Прялка древней руси – Презентация на тему: «История прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице»

Прялка древней руси – Презентация на тему: «История прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице»

04.08.2020

История прялки на Руси

2847
История прялки на РусиИстория прялки на Руси

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов.

Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году.

Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт.

Источник

Добавить комментарий

Забытая реальность — Как изготовляли ткань для одежды на Руси. Роль прялки в жизни славян.

Она – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.

На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.

Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».

Мифы и легенды

В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».


На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.

Великая богиня судьбы Макошь — пряла на прялке судьбы…

А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.

Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова » Волшебная палочка для умельца»

Скачать книгу или читать он лайн можно тут: http://www.e-reading.by/book.p…

Приятного волшебства!

ИСТОРИЯ ПРЯЛКИ — КРАСОТА СПАСЕТ МИР! — LiveJournal

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.

Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.

И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.

Поисково-исследовательская работа «История появления прялки»

Министерство образования и науки Хабаровского краяhello_html_3c81b0f1.png

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Амурский политехнический техникум»

«Чудо –

прялочка»

г.Амурск, 2016г.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Амурский политехнический техникум»

Краевой конкурс творческих работ

«Профессиональная реликвия»

«Чудо — прялочка»

Выполнила: Новикова Дарья,

101, ТМ, КГБ ПОУ АПТ,

г.Амурск

Руководитель: Кобычева Татьяна Сергеевна,

преподаватель истории,

КГБ ПОУ АПТ,

89242241936

г.Амурск, 2016г.

Содержание

Введение 4

1. История появления прялок 6

2. Прялка в наше время 10

3. Культурное наследие русской прялки 11

Заключение 16

Введение

Мой учитель по истории предложил написать исследовательскую работу по истории профессиональной реликвии. И я, не долго думая, согласилась. Мы пошли в музей, чтоб выбрать предмет для исследования. Музей техникума в своих экспозициях рассказывает об истории профессий и специальностей, истории профессионального образования в нашей стране и Хабаровском крае, о базовых предприятиях города Амурска, о ветеранах войны и труда. В зале по истории города меня заинтересовала прялка, было очень интересно узнать её историю и поделиться ей с другими студентами. Прялка в музее техникума оказалась случайно, так как история её неизвестна доподлинно, так как от неё хотели просто избавиться. То есть прялку принесли практически со свалки. Я захотела про нее написать, потому что в нашем в современном мире, уже нет таких уникальных вещей, и мы начинаем забывать: какие были прялки, кто их создавал, и для чего они нужны. В своей исследовательской работе я постараюсь написать всё о прялке с самых древних времен её появления.

hello_html_m3b9bed43.jpg

Поэтому целью моей работы: исследовать прялку, как предмет народного быта, узнать какие раньше были прялки, и кто был их создателем. В ходе своей работы я ещё попытаюсь установить, насколько глубоки знания студентов о прялке.

Прялка — это популярное в прежние века орудие труда и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем А.С.Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Пряха

Ночь и непогодь.

Избушка

Плохо топлена.

Нитки бедная старушка

Сучит у окна.

Уж грозы ль она боится,

Скучно ли,— сидит,

Спать ложилась, да не спится,

Сердце всё щемит.

И трещит, трещит лучина,

Свет на пряху льет.

Прожитая грусть-кручина

За сердце берет.

Бедность, бедность!

Муж, бывало,

Хоть подчас и пил,—

Всё жилось с ним горя мало:

Всё жену кормил.

Вот под старость, как уж зренье

Потерял навек,

Потерял он и терпенье —

Грешный человек!

За сохой ходить — не видит,

Побираться — стыд,

Тут безвинно кто обидит —

Он молчит, молчит,

Плюнет, срамными словами

Долю проклянет

И зальется вдруг слезами,

Как дитя, ревет…

Так и умер. Бог помилуй —

Вот мороз-то был!

Бились, бились! Сын могилу

Топором рубил!..

Паренек тогда был молод,

Вырос, возмужал,—

Что за сила! В зной и холод

Устали не знал!

Поведет ли речь, бывало,—

Что старик ведет;

Запоет при зорьке алой —

Слушать, дух замрет…

Человек ли утопает,

Иль изба горит,

Что б ни делал — всё бросает,

Помогать бежит.

И веселье и здоровье

Дал ему господь:

Будь хоть камень изголовье,

Лег он — и заснет…

Справить думал он избушку,

В бурлаки пошел;

Нет! Беречь ему старушку

Бог уж не привел!

Приустал под лямкой в стужу,

До костей промок,

Платье — ветошь, грудь наружу,

Заболел и слег.

Умер, бедный!

Мать узнала —

Слез что пролила!

Ум и память потеряла,

Грудь надорвала!

И трещит, трещит лучина;

Нитке нет конца;

Мучит пряху грусть-кручина;

Нет на ней лица.

Плач да стон она всё слышит

И, припав к стеклу,

На морозный иней дышит;

Смотрит: по селу

Кто-то в белом пробегает,

С белой головой,

Горстью звезды рассыпает

В улице пустой;

Звезды искрятся… А вьюга

В ворота стучит…

И старушка от испуга

Чуть жива сидит

1857 или 1858

Иван Никитин

1. История появления прялок

Прялка – устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. Прялка была, вероятно, изобретена в Индии между 500 и 1000 годами нашей эры. Это «устройство» достигло Европы через Ближний Восток во времена Европейского Средневековья. История прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание. hello_html_fa897b4.png

Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка. Процесс прядение теперь приобрел другой вид. Правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Прялки  пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.hello_html_550e2ef.png

Прялка с ножным приводом 1530г.

Или еще ее называют самопрялка.

hello_html_m25f48ae0.jpg

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга. Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы. В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения. Две из трех операций: скручивание и наматывание нити на катушку стали автоматизированы. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи. Эту проблему удалось решить только в 1735 году, когда механик Джон Уайт изобрел вытяжной прибор. Этот прибор впервые заменил человеческие пальцы. На подобной прялке можно было использовать только подготовленный материал. Поэтому волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались. Чтобы механизировать процесс подготовки хлопка к пряже, была изобретена чесальная машина. Теперь весь процесс получения пряжи стал полностью автоматизированным, что позволило в 1741 году собрать первую в истории прядильную машину. Ее создателем стал все тот же Джон Уайт. Можно сказать, что прядильная машина оказалась прообразом всех последующих станков и механизмов. В каком-то смысле ее появление символизировало собой рождение современного мира. Но машина Джона Уайта все же не получила широкого распространения.

Прядильная машина «Дженни» Следующим изобретением, которое оставило свой след в истории прялки, стала прядильная машина Харгвиса. Она носила название «Дженни» по имени дочери изобретателя. «Дженни» имела значительный недостаток: пряжа получалась хоть и тонкой, но достаточно слабой. Чтобы хоть как-то ее усилить приходилось добавлять в пряжу нитку изо льна. hello_html_m5ed1559e.jpg

Более удачной оказалась прядильная машина Аркрайта. На основе машины «Дженни» Аркрайту удалось разработать свою прялку, которая полностью автоматизировала процесс пряжи. Прядильщику оставалась только следить за бесперебойной подачей материала в машину. Прядильная машина Аркрайта давала нити такой крепости, что необходимость добавлять лен проста отпала. Вследствие автоматизации всех процессов его агрегат получил возможность работать непрерывно, потому получил название «ветромашина». Объединив достижения изобретателей, Самуэль Кромптон создал мюль – машину. Именно она и внесла последнее слово в историю создания универсальной прядильной машины. А прялки отошли в далекое прошлое.

2.Прялка в наше время.

Вы, наверное спросите, а какая прялка сейчас? Раньше люди использовали веретено, а затем самопрялку, на смену которой пришла современная электрическая прялка. Давайте поговорим о том, как работает электропрялка и как правильно прясть на ней шерсть: это поможет определиться с выбором нужного вам прибора.

hello_html_m31388bd9.jpg

Прялка — небольшой электроприбор, его размер — чуть больше сложенной книги, а вес не превышает двух килограмм. Современные электрические прялки изготавливаются из металла или пластика, реже — из дерева. Прибор очень прост как в использовании, так и в ремонте; по большому счету, при желании смастерить самодельную прялку может любой домашний умелец.

Механизм действия электрической прялки очень прост. Электропривод приводит машину в действие, и она начинает скручивать заправленную в нее пряжу в плотную нить, протягивая ее через мотовило. Во многих прялках есть ножной электропривод. Он существенно облегчает прядение на электропрялке, освобождая обе руки для работы с нитью.

Также очень удобной функцией является возможность переключать направление вращения. Это достигается нажатием специальной кнопки, и в результате такой обратной намотки вы сможете скручивать несколько нитей в одну, более толстую. Таким образом, можно производить пряжу различной толщины. Для этого процесса, который называется ссучиванием нитей, используются специальные катушки, которые идут в комплекте с электропрялкой. Однако такая функция предусмотрена не для каждой модели.

Кроме того, существенными отличиями между моделями является их производительность, мощность энергопотребления и уровень шума. Обращайте внимание на эти показатели, учитывая то, что для вас важнее. А еще не забывайте, что любая электропрялка может перегреваться, поэтому в ее работе следует делать регулярные перерывы (примерно по 20 минут на каждый час работы).


3. Культурное наследие русской прялки.

Во время изучения истории прялки меня заинтриговала мысль о том, какое наследие в культуре нашего народа имеет этот предмет. Я решила выяснить знают ли они пословицы и поговорки о прялках.

Студенты не знали ни пословиц, ни поговорок. Поэтому, я решила разузнать о них в интернете. Как оказалось, их огромное множество.

Вот несколько из них:

Без веретена пряжи не спрядешь.

Вертит пером, что веретеном.

Девку веретено одевает.

Девка прядет, а бог ей нитку дает. (Любовь — Нелюбовь)

Ерема, Ерема! Сидел бы ты дома да точил веретена. (Родина — Чужбина)

Женатого с посиделок веретеном гонят.

(Приличие — Вежество — Обычай)

Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено (приговаривают женщины, катаясь по ниве). (Месяцеслов)

Знай баба свое кривое веретено!

Знай баба свое кривое веретено! Знай сверчок свой шесток! (Муж — Жена)

Знай, баба, донце да кривое веретенце.

Знай, баба, свое кривое веретено! Знала б рогатую прялку! (Свое — Чужое)

Из окна в окно готово веретено (луч солнечный). (Вселенная)

Меня заинтересовало, знают ли студенты хоть что-то о прялке. Для этого я провела с одногруппниками конкурс загадок.

  1. Чем больше бегает свинка,
    Тем больше толстеет.
    (Прялка)

  2. Пять, пять овечек зарод подъедают,
    пять, пять овечек прочь отбегают.
    (Прялка)

  3. Стригли, щипали, а после чесали,
    Чисто, пушисто – к доске привязали!
    (Прялка)

  4. Пляшу по горнице,
    С работою моею,
    Чем больше верчусь,
    Тем больше толстею.
    (Веретено)

Большинство моих одногруппников на загадки ответили, что это прялка.

Значит, она еще не забыта, о прялке еще помнят и знают.

hello_html_3b02fc05.png hello_html_364163da.png

О прялке написаны стихи, она сама являлась предметом декоративно-прикладного творчества.

Существовало несколько способов украшения прялок.

Место для резной или расписной орнаментации в подавляющем большинстве случаев — вертикальная стойка прялки. Очень редко орнамент размещался на горизонтальной части пяты.

Набор приемов декоративной резьбы на прялках Карелии включал почти весь известный перечень резьбы. На прялках Заонежья, Пудожья и реже – на прялках севера Карелии и южного Прионежья встречаются украшения, сложного профиля или токарная резьба. Иногда для украшения применялась инкрустация другими породами дерева и с инкрустацией соломкой по черному фону.

Значительная часть прялок окрашена. Излюбленные цвета окраски — разные оттенки зеленого, голубого, красно-коричневого, синего. Встречается изредка желтый или черный фон. Окраска прялки может сочетаться с контрастной раскраской различных частей прялки. Так, у многих прялок пята выделена темным, а иногда черным цветом. Очень ярким колористическим приемом оказывается раскраска резного орнамента.hello_html_7eff0bc.jpg

Одним из наиболее распространенных и нарядных способов украшения прялок является роспись. Наиболее распространенные мотивы росписи – цветочные гирлянды, ветви, букеты, — были распространены повсеместно.

Всё это и составляет культурное наследие, такой непримечательной, на первый взгляд, прялки. Я надеюсь, что и в дальнейшем ей посвятят ещё не одно произведение.

Прялка

Когда Медведица в зенитеhello_html_3a33d701.jpg

Над белым городом стоит,

Я тку серебряные нити,

И прялка вещая стучит.

Мой час настал, скрипят ступени,

Запела дверь… О, кто войдет?

Кто встанет рядом на колени,

Чтоб уколоться в свой черед?

Открылась дверь, и на пороге

Слепая девочка стоит;

Ей девять лет, ресницы строги,

И лоб фиалками увит.

Войди, случайная царевна,

Садись за прялку под окно;

Пусть под рукой твоей напевно.

Поет мое веретено.

…Что ж так недолго? Ты устала?

На бледных пальцах алый след…

Ах, суждено, чтоб ты узнала

Любовь и смерть в тринадцать лет.

< 1909-1910>

Черубина де Габриак

Заключение

В процессе работы я узнала, очень много интересного о прялках. Это хоть и простой предмет народного быта, но как удивительно ярко, красиво украшалась прялка умельцами, как много значила для простых людей, для меня стало открытием. В процессе работы я изучила виды прялок, и кто был их создателем. Благодаря работе я узнала, что про прялки и сегодня не забывают. В наше время уже другая прялка, другие функции, но мне бы хотелось бы, чтобы никогда не забывали о старых вещах.

hello_html_fd547e0.jpgПрялка простая была усовершенствована и прошла этапы превращения в современную, но при этом осталась предметом, с помощью которого на свет появляется тончайшая нить. Мне очень понравилось работа, я захотела сама научиться прясть пряжу.

Список источников и литературы:

  1. http://mylitta.ru/137-spinning-wheel.html

  2. http://nsportal.ru/vuz/istoricheskie-nauki/library/2014/09/28/kak-na-pryalke-niti-pryadut-i-starinnoe-remeslo-beregut

  3. http://www.russian-poetry.ru/Poem.php?PoemId=9375

  4. https://www.stihi.ru/2014/02/15/8616

  5. http://womanadvice.ru/elektricheskaya-pryalka#ixzz45PLW3wTF 
    Журнал WomanAdvice

  6. http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-6/261.html

Исследовательская работа » Прялка»

Муниципальное образовательное учреждение

«Обшиярская основная общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПРЯЛКА»

Выполнил: учащийся 8 класса МОУ «Обшиярская ООШ» Яковлев Роман

Руководитель: учитель технологии Поливин В.В.

д. Полевая

У разных народов есть различные вековые традиции, которые передаются из поколения в поколение, такие как резьба по дереву, резьба по кости, чеканка, роспись, гончарное дело и т. д. Прядение пряжи является одним из таких ремесел. Кудель (шерсть), прялка, веретено – вот основные составляющие этого процесса.

Актуализация исследования заключается в том, что прялка занимает особое место в жизни человека традиционного общества.

Целью моей исследовательской работы является изучение истории прялок разных конструкций и сам процесс прядения.

Задачи исследования:

— изучить историю развития прядения на прялке

— побеседовать, выявить секреты мастерства у мастеров – умельцев, живущих в нашем селе

Объект исследования: предметы быта жителей д. Полевая, прялка как феномен народной культуры

Предмет исследования: конструкция ручной прялки

Методы исследования:

наблюдение, опрос населения д. Полевая, д. Коротково

— анализ научной литературы по истории возникновения прядения

— анализ печатного материала о народных промыслах прошлых веков

Результаты моего исследования можно использовать на уроках истории, технологии, ИКН, марийской, русской литературы, на внеклассных мероприятиях.

История ручной прялки

Весьма устойчивая традиция радует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси,  чаще всего занятыми за прялкой. Здесь я рассматриваю предшествующие стадии «технологического процесса» —  прядения нитей. Всё это делалось самостоятельно в домашних условиях.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

      Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года.  Что же касается  древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснила, что для прядения необходимы поначалу было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки.

Веретёна изготавливали из  сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» — веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити.

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы  прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой  — вращают веретено.  На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.

Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.

Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии.

Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, — гребень.

Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами.

Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.

Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.

В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений. Они до сих пор  прядут на веретене и самопрялке.  

Прялка имела свое строение: лопасть, на которую привязывали прочесанную, очищенную шерсть, вверху лопасти имелись украшения, которые назывались городки. Серьги также служили как украшение. Затем ножка прялки и донце . На донце садилась пряха и начинала свою монотонную работу.958084

В 15 век была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволило одновременно скручивать и наматывать пряжу.

В 18 веке развивается машинное прядение.

Сегодня в домах мастериц уже электрические прялки.

В нашей местности отдают предпочтение прялке с веретеном и электрической.

Исследовательская работа также помогла собрать сведения о женщинах нашего села, использующих прялки и сегодня. Сразу отметим, что, несмотря на тот факт, что прялки имеются почти во всех домах, прядением занимается лишь малая часть жительниц.

Всем респондентам мы также задавали вопрос по поводу того, во сколько лет они научились прясть. Полученные ответы показали, что женщины 1920-1940-ого года рождения впервые за прялки сели в возрасте от 7 до 10 лет, а все остальные респонденты, которые моложе, научились прясть уже будучи замужними женщинами, многих из них прялочным премудростям обучали из свекрови (матери супругов).

Опрос нынешних школьников показал, что ни один из них не умеет обращаться с прялкой, многие даже не знают, для чего нужен этот предмет.

Таким образом, почти в каждом доме д. Полевая имеется прялка. В основном она нынешним владельцам перешла по наследству от бабушек или свекровей

Подводя итоги  исследования, следует отметить, что  прядением занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.

Результаты исследования

 Я узнал много нового об истории ведения домашнего хозяйства, изучив  историю веретён и самопрялок.

Анализируя собранные сведения, я пришел к следующим выводам:

— веретенами  бабушки пользуются до настоящего времени;

— женщины прядут на прялках двух видов — «лежак» и «стояк», а также на прялках с  электрическим приводом.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроке технологии, в разделе декоративно-прикладного искусства, и на уроках истории, ИКН.

Литература

  1. Берштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.

  2. Мифология народа мари. Йошкар-Ола. 1999. Т.1. С. 422.

  3. Сорокин П. Этнографические этюды. Йошкар-Ола, 1999. С.11

Исследовательская работа по технологии «Прялка – предмет народного быта жителей нашего города»

18

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г.Ростова

Донская Академия Наук Юных Исследователей им. Ю.А. Жданова

Секция

Фольклор и этнография

Исследовательская работа

Тема:

«Прялка – предмет народного быта

жителей нашего города»

Автор работы:

Черкова Елизавета

Владимировна

10класс

МБОУ лицей №9

г. Сальск, Ростовская область

Руководитель:

Югринова Валентина Владимировна

Учитель МХК, технологии

МБОУ лицей №9

г. Сальск, Ростовская область

Ростов на Дону

2015 г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3

Основная часть………………………………………………………………. 3

Глава 1. Прялки М.А. Жегаловой, А.М.Крикля – память о предках….. 3-4

Глава 2. История возникновения прялки…………………………………… 5

2.1.Резьба на прялках………………………………………………………… 5-6

2.2.Роспись прялок …………………………………………………………… 6-8

2.3.Устройство прялок ……………………………………………………… 8-9

Глава 3. Прядение и фольклор………………………………………………. 10-11

3.1.Прялка и прядение в поговорках………………………………………… 12

Глава 4. Обрядовость, связанная с прядением ……………………………… 12-13

4.1.Прялка в суевериях ……………………………………………………… 13

Глава 5. Прялки, сохранившиеся до наших дней …………………………… 14

Социологический опрос…………………………………………………… 15

Заключение …………………………………………………………………… 15-16

Список литературы………………………………………………………….. 17

Приложения ………………………………………………………………… 18

«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»

Введение

Это популярное в прежние века орудие трудя и предмет крестьянского быта.  С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Прялка — устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. Прялки пришли к нам из далёкой древности. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. У каждой была своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, облегчения труда.

Актуальность моего исследования заключается в приобщении подростков нашего лицея к изучению предметов быта старины и воспитанию толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге.

Цель: исследовать прялку как предмет народного быта жителей Сальского района.

Предмет исследования: прялки жителей нашего региона.

Методы исследования: наблюдение, встречи и беседы, изучение литературы и интернет-ресурсов.

Гипотеза: прялка – предмет быта не только донских казаков, но и жителей Сальского района.

На протяжении всего периода существования человечества люди стремились облегчить свой труд, создавая новые орудия труда и усовершенствуя уже имеющиеся. Главным помощником в осуществлении такого замысла стали знания и способности в широком смысле этого слова. Эти навыки превратились в искусство, которое передавалось из поколения в поколение и носило довольно закрытый характер. Умельцы старались создавать оригинальный продукт своего труда и зачастую превращали его в культурное наследие. К такому предмету быта относится и прялка, которая сегодня в век компьютерных технологий ушла из жизни наших людей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Прялки Жигаловой М.А. и Крикля А.М. – память о предках

Мы, современное поколение молодежи, не совсем понимаем всю ценность этого предмета, но люди, пережившие военное и послевоенное лихолетье, с большой теплотой говорят об этом незаменимом в те времена предмете быта. В нашем школьном музее хранятся различные экспонаты, среди них предметы быта, посуда, утварь. Некоторым предметам более века, и они сегодня единственные свидетели того времени. В семьях моих одноклассников также имеются различные раритетные вещи и предметы старины: это и часы прадеда, не вернувшегося с войны, и вышивки прабабушки, и старинный самовар на углях – ребята с интересом представляли свои презентации на одном из классных часов.

В моей семье таким дорогим для нас экспонатом является прялка моей прабабушки – Марфы Абрамовны Жигаловой, уроженки города Сальска. Прялке более ста лет, она передавалась по наследству от матери к дочери, в ней сохранилась память о близких людях. Прабабушке Марфе 85 лет, она много мне рассказывала о своем трудном и голодном детстве, о той ноше, что легла на ее плечи, и о том, что прялка помогла в годы войны не умереть детям. Люди приносили, кто что мог, в знак благодарности за выполненную работу, и потому она с таким теплом рассказывает нам, своим внукам, об этом незаменимом в те времена предмете быта. Моя прабабушка считает, что работу на прялке можно назвать настоящим искусством, и чтобы научиться изготовлять хорошую, качественную пряжу, необходим опыт, сноровка и даже талант. Ведь сейчас нам не понять всю ценность этого предмета, т.к. в магазинах огромный ассортимент различной по выработке и цвету пряжи.

Прабабушка Марфа говорит, что прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи женщины. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой, иногда собирались в одном доме несколько женщин, при этом и пряли и пели песни. «Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!».

Бывая, в гостях у своей прабабушки я познакомилась с ее соседкой, Крикля Анной Михайловной. Они дружат с детства, вместе росли, работали в поле, а вечерами собирались за прялкой и коротали зимние вечера. Она проживает по соседству. У нее также сохранилась прялка, доставшаяся ей по наследству. Сейчас прялка – память о ее маме. Анна Михайловна считает, что работа на прялке вырабатывает сноровку, усидчивость, организовывает и дисциплинирует. Они и сегодня нет — нет, да и достанут свои прялки, настроят их и так бережно и трогательно поговорят и увлекутся работой. И наблюдать за ними можно часами, и слушать их протяжные народные песни, и любоваться их сноровкой.

Пряха – лицо женского пола, владеющее умением прясть. Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения – главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. Интересно узнать, что по народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.

Знакомясь с темой глубже, я узнала, что жизнь донских казачек и жительниц Сальского района с ранних лет связывалась с прядением и с его атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Во время крестин, возвращаясь из церкви, крестная брала кудель и садилась прясть, чтобы девочка успешно овладела этими операциями. С 5–6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Етазъяси – будщи хорошая пряха».

К моменту достижения совершеннолетия девушки полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

И чем больше я узнавала об этом предмете быта, тем интереснее и увлекательнее становилось моё исследование.

Глава 2. История возникновения прялки

На Руси издавна дерево служило основным и главным материалом в устроении народного вещественного хозяйства и, следовательно, в художественном прикладном творчестве. Оно играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни. Народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, времени года пострига овец и от многих других факторов.

Прялка имеет все основания войти в круг предметов, подлежащих вниманию и изучению исследователей и историков, жителей крупных и маленьких городов и весей, школьников и воспитанников детских дошкольных учреждений, как предмет народного бытового искусства. В народном быту, особенно в дореформенной России, прялок было столько же, сколько и крестьянских семей. В большинстве случаев прялка была не только орудием женского повседневного труда, но и произведением народного искусства.

Прялка имеет основание быть изученной и со стороны качественной типичности: она ярко и богато отразила на себе печать народной художественной культуры. Постоянная спутница женской доли она привлекала к себе внимание народных художников. Девушка за прялкой – один из характерных образов старорусской крестьянской жизни. Девический быт всегда разукрашен и декоративен, прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, вышивками, бусами и лентами. Она часто являлась подарком мужчины, вырезалась и расписывалась с любовными мечтами и думами, как об этом свидетельствует ряд надписей, сохранившихся на прялках. Варьируются размеры прялок, формы донца, лопасти и ножки. Типы прялок оформлялись и развивались под влиянием местных областных вкусов, декоративных стремлений и, отчасти, некоторых практических надобностей.

2.1. Резьба на прялках

Резьба контурная. Резец – чаще всего простой острый нож – четко и смело очерчивает на доске тонкий контур изображения, прокладывая на поверхности дерева с двух приемов узкую двугранную канавку – порезку. Графика этой резьбы отличается четкостью и твердостью линий, некоторой их характерной заостренностью и прямолинейной схематизацией всех изображений. Несложная орнаментация, дополняющая жанровые изображения, представлена в виде черточек, сетки, скобок, малых треугольников, прямолинейные порезки (подзоры, каймы) присоединяются к орнаментальным, сделанным выгнутым (полукруглым) резцом, так же как и небольшие дополнения в характере мелкой трехгранно-выемчатой резьбы.

Резьба рельефная. Фон рисунка несколько углублен, изображения (жанровый сюжет или растительная орнаментация) выполнены низким рельефом, носят в большинстве случаев натуралистический характер, в них много подробностей и мало декоративности.

Резьба выемчато-трехгранная. Этот вид резьбы – древнейший, искони народный, наиболее распространенный, простой и связанный исключительно с геометрической орнаментацией – является одной из первейших ступеней народного декоративного творчества. Различная глубина и порядок трехгранных выемок придают простой доске богатую узорчатость.

Резьба скобчатая (с инкрустацией). Техника скобчатой резьбы одна из наиболее интересных среди видов резьбы на прялках. Этой резьбой украшены, главным образом, донца из-под гребней (для чесания и прядения). Техника скобчатой резьбы состоит в том, что резчик-декоратор наносит на доску выемки в форме скобки, так или иначе изогнутой и слегка скошенной вглубь доски. Этими скобчатыми выемками, как смелыми мазками кисти, он крайне схематично и лаконично изображает людей.

2.2. Роспись прялок

Значительная группа народных прялок по характеру своей красочной декорации получила название расписных прялок. Краски, по-видимому, употреблялись меньше, нежели резьба, но все присутствовали как средство украшения народных русских прялок.

Техника красочной декорации, примененная к прялкам, и стиль изображений не всегда однородны и нуждаются в некоторой классификации. Красочную обработку народных прялок представляется возможным разделить на четыре вида.

Живопись индивидуальная. Образцов ее немного – это прялки случайных авторов, быть может, не чуждых иконописи, или просто провинциальных дилетантов-художников. Возможно, что в некоторых человеческих фигурах и лицах есть стремление к портретности.

Часто прялочной картинке сопутствуют надписи в стихах. Так, например, на прялке Исторического музея (№ 43727), датированной 1781 годом, над изображением всадника, скачущего в горах, написано: «юнось моя юнось безпечальное время куда ты стремишься куда ты летишь, скоро придет твоя старость будь поумнъя живи поскромнъя».

Живопись декоративная. Этот вид живописи встречается, главным образом, на широких донцах из-под гребней и является весьма интересным по своим художественным достоинствам. Живопись декоративная в своей стилистической основе характеризуется полным отказом от натурализма, преобладанием общей композиции над деталями, широкой схематизирующей линией изображений, отсутствием предварительного контура. В декоративной живописи заметны хорошие стилистические традиции: формы красочных пятен играют основную роль в композиции; светлые оживки хорошо подчеркивают общее строение и направление масс и дают жизненное движение. Яичные краски довольно ярки, многотонны и почти всегда обладают большой силой гармоничного и яркого колорита.

Сюжеты не имеют большого разнообразия, вероятно, в их традиционности заключается и технический успех. Небольшой объем изображаемого дает возможность твердого развития художественных средств выражения. Декоративная живопись на прялках смела и решительна в приемах исполнения, так как точно ограничена в своих эстетических элементах, имеет устойчивость традиций.

Роспись с контуром. Этот вид красочной декорации русских прялок наиболее широко распространен. Такая роспись при сопоставлении с другими видами живописи выделяется тем, что имеет ясно видные контуры изображений (черного тона или сепии), нанесенные на доску, по-видимому, кистью. Роспись производится яичными красками по белому загрунтованному фону. Краски цельны и ярки, наиболее употребительные цвета – красный, зеленый и желтый, иногда употреблялось золото и черная краска. Живопись покрывалась олифой. Кисть мастера-художника не производит самостоятельных мазков, а заполняет краской, раскрашивает части предварительно оконтуренной плоскости.

Раскраска. Этот способ работы красками (яичными и иногда масляными) в декорации прялок наиболее простой и, пожалуй, наименее целесообразный. Он заключается в раскрашивании резьбы, имея, так сказать, дополнительный характер. Цельными тонами красок (синим, красным, желтым, зеленым) резьба расцвечивается обычно довольно сдержанно, мелочная пестрота отсутствует, под одну краску попадают довольно значительные участки резьбы, чаще всего геометрической. В некоторых случаях эта раскраска бывает очень груба и небрежна.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

2.3. Устройство прялок

Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, Алтае, в Сибири. «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, а веретено было березовым.

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей: самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно), куда он вставлялся.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Но вы представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером (по-разному называли верхнюю часть таких прялок) были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

«В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней»

(А. С. Пушкин)

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

«Раскрашена розовым прялка,

дощечка сухая темна.

Стучит деревянная прялка.

Старуха сидит у окна.

Бегут, утончаясь от бега,

в руке осторожно гудя,

за белою ниткою снега

весенняя нитка дождя.

С неженскою гордой любовью

она не устала сучить

и нитку, намокшую кровью,

и красного знамени нить.

Декабрь сменяется маем,

цветы окружают жилье,

идут наши дни, не смолкая,

сквозь темные пальцы ее.

Суровы глаза голубые,

сияние молний в избе.

И ветры огромной России

скорбят и ликуют в трубе.»

(Я. Смеляков)

Глава 3. Прядение и фольклор

Связь прядения и удачного замужества прослеживается во многих магических действиях добрачной, свадебной и семейной обрядности. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах) во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых выступает символика «недремавшей» невесты: «Наша молода не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила». Кроме того, на второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала невестке спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа.

Темы прядения и девушки-пряхи широко представлены в песенно-игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия:


Жаворонки… принесите весну…

С пряльцем, с донцем,

С кривым веретёнцем!

В таких играх как «просо» и «мак», которые сопровождались игровыми песнями – «А мы просо сеяли», «На горе мак», «Посею я маку», одновременно разворачивался «растительный» сюжет, символизирующий половое созревание девушки, и раскрывался мотив обучения ее рукоделию, в частности, прядению. Так, в хороводной игре «просо» новую девушку обучали ремеслу пряхи-ткахи:


Не пряха была,

Не ткаха была…

«Не тужи, мати, не печалься!

Уж мы станем учить –

Переучивать.

У нас будет ткаха,

У нас будет пряха»…

Вообще, мотив пряхи и прядения присутствует в хороводных игровых песнях. Существовал набор хороводных песен, под которые «собирался хоровод», при этом движения хоровода изображали процесс прядения и снования. Во время исполнения песни «По улице шла, клубок ниток нашла» присоединение к хороводу новой девушки происходило под слова: «Клубок катится – нитка тянется», что воспроизводило прядение нити.

Образы пряхи и непряхи раскрываются в сказках. Одним из ярких сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила своего жениха с помощью нити, прядущейся из «серебряного донца – золотого веретенца», или вышивания по «серебряному пяличку золотой иголочкой». В фольклорных сюжетах прядение прививало навыки, которые выражали «зрелость» невесты: по изготовленной чистой и тонкой пряже, по умению определить количество вещей, что из этой пряжи можно сделать. Например, в заонежской сказке «Про Ивана-царевича» две сестры хвастаются тем, сколько вещей они могут изготовить из своей пряжи, если к ним посватается царевич: старшая – полотенце и простыню, средняя – полотенце, порты и настилальник (простыню).

Но не все девушки становились хорошими пряхами. Так, в шуточном игровом фольклоре рисуется образ непряхи:

Жила-была Дуня,

Дуня-тонкопряха.

Вали-вали, Дуня,

Дуня-тонкопряха!

Пряла наша Дуня

Ни толсто, ни тонко,

Ни толсто, ни тонко,

Потолще каната,

Потолще каната,

Потоньше оглобли.

Ей противопоставлялась невеста Марья, привораживающая жениха своей тончайшей пряжей.

Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках (попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали девушки в осенне-зимнее время – в период осеннего поста (Филипповского-Рождественского), отдельные работы продолжались до Масленицы. На посиделках важная роль отводилась прялке, которая определяла индивидуальное девичье место (у пряхи, занявшей чужое место, прялку выкидывали на дорогу). В северно-русских и западно-русских областях парни должны были просить разрешения войти на посиделку под окном или в дверях избы, что называлось «проситься за прялку», «сесть под прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку или ее захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом» прялки, веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень мог ее опозорить – из мести или хулиганства он поджигал, путал пряжу или кудель, обвивал себя ею, ломал веретено или прялочный гребень, прятал предметы для прядения. Так, в Великий четверг женщины пряли нитки «наобоко» и в случае болезни перевязывали ими руки и ноги. При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. В этот же день пряли левой рукой на каждого члена семьи по нити и привязывали их к березе: у кого нить пропадет – тот умрет. Такая нить соответствует «нити судьбы» человека.

Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в «поворотные», «переходные» моменты мир мог быть как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».

3.1.Прялка и прядение в поговорках

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

  • Прялка не Бог, а рубаху дает

  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Глава 4. Обрядовость, связанная с прядением

Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и прочими атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».

2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу, все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.

3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти) и смотрят – утонет или поплывет.

4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать.

Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели: к дверям – жди сватов, от дверей – в девках куковать.

5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

4.1. Прялка в суевериях

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене, через прялку передавали новорожденную крестной матери, клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.

У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Хорватии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы – орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.

Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняла девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке – прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Глава 5. Прялки, сохранившиеся до наших дней

С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.

В фондах отдела народного искусства хранится более 800 прялок разных районов России. Когда-то небольшая, но ценная коллекция после Великой Отечественной войны стала быстро пополняться новыми экспонатами, приобретенными во время многочисленных экспедиций. Резные и расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея.

Самый старый предмет коллекции — длинное, потемневшее от времени донце прялки. Оно имеет дату, что является редкостью. Примечательна украшающая донце резьба. Узоры, сохранившие почерк руки резчика, как бы открывают нам процесс работы мастера. Он применил различные техники резьбы: контурную и трехгранновыемчатую, глубокую и плоскую. На узкой части доски возле выступа для крепления стояка он сделал ряды простых мелких порезок-зубчиков, косых врезов, будто пробовал остроту ножа. Потом вырезал два треугольника и розетку. Все мотивы расположил плотно. У выступа — начало развития орнамента, своеобразный его зачин. Мастер работал, импровизируя. По мере того как плавно расширяется донце, узор становится крупнее, сочнее, контрастнее по отношению к плоскости доски. Это дуговидные полосы «в елочку», выполненные контурной резьбой, энергично вырезанные трехгранные фигуры, в углублениях которых сгустились тени. Далее во всю ширь донца распластались розетки: шестилепестковый цветок и вихревое «солнце». Они мягко играют светотенью в окружении неглубоких выемок. Композицию мастер замкнул крупными квадратами. Закончив резьбу, он в двух местах поместил дату: «1783 году».

Социологический опрос

Заключение

Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Этнокультурный облик России характеризуется разнообразием, сохранением и возрождением культурных традиций осуществляемых на основе их взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур. В своей исследовательской работе я достигла поставленной цели, изучив литературу, интернет-ресурсы, встречи и беседы. Следовательно, гипотеза доказана и моя работа актуальна т.к. приобщение подростков нашего лицея к изучению предметов быта старины поможет воспитанию толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге и. безусловно, будут способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, укреплению единства нашей страны.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она дает возможность активизировать внимание к народной культуре, к предметам быта и сохранению культурных традиций на нашей Сальской земле. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям, их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где они сейчас живут, учатся, работают. Я полагаю, что проделанная работа будет содействовать воспитанию у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Донского края. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Литература

1. Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»

2. Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

3. http://ru.wikipedia.org

4. http://my-dictionary.ru

5. http://www.narodko.ru

6. http://krugsvaroga.izkon.ru/2010/02/07/pryadenie-i-tkachestvo

Приложения

Аграфена Мироновна Козина, мать моей прабабушки

Моя прабабушка Жигалова Марфа Абрамовна

Крикля Анна Михайловна, соседка

портал в прошлое: старинная прялка.: vodolei_13 — LiveJournal

Как ни запрещал король-отец из «Спящей красавицы» прясть в королевстве — дочка всё же нашла чердак, где и укололась заколдованным веретеном… Я не «спящая красавица», но тоже обожаю чердаки. С детства. Раньше там было, конечно, интереснее, но люди отчего-то очень любят наводить порядок, невзирая на раритеты. Для них — это просто пришедшие в негодность вещи. Для моей бабушки многие из моих находок когда-то служили обычными  «бытовыми приборами», если выражаться современным языком.
Вот, например, чудом уцелевшая прялка (пряслице) — ей 117 лет!!!


Помните? Три девицы под окном…

отсюда
..пряли, конечно…

Все девицы раньше просто обязаны были уметь прясть: готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет. Прядение и ткачество были одними из самых трудоёмких из всех видов работ крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Вот так выглядит наша прялка. «Пряслень» — вот как произносили древние славяне.
И, конечно, она самодельная. Прялки были двух типов — прялки с гребнем и прялки с лопастью.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Дату я узнала  благодаря резьбе: 1896 год.

А ещё здесь вырезан крест! Конечно, многие усматривают здесь христианский смысл. Но старинные сюжеты резьбы  по дереву учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян.  Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня, солнца, и прочих начал жизни  и были сильнейшими оберегами.

Так вот, считается, что правильный равноконечный крест символизирует соединения двух начал: мужского (вертикальная полоса) и женского (горизонтальная). Но вот здесь, на прялке, всё-таки он не совсем равноконечный — один из лучей мастер решил удлиннить: видимо, чтобы больше походил на христианский крест. Всё-таки на пороге был 20 век — языческие символы забывались…

А прялки и предметы хозяйственного быта украшались особо. Вот на доске вырезан круглый орнамент. Любой круг в первую очередь ассоциировался с Солнцем — такой символ должен был защищать от ночной нечисти. Помните, кикимору — печную нежить — которая любит по ночам пряжу путать и всякие козни мужикам строить? Вот от неё-то, видимо, и  защищали оберегами прялки, чесалки и прочую хозяйственную утварь.

Кикимора путает пряжу.

Но  что означает символ-цветок в круге?
«Hа Руси лепестковый шестилучевой символ, именуемый Перуновым или громовым знаком, повсеместно использовался для украшения деревянной домашней утвари и в наружном декоре деревянных изб, хором и церквей в качестве оберега от гнева бога-громовержца». Вот, оказывается, что это за «цветочек».

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Кстати, художники, любили изображать прях, благодаря им мы можем поразглядывать не только самих женщин, но и…  прялки. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Вот на этой картине — прялка  закреплена на лавочке стационарно, а были и переносные.


И.М.Прянишников Пряха 1878

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной.

Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

Наш вариант прялки более мобильный — переносной — с ним можно было пойти куда угодно, положить — хоть на завалинку, хоть на травку — сесть сверху и прясть сколько угодно…

 (436x600, 96Kb)

Часто женщины иногда собирались у кого-нибудь в доме, пряли, пели песни  — вместе рукодельничать было веселее.  Думаю, что «мобильная прялка» для совместных посиделок была очень удобна.


Куликов И.С. Пряхи.

С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там они усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение пряхи. В традиционных представлениях девушка — пряха, а молодица — непряха. Для женщины главным становилось ткачество.

* * * * *
Кто же смастерил мою прялку?
Вряд ли мои прадеды — им не было в ту пору и 20-ти лет.  Хотя, тогда народ в этом возрасте был  мастеровит… Или мой прапрадед? Но этого я уже никогда не узнаю…

Пы.Сы. Если я что-нибудь  напутала с символами, и меня обманул интернет — пожалуйста, поправьте меня немедля.

Продолжение следует…

Начало Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Крестьянская семья
Домострой?
На разных русских языках
Что за праздник без частушки!
Изба — от глагола «топить»
Печная нежить: всё как у людей
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 1. «Печь нам мать родная»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 2. «Кожух с плеч, да и по­лезай в печь!»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть3. «Обряд перепекания ребёнка»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 4. «Хле­бом не корми, только с печи не го­ни»
Печка греет, печка кормит, печка лечит… Часть 5. «Счастье придёт — и на печи найдёт»
Заклички весны
Праздником 1 АПРЕЛЯ мы обязаны Домовому!
О разрушенной церкви и найденных иконах

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о