Женщины фараоны древнего египта – 4 факта о пирамидах и фараонах, которые заставят по-новому взглянуть на Древний Египет

Женщины фараоны древнего египта – 4 факта о пирамидах и фараонах, которые заставят по-новому взглянуть на Древний Египет

19.08.2020

Великая царица (Древний Египет) — Википедия

Династия Имя Супруг Комментарий
XVIII династия Яхмос-Нефертари Яхмос I Мать Аменхотепа I и Яхмес-Меритамон
XVIII династия Ситкамос Яхмос I (?)
XVIII династия Яхмос-Хенуттамеху (англ.) Яхмос I (?) Дочь царицы Инхапи.
XVIII династия Яхмес-Меритамон Аменхотеп I
XVIII династия Яхмос Тутмос I Мать Хатшепсут
XVIII династия Хатшепсут Тутмос II Правила как фараон, мать Неферуры
XVIII династия Исида (царица) Тутмос II Наложница. Получила титул от её сына Тутмоса III
XVIII династия Неферура (?) Тутмос III Нет документальных доказательств их свадьбы
XVIII династия Сатиа (англ.) Тутмос III
XVIII династия Меритра Хатшепсут Тутмос III Мать Аменхотепа II
XVIII династия Тиаа Аменхотеп II Получила титул от её сына Тутмоса IV после смерти её мужа Аменхотепа II. Аменхотеп II не сохранял записей о жёнах не царской крови, и Тиаа была идентифицирована только позже по её сыну
XVIII династия Нефертари Тутмос IV
XVIII династия Ярет Тутмос IV
XVIII династия Тенеттепиху Тутмос IV? Известна по ушебти и погребальной статуе. Предположительно датирована временем Тутмоса IV
XVIII династия Мутемуйя Тутмос IV Получила титул от её сына Аменхотепа III, после смерти мужа мистифицировала своё рождение как царское
XVIII династия Тийа Аменхотеп III Мать Эхнатона
XVIII династия Ситамон Аменхотеп III Старшая дочь Аменхотепа III и Тийи. Получила титул от отца, являясь его дочерью, но не женой.[источник не указан 2876 дней]
XVIII династия Исида (II) Аменхотеп III Дочь Аменхотепа III и Тийи. Получила титул от отца.
XVIII династия Небетнехат (англ.) ? Известна по картушу найденному на фрагменте канопы. Жила во второй половине XVIII династии
XVIII династия Нефертити Эхнатон
XVIII династия Меритатон Сменхкара Дочь Эхнатона и Нефертити
XVIII династия Анхесенамон Тутанхамон Дочь Эхнатона и Нефертити
XVIII династия Тэи Эйе
XVIII династия Мутнеджмет Хоремхеб Возможно, дочь Эйе и Тэи
XIX династия Ситра Рамсес I Мать Сети I
XIX династия Туя Сети I Мать Рамсеса II
XIX династия Нефертари Меренмут Рамсес II
XIX династия Иситнофрет Рамсес II Мать Мернептаха
XIX династия Бент-Анат Рамсес II Старшая дочь Рамсеса II и Иситнофрет
XIX династия Меритамон Рамсес II Дочь Рамсеса II и Нефертари Меренмут
XIX династия Небеттави Рамсес II Дочь Рамсеса II и Нефертари Меренмут
XIX династия Хенутмира Рамсес II Сестра или дочь Рамсеса II
XIX династия Маатхорнефрура Рамсес II Хеттская принцесса, старшая дочь Хаттусили III
XIX династия Иситнофрет II Мернептах Возможно, дочь Рамсеса II и Иситнофрет, старшая сестра супруга
XIX династия Таусерт Сети II Стала фараоном
XIX династия Тахат I Сети II? Изображена как жена Сети II на (узурпированной) статуе. Возможно мать Аменмеса
XX династия Тия-Меренисет Сетнахт Мать Рамсеса III
XX династия Исида Та-Хемджерт (англ.) Рамсес III Мать Рамсеса IV и Рамсеса VI
XX династия Хенутвати (англ.) Рамсес V Упомянута в папирусе Вилбура.
XX династия Нубхесбед (англ.) Рамсес V Мать принцессы Исиды, позже ставшей «Супругой бога Амона».
XX династия Бакетвернел (англ.) Рамсес IX
XX династия Тыти (англ.) Рамсес X Возможно жена Рамсеса X. Похоронена в гробнице QV52 (англ.).
XX династия Анукетемхеб ? Оригинальная владелица саркофага и каноп позже использованных для царицы Тахат в гробнице KV10. Датировано XIX или XX династией.

Женщины-фараоны Древнего Египта

Осколок грандиозной, но недолговечной империи Александра Македонского, доставшийся одному из талантливейших его сподвижников, Птолемею Лагиду, Египет, был, наверное, самой сильной державой диадохов, появившихся на политической арене в IV веке до н. э. Александрия, столица вотчины бывшего полководца, стала настоящим культурным центром Восточного Средиземноморья — Библиотека и Музей, располагавшиеся в городе, основанном талантливым македонским военачальником, притягивали к себе многих интеллектуалов, вне зависимости от их этнической принадлежности.

1.jpg

Александрийская библиотека. Современная реконструкция. (pikabu.ru)


Политическая карта Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья после смерти Александра Македонского поражала своей пестротой. Государство Селевкидов, Македония, Пергам — и это ещё неполный перечень государств, активно участвовавших в переделе пирога, оставшегося после македонского «восточного похода». Вотчина Лагидов успешно сопротивлялась притязаниям на свою территорию. Более того, ко второй половине III века до н. э. во время правления Птолемея III Эверта Египет контролировал обширную территорию, которая включала в себя, помимо долины Нила, Киренаику, Кипр, Палестину, Южную Сирию, острова в Эгейском море и западную часть Малой Азии.

Однако ничто не вечно под Луной. Вскоре египетская держава стала приходить в упадок. Разношёрстное население, значительная территория государства и ослабевание центральной власти давали о себе знать. Фараоны предпочитали больше предаваться кутежу, чем заниматься государственными делами.

2.jpg

Территория эллинистического Египта в период расцвета. (ageiron.ru)


Древний Египет и женщины

Египетское государство, как в эпоху Бронзового века, так и при правлении Лагидов, отличалось довольно высоким положением женщин в общественной жизни страны. Они могли владеть имуществом и передавать его в наследство, принимать участие в культовых мероприятиях и даже вести их. Разумеется, это касалось знатных дам — представительницы низших слоёв населения разделяли все тяготы жизни со своими мужьями.

Достаточно высокое положение женщин в древнеегипетском обществе отражалось и в традиции престолонаследия: трон мог передаваться только по женской линии. Довод был весьма очевидным: факт материнства установить намного легче, чем отцовство. Именно по этой причине в истории Египта много примеров близкородственных браков и дворцовых интриг, сопровождавшихся коварными убийствами. Ну, а центром этих событий зачастую являлись женщины.

3.jpg

Женщины Древнего Египта. (pikabu.ru)


Наверное, число известных правительниц Египта намного большее, чем аналогичные показатели в истории других древних держав. На ум сразу приходят Хатшепсут, задвинувшая на задворки своего пасынка Тутмоса III, и, конечно же, знаменитая Клеопатра, сыгравшая роковую роль в судьбе Марка Антония.

Береника III — заложница политических интриг

Упадок державы Птолемеев и его переход под фактический протекторат Рима — процесс, длившийся много десятилетий. Однако главную роль в утрате независимости Египтом сыграли, конечно, неурядицы во дворе — практически ни одно восшествие на престол того или иного фараона не обходилось без убийств и предательств.

Не стала исключением Береника Клеопатра III, правившая всего шесть месяцев: с 81 по 80 гг. до н. э. Да, представители рода Лагидов отличались креативностью в выборе имён для своих детей. Различные вариации Береник, Птолемеев и Александров — верные спутники истории эллинистического Египта.

Береника, дочь Птолемея IX и Клеопатры Селены, не понаслышке знала о том, что значит родственная вражда. Её отец, отличавшийся добродетелями, всю жизнь боролся за трон с ближайшими родственниками: матерью, Клеопатрой III, и родным братом, Птолемеем X Александром. В условиях тяжёлой войны Рима с энергичным царём Митридатом Евпатором фараон стремился сохранить нейтралитет своего государства, не предпринимая безрассудных шагов. Высоко ценя культуру и искусство, он оказал помощь Афинам, разрушенным легионами римского полководца и будущего диктатора Суллы — скульптурная композиция, где вместе с отцом была изображена и Береника, украшала вход в афинский театр Одеон.

4.jpg

Монета с изображением Птолемея IX. (cointalk.com)


5.jpg

Бюст Птолемея X Александра. (Wikimedia Commons)


Береника же оказалась заложницей борьбы за власть честолюбивых мужчин. В 101 году до н. э. она была вынуждена выйти замуж за родного дядю, Птолемея Александра, только что изгнавшего из Александрии Птолемея IX. Женитьба на наследнице престола автоматически делала мужа правителем государства — поэтому доля женщин династии Лагидов была нелегка.

Птолемей X Александр ради достижения власти не побоялся пойти на убийство: он взошёл на престол, умертвив свою мать (бабушку Береники) Клеопатру III. Правление нового фараона продлилось недолго — он настроил население против себя непопулярными мерами. Не добавляло политических очков государю и убийство собственной матери. Армия восстала, Птолемей Александр бежал на Кипр вместе с женой, где был ликвидирован подоспевшей египетской флотилией. Птолемей IX вернулся на престол, и Береника лишилась привилегий жены фараона.

Когда фараон отошёл в царство Анубиса, Береника уже разменяла пятый десяток. Не имея прямых наследников от брака со своим дядей, она единолично заняла египетский престол. Цицерон, современник вдовствующей царицы, отмечал, что Береника пользовалась большой популярностью среди жителей Александрии. Однако в дело вновь вмешалась большая политика: Сулла, ставший диктатором Рима, желал видеть в качестве египетского фараона, своего ставленника. Кандидатом на трон стал сын погибшего на Кипре Птолемея X Александра — тоже Птолемей и тоже Александр, но уже под одиннадцатым порядковым номером.

6.jpg

Птолемей XI Александр. (docplayer.fr)


В знак уважения к Беренике, было принято решение о женитьбе новоявленного фараона и его мачехи (имя настоящей матери венценосного наследника до сих пор сокрыто тайной). Таким образом, Рим получил союзника, параллельно учтя интересы царицы. Супружеская жизнь Береники продлилась недолго — всего 19 дней. Решив, что престарелая (по меркам своего времени) государыня — единственное препятствие на пути к единоличной власти, Птолемей Александр приказал своим подчинённым убить её. Это решение стало роковым для молодого фараона. Жители Александрии, питавшие самые тёплые чувства к покойной, подняли восстание и учинили самосуд над властолюбивым правителем.

Уже в XVIII веке знаменитый немецкий композитор Георг Фридрих Гендель создаст оперу «Береника» и в музыкальной форме расскажет о тяжёлой судьбе женщины, волею судеб оказавшейся в центре политических интриг.

7.jpg

Современная постановка оперы Генделя. (Pinterest)


Береника IV — избалованная мужеубийца

Египет оказался в затруднительном положении — легитимные наследники престола попросту кончились. Александрийцам пришлось возвести на трон «бастарда» Птолемея IX от наложницы — будущего Птолемея XII. Он стал отцом последней перед знаменитой Клеопатрой женщины, занимавшей египетский престол — Береники IV.

8.jpg

Портрет Береники IV кисти современного художника. (artabus.com)


По сообщениям историков, родная сестра возлюбленной Цезаря и Марка Антония не интересовалась политикой и вела достаточно праздный образ жизни. Однако Береника волею судеб стала одним из основных героев разыгрывавшейся в Египте драмы — агонии государства перед самым присоединением к Риму.

Политическая ситуация ко времени правления Птолемея XII достаточно сильно изменилась. Рим присоединял к себе остатки Малой Азии, воевал с армянским царём Тиграном и претендовал на присоединение Сирии, южная часть которого когда-то принадлежала Египту. Под угрозой находились и сами владения Лагидов — становилось очевидно, что однажды нога римского легионера ступит и на территории их державы.

9.jpg

Портрет Птолемея XII. (Wikimedia Commons)


Агрессивная политика Рима (в 64 г. до н. э. Помпей сделает Сирию римской провинцией, а в 58 г до н. э. латиняне захватят Кипр, юридически принадлежавший Египту) и слабость Птолемея XII как правителя спровоцировали очередные народные выступления в Александрии. Птолемей был вынужден бежать вместе с малолетней дочерью Клеопатрой (будущей правительницей Египта и соблазнительницей римских государственных мужей) в Рим, дабы там выторговать себе помощь в возвращении потерянного статуса.

В Александрии же осталась супруга Птолемея, Клеопатра Трифаэна, и Береника. Мать юной Береники вскоре скончалась и оставила управление государством на плечи своей праздной дочери. Египетские элиты, для придания легитимности правлению и сплочения оставшихся антиримских сил, попытались подобрать молодой царице достойного мужа. Однако Береника всеми силами стремилась избавиться от необходимости хотя бы формально связывать свою жизнь с кем-либо.

Нежелание нести бремя супружеской жизни в конце концов приняло радикальную форму. Селевк Кибиозакт, являвшийся незаконным отпрыском великой династии, был задушен по приказу Береники через несколько дней после свадьбы. Следующем мужем свободолюбивой египтянки стал Архелай, сын видного военачальника знаменитого Митридата Евпатора. Новоиспечённый супруг, которому, однако, отказали в праве управлять страной, утверждал, что является сыном известного в прошлом противника Рима, понтийского царя.

Однако деятельность Птолемея XII в эмиграции принесла свои плоды. В 55 г. до н. э. легионы под командованием Авла Габиния вторглись в пределы Египта. Армия Лагидов почти не оказывала сопротивления — уже летом того же года Птолемей вернулся на трон. В походе участвовал и знаменитый впоследствии Марк Антоний.

Одним из первых действий вернувшегося из изгнания фараона стала казнь дочери Береники. Волею судеб оказавшаяся на престоле, аполитичная царица оказалась заложником крупной политической игры в Восточном Средиземноморье и поплатилась за это жизнью.

Женщины-фараоны Древнего Египта — Блоги — Эхо Москвы, 02.07.2019

Представительницы прекрасного пола занимали настолько высокое положение в обществе Древнего Египта, что зачастую становились правителями государства.

Осколок грандиозной, но недолговечной империи Александра Македонского, доставшийся одному из талантливейших его сподвижников, Птолемею Лагиду, Египет, был, наверное, самой сильной державой диадохов, появившихся на политической арене в IV веке до н.э. Александрия, столица вотчины бывшего полководца, стала настоящим культурным центром Восточного Средиземноморья – Библиотека и Музей, располагавшиеся в городе, основанном талантливым македонским военачальником, притягивали к себе многих интеллектуалов, вне зависимости от их этнической принадлежности.

Александрийская библиотека. Современная реконструкция

Политическая карта Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья после смерти Александра Македонского поражала своей пестротой. Государство Селевкидов, Македония, Пергам – и это ещё неполный перечень государств, активно участвовавших в переделе пирога, оставшегося после македонского «восточного похода». Вотчина Лагидов успешно сопротивлялась притязаниям на свою территорию. Более того, ко второй половине III века до н.э. во время правления Птолемея III Эверта Египет контролировал обширную территорию, которая включала в себя, помимо долины Нила, Киренаику, Кипр, Палестину, Южную Сирию, острова в Эгейском море и западную часть Малой Азии.

Однако ничто не вечно под Луной. Вскоре египетская держава стала приходить в упадок. Разношёрстное население, значительная территория государства и ослабевание центральной власти давали о себе знать. Фараоны предпочитали больше предаваться кутежу, чем заниматься государственными делами.

Территория эллинистического Египта в период расцвета

Древний Египет и женщины

Египетское государство, как в эпоху Бронзового века, так и при правлении Лагидов, отличалось довольно высоким положением женщин в общественной жизни страны. Они могли владеть имуществом и передавать его в наследство, принимать участие в культовых мероприятиях и даже вести их. Разумеется, это касалось знатных дам – представительницы низших слоёв населения разделяли все тяготы жизни со своими мужьями.

Достаточно высокое положение женщин в древнеегипетском обществе отражалось и в традиции престолонаследия: трон мог передаваться только по женской линии. Довод был весьма очевидным: факт материнства установить намного легче, чем отцовство. Именно по этой причине в истории Египта много примеров близкородственных браков и дворцовых интриг, сопровождавшихся коварными убийствами. Ну а центром этих событий зачастую являлись женщины.

Женщины Древнего Египта

Наверное, число известных правительниц Египта намного большее, чем аналогичные показатели в истории других древних держав. На ум сразу приходят Хатшепсут, задвинувшая на задворки своего пасынка Тутмоса III, и, конечно же, знаменитая Клеопатра, сыгравшая роковую роль в судьбе Марка Антония.

Береника III – заложница политических интриг

Упадок державы Птолемеев и его переход под фактический протекторат Рима – процесс, длившийся много десятилетий. Однако главную роль в утрате независимости Египтом сыграли, конечно, неурядицы во дворе – практически ни одно восшествие на престол того или иного фараона не обходилось без убийств и предательств.

Не стала исключением Береника Клеопатра III, правившая всего шесть месяцев: с 81 по 80 гг. до н.э. Да, представители рода Лагидов отличались креативностью в выборе имён для своих детей. Различные вариации Береник, Птолемеев и Александров – верные спутники истории эллинистического Египта.

Береника, дочь Птолемея IX и Клеопатры Селены, не понаслышке знала о том, что значит родственная вражда. Её отец, отличавшийся добродетелями, всю жизнь боролся за трон с ближайшими родственниками: матерью, Клеопатрой III, и родным братом, Птолемеем X Александром. В условиях тяжёлой войны Рима с энергичным царём Митридатом Евпатором фараон стремился сохранить нейтралитет своего государства, не предпринимая безрассудных шагов. Высоко ценя культуру и искусство, он оказал помощь Афинам, разрушенным легионами римского полководца и будущего диктатора Суллы – скульптурная композиция, где вместе с отцом была изображена и Береника, украшала вход в афинский театр Одеон.

Монета с изображением Птолемея

Бюст Птолемея X Александра

Береника же оказалась заложницей борьбы за власть честолюбивых мужчин. В 101 году до н.э. она была вынуждена выйти замуж за родного дядю, Птолемея Александра, только что изгнавшего из Александрии Птолемея IX. Женитьба на наследнице престола автоматически делала мужа правителем государства – поэтому доля женщин династии Лагидов была нелегка.

Птолемей X Александр ради достижения власти не побоялся пойти на убийство: он взошёл на престол, умертвив свою мать (бабушку Береники) Клеопатру III. Правление нового фараона продлилось недолго – он настроил население против себя непопулярными мерами. Не добавляло политических очков государю и убийство собственной матери. Армия восстала, Птолемей Александр бежал на Кипр вместе с женой, где был ликвидирован подоспевшей египетской флотилией. Птолемей IX вернулся на престол, и Береника лишилась привилегий жены фараона.

Когда фараон отошёл в царство Анубиса, Береника уже разменяла пятый десяток. Не имея прямых наследников от брака со своим дядей, она единолично заняла египетский престол. Цицерон, современник вдовствующей царицы, отмечал, что Береника пользовалась большой популярностью среди жителей Александрии. Однако в дело вновь вмешалась большая политика: Сулла, ставший диктатором Рима, желал видеть в качестве египетского фараона, своего ставленника. Кандидатом на трон стал сын погибшего на Кипре Птолемея X Александра – тоже Птолемей и тоже Александр, но уже под одиннадцатым порядковым номером.

Читать далее

Автор: Никита Николаев

Читайте также:

Тест. Как бы ты прославился в 1960-е?

Рудольф Гесс: кто убил «нациста №2»?

Женщины — фараоны в Древнем Египте.

 

Сначала посмотрим на них глазами современных художников:


Женщины - фараоны в Древнем Египте.

Женщины - фараоны в Древнем Египте.

А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Женщины - фараоны в Древнем Египте.

Пишет Claudia*:
Себекнеферу — первая женщина-фараон.
О женщинах — фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего — за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии — регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней — чуть позже, а пока — о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней — легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777—1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное — Себекнеферу и тронное — Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831—1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, — пишет Вера Головина, — которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон — это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола — одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами — Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди — звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <…> Фараон — это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции — феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров — надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] — владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

http://www.diary.ru/~RfpfylpbC/p99420392.htm?from=30

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Женщины — фараоны древнего Египта

 

 

Древний Египет – один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды правления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее необычную власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи – награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

 

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек – бог с головой крокодила). Да, странные были у египтян представления о красоте. Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

 

 

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

 

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

 

Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

 

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

 

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом, Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

 

Интересное и необычное рядом

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

фараоны в Древнем Египте.: antiquity_ru — LiveJournal


Сначала посмотрим на них глазами современных художников:


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia*:
Себекнеферу — первая женщина-фараон.
О женщинах — фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего — за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии — регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней — чуть позже, а пока — о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней — легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777—1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное — Себекнеферу и тронное — Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831—1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, — пишет Вера Головина, — которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон — это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола — одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами — Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди — звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <…> Фараон — это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции — феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров — надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] — владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

http://www.diary.ru/~RfpfylpbC/p99420392.htm?from=30


 

 


Тайны женщин-фараонов Древнего Египта. | homsk

1

0

1

1

0

1,003
просмотров

В современном мире женщины не так давно начали занимать правительственные должности. Но в древние времена женщины не раз приходили к власти и становились сильными и могущественными правительницами. Имена египетских цариц – Клеопатры, Хатшепсут и Нефертити – знакомы всем. Что делало этих женщин столь великими?

Женщины в Древнем Египте

Египтолог и автор книги «Когда женщины правили миром: шесть цариц Египта» Кара Куни рассказывает: «Женщины в то время были жертвами патриархата в контексте социального неравенства. Они должны были уступать место в пользу своих мужей, братьев и сыновей.

Причина, по которой в Египте было несколько женщин-правителей, в том, что эта страна ради собственного благополучия и процветания была готова на любой риск. Египтяне знали, что женщины правят иначе, что они не военачальники и не склонны к насилию, они не задушат тебя во сне. Не то, чтобы они были неспособны на убийство в принципе, но все же даже в современном мире женщины реже совершают преступления, и у нас нет оснований считать, что в Древнем Египте это было иначе».

Царица — дитя инцеста

Царица - дитя инцеста

Египетская царица Клеопатра принадлежит к династии Птолемеев. Каждый потомок этой династии обладал своим окружением, своими ценностями и своими источниками власти. Кроме того, они регулярно убивали друг друга. Например, Клеопатра II вышла замуж за своего брата. Они сильно поссорились, и брат был убит. Тогда она вышла за другого брата. Ее дочь, Клеопатра III, свергла мать и вступила в связь со своим дядей. А тот, в свою очередь, однажды отправил ей в подарок на день рождения сверток с ее собственным сыном, изрубленным на мелкие кусочки. Очаровательное семейство, не так ли?

Клеопатра VII – последняя из династии Птолемеев. Мы привыкли считать, что она была женщиной потрясающей красоты. Но по правде говоря, генетика ее не слишком благополучна: она является ребенком, зачатым в кровосмесительных отношениях, а такие дети редко отличаются красотой. Да, Клеопатра не была красавицей, это подтверждали ее современники, но у нее было удивительное сочетание ума, хитрости и дипломатических способностей. Когда женщина поставила цель покорить римских правителей, она воспользовалась своими сильными сторонами в полной мере. Клеопатра использовала свои личные связи в общественных целях лучше большинства женщин в истории.

Мудрость и репродуктивность

Что же помогло этой правительнице достичь такого могущества? Одна из главных хитростей Клеопатры – совмещение своих интеллектуальных и… репродуктивных способностей. Она, словно мужчина, порождающий наследников, упрочила свое влияние за счет детей.

Обычно в истории женщины приходили к власти двумя способами: или правя страной в качестве регента, если наследник престола был слишком молод, или же если наследников мужского пола у династии не было вовсе. Клеопатре удалось породить потомство сразу от двух римских военачальников. Она зачала одного ребенка от Юлия Цезаря и троих — от Марка Антония. Впоследствии она старательно назначала своих детей наместниками в разных частях Восточной империи. Если бы не некоторые неразумные решения, принятые ее партнером Марком Антонием, то, возможно, мы бы сейчас иначе говорили о знаменитой царице и ее наследии.

Загадка Нефертити

Загадка Нефертити

Нефертити более чем любая египетская царица репрезентует эпоху мудрого и успешного женского правления. Ей удалось спасти Египет в критический момент истории.

Эта женщина является до сих пор одной из загадок для исследований. Одна из причин в том, что лишь сейчас египтологи начали раскрывать истину о ее правлении и личности. Нефертити была изумительно красива, но она сумела стать настоящим лидером, потому что буквально изменила свою личность. Она поменяла имя и отринула свою женственность.

Жертва во имя народа

В период своего правления Нефертити пришлось буквально разгребать беспорядок, оставшийся после правителей-мужчин. Для этого ей пришлось использовать собственную эмоциональность. Женщина не имела ярких амбиций. Как подтверждают историки, она скрыла свою личность и отказалась от своего прошлого.

Египтологи до сих пор не уверены, была ли она со-правителем или же царствовала самостоятельно. Если верно второе, то она уничтожила все следы своей женственности и очарования. Это явление типично для женщин, наделенных политической властью.

Женщина-фараон

Женщина-фараон

Еще одна правительница Египта, о которой стоит упомянуть, это Хатшепсут. Это единственная женщина в истории, удостоившаяся титула «фараон». Имя этой правительницы стоит в одном ряду с Рамзесом, Тутанхамоном, Клеопатрой, Эхнатоном и Тутмосом III, который, кстати, был ее сыном, и от чьего имени она поначалу правила страной. К концу ее царствования Египет находился в гораздо лучшем состоянии, чем на момент ее восхождения на престол. Хатшепсут сумела обеспечить безопасность своей династии, а ее сын Тутмос III стал своеобразным «Наполеоном Египта», расширив империю до невиданных размеров.

Богоизбранная

Хатшепсут интересным образом использовала религиозную идеологию, чтобы упрочить свое положение. Она говорила людям: «Бог избрал меня править. Это не мои амбиции, не моя воля. Мой отец бог Амон-Ра говорил со мной и сказал, что я должна это сделать».

Кара Куни подчеркивает: «Я люблю Хатшепсут за то, что она делала идеально практически все. Печально, что в истории успехам женщин-правителей уделяется так мало внимания, а вот их ошибки обсуждаются на все лады».

Почему женщины считались столь незначительными

Почему женщины считались столь незначительными

Кара рассказывает: «Женщины были своеобразными пешками в мужской игре. Они были необходимы, в первую очередь, как средство продолжения династии – так, чтобы следующий мужчина в роду мог занять подобающее ему место. Простая биология помогает нам понять, что женщине труднее играть главную роль в этой игре. Она может родить в год одного, ну максимум двух детей. В то же время мужчина может зачать сотню сыновей за это же время и при этом не страдать от гормональных изменений и возросшей уязвимости. Поэтому в моменты кризиса для защиты патриархата использовалась женщина как гарантия преемственности от мужчины к мужчине. Когда ситуация налаживалась, женщина совсем не играла роли».

Наследие египетских цариц

Наследие египетских цариц

Что, по мнению Кары Куни, древние правительницы оставили в качестве наследия для истории?

Первое заключение египтолога: «Мы должны понимать, что если склонность к расизму заложена в нас природой, то это же самое касается сексизма. Пока мы не научимся проговаривать вслух и обсуждать эти вопросы, мы не сможем их решить».

Второе заключение: «Мы привыкли думать, что наибольшая проблема женщины в ее излишней эмоциональности, способности расплакаться в любой момент или чрезмерной склонности к состраданию. Но именно это позволило человеческому роду дожить до 21-го века. Эмоциональность женщины не дает ей совершать акты насилия, развязывать войны и заставляет ее осторожней принимать решения. Это то, что убирает ее руку с красной кнопки в момент, когда другие готовы надавить на нее кулаком. Эти женщины правили так, чтобы люди находились в большей безопасности, и обеспечивали продолжение своих династий.

Великие женщины прошлого обращаются к нам, взывая к осторожности. Их склонность защищать, их способность к совместной работе, интерес к мелочам, умение строить мосты, а не сжигать их – вот что меня привлекает. Если они чему и научили нас, так это ориентироваться на отдаленные перспективы, а не на ближайшее будущее».

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о