Ювелир лалик: Путь René Lalique – от непревзойденного ювелира к самому знаменитому производителю стекла – Флора и фауна в творчестве Рене Лалик. Часть 1. Украшения

Ювелир лалик: Путь René Lalique – от непревзойденного ювелира к самому знаменитому производителю стекла – Флора и фауна в творчестве Рене Лалик. Часть 1. Украшения

27.04.2020

Рене Лалик и его изумительные украшения

Рене Лалик — художник, ювелирный гений конца ХIХ — начала ХХ веков. Его ювелирные украшения невероятно красивы. Они словно из зачарованных сказочных стран.

Рене Лалик (Rene Lalique) родился в 1860 году во Франции. С ранних лет проявлял талант к рисованию. После художественной школы, Рене поступает учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем, для дальнейшего обучения, Рене едет в Лондонский колледж искусств.

Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников.

Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны.

В 1884 году украшения Лалика выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре.

Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в «Бушерон», известнейший ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор дома скривился и объявил, что такое украшение будет «слишком экстравагантным» для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую сумму.

Директора остальных домов проделывали тот же путь – от первоначальных сомнений в том, что «плебейские» бабочки и колосья из перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам «Картье», «Бушерона» и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин. На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора, считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску бриллиантов и рубинов.

Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой материал – от слоновой кости до эмали или металла.

Есть легенда, что Рене Лалик с детства рисовал украшения, сочетавшие природные элементы, он мог представить себе любое растение, любое животное – и понять, как их воплотить в неживом камне или металле. Но загадкой из загадок для него были облака, вечно меняющие форму, цвет, отличающиеся прозрачностью или темной матовостью. И Лалик придумал, что воплотить облака в камне может только хрусталь. С тех пор хрусталь – самый любимый поделочный камень ювелира.

Лалик вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений, а не просто ювелиром.

Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.

«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», говорит о Лалике его внучка, Николь Марич-Авиланд.

Он создавал драгоценности для Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.

Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-нуво.

хочу все новое и возмутительное • Интерьер+Дизайн

Талантливый ювелир, рисовальщик, прозорливый предприниматель и гений маркетинга — так еще при жизни называли Рене Жюля Лалика (06.04.1860—01.05.1945). Девизом, которого он придерживался всю жизнь, стало высказывание «хочу пробовать новое и возмутительное». Вспоминаем самые примечательные факты его биографии и культовые вещи мастера.

По теме: 130 лет Дому Lalique

Сара Бернар в украшениях Рене Лалика, созданных специально для нее.

1. Тандем с «божественной Сарой» Лалик, вероятно, среди ювелиров один из первых догадался использовать для промоушена светскую звезду. Сара Бернар — абсолютная дива, «самая знаменитая актриса за всю историю», как ее называли в начале XX века, была эксцентрична, капризна и очень разборчива. К тому же тратила на роскошь миллионы. Свою драматическую игру она дополняла вызывающими по тем временам декоративными костюмами, производивших впечатления и на искушенных театралов, и на креативную тусовку: от Бернар были без ума отец и сын Дюма, писатели, композиторы и художники. Лалик стал создавать для дивы сценические украшения — роскошные ошейники, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы. Украшения Бернар обсуждали во всех модных салонах — и Лалик стараниями Сары из ранга искусного ремесленника быстро перешел в класс непревзойденного художника. Бернар обожала его украшения, а он — Сару Бернар в них. Причем Лалик настойчиво отодвинул на периферию других обожателей актрисы, подносивших собственные ювелирные произведения — Альфонса Муху и Жоржа Фуке.

Рене Лалик. Кулон. 1905. Рене Лалик. Брошь. Бриллианты, стекло и эмаль. 1899 –1901.

2. Голые плечи и «неправильные» материалы Одна из популярных легенд гласит, что возмутительно радикальные украшения Лалика с изображением клубков змей и насекомых, выглядели настолько неуместно на темных платьях с высоким, наглухо застегнутым воротником, что для них приходилось создавать специальные фасоны с открытыми плечами. Судя по всему, именно этого и добивался Лалик, большой дамский угодник. Лалик, в определенной степени, добился отмены «правильных» сочетаний материалов, к тому времени в ювелирном искусстве совершенно непреложных. До Лалика нельзя было сочетать «высокие» драгоценные материалы (к примеру, золото) с черепаховым панцирем, слоновой костью и эмалями. У Лалика это стало возможно. 

Рене Лалик. Брошь «Орхидея». Золото, серебро, опал, эмаль. 1898-1902. 8.2 x 7.8 x 4.8 cм. Музей Лалика, Lalique Museum Hakone, Япония.

3. Ювелир и политика Лалик был настолько знаменит, что в какой-то момент стал олицетворять лучшее, что есть во Франции. Некоторые произведения художника, выполненные в 1896–1897 годах по заказу правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав. У Лалика также заказывала украшения императрица Александра Федоровна, супруга Николая II.

Ваза «Вакханки», Lalique.

4. Ода женщинам и свободе «Женщины и природа — мой главный источник вдохновения», — говорил Лалик. Совершив одну революцию, Лалик задумал новую. Вероятно, самые знаменитые его женщины — это  «Вакханки», одно из культовых произведений Лалика. Поверхность хрустальной вазы напоминает античный рельеф, однако главное — пластика фигур. Танец обнаженных женщин был для Лалика символом освобождения человеческого духа и творческой энергии. Отсутствие у девушек каких-либо атрибутов, отсылающих к конкретному историческому периоду, сделало вазу вневременным предметом для коллекционирования.

Американский художник Терри Роджерс переосмыслил знаковую «Вакханки», заменив фигуры античных жриц на девушек, будто сошедших с гиперреалистических полотен самого Роджерса. Коллекция «Сирены» в двух вариантах — из прозрачного и золотистого хрусталя была выпущена лимитированными сериями.

5. Стекло и «Восточный экспресс» Если бы Лалик изобрел только свое знаменитое опалесцентное (переливающееся) стекло — этого бы вполне хватило на то, чтобы поддержать собственную славу ювелира. Однако за годы, которые мастер посвятил исследованию стекла, он успел получить 16 патентов на различные технологии его изготовления. Секреты, разумеется, не разглашаются, и до сих пор являются тайным знанием компании Lalique. Предпринимательский талант Лалика позволил ему получить заказ на декор интерьеров «Восточного экспресса». Лалик разработал проект оформления вагонов настенными панелями из древесины кубинского акажу, украшенные либо в технике маркетри либо вставками из гравированного стекла. 

Клубный проект ​Kuznetsky​ Most​ 12​ by​ Lalique. ​

6. Будущее Lalique Основанный в 1888 году Дом Rene Lalique принадлежит сегодня швейцарскому предпринимателю Сильвио Денцу, который превратил компанию в бренд стиля жизни. Его деятельность охватывает выпуск предметов декора, украшений, парфюмерию, искусство (включая смелые коллаборации с известными художниками, такими как Дэмиен Херст или Аниш Капур, которые создают для Дома уникальные произведения), дизайн интерьера и, с недавнего времени, гостиничный бизнес. В Москве по адресу Кузнецкий мост, 12 через пару лет будет реализован клубный проект Kuznetsky​ Most​ 12​ by​ Lalique совместно с девелоперами KR Properties — 60 апартаментов и два пентхауса с отделкой — мебелью, светильниками и драгоценными декоративными элементами от Lalique, о чем ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН рассказал генеральный директор Lalique Роже вон дер Вейд.

Ваза Medium, коллекция Hirondelles, Lalique. Выпущена к 130-летнему юбилею Дома Lalique в 2018 году. Causeuses Vanity, диз. Пьер-Ив Рошон, Lalique.

• В России бренд Laliquе представляет компания Mercury.

Ювелирные украшения от Рене Лалик

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Рене́ Лали́к ( Renй Jules Lalique; 6 апреля 1860 — 5 мая 1945, Париж) французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво.

Ювелирные украшения созданные этим мастером сегодня ценятся очень высоко. Многие из них можно смело назвать настоящими произведениями искусства.

Винтажные украшения от Рене Лалик

Сара Бернар выходила на сцену в его ювелирных украшениях, парфюмер Франсуа Коти наливал первый в мире шипровый аромат во флакон его работы, «Нормандия» и «Восточный экспресс» отправлялись к далеким параллелям, украшенные его стеклянными панно. Рене Лалик стал легендой своей эпохи — в какие-то двадцать четыре года. Именно тогда, в 1884 году, Альфонс Фуке сказал по поводу молодого художника: «До сих пор я не знал ни одного дизайнера ювелирных украшений — и только что познакомился с первым». В судьбе Рене везение играло минимальную роль, а главная была отдана каторжному труду: он рисовал, моделировал, лепил, проводил испытания дни и ночи напролет, чтобы создать «доселе невиданные вещи».

Эксклюзивные ювелирные украшения Рене Лалик

Рене Лалик — революционер ювелирного искусства во всех смыслах этого слова. Отодвинув в сторону золото и бриллианты, он экспериментировал с янтарем, эмалью, сплавами металлов, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем. И — самое интересное — публике такие украшения ручной работы безумно нравились! Образы и фигурки выходили из самого густого тумана ар нуво: стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, тонкий силуэт женщины, повернутой в пол-оборота: в ней можно было узнать черты лаликовской музы Огюстины-Алисы Ледру, отец и брат которой кстати, ассистировали Родену.

В тридцать семь лет Рене Лалик — кавалер ордена Почетного легиона. Сделанные им ювелирные украшения покупают музеи, императрицы и коллекционеры — оптом, прямо на выставках. Эмиль Галле, коллега и вечный соперник, разражается газетной статьей, в которой называет Лалика «основателем современного ювелирного искусства» (именно с Галле Лалик разделит Гран-при на Всемирной выставке 1900 года).

Казалось бы, можно спокойно почивать на лаврах. Но с приходом XX века Лалик круто меняет маршрут: теперь ему интересно только стекло, из которого он ухитряется делать тягучие скульптуры, причудливую посуду, флаконы для духов и маскоты для автомобилей, лампы, вазы и даже мебель. Его сын Марк после смерти отца несколько облагородит эту страсть, переориентировав семейное производство на хрусталь. Запасники Эрмитажа хранят немало работ Рене Лалика: их в свое время покупала вся русская аристократия во главе с императрицей Александрой Федоровной.

Украшения в стиле Ар-Нуво контрастно отличаются от тех, что продаются сегодня. Для примера, посмотрите тут mizo.com.ua — это магазин подарков с акцентом на ювелирные украшения. Современный стиль более технологичен и склонен к минимализму. Он далек от природных линий и мягких красок «Прекрасной эпохи».

 


Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво

Рене Лалик — поистине талантливый мастер своего времени. Он знал, какими хочет видеть ювелирные украшения, и знал, как это воплотить. Благодаря ему мы можем восхищаться красивейшими украшениями.

Родился Рене в 1860-м году, во времена La Belle Epoque, когда до настоящего ар-нуво было далеко. Рене Лалик использовал разнообразные материалы — полудрагоценные камни, золото, стекло. В его творениях не так часто можно встретить россыпи бриллиантов, очень популярные в те времена (а также в современности). Из-за его новаторских идей многие ювелирные дома не брались их воплощать. Вот, например, работа Лалика для Lacloche Frères (1890-й г.) показывает, к чему больше склонялись в те времена.

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 1

Но и без использования такого количества дргоценных камней от его произведений не отвести взгляд. Его любимыми материалами стали: опалосцентное стекло (секрет которого до сих пор не раскрыт), эмаль с частичками золота, рог, кость и черепаший панцирь — все вместе создаёт уникальные творения.

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 2

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 3

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 4

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 5

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 6

Также примечательно, что он отдавал предпочтение жемчугу неправильной формы, который был моден во времена барокко.

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 7

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 8

Неудивительно, что сама Сара Бернар была заказчиком такого мастера и блистала в его украшениях на сцене. Вот, например, знаменитая брошь «Женщина-стрекоза», изготовленная для Сары Бернар.

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 9

Эскизы двух головынх уборов для Сары Бернар, исполняющей роль Теодоры в спектакле «Теодора».

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 10

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 11

А парфюмер Франц Кости заказывал Рене Лалику изготовить флаконы для его духов. Сейчас никто не откажется иметь хотя бы один такой флакончик (ну хотя бы подержать в руках).

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 12

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 13

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 14

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 15

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 16

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 17

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 18

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 19

Естественно, ювелирные украшения Рене Лалика стали показателями той эпохи, в которой он жил и творил. Когда слышишь «Рене Лалик», сразу представляешь себе ар-нуво, времена модерна с его очаровательными формами и линиями, все отображает природу и человека в ней, все кажется настолько гармоничным! И спасибо этому настоящему мастеру за такие прекрасные творения!

