Шелк фото ткань – Виды тканей с фотографиями. Как определить. Добавляйте в закладки — как узнать что нить шерстяная — запись пользователя Наталия @kovaleva_time (id1563257) в сообществе Покупки и Мода в категории Модные статьи

Шелк фото ткань – Виды тканей с фотографиями. Как определить. Добавляйте в закладки — как узнать что нить шерстяная — запись пользователя Наталия @kovaleva_time (id1563257) в сообществе Покупки и Мода в категории Модные статьи

02.10.2020

Содержание

Смерть шелкопряда, дающая шелк | Журнал Ярмарки Мастеров

Натуральный шелк — замечательная ткань, не имеющая аналогов, его история овеяна древними легендами, а процесс производства мало изменился за несколько тысячелетий.

Когда я задумывала статью, хотелось написать сразу обо всем — история и легенды, производство, виды тканей, их чудесные свойства. Как оказалось на самом деле — интересного материала слишком много, и жаль перекраивать его на кусочки, чтобы не утомлять читателя. Пусть будет цикл, более подробный и интересный!

В этой статье я опишу процесс производства шелка-сырца.

Публикация будет интересна и поклонникам валяния, т.к. шелк Тусса и Малбери, а также шелковые платочки, очесы, коконы и прочие материалы широко используются в мокром валянии.

Итак, откуда берется шелк, и почему у статьи такое мрачное название.

Натуральный тутовый шелк (Mulberry).

Наверное, практически все знают, что натуральным шелком нас обеспечивают удивительные червячки — неприглядные на вид гусеницы (личинки) тутового шелкопряда. Шелк высокого качества производят именно эти червячки, и часто его называют

«тутовым шелком» или шелком Малбери (Mulberry — тутовое дерево в переводе с английского), тутовое дерево у нас называют шелковицей и многие любят его плоды. А личинки любят листья и превращают их в шелковую нитку.
Тутовый шелкопряд (научное название Bombyx mori — лат.) — бабочка из семейства Настоящие шелкопряды, в переводе с латинского языка Bombyx mori означает «смерть шелкопряда» или «мертвый шелк». Название объясняется тем, что бабочке не позволяют вылететь из кокона, она умирает внутри.

Бабочка очень импозантная, встречала также название «шелковая моль»: Размах крыльев 4-6 см, гусеница перед окукливанием может вырастать до 9 см.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 1

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 2

Предполагают, что бабочка Bombyx mori произошла от дикой шелковой бабочки, обитающей на тутовых деревьях Китая. Это было очень давно, считается, что история производства шелка насчитывает не менее 5000 лет, и за длительное время разведения бабочек в неволе они утратили способность хорошо летать. Самки практически не летают, самцы летают немного в период спаривания, так сказать в минуты душевного подъема.

Процесс получения тутового шелка-сырца

Бабочка, вылупившись из кокона, спаривается с самцом, и после начинает откладывать яйца. За 4-6 дней она откладывает до 800 яиц, ничего не ест, т.к. ее ротовой аппарат недоразвит, и закончив свой труд — погибает. Яйца проверяют, отбирая здоровые, не пораженные инфекцией. Таким образом контролируется качество будущего шелка и воспроизводство здоровых бабочек.

Каждое яйцо через неделю дает личинку около 2-3мм с невообразимым аппетитом. Личинку нужно кормить регулярно днем и ночью в течение месяца листьями шелковицы (тутового дерева). Листья собираются, сортируются вручную и измельчаются. Все это время личинки находятся в больших поддонах с листьями, поставленными один на другой в специальном помещении с постоянной температурой и влажностью. Личинки удивительно чувствительны — в помещении не должно быть сквозняков, посторонних запахов и громких звуков. Что может произойти при несоблюдении условий? да просто гусеница не станет свивать кокон, умрет, и все старания шелководов окажутся напрасными.

Аппетит у гусениц постоянно растет, и уже через день они съедают в два раза больше, чем в предыдущий.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 3

От постоянной работы огромного количества челюстей шелкопрядов в помещении стоит гул, похожий на барабанный стук сильного дождя по крыше.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 4

На пятый день жизни личинка замирает и спит сутки, крепко вцепившись в листок. Затем резко выпрямляется, и старая тесная шкурка лопается, освобождая подросшую гусеницу. За период кормления личинки 4 раза меняют кожу, и вновь принимаются за еду.

Перед окукливанием гусеницы теряют интерес к еде и начинают вести себя беспокойно, постоянно помахивая головой вперед-назад. Под нижней губой находятся железы, вырабатывающие шелковую субстанцию. К этому моменту они представляют 2/5 массы тела, и переполняются настолько, что за гусеницей тянется шелковая ниточка.

Шелководы перемещают гусениц на настилы из листьев и веток, на деревянные решетки или специальные пучки прутьев для свивания кокона.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 5

Сначала гусеница закрепляется на прутике или другой основе, создавая пушистую сеточку-каркас, и уже потом внутри нее свивает кокон. Она начинает выделять студенистую субстанцию, которая затвердевает на воздухе, образуя шелковую нить, и вращательными движениями обматывается этой нитью в форме восьмерки.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 6

Нить состоит на 75-90% из белка — фиброина и из клейкого вещества серицина, который скрепляет нити и не дает им распадаться, также в нити присутствуют соли, жиры и воск. Полностью кокон гусеница заканчивает за 3-4 дня.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 7

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 8

Интресный факт: коконы самцов сделаны более тщательно — они плотнее и длина нити больше, чем у самок. Те, кому приходилось держать коконы в руках, знают, какие они приятные и шелковистые на ощупь.

Через 8-9 дней кокон готов к раскручиванию. Если время упустить — через 2 недели из кокона выйдет бабочка, повредив шелковую оболочку. Т.к. ротовой аппарат бабочки неразвит, она не прогрызает кокон, а выделяет специальное едкое вещество, которое растворяет верхнюю часть кокона. Такой кокон уже нельзя размотать, нить будет рваной.

Поэтому куколку умертвляют, прогревая коконы горячим воздухом, и она задыхается в коконе, откуда и появилось название — «смерть шелкопряда» или «мертвый шелк».

Вот оно, чудесное сырье для шелка!

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 9

Коконы сортируют по размеру и цвету и готовят к размотке.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 10

Промывают поочередно в горячей и холодной воде. Клейкое вещество серицин, скрепляющее нити между собой, растворяется достаточно, чтобы можно было размотать нить.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 11

Согласно всем изученным источникам — только размотка нити механизирована в настоящее время, все предыдущие этапы производства остаются полностью ручным трудом как в давние времена.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 12

Нить одного кокона очень тонка, поэтому при размотке соединяют от 3 до 10 нитей, получая таким образом шелк-сырец. Когда одна из нитей в процессе сматывания заканчивается, к ней прикручивают новую, обеспечивая непрерывность. Оставшийся в нити серицин (клейкое вещество) помогает легко скрепить кончики нити.

Шелк-сырец требует дальнейшей обрабоки, его сматывают в пряжу и отправляют уже на ткацкую фабрику. Фабрики покупают шелк на вес, но в процессе дальнейшей обработки такой шелк-сырец теряет 25% веса — его замачивают для удаления остатков серицина, отбеливают. Чтобы компенсировать свои потери, фабрики обогащают шелк металлическими солями или растворимыми в воде веществами — крахмалом, сахаром, клеем или желатином. Такие пропитки позволяют делать более экономное переплетение нитей, и компенсировать потери веса при ткачестве.

В источниках прямо не сказано, но я думаю, что именно поэтому натуральный шелк дает приличную усадку при стирке. Ведь если вымыть из ткани соли или водорастворимые пропитки — ткань даст усадку освободившегося пространства.

После размотки коконов остается мертвая куколка, которая богата белком и употребляется в пищу!

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 13

Сейчас культура тутового шелкопряда разводится исключительно искусственным путем. Коконы, которые плетет гусеница тутового шелкопряда, могут быть различных оттенков от белого до желтого и даже сероватого. Белый сорт коконов содержит самый высокий процент шелкового белка и дает шелк наилучшего качества. Производится тутовым шелкопрядом в Японии, Китае и Индии. Япония первая применила научный подход к селекции и разведению шелковичных червей в специальных лабораториях, и сейчас превосходит другие страны в эффективности шелкового производства, но по объемам производства лидирует Китай.

Считается, что Франция и Италия делают шелковую ткань более высокого качества, чем страны Азии. Но исходное сырье — шелк-сырец закупается европейскими производителями в Китае.

Ткань белый китайский шелк:

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 14

Встречала такой пример: на женскую блузку нужна нить 600 коконов шелкопряда.

Традиционный тайский тутовый шелк получают переработкой желтых коконов, которые производятся другой разновиднодностью тутового шелкопряда Bombix Mori. Процесс разведения аналогичный.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 15

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 16

Желтые коконы содержат меньше шелкового белка, и нить неровная — она имеет утолщения. При скручивании нить получается неравномерной, и на шелковом полотне тайского производства мы видим такие характерные утолщения нити. Опять же, весь процесс производства — ручной труд, часто даже размотка ведется вручную, поэтому тайский шелк довольно дорогой и в Тайланде доступен только состоятельным тайцам.

Ткань тайский шелк:

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 17

Натуральный «дикий шелк», «шелк тусса (Tussah, tussar)»
Что это такое и чем отличается от тутового?

Этот шелк потому и «дикий», что бабочка выращивается в природных условиях, на кустах и деревьях, которые максимум защищены навесами. Шелководы только присматривают за гусеницами и защищают их от птиц. Шелковые коконы собирают уже после вылета бабочки из кокона, и

бабочки совсем другие — Antheraea, разновидность ночных павлиноглазок, которых называют дубовым шелкопрядом. Бабочки крупные, прекрасно летают, гусеницы перед окукливанием вырастают до 10см.

Китайский дубовый шелкопряд (есть японский, монгольский и прочие разновидности). Размах крыльев бабочки 10-15 см.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 18

Они могут питаться листьями дуба, яблони, сливы или каштана, и их коконы отличаются коричневатым цветом, более грубой и прочной нитью. Коконы крупные, в несколько раз крупнее тутовых, и могут достигать размера небольшого куриного яйца.

В одних источниках пишут, что нить трудно разматывается, и шелковое волокно счесывают с кокона, в других — что нить разматывается превосходно. Не знаю, где правда!

Также дикий шелк отличается меньшим блеском, его нить блестит не равномерно, а как бы поблескивает.

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 19

Шелк, получаемый таким способом, не отбеливается до чисто белого цвета. Ткань долговечна и часто используется для оформления интерьера и производства очень носких плотных костюмных шелковых тканей.

Лично у меня давно на нее руки чешутся расписать, будет шикарная юбка, но все некогда.

Ткань из окрашенного дикого шелка:

Смерть шелкопряда, дающая шелк, фото № 20

Я надеюсь, уважаемые читатели, что статья была вам интересна. Лично я в процессе написания узнала много нового для себя и поняла, оценив масштаб ручного труда, почему настоящий натуральный шелк никак не может быть дешевым 🙂

На фото в публикации, скорее всего, небольшие частные хозяйства Азии. В Китае очень распространено выращивание шелкопряда фермерами и потом продажа коконов на вес в дальнейшую переработку.

Статья написана с использованием материалов с различных интернет-сайтов.

виды, свойства, уход за тканью

Содержание страницы

Натуральная шелковая ткань очень популярна благодаря своим удивительным характеристикам. Шелк настолько понравился людям, что его научились изготавливать синтетическим путем. Но это обстоятельство не повлияло на высокую востребованность природных нитей, получаемых из коконов тутового шелкопряда.

История

Шелк – натуральный материал, производство которого насчитывает не одно тысячелетие. Предполагается, что шелковая материя начала выпускаться еще до нашей эры. Тутовый шелк родом из Китая. Как гласит предание, 14-летняя жена одного из первых китайских императоров однажды пила чай на свежем воздухе в тени деревьев, и в чашку ей упал кокон шелкопряда. Под воздействием горячей воды из кокона вышла крепкая тонкая нить.

Супруга правителя достала нить и в этот момент ее посетила мысль, что из содержимого кокона можно изготовить ткань, отличающуюся красотой и прочностью. В скором времени высокопоставленные лица государства издали приказ выращивать шелкопрядов. А позднее был изобретен станок, и шелк сырец начал производиться активнее.

Простолюдинам строго запрещалось шить себе шелковые наряды. Этот блестящий натуральный материал долгое время применялся в шитье нарядов исключительно для представителей двора императора. Особенно в этом плане ценился красный шелк с золотой вышивкой.

Производство шелка осуществлялось только на территории Китая, его секрет не разглашался под страхом смертной казни. Личинки и коконы шелкопряда, а также семена тутового дерева запрещалось перевозить в другие страны. С развитием торговли тонкая шелковая материя стала известна всему миру. Однако Китай многие столетия оставался единственной страной, где этот натуральный материал производился в промышленных масштабах.

В Европе чуть более века назад придумали ацетатный шелк – синтетическую альтернативу натуральной ткани шелк из Китая. Сейчас производство полотна развито в Италии, Франции, Англии и Швейцарии.

Во все века история шелка была окутана тайной, связана с интригами и иногда – с мистикой. Подлинные обстоятельства его возникновения не известны по сей день.

История шелка искусственного началась в 19 веке, когда был разработан процесс ксантогенерирования. Технологию изобрели англичане Бевин, Кросс и Бидл, хотя и до них в Европе были попытки создания искусственного полотна.

Чтобы получить синтетический материал, древесную массу замачивали в растворе каутистической соды. Затем в еще мокрый состав добавляли другие химические соединения, благодаря чему происходила реакция ксантогенерирования.

Полученный продукт пропускали через своеобразное сито, после чего помещали его в раствор натрия, сульфата цинка и серной кислоты. Так образовывались нити и волокна, а синтетический шелк сырец стали изготавливать в промышленных масштабах. Патент на его производство был зарегистрирован 30 сентября 1902 года.

Виды шелковых тканей

Ассортимент шелковых материй определяют виды волокон, переплетения нитей, свойства шелка, особенности его производства и внешний вид. Натуральная шелковая материя встречается двух сортов: малбери и тусса.

Наиболее качественным является шелк малбери, не имеющий аналогов. Он производится из нитей шелкопряда, выращенного в искусственных условиях. Весь процесс получения материала осуществляется вручную. Его обработка происходит без использования химических продуктов, благодаря чему натуральный блестящий материал сохраняет все свои свойства.


Сорт тусса, в отличие от малбери, вырабатывают из нитей дикой гусеницы-шелкопряда. Тусса – это красный шелк, иногда – коричневый или медный. Его используют в мебельной индустрии для обивки изделий, оформления интерьера или наполнения подушек. Чтобы эта ткань приобрела более презентабельный вид, ее подвергают отбеливанию.

Это натуральные виды шелка, отличающиеся качеством и способом производства.

Также ткань разделяют по типам:

  • Креповые материи – креп-шифон, креп-жоржет.
  • Полукреповые ткани – креп-сатин, крепдешин.
  • Плотная шелковая ткань жаккард.
  • Гладьевые полотна.
  • Ворсовые ткани – велюр-бархат, бархат.

Шелковая ткань классифицируется в зависимости от метода производства. При этом каждая материя обладает своими, уникальными характеристиками.

  1. Буретный шелк состоит из коротких частей волокна, не поддающихся скручиванию. Волокна, составляющие буретный шелк, выстилают наружный и внутренний слои кокона. Благодаря такому расположению нити этого вида полотна обладают бактерицидными свойствами.
  2. Шелк сырец – высококачественный текстильный материал. Он производится из кокона гусеницы методом перемотки нити или синтетическим путем. Шелк сырец обладает такими характеристиками: гладкость, мягкость, эластичность, прочность, хорошая растяжимость. Обычно шелк сырец идет на изготовление платьевых материй, швейных нитей и других изделий.
  3. Вискозный шелк – это материя обычно полотняного переплетения, содержит синтетические волокна. Благодаря современным технологиям производства сейчас вискозный шелк делают практически неотличимым от натурального материала. Вискозу можно определить методом сожжения волокна. Эта материя состоит из целлюлозы, поэтому и горит иначе, чем состоящий из белковых соединений природный материал.
  4. Парашютный шелк – это ткань полотняного переплетения, используемая в самых разных сферах. Достаточно прочный парашютный шелк – материал полупрозрачный, окрашивается в разные оттенки в зависимости от назначения.
  5. Мокрый шелк изготавливается исключительно из натуральных волокон. Это безопасный и экологически чистый материал, применяющийся в шитье элегантных нарядов: шелковые платья, белье, костюмы, сорочки и галстуки. Также мокрый шелк используют для обивки элитных видов мебели. Иначе мокрый шелковый материал называют атлас-сатином.
  6. Вареный шелковый материал полотняного переплетения имеет однородную матовую поверхность. Он используется для пошива одежды: шелковое платье, а также костюмы и другие наряды из вареного типа ткани по недавним утверждениям дизайнеров сейчас на пике моды. Шелковый вареный материал напоминает по своему внешнему виду замшу.

Состав и свойства

По своему химическому составу натуральный материал напоминает волосы или шерсть. На 97% он состоит из белков, остальное – воски и жиры. Искусственно получаемый ацетатный шелк состоит преимущественно из целлюлозы с небольшим содержанием химических примесей.

Шелковая ткань натурального происхождения стойка к кислотам, органическим растворителям и щелочам.

Свою прочность натуральный материал теряет при температуре свыше 110 градусов либо при прямом воздействии ультрафиолета.

Шелковая материя приятна на ощупь. Это блестящий прочный и мягкий материал, способный окрашиваться в разные оттенки. Он очень износостоек, хорошо пропускает воздух и впитывает влагу. На свету тонкая ткань красиво переливается.

Из этой материи шьют как летние, так и зимние вещи, потому что при любой температуре окружающей среды телу в них комфортно. Кроме того, натуральный шелк обладает дезинфицирующим действием — особенно буретный шелк, получаемый из защитных волокон внутреннего и наружного слоев. Поэтому шелковая материя часто используется как шовный материал.

К недостаткам шелковых материй, особенно полотняного переплетения, можно отнести легкую сминаемость. Если шелковое платье сшито из таких разновидностей, как шифон и креп-жоржет, оно практически не мнется благодаря повышенному перекручиванию нитей в полотне. Появление пятен на поверхности ткани под воздействием влаги также относится к минусам. Подобные загрязнения легко удаляются спиртом. Синтетический материал электризуется, а у натурального такой особенности нет.

Производство

Гусениц-шелкопрядов разводят в больших шелководческих хозяйствах. Сначала их яйца помещаются в инкубаторы. После того, как насекомое вылупится, его переносят на кормовые этажерки. Когда шелкопряд вырастает, его помещают в коробки, где он и начинает свою работу по изготовлению кокона. На это уходит около 4 суток. Готовый кокон помещают в кипяток, где он разматывается. Получается шелковая нить длиной от 300 до 1000 метров.

После специальной обработки нить приобретает блеск. Если нужна ткань без блеска, его просто убирают на одном из конечных этапов производства. Нити окрашивают и ткут из них плотный шелк, натуральную природную материю. На этом производство шелка заканчивается.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Как отличить материал?

Чтобы определить, что перед нами не ацетатный шелк, а именно натуральный материал, можно использовать метод горения. Искусственные волокна будут активно гореть ярким пламенем, испуская запах бумаги.

Если поджечь природный шелковый материал, он будет тлеть. При этом можно почувствовать запах жженого волоса.

Кроме того, определить шелк можно по его мягкой текстуре, блестящей поверхности.

Правила ухода

Ткань полотняного переплетения из шелковых нитей требует особенного ухода. Этот блестящий материал нужно стирать вручную или при специальном режиме. Деликатные вещи стирать запрещается, лучше отдавать их в химчистку.

При стирке следует отделять одежду по цвету: красный шелк стирается отдельно от белого и т.д.

Когда шелк еще мокрый после стирки, необходимо завернуть его в полотенце. Как только излишки влаги впитаются, изделие следует положить на горизонтальную поверхность. Сушилки использовать запрещено.

Мокрый материал нельзя гладить. Когда шелк высохнет, можно погладить его утюгом при низкой температуре без пара.

За прошедшие тысячелетия в судьбе шелковой ткани ничего не изменилось: и в современной жизни она занимает далеко не последнее место, как и во все время своего существования. Такую популярность нежная материя заслужила не зря. Это и шовный, и платьевый, и отделочный материал, применяемый с успехом повсеместно.

Шелк в интерьере: особенности и примеры использования

Шелк — изысканный материал, производство которого — трудоемкий процесс. Именно поэтому шелк и стоит так дорого. Это почти невесомая натуральная ткань, одновременно с этим легкий и плотный материал. Его главная черта — благородный блеск, переливающийся в лучах солнца разнообразными оттенками. Дизайнеры любят использовать такую ткань в оформлении интерьеров и часто выбирают шелк в качестве текстиля, штор, чехлов на мебель и других предметов декора. 

Фото № 1: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: inkxlenses.tumblr.com

Особенности материала

Как и у всех тканей, у шелка есть и плюсы, и минусы. Рассмотрим их подробно.

Плюсы

  • Шелк прочный, поэтому порвать его сложно.
  • Это гладкая и приятная ткань, но не скользящая, как ее синтетические собратья.
  • Шелк высоко ценится, так как летом он создает прохладу, а зимой способен согреть.
  • Легко впитывает воду, быстро сохнет, при этом не изменяя форму.
  • На ткани не образуются грибок и плесень, а насекомые, такие как моль и клещи, ее не любят.
  • Шелк гипоаллергенен, поэтому годится для людей, страдающих даже сильной аллергией.
  • Очень красивая и легкая материя, которая своим блеском способна украсить любой интерьер.

Фото № 2: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: juliettesinteriors.co.uk

Минусы

  • Несмотря на то что шелк — крепкий материал, износостойкость у него высокая. При частом использовании шелковой мебели и других предметов ткань начинает истираться.
  • Если шелк долго находится под прямыми солнечными лучами, изделие выцветает. Поэтому для изделий из шелка, которые находятся под солнцем, часто используют дополнительные подкладки. Например, для штор.
  • Шелк — требовательная ткань, поэтому лучше использовать сухую чистку или аккуратную ручную стирку. От воды на шелке остаются разводы и пятна. Поэтому не стоит использовать его на кухне и в других комнатах, где он легко может попасть под воду или испачкаться.
  • Еще один недостаток — высокая цена натурального шелка. Соответственно, изделия из него тоже стоят дорого.

Фото № 3: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: juliettesinteriors.co.uk

Однако многие готовы простить шелку недостатки за его красоту, благородство и дороговизну, которые он привносит в интерьер.

Как можно использовать шелк в интерьере

Декор окон

Простой способ добавить уюта комнате — украсить ее шелковыми шторами. Помните, что такие шторы нужно делать с подкладкой, которая будет уберегать их от выцветания. Для этого можно использовать батист или сатин.

Фото № 4: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: silktrading.com

Если боитесь испортить нежный материал, повесьте на окна шелковые жалюзи. Они тоже смотрятся дорого и стильно.

Фото № 5: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: etsy.com

Декорируют шелком не только окно, но и дверные проемы. Вариаций для такого оформления существует очень много: можно использовать различные портьеры, многослойные шторы, японские панели или другие виды.

Фото № 6: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: etsy.com

Мебель и чехлы

Натуральный шелк эксперты не рекомендуют применять при оформлении предметов ежедневного использования. Например, шелковая обивка стульев быстро сотрется и потеряет первоначальный вид. Однако если вы решили добавить в интерьер декоративный экспонат, можно выбрать именно шелк для его оформления.

Фото № 7: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: wendymorrisondesign.com

Часто дизайнеры выбирают в качестве замены натуральному материалу искусственный шелк.

Драпировка стен и потолка

Шелк издавна используют для оформления стен и потолков. Такая отделка придает помещению роскошный вид. Недаром она всегда была популярна в оформлении дворцов и богатых дворянских домов.

Фото № 8: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: thelist.houseandgarden.com

Шелковое полотно не электризуется, хорошо поглощает звук, обладает теплоизоляцией, не накапливает пыль и не воспламеняется. Однако в таком оформлении есть своя особенность: из-за усадки материала чистый шелк в отделке не используют, его миксуют с другим волокном.

Фото № 9: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: amazonaws.com

Обои

Шелковое полотно для обивки стен — дорогое удовольствие, которое не каждый может себе позволить. Более бюджетный вариант отделки — шелковые обои, которые точно так же переливаются и блестят на свету.

Фото № 10: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: degournay.com

Ковры

Шелковые ковры — изысканный и дорогой декор, который отличается яркостью красок и изысканностью идей. Из недостатков — дороговизна изделия и сильное выгорание на солнце. Поэтому не стоит стелить такие ковры в помещениях, где часто светит яркое солнце.

Фото № 11: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: hmdcarpet.com

Более дешевые варианты — ковры с добавлением шелка в ворс. Например, часто шелк добавляют в персидские и шерстяные изделия, чтобы они были более блестящими.

Фото № 12: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: target.com

Текстиль

Текстиль из шелка — отличное украшение, которое выполняет в интерьере исключительно декоративную функцию. Из шелка делают чехлы на подушки, покрывала, панно, ткань абажуров и другие вещи.

Фото № 13: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: slipintosoft.com

В каких стилях уместно использовать шелк

Знаменитый Великий шелковый путь познакомил многие народы с этим материалом. Изделия из шелка уместны в разных стилях интерьеров. Благородный и роскошный шелк можно увидеть в барокко, рококо, ампире, классицизме.

Фото № 14: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: shopavenue.store

Шелковые стены и разнообразные панно часто используют в оформлении интерьеров в восточном, китайском и японском направлении.

Фото № 15: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: yrmural.com

Мягкий текстиль из шелка популярен в стилях хай-тек, ар-деко, шебб-шик и эко.

Фото № 16: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: ellesilk.com

Строгие жалюзи и римские шторы из шелка дизайнеры любят использовать при оформлении современных интерьеров.

Фото № 17: Шелк в интерьере: особенности и примеры использованияФото: blinds-2go.co.uk

А какое изделие из шелка вы хотели бы видеть у себя дома? Делитесь с нами своими идеями!

Мокрый шелк (ткань), а также декоративное покрытие на стены: особенности

Шелковые ткани имеют множество вариаций и всегда отличались красотой и необыкновенной мягкостью. Ткань мокрый шелк является одной из разновидностей этого материала. Что она собой представляет и где используется, ниже в статье.

Ткань мокрый шелк: описание и свойства

Шелковый материал изготавливали еще до нашей эры. Зародилось производство в Китае. Если верить древней легенде, то впервые идея выпускать ткань из нитей шелкопряда пришла молодой девушке благородного происхождения. Во время чайной церемонии в собственном саду она заметила упавший в ее чашку кокон шелкопряда, из которого вышла тонкая крепкая нить. Поскольку девушка была образованной, ей пришла в голову мысль, что можно наладить производство материала из подобных нитей. Выращивание шелкопрядов поставили на поток, а затем был изобретен станок для изготовления материала. Секрет производства охранялся государственной тайной, за разглашение грозила смертная казнь. Коконы и личинки шелкопряда были запрещены к вывозу, так же, как и семена тутового дерева.

Ткань мокрый шелк

Существует два вида шелкового материала: тусса и малбери.

Шелк малбери производится из нитей шелкопряда, выращенных в искусственных условиях. Шелк тусса (красный, медный или коричневый) — из нитей дикой гусеницы-шелкопряда.

В целом шелковая ткань делится по типам:

  • ткани с ворсом — бархат, велюр;
  • гладьевые полотна;
  • креповые — креп-шифон, креп-жоржет;
  • полукреповые — креп-сатин, крепдешин;
  • жаккард — плотная ткань.
Кокон тутового шелкопряда

Шелковые ткани по методу производства бывают следующие:

  • букретный шелк;
  • шелк-сырец;
  • вискозный;
  • парашютный;
  • вареный;
  • мокрый — второе название — атлас-сатин.

К сведению! Мокрый шел отличается от привычного классического необыкновенно мягкой бархатистой поверхностью. По ощущениям напоминает замшу высокого качества. При этом ткани присущ эффект перелива цвета, кажется, что она влажная, поэтому и получил материал такое название.

В состав ткани входят натуральные или синтетические волокна, которые переплетаются между собой методом атласного плетения. Для придания поверхности ворсистости ткань обрабатывают в специальном растворе и подвергают механическому воздействию. Структура нитей изменяется, и материал приобретает необходимую бархатистость и сияние.

Общие свойства ткани, присущие всем ее разновидностям:

  • мягкость и пластичность;
  • замшевая поверхность с шелковым переливом;
  • приятные ощущения для кожи при носке изделий;
  • роскошный внешний вид.
Роскошное платье из мокрого шелка

Разновидности и сферы применения

Натуральный материал условно делят на два подвида: китайский и японский. Для китайского характерна более низкая цена, но вместе с тем и качественные характеристики не на высоте. Он обладает высокой степенью сминаемости. Японский отличается следующими свойствами:

  • гигроскопичность;
  • хорошая терморегуляция;
  • долговечность при правильном уходе;
  • воздухопроницаемость.

Всеми этими качествами обладают следующие известные виды натурального мокрого шелка:

Дюпон

Шикарный материал, обладающий матовым блеском. Очень популярны из такой ткани свадебные платья и эксклюзивное постельное белье.

Ткань дюпон

Шармез

Ткань обладает эффектом сияния, применяется для пошива свадебных, вечерних платьев.

Нежно-розовый шармез

Шелковый фай

Материал для изделий повседневной носки, пошива галстуков, шарфов, платьев, костюмов, домашнего текстиля.

Обратите внимание! Из шелкового фая шьют флаги и знамена, для которых долговечность и несминаемость являются основными свойствами.

Искусственный материал изготавливается из полиэфирных волокон, подвергается обработке, аналогичной натуральному. Он является более бюджетным материалом, доступным по цене массовому покупателю. Также красив, разнообразен по цветам и оттенкам, но за счет «ненатуральности» имеет ряд недостатков:

  • негигроскопичен;
  • плохая терморегуляция — создает «эффект термоса».
Шелковый фай

Уход за изделиями

Материал мокрый шелк, несмотря на свое «мокрое» название, воды боится, как огня. Он настолько капризный в уходе, что оправданием ему служит только роскошный вид.

  • Нельзя стирать и мочить. Горячая, холодная, теплая вода материалу противопоказана категорически. Если необходимо очистить загрязнения, только химчистка.
  • Нельзя мочить из пульверизатора. С лицевой стороны проступят пятна, которые потом никак не вывести.
  • Не стоит отпаривать, так как изделие под воздействием пара сильно садится.
  • Если на изделии появились складки, можно аккуратно прогладить с изнанки через сухую ткань, на утюге выставить режим «Шелк».
  • В крайнем случае можно отнести платье или костюм во влажное помещение с теплым паром, например, в ванную комнату с включенным душем. Подержать там 2 мин. Складки разгладятся.
  • Изделия из искусственных волокон стирать можно, но только руками в мыльном растворе, температура воды не выше 30 °С.
Уход за шелком

Штукатурка в технике «Мокрый шелк»

Среди многообразия отделочных материалов выделяется декоративная штукатурка, покрытие которой напоминает шелковую ткань, натянутую на стену.

Материал

Материал представляет собой сложное соединение следующих компонентов:

  • шелковые нити, которые и создают эффект ткани бархат: чем крупнее волокна, тем лучшую фактуру имеет покрытие;
  • хлопок и целлюлоза;
  • акрил — связующий элемент всех компонентов;
  • полиэстер — для эластичности;
  • красящие пигменты;
  • антигрибковые вещества.

Главная отличительная особенность этого состава — при нанесении на стену получается полная имитация шелка.

Декоративное покрытие «Мокрый шелк»

Технология нанесения покрытия: как сделать своими руками

Перед нанесением состава стены нужно выровнять, загрунтовать и зашпаклевать тонким слоем шпаклевки. Ее цвет должен совпадать с цветом финишного покрытия.

Существует несколько стилей, в которых выполняют покрытие: китайский, флорентийский, венецианский, итальянский, российский.

Для нанесения потребуется шпатель или валик, емкости для замеса (подойдет ведро).

Декоративный шелк на стены наносится в следующей последовательности:

  • Базовый слой — тонкий, без рисунка, дать высохнуть.
  • Небольшое количество штукатурки наносится на стену и распределяется, при этом формируется рельеф, можно использовать трафареты.
  • Выждать сутки для полного высыхания.
Технология нанесения штукатурки

Преимущества и недостатки

Декоративное покрытие «Шелк на стенах» имеет следующие достоинства:

  • покрытие бесшовное;
  • долговечное;
  • универсальное — подойдет для стен и потолков;
  • экологичный состав;
  • максимальный выбор красок, цветов и оттенков;
  • роскошный внешний вид готового покрытия.

Недостатки декоративка «шелк» имеет следующие:

  • хорошо впитывает запахи, поэтому не рекомендуется для использования на кухнях;
  • высокая стоимость.
Дизайн отделанных помещений

Отзывы

Ангелина, 19 лет, г. Самара: «На весну была назначена свадьба. Платье я решила сшить на заказ, не нашла ничего из готового. Остановила свой выбор на мокром шелке и не жалею. Роскошное, сияющее! А главное, что в нем было очень удобно — мягкое и приятное к телу. Совсем не жалко потраченных денег!».

Елена, 52 года, г. Санкт-Петербург: «На юбилей коллеги подарили мне комплект штор из бежевого мокрого шелка. Очень роскошно выглядят в спальне. В солнечную погоду ткань прямо светится. Я очень довольна».

Наталья, 34 года, г. Орел: «Я работаю художником по костюмам в театре. Недавно была премьера спектакля по историческому роману. Я настояла, чтобы женские платья сшили именно из мокрого шелка. В свете софитов ткань смотрелась так роскошно! Спектакль имел ошеломительный успех, в том числе благодаря и одежде актеров, она создает особую атмосферу. Мокрый шелк для платьев исторических эпох идеально подходит».

Наличие в гардеробе изделия из мокрого шелка говорит о хорошем вкусе обладателя, а также значительном финансовом достатке. Все-таки ткань эта не из дешевых. Но настоящие ценители знают, что лучше купить одну качественную вещь, чем размениваться по мелочам. Шелк никогда не выйдет из моды.

Ткань мокрый шёлк: описание, характеристика, фото

Время чтения: 3 минуты

   

Мокрый шёлк не случайно назван именно так. Этот удивительный, необычный эффект ткани делает любую, даже повседневную одежду нарядной и запоминающейся. Великолепная гладкая бархатистая поверхность самой разной расцветки приковывает взгляды. Материал напоминает нежную замшу и чрезвычайно приятен при касании.

Из чего ткут и как создают

Ткань получают из натуральных или синтетических волокон атласным плетением, придающим изделию особое, шёлковое сияние.

Натуральный шёлк получают из нитей секреции желёз тутового шелкопряда. Сложная технология изготовления объясняет дороговизну производимых изделий.

Синтетический материал создают из полиэфирных волокон.

Для придания поверхности персиковой пушистости необходимо поменять структуру нитей. Для этого материал подвергают обработке в специальном растворе и механическим воздействиям. Вид шёлкового полотна преображается, он становится бархатно-шелковистым, эластичным и особенно мягким.

Свойства

Материал, полученный их натуральных волокон, отличается экологической чистотой и безопасностью. Они прочны и гигиеничны, легки и великолепны в драпировке. Однако, это дорогие и мнущиеся ткани.

Ткань шелк из полиэстера (смотрите фото) мягкая, гибкая, прочная, практически не мнётся, хорошо держит форму, она дешевле натуральной, но менее гигроскопична.

Виды ткани и области применения

  • Эффект мокрой ткани придают тонкому китайскому шёлку, слабо мнущемуся японскому. Высокие декоративные характеристики позволяют использовать материи для пошива роскошных платьев блуз, юбок, жакетов, плащей и курток, а также для обтяжки элитной мебели.
  • Материал дюпон обладает приглушённым блеском и обеспечивает эксклюзивный и богатый вид свадебным и вечерним платьям. Из него также шьют потрясающее и дорогое постельное бельё.
  • Шармез – это ткань, которая отличается благородным сиянием и настоящей роскошью, она идёт на изготовление вечерних нарядов, платьев для выпускного бала и свадебных торжеств.
  • Из шёлкового фая шьют не только одежду, но и армейские знамёна.
  • Мокрый шёлк в большом почёте у священнослужителей, из него получается богатое, видное церковное облачение.

izdelia-iz-mokrogo-shelka

В изделиях ткань создаёт неповторимый струящийся эффект, он придаёт силуэту лёгкость и изящество. Особенно хорош материал на стройных фигурах. Обладательницам пышных форм следует использовать облегающую материю с некоторой осторожностью и тщательней продумывать крой изделий.

Великолепный материал имеет некоторые существенные недостатки: во-первых, он дорог, во-вторых, цветные ткани выгорают на ярком солнце, и, в третьих, они нуждаются в особом уходе.

сравниваем

Знаете ли вы, что шелковое постельное белье лучшее для летнего периода. Дикий шелк — чесуча обладает «охлаждающим эффектом» и, хоть и не намного, но понижает температуру тела.

Как «продлить жизнь» дивана-кровати и сделать эту универсальную конструкцию даже удобнее, узнайте отсюда.

Уход

  • Главное отличие мокрого шёлка от других аналогичных материалов заключается в том, что его вообще нельзя стирать. Даже ручная стирка способна испортить внешний вид изделия. Загрязнившиеся вещи сдают в химчистку.
  • Помявшуюся одежду можно прогладить. Но делать это следует с изнаночной стороны, чуть тёплым утюгом, используя специальную подошву – проутюжильник.
  • Отпаривать готовые вещи не следует, это может привести к значительной усадке.
  • Нельзя также для увлажнения использовать пульверизатор, это приводит к образованию кольцевидных пятен на лицевой стороне.
  • Неглубокие складки и лёгкие заломы на шёлке хорошо расправляются при помещении вещей во влажную среду, например, в ванную комнату, согретую горячим душем.

Изделия из мокрого шёлка предназначены для особых праздников и торжеств. Они всегда невероятно изысканны и эффектны, это настоящее воплощение достоинства и роскоши в ткани.

   

© 2020 textiletrend.ru

Виды тканей с фотографиями. Как определить. Добавляйте в закладки — как узнать что нить шерстяная — запись пользователя Наталия @kovaleva_time (id1563257) в сообществе Покупки и Мода в категории Модные статьи

Девочки, так как я продаю свадебные платья (ну и распродаю гардероб еще ))))) у меня часто спрашивают «А что это за ткань?». Единственная моя тройка за четверть в школе была в 5-м классе по труду — кройке и шитью)))))))))) Но теперь надо отвечать на вопросы и знать , что же я продаю. Да и уверена, что в при покупках в магазине эта информация многим пригодится. По крайней мере мне уже пригодилась. Добавляйте в закладки, чтобы не потерять

Виды тканей

Наиболее известные виды тканей и их названия:

Ажур — ткань из хлопковой, шерстяной или шелковой пряжи, имеющая сквозной орнамент. Была очень популярна в первой половине XIX века.

Альпака — легкая, мягкая, тонкая ткань, изготовленная полотняным или саржевым переплетением из шерсти одноименного домашнего животного, которого разводят в Перу и Боливии. Очень ценный вид шерсти.

Ангора (ангорская шерсть) — изготавливается из шерсти ангорских кроликов и коз, разводимых на фермах Англии, Франции, Италии, Японии. Используется в трикотажном производстве.

Атлас — гладкокрашеная ткань из шелковых нитей с блестящей поверхностью атласного переплетения. В переводе с арабского «атлас» значит «гладкий». На Руси атлас известен с XV века: он широко использовался для изготовления одежды для знати — кафтанов, ферязи, зипунов, сарафанов и рубах. В современной моде из него изготавливают женские платья для торжественных случаев, нарядные блузки и костюмы. Атлас используется также как подкладочная ткань.

Виды тканей

Виды тканей

Виды тканей — фото: ткань атлас, альпака, бархат, батист, бифлекс, букле, вельвет, велюр и вискоза.

Ацетатный шелк — шелк, изготавливаемый из искусственных волокон, впервые полученных в 1925 году химиками Celanese Corp. of America (США).

Бархат — хлопчатобумажная, мягкая ткань, имеющая ворсовую поверхность. Бархат бывает гладкокрашеная или узорчатым. Его используют для изготовления вечерних платьев и костюмов, брюк и пиджаков. Бархат-стрейч великолепно растягивается и хорошо облегает фигуру благодаря эластичным волокнам в составе ткани. Используется для изготовления леггинсов и кофт.

Батист — легкая и плотная, нежная на ощупь, хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Ткань названа в честь фламандского ткача Батиста из Камбре, впервые изготовившего ее в XIII веке. Из батиста изготавливают блузки, платья, женское и детское белье, носовые платки.

Брокат — шелковая ткань с гладкокардовым рисунком и с золотыми или серебряными нитями (люрексом). Последние разработки этой ткани — из синтетических волокон. Брокат используют для изготовления нарядных блузок и платьев, а также — мужских вечерних пиджаков.

Бостон — гладкокрашеная ткань саржевого переплетения из высококачественной шерсти, имеющая повышенную износостойкость. Используется для изготовления костюмов.

Букле — толстая ткань полотняного переплетения, изготовленная из фасонной пряжи с крупными узелками в виде нерегулярных петлеобразных утолщений, благодаря которым на ее поверхности образуются «шишечки». Используется для изготовления женских костюмов и пальто.

Бязь — плотная хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кардной пряжи. Используется для изготовления постельного белья.

Вельвет-корд — хлопчатобумажная ткань с разрезным ворсом, имеющая ворсовые полосы шириной 3-5 мм. Бывает гладкокрашеным и с печатным рисунком.

Виды тканей, типы тканей

Виды тканей, типы тканей

Виды тканей — фото: ткани габардин, гипюр (кружево), гобелен, деворе, джерси, драп, жаккардовая ткань, жоржет, замша.

Вельвет-рубчик — хлопчатобумажная ткань с разрезным ворсом, имеющая ворсовые полоски шириной 1 мм. Бывает гладкокрашеным и с печатным рисунком.

Велюр (от фр. Velours — бархат) — общее название материалов, имеющих ворсовую, бархатистую лицевую поверхность. Это не только ткани (хлопчатобумажные, шерсть, искусственный шелк), но также кожа и фетр. В некоторых странах велюром называют вельвет и бархат.

Вискоза — название искусственного волокна из целлюлозы и ткани на его основе. Впервые вискоза была изготовлена в Великобритании в конце XIX века. В чистом виде она имеет ряд недостатков (усадка при намачивании, низкая прочность), однако в сочетании с другими волокнами получаются качественные ткани.

Вуаль — тонкая, прозрачная ткань из хлопчатобумажных нитей полотняного переплетения. Вес 1 квадратного метра от 60 до 105 г.

Габардин — (от испанск. — «gabardina» — защита от стихии) — чистошерстяная или полушерстяная ткань саржевого переплетения, на поверхности которой имеются ярко выраженные диагональные рубчики. Ткань обладает высокой износостойкостью и водонепроницаемостью благодаря плотности и однородность поверхности. Применяется для изготовления женских и мужских костюмов, пальто и плащей.

Газ — прозрачная, почти невесомая шелковая или хлопчатобумажная ткань особого переплетения, в котором нити утка и основы сохраняют пространство. В зависимости от особенностей изготовления получался газ как атлас, полотно или саржа.

Гарус — один из видов шерстяной ткани, названной в честь города Аррас во Фландрии, где она изготавливалась.

Гипюр — кружевное полотно из тонких хлопчатобумажных или шелковых ниток, состоящее из сшитых иглой или выполненных с помощью коклюшек фрагментов, соединенных между собой. Сегодня гипюр производится машинным способом.

Деним (джинсовая ткань) — (от фр. De Nim — из Нима) — хлопчатобумажная ткань полотняного или саржевого переплетения, отличающаяся высокой прочностью и плотностью. Названа в честь города Ним, где она была впервые изготовлена. В начале применялась для изготовления рабочей одежды золотоискателей, в наше время — для повседневной джинсовой одежды.

Деворе — ткань, рисунок на которой получается путем выжигания (химической вытравки) части волокон.

Какие бывают ткани

Какие бывают ткани

Виды тканей — фото: ткани кашемир, крэш, лайкра, лаке, лен, органза, парча (брокат), пике, плюш.

Джерси — трикотажное полотно (одинарное или двойное) машинной вязки с мелким петельным шагом, обладающее высокой растяжимостью и гладкой поверхностью. Джерси изготавливают из гребенной шерсти, иногда — из хлопка, шелка или искусственных волокон. Джерси из шерсти в моду ввела Коко Шанель.

Драп (от фр. Drap — сукно) — мягкая шерстяная ткань с гладкой поверхностью, на которой в результате валки образуется войлокообразный застил, закрывающий ткацкое переплетение. Драпы могут быть одно- и двухлицевыми, однотонными и многоцветными, ворсовыми и гладкими. Используются для пошива мужских и женских пальто.

Кашемир — шерстяная или полушерстяная ткань с диагональным рубчиком на поверхности, изготовленная из шерсти гималайской козы. Название ткани произошло от индийского штата Кашмир, из которого с XVIII века ткань ввозилась в Европу. Впрочем, так называется и коза, из шерсти которой производят данную ткань.

Крепдешин (фр. Crepe de Chine) — ткань из шелковых нитей, вырабатываемых из шелка-сырца в основе и шелка-крепа в утке или ткань из искусственных нитей, вырабатываемая из слабо-скрученной основы и утка высокой креповой крутки (поверхностная плотность — 130 г/м2). Крепдешин имеет матовую поверхность.

Креп-жоржет — тонкая, полупрозрачная ткань из шелковых нитей креповой крутки в основе и утке полотняного переплетения. Характеризуется жесткостью, упругостью, сыпучестью краев. Используется для изготовления платьев, блузок, а также — для отделки.

Креп-сатин — двухсторонняя ткань из искусственных шелковых нитей: одна сторона — атласная, другая — матовая с креповым эффектом. Обе стороны могут быть использованы как лицевые.

Креп-шифон — ткань из натуральных перекрученных нитей шелка-крепа в основе и утке полотняного переплетения (поверхностная плотность 25 г/м2). Ткань имеет матовую поверхность, как все ткани креповой группы.

Лен — ткань, изготавливаемая из нитей, вырабатываемых из стеблей льна. Лен — натуральный материал с прекрасными гигиеническими свойствами: пропускает воздух и приятно холодит кожу в жаркий летний день.

Органди (от фр. Organdi — ткань жесткой выделки) — тонкая, прозрачная, жесткая хлопчатобумажная ткань, родиной которой является Восточная Индия.

Органза — жесткая на ощупь, прозрачная ткань, изготавливаемая из натурального шелка или химических волокон.

Парча — ткань сложной выработки с узорами из золотых и серебряных нитей. В Россию ввозилась из Турции и Ирана, позднее — из Франции и Италии, а с XVIII века ее изготовление налажено было в России.

Пике — хлопчатобумажная или шелковая ткань сложного переплетения волокон, имеющая характерную фактуру лицевой стороны в виде продольных полосок. Используется для изготовления женского платья, блузок, костюмов.

Полиамид (нейлон) — синтетическое волокно и ткань из него, обладающая высокой износостойкостью и исключительным сопротивлением растяжению.

Виды тканей и их свойства

Виды тканей и их свойства

Виды тканей — фото слева направо: поплин, репс, сукно, тафта, твид, фукра, хлопок, шелк, шелковый атлас.

Полиэстр — новый синтетический материал, обладающий хорошей воздухопроницаемостью и мягкостью.

Полубархат — плотная хлопчатобумажная ткань с ворсовой поверхностью, полученной благодаря уточно-ворсовому переплетению.

Поплин — плотная ткань полотняного переплетения, изготавливаемая из хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных нитей. Имеет мелкий поперечный рубчик благодаря тому, что плотность нитей основы больше, чем уточных. Шелковый поплин используется для изготовления нарядных платьев.

Репс — плотная ткань из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных нитей, выработанных из гребенной пряжи в основе и утке, полотняного переплетения. Ткань имеет фактуру «в рубчик» благодаря тому, что плотность нитей основы выше плотности нитей утка: поверхность ткани образуется из нитей основы, а уточные нити, оказавшись в середине, образуют поперечные рубчики.

Саржа — ткань из шелковых или шерстяных нитей саржевого переплетения. Шелковая саржа — прекрасный материал для подкладки, а шерстяная — для верхней одежды.

Сатин — ткань с блестящей поверхностью из шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных нитей сатинового переплетения. Шелковый сатин — потрясающе красивый материал для изготовления свадебных и нарядных платьев. Из хлопчатобумажного сатина изготавливают домашнюю и рабочую одежду. Шерстяной сатин используется для верхней одежды.

Сукно — плотная шерстяная ткань с умеренно блестящей поверхностью, полученной в результате переплетения кардной пряжи средней толщины в основе и аппаратной толстой пряжи в утке. В процессе отделки ткань ворсуют, затем ворс подвергают стрижке и запрессовывают. Используется сукно для изготовления пальто и костюмов.

Тафта — плотная шелковая ткань, гладкокрашеная или пестротканная, имеющая фактуру «в рубчик». Используется для бальных платьев.

Ткани, переплетение тканей

Ткани, переплетение тканей

Виды тканей — фото: шерсть, шифон, штапельная ткань. Переплетения ткани слева направо: полотняное, саржевое и сатиновое переплетение.

Твид (англ, tweed) — грубая шерстяная ткань саржевого переплетения. Названа в честь реки в Шотландии, вдоль берегов которой находились текстильные предприятия по выпуску данных тканей.

Тактел — ткань из тонкого волокна, содержащего 100%-ю целлюлозу, обладает высокой износостойкостью, ветрозащитностью и хорошими гигиеническими свойствами: легко впитывает влагу, «дышит».

Фланель — хлопчатобумажная или шерстяная ткань репсового (уточного) или саржевого переплетения, имеющая двухсторонний редкий начес. Хлопчатобумажная фланель используется для изготовления белья. Из мягкой и теплой шерстяной фланели изготавливают мужскую и женскую одежду: костюмы, юбки, брюки.

Хлопок — натуральное волокно, изготавливается из растения хлопчатник.

Шанжан — натуральный или искусственный шелк с переливчатым эффектом, получаемым благодаря разноцветным нитям основы и утка.

Шевиот — одноцветная разреженная шерстяная ткань саржевого переплетения, которая подвергается валянию и стрижке. Применяется для изготовления верхней одежды.

Шелк — легкая ткань, изготавливаемая из нитей, полученных из коконов тутового шелкопряда.

Шерсть — ткань из натуральных волокон, изготовленных из шерсти овец, верблюдов, коз.

Шифон — очень тонкая, нежная полупрозрачная ткань из нитей шелка, хлопка, вискозы или синтетического происхождения креповой крутки. Самым лучшим считается шифон из шелка — гладкий, блестящий, струящийся.

Шотландка — термин, обозначающий ткань с узором в крупную клетку.

Штапель — мягкая ткань из шелковистого волокна на основе целлюлозы с добавлением хлопка, обладает хорошими гигиеническими свойствами и используется в летнем ассортименте одежды.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк — продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебеснойс 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды — лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Иньские гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах середины II тыс. до н.э. содержат иероглифы «шелкопряд», «тутовое дерево», «шелк», «шелковая ткань». К середине I тыс. до н.э. тутовые черви разводились уже в шести государствах Поднебесной. Центры шелководства находились в районах, лежащих вдоль рек Хуанхэ и Янцзы, а также в Сычуани.

С этих времен идет традиция: весной императрица открывала сезон шелководства, который продолжался шесть месяцев. Издревле шелководство считалось женским занятием.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 1

Старинные ткацкие станки. Шелковый рынок, Пекин

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 2

Ворота храма Божества шелкопряда Сяньцань в парке Бэйхай, Пекин

Уже в эпоху Сражающихся Царств (475-221 до н.э.) шелк и изделия из шелка повсеместно распространились в Китае практически во всех слоях населения. Мэн-цзы (372—289 до н. э.), «Второй совершенномудрый», предлагал по периметру «колодезных полей» высаживать тутовые деревья, чтобы стар и млад ходили в шелковых одеждах.

Шелк широко применялся в хозяйстве. Помимо использования в качестве ткани для одежды и вышивки, из него изготовляли струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, делали лески рыбной ловли и даже бумагу. Во времена правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк стал своего рода универсальным денежным эквивалентом: крестьяне платили налоги зерном и шелком, чиновникам государство платило также шелком.

Ценность шелка рассчитывалась исходя из его длины и была приравнена к золоту. Шелк стал, фактически, валютой, использовавшейся при расчетах с другими странами. О важной роли шелка в китайской культуре свидетельствует и тот факт, что из 5 тысяч наиболее употребительных иероглифов около 230 имеют ключ «шелк».

Технологии шелководства, вышивки, окрашивания тканей быстро совершенствовались. Это продолжалось вплоть до периода правления династии Тан (618-907).

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 3

Старинный ткацкий станок

Объемы и качество шелковой продукции постепенно увеличивались. Яркость красок, богатство и совершенство вышивки поражали. Со II в. до н.э. была налажена внешняя торговля – знаменитый Шелковый Путь. Ключевую роль в этом процессе сыграл Чжан Цянь 张 骞 (?-114 до н.э.), китайский дипломат и путешественник, открывший для Китая и китайской торговли страны Центральной Азии. По караванным путям, часть которых существовала и раньше, на Запад отправились караваны, груженные китайскими товарами.

Впрочем, ряд исторических и археологических фактов свидетельствуют, что в других странах о китайском шелке узнали намного раньше. Так, в одной из египетских деревень недалеко от Фив и в Долине Царей были обнаружены женские мумии, обернутые в шелковые ткани, датируемые XI в. до н.э. Вероятно, это наиболее ранняя находка.

После воцарения династии Тан (618-907) были основаны специальные ткацкие мастерские, первоначально производившие церемониальные головные уборы, а позднее – разноцветные шелковые ткани. Ткани окрашивались растительными красителями: цветами, листьями, корой, корнями растений. Главные ткацкие центры располагались на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Сычуань. Танская эпоха – время интенсивной торговли шелком, он обнаружен на территории современного Синьцзяна, Турфана, Таджикистана и даже на Северном Кавказе.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 4

Ткацкий станок

Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Среди знати шелк пользовался огромной популярностью. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год! Импорт шелка стал уже угрожать самой экономике Римской империи. В 380 году римский историк Аммиан Марцеллин (ок. 330-после 395) писал, что «использование шелка, которое когда-то было ограничено только знатными, сейчас распространилось на все классы без различия, даже на самые низшие».

Варвары также были пленены этим удивительным материалом. Гот Аларик, захвативший Рим в 409 году, потребовал, среди всего прочего, 4000 шелковых туники.

Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Предлагалось множество фантастических объяснений. Так, Вергилий (I в. до н.э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н.э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывалось предположение, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, или что его создавали огромные жуки, или он сделан из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей».

Китайцы рьяно оберегали секрет изготовления шелка. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, в Корее, а затем и в Японии узнали тайну производства шелка. Считается, что в Корею около II в. до н.э. его привезли сами китайцы, эмигрировавшие туда. На Японских островах шелк появился в III н.э. Затем, в IV веке шелковое производство было налажено в Индии.

Существует несколько легенд, повествующих о том, как технология изготовления шелка стала известна в других странах. Согласна одной из них, китайская принцесса была помолвлена с принцем Хотана. Её жених пожелал, чтобы его невеста привезла с собой семена тутового дерева и личинки шелкопряда. По другой версии, сама принцесса захотела привезти их на свою новую родину. Она спрятала семена и личинки в своей пышной прическе и вывезла их за пределы Китая. Произошло это около 440 года. А оттуда уже секрет производства шелка распространился по всему миру.

Согласно другой полулегенде-полуистории, секрет разгласили два несторианских монаха. Около 550 г. они тайно в своих полых бамбуковых посохах привезли яйца шелкопряда и семена тутовника византийскому императору Юстиниану I (483-565).

Тем самым Византия стала первой страной, входящей в западный мир, где появилось свое шелководство. Церковь и государство создавали свои шелковые мастерские, монополизировав, таким образом, производство и также рьяно охраняющие секрет его изготовления. В VI веке персы также освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 5

Ткацкий станок

Католические прелаты носили богатые шелковые одеяния и украшали им свои алтари. Постепенно мода на шелк распространилась и среди знати. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании, а спустя четыре столетия шелк успешно производился городами Апеннинского полуострова, несколько городов которой дали свое имя тканям. Считается, что итальянский шелк берет свое начало от 2 тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.

Сегодня шелк производят во многих странах мира: в Китае, Италии, Индии, Испании, Франции. Но по-прежнему Китай – крупнейший на мировом рынке экспортер шелка-сырца и шелковой продукции.

Технология производства шелка

Веками шелк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Производство шелка — очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного к себе внимания. В настоящее время ряд процедур автоматизирован.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 6

Коконы шелкопряда

В течение столетий шелководство развивалось и совершенствовалось, превратившись в точную науку. И даже сейчас технология получения шелка базируется на старых методах.

Шелк получают из коконов шелковой моли. Существует множество разновидностей дикой шелковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой Bombyx mori, слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк. Предполагают, что она произошла от Bombyx mandarina mori, дикой шелковой моли, обитающей в белых тутовых деревьях только в Китае. В процессе селекции одомашненная она потеряла свою способность к полету и может только есть, спариваться, производить потомство и вырабатывать шелковые волокна.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 7

Моль

Помимо этого, существует в природе еще один вид моли – Antheraea mylitta, также производящий шелковое волокно, но более грубое. Получаемые из него нити называют тусса.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 8

Тутовый шелкопряд

Самка Bombyx mori, вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого она в течении 4-6 дней откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются, тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Они очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Они содержатся при температуре около 18 градусов по Цельсию, постепенно увеличивая ее до 25 градусов Цельсия.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 9

Стадии развития личинки шелкопряда

Приблизительно на 7 день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении приблизительно месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз!

Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой.

В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше. За это время червяки несколько раз линяют, постепенно меняя свой цвет с серого на бледно-розовый.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 10

Бамбуковые подносы с шелкопрядом

Наконец приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. Вещество, которое вырабатывают шелкопряды, включает в себя два основных компонента. Первый – фиброин, нерастворимое протеиновое волокно, составляющее 75-90% выработки. Второй – серицин, клейкое вещество, предназначенное для скрепление волокон кокона. Помимо них присутствуют также жиры, соли, воск.

За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме и др.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 11

Куколки шелкопряда

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 12

Здесь крепятся коконы шелкопряда

Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого ее подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. В этот момент удаляется только незначительная его часть, около 1%, но этого достаточно для того, чтобы можно было размотать нить.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 13

Умерщвление личинок

После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 м, а отдельные особи – до 1000 и более метров!

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 14

Сушка шелка

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 15

Шелковые нити

Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, — сматывается в мотки пряжи. В настоящее время этот процесс автоматизирован.

Китайский шелк: легенды, история и технология производства, фото № 16

Машина для разматывания коконов

Мотки пряжи шелка-сырца сортируют по цвету, размеру и другим характеристикам. Затем шелковые нити снова крутят для достижения ими однородной структуры и плотности. На этой стадии можно скручивать и разные пряжи, чтобы получить затем разные текстуры ткани. Далее нити пропускают через специальные ролики. После этого пряжа поступает на ткацкую фабрику.

Здесь пряжу снова замачивают в теплой мыльной воде, происходит рафинирование, и вес пряжи уменьшается до 25%. После этого пряжа имеет сливочно-белый цвет и далее может быть окрашена и подвергнута дополнительным процессам обработки. Только после этого можно приступать к изготовлению ткани.

Шелковые волокна, которые не пошли на прядение нитей — от разрушенных коконов, порванные концы и др., можно также скручивать в нити, наподобие тех, что получают из хлопка или льна. Качество этого шелка ниже, он имеет тенденцию к слабости и нечеткости. Его можно пустить, например, на изготовление шелкового одеяла.

Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки — 630!

Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о