Стиль классический википедия – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

Стиль классический википедия – что это такое, основные черты представителей эпохи, особенности в архитектуре, литературе, жанры, признаки позднего

03.11.2020

Содержание

Классический стиль — это… Что такое Классический стиль?


Классический стиль

   современный стиль одежды, характеризующийся целостностью форм, соответствием объемов пропорциям фигуры, четкостью линии, соразмерностью деталей, сдержанностью цветовой гаммы. Одежда К. С. стала приемлемой для мужчин и женщин любого возраста и телосложения. Этот полуприлегающий силуэт одежды современен при любых направлениях моды. Иногда этот стиль называют английским стилем.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Энциклопедия моды и одежды. EdwART. 2011.

  • Классический костюм
  • Клафт

Смотреть что такое «Классический стиль» в других словарях:

  • классический стиль/ход (биатлон) — классический стиль/ход классическая техника Традиционная техника хода на лыжах. Спортсмен использует попеременный ход, при котором лыжи скользят параллельно друг другу. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014».… …   Справочник технического переводчика

  • стиль научного мышления —         СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ совокупность характерных черт мышления ученых, система ориентации на те или иные идеи, методы, образцы исследования, интерпретации и оценки; «готовность к направленному восприятию и соответствующему пониманию того …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Классический колледж художественно-эстетического образования и дизайна — Классический колледж художественно эстетического образования и дизайна  образовательное учреждение среднего профессионального образования в Орехово Зуево. Директор  Денисова Ольга Анатольевна, дизайнер, ЧЛЕН Союза дизайнеров России,… …   Википедия

  • Классический гуманизм — Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и Браманте. Ренессансный гуманизм, классический гуманизм  европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во… …   Википедия

  • Классический костюм — Пиджак Классический костюм (от фр. Costume  одежда, одеяние, платье) комплект верхней …   Википедия

  • классический — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. классически 1. Произведение, работу и т. п. называют классическими, если они созданы классиком, человеком, который является образцом для подражания, авторитетом для других. Классическая литература,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Классический метод расчёта переходных процессов — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Название метода «классический» отражает использование в нем решений дифференциальных уравнений …   Википедия

  • Классический кроссовер — Classical crossover Истоки: классическая музыка поп рок Место и время возникновения: 1970 е Поджанры: неоклассический метал …   Википедия

  • Стиль классический —    при изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, «куриная лапка». Покрой отличает простота и строгость исполнения.    (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) …   Энциклопедия моды и одежды

  • Корпоративный стиль — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

Классический кроссовер — Википедия

Классический кроссовер (англ. classical crossover) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют название

operatic pop или popera.

Предыстория[править | править код]

Classical crossover как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания.

В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального звучания.

В 1987 году фронтменом британской рок-группы Queen Фредди Меркьюри была написана песня «Барселона» в соавторстве с британским композитором Майком Мораном, объединившая рок-музыку и оперу, которая была исполнена дуэтом Фредди Меркьюри и испанской оперной певицей Монтсеррат Кабалье. Позже вышел одноименный совместный альбом Меркьюри и Кабалье. В 1992 году песня «Барселона» стала гимном Олимпийских игр в Испании.

На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен. Одним из лучших сочетаний классики и рока добился итальянский композитор Лука Турилли. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. Рок и классику так же соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти.

С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

1990—2000[править | править код]

Популярные певицы Сиссель Ширшебо, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Amici Forever, Appassionante, Светлана Феодулова, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo, Джеки Иванко, Natasha Marsh, Giorgia Fumanti, Mario Frangoulis, Vittorio Grigolo, Tarja Turunen, Floor Jansen и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover, добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и таланта композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов.

2010-е[править | править код]

В начале десятых годов двадцать первого века с развитием дабстеп направления в электронной музыке приобрела популярность американская исполнительница Lindsey Stirling, успешно сочетающая игру на скрипке с EDM и дабстеп элементами. Также в эти годы проявлял активность украинский музыкальный проект LAFESTA music project, участники которого осваивают смеси электронной музыки, оперы, хауса, лаунжа и поп-музыки.

В Казахстане это направление в музыке успешно развивает квартет «Mezzo» и особенно Димаш Кудайберген.

Classical crossover в России представляют: певицы Марина Крузо, Ирина Дельская, Сергия Шамбер, Евгения Сотникова, Виктория Сухарева, Мария Демьяненко и Наталья Криштопец, у которой в 2017 году вышел альбом «Embrace», состоящий из оригинальных песен в жанре классического кроссовера; певцы Витас, Илья Викторов, Валентин Суходолец, Алек Бугаёв и Игорь Манаширов; симфо-группа ГОЛЬФСТРИМ, ансамбль Терем-Квартет, Universal Music Band, группа Ariaphonics, группа Pianochocolate, Виктор Зинчук, ДиДюЛя, группа КВАТРО, виолончелист-виртуоз Георгий Гусев, а также композитор и режиссёр Алексей Коломийцев и его музыкально-театрализованный проект Esthetic Empire. В 2013 году в Санкт-Петербурге солист театра «Геликон опера» Дмитрий Янковский организовал проект «NeoClassic — Новая Классика Дмитрия Янковского».

В России исключительно в формате classical crossover работала радиостанция Радио Classic 100,9 FM. В эфире других российских музыкальных радиостанций и на TV, всё чаще прорываются элементы звучания и лучшие представители данного стиля.

Classical crossover, по сравнению с другими музыкальными стилями и направлениями, имеет самую широкую возрастную структуру аудитории. (По исследованиям COMCON-MEDIA: от 12 до 60+ лет, где возраст основной аудитории — от 20 до 60 лет).[источник не указан 3706 дней

]

Classical crossover обретает всё большую популярность в мире, гармонично объединяя музыкальные стили и жанры.

  • Classical Crossover — портал об исполнителях Классического кроссовера
  • Нью-Эйдж.рф (недоступная ссылка) — Онлайн-хранилище современной классической музыки

Классический стиль в интерьере: описание, особенности, фото

Классический стиль в интерьере как вино – с годами становится более ценным, и несмотря на быстротечность тенденций в мире дизайна, остается востребованным. Всегда.

Основа классического стиля в интерьере

Классический стиль формировался в XVI-XVIII веках – эпоху дворцовой роскоши. В основу легли элементы классицизма, барокко, рококо и ампира. Современный классический интерьер соединяет общепринятые каноны, отличается строгостью, элегантностью, а главное, функциональностью, он гораздо более удобен для современной жизни. Совсем недавно мы подробно писали об этом стиле в статье “Неоклассика – современное прочтение прежних стандартов”. Если пропустили, знакомьтесь! 

  

Правила оформления интерьера в классическом стиле:

  1. Натуральные материалы для отделки и декора
  2. Напольное покрытие из ценных пород дерева: штучный,  наборный или художественный паркет, массивная или инженерная доска
  3. Каменная плитка: предпочтение отдаем мраморной, выполненной с соблюдением традиций изготовления
  4. Если стали счастливым обладателем подлинной лепнины на потолке, попробуйте ее сохранить.  При низких потолках просто декорируйте стены карнизами (лучше гипсовыми)
  5. Для отделки стен выбирайте краску с матовым финишем, декоративную штукатурку или обои с ненавязчивым орнаментом. Тканевые или шелковые, например. 

 

 

Характерная цветовая палитра

 

 

Пастельные тона: белый цвет, оттенки серого и универсальный бежевый

Плотные и благородные оттенки бордового, коричневого, фиолетового, лососевого и оливкового цветов в качестве акцентов

Единая цветовая гамма 

 

Центр композиции и симметрия

 

В классическом интерьере композиция строится вокруг координационных центров. Это может быть  камин, обеденный стол, шикарный диван или старинный комод. Мебель располагается вокруг центра, предметы декора или настенные светильники размещают симметрично.

 

Классический стиль пропорциональности во всем. Поэтому если визуально разделить помещение на две части от центра композиции, предметы зеркально повторяют друг друга – парные кресла, люстры, вазы.

 

Свет, много света

Исторически в классике источник света – большие окна и огромные люстры-подвесы. Времена роскошных залов прошли, архитектурные особенности жилых строений изменились, сейчас мало кто может похвастаться и тем, и другим.

 

Современный  сценарий освещения в классическом стиле:

 

  1. Основной свет –  центральная люстра, украшенная хрусталем
  2. Торшеры по обе стороны от дивана
  3. Или настольные лампы и бра 
  4. Свечи в подсвечниках

 

 

Мебель как произведение искусства

 

Уделите мебели особое внимание – она усилит роскошь и благородство интерьера. Выполненный из ценных пород дерева комод, обитая кожей или дорогой тканью мягкая мебель, антикварный или состаренный журнальный столик – все это подчеркнет статус хозяев квартиры (еще одна задача классики, которая сложилась исторически). В этой истории лучше обратиться к специалисту – антиквару или декоратору, чтобы не запутаться в стилях или не купить подделку. Просто хороший вкус и «насмотренность» не помогут.