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 20

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 21

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 22

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 23

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 24

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 25

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 26

Rene Lalique — мастер эпохи ар-нуво, фото № 27

РЕНЕ ЛАЛИК — ВЕЛИКИЙ ЮВЕЛИР

Хочу рассказать о великом мастере своей эпохи. Рене́ Лали́к  —  великий французский ювелир и мэтр художественного стекла, яркий представитель самого романтичного стиля в мировой художественной культуре – модерна. Творчество Лолика уникально тем, что в своем творчестве он, помимо традиционного золота,  экспериментировал с янтарем, сплавами металлов,  эмалью, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем, достаточно дешевыми материалами. И, к тому же, он не так активно использовал бриллианты, в связи с чем не сразу был принят пресыщенной публикой. Рене любил материал за его художественную ценность, а не за стоимость. При создании своих шедевров мастера вдохновляла природа, Рене был потрясающим рисовальщиком. С 1890 года его любимой клиенткой становится Сара Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна.
Одна из самых известных работ Лалика – брошь «Женщина-стрекоза», принадлежала Саре. В этой работе Лалик изобразил женщину, как хищницу-соблазнительницу с золотыми когтями и крыльями.

13


Его называли изобретателем образа современных драгоценностей, с характером и уникальным стилем.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. До нашего времени дошли многие его скульптуры, вазы, посуда, флаконы для духов, лампы и даже мебель. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт его знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Coty и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme, Amethyst.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын — Марк Лалик, который переориентировал семейное производство на хрусталь, а затем внучка, Мари-Клод.
 
8

1 

5

4 

Untitled-1 

6 

7 

3

9 

10


Рене Лалик — «femme, faune, flore»: arktal — LiveJournal

Рене Лалик (1860-1945) — властелин стекла
(Lalique. L’Homme de verre)


О Рене Лалик до сих пор говорят только в превосходной степени. Это был удивительно разносторонний талант: гениальный дизайнер и удачливый предприниматель, изысканный ювелир и тончайший мастер художественного стеклоделия.

Как ювелир он сделал невозможное: заставил женщин отказаться от золота, бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла, полудрагоценных камней и самоцветов,  янтаря, яшмы, эмали, рогов и черепашьих панцирей. Образы и фигурки выходили из мистического тумана ар нуво: змеи, стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, чувственные силуэты женщины, в которой угадывался очаровательный образ Августины-Алисы Ледрю — друга Родена и дочери скульптора Огюста Ледрю.

Августина-Алиса (на фото вместе с Рене Лалик)  стала музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой мастерской Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии.

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалик стоит в одном ряду с прославленными мастерами: гениальным создателем «яиц Фаберже», российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.


На рубеже 19-20 веков господствующим стилем декоративно-прикладного искусства во Франции был ар-нуво (фр. art nouveau), легко узнаваемый по прихотливо изогнутым линиям растительного орнамента и волнообразным «текущим» женским фигурам. Одним из наиболее ярких представителей этого стиля стал Рене Лалик. Это ему принадлежит правило трех «F» – femme, faune, flore (женщина, фауна, флора) – и он неустанно следовал ему. Эксперты всегда отмечали, что «Лалик – единственный из всех натуралистов, который может восхищаться красотой природы, не становясь при этом ботаником-педантом».

В 16 лет, оставшись без отца, он решил использовать свои художественные способности и отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил с раннего детства. В 20 лет он вернулся в Париж и вскоре стал работать простым чертежником в Доме Картье, затем у Дестапа и Бушарона. Его рисунки привлекли внимание именитых мастеров, и они охотно начали делать по его эскизам свои новые модели, скрывая поначалу имя автора. Однако уже в 1885 году Лалик открывает собственный небольшой бутик в центре города, и вскоре становится известным в среде светских красавиц и аристократок.

Сара Бернар заказывает ему многочисленные колье и диадемы для своих сценических костюмов, миллионер Галуст Гюльбенкян становится его преданным поклонником и коллекционером, Эмиль Галле, его коллега и вечный соперник представляет его на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и делит с ним Гран-При. В 40 лет Рене Лалик — обладатель самой престижной премии и кавалер ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на впечатляющий триумф на Всемирной выставке, звание первого ювелира ар-нуво, коммерческий успех и богатых почитателей, Лалик ищет новое применение своему таланту, и, вместо того чтобы расширять производство, он сворачивает ювелирную деятельность и отдается новому увлечению – стеклу.

В этот раз на пути нового «стекольщика» попадается самый нужный для этого человек, один из крупнейших парфюмеров XX века, а также успешный промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти. А, может быть, всё было наоборот, и именно встреча с Франсуа Коти изменила приоритеты Рене Лалик. Так или иначе, но Рене получает от самого популярного парфюмера «прекрасной эпохи» предложение создавать флаконы для его парфюмерной компании.

Правда, есть и другая, не менее красивая легенда, почему Лалик решил заняться хрусталем и стеклом? В детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, — облака. Он видел их плавные трансформации, бесконечную образность и текучесть, но не мог «остановить мгновение». И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить неуловимую красоту облаков. Это был хрусталь.

Теперь Лалик практически отказался от использования драгоценных камней в пользу этого невозможного, алхимического материала — податливого, твердого и хрупкого одновременно. Ювелирное мастерство ушло на второй план, что великосветские красавицы расценили как катастрофа. В 1912 году он устроил прощальную выставку своих изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали.

Тем временем, увидели свет первые духи Франсуа Коти — Rose Jacqueminot, «Роза Жакмино», названные в честь популярного в то время сорта розы «генерал Жакмино». Рассказывают, что в бутике, отказавшему ему в продаже духов, Коти разбил флакон об пол. Почувствовав чудесный запах, посетители тут же стали спрашивать, что это за парфюм — Rose Jacqueminot стала знаменитой в одно мгновение. Вскоре и Коти стал самым популярным парфюмером, а уже через несколько месяцев после создания Rose Jacqueminot он заработал свой первый миллион.

Однако Франсуа Коти, как создатель ароматов, считал, что духи должны быть облечены в достойную оправу. Очередная легенда рассказывает, что прогуливаясь как-то вдоль магазинов на Вандомской площади, в одной из витрин Коти обратил внимание на оригинальные ювелирные изделия. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих удивительных предметов. Это были работы Рене Лалик.

Коти сделал ему предложение сотрудничества, по которому от художника требовались только эскизы флаконов, а реализация идеи будет выполнена, как тогда было принято, на заводе «Баккара». Но Лалик не мог доверить воплощение своих идей в чужие руки, а знаменитые стеклодувы «Баккара» не допускали «чужака» в свои владения. После недолгих переговоров Рене Лалик реализовал свой проект на заводе «Легра» под Парижем (основан в 1864г.).

Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Ambre Antique» стал настоящим произведением искусства и удостоился воспроизведения через 85 лет.

За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов. Произошёл настоящий переворот в создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников – ювелира и парфюмера привело к возникновению нового произведения искусства, художественных флаконов для духов.

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже стали обращатся с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d’Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»… В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов! Флаконы для духов стали предметом спроса для коллекционеров. Многочисленные владельцы таких колекций участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры, как это принято и в других видах искусства, абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.

После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток.

Первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена для Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Во время поездки специальная система подсветки меняла цвет фигурки. Сегодня миру известны лишь 30 таких маленьких шедевров и их цена выше цены золота того же веса.

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.


Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.
Необычное цветное стекло, градиентная окраска, стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — всё это характерные особенности изделий Рене Лалик, а рецепт его знаменитого переливчатого (опалесцентного) стекла до сих пор является «секретом фирмы». Идея этого стекла была впервые использована в витражах Тиффани. Такие стекла он получал за счет добавки жженой кости или олова, в процессе производства. Множество мельчайших капелек, которые образовываются при этом, вызывают беспорядочное преломление световых лучей, создавая так называемый «эффект опала».  В зависимости от количества и вида таких добавок меняется получаемый эффект, и, естественно,  каждый мастер держит в секрете всю технологию изготовления таких материалов.

Безупречный скульптурный силуэт, причудливость рельефного рисунка, возникающего словно из глубин стекла, высокий уровень исполнения – в 20-ые годы мастерство Рене Лалик достигло вершины популярности. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году он показал весь спектр своих изделий – вазы, статуэтки, осветительные приборы, декоративные панно, посуда, и, конечно, украшения, но уже иные, из рефленого стекла. При этом он продолжал придерживаться выведенного им правила трех «F»: женщина и природа — истинный источник его вдохновения. Лучший ювелир ар нуво стал лучшим стекольным мастером ар деко — нового художественного стиля в годы между двумя мировыми войнами, стиля, который создавал иллюзию благополучия и «былой роскоши».

В последние годы жизни Лалик занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, ресторанов, церквей, пульмановских вагонов поездов и жилых помещений пароходов. Так в 1932-м пароход Normandie был декорирован полностью от бра до фонтанов фирмой Lalique (см. на фото ресторан парохода Normandie).

Скончался великий мастер в 1945 году в Париже на восемьдесят шестом году жизни. На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не стала отдыхать. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень семейной фирмы. После смерти отца дело возглавил его сын – Марк Лалик, а затем внучка Мари-Клод.

Для современных вещей Lalique характерно все те же принципы — обилие изображений женских тел и всевозможной флоры и фауны. Коллекции обновляются каждый сезон, но в каждом изделии ощущается отблеск яркого стиля «прекрасной эпохи». Время от времени фирма выпускает ограниченными сериями реплики своих великих творений 20-х годов – например, знаменитые вазы «Вакханки» или «Водоворот», и у ее поклонников есть шанс стать обладателями предмета музейного уровня.

В 2008 году компанию купил швейцарский бизнесмен Сильвио Денц, страстный поклонник маэстро и обладатель самой большой коллекции изделий Lalique в мире. В 2010 году, к 150-летию со дня рождения основателя, вышла коллекция Hommage à René Lalique, вернувшая к жизни многие из исторических произведений Рене Лалика, которые до этого можно было увидеть только в музеях. В Эльзасе, при фабрике заработал музей, спроектированный бюро известного французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. В экспозицию вошли вещи из коллекции внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина компании.

С момента создания Рене Лаликом его первых изделий, мало что изменилось: до сих пор художественные творения Lalique завораживают необыкновенной красотой, и до сих пор они – привилегия людей с хорошим вкусом, знанием предмета и… большими деньгами. Цена изделий фирмы Lalique на аукционах составляет десятки тысяч долларов.  Например, ваза «Змея» (фото слева) 1924 г. — одна из наиболее востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, продавалась в пределах 12000 – 58000 $.

Источники — Путь René Lalique, Лалик и его украшения, Lalique и украшения артнуво

Рене Лалик – гений ювелирного дела, ставший стеклодувом: picturehistory — LiveJournal

Лето 1872 года, тихая улочка в предместье Парижа. Мальчик сидит на ступенях дома. На коленях он держит альбом, в руке – карандаш. Мир вокруг полон жизни, и в его альбоме – необычайно талантливые наброски цветов, деревьев, птиц… Но он упорно стремится нарисовать кое-что другое, и это кое-что никак не выходит. Он думает об этом день и ночь, но все попытки тщетны. Ему двенадцать лет, его зовут Рене Лалик, и однажды он станет великим.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом


Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

В тот год он получил свою первую награду за успехи в рисовании, а уже в шестнадцать лет окунулся в мир искусства с головой – поступил подмастерьем к известному ювелиру, посещал школу декоративного искусства, затем совершенствовал навыки в Лондоне и Париже. Сперва он работал простым чертежником в ювелирных фирмах, но затем его эскизы начали активно использовать, поначалу скрывая имя автора. Такая ситуация категорически не устраивала Рене, и, поднакопив денег, он открыл собственное дело. На пороге двадцатипятилетия он принял участие в ювелирной выставке в Лувре.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Эскизы Рене Лалика.

Его ждала карьера респектабельного ювелира, создающего украшения по известным образцам и лишь иногда позволяющего себе вольности, человека почтенного и уважаемого. Но Рене был не просто талантливым юношей с прекрасным образованием.

Он был гением.

Традиционное ювелирное дело – драгоценные металлы, баснословно дорогие камни, геометрические формы – быстро наскучило Рене с его живым воображением и беспокойным характером. Он твердил, что намерен «пробовать что-то новое и возмутительное» – и эти слова стали лейтмотивом его творчества.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Именно в те годы зарождался модерн, которому суждено было просуществовать недолго, но перевернуть с ног на голову культурную жизнь всей Европы. Рене Лалик не просто подхватил модное веяние – он стал одним из основателей стиля.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Владельцы ювелирных салонов смеялись ему в лицо: «Разве станет почтенная мать семейства носить брошь в виде каких-то ласточек? А эти плебейские колосья, что за ерунду вы выдумываете, месье Лалик!». Но стоило Рене воплотить свои идеи в материале, как они, завороженные, выплачивали ему любую сумму и просили повторить в нескольких экземплярах.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

На выставке в Парижском салоне дю Шан-де-Марс Лалик совершил настоящую революцию. Критики были возмущены – сочетать драгоценные металлы с черепаховым панцирем и слоновой костью? А тот кошмарный клубок змей полагается крепить на корсаж? Да что себе позволяет этот выскочка?! Зрители же – в основном зрительницы – пришли в восторг. У молодого ювелира появились свои поклонницы.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Одной из них была великая актриса Сара Бернар. Неординарный характер и необычная внешность этой женщины завораживали Лалика. На долгие годы она стала для него музой и покровительницей. Бернар обожали, Бернар подражали – и спрос на украшения Лалика только рос.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Эскизы украшений для сценических костюмов Сары Бернар.

Он был настоящим возмутителем спокойствия. Именно он ввел в моду украшения с женскими образами – по тем временам это было просто неприлично.

В 1900-м году женская одежда была весьма консервативна – закрытые темные платья, чопорность и благопристойность. Крупные, смелые украшения Рене Лалика (и в стиле Лалика, ведь подражание его работам стало сродни массовому помешательству среди ювелиров) требовали обнаженного тела. И светские львицы решительно облачились в платья с глубокими вырезами и открытыми плечами.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Русская императрица Александра Федоровна тоже не осталась равнодушной к мастерству французского гения – заказы от императорской семьи поступали ему неоднократно.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Лалик-ювелир был феноменально популярен и успешен, но однажды все изменилось. Бесконечный поиск новых материалов отбросил Рене на много лет назад, туда, в предместье Парижа, в начало 1870-х, туда, где маленький мальчик рыдал и рвал на клочья свои рисунки, потому что не мог изобразить…

Облака.

Сейчас, уже состоявшимся пятидесятилетним мужчиной, бешено знаменитым ювелиром, счастливым мужем и отцом, он нашел ответ. Карандаш не сохранит изменчивой легкости облаков – но стекло с этой задачей справится.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Флаконы для духов, дизайн Рене Лалика.

Так ювелир Рене Лалик стал стеклодувом. Во многом этому поспособствовала и встреча со знаменитым парфюмером Франсуа Коти. Он тоже был известным скандалистом: однажды, получив отказ в продаже духов, Коти разбил флакон прямо в бутике. Посетители, околдованные незнакомым и странным ароматом, стали наперебой требовать продать им этот парфюм. Существовавший тогда дизайн флаконов ему совершенно не нравился – Коти считал, что флакон должен соответствовать аромату, отражать его дух, его идею. Однажды, прогуливаясь без особой цели по улицам Парижа, он увидел витрину ювелирного магазина Рене Лалика и понял: вот оно.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Флаконы для духов, дизайн Рене Лалика.

Поначалу Рене предстояло лишь рисовать эскизы, доверяя воплощение стеклодувом завода «Баккара», но результат ему не понравился. Лалик был человеком эпохи Возрождения, чудесным образом заброшенным в индустриальный XX век. Если материалы и технологии не позволяют воплотить его идеи – что ж, он сам изобретет что-то новое!

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

За свою жизнь Рене Лалик получил шестнадцать патентов на технологии изготовления стекла. Цветное стекло, градиентная окраска, стекло с патиной – все это воплощение изобратательского таланта Лалика. Рецепт изготовления опалесцентного (переливающегося) стекла не разглашается компанией Lalique до сих пор.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Он создавал потрясающей красоты флаконы для духов – таких же новаторских, как и его изделия, вазы для современных интерьеров и светильники, словно украденные из сновидений.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Стеклянная ваза, дизайнер – Рене Лалик.

А в последние годы жизни увлекся оформлением интерьеров – и, разумеется, преуспел.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Интерьер с использованием стеклянных изделий Рене Лалика.

Основанную им компанию унаследовал сын, затем – внучка, а в 2008 году владельцем Lalique стал Сильвио Денц – преданный поклонник и коллекционер изделий Рене Лалика. Сегодня Lalique остается выпускает предметы декора, ювелирные изделия и собственные духи, сотрудничает с современными гениями дизайна и остается верным идеям своего основателя и его неустанному стремлению к ускользающей красоте.

Рене Лалик - гений ювелирного дела, ставший стеклодувом

Флаконы, созданные Рене Лаликом – предмет коллекционирования.

См.также:

Ювелирные шедевры Сальвадора Дали

Коллекция императорского русского искусства Фаберже

Cartier — часы и ювелирные изделия совершенства и изысканности

Самые дорогие ювелирные изделия в мире

Ювелирное искусство

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о