Украшения древнего человека: Украшения древних людей. Кратко – Загадочные украшения палеолита или где древние люди хранили души?

Украшения древнего человека: Украшения древних людей. Кратко – Загадочные украшения палеолита или где древние люди хранили души?

29.09.2020

Содержание

Украшения древних людей. Кратко

Яркие камешки, гладкие раковины, рыбьи кости, кусочки рога, деревянные палочки, семена и орехи — всё это использовалось людьми каменного века в качестве украшений. Это были ожерелья и подвески, а затем и бусы. Бусины из обожжённой глины, полудрагоценные камешки с дырками (их делали острыми камнями или сверлили с помощью лучковой дрели) нанизывались на узкую полоску кожи или верёвку из волокон растений. Украшали не только шею и грудь, но и руки — носили браслеты из костяных пластинок, часто с нанесённым на них орнаментом. Женщины пользовались гребнями из рога.

в Папуа–Новой Гвинее

Удивительный головной убор, раскраска лица и украшения, по-прежнему наблюдаемые на церемониях в Папуа–Новой Гвинее, возможно, являются отголосками богатого убранства во времена каменного века.

Раскраска тела

Среди способов украшений была и раскраска тел в разные цвета. Часто это делалось во время обрядов и ритуалов. Отголоски этого мы наблюдаем и в настоящее время у аборигенов Австралии, жителей Тихоокеанских островов, например в Папуа — Новой Гвинее. Раскраска лица и тела там по-прежнему сопровождает проведение церемоний. Австралийские аборигены раскрашивают себя разноцветной глиной, нанося ею разные узоры на лице и теле. Интересно, что, например, подведение глаз чёрным, окраска губ, т.е. все элементы, которые мы сейчас считаем макияжем и используем в декоративной косметике, не имели украшательского смысла, а были способом отпугивания злых духов и защитой.

дети австралийских аборигенов

Эти дети австралийских аборигенов раскрасили свое тело глиной. Они использовали орнаменты, которые насчитывают тысячи лет.

Браслеты и серьги

Браслеты и серьги

Эти украшения из ракушек и обожжённой глины с рисунком были сделаны между 2300 и 1750 гг. до нашей эры. Их родина — город Хараппа (сейчас территория Пакистана). Во время археологических раскопок там были найдены не только эти украшения, но и многочисленные лавки, которые ими торговали.

Орнаменты

Орнамент в виде спирали и другие геометрические орнаменты известны со времён неолита, ими украшали камни, орудия труда и оружие, погребальные камеры. Орнаменты наносили и на тело. Возможно, тогда и зародилась традиция делать татуировки. Со временем орнаменты стали носить отличительные черты какого-то рода, приобрели сакральный смысл, а затем элементы искусства.

Украшения воинов и охотников

Голову и шею воина с островов Индонезии украшают клыки дикого кабана и ожерелье из ракушек и зубов животных. Возможно, как и люди каменного века, эти украшения считались защитными и магическими и, по представлениям, наделяли охотника и воина силой и мужеством того животного, которому они принадлежали.

Головной убор воина из клыков кабана, ожерелье из раковин

Головной убор воина из клыков кабана, ожерелье из раковин

Поделиться ссылкой

Загадочные украшения палеолита или где древние люди хранили души?

По одной общеизвезвестной версии души хранили на конце иглы) Но, как оказывается, это не единственное предположение. Cуществует множество загадочных артефактов палеолита, смысл и назначение которых не до конца понятен. Это всевозможные палетки, пластинки, ревуны, различная мелкая пластика и даже расписанная галька. Древняя живопись затмила их своим великолепием и эти не менее интересные раритеты, возможно, как раз и заключают в себе код к внутреннему миру людей, их носивших. Некоторые из них, вероятно, могли служить украшениями, их носили на шнурках, о чем говорят просверленные отверстия. Но некоторые, напротив, тщательно скрывали и даже прятали. Такие предметы археологи находят закопанными возле очагов или под полом жилищ, а иногда находят даже спрятанные клады из подобных предметов. О некоторых видах палеток, сохранивших загадочные узоры или даже письмена и пойдет речь.

Один из таких артефактов, получивший название «ревун» найден в Ля Рош (Дордонь, Франция). Сделан он из оленьего рога, 16 см длиной. На него нанесен  геометрический орнамент с 3-частной символикой, с одной стороны просверлено отверстие. Стертый край отверстия говорит о том, что его долго носили на шнурке. Подобные предметы из дерева носят австралийские аборигены — когда по нему проводят гребнем или шкурой тотемного животного, ревун издает звуки, которые автралийцы считают голосами предков. Ревуны используют для общения с умершими предками. На ревуне из Ля Рош остались следы охры, указывающие на заупокойный культ и связь с миром мертвых.


Изображение отсюда

Похожие предметы найдены на Десне в 1935 г. археологом К.Поликарповичем — это 10 овальных пластинок из мамонтовой кости 15-26 см с геометрическими насечками. В некоторых культурах вместо черепов предков в жилищах хранили портретные камни — лицо на них порой схематизировалось до крестообрзного символа. Эти камни напоминают расписную гальку мезолитической культуры Азили (Италия и Швейцария), также связанную с культом предков. Иследователь Дж.Марингер заметил сходство азалийских галек с чурингами автралийских аборигенов. Каменные и деревянные чуринги с рисунками, обвязками и насечками автралийцы считают хранилищами душ умерших предков. Ф.Сарасин обнаружил много подобных расписных камушков в швейцарской пещере Бирсек. Они были расколоты на части. Возможно враги, захватившие родовое святилище таким образом стремились лишить племя силы предков, разбивая их каменные вместилища. То есть, если бирсекские гальки — это воплощение душ предков,  то находки Ф.Сарасина говорят об их почитании и значении в период перехода к неолиту.

фото отсюда

Эта статуэтка приобретена французским консулом и археологом Рене Невилем, изучающим доисторическую эпоху. Подобные двойные фигурки связывают с обрядами плодородия и с культом предков. Это крупная галька, обработаная в виде обнимающейся пары, возможно из пещеры Айн-Сахри. Древний скульптор изобразил соитие в сидячей позиции, что символизирует зарождение нового поколения. На подобной малоазиатской статуэтке из Чатал-Хююка слева изображена похожая сцена, а справа мать с ребенком. Существует аналогичная фигурка из Палестины (Айн Гхазаль) 7 тыс. до н.э. Подобные статуэтки говорят об осознании древними священных моментов родового бытия, уничтожающих власть времени и смерти отсюда.


Это «современные» находки.  J — подвеска из амазонита,  K — браслет на верхней части руки из кости гиппопотама,  L — бусина из кости гиппопотама, M — подвеска, часть ожерелья из бегемота, примерно 3600 гг до н.э. Африка, фото отсюда

Особенно интересны и распространены в древности плоские диски с отверстиями посередине. Вот один из таких дисков из Франции c почти документальным изображением коровы. Иногда рисунки наносят на лопаточные кости животных — например,  с одной стороны изображена серна, в которую брошено копье,  а на другой стороне — та же серна, но сраженная этим копьем. Часто рисунки изображают последовательную историю в картинках, прототип комиксов и кино)

Такого типа предметы, скорее всего, имели большую ценность для древнего человека, ими дорожили и иногда носили в качестве украшений. Кроманьонцы носили из позвонков рыб, просверленных зубов, резные браслеты из мамонтовой кости, одежду, украшенную бусинами,  зачастую покрашенными. Такие украшения, по мнению антрополога Джона Пфейффера, были связаны с новой ступенью самоутверждения, с новой степенью развития индивидуальности. Многие такие предметы были не просто украшениями, но также служили магическими амулетами, атрибутами религиозных обрядов и т.д.

Трехсантиметровый диск с вырезанными на обеих сторонах изображениями одной и той же серны. На одной стороне серна стоит, на другой (увеличенной) она либо спит, либо мертва. Фото отсюда

Найденная во французской пещере раскрашенная галька восходит к концу последнего оледенения (10 тысяч лет назад). К тому времени некоторые символы могли стать настолько традиционными, что их понимали, даже когда они были нарисованы мелко и небрежно

Магическим символом могли быть и разбросанные среди пещерных рисунков «тектиформы» (от латинского корня, означающего «крыша»). Эти «крышевидные» узоры часто имеют вид прямоугольников с вписанными в них крестами

Подобные геометрические узоры (Альтамира), аббат Брейль считал жилищами, однако в них, кроме того, видели ловушки, тотемные знаки и щиты

Эти ряды пятен, соседствующие с прямоугольниками в испанской пещере Кастильо, французский антрополог Андре Леруа-Гуран истолковывает как символы полов. Пятна, утверждает он, это мужские знаки, а прямоугольники — женские; вместе же они являются символами религии, в основе которой лежит культ плодородия

Ряды пятнышек (испанская пещера Ла-Пилета) могут быть календарными метками, указателями дороги, деревьями

Рисунок двух лошадей с пятнами во французской пещере Пеш-Мерль объединяет два типа символов, которые могут быть и просто украшением, и знаками охотничьей магии. Пятна истолковываются как символическое изображение метательного оружия, а отпечатки ладоней вокруг лошадей — как воплощение власти человека над добычей. Взятые вместе пятна и ладони в этом случае могут означать призыв к сверхъестественным силам послать охотникам удачу

Найдено огромное количество палеолитических дощечек «с письменами». Как минимум,  можно утверждать,  что изображений из меток, объединенных в сложные системы было очень много. Эта дощечка возрастом 8 тыс. лет из рога северного оленя найдена в Дордони — на ней изображены явно осмысленные знаки, которые предшествовали письменности. Сотрудник Гарвардского музея Пибоди Александр Маршек выдвинул версию,  что эти точки являются записью лунных фаз. Изображения точек наносились на протяжении длительного срока, разными орудиями и с разным нажимом. То есть змеевидная полоса меток была не случайным узором, а возникала постепенно и имела смысл. Если теория Маршека верна — люди делали смысловые «записи» задолго до шумерской клинописи. На небольшой дощечке, так похожей на украшение, 167 зарубок могли означать фазы луны на протяжении 6 месяцев.

Мелкие предметы, вырезанные из кости, рогов и бивней или вылепленные из глины насчитывают не менее 30 тысяч лет. Археологи находят их повсюду от Франции до Сибири, и объединяет их не только небольшая величина, но и тщательность обработки. Некоторые были спрятаны в ямах возле очага, из чего следует, что их владельцы придавали им какое-то особое значение. Они были частью будничной жизни — ее украшением. Наиболее поразительны среди них изображения человека. Некоторые, в частности преувеличенно дородные фигурки «Венер» в Европе, искажают анатомические пропорции со свободой и непринужденностью, какие вернутся в европейское искусство только в XX веке.

Ярким примером этой тенденции смелой стилизации является найденное в Пршедмости (Чехословакия) уникальное изображение женщины, вырезанное на бивне мамонта. Это фантастическая идеализированная фигура: рогатая треугольная голова, обрамляющие ее нижнюю часть, овальные груди, круглая мишень живота с «яблочком» — пупком в центре и широкий таз — самый большой элемент изображения, заключенный в семь овалов. Ноги, кончающиеся у колен, сведены до минимума. В целом пршедмостский рисунок выглядит одновременно и как женская фигура, и как фантастическая маска, в которой верхние овалы обозначают глаза, а семь нижних — разинутый рот. Возможно, что такая двусмысленность образа была намеренной и должна была усиливать его действенность в каких-то магических обрядах. В этом геометрическом произведении чудится и современная усложненность, точно его создали Пикассо или Миро. Подобные линейные изображения характерны для ранних стадий древнеегипетского и древнегреческого искусства. Но ведь эта фантастическая Венера была современницей вполне реалистичных скульптурных головок медведей, львов и носорогов, найденных в этих же местах. Таким образом, эти восточноевропейские художники умели следовать строго реалистическим канонам, когда считали нужным.


Ближний Восток, Иран, фото отсюда, Лувр

А это, возможно, настольная игра. Настольные игры популярны были в Египте и на Ближнем Востоке, существовали варианты с клетками или отверстиями. Игра 58 дыр найдена в Иране,  здесь она была особенно распространена. Однако она могла быть использована также в гадании и в погребальных ритуалах. Бросок кости или «бабки», определяющее движение колышек или пешек воспринимались как выражение божественной воли или судьи мертвых. Вспоминается также и сюжет с игрой в Махабхарате) Настольные игры часто встречаются в погребениях.

Придо Т. ‘Кроманьонский человек’ — Москва: Мир, 1979 здесь
Зубов А.Б. История религии, М., 1996 здесь

Цитата из Юнга, Воспоминания, сновидения, размышления:
Мне было десять лет, когда мой внутренний разлад и неуверенность в мире вообще привели к поступку, совершенно непостижимому. У меня был тогда желтый лакированный пенал, такой, какой обычно бывает у школьников, с маленьким замком и измерительной линейкой. На конце линейки я вырезал человечка, в шесть сантиметров длиною, в рясе, цилиндре и блестящих черных ботинках. Я выкрасил его черными чернилами, спилил с линейки и уложил в пенал, где устроил ему маленькую постель. Я даже смастерил для него пальто из куска шерсти. Еще я положил в пенал овальной формы гладкий черноватый камень из Рейна, покрасил его водяными красками так, что он казался как бы разделенным на верхнюю и нижнюю половины, и долго носил камень в кармане брюк. Это был его камень, моего человечка. Все вместе это составляло мою тайну, смысл которой я не вполне понимал. Я тайно отнес пенал на чердак (запретный, потому что доски пола там были изъедены червями и сгнили) и спрятал его на одной из балок под крышей. Теперь я был доволен — его никто не увидит! Ни одна душа не найдет его там. Никто не откроет моего секрета и не сможет отнять его у меня. Я почувствовал себя в безопасности, и мучительное ощущение внутренней борьбы ушло. Когда мне бывало трудно, когда я делал что-нибудь дурное или мои чувства были задеты, когда раздражительность отца или болезненность матери угнетали меня, я думал об этом моем человечке, заботливо уложенном и завернутом, о его гладком, замечательно раскрашенном камне. Время от времени, когда я был уверен, что никто меня не увидит, я тайком пробирался на чердак. Взобравшись на балку, я открывал пенал и смотрел на моего человечка и его камень. Каждый раз я клал в пенал маленький свиток бумаги, где перед этим что-нибудь писал на тайном, мной изобретенном языке. Новый свиток я прятал так, будто совершал некий торжественный ритуал. Не могу, к сожалению, вспомнить, что же я хотел сообщить человечку. Знаю лишь одно, что мои «письма» были своего рода библиотекой для него. Мне кажется, хотя я не очень уверен в этом, что они состояли из моих любимых сентенций.

Объяснить себе смысл этих поступков я никогда не пытался. Я испытывал чувство вновь обретенной безопасности и был доволен, владея тем, о чем никто не знал и до чего никто не мог добраться. То была тайна, которую нельзя было открывать никому, ведь от этого зависела безопасность моей жизни. Почему это было так, я себя не спрашивал. Просто было и все…

Эпизод с вырезанным человечком стал высшей и последней точкой моего детства. Длился он примерно год. Больше я не вспоминал о нем до тех пор, пока мне не исполнилось тридцать пять. Тогда передо мной с необыкновенной ясностью вновь возникло это детское впечатление. Я работал над книгой «Либидо: его метаморфозы и символы» и собирал материал о «кладбище живых камней» близ Арлесхайма, об австралийских амулетах, когда внезапно обнаружил, что совершенно отчетливо представляю себе один из этих камней: черный, овальный, с двух сторон окрашенный. За этим образом в моей памяти возникли желтый пенал и деревянный человечек. Человечек этот был маленьким языческим идолом, чем-то вроде античной статуи Эскулапа со свитком.

Вместе с этим воспоминанием меня впервые посетила мысль, что существуют некие архаические элементы сознания, не имеющие аналогов в книжной традиции. В библиотеке отца (с которой я познакомился гораздо позднее) не было ни единой книги, в которой можно было бы отыскать информацию по этой теме. Не говорю уже о том, что отец не имел ни малейшего представления о подобных вещах.

В 1920 году, будучи в Англии, я, совершенно забыв о своем детском опыте, вырезал из дерева две похожие фигурки. Одну из них я воспроизвел в увеличенном масштабе из камня, теперь она стоит в моем саду в Кюснахте. И лишь тогда подсознание подсказало мне ее имя — «atmavictu» — «breath of life» (букв. — дуновение жизни). Это было продолжением тех квазисексуальных образов моего детства, но теперь они представали как «breath of life», творческий импульс. Все вместе это называлось «kabir» [Кабиры (или боги-великаны) — природные божества, культ которых, как правило, был связан с культом Деметры. Обычно в них видели источник жизни и созидания.], фигурка, завернутая в плащ, она имела так называемый «kista» — запас жизненной силы в виде продолговатого черного камня. Но эта связь открылась мне много позже. Ребенком я совершал ритуал также, как, по моим позднейшим наблюдениям, это делали африканские аборигены; они тоже сперва что-то делали и лишь потом осознавали, что же это было.


Отсюда

История происхождения первых украшений | Журнал Ярмарки Мастеров

Мне иногда задают вопрос о том, как давно я занимаюсь изготовлением украшений и аксессуаров. Ответ всегда простой и почти банальный — недавно. Пару-тройку лет назад увлеклась в плотную вышивкой бисером и изготовлением аксессуаров. Сначала делала для себя и близких, а позже открыла магазин на сайте. Тема украшений меня волновала еще с детства. Мне нравилось наблюдать за образами женщин, которые искусно подбирают себе украшения к нарядам. А их стать вызывала восторг в глазах коллег, мужчин и поклонников. Многие из нас могут вспомнить как любили смотреть наши женщины за игрой актеров первых мексиканских сериалов, чьи наряды и украшения были экзотикой для советских людей. Многие фильмы и книги известных авторов рассказывают нам об украшениях, их происхождении, магической силе и влиянии на людей. В этой статье я кратко расскажу об истоках происхождения украшений, где впервые зародилась мода на украшения и опишу взгляд на современность
История украшений начинается около 70 тысяч лет до нашей эры. Археологи обнаружили первое украшение из ракушек в Южной Африке. Сложно определить, кому принадлежало украшение, и скорее всего, оно носило ритуальный характер и использовалось в качестве оберега. В те времена аксессуары помогали невербально указать ценную информацию о владельце украшений и его общественном положении.

История происхождения первых украшений, фото № 1

История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины. Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина. Еще во времена фараонов в Древнем Египте появилось первое кольцо. Кольцо было изготовлено из золота и имело гравировку на древнем египетском языке. При переводе данных символов ученые смогли определить происхождение и родословную хозяина кольца.

История происхождения первых украшений, фото № 2

У греческих представителей знати кольцо так же являлось знаком высокого положения в обществе. Со временем кольца трансформировались в светские украшения. Император Август дал разрешение на ношение колец медикам, а римский император Септимий Север позволил воинам надеть кольца. Лучники носили кольца для того, чтобы уберечься от тетивы, бойцы — для более сильного и болезненного удара. Как показывает история появления украшений, древние египтяне носили не только кольца, но и надевали на запястья браслеты, на шею роскошное нагрудное ожерелье, состоятельные сословия носили серьги в обоих ушах. В таком виде проводились деловые переговоры, званые ужины. В древнем Риме одну серьгу в ухе носили рабы, в средневековой Европе — цыгане, пираты.

История происхождения первых украшений, фото № 3

История происхождения первых украшений, фото № 4

В древней Руси перед рождением ребёнка созывался совет, на котором решалось, какую драгоценность ему надевать. После рождения ребенка ему надевали нитку с бусами или бисерное ожерелье. При достижении определенного возраста мальчикам прокалывали левое ухо, девочкам оба уха и дарили бусы.
Первоначально материалами для украшений служили кости, зубы и камни, нанизанные на сухожилия животных.
В более позднее время украшения делали из кусков раковин и перламутра. В дальнейшем люди научились обрабатывать драгоценные камни. Средневековые сапфиры, изумруды, рубины — вот лучшие материалы для украшений корон, браслетов, перстней.

История происхождения первых украшений, фото № 5

История происхождения первых украшений, фото № 6

Алмазы начали использовать только в позднее Средневековье, когда открыли способы огранки камня. Украшения из этих материалов, конечно, были недоступны простым гражданам, поэтому ремесленники начали осваивать производство более дешевых украшений. Ведь помимо золота и серебра есть бронза и медь, а благодаря расцвету алхимии появляются амальгама и мельхиор. Так зарождается история бижутерии. Драгоценные камни постепенно заменяют на цветное стекло и стразы, появляются украшения имитирующие жемчуг и драгоценные камни. Мастеров, которые работают с менее дорогостоящими материалами, называют bijoutiers, а продукцию бижутерией.
В середине ХVIII века европейское массовое производство украшений перешло от частных мастеров к компаниям. В этот период образовались самые известные ювелирные марки: Картье, Тиффани, Булгари, Фаберже.
В 1920-1939 годах история украшений пополнилась искусством «Арт Деко» — материалами для украшений служили алюминий, хром, пластика.
Во времена Великой Депрессии отмечалось резкое снижение производства ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней, поэтому в те годы отмечается особенный расцвет оригинальной бижутерии. Эту идею продолжили иконы стиля Коко Шанель и Эльза Сиапарелли. Без Коко Шанель история бижутерии скорей всего была бы совсем другой.

История происхождения первых украшений, фото № 7

История происхождения первых украшений, фото № 8

Именно Коко Шанель предложила носить украшения из искусственного жемчуга, дополнять повседневные наряды съемными воротничками и искусственными цветами. Она утверждала, что множество доступных украшений не только придает нарядность простой одежде, но и делает женщину женщиной.

История происхождения первых украшений, фото № 9

С окончанием второй мировой войны мода на украшения вновь вернулась, и появились новые материалы, химическое окрашивание и производства искусственных камней.
В настоящее время можно увидеть бесконечное разнообразие стилей, направлений, комбинаций в ювелирной индустрии и производстве бижутерии и смело можно сказать о том, что история украшений никогда не закончится, и во все времена ювелиры и мастера будут радовать нас своими уникальными работами с незабываемыми сочетаниями цветов, текстур, комбинированных материалов. Как и соблюдение светского этикета в обществе существуют стили и правила сочетания украшений с элементами одежды. Эту тему я раскрою в своей следущей статье. Благоларю за внимание.

История происхождения первых украшений, фото № 10

История происхождения первых украшений, фото № 11

История происхождения первых украшений, фото № 12

История происхождения первых украшений, фото № 13

История происхождения первых украшений, фото № 14

10 украшений, истории которых хранят немало пикантных подробностей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В XXI веке мало какие украшения могут рассказать незнакомцам что-то о своем владельце: символика аксессуаров давно и, скорее всего, безвозвратно забыта. Тем временем они до сих пор таят в своей истории секреты, которые неплохо было бы узнать тем, кто их носит.

Мы в AdMe.ru разобрались в происхождении некоторых украшений и узнали немало интригующих деталей.

1. Французскую ленту je-ne-baise-plus повязывали дамы, когда решались на отчаянный шаг

Обычно французское «je-ne-baise-plus» приличные люди переводят как «я больше не целуюсь». Это украшение надевали те француженки, которые разочаровались в мужчинах и любовных утехах. Иначе говоря, эти дамы предпочли праздной жизни воздержание.

Ленту (обычно черного цвета) повязывали на шею. Если позволяли социальный статус и финансовое положение, то к ленте крепили драгоценный камень или подвеску.

2. Способ носки браслетов указывал на социальное положение женщины

Раньше браслеты назывались запястьями, а носить их можно было 2 способами: выше локтя — для привилегированных женщин, ниже локтя — для простолюдинок.

Интересно, что в некоторых культурах браслеты носили абсолютно все люди, а снимали их только в случае гибели владельца. В символическом смысле браслет в виде замкнутого круга или овала означал единение тела и души. С мертвых украшения снимали, чтобы их души могли покинуть тела.

3. Диадема раньше была мужским украшением

Это украшение родом из Древней Греции. Изначально его делали не из металла — просто на голову повязывали кусочек ткани. Есть предположение, что древние греки использовали этот аксессуар, чтобы провожать человека в царство мертвых.

Позже повязку начали нанизывать на жесткий каркас, который надевался на голову. Со временем ткань вообще исчезла и остался только металл.

Поскольку диадема — это разновидность короны, то она символизирует власть и могущество. Так что в прошлом ее носили мужчины голубых кровей.

4. Хетты приделывали к булавке коробочку, в которой хранили семена мака

Прототипом булавки были колючки и шипы растений. Чуть позже первобытные люди, не умевшие работать с металлом, начали изготавливать этот аксессуар из костей животных или из раковин.

Первые металлические булавки появились в Древнем Египте и Месопотамии. Их делали из золота, меди или серебра. Кончик булавки украшали человеческими фигурками, мордами животных или традиционными орнаментами.

А вот хетты выбрали в качестве украшения коробочку мака. В ней могли храниться зернышки. Это позволяет предположить, что хетты активно использовали мак в качестве болеутоляющего и снотворного.

История украшений. Начало

   История украшений насчитывает много тысячелетий. Надевая каждый день цепочки, серьги, кольца, браслеты, случалось ли Вам задумываться, как и почему всё это появилось? Нет? Попробуйте ответить на вопрос: «Что люди стали носить раньше — одежду или украшения?» Правильный ответ: украшения.

   

   Древние люди «цепляли» на себя различные предметы, которые находили во время поисков камней для орудий труда. Конечно, для украшений годились не любые гальки и веточки: отбирали только редкие и красивые, с точки зрения первобытрого человека, экземпляры. Наши предки считали все окружающие предметы живыми, а те, что отличались особым совершенством, — высшими существами, наделёнными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов. Талисманы, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить удачу и счастье. И, чем труднее было поймать и убить зверя, тем ценнее был амулет, сделанный из его останков. Украшения из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов, носили не только на руках и шее, но и на ногах, и на талии. Некоторые постоянно, другие предназначались для ритуалов и праздников. Наиболее древние, из найденных археологами, — бусины из раковин морских моллюсков с отверстием для шнурка датируют возрастом 100-135 тыс. лет.

 

   

   Наши предки относились к предметам с уважением и не позволяли себе надевать украшения просто так, не продумав их смысл и значение. В первобытном обществе они были оберегами, талисманами, по ним как по паспорту можно было «прочитать» о возрасте владельца, половой зрелости, занятиях и положении его в родовой иерархии. Исключительно декоративную функцию украшения обрели гораздо позже. И первыми стали украшать себя мужчины, а не женщины, как можно было бы подумать. 

 

   Что из украшений предпочитали наши предки?

 

   Пирсинг — очень древний способ украшения тела. Считается, что пирсинг появился ок. 10 тыс. лет назад в Африке, и первоначально был опознавательным знаком. Соплеменники могли узнать статус, возраст и прочие «данные» человека по проколотой части тела, а соседи — о принадлежности к тому или иному роду. Самым паспространённым был пирсинг губ. Многие племена в Эфиопии до сих пор прокалывают губы и продевают в них кольца. Пирсинг уха в прошлом свидетельствовал о половой зрелости. Этот вид и сейчас довольно популярен из-за относительной лёгкости и безопасности прокола. В Древнем Египте прокалывать пупок дозволялось только очень привилегированным людям из высшего сословия. Пирсинг носа первыми стали делать бедуины на Ближнем Востоке ок. 4 тыс. лет назад, а размер кольца в носу соответствовал степени богатства семейства. Ацтекские шаманы Центральной Америки прокалывали язык, так как считали, что это поможет лучше умилостивить богов и установить с ними связь.

 

   Серьги — наверное, самое популярное украшение всех времён и народов. Первобытные «модники» вставляли в проколотые мочки ушей деревянные палочки, ракушки, резные пластинки и даже камешки, иногда довольно крупные.

   Египтяне стали носить серьги в 4 тысячелетии до н. э., и они были преимущественно женским украшением. У древних греков, римлян, вавилонян, а также у арабов, персов, индийцев ношение двух серёг было признаком богатства, а с одной ходили те, кто стоял на низшей социальной ступени — рабы, наложники, цыгане.

   На территории Восточной Европы серьги появиись примерно в 3-2 тысячелетии до н. э. В государствах Средней Азии и Закавказья по нынешний день сохранилась традиция надевать девочкам серёжки, которые с древности считаются оберегом, сразу после рождения.

   В разных странах серьги достаточно сильно различались по форме, символике и орнаментам. Однако, практически у всех древних народов встречаются украшения с элементами в виде цветов, фруктов, птиц, животных и насекомых.

 

    Кольцо — символ бессмертия и бесконечности, власти и любви, с древнейших времён является атрибутом брака. Первые кольца свивали из толстой проволоки, их носили на пальцах  рук и ног, позже появился обычай привязывать кольца на кисти рук. В первобытном обществе и вплоть до средних веков кольцо в первую очередь указывало на принадлежность к тому или иному роду и степень власти его обладателя, служило клеймом и лишь в последнюю очередь было украшением. 

    В Древнем Египте кольца носили с целью подчеркнуть статус. Каждый день после утреннего туалета мужчина, собираясь выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец — кольцо, на шею — ожерелье. Особую респектабельность его облику придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры и появлялся в общественных местах.

   В Древней Греции представители знати носили колька как знак высокого сословного положения. В Древнем Риме на ношение колец выдавали особые разрешения. Так, император Септимий Север в 197 г. н.э. разрешил носить кольца воинам: они помогали лучникам натягивать тетиву, а массивные перстни со вставками из камней усиливали удар в рукопашном бою.

   Обмен кольцами между женихом и невестой, которым скрепляли клятву в вечной верности, имел значение юридического подтверждения заключения брака.

 

 

   Браслет — несёт в себе ту же символику, что и кольцо. Изначально, браслет был сугубо мужским предметом. В период неолита мужчины перетягивали запястье полоской кожи, таким образом, кисть руки выдерживала большую нагрузку при метании копья, и это позволяло избежать ряда травм. Браслет также использовался древним человеком в качестве оберега. Его изготавливали из костей и зубов животных, дерева, верёвок, камня и пр. Первобытные люди наделяли браслет мистическими свойствами, использовали в ритуалах, отгоняя с его помощью злых духов. Самый древний браслет, найденный на территории России, датируют возрастом 45-50 тыс. лет. Он был обнаружен при раскопках в Денисовой пещере на Алтае.

 

 

   С развитием металлургии появились украшения из меди, затем из бронзы, а у высших сословий из золота и серебра. Цари и жрецы могли носить по одному или по несколько узких и широких браслетов на запястье и предплечье, а египтяне украшали также щиколотки. Именные браслеты у воинов являлись символами мужества, чести и отваги. На Востоке звенящие браслеты издавна были непременным атрибутом танцев.

   В Древней Руси браслеты называли «зарукавья» и «обруча», их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки, а застежки отделывали эмалями. Рисунок и цвет браслета, как правило, сочетался со всем ансамблем одежды и подчеркивал принадлежность обладателя к власти.

 

 

   Шейные украшения — самые древние из найденных имеют возраст более 100 тыс. лет и некогда представляли собой нанизанные на шнурок раковины морских моллюсков.

   Первые из шейных украшений — кулоны и подвески, их делали из зубов животных или камней и носили как амулеты, наделяя магическими свойствами. И, чем больше было амулетов, тем более защищённым чувствовал себя их первобытный владелец, тем больше счастья и удачи ему «светило». Так появились бусы и ожерелья.

   Как только люди научились обрабатывать металл (ок. 8 тыс. лет назад), появились бронзовые украшения в виде обручей из толстой проволоки-жгута без зестёжки, со сближенными или заходящими друг за друга концами. Их носили в разных странах либо женщины, либо мужчины, либо те и другие. К этому времени разные виды шейных украшений уже обрели определенный смысл, и их роль полностью сформировалась.

   У древних египтян украшения на шею были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама их форма — круг — олицетворялась с солнечным диском бога Ра. Широкие нагрудные украшения, получившие название «пектораль» (от лат. pectus — грудь) с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Ценность украшения всегда определялась его редкостью и трудностью изготовления. 

   Пекторали были не только у египтян. В 1971 году в Украине была найдена золотая пектораль IV века до н. э., принадлежавшая скифскому царю. Уникальность этой находки не только в её древности, но и в потрясающем мастерстве, с которым она сделана: на ее полукруглой серповидной поверхности фигурки животных и людей в разных позах образуют чудесный ажурный рисунок, они отлиты из золота с невероятной точностью и художественным вкусом.

 

   На Руси получили распространение в основном бусы и ожерелья (от общеславянского gerlo в значении «горло»), которые делали из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшали драгоценными камнями в высоких коронках и жемчугом. Перед рождением ребенка на семейном совете решалось какие украшения и из какого камня ему носить. Когда ребенок рождался, на него надевали нитку с бусами или бисером. По мере взросления украшений у человека становилось больше, и их количество говорило о благополучии и положении в обществе.

   Одним из популярнейших материалов для изготовления шейных украшений было стекло, которое ценилось наравне с ювелирными камнями, поэтому часто можно увидеть его в одном украшении с сапфирами и изумрудами. Самая старая стеклянная бусина найдена в районе Фив в Египте, ей около пяти с половиной тысяч лет. С появлением различных техник обработки, стекло стало чрезвычайно распространено и из Египта попало в другие страны. Римские стеклодувы делали каждую бусину из нескольких пучков стекла разного цвета, создавая сложный узор, надпись и даже портрет.

 

   Брошь — украшение, которое за свою историю изменилось более других. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка – у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений, потом, заменившие их, изогнутые острые кости первыми выполняли эту функцию.

Самые ранние из известных броши-фибулы (с лат. fibula — «шпилька, застёжка») из металла найдены в Центральной Европе и датируются бронзовым веком (XXXV-XI вв. до н. э.). Они были похожи по своему устройству и внешнему виду на современные булавки и имели исключительно функциональное назначение.

   Аналоги брошей булавки-иглы, оканчивающиеся металлическим шариком (часто с инкрустацией драгоценными камнями или стеклом), были в ходу у древних египтян. В Древней Греции и Риме фибулы получили широчайшее распространение, так как одеждой служил чаще всего просто прямоугольный кусок ткани, который складывался пополам и закреплялся на плечах. Женщины носили фибулы как на верхней, так и на «нижней» одежде, мужчины же только на верхней, закалывая ими ткань на одном плече.

   Скандинавские и кельтские древние броши отличались тем, что состояли из двух отдельных предметов. Дужка в форме полумесяца или круга удерживала иглу, которой прокалывали ткань или шкуру.

 

   

   С течением времени украшения видоизменялись. Постепенно эстетическая функция вытесняла магическую. Рассказ о долгой и увлекательной истории украшений продолжится в последующих статьях.

 

История украшений. | Журнал Ярмарки Мастеров

История украшений насчитывает много тысячелетий. Надевая каждый день цепочки, серьги, кольца, браслеты, случалось ли Вам задумываться, как и почему всё это появилось? Попробуйте ответить на вопрос: «Что люди стали носить раньше — одежду или украшения?» Правильный ответ: украшения.

Древние люди «цепляли» на себя различные предметы, которые находили во время поисков камней для орудий труда. Конечно, для украшений годились не любые гальки и веточки: отбирали только редкие и красивые, с точки зрения первобытрого человека, экземпляры. Наши предки считали все окружающие предметы живыми, а те, что отличались особым совершенством, — высшими существами, наделёнными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов. Талисманы, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить удачу и счастье. И, чем труднее было поймать и убить зверя, тем ценнее был амулет, сделанный из его останков. Украшения из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов, носили не только на руках и шее, но и на ногах, и на талии. Некоторые постоянно, другие предназначались для ритуалов и праздников. Наиболее древние, из найденных археологами 100-135 тыс. лет.

История украшений., фото № 1

Наши предки относились к предметам с уважением и не позволяли себе надевать украшения просто так, не продумав их смысл и значение. В первобытном обществе они были оберегами, талисманами, по ним как по паспорту можно было «прочитать» о возрасте владельца, занятиях и положении его в родовой иерархии. Исключительно декоративную функцию украшения обрели гораздо позже. И первыми стали украшать себя мужчины, а не женщины, как можно было бы подумать.

История украшений., фото № 2

Серьги — наверное, самое популярное украшение всех времён и народов. Первобытные «модники» вставляли в проколотые мочки ушей деревянные палочки, ракушки, резные пластинки и даже камешки, иногда довольно крупные.
Египтяне стали носить серьги в 4 тысячелетии до н. э., и они были преимущественно женским украшением. У древних греков, римлян, вавилонян, а также у арабов, персов, индийцев ношение двух серёг было признаком богатства, а с одной ходили те, кто стоял на низшей социальной ступени — рабы, наложники, цыгане.
На территории Восточной Европы серьги появиись примерно в 3-2 тысячелетии до н. э. В государствах Средней Азии и Закавказья по нынешний день сохранилась традиция надевать девочкам серёжки, которые с древности считаются оберегом, сразу после рождения.
В разных странах серьги достаточно сильно различались по форме, символике и орнаментам. Однако, практически у всех древних народов встречаются украшения с элементами в виде цветов, фруктов, птиц, животных и насекомых.

История украшений., фото № 3

Кольцо — символ бессмертия и бесконечности, власти и любви, с древнейших времён является атрибутом брака. Первые кольца свивали из толстой проволоки, их носили на пальцах рук и ног, позже появился обычай привязывать кольца на кисти рук. В первобытном обществе и вплоть до средних веков кольцо в первую очередь указывало на принадлежность к тому или иному роду и степень власти его обладателя, служило клеймом и лишь в последнюю очередь было украшением.
В Древнем Египте кольца носили с целью подчеркнуть статус. Каждый день после утреннего туалета мужчина, собираясь выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец — кольцо, на шею — ожерелье. Особую респектабельность его облику придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры и появлялся в общественных местах.
В Древней Греции представители знати носили колька как знак высокого сословного положения. В Древнем Риме на ношение колец выдавали особые разрешения. Так, император Септимий Север в 197 г. н.э. разрешил носить кольца воинам: они помогали лучникам натягивать тетиву, а массивные перстни со вставками из камней усиливали удар в рукопашном бою.
Обмен кольцами между женихом и невестой, которым скрепляли клятву в вечной верности, имел значение юридического подтверждения заключения брака.

История украшений., фото № 4

Браслет — несёт в себе ту же символику, что и кольцо. Изначально, браслет был сугубо мужским предметом. В период неолита мужчины перетягивали запястье полоской кожи, таким образом, кисть руки выдерживала большую нагрузку при метании копья, и это позволяло избежать ряда травм. Браслет также использовался древним человеком в качестве оберега. Его изготавливали из костей и зубов животных, дерева, верёвок, камня и пр. Первобытные люди наделяли браслет мистическими свойствами, использовали в ритуалах, отгоняя с его помощью злых духов.

История украшений., фото № 5

С развитием металлургии появились украшения из меди, затем из бронзы, а у высших сословий из золота и серебра. Цари и жрецы могли носить по одному или по несколько узких и широких браслетов на запястье и предплечье, а египтяне украшали также щиколотки. Именные браслеты у воинов являлись символами мужества, чести и отваги. На Востоке звенящие браслеты издавна были непременным атрибутом танцев.
В Древней Руси браслеты называли «зарукавья» и «обруча», их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки, а застежки отделывали эмалями. Рисунок и цвет браслета, как правило, сочетался со всем ансамблем одежды и подчеркивал принадлежность обладателя к власти.

История украшений., фото № 6

Шейные украшения — самые древние из найденных имеют возраст более 100 тыс. лет и некогда представляли собой нанизанные на шнурок раковины морских моллюсков.
Первые из шейных украшений — кулоны и подвески, их делали из зубов животных или камней и носили как амулеты, наделяя магическими свойствами. И, чем больше было амулетов, тем более защищённым чувствовал себя их первобытный владелец, тем больше счастья и удачи ему «светило». Так появились бусы и ожерелья.
Как только люди научились обрабатывать металл (ок. 8 тыс. лет назад), появились бронзовые украшения в виде обручей из толстой проволоки-жгута без зестёжки, со сближенными или заходящими друг за друга концами. Их носили в разных странах либо женщины, либо мужчины, либо те и другие. К этому времени разные виды шейных украшений уже обрели определенный смысл, и их роль полностью сформировалась.
У древних египтян украшения на шею были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама их форма — круг — олицетворялась с солнечным диском бога Ра. Широкие нагрудные украшения, получившие название «пектораль» (от лат. pectus — грудь) с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Ценность украшения всегда определялась его редкостью и трудностью изготовления.
Пекторали были не только у египтян. В 1971 году в Украине была найдена золотая пектораль IV века до н. э., принадлежавшая скифскому царю. Уникальность этой находки не только в её древности, но и в потрясающем мастерстве, с которым она сделана: на ее полукруглой серповидной поверхности фигурки животных и людей в разных позах образуют чудесный ажурный рисунок, они отлиты из золота с невероятной точностью и художественным вкусом.

История украшений., фото № 7

На Руси получили распространение в основном бусы и ожерелья (от общеславянского gerlo в значении «горло»), которые делали из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшали драгоценными камнями в высоких коронках и жемчугом. Перед рождением ребенка на семейном совете решалось какие украшения и из какого камня ему носить. Когда ребенок рождался, на него надевали нитку с бусами или бисером. По мере взросления украшений у человека становилось больше, и их количество говорило о благополучии и положении в обществе.
Одним из популярнейших материалов для изготовления шейных украшений было стекло, которое ценилось наравне с ювелирными камнями, поэтому часто можно увидеть его в одном украшении с сапфирами и изумрудами. Самая старая стеклянная бусина найдена в районе Фив в Египте, ей около пяти с половиной тысяч лет. С появлением различных техник обработки, стекло стало чрезвычайно распространено и из Египта попало в другие страны. Римские стеклодувы делали каждую бусину из нескольких пучков стекла разного цвета, создавая сложный узор, надпись и даже портрет.

История украшений., фото № 8

Брошь — украшение, которое за свою историю изменилось более других. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка – у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений, потом, заменившие их, изогнутые острые кости первыми выполняли эту функцию.
Самые ранние из известных броши-фибулы (с лат. fibula — «шпилька, застёжка») из металла найдены в Центральной Европе и датируются бронзовым веком (XXXV-XI вв. до н. э.). Они были похожи по своему устройству и внешнему виду на современные булавки и имели исключительно функциональное назначение.
Аналоги брошей булавки-иглы, оканчивающиеся металлическим шариком (часто с инкрустацией драгоценными камнями или стеклом), были в ходу у древних египтян. В Древней Греции и Риме фибулы получили широчайшее распространение, так как одеждой служил чаще всего просто прямоугольный кусок ткани, который складывался пополам и закреплялся на плечах. Женщины носили фибулы как на верхней, так и на «нижней» одежде, мужчины же только на верхней, закалывая ими ткань на одном плече.
Скандинавские и кельтские древние броши отличались тем, что состояли из двух отдельных предметов. Дужка в форме полумесяца или круга удерживала иглу, которой прокалывали ткань или шкуру.

История украшений., фото № 9

С течением времени украшения видоизменялись. Постепенно эстетическая функция вытесняла магическую. Рассказ о долгой и увлекательной истории украшений продолжится в последующих статьях.

История украшений., фото № 10

История украшений., фото № 11

Самые древние украшения в мире


Украшения — важная часть буквально каждой культуры в мире. От бриллиантов и драгоценных металлов до дерева и кожи — возможности и комбинации безграничны. Рассмотрим 7 самых древних изделий во всем мире.

Неандертальские украшения из Хорватии

Неандертальские украшения из Хорватии

Содействие в подборе финансовых услуг/организаций
В конце 2013 года в Хорватии найдены захоронения древних людей. Среди предметов обнаружили орлиные когти с многочисленными царапинами. Исследовав их, ученые сделали вывод, что они когда-то были частью ожерелья неандертальцев. До этого их считали всего лишь дикими скотоводами, но находка возрастом 135 000 лет доказывает, что они обладали формой символического мышления.

Бусы из ракушек

Бусы из ракушек

В пещере Схул, Израиль, исследователи обнаружили бусины из раковин морской улитки. Эти бусы являются первыми известными ювелирными изделиями, изготовленными 110 000 лет назад. Подобная бисерная работа была позже обнаружена на африканском континенте в Марокко, возраст которой примерно 80 000 лет.

Бусины из кенийской пещеры

Бусины из кенийской пещеры

Долгое время считалось, что самое древнее украшение — это бусы эпохи древнего палеолита из пещеры Энкапуне-Я-Муто, Кения, которым 40 000 лет. Они сделаны из страусиных яичных скорлупок.

Алтайский браслет

Алтайский браслет

В 2008 году на месте раскопок в Алтайском крае среди человеческих останков был обнаружен каменный браслет возрастом 40 000 лет. Дальнейшее исследование браслета показало, что он изготовлен с использованием технологии, которая ранее считалась несуществующей в эпоху палеолита.

Сокровища Варны

Сокровища Варны

Некрополь Варны, Болгария — кладезь древних украшений, датированных 4500 годами до нашей эры. Только в одной погребальной яме было обнаружено огромное количество золотых изделий.

Стеклянное ожерелье из Египта

Стеклянное ожерелье из Египта

Возможно, самые известные украшения принадлежат колыбели цивилизации — Египту. Первые шаги, которые были сделаны в создании ожерелий и головных уборов уносят нас на 5000 лет назад. Кроме драгоценных камней ювелиры использовали цветное стекло. Например, найденное ожерелье из фаянсовых статуэток показывает разнообразие ювелирных работ египетских мастеров.

Украшения из Месопотамии

древние украшения в мире

Большинство украшений из Месопотамии были изготовлены из золота и драгоценных камней. Самые древние предметы датированы 2900 годом до нашей эры. Пара золотых заколок для волос на фото относится к 2000 году до нашей эры.


Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о