Рисуем прялку – Презентация по изобразительному искусству на тему «Народная роспись по дереву. Рисование прялки» (7 класс)

Рисуем прялку – Презентация по изобразительному искусству на тему «Народная роспись по дереву. Рисование прялки» (7 класс)

30.04.2020

Прялки

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

вычегда

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.

Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Вологодская область

Ярославль-Столбчатые прялки

Вологодская область

северодвинские прялки

Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков

Читать статью полностью>>>

Конспект урока «Рисование русской прялки»

Рисование русской прялки.

Цели и задачи уроков: ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству и традициям своего народа.

Оборудование и материалы: цветные фотографии старинных русских прялок.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Беседа о росписи русской прялки.

3.Выполнение рисунка прялки в карандаше.

4.Выполнение работы в цвете (8 урок).

5.Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Беседа о росписи русской прялки.

Прялка — удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было так велико, что ещё в в глубокой древности, как и ткачество оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поётся в песнях, лирических и шуточных. Её образ появляется и в лубке, и в игрушке, в росписях, где сцена прядения изображается такой же торжественной как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашёл отражение не только в народном творчестве, но и в произведениях писателей и поэтов.

Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой:

«В избушке, распевая, дева

Прядёт, и, зимний друг ночей,

Трещит лучинка перед ней», —

писал А.С.Пушкин.

Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, — установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.

Веретёна с напрядёнными нитками – мочками – пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были также нарядно расписаны, как и прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет вой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Северодвинская расписная прялка отличается многоцветной росписью. Такие прялки создавались в сёлах, разбросанных по берегам реки Северной Двины. Лопасть ножку с обеих сторон покрывает вьющийся растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. Киноварно-красная краска преобладает. В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями фантастические существа: вещие птицы Сирины, сражающиеся друг с другом львы и единороги, красные, зелёные и золотые кони. Соединив сказку с былью, живописец придал окружающей жизни волшебный оттенок, в красочной росписи, сказочных персонажах воплотил свои мечты о прекрасном, о счастье. Видимо, поэтому на волшебных растениях одновременно зреют ягоды и распускаются цветы, а над всеми героями сценок царит легендарная птица счастья – Сирин.

2.Выполнение рисунка прялки в карандаше.

На доске необходимо показать порядок выполнения работы.

А)-наметить общие размеры изображения.

Б)-показать очертания лопасти и донца прялки

В)-прорисовать конкретнее форму лопасти.

Г)-убрать линии построения

Д)-простым карандашом нанести узор.

3.Выполнение работы в цвете (2-й урок).

Обратить внимание на порядок работы. Если фон светлый – нужно сначала закрасить его, если же тёмный – то вначале выполняются узоры, и после высыхания краски осторожно закрашивается фон.

4.Подведение итогов урока.

Наиболее целесообразно провести выставку работ учащихся в классе.

Презентация по изобразительному искусству на тему «Народная роспись по дереву. Рисование прялки» (7 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Народная роспись по дереву. Рисование прялки» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Народная роспись по дереву. Рисование прялки. 7 класс Выполнила: Учитель МОУ Описание слайда:

Народная роспись по дереву. Рисование прялки. 7 класс Выполнила: Учитель МОУ «Миасской СОШ № 1» Челябинской обл. Красноармейского р-на с. Миасское Алесько Т. В.

2 слайд Стригли, щипали, а после чесали,  Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что эт Описание слайда:

Стригли, щипали, а после чесали,  Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что это? ПРЯЛКА

3 слайд Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Основн Описание слайда:

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Основные элементы прялки: лопасть, ножка, городки, серьги, донце. Ещё в далёкой древности были прялки, предназначались они исключительно для женщин. В Древней Руси прялка называлась — «пряслице».  Сначала пряжу скручивали вручную, и только потом появилось веретено и прялка. 

4 слайд Считается, что прялку изобрели в Древнем Риме.  В 1530 году Юргенс из Брауншв Описание слайда:

Считается, что прялку изобрели в Древнем Риме.  В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, который состоял из двух вытяжных валиков, а в 1741 году создал механизированную прядильную машину. Его машина была слишком дорогая и громоздкая.  «В низенькой светёлке огонёк горит, Молодая пряха у окна сидит…»

5 слайд Следует отметить, что ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так мн Описание слайда:

Следует отметить, что ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, как прялка. От силы народной фантазии и искусства аж дух захватывает!

6 слайд В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед Описание слайда:

В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней. А. С. Пушкин Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених — невесте, муж — жене. 

7 слайд Многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок Описание слайда:

Многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок

8 слайд Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые в основном были в ц Описание слайда:

Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые в основном были в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье.  А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

9 слайд "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг Описание слайда:

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну, а веретено было берёзовым.

10 слайд "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг Описание слайда: 11 слайд "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг Описание слайда: 12 слайд "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг Описание слайда: 13 слайд "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг Описание слайда: 14 слайд "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг Описание слайда: "На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг

Курс повышения квалификации

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская заг

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-146761

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок изобразительного искусства «Русские прялки»

5 класс «Изобразительное искусство»

Название общей темы. Древние корни народного искусства. 

(по программе Б. М. Неменского)

Тема урока. Русские прялки.

Цели урока: 

1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении.

2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент.

Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

Беседа о русских прялках

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

Просмотр слайдов

Показ слайдов (типы прялок)

Обзор слайдов

2 мин

Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

2 мин

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов

1 мин

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

25 мин

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

2 мин

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

1 мин

Стенограмма.

Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства»по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Оборудование и материалы.

1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов.

Ход урока

Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Рогов А. П. Мир русской души, или История русской народной к…

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Презентация

Деревянный мир Руси 1990 Маёрова К., Дубинская К. - Русское народное прикладное искусство

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Природа славян. Глава IV. Мой дом - моя крепость

Вологодские художники - ЗАВАРИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/50/44852/hello_html_m1181df61.jpg

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.

Презентация

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-

писал А. С. Пушкин

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (4).png

C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (3).png

Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.Как нарисовать высоту Сайт о рисованииC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029.pngC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (2).png

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). 

Выполнение эскиза русской прялки.

В процессе самостоятельной работы проводится обход.

Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

«Мы рисуем русскую прялку — выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки»

1. Мотивация.
Целепологание.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-деятельный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 


Релаксация

 

 

 

 

3. Контрольно-оценочный.

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

 

 

 

 


5. Домашнее задание.

Учитель читает эпиграф на доске. Обращает внимание учащихся на оформление кабинета (таблицы с расписными и резными прялками).

Предлагает серию вопросов:
Какова же цель нашего урока?
О чём мы сегодня узнаем?
Что будем учиться делать?
Что нам для этого потребуется?

 

 

 

 

Беседа о красоте русской прялки.

Справочный материал. Приложение №1. Типы прялок, бытовые мотивы декоративной росписи. Художественная ценность прялок.

Изготовление прялок:
— выбор и создание форм её украшения,
— роспись,
— технология прядения.

Цветовая гамма изделия.

Предлагает вопросы:
— Какие цвета выбрал художник для украшения изделия?

(Красный, жёлтый, немного чёрного).

— Почему он выбрал именно эти цвета? (Это цвета тёплой гаммы, они яркие. Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку).

Обращение к традициям и обрядам.

— Давайте посмотрим, что же на ней изобразил художник?

(Птица, растения, конь).

 

 

 


Знакомит с условиями изображения, выбором цветового фона.

Приложение № 2.

Объясняет учебное задание. Изображает на доске.

Включает музыкальные фрагменты народных песен.

 

 

 

Проведение динамической паузы.

 

 

 

 

— Защита проектов.
— Кроссворд. Приложение № 3.

— Игра-экскурсия “В гостях у народных мастеров”.
Приложение № 4.

 

 

 

Ваше мнение?

! Было интересно.

? Вызвал(о) много вопросов.

***Я не принимал активное участие.

—Было не интересно.

Слушают.
Смотрят.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Слушают.
Смотрят, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, называют изображённые персонажи,объяснение каждому символу на основе языческих представлений.

 

 

 

 

 

Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

Защищают.

Разгадывают кроссворд.

Играют, закрепляют знания о народных промыслах, совершенствуют зритель ную память.

 

 

Изображают.

 

 

 

 

 


Сделать подборку материала.

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе тема урока: «Мы рисуем прялку»

Комитет по вопросам образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

Конспект

урока изобразительного искусства в 5 классе

тема урока: «Мы рисуем прялку»

Калугина А.Н.

учитель II квалификационной категории

Березники, 2015 г.

К народным традициям должно

быть величайшее внимание, их надо

изучать и воспринимать всей душой,

их надо осваивать.

А.Б. Салтыков

Пояснительная записка

Декоративное искусство имеет немало важное значение в развитии и воспитании учащихся. Основными задачами данного урока являются:

  • Эстетическое восприятие действительности и художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, знакомство с разными видами прялок;

  • Развитие изобразительных навыков;

  • Развитие творческих способностей, трудолюбия, аккуратности, умения использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки;

На уроке дети знакомятся с совершенно особым образным языком декоративного искусства. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность.

Здесь по иному используются художественные средства: форма, объем, линии, ритм, цвет, фактуры.

Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Изображения и цвет часто имеют символическое значение: например, красный цвет в русском народном искусстве – символ жизни, белый цвет- символ чистоты, конь – знак солнца и т.д.

Знакомясь на уроке с разными произведениями декоративно-прикладного искусства дети осваивают их образный язык, открывают для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которому ему становится художественной

Декоративно – прикладное искусство огромно и разнообразию, как окружающий нас мир.

На уроке дети открывают для себя красоту и традиции этого удивительного искусства.

5 класс

Тема урока: «Мы рисуем прялку»

Цель урока: Развивать умения выразительно строить декоративную композицию прялки на основе стилизация форм растительного и животного мира. Формировать художественные знания, умения и навыки передачи пропорции при изображении предмета и характера формы прялки. Воспитывать у школьников любовь и интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование к уроку: Выставка изделий из дерева (туесок, шкатулка, прялка, коромысло, кукла оберег)

На доске: репродукции с изображением разных по характеру украшений прялок.

Словарь: кудель, прялка, пряха, лопасть, гребень, донце, веретено, супрядки.

Музыкальный ряд: народные песни.

План урока

  1. Сообщение темы урока.

  2. Беседа о прялках.

  3. Объясните задания.

  4. Самостоятельная работа учащихся выполнение эскиза росписи прялки.

  5. Подведение итога, выставка работ учащихся.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы посвящаем прялке. Знакомимся с ее историей, особенностями и выполняем эскиз прялки.

В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали и оружия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это неудивительно.

Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни – от юности до глубокой старости.

Прялку бережно передавали из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, пели песни.

Прялке посвящалось много песен, сказаний, легенд А.С. Пушкин писал:

«В избушке, распевала, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней…»

Красивая прялка была гордостью владелицы. А мастера делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку.

Давайте рассмотрим, из чего состоит прялка. Прялка состоит из вертикальной лопатки с гребнем, к которому прикреплялась кудель (шерсть или лен), и из горизонтального донца, на котором сидела пряха, наматывая спряденную нить на веретено.

По своей конструкции прялки делятся на два вида сплошные (или корневые), созданные целиком из корневища дерева, и разъемные, когда лопасть с гребнем вставлялась в донце.

Прялка была орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали росписью или резьбой. В украшении прялки использовались элементы растительного или геометрического орнамента. Почти каждый элемент орнамента несет определенный смысл, символ и если знать значение этих символов, можно прочитать рассказ.

Например:




              • Ромб – знак поля, точка в поле – «зерно», а в целом – символ «засеянного поля»


              • Розетка, круглая внутри спираль или розетки, напоминающие цветок означают символ солнца.

Иногда крест помещают в круг, это напоминает колесо, и символизируют движение солнца по небосводу. Знак солнца означает благополучие.

В украшении прялок можно встретить изображение птицы Сирин – это древний символ пожелание счастья. Если невесте на свадьбу дарили прялку с изображением птицы, значит, ей желали счастья в браке.

А изображение оленей и коней — символ природных стихий.

Типы прялок сложились в древние времена. На каждой территории была своя форма прялок, свои приметы украшений.

У нас в кабинете небольшая выставка прялок. Ни одна из них не повторяет другого, каждая имеет свой характер. Откуда же такие красавицы? Давайте послушаем историю этих прялок. Дети читают сообщения о прялках.

Ученик 1:

Роспись, называемая пермогорской (в соответствии с названием бывшего волостного цента Красноборского уезда), — одна из наиболее известных среди многочисленных двинских росписей.

Пермогорские прялки – корневого типа с большой лопатообразной лопастью, завершающейся пятью или семью круглыми или копьевидными гладко окрашенными «городками». Внизу на лопасти имеются по две «серьги» (чуски на местном диалекте), расположенные по обе стороны высокой ножки, переходящей в основании прялки.

Роспись лицевой стороны лопасти разбивается на две. Верхняя – большая часть – всегда традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Древо это порой трудно разглядеть в хитроумно переплетенных цветущих побегах, усеянных красными зелеными, желтыми цветами и листами. Но если вглядеться получше, можно увидеть, что ветви его, написанные пером (что позволяет отнести эту роспись к графичным), начинают расти из одного стебля, иногда с небольшой треугольной «горки». Птица Сирин чаще всего заключена в круг и расположена или в середине древа, или под ним.

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием, чаепитием, посиделками и т.д. Как известно, прялка сопровождала русскую крестьянку всю жизнь, с шести-семи лет и до глубокой старости. но наиболее красивую прялку она получала в подарок от отца или от отца или от жениха, будучи невестой. И эта прялка с изображением на ней картинами мирной крестьянской жизни вместе с парящей птицей – птицей счастья, являлась как бы пожеланием счастливого замужества.

Ученик 2:

Центром, где производились изделия с подобным орнаментом (прялки, коробейки, ваганы, ложки и т.д.), была деревня Палащелье в среднем течении реки Мезень. По имени реки эту роспись принято называть мезенской. Мезенская роспись очень архаична. Ее геометрические орнаментальные мотивы во многом созвучны декору керамических изделий неолита.

Восприятие зрителем росписи прялки происходит как бы от общего к частному. приближаясь к прялке, мы видим ее лицевую сторону, расписанную строго традиционно: два ряда коней и оленей в середине, косые кресты, символизирующие солнце, и стати птиц наверху, окаймленные полосами геометрического узора. И, кроме того, бесчисленное множество дополнений: косых крестиков, завитков, штрихов. Если вглядеться в этот ковер, взору представляется вся вселенная в миниатюре: наверху – мир небесный, наполненный солнечным светом и пением птиц, затем мир земной с населяющими его животными и, наконец, твердь земли, изображения в виде плотной полосы геометрического орнаментов.

На тыльной стороне прялки изображались бытовые сюжеты. Судя по обилию в геометрическом декоре символов, олицетворяющих силы природы и являющихся оберегами, не исключено, что и кони, и олени могут также являться олицетворением природных стихий, что пришло из древних славянских верований.

Таким образом, палощельские прялки являются отражением представлений человека о его месте в безбрежном, бесконечном мире могучей природы, переданным поэтичным языком символов.

Ученик №3:

Кенозерские прялки корневого типа. Они имеют большую и широкую лопасть с пятью «городками» (резное навершие прялки) и очень маленькую приземистую ножку. Снизу лопасть оканчивается двум «серьгами». Лопасть ориентирована трехгранновыемчатой резьбой с подкраской и свободной кистевой росписью растительного характера.

Наличие в центре ее плоскости резной розетки отражает связь ее декора с древнейшими пластами народного искусства, в котором основные орнаментальные элементы являются оберегами.

Академик Б.А. Рыбаков трактует построение композиции следующим образом: внизу – плотные ряды геометрической резьбы, как бы создающие изображение земной тверди, наверху и внизу «городки», изображающие суточный ход солнца вокруг земли (так представляли себе строение вселенной в древности). И на земле – цветущая растительность. Как и все русское народное искусство, убранство кенозерских прялок отражает радостное восприятие мира.

Учитель: Ребята, вот что было известно о ножках прялок. Они точные с перехватами. При покупке прялки точеные перехваты обязательно пересчитывали, приговаривая: «пряха — непряха, немытая рубаха», или «пряха – непряха, сусек – мешок». Если словом «пряха « заканчивался счет, то такую прялку брали безоговорочно, полагая, что на ней хорошо будет рабаотать. Таким образом, на ножке должно было быть не менее пяти точеных колец и яблок.

Вот оказывается, о чем могут рассказать нам прялки. Они несли в дом радость. Давайте и мы с вами будем дарить радость людям, чтобы светлее было на душе, когда они посмотрят на наши прялки.

Предлагаю вам выполнить эскиз прялки (лопасти) выбрать самостоятельно композицию из элементов растительного мира или геометрического орнамента, используя знаки символы, соблюдая закон симметрии и ритма.

(Перед работой проводится физ.минутка)

Самостоятельная работа учащихся.

Эскиз лопасти росписи прялки в альбомах. В конце урока – выставка эскизов и подведение итогов работы (беседа).

На доске висит словарь старинных слов. Повторить с учащимися какие они узнали новые слова и значение этих слов (прялка, лопасть, гребень, кудель, пряха, донце, веретено, супрядки).

Библиографический список

  1. Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Москва ACADEMIA, 2002 г.

  2. А. Миловский Скачи, добрый единорог. – Изд-во «Детская литература», 1982г.

  3. А.С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. Изд-во М.: «Просвещение», 1981 г.

  4. Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования. Изд-во М.: «Просвещение», 1979 г.

  5. И.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. По ред. Б.М. Неменского

  6. Худякова Л.В. Обвинская роспись. Программно- методический комплекс. Пермь, 2000 г.

Приложения

«В избушке, распевала, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней…»


Мезенская роспись. Лопасть прялки.


Мезенская роспись. Прялка.


Пермогорская роспись. Прялка.



Пермогорская роспись.

Пермогорская роспись. Птица Сирин.


«Мать сыра земля»


«Засеянное поле»


«Дождь»


«Движение солнца по небосводу»



Символы природных стихий

Конспект урока Рисование русской прялки

Рисование русской прялки.

Цели и задачи уроков: ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству и традициям своего народа.
Оборудование и материалы: цветные фотографии старинных русских прялок.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Беседа о росписи русской прялки.
3.Выполнение рисунка прялки в карандаше.
4.Выполнение работы в цвете (8 урок).
5.Подведение итогов урока.

Ход урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Беседа о росписи русской прялки.
Прялка — удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было так велико, что ещё в в глубокой древности, как и ткачество оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.
Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поётся в песнях, лирических и шуточных. Её образ появляется и в лубке, и в игрушке, в росписях, где сцена прядения изображается такой же торжественной как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашёл отражение не только в народном творчестве, но и в произведениях писателей и поэтов.
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой:

«В избушке, распевая, дева
Прядёт, и, зимний друг ночей,
Трещит лучинка перед ней», —
писал А.С.Пушкин.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, — установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.
Веретёна с напрядёнными нитками – мочками – пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были также нарядно расписаны, как и прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Из многих сотен прялок, хранящих

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о