Портрет лопухиной – Владимир Боровиковский — портрет Марии Лопухиной. Самое загадочное произведение художника

Портрет лопухиной – Владимир Боровиковский — портрет Марии Лопухиной. Самое загадочное произведение художника

28.03.2020

Портрет Марии Лопухиной — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 октября 2018; проверки требуют 5 правок.

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера и действительного камергера при Дворе Павла I-го Степана Авраамовича Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. «Скончалась от чахотки», — писал Я. И. Булгаков 11 мая 1803 году из Москвы к сыну[1]: —

«Князь С. И. Голицын в новой печали: умерла жена у его двоюродного брата Степана Авраамовича Лопухина, на которой он женился около года назад, от чахотки, а не от пения, которым уморил Мускети меньшую Ладомирскую.»

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

«

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

»

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

  1. ↑ Письма Я. И. Булгакова к сыну // Русский Архив. 1898. Вып. 1-4. — С. 369.
  • Полонский Я. П. Стихотворения. Поэмы. —
    М.
    : Правда, 1986.
  • Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 102—103. — ISBN 978-5-93221-120-5.
  • Мировое искусство. Русская живопись. — СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. — С. 25. — 192 с. — ISBN 5-9603-0064-8.
  • Передача радиостанции «Эхо Москвы» «Собрание Третьяковки» от 20.04.2008 http://www.echo.msk.ru/programs/tretiakovka/508671-echo/
  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. — М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. — М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

Легенды и история портрета Марии Лопухиной: lovers_of_art — LiveJournal

Borovikovsky - Maria Lopukhina.jpg

Владимир Ильич Боровиковский — Портрет Марии Лопухиной, 1797


Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.


Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной — егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери наделил знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом Павлом Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Владимир Боровиковский — Портрет Марии Лопухиной
Фильм из серии «Третьяковская галерея. История одного шедевра»

Поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Легенды и история портрета Марии Лопухиной

Мистический портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского — Альтернативный взгляд Salik.biz

Владимир Боровиковский является русским художником, который родился в 1757 году в Миргороде. Его отец, братья, а также дядя были художниками и писали иконы. Молодого Владимира обучал этому ремеслу отец. Расцвет творчества живописца пришёлся на времена правления Екатерины II. Он писал женские портреты, раскрывая и демонстрируя их идеал в своих работах. Одним из известных полотен является портрет Марии Лопухиной. Но слава у него дурная из-за большого количества слухов, которые давно окутали эту картину.

— Salik.biz

Кто изображён на картине?

Мария Лопухина являлась дочерью генерала, графа Толстого. В юном возрасте её выдали замуж за егермейстера Лопухина, служившего при дворе императора Павла I. После бракосочетания муж заказал для Марии в подарок её портрет. В качестве художника был выбран Боровиковский, представлявший модный в то время стиль под названием сентиментализм.


В. Л. Боровиковский.В. Л. Боровиковский.

Девушка на портрете представлена в нежном возрасте. Ей не было ещё и 18 лет. Художник старался выделить её юность, показать лёгкость. Она предстаёт в образе бутона розы, благодаря пышному платью и кудряшкам.

Лицо девушки изображено с тенью загадочности. Кажется, будто ещё секунда, и она улыбнётся. Мария смотрит прямо в глаза зрителю. На Боровиковского юная особа произвела сильное впечатление. Он сумел отразить на полотне не только её красоту, но и внутренние переживания, терзавшие душу.

Рекламное видео:

Загадочный взгляд М. Лопухиной

Взгляд девушки аристократичный и немного игривый, что вполне присуще молодым особам в этом возрасте. Но если посмотреть на портрет внимательно, можно увидеть в глазах Марии печаль. Художнику удалось распознать и отразить на полотне тень грусти во взоре девушки. Она будто чувствовала приближающуюся беду.

Портрет Марии Лопухиной, 1797 г.Портрет Марии Лопухиной, 1797 г.

Муж Марии был старше неё на 10 лет. Есть мнение, что девушка не желала выходить за него замуж. Подтверждением тому является то, что брак их был несчастным. В те годы жениха выбирали родители, опираясь на финансовое положение и статус кандидата. В результате заключались выгодные, но не всегда счастливые союзы.

Через три года после написания портрета, в возрасте 21 года, девушку сразила чахотка. От неё она вскоре скончалась. После этого довольно скоротечно умер и её супруг.

СПРАВКА! Прожив несколько лет в браке, супруги так и не оставили после себя наследников. Девушка умерла, так и не родив родителям внука.

Воздействие портрета

Юные девушки, когда узнавали о развернувшейся драме, желали увидеть тот самый портрет. Вскоре они заболевали чахоткой, исходом которой была смерть. Стоит уточнить, что это заболевание было весьма распространено в то время. Но слухи о негативном влиянии портрета на тех, кто на него смотрит, начали распространяться довольно быстро.

Рассказывали, что именно этот портрет сгубил тех молодых особ, кто желал его увидеть. Распространялись слухи, что каждая девушка, посмотревшая на это полотно, вскоре скончается. Считается, что в портрете заключён дух умершей Марии.

Справка! Эти легенды подкреплялись другими слухами, связанными с отцом Лопухиной. Говорили, что он является членом масонской ложи, активно увлекается мистикой и способен влиять на умы людей.

Покупка картины Третьяковым

Длительное время работа хранилась у родственников Лопухиной. В 1880 году меценат Третьяков изъявил желание приобрести полотно. И с этого момента слухи, так сильно и быстро распространявшиеся об этой работе, стали утихать. Третьяков выставил портрет в своей галерее, которая со временем была названа в его честь.

Павел Третьяков.Павел Третьяков.

У миллионов людей появилась возможность посмотреть на работу Боровиковского. С тех пор многие посетители галереи смогли рассмотреть все детали портрета и остались живы. Именно это послужило поводом развеять слухи о дурном влиянии полотна на жизнь людей.

В настоящее время любой желающий может посетить Третьяковскую галерею и ознакомиться с портретом Марии Лопухиной. Сомнений о том, действительно ли картина имеет негативное влияние и причастна к гибели юных особ, довольно много. Чахотка в то время была весьма распространённым и тяжёлым заболеванием. Судьба самой Марии была довольно трагичной. Но многолетнее пребывание картины в галерее доказывает, что все обвинения в её адрес были напрасны.

Жанна Любарская

История одной картины. Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) начинал свое творчество как иконописец. Екатерина II, путешествующая в 1787 году по Украине, где родился и жил художник, увидела его работы и пригласила в Петербург, где Боровиковский впоследствии и учился у Лампи и Левицкого…

Боровиковский создал множество прекрасных работ, но портрет Марии Лопухиной занимает особое место в его творчестве.

История одной картины. Владимир  Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной, фото № 1

Портрет был написан художником в 1797 году. Боровиковскому уже 40 лет, его модели – только 18. По-видимому, он был очарован юной Марией, а может быть и немного влюблен – ведь без любви такой шедевр создать невозможно.

Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, дочь генерала И.А.Толстого и родная сестра знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца. В юном возрасте она вышла замуж за егермейстера С. А. Лопухина, но недолго блистала в свете. В 1803 году, через пять лет после написания портрета, она умерла от чахотки.

Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье.

Портрет долгое время находился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого и ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, супруги московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков. Так картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!

Портрет Марии Лопухиной

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(
Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_…копия(14.05.2017)) .

 

А Николай Заболоцкий,  любуясь Лопухиной, написал следующее:
«Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной , дано,
Души изменчивой приметы 
Переносить на полотно»

(Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-…копия(14.05.2017)).

 

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность – голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

 

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями  — Н.Д.), жена егермейстераС. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_…копия(14.05.2017)). 

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-…копия(14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям  — спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной,  но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем,  и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет  должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

artlibrary.ru/picture/2546копия (14.05.2017)).

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…

sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…

sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)*).

«Молодая женщина на картине откровенно счастлива – она молода, здорова, любима и любит. Счастье любую женщину делает невероятно красивой. Правильнее было бы сказать – она знает о своей красоте. И эта уверенность — спокойная, сильная и нежная одновременно. Вот это внутреннее состояние и превращает каждую женщину в красавицу, от которой «взгляд не отвести». Боровиковский уловил это тонкое внутреннее счастливое «я» и смог его показать нам» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича  bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy…копия(14.05.2017)).

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников – это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-…копия(14.05.2017)).

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками – струящиеся ткани.
Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский
иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma…  otvet.mail.ru/question/18859050318.03.16копия(14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…  sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь – «полу», всё здесь – контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета – искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков»  (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна – нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

(Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация «Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив…  ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-…копия(14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом,  кроме этого для них портрет являлся  воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

 «Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером.  А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

kulturologia.ru/blogs/220915/26366копия(14.05.2017)).

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом,  и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи…

sochinenietut.ru/сочинения/…копия(14.05.2017)).

 

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 — описание

Портрет Марии Ивановны Лопухиной — Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 53,5×72


   Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского, известного русского живописца, пришелся на времена царствования Екатерины II и Павла I. При императорском дворе очень ценятся торжественные, парадные портреты, и художник отменно преуспел в этом – он всеми признанный мастер.

   В серии женских картин Боровиковский раскрывается как яркий представитель сентиментальной живописи. В его камерных портретах воплощен идеал женщины его времени.

   «Портрет М. И. Лопухиной» является заказом ее мужа, егермейстера и действительного камергера при дворе С. А. Лопухина.

   Эта картина — признанный шедевр Боровиковского — представляет абсолютное воплощение эстетических идей сентиментализма. Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица. Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали. На полотне также изображены цветы — сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл? Символическое значение цветов было хорошо известно: красота их цветения завораживает, но очень скоро блекнет. Такова и красота женщины.

   Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души, которые он передает благодаря почти незаметным элементам символики и тонкому колористическому решению портрета.

   По оценке знатоков искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи — когда художник обозначает не социальное положение и значимость героя картины, а его личностные характеристики – настроение, сокровенные переживания. Выражается это в изображении не атрибутов в интерьере, а окружающей природы.

   На полотне Боровиковского — Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет, она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа. Портрет завораживает и очаровывает с первого же взгляда.

   Девушка изображена на фоне природы, размытой и как бы в дымке, через которую просматриваются русские мотивы – березы, цветы, облака. Мария в белом, простом платье с голубым поясом, охватывающем ее фигуру по «греческой» моде, в небрежно накинутой шали.

   Милое, обаятельное лицо молодо, свежо и нежно, у нее мечтательный взгляд, направленный именно на вас, и легкая таинственная улыбка. По замыслу автора, вся картина должна создавать ощущение гармонии и единства природы и человека.

   Красота девушки грациозно и непринужденно сливается с красотой пейзажа. Как гармонирует наклоненная березка с естественным и плавным изгибом фигуры девушки, как васильки откликаются на цвет пояса, как золотые колосья передают изгиб руки, цвет и фактуру браслета.

   Боровиковскому удалось передать не только поразительное сходство с оригиналом, но и наполнить полотно поэтичностью, выразившейся в воздушности письма и нежной гамме красок. Используя в основе приглушенные серебристые, бледно-голубые, нежно-зеленые цвета, автор достигает особенной лиричности и чувственности изображения.

   По словам современников художника и искусствоведов нашего времени, портрет Лопухиной является идеалом женщины именно русского типа, которому, согласно канонам сентиментализма, Боровиковский придал черты нежной чувствительности, а изображение природы – как неотъемлемая часть женской души, ее сущности.

   Благодаря портрету Боровиковского, до наших дней сохранилась загадочная красота Марии Лопухиной. А судьба девушки оказалась сурова к ней, Мария умерла в возрасте 23-лет от чахотки.

   Интересно, что после ее смерти прокатились по городу слухи, что именно этот портрет и погубил, совсем недавно здоровую и жизнерадостную девушку. В кулуарах шептались, что якобы любая девушка, посмотревшая на этот портрет, умрет, потому что в нем воплотился дух умершей. Скорее всего, эти слухи связаны с отцом Марии, он являлся членом масонской ложи, увлекался мистицизмом и имел огромное влияние на умы окружающих.

   В какой-то степени, Боровиковский «виноват» в этих слухах – вот какова сила его художественного таланта, его воздействия на людей, как высока эстетическая составляющая портрета, какова жизненность и достоверность изображенной на нем героини.

   Только почти через 100 лет эти слухи перестали будоражить людей. После того, как знаменитый российский предприниматель и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, приобрел картину для собрания своей галереи.

Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть?

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы.


В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.


В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.


В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».


В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.


Зал Третьяковской галереи, в котором хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.

via

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о