман) крепче. Такая женщина будет стараться выглядеть скромно.

Мадхия, Узбекистан

Что для вас значит хиджаб?

Это моя вера, так написано в Коране.

Когда вы впервые надели хиджаб?

В 17 лет.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Первым делом против была мама-врач. Я училась в Аграрном университете в Ташкенте. На третьем курсе бросила, потому что заставляли снять платок. Были проблемы и на работе, поэтому платок завязываю сзади, не на шее.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

Дочери 17 лет, и она хочет носить хиджаб, но боюсь, что и у нее будут проблемы. Не против, чтобы она так же ходила в платке, но не буду заставлять.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Хиджаб не должен быть в моде.

Елена, Узбекистан, 32 года

Что для вас значит хиджаб?

Это защита и напоминание о грехах, больше ответственности за свои поступки.

Когда вы впервые надели хиджаб?

В 27 лет.

Как воспринимают ваш хиджаб окружающие?

Неприятно, что люди думают, что меня заставил муж, узбек по национальности. Были проблемы с родителями. Был период, когда агитировали, чтобы женщины сняли платок, но это выбор самой женщины, это ее право.

Если бы у вас была дочь, которая отказалась носить хиджаб, каковы были бы ваши действия?

Дочь еще маленькая. Я хочу ее научить носить платок, убедить. Нельзя заставлять, нужно воспитать, чтобы все было естественно.

Какие хиджабы сейчас в моде?

Нет моды на хиджабы.

Мусульманские женщины рассказали, зачем на самом деле они носят хиджаб

У мусульман считается, что ношение женщинами хиджаба — это не требование, культуры, а правило, установленное религией — одна из божьих заповедей. Кто-то считает, что современные мусульманки покрывают свои головы и порой даже лица, оставляя открытым только глаза, лишь для того, чтобы прикрыть те части тела, которые могут оказаться соблазнительными.

Для чего мусульманки носят хиджаб? На это вопрос дают ответ сами женщины, которые являются представительницами данной религии. Стоит отметить, что их ответы удивляют, так как порой не соответствуют представлениям, сформированным у христиан.

Хусна Мохаммед, 35 лет

Хусна признается, что ношение хиджаба — это лишь характерная особенность культуры, которая была привита ей с самого детства. Эта мусульманка предпочитает носить полный хиджаб, несмотря на то что религия допускает возможность открывать лицо. Хусна считает, что хиджаб действительно способен приблизить женщину к Богу, но только в том случае, если она соблюдает все остальные религиозные особенности, в противном случае платок становится простым элементом гардероба.

Хусна считает, что скромность — это понятие, которое характерно не только для мусульманских женщин, но и для представительниц прекрасного пола других религий и культур.

Амина Кшатенье, 23 года

Амина появилась на свет в особенной и довольно сложной семье, в которой мама — мусульманка, а отец — христианин. Девушка признается, что она начала носить хиджаб лишь в 13 лет, перед тем как перейти в среднюю школу. Стоит отметить, что сразу после этого девочка столкнулась с большой сложностью — она была определена в христианскую школу, перед перешагиванием порога которой ей приходилось снимать хиджаб.

Амина верит в то, что все мусульманские женщины носят хиджаб лишь для того, чтобы скрыть красоту своей внешности от посторонних глаз, так как она предназначена только для нее самой, супруга и членов семьи — именно так диктует Коран, в содержание которого эта девушка свято верит.

Амина считает, что ношение хиджаба особенно важно для женщины во время Рамадана, так как это священный месяц. В этот период все мусульмане должны особенно чтить традиции, соблюдать религиозные правила, а также одеваться так, чтобы быть готовыми к молитве в любое время.

Ади Гери, 19 лет

Как к ношению хиджаба относятся более молодые представительницы мусульманского мира? 19-летняя Ади Гери считает, что надевать данный элемент одежды нужно лишь иногда, когда этого действительно требует душа. Во всем остальном девушка строго следует всем традициям своей религии и знает все учения.

Девушка признается, что в школе ей было особенно трудно в общении со сверстниками, так как всех удивляло то, что она не носит традиционный головной убор. Более того, некоторые даже обвиняли Ади в том, что если она ходит без хиджаба, то не может считаться мусульманкой. Девушка признается, что некоторые ее знакомы по сей день сомневаются в том, что она мусульманка.

Ади признается, что во время Рамадана она носит головной убор постоянно. Также она отмечает, что когда у нее будет дочь, она приучит ее носить хиджаб с ранних лет.

Бахира Дильназ, 28 лет

Бахира считает, что в развитом современном мире ношение хиджаба — это то, что давно изжило себя. Девушка предпочитает надевать повседневные вещи, привычные для любого европейца, но голову всегда покрывает платком или любым другим головным убором, хорошо скрывающим ее волосы. Все вещи, которые она выбирает, отличаются скромностью кроя.

Бахира признается, что среди ее подруг есть очень много единомышленниц, но также встречаются и женщины, которые по-прежнему предпочитают носить традиционный хиджаб. Тем не менее, прибыв на женский праздник, эти дамы могут спокойно снять свои традиционные одежды и продемонстрировать красоту убранства, которое находится под ними. Как правило, это очень дорогие вещи, созданные именитыми дизайнерами.

Бахира строго придерживается всех мусульманских традиций, а также признается, что во время Рамадана, как и все остальные женщины этой религии, она носит хиджаб, который демонстрирует ее готовность приступить к чтению молитвы в любой момент.

Девушка отмечает, что, несмотря на стереотипы, у нее, как и у большинства мусульманских женщин, имеется высшее образование. Кроме этого, у нее имеются все возможности построить успешную карьеру.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *