Шапка мономаха рисунок: 7 шапок русской монархии – Шапка Мономаха — Википедия

Шапка мономаха рисунок: 7 шапок русской монархии – Шапка Мономаха — Википедия

04.11.2020

Содержание

Как женская тюбетейка стала Шапкой Мономаха и другие казусы российской истории (7 фото)

Великая история России полна занимательных и порой казусных фактов

В российской истории было все: падения и взлеты, стабильность и разорения, влиятельность и рабство. Но во все времена хватало эпизодов, которые и сегодня вызывают улыбку.Вплоть до по-настоящему анекдотичных ситуаций, происходивших с русскими императорами. Предлагаем подборку малотиражных фактов и нестандартных взглядов на известные летописные явления.

Шапка Мономаха – женская тюбетейка

У истории происхождения Шапки Мономаха несколько версий

У истории происхождения Шапки Мономаха несколько версий

Шапка Мономаха много веков представляет собой одну из первых регалий великих русских князей и монархов и символ самодержавия Руси. Шапку использовали с первого венчания на престол внука Ивана III Дмитрия в 15 веке. Ею же венчали на царство в 1546-м и Ивана Грозного. Причём каждый монарх надевал эту реликвию лишь раз в ходе торжественной церемонии, а после празднества шапка пряталась в сокровищницу. Множество вопросов вызывает у историков происхождение Шапки Мономаха.

Достаточно необычную версию озвучивает доктор искусствоведения Гюзель Фаудовна Валеева-Сулейманова и еще ряд летописцев. По их мнению, до того, как шапка попала на русскую землю, она использовалась в качестве женской татарской тюбетейки. Принадлежал этот головной убор знатной особе, о чем свидетельствуют увесистые золотые подвески. И якобы технология исполнения этих украшений, а также стиль орнаментов напрямую указывают на золотоордынское происхождение головного убора. А попасть Шапка Мономаха на Русь могла, к примеру, после женитьбы одного из московских князей на богатой татарке.

Как Столыпин обескуражил покушающегося на него саратовца

Взрыв на Аптекарском острове – одно из множественных покушений на Столыпина

Взрыв на Аптекарском острове – одно из множественных покушений на Столыпина

На момент начала российской революции 1905-го будущий председатель Кабмина Российской империи Столыпин был в должности саратовского губернатора. В один из дней народных волнений возбужденная толпа поджидала приезда градоначальника с требованием незамедлительных объяснений непростой жизненной ситуации. Столыпин всегда отличался даром усмирять даже самые агрессивные народные выступления, находя нужные слова. Выйдя из экипажа к негодующим горожанам, Петр Аркадьевич сразу заметил, что на него несется здоровенный парень с дубиной. Не испугавшись, Столыпин решительно шагнул ему навстречу, на ходу сбрасывая меховую шинель. «Подержи-ка, голубчик», — обескуражил губернатор нападавшего. Бросив свое грозное оружие, парень послушно взял одежду Столыпина в руки, а тот невозмутимо проследовал к толпе, традиционно разрядив обстановку.

Почему ширина железнодорожной колеи в России и Европе не совпадают

Разность параметров железнодорожной колеи в России и Европе изначально преподносилась как русский технический прогресс

Разность параметров железнодорожной колеи в России и Европе изначально преподносилась как русский технический прогресс

Ширина европейской железнодорожной колеи перенята у древних римлян. Чтобы не выходили из строя колесницы, перепрыгивая из одной колеи в другую, приняли решение изготавливать все повозки с одинаковым расстоянием между колесами в 1435 мм. Длина оси подбиралась так, чтобы повозка запрягалась двумя лошадьми. Такой стандарт прижился практически во всей Европе. Когда англичане уже в 19 веке строили свою железную дорогу, паровые машины строились также шириной в дилижанс. Такие же параметры соблюдаются и в нынешних европейских странах, а также в США (ширина колеи 4 фута и 8,5 дюймов), хотя еще инженеры 19 века считали, что эта цифра должна быть больше.

