Холодная актриса – Холодная Вера Васильевна — биография актрисы, личная жизнь, фильмы и фото актрисы. Артистка театра и кино

Холодная актриса – Холодная Вера Васильевна — биография актрисы, личная жизнь, фильмы и фото актрисы. Артистка театра и кино

18.09.2020

Содержание

Холодная, Вера Васильевна — Википедия

Ве́ра Васи́льевна Холо́дная (урождённая Ле́вченко; 5 августа 1893, Полтава — 16 февраля 1919, Одесса) — русская актриса немого кино.

За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до са́мой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века[4][5][6][7][8]. Холодная снималась у таких режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в 1919 году, по официальной версии наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила ряд легенд.Перейти к разделу «#Болезнь и смерть»

Жизнь до кинематографа[править | править код]

Будущая актриса родилась 5 августа 1893 года в Полтаве Полтавской губернии Российской империи (ныне Полтавская область Украины) в семье Василия Андреевича Левченко и Екатерины Сергеевны (урождённой Слепцовой). Родители познакомились в Москве. Мать была выпускницей Александро-Мариинского института благородных девиц, отец окончил отделение словесности в Московском университете[9]. В Полтаве он работал учителем словесности в городской гимназии. У Веры были две младшие сестры: Надежда и Софья.

Когда ей исполнилось два года, семья вернулась в Москву к овдовевшей бабушке Екатерине Владимировне[9]. Здесь Вера поступила в частную гимназию Перепёлкиной, а спустя год была принята в балетное училище при Большом театре, отлично сдав экзамен и обойдя множество претендентов. По свидетельству Софьи, «Вера проявила большие способности к балету и мечтала быть на сцене»[10], однако в училище она пробыла недолго: бабушка, выступавшая против артистической карьеры внучки, заставила её вернуться в гимназию — не помогли даже уговоры дальней родственницы, известной театральной актрисы Елены Лешковской. По утверждению сестры, Холодная всегда жалела, что не окончила балетную школу, и упрекала в этом мать

[10].

В подростковом возрасте увлекалась коньками, теннисом, хорошо пела, играла на фортепиано, читала стихи на гимназических вечерах и уже принимала участие в любительских спектаклях. Так, однажды ей досталась роль Ларисы в постановке «Бесприданницы». Огромное впечатление на Веру производила игра её тёзки, знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской[11][12][13].

В десятилетнем возрасте Вера потеряла отца — он умер, заразившись холерой. Мать тоже часто болела, и девочке с ранних лет приходилось заботиться о сёстрах. Софья писала: «Так как я росла без отца, Вера Васильевна, будучи очень доброй, вполне заменила мне отца, она занялась моим воспитанием и, когда заметила, что я также люблю сцену, люблю балет, помогла мне поступить учиться в балетную школу»

[10].

В 1910 году Вера окончила гимназию. На выпускном балу она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, с которым вскоре обвенчалась. Холодный увлекался автогонками и участвовал в издании первой и единственной на тот момент в России спортивной газеты «Авто». Вера посещала клуб «Алатр», где вокруг Леонида Собинова собиралась богемная артистическая публика, а также кружок молодых артистов Московского Художественного театра, — место, где часто бывали известные художники и литераторы: Бальмонт, Андреев, Балтрушайтис, Андрей Белый и другие[12][14]. «Самой неизменной и приветливой хозяйкой этих мансард, во главе со своими подругами, была в то время Вера Холодная, тогда ещё совсем юная, только начинающая актриса»

, — делился воспоминаниями Александр Мгебров[15].

Уже в те годы Холодная проявляла интерес к кино. Большое влияние на девушку оказывало творчество датской звезды немого кино Асты Нильсен[16].

Приход в кино (1914—1916)[править | править код]

Существует несколько версий прихода актрисы в кинематограф. Александр Вертинский утверждал, что это произошло благодаря ему. В своих воспоминаниях он писал: «Как-то, повстречав её [Холодную] на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привёз её на кинофабрику и показал дирекции»[17]. На решение Холодной стать киноактрисой во многом повлияли материальные затруднения, возникшие в семье. В 1914 году Холодная впервые приняла участие в кинопробах — на предприятии «В. Г. Талдыкин и Ко». Дебют Веры в кино, впрочем, состоялся на другом кинопредприятии — «Тиман и Рейнгард» («Эра»). Режиссёр Владимир Гардин, к которому обратилась девушка, описывал их встречу следующим образом

[18]:

Перейти к разделу «#Болезнь и смерть» Вера Холодная на открытке 1916 года

«Стройная, гибкая, бывшая танцовщица, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране. <…> Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у неё замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла».

Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он дал ей эпизодическую роль в картине «Анна Каренина». Холодная появлялась в массовой сцене на балу в роли итальянки-кормилицы, приносящей Анне нелюбимую дочь. Первый фильм в карьере Холодной был одним из лучших образцов киноискусства своего времени: основные роли исполняли опытные мхатовские актёры, съёмку осуществлял известнейший в те годы оператор Александр Левицкий. После «Анны Карениной» пути Холодной и Гардина разошлись.

«Мысленно я поставил диагноз из трёх слов: „Ничего не выйдет“», — признавался режиссёр в своих мемуарах[19]. Впрочем, он всё-таки поинтересовался у владельца фирмы Пауля Тимана, не стоит ли зачислить девушку в их постоянную труппу, на что тот ответил, что ему нужны «не красавицы, а актрисы»[19]. После этого на некоторое время девушка оставила мысли об актёрской карьере[11][12].

В 1915 году в клубе «Алатр» Холодная познакомилась с представителем студии Александра Ханжонкова Никандром Туркиным и режиссёром студии Евгением Бауэром, который сразу предложил Холодной главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви». Он без труда убедил Ханжонкова. Поскольку актриса по неопытности не могла передавать сложные психологические нюансы, он делил сцену переживаний героини на отдельные не связанные переходами моменты (смех, спокойное выражение лица, грусть, слёзы, рыдание) и чередовал их вставками пейзажей, туч, изображений ваз

[8]. Ханжонков предвидел успех фильма ещё на стадии съёмок: отсмотрев несколько черновых сцен, он заключил с актрисой контракт сроком на три года[19]. По мнению Александра Вертинского, картина стала вершиной успеха Холодной[20]. Чеслав Сабинский также отмечал, что «манера и стиль [актрисы] были безошибочно найдены»[8]. Довольна была и сама актриса: «Вера Васильевна очень волновалась, но вместе с тем в душе радовалась и была счастлива, ибо это была её первая отечественная роль, которая ей была по душе»
[10].

В том же году она снялась ещё в нескольких фильмах. Несмотря на то, что в годы работы на студии Ханжонкова актриса снималась и у других режиссёров, этот период её карьеры принято считать «бауэровским»[21]. Бауэр с большой точностью угадывал возможности актрисы[22]. Открыв целый ряд знаменитых актёров немого кино, именно Холодной он отводил особое место в своём творчестве[19][23]. Если обычно название и содержание фильмов держались в секрете, чтобы идея не была перехвачена конкурентами, то картины с участием Веры Холодной рекламировались ещё до начала съёмок — в этом не было риска, поскольку главная ценность ленты заключалась в участии конкретной актрисы, и перехват сюжета не представлял никакой опасности

[24].

В «Лунной красавице» — одной из самых слабых работ Бауэра — Холодная снималась в седом парике, который, по мнению Бауэра, был ей к лицу[25]. Одобрительные отзывы современников получила лента «Дети века»: критики замечали, что актриса «очень верно» исполнила роль любящей жены и матери и в отдельных моментах выглядела «бесподобно правдиво»[26]. Но, несмотря на растущую популярность, игра Холодной вызывала смешанную реакцию. Так, журнал «Синема», комментируя исполнение Холодной роли Любы в фильме «Пробуждение», замечал за актрисой «тонкое понимание условностей экрана»[27]; «Проектор», напротив, дал ей игре оценку «не выше среднего», правда, с оговоркой, что «виноват, может быть, режиссёр, дающий мало передних планов, столь выигрышных для артистки, и очень коротенькие сценки»[28].

Статус звезды первой величины окончательно закрепился за Холодной после фильма «Жизнь за жизнь»

[29] — одной из лучших постановок того времени; главной интригой стало актёрское соперничество Холодной и актрисы МХТ Лидии Кореневой: в фильме они играли сестёр-соперниц, чья драма заключалась в браке без любви[30]. Критикам представилась возможность сравнить две манеры актёрской игры. Валентин Туркин отмечал: «Игра Л. М. Кореневой внимательно следилась, волновала и трогала, но запоминался образ другой героини, которая не играла, но жила на экране, была в родной стихии»[31]. Корреспондент «Театральной газеты» обращал внимание на «полный контраст» между игрой двух актрис, а также писал: «Из исполнителей, прежде всего, отметим г[оспо]жу Холодную, наиболее чутко усвоившую основной бауэровский ритм»[32]. Сеансы этой картины привлекали такое количество желающих, что на них велась предварительная запись
[12]
.

В зените славы (1916—1918)[править | править код]

Проработав год у Ханжонкова и снявшись за это время в тринадцати фильмах, Вера Холодная перешла в киноателье Дмитрия Харитонова. Сестра актрисы Софья считала, что Холодная ушла от Ханжонкова из-за нежелания играть в пошлых и бессмысленных фильмах; по словам же самого Ханжонкова, причиной стал высокий гонорар, предложенный Харитоновым, — вдвое больше, чем в предыдущем ателье. Уход Холодной, а также Витольда Полонского стал для Ханжонкова тяжёлым ударом. «Холодная и Полонский на второй год своей работы в акционерном о[бщест]ве уже получали такие оклады, о которых до прихода в кинематографию и мечтать не смели. Месячный гонорар каждого из них был равен годовому гонорару среднего театрального актёра», — писал он[33]. Вследствие ухода Холодной и Полонского Ханжонков, по его собственному признанию, потерял «ровно столько же, сколько приобрёл Харитонов»

[34].

Вместе с ними ушёл и режиссёр Пётр Чардынин. С этого момента Холодная снималась только у него и лишь в порядке исключения давала согласие другим режиссёрам. Ни условия работы, ни характер ролей актрисы с переходом в новое киноателье не поменялись. Подметив, что зрители отождествляют актёра с созданным им экранным образом, Чардынин и Харитонов ввели в русский дореволюционный кинематограф «систему звёзд». Они предложили публике смотреть в одном фильме сразу и Витольда Полонского, и Владимира Максимова, и Веру Холодную, закрепив за каждым из них постоянный экранный образ. Места действия, сюжеты и среда менялись, но Полонский и Максимов, по выражению искусствоведа Семёна Гинзбурга, неизменно «представали как элегантные герои-любовники или развращённые фаты, а Холодная — как безвольная и скорбная жертва собственных и чужих страстей»[35].

Первой их совместной работой стала драма «У камина», действие которой строилось вокруг любовного треугольника[36]. Конкуренты отнеслись к идее скептически, полагая, что расходы на оплату «звёздных» актёров не окупятся. Однако ожидания Харитонова подтвердились: коммерческий успех этой и последующих картин стал рекордным для русской дореволюционной кинематографии[37]. В Одессе лента «У камина» непрерывно демонстрировалась на протяжении 90 дней, в Харькове — 72 дня, при этом крупнейший харьковский театр «Ампир» четырежды возобновлял постановку картины, и каждый раз показ собирал огромные очереди[36]. Холодная была более востребована зрителями, нежели её коллеги Полонский и Максимов — герои последних были лишены всякого характера, тогда как Холодная изображала человеческий характер, близкий публике[38].

Перейти к разделу «#Болезнь и смерть» Открытка 1917 года с фотографией Веры Холодной

Успех фильма побудил Чардынина выпустить продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…», сюжет которого, по сути, повторял сюжет оригинальной ленты; поменялись лишь действующие лица, за исключением Печерского, а вторую мужскую роль исполнил не Витольд Полонский, а Осип Рунич. Фильм имел ещё больший успех, несмотря на то, что вышел на экраны в дни Октябрьской революции. Как сообщал «Кине-журнал», в харьковском театре «Ампир» «всё время постановки была огромная очередь»[39]. Фильмы на тему цирковой жизни с участием Холодной — «Позабудь про камин, в нём погасли огни» и «Молчи, грусть… молчи…» — имели рекордные сборы за весь период существования русской дореволюционной кинематографии[40].

При этом по словам самого Чардынина, он «немало возился» с Холодной во время съёмок, отрабатывая каждое движение, поскольку та не владела элементарной актёрской техникой и съёмки у Чардынина никак не способствовали её творческому росту[41]. С 1916 по 1919 год было поставлено более 30 картин с Холодной. Как правило, одновременно шло по несколько фильмов с её участием. Даже тогда, когда в апреле-мае 1918 года дела киностудии пошли на убыль, было выпущено шесть лент с Верой Холодной. Режиссёры зачастую заставляли её не сниматься, а «просто позировать в мало подходящих, а иногда и явно халтурных лентах», как писал Чеслав Сабинский[42].

Актёрская карьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны. Она принимала участие в благотворительных концертах, в продаже подарков для поддержки фонда воинов и их семей. Военные боготворили Холодную, называли её «своей Верочкой» и скупали билеты на все её сеансы[30]. Николай Анощенко вспоминал, что билеты «с боем» раскупали не только «юные прапорщики и подпоручики из числа бывших студентов», но и «штабные капитаны и удачливые подполковники»[43]. В перерывах между съёмками Холодная ездила на фронт к мужу, который добровольцем ушёл на фронт[44].

Октябрьская революция застала актрису за работой над картиной «Княжна Тараканова», съёмки которой предполагалось провести в Одессе[44]. Советская власть шла ей навстречу: сестра Софья писала, что в условиях экономии новые власти, «зная, что снимается Вера Васильевна Холодная, отпускали электроэнергию и плёнку по возможности бесперебойно»[10]. После выхода на экран фильма «Живой труп» на актрису обратил внимание Константин Станиславский. Он предложил ей вступить в труппу МХТ и пообещал роль Катерины в «Грозе», но предупредил, что над ролью придётся долго и много работать — может быть, год или больше. Однако работа в театре была невозможна при интенсивном съёмочном графике, и Холодная ответила отказом[45].

В Одессе (1918—1919)[править | править код]

Весной 1918 года Холодная переехала в Одессу с киноэкспедицией Харитонова, куда входили также Чардынин, Максимов, Рунич и члены их семей. Актрису сопровождали сестра Софья и дочь Женя. Вторая сестра, Надя, муж Владимир и приёмная дочь Нонна остались в Москве. Существует предположение, что не последнюю роль в отъезде сыграли события в личной жизни актрисы — одновременный разрыв с мужем и Владимиром Максимовым[43]. По дороге в Одессу актёры давали концерты в крупных городах, включая Киев и Харьков[12][46]. Впоследствии Евгения уточняла, что пока в Одессе оборудовали киностудию, Холодная успела принять участие в съёмках ряда картин в Ялте и несколько раз выступить в благотворительных концертах в пользу Добровольческой армии[44]. В Одессе внимание поклонников стало для неё, по словам сестры, «настоящей катастрофой». Иногда участники киноэкспедиции были заняты целые сутки: съёмки проходили в ателье, которое Харитонов выстроил на Французском бульваре.

18 декабря 1918 года Одессу заняли французские войска и части Добровольческой армии. Холодная стала получать приглашения сниматься за рубежом от иностранных компаний. «Фирмы обещали ей огромные гонорары, — рассказывала сестра актрисы Софья, — но Вера решительно всё отклоняла… Вера опубликовала заявление в печати, в котором публично заявила, что ни за что не покинет свою Родину в тяжёлое для неё время, и призывала других артистов тоже последовать этому решению»[46][47]. Интервью было опубликовано в одном из номеров «Кино-газеты» за 1918 год, где приводились слова актрисы: «Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю»[48].

Всего она снялась в четырёх фильмах: «Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь», «Азра» и «Княжна Тараканова». Во время их показов перед синематографом «Кино-Уточкино» на Дерибасовской улице выстраивались огромные очереди[49]. В свободное от съёмок время актриса выступала на коммерческих концертах и благотворительных вечерах, сбор от которых шёл в пользу неимущих работников сцены или Красного Креста. Круг знакомств Холодной был разнообразен: от французских военных деятелей и белых офицеров, что давало поводы для многочисленных слухов. Кинозвезде приписывали романы с военным губернатором Одессы Алексеем Гришиным-Алмазовым, французским генералом Анри Фрейденбергом и французским консулом Эмилем Энно[49]. В её окружение входили и такие лица, как Георгий Лафар и Пётр Инсаров, тайные агенты большевиков. Исследователь Максим Ивлев предполагает, что они пытались выведать какие-либо тайны, а, возможно, и подкупить Фрейденберга[50]. В своём донесении в Москву Лафар писал о встрече с Холодной[51]:

«Она там [в отдельном кабинете „дома кружка актёров“] ужинает, иногда обедает с друзьями, оттаивает от одесского холода и неустройства. Я имел с ней беседу („Апостол“ представил меня). Дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна. Что удивительно, слава ей не вскружила голову. Она ею тяготится. Фрейденберг души в ней не чает, льнёт к ней, хотя держит себя в рамках приличий. Дама эта наша. У неё брали интервью: „Почему бы вам не поехать в Европу, пока в России междоусобица?“ Она ответила: „Я Россию никогда не брошу“. О даме буду писать отдельно. Влияние её на Фрейденберга безмерно. „Апостол“ предлагает форсировать это дело в том направлении, в котором был заговор. Я — за!..»

Болезнь и смерть[править | править код]

В феврале 1919 года Вера Холодная простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями, более известной как «испанка». «В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры как-то особенно тяжко, — делилась сестра Софья. — Профессора Коровицкий и Усков говорили, что „испанка“ протекает у неё как лёгочная чума… Всё было сделано для её спасения. Как ей хотелось жить!»[52]. По свидетельству импресарио актрисы, болезнь настигла её внезапно: зимой, после спектакля в театре литературно-артистического общества на Греческой улице, по дороге в гостиницу «Бристоль» артистка упала в снег с перевернувшихся саней. На следующий день у неё поднялась температура, и врачи поставили диагноз «грипп». Не желая оставаться в гостинице, Холодная переехала к матери, в дом Папудова на Соборной площади[43]. По воспоминаниям сестры, перед домом Папудова постоянно стояла толпа молодёжи, а Харитонов и Чардынин, сидя на кухне, плакали. «Я ежедневно бывал у неё, — писал импресарио Холодной. — Она была в очень угнетённом состоянии»[43].

Перейти к разделу «#Болезнь и смерть» Тело Веры Холодной в гробу. Кадр из фильма-хроники «Похороны Веры Холодной»

16 февраля 1919 года в половине восьмого вечера актриса скончалась, проболев всего несколько дней[53]. Вскрывать тело, вопреки обычной практике, не стали; вместо этого сразу же произвели бальзамирование, для чего к постели умершей был срочно вызван лучший одесский патологоанатом профессор Тизенгаузен. Вынос тела в Спасо-Преображенский кафедральный собор для отпевания состоялся не днём, как обычно, а ночью — тем не менее, при большом скоплении народа. Эти странные обстоятельства впоследствии легли в основу многочисленных конспирологических версий относительно смерти Веры Холодной[48].

Сестра актрисы вспоминала, что с умершей пришла проститься буквально вся Одесса[53]. «Мёртвая актриса была наряжена в один из лучших своих туалетов и тщательно загримирована», — вспоминал Ханжонков[54]. Забальзамированное тело было похоронено в часовне на Первом христианском кладбище, с тем, чтобы в будущем перевезти его в Москву. Гроб оставался там вплоть до уничтожения кладбища в 1932 году (в рамках программы ликвидации кладбищ советской властью), после чего тело актрисы пропало[12].

В день смерти во многих театрах были отменены спектакли[10]. В Московском Художественном театре прошла панихида памяти актрисы[53]. Её популярность не угасла и после смерти. Документальная картина «Похороны Веры Холодной» имела огромные сборы[54]. В Каунасе (столице межвоенной Литвы) фильм «Жизнь за жизнь» с участием покойной кинозвезды имел «обычный успех» уже в 1923 году — спустя четыре года после её кончины[30].

Внезапная смерть популярной актрисы повлекла за собой целую череду слухов и домыслов. По одной из версий, её расстреляли революционные матросы как белую шпионку; по другой — актриса задохнулась от запаха отравленных белых лилий, присланных консулом Энно; согласно третьей, Холодную задушил на почве ревности её любовник, генерал Гришин-Алмазов[55]. В эмигрантских кругах обвинения высказывались и в адрес её последнего партнёра Осипа Рунича[56]. Слухи усилились после ареста и расстрела в Москве мужа Холодной Владимира[56]. Тем не менее, большинство людей, знавших актрису, придерживались официальной версии: например, дочь и сёстры Холодной, её импресарио (вспоминавший, что ни сама актриса, ни члены её семьи «не высказывали никаких сомнений относительно причины её заболевания»[43]) и Александр Вертинский[20][10][44]. С крайне резкой критикой слухов об убийстве актрисы выступал Алексей Каплер, автор посвящённого Холодной биографического очерка[57].

Муж Веры, Владимир Григорьевич Холодный, был юристом, автогонщиком, принимал участие в Первой мировой войне в качестве офицера. В 1915 году он был тяжело ранен в ногу под Варшавой и награждён за храбрость золотым оружием. Из-за ранения был вынужден вернуться в Москву[58]. Известие о смерти жены он перенёс тяжело. В том же году Холодного арестовали представители ГПУ. Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года»[58].

В браке с Владимиром Холодным у Веры родилась дочь Евгения. Ещё одну девочку, Нонну, супруги удочерили.

Сестра актрисы Софья после смерти Веры так и осталась в Одессе, стала балериной Одесского театра оперы и балета, вышла замуж и родила двоих детей[53]. Другая сестра, Надежда, в 1919 году вышла замуж за грека и приняла греческое подданство. Взяв на воспитание обеих дочерей покойной сестры, в 1920-х годах она перебралась в Стамбул[58].

Родной брат Владимира Холодного, Николай Холодный, был учёным-ботаником, академиком АН УССР[59].

Жена Александра Ханжонкова Вера Дмитриевна отмечала такие качества Холодной как трудолюбие, скромность и выносливость[7]. В то же время актрисе «был совершенно чужд активный, драматический порыв сильных страстей, воля к борьбе», как писал Чеслав Сабинский[42]. Александр Мгебров выделял в актрисе «исключительную ласковость и приветливость ко всем». Описывая Холодную такой, какой она была ещё задолго до пика своей популярности, в период посещения кружка молодых артистов МХТ, Мгебров свидетельствовал: «Она не знала ни утомления, ни отдыха, и была душою всего нашего, по-настоящему тогда вдохновенного, горения»[60].

Сестра актрисы Софья писала, что та много читала; из русских авторов предпочитала Пушкина, Толстого, Достоевского и Островского, а из зарубежных — Гюго, Доде, Бальзака, Джека Лондона, Флобера. Любимыми композиторами актрисы, по словам сестры, были Михаил Глинка и Пётр Чайковский[10].

Холодная зачастую делала то, что было несвойственно её современницам-актрисам. Шляпы и выкройки платьев она обычно делала сама, причёсывалась, как правило, тоже самостоятельно. По праздникам актриса готовила свои любимые блюда — салат «Оливье», рыбу под майонезом, крюшон[10].

Перейти к разделу «#Болезнь и смерть» С Витольдом Полонским в фильме «Миражи» (1916)

Оценки актёрской игры Веры Холодной крайне полярны[30]. На слабость Холодной как актрисы обращал внимание, в частности, автор многотомного труда «Всеобщая история кино», историк кинематографа Жорж Садуль[6]. О нехватке актёрской индивидуальности, неумении передавать драматические и трагические переживания и — в этой связи — неудачных попытках «делать игру» (утрированные жесты и мимика, усиленное дыхание на первом плане) критики говорили ещё при её жизни[31]. Один из них, характеризуя работу актрисы в «Детях века», называл её главными недостатками «замедленность темпа и однообразие его», подчёркивал, что «её темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны»[61]. Леонид Сабанеев отмечал, что «[в] жизни она … производила впечатление … хорошенькой женщины … лишенной всякой артистичности. Впрочем, для тогдашнего „синема“ её и не требовалось — наружности было достаточно»[62].

Вера Ханжонкова писала, что Холодная снискала славу благодаря «исключительно выразительной внешности и обаянию»[7], а режиссёр Иван Перестиани, имевший опыт работы и близко знакомый со знаменитой актрисой, предполагал, что публику привлекала «пассивная нежность фигурки, глаз и движений» Холодной[63]. Чеслав Сабинский выделял две ключевые особенности актрисы: «прекрасная модель для кинематографического аппарата» и «стандарт, созданный В[ерой] Холодной», в том, чтобы многократно и умышленно играть саму себя, отказываясь даже менять причёску из-за страха быть неузнанной зрителями[8]. Впрочем, если верить сестре Холодной, та тщательно готовилась к исполнению каждой роли[10].

По мнению историка Веры Устюговой, секрет успеха актрисы заключался в «самой женской природе», в том, что она стала экранным олицетворением «душевности и природной естественности»[23]. Искусствовед Елена Кащенко дополняет это выводом, что Холодной был свойственен ряд индивидуальных качеств, присущих только ей, и именно в этом заключалось её преимущество перед другими актрисами[30].

Холодная олицетворяла новый для российского кинематографа декадентский типаж, пришедший в 1910-х годах на смену «щекастой румяной русской красавицы», считает киновед Евгений Марголит[64]. «Почти во всех фильмах, — писала Вера Ханжонкова, — актриса играла одну и ту же роль пассивной страдающей женщины — жертвы житейских страстей»[7]. Это же отмечали и кинокритики-современники актрисы, например, Михаил Браиловский[65]. Вместе с тем Холодная считалась выразительницей идеала женственности, эстетическим идеалом женской красоты своего времени[66]. Борис Лихачёв характеризовал её как первое «самостоятельное, индивидуальное дарование» отечественного кинематографа[67]. Такой популярностью, как она, по мнению Семёна Гинзбурга, не пользовался ни один дореволюционный актёр, даже Иван Мозжухин[68].

Иван Перестиани в своих мемуарах «категорически утверждал, что В. В. Холодной были совершенно чужды какие бы то ни было эмоции творческого характера»[63]. Подобным образом об игре Холодной отзывались советские киноведы Николай Лебедев, характеризовавший Холодную как «красивую, но маловыразительную актрису, исполнительницу ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей», как «посредственную и безжизненную „кинонатурщицу“»[69], и Семён Гинзбург, считавший, что актриса не была способна на большее, чем просто позировать перед камерой. Бауэр, с точки зрения Гинзбурга, «придумывал нелепые сюжеты, которые позволили бы эффектно продемонстрировать её зрителям», при этом, впрочем, находя возможность примерять на Холодную «образ деятельного, волевого человека»[70].

Соответствующая точка зрения долгое время господствовала в советской литературе — Ромил Соболев замечал, что имя актрисы превратилось в синоним пошлости и бессодержательности «буржуазного кино» и в какой-то момент «стало считаться „неприличным“ говорить о Вере Холодной иначе, как только резко отрицательно»[71]. В этом киновед отчасти винил режиссёров Бауэра и Чардынина, «принижавших роль актёра как главного создателя художественного образа» и «мешавших расти» молодой актрисе[72]. Евгений Марголит также обращал внимание на то, что Холодная — «южанка, полтавчанка, из мира буйного плотского цветения», воплощала чуждые её темпераменту образы героинь, «чахнущих в холодных застеклённых кабинетах-оранжереях»[64]. В этой связи он сопоставил актрису с Эммой Цесарской, кинозвездой конца 1920-х и начала 1930-х годов, назвав последнюю «Верой Холодной навыворот»: «Тоже украинка, но полнокровная, белозубая, пышущая жизнью брюнетка в амплуа женщины, отстаивающей право на собственную страсть»[64].

Ромил Соболев признавал, что, хотя Холодная получила известность не благодаря своему таланту, таковым она всё же обладала. Её актёрский потенциал отмечал и режиссёр Владимир Гардин, в чьей картине некогда дебютировала Холодная: «Я уверен, что она прошла бы все ступени от живой модели до подлинного мастера. В последних её фильмах уже чувствовалось пробуждение богатой одарённой натуры»[73].

Существуют разные сведения по поводу того, в скольких фильмах снялась Вера Холодная. Так, историк Ирина Гращенкова говорит о 40 лентах[74]. По другим сведениям, картин с участием Холодной было 35, по третьей версии — не менее 50[21]. До наших дней сохранилось — частично или полностью — только восемь картин с участием Веры Холодной, включая «Анну Каренину» 1914 года, где она исполнила эпизодическую роль.

Фильмы, сохранившиеся полностью или частично
Приводятся по изданию: Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 568 с. — ISBN 5-86793-155-2.

Утраченные фильмы

Фильмы, не вышедшие на экран

Вера Холодная — биография, личная жизнь, фото, фильмография, причина смерти и последние новости

Биография

Вера Холодная— российская актриса немого кино. Всего за 5 лет карьеры ей удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени. Благодаря ярким ролям в черно-белом немом кино Холодную называли «Королевой экрана».

Вера родилась в Полтаве в интеллигентной семье. Ее отец Василий Андреевич Левченко работал учителем словесности, мать Екатерина Сергеевна Слепцова была выпускницей института благородных девиц. Вера была старшей дочерью, после которой родились Надежда и Софья.

Актриса Вера ХолоднаяАктриса Вера Холодная

Семья прожила в Полтаве недолго, и когда старшей девочке исполнилось два года, переехала в Москву. А еще через 8 лет от холеры умер глава семьи. Сильно болела и мать, поэтому все заботы о сестричках легли на плечи маленькой Веры.

В Москве будущая актриса стала посещать частную гимназию Перепёлкиной, но через год сумела сдать сложный экзамен и поступить в балетное училище Большого театра. Новое учебное заведение Вере очень нравилось, да и хореография давалась ей достаточно легко. Но властная бабушка девочки настояла, чтобы внучка вернулась к наукам, о чем Холодная впоследствии неоднократно жалела.

Вера ХолоднаяВера Холодная

Подростком Вера проявила свои таланты как в творчестве, так и в спорте. В старших классах гимназии она впервые выступала в школьном спектакле, где играла главную роль в «Бесприданнице» А. Н. Островского. После окончания гимназии девушка стала часто бывать в кружке молодых артистов Московского художественного театра, где познакомилась с начинающими актерами. Интерес к кино в то время у Холодной был, но больше как у зрительницы. А основной причиной, подтолкнувшей ее на стезю актрисы, стало тяжелое материальное положение семьи.

Фильмы

Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.

Актриса Вера ХолоднаяАктриса Вера Холодная

Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.

Вера Холодная в фильме «Лунная красавица»Вера Холодная в фильме «Лунная красавица»

Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.

Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме «У камина»Вера Холодная с Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским в фильме «У камина»

Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».

Вера Холодная в фильме «Последнее танго»Вера Холодная в фильме «Последнее танго»

Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

Личная жизнь

На выпускном вечере в гимназии Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, за которого довольно скоро вышла замуж. У супругов родилась дочь Евгения, а еще они взяли на воспитание девочку Нонну, оставшуюся без родителей.

Владимир принимал участие в первой мировой войне, был отмечен званием героя, но, как и жена, рано ушел из жизни. Собственно, он пережил Веру всего на несколько месяцев: Холодного арестовали и расстреляли чекисты, что породило множество домыслов и о смерти самой актрисы.

Вера Холодная и ее муж ВладимирВера Холодная и ее муж Владимир

Дочерей Веры Холодной взяла на воспитание ее младшая сестра и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим мужем магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло отзывались о своих родителях.

Смерть

В феврале 1919 года Вера Холодная упала из саней в снег, простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями. Эту болезнь в простонародье называют «испанка». Находилась актриса в доме своей матери на Соборной площади. Пролежав всего пару дней, легенда немого кино скончалась вечером 16 февраля 1919 года.

Похороны Веры ХолоднойПохороны Веры Холодной

На похороны Веры Холодной собралась буквально вся Одесса. К сожалению, кладбище, на котором была похоронена актриса, во время сталинских репрессий было уничтожено, поэтому могила Веры до наших дней не сохранилась.

Память

Нельзя не упомянуть, что Вере Холодной посвящено множество произведений искусства. Еще при ее жизни друг семьи, эстрадный артист Александр Вертинский написал о ней целый ряд песен, в том числе знаменитые «Ваши пальцы пахнут ладаном» и «Маленький креольчик». А композитор Борис Прозоровский создал романс «Жасмин», который пела и сама Вера Холодная.

Памятник Вере Холодной в ОдессеПамятник Вере Холодной в Одессе

В советское время Никитой Михалковым об актрисе был снят фильм «Раба любви», где главную героиню сыграла Елена Соловей.

А в Одессе, прямо напротив дома, в котором умерла Вера Холодная, установлен красивый бронзовый монумент, а также одна из площадей носит имя легенды немого кино.

Фильмография

  • 1914 — «Анна Каренина»
  • 1915 — «Дети века»
  • 1915 — «Песнь торжествующей любви»
  • 1916 — «Жизнь за жизнь»
  • 1917 — «В камине»
  • 1917 — «Позабудь про камин, в нём погасли огни…»
  • 1918 — «Сказка любви дорогой»
  • 1918 — «Последнее танго»
  • 1918 — «Живой труп»
  • 1919 — «Княжна Тараканова»

Холодная Вера Васильевна — биография актрисы, личная жизнь, фильмы и фото актрисы. Артистка театра и кино

В детстве и юности Веры Левченко ничто не предвещало яркой артистической славы. Она была дочерью гимназического учителя. Жили Левченко сначала в Полтаве (там и родилась Вера), потом в Москве. Вера недолго училась в балетном училище Большого театра, но оттуда ее забрали по настоянию бабушки. Однако заглушить артистические устремления девочки не удалось. Они нашли выход позже — уже после того, как Вера окончила гимназию, вышла замуж за юриста Владимира Холодного, стала матерью двух дочерей. Молодая дама вращалась в богемных кругах, и однажды ее заметил кинорежиссер Евгений Бауэр. Он работал в фирме «А. Ханжонков и Ко». Вера Холодная попалась ему на глаза как раз в тот момент, когда он готовился к постановке фильма «Песнь торжествующей любви». Красивая и совершенно неопытная актриса сыграла в нем девушку-сомнамбулу. И «Песнь», и Холодную ждал огромный успех!

«Красота Веры — женский идеал начала XX века: тонкий профиль под копной черных кудрей, нежная девичья шея, густая тень от длинных ресниц. Миниатюрная, изящная, с точеными плечами и «японской» ножкой в туфельке 33-го размера. Восхищала грациозная пластика актрисы, какая-то милая застенчивость. И почему-то всегда грустно глядели с экрана большие, глубокие, серые глаза Веры Холодной».

Карьера Холодной развивалась стремительно, но, увы, недолго. С 1915 по 1919 год актриса снялась во множестве фильмов (кто-то из историков называет цифру 40, кто-то — 50, но надо принимать в расчет, что сохранились всего восемь картин с участием актрисы), работала с самыми знаменитыми режиссерами раннего русского кино: Евгением Бауэром, Петром Чардыниным; ее партнерами были актеры-звезды: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. «Вера Холодная играла девушек и женщин разных званий и слоев: курсисток и модисток, аристократок и дам полусвета, — пишет Нея Зоркая. — Но судьбы ее героинь всегда были несчастными, в финале фильма соблазненную ждали обман и расплата, покинутую — пуля в сердце или в висок, петля или воды реки».

Финал жизни самой Веры Васильевны Холодной тоже вышел трагическим. В 1918 году она снималась в Одессе, в тамошнем ателье Дмитрия Харитонова (новый киноделец увел у Ханжонкова двух главных звезд — Веру Холодную и Витольда Полонского). Жить и работать в голодной, революционной Москве уже не было возможности. Уезжать из России Холодная не хотела, о чем даже сообщала в прессе. Умерла она на родине, внезапно — от осложнения после гриппа-испанки. В феврале 1919-го смерть всеобщей любимицы Веры Холодной поразила не только Одессу, но всю страну. Тело актрисы набальзамировали и в стеклянном гробу положили в специальную часовню у моря — чтобы люди могли по-прежнему видеть ее и приносить цветы…

Вера Холодная. Галерея 1

Вера Холодная с дочерью. Фотография: russkiymir.ru

Вера Холодная. Галерея 1

А. Вертинский, В. Холодная, А. Бойтлер. Фотография: odessa-memory.info

Вера Холодная. Галерея 1

А. Бучма и В. Холодная в фильме «На алтарь красоты» (1917)

Обстоятельства смерти и похорон Холодной вызвали немало толков, версий. Вообще, ее жизнь во многом остается загадкой, а секрет успеха и неизбывного интереса публики так до конца и не разгадан. Она была больше чем актриса. Вера Холодная — первая русская кинозвезда. «Королева экрана» — так была она представлена на афишах и в заголовках. Образ большеглазой красавицы до сих пор манит исследователей. Не секрет, что Вера Холодная стала прообразом героини фильма «Раба любви». Конечно, не только она. Сценарий Фридриха Горенштейна и Андрея Кончаловского, по которому снял фильм Никита Михалков, представляет собирательный портрет пионеров русского кинематографа, отступающих на юг, подальше от революционных столиц и поближе к кораблям на Ниццу и Константинополь. Но в образе Ольги Вознесенской ясно просматривается именно Вера Холодная. «Нам хотелось, чтобы это была не просто мелодрама, чтобы все персонажи были людьми «с биографиями», — вспоминает художник картины Александр Адабашьян в книге «Павел Лебешев. Хочется сделать праздник», — чтобы чувствовалась эта неустойчивая революционная атмосфера, в которой люди снимают «немую фильму» про «рабу любви». Елена Соловей, сыгравшая кинозвезду Вознесенскую, не очень похожа на Веру Холодную. Но лицо актрисы — с тонкими, аристократическими чертами, — чуть нарочитая, изломанная пластика идеально вписали ее в образ кинодивы 1910-х годов.

Главные красавицы отечественного кино

Вера Холодная — биография, фото, личная жизнь, фильмы

Читать дальше…

Вера родилась в Полтаве в интеллигентной семье. Ее отец Василий Андреевич Левченко работал учителем словесности, мать Екатерина Сергеевна Слепцова была выпускницей института благородных девиц. Вера была старшей дочерью, после которой родились Надежда и Софья.


Семья прожила в Полтаве недолго, и когда старшей девочке исполнилось два года, переехала в Москву. А еще через 8 лет от холеры умер глава семьи. Сильно болела и мать, поэтому все заботы о сестричках легли на плечи маленькой Веры.

В Москве будущая актриса стала посещать частную гимназию Перепёлкиной, но через год сумела сдать сложный экзамен и поступить в балетное училище Большого театра. Новое учебное заведение Вере очень нравилось, да и хореография давалась ей достаточно легко. Но властная бабушка девочки настояла, чтобы внучка вернулась к наукам, о чем Холодная впоследствии неоднократно жалела.

Подростком Вера проявила свои таланты как в творчестве, так и в спорте. В старших классах гимназии она впервые выступала в школьном спектакле, где играла главную роль в «Бесприданнице» А. Н. Островского. После окончания гимназии девушка стала часто бывать в кружке молодых артистов Московского художественного театра, где познакомилась с начинающими актерами. Интерес к кино в то время у Холодной был, но больше как у зрительницы. А основной причиной, подтолкнувшей ее на стезю актрисы, стало тяжелое материальное положение семьи.

Фильмы

Дебют Веры Холодной в кино произошел в 1914 году. Режиссёра Владимира Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он снял ее в роли итальянки-кормилицы в своей картине «Анна Каренина». Примечательно, что после совместной работы Гардин заявил, что из Холодной не выйдет актрисы, так как кроме внешности у нее ничего нет.

Тем не менее, уже через год карьера Веры пошла в гору. Другой режиссер снял ее в мелодраме «Песнь торжествующей любви» по произведению Тургенева, которая произвела настоящий фурор. По мнению Александра Вертинского, этот фильм является вершиной успеха актрисы. Тогда же Холодная снялась еще в нескольких лентах, причем играла не только молодых красоток. Например, в «Лунной красавице» она в седом парике предстает в образе пожилой дамы.

Всего Вера Холодная снялась в более чем 40-ка фильмах за 5 лет. Но примечательны два других момента. Во-первых, в то время анонсировать кино было не принято, а наоборот – скрывались даже названия снимающихся картин, чтобы конкуренты не перехватили идею и сюжет. Но участие в съемках Веры Холодной переворачивало эту практику с ног на голову. Зритель шел именно на нее, поэтому можно говорить, что именно Вера стала первой отечественной кинозвездой.

Во-вторых, вместе с Витольдом Полонским и Владимиром Максимовым Холодная образовала постоянное трио с закрепленными за ними экранными образами, опять же, оказавшись первой российской актрисой со строго очерченным амплуа. Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. Фильм ждал огромный успех, поэтому вскоре последовало продолжение «Позабудь про камин, в нём погасли огни…».

Кинокарьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны, и даже Октябрьская революция не заставила ее остановить свою деятельность. Более того, в Одессе, где последние годы снималась актриса, в условиях строжайшей экономии электроэнергии новые власти разрешали киностудии использовать пленку и электричество в неограниченных количествах, но «только если снимается Вера Холодная». В Одессе актриса успела сыграть в четырех картинах: «Княжна Тараканова», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго» и «Азра».

Личная жизнь

На выпускном вечере в гимназии Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, за которого довольно скоро вышла замуж. У супругов родилась дочь Евгения, а еще они взяли на воспитание девочку Нонну, оставшуюся без родителей.

Владимир принимал участие в первой мировой войне, был отмечен званием героя, но, как и жена, рано ушел из жизни. Собственно, он пережил Веру всего на несколько месяцев: Холодного арестовали и расстреляли чекисты, что породило множество домыслов и о смерти самой актрисы.

Дочерей Веры Холодной взяла на воспитание ее младшая сестра и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим мужем магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло отзывались о своих родителях.

Смерть

В феврале 1919 года Вера Холодная упала из саней в снег, простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями. Эту болезнь в простонародье называют «испанка». Находилась актриса в доме своей матери на Соборной площади. Пролежав всего пару дней, легенда немого кино скончалась вечером 16 февраля 1919 года.

На похороны Веры Холодной собралась буквально вся Одесса. К сожалению, кладбище, на котором была похоронена актриса, во время сталинских репрессий было уничтожено, поэтому могила Веры до наших дней не сохранилась.

Память

Нельзя не упомянуть, что Вере Холодной посвящено множество произведений искусства. Еще при ее жизни друг семьи, эстрадный артист Александр Вертинский написал о ней целый ряд песен, в том числе знаменитые «Ваши пальцы пахнут ладаном» и «Маленький креольчик». А композитор Борис Прозоровский создал романс «Жасмин», который пела и сама Вера Холодная.

В советское время Никитой Михалковым об актрисе был снят фильм «Раба любви», где главную героиню сыграла Елена Соловей.

А в Одессе, прямо напротив дома, в котором умерла Вера Холодная, установлен красивый бронзовый монумент, а также одна из площадей носит имя легенды немого кино.

 

Холодная Вера Васильевна Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Левченко и Холодная.
Вера Холодная
VeraKholodna.jpg
Имя при рождении Вера Васильевна Левченко
Дата рождения 5 августа 1893(1893-08-05)[1][2]
Место рождения Полтава, Полтавская губерния, Российская империя
Дата смерти 16 февраля 1919(1919-02-16)[3](25 лет)
Место смерти Одесса, Юг России
Гражданство
  • Flag of Russia.svg Российская империя
  • Flag of Russia.svg Юг России
Профессия актриса
Карьера 1914—1919
IMDb ID 0451762
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ве́ра Васи́льевна Холо́дная (урождённая Ле́вченко; 5 августа 1893, Полтава — 16 февраля 1919, Одесса) — русская актриса немого кино.

За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до са́мой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века[4][5][6][7][8]. Холодная снималась у таких режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в 1919 году, по официальной версии наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила ряд легенд.Перейти к разделу «#Болезнь и смерть»

Содержание

Совсем не холодная Вера. Драма великой актрисы и ее семьи | Персона | Культура

Вера Холодная (урожденная Левченко) родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Её отец преподавал словесность в гимназии. Будущая звезда немого кино, имевшая имидж женщины-вамп, всю юность была настолько упитанной, что мать в шутку называла её «Полтавской галушкой». В 1895 году семья Левченко переселилась в Москву. Один раз побывав в театре, Верочка заболела идеей стать артисткой. Поначалу родители не отнеслись к мечтам дочери всерьез, но девочка плакала каждый день, умоляя отвести ее учиться актерскому мастерству. Мать, устав от ее рыданий, отвела Веру в школу Большого театра, надеясь, что из-за комплекции девочку туда не примут. Но критерии в балете тогда были другие, Веру зачислили. Она с восторгом начала учиться, но продолжалась учёба недолго: бабушка была в шоке от того, что внучка станет балериной. В те времена девушки зачастую становились «карманными танцовщицами» и полностью зависели от своих любовников-«благодетелей». Вера снова начала ходить в гимназию, но мечтать о сцене продолжала.

В 15 она увидела на сцене Веру Комиссаржевскую, приехавшую с гастролями из Санкт-Петербурга. Игра великой актрисы настолько поразила девушку, что она слегла с температурой. Семья наложила строжайший запрет на занятие актёрством. Но страсть эту запретами было уже не унять. У Веры начались галлюцинации, припадки… Увидев реакцию дочери и внучки, родители с бабушкой отступили.

В 17 Вера выйдет замуж за красавца-юриста, автогонщика, законодателя мод Владимира Холодного, который страстно ухаживал за ней на выпускном балу в гимназии и увлекал ее подальше от остальных, читая стихи модного тогда у молодежи Гумилева. В том же году молодые поженились. Вера возьмет фамилию мужа, которую многие поклонники и по сей день считают псевдонимом актрисы.

Это была история настоящей страсти, увидеть которую мы можем и сегодня на телеэкране: именно судьба Веры Холодной взята за основу для сюжета фильма «Раба любви» Никиты Михалкова, где актрису сыграла Елена Соловей.

Вскоре после свадьбы у супругов родилась дочь Евгения, роды были тяжелейшими, и врачи запретили Вере иметь еще детей. Поэтому супруги, мечтавшие о двух дочерях, вскоре удочерили малышку Нонну.

Во время Первой мировой Владимира Холодного отправили на фронт. «Началась война, — напишет позже в своих воспоминаниях Евгения Холодная. — Папу призвали в армию. Когда случались перерывы между съемками, мама ездила к нему на фронт. В одном из боев Владимир Холодный получил серьезное ранение в ногу и вынужден был оставить фронт и вернуться в Москву».

В это же время Вера становится актрисой, настоящей звездой, не имея никакого специального образования. Знаменитый шансонье, друг их семьи Александр Вертинский пришёл вместе с Холодной на кинофабрику и показал девушку начальству. Её взяли статисткой. И вдруг… директор студии Ханжонкова Евгений Бауэр даёт девушке главную роль в картине «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу. «И, хотя Евгений Бауэр … через два года скончался, она успела сняться в целом ряде фильмов, исполняя главные роли… Успех Веры Холодной был необычайным: по сей день в России она символ русского немого кино», — напишет ее дочь Евгения Холодная.

После фильмов «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» Вера Холодная становится легендой российского кино. На новый фильм с участием Холодной люди выстаивают часами в очередях на морозе, лишь бы попасть на премьеру, где на экране царит эта женщина-вамп. Доходило до того, что в Харькове в кинотеатре поклонники Холодной передрались в попытках попасть в зал, разбили окна, сломали двери. Фанаты штурмовали зал, и начальство кинотеатра было вынуждено призвать на помощь драгунов. Нынешние кинозвёзды о такой любви поклонников могут только мечтать.

За 5 лет Вера Холодная снимется приблизительно в 40 картинах (цифры у разных исследователей отличаются). Как говорил театральный режиссёр Александр Мгебров, «она не знала ни утомления, ни отдыха».

В 1916 году Александр Вертинский посвятил Холодной лирическую миниатюру:

Ваши пальцы пахнут ладаном,
На ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо вам,
Никого теперь не жаль.

«Я многие свои новые песни посвящал ей, — писал потом Вертинский. — Как-то, помню, я принес ей показать свою последнюю вещь, называлась она „Ваши пальцы пахнут ладаном“. Я уже отдавал ее издателю в печать и, как всегда, посвятил Холодной. Когда я прочел ей текст песни, она замахала на меня руками:

— Что вы сделали! Не надо! Не надо! Не хочу! Чтобы я лежала в гробу! Ни за что!

Она странно разволновалась:

— Это смерть! Снимите сейчас же посвящение!»

Вертинский обиделся, но посвящение снял. Пройдет три года, и Вертинскому, бывшему на гастролях в Ростове-на-Дону, принесут телеграмму из Одессы: «Умерла Вера Холодная».

Как писала в своих воспоминаниях Евгения Холодная, революция застала знаменитую актрису за работой в ленте «Княжна Тараканова», где Холодная играла, естественно, главную роль. Съемки шли в Одессе… Там же она выступала с благотворительными концертами для действующей армии. На одной из творческих встреч Вера выступала в лёгком платье, мужественно выдерживая порывы холодного ветра: обязывала фамилия и актёрская честь. «Врачи установили, что мама заразилась „испанкой“… Вера Холодная проболела две недели. Все это время ее мать и обе сестры были при ней неотлучно. Но справиться с болезнью не удалось: Вера Холодная скончалась 3 февраля 1919 года», — напишет Евгения Холодная. Хоронили великую актрису в Одессе, за её гробом шла многотысячная похоронная процессия поклонников.

Публикуя в очередной раз свои произведения, Вертинский вернул посвящение подруге, с которой они много раз выступали вместе перед публикой: «Королеве экрана — Вере Холодной».

«Но „Королевы“ моей уже не было в живых! — с ужасом писал в воспоминаниях шансонье. — В этом было что-то трагическое. Недаром она так испугалась моего посвящения и с таким упорством отказывалась от него. Точно предчувствовала свою смерть…»

Владимир Холодный пережил любимую жену ненадолго. Офицера арестовали чекисты Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. В конце 1919 года его расстреляли.

Сестра Веры Холодной Надежда Левченко, выйдя замуж за грека и сумев получить греческое гражданство, удочерила двух дочерей Веры и вместе с ними уехала в Стамбул. Там Евгения и Нонна получили прекрасное образование. Позже обе переедут в США. Вот что рассказывала в одном из интервью Нонна о том, как она оказалась в Америке: «Сестра Женя, певица, вышла за американца Лапикена, певца в хоре, который приезжал на гастроли в Стамбул, и в 1979 году уехала с ним в Сан-Франциско. И через год пригласила меня».

Кстати, дочь актрисы Нонна Холодная свою дочь от брака с владельцем фотоателье — ребенком других эмигрантов — Владимиром Стрикалкиным назвала в честь матери Верой. Вера Холодная-Гилберт живёт в Стамбуле и занимается наследием знаменитой бабушки.

биография, личная жизнь, фото и видео

Холодная Вера Васильевна (1893-1919) – русская актриса чёрно-белого немого кино. Её карьера была недолгой, тем не менее, она успела завоевать титул самой знаменитой актрисы своего времени и стать «королевой экрана» русского кинематографа начала ХХ века. Эта женщина с капризным ртом и глазами библейской мученицы обладала поистине колдовской силой, иначе чем объяснить, что в разгар Первой мировой войны люди толпами шли в синематограф на салонные картины с её участием.

Детство

Вера появилась на свет 5 августа 1893 года в городе Полтаве. Её девичья фамилия была Левченко.

Семья, где родилась девочка, была образованной и интеллигентной. Отец, Василий Андреевич Левченко, в городской гимназии преподавал словесность. Мама, Екатерина Сергеевна Левченко (девичья фамилия Слепцова), окончила Александро-Мариинский институт благородных девиц. В замужестве она занималась домашним хозяйством и воспитанием дочерей, кроме Веры в семье было ещё две младшие девочки – София и Надежда.

Когда Вере было два года, ушёл из жизни её дедушка по маминой линии. Бабушка Екатерина Владимировна, оставшись вдовой, попросила дочь с зятем, чтобы они переехали к ней в Москву. Левченко перебрались из Полтавы и поселилась в одном из домов Кисловского переулка. Здесь их поддерживали многочисленные родственники, жила семья в достатке, что позволяло часто устраивать вечера и принимать гостей.

Тогда было модно играть в шарады и «живые картинки», когда одни участники показывают в виде сценки какие-то слова или сюжеты, а другие угадывают. Маленькая Вера обожала участвовать в таких вечерах. Более того, к подобным играм девочка тщательно готовилась. Читать она научилась рано, поэтому в книгах выискивала сюжеты для «живых игр» и репетировала их со своими куклами. К тому же малышка, как и её папа, превосходно пела.

Вера Холодная

Она росла тихой и очень послушной. При этом младшие сёстры немного Веру побаивались из-за её самозабвенной мечтательности, она была словно не от мира сего. Один раз девчонки услышали, как их старшая сестра с упоением, бурной жестикуляцией и драматизмом рассказывает куклам прочитанную историю о морских приключениях. Они подумали тогда, что Вера ненормальная и ведёт беседы сама с собою.

Образование

Когда девочке исполнилось десять лет, её отдали на обучение в частную гимназию Перепёлкиной. Однажды их с классом повели в Большой театр, после чего Вера заболела балетом. Она уговорила маму разрешить ей учиться в балетном училище при Большом театре. Мать не возражала, потому что была уверена: дочь туда не примут. Вера хоть и была грациозной, но худобой не отличалась, за её лёгкую полноту и отменный аппетит мама даже называла дочку «полтавской галушкой». Но девочка отлично сдала экзамен, восхитив преподавателей своим необычайным изяществом. Обойдя множество конкуренток, Вера была зачислена в балетное училище.

Но тут в семье случилось горе: от крупозного воспаления лёгких скончался отец. После его смерти сильно начала болеть мама, и заботы о младших сёстрах полностью легли на плечи Веры.

Одновременно с этим в судьбу внучки властно вмешалась бабушка, которая считала неприемлемым для девочки из порядочной семьи скакать на сцене. Екатерина Владимировна была категорически против артистического будущего для внучки. Не помогли даже уговоры дальней родственницы знаменитой русской актрисы театра Елены Лешковской. Отучившись год в балетном училище, Вера вернулась в гимназию. В будущем она очень жалела о своей неосуществившейся мечте и упрекала маму за то, что та позволила бабушке вырвать Веру из балетного искусства.

Осенью 1908 года в Москве гастролировал питерский театр, и Вера побывала на постановке пьесы Габриэле Д`Аннунцио «Франческа да Римини». Главную роль исполняла великая русская драматическая актриса Вера Комиссаржевская. Её игрой пятнадцатилетняя девушка была потрясена настолько, что по возвращении домой у неё поднялась высокая температура. Пришедший семейный врач объяснил, что это произошло из-за чрезмерной впечатлительности, надо бы юной барышне поменьше мечтать и читать.

Вера Холодная

Мать заставила Веру поменять свои увлечения. Теперь зимой она много времени проводила с сёстрами на катке, а летом на даче в Зеленограде осваивала игру в теннис. Но в душе девушка своих пристрастий не изменила. Театр увлекал её всё больше и больше. Она стала часто выступать на гимназических вечерах, читая со сцены стихи и превосходно играя на фортепиано. А потом попробовала себя в театральной постановке. В гимназии ставили «Бесприданницу» А. Н. Островского, и Вере досталась роль Ларисы. Она играла столь проникновенно, что люди в зале аплодировали стоя. Зрители даже не почувствовали, что перед ними не актриса-профессионал, а обычная девушка-подросток.

Замужество

В 1910 году Вера блистала на гимназическом выпускном балу по поводу окончания учёбы. Здесь и произошло её судьбоносное знакомство с симпатичным студентом Московского университета Владимиром Холодным, который учился на юриста. Они много танцевали, а под конец, уединившись в углу огромного зала, Володя стал декламировать девушке поэзию Николая Гумилёва. Стихи окончательно растопили сердце юной красавицы, Холодный показался Вере прекрасным рыцарем. Она так сильно влюбилась в него, что даже не скрывала своего счастливого состояния от окружающих.

Вера Холодная

Владимир тоже был покорён черноволосой красавицей с бездонными глазами. Отношения, которые начались на выпускном балу, вскоре переросли в сильное чувство. Вера с Володей не могли и дня прожить друг без друга. Холодный сделал любимой предложение руки и сердца. Она согласилась с радостью, но тут начались препоны со стороны родственников. Мама и бабушка не были в восторге от молодого будущего юриста, для Веры они желали более достойной партии. Против раннего брака восстали и дедушка с отцом Владимира.

Но красивое нежное чувство оказалось сильнее. Несмотря на сопротивление родственников, дата свадьбы была назначена. В этот день Вера была абсолютно счастлива, хотя и немного грустна, её романтическую душу тяготили гости, шум застолья и грубоватые шутки с тостами.

Владимир снял небольшую квартирку, где и поселились молодожёны. Вера во всём старалась помочь супругу, именно благодаря ей, он с отличием окончил университет. Однако, начав работу в Московской юридической фирме, Владимир в скором времени охладел к юриспруденции.

Вера Холодная

Он стал заниматься издательством первой российской газеты для автолюбителей под названием «Авто». А потом Холодный всерьёз увлёкся автомобильными гонками. Вера это занятие считала крайне опасным, но всё равно поддерживала супруга, что было доказательством её безграничной любви. Два раза он травмировался в авариях. А она, точно зная, что после выздоровления муж снова сядет за руль, с теплотой и нежностью выхаживала его.

В 1912 году у Холодных родилась дочурка Женя. После тяжёлых родов Вера долгое время болела, и в ближайшие несколько лет медики запретили ей рожать ещё. Когда Женечке был голик, Володя с Верой удочерили девочку, оставшуюся без родителей. Так в их семье появилась вторая дочь Нонна.

Но счастливая жизнь закончилась с Первой мировой войной. Владимир ушёл добровольцем на фронт, оставив жену с маленькими дочурками. На Веру навалилось много забот, надо было экономно вести хозяйство, чтобы как можно дольше растянуть оставленные мужем деньги.

Вера Холодная

Первые пробы в кино

Ещё в начале семейной жизни Вера часто по вечерам увлекала мужа в театр. Но ещё чаще они ходили на улицу Садовую в синематограф «Буфф». Кино только начинало набирать популярность в России. Посмотрев картину «Бездна», Холодная пришла в восторг от датской актрисы Асты Нильсен. После этого Вера не пропускала ни одного фильма с её участием. А приходя потом домой надолго застывала перед зеркалом, рассматривая своё отражение. Муж видел, что страсть к кино у супруги маниакальная.

После рождения дочери увлечение синематографом отошло на второй план. А когда Владимир ушёл на войну и Вера осталась одна с дочерьми, в её жизнь снова ворвалось кино, став единственной отрадой, хоть немного отвлекающей молодую женщину от бытовых проблем.

Пока муж воевал, к Вере переехала мама с сёстрами Надей и Соней. Деньги заканчивались, и Холодная приняла решение искать работу. Когда началась война, в России прекратили закупать иностранные киноленты, что благоприятно отобразилось на развитии отечественного кинематографа. В Москве и Питере открывали ателье, которые потоком выпускали душещипательные истории о любви. В них не всегда задействовали профессионалов, поэтому на входе в киноателье часто висели объявления с приглашением поучаствовать в съёмках за денежное вознаграждение.

Вера Холодная

В одну из таких студий отправилась на кинопробы и Вера. На молодую красивую и эффектную женщину обратил внимание режиссёр Владимир Гардин. В 1914 году он доверил ей маленькую роль итальянки-кормилицы в фильме «Анна Каренина». После съёмок Гардин сказал, что из Веры актриса вряд ли получится, так как кроме потрясающей внешности других талантов в ней не обнаружилось. Холодная расстроилась и на какое-то время оставила в покое свою мечту об актёрстве.

Яркий, но короткий творческий путь

Вера ещё в начале замужества стала завсегдатаем довольно популярного в Москве артистического кружка «Алатр». Ходила она сюда и в самые тяжёлые времена. В 1915 году в кружке Холодная познакомилась с режиссёром Евгением Бауэром, работавшим на киностудии Александра Ханжонкова. Евгений как раз собирался снимать фильм «Песнь торжествующей любви» и пригласил на главную роль Веру. Бауэр был профессиональным декоратором, поэтому в своих работах делал акцент не на исполнительскую способность актрисы, а как раз на её внешние данные.

Вера Холодная

«Песнь торжествующей любви» имела невероятный зрительский успех, а Вера Холодная, в один миг ставшая звездой, буквально загипнотизировала всю Россию. Директор студии Ханжонков предвидел такой успех ещё в момент съёмок и заключил с актрисой трёхлетний контракт. В этом же 1915 году она сыграла ещё в нескольких картинах:

  • «Лунная красавица»;
  • «В мире должна царить красота»;
  • «Дети века»;
  • «Пробуждение»;
  • «Дети Ванюшина»;
  • «Пламя неба».

К 1916 году Холодная уже занимала в России статус кинозвезды первой величины. У кинотеатров выстраивались огромные очереди, люди штурмовали кассы и залы, иногда даже выбивая окна и срывая двери с петель. Благодаря актрисе Холодной в стране распробовали сладострастный наркотик под названием «кино». Обворожительная Вера уводила за собой людей в мир грёз, а народ жаждал этого снова и снова.

Сама же она долгое время не верила в такую славу. Иногда неброско одевалась и с младшей сестрой Соней оправлялась в самый отдалённый район Москвы, чтобы в кинотеатре понаблюдать за реакцией зрителей на её игру.

Вера Холодная

Холодной неоднократно поступали предложения переехать в Европу. Её приглашал в труппу своего театра сам Станиславский. В Веру влюблялись все, с кем она работала, и на кого лишь бросала мимолётный взгляд. У неё была масса поклонников, но ни разу она не изменила любимому мужу. Когда он получил тяжёлое ранение на фронте, Вера бросила съёмки и умчалась в госпиталь выхаживать своего Володю.

В 1916 году она перешла от Ханжонкова в киноателье Дмитрия Харитонова, где снялась более чем в двадцати фильмах, самые известные из которых:

  • «Шахматы жизни»;
  • «Столичный яд»;
  • «Ради счастья»;
  • «У камина»;
  • «Позабудь про камин, в нём погасли огни».

Смерть

Летом 1918 года актриса отправилась в Одессу для завершения съёмок в фильмах «Цыганка Аза» и «Княжна Тараканова». С ней поехали младшая сестра Соня, дочь Женя и мама. Муж, к тому времени комиссованный из-за тяжёлого ранения, остался в Москве.

Вера Холодная

В начале 1919 года на Одессу нагрянула эпидемия тяжёлой формы гриппа, именуемой в простонародье «испанкой». У Веры, переболевшей гриппом, начались лёгочные осложнения. Медики сделали всё для спасения актрисы, но 16 февраля 1919 года её сердце остановилось.

Тело актрисы забальзамировали, чтобы переправить для захоронения в Москву. Но шла война, дороги были перекрыты, Веру Холодную похоронили в Одессе. Однако кладбище это было уничтожено в 1932 году, на его месте разбили парк, до наших дней могила великой актрисы не сохранилась. Напротив дома, где она жила и умерла в Одессе, установлен красивый монумент из бронзы.

Спустя месяц от брюшного тифа скончалась мама Веры, в этом же году был расстрелян чекистами Владимир Холодный. Дочерей Женю и Нонну забрала к себе сестра Надежда.

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о