Пианино советское какое лучше: Какое советское пианино лучше | Журнал – Купить фортепиано. Рейтинг производителей пианино. Как выбрать пианино?

Пианино советское какое лучше: Какое советское пианино лучше | Журнал – Купить фортепиано. Рейтинг производителей пианино. Как выбрать пианино?

09.09.2020

Какое советское пианино лучше | Журнал

Если вы хотите учить ребенка музыке или приобрести инструмент для души, то необходимо определиться, на чем остановить свой выбор. Когда нет средств на новый инструмент, то можно купить пианино,бывшее в употреблении.Сегодня покупатели предпочитаютбюджетныеотечественные марки советского времени. В таких инструментах материал прошел проверку годами на прочность, произошла естественная деформация, расклеились некачественные детали. Если обслуживание производилось руками опытного мастера, то неприятностей пианино уже не должно преподнести.

При покупке поддержанного клавишного инструмента необходимо побеспокоиться о таком важном вопросе, как перевозка пианино. Чтобы избежать дополнительных столярных и реставрационных работ, доверьте доставку профессиональному перевозчику, который имеет опытный штат сотрудников, выполняющих качественно и в срок взятые обязательства.

Лучшие марки пианино советской эпохи

Наибольшей популярностью сегодня пользуются такие советские марки пианино:

Среди советских музыкальных инструментов лучшим считается пианино марки «Красный Октябрь». За годы работы марка переживала разные этапы развития: и взлеты, и падения. Было время, когда продукция фабрики считалась низкокачественной, но в другой период инструменты признавались специалистами за границей, получая престижные награды на известных выставках.

Сейчас «Красный Октябрь» остается одним из главных символов того времени. Многие соотечественники сохранили пианино этой фабрики в память о прошлом, обучают на нем музыке детей и внуков. Теперь такой инструмент можно купить за бесценок.

Претендентом на популярность также является пианино марки «Estonia». Несмотря на почтенный возраст, способен удивить пользователей своим качеством. Инструмент имеет хорошую отзывчивость клавиш, приличный, слегка матовый, звук.

Сейчас много имеется предложений о продаже пианино «Лира». К сожалению, качество уже теряется, но если хозяин инструмента своевременно производил необходимые ремонты, то можно найти экземпляры с хорошими техническими характеристиками.

К выбору и покупке музыкального инструмента нужно относиться ответственно, но не стоит забывать и о доставке инструмента домой. Прийти на помощь сможет компания MovEx.

Специалисты компании знают, как правильно транспортировать пианино, чтобы оно после доставки не превратилось в «расстроенные гусли».

Підписуйтесь на наш канал в
Telegram

Как выбрать б/у пианино

Всё, что вы хотели знать про выбор б/у пианино для того, чтобы выглядеть экспертом в глазах продавца. А так же для того, чтобы не купить то, что уничтожит вашу любовь к музыке.

Рынок б/у пианино можно условно разделить на две категории: собственно подержанные инструменты и так называемые старинные инструменты.

В первую группу входят пианино с возрастом до 40-50 лет, в том числе как инструменты уже полностью выработавшие свой ресурс под руками профессиональных музыкантов, так и те, на которых по тем или иным причинам почти совсем не играли. Во вторую группу входят инструменты довоенного периода, их принято называть старинными. Каждая группа по-своему специфична, что отражается и в особенностях выбора, и в особенностях использования того или иного инструмента.

Причины покупать б/у пианино

В ряде случаев покупка поддержанного инструмента может оказаться предпочтительней покупки нового. Тому есть несколько причин разного свойства.

Первая причина – финансовая. Например, качественно отреставрированный старинный инструмент может стоить в разы дешевле сравнимого с ним по качеству и звучанию нового. Почитайте, как делают фортепиано на современных фабриках, и вы поймёте, что снижать цены на новые инструменты никто не планирует.

Вторая причина – шанс встретить что-нибудь действительно интересное. Еще никто не отменял фактор везения, а ведь на рынке подержанных инструментов действительно встречаются приличные удачные предложения.

Третья причина – старые инструменты часто просто-напросто лучше звучат. Особенности производства (ручная работа), качество материалов используемых в то время, влияние самого фактора времени, благотворно сказывающемся на акустических свойствах деки и т.д. – всё это придаёт инструменту неповторимый благородный тембр, который в ряде случаев превосходит даже самые дорогие современные аналоги. Почитайте отдельный материал про фортепианные фабрики Российской Империи, тогда работали на совесть.

Кроме того, четвертая причина – подержанные инструменты, даже если они не имеют вышеописанных плюсов, тем не менее, за счет давно устоявшегося материала, становятся более предсказуемыми, то есть появляется некоторая гарантия того, что в будущем неприятных сюрпризов при эксплуатации инструмента не произойдет. Как понимаете, новые инструменты от этого не застрахованы.

Поэтому для профессиональных музыкантов наиболее подходящим вариантом может стать удачный, добротно отреставрированный, старинный инструмент, а для начинающих – подержанный инструмент, прошедший при необходимости ремонт у опытного мастера.

Неважно, о какой категории будет идти речь при покупке – о старинном или просто подержанном фортепиано – в любом случае будет необходимо тщательно оценивать состояние инструмента. Но в первом случае, присматривая себе старинное фортепиано, необходимо будет учитывать стоимость дальнейших работ по его реставрации и ремонту. То есть реставрация будет в любом случае, просто ее стоимость нужно заложить заранее. А вот при покупке обыкновенного подержанного фортепиано нужно всячески избегать необходимого капитального ремонта, он сделает инструмент слишком дорогим для своего класса.

Конечно, необходимым условием удачного приобретения будет наличие профессиональных знаний в столь узкой специфической области (почитайте про устройство рояля и испугайтесь). Но даже неподготовленному человеку приведенные ниже советы могут стать надежным подспорьем для того, чтобы при покупке инструмента избежать самых опасных моментов, грозящих крупным ненужным ремонтом и потерей денег.

Почему нельзя покупать отечественное пианино

Первое что предстоит сделать при выборе подержанного пианино, это отказаться от желания «поддержать отечественного производителя». Мы не советовали бы покупать даже совсем новое русское фортепиано, но необходимость в такой рекомендации отпала в 2012 году, когда у нас исчезли все отечественные фортепианные фабрики. Однако на просторах России в огромном количестве существуют старые советские инструменты, и от них никуда не деться.

Запомните – только редкие экземпляры, изготовленные в Советском Союзе (преимущественно до 70-х годов ХХ века), имеют право носить гордое название фортепиано. В остальных инструментах увидеть потомков первого фортепиано Бартоломео Кристофори, ставших на протяжении столетий источником вдохновения для многих гениальных композиторов и исполнителей, попросту невозможно. Есть ёмкое наименование для всех для них – «дрова». Не нужно покупать дрова, к истории фортепиано они не имеют никакого отношения.

Но, поскольку в большинстве случаев именно отечественное пианино становится первым для детей, начинающих обучение в музыкальной школе, здесь нельзя не упомянуть о явном вреде подобных инструментов. Неотзывчивая клавиатура, скучный звук, отталкивающая внешность – всё это не может заинтересовать ребенка, не может помочь ему в обучении. Наоборот, это отобьет всякое желание заниматься музыкой или станет непреодолимым препятствием для развития и дальнейшего совершенствования.

Конечно, профессиональному музыканту под силу оживить и такой «инструмент», при этом, понятно, не получая от этого какого-либо удовольствия, но давать его ребенку в качестве основного и первого инструмента для занятий, будет выглядеть по крайней мере рискованно.

Говоря об отечественных пианино, стоит также упомянуть инструменты дореволюционного периода. Качество этих инструментов было, безусловно, выше советских, и в лучших своих экземплярах они могли соперничать с ведущими мировыми производителями того времени. Но все же рассматривать их как материал для предстоящей реставрации следует с некоторым опасением. Все-таки здесь предпочтительнее будут импортные инструменты, принадлежащие к числу мировых лидеров. Хотя возможно, конечно, всякое.

Как покупать б/у пианино

Теперь собственно краткий перечень того, на что необходимо в первую очередь обращать внимание при визуальном осмотре.

1. Звук.

Прежде чем выискивать проблемы внутри инструмента, послушайте его – возможно, необходимость дальнейших разбирательств отпадет сама собой.

Рассказать про хорошее звучание в двух словах невозможно, главное не верьте, что это дело вкуса. Есть хороший звук, а есть очень хороший, и есть плохой и совсем плохой. И даже человек без музыкального образование сможет отличить их друг от друга, если поставить рядом два инструмента. Сложность в том, что возможности поставить два подержанных инструмента рядом почти не бывает, так что надо полагаться на опыт – и тут человек с музыкальным образованием действительно способен помочь.

Есть еще такой момент, как прогнозируемое изменение звучания после проведенной реставрации или ремонта (в сторону улучшения, понятное дело, хотя у отдельных специалистов бывает всякое), но тут уже нужен профессиональный реставратор или фортепианный мастер, самостоятельно вы это оценить не сможете в любом случае.

2. Моль.

Да, моль ест пианино, точнее все «мягкие» его детали, поэтому откройте верхнюю крышку и посмотрите, что там внутри – если там была или присутствует моль, вы ни с чем не спутаете ее работу. Если личинки моли поели только верхнюю ткань, то это еще ничего, в том же случае, когда они стали пожирать фильц механики, стоит задуматься о целесообразности покупки.

3. Расстояние от витков струн на колках до поверхности чугунной рамы.

Струны у пианино закреплены одним из своих концов на специальные вращающиеся стержни (бывают двух основных видов: вороненые (синие) и никелированные), которые называются колками или вирбелями (нем. Stimmwirbel).

Со временем, когда колок уже не может удержать необходимое натяжение струны, настройщик его слегка осаживает ударом молотка, что дает возможность на какое-то время сделать инструмент вновь способным держать строй, избегая при этом необходимость полной замены всего комплекта вирбелей с большим диаметром. Поэтому, если витки струн на колках уже вплотную прилегают к чугунной раме (в открытом вирбельбанке – к доске), это означает, что дальше подбивать вирбель уже будет некуда. Поэтому, желательно, чтобы был хотя бы минимальный зазор, а в идеале это расстояние должно составлять 3-6 мм.

Как на картинках – нормально:

 

4. Изношенность молоточков.

Звук в фортепиано извлекается, когда молоточек бьёт по струне. У этого молоточка есть головка, которая обтянута войлоком, как только заглянете внутрь, сразу всё увидите. Так вот, войлок молотков на вершинах головок не должен быть сильно изношен или деформирован.

Дело в том, что при эксплуатации инструмента на молотках в месте удара о струны образуются канавки и нарушается овальность формы молотка. Глубина канавок и степень деформации может говорить о степени эксплуатации, и как следствие, состоянии всей механики в целом.

Правда, нужно знать, что в целях профилактики молотки время от времени (ориентировочно раз в 10 лет) должны шлифоваться и поэтому только по наличию или отсутствию канавок непрофессионалу трудно будет точно определить состояние инструмента. А вообще, молотки могут перенести 2-3 шлифовки без необходимости их полной замены.

Так выглядят почти новые молотки, заметны следы эксплуатации:

Так выглядят молотки старинного пианино, ничего страшного, можно такими играть:

А вот так выглядят совсем плохие молотки:

Если только перед вами не выдающийся инструмент по бросовой цене, который вы собираетесь серьезно отреставрировать, от пианино с такими молоточками лучше отказаться.

5. Правильное количество молотков.

Потому что их может просто не быть в каком-то месте. И не только молотки, но и вообще все детали механики должны быть на месте.

Здесь же стоит отметить, что такой распространенный дефект механики как западание клавиш (банальное их застревание), хоть внешне может испугать, но в большинстве случаев легко устраняется. Одна-две такие клавиши не страшно. Большое количество может говорить о серьезных дефектах механики.

6. Дека.

Это такой деревянный щит толщиной, приблизительно, в сантиметр, который находится сзади пианино, и усиливает его звук. Его надо осмотреть на предмет трещин.

Для этого лучше всего отодвинуть инструмент от стенки, где он обычно стоит. Если такой возможности нет, тогда можно снять переднюю нижнюю крышку, которая находится под клавиатурой. Снимается она довольно просто – под клавиатурой есть специальная защелка. Сняв нижнюю крышку, вы сможете увидеть деку не сильно хуже, чем сзади инструмента.

Вариант один – как на фото ниже, совсем нет трещин. Это хорошо.

Вариант второй – трещины есть, но они небольшие и их немного. Это тоже хорошо! Потому что, как это ни странно, но небольшие трещины на деке не сильно отражаются на звуке фортепиано, определить на слух наличие одной или нескольких трещин как правило невозможно. Причиной возникновения посторонних призвуков в данном случае становится не столько сама трещина, а некоторые другие дефекты, следствием которых может стать появление трещины. Поэтому незначительные трещины при удовлетворительном звучании инструмента не должны пугать.

Так выглядит трещина:

Вариант третий – трещины есть, они большие и их много:

Вот это уже плохо. Отказывайтесь от этого пианино, с ним что-то явно не в порядке. И дело даже не в самой деке, а в том, что заставило ее так потрескаться.

7. Рама.

Чугунный остов инструмента, на котором держатся все струны. Казалось бы, что в чугунной раме может сломаться? Она ж чугунная. Оказывается, может! В это нетрудно поверить, узнав, что суммарное натяжение струн в пианино достигает 16 тонн, а вес самой рамы пианино составляет всего лишь 60-78 кг.

Потому нужно посмотреть, нет ли в ней трещин. Обратите внимание на вертикальные ребра жесткости рамы, на которые приходится основная нагрузка. Для этого, правда, необходимо будет снять механику с инструмента, но раз уж мы докапываемся до самой сути, то почему бы и нет. Вообще-то говоря, и такие трещины возможно устранить (сваривая и одновременно дополнительно ставя усилительные стальные накладки), но это уже будут работы относящиеся к разряду капитального ремонта, требующие высокого качества исполнения и высокой стоимости работ.

В этом месте возможно появление вот такой трещины:

 

8. Дополнительный нюанс для старинных пианино.

Помимо вышеописанных моментов, при выборе старинного пианино необходимо обращать внимание на такой момент, как тип механики инструмента. Выделяют два основных типа механики: верхнедемпферная (так называемая «старая» механика) и нижнедемпферная («новая»). Эти понятия указывают на различие в способе глушения струн, то есть остановке их колебания после удара молоточка.

У фортепиано глушителем (нем. Dämpfer – глушитель) является оклеенная войлоком деревянная колодочка, которая при нажатии клавиши отходит от струн, а при возвращении клавиши в исходное положение прижимается обратно.

Поскольку инструменты с нижнедемпферной системой стали выпускать уже в первой половине XIX века, а конец производства верхнедемпферных механик датируется 1920 годом, сами понятия «старая» и «новая» механики не лишены некоторой условности. И не смотря на то, что некоторые верхнедемпферные механики были очень хорошими (например, в пианино «Blüthner»), все-таки так называемый новый тип механики оказался более прогрессивным, лишенным тех недостатков, которые были характерны основной массе инструментов со «старой» механикой.

Старая механика, зачастую, даёт своеобразное послезвучие, которое во время исполнения быстрых произведений может быть назойливым и неприятным. Поэтому при выборе старинного пианино от такого инструмента лучше отказаться.

Определиться с тем, какая механика перед вами, не сложно. Следует поднять верхнюю крышку пианино – перед вами будут молоточки, ударяющие по струнам. Если они на виду, и открыты на всем диапазоне, то это новая механика. А если они расположены чуть внутри, под специальной надстройкой (собственно, верхним демпфером), то это старая механика.

Современная механика:

Устаревшая механика:

Итого

В общем, объём этой статьи намекает на то, что проблем при выборе б/у пианино может быть много. Но, с другой стороны, все эти проблемы типичны, понятны и легко находимы даже непрофессионалом. Зато качеству звучания старого инструмента позавидуют его современные собратья, его стоимость может оказаться более чем приемлемой, а эксплуатация – лишенной сюрпризов.

Покупайте подержанные пианино, они того заслуживают!

Чтобы проверить, насколько вы усвоили все советы этой статьи, посмотрите видео с буги-вуги на старом пианино и скажите, стали бы вы его покупать?

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПИАНИНО ГЛАЗАМИ НАСТРОЙЩИКА | Настройка Пианино Фортепиано

На сегодняшний день вопрос о приобретении пианино является достаточно проблемным для большинства граждан. После перестройки, рынок музыкальных инструментов стал обогащаться. В продаже появились фортепиано самых популярных брендов: Steinway, Bechstein, Yamaha, Kawai, Schimmel, Bosendorfer. Хотя купить профессиональное пианино по прежнему не под силу обычной семье, в которой ребенок пошел в школу и не известно, захочет ли он заниматься музыкой в будущем. В связи с этим первое, что приходит на ум — приобрести дешёвое отечественное пианино по объявлению, которых в наше время развелось предостаточное количество.

К сожалению, при покупке подобных инструментов вас чаще всего ожидают многочисленные неприятные сюрпризы. Давайте откатимся на 40-50 лет назад и поразмышляем о том, каковы были цели производства этих пианино. В стране наблюдались огромные проблемы с импортом западных инструментов, в то время как Советская культура была на высоком уровне. Пианино было почти в каждой семье, следовательно, инструменты пользовались большим спросом. Фабрики должны были обеспечить инструментами музыкальные и общеобразовательные школы, дома творчества, клубы и просто семьи. При таких тяжелых обстоятельствах о качестве фортепиано, о его профессиональной пригодности, говорить нужно тщательно подбирая слова, дабы не обидеть хозяев и производителей. Следует также учитывать, что пианино должны были быть доступны обычным семьям, значит приходилось экономить на качестве. Ну и последнее и самое главное — технологии не стоят на месте, по причине чего пианино 60-70х годов просто не могло быть таким же проработанным во всех смыслах как современное импортное пианино. Учитывая всё вышесказанное, можно подвести итог: отечественные пианино изначально не пригодны для профессиональных пианистов и высокие требования не могут предъявляться к ним.

В результате, настроить сегодня отечественное пианино по камертону можно либо чудом, либо произведя сложный ремонт. Очень часто, люди даже не в курсе, что пианино в некоторых ситуациях нельзя настроить по камертону. В этом случае можно предложить заниженный строй (на пол тона ниже). Но при этом следует иметь в виду, что у ребенка слух еще не сформирован, он будет слышать в школе одно звучание, а дома другое. Это не способствует развитию слуха, а скорее наоборот — тормозит. Механика советских пианино также оставляет желать лучшего: неровная клавиатура, клавиши нажимаются с разным усилием, проблемы с отклеивающимися шпиллерами и головками молоточков… Вот некоторые из повседневных проблем, которые приходится решать мастеру.

Говоря о настройке, следует знать, что качество советских струн просто не позволяет настроить пианино идеально. Иногда настройщику приходится выслушивать очень обидные и несправедливые замечания от хозяев: они жалуются, что предыдущий настройщик выполнил работу некачественно. Но потом выясняется, что пианино до него никогда не обслуживалось. Надо понимать, что настройщик не виноват в ситуации, когда хозяева инструмента вызывают мастера раз в пять–десять лет. Если вы хотите качества, вам следует иметь постоянного мастера, регулярно его вызывать и желательно купить профессиональное фортепиано.

В последнее время участились случаи покупки электронных пианино, но это не выход. Оцифрованный звук никогда не сравниться с живым. Такой вариант подойдет состоявшемуся профессионалу, но никак не ребенку.

Как найти правильное решение? Купить новое пианино — дорого, взять старое — опасно. Как бы там ни было, решать вам. Я лишь могу рекомендовать приобрести старое пианино в присутствии фортепианного мастера, произвести полную замену колков, если это необходимо, отрегулировать механику и настроить по камертону. Можете быть уверенны, этого вам вполне хватит для начала и такая покупка обойдётся Вам дешевле импортного б/у или электронного пианино как минимум в два раза.

Закончить статью хочу фразой, которую я повторяю себе каждый день:
«Наше пианино без молотка и ремкомплекта настраивать не ходи!».

Как выбрать старое пианино МузШок

Старое, бывшее в употреблении пианино, покупают как родители для учеников, так и взрослые, чтобы играть для души. Поддержанное пианино продают на барахолках, через специальные сайты, через знакомых. Покупая пианино б/у, нужно знать, на что обратить внимание, т.к. велика вероятность приобрести не инструмент для игры, а материал для растопки печи.

Какие проблемы могут возникнуть при покупке старого пианино?

  • Пианино не держит строй. Совсем. Вы вызываете настройщика, и выясняется, что настроить инструмент можно только после замены вирбелей (а это 350 долл).
  • Пианино звучит как пластмассовое ведро. С глухим звуком, непригодным для игры сталкиваются музыканты, которые приобрели старый инструмент в неисправном техническом состоянии.  Чтобы избежать разочарования, советуйтесь с настройщиком при покупке инструмента.

Как выбрать старое пианино

Дадим несколько советов, как выбрать старое пианино.

Не покупайте слишком старое пианино. Инструменты производства СССР рассматривайте не старше 1970-го года (пианино Беларусь), если бюджет позволяет, то неплохим вариантом будет импортное пианино 60-х годов.

Проверяйте инструмент внешне. Никаких сколов, трещин, люфтов! Поинтересуйтесь, в каких условиях пианино стояло. Если пианино стояло во влажном помещении, в местах рядом с батареями и близко к стене, то посмотрите, как перепады влажности и температуры отразились на инструменте. Для акустического пианино вредны изменения во внешней среде, т.к. сделан инструмент из дерева.

Проверьте, как настроено пианино. Если пианино настроено на тон ниже – отказывайтесь. Инструмент перестраивают на полтона или тон ниже, когда изнашиваются колки и не держат эталонный строй. Придется менять вирбеля или играть так, что для начинающих противопоказано, т.к. неверно запоминается звучание нот.

Возьмите на осмотр инструмента мастера-настройщика! Он оценить и внешнее, и внутренне состояние инструмента, сориентирует, в какую цену обойдется техническое обслуживание старого пианино. Пренебрегнув советом, вы рискуете стать очередным несчастным продавцом непригодного старого пианино.

А если вы купите пианино непригодное, но не поймёте, что оно «не строит»,  то будете играть неправильно, запоминать неверные ноты, пока знакомые музыканты не подскажут, что пианино расстроенно.

Готовясь к  урокам пианино и покупая инструмент, не пожалейте времени и денег – пригласите мастера! 

Выбираем поддержанное, Б/у пианино, рояль. Настройка фортепиано.

Несколько советов при выборе пианино бывшего в употреблении.

В настоящее время представлен огромный выбор фортепиано: одни отдают бесплатно, по принципу в дар, за самовывоз или утилизация, вторые, которые можно продать, в основном это инструменты импортного производства немецкие (раритетные, трофейные), ГДРовские (Ronish, Zimmermann и тд.), чешские (Petrof, Rosler и др.)

Мы же с Вами рассмотрим бесплатные или совсем недорогие инструменты, поскольку второй вариант подразумевает вкладывание денег, соответственно без экспертной оценки специалиста не обойтись.

 

В большинстве случаев отдают пианино советского производства;

А) черные 50-60 года выпуска, к ним относятся: Заря, Лира, Красный Октябрь, Ростов-Дон, Украина, Беларусь, Аккорд и тд.

 

Б) коричневые 70-80-90х г. выпуска, Лирика, заря, Ноктюрн (Nocturno), Аккорд, Рубинштейн (Rubinstein), Владимир, Прима, Октава. Здесь не мало важно отметить региональное производство: Приморье, Кузбасс, Пенза Ижевск, Десна, Иртыш и др. марки фортепиано

 

Во первых:

Обращаем внимание на внешний вид. Желательно, чтобы на фортепиано было как можно меньше потертостей, сколов, наклеек. Расстояние от батареи, наличие или отсутствие внешних дефектов, говорит об отношении окружающих к инструменту.

 

Во вторых:

Открываем верхнюю крышку, смотрим состояние механики. Наличие молотков, их внешний вид (пригодность), колки (вирбеля) насколько вбиты, стерты, т.д. Все ли струны на месте, наличие или отсутствие ржавчины.

 

В третьих:

Открываем крышку под клавиатурой. Наличие или отсутствие трещин в деке, проверяем педальные механизмы, ржавчина и целостность рамы (чугунина, сталь.)

 

В четвертых:

Какие звуки издаёт пианино, при проигрывании гаммы или мелодии в разных регистрах. Если фортепиано более или менее настроено, то мелодию возможно узнать, если отдельные ноты (клавиши) издают двойной или тройной, откровенно фальшивый звук, скорее всего проблема с колками (вирбелями): пианино давно не настраивалось, рассохлось, ни держит строй. Что само по себе неприятное и затратное мероприятие на восстановление.

Помните, что только профессионалы должны осуществлять перевозку, настройку пианино или рояля.

Консультация по телефону  8 (903)141-44-41.

Пианино и рояли СССР


«…надо сказать, был у них в комнате инструмент — рояль. Ну, обыкновенное пианино. Они его брали напрокат от Музпреда.

Брали они напрокат этот рояль для цели обучения своего оболтуса, который действительно бил по роялю со всей своей детской изворотливостью».

Михаил Зощенко

Вот, жили же как-то без буржуазных роялей первые пять революционных лет, и ничего. А в 1923 вдруг спохватились, заботясь о культурном уровне народа. Бросились на фабрики, которые когда-то гремели по всей России своими музыкальными достижениями, а вместо фабрик – руины. Стали искать специалистов – а господа все в Париже. Да и фамилии у господ были не по нынешнему времени: Оффенбахер, Беккер, Дидерихс, Шредер. Правительство фамилии эти постарались быстро забыть, а производство велело поднять.

Первое время обходились собранными по крохам остатками деталей, полуфабрикатов и заготовок, сохранившихся с «раньшего времени» на фабрике Шредера, стремительно переименованной в фабрику имени Луначарского.

Отвечал за выпуск пианино и роялей в молодой советской республике трест «Музпред». Он сосредоточил основные силы по производству советских фортепиано на бывшей фабрике Беккера получившей громкое имя, которое впоследствии ненавидело не одно поколение малолетних мучеников – «Красный Октябрь». Из-под руин других фабрик было извлечено все, что еще не истлело, и было свезено сюда. И тут выяснилось, что найти оборудование и чертежи, которые к тому времени начали слегка устаревать, — это меньше, чем полдела. Оказывается, рабочий, делающий рояль – это не рабочий, выпиливающий болванку. Кроме рук у него должен быть, как минимум, слух. Да и специфику дела, которая раньше десятилетиями постигалась специалистами, за один день не освоишь.

Но и при таком положении дел «Музпред» смог постепенно поднять производство. В 1933 году он выпустил уже около 4 тысяч пианино под маркой «Красный Октябрь». Качество пианино советского производства было ниже всякой критики. Во-первых, оно устарело, так как использовало еще дореволюционные технологии. Во-вторых, для увеличения масштабов производства в нем использовалось наспех высушенное дерево, вместо дерева многолетней выдержки. В результате инструменты быстро ломались, в дождь переставали звучать совсем, играть на них було трудно, а звук отличался глухостью и неровностью. Только к середине 30-х руководство фабрики, наконец, догадалось пригласить для контроля над производством профессиональных музыкантов – раньше это звено почему-то не учитывалось совсем. Но постепенно на «Красном Октябре» стали выпускать вполне сносные кабинетные и концертные рояли и пианино.

В первые 10 лет после войны производство клавишных значительно расширилось. Потребности населения в домашней музыке удовлетворяли десятки фабрик с самой разной географией. Концертного производства фактически не было, пока в Таллине, по заказу Радиокомитета Эстонской ССР, не был построен первоклассный концертный рояль, способный конкурировать с заграничными «Стенвеями» и «Блютнерами». Его автором стал Эрнст Хийз. Интересно, что до революции в Петербурге с успехом работала небольшая фортепианная фабрика Эрнста Изе (Хийза). Но это было давно, и ничто не помешало отправить концертный рояль марки «Эстония» на Всемирную Брюссельскую выставку 1958 г., где ему была присуждена золотая медаль.

 


Дарья Горобцова


СССР. Уроки музыки. Пианино. — Наталья Воронцова-Юрьева — LiveJournal


     Советское пианино… По большому счету эта эффектная лакированная коробка никогда и не была музыкальным инструментом – у нее была задача намного ответственней и масштабней. Советскому пианино, рожденному на мебельных фабриках,  была уготована печальная участь  – служить идейным выразителем, идеологическим рычагом и социологическим показателем растущего благосостояния советских людей.

     «Красный октябрь», «Лирика», «Лира», «Заря», «Волна», «Ноктюрн», «Элегия»,  «Нотка», «Октава», «Аккорд», «Москва», «Урал», «Украина», «Беларусь», и совсем уж изумительное название — «Музтрест»… Втиснутые в новостройки хрущевок и коммуналки сталинских домов, они были когда-то флагманами тех самых неуклонно повышающихся культуры и быта, как писала советская пресса.

     Теперь они никому не нужны. Их свозят на дачи, слезно умоляют забрать, их безжалостно потрошат, превращая в уродливые шкафы и комоды.

     Но они еще живы, эти домашние мамонты советской эпохи. Они еще умирают стоя – безмолвно и медленно…


ATOYAN, Armen. Music Lesson, 1950

***
     Конечно, были и рояли. И художники ушедшей эпохи любили изображать их даже больше, чем пианино. Но то художники, а то жизнь. А на жизнь в то время отводилось строго по пять квадратных метров на человека. Какой уж тут рояль.
     В 1960-е годы пианино было предметом воздыханий многих советских людей. Вернее, родителей. Можете называть это пошлой мечтой обывателей. Я же называю это естественным любопытством к предметам ну хоть какой-нибудь роскоши. Хрусталь, а еще чаще хрустальная крошка (разницу простые советские люди абсолютно не улавливали и даже не знали о ней), импортный сервант, книжные полки с красочными новенькими корешками, пианино – вот, собственно, и весь нехитрый список семейных ценностей тех лет. 
     В 1970-х реестр благосостояния пополнили гжель, хохлома и китайские термосы. В 1980-х  все это уже пылилось на антресолях, серванты и книжки еще признавались необходимыми, а вот пианино в тесных квартирах уже начинали раздражать. И отчаявшиеся смельчаки уже потихоньку сплавляли дорогой инструмент в деревни к родственникам под тем предлогом, что на нем все равно никто не играет. Да и не играл никогда…


Мазитов А.Н. Девочка за пианино.

     [info]nsemyonova: «Швейные машинки, на которых никто не шьёт, равно как и пианино, на котором никто не играет, и библиотеки, которых никто не читает, были в советском обществе лишь символами благополучия, знаками того, что семья развивается в правильном направлении». http://nsemyonova.livejournal.com/99565.html


Алексей пахомов. «Урок музыки». 1958 г.

     [info]from_arh : «Была такая мода в советские времена, когда каждая интеллихххентная семья старалась завести дома пианино и отдать ребенка в музыкальную школу :-). Меня, например, в 6 лет не взяли в нее, т.к. «у девочки руки уже испорчены художественной гимнастикой». Но даже у моей бабушки в Ростовской области, в доме с водопроводом и удобствами на улице в зале стоял рояль и мы с сестрами бацали на нем «собачий вальс»». http://from-arh.livejournal.com/55390.html

***
     Мы еще помним уничижительные фразочки из самых дремучих советских времен: «Эх ты, а еще в шляпе!» или «Эх ты, а еще в очках!». То же самое с полным правом можно отнести и к пианино. Потому что пианино в те времена – да, прежде всего было символом благосостояния, и даже пошлым символом, однако официальная идеология упорно  и наперекор очевидному декларировала присутствие в доме пианино как непременное наличие в его владельцах духовности – дескать, выбрасывать такие деньжищи способна только глубоко нравственная семья.


Бурак А.Ф. «К сыну за помощью». 1955

    Вот почему изображение пианино на этой картине, по замыслу художника, должно было чрезвычайно подчеркнуть глубоко чуждое советским людям стяжательство и бездуховность сыночка и его жены, у которых нашлись деньги даже на такую дорогую вещь, как пианино, а вот матери помочь — этому сыну денег жалко…Эх ты, а еще пианино в доме!


***
     Советское пианино было всюду. В ЖЭКах, в красных уголках, в домах отдыха, на заводах и фабриках, в школьных актовых залах и, конечно же, в детских садах. 


Суворова А.П. «Урок пения», 1976

     Музыкальный работник – удивительное название профессии! – разучивал с детишками незамысловатые песенки и обеспечивал музыкальный фон на детских утренниках. Советские детские песни, старательно вызубренные в детском саду,  – мой личный золотой фонд. Да и не только мой.

Ладягин В. И., 1946

***
     Обычная районная общеобразовательная школа  музыкальным разнообразием не баловала – пионерские и комсомольские песни, гимны молодежи, политический репертуар «за мир». Скромное удовольствие приносили школьные вальсы. Непременным атрибутом внешкольной программы были ученические хоры, в которые брали всех.


Драченко П. «Пионерская песня». 1959 г.

***
     Да, о пианино мечтали, но было оно не у всех. Далеко не у всех. Слишком дорого и слишком громоздко. Пианино, стоящее в обычной двухкомнатной московской квартире на окраине, я впервые увидела лет в девять, придя в гости к своей однокласснице. Одноклассница была отличницей, а кроме того, всех детей она называла не какой-нибудь там Машкой или Колькой, а исключительно Колей и Машей. И никогда не бегала на переменах. Поэтому я не слишком удивилась, что в ее доме есть пианино. Больше всего я удивилась тому, что на нем играет не только она сама, но и ее мама. То, что детей учили музыке, про это я уже знала – видела гордо вышагивающих по двору девочек с большими коричневыми папками в руках. Но чтобы на пианино играли родители?.. Им-то это было зачем?!

 
Бархатков А.С. «Первая песенка». 1958

***
     Музыкальная школа – это еще одна отдельная советская песня. Некоторых детей туда действительно водили, некоторые даже ходили туда сами и с радостью, но большинство детишек туда все-таки таскали, мотали и орали при этом, чтобы не смели прогуливать.
 

Старкова М.Л. «Урок музыки». 1951 г.

***
     Музыкальные школы — как и все остальные советские учебные заведения — также являлись способом идеологического зомбирования.


     [info]ber1inka : «Посмотрела детский фильм «Иностранка» 1965 года, про то, как французская девочка в пионерском возрасте приезжает в Одессу на пару дней с бабушкой и жалуется советским школьникам, что не может ходить в музыкальную школу, потому что за нее во Франции надо платить. А бабушка, сбежавшая из России во время революции, уже не пытается вернуть отцовский дом в Одессе, потому что в этом доме в коммунальных квартирах живут доблестные труженики – учителя, врачи и простые трудяги, которым по справедливости положено жилье. Не смотрели? Очень рекомендую, обогащает». 
http://ber1inka.livejournal.com/2476.html

***
     От музыкальных школ стонали, нагрузка получалась чудовищной.  Но за всю свою жизнь я не встретила человека, который бы спустя годы не сказал музыкальной школе спасибо. Впрочем. и в те времена бывали в музыкальном образовании и сладостные моменты…

      

Е.Ткаченко «Уроки музыки». 1954

     [info]tsarevna_nataly : «В моем советском еще детстве предметом роскоши было пианино. О, ты ходишь в музыкальную школу – значит, ты крутой, не как все. Ты можешь втереться в доверие к училке по пению, она включит тебя в группу участников на каком-нибудь самодеятельном концерте – и все, пять минут славы, и ты сразу начинаешь нравится абсолютно ВСЕМ мальчикам, а не только тому, с которым свела тебя воля случая по имени Мария Кирилловна или Серафима Тихоновна». http://tsarevna-nataly.livejournal.com/79837.html  

*** 
     Детьми, разучивающими гаммы и знающими, что такое сольфеджио, искренне гордились. И все-таки, как ни жаль, пианино в советском доме, повторюсь,  прежде всего являлось предметом роскоши, а уж потом музыкальным инструментом. А роскошь у непривыкших к ней людей требовала уважения больше, чем музыка. Тем более роскошь, которую всем видать. Поэтому пианино непременно украшалось семейными достижениями – спортивными кубками, хрустальными вазами, массивными часами с бронзовыми конями на кружевных салфетках. Хотя, разумеется, были и те, кто берег, и лелеял, и всячески украшал инструмент исключительно из уважения к музыке.
  

В. Жолток. Зима пришла. 1953[info]tsarevna_nataly : «Пианино в квартире было признаком интеллигентной и развитой семьи. Его любовно накрывали  кружевной салфеткой, запрещали бренчать все, что придет в голову, а только то, что по нотам. Рядом с пианино, на полу стояла обязательная банка с водой – чтоб не рассыхалось, бережное отношение к дорогому предмету делало пианино чем-то запредельным и культовым. Мне, например, запрещалось дотрагиваться до него руками без надобности – полировку попортишь, а так нравилось пройтись пальцами по ореховой гладкой поверхности.


Визина В.Э. «За роялем»

     По воскресеньям приходил настройщик. Проверить, поговорить. Наш настройщик Владислав Михайлович достался нам по большому блату — аж за три бутылки «Пшеничной» и три бутылки армянского коньяка КВ, эти дары требовалось принесть некоей Александре Степановне из Гнесинского училища, та порекомендует нас какому-то Михаилу, у Михаила есть выходы на нужных людей, а у тех – есть настройщик.

     Так вот, он приходил, тыркал по клавишам, чего-то подкручивал, а потом садился и играл «Очи черные», «Не вечернюю» и прочие цыганские песни – дед очень любил Владика, и всегда ждал его прихода. Владику было тридцать лет, и он сбегал к нам от семьи, чтоб просто поиграть от души.
     Еще была учительница Эдита – мамина подруга. Она жила на Сходненской. Три раза в неделю бабушка забирала меня из сада после обеда (что неимоверно поднимало мой авторитет в среде сверстников) и мы ехали на 199-м автобусе. По пути бабушка кормила меня вареными яйцами и яблоками. Мы разучивали пьесы Майкапара, и там я впервые узнала про Моцарта – впервые столкнулась со словом гений. Осознав весь ужас своей бездарности, я принялась писать оперу, потом забросила, решила заняться симфонией… короче, трудно пережила известие о маленьком зальцбургском великом композиторе.


Лященко А.И. «Пианистка».

     Недавно была у родителей. Все то же. Те же ноты, та же банка… и даже крышка пианино любовно прикрыта салфеткой. И мама говорит: не трогай полировку и не бренчи из головы, вот, возьми ноты… Не смогла сдержать слез. вспомнила и про музыкальную школу, и про Моцарта, и вообще. А вместо моей музыкальной школы – теперь какое-то неведомое хоровое заведение. И тетки по телефону грубые».
http://tsarevna-nataly.livejournal.com/79837.html


 

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о