Прялка это википедия – Файл:Пермогорская роспись. Прялка. Фрагмент. Конец 19 века.jpg — Википедия

Прялка это википедия – Файл:Пермогорская роспись. Прялка. Фрагмент. Конец 19 века.jpg — Википедия

30.09.2019

Содержание

Прядение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

И. М. Прянишников. Пряха. 1878 А. А. Бучкури. Пряхи. 1903—1905

Пряде́ние — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити[1].

Способы прядения:

  • Сучение волокон между ладонями
  • Сучение волокон о поверхность
  • С использованием веретена
  • С использованием прялки
  • С использованием прядильных машин
Гребень прядильный. Рязанская губерния, XIX век.

Прядение с использованием прядильных машин производится в 3 этапа, при этом каждый этап имеет свои процессы:

  • Подготовка волокнистой массы и формирование из неё ленты;
    • Рыхление — спрессованная масса разделяется на мелкие клочки для лучшего перемешивания и очистки от сорных примесей;
    • Смешивание — разрыхление волокон из различных партий между собой для того, чтобы получить больше однородных по свойствам партий сырья, для получения пряжи с определёнными свойствами;
    • Трепание — обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон от сорных примесей;
    • Чесание — происходит разъединение мелких клочков и пучков волокнистой массы на отдельные волокна. Удаляют оставшиеся после процесса рыхления и трепания мелкие примеси, формируют ленту или ровницу;
  • Предпрядение — постепенное вытягивание ленты в ровницу и наматывание на паковку заданной формы и размеров;
  • Прядение (окончательное утончение ровницы и скручивание; намотка пряжи на паковку).

Существует 3 основных вида систем прядения:

  • Кардная
  • Аппаратная
  • Гребенная
  1. ↑ *Андреевъ П. П. = P. P. ANDRÉEFF. Пряжа // РУССКІЙ ТОВАРНЫЙ СЛОВАРЬ. ПОСОБІЕ КЪ ТОВАРОВѢДѢНІЮ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ НАЗВАНІЯ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ВЪ ТОРГОВЛѢ ТОВАРОВЪ, ПРОДУКТОВЪ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ПРЕДМЕТОВЪ, ОТНОСЯЩИХСЯ КЪ ТЕХНОЛОГІИ ВОЛОКНИСТЫХЪ И ПИТАТЕЛЬНЫХЪ ВЕЩЕСТВЪ, СЪ УКАЗАНІЕМЪ СИНОНИМОВЪ, КАК НА РУССКОМЪ, ТАКЪ И НА ИНОСТРАННЫХЪ ЯЗЫКАХЪ = DICTIONNAIRE RUSSE DES MARCHANDISES AVEC la table alphabétique des termes étrangers. — Russisches Waaren-Lexikon mit alphabetischem Register der Fremdwörter. — RUSSIAN GOODS-DICTIONARY with ALPHABETICAL TABLE OF FOREIGN TERMS / СОСТАВИЛЪ ДѢЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕНЪ ИМПЕРАТОРСКАГО РУССКАГО ТЕХНИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА, ИНЖЕНЕРЪ-ТЕХНОЛОГЪ П. П. Андреевъ. — С.-ПЕТЕРБУРГЪ = S.-PÉTERSBOURG: Изданіе книжнаго магазина А. Ф. Цинзерлинга. Невскій пр., № 46 = Librairie A. Zinserling Perspective Nevsky 46, 1889. — С. 154. — 231, 166 с.

Прялка — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Виды прялок. История развития

Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике были обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения (Вологодская область)[1].

Прялка-донце

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на

русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

  • Marten van Heemskerck 002.jpg

    1529. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо.

  • Hausbuch Wolfegg 34r Spinnrad.jpg

    Изображение самопрялки в средневековой германской книге, 1480 год.

  • 56-Baud-Jeune fille au rouet-vers 1910.JPG

  • Conner-prairie-spinning-wheel.jpg

Прялка и прядение в поговорках

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Какова пряха, такова на ней и рубаха
  • Прялка не Бог, а рубаху даёт
  • Пряха не волк — в лес не убежит
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься
  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.

Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Прялка как символ

  • Ручная прялка стала символом Свадеши — экономической стратегии движения за независимость Индии.

См. также

Напишите отзыв о статье «Прялка»

Примечания

  1. [gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/069/454.htm Лён]

Литература

Ссылки

  • [dic.academic.ru/dic.nsf/es/86366/%D0%9F%D0%A0%D0%AF%D0%9B%D0%9A%D0%90 Прялка] // Энциклопедический словарь
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/3844 Прялка] // Научно-технический энциклопедический словарь
  • [kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/239.html Набокова О. А. Прялки Пудожского района (по фондам музея-заповедника «Кижи»)]
  • [www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post188803916/ Прялка. Какая она? История. Традиции. Обряды.] (liveinternet.ru)
  • [www.narodko.ru/article/tkach/pryalka/ Типы прялок (Заонежье)] (narodko.ru)

Отрывок, характеризующий Прялка

– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d’elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.

прялка — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

пря́л-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пря-; интерфикс: -л-; суффикс: ; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. приспособление, устройство для ручного прядения, изготовления нити ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. приспособление, устройство
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
Список всех слов с корнем «-пря-/-пряд⁽ʲ⁾-/-прясʲ-»
  • фамилии: Пряхин
  • существительные: пряжа, прядь, прядение, пряденье, прялка, пряха, бумагопрядение, бумагопрядильня, предпрядение, шёлкопрядение, шелкопряд, шелкопряд-монашенка, шёлкопрядильня, шёлкопрядильщик, шёлкопрядильщица, хлопкопрядение, хлопкопрядильщик
  • прилагательные: прядильный, непрядный, однопрядный, двупрядный, трёхпрядный, бумагопрядильный, шёлкопрядильный, хлопкопрядильный
  • глаголы: прясть, прясться, спрясть, спрясться
  • причастия: прядущий, прявший, пряденный
  • деепричастия: прядя, пряв, прявши

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пря́лка пря́лки
Р. пря́лки пря́лок
Д. пря́лці пря́лкам
В. пря́лку пря́лки
Тв. пря́лкою пря́лками
М. пря́лці пря́лках
Зв. пря́лко* пря́лки*

пря́л-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a).

Корень: -прял-; суффикс: ; окончание: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. прялка (аналогично русскому слову).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Мезенская прялка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мезе́нская прялка относится к типу цельной прялки — донца. Лопасть имеет трапециевидную форму и срезана по нижним углам. Верхняя часть лопасти украшена главками на тонких шейках (по центру шейка высокая; по направлению к боковым сторонам величина шеек уменьшается). Отличительной чертой мезенских прялок является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки.

Мезенская (палащельская) роспись сложилась к началу XIX века в низовьях реки Мезе́нь. Своё название получила по названию местности: река Мезе́нь, ныне Лешуконский район Архангельской области. Спустя некоторое время мезенские прялки распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Говоря о росписи в контексте мезенских прялок, надо отметить следующее: вся поверхность прялки без предварительной грунтовки может быть окрашена золотисто-коричневым тоном. По этому фону или прямо по дереву черной (сажа) контурной линией нанесен причудливый орнамент с вкраплениями охристых элементов (позднее вместо охры использовался сурик). Роспись покрывалась олифой, что помогало как сохранить рисунок, так и придать золотистый оттенок всей композиции.

Орнамент густо покрывает поверхности лопасти вплоть до главок и делится на регистры (самый большой регистр располагается в нижней половине лицевой стороны лопасти). Его элементы включают в себя «бёрда», волнистые линии, завитки, крестики, ромбы, солярные символы, точки и черточки (аккуратная диагональная штриховка). Манера исполнения рисунка напоминает трёхгранно-выемчатую резьбу или вышивку. Трактовать подобного рода декорировку можно также следующим образом: квадраты символизируют поля, пашню, являются символом плодородия. Кроме геометричного рисунка присутствуют и стилизованные схематичные изображения коней и оленей, бегущих в определенном направлении и создающими ощущение динамики. Общая композиция обладает ритмичностью. Имеются также регистры с изображениями птиц, нанесёнными одним мазком красной краски. Главный регистр отведен для жанровых сценок: охота, гуляния, плавания кораблей и всевозможные истории, в которых замешаны кони (конь, которого ведет под уздцы леший или человечек, скачущий на коне и т. д.). Рисунок выполнен схематично — у животных длинные туловища и изящно изогнутые «паучьи» ноги. Олени бегут, высоко держа голову, так что рога лежат на спине. Длинная шерсть и ветвистые рога выполнены тонкой штриховкой. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Прялка — Википедия

Русская самопрялка.

Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Виды прялок. История развития

Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике были обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения (Вологодская область)[1].

Прялка-донце

Коллекция русских ручных прялок

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

Видео по теме

Прялка и прядение в поговорках

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Какова пряха, такова на ней и рубаха
  • Прялка не Бог, а рубаху даёт
  • Пряха не волк — в лес не убежит
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься
  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.

Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Прялка как символ

  • Ручная прялка стала символом Свадеши — экономической стратегии движения за независимость Индии.

См. также

Примечания

Литература

  • Л. В. Беловинский. Прялка // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 547. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

Прялка — WiKi

Прялка-донце

Ручная прялка использовалась в Индии ещё 2500 лет назад[1].

Ручная прялка (моск. пря́линица; олон. пря́лица; вят., костр., арх., свердл. пря́сенка)[4], состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции:

  • цельные (делались из корня и ствола березы или ели),
  • составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка

  Русская самопрялка с вертикальным расположением колеса

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

  Процесс прядения на самопрялке

Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрёл многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

Самопрялочная машина

Первая в мире многоверетенная прядильная и гребнечесальная машина была изобретена и построена в 1760 году русским купцом-предпринимателем Родионом Андреяновичем Глинковым. Впервые водяное колесо в качестве гидравлического двигателя было использовано для «самопрялки». Прядильно-чесальная машина Глинкова состояла из двух самостоятельных частей, соединенных в одну систему с общим гидравлическим двигателем. Водяное колесо вращалось скоростью 6 оборотов в минуту, имело диаметр 4,2 м, ширину лопаток — 1 м.

Гребнечесальня обслуживалась двумя рабочими и заменяла труд 30 человек. В этой машине впервые были осуществлены подвижной тисочный зажим, переменная скорость прочесывания волокон, обеспыливание процесса гребнечесания.

Прядильня имела 30 веретен с катушками, вращающихся со скоростью 1260 оборотов в минуту. В своей машине Глинков применил  принцип непрерывного прядения — механическую перемотку, идею Леонардо да Винчи.

Машина повышала производительность труда в пять раз[5].

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, часто изображалось мировое древо[7].

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.

Мотив прядения отражён в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесённой с собою прялке.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Прялка Википедия

Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи[1]. Пряха — женщина, занимающаяся ручным прядением[2].

История

Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения (Вологодская область)[3].

Коллекция русских ручных прялок

Виды прялок

Прялка-донце

Ручная прялка использовалась в Индии ещё 2500 лет назад[1].

Ручная прялка (моск. пря́линица; олон. пря́лица; вят., костр., арх., свердл. пря́сенка)[4], состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции:

  • цельные (делались из корня и ствола березы или ели),
  • составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка

Русская самопрялка с вертикальным расположением колеса

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

Процесс прядения на самопрялке

Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрёл многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

Самопрялочная машина

Первая в мире многоверетенная прядильная и гребнечесальная машина была изобретена и построена в 1760 году русским купцом-предпринимателем Родионом Андреяновичем Глинковым. Впервые водяное колесо в качестве гидравлического двигателя было использовано для «самопрялки». Прядильно-чесальная машина Глинкова состояла из двух самостоятельных частей, соединенных в одну систему с общим гидравлическим двигателем. Водяное колесо вращалось скоростью 6 оборотов в минуту, имело диаметр 4,2 м, ширину лопаток — 1 м.

Гребнечесальня обслуживалась двумя рабочими и заменяла труд 30 человек. В этой машине впервые были осуществлены подвижной тисочный зажим, переменная скорость прочесывания волокон, обеспыливание процесса гребнечесания.

Прядильня имела 30 веретен с катушками, вращающихся со скоростью 1260 оборотов в минуту. В своей машине Глинков применил  принцип непрерывного прядения — механическую перемотку, идею Леонардо да Винчи.

Машина повышала производительность труда в пять раз[5].

Прялка и прядение в поговорках

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Какова пряха, такова на ней и рубаха
  • Прялка не Бог, а рубаху даёт
  • Пряха не волк — в лес не убежит
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься
  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Поверья

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, часто изображалось мировое древо[7].

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.

Мотив прядения отражён в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесённой с собою прялке.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Прялка как символ

  • Ручная прялка стала символом Свадеши — экономической стратегии движения за независимость Индии.

См. также

Примечания

Литература

  • Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки: Альбом. — Л.: Аврора, 1970. — 110 с.: ил.
  • Л. В. Беловинский. Прялка // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 547. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о