Коснулись мировые стандарты и России. В 19 веке ширина колеи здесь ровнялась 1524 мм. В 20 же веке советские железные дороги перевели на стандарт в 1520 мм, что на тот момент выглядело техническим прогрессом. Состав передвигался более устойчиво, позволяя перевозить большие объемы грузов. Тогда мало кто задумывался над неудобствами, которые в будущем принесет разница между российскими и европейскими параметрами в этой области. Есть и версия о том, что такое нововведение было пролоббировано русскими купцами, решившими ограничить поступление европейских товаров во избежание конкуренции.

Как император Николай Павлович из августейшего стал «сентябрейшим»

Историей зафиксировано множество анекдотических ситуаций с участием императора Николая

Историей зафиксировано множество анекдотических ситуаций с участием императора Николая./Фото: svavva.ru

В 19 веке один российский помещик захотел определить сына в кадетский корпус, но, будучи далеким от светских устоев, совсем не знал правил составления прошения. Не знал он даже, как обращаться к государю, как обозначить его титул. Поразмыслив, помещик вспомнил, что в одной из газетных статей, где речь шла о царе, значилось обращение «августейший». А так как события происходили в сентябре, мужчина логично написал в адрес государя «сентябрейший». Это письмо очень позабавило Николая I, который сквозь смех дал команду принять юношу на обучение, чтоб он не вырос таким же глупцом как его отец. С императором Николаем Павловичем вообще часто случались забавные истории.

Как известно, император предпочитал прогуливаться по столице в одиночестве, без охраны, даже проверяя посты охраны по ночам. Как-то один прапорщик, узнав государя, остановился, отдавая честь. Николай спросил, откуда идет солдат. «Из депа», — бодро отрапортовал тот. «Слово «депо» не склоняется», — поправил его царь. Но солдат не смутился, парируя тем, что перед его величеством склоняется абсолютно все. Проснулся прапорщик уже капитаном.

Как излюбленная фраза Суворова прозвучала на его же похоронах

Афоризмы авторства Суворова звучали даже на его похоронах

Афоризмы авторства Суворова звучали даже на его похоронах

Суворов часто любил повторять в разных интерпретациях слова о том, что русский солдат везде пройдет. Во время похорон генералиссимуса, после отпевания гроб следовало переместить по лестнице. Однако проход был узким и сильно затруднял церемониальный процесс. Присутствовавшие на похоронах военные ветераны, долго служившие под командованием Суворова и знавшие все его повадки, вспомнили знаменитую фразу. «Суворов везде пройдет», — в один голос воскликнули они, водрузили гроб над головами и оперативно доставили его к месту назначения.

Как вилка сыграла против Лжедмитрия

Вилками когда-то сервировались лишь монаршие столы

Вилками когда-то сервировались лишь монаршие столы

Привычная сегодня вилка не всегда была традиционным столовым прибором на русском столе. В начале 17 века вилку из Польши в багаже Марины Мнишек завез в Россию Лжедмитрий I. Во время празднеств в Грановитой палате по случаю их бракосочетания этот столовый прибор впервые открыто использовался. Такая вольность буквально шокировала присутствующих в Кремле бояр и духовенство, послужив одним из поводов подготовки заговора Шуйского. Вилка впоследствии оказалась аргументом к тому, что Лжедмитрий имел далеко не русское происхождение. С вилкой народ связывал с тех пор дурные приметы и несчастья. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, где образ данного столового прибора далеко не положительный.

Царские венцы Российских самодержцев | Журнал Ярмарки Мастеров

Среди государственных регалий русских царей были короны или венцы, крест, скипетр, держава, бармы — специальное оплечье, украшенное запонами и изображениями святых, саадак — набор, состоящий из налуча и колчана и другие предметы, которые одевали во время различных торжественных церемоний, приема иностранных послов, поставления патриархов и др. Определенный ритуал существовал при венчании на царство. Непременным атрибутом его было надевание царского венца — короны, символа верховной власти. Короне-венцу придавалось особое значение и она в русской традиции была предметом, передаваемым по наследству от государя к государю.

Из русских царских венцов до начала XVII века сохранились лишь две — шапка Мономаха и шапка Казанская. Примечательно, что и та, и другая являются образцами татарской культуры и попали к русским царям от татарских ханов.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 1

Шапка Мономаха

Золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда».

Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 2

Шапка Казанская.

Шапка Казанская создана ок. 1553 в честь взятия Казани в октябре 1552 войском Царя Иоанна IV Грозного и присоединения Казанского Ханства к Московскому Царству. Корона Казанского Царства имеет вид удлиненной золотой шапки, украшенной бирюзой, рубинами, жемчугом и другими камнями. Вместе с восточным орнаментом на тулье расположены в три ряда накладные «кокошники-городки». В центре «городка» закреплен большой драгоценный камень либо крупная жемчужина. Шапку первоначально венчал густо-красный камень – китайский шпинель, но в 1627 его заменили на жёлтый сапфир.

Изображение Казанской шапки венчает щит Казанского царства в Большом гербе Российской империи. В наше время Казанская шапка также венчает щит в гербе Казани. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 3

Венец . «Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 г.

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова и в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционный для такого типа венцов — «шапок». Шапка украшена 177 камнями и жемчужинами. Сегодня изображение этой короны венчает герб Астрахани.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 4

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ). 1684 г.

Алтабасная — то есть из золотой ткани. Данная шапка была сделана специально для царя Ивана V Алексеевича, причем, для украшения шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича. Также в украшениях использовались: алмазы, яхонты, изумруды. В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 5

Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.

Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 6

Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.

Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 7

Шапка Таврическая или «Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.

Шапка Таврическая («Шапка Мономаха второго наряда») создана для Царя Петра I, который венчался на царство вместе со старшим братом Царем Иоанном V в 1682. Как и на Шапке Мономаха, на ней восемь вытянутых треугольных пластин из золота, но они гладкие и отполированные, с драгоценными камнями в благородных оправах, окруженными жемчугом. Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Царства Херсониса Таврического, почему и имеет второе название Таврическая. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 8

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Корона, изготовленная в Петербурге в 1730 году мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Главная ценность: помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 9

Большая императорская корона Российской империи 1762 г.

Большая Императорская корона Российской Империи была изготовлена в 1762 году по специальному заказу Екатерины II. Работа осуществлялась под руководством известных ювелиров Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми Позье, который в основном занимался подбором камней. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца!

Большая Императорская корона Российской Империи изготовлена в виде головного убора восточных традиций — «тюрбана или чалмы индийских султанов, высшей касты раджей и османского духовенства». Основа короны выполнена из драгоценных металлов — серебра и золота. Высота короны с крестом составляет 27,5 см. Два серебряные полушария усыпаны бриллиантами и разделены бриллиантовой гирляндой и двумя рядами крупных матовых жемчужин, скрепленных невысоким венцом, состоящим из большой шпинели, входящей в число исторических камней, и креста из 5 огромных бриллиантов. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов общим весом в 2858 карат и 72 индийских жемчужины, подчеркнув сверкание бриллиантовых ювелирных вставок двумя рядами крупных матовых жемчужин.

Самым известным из драгоценных камней короны является шпинель весом в 398,72 карат, которая находится на дуге, разделяющей две половины короны. Этот камень был приобретен в 1676 году у китайского императора Канси. Поверх шпинели находится крест из пяти больших бриллиантов. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом.

Две полусферы в короне олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи, ставшей «границей» в виде увенчанного красным рубином восточных земель и крестом православия усыпанного бриллиантами обода и объединяющей два континента в победе над османами. Соединенные у основания короны и обрамленные жемчугом, они изображают латинскую букву «V» ( лат. victoria — победа), что также символизирует победу Екатерины Великой. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и желуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Царские венцы Российских самодержцев, фото № 10

Малая императорская корона Российской империи 1856 г.

Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра II в 1856 году. Малую императорскую корону можно назвать миниатюрной: ее вес составляет всего 378 граммов, а к прическе она крепилась специальной шпилькой. Корона не являлась государственной регалией и считалась частной собственностью императрицы.В настоящее время корона хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Шапка Мономаха — не Мономаха

Шапка Мономаха .

Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет!

Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы .,

Ну и давайте продолжим про венцы и короны Российских правителей.

Шапка Казанская .

Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ) . 1684 .

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная . 1682 — 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце .


Шапка Алмазная . 1682 — 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .

Шапка Мономаха второго наряда» . 1682 .

«

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд .

Корона российской императрицы Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда :

Большая Императорская Корона России .

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I .


Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.


А вот сейчас нет никакого головного убора правителя. А жаль 🙂


История шапки Мономаха — Альтернативный взгляд Salik.biz

Шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей. Представляет из себя золотой головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, который украшен филигранями, драгоценными камнями и увенчанный крестом.

Впервые, предположительно, шапкой Мономаха венчался на царство внук Иван III Дмитрий, а после него все другие русские цари вплоть до Петра 1. С 1721 г. шапку Мономаха на коронационных торжествах заменили короной Российской империи, как раз с того времени Россия стала империей. Хранится шапка Мономаха в Оружейной палате Московского Кремля.

— Salik.biz

В легендах


Очень давно о шапке Мономаха появилась легенда, будто в XII столетии византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде великому князю киевскому Владимиру Мономаху, от которого спустя много поколений этот венец перешел к московским царям. Согласно легенде, митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы – драгоценные медальоны, нашивавшиеся на круглый воротник, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Хотя со временем историки, когда сопоставили их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин скончался в 1055 г., а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 г. – спустя 58 лет после смерти византийского правителя.

Существует и такое предположение что шапка Мономаха была создана по заказу Василия III между 1521 и 1526 гг. из золотых пластин — частей шлемов, хранящихся в московской казне.

Рекламное видео:

История происхождения

Существует несколько мнений о происхождении царского венца. Одни из историков полагают, что ее сделали в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи считают, что это может быть произведением бухарской работы. Происхождение реликвии, как и история его появления в царской казне, по сей день не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях нет упоминаний про шапку Мономаха: даже если ее и прислал бы византийский император, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому был предназначен этот подарок. А о ней ничего слышно не было до конца XV начала XVI столетия… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, были упоминания о некой золотой шапке, однако сколько-нибудь подробного описания ее нет. Первое небольшое письменное упоминание о некой «шапке», которой был венчан на царство внук Ивана III Дмитрий, встречается в грамоте 1498 г.

Первое венчание на царство с шапкой Мономаха


Царь Иван III в столь трудное для государства время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возрастающую мощь страны особенной торжественной церемонией – венчанием на престол. Для такой церемонии 4 февраля 1498 г. и использовали Мономахов венец. В тот день Иван III сопровождаемый боярами ввел своего 15-ти летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство.

Для того что бы придать большей торжественности венчанию внука Иван III позвал некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также были епископы суздальский, рязанский, тверской, коломенский и сарский. Два архиепископа преподнесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, которым и была возложена шапка Мономаха на голову Дмитрия. Спустя 50 лет ею был венчан на царство молодой Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Описание Шапки Мономаха

Золотой венец русских государей по своей форме походит на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотую поверхность ее покрывает кружевной сканый узор греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из 6-ти лепестков.

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из 8-ми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены 4 жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней 5-ти видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», 3 красных шпинели, 2 рубина и 4 изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется 32 жемчужины: по 4 на кресте и в его основании, 3 — на яблоке, по 3 жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется 4 жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, это позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершие крестом. Высота шапки с крестом около 25 см, а ее диаметр – приблизительно 20 см., вес шапки — 993,66 граммов.

Шапка Мономаха — Описание и фото

Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?

Если вас интересует классический рецепт одноименного салата – нажмите сюда.

В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя история хранит по этому поводу свою собственную тайну.

Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Фото шапки Мономаха

SHapka-Monomaha-1Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

SHapka-Monomaha-2

SHapka-Monomaha-3

SHapka-Monomaha-4

SHapka-Monomaha-5

SHapka-Monomaha-6

SHapka-Monomaha-7Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Салат Шапка Мономаха Рецепт

Кстати говоря, существует салат, названный в честь описанной нами царской принадлежности. По виду он действительно очень напоминает драгоценную регалию. Любители утверждают, что он такой же вкусный, как и красивый.

Но давайте посмотрим, каков его классический рецепт. Несмотря на громкое название, салат состоит из достаточно простых ингредиентов, а для его приготовления вам не понадобится овладевать супер знаниями в деле кулинарии.

Самое главное помнить, что классический рецепт предполагает обязательное наличие говядины и грецких орехов. Итак, приступаем.

Ингредиенты:
  • головка чеснока;
  • свежий укроп — пучок;
  • 5 картофелин;
  • 300 г. говядины;
  • морковка;
  • 2 свеклы;
  • 4 яйца;
  • 30 г. орехов грецких;
  • 150 г. сыра;
  • майонез;
  • зерна граната.
Приготовление:
  1. Из готовой смеси сформируйте верхушку и посыпьте ее орехами.
  2. Картошку, которая осталась, перемешайте с сыром и зеленью и белком.
  3. Морковку перемешайте с 2 выдавленными дольками чеснока и выложите на желтки, затем сыр, орехи, мясо, зелень. Все слои промазывайте майонезом, чтобы салат лучше пропитался.
  4. После зелени выложите слой желтка, но по диаметру он должен быть меньше предыдущих.
  5. Первый слой 1/3 часть картошки, затем свекла, сыр, говядина, укроп.
  6. На блюдо выложите слоями салат, промазывайте майонезом каждый слой.
  7. Сыр натрите на терке. Свеклу перемешайте с измельченными орехами и двумя раздавленными дольками чеснока.
  8. Яйца отделите на желток и белок, натрите на терке мелко.
  9. Говядину сварите, и порежьте кубиком. Порубите мелко укроп.
  10. Отварите овощи и яйца. Пропустите через терку картофель, морковку и свеклу
  11. Верхушку украсьте зернами граната и узорами из майонеза. Вокруг нижней части посыпьте сыр с орехами, чтобы она была «пушистой».

Можно вырезать из красной луковицы кувшинку, заполнить гранатовыми зернами и положить на середину верхушки. Получится очень красиво.

Как видите, все достаточно просто, так что можете попробовать приготовить это блюдо!

Если Вам понравилось сообщение о шапке Мономаха – поделитесь им в социальных сетях. Будем считать, что мы раскрыли тайну, хотя бы на официальном историческом уровне.

Ну а на счет подписки на сайт InteresnyeFakty.org мы уже не говорим так как надеемся, что Вы давно это сделали.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Шапка Мономаха. Пейп- арт. Мини МК.

Приветствую всех гостей моей странички! Работа выполнена в технике ПЕЙП- АРТ Татьяны Сорокиной! https://stranamasterov.ru/node/308701 Огромная благодарность автору этой чудесной техники!!! Сегодня я хочу показать вам шапку Мономаха. Попросили меня сделать для школьного исторического музея какую- нибудь поделку. И попала мне на глаза в Интернете шапка Мономаха. Я прикинула- вроде малозатратно… ))) Папье- маше, несколько бусин, полоска меха… И взялась за дело.

Немного истории.

Для работы мне понадобилось: клей, краска, газетная бумага (для папье- маше), салфетки (для пейп- арта), лак, японская лапша (для декора), бусины, горох, тесьма, ватные палочки, поролон, мех и ткань для подкладки.

Основа- папье маше. Сверху замазала шпаклёвкой по дереву.

Выбрала вот такой рисунок и перевела его на заготовку при помощи копировальной бумаги.

Вот что получилось.

Здесь я решила покрасить одну секцию, посмотреть- стОит ли продолжать дальше… )))

Вот сам процесс изготовления.

Для объёма добавила поролон.

Орнамент крупным планом. Дырочки бусинок затирала солёным тестом.

И ещё разочек!

А это собственно и сам Царь! Бегал по огороду и всех нас веселил! Фотографироваться жутко не хотел. Цари, они все такие- себе на уме! ))) Теперь мы его в шутку называем Вовка в тридевятом царстве! Хотя он не Вовка, а Андрюша!

Потом Царю всё надоело. Губы надул… Нууу, на то он и Царь!!! В общем, вот так мы здорово порезвились! Это моя первая работа для детского музея! Спасибо всем! До новых встреч! Орешка. )))

Шапка Мономаха (доклад для 4 класса)

Шапка Мономаха – символ самодержавия на Руси, одна из самых древних ценностей России. Она принадлежала великим русским царям и князьям.

Шапка Мономаха весит немного больше одного килограмма. Это головной убор, сверху покрытый золотом, а снизу — опушкой из соболя. На золоте красуются 43 драгоценных камня: рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг. Конец Шапки украшен крестом. Основа была сделана из дерева, а внутри была покрыта бархатом. На Шапке Мономаха больше драгоценных камней, чем на любом королевском или царском головном уборе в Европе и России.

В самом начале существовала только верхняя часть Шапки. Её создали из золотых пластин, на которых красовались узоры. Мех и драгоценные камни добавили позже.

В старом предании говорится, что император Константин Девятый Мономах подарил Шапку князю Владимиру Второму Всеволодовичу. Это предание возникло в 15 веке. Но, скорее всего, эта история – неправда, потому что император умер, когда Владимир был еще младенцем.

Существует еще одна версия о происхождении Шапки Мономаха. В ней говорится, что её создали в Азии в конце 13 или начале 14 века. Известно, что Шапка появилась на Руси в 14 веке. Первые упоминания о ней можно встретить в документах московского князя Ивана Калиты. Он называл ее «шапка золотая».

В начале 14 века Русь принадлежала монголо-татарам. Ими властвовал хан Узбек. Иван Калита смог войти в доверие к хану и получить от него награду за хорошую службу. Этой наградой стала шапка из золота. Когда прошло несколько времени, московский князь Иван Калита приказал украсить головной убор мехом из соболя и драгоценностями. Так появилась Шапка Мономаха.

Эта версия является более правдивой. Подтверждения можно найти в летописях, а также в орнаменте на золотых пластинах Шапки. Эти узоры очень похожи на среднеазиатские, а это значит, что её создали монголо-татары.

Русских царей, начиная с Ивана Грозного, венчали на правление Шапкой Мономаха. У нее была особенная функция: государь надевал этот головной убор один раз в жизни, когда принимал титул царя. Затем Шапку убирали в место, где хранили сокровища. Иван V был последним царём, которого венчали на царство Шапкой Мономаха.

Шапка Мономаха хранится в Оружейной палате в Московском Кремле. Но там есть еще одна. Она называется «малая шапка второго наряда». Этот головной убор очень похож на Шапку Мономаха, но он украшен менее богато. Откуда взялась вторая шапка? Причина в том, что Иван V принимал титул царя вместе со своим соправителем Петром Алексеевичем. Ему тоже была нужна такая шапка для коронации.

Обе шапки являются самыми дорогими экспонатами в Оружейной палате. Их цену определить очень сложно. На Шапке Мономаха много драгоценных камней, а их качество очень высокое. Сколько стоит Шапка Мономаха – пока не известно.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *