Рокотов федор степанович портрет екатерины ii: Портрет Екатерины II (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов – Portrait of Catherine II by Fedor Stepanovich Rokotov: History, Analysis & Facts

Рокотов федор степанович портрет екатерины ii: Портрет Екатерины II (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов – Portrait of Catherine II by Fedor Stepanovich Rokotov: History, Analysis & Facts

07.08.2020

Содержание

Портрет Екатерины II (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов

Портрет Екатерины II — Фёдор Степанович Рокотов. 1763. Холст, масло. 155,5 х 139 см


   Этот портрет был наиболее любим российской императрицей Екатериной II среди всех многочисленных ее парадных изображений. Он отражает все принципы формирования торжественных портретов правящей элиты и был приурочен к моменту коронации великой императрицы. Ее «золотой век» еще впереди, но на портрете она уже выступает как великая правительница, могучая и мудрая «мать Отечества».

   На картине можно найти все традиционные принципы парадного изображения, которые отсылают нас к классическим методам изображения царей, разработанных еще во времена Древнего Рима. На самом деле на полотне много отсылок к этому времени. Например, композиция картины с запечатленной на троне императрицей сразу указывает на ее главенствующее положение в обществе, недосягаемое для остальных смертных.

   Екатерина II изображена в профиль, что также характерно для античности. Ее лицо четко читается на фоне смутно видимой на заднем плане классической архитектуры с массивной колонной. Он выглядит совсем также, как и профили великих римских императоров на монетах и медалях времен античности.

   Полотно впечатляет не только своей композицией, но и обилием сложных деталей. Для парадного одеяния императрицы использовались самые дорогие материалы — парча, тафта, шелк, муар, органза и кружево, золотое шитье — изображать которые чрезвычайно трудно. Художник мастерски справился с поставленной перед ним задачей. Он в подробностях выписал каждый элемент одежды и украшений, сумев объединить их цветом и светом так, что возникает ощущение целостности и гармонии на самом высоком уровне.

   Цветовая гамма парадного портрета радует своей свежестью и нарядностью. В платье императрицы преобладают нежные и светлые жемчужные оттенки, которые прекрасно гармонируют с ее белоснежной кожей и белокурыми волосами, уложенными в замысловатую модную в те времена прическу. Внимание привлекают два ярких контрастных пятна, которые, однако, не «вылезают» на передний план благодаря использованию художником смягченных, «припыленных» оттенков. Это алая обивка трона в богатой золоченой резной деревянной раме и муаровая орденская лента голубого цвета, перекинутая через плечо государыни. Эти яркие краски и темная массивная драпировка в складках на заднем плане разбивают и дополняют светлые переливчатые оттенки коронационного богатого наряда.

   Портрет демонстрирует нам сильную волевую женщину, самим богом выбранную править своей огромной страной.

Картины, описание картин — Портрет Екатерины II, 1763 г.

Описани е картины Федора Рокотова: Портрет Екатерины II

Портрет самой известной из российских императриц, Екатерины II, был написан живописцем-адъю нктом Федором Рокотовым в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол.
Несмотря на свой относительно молодой возраст, Рокотов к тому времени был уже довольно известным художником, и высочайший заказ стал Еще одним свидетельством признания его таланта. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе.
Для Рокотова, ученика придворного елизаветинского живописца Пьетро Ротари, характерны старательность и умение вникнуть в натуру. Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. На парадных портретах подобный прием встречается не слишком часто.
Отчасти причина необычности портрета – в необычности самой императрицы, в формировании новых идеалов. В начале правления она увлекалась новейшими философскими идеями, активно переписывалась с французскими просветителями- энциклопедистам и – Дидро, Вольтером и рядом других. Императрица жестом обращается к собеседнику, невидимому для зрителя картины.
В остальном композиция достаточно традиционна. На картине присутствуют все императорские регалии, обычный для парадных портретов. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки. И, конечно, сама императрица, с идеальной осанкой, вырабатываемой годами, и отточенным профилем. Портрет одновременно динамичный, живой и величественный.
Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одним из удачнейших своих изображений. За последующие десятилетия картина неоднократно копировалась, как самим автором, так и многочисленными подражателями, последователями . Существуют как точные копии и повторения портрета, так и содержащие незначительные изменения в аксессуарах.

Портрет Екатерины 2. Рокотов Федор Степанович, портрет Екатерины II (фото)

Реформаторская, внешнеполитическая и военная деятельность, которая значительно укрепила российскую державу, характеризует императрицу как законодательницу и просветительницу, дальновидного стратега, мудрого политика и дипломата. Не зря современники еще при жизни титуловали ее Великой. Она действительно считается выдающимся государственным деятелем, несмотря на критику исследователей по поводу ее моральных качеств и жесткой позиции в утверждении крепостничества.

В глазах крупнейших мастеров изобразительного искусства она предстает как благородная, целеустремленная, бесстрашная и справедливая властительница трона. Портрет Екатерины 2 – это отражение идеального монарха, обеспечившего процветание науки, образования, культуры и поднявшего политический престиж государства.

Фигура великой императрицы: путь к правлению

Екатерина 2 появилась на свет в апреле 1729 года, по происхождению являлась чистокровной немкой, родом из бедного княжества. Когда ей исполнилось четырнадцать, переехала в Россию в статусе невесты наследника престола Петра III. Спустя два года приняла православие и была отдана в супруги будущему императору.

портрет екатерины 2 Даже в юности Екатерина отличалась острым умом, хитростью и наблюдательностью, с легкостью манипулировала окружающими ради достижения своей цели. Она с удовольствием занималась изучением наук, много читала и самостоятельно освоила русский и французский языки. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Так начинал формироваться исторический портрет Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость. У нее было два важных таланта – отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию.

Таким образом, Екатерина тихо и уверенно продвигалась к императорскому престолу, свершив переворот через полгода после провозглашения Петра III императором и в конце концов свергнув мужа.

«Золотой век» екатерининской эпохи

Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:

1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:

  • привилегии для дворян, укрепление их власти;

  • ужесточение крепостнического строя;

  • создание системы учебных заведений с едиными планами;

  • развитие местного самоуправления в городах;

  • разветвление системы судов.

2. Внешняя политика:

  • победное завершение двух русско-турецких войн;

  • победа над шведами;

  • получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) — 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;

  • укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;

  • улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.

исторический портрет екатерины 2Исторический портрет Екатерины 2 невозможно подвести под конкретный стереотип: для одних она – мудрая правительница, для других – тиран, но в итоге значимость ее фигуры для событий мировой истории неоспорима.

Лик Екатерины 2: традиции изображения

В XVIII столетии определились две четко выраженные традиции изображения великой императрицы в русском искусстве.

Первая касается ее идеализации, подчеркивания лучших черт и качеств. Портрет Екатерины 2 рассматривается в контексте возвеличивания монарха, заботящегося о своем народе, открывающего образовательные учреждения, проводящего реформы, развивающего искусство, заботящегося о правосудии. Такой подход нашел свое отображение в живописных шедеврах Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

Вторая традиция заключается в стремлении «очеловечивания» облика государыни, что пронизывает портрет Екатерины 2 более чувственными красками. На первый план выходят скромность, любезность, дружелюбие, снисходительность к чужим недостаткам, чувство долга, великодушие. Все это с легкостью проглядывается в творениях художника Владимира Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов: жизненный путь

Известный русский художник был рожден в селе Воронцово. Первоначально образование получил благодаря поддержке Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари. Овладел азами изобразительного искусства в стиле рококо. А в 1960 году был принят в Петербуржскую Академию художеств по распоряжению мецената И.И. Шувалова. Через пять лет был удостоен звания академика. В конце 1766-го переехал в Москву, где продолжал трудиться над созданием новых картин. Его жизненный путь прервался в декабре 1808 года.

портрет екатерины 2 рокотов

Творческое наследие

Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая – поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».

левицкий портрет екатерины 2
Кроме этих шедевров, кисти Рокотова принадлежат портреты Петра III, цесаревича Павла, вельможи И.И. Шувалова, графа Орлова, графа Струйского и его жены, а также многих других выдающихся личностей екатерининской эпохи.

Высшее достижение в области парадного портрета

В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.

Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.

описание портрета екатерины 2
Второй портрет Екатерины 2 Рокотов создал, воспользовавшись профильной манерой, что достаточно редкое явление для написания парадного портрета. Но это придало властительнице идеальный характер. Благородные черты лица, горделивая осанка, некоторый динамизм в жестах плюс атрибуты власти и богатая драпировка – нужный эффект достигнут.

В образе жрицы

Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны — лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с орденом Андрея Первозванного, лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом – символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.

Отпечаток сентиментализма

Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один — на фоне Чесменской колонны, второй – на фоне Кагульского обелиска.

Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.

боровиковский портрет екатерины 2Но все же живописные работы не только Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.

Императрица Екатерина II Великая — фото, портреты, изображения, рисунки, арт

В данном разделе мы постарались собрать существующие портреты Екатерины II Великой, сделанные при жизни императрицы, а также современные картины и рисунки.

Внимание! При клике на миниатюры портретов открываются изображения в большом разрешении, если у Вас низкая скорость подключения к сети Интернет — подождите несколько минут.

Наиболее известными портретистами, изображавшими Екатерину II были:

Рокотов Федор Степанович

«Коронационный портрет Екатерины II» — Рокотов Ф. С. 1763 год

Аргунов Иван Петрович

Портрет Екатерины II -Аргунов И. 1762

Гроот Геогр-Кристофор

Петр III с Екатериной II и сыном — Г.К. Гроот«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках» — Гроот Георг-Кристофор 1740«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» Гроот Георг Кристоф«Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» — Гроот Георг Кристоф 1744Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме — Георг Кристоф Гроот, 1740-е годы.

Антропов Алексей Петрович

Портрет Екатерины II - Антропов А. П. 1766 г. Портрет Екатерины II —
Антропов А. П. 1766 г.

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Портрет Екатерины II - Антропов А. П. 1766 г. В виде законодательницы в храме богини Правосудия — Д.Г. Левицкий, 1780-е. Холст, масло

Боровиковский Владимир Лукич

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке - Боровиковский В. Л. 1794 гЕкатерина II на прогулке в Царскосельском парке — Боровиковский В. Л. 1794 г

Шибанов Михаил

Михаил Шибанов Портрет Екатерины II в дорожном костюме 1787Михаил Шибанов Портрет Екатерины II в дорожном костюме 1787

Саблуков Иван Семёнович

Саблуков Иван  Портрет Екатерины II. 1770Саблуков Иван  Портрет Екатерины II. 1770

Антуан лэ Пэн

Портрет Екатерины II в молодости - Антуан ПэнПортрет Екатерины II в молодости — Антуан Пэн

Каравак Луи

портрет молодой Екатерины II художника Луи Каравака, выполненный после ее приезда в Россию в 1745 г.портрет молодой Екатерины II художника Луи Каравака, выполненный после ее приезда в Россию в 1745 г.Портрет Екатерины II в дорожном костюме - неизвестный художникПортрет Екатерины II в дорожном костюме — неизвестный художник

Ожидают добавления:
Фёдоров И.К.
Вергилиус Эриксен
Пьетро деи Ротари
Дрождин Петр Семёнович

Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения.  Чаще всего императрица на портретах изображалась с императорскими регалиями и соответствующими её законотворческой деятельности предметами – жезлами и свитками. Наиболее распространенная одежда на изображениях – обширные платья, отвечающие моде того времени, однако встречается ряд портретов, изображающих Екатерину II в военной форме, в скромной прогулочной или дорожной одежде.

В целом, императрица не была поклонником чрезмерной роскошности, в отличие от своей предшественницы Елизаветы, и даже издавала специальный указ, согласно которому запрещалось делать серебряные или золотые кружева на кафтанах шириной более 9 сантиметров. Большая часть её образов представляют царственную особу с аккуратной, без излишней пышности, прической.

 

Ф.С.Рокотов, художник — Биография, картины

Биография

Часть 1

Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.

«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.

Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.

Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.

Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.


Из портретов тех лет сохранился только «Портрет неизвестного(1757г)», предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.

Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения — университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии.

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смотрение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решением композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.

Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.

Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.), так как «портретные» в академии были не в чести».

В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог — приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.

(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра — звания, дававшего право на дворянство — он оставил армию.)

Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого. Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ.

Часть 2

Ф.Рокотов

 

Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова, Рокотов

Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова — Федор Степанович Рокотов. Между 1762 и 1765. Масло, холст. 58,5х46,5


   Творчество Рокотова открывает период блестящего расцвета русской портретной живописи второй половины XVIII века. К сожалению о жизни художника практически ничего неизвестно.

   Персонаж портрета — один из братьев Орловых, новоявленных вельмож, которые содействовали возведению Екатерины II на престол и были осыпаны царскими милостями. Рокотову принадлежит также портрет Григория Орлова, фаворита императрицы и, по-видимому, третьего брата Алексея, участника разгрома турецкого флота в морской баталии под Чесмой.

   Иван Орлов был незаурядным человеком. Он не поддался соблазну придворной карьеры, а получив графский титул и чин капитана лейб-гвардии Преображенского полка, вышел в отставку и в дальнейшем отказывался от чинов и знаков отличия. Государственной службе Орлов предпочитал хозяйственную деятельность и ревностно управлял огромным состоянием и многочисленными имениями семьи. Он гордился ролью старшего в роде и привязанностью своих знаменитых братьев, которые при его появлении вставали в знак уважения.

   Орлов представлен на портрете одетым в дорогой кафтан, его поза спокойна и горделива, в выражении лица сквозь маску вельможной любезности угадываются ум, твердость и властная уверенность в себе. Великолепное живописное мастерство Рокотова проявляется и в мягкой моделировке объемов и в том, как тонко, с прекрасным чувством материала написаны бархат, мех и кружево.

   Портрет И. Орлова, дважды повторенный Рокотовым, относится к петербургскому периоду его творчества. Он не датирован художником, однако несомненно написан не ранее 1762 года, когда с воцарением Екатерины II Орловы вошли в силу. Оригинал портрета был гравирован Е. П. Чемесовым; в надписи под изображением гравер привел стихи А. П. Сумарокова, восхваляющие добродетели графа. Гравюра позволяет датировать портрет Рокотова гордом не позднее 1765 — года смерти Е. П. Чемесова.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *