Орнамент белорусский: Беларускія Арнаменты | Shuma.by – Белорусский орнамент — это шифр народа

Орнамент белорусский: Беларускія Арнаменты | Shuma.by – Белорусский орнамент — это шифр народа

28.08.2020

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент,  есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. 

Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни

Знак плодородия, изобилия плодов земных. Ношение его призвано повысить жизненную силу, усилить способность к чадородию.

 

Белорусский орнамент

Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине.

В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.

Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.

Белорусский орнамент

Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

Белорусский орнамент 1. Звезда человека на небе; 2. Солнце дает силу и урожай; 3. Луна бережет детей от ночных страхов; 4. Огонь лечит от простуды и немочи; 5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей; 6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных; 7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков. 

Вышила солнце, чтобы сын выздоровел.

Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.

— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.

В книге немало таких примеров.

Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.

— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой — на могилу деда.

У белорусов была даже своя астрология.

— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. 

Белорусский орнамент

доктор искусствоведения Евгений Сахута

 

Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.

Узоры жизни

Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).

Белорусский орнамент

Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Урожай и плодородие

В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей — Ярило и Весну. От Ярило  и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).

Белорусский орнамент

Еще один важный символ урожая — Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.

Белорусский орнамент

Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти — будет хлеб расти».

 

Образ Матери

Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты — мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.

Белорусский орнамент

Любовь

Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили  и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.

Белорусский орнамент

Праздники

Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка — родные сестры, поэтому часто изображались вместе.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Образы языческой мифологии

Эта тема наиболее популярна сейчас среди  молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров.  Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.

Древо жизни

У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Русалка

Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и  связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть  такая легенда о русалках: жила 

в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и  соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью — она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.

Белорусский орнамент

Наряду с Купаллем у  нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.

Символы защитников семьи

Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.

Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду  Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду — узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери — Земли-кормилицы — защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей.  Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.

Белорусский орнамент

Вера

Важным было также обозначить такие события, как: Радуница (рис. 18), Деды, Гадания (рис. 19 (2)).

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Также были символы, которые использовались во многих узорах, дополняя общую картину. Например: Звезда — символ человека (рис. 20), символы предков (рис. 21), Песня (рис. 22), Хлеб (рис. 23), узор женской доли (рис. 24).

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Каждый узор несет в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Одни узоры символизируют память о предках, вторые высказывают обращение к богам-покровителям, третьи олицетворяют природные явления, четвертые отображают чувства и надежды человека.

Софья ШТУТИНА

Разнообразие белорусского орнамента и его значение.. ГУО «Ясли-сад №12 «Берёзка» г.Солигорска»

Белорусский орнамент

Всевозможные предметы с белорусским орнаментом нынче очень популярны. Дизайнеры не упускают возможности поддержать этот модный тренд.

Белорусские национальные узоры

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

Белорусский орнамент Простой белорусский орнамент

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.

орнамент

Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.

платье с орнамент Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами Платье Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.
орнамент в интерьере Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.

Белорусские обереги Белорусские обереги

Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

белорусские узоры Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.

Белорусский рушник Белорусский рушник

При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.

орнамент Разнообразные фигуры белорусского орнамента

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.
Узоры Схема для вышивки узоров

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.
Растительный мотив Растительный мотив белорусских узоров Белорусские рушники Белорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур. 

Анималистический мотив Мифические животные на белорусском орнаменте Белорусский узор Анималистический мотив белорусских узоров

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей: 

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.

Древо жизни

Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.

Белорусский орнамент древо жизни Древо жизни вышитое крестом

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.

Фотоальбом с вышивкой «Древо жизни»
  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.
Платье с вышивкой Платье с орнаментом «Ярило на коне»

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.

Ярило Ярило в белорусских вышивках
  • Житная баба (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.
Житная баба Житная баба
  • Символ пробуждения природы весной — в основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы. 
орнамент Ярило и Древо жизни Ярило и Древо жизни
  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.
орнамент Солнце Солнце
  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.
рушник Белорусский рушник
  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.
орнамент Дерево встреч Дерево встреч
  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.
орнамент Символ предков Символика предков
  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.
орнамент Символ ребенка Символ ребенка
  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушки –береза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.
Берегиня Символ Берегини
  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.
рушник на свадьбу Белорусский рушник на свадьбу
  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.
орнамент Богатство Богатство
  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушник.

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

Источник: http://www.kultura.by

Азбука белорусского орнамента. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 2 г. Ельска»

Азбука белорусского орнамента

«Гэтая праца — гімн адвечнаму імкненню нашых продкаў да прыгожага, няўтольнай празе праз тканы і вышыты ўзор выказаць сваё разуменне жыцця, свету, космасу, хваласпеў умелым рукам, светлай, добрай, паэтычнай душы нашай  сялянкі».
(М.С. Кацар — Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка)

Красно-белые символы на одежде или, скажем, тетрадках сейчас уже мало кого удивят. Белорусский орнамент как-то очень быстро захватил молодежь, став очень популярым. Начали открываться магазины с вышиванками, чашками, ручками, на которых изображена подобная символика. Все чаще встречаются автомобили с таким рисунком на стекле. Белорусский орнамент привлекает, завораживает и вызывает гордость.

Недавно я увидела девушку с татуировкой орнамента. Когда спросила, что он обозначает, она ответила, что это солнце, но точно не уверена, что еще обозначает этот символ, ей просто хотелось показать принадлежность к белорусской культуре.

Эта случайная встреча натолкнула меня на мысль: а ведь мы действительно мало знаем об истории символов и образов, которые когда-то были хорошо знакомы нашим предкам. И я решила окунуться в тему глубже: поговорила со специалистами-этнографами, перечитала в Национальной библиотеке горы книг. При серьезном изучении оказалось, что в свое время для белорусов символ орнамента был неотъемлемой частью жизни.

Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.

Узоры жизни

Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).

Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.

        

Урожай и плодородие

В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей — Ярило и Весну. От Ярило  и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).

Еще один важный символ урожая — Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.

Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти — будет хлеб расти».

Образ Матери

Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.

 

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты — мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.

Любовь

Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили  и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.

  

Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.

Праздники

Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка — родные сестры, поэтому часто изображались вместе.

     

Образы языческой мифологии

Эта тема наиболее популярна сейчас среди  молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров.  Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.

Древо жизни

У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Русалка

Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и  связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть  такая легенда о русалках: жила 
в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и  соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью — она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.

Наряду с Купаллем у  нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.

Символы защитников семьи

Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.

Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду  Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду — узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери — Земли-кормилицы — защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей.  Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.

Вера

Важным было также обозначить такие события, как: Радуница (рис. 18), Деды, Гадания (рис. 19 (2)).

 

Также были символы, которые использовались во многих узорах, дополняя общую картину. Например: Звезда — символ человека (рис. 20), символы предков (рис. 21), Песня (рис. 22), Хлеб (рис. 23), узор женской доли (рис. 24).

Каждый узор несет в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Одни узоры символизируют память о предках, вторые высказывают обращение к богам-покровителям, третьи олицетворяют природные явления, четвертые отображают чувства и надежды человека.

Белорусский рушник, украшенный вышивкой | Страна Мастеров

Рушник — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Наиболее распространенной техникой при изготовлении рушников было бранное ткачество. Основу убранства таких рушников составляет геометрический тканый или вышитый орнамент, расположенный по концам рушника и собранный в поперечные композиции бордюрного характера. Вышивали такие узоры в техниках «крест», «двойной крест», реже «гладью».  Основными цветами, применяемыми при оформлении белорусских рушников, являются красный разных оттенков, реже черный, иногда синий и желтый.

Слово рушник происходит от корня «руш», «рух». В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, то есть рушник — оторванный кусок ткани, отрез. Полотнища ткались очень длинные. Наши предки для изготовления рушника рвали сотканную ткань, о чём напоминает бахрома на современных рушниках. Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. Правильно сотканная ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления приложенного усилия.

Созвучие со словом «рука» дает повод ошибочного толкования слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, руЧник — ветошка, висящая при рукомойнике — куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица: «Одним рукотёрником вытираться — на том свете разодраться». Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников — ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.

Настоящий рушник при ширине около 35 — 40 см имеет длину 3 — 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой — таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Рушник является одним из наиболее интересных феноменов традиционной культуры белорусов. Он сопровождал человека на протяжении всей его жизни, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.

Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником.

Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков или календарей.

Собирался человек в дорогу или в гости, обязательно брал с собой рушник, с ним же перед порогом дома встречали дорогих гостей.

На тонкий, мягкий рушник бабка-повитуха принимала только что рождённого ребёнка.

С рушником шли свататься. На рушнике стояли молодые во время венчания в храме.

Рушниками перевязывали пары сватов. С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.

На специальных рушниках гроб с умершим выносили из дома, несли на кладбище и опускали в могилу. Рушниками украшали надмогильные кресты.

Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником.

Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. И так продолжалось до XVIII—XIX века. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др.

При вышивке обрядовых рушников  прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Вот некоторые узоры, символы и орнаменты, присутствующие на белорусских рушниках.

1. Узор Земли.

2. Символ ребенка.

4. Детский оберег.

5. Голуби. Симвлол любви.

6. Купальская трава.

7. Узор солнце.

8. Дерево жизни.

9. Житная баба. Дословно — Ржаная Баба, дух полей и хлебов.
Житная баба – кукла, которую издавна мастерили изо ржи и пшеницы для праздника осени, когда было принято благодарить землю-матушку, отца-солнышко, дождь-кормилец и поилец за хороший урожай.
Название куклы и обряд ее сотворения уходит своими корнями в языческое прошлое. Пошло оно от уважительного отношения наших предков к хлебу, и содержит скрытое сакральное значение: считалось, что хлеб был священным даром Бога. Житная баба у многих народов стала символом плодородия и жизни. Потому и «житная», что от слова «жить», несущая жизнь.

10. Берегиня. Покровительница воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия.

11. Звезда.

12. Огонь.

13. Параскева Пятница — персонаж в восточнославянской культурной традиции. День святой великомученицы Параскевы отмечается 28 октября и именуется «пятницей», хотя и не обязательно приходится на этот день. ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА чрезвычайно почиталась восточными славянами, считаясь прежде всего покровительницей брака и родов. На старых северорусских иконах ее лик мог даже изображаться на обороте иконы Божьей Матери. А также считалось, что ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА запрещает работать в свой день и сурово карает нарушающих запреты.

14. Узор хлеба.

15. Богач — древний праздник окончания уборки зерновых, отзвук языческого праздника культа бога Cолнца. К празднику старались закончить косовицу.
Богач – это еще и название корзины с рожью и свечой. Его носили на праздник в каждый дом и сарай. Согласно поверьям, Богач обеспечивал семье благополучие и счастье. «Пришел Богач — бросай рогач».
На богача до восхода солнца хозяин засевает поприще рожью.

16. Узор оберега.

17. Узор русалки.

18. Орнамент предков.

6 октября 2012 года в деревне Неглюбка Ветковского района Гомельской области состоялся областной праздник Белорусского рушника.

  Эта деревня не случайно стала местом проведения такого праздника. Именно здесь сохранились давние традиции белорусского ткачества.

Здешние мастерицы различают 475 элементов орнамента, каждый из которых имеет свое уникальное значение и название.  Едва ли не каждая хата в Неглюбке — филиал музея ткачества с уникальной экспозицией. Каждый неглюбский рушник — импровизация. Одинакового орнамента не найдете.

Рушники, выполненные местными ткачихами на деревянных кроснах, известны во всем мире. На международных выставках в Нью-Йорке, Монреале, Токио, Париже, Брюсселе они были отмечены золотыми медалями. Американский музей «Метрополитен» приобрел их для своей коллекции.

Мастера всех районов Гомельской области, которые представили орнаменты рушников, характерные для их региона, приняли участие в празднике.

А в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова собрана самая большая региональная коллекция белорусских рушников.

В деревне Неглюбке в начале 1990-х действовал филиал Гомельской фабрики художественных изделий. На его базе тогда был открыт  школьный учебно-производственный комплекс. Многие выпускницы оставались здесь работать. Но ткацкая артель закрылась из-за нерентабельности.

Однако, сейчас в Неглюбском Центре ткачества (так теперь называется Дом культуры) работает кружок «Ниток», где юные ткачи и ткачихи знакомятся с неглюбскими традициями. 

К слову, именно благодаря детям, местные рушники нынче украшают многие дома Западной Европы. После чернобыльской трагедии дети из Ветковского района много лет оздоравливались в Италии, Германии, Голландии. И в качестве сувениров везли с собой рушники.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F8%ED%E8%EA

http://www.belmos.ru/news.php?id=91

http://www.vetka.by/2012/10/proshedshij-v-vetkovskom-rajone-prazdnik-belorusskogo-rushnika-vskolyxnul-internet/

http://www.rg.ru/2013/03/14/rushniki.html

http://beltex.org/publ/o_moej_rabote/rushnik_nevidimaja_svjaz_pokolenij/19-1-0-46

http://telarian.ru/?r=symbols&id=13

 

 

 

 

Презентация к исследовательской работе Символы и образы

ГУО «Миорская средняя школа № 2»

Значение и особенности белорусского орнамента

в вышивке

(учебно – исследовательская работа)

Выполнили: Дмитриева Екатерина

Янукович Виолетта

8 «б» класс

Руководитель: Кислая Е.В.

учитель трудового обучения

г. Миоры 2017 год

Эпиграф – девиз к работе:

 

Духоўны скарб не грошы і не мода.

Ён, быццам сонца, ззяе для людзей.

                        Выхоўваць на традыцыях народа

                        Павінны змалку мы сваіх дзяцей.

 

                                                                 М Грудзінскі

Краткая аннотация

Название работы: «Значение и особенности белорусского орнамента в вышивке».

Цель: исследовать значение орнаментальных символов в белорусской вышивке.

Задачи:

— изучить интернет ресурсы и литературу по теме исследования;

изучить особенности и историю развития вышивки, как одного из видов семейного рукоделия, его влияние на становление семейных традиций;

изучить региональные особенности вышитых рушников;

изучить музейный фонд историко – этнографического музея г. Миоры по народной вышивке;

Практическая значимость работы: данная исследовательская работа может быть использована на уроках трудового обучения в 5 – 9 классах, для проектной работы и во внеурочной деятельности.

Содержание

  1. Введение 4

  2. Основная часть 5

2.1 История возникновения символов в вышивке 5

2.2 Значение основных символов в белорусском орнаменте 6

2.3 Рушник в жизни белорусского народа 13

2.4 Материал из фонда историко – этнографического 14

музея г. Миоры

2.5 История одного рушника 19

3. Заключение 21

4. Список литературы 22

5. Приложение А. Значение символов в белорусской вышивке 23

Приложение Б. Схемы из фонда историко – этнографического

музея г. Миоры 24

Приложение В. Коллекция схем для вышивки 27

Введение

Актуальность:

Мы живём в мире новых дизайнов, новых технологий. Но мы не должны забывать то, что народное искусство – универсальное средство духовного общения тысяч и тысяч людей. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью любой культуры, которая на протяжении веков хранит в себе национальные идеалы, раскрывает взгляды и убеждения народа. Судьба, сохранение и развитие этой самоценной части отечественной культуры во многом зависят от нас подрастающего поколения. Данная исследовательская работа может быть использована на уроках трудового обучения в 5 – 9 классах, для проектной работы и во внеурочной деятельности.

Цель: исследовать значение орнаментальных символов в белорусской вышивке.

Задачи:

— изучить интернет ресурсы и литературу по теме исследования;

изучить особенности и историю развития вышивки, как одного из видов семейного рукоделия, его влияние на становление семейных традиций;

изучить региональные особенности вышитых рушников;

изучить музейный фонд историко – этнографического музея г. Миоры по народной вышивке;

Методы:

— поисковый: подбор литературы, посетить историко – этнографического музей в г. Миоры;

— исследовательский: изучить литературу, получить информацию из электронных источников, изучить материалы из фондов музея г. Миоры;

— практический: составить коллекцию схем для оберега, используя изученные символы в белорусской вышивке. Обработать и оформить материал в папку по теме учебно — исследовательской работы.

Основная часть

История возникновения символов в вышивке

Народный орнамент ткачества и вышивки — древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента — всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных, возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры. Традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета — красный цвет на белом фоне. Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни. У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни — красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный. А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом.

У белорусов не было символов смерти. Все эти символы – для белоруса очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе. Орнамент на одежде помещался только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью.

Значение основных символов в белорусском орнаменте

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру. Белорусский орнамент отличается богатым колоритом, имеет множество разновидностей форм узоров. Схемы узоров применялись в вышивке одежды, рушников, скатертей. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное.

Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у белорусов получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

Самый популярный вид в белорусском орнаменте – геометрический.

 Включает в себя: круги, звезды, ромбы, точки, ленты, линии, прямые, ломаные или зигзагообразные, шестиугольники, кресты. Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из: цветов, листьев, плодов. Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур. Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Разновидностей орнамента множество. Каждый имеет свое определенное значение. Мы рассмотрим самые основные.

Символ «Древо жизни» (рисунок 1.) — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни. Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья. Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было, запрещено.

hello_html_7a24467a.gif

Рисунок 1. Символ «Древо жизни»

Символ «Солнца» (рисунок 2.) — древние верования обожествляли солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У белорусов Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.

hello_html_m25fe7e31.gif

Рисунок 2. Символ «Солнца»

Символ «Земли – Кормилицы» (рисунок 3.) Изображался в виде ромба, заполненного маленькими квадратиками или ромбиками. Это будто зёрнышки, ровно засеянные на поле.

hello_html_m23a441d5.gif

Рисунок 3. Символ «Земли – Кормилицы»

Символ «предков» (рисунок 4.) — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.

hello_html_7909c27a.jpg

Рисунок 4. Символ «предков»

Символ «ребенка»  (рисунок 5.) — узор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.

hello_html_m3187523c.jpg

Рисунок 5. Символ «ребёнка»

Символ «Матери – Родительницы» (рисунок 6.) — мать – начало всего живого. Самый популярный узор у белорусов. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.

hello_html_m46a99fd9.gif

Рисунок 6. Символ «Матери – Родительницы»

Символ «крепкой семьи» (рисунок 7.) — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери.

hello_html_m1667f99.gif

Рисунок 7. Символ «крепкой семьи»

Символ «человека» (рисунок 8.) – Государство складывается из людей. Человек – основа жизни на земле, основа семьи, продолжение рода. Символом человека у белорусов считалась звезда. «Родился человек – на небе загорелась его звезда. Хороший, добрый человек, его звезда светит ярка. Умер человек – закатилась его звезда», — так говорили люди. Звезда также символ славы, расцвет творческих сил.

hello_html_751541cc.gif

Рисунок 8. Символ «человека»

Символ «любви» (рисунок 9) – Символом зарождения любви у белорусов считаются птицы. Кукушка символ женщины вдовы, соловей — символ песни влюблённых, сокол – образ влюблённого. Голубь – символизирует много понятий, он символ мира, в христианстве обозначает Святого духа. Но чаще всего голубь символизирует любовь.

Начало любви, первое знакомство парня с девушкой символизируют два голубя, которые идут один за другим. Когда птицы смотрят друг на друга, а между ними изображены цветы – это символ взаимной любви в самом расцвете. Когда мы видим птиц смотрящих в разные стороны, это говорит о том, что любовь прошла или любовь без взаимности.

hello_html_73ec3dd7.jpg

Рисунок 9. Символ «любви»

Символ «полей» (рисунок 10.) Красота полей, которые золотятся спелым житам, зелёные луга, цветы вдохновляла рукодельниц на создание красивых растительных мотивов.

hello_html_m1f660687.gif

Рисунок 10. Символ «полей»

Символ «огня» (рисунок 11.) Очень распространённый символ на территории Белоруссии, означает огонь, семейный очаг. В вышивке символ огня показывается богатым мотивом, в основе которого находится восьмиконечная розетка – звезда. От неё исходят стилизованные растительные узоры.

hello_html_mff378b3.jpg

Рисунок 11. Символ «огня»

Символ «песни» (рисунок 12.) Когда девушки вышивали узоры, они пели песни. Особенно нравились им песни о любви. Песни и узоры сопровождали белорусскую девушку на протяжении всей жизни. Это как самые близкие друзья, её мечты и надежды. Разные по настроению песни вызывали желание для создания разных узоров.

hello_html_586c39a8.gif

Рисунок 12. Символ «песни»

Дополнительная информация о значении символов в белорусcком орнаменте размещено в [приложении А.]

Рушник в жизни белорусского народа

Рушники — это не просто предмет быта. Созданные по законам древнего искусства, они не только украшают повседневную жизнь, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Узоры рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе и людях. Рушник являлся атрибутом домашнего интерьера, которым украшали окна, углы и двери дома. Они служили оберегом для всей семьи. В горнице вешали «визитные» рушники. Вышивая их, хозяйка старалась, чтобы не только лицевая, но и изнаночная сторона была безупречной. Кто бы мог подумать, что не слишком большой по размерам, удлиненный кусок материи ровный по краям, был настоящей школой народного мастерства, где оттачивалось чувство симметрии, ритма и цветовых сочетаний. По праву можно отметить, что рушник — это энциклопедия народного орнамента. Так же орнамент на белорусском рушнике был способен оберегать семью, излечивать от болезней, помогать в родах. Сочетание узора, размер, повторение – все имело огромное значение и смысл.

Важную роль играл рушник на свадьбах. В былые времена девушка на выданье в сотрудничестве со старшими женщинами в семье вышивала не менее 30-40 рушников специально к свадьбе. Ими перевязывали важных гостей — свекровь, свата, свояков и сватов со стороны жениха, дружбанов жениха, мать невесты. Помимо этого, во время венчания молодые становились на специальный рушник-подножник, руки молодых тоже связывались рушником, их накрывали одним рушником. Все эти обряды символизировали объединение, связывание двух родов. Некоторые из этих обрядов до сих пор сохранились. 

В погребальных обрядах рушник символизирует дорогу в другой мир. В деревнях было принято вывешивать за окно рушник, когда в хате кто-либо умирал. До похорон и шесть недель после них в доме тоже висел рушник, в котором душа умершего, возвращаясь в свой дом, могла найти приют. Рушник до сих пор принято класть в гроб.

Существовал в Беларуси и обряд «покрывание поля», когда первый сжатый сноп перевязывали рушником. Это должно было способствовать хорошему будущему урожаю, обеспечить поддержку и благословение предков. В быту вышивка была не развлечением, а обязанностью женщин и девушек, средством создания уюта. Если мастерство работницы было на высоком уровне, рукоделие могло приносить хороший доход умелице. Вышивки считалась престижным ремеслом.

 

Материал из фонда

историко – этнографического музея г. Миоры

(материал предоставила научный сотрудник

Пупина Ольга Витальевна)

Региональные особенности белорусского рушника.

Витебские рушники

Особенность «витебских рушников» это тип рушников с многоярусными бордюрными композициями на концах (Рисунок 13. Рушник начало ХХ века). В основном на рушниках вышивались растительные орнаменты: волнистые веточки с листочками и цветами. Часто к растительным мотивам добавлялись полосы ромба – геометрического орнамента. Рушники вышивались красной ниткой на льняной основе. Ширина рушников была 35 – 37 см. На концах рушника отдельно вязались ажурные узоры, а затем пришивались к льняной основе.

hello_html_19c75815.jpg

Рисунок 13. Рушник начало ХХ века

Полоцкий рушник

Основные композиционно – орнаментальные особенности «полоцких рушников» этот тип рушников, который, сложился в древности и, наверное, имеет много общего с этническими признаками культуры племени кривичей, которое заселило эти земли в IX веке. В основном орнаментальные узоры рушников, дошедшие до наших дней, показывают большое влияние печатных источников, художественно – технологические приёмы.

Этнорегиональной особенностью рушников полоцкого типа является их композиция. Концы рушников оформлены широким почти сплошным ромбовидным бордюром (до 30 см. в высоту) вышитого орнамента, между орнаментом проходит полоса основной ткани, что создаёт впечатление отдельных частей в композиционном решении (Рисунок 14. Рушник начало ХХ века. Миорский район). К рушникам полоцкого типа относится и вышитые рушники Миорского, Брасловского, Шарковщинского и Глубокского районов. Длина рушников была разной от 2 до 3 м., ширина от 34 – 39 до 46 – 50 см., ткань для рушников в основном использовали лён, в более поздних рушниках использовался хлопок.

hello_html_m29fec919.jpg

Рисунок 14. Рушник начало ХХ века. Миорский район

Особенности «миорских рушников»

Как для всего белорусского народа, так и для людей, живших на территории Миорского района, большое значение имели рушники. В историко – этнографическом музее в г. Миоры сохранились рушники, которым более ста лет из одежды практически ничего не сохранилось. Рушник сопровождал человека от рождения до смерти. На рушник принимали новорожденного, рушниками украшали углы в доме, их приносили в дар церкви, на рушниках опускали гроб в могилу и повязывали его на могильный крест. Особенно много красивых рушников использовали на свадьбах.

На территории Миорского района очень часто встречается символ «Древо жизни» (рисунок 15.). Его мотив часто присутствовал и в вышивке и в ткачестве. У рукодельницы не было общих принятых рамок на символ «Древо жизни», поэтому узоры на рушниках встречаются разные, это и «Святое Древо», и символ «Матери – Родительницы». Всё это можно легко объяснить – эти символы являются символами жизни, доброты, вечности [приложение Б, Схема 1.]

hello_html_6165d5ae.jpg

Рисунок 15. Древо жизни. Миорский район

Многие рукодельницы записывали на рушник свое любимые песни и тогда сами рушники превращались в песню. Рукодельницы здесь выступают и как певуньи. Это был тот уголок, который всех держал, связывал с родной землёй [приложение Б, Схема 2.].

Символ «дома» (рисунок 16. Рушник. Миорский район) – четырёхугольник, замкнутое пространство. Очень часто этот мотив сочетается с символом земли, хлеба, человека. Чаще всего символ дома встречается в вышивке мужских рубашек. Мужчина, хозяин должен быть сильным, надёжным, твёрдо стоять на ногах. Женщины и вышивали этот знак, для того, что бы муж имел хорошее хозяйство. Так же в символе «дома» в центре, может присутствовать крестик. Узор крестика, потому что дом – это святое. А узор вокруг крестика это любовь, слава дому.

hello_html_m8a2c70.jpg

Рисунок 16. Рушник. Миорский район.

Символ «петуха» — также очень распространён в вышивке на территории Миорщины [приложение Б, Схема 3.]. Главным сюжетом является – два петуха симметрично расположены друг от друга, в центре находиться вазон символ «женской доли». Петух выступает здесь, как защитник, опекун женской доли. Так же образ петуха связывали с образом доброго охранника жилья – домовиком. Петух символ помощника для людей, который будит на работу, оберегает дом от пожара, охраняет сон молодых девушек, оберегает от злых духов. Активное участие петух принимает в купальских обрядах.

Символ «урожая» (рисунок 17. Рушник. Миорский район) Люди ждали и желали, чтоб урожай был хорошим, чтобы закрома были полными зерна. Раньше землю ценили больше всего на свете. Есть земля, человек живёт, богата, нет земли человек бедный. Люди всю жизнь собирали деньги, чтоб купить землю [приложение Б, Схема 4].

hello_html_2dfde97.jpg

Рисунок 17. Рушник. Миорский район

Рушник, где птицы смотрят друг на друга, а между ними растёт цветок или деревце был символом любви, защитой семейного рода. На свадебных рушниках, есть парные изображения. Такие изображения являются образами жениха и невесты. Полоски – вечный ритм жизни, постоянное движение, продолжение рода (рисунок 18. Рушник. Миорский район).

hello_html_m43a37e2e.jpg

Рисунок 18. Рушник. Миорский район

История одного рушника

hello_html_48e3d63d.jpg

Рисунок 19. Рушник

Рушник, о котором пойдёт речь (рисунок 19. Рушник), попал в историко – этнографический музей г. Миоры не случайно, его подарила музею Грецкая Фаина Петровна, которая сама является замечательной рукодельницей (рисунок 20. Грецкая Фаина Петровна — рукодельница). Это рушник вышивала не она, а её мать Медведева М.П. 1905 года рождения.

hello_html_1857dbb3.jpg

Рисунок 20. Грецкая Фаина Петровна – рукодельница

Такой рушник вышивался обязательно перед Рождеством потому, что главной темой этого религиозного праздника, было прославленье тяжёлого крестьянского труда и пожелания будущего хорошего урожая. Часта, на таком рушнике вышивался образ «Каляды» в виде женской фигуры, а на Миорском рушнике этот символ отсутствует, но зато есть символ солнца, от которого зависит будущий урожай. А по самому краю рушника идёт декор с символом Земли – Кормилицы, как основа жизни. Рукодельница говорила, самое главное на рушнике символ «Жніценем», если вышиваешь такой символ, всегда будешь имець и хлеб, и сало на Рождество на своём столе.

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

— Символика в вышивке имеет богатую историю, она зародилась очень давно и является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайно и главный цвет являлся красный, так как нес большую смысловую нагрузку.

— Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти.

— Орнамент вышивки имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.

Планы на будущее

— Работая над учебно – исследовательской работой, нас очень заинтересовала значение символов в вышивке, и решили вышить себе оберег символизирующий защиту и надежду на взаимную любовь. Собрали коллекцию схем для вышивки [приложение В, Схемы для вышивания].

Список литературы

Книги

  1. Варфаламеева Т.Б. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў

  1. Фадеева В. Беларускі ручнік/ Мінск “Полымя” 1994.

Интернет ресурсы

  1. http://www.rukodelie.by/content/?id=2316

  2. http://www.kp.by/daily/26291.5/3168929/

  3. http://www.kimpress.by/index.phtml?id=6178&mode=print&page=2

  4. http://ornaments.shuma.by/

Музейный фонд историко – этнографического музея г. Миоры

  1. Вышитые рушники Миорского района.

  2. Материал по художественно вышивки Миорского района.

Приложение А. Значение символов в белорусской вышивке

hello_html_70da3a19.jpg

Белорусский орнамент

Значения некоторых из узоров:

1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ человека и ребёнка (защиты от несчастий)
12 – символ Матери
13 – оберег
14 – символ песни любви
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков

19 – символ начала любви и символ любви в расцвете
20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца.

Приложение Б. Значение символов на вышитых рушниках Миорского района

hello_html_3c1b8e9b.jpg

Приложение Б, Схема 1.

hello_html_b8ac475.jpg

Приложение Б, Схема 2.

hello_html_m194a34ca.jpg

Приложение Б, Схема 3.

hello_html_m7f3f9709.jpg

Приложение Б, Схема 4.

Приложение В. Коллекция схем для вышивки

hello_html_m14c3a0eb.jpg

Схема 1.

hello_html_576717b6.jpg

Схема 2.

hello_html_6ec86767.jpg

Схема 3.

hello_html_23dbba63.jpg

Схема 4.

hello_html_38a69923.jpg

Схема 5.

hello_html_m5cbfa5c0.jpg

Схема 6.

hello_html_m68cd9469.jpg

Схема 7.

Знакомство с белорусским орнаментом.. Новости А. Ясли-сад № 70 г. Гродно

Белорусские национальные узоры

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

Простой белорусский орнамент

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.

Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.

Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами

Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.

Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.

Белорусские обереги

Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.

Белорусский рушник

При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.

Разнообразные фигуры белорусского орнамента

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.

Схема для вышивки узоров

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.

Растительный мотив

Растительный мотив белорусских узоров

Растительный мотивБелорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур. 

Растительный мотивМифические животные на белорусском орнаменте

Растительный мотивАнималистический мотив белорусских узоров

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.


Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей: 

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.

Древо жизни

Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.

Растительный мотивДрево жизни вышитое крестом

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.

Фотоальбом с вышивкой «Древо жизни»

  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.

Растительный мотивПлатье с орнаментом «Ярило на коне»

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.

Растительный мотивЯрило в белорусских вышивках

  • Житная баба (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.

Растительный мотивЖитная баба

  • Символ пробуждения природы весной — в основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы. 

Растительный мотивЯрило и Древо жизни

  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.

Растительный мотивСолнце

  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.

Растительный мотивБелорусский рушник

  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.

Растительный мотивДерево встреч

  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.

Растительный мотивСимволика предков

  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.

Растительный мотивСимвол ребенка

  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушки – береза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.

Растительный мотив

Символ Берегини

  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.

Растительный мотивБелорусский рушник на свадьбу

  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.

Растительный мотив

Богатство

  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушники.

Растительный мотивБелорусский орнамент

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

Видео:

Белорусский орнамент | Фотоэнциклопедия Беларуси

 Орнамент является распространенной формой выражения культуры многих народов. Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами нашей республики. Его изучение продолжается с 19 века, и весь объём накопленных знаний может рассказать о многом. Ведь каждый узор белорусского орнамента имеет свой определённый смысл. Он может означать, к примеру: вечность, богатство, жизнь, солнце, урожай и многое другое. А сочетание различных вышитых элементов на рушниках или покрывалах может поведать опытному исследователю вполне конкретные сведения. Белорусский орнамент можно разделить на три основных вида: геометрический, орнаментика которого складывается из прямых линий, а так же геометрических фигур — прямоугольников, квадратов, ромбов, треугольников и др; растительный, созданный на основе рисунков побегов растений, листьев, цветов или плодов; животный, который включает в себя изображения животных и птиц. Первоначально орнамент у наших предков встречался в первую очередь на праздничной одежде, являвшейся отражением своеобразности народной культуры. Значительным можно считать использование отдельных орнаментальных мотивов в изготовлении известных слуцких поясов. И фактически все вещи, которые украшены народным белорусским орнаментом, несомненно являются высокохудожественными произведениями.

          

          

          

 

главная → культура Беларуси → белорусский народный орнамент

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *