Женщины фараоны древнего египта – 4 факта о пирамидах и фараонах, которые заставят по-новому взглянуть на Древний Египет

Женщины фараоны древнего египта – 4 факта о пирамидах и фараонах, которые заставят по-новому взглянуть на Древний Египет

27.09.2020

Содержание

Древний Египет: женщины-фараоны — Культпривет

Нефертити

 

Древнеегипетская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Достаточно сказать, что культура Египта и сейчас поражает воображение своей красотой, органичностью и неповторимой одухотворенностью. Греки и римляне поражались научным знаниям египтян, признавая за ними безусловное лидерство не только в математике, но и в медицине, астрономии, химии.

Мы, живущие в XXI веке, восторгаемся их достижениями в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве.
Темы, посвященные Древнему Египту, никогда не потеряют своей актуальности и непременно будут вызывать интерес у публики.

Благодаря трудолюбию, терпению и преданности своей профессии египтологи год от года обнаруживают новые, ранее неизвестные факты, которые позволяют не только приоткрыть завесу над таинственным прошлым древнеегипетского государства, но и увидеть уже известные свидетельства под новым углом зрения.

За три тысячелетия египтяне повидали немало правителей, как хороших, так и плохих. Длинная верениц владык Верхнего и Нижнего Египта лишь шесть раз была прервана появлением на престоле страны женщины, облеченной всей полнотой единоличной власти.

Фактически само слово «фараон» представляет собой словосочетание двух египетских слов «пер-а-а», что значит «дом великий». Так обозначалось место проживания главы государства. Женщина-фараон… Сколько вопросов возникает при прочтении этого словосочетания, немного непривычного для слуха. Следует ли данное явление рассматривать как прихоть капризной дамы Фортуны, своеобразный человеческий казус, или оно является логичным завершением законности прав женщины на двойную корону Египта?

Впервые широкой общественности в начале XXI века были представлены такие исторически значимые фигуры египетских цариц как Хатшепсут, Нейтикерт, Кэйе , Нефрусебек, Таусерт и Мерьетнейт, благодаря увлекательной книге С.В. Мышуста «ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ». Как пишет автор: «Они действительно заслуживают того, чтобы о них мог узнать любознательный читатель, интересующийся славным прошлым Древнего Египта. Судьба каждой из женщин тесно переплетается с судьбой страны, она по-своему уникальна и трагична».

Марьетнейт.

Оттиск печати из гробницы Хора Дена c с именем МерНейт (Умм эль Кааб, Абидос)

 

Открывает список величайших из женщин-фараонов царица Мерьетнейт (Мерит-Нейт) – «Любимица  богини Нейт» или «Нейт победоносная», правившая предположительно во времена I династии. Точные даты ее жизни и правления до сих пор не выяснены.

В 1900 году в Абидосе была исследована гробница V, где археологи обнаружили внушительных размеров стелу, содержавшую имя – Мерьетнейт. Поздние раскопки доказали, что это имя принадлежало женщине, и судя по пышности захоронения, носила она титул царицы.

Погребальная стела Мернейт, Абидос

 

В Саккаре египтологам удалось выявить вторую гробницу, датированную примерно 2940 годом до н.э., также принадлежавшую Мерьетнейт, поскольку надписи на печатях и сосудах, обнаруженные в Абидосском захоронении были идентичны надписям Саккарской мастабы.

Первоначально здесь находилась солнечная ладья, длина которой составляла 17,75 метра. В ней дух умершей Мерьетнейт должен был путешествовать по небу вместе с богом Солнца.

Там же были обнаружены 77 могил слуг царицы, расположенные правильными рядами. Исследования гробниц Мерьетнейт дали все основания египтологам относится к ней не только как к авторитетной фигуре регентши при малолетнем царе, но и рассматривать ее как первую, самостоятельно и единолично правившую женщину-фараона.

Нейтикерт.

 

С 2218 по 2216 год до н.э. Египтом правила Нейтикерт (Нитокрис), что означает «Нейт превосходная». Существует версия, будто бы эта сильная, но отчаявшаяся женщина зло отомстила своим обидчикам за убийство своего брата, являвшегося также ее мужем. По велению царицы, были выстроены обширные подземные покои, на торжественное открытие которых Нейтикерт пригласила главных виновных лиц. В разгар пиршества из потайных каналов хлынули потоки воды величественного Нила, затопив все вокруг.

Нейтикерт оказалась последней из VI династии на престоле Египта, и легкой ее судьбу нельзя назвать. В период правления Нейтикерт, страна находилась в жесточайшем кризисе, из которого женщина-фараон не могла и возможно уже не стремилась ее вывести.

Нефрусебек.

Предположительно, торс статуи Нефрусебек, Лувр

 

Последним представителем XII династии, возложившим на свою голову двойную корону Египта, стала женщина по имени Нефрусебек. Ее имя символизирует почитание египетского бога-крокодила Себека. Нефрусебек была дочерью фараона Аменемхета III.

Ее отец проявил себя сильным и волевым человеком, что подтверждается как его мерами по укреплению центральной власти, так и тем, что, несмотря на покушения и заговоры, он удержался на троне 46 лет.

Как гласит Туринский папирус, срок царствования Нефрусебек составил 3 года 10 месяцев и 4 дня (с 1798 по 1794 гг. до н.э.) Этой царице приписывают строительство большой пирамиды в Мазгуне.

                                                      Хатшепсут.

В XVII веке до н.э. царственный трон по достоинству и полному праву переходит одной из самых легендарных женщин-фараонов — царице Хатшепсут. Немаловажное значение в становлении характера Хатшепсут имели ее предки, точнее, гордость от понимания того, что в ее жилах течет кровь отважных, могущественных и величественных людей. Предков, которые в знак признания своих заслуг перед Египтом были обожествлены после смерти.

Хатшепсут

Все египтологи единогласно приписывают этой великой женщине такие качества как незаурядность, острый ум, гибкое мышление, предприимчивость и великолепное знание психологии. Двадцать лет трон находился в руках Хатшепсут, и за все это время на нее не было совершено ни одного покушения. На всех официальных приемах царица облачалась в царственные мужские одежды и сознательно носила накладную бородку. Время правления Хатшепсут – время стабильности, спокойствия, созидания и расцвета страны.

Кэйе.

Царица Кэйе

 

У фараона XVIII династии Аменхотепа IV (более известного нам под именем Эхнатона) было две жены: Нефертити и Кэйе. Первая из них прославилась прежде всего своей красотой, ставшей эталоном на многие столетия.

Второй, будучи поначалу простой наложницей в многочисленном гареме, удалось при живом фараоне и по его инициативе стать следующей женщиной-фараоном.

Оставаясь вечно в тени несравненной любимицы фараона Нефертити, царица Кэйе (Кийя) отличалась спокойным нравом и самообладанием, покорностью и терпением, умом и предусмотрительностью.

Отношения между царем и Кэйе всегда носили ровный и спокойный характер, лишенный излишней импульсивности и эмоциональности, построенный больше на доверии и взаимоуважении.

В течение шестнадцати лет правления Эхнатона, на всех официальных раутах и праздничных церемониях рядом находилась только роскошная и чувственная красавица Нефертити. Лишь в последний год своей жизни и своего правления фараон неожиданно для всех принимает решение сделать Кэйе своим соправителем.

Однако править Египтом Кэйе пришлось совсем недолго, меньше чем через год после ее провозглашения в статусе фараона, она умирает. Причина ее смерти и по сей день остается загадкой для египтологов.

Таусерт.

Последней, шестой, женщиной-фараоном на троне Древнего Египта была Таусерт. Ее правление в этом качестве замыкает собой XIX династию владык «Обеих Земель». Таусерт обладала всеми качествами активного верховного деятеля: решимостью, целенаправленностью, хитростью и своенравностью.

Гробница Таусерт

По примеру Хатшепсут она развернула масштабную строительную деятельность, направленную на обоснование легитимности своей власти. Однако, практически все ее начинания остались незавершенными, вследствие чрезвычайно короткого срока правления и тяжелейшего кризиса, охватившего страну. К тому же, последующие владыки Верхнего и Нижнего Египта приложили немалые усилия по уничтожению любых исторических упоминаний о царице Таусерт.

 

Нефертари

 

У каждой из могущественных египетских женщин-фараонов были свои мотивы и способы получения абсолютной власти, свои итоги и финал.

Первая женщина-фараон Мерьетнейт сумела показать, что двойная корона Египта смотрится на женской голове так же органично, как и на мужской, а исполнение возложенных на нее обязанностей осуществляется с не меньшим тщанием и усердием, чем фараоном-мужчиной.

Ни одна из цариц, за исключением Хатшепсут, не ставила своей изначальной целью приобретение титула фараона. Они получали его либо в силу сложившихся обстоятельств ввиду смерти прямых наследников мужского пола, либо, как в случае с Кэйе, по инициативе самого царя.

Кроткая Кэйе не получила особой выгоды из перемены своего статуса, напротив, короткий миг славы и величия пришлось оплатить ценой жизни.

Взвешенность, умеренность и неторопливая мудрость Нефрусебек подарила Египту дополнительные четыре года покоя, а личная драма Нейтикерт и импульсивность Таусерт привели государство к краху.

Клеопатра

 

Хатшепсут, пожалуй, единственная из цариц, изначально поставившая перед собой цель добиться титула фараона. Она тщательно продумала свой путь к власти, а получив двойную корону и трон Египта, успешно реализовала заблаговременно подготовленную программу царствования.

Известные египетские женщины Нефертити, Нефертари, Туйа и Клеопатра имели титулы величайших цариц Египта, но титула фараона не имели.

Непосредственной участницей и свидетельницей формирования института царской власти и древнеегипетской государственности была Мерьетнейт, первая женщина-фараон.

Смерть Клеопатры знаменует собой потерю государственности Египтом и ликвидацию царской власти.

Царица стояла у истоков египетского государства, царица стала и последним правителем Египта.

 

Женщина в Древнем Египте — Википедия

Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — в том числе Древней Греции и Римской империи. При этом, на женщин и мужчин налагались гендерные обязанности в обществе.

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].

Брак[править | править код]

Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «

Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].

Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена[править | править код]

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод[править | править код]

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось содержать бывшую супругу до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети[править | править код]

Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].

Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.

Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Супруга бога Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].

Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр-эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицах Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].

Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.

Женщины у власти[править | править код]

За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:

Династический период[править | править код]
  • Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
  • Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство[править | править код]
Среднее царство[править | править код]
Новое царство[править | править код]
Эллинистический период[править | править код]
  • Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
  • Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
  • Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
  1. 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
  2. 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
  3. 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107—112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
  4. 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
  5. 1 2 3 Joshua J. Mark. Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
  6. 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
  7. Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
  8. David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.
⛭
Главные
темы
Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg
Исторические
периоды
Прочее
Списки

Женщины — фараоны древнего Египта

 

Древний Египет – один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды правления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее необычную власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи – награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек – бог с головой крокодила). Да, странные были у египтян представления о красоте. Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом, Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

 

 

Источник

Хатшепсут — тайны женщины-фараона. Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта

Правительницы на троне

В Древнем мире было немного женщин-правительниц. Память об одной из них — полновластной царице Вавилона Семирамиде — пережила тысячелетия. И это при том, что многие историки считают ее правление марионеточным, а некоторые и вовсе отрицают ее существование, считая царицу Семирамиду красивой, но недостоверной легендой.

За двухтысячелетний период процветания великой древней страны Та-Кем известны шесть полновластных священных правительниц. Шесть прекрасных и сильных духом женщин правили Египтом. Но почему же не менее древняя, чем династический Египет, Индия, и поздние Хатти (несмотря на традиции матриархата у хеттов), и Финикия, Эллада, Персия, Рим не знали женщин на троне? Отчасти это вызвано тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта, в отличие от других известных культур Древнего мира, античности и тем более Средневековья, миропорядок Маат — основной закон мироздания древнеегипетской космогонической и этической концепции, — предполагал относительное, но все же равенство между мужчиной и женщиной.

В шумеро-аккадской или ассиро-вавилонской цивилизациях предел социального статуса женщины — быть Верховной жрицей Иштар, богини любви. Но уже в Элладе женским божествам, включая богинь любви и плодородия — Афродите и Деметре — служили жрецы-мужчины. А в управленческой структуре древнего мира, всюду, кроме Египта, женщинам и вовсе не было места. В Древнем Египте же аристократки не только становились жрицами женских божеств, но и чиновниками — в истории Древнего Египта немало женщин, занимавших должности номархов (правителей номов — областей Египта), писцов, учителей, послов в других странах. Единственными сферами сакральной и политической жизни, куда древние египтянки не допускались, была, естественно, армия — по понятным причинам, а также медицина (хотя известны редкие исключения). Медицина — табу для женщин, поскольку покровителем врачевателей был «мужской» бог Анубис. Лекари были его жрецами, так как любое лечение — травами, минералами, путем хирургического вмешательства, — без сакрального знания считалось бесполезным и даже опасным для больного, ибо исцеление должен был одобрить сам Анубис.

Но на верховную власть над Египтом правительница, начиная с Нитокрис, могла претендовать только при строго определенных обстоятельствах: если священная супруга переживала фараона, а он не оставлял наследников мужского пола. Тогда правительница получала титул священной, что было почти аналогично титулу фараона, и становилась полновластной царицей Египта. В случае если умерший фараон оставлял наследников мужского пола младше девяти лет, вдовствующая царица получала статус правительницы-регента, что также давало ей абсолютную власть, однако, в отличие от первого случая, — не пожизненную, а до достижения наследником, титуловавшимся юным правителем, двенадцатилетнего возраста. Когда происходила его интронация, наследник объявлялся фараоном, а вдовствующая правительница, потеряв свой статус, просто-напросто «выдавливалась» окружением нового фараона — советниками, верховными жрецами и военачальниками.

Следует, однако, отметить, что властвование всех священных правительниц Египта, начиная с Нитокрис и заканчивая Клеопатрой, почти всегда либо трагически оканчивалось для самой царицы, либо несло негативные последствия для страны, а часто сочеталось и первое и второе.

Нитокрис правила без переворотов и мятежей пять лет и умерла по естественным причинам. Но с ее смертью в Египте начался хаос: ближайшие родственники покойного фараона — жреческая, административная и военная верхушка — начали настоящую войну друг против друга за величайший в мире трон. После этого Древнее царство ушло в небытие, и начался тяжелый для страны так называемый Первый переходный период, длившийся полтора века, за который сменились целых три династии и четырнадцать фараонов.

Священная правительница Нефрусебек взошла на престол тремя столетиями позже. Верховная жрица и воительница (исключение даже для Древнего Египта), она совершила победоносный поход в Землю Куш (Нубию). Нефрусебек объединила административную (она была одним из двенадцати номархов еще до того, как вышла замуж за фараона Аменемхета), сакральную и военную власть, пользовалась безусловной поддержкой всего Египта. Она взошла на престол как регент, но наследник умер до совершеннолетия по древнеегипетским меркам. Выйдя замуж за одного из номархов (опять же, чтобы укрепить власть), она опротестовала право младшего наследника на престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть. Однако и это не спасло ее: Нефрусебек была убита на охоте наемником своего мужа, возжелавшего стать фараоном, живым богом — воплощением Гора на Земле и сыном Амона Ра. Соблазн был слишком велик. Священная правительница правила чуть более четырех лет…

Гибель Нефрусебек обернулась для Египта гражданской войной: новому фараону — ее мужу и убийце — противопоставили наследника, власть которого правительница оспорила сама. Начался Второй переходный период — самый драматичный, если не сказать катастрофический период в истории величайшей цивилизации древности, продлившийся два с половиной века. За гражданской войной пошла волна переворотов, так как власть фараонов потеряла династическую легитимность, закончившаяся новой гражданской войной, расколовшей Египет на два государства — Верхние и Нижние Земли.

Вскоре Египет вновь стал единым, но силы государства были подорваны, и через три десятилетия пришли кочевники гиксосы, захватившие бо?льшую часть Нижнего Египта. Они основали в дельте Нила свое государство со столицей Аварисом, надругались над Сфинксом и великими пирамидами. На их изгнание ушло почти столетие. Только Яхмос I — родоначальник Нового Царства и XVIII династии — разбил армию гиксосов, сокрушил Аварис и истребил кочевников.

Нефертити, считающаяся красивейшей из женщин, живших когда-либо на Земле, после свержения ее мужа, фараона Эхнатона, объявила себя и женой бога (титул, изобретенный Нефрусебек), и фараоном, взошла на трон под мужским именем Семнехкара, но была обвинена в лояльности мужу (по данным некоторых историков, Эхнатон и Нефертити пережили всех своих детей, хотя многие утверждают обратное) и свергнута менее чем через год.

Трагичнее всех сложилась судьба священной правительницы Анхесенпаамон, взошедшей на трон после смерти мужа и брата по отцу Тутанхамона. За всего лишь полгода своего правления она проявила себя тонким дипломатом и мастером политических интриг, но не смогла переиграть циничного царедворца Эйе, свергнувшего поочередно ее родителей, а затем, вероятно, убившего и Тутанхамона — мужа и брата Анхесенпаамон. Она была убита по приказу Эйе в отсутствие верховного военачальника Хоренхеба, верно служившего еще Эхнатону. Наемники Эйе убили жениха Анхесенпаамон — хеттского царевича, за которого юная, но мудрая правительница решила выйти замуж, заручившись военной, и политической поддержкой царства Хатти. Узнав о смерти сына, хеттский царь пошел на Египет войной. Хоренхеб разбил хеттов, а когда вернулся, правительница была уже погребена и Эйе успел объявить себя фараоном. Вероятно, Египет вновь был бы ввергнут в хаос, если бы не тот же верховный военачальник. На ослабевшую державу напали хетты и ливийцы, но Хоренхеб разгромил их, а вернувшись с победой, по одной из версий, убил Эйе — заговорщика и цареубийцу. Согласно более популярной версии, старый интриган умер своей смертью, повластвовав всего четыре года, а Хоренхеб — прямой потомок великого Тутмоса III (Мудрого или Воителя) воссел на трон и стал основателем XIХ династии — великой династии Рамзессидов.

Клеопатра, в руках которой уже почти была величайшая в истории человечества сверхимперия, ради удержания власти отравила пятилетнего брата, но в итоге — окончательно погубила Египет.

И только мудрая Хатшепсут составила исключение из этого довольно печального списка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Жены фараонов и их разные статусы в истории Древнего Египта

Сколько загадок хранит древнеегипетская цивилизация, оставившая огромное наследие и оказавшая сильнейшее влияние на мировую культуру, – никто не знает. Из школьной программы наверняка каждый помнит главное утверждение о том, что вся власть в Древнем Египте принадлежала исключительно мужчинам-фараонам. Но сравнительно недавно этот постулат был признан ошибочным, и о правительницах развитого древнейшего государства заговорили как о доподлинно известном факте.

Бог на земле и после смерти

Надо отметить, что все фараоны считались наместниками бога, им даже приписывали магические свойства. Особое отношение к смерти оставляло свой отпечаток на правлении главных властителей страны: о месте, которое примет их навечно, заботились заранее. Строились погребальные пирамиды, позднее от них отказались и стали вырубать в скалах огромные залы, вмещавшие не только саркофаги, но и предметы утвари, драгоценности, ведь считалось, что фараон и после своей смерти продолжал вести привычный образ жизни.

Усыпальницы – не место для скорби

Известное луксорское захоронение Та-Сет-Неферов находилось недалеко от усыпальниц правителей Египта. Его название переводилось как «долина красоты», что очень необычно для кладбища, на котором покоились жены фараонов. Египтяне относились к сакральному месту без печали и скорби, ведь считалось, что умершие перешли в светлый и прекрасный мир.

Статусы жен

Правители иногда женились на своих сестрах или дочерях, ведь женщинам было запрещено выходить замуж не за царей, а вот здоровое потомство рождалось от наложниц гарема. Верховных правителей называли при жизни богами, а жены фараонов не всегда приобретали такой статус.

жены фараонов

Египтологи, долго изучавшие проблему, установили, что только особые жрицы из царского семейства находились на особом положении. Их поступки никто не смел обсуждать, а приказы выполнялись беспрекословно. Женщины, воплощавшие бога на земле, проводили особые тайные ритуалы в святилище египетского бога Амона, натирая золотую статую благовониями и танцуя перед ней.

Значение роста у египтян

Нефертари, как звали жену фараона Рамзеса II, на всех барельефах изображалась одного роста не только с мужем, но и с богиней Хатхор, вручавшей ей символ загробной жизни. Эти росписи, не потерявшие яркости красок, хранила ее роскошная усыпальница, расположенная в известной Долине цариц.

жена фараона скульптурный портрет

Именно высоте изображаемого человека египтяне придавали большое значение. Реальные жены фараонов, не ставшие воплощением бога, всегда рисовались ростом намного меньше, чем их мужья. Но Нефертари никогда не была правительницей Египта, как, например, Клеопатра или Хатшепсут. О последней хочется рассказать отдельно.

Хатшепсут: история правления

Известны жены фараонов Египта и их матери, не получившие официального статуса правителей, но находившиеся на троне вплоть до периода эллинизма. Среди этих семи легендарных властительниц была Хатшепсут, потерявшая супруга Тутмоса II и родившая дочь, а не наследника. Она становится мачехой и тетей для отпрыска наложницы, объявляя себя регентом и ведя все общественные дела от имени мальчика, но через 6 лет начинает претендовать на власть, заявляя о своем царственном происхождении. Титул супруги Амона и почтение всей страны к волевой женщине помогают ей беспрепятственно взойти на трон.

как звали жену фараона

Правила Хатшепсут страной долгих 20 лет, за это время она грамотно подавила беспорядки в Нубии, чем заслужила особое уважение. Став очень значительной фигурой в государстве, она переносит столицу в Фивы (Луксор) и еще при жизни занимается постройкой своего загробного святилища. В роскошной усыпальнице размещались огромные каменные изваяния Хатшепсут в обличии бога смерти Осириса: изображалась с короной на голове и накладной мужской бородкой жена фараона, скульптурный портрет которой все-таки показывал миловидные черты.

Месть Тутмоса III

После ее смерти сын наложницы Тутмос III, оставшийся единоличным правителем, начинает планомерно разрушать все предметы культа, связанные с прежней хранительницей трона, которая никогда не пыталась его свергнуть.

200 статуй, изображавших Хатшепсут и сфинксов, были уничтожены и закопаны недалеко от поражающего размерами храма. Современные археологические экспедиции, нашедшие остатки уникальных композиций, восстановили картины величия сакрального места.

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии – Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

жены фараонов египта

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.

Как строили карьеру женщины Древнего Египта

Привилегия выбора карьеры слабой половиной человечества является относительно современным общественным явлением. Для женщины Древнего Египта ситуация обстояла несколько иначе. Около трех тысяч лет назад на берегах Нила было отмечено равенство прав и женщин, и мужчин во всех сферах жизни.

Для того чтобы понять принцип равенства полов, важно понимать, что египтяне рассматривали Вселенную, как мужское и женское начало. Баланс и порядок был свойственен женскому культу Маат – космическому символу гармонии, которым должен был управлять фараон.

Статус женщины в Древнем Египте

Статуя Клеопатры VII

Признавалась женская сила во всех ее проявлениях: царицы изображались дробящими своих врагов, выпускающими стрелы в противников-мужчин, наносящими ножеые ранения при вторжении солдат. Хотя такие сцены часто игнорируются как иллюстрации вымышленных или ритуальных событий, археологические данные свидетельствуют о том, что эти обстоятельства имели место. Женщины-фараоны Древнего Египта предпринимали военные кампании. Их называли «врагами государства», а в гробницах в Долине Цариц находили оружение на всем протяжении тысячелетней египетской истории.

Греческий историк Геродот писал, что египтяне «полностью изменили обычаи человеческого общества …» 

Хотя они ни коим образом не относились к расе амазонок, их способности в управлении государством и установлении статуса были самыми необычными в древнем мире. Их образ далек от роли жены и матери, им присваиваются такие качества, как мужская доблесть и сила.

Соседние империи были крайне удивлены таким положением жженщи в Древнем Египте. Они говорили, что «они торговались на рынке, в то время как мужчины сидели дома и занимались ткачеством», — писал Геродот.

Женщина вела публичную жизнь наравне с мужчинами во всех сферах жизни, от проведения религиозных обрядов до выполнения домашней работы. Существует история о том, что одна женщина управляла грузовым судном в то время, как человек принес ей еду, на что она ответила:

«Не закрывайте мое лицо, когда я подплываю к берегу» (более древняя версия: «Не стойте на моем пути, когда я делаю что-то важное«).

Женщины пользовались финансовой независимостью, заключали контракты, вели и оплачивали счета. Царицы контролировали казну, имеи собственные поместья и мастерские. Имели право владеть собственным имуществом, покупать и продавать его, указывать в завещании наследников.

Как проводили досуг женщины Древнего Египта

Ванны Клеопатры

Наиболее распространенным занятием женщин всех социальных слоев было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Тем не мене, они были освобождены от необходимости воспроизводства большого количества детей как источниками дополнительной рабочей силы. Состоятельные женщины имели право выбора карьеры.

На древних фресках и папирусах можно встретить сцены, изображающие, как проводили свободное время египетские женщины. Они купались, делали депиляцию, умощались благовониями, посещали парикмахеров.

Богатые особы пользовались услугами маникюрш и визажистов, название профессии которых переводилось дословно как «художник рта». Наиболее известным видом косметики была сурьма – подводка для глаз, которая служида не только для придания выразительности, но и защищала глаза от солнца и инфекций.

Наряды женщин в Древнем Египте

Женщины Древнего Египта

Одежда изготавливалась из льна. В период Древнего царства (примерно 2686 – 2181 до н.э.) в моду вошли обтягивающие платья. Во время Нового царства (1550 — 1069 до н.э.) костюмы отличаются тканями высокого качества, украшенными декоративной вышивкой и бисером. В качестве акссесуаров использовались ювелирные изделия, повязки на волосы, парики, серьги, ожерелья, нарукавники, браслеты, ремни, кольца и браслеты из золота , полудрагоценных камней и бисера.

Состоятельные хозяйки носили парики, делали макияж. О порядке в их домах и стирке заботилась прислуга. Освободившись от повседневных дел, женщины слушали музыку, пили хорошее вино и ели фрукты. Женщины играли со своими домашними питомцами, играли в настольные игры, прогуливали по садам и поместьям. Путешествовали по реке и даже водили собственные колесницы.

Женщины — фараоны Древнего Египта

Статуя царицы Хатшепсут, Египетский музей древностей

Особенности статуса и личных привилегий являлись результатом отношений с царем и способностей управлять страной. Большинство высоких должностей занимали мужчины. Если женщины и добивались власти, то находились во главе государства. Известно, что царица Хетепхерес II находилась на гражданской службе вместе с губернаторами и судьями. Две женщины достигли должности визиря – помощника фараона.

Египетскую царицу Неутикрет (2148 – 2144 до н.э.) вспоминали как «храбрую и самую красивую женщину своего времени». Супруга фараона Собекнефру (1787 – 1783 до н.э.) изображалась с диадемой в юбке-кильт поверх женского платья.

Аналогично выглядела одна из самых известных женщин-фараонов Древнего Египта Хатшепсут. Ее платье носило элементы царской власти. Ко времени пятнадцатилетия ее правления, примерно с 1473 по 1458 до н.э., она предприняла один военных поход в страну Пунт и инициировала строительство нескольких крупных проектов. Завершением ее карьеры стало возведение превосходного погребального храма в Дейр эль-Бахри.

В то время как Хатшепсут удалось подтвердить свой царский статус, насчет другой политической фигуры, царицы Нефертити, существуют споры. Она активно участовала в проведении ее мужем Эхнатоном реформы в религиозной сфере. Некоторые египтологи считают, что после смерти ее мужа, примерно в 1336 до н.э. она правила единолично.

После гибели фараона Сети II в 1194 до н.э., Тавосрет заняла трон.

Более тысячи лет спустя, последняя из фараонов Древнего Египта, царица Клеопатра VII, восстановила положение государства и устранила зависимость от Рима. Ее самоубийство в 30 до н.э. ознаменовало конец государственной независимости Египта.

Семейный статус женщин Древнего Египта

Жензины Древнего Египта

Место женщины в египетском обществе определялось по ее статусу матери, сестры, жены или дочери. Тем не менее, по масштабу архитектурных памятников, созданных в их честь, можно судить о их роли в публичной жизни. Четвертая пирамида Гизы, огромный комплекс царицы Хенткавс (около 2500 до н.э.) отражает ее значение и статус как дочи и матери принцес.

Для женщин-фараонов Среднего царства были выстроены великолепно украшенные гробницы, например, царицы Верет, которую обнаружили совсем недавно, в 1995 году.

В «Золотой век» (Новое царство Египта, 1550 -1069 до н.э.) было отмечено несколько женщин, в том числе Яхотеп, которые были награждены за храбрость воинскими почестями. Позже, несравненная царица Тию, родом из простого рода, получила статус «великой царской жены Аменхотепа III» (1390 – 1352 до н.э.) Ей было дозволено даже вести собственную дипломатическую переписку с соседними государствами.

Фараоны старались брать в жены женщин из простолюдинов. Это помогало избежать заговоров с целью убийства наследников по мужской линии и мужей для захвата власти. Для несовершеннолетних жен было характерно получение статуса с архаичным названием «наложницы».

В гареме царей иногда находилось до 100 женщин. Рамзес II отличился тем, что у него было 120 жен и 396 детей. Определить статус жены в Древнем Египте было достаточно сложно, поскольку не существовало определенной церемонии бракосочетания. Для простых людей был характерен следующий обычай женитьбы. Мужчина приходил к женщине со «списком», в котором указывалось все его имущество и заслуги. Невеста могу принять, а могла и выгнать его. При согласии молодые просто начинали жить вместе, женщина становилась хозяйкой дома, появлялись дети.

Некоторые царские жены были не египетского происхождения. Их привозили из Вавилона или других соседних государств для закрепления дипломатических договоренностей. Аменхотеп III описывает приезд сирийской принцессы и ее служанки, как «чудо». Он даже написал для своих васВсалов:

«Я посылаю Вам официальное указание по поиску красивых женщин, которые понравятся царю. Присылайте мне красивых женщин, но не с пронзительными голосами!».

Красивые женщины в Древнем Египте были «украшением царя». Из выбирали по изяществу и красоте, пению и танцам. Но не все они служили для развлечений. Некоторые занимали важные государственные должности в суде, принимали активное участие при исполнении полномочий фараоном, в важных политических событиях и в религиозных церемониях.

Жены и дочери получали музыкальное образование. В одной гробнице, принадлежащей жрецу, датируемой примерно 2000 до н.э. изображена игра в «Систрум» («Священная погремушка»). В храмах часто выступали женские музыкальные труппы, чтобы развлекать ключевых религиозных культов.

Женщины — жрицы Древнего Египта

Фильм «Клеопатра». Древний Египет

Одним из самых распространенных занятий для женщины, кроме роли домохозяйки и матери, было священнослужение. В фестивалях и церемониях присутствовали как мужчины, так и женщины – жрицы. Также они выступали в качестве профессиональных плакальщиц – достаточно востребованной профессии, связанной с обрядом захоронения.

Женщин учили грамоте. Однако они составляли всего 2% от египетского общества. Находясь на высокой должности судьи, визиря или врача, они должны были обладать основными навыками чтения и письма.

В греко-римский период женская грамотность выходит на первое место. Рядом с мумией молодой женщины Гермиона была обнаружена надпись «учитель греческого языка». Самыми потрясающими лингвистическими способностями обладала Клеопатра VII, построившая Великую Библиотеку в Александрии, внесшую огромную вклад в культуру древнего мира. В ней препопадавали женщины наряду с мужчинами.

Тысячелетняя история равенства была закончена со смертью философа Ипатия, который был убыт монахами в 415 до н.э. в связи с несогласием с его убеждениями..

Понятие «место женщины в доме» оставалось в течение последующих 1,5 тысячи лет. Древнеегипетские женщины лишились свободы. Но многие наиболее активные из них добивались свободы и правового равенства с мужчинами, а также финансового равенства.

4 факта о пирамидах и фараонах, которые заставят по-новому взглянуть на Древний Египет

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Древний Египет — одна из самых загадочных древних цивилизаций, вокруг которой ходит множество мифов, в том числе и антинаучных. Несмотря на то что об эпохе великих фараонов мы знаем уже довольно много, она хранит в себе достаточно секретов. Так, например, нам до сих пор неизвестно, где находится место захоронения царицы Нефертити. Однако завеса этой тайны, возможно, очень скоро не только приоткроется, но и распахнется.

AdMe.ru предлагает вашему вниманию несколько важнейших открытий, связанных с историей Древнего Египта, которые ученые сделали за последнее десятилетие.

Золотая маска Тутанхамона, возможно, изготавливалась для Нефертити

В 2015 году британский археолог Николас Ривз потряс научный мир теорией о том, что знаменитая погребальная маска Тутанхамона предназначалось не для него. По мнению ученого, изначально ее делали для мачехи юного правителя Древнего Египта Нефертити, которая правила вместе с его предполагаемым отцом — фараоном Эхнатоном.

К такому выводу Ривз пришел исходя из нескольких признаков. Во-первых, у маски проколоты уши. Но, как известно, в Древнем Египте серьги носили только женщины и дети, а Тутанхамону на момент смерти было 19 лет, то есть по меркам того времени он давно вышел из детского возраста. Во-вторых, иероглифы с именем умершего фараона были набиты поверх другой надписи — ученый считает, что сначала на маске был начертан полный титул царицы Нефертити: «живое воплощение бога Солнца, возлюбленная Эхнатона, прекраснейшая из прекраснейших солнечного диска».

Кстати, при рождении Тутанхамон был назван Тутанхатоном, однако после восхождения на престол и «замены» культа Атона на культ Амона взял себе новое имя. Именно в возврате к культу Амона, по мнению ученых, и кроется тайна захоронения Нефертити — жрецы пытались убрать из истории все упоминания о «старом» божестве и его главных символах, которыми, несомненно, были Эхнатон и его прекрасная жена.

В гробнице Тутанхамона, скорее всего, есть потайные комнаты

А вот место захоронения самой царицы Нефертити по сей день остается неизвестным. Однако у археологов есть надежда: проведенное в том же 2015 году сканирование стен погребальной камеры Тутанхамона показало наличие за ним пустот, возможно, рукотворного происхождения. По мнению Николаса Ривза, в одной из них может оказаться еще одна погребальная камера, где и захоронена самая знаменитая царица Древнего Египта.

По версии Ривза, Тутанхамон умер внезапно и был помещен в ту же гробницу, что и Нефертити, поскольку времени на постройку отдельной усыпальницы не было. В пользу «женской» версии говорит и то, что во времена XVIII династии, к которой принадлежал юный фараон, при входе в женские гробницы нужно было повернуть направо, в мужские — налево. Здесь погребальная камера находится справа от входа.

Когда будет раскрыта тайна потайных комнат, пока неизвестно — срок работ по бурению прохода еще не определен, и весь ученый мир замер в ожидании одного из самых значимых открытий в истории исследования пирамид.

Ученые узнали, как доставляли каменные блоки для пирамиды Хеопса

Дневник Мерера в Каирском египетском музее.

Как известно, место добычи каменных блоков, из которых строилась Великая пирамида Хуфу (Хеопса), находилось в 800 км от Гизы. Благодаря найденным на берегу Нила дневникам некоего Мерера, который руководил одной из бригад строителей Великой пирамиды Хуфу (Хеопса), ученые узнали, как египтянам удалось доставлять многотонные каменные блоки.

Для того чтобы подвести огромные каменные глыбы к пирамиде, египтяне создали искусственные каналы и отвели в них воды Нила так, чтобы лодки могли подойти непосредственно к месту строительства. Оставшиеся несколько метров рабочие тащили блоки на специально сделанных салазках.

Кстати говоря, у подножия пирамиды ученые нашли два тайника, в которых обнаружились «солнечные ладьи» — специальные судна, предназначенные для путешествий Хуфу по небу вместе с богом солнца Ра. Благодаря им удалось узнать секреты древнеегипетского кораблестроения и даже создать по их образцу судно, сп

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о