Сольфериновый цвет: Список устаревших названий цветов и оттенков — Википедия – Каталог названий цвета в русском языке

Сольфериновый цвет: Список устаревших названий цветов и оттенков — Википедия – Каталог названий цвета в русском языке

24.04.2020

Каталог названий цвета в русском языке

4 — 2000

А.П.Василевич, С.С.Мищенко, С.Н.Кузнецова Творческая Группа «Колорит»

Продолжаем публиковать материалы Каталога русских цветонаименований (см. № 8, 9 и 12 журнала).

Список 3. Книжные и устаревшие слова

В данном разделе собраны слова, встретившиеся, главным образом, в текстах художественной литературы XVIII-XX вв. По вполне понятным причнам мы не могли уточнить значения слов путем опросов носителей современного русского языка и ограничились лишь информацией из различных словарей, которые дают лишь самое общее представление. Использовались также данные из монографии Н.Б.Бахилиной «История цветообозначений в русском языке. М., Наука, 1975».

аделаида — ярко-синий

акажу — от франц. аcajou «цвет красного дерева»

ализариновый — цвет красных ализариновых чернил

альмандиновый — цвет красного вина: темно-вишневый

амарантовый — цвет древесины розового дерева: сиренево-розовый, светло-лиловый

амиантовый — [чаще всего о цвете неба] цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый

арлекин — 1) пестрая ткань из разноцветных треугольников 2) устаревшее название благородного опала, играющего всеми цветами

аспидный — цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черный

багор — густо-красный с синеватым оттенком

багрецовый — цвет багреца: яркий багровый

багрянистый — устаревшая форма слова багряный

бакан — багряная, ярко-красная краска

берилловый — по названию берилла — прозрачного зеленовато-голубого камня

берлинская лазурь, берлинская синь — интенсивно-синяя краска

бисквитный — нежный серовато-зеленый

бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели

бисной — седой, серебристый

бистровый

— цвет бистра: густой коричневый, бурый

блакитный — синий

бланжевый — грязновато-бедый

блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин)

блошной — цвет блохи (см. пюсовый)

бристольский голубой — ярко-голубой

брусвяный — ярко-красный, багряный, цвета брусники

бурнастый — то же, что бурый

бусый — темный голубовато-серый

вердигри — от франц vert-de-gris — зелено-серый

вермильон — от франц. vermil-lion: ярко-красный, цвета алой киновари

гагатовый — цвета гагата — вида каменного угля: блестяще-черный

гвоздичный — серый

гелиотроповый — цвет цветка гелиотропа: серовато-лиловый

геморроидальный — модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека (см. параличный)

голубец — ярко-синяя краска

горная синь (вариант: английская горная синь) — см. голубец

горячий — [чаще всего в сочетании горячего цвета] см. жаркий

гридеперлевый — от франц. gris de perle «cерый перламутр»

гуляфный — красный

джало санто — полученный из незрелых ягод крушины или жостера: желтый

дикий — серый, стальной

дроковый — цвет краски из цветка дрока: желтый

дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»

жандарм — цвет мундиров царской жандармерии: ярко-голубой с зеленоватым оттенком

жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый

железный — примерно то же, что нынешнее «стальной»

жиразол — старое название благородного опала: молочный с радужным отливом

жонкилевый — цвет цветка жонкиля: светло-желтый или золотисто-желтый

изабелловый — по имени испанской королевы Изабеллы, которая в 1604 году дала обет три года не менять рубашки: грязноватый соломенно-розовый

инкарнатный — от лат. сarneus мясной: цвет сырой говядины

какао-шуа — цвет горячего шоколада

кармазинный (кармезинный) — от франц. cramoisi цвет старинного тонкого сукна кармазина: насыщенно-красный

касторовый — цвета кастора — суконной шерстяной ткани: темно-серый

кастрюльный — цвет начищенной медной посуды: красновато-рыжий

кипенный, кипенно-белый — цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды: белоснежный

китайская тушь — см. сепия

колумбиновый — от франц. colombin «голубь»: сизый

коричный — то же, что коричневый

королевский голубой

— калька с англ. royal blue: ярко-голубой

кошенилевый — от краски кошениль, добываемой из насекомых: ярко-красный

краплачный — от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены: ярко-красный

краповый — то же, что краплачный

краска — красный цвет

кубовый — насыщенно-синий

кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани

купоросный — цвет раствора медного купороса: пронзительно-голубой

лабрадоровый — цвет лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом

лазуревый — устаревшая форма слова «лазоревый»

лилейный — цвет белой лилии: нежно-белый

лосинный — цвета лосин: грязно-белый

маджента — от англ. magenta: красновато-фиолетовый

маков цвет [чаще всего о лице] — цвет красного мака: румяный, пунцовый

мареновый — см. краплачный

марин (марина) — от франц. marine морской: цвет светлой морской волны

массака — темно-красный с синевой

медянка — яркая зеленая краска

милори — темно-голубой, синий

мов — от франц. mauve: светло-сиреневый

муаровый — имеющий поверхность с волнистым отливом

муровый (муровленый) — от «мурава»: то же, что травяной

мурамно-зеленый — (обычно о цвете ткани) травянисто-зеленый

мухояровый — см. муаровый

нагой — телесный

накаратный — от франц. «naca-rat»: алый

нанковый (нанка, нанкинной) — цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый

оброщеный — багряный

орлецовый — цвета орлеца: красно-вишнево-розовый

офитовый — цвета офита — зеленоватого мрамора

парижская синь — ярко-синий

парижский голубой — светло-голубой

параличный — модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека

пелесый — темный, бурый

перловый — от франц. perle перл, жемчуг: жемчужно-серый

плавый — желтоватый

померанцевый — цвет корки померанца (разновидность апельсина: ярко-оранжевый

порфировый — цвет порфиры — пурпурной мантии, надеваемой монархом или кардиналом в торжественных случаях

празеленый — цвет краски празелени: светлый синевато-зеленый

праземный — цвета празема — светло-зеленого кварца

прусская синь — см. берлинская лазурь

пюсовый — от франц. puce «блоха»: красновато-бурый

ранжевый — то же, что оранжевый

рдяный — красный, алый

редрый — рыжий, красноватый

ржавчинный — ржавый, рыжий

рудожелтый — оранжевый, рыжий

рудый — желтый с красноватым оттенком

сажной — цвета сажи: черный

селадоновый — от франц. сeladon фарфор с бледной серовато-зеленой глазурью: светлый серовато-зеленый

сепия — краска, добываемая из чернил каракатицы: коричневый

скарлатный — от англ. scarlet: ярко-красный

смальта — см. шмальта

смарагдовый — цвет смарагда (устаревшее название изумруда)

смурый — темно-серый

солдатский — цвета серого сукна солдатской шинели царской армии

сольферино(вый) — цвет красителя, добывавшегося в Сольферино (Италия): ярко-малиновый

сому (сомон) — от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный

спаржевый — цвет спаржи: оливковый

сургучный — цвет почтового сургуча: коричневый

танго — красный

таусинный (преим. о цвете скатерти) — цвет цветка чертополоха: пурпурный

тельный — то же, что телесный

турмалиновый — цвет полудрагоценного камня турмалина: темно-малиновый

фернамбук — изжелта-красная краска, добываемая из древесины фернамбука

фрез(овый) — от франц. fraise земляника; светло-малиновый, земляничный

хризолитовый — цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый

хризопразовый — цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый

цининный — зеленый

червленый — насыщенно-красный, рдяный

червонный — красный, алый

червчатый — темно-красный

чермный — см. червленый

чернильный — цвет фиолетовых чернил

чесучовый — цвета чесучи — желтовато-песочной шелковой ткани

шампань — цвета шампанского: прозрачно-желтый

шамуб — от франц. chamoi верблюд: светлый рыже-коричневый

шанжан — цвет с переливающимися оттенками

шарлаховый — цвета насыщенно-красной краски шарлаха

шмальта — цвет краски, применяемой преим. для окраски мозаичных стекол: ярко-синий

экрю — от франц. небеленое полотно: серовато-белый

электрик — яркий голубовато-синий

ярь-медянка — см. медянка

яхонтовый — цвета яхонта ( устаревшее название сапфира )

КомпьюАрт 4’2000

Список устаревших названий цветов и оттенков. …П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Э, Ю, Я.

Читать другие части:

Устаревшие названия  цветов и оттенков (П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Э, Ю, Я).


П

  • Павлиний — синевато-лиловый. Темный лавандовый.

  • Палевый — розовато-бежевый оттенок жёлтого, от фр. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки[1].

  • Парижская синь —  не такой яркий, как «королевский синий», а чуть прриглушенный.

  • Парижский голубойbleu de Paris — название одного из анилиновых красителей, созданных в конце XIX века

  • Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастьена Мерсье «Картины Парижа»[1].

  • Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

  • Паука, замышляющего преступление — тёмный оттенок серого. По другим источникам — чёрный с краснотой[1].

  • Пелёсый — тёмный, бурый.

  • Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.

  • Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle — перл, жемчуг).

  • Померанцевый — апельсиновый с розовым.

  • Порфирный, порфировый — цвет кварцевого порфира, темный лилово-серый, серо-лиловый.

  • Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

  • Плавый — светло-жёлтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета.

  • Празелёный — иссиня-зеленый.

  • Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца.

  • Прюнелевый — красноватый оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной.

  • Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».

  • Пюсовый — серовато-лиловый, пыльно-розовый. Цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»).

AM_Queen Louise 10 aa93ed4ba473b4aebb05367a9a752801 fbbd-204-h fbbd-204-h 0_1ba1b8_2a2fc6a5_XXL 5e966894ade5 2014-07-03 22-50-32 Рабочий стол 2014-03-05 01-45-48 ISSUU - The Stein am Rhein Doll Museum Collection by Theriault kestner XI 1 kestner XI 1 11828675_953431071380474_7730535043496871609_n cat-1121_134_0 0_1ba1ad_528d2169_XXL 0_6a381_49b2eb0a_orig 0_6a381_49b2eb0a_orig 12115683_1624221374508139_8356020226376129270_n 268c30042ecc206611fdb13f6752ce54 12705786_1071585169558858_618206418497315238_n 10991371_263254320541785_9222485995317378132_n bregenz04kestner 2014-07-03 22-49-57 Рабочий стол 0_9957c_6e00a7a9_XL RLI-812.8L

Р


  • Райской птицы — соломенный, по одному из видов райских птиц.

  • Ранжевый — то же, что оранжевый.

  • Резвая пастушка — оттенок розового.

  • Рвота императрицы — оттенок коричневого.

  • Рдяный — красный, алый. Рдеть — гореть, воспаляться, краснеть, ярко алеть.

  • Редрый — бурый, рыжий, красноватый.

  • Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

  • Рудой — рыжий и рыжебурый, «жарко-красный».

cat-1121_062_0 0_5b4d7_fa5cf4c8_XL 0_16d94b_b94ef459_XL коричневое3 бархатный3 бархатный3 hatpart1

С


  • Савоярский — то есть «савойский», цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

  • Сёмги — оттенок розового в желтизну, по цвету рыбы.

  • Селадоновый — серовато-зелёный, в честь героя романа Селадона. (фото Ильмиры Степановой)

  • Серизовый, сризовый вишневый, (от фр. cerise вишня).

  • Сизый — цвет голубя, после просто синий.

  • Силковый — голубой, васильковый.

  • Сине-алый — тёмно-фиолетовый.

  • Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

  • Синявый — с синим отливом.  (Francine Charderon (French, 1861-1928) The Favorite 1893 г.)

  • Скарлатный — ярко-красный (от англ. scarlet).

  • Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый[1].

  • Соловый — серo-жёлтый. По этому цвету назван соловей.

  • Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859 г.

  • Сомо́, сомон — розовато-жёлтый (от фр. saumon — сёмга), то же, что цвет сёмги. Встречается в «Войне и мире». (фото Алены Шабала)

  • Срений— серый.

  • Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цвет.

  • Сюрприз дофина, цвет детской неожиданности — по легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рождённого двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

francais5 francais5 красное бархатное рукава 603a_1 original 9 bluegaultierfashion7 Francine Charderon (French, 1861-1928) The Favorite 1893 г. 7c0437687868 зеленый бархат и репс зеленый бархат и репсзеленый бархат и репс 12669670_876094675837609_7829980982317840508_n Early Kid-bodied Bebe by Gaultier with Block Letter Markings aab07kep 1098-2851098-285

Т


  • Танго — оранжевый с коричневым оттенком.

  • Таусинный — синий (от греч. ταώς, ταῶς — «павлин»). Синевато-лиловый. То же, что и павлиний. Согласно Далю — тёмно-синий, согласно Новому словарю русского языка — тёмно-синий с вишнёвым отливом. Есть варианты «тагашинный, тагашовый». (фото Ильмиры Степановой)

  • Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины, терракоты.

  • Турмалиновый — тёмно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

1098-285 0017s9ky 0_9959c_3c294a4a_XL 0117 fd9_2

У


  • Ультрамарин — цвет синего неорганического пигмента (ультрамарин в  зависимости от своего состава может быть белым, зелёным,синим…). Один из самых активных и насыщенных оттенков синего цвета.

fd9_2

Ф


  • Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

  • Фиалковый — цвета фиалки, также его можно назвать сиреневым или лавандовым.

  • Фисташковый — грязновато-зелёный.

  • Флорентийский — жёлтый с бронзовым отливом.

  • Фрез, фрезовый (от фр. fraise — земляника) — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком.

  • Фуксии, фуксин — оттенок красителя «маджента» (magenta). Насыщенный розовый, или фиолетово — вишневый, по названию цветка фуксия.

cat-1132_024~025_0 0_16d94c_15c007dd_XL Portrait Jumeau Poupee 1 getImage 23 Germ-430.3L Germ-430.3L

Ц


  • Цианинный — оттенок зелёного, от «цианид».

  • Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

10923627_783795185024361_3405413873429854431_n

Ч


  • Червча́тый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

  • Че́рмный — искрасна-рыжий.

  • Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.

9999 0_8bc56_1c6b2ca0_XL 0_8bc56_1c6b2ca0_XL

Ш


  • Шампань — прозрачно-жёлтый, цвета шампанского.

  • Шамуа — светлый рыже-коричневый (от фр. chamois — серна).

  • Шанжан (фр. changeant, от changer — изменять) — цвет с переливающимися оттенками.

  • Шарлах — ярко-красный, от названия краски шарлах.

  • Шартрёз — жёлто-зелёный, по названию ликёра.

  • Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты).

Битва при Сольферино — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2016; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2016; проверки требуют 11 правок.
Битва при Сольферино
Основной конфликт: Австро-итало-французская война
Solferino Napoleon.jpg
Дата 24 июня 1859
Место Сольферино, Италия
Итог решающая победа франко-сардинской армии

118 600 солдат
(93 600 французов и 25 000 сардинцев)
592 орудий

119 783 солдат
752 орудий

18 000 убито, ранено, пропало без вести или пленено: 14 000 французов

4000 сардинцев

22 000 убито, ранено, пропало без вести или пленено[1]

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Битва при Сольфери́но — крупнейшее сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 года между объединёнными войсками Франции и Сардинского королевства против австрийской армии. Полем боя стали окрестности ломбардской деревушки Сольферино. Войсками Франции командовал Наполеон III, силами Пьемонта и Сардинии — Виктор Эммануил II, австрийскими войсками — император Франц-Иосиф. Сражение закончилось победой франко-итальянской коалиции.

Граф Камилло Бензо де Кавур, возглавлявший правительство Пьемонта, добился от Франции оказания ему военной поддержки в войне против Австрии. Разбив австрийцев при Мадженте, французские и пьемонтско-сардинские войска под командованием Наполеона III захватили высоты близ Сольферино и успешно отразили ожесточённую контратаку австрийцев, а затем заставили их отступить. Поражение австрийских войск вызвало подъём национально-освободительного движения в Италии. Вскоре после сражения Наполеон III и Франц Иосиф встретились в Виллафранка-ди-Верона, чтобы заключить перемирие.

С битвой при Сольферино связано появление Общества Красного Креста. Швейцарский предприниматель Анри Дюнан, ставший свидетелем битвы, был потрясён масштабами кровопролития. Поражённый картинами человеческих страданий, невольным свидетелем которых он стал, Дюнан возвращается в Женеву, где пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино» и решает сделать всё возможное, чтобы в дальнейшем уменьшить страдания воинов. Совместно с Гюставом Муанье, юристом, возглавлявшим женевское Общество поощрения общественного блага, и другими единомышленниками Дюнан создаёт организацию, которая позднее получит название «Международный Комитет Красного Креста» (МККК).

В 1863 году в Женеве созывается Международная конференция, которая и основывает Красный Крест. В качестве эмблемы общества был выбран швейцарский флаг, на котором цвет красного поля был изменён на белый, а цвет белого креста — на красный.

В Париже вскоре после битвы был открыт мост Сольферино. Он два раза разрушался и перестраивался, а в 2006 году был назван в честь президента Сенегала — мост Леопольда Седара Сенгора. Название Сольферино носят улица и одна из станций 12-й линии парижского метро. Также название Сольферино носят улицы во многих городах Франции (Орлеан, Лилль, Компьень, Тулуза, Ренн).

Маренго (цвет) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2018; проверки требуют 6 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Маренго.
Маренго
HEX 4C5866
RGB¹ (r, g, b) (76, 88, 102)
CMYK (c, m, y, k) (25, 14, 0, 60)
HSV² (h, s, v) (212°, 25%, 40%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]
Маренго-клер
HEX D7D7D7
RGB¹ (r, g, b) (215, 215, 215)
CMYK (c, m, y, k) (0, 0, 0, 16)
HSV² (h, s, v) (0°, 0%, 84%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

Маренго (произносится [марэ́нго][источник не указан 630 дней]) — один из оттенков серого (чёрный с серым отливом) или синего цвета. Иногда обозначает также «цвет тёмной морской волны».

Обычно относится к определению цвета ткани: «сукно чёрного или тёмно-коричневого цвета с белыми прожилками. Меланжевая шерстяная ткань, которая может быть использована для пальто, костюмов. Нередко так называют и сам цвет: тёмное волокно с небольшими добавками белого».

Иногда слово обозначает ткань чёрного цвета с белыми нитями.

Тусклый серый
Перламутрово-ежевичный
МАРЕНГО
Серовато-синий
Графитовый серый
#b5b5b5 #9c9c9c #828282 #696969 #4f4f4f #363636 #1c1c1c
#b8b5bd #9f9ca6 #85818c #6c6874 #535059 #39373d #212024
#9aa5b3 #7b8a9c #627182 #4c5866 #37404a #21262b #0b0d0f
#929ea8 #778691 #606d78 #4a545c #31383d #1b1e21 #040505
#91959e #787d87 #5f636b #474a51 #303136 #191a1c #000000

в XVIII в. — название темно-коричневого цвета ткани с белыми крапинками, производившейся в селении Маренго на севере Италии. Во Франции — marengo ou brun («маренго, или коричневый»), в России — «каштановый маренго». После битвы при Маренго 14 июня 1800 г., в которой войска Наполеона Бонапарта нанесли сокрушительное поражение австрийской армии, маренго стали именовать серую или черную ткань с вкраплениями белой или серой нити (что характерно для домотканой материи). Такой цвет ассоциировался с серым сукном шинели Бонапарта и ненадолго вошёл в моду. В России начала XIX в. закрепилось название «маренго-клер» (франц. marengo clair — «маренго светлый»), то есть светло-серый.

Цвет маренго был использован в советской форменной одежде.

«В 1921 было утверждено [обмундирование] военных моряков: для командного состава фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 шинель) цвета маренго, тужурка и брюки чёрного цвета, тёмно-синий и белый кителя; для краснофлотцев — фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 шинель) цвета маренго, чёрный бушлат, тёмно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, чёрные брюки и рабочая одежда синего цвета»[1].

В 1969 году советская милиция получила новую форму цвета маренго[2]. (До этого форма была синего цвета)[3][4].

  1. Обмундирование военное — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Пирагис А. П. В форме цвета маренго (1968—1988)
  3. ↑ Ведомственная геральдика
  4. ↑ Милиция 1958

Берлинская лазурь — Википедия

Прусская Синь
Prussian blue.jpg
Измельчённая берлинская лазурь, размывка на бумаге
HEX 003153
RGB¹ (r, g, b) (0, 49, 83)
CMYK (c, m, y, k) (63, 35, 14, 72)
HSV² (h, s, v) (205°, 100%, 43%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

Берлинская лазурь (железная лазурь, прусский синий, парижская лазурь, прусская лазурь, гамбургская синь, нейблау, милори) — синий пигмент, смесь гексацианоферратов (II) от KFe[Fe(CN)6] до Fe4[Fe(CN)6]3. Получаемая другими способами турнбулева синь, для которой следовало бы ожидать формулы Fe3[Fe(CN)6]2, в действительности представляет собой ту же смесь веществ.

Точная дата получения берлинской лазури неизвестна. Согласно наиболее распространённой версии, она была получена в начале XVIII века (1706[1]) в Берлине красильщиком Дисбахом. В некоторых источниках его называют Иоганном Якобом Дисбахом (нем. Johann Jacob Diesbach)[2].

По версии, опубликованной в 1731 году врачом и химиком Шталем, ключевую роль в изобретении и продвижении на рынок берлинской лазури, наряду с Дисбахом, сыграл Иоганн Конрад Диппель — немецкий врач, алхимик и авантюрист. По одной версии, Дисбах просто создал новый пигмент, когда работал в лаборатории Диппеля в Берлине[3]. По другой, излагаемой современным французским историком Мишелем Пастуро, Дисбах, аптекарь и торговец красками, купил у Диппеля некачественный поташ, используемый для осаждения настоя кошенили. Поташ, проданный Диппелем, уже был ранее использован им для очистки костяного масла, в результате чего вместо привычного красного у Дисбаха получился великолепный синий осадок. Дисбах обратился к Диппелю с вопросами, а уже тот наладил производство нового пигмента и десять лет скрывал его состав, благодаря чему нажил состояние[4]. В 1724 году рецепт раскрыл и опубликовал английский химик Джон Вудворт[5], после чего берлинская лазурь стала производиться по всей Европе.

Интенсивный ярко-синий цвет соединения и место получения дали начало названию. С современной точки зрения, получение берлинской лазури состояло в осаждении гексацианоферрата(II) железа(II) путём добавления к «жёлтой кровяной соли» солей железа (II) (например, «железного купороса») и последующему окислению до гексацианоферрата(II) железа(III). Можно было обойтись и без окисления, если сразу добавлять к «жёлтой кровяной соли» соли железа(III).

Другие тривиальные названия этого соединения («железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь») также обязаны происхождением красивому синему цвету этого соединения.

Название «турнбулева синь» происходит от названия шотландской фирмы «Артур и Турнбуль», которая в конце XVIII века производила краски. В их синтезе к «красной кровяной соли» добавляли соль железа(II) (железный купорос). При этом получалось соединение, очень похожее на «берлинскую лазурь», такого же красивого синего цвета, также существующего в растворимой и нерастворимой формах. Окончательно тот факт, что «берлинская лазурь» и «турнбулева синь» — это одно и то же вещество, был установлен только в XX веке, когда в 1928 году были измерены магнитные моменты этих соединений, а в 1936 году получены их рентгенограммы.

Под названием «парижская лазурь» одно время предлагалась очищенная «берлинская лазурь».

Метод приготовления держался в секрете до момента публикации способа производства англичанином Вудвордом в 1724 году.

Берлинскую лазурь можно получить, добавляя к растворам гексацианоферрата(II) калия («жёлтой кровяной соли») соли трёхвалентного железа. При этом, в зависимости от условий проведения, реакция может идти по уравнениям:

1:

FeIIICl3 + K4[FeII(CN)6] → KFeIII[FeII(CN)6] + 3KCl,

или в ионной форме,

Fe3+ + [Fe(CN)6]4− → Fe[Fe(CN)6]

Получающийся гексацианоферрат(II) калия-железа(III) растворим, поэтому носит название «растворимая берлинская лазурь».

В структурной схеме растворимой берлинской лазури (кристаллогидрата вида KFeIII[FeII(CN)6]·H2O) ионы Fe2+ и Fe3+ располагаются в кристаллической решётке однотипно, однако по отношению к цианидным группам они неравноценны, преобладает тенденция к размещению между атомами углерода, а Fe3+ — между атомами азота.

2:

4FeIIICl3 + 3K4[FeII(CN)6] → FeIII4[FeII(CN)6]3↓ + 12KCl,

или в ионной форме,

4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4− → FeIII4[FeII(CN)6]3

Образующийся нерастворимый (растворимость 2⋅10−6 моль/л) осадок гексацианоферрата(II) железа(III) носит название «нерастворимая берлинская лазурь».

Приведённые выше реакции используются в аналитической химии для определения наличия ионов Fe3+.

Ещё один способ состоит в добавлении к растворам гексацианоферрата(III) калия («красной кровяной соли») солей двухвалентного железа. Реакция идёт также с образованием растворимой и нерастворимой формы (см. выше), например, по уравнению (в ионной форме)

4Fe2+ + 3[Fe(CN)6]3− → FeIII4[FeII(CN)6]3

Ранее считалось, что при этом образуется гексацианоферрат(III) железа(II), то есть FeII3[Fe(CN)6]2, именно такую формулу предлагали для «турнбулевой сини». Теперь известно (см. выше), что турнбулева синь и берлинская лазурь — одно и то же вещество, а в процессе реакции происходит переход электронов от ионов Fe2+ к гексацианоферрат(III)-иону (валентная перестройка Fe2+ + [Fe3+(CN)6] к Fe3+ + [Fe2+(CN)6] происходит практически мгновенно, обратную реакцию можно осуществить в вакууме при 300 °C).

Эта реакция также является аналитической и используется, соответственно, для определения ионов Fe2+.

При старинном методе получения берлинской лазури, когда смешивали растворы жёлтой кровяной соли и железного купороса, реакция шла по уравнению

FeIISO4 + K4[FeII(CN)6] → K2FeII[FeII(CN)6] + K2SO4.

Получившийся белый осадок гексацианоферрата(II) калия-железа(II) (соль Эверитта) быстро окисляется кислородом воздуха до гексацианоферрата(II) калия-железа(III), то есть берлинской лазури.

Термическое разложение берлинской лазури идёт по схемам:

при 200 °C:

3Fe4[Fe(CN)6]3 →(t) 6(CN)2 + 7Fe2[Fe(CN)6]

при 560 °C:

Fe2[Fe(CN)6] →(t) 3N2 + Fe3C + 5C

Интересным свойством нерастворимой формы берлинской лазури является то, что она, будучи полупроводником, при очень сильном охлаждении (ниже 5,5 К) становится ферромагнетиком — уникальное свойство среди координационных соединений металлов.

В качестве пигмента[править | править код]

Применяется как синий пигмент с торговым названием «милори».

Впервые железная лазурь была случайно открыта красильщиком Дисбахом в Берлине и стала использоваться в качестве пигмента в 1704 году.

Цвет железной лазури изменяется от тёмно-синего к светло-синему по мере увеличения содержания калия. Интенсивный ярко-синий цвет берлинской лазури обусловлен, вероятно, одновременным наличием железа в различных степенях окисления, так как наличие в соединениях одного элемента в разных степенях окисления часто даёт появление или усиление цветности.

Тёмная лазурь жёсткая, трудно смачивается и диспергируется, в накрасках лессирует и, всплывая, даёт зеркальное отражение жёлто-красных лучей («бронзирует»).

Укрывистость тёмной железной лазури 20 г/м², светлой 10 г/м². Маслоёмкость 40—60 г/100г.

Железная лазурь в воде не растворима, неядовита, обладает высокой красящей способностью, светостойкостью и атмосферостойкостью.

Устойчива к нагреванию до 180 °C. Обладает стойкостью к кислотам, но легко разлагается даже самыми слабыми щелочами.

Железная лазурь, благодаря хорошей укрывистости и красивому синему цвету, находит широкое применение в качестве пигмента для изготовления красок и эмалей.

Также её применяют в производстве печатных красок, синей копирки, подкрашивания бесцветных полимеров типа полиэтилена.

Применение железной лазури ограничено её неустойчивостью по отношению к щелочам, под действием которых разлагается с выделением гидроксида железа Fe(OH)3. Она не может использоваться в композиционных материалах, имеющих в своём составе щелочные компоненты, и для окраски по известковой штукатурке.

В таких материалах в качестве синего пигмента, как правило, используют органический пигмент голубой фталоцианиновый.

Лекарственное средство[править | править код]

Также используется как антидот (таблетки Ферроцин) при отравлении солями таллия и цезия, для связывания поступающих в желудочно-кишечный тракт радиоактивных нуклидов и тем самым препятствует их всасыванию. Код АТХ V03AB31. Фармакопейный препарат Ферроцин был разрешён Фармкомитетом и Минздравом СССР в 1978 году для применения при остром отравлении человека изотопами цезия[6][7]. Ферроцин состоит из 5 % железо-гексацианоферрата калия KFe[Fe(CN)6] и 95 % железо-гексацианоферрата Fe4[Fe(CN)6]3.

Ветеринарный препарат[править | править код]

Для реабилитации земель, загрязнённых после Чернобыльской катастрофы, был создан ветеринарный препарат на основе медицинского активного компонента Ферроцин — Бифеж. Внесён в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения под номером 46-3-16.12-0827№ПВР-3-5.5/01571[8].

Препарат Бифеж представляет собой Берлинскую лазурь (10 %), нанесённую на органический носитель — гранулы целлюлозы (90 %). Использование носителя упрощает дозировку в бытовых условиях.

В ходе начальных испытаний препараты с берлинской лазурью сокращали переход радиоизотопа Cs-137 из подножных кормов в молоко и мясо в 1,5–6 раз[9]. Дальнейшие исследования показали, что ежедневное добавление 30 г препарата Бифеж к кормам снижает содержание радиоцезия в мышечной ткани коров, бычков и овец в 12—13 раз, во внутренних органах — в 25—90 раз, в коровьем молоке — в 10—20 раз[10]. Использование более 500 тонн препарата Бифеж с 1993 по 2003 год позволило реабилитировать более 250 тыс. коров и очистить от радиоцезия более 500 тыс. тонн молока в России, Украине и Белоруссии[9].

Другие сферы применения[править | править код]

До того, как мокрое копирование документов и чертежей было вытеснено сухим, берлинская лазурь являлась основным образующимся пигментом в процессе светокопировании (так называемые «синьки», процесс цианотипии).

В смеси с маслянистыми материалами используется для контроля плотности прилегания поверхностей и качества их обработки. Для этого поверхности натирают указанной смесью, затем соединяют. Остатки нестёршейся синей смеси указывают более глубокие места.

Также используется как комплексообразующий агент, например, для получения пруссидов.

В XIX веке использовалась в России и Китае для подкрашивания спитой заварки, а также для перекраски чёрного чая в зелёный[11].

Не является токсичным веществом, хотя в её составе и есть цианидный анион CN, так как он прочно связан в устойчивом комплексном гексацианоферрат4−-анионе (константа нестойкости этого аниона составляет лишь 4⋅10−36).

  1. ↑ Bartoll J. The early use of Prussian blue in paintings // 9th International Conference on NDT of Art, Jerusalem Israel, 25–30 May 2008.
  2. ↑ Kerrn aller Fridrichs=Städtschen Begebenheiten Manuskript, Berlin, 1730 (Berlin, Staatsbibliothek zu Berlin – Preußischer Kulturbesitz, Handschriftenabteilung, Ms. Boruss. quart. 124)
  3. ↑ Kraft, Alexander (2008). «On the Discovery and History of Prussian Blue» (PDF). Bull. Hist. Chem. 33 (2): 61–67.
  4. ↑ Мишель Пастуро. «История цвета: Синий». Москва. Новое литературное обозрение. 2017 год
  5. ↑ Lowengard, Sarah (2008) Глава 23: Prussian Blue в книге: Creation of Color in Eighteenth-Century Europe. New York, New York: Columbia University Press. ISBN 0231124546.
  6. Маяков Е. А., Бударков В. А., Васильев А. В. Мероприятия по снижению перехода радионуклидов из кормов в продукцию животноводства // Ветеринарная патология, № 3, 2002, с. 103.
  7. ↑ Радиоэкологические аспекты животноводства (последствия и контрмеры после катастрофы на Чернобыльской АЭС) / Ильязов Р. Г., Алексахин Р. М., Корнеев Н. А., Сироткин А. Н. и др.; Под общ. ред. Ильязова Р. Г. — Гомель: «Полеспечать», 1996. — с. 110.
  8. ↑ Бифеж, Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения.
  9. 1 2 Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС и их преодоление: двадцатилетний опыт // Доклад экспертной группы «Экология» Чернобыльского форума, Международное агентство по атомной энергии, Вена, ISBN 978–92–0–409307–0, ISSN 1020–6566, с. 88.
  10. ↑ Охрана окружающей среды от радиоактивных загрязнений путём создания и применения целлюлозно-неорганических сорбентов, Диссертация на соискание учёной степени доктора технических наук, Ремез Виктор Павлович, 1999 год.
  11. Субботин Александр Павлович. Чай и чайная торговля в России и других государствах: Производство, потребление и распределение чая». — Издание А. Г. Кузнецова. — СПб.: типография Северного телеграфного агентства, 1892 год.

Цветовая схема моделей Кори — Полинга — Колтуна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В химии, раскраска по CPK (англ. Corey-Pauling-Koltun, рус. Кори-Полинг-Колтун) — популярная схема цветового обозначения атомов различных химических элементов в молекулярных моделях. Данная схема названа в честь молекулярной модели CPK, созданной Робертом Кори и Лайнусом Полингом и усовершенствованной Уолтером Колтуном.

В 1952 году, Кори и Полинг опубликовали описание объёмной модели белков и других биомолекул, которую они создали в Калифорнийском технологическом институте.[1] Их модель представляла атомы деревянными шариками, раскрашенными в яркие цвета, соответствующие химическим элементам. Их цветовая модель включала:

Они также построили уменьшенные модели, используя пластиковые шарики такой же цветовой схемы.

В 1965 году Колтун запатентовал улучшенную версию модели Кори-Полинга.[2] В своём патенте он упоминает следующие цвета:

  • белый для водорода
  • чёрный для углерода
  • голубой для азота
  • красный для кислорода
  • тёмно-жёлтый для серы
  • пурпурный для фосфора
  • оттенки от светло- до тёмно-зелёного соответственно для галогенов (F, Cl, Br, I)
  • серебряный для металлов (Co, Fe, Ni, Cu)

Типичные цветовые обозначения в CPK включают:

     водород (H) белый
     углерод (C) чёрный
     азот (N) синий
     кислород (O) красный
     фтор (F), хлор (Cl) зелёный
     бром (Br) коричневый
     иод (I) тёмно-фиолетовый
     благородные газы (He, Ne, Ar, Xe, Kr) голубой
     фосфор (P) светло-оранжевый
     сера (S) жёлтый
     бор (B), большинство переходных металлов бежевый
     щелочные металлы (Li, Na, K, Rb, Cs) фиолетовый
     щелочноземельные металлы (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra) тёмно-зелёный
     титан (Ti) серый
     железо (Fe) темно-оранжевый
     другие элементы розовый

Некоторые из цветов CPK мнемонически связаны с цветами чистых элементов или их соединений. Например, водород — бесцветный газ, углерод в виде угля или графита чёрный, многие формы серы имеют жёлтый цвет, хлор — зеленоватый газ, бром — тёмно-красная жидкость, иод в эфире фиолетовый, одна из аллотропных модификаций фосфора имеет красный цвет, железная ржавчина имеет тёмно-оранжевый оттенок, и т. д. В случае других элементов, таких как кислород и азот, выбор цвета менее понятен. Вероятно, красный цвет для кислорода был выбран потому что он часто ассоциируется с горением, а голубой цвет для азота обусловлен тем, что это главный компонент земной атмосферы, имеющей голубой оттенок.

Следующая таблица представляет собой цвета, назначаемые каждому элементу в популярных компьютерных программах. Колонка C содержит изначальные цвета Кори и Полинга,[1] колонка K содержит цвета из патента Колтуна.[2] Колонка J описывает цветовую схему, используемую молекулярным визуализатором Jmol.[3] Колонка R описывает цветовую схему, используемую программой RasMol; в случае если указаны два цвета, второй актуален для версий 2.7.3 и выше.[3][4] Все цвета даны приблизительно и могут зависеть от дисплея и настроек видео.

  1. 1 2 Robert B. Corey and Linus Pauling (1953): Molecular Models of Amino Acids, Peptides, and Proteins. Review of Scientific Instruments, Volume 24, Issue 8, pp. 621—627. DOI:10.1063/1.1770803
  2. 1 2 Walter L. Koltun (9165), Space filling atomic units and connectors for molecular models. U. S. Patent 3170246.
  3. 1 2 Jmol color table на sourceforge.net.
  4. ↑ Rasmol color table Архивировано 13 мая 2001 года. на bio.cmu.edu.
Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о