Шляпка чепчик – История возникновения женской шляпки | Журнал Ярмарки Мастеров

Шляпка чепчик – История возникновения женской шляпки | Журнал Ярмарки Мастеров

03.09.2020

Содержание

шляпа-чепчик, 5 букв, 1 буква «К», сканворд

Слово из 5 букв, первая буква — «К», вторая буква — «А», третья буква — «П», четвертая буква — «О», пятая буква — «Р», слово на букву «К», последняя «Р». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

В середине какого слова есть три буквы «о» подряд? Показать ответ>>

В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. Показать ответ>>

В синей чаше алый мяч, Он и светел, и горяч. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • Бабушкин чепец
  • головной убор ребенка
  • Головной убор с завязывающимися под подбородком лентами
  • Головной убор с лентами
  • Головной убор, завязывающийся под подбородком
  • Головной убор, подходящий для бабушки Красной Шапочки
  • Детский головной убор с завязк..
  • детский головной убор с завязками
  • детский головной убор с завязочками
  • Детский и устар. женский головной убор с кружевами, закрывающий большую часть головы, с завязками под подбородком
  • детский и устаревший женский головной убор с кружевами, закрывающий большую часть головы, с завязками под подбородком
  • Детский или женский головной убор, надеваемый обычно в холодное время, с лентами или тесемками, завязываемыми под подбородком
  • Детский наряд на голову
  • Детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком
  • женская шляпка с лентами
  • женский (детский) головной убор с завязывающимися под подбородком лентами
  • Женский головной убор с завязываемыми под подбородком лентами
  • женский головной убор эпохи бидермейера
  • защита от переохлаждения головы и шеи лошади
  • Защита от переохлаждения головы и шеи лошади; головной убор
  • Защита от переохлаждения головы лошади
  • скажите по-нидерландски «шапка»
  • см. капа
  • Чепец
  • Чепец малыша
  • Чепец младенца
  • чепец с завязками
  • чепчик с завязками под подбородком
  • что можно сделать из слова «порка» путем перестановки букв
  • что можно сделать из слова «порка» путем перестановки букв?
  • шапка с лентами
  • Шапочка малыша
  • Шапочка на голове малыша
  • Шапочка ребёнка
  • шляпа-чепчик
  • Шляпка пиковой дамы

Случайная загадка:

Летит огненная стрела. Никто её не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красная девица.

Показать ответ>>

Случайный анекдот:

В еврейском ресторане. Клиент зовет официанта:
— Шломо, попробуй этот суп.
— Что вдруг? Это тот же суп, который вы всегда заказываете.
— Попробуй.
— Слушайте, когда я вам подавал плохой суп?
— Я тебе говорю: попробуй!
— Ну хорошо уже, я попробую… где ложка?
— О!

Ещё анекдоты>>

Знаете ли Вы?

Если жевать жвачку во время чистки репчатого лука, то не заплачете.

Ещё факты>>

Шьем нарядный чепчик для малышки

В этом мастер-классе я хочу показать, как самим сделать выкройку и сшить нарядный чепчик, украшенный кружевом. Вещица вроде и не сложная, но требует определенной усидчивости и кропотливости 🙂

Для работы понадобятся: хлопковая ткань, кружево, готовая косая бейка или полоска той же ткани, иголка, нитки, швейная машинка. Ну и ваше желание и старание:) Кстати, работа не крупная, и при отсутствии машинки ее можно сшить и на руках.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 1

Чтобы сшить такой чепчик, достаточно знать одну мерку — обхват головы ребенка (ОГ). Мы поделим его пополам и получим необходимую нам мерку 1/2 ОГ. В моем случае это 48 см и 24 см соответственно.

Построим выкройку затылочной части. Для этого начерти прямоугольник ABCD, где

AB = 1/2 ОГ : 4 + 1,5 = 24 : 4 + 1,5 = 7,5 см;

AD = 1/2 ОГ : 2 + 3 = 24 : 2 + 3 = 15 см.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 2

Отмечаем необходимые точки (видно из чертежа) и соединяем их плавной линией. Получили выкройку 1/2 затылочной части.

Измеряем длину линии пришива.

Строим новый прямоугольник ABCD, где

AB = 1/2 ОГ : 2 = 24 : 2 = 12 см;

AD = длине линии пришива = 20 см (в моем случае).

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 3

Опять отмечаем необходимые точки (см. чертеж) и соединяем их. Получаем выкройку 1/2 боковой части.

Выкройка уже включает в себя припуски на швы, дополнительных делать не надо.

Выкраиваем детали из ткани ( не забывая при этом следить за направлением долевой нити)

Если кружево возле личика будет широким — боковая часть делается немного уже (с учетом ширины кружева).

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 4

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 5

Далее приметываем кружево к затылочной части, закладывая складочки таким образом, чтобы оборка легла в одной плоскости с деталью чепчика.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 6

Совмещаем середины боковой и затылочной деталей чепчика, скалываем.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 7

Сметываем детали друг с другом. Делать это лучше от середины, вначале в одну сторону, затем в другую. Концы деталей должны совпасть ( для удобства можно их предварительно сколоть).

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 8

Стачиваем детали на машинке.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 9

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 10

Теперь проложим строчку и немного припосадим переднюю часть чепчика (для лучшего прилегания к головке).

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 11

Устанавливаем на машинке строчку «зигзаг»

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 12

и пришиваем кружево к переднему краю чепчика.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 13

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 14

Я заложила складочку на передней части, так как такие же были на платье, но делать это не обязательно.

Открытые срезы швов внутри чепчика я закрываю косой бейкой — малыша ничего не должно беспокоить. Я выкроила по косой полоску шириной 3,5 см из белого батиста.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 15

Прикладываем бейку со стороны боковой части и притачиваем.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 16

Далее излишки ткани на бейке срезаем, подворачиваем ее вокруг срезов и приметываем к затылочной части. Получился «плоский» шов. Прострачиваем на машинке.

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 17

Делаем строчку по низу затылочной части и слегка присбариваем ее (опять же, для лучшего прилегания к головке)

Нижние края боковых частей можно тоже присборить или заложить небольшие складочки.

Осталось пришить обтачку — завязки к нижней части чепчика. Вначале я хотела использовать готовую косую бейку, но потом решила заменить ее полоской той же ткани, из которой сшит чепчик (вы можете поступить по своему усмотрению).

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 18

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 19

Чепчик готов!

Так как я шила его в комплект к платью, где кружево обвязывалось по краю тонкой нежно-розовой нитью, то же самое я сделала и на чепчике. Вот такая маленькая прелесть получилась в итоге 🙂

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 20

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 21

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 22

Шьем нарядный чепчик для малышки, фото № 23

Надеюсь, мой мастер-класс будет кому-то полезен, буду этому очень рада!

Чепец — отражение моды на головные уборы в живописи

Чепец, чепчик — женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком. 


 

Wait_for_Me_Returning_Home_from_School

До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором. Имел форму мягкого капора, украшался рюшем, лентами, кружевами и искусственными цветами.


kiprenskiy_portret_Adulinoy

В истории моды дамские чепчики известны давно. В X-XI веках во Франции носили платки типа , которые покрывали и плечи, — именно из них возникли средневековые чепцы.


 

Emilio_Sala_y_Frances_1850_Sala_y_Tea_Time

У каждого чепчика было свое собственное название, которое могло быть связано как с формой: Flugelhaube — «крылатый чепец» — с наставками по бокам в виде крыльев,


 

R.van der Weyden — Eine Fraue mit Flugelhaube

 

По утрам, пока длинные волосы дам не были уложены в прическу, надевали чепец. Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале «Парижские моды» за 1887 год; «Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку «бульоне». Посредине бант из узких бледно- розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент».


Ян Стеен

В средние века в Европе появился чепец. Сначала его использовали для купания и сна как женщины, так и мужчины. Мужской чепец мог иметь длинный конец, свисающий набок. Позже мужчины от этого головного убора отказались, а ламы носили его до конца XIX века.


jean Huber

В романе Пушкина «Евгений Онегин» неоднократно встречается упоминание о модном некогда головном уборе — чепчике. В истории моды дамские чепчики известны давно. В X-XI веках во Франции носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи, — именно из них возникли средневековые чепцы.


AVED, Jacques-André-Joseph

В России они стали известны благодаря реформам Петра I, но, как писал Пушкин в «Арапе Петра Великого»: «Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кириловны…» Лишь в царствование Екатерины II они становятся наиболее популярным головным убором. А к началу XIX века чепчик является обязательной деталью утреннего домашнего костюма, который скрыт от глаз посторонних. На балах и при выезде чепчик можно было увидеть только на пожилых дамах.


Портрет неизвестной в чепце. Теребенев М.И.

Некоторые английские чепцы имели вид двух рогов, над которыми развевается парус.

В Бургундии большинство чепцов делалось в форме сахарной головы и втрое, если не вчетверо, длинее лица: поверх такого убора набрасывалось покрывало из тончайшего брабантского полотна. Многие чепцы состояли из двух сахарных голов и тоже украшались развевающимся покрывалом. Чепцы эти были до того тяжелы и непрактичны, что удивляешься, как они могли войти в моду.


Лилла Перри Маргарет Перри в чепце 1890 г

Жена Карла VI Изабелла Баварская первая ввела в моду огромные чепцы, совершенно скрывавшие волосы, и мода эта скоро привилась в Нидерландах, Германии и Англии. При дворе той же Изабеллы возник впоследствии отвратительный обычай брить брови и волосы на лбу, чтобы последний казался выше. Когда со временем французская мода освободилась от влияния бургундской, обычай прятать волосы все же продолжал еще существовать. Длинные волосы встречаются только у Мадонны и у святых на картинах живописцев.


чепец со множеством мелких складок — крузелер

У венецианского дожа такой чепец является одной из принадлежностей торжественного облачения; поверх него дож надевает дорогую, вышитую золотом шапочку в виде рога, которая, очевидно, ведет свое происхождение от фригийского колпака.


WLANL mystic_mabel Portret_Anna_de_Looper,_Abraham_Rombouts,_1627


Eleanor_James_from_NPG

В Бургундии предпочитали так называемый бургундский чепец, род колпака со свешивающимся концом, окруженного плетеной подвязкой из дорогой тафты, и высокую конусообразную шляпу без полей. В большом употреблении был также круглый чепец, облюбованный рыцарями еще в Средние века, напоминающий детский или женский ночной чепчик.


И. У. Линдх. София Маргарета фон Гартман. XIX век


Emilio_Sala_y_Frances_18501910_Sala_y_Tea_Time

В XIV и XV веках в Европе господствовала французская мода. Шапки были длинными и острыми, как конусы. У мужчин они были сплошь украшены павлиньими перьями. То гда же большой популярностью пользовались войлочные шляпы, изготовленные русскими ремесленниками.


Baby_said_lady_Waugh_WLarkin_1615



Ekaterina_II_na_progulke_v_Carskoselskom_parke


Child_WSzdeGeest


Ferdinand Georg Waldmüller — Mutter des Hauptmanns von Stierle-Holzmeister, 1819


 
Chardin


Priscilla, Lady Burghesh, Bust Length in a Black Dress and Bonnet with Flowers, 1820


th_Steen_Fest_St_Nickol


Боровиковский 


Девушка с кувшином воды


Жан-Батист Симеон Шарден 


Рембрандт,Харменс ван Рейн


Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Милостыня


Ян Стен — Гуляки

 

 

Чепец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чепе́ц[1], чепчик — женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.

До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором. Имел форму мягкого капора, украшался рюшем, лентами, кружевами и искусственными цветами.

Изображение Название Описание
Чепец Святой Бригитты Данный вид головного убора был распространен в разные столетия на большей части территории Европы. Особенностью этого чепца является длинная петля-лента, прикрепленная к затылочной части чепца. Он мог использоваться в качестве самостоятельного головного убора, а также как часть сложного составного убора, к которому можно было прикрепить вуаль. Также чепец, состоящий из двух половинок, мог украшаться ажурным плетением, соединяющим эти половинки, и вышивкой по краю.
Anne boleyn.jpg Французский чепец (арселе) Данный головной убор получил распространение в XVI веке. Представлял собой металлический ювелирной работы каркас в форме сердца (или в форме подковы), надеваемый на плотный чепец. При Генрихе VIII к французскому чепцу также крепилась вуаль, в эпоху Елизаветы головной убор уже куда меньше скрывал волосы. Судя по портретам, данный вид головного убора был одним из самых популярных на протяжении XVI века.
Вульстхаубе Вульстхаубе был популярен на немецких землях в конце XV — начале XVI веков, и представлял собой платок, завязанный поверх набитого наполнителем валика, закрепленного на голове. За счет этого валика создавался объём и необычная форма головного убора. Концы платка свисали сободно вниз либо закреплялись на затылке.
Тюдоровский чепец (гейбл) Данный вид головного убора представлял собой довольно сложную конструкцию из каркаса, обтянутого тканью, надетого поверх обычного белого чепца. Волосы чуть выше лба, выглядывающие из-под убора, скрывались жесткой лентой. Часто передний край гейбла украшался вышивкой и драгоценными камнями либо дополнялся каймой контрастного оттенка. Сзади волосы дамы скрывала тёмная вуаль.
Капор (боннет) Женский головной убор, популярный в течение большей части XIX века. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку. Капор удерживался на голове мантоньерками — широкими лентами, завязывавшимися под подбородком бантом.
  1. ↑ Орфограчический словарь. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. 32-е издание. 1977

История возникновения женской шляпки | Журнал Ярмарки Мастеров

В этой статье я постараюсь рассказать Вам о шляпах, о истории и истоках возникновения шляп.

Шляпа от немецкого schlappe — это головной убор, сохраняющий устойчивую форму. Женские шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении.

История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы.

История возникновения женской шляпки, фото № 1

Греки покрывали голову только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных головных уборов: «шляп» (как греческий петасос с тульей и полями) и «шапок» (как греческий пилос, похож на чепчик без полей, обтягивающий голову). История возникновения женской шляпки, фото № 2

В те времена головные уборы были атрибутом знатного сословия и символом могущества. В Древнем Египте большой плат из полосатой ткани был привилегией фараонов, остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительных материалов

История возникновения женской шляпки, фото № 3.

В древние времена головной убор был, прежде всего, ритуальным и был связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром. Все головные уборы участников этого священного действа — умершего и жрецов — были украшены орнаментом, считавшимся языком духов Во Времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшают плюмажем (пучками перьев), мехами, лентами и драгоценными камнями.

В это время были также капюшоны и генины- высокие конусообразные уборы, придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой Баварской. Потом они приобрели двухугольную форму или полумесяца.

История возникновения женской шляпки, фото № 4

Один из классических головных уборов — берет — появился примерно в 400 годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой. Формы женских головных уборов в основном повторяли мужские.

Женщинам в соответствии с церковной доктриной в течение всего дня полагалось быть с покрытой головой. Эта форма сохранялась до середины XX века. Крестьянки носили большие платки, а их благородные сестры — широкие вуали, шарфы, палантины. Если к уже перечисленным прибавить тюрбан и корону, то это будут те головные уборы, которые были созданы в греко-римскую эпоху
Тюрбаны, как широко распространенный до 17-18 века среди мужчин и женщин головной убор, пришли с Востока и представляли собой материю, которой повязывали голову. Похожая на тюрбан была чалма — полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и т. д, который имели право носить все мужчины с 5 лет, кроме поденщиков и нищих.

История возникновения женской шляпки, фото № 5История возникновения женской шляпки, фото № 6

К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать. Это был период, когда одежда людей, находившихся у власти, уверенных в своем превосходстве и считавших себя выше критики, стала откровенно сексуальной.
Распространенный в средние века в Европе был и чепец, который сначала использовался как атрибут для купания и мужчинами и женщинами, но после его носили только женщины до конца 19 века. История возникновения женской шляпки, фото № 7

чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев. В 14 и 15 веке моду на головные уборы диктовала Франция. Шапки в это время были длинными и конусообразными, декорированные у мужчин павлиньими перьями. Также были широко распространены войлочные шапки, изготовленными ремесленниками на Руси. Восточные славяне носили шапки немножко расширенные к верху. Крестьянские головные уборы представляли собой высокую тулью из войлока, суженные к верху. В то время встречались и мурмолки – шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей. Бояре отличались от остальных многослойными шапками.

История возникновения женской шляпки, фото № 8

Дома они носили расшитые шапочки-тафьи (скуфьи), а вне дома на их головах возвышались колпаки и горлатные шапки (их шили из мехов, что были на горле зверя). Замужние женщины на Руси носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки. История возникновения женской шляпки, фото № 9

Французская революция принесла красные фригийские колпаки, декорированные трехцветными кокардами и лентами национальных цветов. Интересно, что фригийский колпак был символом свободы еще в античные времена, когда их носили освобожденные рабы (рабам не разрешали носить головные уборы). Существовали так же береты, шляпы из фетра, кибитки, треуголки, цилиндры, шапокляк, касторовые шляпы, котелки и канотье.

шляпа-кибитка шляпка канотье История возникновения женской шляпки, фото № 10шляпка-котелок.

Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу 19 века. 19век называют эпохой возрождения шляпок.

Они навевали образ дамы изящной и воздушной. История .эта началась на исходе Галантного века, когда дамы брились наголо для того, чтобы носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, т.к. парики выполняли их роль. В течение несколько лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.
Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы – от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепленных в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине 18 века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей и драгоценностей.
Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией: в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы не выходили из дома.

История возникновения женской шляпки, фото № 11
В начале 19 века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были объединены одной общей особенностью – мантоньерками (завязками под подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время кружева ручного плетения. История возникновения женской шляпки, фото № 12
Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок. Даже под крохотной шляпкой «биби» носили такое количество завязок из кружева и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо.
Подражание, с одной стороны, античным богиням, с другой – идеализированному образу крестьянки было не только обязательным следованием стилю, не только частью этикета, но и соответствовало образу дамы изящной, похожей на дуновение. В духе эпохи бвли также небольших размеров шляпки из тонких материалов пастельных тонов.
Чепец или кокошник?
Не успели пожелтеть в сундуках платья из светлых вуалей в стиле ампир, а шляпная мода, весьма скорая на перемены (до 30 новых моделей в сезон), уже провозгласила нового кумира. Им стал головной убор, называемый «чепец». В конце 18 века он уже успел покрасоваться на вершинах дамских париков, но с 1820-х годов чепец обретает новое значение в костюме, обозначая семейное положение женщины – носили его только замужние.
Форма чепца, прилегающая к голове и обрамляющая лицо, оказалась необычно уместной для множества кружев, лент и искусственных цветов из шелка. Чепец носили только днем, до выезда на бал или во французскую драму (русский театр публика не слишком жаловала), но в конце 1830-х годов вкусы переменились. Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных крупным жемчугом и вуалями. Это относилось только к дворцовой знати. История возникновения женской шляпки, фото № 13
Домашняя и простая.
Образ женщины утратил черты кокетливой прелестницы, в ней появилось что-то уютное, домашнее, простое. Изменения в стиле бытовой культуры не относились к капризам моды, их породила живопись группы немецких и австрийских художников, ставшая очень популярной в буржуазной среде. Позднее это влияние рассеялось на все слои населения европейских городов.
Атмосфера уютных семейных вечеров в окружении добротных вещей возвестила о новом художественном стиле, название которому – бидермайер – дали лишь после того, как он ушел в прошлое. Этот немецко-австрийский ветерок прошелестел и в шляпной моде, породив замечательные модели.
Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального костюма. На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим колорит Востока, потому что он имел сходство с чалмой. История возникновения женской шляпки, фото № 14
Так же со сцены в шляпную моду попала в первой половине 19 века шляпа-гнездо «шутэ». Это был головной убор, схожий с чепцом, но из соломы и с мантоньерками. Шляпки из светлой и темной соломы станут особенно модными в конце 19 и на протяжении 20 века. История возникновения женской шляпки, фото № 15
Неизменный берет.
Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить к достоянию русской культуры. В начале 19 века в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов – бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом – драгоценной застежкой. Слово «берет» произошло из итальянского, его носили мужчины и женщины в Европе с 15 века.
История возникновения женской шляпки, фото № 16
Без модисток век не мил.
Декоративная избыточность второй половины 19 века, насыщенность всевозможными подражаниями стилям прошедших эпох, объясняется не только щедростью моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области обработки и производства текстиля.
Кружево, вышивка и иные украшения костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла, обслуживающего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное производство для широких слоев городского населения. Однако особенность шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы механизировать нельзя. Это всегда не просто ручная работа, а искусное мастерство.
Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы), не без помощи авторов модных водевилей, стал нарицательным. Близость шляпных мастериц к дамам высшего света, их артистизм, популярность в городской среде снабдили бытописателей второй половины 19 века игривыми сюжетами.
История возникновения женской шляпки, фото № 17
По утрам, пока длинные волосы дам не были уложены в прическу, надевали чепец. Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале «Парижские моды» за 1887 год:
«Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку «бульоне». Посредине бант из узких бледно-розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент». История возникновения женской шляпки, фото № 18
Общность стилистических деталей охватила не только костюм, но и всю бытовую среду. В эпоху стиля «историзм», когда в убранстве дома, в одежде, в бесчисленных мелочах смешивались или повторялись великие стили прошлых эпох, не была забыта и драгоценность 17 и 18 веков – кружево. Пожилые дамы, а таковыми считались женщины за сорок, ходили дома и выезжали на балы в кауфюрах – сооружения из схожего с ручным кружева (тюлевого или гипюрового) французского или немецкого производства.
Кружево спускалось на затылок фалдами и крепилось на голове с помощью репсовых или бархатных лент и искусственных цветов, преимущественно роз, близких по тону к натуральному. История возникновения женской шляпки, фото № 19 Шляпа, как туфли и сумка, когда-то возведенные нашими предками в ранг священнодействия и ритуала, постепенно утратили понимание ее глубинной сути, но шифр священнодействия продолжает в них жить, независимо от того, понимаем мы его или нет.
Шляпа — непременный аксессуар одежды любой дамы во все времена. Она могла выйти на улицу без сумочки, но забыть шляпку… Что вы, что вы, — никогда! «Простоволосая», — с горечью говорили на Руси, глядя вслед полоумной женщине, жалея ее.

20 век, сделав переворот в женской моде, все же не смог избавиться от шляпки. То угасая, то вспыхивая ярким огоньком, — каждый раз под новым углом зрения модельеров и времени, она мелькает, словно мотылек, прокладывая свой путь в XXI век.

Женские шапочки и шляпки – модные тенденции и новинки


Головной убор также причастен к определенному стилю, как и все другие предметы одежды, поэтому к его выбору следует отнестись со всей серьезностью. Однако названий новых моделей вы сейчас не увидите, просто дизайнеры интерпретируют старые, создавая остромодные варианты и адаптируя их к новым образам.

На взгляд дизайнеров самыми актуальными моделями в новом сезоне станут береты, шляпы-федора, -гаучо, -панамы, кепки, вязаные бини и меховые шляпы, шапочки и объемные мохнатые шапки.

Модные женские береты


Береты могут иметь различную форму – от небольших фетровых в виде таблеток до объемных вязаных из плотной пряжи. В новом сезоне вы непременно увидите береты во французском стиле. Используя различные материалы и декор, каждый сезон появляются оригинальные и эффектные модели. Одну и ту же модель каждая из нас может надеть по-разному. Загляните в коллекцию Zimmermann, и вы в этом убедитесь. Кожаные женские береты
Zimmermann

Emporio Armani и Agnes B предлагают варианты с логотипом и надписями, а Michael Kors, Aalto и Saint Laurent – объемные береты.

Модные женские береты
Michael Kors Collection, Saint Laurent

Модные женские береты
2 фото Agnes B и Aalto

Модные женские береты
Emporio Armani

Дизайнер Aalto советует носить берет в сочетании с капюшоном или косынкой.

75 шапочек и шляпок для девушек и женщин
Aalto

В коллекции House Of Holland можно увидеть меховые и кожаные береты, а также береты из текстиля. В этих моделях яркие расцветки сочетаются с традиционным кроем.

Модные головные уборы
House of Holland

Модные головные уборы

Модные шляпки


Шляпа кардинально изменяет образ. В новом сезоне дизайнеры остановили свой выбор на нескольких видах шляп. В них проявляется сдержанность, классика и элегантность. Среди разнообразия моделей вы встретитесь со шляпой-панамой, федорой, гаучо, слауч и многими другими моделями.

Шляпа-панама от Christian Dior выглядит несколько нетрадиционно. Материалом ее является не только текстиль, но и кожа, а в качестве украшения панамы служит легкая вуаль. Отражаются в ней и модные принты, такие как леопардовый, клетка, цветочный.

Панамы Christian Dior
Christian Dior

Панамы Christian Dior

В коллекции Nina Ricci шляпа имеет более жесткие поля и высокую тулью. Такая шляпа одновременно напоминает ведро и клош, хотя и у ведра могут быть разные формы. Есть широкополые панамы у Lanvin.

Панамы Christian Dior
Nina Ricci
Valentino, Lanvin

Панамы Christian Dior

Веселые, по-детски забавные, – модели у Vivetta.

Шляпки Vivetta
Vivetta

Шляпа-федора


Давно уже стала классикой шляпа-федора. Именно эта модель получила большую популярность среди девушек, но и в ней нет той полной традиционности, которая повторялась из сезона в сезон. В федоре присутствуют элементы оверсайза, анималистичный принт, материалом может быть не только фетр, но и другие материалы, например, твид.Шляпки Vivetta
Dolce & Gabbana

Шляпки Vivetta
Saint Laurent

Шляпки Vivetta
Chanel

Шляпа гаучо. Шляпа эта родом из Южной Америки. Она имеет жесткие среднего размера поля, плоскую полуцилиндрическую тулью. Наибольшую популярность гаучо получила в 70-х годах прошлого столетия. С ней вы составите лучший образ в стиле бохо, глэм-рок и городского шика.

Великолепно шляпа будет вписываться и в деловой образ, она подойдет к офисной белой рубашке и строгому костюму. И это еще не все. Шляпа гаучо дополнит и вечерний look, в котором платье может быть кружевным или из ткани с металлизированными нитями.

Женские шляпы
Alberta Ferretti

Женские шляпы

Если помимо названных шляп, вы дополните свой образ каким-либо другим видом, то наверняка не ошибетесь. Посмотрите коллекции Dolce & Gabbana, Hellessy, Celine, Ann Demeulemeester, в них вы увидите шляпы-слаучи, котелки, цилиндры, таблетки и многие другие, которые иногда трудно отнести к тому или иному виду, но главное то, что они великолепно дополняют модные и стильные образы.

Стильные образы с шляпами
Dolce & Gabbana, Celine

Женская мода осень-зима
Hellessy

Женская мода осень-зима
Saint Laurent

Стильные образы с шляпами
Ann Demeulemeester

Следует отметить, что самое богатое разнообразие шляп, в коллекции Dolce & Gabbana, в которой каждая модель заслуживает особого внимания.

Женские шляпки Dolce & Gabbana
Dolce & Gabbana

Женские шляпки Dolce & Gabbana

Тюрбаны


Дизайнеры продолжают создавать образы, предлагая в качестве головного убора тюрбаны. Восточный колорит отлично сочетается со стилем бохо и элегантными женственными ансамблями. Чалма украсит шубу и пальто, меховой жилет и платье, брючный ансамбль и куртку, станет хорошим дополнением к дубленке.Тюрбаны
Kate Spade New York

Кепки для девушек и женщин


Этот головной убор имеет множество разновидностей, а объединяет их наличие козырька и отсутствие полей, в остальном – крой кепки, разнообразие материала позволяют создать самые оригинальные головные уборы.

Давным-давно кепки носили только представители рабочего класса, теперь многие дизайнеры предлагают девушкам надеть кепки из кожи, гобелена, парчи, замши, меха, вельвета, трикотажа, фетра и многих других материалов.

Актуальны кепки с высокой тульей, гавроши, брутальные фуражки. Вы можете увидеть кепки – от дерзких до классических моделей. Этими головными уборами увлеклись многие дизайнеры, всех не перечислишь.

Головные уборы для женщин
Balmain

Головные уборы для женщин
Dolce & Gabbana

Головные уборы для женщин
Michael Kors Collection

Головные уборы для женщин
Sally LaPointe

Модные бейсболки


Бейсболки не спешите забросить на дальние полки гардероба. Не все девушки живут в холодных регионах, поэтому дизайнеры считают своим долгом предложить такие головные уборы из утепленного материала. Это может быть кожа, замша, твид и другие плотные материалы с меховой подкладкой. Именно такие бейсболки продемонстрировал бренд Sportmax.Модные бейсболки
Sportmax

Вязаные шапочки бини и меховые шапки


В самую холодную погоду многие из нас наденут вязаные или меховые шапочки. Универсальные шапочки бини. Они стали классикой и не теряют актуальности. Вязаные шапочки всегда остаются востребованными и находятся в гардеробе каждой модницы. Своей популярностью они обязаны удивительной способности трансформироваться, принимая различные фасоны и выполняя требования владелицы. К тому же эти шапки весьма практичны.Модные бейсболки
Agnona, Versace

Модные бейсболки
Zadig & Voltaire

Модные бейсболки
Tom Ford

Дизайнеры предлагают и меховые головные уборы из натуральных и искусственных материалов. Среди них аккуратные шапочки-ушанки Fendi и разноцветные мохнатые шапки из коллекции Kenzo.

Женские меховые шапки
Kenzo
Fendi

Женские меховые шапки

Среди всех перечисленных моделей найти свою не составит труда, все зависит от вашего образа и климата, в котором вы проживаете.

как советские женщины выбирали головные уборы?

В Музее советских игровых автоматов проходят лекции по истории советской повседневности от доктора исторических наук, профессора и писателя Наталии Лебиной. В одной из них она рассказала о том, как в 20 веке менялась мода на головные уборы: почему «красная косынка» является надуманным символом революции, как кепки стали маркером эмансипации женщины, какой фасон называли «я дура» и когда появился тренд на «шляпы-пирожки». «Собака.ru» публикует пересказ лекции. 

Как «красная косынка» стала именем нарицательным? 

В традиционных словарях русского языка сочетание слов «красная косынка» практически не встречается. Дать определение термину пытались некоторые филологи, которые занимались составлением словарей по истории повседневности. Так, эксперты по «языку Совдепии» полагали, что это «головной убор комсомолки (в первые годы советской власти)», но такое трактование в корне неверно, поскольку сказать, когда именно зародилась мода на ношение красной косынки как революционного символа, достоверно нельзя. Возможно, авторы словарной статьи спутали красную косынку с галстуком, который — и это можно утверждать точно — превратился в популярный символ пионерской организации весной 1922 года.

Есть мнение, что «красной косынкой» называли «грубых баб», которые поддержали революцию 1917 года. «Первыми «красными косынками» стали силачки-текстильщицы Орехово-Зуева, трудящиеся на богатейшем предприятии братьев Морозовых, — писала историк костюма Ольга Хорошилова. — В феврале, как только услыхали про революцию, выразили братьям-буржуям протест, работать отказались и вышли на улицы в красных ситцевых платках. Это был их знак солидарности с бунтовавшими в Москве и Петрограде рабочими. Вести о бунте текстильщиц расползлись по губерниям. И осенью 1917-го «красные косынки» появились повсюду — целая армия. В 1918-м красная косынка стала частью их «комиссарского шика». А после 1920 года перекочевала в скромный полувоенный гардероб комсомолок». 

Как зародилась мода на косынку?

Изначально платок — это традиционная деталь женского русского костюма, привычная для деревенских женщин. В гардеробе жительниц города разрезанный пополам платок появился на рубеже 19-20 веков как элемент «профодежды» и служил для обеспечения безопасности и гигиены. Деталью представительской одежды в то время считались не косынки, а шляпы — именно их надевали для светских выходов женщины из высших социальных слоев (да и из пролетарской среды тоже!). В годы Первой мировой войны объемные шляпы с перьями сменились моделями «клош» (с очень узкими полями), кубанками (дамскими версиями шлема летчика из шелка и кружева) и шапочками, стилизующими монашеский капор. Последний вариант был особенно близок к платкам. Этот переход от вычурного к более практичному прослеживается в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», главные героини которой постепенно меняли роскошные шляпки с ромашками, вуалетками и цветными лентами на пуховые платки и косынки. Таким образом, еще до начала событий 1917 года носить нечто подобное платку считалось комфортным, уместным и даже модным. 

Почему косынка была именно красной?

Произведения живописи свидетельствуют о том, что яркий цвет платков был популярен и до революции. В дни пасхального богослужения и в православные праздники женщины часто приходили в храм в пунцовых или алых косынках — эти цвета символизировали кровь мучеников за веру и божественную любовь к роду человеческому. В подтверждение этому — картина Кузьмы Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление злых сердец», написанная в 1915 году и изображающая Богородицу в головном покрытии именно красного цвета. Также красные головные уборы, широкие повязки и платки изображены на некоторых плакатах и лубочных картинках 1910-1917 годов.

Здесь важно понимать, что живопись и плакаты не отображают действительность в полной мере. Практически все свидетельства ношения красной косынки до революции — а это в основном картины — могли быть политическим заказом или служить инструментом идеологической интерпретации самого автора. То есть не исключено, что красный цвет косынки был попросту додуман художником. В свою очередь, фотографии и кинофильмы ситуацию не проясняют — ведь и те, и другие были черно-белыми. 

Идея красного платка как революционного символа не появилась в первые дни революции, а постепенно разрабатывалась творческой интеллигенцией в 1920-е годы. Именно его описал автор романа «Сестры» Викентий Вересаев: «Бася после работы поспала и сейчас одевалась. Не по-всегдашнему одевалась, а очень старательно, внимательно гляделась в зеркало. Черные кудри красиво выбивались из-под алой косынки, повязанной на голове, как фригийский колпак». При этом очевидно, что создание этого особого вида головного убора передовой пролетарки было надуманно: в условиях российского климата функции косынки весьма ограничены и куда более комфортным вариантом являлась «буденовка», красноармейский суконный шлем.

Как кепки стали символом эмансипации женщины?

В начале 1930-х годов представления о советских внешних канонах стали меняться. Косынки вернулись к своему привычному статусу — обеспечению безопасности трудового процесса. Роль маркера особой социальной активности женщины начали выполнять кепки, которые выглядели не только подчеркнуто демократично, но и унисексуально. В ту эпоху в СССР традиционно мужской головной убор на женщине символизировал нарочную демонстрацию гендерного равноправия. Примеры ношения кепок можно увидеть на картине Георгия Ряжского «Рабфаковка» (1926) и в фильме «Трактористы» режиссера Ивана Пырьева (1939).

Как береты «примирили» шляпы и платки?

Еще одним фаворитом среди женских головных уборов в 1930-х годах были береты. Они будто бы «примирили» платки, которые казались слишком простыми, и шляпы, которые, напротив, для повседневности были очень нарядными. Береты совмещали удобство и элегантность, а также придавали образу демократичность и «западность». Поэтому особенно ценились модницами, бравшими пример с европейских знаменитостей. Так, журналисты Юрий Жуков и Михаил Черненко в 1934 году писали, что «берет — предел мечтаний фабричной девчонки с Уралвагонстроя». 

В чем ходили в эпоху «сталинского гламура»?

В конце 1930-х— начале 1940-х годов началась эпоха «большого стиля», которую отличали показное великолепие, помпезность и недемократичность. В это время вступила в действие официальная пропаганда разнообразных по фасону женских головных уборов. К примеру, журнал «Ударница Урала» с зимы 1937 года размещала изображения образов, обязательными элементами которых становились шляпки с полями. Роскошные и кокетливые женские канотье, «таблетки» с вуалетками и шляпки-ток постепенно входили в моду, о чем свидетельствовали советские кинокартины тех лет. 

Апогей эпохи «сталинского гламура» наступает после Великой отечественной войны: тогда шляпа считалась атрибутом не легкомысленной, а скорее серьезной и даже властной женщины. Под влиянием трофейных фильмов — развлекательных и познавательных картин, найденных в Германии и других странах Европы, — у советских женщин пользовались популярностью береты из твердого ветра, высоко поднимающегося надо лбом. Любопытно, что зачастую такая модель смотрелась на них нелепо и уж точно не так эффектно, как на кинозвездах. Петербургский искусствовед Михаил Герман даже вспоминал, что острословы начала 1950-х годов прозвали этот фасон «я дура». 

Ярким примером влияния кино на шляпную моду были так называемые шапочки-менингитки, которые закрывали лишь самую макушку головы. Эта модель, непрактичная с точки зрения сурового советского климата, стала популярной после демонстрации на советских киноэкранах американского фильма «Римские каникулы» с Одри Хепберн. Подражая любимой кинозвезде, советские женщины стали носить менингитки даже в морозы. Отсюда они и получили такое название. 

Почему в хрущевскую оттепель и вовсе ходили «без головы»? 

В годы хрущевской оттепели — с середины 1950-х до середины 1960-х годов — происходила постепенная демократизация головных уборов. В модных журналах помпезные шляпки стали сравнивать с марципановым тортом «со сливками, шоколадом и изюмом» и призывали женщин «не украшать себя шляпой, напоминающей изделие кондитера». Так зарождалась мода на простоту, росла популярность вязаных, как правило, самодельных шапочек. Платки и косынки вновь становились востребованными, причем не только в СССР, но и в западных странах. Они воспринимались как символы демократичности. 

Хрущевская оттепель также породила неофициальную моду на отсутствие головных уборов в принципе. Это было знаковым явлением, подчеркивающим глубину перемен в советском обществе после смерти Сталина. Современники периода десталинизации вспоминают о том, что хождение с обнаженной головой в холодную погоду рассматривалось как некая форма противопоставления себя закоренелым сталинистам в теплых меховых шапках. 

Как меховые шапки-пирожки стали маркером (пост) советской моды? 

В противовес свободе периода оттепели в последние два десятилетия советской истории появился новый социальный маркер — меховой головной убор. Под влиянием номенклатурной моды и женщины, и мужчины носили меховые шапки-пирожки и каракулевые папахи. Большим поклонником такой моды был и сам Хрущев: на некоторых фотографиях его можно увидеть в «пирожке» из искусственного каракуля.

Текст: Авелина Музафарова

Фото: REX/Shutterstock 

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о