 

 

 

Принципы оформления гостиной в классическом стиле

 

В классическом интерьере гостиная играет роль парадной комнаты – здесь принимают дорогих гостей или проводят теплые семейные вечера.

 

 

  1. Правильная форма комнаты и сравнительно большая площадь. Если есть возможность расширить пространство с помощью присоединения комнаты, воспользуйтесь ей. К кухне или балкону это не относится. К соажлению, классическая гостиная предполагает традиционную планировку.
  2. Зонирование гостиной с помощью мебели. Про координационные центры мы говорили. Их может быть несколько. Например, диван и кресла вокруг камина, а столовая группа рядом с комодом.
  3. Доминирование светлых оттенков и соблюдение цветовой гаммы всей квартиры. Это правило работает для всей классики, кроме национальной. В Британии это правило не сработало бы.
  4. Не забываем о принципе симметрии!

 

Классический интерьер в спальне

 

Большая кровать с декоративным изголовьем – центр спальни в классическом стиле. Ее дополняют прикроватные тумбы, туалетный столик, лаконичный комод и банкетка. Подбирайте мебель в едином стиле, чтобы не нарушить гармонию в спальне. И конечно соблюдайте симметрию.

 

При выборе тканевых элементов декора и интерьера отдайте предпочтение качественному и фактурному текстилю, остановите свой выбор на струящемся шелке или мягком на ощупь бархате в единой цветовой гамме.

 

Создайте два сценария освещения – люстра в роли основного источника света и бра или настольные лампы как местное.

 

 

Кухня в классическом стиле

 

Две важные задачи: благородный канонический интерьер и сохранение функциональности (мы ведь не в печи готовим, как в XVII веке).

 

Встраиваемая техника убьет двух зайцев – стилизованные под классику современные модели с десятками функций никак не выделяются на фоне классических фасадов.

 

Кухонный гарнитур обычно из твердых пород дерева (дуба или вишни), а столешница – из камня.  В центре комнаты располагается кухонный остров, который отделяет столовую в отдельную функциональную зону (если позволяет площадь). Обычно столовую размещают отдельно. Опять же, если позволяет площадь. Решить вопрос можно, оформив столовую зону в гостиной.

 

Оформление кабинета

 

Обстановка в классическом кабинете комфортная и подходит для полного погружения в рабочий процесс, именно в кабинете решались вопросы «войны и мира» и подписывались важные бумаги.

 

Английская классика – самый популярный стиль в оформлении кабинета, в интерьере комнаты преобладают темные тона. Если для отделки стен использовать обои, то лучше в клетку, полоску или некрупный орнамент. Еще один must have – cтеновые панели.

 

Ну и какой же кабинет без массивного рабочего стола, кожаной мягкой мебели и книжных шкафов во всю стену.

Ванная комната в классическом стиле

 

Самая скромная по площади комната – ванная, но даже при ее оформлении следуйте основным принципам классического стиля:

 

  1. Используйте для отделки стен натуральный камень, мрамор или керамическую плитку, имитирующую текстуру и узор натуральных материалов (с этим очень аккуартно).
  2. Подумайте над оформлением зеркала. Оно визуально увеличит площадь комнаты и станет акцентом. Особенно в комплекте с парой эффектных бра.
  3. Отдайте предпочтение стилизованной сантехнике, благо, сейчас это не проблема.

Мифы о классическом интерьере

 

 

Миф №1 – Классика значит вычурность

 

На самом деле интерьер в классическом стиле может быть лаконичным, спокойным, строгим. Лишь некоторые элементы декора подчеркивают престиж и высокий уровень жизни хозяина квартиры.

 

 

Миф №2 – Классический интерьер уместен только на большой площади

 

Если квартира не отличается дворцовыми просторами и колоссальной высотой потолков, не стоит отказываться от интерьера в классическом стиле. Всегда можно вдохновиться двумя-тремя приемами и использовать их на любой площади (симметрия и лепной декор и стилистическое единство не помешают даже однушке в панельном доме). 

 

Миф №3 – Классический интерьер выбирают люди зрелого и пожилого возраста

 

Чаще всего действительно так, но это не значит, что он старомодный, он просто проверенный временем! Квартира, оформленная в классическом стиле, подойдет и для  семейной пары, и для молодой девушки. У классики очень разное настроение, от праздничного и легкомысленного до невозможно чопорного. Просто выбирайте свое.

 

 

Классический интерьер не придется трансформировать и изменять в погоне за новыми тенденциями в мире дизайна. Спокойная и благородная обстановка не будет утомлять и никогда не надоест, при желании можно легко освежить интерьер и разбавить классику современными элементами декора или предметами мебели.

 

 

Классика переживет все тренды.

 

Автор: Полина Шаталова

 

 

Классическая Греция — Википедия

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому эта эпоха называется «классической», то есть достойной подражания.

В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин. Впоследствии гегемония Спарты в Греции была оспорена Фивами (371 г. до н. э.). Бесконечные междоусобицы ослабили Грецию и царь Македонии Филипп II к 338 г. до н. э. сумел поставить под контроль почти все полисы материковой Греции.

Экономической основой греческого полиса было сочетание города — обнесённого стенами большого плотно населённого поселения с торговой гаванью, рынком (агорой) и с городской экономикой — ремеслом и торговлей, особенно морской, и земледельческой периферии полиса. В греческих полисах широко практиковалось рабство иностранцев. В Спарте преобладала илотия — государственное рабство основной массы земледельцев-греков. Похожие формы рабской и крепостнической зависимости основной массы земледельцев существовали в некоторых других отсталых аграрных греческих полисах. Экономика классической Греции отличалась большим развитием кредита, дальней морской торговли и впервые в истории широким использованием денег (металлических монет из меди, серебра и золота). В большинстве греческих полисов выращивалось много винограда, оливок, развивалось рыболовство, животноводство, керамическое ремесло, судостроение, металлургия и металлообработка. Зерновые в больших масштабах выращивались только в некоторых равнинных районах материковой Греции (Лаконика, Беотия, Фессалия, Македония) и в некоторых греческих колониях на Сицилии (Сиракузы, Агригент) и в Северном Причерноморье (Боспор Киммерийский, Херсонес Таврический, Ольвия).

В военном сухопутном деле классической Греции господствовала фаланга гоплитов — правильное прямоугольное построение тяжеловооружённых воинов в бою. Подобная пехота требовала длительного обучения и высокой дисциплины, а также относительно больших расходов на защитное вооружение — металлический нагрудник, шлем, поножи и большой щит. Была изобретена и всё шире использовалась метательная артиллерия — катапульты, баллисты, стрелявшие тяжёлыми стрелами и камнями. Получила большое развитие осадная техника — многоярусные штурмовые башни, тараны. В военно-морском деле классической Греции широко использовались крупные многоярусные гребные боевые корабли с носовым тараном — триеры с тремя рядами вёсел, квадриремы и пентеры с четырьмя и пятью рядами, обеспечивавшие греческим полисам господство на большинстве торговых морских путей и акваторий Средиземного моря. Большие успехи древних греков классической эпохи в военном деле вызвали появление военного наёмничества — греческие военные наёмные отряды и военачальники успешно служили в вооружённых силах Персидской державы, Карфагена и других стран.

Живой интерес у исследователей вызывает вопрос о причинах угасания классической греческой культуры. Для объяснения этого была выдвинута идея деградации, искажения и крушения принципов традиционной для древних греков гражданской общины (города-государства) — полиса («кризис полиса»). Несмотря на то, что полисные принципы жизни оставались актуальными для всего периода существования античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, наивысшего расцвета греческий полис достиг именно в классический период. В эпоху эллинизма, а тем более — римского владычества, полисное устройство в основном использовалось в качестве удобного для центральной власти механизма местного самоуправления, перестав быть универсальной основой жизнеустройства.

Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта. Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, Смирна и Эретрия имели свои традиции и форму правления. Города-государства разрастались, основывали колонии на берегах Черного моря, в Киренаике — на севере Африки (Ливия), на Сицилии, в Южной Италии и даже на южном побережье Франции и Испании. Греческие города-государства соперничали между собой.

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рожать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами.

Центром публичной политической и культурной жизни в Афинах была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов.

В Греции семья была основой государства. Браки в Афинах происходили чаще всего по решению глав семейств жениха и невесты, чувства молодых людей при этом не учитывались. Обществом были четко определены функции мужа и жены. Муж занимался государственной деятельностью, жена, в свою очередь, воспитывала детей, хозяйствовала в доме. От мужчин зависело продолжения рода, поэтому они занимали господствующее положение в семье. Греческие семьи не были многодетными, чтобы избежать раздела родительского имения между детьми. «Имей лишь одного сына, чтоб прокормить наследие», — говорил Гесиод в «Трудах и днях». Власть мужа была полной и исключительной. Чаще всего отец решал судьбу сына. Только заведя собственную семью, сын освобождался от отцовского попечения.

Развод[править | править код]

Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене её приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.

Муж-гражданин[править | править код]

Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.

Дети[править | править код]

Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.

Спорт[править | править код]

Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии. Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованиям с пятиборьем.

Досуг[править | править код]

Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чём нужды.

Женщины в гинекее[править | править код]

Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное — не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.

Отстояв свою независимость, греки создали новое общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками, они оказали влияние на развитие многих культур. Философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды на мир, основанные на наблюдении и дискуссии. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Театральные представления ведут своё происхождение от сельских праздников — Великих Дионисий. Их участники надевали козлиные шкуры и маски, изображая сатиров, спутников Диониса. Они танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Позже появились актеры, сценки стали разыгрывать в специально построенных сооружениях — театрах, а представления продолжали называть трагедией(дословный перевод — песнь козлов). Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Само представление разыгрывалось на круглой площадке, за которой помещалась палатка, где переодевались актеры. Эта палатка называлась Скена . Со временем её стали строить из камня. В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны.

Образование[править | править код]

Сыновей свободных граждан посылали в школу, где их обучали чтению, письму, танцам и где они занимались спортом. Писали они на восковых табличках специальным стержнем, называемым стило. Дочерей матери обучали ткачеству и работе по дому. Греческие ученики занимаются в классе различными предметами с учителем.

Искусство Ранней классики[править | править код]

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом

На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов, например контрапост; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на острове Эгина, так называемый храм «Е» в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V века — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чём и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли чёрным лаком.

Искусство Высокой классики[править | править код]

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность — наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление её на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, то есть четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь своё идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящим на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса — основная тема творчества другого скульптора этого времени — Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя «Дорифора» (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета — воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V века в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты видны и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный — надгробие Гегесо, дочери Проксена) — изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V века эффект светотени, то есть положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V века все большее место занимают бытовые сцены.

Афины, Спарта и некоторые другие города объединялись в борьбе против персов, продолжавшейся более 50 лет, и одержали победу при Саламине в 480 г. до н. э. и Марафоне в 490 г. до н. э. Из-за того что Спарта испугалась роста могущества Афин, началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся 25 лет. Разобщенность городов-государств привела к тому, что в 338 г. до н. э. Грецию завоевал македонский царь Филипп II — отец Александра Македонского (Великого).

  • 540 до н. э. Персы завоевывают Ионию (восточный берег Эгейского моря).
  • 500 г. до н. э. Восстание греческих полисов Ионии против персидского господства.
  • 490 г. до н. э. Победа греков над персами в битве при Марафоне.
  • 480 до н. э. Нашествие персов во главе с царём Ксерксом на Грецию. Героическая гибель спартанского царского отряда из трёхсот воинов во главе со спартанским царём Леонидом в битве против персов при Фермопилах. Морское сражение между персами и греками при Артемисии. Победа греков над персами в морской битве при Саламине.
  • 479 г. до н. э. Победа греков над персами в сухопутной битве при Платеях и в морской битве при Микале.
  • 449 г. до н, э. Каллиев мир между персами и греками. Греческие полисы Ионии освобождаются от власти персов. Персидскому флоту запрещено плавание в Эгейском и Мраморном морях.
  • 431 — 404 до н. э. Пелопоннесская война между Делосским морским союзом во главе с Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
  • 404 до н. э. Победа Спарты над Афинами
  • 371 до н. э. Упадок Спарты. Главным городом становятся Фивы.
  • 338 до н. э. Филипп Македонский завоевывает Грецию после победы македонского войска над греками в битве при Херонее.

Древнегреческие авторы классической эпохи, чьи труды дошли до нашего времени (почти все легко доступны в русских переводах):

Историки — Геродот, Фукидид, Ксенофонт

Драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан

Ораторы — Демосфен, Лисий, Андокид, Исей, Антифонт, Исократ, Динарх (оратор), Эсхин, Гиперид, Ликург Афинский, Горгий

Философы — Сократ, Платон, Аристотель

Учёные — Гиппократ, Эней Тактик, Псевдо-Скилак Кариандский, Аристоксен

Исследования военно-политической и социально-экономической истории классической Греции (примерно 500—338 гг. до н. э.) на русском языке:

  • Анучин Д. Н., Водовозов В. В., Винклер, П. П., Мищенко Ф. Г., Петрушевский Ф. Ф. Греция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бондарь Л. Д. Афинские литургии 5-4 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 204 с. — ISBN 978-5-9818-7318-8.
  • Бузескул В. История афинской демократии. — СПб., 2003. — 480 с. — ISBN 5-93762-021-6.
  • Бюттен А. — М. Классическая Греция / Пер. с фр. — М., 2006. — 384 с. — ISBN 5-9533-1522-8.
  • Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. — М., 1998. — 336 с. — ISBN 5-300-01752-3.
  • Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-017391-6.
  • Казаманова Л. Н. Очерки социально-экономической истории Крита в 5-4 вв. до н. э. — М., 1964. — 192 с.
  • Корзун М. С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444—425 гг. до н. э. — Минск, 1975. — 160 с.
  • Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379—335 гг. до н. э. — Саранск, 1991. — 184 с. — ISBN 5-7103-0004-7.
  • Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин 4 в. до н. э. — Л., 1975. — 176 с.
  • Маринович Л. П. Античная и современная демократия: Новые подходы к сопоставлению. — М., 2007. — 212 с. — ISBN 978-5-98227-183-9.
  • Маринович Л. П. Греческое наёмничество 4 в. до н. э. и кризис полиса. — М., 1975. — 272 с.
  • Строгецкий В. М. Афины и Спарта: Борьба за гегемонию в Греции в 5 в. до н. э.: 478—431 гг. до н. э. — СПб., 2008. — 296 с. — ISBN 978-5-288-04619-3.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Время расцвета демократии. — М., 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-02-036984-9.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Година междоусобиц. — М., 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4.
  • Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. — М., 2006. — 640 с. — ISBN 5-9551-0136-5.
  • Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. — СПб., 2008. — 360 с. — ISBN 978-5-8465-0759-3.
  • Фролов Э. Д. Греческие тираны: 4 в. до н. э. — Л., 1972. — 200 с.
  • Фролов Э. Д. Сицилийская держава Дионисия: 4 в. до н. э. — Л., 1979. — 160 с.

Наиболее важные труды по истории Древней Греции на русском языке, где есть большие разделы о классическом периоде:

Стиль классический — это… Что такое Стиль классический?


Стиль классический

   при изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, «куриная лапка». Покрой отличает простота и строгость исполнения.

   (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Энциклопедия моды и одежды. EdwART. 2011.

  • Стиль индийский
  • Стиль клубный

Смотреть что такое «Стиль классический» в других словарях:

  • Классический стиль —    современный стиль одежды, характеризующийся целостностью форм, соответствием объемов пропорциям фигуры, четкостью линии, соразмерностью деталей, сдержанностью цветовой гаммы. Одежда К. С. стала приемлемой для мужчин и женщин любого возраста и… …   Энциклопедия моды и одежды

  • классический стиль/ход (биатлон) — классический стиль/ход классическая техника Традиционная техника хода на лыжах. Спортсмен использует попеременный ход, при котором лыжи скользят параллельно друг другу. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014».… …   Справочник технического переводчика

  • стиль научного мышления —         СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ совокупность характерных черт мышления ученых, система ориентации на те или иные идеи, методы, образцы исследования, интерпретации и оценки; «готовность к направленному восприятию и соответствующему пониманию того …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Классический колледж художественно-эстетического образования и дизайна — Классический колледж художественно эстетического образования и дизайна  образовательное учреждение среднего профессионального образования в Орехово Зуево. Директор  Денисова Ольга Анатольевна, дизайнер, ЧЛЕН Союза дизайнеров России,… …   Википедия

  • Классический гуманизм — Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и Браманте. Ренессансный гуманизм, классический гуманизм  европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во… …   Википедия

  • Классический костюм — Пиджак Классический костюм (от фр. Costume  одежда, одеяние, платье) комплект верхней …   Википедия

  • классический — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. классически 1. Произведение, работу и т. п. называют классическими, если они созданы классиком, человеком, который является образцом для подражания, авторитетом для других. Классическая литература,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Классический метод расчёта переходных процессов — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Название метода «классический» отражает использование в нем решений дифференциальных уравнений …   Википедия

  • Классический кроссовер — Classical crossover Истоки: классическая музыка поп рок Место и время возникновения: 1970 е Поджанры: неоклассический метал …   Википедия

  • Корпоративный стиль — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

Архитектурный стиль — Википедия

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[1].

Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля[2].

Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей»[3].

Категорию стиля в истории классического искусствознания использовали Дж. Вазари, Дж. П. Беллори, Ф. Викхофф, А. Ригль, Г. Вёльфлин, П. Франкль, В. Воррингер, А. Фосийон, Э. Х.Гомбрих и многие другие. В отечественном искусствознании — А. Ф. Лосев, М. С. Каган. в методологическом аспекте — Л. И. Таруашвили, С. С. Ванеян. В культурологическом аспекте — Е. Н. Устюгова. Оригинальную концепцию «внестилевого развития» предложил Е. И. Ротенберг. Непосредственно истории архитектурных стилей посвящены работы И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой [4], Е. А. Борисовой, А. В. Бурдяло, В. Н. Гращенкова, Б. М. Кирикова, В. И. Локтева, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, Г. И. Ревзина, Т. А. Славиной, С. В. Хачатурова. В современной науке об искусстве под стилем понимается содержательно-формальная целостность всех элементов художественного произведения, но, в отличие от композиции, представляющей собой аналогичную целостность, в качествах стиля более проявлена временнáя составляющая: стилевая целостность соотносится с целым рядом произведений, свойственных той или иной эпохе, периоду, художественному направлению, школе или мастеру [5]. Принято считать, что художественный стиль с наибольшей полнотой проявляется именно в архитектуре, декоративном искусстве и орнаменте. Исследователи также разделяют понятия исторического типа искусства (например: античное искусство, древнерусское искусство, средневековое искусство) художественного направления (классицизм, романтизм), исторического стиля, историко-регионального течения, школы, индивидуальной манеры мастера. Отсюда особое внимание исследователей к внутренней структуре категории стиля, прежде всего в архитектуре, «матери всех искусств». Дискуссии разворачиваются вокруг понятий «историзм» и «модерн». Многие ученые не относят эти понятия к категории стиля ввиду их программного либо спонтанного полистилизма [6][7].

Особенности архитектурного стиля как описательного средства[править | править код]

Региональный характер стиля[править | править код]

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Трудно выделить в истории архитектуры азиатских стран, например, архитектуры Китая, периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры.

Несоответствие национальных доктрин[править | править код]

Архитектурный стиль, приходящийся на период 1762—1840 гг., в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, тогда как во Франции классицизмом принято считать стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV).

Неоклассицизмом в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Во Франции под неоклассицизмом понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI).

Стиль, который в российском искусствоведении называется модерном, иностранное искусствоведение именует по-разному: в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»), в Германии — «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии — «стиль Сецессион» (Secessionsstil), в Англии — «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль»), в Италии — «стиль либерти», в Испании — «модернизмо», в Нидерландах — «Nieuwe Kunst», в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin).

Новейшие стили[править | править код]

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по идеологии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Одно и то же явление, как, например, деконструктивизм, может быть рассмотрено и как стилистическое направление, и как самостоятельный архитектурный стиль.

Подробнее см. История архитектуры
См. также Хронология архитектурных стилей

Выделяются архитектурные стили:

  1. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3.
  2. ↑ Холодова Людмила Петровна. Концепты современной теории архитектуры // «Архитектон: известия вузов» № 31 Сентябрь 2010 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 мая 2013. Архивировано 24 мая 2014 года.
  3. ↑ Стиль, в начертательных искусствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова . Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобр. искусство, 1983
  5. ↑ В. Г. Власов . Теория стиля //Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.172-193
  6. ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи Модерна. — СПб. : Стройиздат, 1992
  7. ↑ В. Г. Власов . Стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика, Т. 9, 2008. C.260-270

Лыжные гонки — Википедия

Tartu Maraton 2006-2.jpg

Лы́жные гонки — циклический зимний вид спорта, в котором соревнуются по времени прохождения дистанции по специально подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных палок. Официальные соревнования проводят на дистанциях длиной от 800 м до 70 км. Лыжные гонки входят в программу Зимних Олимпийских игр с 1924 года.

Впервые состязания в лыжном беге на скорость состоялись на территории современной Норвегии в 1767 году. Затем примеру норвежцев последовали шведы и финны, позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе. В конце XIX — начале XX века во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS). В 2000 FIS насчитывала 98 национальных федераций.

Медаль победителю всесоюзных лыжных соревнований пионеров и школьников на приз газеты «Пионерская правда» Tartu Maraton 2006-2.jpg

Основные стили передвижения на лыжах — «классический стиль» и «свободный (коньковый) стиль».

Классический стиль[править | править код]

Первоначально к «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двушажный и бесшажный ходы. Наиболее распространены попеременный двушажный ход (применяется на подъёмных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении — и на подъёмах средней крутизны (до 5°) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъёмах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).

Свободный стиль[править | править код]

«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях — в гонке на 55 км — и выиграл. Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-13°).

Преодоление подъёмов[править | править код]

Подъёмы могут преодолеваться либо одним из видов конькового хода, либо следующими способами: скользящим шагом (на подъёмах крутизной от 5° до 10°), ступающим шагом (от 10° до 15°), беговым шагом (15° и больше), «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой» (на соревнованиях не применяется), в отдельных случаях, когда подъём довольно резкий, применяется «ёлочка».

Спуск[править | править код]

При спусках спортсмены применяют различные виды стоек, различающиеся углом сгиба коленей. В высокой стойке этот угол составляет 140—160°, для средней стойки угол сгиба коленей 120—140° (120—130° у варианта этой стойки, т. н. стойки «отдыха»), обе применяются на неровных склонах. А на ровных спусках применяется самая скоростная, низкая, стойка, для которой угол сгиба коленей меньше 120°.

Торможение[править | править код]

Наиболее распространено торможение «плугом». При спуске наискось часто используется торможение упором. Для предотвращения травм при возникновении неожиданных препятствий на трассе иногда необходимо применять торможение падением, для которого также разработана своя, наиболее безопасная, техника выполнения.

Поворот[править | править код]

Очень распространен на соревнованиях способ поворот переступанием, тогда как поворот «плугом» часто используется для крутых поворотов. Иногда применяются такие способы, как поворот упором, поворот из упора и поворот на параллельных лыжах.

Соревнования с раздельным стартом[править | править код]

При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в определённой последовательности. Как правило интервал составляет 30 с (реже — 15 с или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс-стартом[править | править код]

При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования[править | править код]

Гонки преследования (пасьют, англ. pursuit — преследование) представляют собой совмещённые соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило в лыжных гонках пасьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — коньковым стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит обычно с раздельным стартом. По её итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (скиатлон, до июня 2011 года — дуатлон, позже официально переименован лыжебежным Комитетом FIS[1]) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты[править | править код]

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырёх спортсменов (реже — трёх). Лыжные эстафеты состоят из четырёх этапов (реже — трёх). Эстафеты могут проходить одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем). Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьёвкой, или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды» (обычно равное нулю).

Индивидуальный спринт[править | править код]

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации (пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт[править | править код]

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 70 км. При этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов[2].

Формат гонки Длина дистанции (км)
Соревнования с раздельным стартом 3, 5, 7.5, 10, 15, 30, 50
Соревнования с масс-стартом 10, 15, 30, 50, 70
Гонки преследования 5, 7.5, 10, 15
Эстафеты (длина одного этапа) 2.5, 5, 7.5, 10
Индивидуальный спринт (мужчины) 1÷1.4
Индивидуальный спринт (женщины) 0.8÷1.2
Командный спринт (мужчины) 2×(3÷6) 1÷1.6
Командный спринт (женщины) 2×(3÷6) 0.8÷1.4

При использовании ручного отсчета времени, финишное время фиксируется в момент, когда нога спортсмена, которая находится впереди, пересекает финишную линию. При использовании системы электронного отсчета времени, время фиксируется, когда прерывается контакт. Точка замера светового или фото-барьера должна располагаться на высоте 25 см над поверхностью снега.

Лыжный спорт: Учеб. для ин-тов и техн. физ. культ / Под ред. В. Д. Евстратова, Б. И. Сергеева, Г. Б. Чукардина. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 319 с.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *