Русский костюм свадебный: Русский народный свадебный костюм — образ жениха и невесты, фото – Старинный свадебный костюм на Руси

Русский костюм свадебный: Русский народный свадебный костюм — образ жениха и невесты, фото – Старинный свадебный костюм на Руси

19.07.2020

Содержание

Русский народный свадебный костюм — образ жениха и невесты, фото

Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль. Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты. А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.

Русская свадьба

к содержанию ↑

Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси

Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.

к содержанию ↑

Рубаха

Рубаха для свадьбы в русском стиле

Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.

Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.

к содержанию ↑

Cарафан

Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.

Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.

к содержанию ↑

Передник

Передник на свадьбу в народном русском стиле

Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.

Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.

к содержанию ↑

Один или несколько поясов

Свадебные пояса в русском стиле одежды

Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.

Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.

к содержанию ↑

Нижние юбки

Нижняя свадебная юбка в народном русском стиле

Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.

Для современной невесты также стоит выбирать нижнюю юбку – ведь она будет выглядывать из низа сарафана на 10-15 см. Выбор ее должен базироваться на цветовых предпочтениях, орнаменте. Если сам сарафан будет вышит гладью, а низ юбки крестиком, ничего страшного, это даже более эффектно будет смотреться, но только при сочетаемости узоров, цветовых гамм.

к содержанию ↑

Женский свадебный головной убор

Головной убор в русском народном стиле

Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.

Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.

Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.

к содержанию ↑

Значение и символика узоров на древнерусских костюмах

Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:

Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь.
Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье.
Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами.
Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе.

Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз.
Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.

к содержанию ↑

Обувь и украшения невесты

Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке. И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу. В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.

Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска. Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю. Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.

к содержанию ↑

Мужской свадебный наряд

Наряд жениха для свадьбы в русском народном стиле

Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.

В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.

к содержанию ↑

Фото русских народных свадебных костюмов

При выборе стиля для собственного свадебного торжества, нужно просмотреть множество уже реализованных идей (на разных фото, видео). Будьте особо внимательны при соединении образов жениха и невесты, особенно если была выбрана народная тематика. Приводим подборку лучших народных свадебных костюмов в русском стиле, которые могут послужить основой для будущего свадебного наряда.

Народные костюмы Руси на свадьбу

Народные костюмы Руси на свадьбу

Народные костюмы Руси на свадьбу

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы. Традиции русской народной свадьбы

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы

Русский народный костюм жениха

В целом, свадебный костюм жениха почти не отличался от праздничного костюма женатого мужчины.

Шапка – интересный атрибут костюма жениха.

Раньше, выходя на улицу, головной убор обязательно надевали и женщины, и мужчины. Но в отличие от женщин, которые не имели права снимать головной убор даже дома (кроме своей комнаты), представителям сильного пола полагалось обнажать голову в любом помещении, и если какой-то мужчина этого не делал – считалось оскорблением дома. Однако жених вопреки этому правилу почти всю свадьбу носил шапку даже в помещении (за исключением венчания в церкви, да и то, во Владимирской губ. женихи венчались в шапках). Во многих регионах на застольях выводного и приводного стола жених сидел в головном уборе, и только после начала основного пира с него снимали шапку.

Кроме того, вопреки повседневному этикету, ни перед кем жених не снимал шапки и никому не кланялся, за редкими исключениями. В Домострое подчёркивается, что если жениху всё-таки нужно поклониться, он должен изловчиться сделать это, не уронив шапку с головы.

Обычно жених в любую погоду носил нагольную шапку (сшитую из шкуры кожей наружу). Либо шапку с меховой оторочкой, реже простую круглую шапку. А вот так хорошо знакомые всем картузы (головные уборы типа кепи с цветком), в которые так любили наряжаться колхозники из советских фильмов – это лишь дань моде тех времён.

В некоторых губерниях важной частью костюма жениха был красный плат (большой платок). Обычно его складывали по диагонали, накидывали на плечи, закрепляли булавкой (напоминает плащ).

Ко дню свадьбы жених получал в подарок от невесты детали костюма, которые она сама недавно сшила для него: рубаху и порты.

Рубахи в русской культуре можно разделить на два основных типа: с прямым либо косым разрезом на вырезе (косоворотки). Самым архаичным является туникообразный прямой покрой, ровный вырез горловины с разрезом посередине. При этом рубаха шьётся из трёх кусков ткани шириной около 40 см каждый – именно такую максимальную ширину выдавали древние ткацкие станки. У готового изделия получаются два вертикальных шва спереди и сзади, что делает мужчину статным и зрительно придаёт рост.

Белая ткань рубахи с обильной красной вышивкой, красная рубашка с вышивкой – это распространённые праздничные одеяния.

Под праздничную рубаху могли надевать нижнюю (нательную).

Порты делались не столь ярких расцветок, обычно они не орнаментировались.

Обязательным атрибутом костюма и оберегом был пояс, кожаный либо тканый широкий (кушак), который закреплялся поверх рубахи.

Знатные люди поверх рубахи надевали и верхнюю одежду (шуба, свита и др.).

Русский народный наряд невесты

Как мы говорили, на русской народной свадьбе женщина имела два наряда – девичий и женский. Последний мало чем отличался от праздничного наряда, а первый во многих случаях был похож на обычный девичий наряд, но не по цветовому решению, а по форме предметов.

Русский женский праздничный наряд – многослойная одежда, могла состоять из следующих частей.

Предметы одежды:

Нижняя рубаха (рубаха, сорочица). Сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы и широкими вшитыми рукавами – это простейший, базовый вариант. В этнографических коллекциях встречаются и более утончённые изделия со вставками, вытачками по фигуре и т. д. Часто рукава были очень длинными («долгорукавка»), до пола (важный атрибут обрядовой одежды). Ворот – гладкий с пуговицей или собранный на шнурке (это удобно, когда женщина станет кормящей матерью). По подолу, воротнику, рукавам рубашку украшали обережной вышивкой, значение которой огромно, ведь эта часть наряда была ближе всего к телу, а значит, защищала и душу новобрачной.

Вторая рубаха (необязательный атрибут). Некоторые женщины в дополнение к нижней одевали ещё одну рубаху из более дорогой ткани. Рукава любой верхней рубахи делали примерно на 20 см длиннее руки, чтобы потом присборить и зафиксировать обручьями (браслетами), либо (позднее явление) делали манжет с пуговицей.

Понёва либо сарафан – что надеть на свадьбу, зависело от местных традиций.

Сарафан в русских источниках впервые упоминается в XIV веке – тогда он был и женской, и мужской одеждой. До XVII века его носили с рукавами. Позже зачастую верх делался на бретелях, но иногда и просто как безрукавка.

Понёва – архаичная, старославянская деталь одежды. Она состоит из трёх тёплых полотнищ, прикреплённых к шнурку-гашнику. В отличие от повседневной, праздничная понёва часто украшалась орнаментом.

В тех регионах, где сарафаны не носили, до замужества женщины одевались в подпоясанные рубахи с передниками, после замужества к этому набору добавлялась понёва.

Передник (занавеска) – напоминает фартук. Его часто вышивали теми символами, что были приняты в данной местности.

Пояс – важный элемент костюма и оберег. Женщины носили неширокие тканые пояса.

Шуба (тулуп).

Для невесты предусматривались вышеперечисленные предметы одежды в двух комплектах. За исключением сорочки, которая должна быть единственной; носить её невеста должна во время всей свадьбы, да ещё и потом на всех праздниках.

Первый комплект – для «печальной» части свадьбы. Цвета – белый или чёрный, допустимы небольшие вкрапления других цветов. Другой – для весёлой части свадьбы. Он ярких цветов (красный, жёлтый), бытовали варианты с набивными рисунками.

Обувь – закрытая.

Головной убор.

Для девушек: головной убор с открытой маковкой (венец, повязка). Один из видов венца, коруна, наверное, самый эффектный девичий головной убор, она напоминает корону, но некоторые модели похожи на кокошник. К убору полагался плат (покрывало, дымка, фата) – аналог современной фаты.

Для жён: закрытый головной убор (кичка, сорока, кокошник). Кичка была древним и повсеместно распространённым на Руси головным убором. Её подвид – сорока (характерная для центральных областей России). Кокошник намного моложе кички, зато за четыре века своего существования он пережил бурный расцвет.

Ювелирные украшения: серьги, бусы, браслеты, подвески на пояс.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». Г. С. Седов. Фрагмент. Здесь мы видим девичьи головные уборы. Они представляют один из типов венцов – «коруны».

Образ русской невесты дополняла причёска:

до свадьбы – коса;

в первую половину свадьбы – распущенные волосы, укрытые под фатой-покрывалом;

после повивания – две косы, завитые в пучки, спрятанные под закрытым головным убором.

Подробнее поговорим о женских головных уборах. Изначально кокошником назывались только головные уборы с «дном», в которое замужние дамы прятали свои косы. Те, что мы видим на рисунках предыдущей страницы, в старину назывались не кокошники, а венцы. Известно два основных вида венца: первый имел в своей основе обруч, проходивший от лба до темечка, а второй был похож на нимб, окружающий лицо. Если у венца были «терема», т. е. возвышения, лучи, зубчики, то его называли «коруна».

По словам Р. М. Кирсановой, с течением времени кокошником также стали называть и венцы, если у них был высокий гребень38. Точно также поступают и современные люди: если видят головной убор в форме полукруга на голове, сразу говорят, что это кокошник.

В начале XX века кокошник пережил яркую вспышку славы. Его стали носить даже заграницей – это были светские леди, которые прониклись стилем «а-ля рюс» благодаря волне русской иммиграции. Историк моды А. Васильев пишет, что кокошник в 20—30-е XX в. был в арсенале модниц всего мира, в том числе, им дополняли свадебный костюм (см. фото Пегги Фиш, стр. 235). Эта вспышка славы кокошника, наверное, была последней, потому что вскоре он, как и другие сложные старорусские уборы, перестали надевать даже по праздникам в деревнях.

Магические символы

Какими символами было принято украшать костюмы?

Ощущение себя подобным миру позволяло древнему человеку быть в гармонии. Помогал наряд, в котором головной убор символизировал верхний мир (небо), средний (воздушное пространство между землёй и небом), подол – землю. Опасный нижний мир (подземный) в костюме не показывали, т. к. живой человек ему не принадлежал.

Символика верхнего мира хорошо видна в женских головных уборах. На них можно увидеть солярные знаки (схематичное изображение солнца).

К головным уборам нередко крепили височные подвески («рясны»). А также изящные сеточки, сплетённые из ниток с бисером или жемчугом (поднизь, обнизь, ряска). И то, и другое – символы дождя.

Некоторые формы кокошников и венцов напоминают солнечный ореол вокруг женского лица.

Венок из живых или искусственных цветов – один из вариантов русского свадебного убора. В некоторых песнях поётся, что венок светится, и становится понятно, что этот убор в форме круга считали символом солнца.

Отдельно стоит сказать о «рогатых» головных уборах. Их происхождение уходит корнями в древность, знакомы они всем восточным славянам. Первое упоминание о кичке датируется ещё 1328 г. Кичка бывает двурогая, а кокошник – однорогим, реже двурогим (либо безрогим разной формы). Рогатые головные уборы носили только замужние женщины – старожилы говорили, что это изображение рогов коровы – символа богатства. Однако, согласно воззрениям выдающегося учёного А. Н. Афанасьева, корова является вторичной ассоциацией, в то время как символика Месяца является первичной: «Луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца влекли за собою мысль о рогатом животном». Если кичку считать символом месяца рогами вверх, то кокошник в форме полумесяца изображает его рогами вниз.

Рогатая кичка из костюма Рязанской обл. 1900-е гг.

Кроме того, к верху костюма относятся плечевые вышивки, в которых часто изображали звёзды (иногда они принимали форму цветков). А также коловраты (свастики) – это один из способов изобразить солнце или огонь.

На костюмах вышивали коньков, деревья – благоприятные символы.

Подол рубах украшали символами плодородия. Например, ромбами – это схематичное изображение поля.

В середине наряда располагался пояс – оберег, на котором могли изобразить самый важный для хозяина одежды символ. Если ткань верхнего предмета одежды была очень дорогой, стремились предохранить её от истирания, и пояс надевали под неё.

Что интересно, все эти правила неизменно верны для женской одежды. Однако мужской наряд часто был «перевёртышем» по сравнению с женским: наверху костюма (у горловины, на плечах) изображали символы земли, а верхний мир оказывался внизу. Так было не всегда. Возможно, это показывало противоположную природу мужчины и женщины.

В XIX–XX вв. в некоторых районах появляется новое поверье: якобы свадебный наряд лучше шить из однотонных тканей без рисунков и вышивки, чтобы жизнь была «ровной», обручальные кольца тоже выбирали гладкие. Новое суеверие на какое-то время даже потеснило традицию, и дошло до того, что в моду вошли свадебные платья не только без рисунков, но ещё и неярких, спокойных цветов, чтобы супружество было «спокойным».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мужские свадебные костюмы — Русские народные костюмы — ЖЖ

Мужской свадебный костюм Вятской губернии, Котельнический уезд
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.

Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда
Мужская свадебная рубаха. 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.

Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.

Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.

Мужской свадебный костюм  Рязанской губернии, Сапожковский уезд
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковский уезд

Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.

На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. К кумачовым полоскам крепятся золотистые металлические блестки. Многорядный браный узор на подоле и рукавах составлен из цепочек стилизованных цветов, косых крестов, гребенчатых и крюковых ромбов. По низу рукавов и к подолу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем.

Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями, на концах кистей подвешены металлические блестки.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.

Мужской свадебный костюм Воронежской губернии, Бирюченский уезд
Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Мужская свадебная рубаха Бирюченского уезда по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек-«брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Русский народный свадебный костюм. С.В. Горожанина Л.М. Зайцева
http://www.bibliotekar.ru/rusSvadba/

Русский народный свадебный костюм — Огнезрачный Ангел — LiveJournal

09:27 pm — Русский народный свадебный костюм

Девичий «печальный» костюм Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX — начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910—1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

 

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Мужская свадебная рубаха 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковскии уезд

Русский народный свадебный костюм. Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника


Русские народные свадебные костюмы жениха и невесты. Русский национальный свадебный костюм

Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.

Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.

Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.

Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковский уезд

Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.

На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пугов

Русский народный свадебный костюм

русский народный свадебный костюм

Сегодня свадебная мода поражает своим разнообразием, и каждая невеста может выбирать не только фасон и цвет наряда, но и его длину. В старину невесты надевали убранства, которые также подчеркивали красоту и юность, но в то же время все детали имели определенное символическое значение.

Русские свадебные народные костюмы – основные черты

Во времена Руси белоснежных нарядов не было, так как белый цвет считался символом святости и чего-то духовного. Девушки самостоятельно на протяжении нескольких лет шили себе свадебные платья, которые украшали вышивкой и яркими узорами. Русские народные свадебные платья были уникальными, но все они имели общие черты:

  • если замуж выходили представительницы боярского рода, наряды шились из дорогих и тяжелых тканей, девушки из крестьянских семей такой роскоши себе позволить бы не смогли, потому ткани были более дешевыми;
  • практически все русские народные свадебные платья украшали характерными узорами: цветами, ягодами и листьями, которые являлись символом добра;
  • русский народный свадебный костюм всегда был пестрым и красочным, невеста в нем была яркой и привлекательной по старорусским канонам красоты.

Русские свадебные народные костюмы – обычаи и традиции

Сегодня молодые девушки приобретают максимум два наряда: один для свадебной церемонии, а второй для шумного гуляния с гостями на второй день. В старину же каждая девушка подготавливала минимум четыре платья, в соответствии с русскими народными свадебными традициями. Необходимо было сшить отдельные убранства для венчания, церемонии заключения брака, а также подготовить костюм на гуляние.

Что касалось девичника, то для него девушка надевала яркий сарафан и рубашку под низ. Особенностью этой нижней рубашки были очень длинные рукава. Дело в том, что согласно поверью, жених со своей невестой не должны были соприкасаться голыми рукам.

Еще одной деталью русского традиционного свадебного платья был головной убор. Он представлял собой нечто похожее на венок из лент, и после венчания всю эту красоту невеста дарила своей близкой подруге или сестре. Непосредственно на венчание надевали платье красного цвета, именно он в те времена был символом красоты, радости и веселья.

Для второго дня празднования подбирали русский народный свадебный костюм из самых дорогих материалов, которые могла себе позволить семья девушки. Именно это платье было не просто красиво расшитым и украшенным всяческими орнаментами, на него повязывали традиционный кушак, который носили все замужние женщины.

 

Русский свадебный костюм — Дом Русской Одежды

Русский свадебный костюм шьется на заказ.

Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники, которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

Контакты «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»

Просим Вас, по возможности, за час до визита в салон одежды в русском стиле звонить по указанному номеру.

Салон находится по адресу: г.Москва ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, вход 15. Салон работает с 11:00 до 20:00, пн-пт

Консультация по индивидуальному заказу: 8-909-992-29-93

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о