Шелк википедия: Шёлк — Википедия – История шёлка — Википедия

Шелк википедия: Шёлк — Википедия – История шёлка — Википедия

02.07.2020

Искусственный шёлк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2017; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2017; проверки требуют 7 правок.

Синтетический шёлк — любое напоминающее шёлк синтетическое волокно.

Первые успешные искусственные шёлковые ткани были разработаны в 1890-х годах из целлюлозного волокна и продаются как искусственный шёлк или вискоза, по торговому названию производителя. В 1924 году название волокна было официально изменено в США, хотя термин вискоза продолжал использоваться в Европе[1].

В 1931 году Генри Форд нанял химиков Роберта Бойера и Фрэнка Калверта с целью организовать производство искусственного шёлка, приготовленного из сои. Они преуспели в создании текстильного волокна из скрученных волокон соевого белка, укреплённых или выдубленных погружением в формальдегид. Продукт получил коммерческое название Azlon. Его начали использовать в изготовлении костюмов, фетровых шляп и плащей. Хотя опытное производство Azlon в 1940 году достигло 5000 фунтов (2300 кг) в день, он так и не достиг коммерческого успеха, уступив нейлону.

Несмотря на в целом одинаковый внешний вид, подлинный шёлк обладает уникальными свойствами, которые отличаются от искусственного шёлка. Тем не менее, в некоторых случаях искусственный шёлк может быть продан как натуральный шёлк.

Шёлк (телесериал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шёлк
Silk
Silk movie.jpg
Жанр драма, криминальный сериал
Создатель Петер Моффат
Сценарист Петер Моффат
Режиссёр Майкл Оффер, Дэвид Эванс, Катрин Моршед
В ролях Максин Пик
Руперт Пенри-Джонс
Ниил Стюк
Натали Дормер
Страна Silk movie.jpg Великобритания
Язык английский
Количество сезонов 3
Количество серий 18
Исполнительный продюсер Hilary Salmon
Продюсер Cameron Roach
Длительность серии 60 минут
Студия BBC
Телеканал BBC One
На экранах 22 февраля 2011 — 31 марта 2014
Формат видео 1080i (HDTV)
IMDb ID 1717455

«Шёлк» (англ. Silk) — драматический сериал, созданный по заказу британской корпорации BBC Productions и транслирующийся на телеканале BBC 1. Сериал рассказывает о работе лондонской коллегии барристеров Шу Лэйн, о их профессиональных и личных взаимоотношениях. В центре сюжета адвокат Марта Костелло, которая борется за «шёлк» (получение титула королевского адвоката).

Петер Моффат создавал «Шёлк», опираясь на собственный адвокатский опыт. Он хотел показать работу юристов как клубок интриг и подковёрной политики, приправленные громкими делами и трагедиями в зале суда. Но в то же время он наполнил сериал переживаниями и показал, что их жизнь внутри конторы имеет такое же значение, как и судебные процессы, которые они ведут.[1]

Сезон 1[править | править код]

Марта Костелло — талантливый барристер, специализирующийся на защите подсудимых. Её главной целью является получение шёлковой мантии королевского адвоката. Ради этого она берется за самые сложные дела и бросает вызов всем соперникам мужчинам. А главным из них является её коллега по адвокатской палате Клайв Ридер. Несмотря на давнее знакомство, между этими двумя существует жестокая конкуренция, потому что оба понимают: два королевских адвоката на небольшую палату — перебор. Клайв обладает негласной поддержкой Билли Лэмба — главного клерка палаты. Он специально отдает Марте нестандартные дела, заставляя её работать на износ. При этом он симпатизирует ей, но ставку делает на более сильного и выносливого, по его мнению, Ридера.

Ученики Марты и Клайва — Ник и Ния — приходят в палату постигать профессию юристов. Ник — простой парень с севера Британии, который не брезгует мелким воровством. Ния — дочь известного судьи. Под руководством своих наставников они учатся быть барристерами, работать под давлением, находить выход из нестандартных ситуаций, сопротивляться соблазнам, а главное — оставаться людьми в любых ситуациях.

Прокурор палаты, Кэйт Брокман, пользуясь тем, что Билли Лэмб занят натаскиванием друг на друга двух лучших адвокатов, пытается подсидеть его. Она доносит о финансовых проблемах палаты Алан Коудри, королевскому адвокату, главе коллегии. А в её интриги вовлечен Клайв, который никак не может определиться на чьей же он стороне. Билли вынужден защищаться, чтобы сохранить свою работу и оставить палату на плаву.

Личная жизнь юристов не стоит на месте из-за обилия дел. Марта беременеет после случайной интрижки с Клайвом. Он готов признать ребенка и сделать всё, чтобы поддерживать Марту, но помешать этому может зарождающийся роман с Нией. Кэйт, вовлекая в свои интриги младших клерков, невольно начинает испытывать симпатию к Джону Брайту, который метит на место Билли.

Сезон 2[править | править код]

Получив «шёлк», Марта получает и более сложные и интересные дела. Это заставляет её пересечься с криминальным кланом Фарр. Наступая на горло собственным принципам, а иногда и балансируя на грани закона, она старается спасать людей из оков этой криминальной семьи. Однажды она обнаруживает, что спасать придется даже Билли.

Клайв, тяжело переживающий провал своей заявки, берется за дела, которые по его мнению и совету прокурора Кэролин Уорвик, могут помочь ему при следующей подаче. Несмотря на то, что, по его словам, он скучает по Марте, у него завязываются любовные отношения с Джорж Дугган, девушкой-солиситером.

Персонаж Исполнитель роли Появление Заметки
Марта Костелло Максин Пик 1-3 Барристер палаты Шу Лэйн, подающая заявку на получение «шёлка», впоследствии королевский адвокат
Клайв Ридер Руперт Пенри-Джонс 1-3 Барристер палаты Шу Лэйн, основной конкурент Марты в борьбе за «шёлк», впоследствии королевский адвокат
Билли Лэмб Ниил Стюк 1-3 Главный клерк Шу Лэйн
Ник Слэйд Том Хьюз 1 Ученик Марты Костелло
Нив Кранич Натали Дормер 1 Ученица Клайва Ридера
Кейт Крокман Нина Сосанья 1 Обвинитель
Алан Коудри Алекс Дженнингс 1-3 Королевский адвокат, глава палаты Шу Лэйн
Джон Брайт Джон МакМилан 1-3 Клерк в палате Шу Лэйн
Джейк Милнер Тео Барклем-Биггс 1-3 Клерк в палате Шу Лэйн
Бетани Брэсингтон Эми Рен 2-3 Клерк в палате Шу Лэйн
Джорж Дугган Индира Варма 2 Солиситор, заводит роман с Клайвом Ридером
Кэролин Уорвик Френсис Барбер 2-3 Королевский адвокат, государственный обвинитель
Харриет Хэммонд Миранда Рэйсон 3 Управляющая
  • 2013 — Максин Пик номинирована Гильдией тележурналистов Британии на звание лучшей актрисы.[2]

Шелки — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2018; проверки требуют 5 правок. Шелки на почтовых марках Фарерских островов

Шéлки (Сéлки, англ. Selсkie) — мифические существа из шотландского и ирландского фольклора (в Ирландии их называют роаны), морской народ, прекрасные люди-тюлени.

Внешне похожи на тюленей с карими глазами. Добрые, нежные и грациозные. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки — потомки людей, изгнанных в море за свои проступки. Вот почему их так тянет на сушу. Могут выходить из воды один раз в 9 ночей. Когда выходят из воды, сбрасывают с себя тюленью шкуру и принимают человеческое обличье, превращаясь по рассказам в темноволосых красавиц или юношей. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелки шкуру, то может принудить шелки к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.

Шелки часто сами ищут себе пару среди людей. Если человек найдёт на берегу красную шапку, это означает, что им заинтересовалась шелки. И если он принимает предложение, то должен прийти на следующий день на закате к берегу, где ему явится шелки.

Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа необыкновенной красоты, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки.

Шелки можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок.

Сказка гласит, что некий рыбак шел по берегу и вдруг услышал звонкий смех. Он подкрался поближе и увидел купающихся в море молодых людей. Неподалеку на песке лежали тюленьи шкуры. Рыбак стащил одну из них.

Когда все остальные перекинулись в тюленей и уплыли, на берегу осталась одна прелестная девушка. Она умоляла рыбака отдать ей шкуру, но тот отказался и вместо этого взял её в жены.
Они стали жить вместе, но жену рыбака тяготила неволя на чужбине, и она часто с тоской поглядывала на море. Как-то младшая дочка спросила её, что это такое серебристое лежит в сарае. Женщина бросилась в сарай, схватила шкуру и устремилась к морю. Когда она отплывала от берега, навстречу ей попалась лодка, в которой сидел рыбак. Он поглядел на тюленя и узнал взгляд жены, но было уже поздно.[1]

  1. Королев К. М. Энциклопедия сверхъестественных существ. СПб.: Мидгард, 2006. С. 304—305.

Шёлк (фильм, 2007) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Шёлк» (англ. Silk) — киноадаптация одноимённого романа итальянского писателя Алессандро Барикко. Премьера состоялась 14 сентября 2007 года благодаря New Line Cinema. Режиссёром выступил Франсуа Жирар, известный по фильму «Красная скрипка».

Американский актёр Майкл Питт исполнил главную мужскую роль французского контрабандиста шелкопрядом Эрве́ Жонку́ра, британская актриса Кира Найтли сыграла роль его жены, Элены. В фильме также снимались японские актёры Мики Накатани и Кодзи Якусё. Натурные съёмки производились в городе Саката. Сцены с Кирой Найтли снимались в средневековой деревушке Сермонета около города Латина.

Действие фильма начинается в 19 веке во Франции. По велению отца Эрве (Майкл Питт) становится офицером. Поэтому он рад возможности сменить профессию на торговца яйцами шелкопряда. Так как в Европе шелкопряд поражается болезнью (пебриной), его отправляют в Африку за здоровыми яйцами. (В фильме показана только короткая сцена в пустыне).

Так как шелкопряд в Африке тоже поражён, Эрве посылают в Японию, хотя в то время (период Бакумацу) большая часть страны была закрыта для иностранцев. Герой путешествует в карете и на поезде, в караване лошадей по Азии, переплывает на лодке с континента в Японию, где его с завязанными глазами на лошади проводят до деревни, где он может купить яйца у местного барона Хара Дзюбэя.

Во время пребывания в деревне он становится одержимым безымянной наложницей Дзюбэя. Во время второй поездки он занимается сексом с другой девушкой, направленной к нему наложницей Дзюбэя. Дома любовь Эрве остаётся в секрете, и он кажется счастливым с женой Элен.

В третий раз он должен направиться в Китай, поскольку в Японии теперь не безопасно, а хорошие яйца можно достать в Китае. Но тем не менее Эрве всё равно рвётся в Японию. Однако, когда он прибыл в Японию, вспыхнула война, и деревня оказалась покинутой; Дзюбэя и женщины там не оказалось. Молодой слуга Дзюбэя (Каната Хонго), которого Эрве встречал раньше, показал дорогу к Дзюбэю. Последний стал враждебным и приказал Эрве отправляться домой. Так и не встретившись с женщиной, Эрве покупает яйца в Китае и возвращается домой. После прибытия оказывается, что из яиц личинки уже вылупились, и поэтому они бесполезны.

Наконец, Эрве получает письмо от таинственной наложницы, написанное по-японски. Он отдаёт письмо хозяйке франко-японского борделя, мадам Бланш (известной тем, что преподносит синие цветочки своим клиентам), которая переводит письмо на французский.

Элен умирает, и Эрве находит возложенные синие цветочки на её могиле. Он понимает, что письмо было не от японской наложницы, а от его жены. Элен отдала перевести мадам Бланш своё письмо, зная что её муж влюбился в японку, и хотела, чтобы он был счастлив. Мадам Бланш сказала Эрве, что его жена любила его больше всего на свете, и Эрве начал размышлять о том, ценил ли он её по-настоящему когда она была жива.

Эрве, невольно оставшийся бездетным, рассказал всё своему молодому протеже и садовнику Людовику (Марк Рендалл), знавшему его с рождения.

Фильм получил негативные отзывы кинокритиков. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 7 % на основе 55 рецензий со средним баллом 3,8 из 10[1]. На сайте Metacritic фильм имеет оценку 39 из 100 на основе 15 рецензий критиков, что соответствует статусу «в целом неблагоприятные отзывы»[2].

  1. ↑ Silk (англ.). Rotten Tomatoes. Дата обращения 9 февраля 2018.
  2. ↑ Silk (неопр.). Metacritic. Дата обращения 9 февраля 2018.
  • KeiraWeb Работа над фильмом и новости
Рецензии

Византийский шёлк — Википедия

Саван святого Потентиана из византийского шёлка. XII век. Шёлковая ткань с изображением приношения животных, приведённая к двум фигурам (Кастор и Поллукс), стоящим на столбе; Византия, 7-8 вв. Византийский шелк с рисунком птиц и грифонов в круглых.

Византийский шёлк — шёлк, спрядённый на территории Византийской империи. Торговля шёлком играла немалую роль в экономике империи; Константинополь был важнейшим центром шёлкопрядения в Европе[1]. Сначала долгое время шёлк-сырец привозили из Китая, но после того, как гусениц шелкопрядов завезли в Европу, византийский шёлк полностью изготовлялся в Византии. В правление Юстиниана I шёлкопрядение стало монополией государства[1].

В течение всего Раннего Средневековья византийский шёлк считался лучшим в Европе. Он славился ярким цветом и изящными узорами[2].

Развитие византийского шёлкопрядения[править | править код]

До раздела Римской империи шёлк (как шёлк-сырец, так и нитки и готовую ткань) привозили из Китая по Великому шёлковому пути, а технология шёлкопрядения оставалась для европейцев неизвестной. Но по приказу византийского императора Юстиниана I яйца тутовых шелкопрядов были тайно вывезены из Центральной Азии в 553—554 годах, что положило начало византийской индустрии шёлкопрядения[3].

Вскоре после контрабанды яиц шелкопряда из Китая несторианскими христианскими монахами[4] византийский историк 6-го века Менандр Протектор пишет о том, как согдийцы пытались установить прямую торговлю китайским шелком с Византийской империей. После формирования союза с сасанидским правителем Хосровом I, чтобы победить эфталитов, к Истеми, правителю Тюркского каганата, прибыли согдийские купцы, требующие разрешения искать аудиенцию у шахиншаха Сасанидов за привилегию путешествовать по персидским территориям для торговли с византийцами.[4] Истеми отказался от первой просьбы, но когда он санкционировал вторую, и посольство Согдианы послало к царю Сасанидов, последний из них был отравлен до смерти в посольстве.[4] Маниах, согдийский дипломат, убедил Истеми послать посольство прямо в Константинополь, которое прибыло в 568 году и предложило не только шёлк в качестве подарка византийскому правителю Юстину II, но также предложило союз против Сасанидской Персии. Юстин II согласился и отправил посольство в Тюркский Каганат, гарантируя прямую торговлю шёлком, желаемую согдийцами.[4][5][6] Однако даже при византийском производстве шелка, начиная с 6-го века, китайские сорта по-прежнему считались более качественными, что, возможно, подчеркивается открытием византийской монеты солида, отчеканенной во время правления Юстина II, найденного в династии Суй (581-618 гг. н. э.). Китайская гробница провинции Шаньси в 1953 году, среди других византийских монет, найденных в разных местах[7]. Согласно китайским историям, византийцы (то есть «Фу-линь»), поддерживая более раннюю римскую дипломатическую традицию в Китае, также отправили несколько посольств в суд китайской династии Тан (618-907 гг. н. э.) и однажды династия Сун (960-1279), предлагая экзотические подарки, такие как стеклянные изделия, демонстрируя постоянный интерес к китайской шёлковой торговле.[8] Византийский историк 7-го века Феофилакт Симокатта представил довольно точное изображение Китая, его географию, воссоединение династии Суй (581-618) и даже назвал своего правителя Тайсоном «Сыном Божьим», возможно, также полученным из имени Императора Тан Тайцзуна (р. 626-649).[9] Современные китайские источники, а именно Старая и Новая Книга Тан, также изображали город Константинополь и как он был осаждён Муавией I (основателем Омейядского халифата), который впоследствии потребовал дань.

Существовало несколько типов шёлка. Шёлк, спрядённый просто (англ.)русск., был известен ещё в Римской империи; также с середины III века в восточной части империи активно продавались украшенные замысловатым геометрическим узором шелка из Дамаска. К началу VII века был разработан твилл, и именно он стал основным типом византийского шёлка на последующие несколько столетий[10][11][12]. Примерно в 1000 году в моду вошла монохромная лампасная ткань. Сохранились и некоторые гобелены из византийского шёлка[11][12].

Всегда очень ценился пурпурный шёлк, использовавшийся только богатыми людьми. Среди других красок для византийского шёлка основными были ализариновый красный, кермес, индиго и лютеолин (в листьях резеды жёлтенькой)[13]. Золотые узоры получались в результате помещения позолоченных серебристых лент на шёлковую основу[14].

Византийский шёлк V—VI веков выполнен в технике уток и расшит двуцветными узорами из мелких изображений (сердечек, пальметт и др.)[10]. Позже появляются более крупные изображения растений (например, лотосов) и людей. В VIII—IX веках на шёлковых тканях часто рядами изображались большие круги, вышивка внутри которых была симметрична по вертикальной оси[15]. Многие мотивы изображений были заимствованы из исламской культуры (среди них древо жизни, крылатые кони, прочие различные мифологические существа)[2]. До сих пор неизвестно, являются ли некоторые узоры византийского шёлка византийскими или возникшими под влиянием культуры исламских государств[16].

Модными были изображения развлечений императорского двора, например, охоты или гонок колесниц[15].

Из пяти типов спрядённого византийского шёлка (простого, твилла, дамасского, лампасного и гобелена) наиболее известным был твилл, выполненный в технике уто́к, иначе называемый тяжёлым шёлком или самитом (от др.-греч. ἑξάμιτον → лат. examitum → старофр. samit, «шесть ниток», термин, использовавшийся для обозначения шести клубков для основы)[17][18]. При прядении тяжёлого шёлка основные нити были полностью закрыты утком[19][20].

Тяжёлый шёлк в период между VI и XII веками был в буквальном смысле на вес золота: если византийские послы передавали иностранцам самит, им платили сумму в золотых монетах, например, франках, весившая столько, сколько приобретённая ткань. Византийцы, у которых был тяжёлый шёлк, считались богачами[21]. Морская торговля шёлком немало значила при заключении византийцами договоров с итальянскими морскими республиками Венеция, Пиза, Генуя и Амальфи[22].

Византийский шёлк ныне находится по всей Европе, вплоть до Великобритании, куда его привозили из Рима и Галлии ещё с VII века[23][24]. Иногда письменные свидетельства не указывают, откуда именно была закуплена в ту или иную страну ткань, но особенности текстуры и дизайна позволяют учёным определить византийский шёлк[25].

Византийские мастера были, кроме прочего, известны производством гобеленов и вышивок. Самым известным из византийских шёлковых гобеленов считается так называемый Гюнтертух, купленный епископом Гюнтером Бамбергским во время паломничества в Константинополь. Не окончив путешествия, епископ умер, и гобелен был использован как его саван[26].

Византийская техника вышивки сильно повлияла на технику вышивки других стран, например, Англии[27].

Религиозная тематика вышивки (даже вышивки светской одежды) была очень популярна. Этим были недовольны многие священники, например, святой Астерий Амасийский[28].

Впрочем, гобеленов и вышивки из Византии почти не сохранилось. Единственный крупный византийский гобелен, дошедший до наших дней — Ковёр из Байё, но он не шёлковый[29].

В 1147 году во время Второго крестового похода Рожер II, король Сицилии, напал на Коринф и Фивы, два важных центра византийской шёлковой промышленности, и захватил в плен всех ткачей, чтобы самому организовать изготовление шёлка в Палермо и Калабрии[30]. После Четвёртого крестового похода шёлковая индустрия Византии и вовсе пришла в упадок и стала обеспечивать лишь местный рынок, а монополия на шёлк перешла к Сицилии, Лукке и Венеции[22].

  1. 1 2 Laiou, 2002, p. 703.
  2. 1 2 Schoeser, 2007, p. 27.
  3. ↑ Wild, John Peter. «The eastern Mediterranean 323 BC-AD 350.» In Jenkins (2003), p. 108.
  4. 1 2 3 4 Howard, Michael C., Transnationalism in Ancient and Medieval Societies, the Role of Cross Border Trade and Travel, McFarland & Company, 2012, p. 133.
  5. ↑ Liu, Xinru, «The Silk Road: Overland Trade and Cultural Interactions in Eurasia», in Michael Adas (ed), Agricultural and Pastoral Societies in Ancient and Classical History, ed. Michael Adas, American Historical Association, Philadelphia: Temple University Press, 2001, p. 168.
  6. ↑ Mark J. Dresden (1981), «Introductory Note,» in Guitty Azarpay (ed), Sogdian Painting: the Pictorial Epic in Oriental Art, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, p. 9, ISBN 0-520-03765-0.
  7. ↑ Luttwak, Edward N. (2009). The Grand Strategy of the Byzantine Empire. Cambridge and London: The Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 978-0-674-03519-5, pp 168-169.
  8. Хирт, Фридрих. Jerome S. Arkenberg: East Asian History Sourcebook: Chinese Accounts of Rome, Byzantium and the Middle East, c. 91 B.C.E. — 1643 C.E. (неопр.). Fordham.edu. Fordham University (2000). Дата обращения 17 сентября 2016.
  9. ↑ Генри Юль (1915). Henri Cordier (ed.), Cathay and the Way Thither: Being a Collection of Medieval Notices of China, Vol I: Preliminary Essay on the Intercourse Between China and the Western Nations Previous to the Discovery of the Cape Route. London: Hakluyt Society. Accessed 22 September 2016, pp 29-31; see also footnote #4 on p. 29; footnote #2 on p. 30; and footnote #3 on page 31.
  10. 1 2 Jenkins, 2003, p. 148—149.
  11. 1 2 Muthesius, Anna. «Essential Processes, Looms, and Technical Aspects of the Production of Silk Textiles Архивировано 8 июня 2011 года.». (англ.)
  12. 1 2 Laiou, 2002, p. 152—154.
  13. ↑ Muthesius, Anna. Essential Processes, Looms, and Technical Aspects of the Production of Silk Textiles Архивировано 8 июня 2011 года. (англ.)
  14. ↑ Jenkins, 2003, p. 344.
  15. 1 2 Jenkins, 2003, p. 151.
  16. ↑ Hoffman, 2007, p. 318.
  17. Oxford English Dictionary Online «samite» (subscription required), accessed 30 December 2010 (англ.)
  18. ↑ Mannas, 2008, p. 297.
  19. ↑ Muthesius Anna, «Silk in the Medieval World», p. 343. (англ.)
  20. ↑ Burnham, 1980, p. 180.
  21. ↑ Muthesius Anna, «Silk in the Medieval World», p. 327. (англ.)
  22. 1 2 Muthesius Anna, «Silk in the Medieval World», p. 326. (англ.)
  23. ↑ Dodwell, 1982, p. 129—130.
  24. ↑ Dodwell, 1982, p. 150—157.
  25. ↑ Dodwell, 1982, p. 130.
  26. ↑ Muthesius Anna, «Silk in the Medieval World», pp. 350—351. (англ.)
  27. ↑ Dodwell, 1982, p. 160—169.
  28. ↑ Oration I; Online translation from earlychristianwritings.com (англ.)
  29. ↑ Dodwell, 1982, p. 128—145.
  30. ↑ Muthesius, «Silk in the Medieval World», p. 331. (англ.)
  • Burnham, Dorothy K. Warp and Weft, A Textile Terminology. — Royal Ontario Museum,, 1980. — ISBN 0888542569. (англ.)
  • Dodwell, C.R. Anglo-Saxon Art, A New Perspective. — Manchester, 1982. — ISBN 071900926X. (англ.)
  • Hoffman, Eva R. Pathways of Portability: Islamic and Christian Interchange from the Tenth to the Twelfth Century. — Blackwell Publishing,, 2007. — ISBN 978-1-4051-2071-5. (англ.)
  • Jenkins, David. The Cambridge History of Western Textiles. — Cambridge University Press, 2003. — ISBN 0521341078. (англ.)
  • Mannas, Lisa. Merchants, Princes and Painters: Silk Fabrics in Northern and Italian Paintings 1300–1550. — Yale University Press, 2008. — ISBN 9780300111170. (англ.)
  • Laiou, Angeliki E. The Economic History of Byzantium: From the Seventh through the Fifteenth Century. — Dumbarton Oaks, 2002. (англ.)
  • Schoeser, Mary. Silk. — Yale University Press, 2007. — ISBN 0300117418. (англ.)

Московский шёлк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Московский шёлк
Тип АО
Основание 1820
Прежние названия Московская гос. шелкоотделочная фабрика им. Я. М. Свердлова Министерства текстильной промышленности СССР, Московский шёлковый комбинат им. Я. М. Свердлова
Основатели Р. Востряков
Расположение Москва, Россия
Ключевые фигуры А. Клиновский
Отрасль лёгкая промышленность
Продукция ткани
Сайт moskovsky-shelk.ru

Московский шёлк — исторически текстильное предприятие, ныне занимающиеся сдачей в аренду недвижимости.

Предприятие было основано в 1820 году московским купцом Родионом Востряковым как ситценабивная фабрика, располагалось рядом с Москвой-рекой в бывшей Саввинской патриаршей слободе. Востряков управлял предприятием 35 лет, при нём оно заняло видное положение среди аналогичных производств Москвы.

В 1947 году предприятие полностью перепрофилировалось на производство шёлковых тканей и стало называться Московская государственная шелкоотделочная фабрика имени Я. М. Свердлова Министерства текстильной промышленности СССР. В 1960 году было решено открыть в Новых Черёмушках опытно-показательную ткацкую фабрику, которая начала работу в ноябре 1962 года. Тогда же фабрика сменила название на Московский шёлковый комбинат имени Я. М. Свердлова.

С 1988 года начались масштабные работы по реконструкции и техническому переоснащению предприятия. С 1990 года на фабрике началось производство ворсовых тканей, а через четыре года — мебельных и махровых тканей.

В промежуток между 1988 и 1995 годами отделочное производство было на 95 % оснащено новым оборудованием, благодаря чему стало возможным работать с широкими тканями. Введены в эксплуатацию линии для отварки, крашения и отделки, в процессе работы берётся во внимание опыт передовых фирм Италии, Японии, Германии и Франции. Производственные возможности и современное оборудование дают возможность отделывать разные типы тканей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, трикотажные и ворсовые полотна из искусственного, синтетического и натурального волокна[1].

В ноябре 1992 года фабрика была реорганизована в закрытое акционерное общество «Московский шёлк». В распоряжении юридического лица находятся ткацкая фабрика, красильно-отделочное и швейное производство. Владельцем ЗАО «Московский шелк» является А. Новичков, он возглавил предприятие в 1988 году.

Однако в настоящее время основной статьёй дохода «Мосшёлка» является аренда бывших цехов, производственных комплексов, общежитий, расположенных на Саввинской набережной. Анонимный эксперт по сделкам с недвижимостью в 2013 году отметил, что завод продаёт помещения по цене 5—6 тысяч долларов за квадратный метр без ремонта и за 10 тысяч — с ремонтом. Среди арендаторов: ресторан «Nooning», кафе Фёдора Бондарчука «Bistrot», клуб «Сохо», «Vi Ai Pi Bar» и т. д[2].

Павлово-Посадский шелк — Википедия

Павлово-Посадский шёлк — одно из старейших предприятий по производству тканей в России. Фабрика была основана в 1812 году российским промышленником Андреем Алексеевичем Соколиковым. Имеет множество наград и премий за свою продукцию. Почетный член Гильдии поставщиков Московского Кремля[1].

Период фабрикантов Соколиковых[править | править код]

Изображение фабрики времен фабрикантов Соколиковых

Фабрика Соколиковых — старейшее предприятие шелковой промышленности России. Её основатель, Андрей Алексеевич Соколиков, переселился из Москвы, где имел небольшое ситце — набивное предприятие. В 1812 году при подходе к Москве войск Наполеона он, захватив часть оборудования, выехал из столицы в деревню Филимоново (в настоящее время район Павловского Посада) и основал здесь шелкоткацкое заведение. В то время в деревне Филимоново почти в каждом дворе крестьяне ткали шелковые ткани для московских купцов. В конце 1812 года А. А. Соколиков открывает здесь раздаточное производство. Основная продукция шелковые ленты и платки.

Сын Андрея Алексеевича Афанасий Андреевич Соколиков унаследовал производство отца и расширил его. До 1860 г. владельцами фабрики были Афанасий Андреевич Соколиков и его сыновья Егор и Иван. Наследники Афанасия Соколикова разделили производство на несколько самостоятельных фабрик. Основная первоначальная фабрика перешла в руки Егора Афанасьевича Соколикова, который в 1865 г. учредил Торговый дом. Иван Афанасьевич Соколиков рядом с отцовским производством открывает свою шелкоткацкую фабрику. Он был купцом 2 гильдии. В январе 1889 г. вместе с сыновьями Василием и Федором учреждает Торговый дом «И., В. и Ф. Соколиковы». После смерти отца Василий и Федор разделились, образовалось два новых предприятия. С тех пор в деревне существовало уже три отдельных шелковых предприятия.

Фабрики специализировались на выпуске товаров массового спроса — женских головных платков и шелковых тканей. Шелковый товар вывозился в Среднюю Азию и страны Востока, активно велась торговля в самом центре Москвы.

Слава шелков, производимых на фабриках братьев Соколиковых, была создана руками павловопосадцев. Их труд и мастерство отмечены наградами Международных промышленных выставок в Нижнем Новгороде (1896 г.), Стокгольме (1897 г.), Париже (1900 г.), Вене (1904 г.), Лондоне (1906 г.)[2][3].

Советский период[править | править код]

В годы первой мировой войны предприятие продолжало работу, хотя численность рабочих в связи с трудностями военного времени несколько сократилась. В те годы фабрика выполняла заказы военного ведомства. Здесь изготавливались зарядные мешочки для пороха из шелка, они предназначались для артиллерии.

В начале 1919 года фабрика была национализирована. Несколько позже фабрике было присвоено имя Я. М. Свердлова. В те трудные для страны годы, несмотря на недостаток сырья, топлива, голод, фабрика работала, хотя и в сокращенном объёме. В январе 1921 года было выпущено 5943 метра шелковых тканей, 1771 платок и 2313 шарфов. С середины 1923 года фабрика была временно остановлена из-за недостатка сырья и топлива. И только в период восстановления народного хозяйства, с 1925 года она введена в эксплуатацию.

В 1926 году на фабрике развернулось движение за уплотнение труда, а к 1930 году фабрика начала работать на полную мощность. Ассортимент в основном был тот же, что и в дореволюционный период: подкладочные ткани, саржевые платки, поплин и прочее. Все это изготовлялось из натурального шелка с применением хлопчатобумажного утка.

С начала Великой Отечественной войны фабрика перестраивает свою работу, сокращая до минимума выпуск старой продукции, перейдя на изготовление главным образом тканей необходимых фронту — в жаккардовом ткачестве материала для офицерских погон, в гладьевом ткачестве — парашютного полотна и хлопчатобумажных бельевых тканей.

В послевоенные годы на фабрике развернулась массовая работа по техническому перевооружению предприятия. Ручной труд стал заметно вытесняться машинами. В 1950—1960-е гг. важным направлением работы предприятия стало изготовление и воссоздание тканей, изготовленных русскими мастерами в середине XIX века. Специалистами предприятия была восстановлена технология производства уникальных тканей для реставрации Георгиевского и Владимирского залов Кремля, Кремлёвского Дворца съездов, кабинета В. И. Ленина в Горках, Эрмитажа, Петергофа, Большого театра и других исторических памятников. Тканями, произведёнными в Павловском Посаде, оформлены залы Большого и Малого Академических театров, Дома Правительства РФ, интерьеры особняка Министерства иностранных дел и приёмная Министра обороны РФ[2][3].

Постсоветский период[править | править код]

Празднование 200-летия со дня основания предприятия (30 ноября 2012 г.)

В январе 1993 года фабрика становится Акционерным обществом «Шелкоткацкая фабрика „Силон“». По-прежнему основную долю производства составляли заказы музеев, дворцов и усадеб[3].

В сентябре 2002 года фабрика преобразуется в ООО «Павлово-Посадский шёлк». Разрабатываются новые структуры и рисунки тканей из натуральных материалов[3].

19 мая 2006 года фабрику посетил модельер Вячеслав Зайцев. Вячеслав Михайлович отметил: «Особенно меня радует то, что предприятие хранит традиции, и многие ткани выполнены в „русском стиле“»[4].

19 апреля 2007 года в Большом Кремлёвском дворце в зале ордена святого Александра Невского на очередном собрании Гильдии поставщиков Московского Кремля фабрике вручили знак «Почетный член гильдии поставщиков Кремля»[5].

30 ноября 2012 года коллектив ООО «Павлово-Посадского шёлка» отметил 200-летие со дня основания предприятия[6].

  • Коллекция тканей «Дворцовый стиль»

  • Декоративные подушки

  • Гобеленовые ткани

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о