Википедия платок – Павловопосадские набивные платки — Википедия

Википедия платок – Павловопосадские набивные платки — Википедия

18.11.2020

Павловопосадские набивные платки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.,  (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1716)

Павловопосадские шали (платки)[1] — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском Посаде Московской области на ОАО «Павловопосадской платочной мануфактуре».

Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства. Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным. Правнук, Я. И. Лабзин, совместно с В. И. Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старопавловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей. В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже. В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки награждены Большой золотой медалью. В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шёлковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Павловопосадская мануфактура, 2011 год

Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).

В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.

В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

  • Деревянные формы и молоток для нанесения узора

  • Восточные узоры

  • Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

  • Платки, шарфы и скатерти в магазине Павловопосадской платочной мануфактуры (2019)

  • Модный показ Зайцева, вдохновлённый павлопосадскими платками

Носовой платок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2013; проверки требуют 19 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2013; проверки требуют 19 правок. Пара носовых платков с принтом

Носовой платок — кусок ткани или бумаги для чистки носа. Кроме этого носовой платок может служить для чистки вообще, может быть предметом моды или показывать принадлежность носителя к определённой группировке.

Тканевые носовые платки состоят из хлопка или льна.

История и развитие[править | править код]

Уже во II веке в Китае существовали бумажные носовые платки.

В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.

В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами (mouchoir de Venus).

На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.

В средневековой России носовой платок изначально назывался «утиральник», в отличие от «ширинки», то есть обычного платка. Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка. В Домострое рядом со словом ширинка употребляется термин «вусчина» — от слова «узкий».

Первый патент на носовые платки выдан в 1894 году. Бумажная фабрика Г. Крум из Гёппингена получила патент 81094 за бумажный носовой платок, пропитанный глицерином.

Сегодня бумажный носовой платок в Европе почти полностью вытеснил тканевый.

Бумажный носовой платок

Вопреки названию бумажные носовые платки на 100 процентов состоят из целлюлозы — сырья изготовления бумаги. Иногда к целлюлозе прибавляют эфирные масла, например, ментол.

Платок как модная деталь мужского костюма[править | править код]

Во время раннего Ренессанса платки считались жизненно необходимым и функциональным аксессуаром. Как заметил интеллектуальный гигант XVI века Эразм «Вытирать нос о рукав невоспитанно». Платки постепенно стали более украшенными, служа знаками любви четы друг к другу. Каждый уважаемый мужчина носил платок, и по сей день он считается символом благородства и социального ранга[1].

Правила ношения мужского (нагрудного) платка с костюмом[править | править код]

1. Цвет платка обычно не должен совпадать с цветом галстука, так как платок предназначен для привлечения внимания к собственно пиджаку, однако галстук и платок могут быть в одной расцветке/узоре и часто из одной ткани (продаются обычно подарочными наборами вместе с запонками той же расцветки)

2. Платок должен использоваться в исключительно в декоративных целях. В качестве носового используется дополнительный платок, который носится обычно в заднем кармане брюк

[2].

  • Что у господина в кармане, то у мужика на рукаве — немецкая пословица.
  • Носовой платок легче отстирать, если замочить его на 2 часа в холодной подсоленной воде (1 чайная ложка на 1 л. воды).
  • Считается, что у мужчины должно быть при себе два платка. Один «рабочий», для себя, другой, чистый — для дамы.
  • Разноцветные носовые платки используются в качестве специальной системы кодирования в так называемом «ханки-коде» для демонстрации сексуальных предпочтений и желаний в субкультуре геев и в БДСМ-практике.

Оренбургский пуховый платок — Википедия

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России
[1]
.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России[источник не указан 587 дней].

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае

[2]. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года[3][уточнить]. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Утверждается[кем?], что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области

[источник не указан 844 дня]. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались[источник не указан 844 дня]: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха[источник не указан 844 дня].

Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.,  (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 1715)

Наименование места происхождения товара[править | править код]

В данный момент наименование места происхождения товара «Оренбургский пуховый платок» закреплено за двумя организациями. Это «ОренбургШаль» (ИП Уваров А. А.)[4] и «Фабрика Оренбургских пуховых платков» (ООО «Шима»). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведённых на вязальных машинах с доработкой вручную. Остальные организации и сайты на законодательном уровне торгуют контрафактной продукцией, так как не получили от государства аккредитации. 

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые тёплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее тёплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приёмы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района[5]. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядёт нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Директор Музея исламского искусства в Куала-Лумпуре Сеид Мохамад Албухари принимает в дар музею оренбургский пуховый платок, связанный Магинур Абдуловной Хусаиновой

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств[6].

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с. Сакмара[7]. Её работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства Малайзии в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя[8][9].

Сакмарская пуховница Магинур Хусаинова. Сакмара, 2008 г.
  • Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. Ф., композитор Пономаренко Г. Ф., исполнитель Людмила Зыкина[10].
  • Скульптура «Песня „Оренбургский пуховый платок“» скульптора Петиной Н. Г.
  • Повесть Анатолия Санжаровского «Оренбургский платок» («Художественная литература», 2012 г.).
  • Бушухина И. В. Оренбургский пуховый платок. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2015. — 272 с.: илл.

