Павлопосадского платка история: История павлопосадского платка: selyanka1 — LiveJournal

Павлопосадского платка история: История павлопосадского платка: selyanka1 — LiveJournal

19.11.2020

Павлопосадские платки: история на всю жизнь

Художник «Павловопосадской платочной мануфактуры» Виктор Иванович Зубрицкий — о том, как найти своё призвание, а также об особенностях платочного рисунка и поиске подходящего названия для шали.

В один из ноябрьских дней 1963 года я, только что окончивший школу худощавый паренёк, впервые переступил фабричный порог. Для начала меня направили в «резной» отдел, в то время доски, с помощью которых набивались платки, резались вручную. Должность подобрали близкую к моим пожеланиям – копировщик рисунков. Такая работа – сложный и ответственный процесс: изображение по фрагментам переносится на свежие, только что изготовленные доски, выдержанные и склеенные соответствующим образом. Узоры аккуратно обводятся мягким карандашом, а потом перестукиваются на кальку, оставляя чёткий след, по которому уже вырезается рисунок.

Мне повезло с наставниками. Первой была Клавдия Степановна Никитина – тётя Клава, работавшая на производстве мастером. Видимо, я неплохо справлялся, потому что вскоре на меня обратила внимание Ирина Петровна Дадонова, к тому времени только начавшая работать художником на фабрике. Она заинтересовалась рисунками, которые я делал урывками во время рабочих перерывов, и однажды спросила:

— Учиться дальше хочешь?

— Конечно, — ответил я, — но только не выбрал профиль, не знаю, на чём остановиться.

— А ты долго, Витя, и не думай, — посоветовала Ирина Петровна, — поступай в Московский текстильный институт. Получишь высшее образование. Там есть факультет декоративно-прикладного искусства.  Преподают и рисунок, и композицию…

Пять лет учёбы пролетели как один день. Диплом художника я получил в 1970 году, и с того самого дня с профессией не расставался.

Выставлять свои работы я начал в 1973 году. Их показали на экспозиции Московского областного отделения Союза художников «Художники Подмосковья». За 30 лет творческой деятельности мне удалось принять участие в 70-ти всесоюзных, всероссийских, зональных, областных и международных выставках. В 1980 году я стал членом Союза художников России, а в 1987 году – членом Союза дизайнеров России. 

В составе творческого коллектива художников нашего предприятия в 1981 году я был награждён Государственной премией РСФСР им. И. Е. Репина за создание серии высокохудожественных шалей. В 1999 году в составе авторского коллектива за участие в разработке и внедрении в производство коллекции платков и шалей под девизом «Традиция и современность на грани веков» стал лауреатом национального приза в области дизайна «Виктория». В 2000 году в составе творческой группы художников и разработчиков был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства. В 2007 году меня наградили премией Губернатора Московской области «За достижения в области культуры и искусства», а в 2009 году – премией Правительства Российской Федерации в области культуры за творческие и профессиональные достижения в области культуры. В 2016 году я получил медаль Российской академии художеств «За заслуги перед Академией».

Шаль «Лабзинский». Художник: Зубрицкий Виктор

В профессии мне нравится использовать самые разные творческие приёмы, я владею техниками акварельной, масляной и темперной живописи, а также техникой надглазурной росписи керамики.

На «Павловопосадской платочной мануфактуре» мы выпускаем более 700 видов изделий: платки и шали из шерсти, шёлка или хлопка, а также палантины, шарфы, кашне и скатерти. Однако количество вещей, которые мы можем сделать потенциально, намного больше. Ведь то, что наработано раньше, в любой момент можно пустить в производство. И тогда общее количество вырастет до 1500.

Сложно назвать самое популярное изделие из ассортимента фабрики. Поскольку наши покупатели очень разные, в том числе и по возрасту, нравятся им разные вещи. Пользуются спросом и современные хиты, и изделия, созданные в прошлые годы. (И даже века!) 

Всего на нашем производстве работает около 800 сотрудников, а создающих рисунки для платочных изделий художников всего 10. Самый опытный (по стажу) и старший (по возрасту) – ваш покорный слуга, посвятивший работе на фабрике 54 года. 

Молодёжь периодически приходит работать на предприятие, в том числе и благодаря нашему взаимодействию с местной Павлово-Посадской экспериментальной детской художественной школой. Мы стараемся вовремя распознать подрастающие таланты, я, к примеру, с 1996 года преподаю ребятам курс композиции. Также «Павловопосадская платочная мануфактура» сотрудничает с Текстильной академией и с другими учебными заведениями страны, включающими факультеты декоративно-прикладного искусства. Но должен сказать, что нашим требованиям соответствует далеко не каждый художник. Платочный рисунок – это особый вид искусства, и, чтобы овладеть им, нужно обладать не только талантом, но и определёнными качествами.

Шаль «Лабзинский». Художник: Зубрицкий Виктор

Художника может вдохновить история традиций павловопосадского платка, просмотр рисунков старых мастеров, а также многое из того, что его окружает: образы природы, яркие события из жизни, музыка. В работе над новыми проектами также очень помогает посещение художественных выставок, общение с людьми, натурные зарисовки. Наконец, многие направления и подходы определяются во время горячего обмена мнениями на заседаниях Художественного совета нашего предприятия.

Все изделия «Павловопосадской платочной мануфактуры» имеют автора и название. Каждому рисунку присваивается также числовой артикул. Что касается названий, то за ними могут стоять самые разные вещи, зачастую связанные с личными историями создавших их художников. 

 

 

история возникновения, происхождения и развития древнего промысла

Необыкновенные по красоте платки и шали – одна из гордостей народных ремесел России. Гости, посещающие страну, увозит на память о ней павлопосадские платки, история происхождения которых насчитывает уже более 200 лет. А началось все в Богородском уезде, на месте которого вырос город Павловский Посад. Он издавна славился своими талантливыми ремесленниками, в особенности текстильного мастерства.

Павлопосадские платки: история возникновения ремесла

Первое упоминание о фабрике по производству платков с авторским рисунком датировано 1795 годом. Основана она была крестьянином Иваном Лабзиным, который нажил неплохое состояние, что и способствовало открытию собственного дела. К тому времени павлопосадские платки, история создания которых вызывала живой интерес, были уже широко известны. Их узнавали благодаря рисунку из золоченых нитей и отсутствию изнаночной стороны.

Павлопосадский платок: история промысла

Позже цех перерос в мануфактурное производство, которое стремительно набирало обороты и при изготовлении платков стали использоваться разные ткани. Прогрессировал и рисунок, расположенный на изделии, постепенно вырисовываясь в определенный стиль орнамента. Его можно сразу узнать по характеру расположения: от крупного рисунка по краям к мелкому в центре. И конечно, по обязательному элементу – великолепной розе, переливающейся всеми цветами радуги.

Павлопосадские платки: история происхождения

Отличительный орнамент изделия, также, как и великолепные цветовые сочетания, достигались сложной технологией нанесения рисунка на ткань. Для этого использовались специальные деревянные формы с определенной резкой. С их помощью набивали рисунок на ткани.

Со временем технологии совершенствовались, и уже в 70-х годах рисунок стали наносить с помощью трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. При этом изменения затронули и дизайн орнамента, его детали стали более крупными и приобрели более строгие линии.

Павлопосадский платок: история возникновения

История промысла павлопосадских платков рассказывает о периоде, когда для нанесения рисунка использовалась техника ручной набойки. Это был трудоемкий процесс, который отменили из-за ограниченного производства. Этот период подарил модели невероятную красоту с эксклюзивными рисунками и вошел в золотой фонд культурных ценностей страны. В 90-х годах, которые прошли под влиянием глобального кризиса, производство платков только укрепило свое положение, добавив новых техник исполнения.

Трафаретная техника рисунка, прошедшая несколько веков, полностью сохранилась. Для создания уникальных рисунков с числом оттенков, доходящих до 30 вариантов, привлекаются художники и дизайнеры. Они добавляют новое видение в традиционный орнамент. Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа с ее горестями и радостями.

Павлопосадский платок: история происхождения

Современная мода делает реверанс в сторону народных ремесел, предлагая использовать в качестве аксессуаров изделия, изготовленные по их мотивам. Поэтому павлопосадские платки, история возникновения которых вызывает постоянный интерес, выходят на новый пик популярности. Этот аксессуар с его яркой историей, добавит в любой образ оттенок роскоши, подчеркнув характер стиля.

Павловопосадские платки. История |  Павловопосадские платки

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.
 
Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

 
В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.
 
История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков,  но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.
 
Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.
 
После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей  революции,  индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова  заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.
 
Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.
 
В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.
 

 

*Мнение авторов статей, размещаемых на официальном сайте интернет-магазина «Павловопосадские платки» не всегда совпадает с точкой зрения администрации сайта.

История Павловопосадского платка — Истории из реальной жизни

Автор addminister На чтение 2 мин. Просмотров 146 Опубликовано

В начале восемнадцатого года было много предприятий по выпуску шелковых платочных изделий, принадлежащие крестьянам.

В 1795 году крестьянином Иваном Лабзиным в селе Павлово, была основана мануфактура по производству платка. Много материала было роздано народу для обработки на станках в домашних условиях шелковых и бумажных платков.

Через года правнук Лабзина и Василий Грязнов перешли на изготовление шерстяных платков с набивным рисунком, которые имели большой успех, среди населения.

Платок к тому времени стал неотъемлемой частью гардероба у дворян, а затем и у крестьян, когда появились предприятия с более дешевыми шалями. Мануфактуре Лабзина и Грязнова пришлось тяжело, но все же они сумели противостоять другим конкурентам и заработать всемирную известность.

Популярность фабрика приобретает совместно с заказом от княгини Александры Петровны, а также получает первые награды и медали.

Вскоре после революции мануфактуру называют Старо-Павловская фабрика, где и начинают расширят выбор платков, делают упор на рисунки с различными тематиками, а также вводят в эксплуатацию производство хлопчатобумажных платков.

Уже в послевоенный период начинают увеличивать ассортимент, при этом сохраняется традиционный рисунок. Мануфактура не перестает получать награды и премии. Предприятие по изготовлению шалей работает до сих пор. Для производства нового платка нужно около трех месяцев.

Изготовление платка не изменилась. Сначала художник рисует рисунок на ватмане. После ткут платок, отбеливают его, а затем лазером наносят орнамент. Фон платка наносят в последнюю очередь, после обработки паром, это нужно для того, чтобы закрепить уже имеющуюся краску.

Изначально рисунок на платок наносили с помощью деревянных форм, чтобы получился платок нужно было сделать 400 прикладываний формой, с различными красками. Сначала форму опускали в тот цвет, который наносился первым. Для этого требовалась мужская сила, так как женщине не справиться. В наше время платки набиваются с помощью станков.

Много времени основными цветами шалей были черный, бордовый и не отбеленный. Другие цвета фона стали появляться уже в наше время. У каждой шали существует название. Сейчас модные платки с узором из объемных гирлянд. Орнамент платка развивался вместе с потребностями населения, изначально были садовые цветы, в основном георгины и розы, затем появился спрос на платки с рисунком, в котором цветы собраны в букеты по краю.

Павловский Посад. Музей истории русского платка и шали.

    Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают чистошерстяные шали и платки из старинного русского города Павловский Посад.

    Фабрика по производству платков была основана в 1795 году зажиточным крестьянином Семеном Лабзиным. После Семена его дело — производство и крашение ткани, продолжили сыновья — Иван, Андрей и Еремей Лабзины. В 50-х годах прошлого века его внук Яков Иванович Лабзин на унаследованной от отца фабрике, вместе со своим компаньоном Василием Ивановичем Грязновым, начали производство знаменитых набивных павловских платков. В 1885 году ими был основан «Торговый дом под фирмой «Яков Лабзин и Василий Грязнов».

Я.И. Лабзин (1827-1821) и В.И. Грязнов (1816-1869) были купцами первой гильдии, торговали товаром по всей России: имели свои лавки в Москве (Гостиный Двор), Нижнем Новгороде и других городах.
После 1885 года Платочное предприятие имело разные названия:
  1. 1868 год — Полное товарищество «Яков Лабзин и Василий Грязнов».
  2. 1892 год — Товарищество на паях «Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде».
  3. 1918 год — фабрика была национализирована и стала называться Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ.
  4. С 1995 года — Открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура».
Платок из ткани жаккардового плетения — когда узор изначально вплетался в полотно ткани.

    Много воды утекло с тех пор, как русская женщина впервые повязала голову нарядным павловопосадским платком, но и до сегодняшнего дня он остается одним из самых популярных украшений женского костюма. На предприятии над созданием рисунка для платка трудится коллектив талантливых художников, из поколения в поколение передавая древние традиции и создавая новые композиционные решения.
    О высоком качестве и художественной ценности продукции фабрики свидетельствует тот факт, что, начиная с 1865 года, павловопосадские шали получали высокие оценки многих Всероссийских и Международных выставок, среди которых:

  1. 1896 год — Большой Государственный Герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород)
  2. 1937 год — «Гран-при» Международной выставки (Париж)
  3. 1958 год — Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель)
  4. 1961 год — Приз Международной выставки (Лейпциг)
  5. 1997 год — лауреат Российской национальной премии «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория».
Художники предприятия являются членами Союза художников России, многократными лауреатами золотых и серебряных медалей ВДНХ-ВВЦ.

    ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» входит в перечень предприятий народных художественных промыслов России. Ежегодно выпускается более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию регулярно пополняют платочные изделия, которые создаются по новым рисункам художников в соответствии с девизом предприятия: «Цветы России на Ваших плечах». В 2000 г. за создание коллекции павловопосадских шалей и платков «Традиция и современность на грани веков» И.П. Дадоновой, Е.В. Жуковой, В.И. Зубрицкому, Г.И. Сотковской, Т.П. Сухаревской, В.Б. Фадеевой и руководителю авторского коллектива В.С. Стулову была присуждена Государственная премия Российской Федерации.


В следующем зале рассказывается о производстве набивного платка – это очень сложный и кропотливый процесс. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: » манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски.

    Поскольку изготовление «цветок» и «манер» на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором. Эти шали имели, как правило, и сложный колорит в 16 и более цветов. Таким образом, для набойки платка требовалось порой более 400 наложений досок. Рисунки, как правило, были очень устойчивы, и набивные доски порой использовали десятки лет, при необходимости подновляя или повторяя. Естественно, сейчас производство платков – это более современные технологии, но изделия от этого только выиграли.

В этом же зале можно полюбоваться (и даже залюбоваться до конца рабочего дня) шерстяными платками и шалями различных известных мануфактур Москвы и центральных губерний России с характерными художественными стилями. В третьем зале представлены хлопчатобумажные ситценабивные платки, выпускавшиеся Прохоровской Трёхгорной мануфактурой и ситценабивными фабриками Владимирской губернии. Среди этих платков можно обнаружить очень интересные изделия советской эпохи. Например, платок с лозунгом «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» и платок, на котором изображены все варианты перевязок при помощи косынки.

Памятный платок, посвященный Иоанну Кронштадскому.

Платок, показывающий схему сбора-разбора винтовки. Эхо Первой мировой войны.


Обратите внимание на точность и тонкость рисунка. И еще — на яркость и чистоту красок. Это — высший пилотаж! А теперь посмотрите на год создания.

Покрывание волос символизировало будущую подчиненность жены мужу, о чем недвусмысленно говорится в постановлениях старообрядческих соборов, в свою очередь ссылавшихся на послание ап. Павла: “ …жена должна есть плат имети на главе, то есть знак подчиненности, иметь покровеную голову, разумея власть мужа”9. Ссылки на столь авторитетный источник, конечно, были важны для старообрядцев, однако покрытие платом невест и традиция его обязательного ношения являлись общерусскими и были известны еще древним славянам9. Поскольку волосы привлекались для выполнения многих магических действий (особенно в области черной магии), то можно предположить, что их укрытие было связано и с “защитой” новой семьи от их, какого-то, неблагоприятного, воздействия.

Платки почти двухвековой давности. Эх, сейчас бы нам такие цвета!

Платков очень много. Каждый — индивидуальность. Цвета и рисунки неповторимы. Есть огромные трехметровые шали. Их по особому носили на плечах, обматывая свободным концом руку. У дворяночек даже особая наука была среди прочих — «танец с шалью». Пока не выучишь — замуж не возьмут 🙂 К сожалению, витрины настолько мешают своими стеклами, что трудно все сфотографировать чисто технически. А любоваться — да, там можно долго. Особенно припоминая давность платков и представляя всю трудоемкость их производства.

Классические павлово-посадские платки известны своими розами и георгинами. Розы должны быть объемными и большими, словно рыхлый кочан капусты. Цветок должен жить, играть на платке. Это и есть фирменный стиль. Сочные краски и объемность, игра рисунка. Исторически основы платка были лишь трех цветов — черный, свекольный и неотбеленный лен. Все остальные тона (зеленый, голубой, розовый…) пришли уже из современности.

Громадный платок на стене, исполненный к юбилею 800-летия Москвы.

Хоть советский город на нем посмотреть…


После музея мы поехали в магазин павловопосадской платочной мануфактуры. Магазин «Павловопосадские шали» находится в переулке Герцена, 1 (тел. (49643) 296 91, пн-сб 9.00–19.00, вс 9.00–17.00). У магазина есть сайт www.platki.ru, где можно посмотреть и заказать платки. Но учтите, на сайте цены в 2 раза выше, так как учитывают и доставку, а еще монитор даже самого хорошего компьютера не покажет вам истинных цветов платков и шалей. В магазине даже у самого искушенного покупателя, даже у мужчин разбегаются глаза.

Платки и шали всех размеров и расцветок, и пока каждый не развернешь, не поймешь, какой он на самом деле. Сегодня каждый платок, изготовленный на мануфактуре, имеет свое название: «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка», «Аленький цветочек» В старину платки называли по типу рисунка: травчатый, уступами, шахматный. Сейчас имена им дают сами художники. На фабрике воссоздают и старые рисунки. В коллекции сезона 2006-2007 гг. была представлена шаль «Молитва», созданная еще в начале XX века. А платок «Белые розы» не снимают с производства с 1953 года». Павловопосадские платки пользуются большим успехом не только у соотечественников, но и у иностранцев. Павловопосадский платок никогда не выйдет из моды, дизайнер Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки, а Илья Шиян в своей новой весенне-летней коллекции использовал шали в качестве дополнения к мужскому костюму.

Кстати, в магазине можно купить не только сами готовые платки, шали и шарфы, но и купоны — те же самые платки, узором нанесенные на длинное полотно ткани. Такие купоны многие берут для пошива модных платьев и юбок. Ткани используются только натуральные — шерсть, хлопок, шелк.

Головной убор русских женщин отличается большим разнообразием содержания и форм. Шляпа (шляпка), шапка (шапочка) (вязаная, меховая), берет, чепец (чепчик), кокошник, кика (кичка), платок, косынка, шаль (полушалок), кепка (кепи), фата и др. — это далеко неполный перечень головных уборов, носившихся русскими женщинами.

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Не случайно женские богини в легендах и мифах славян изображаются простоволосыми и косматыми. У славян, в том числе и у восточных, “сложился целый комплекс представлений, связанных с волосами. Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы” [Зеленин 1926]. У наших предков имелось бесчисленное количество поверий, оберегов, связанных с волосами.

Именно поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно бы

Павловопосадские платки: как они появились и в чём их особенности? | Культура

Сотканная легенда

Начало было положено в 1795 году, когда крестьянин Иван Лабзин основал мануфактуру по производству шалей в селе Павлово (ныне город Павловский Посад Московской области). Продолжили дело Яков Лабзин (правнук основателя) и Василий Грязнов. При них начался выпуск шерстяных шалей и платков с набивным рисунком. Первые образцы появились в 60-х годах XIX столетия. Красивые изделия была оценены даже при дворе, Яков Лабзин получил звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны.

После революции предприятие было национализировано, оно стало известно как Старо-Павловская фабрика. Интересно, что в тот период шла нешуточная борьба между старым и новым искусством, что коснулось и народных промыслов. Были попытки выпуска платков с рисунками на революционные и другие злободневные тогда темы. Однако победа осталась за традиционными узорами и цветами.

В 1937 году продукция была с успехом представлена на Всемирной выставке в Париже. Во время войны произошёл некоторый спад производства, однако затем промысел продолжил активно развиваться. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью. В 1965 году фабрика была переименована в Московское производственное платочное объединение, а с 1994 года предприятие носит название ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Создание чудес

Традиционные павловопосадские платки — шерстяные и полушерстяные. Выпускаются также шёлковые изделия. Ткань ткётся и обрабатывается особым образом, у мастеров есть немало секретов. Бережно сохраняются традиции производства, при этом идёт освоение новых технологий. Изготовление платков и нанесение на них рисунков — сложный, многоэтапный процесс. Чтобы изделие появилось на свет, требуется проделать около ста операций.

Художники создают эскизы будущих платков, тщательно подбираются краски. Нити подвергаются особой обработке, чтобы они стали прочнее, а шерстяная ткань в итоге получилась тонкой и нежной. После того как полотно соткано, оно отбеливается, что делает его более восприимчивым к краске. После нанесения рисунков ткань должна особым образом дозреть, чтобы цвета стали ярче. Затем полотнище разглаживается и нарезается на отдельные платки.

До 1970-х годов рисунок наносился при помощи деревянных резных форм. Затем для этих целей стали использоваться шёлковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило сделать изображения красочнее, а очертания рисунков более изящными. К самым дорогим платкам добавляется бахрома — её вяжут вручную, что требует большого мастерства.

Зримая музыка

Узнаваемые орнаментальные мотивы — так называемые «огурцы» (пейсли), от которых веет восточной экзотикой. Каплеобразные элементы с загнутым кончиком смотрятся очень изысканно и колоритно. Такой узор нередко называют «турецким», он по сей день пользуется любовью модниц. Есть несколько версий его происхождения. Вероятнее всего, его прототипами стали узоры с персидских или индийских тканей.

Цветы — главные «герои» многих композиций. Среди них есть особенно популярные. Редкий платок обходится без розы — королевы цветов. Аксессуары с белыми лилиями нередко становятся элементами свадебного наряда. И, конечно, не обходится без ромашек — символа русской природы. Очень часто можно увидеть георгины. Интересно, что они могут быть любых расцветок, даже таких, каких нет в природе.

Весь платок смотрится как красочный букет. При этом композиции всегда строятся симметрично. Им присущ особый ритм, даже музыкальность — как будто народные напевы оживают и становятся зримыми. Платок похож на настоящую картину — им можно любоваться долго и долго. Дивные гирлянды тянутся из прошлого в настоящее и будущее. История павловопосадских платков продолжается, поэтому можно ожидать, что в неё будет вписано ещё немало ярких страниц.

Технология производства павловопосадских платков | Журнал Ярмарки Мастеров

Знаменитые павловские шали, шарфы, скатерти, палантины давно известны и ценятся во всем мире. Натуральные шерстяные, хлопковые, шелковые павлопосадские платки не перестают удивлять, восхищать и радовать своими яркими красками, старинными узорами, сложными декоративными мотивами. Технология производства павловопосадских платков состоит из ряда этапов, рассмотрим некоторые из них.

Технология производства павловопосадских платков, фото № 1

Этапы создания

Ежедневно на фабрике изготавливают около 1500 платков, каждые два месяца утверждается новый оригинальный узор. Традиционная квадратная форма, симметричная композиция из цветочных букетов – главные особенности настоящего павлопосадского платка. Основные этапы производства изделия:

1) В художественной мастерской создается эскиз на ватмане.
2) После утверждения образца худсоветом к работе подключаются колористы. Они подбирают рецепты красок для точного воспроизведения цветовой гаммы.
3) Раньше готовые кальки переходили к резчикам, которые с помощью простой стамески и колотушки вырезали специальные деревянные формы для печатания, набивки рисунков – цветков. Для нанесения тонкого контура создавались манеры – металлические штампы на деревянном щите. В настоящее время краски наносятся с применением специальных печатных сетчатых шаблонов из шелка, капрона. Современная уникальная установка прямого гравирования позволяет нанести капли расплавленного воска на поверхность сетки.
4) После нанесения на трафарет рисунок отпечатывают на ткани.
Платки изготавливаются только из натуральных материалов, поэтому хорошо пропускают воздух.

Особенности подготовки пряжи

Большое внимание при изготовлении платков уделяется качеству материала:
1) Нити проверяют на разрывную нагрузку, для прочности обрабатывают шлихтой в специальном резервуаре, подают на огромных бобинах;
2) Станки-автоматы превращают пряжу в шерстяное полотно;
3) Ткань проходит особую плазмохимическую обработку для удаления защитного слоя, который препятствует взаимодействию с краской;
4) Выбеленное полотно разрезается на квадраты, отправляется в отделочное производство.
Для закрепления красителей на ткани проводится паровая обработка изделия, подбирается окончательный цвет, вырезается и навязывается вручную бахрома. Современные павловопосадские платки имеют различные цветовые вариации, поэтому покупатель без труда выберет понравившийся вариант.

Технология производства павловопосадских платков, фото № 2

Павловопосадские шали

Мода на фигурные шерстяные платки пришла в Россию в начале 19 века. За сто лет они стали популярными в разных слоях российского общества от аристократии до крестьянства. Шали служили умными дополняли женский костюм, украшали светские и церковные интерьеры, из них шили одежду из и даже как облачения для священников.Шали особенно ценились в простонародье, за ними ухаживали, шали были среди семейных ценностей, переданных от родителей детям или переданных в дар церкви «для использования в качестве одежды для алтаря, верительного стола и кафедры».

K.Маковский. «Портрет девушки в традиционном русском костюме
«. 1910


К середине XIX века дорогие тканые шали постепенно вытесняются шалями с набивным рисунком. Легкие, теплые и нарядные, они привлекали внимание не только красотой дизайна, но и сравнительно невысокой ценой.Изготовлением таких платков занималось более двух десятков фабрик, расположенных в основном в Москве и Богородском районе Московской области. Одним из них был завод Якоба Лабзина и Василия Грязнова в городе Павловский Посад. Этой фабрике припасла особая удача: заняв к концу XIX века лидирующие позиции, фабрика работает и по сей день, и это единственное предприятие такого рода в России, а Павловский платок, завоевавший популярность среди простые люди приобрели значение знака.
Большое купеческое село Павлово располагалось на слиянии рек Вохна и Клязьма. Росту торговли и промышленности способствовали еженедельные ярмарки и ярмарки, проводившиеся в деревне. Торговцы из разных городов привозили на ярмарки шелк-сырец среди других товаров и покупали «шелковые платки, сделанные здесь разными ткачами, крашенное домотканое белье и продукты питания».
В 1797 г. в Павлово было 15 шелкоткацких фабрик. Среди них была ткацкая фабрика Ивана Лабзина, на которой работало 12 волонтеров, которые производили шелковые платки «средней руки» (средней квалификации), «некачественного».К 1812 году наследство Ивана Лабзина было распределено между деревенскими ткачами, работавшими на домашних ткацких станках. Ткацкое ремесло к этому времени охватило население всего района и даже ближайших районов соседних областей. В самом селе Павлово основная часть мужского населения занималась ткачеством, женщины — размоткой шелка.

Н.Милошевич. «У пруда». 1997

В конце 1840-х годов, после смерти Ивана Лабзина, управление текстильной фабрикой и торговыми делами перешел к сыну Ивана Якову, которому вместе с Василием Грязновым суждено было начать производство знаменитых шалей.Уже на начальном этапе сотрудничества стало очевидно, что необходимо осуществить переориентацию производства, поскольку спрос на шелковые ткани и платки неуклонно падает из-за сильной конкуренции с машинной печатью на хлопке. Рынок в то время оказался открыт в основном для легких шерстяных тканей и платков, а их производство в России стало активно осваиваться только в 1830-40-х годах. Москва и Московская область снова стали центром производства камвольных тканей и тканей из смеси шерсти и хлопка.
В 1860 году сподвижники построили на реке Клязьме фабрику по оттиске хлопка, которая, по сути, была типографией предприятия. В следующем году среди рабочих и служащих фабрики было 2 колориста, 3 художника, операторы печатных машин, принтеров, закройщиков, что свидетельствует о том, что к этому времени они освоили полный цикл производства принтов на хлопке, начиная с разработки эскизов. и изготовление печатных плат (трафаретов) и заканчивая нанесением рисунков на ткань. Все известные павловские шали того времени изготавливались из смесей тканей с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.Их цветовые композиции близки друг к другу: их рисунки чаще всего состоят из нескольких цветов, а их окраска имеет охристо-красную цветовую гамму. Мягкие, приглушенные оттенки натуральных красителей делают цветовую гамму цельной и гармоничной.
По общему художественному решению они близки к ведущим московским шерстяным ткацким фабрикам. В платках закрепилась традиционная для русских платков квадратная форма с симметричными композициями рисунков, с обязательным разделением поля платка на бахрому и центральную часть и акцентом на углах, в которых размещены более крупные и более сложные орнаментальные формы.В декоре ярко выражено пристрастие к орнаментальным мотивам живой природы и Востока, характерное для русского искусства XIX века, времени историзма. Определенное влияние моды отражается во введении в узоры шалей рисунков, характерных для стилей предшествующих эпох, прежде всего в переливающемся переплетении друг с другом фестонных лент, различных причуд и цветочных гирлянд.


И.Куликов. «Сестры». 1927


Роль художника в создании платков велика: от их таланта, умения улавливать модные тенденции, а также от понимания вкуса и требований потребителей действительно зависела красота платков и востребованность их на рынке.Поэтому, несмотря на то, что модели платков можно было купить «в другом месте», что было часто; на любой относительно крупной текстильной фабрике предпочитали иметь мастерские художников.
В конце 1870-х годов были разработаны дизайны платков трех типов. В то время продолжали выпускать платки с восточным или «турецким» орнаментом. В связи с широким распространением таких платков второй тип павловопосадских платков, окончательно обосновавшийся в 1880-х годах, можно условно определить как «демократический».Для таких платков, как и для большинства платков с «турецким» узором, характерно практически полное заполнение ткани орнаментом, когда остается лишь небольшая центральная часть в виде звездочки и узкая полоса по бахроме. Их дизайн состоял из цветочных пучков, заполнявших геометрические фигуры различной формы, или медальонов, образованных орнаментированными полосами, зубчатыми полосами или гирляндами из маленьких цветов. Розы доминировали среди цветов и трактовались с эффектом третьего измерения, хотя и несколько схематично.
Среди сотрудников предприятия особое место занимали колористы. Обычно на предприятии Лабзина — Грязнова таких мастеров работало не более двух. В 19 веке их задачей было только приготовление красителей. Состав красителей держался в секрете, рецепты были собственностью колористов. И даже комната, в которой он работал, называлась «секретной». На протяжении нескольких десятилетий Николай Андреев был колористом фабрики, никого не заменив.Он родился в крестьянской семье в Волоколамском районе Подмосковья, был приглашен в Павловский Посад в конце 1850-х годов совсем молодым человеком и уже в 1869 году получил статус потомственного почетного гражданина. Проработав всю жизнь на предприятии, Николай Андреев стал основателем целой династии. В немалой степени благодаря его знаниям и таланту отличительными чертами павловопосадских шалей стали богатство цветовой гаммы, чистота, яркость и в то же время стойкость красителей.


Ф. Сичков. «Подружки». 1937


Цветовая гамма построена на основе сочетания нескольких ярких цветов.Обычно такие платки печатали в семи-девяти цветах. При этом полихромия была достигнута введением нескольких оттенков розового, зеленого, синего. Ведущим цветом был красный. Его разные оттенки можно было найти не только в цветах — он непременно использовался для печати также фона фигур; центральную часть и край можно распечатать другим красителем. Начиная со второй половины 1880-х годов стало характерным, что в полиграфии использовались цветы ярко-розового фуксина.Сохранились документальные свидетельства того, что в это время на фабрике использовались анилиновые красители. Благодаря их внедрению цвета печати стали более яркими и насыщенными, хотя некоторая резкость цветового спектра, характерная для анилина, в них еще не проявилась. Эти платки были очень популярны среди крестьян, и поэтому их дизайн, будучи в меньшей степени подверженным влиянию моды, был чрезвычайно устойчивым, иногда они печатались десятилетиями подряд.
Популярность дизайнов платков 1884 года отражается в том факте, что эти рисунки печатаются до сих пор. Со временем название «Узор» прижилось к шалям с этими рисунками. В устойчивой фабричной легенде имя автора — Нил Постигов. Ему также приписывают авторство не менее известной шали «Подкова». Дизайн последнего уже более века живет и в изделиях текстильной фабрики. Дело в том, что Нил Постигов был представителем целой династии дизайнеров.Он закончил работу на предприятии в 1930-х годах, вероятно, позже остальных членов семьи, поэтому многие легенды предприятия, связанные с этой фамилией, отождествляются с ним.
Близость к восприятию мира простыми людьми отразилась в четких, ритмичных, богато орнаментированных композициях платков, созданных Постиговым, в пристрастии цветовой гаммы, когда в платках доминировал любимый простонародью красный цвет; Кстати, слово «красный» в переводе с русского означает «красивый».Но самым важным было то, что потребителей привлекала цветочная тема в фигурках платков. Это оказалось ближе и понятнее всем, ведь у разных народов и в разных религиях цветущие растения всегда ассоциировались с раем и вечным счастьем.



Талант Нила Постигова позволял ему создавать разные по характеру рисунки платков.Описанный выше кроквис дает представление о третьем типе павловопосадских платков, отчетливо заметных среди платков 1880-х гг. Шали этого типа, вероятно, имели другое, более «элитное» направление. Обычно они делались из тонкой шерсти с ткаными шелковыми лентами, реже без них. Эти платки, как и платки «демократического» типа, украшались преимущественно растительным орнаментом, который наносился не только на красный, но и на черный и разноцветный фон.Композиция рисунков строилась по-другому: в таких платках, как правило, центральные части были большими, заполненными мелкими цветочками, а по бахроме располагались свободные фигуры из рельефных цветов, собранных в пучки цветов и гирлянды.
Среди цветочных мотивов преобладали изображения очень популярных садовых цветов: роз, георгинов, лилий, хризантем, тюльпанов. Их вариаций было много, и они были соединены в огромное количество комбинаций, добавляя маленькие цветы, листья, но и брызги.Во второй половине XIX века в различных видах прикладного искусства предпочтение отдавалось изображению цветов. Преобладали они в вышивке, кружеве, тканях. Букетами, в натуралистической обработке украшали фарфор, подносы из Жостово, стали широко использовать их в росписи интерьеров. Это было обусловлено романтической идеей связи человека с живой природой, которая была характерна для всей эпохи историзма.
В целом 1880-е годы можно охарактеризовать как время формирования стиля павловских платков и одновременно период расцвета платочного предприятия.Изделия фабрики пользовались неизменным успехом. В 1882 году фирма снова была отмечена серебряной медалью Всероссийской художественно-промышленной выставки, в 1889 году — бронзовой медалью Всемирной промышленной выставки в Париже. В 1881 году Яков Лабзин получил титул Поставщика «Государыни Великой Княгини Александры Петровны с правом иметь на своей вывеске изображение монограммы Имени Ее Императорского Величества».
На вновь разработанных рисунках в соответствии с художественным течением тех лет появились изображения тюльпанов и лилий на длинных стеблях.Цветочные орнаментальные мотивы увеличились, а сами фигуры стали менее плотными: увеличились фрагменты простой, не орнаментированной ткани, но все это не внесло принципиальных изменений в общее художественное решение таких платков. Ориентация Лабзиньской — текстильной фабрики Грязнова на современную. Широкий, прежде всего, крестьянский рынок позволил не просто выжить, но и за счет постоянного развития и расширения производства занять лидирующую роль среди аналогичных предприятий России.И только Первая мировая война, а затем Октябрьская революция 1917 года временно замедлили это развитие. Следующий этап в истории павловских шалей пришелся на время Советской власти. В первые годы после Октябрьской революции 1917 года из-за нехватки горючего, сырья и красителей многие предприятия текстильной промышленности не работали некоторое время Старопавловская ткацкая фабрика использовала старые запасы сырья, но в начале 1920-е годы пришлось временно остановить производство и уволить рабочих.В 1921 году здесь снова начали производить ткани, но до конца 1930-х годов хлопковые изделия оставались основным видом продукции ткацкой фабрики.


С каждым годом увеличивается производство шерстяных платков.Начиная с 1939 года, платочное предприятие возобновило производство платков из смесовых тканей с нанесением тонов, при этом цвет не имел жесткого контура, а непрерывно менялся от одного тона к другому. Тоновая печать известна в Павловском Посаде уже с 1880-х годов, но платков, декорированных таким образом, производили, вероятно, очень мало, и в разных коллекциях такие изделия встречаются только единичными экземплярами.
Развитие дизайна шло по двум направлениям.Первый можно охарактеризовать как традиционный. Сюда относятся дизайны с цветочным орнаментом и «восточным» орнаментом. Второе направление — тематическое, появившееся в орнаменте набивных тканей в конце 1920-х годов. В это время практически на каждой фабрике предпринимались попытки перестроить текстильный дизайн в соответствии с запросами времени. Текстиль должен стать «рупором пропаганды и агитации», а рисунки на тканях — отражать все важные проблемы построения нового общества.Эксперименты в области обновления рисунка коснулись, в основном, хлопковой печати, но сказались и на продукции Павловопосадского платочного комбината.
В 1950-е годы были широко распространены композиции, основанные преимущественно на витиеватых или растительных мотивах, фигуры часто заполняли всю поверхность, при этом сохранилось классическое деление на бахрому и центральную часть. Эскизы отличались декоративной насыщенностью, более плотной аранжировкой витиеватого рисунка. В некоторых работах дополнительно разрабатывалась основная цветовая гамма изделий, основная конструкция как бы накладывалась на рисунок основного цвета.Также широко используются силуэтные и контурные изображения. В последующие годы на фабрике работали художники, прошедшие специальную подготовку, но все секреты мастерства, все тонкости и нюансы дизайна платка они осваивали уже непосредственно на предприятии, обучаясь у старших мастеров в студии художников в контакте друг с другом.
К концу 1960-х годов возродился интерес к народному творчеству, в результате чего резко выросла потребность в изделиях народных промыслов.В связи с этим большинству центров традиционного народного творчества пришлось осваивать новые технологии, чтобы иметь возможность увеличивать производство. На Павловопосадском предприятии многие виды платков начали печатать новым методом — ручной печатью по трафарету. Первые два стола для печати с ручным переносом трафаретов были установлены в 1958 году для кремовых печатных платков размером 150 х 150 см.


С конца 90-х годов прошлого века благодаря накопленному опыту технология трафаретной печати была значительно усовершенствована, и предприятие стало выпускать платки и платки 23 цветов.При этом технологическая модернизация позволила получить на ткани более тонкий тонкий контур, достаточно точно совместить отдельные элементы дизайна. Края изделий обшивались шелковой или шерстяной бахромой с многорядной сеткой, которая, как и 150 лет назад, ткалась вручную. Этим плетением сети занимаются ткачи, которые работают на дому в Павловском Посаде и окрестных деревнях.
Сейчас Павловопосадская платочная мануфактура производит около 200 видов платков, платков из натуральных волокон: в основном из тонкой высококачественной шерсти, а также из хлопка.В 2000 году были произведены первые партии шелковых платков с принтованным орнаментом. Прослеживая эволюцию павловского платка, важно подчеркнуть, что сегодня, как и прежде, это искусство тесно связано с художественными процессами, происходящими в русской культуре, оно постоянно испытывает влияние мировой моды, учитывает современность. тенденции в развитии текстиля, но при этом следует традициям и сохраняет ярко выраженную национальную самобытность.Павловопосадский платок давно стал не только предметом одежды, но и своеобразным символом русских женщин, декоративным произведением искусства, выражающим вкус русского народа.

.

Российских сувениров онлайн :: Россия-Инфоцентр

Сувениры из России

Ищете уникальный рождественский подарок для своей пожилой родственницы, любящей все. украшений и нарядных кукол? А может что-то в стиле милитари для папы для папы День? Возможно, вы хотите познакомить своих детей с новой этнокультурой или побаловать себя аксессуар, за который многие ваши друзья готовы убить. По каждой из этих причин существует широкий Множество русских сувениров вы можете купить онлайн на нашем сайте.
Мы заключили партнерские отношения с надежным поставщиком русских сувениров онлайн, чтобы предложить вам самое лучшее и неповторимые подарки от русских мастеров. Электрические самовары, расписные балалайки (разновидность русских укулеле), русские матрешки и лаковые шкатулки, традиционные Палех, Хохлома и Гжель украшения, магниты на холодильник, одежда и аксессуары — все это теперь можно купить в Интернете. Ты можешь приобрести русские шерстяные шали и винтажные броши, необычные зажигалки и фляги, сервировочные подносы с изысканным цветочным узором и даже копией заветного яйца Фаберже!
Все транзакции надежно обрабатываются нашим партнером, а подарки оперативно отправляются вам, где бы вы ни находились.
Судя по данным о популярности, которые мы получили от нашего партнера, это самые популярные Среди желающих купить русские сувениры онлайн:

  • Фарфоровое яйцо
  • Самовар
  • Брелок с матрешкой
  • Матрешка 5 штук
  • Футболка СССР модная
  • Шахматы
  • Платок Павлопосад
  • Балалайка
Вы можете нажать на каждое изображение сувенира, чтобы перейти на отдельную страницу, где вы можете прочитать подробнее о подарке.Итак, почему бы не просмотреть подборку русских сувениров у наших партнеров?

Найдите здесь красочную коллекцию оригинальных русских поделок!
Каждый из них может сделать особенный подарок и чудесный сувенир
, излучающий завораживающий дух русской сказки +
И вам даже не нужно ехать в Россию, чтобы их купить —
просто выберите те, которые вам больше всего нравятся, и сделайте заказ !

.

Российских сувениров онлайн :: Россия-Инфоцентр

Сувениры из России

Ищете уникальный рождественский подарок для своей пожилой родственницы, любящей все. украшений и нарядных кукол? А может что-то в стиле милитари для папы для папы День? Возможно, вы хотите познакомить своих детей с новой этнокультурой или побаловать себя аксессуар, за который многие ваши друзья готовы убить. По каждой из этих причин существует широкий Множество русских сувениров вы можете купить онлайн на нашем сайте.
Мы заключили партнерские отношения с надежным поставщиком русских сувениров онлайн, чтобы предложить вам самое лучшее и неповторимые подарки от русских мастеров. Электрические самовары, расписные балалайки (разновидность русских укулеле), русские матрешки и лаковые шкатулки, традиционные Палех, Хохлома и Гжель украшения, магниты на холодильник, одежда и аксессуары — все это теперь можно купить в Интернете. Ты можешь приобрести русские шерстяные шали и винтажные броши, необычные зажигалки и фляги, сервировочные подносы с изысканным цветочным узором и даже копией заветного яйца Фаберже!
Все транзакции надежно обрабатываются нашим партнером, а подарки оперативно отправляются вам, где бы вы ни находились.
Судя по данным о популярности, которые мы получили от нашего партнера, это самые популярные Среди желающих купить русские сувениры онлайн:

  • Фарфоровое яйцо
  • Самовар
  • Брелок с матрешкой
  • Матрешка 5 штук
  • Футболка СССР модная
  • Шахматы
  • Платок Павлопосад
  • Балалайка
Вы можете нажать на каждое изображение сувенира, чтобы перейти на отдельную страницу, где вы можете прочитать подробнее о подарке.Итак, почему бы не просмотреть подборку русских сувениров у наших партнеров?

Найдите здесь красочную коллекцию оригинальных русских поделок!
Каждый из них может сделать особенный подарок и чудесный сувенир
, излучающий завораживающий дух русской сказки +
И вам даже не нужно ехать в Россию, чтобы их купить —
просто выберите те, которые вам больше всего нравятся, и сделайте заказ !

.
Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *