Прялка это википедия – Файл:Пермогорская роспись. Прялка. Фрагмент. Конец 19 века.jpg — Википедия

Прялка это википедия – Файл:Пермогорская роспись. Прялка. Фрагмент. Конец 19 века.jpg — Википедия

03.11.2019

Золотая прялка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Золотая прялка» (иногда «Золотое веретено», чеш. Zlatý kolovrat) Op. 109, B. 197 — симфоническая поэма Антонина Дворжака. Написана в январе-апреле 1896 г., примерная продолжительность звучания 27 минут.

Произведение, как и другие три симфонические поэмы Дворжака, написанные около этого времени, основано на стихотворении из книги Карела Яромира Эрбена «Букет народных сказаний», представлявшей собой переложение старочешских фольклорных сюжетов, — эта книга на протяжении многих лет служила для Дворжака источником вдохновения. По сюжету этой довольно пространной (63 пятистишия) баллады король встретил прекрасную девушку и пригласил её во дворец, чтобы она стала его женой, однако по дороге во дворец мачеха и её родная дочь убили девушку, отрезали ей ноги и руки и выкололи глаза, забрав всё это с собой, а останки бросили в лесу; после этого во дворец явилась дочь мачехи и вышла замуж за короля. Однако волшебница, нашедшая останки девушки, выменяла у новоявленной королевы руки, ноги и глаза убитой на золотую прялку и, собрав все части тела воедино, воскресила девушку. Во дворце между тем король услышал песню золотой прялки, в которой рассказывалась эта история, отправился в лес и нашёл там свою возлюбленную живой и невредимой.

«Золотая прялка» была впервые исполнена, вместе с двумя другими симфоническими поэмами — «Водяной» и «Полуденница», — на неофициальном концерте в Пражской консерватории 3 июня 1896 года, дирижировал Антонин Бенневиц. Официальная премьера состоялась 26 октября в Лондоне под управлением Ханса Рихтера. В 1897 году за эти три произведения Дворжак был удостоен премии Чешской академии наук и искусств.

Появление симфонических поэм Дворжака стало для музыкальной критики неожиданностью, поскольку Дворжак воспринимался как приверженец традиционалистского направления с Иоганнесом Брамсом в центре, противостоявшего новой романтической школе с её увлечением программной музыкой. Это недоумение особенно ясно выразил Эдуард Ганслик, написавший после венской премьеры, что красота музыки Дворжака неоспорима, но подпорка литературных сюжетов ей совершенно не нужна. Напротив, Леош Яначек в своей рецензии сосредоточился на музыкальных качествах новых работ Дворжака, не упоминая об их программном характере вовсе. Кроме того, именно в «Золотой прялке» (в отличие от других своих симфонических поэм) Дворжак пошёл по пути буквального соответствия отдельных музыкальных эпизодов конкретным строфам и строкам баллады Эрбена; по мнению ряда критиков, это сделало некоторые музыкальные ходы (особенно повторы) композиционно неоправданными и необъяснимыми, если не помнить текста баллады, — из этого мнения исходил впоследствии Йозеф Сук, переработавший «Золотую прялку» со значительными сокращениями.

Прялка Википедия

Прялка-донце

Ручная прялка использовалась в Индии ещё 2500 лет назад[1].

Ручная прялка (моск. пря́линица; олон. пря́лица; вят., костр., арх., свердл.

пря́сенка)[4], состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции:

  • цельные (делались из корня и ствола березы или ели),
  • составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка

Русская самопрялка с вертикальным расположением колеса

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на

русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

Процесс прядения на самопрялке

Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрёл многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным

Прялка — это… Что такое прялка?

Неслучайно он изображён с прялкой (Раньше прялка в доме имела очень важное значение, с её помощью можно было одевать всю семью в доме и зарабатывать деньги).

В углу этой большой комнаты на огромной перине сидела дряхлая горбатая старуха с растрепанными волосами, горящими глазами, длинным крючковатым носом, в руке у нее была прялка, на которой она пряла из грубой овечьей шерсти тонкую нить.

Расшатанный дубовый стол, ржавый каркас косилки, соха, верстак, санки, в них прялка, с балки свисал моток пакли, на глиняном полу лошадиный навоз, клочья сена — все говорило о запустении.

Подсечки следовали за подсечками, но на крючках оказывались или прялка зелени, или рыбья чешуйка, или прошло-годний лист.

Долго ли, коротко ли — уж не упомню, как вдруг вижу небывалое: веретено само вертится, прялка

сама прядет, да такие узоры, каких свет не видывал.

У женщин пошли в ход теперь чугунки, печки, углевые утюги и самовары, лучинки, скалки и такие замечательные и забытые аппараты, как прялка, ткацкий стан, веретено, коклюшки, вьюшки, заслонки, чугунки и ухваты.

Только едва заметный, слабый шорох или скорее жужжание доносилось с чердака, словно там работала прялка.

Здесь была и разверстая пасть очага, и прялка, у которой спиной ко мне сидела согбенная старушка в широком капоте и огромной шляпе с полями.

ПРЯЛКА — это… Что такое ПРЯЛКА?

ПРЯ́ЛКА -и; мн. род. -лок,

дат. -лкам; ж. Приспособление для ручного прядения. Сидеть за прялкой (прясть).

Пря́лочка, -и; ж. Уменьш.-ласк.

ПРЯ́ЛКА, простейшее приспособление для ручного прядения.
Прялка-копыл состояла из плоского гребня-лопаски, ножки и плоского основания-донца, вырезанных, как правило, из цельного куска дерева. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели — волокнистого пучка льна или пеньки, — привязанной к лопаске. Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около 30 см. Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо — пряслице.
Для изготовления прялок-копылов использовалась комлевая часть дерева, как правило сосны или ели, с торчащим корнем из которого вытесывалось донце. Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью, часто резные узоры раскрашивались масляными красками. В каждом из регионов были веками разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Богато украшенные прялки дарились невестам и затем бережно хранились в семье, передаваясь от матери к дочери. Благодаря этому до нас дошли изделия мастеров 18 века.
Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. Расписанные в Пермогорье на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. В северодвинском селе Борок получила распространение сходная манера росписи, названная «борецкой» по имени бояр, некогда владевших этим селом. Обычно в росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы.
В районе села Полащелье сложился самобытный тип мезенской росписи по дереву. Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета — черный и красный. Среди неизобразительных орнаментов помещены фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей.
Вокруг города Шенкурска в Вологодской губернии (ныне Архангельская область) сложилась своя оригинальная манера росписи прялок. Три крупных розана, расположенных по вертикали, занимают почти всю поверхность лопаски. Для придания большей нарядности шенкурские мастера иногда дополняли роспись золотистой фольгой.
Прялки ярославско-костромского типа («теремковые прялки») имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.
Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца (см. ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА). Городецкие прялки состояли из двух частей — донца с «копылком» и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из «копылка», а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Первоначально донца украшались инкрустацией мореным дубом, дополненной контурной резьбой, но с середины 19 века инкрустация постепенно вытеснилась сюжетно-орнаментальной росписью. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.
С появлением в 15 веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни, несмотря на широкое распространение с 18 века прядильных машин, ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

Веретено — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июня 2019; проверки требует 1 правка.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства, родом из стран древнего Востока

[1]. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см [2].

В псковском диалекте: веретено — злая баба[3].

По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.

Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением, являются символами жизни и непрерывности времени. М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева (скандинавские Норны, прядущие нить судьбы у подножия ясеня Иггдрасиля).

Символика веретена связывается с символикой прядения в целом. Веретено выступает в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие Мойры, римские Парки, скандинавские Норны, славянские Рожаницы), которые сматывают на него нити человеческих жизней. Связь веретена с символикой судьбы отражена в языке: слова, обозначающие судьбу в германском (wurd), староскандинавском (urdh), англосаксонском (wyrd), сближаются с латинским vertere, «вращать». С другой стороны, веретено может отождествляться с осью мира (как у древних греков, которые считали такое веретено атрибутом богини судьбы Ананке).

В этой связи за веретеном может закрепляться значение мироустроительного элемента. Так, например, Платон в «Государстве» говорит о мировом устройстве как о результате действия веретена Ананке, на восьми сферах которого располагаются сирены, своим сладкозвучным пением создающие гармонию мира. По форме веретено представляет собой мандорлу и, таким образом, приобретает символизм двух пересекающихся кругов, обозначающих небо и землю, то есть жертву, которая обновляет порождающую силу Вселенной. Все символы, связанные с предметами, похожими на веретено, несут в себе широкое значение общей жертвы и способность к превращению.

  • Знай, баба, своё кривое веретено (своё дело).
  • Знай гребень да веретено.
  • Не веретеном в бок, терпеть можно.
  • Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).
  • Без веретена пряжи не спрядёшь.
  • Остры веретена намозолили ладони.
  • Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.
  • Кривое веретено не надежа (не оденет).
  • Кривое веретено не исправится.
  • Девку веретено одевает.
  • Чужое веретенце бери, да и своё припаси.
  • Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
  • На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.
  • Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)[3].
  1. Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — М.: Советская Энциклопедия, 1971. — С. 530. — 600 с.
  2. Мария Семёнова. Быт и верования древних славян. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. — С. 301.
  3. 1 2 Даль, 1880—1882.

ПРЯЛКА — это… Что такое ПРЯЛКА?

  • ПРЯЛКА — ПРЯЛКА, прялки, жен. Приспособление для ручного прядения, которое приводится в движение ножной педалью. «Прялка жужжит и поет.» А.Блок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРЯЛКА — ПРЯЛКА, прялья и пр. см. прясть. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • прялка — прялочка Словарь русских синонимов. прялка сущ., кол во синонимов: 7 • велосипед (33) • прялица …   Словарь синонимов

  • ПРЯЛКА — ПРЯЛКА, и, жен. Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Сидеть за прялкой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Прялка — Прялка  предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Содержание …   Википедия

  • ПРЯЛКА — и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. Приспособление для ручного прядения. Сидеть за прялкой (прясть). ◁ Прялочка, и; ж. Уменьш. ласк. * * * ПРЯЛКА ПРЯЛКА, простейшее приспособление для ручного прядения. Прялка копыл состояла из плоского гребня лопаски …   Энциклопедический словарь

  • прялка — Искон. Суф. производное от пряло «прялка», суф. образования (суф. * dlo, ср. шило) от prędti (> прясть). См. прясть …   Этимологический словарь русского языка

  • Прялка — евр. таву. Прялка употреблялась, как и в наше время, для прикрепления пряжи; веретено же служило для наматывания скрученной нитки В Исх. 35:25 и дал. мы читаем о «мудрых женщинах», которые пряли шерсть овечью и козью. Срав. Мат. 6:28; Лук. 12:27 …   Словарь библейских имен

  • Прялка — Символизирует время и творение. Атрибут всех богинь прядения, вязания и судьбы. Афина покровительствует вязанию и прядению, Клото пряха. Символ женской работы. См. также паук, ткачество …   Словарь символов

  • Прялка — (евр. кишор. Притч 31:19),см. Веретено см. Ремесло (II) …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Прядка — Вікіпедія

    Найпоширеніший тип самопрядки

    Пря́дка — предмет народного побуту, знаряддя праці, на якому пряли нитки. За конструкцією виділяють ручні прядки і механічні (самопрядки).

    У сучасних виробництвах прядки замінені прядильними машинами.

    Ручна прядка призначена для прядіння на веретено і складається з верхньої вертикальної частини — гребеня[1][2] (кужівки, кужілки[3], пря́сниці[4], кужеля, кужелі)[5] і нижньої горизонтальної підставки, де сидить пряха — днища[1][6] (сідця́[3], пря́слиці[7], пря́сниці[4] або присідки)[8]. У верхній частині виділяють такі деталі: держівно — нижня частина, кужівни́к — верхня, на яку надівають кужіль; між ними знаходиться дерев’яна каблучка — ко́чало[3]. Прядку, особливо гребінь (кужівку, кужілку), часто прикрашали і розписували.

    За конструкцією ручних прядок виділяють цільні (їх робили з кореня і стовбура берези або ялини) і складені (складалася з двох деталей — горизонтальної та вертикальної).

    У Західній Європі був поширений більш простий варіант прядки — без підставки, тобто звичайна кужівка завдовжки 90 см (3 фути), яку пряха тримала затиснутою під лівою пахвою. Витягання пасма і зсукування пряжі проводилося лівою рукою, а правою оберталося веретено[9]. У Болгарії найпоширенішими були кужівки, що застромлялися за пояс (болг. поясните хурки)[10].

    Існували й так звані «зап’ясткові кужівки» (англ. wrist-distaves). Вони являли собою шнур, складений затяжною петлею і надітий на зап’ясток лівої руки. Кінці шнура звисали донизу і утворювали китицю, кожна сталка якої могла прикрашатися намистиною. Кужіль чи рівниця обмотувалися навколо звисаючого кінця[11].

    Самопрядка — прядка з автоматичним зсукуванням нитки і намотуванням пряжі на веретено. Частіше за все споряджається ножним приводом.

    Прислів’я, приказки[ред. | ред. код]

    • Добра пряха й на скіпці напряде
    • Сім днів пряла, та нічого не дістала
    • Яка прядка, та­ка і нитка
    • На топ­ку пряде — близький до смерті
    • Треба прясти, щоб руб’ям не трясти

    Прядка і забобони[ред. | ред. код]

    Ручні прядки в музею Воєводини, Сербія

    Прядка супроводжувала дівчину від народження до заміжжя. У східних слов’ян пуповину новонародженої дівчинки перерізали на прядці або веретені; через прядку передавали новонароджену хрещеній матері; клали прядку в колиску дівчинки. Особисту, підписану прядку не давали в борг, інакше, як вважалося, буде пожежа або загинуть бджоли. На Російській Півночі хлопець, який написав на прядці дівчини своє ім’я, зобов’язаний був на ній одружуватися. Зазвичай жених дарував дівчині нову, зроблену і прикрашену своїми руками прядку.

    Прядіння тривало весь осінньо-зимовий період, перериваючись лише на різдвяні свята. В останній день Масниці жінки, святкуючи закінчення прядіння, каталися з крижаних гір на донцях прядок, при цьому вважалося, що чим далі вони проїдуть, тим довшим вродить льон, а та, яка впаде з прядки, не доживе до осені. У чехів в кінці масниці прядку, прикрашену стрічками, возили на возі по селу, а потім «продавали» в трактирі. На Різдво або на всі святки прядку і всі прядильні інструменти виносили на горище або в комору, щоб їх духи не заплювали.

    У сербів на Різдво при відвідуванні худоби господиня приносила з собою прядку і трохи пряла, «щоб худоба не була голою». У Славонії першій відвідувачці дому на Різдво давали прядку, щоб вона трохи попряла заради врожаю льону. Таке ж значення мало прядіння молодої нареченої після першої шлюбної ночі: вона пряла на поданій їй свекрухою прядці, «щоб багато жити».

    Прядіння також є функцією деяких міфологічних персонажів, а прядка виявляється пов’язаною з «тим світом». Дів долі — суджениць представляють трьома жінками з прядками, які прядуть або розмотують клубок з пряжею. За віруваннями східних слов’ян, нечиста сила (кікімора, домовик, русалка, нічниця та ін.) пряде тоді, коли прядка залишена на ніч (або на свято) з незакінченою кужіллю або без благословення. Сама прядка могла сприйматися як атрибут нечистої сили або її заступник. Дівчата вірили, що якщо не допрясти куделі напередодні Різдва, то прядка прийде за ними в церква при вінчанні, якщо залишити прядку з кужелем на ніч або на свята, то прядка буде переслідувати, лякати, танцювати поряд. Вірили, що, якщо вночі привидиться потвора з прядкою на лавці, бути в тій хаті небіжчику, якщо вдарити прядкою дівчину, то їй попадеться поганий чоловік або погані свекор зі свекрухою, а якщо вдарити прядкою дитину, то вона захворіє.

    Прядка служила оберегом для дівчини. За уявленнями болгар, прядка охороняє дівчат і молодиць від любові змія, від злої зустрічі, зочення й причини. Тому дівчина, йдучи в поле на роботу, брала з собою прядку і по дорозі, особливо коли зустрічала багато людей, пряла. Після весілля дівер, який невідступно ходив з нареченою і охороняв її, дарував їй розписану прядку як оберіг. У росіян для лікування дітей від нічного плачу і від переляку клали під колиску хлопчикові сокиру, а дівчинці — прядку; щоб вилікувати безсоння у дівчинки, під сволок з примовляннями встромляли прядку з кужіллю або веретеном. Щоб тхір не шкодив курям, у болгар кидали на курник прядку з кужіллю.

    Символізм[ред. | ред. код]

    • Ручна прядка стала символом Свадеші — економічної стратегії руху за незалежність Індії.
    • Жінка з самопрядкою зображена на гербі й прапорі російського міста Іваново.
    Posted in Разное

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о