Платок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Виды платка

Фото Название Описание
Апостольник Головной платок русской монахини, с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота.
Бандана Головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).
Канзу Тонкий сложенный по диагонали квадратный платок или косынка большого размера с длинными концами, перекрещенными на груди и завязанными на талии, из лёгкой ткани (тюля, кисеи, батиста) или кружев. Прикрывал шею и декольте.
Кашне Шейный платок, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.
Келагаи Шёлковый платок, азербайджанский национальный женский головной убор.
Косынка Треугольный, чаще ситцевый платок.
Кустышки Часть головного убора русского традиционного костюма Архангельской области. Кустышки представляют из себя широкий платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны.
Куфия Мужской головной платок, популярный в арабских странах.
Марама Крымско-татарский традиционный женский головной платок.
Мокуа Традиционный головной платок вьетских женщин.
Носовой платок Небольшой кусок ткани для сморкания и вытирания носа, употребляется также для обтирания рта и лица или имеет исключительно декоративную функцию.
Мужской нагрудный платок Небольшой кусок ткани, используемый в качестве дополнения к мужскому костюму.
Оренбургский пуховый платок Разновидность пухового платка оригинальной вязки в русских традициях.
Павлово-посадские набивные платки Разновидность русского национального платка.
Повойник Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок.
Убрус Русский женский головной платок.
Фишю Тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из лёгкой ткани (муслина, батиста) или кружев, прикрывавший шею и декольте.
Хиджаб Головной платок, который носят женщины, живущие в соответствии с требованиями ислама.
Шаль Большой вязаный или тканый платок.
Шейный платок Устаревший вид галстука; в XXI веке используется в качестве шарфа.

Литература

  • Шангина И. И. Платок (плат) // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 564—568. — 688 с.

Платок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Виды платка

Фото Название Описание
Шейный платок Устаревший вид галстука; в XXI веке используется в качестве шарфа.
Оренбургский пуховый платок Разновидность пухового платка оригинальной вязки в русских традициях.
Павлово-посадские набивные платки Разновидность русского национального платка.
Фишю Тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из лёгкой ткани (муслина, батиста) или кружев, прикрывавший шею и декольте.
Канзу Тонкий сложенный по диагонали квадратный платок или косынка большого размера с длинными концами, перекрещенными на груди и завязанными на талии, из лёгкой ткани (тюля, кисеи, батиста) или кружев. Прикрывал шею и декольте.
Косынка Треугольный, чаще ситцевый платок.
Мокуа Традиционный головной платок вьетских женщин.
Носовой платок Небольшой кусок ткани для сморкания и вытирания носа, употребляется также для обтирания рта и лица или имеет исключительно декоративную функцию.
Мужской нагрудный платок Небольшой кусок ткани, используемый в качестве дополнения к мужскому костюму.
Куфия Мужской головной платок, популярный в арабских странах.
Шаль Большой вязаный или тканый платок.
Хиджаб Традиционный исламский женский головной платок.
Убрус Русский женский головной платок.
Апостольник Головной платок русской монахини, с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота.
Кашне Шейный платок, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.
Бандана Головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).
Повойник Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок.
Келагаи Шёлковый платок, азербайджанский национальный женский головной убор.
Кустышки Часть головного убора русского традиционного костюма Архангельской области. Кустышки представляют из себя широкий платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны.

Литература

  • Шангина И. И. Платок (плат) // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 564—568. — 688 с.

Косынка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Косынка (другие названия: косыня, косырь, кось, косяк[1]) — разновидность платка[2], представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника.

Распространена практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев, цыган и некоторых других народов[3].

Часто являлась атрибутом замужней женщины[4].

В японском костюме невесты присутствует белая косынка на красной подкладке, которая повязывается поверх прически.

Красная косынка, которую носили комсомолки в 20-е и 30-е годы в знак солидарности с советской властью, стала прототипом пионерского галстука[3].

В наше время косынка используется как модный аксессуар и как часть форменной одежды (в частности, медицинский персонал, стюардессы, работницы Сбербанка России)[4].

Отличается от банданы материалом изготовления и способом повязывания.

  • Файшонка, фалшонка[5][6] — кружевная косынка с длинными концами

Платок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Виды платка

Фото Название Описание
Benoit Pierre Emery silk scarf.jpg Шейный платок Устаревший вид галстука; в XXI веке используется в качестве шарфа.
Оренбургский пуховый платок Разновидность пухового платка оригинальной вязки в русских традициях.
Toulmouche Bride Detail.jpg Павлово-посадские набивные платки Разновидность русского национального платка.
Gullager Salisbury.jpg Фишю Тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из лёгкой ткани (муслина, батиста) или кружев, прикрывавший шею и декольте.
Канзу Тонкий сложенный по диагонали квадратный платок или косынка большого размера с длинными концами, перекрещенными на груди и завязанными на талии, из лёгкой ткани (тюля, кисеи, батиста) или кружев. Прикрывал шею и декольте.
Косынка Треугольный, чаще ситцевый платок.
Мокуа Традиционный головной платок вьетских женщин.
Handkerchief.jpg Носовой платок Небольшой кусок ткани для сморкания и вытирания носа, употребляется также для обтирания рта и лица или имеет исключительно декоративную функцию.
16 pocket squares.jpg Мужской нагрудный платок Небольшой кусок ткани, используемый в качестве дополнения к мужскому костюму.
Prince Sultan.jpg Куфия Мужской головной платок, популярный в арабских странах.
Orange triangle shawl.jpg Шаль Большой вязаный или тканый платок.
Хиджаб Традиционный исламский женский головной платок.
Убрус Русский женский головной платок.
Апостольник Головной платок русской монахини, с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота.
Кашне Шейный платок, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.
Bandana.jpg Бандана Головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).
Повойник Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок.
Келагаи Шёлковый платок, азербайджанский национальный женский головной убор.
Кустышки Часть головного убора русского традиционного костюма Архангельской области. Кустышки представляют из себя широкий платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны.

Литература

  • Шангина И. И. Платок (плат) // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 564—568. — 688 с.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *