Одежда купцов: Одежда купцов 19 века — История костюма – Семиотика купеческого костюма XIX столетия | Муромский историко-художественный музей

Одежда купцов: Одежда купцов 19 века — История костюма – Семиотика купеческого костюма XIX столетия | Муромский историко-художественный музей

02.11.2020

Купец — Википедия

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Профессия купца известна ещё в Древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие (см. Купечество), со своим статусом и податями.

Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

Развитие купечества, торгового дела было издревле тесно связано с развитием различных путей сообщения и видов транспорта. В Древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь. Именно на реках возникли самые ранние русские города — так же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли. Первые славянские (например, Само[1]) и русские князья, в том числе родоначальник русской династии Рюрик[2], как и большинство людей той эпохи, были не только воинами, но и торговцами, участвовавшими в международной торговле («путь из варяг в греки») и в том числе ради этого создававшие первые города-государства.

После создания царства Ордынского в XIII веке вся Русь покрывается сетью новых военных путей и дорог, созданных для нужд во́йска. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему «Великого Шелкового Пути». В это же время начинает развиваться гужевой транспорт (знаменитая ямщицкая служба) и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте.

Так, в XIX веке, например, известна история купца А. Ф. Второва, родоначальника купеческой династии Второвых, который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» (гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями).

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.

Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15 % купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках, а количество внутрисословных браков выросло до 20 % — 30 %.

Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник, первая половина XIX в.

Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов-евреев и старообрядцев были большего размера.

Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Ф. Второва с сыновьями».

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15—16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее.

Многие купеческие семьи имели «воспитанников» — приёмных детей[источник не указан 257 дней].

Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене показаны быт и нравы «третьего сословия».

Любимым сюжетом Б. М. Кустодиева была жизнь русского купечества.

Литература[править | править код]

Герой русской былины Садко сначала был гусляром, но позже разбогател и стал купцом.

Литературный памятник XV века «Хождение за три моря» написан русским купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в XV веке.

Образ купца в русском искусстве XVIII—XIX веков (преимущественно дворянском) зачастую носил негативный характер. В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и малообразованным. В пьесах «Купецкая компания» (1780) О. Чернявского и «Дворянющийся купец» («Мещанин во дворянстве», 1780) В. П. Колычева показывается стремление купцов приобрести дворянство, или просто подражать дворянам. Также известны комедии «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год).

В XIX веке сложились купеческие династии. Дети купцов получали домашнее образование, а их внуки учились в университетах. Купцы начали делать крупные благотворительные пожертвования, участвовать в социальной жизни городов. В комедии «Сиделец» (1804) П. А. Плавильщикова показан новый тип купца — стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Но в басне обманывают и купца. Крылов, таким образом, сообщает читателю, что всё общество, а не только купцы, проникнуто идеей лёгкой наживы.

В 1829 году появляется роман Фаддея Булгарина «Иван Иванович Выжигин». Главная тема романа — становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться благодаря личным качествам, а не происхождению.

В 1840-е годы купцы появляются в водевилях. Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках, и так далее.

В XIX веке остаётся важной тема проникновения купечества во дворянство. В романе Василия Нарежного «Российский Жилблаз» (1814 год) один из героев — купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг. Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин.

В. Г. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию». В произведении А. Ф. Вельтмана «Соломея» 1845 года купцы уже осознают собственную значимость, дворянство вытесняется успешным купечеством. Н. А. Некрасов в соавторстве с А. Я. Панаевой в 1848—1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа — дворянин, занявшийся торговлей.

В 1859 году И. А. Гончаров, сам сын симбирского купца, публикует роман «Обломов». В романе выведен образ энергичного, предприимчивого купца Штольца. Но русский немец Штольц — отвергается обществом, а лентяй Обломов — воспринимается обществом как «свой».

В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А. Н. Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма в среде русского купечества.

  • Купец божится, а про себя отрекается.
  • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера.
  • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
  • По-купецки чай пьёт, да не по-купецки расплачивается.
  • На гнилой товар слепой купец.

Литература[править | править код]

  • Купцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. — 1913. — N 1.
  • Брянцев М. В. Культура русского купечества: Воспитание и образование. — Брянск: 1999.
  • Берков П. Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века. — М.: 1950.
  • Всеволожский-Гернсросс В. Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. — М.: 1977.
  • Гуковский Г. А. Комическая опера // История русской литературы. Том IV: Литература XVIII века. — М.: 1947.
  • Гончаров Ю. М.
    Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX — начала XX век. — Барнаул: 2004. — ISBN 5-7904-0206-2.
  • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». — 2000. — № 45.
  • Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — ISBN 978-3-8473-0483-8. — 496 с.
  • Ушаков А. Наше купечество и торговля с серьёзной и карикатурной стороны. — М.: 1865.

Купеческий костюм в первой половине девятнадцатого века Работу

«Купеческий костюм в первой половине девятнадцатого века» Работу выполнил Туякпаев И. К.

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Профессия купца известна ещё в Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Профессия купца известна ещё в древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы, так же как и казаки, были выделены в отдельное сословие, со своим статусом и податями. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Кустодиев, «купец», 1918.

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук,

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами.

Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна.

Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Так

Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Так же были популярны пуговицы в виде монет. Сюртуки с такими пуговицами считались счастливыми.

Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску.

Зимой носили шубы. Зимой носили шубы.

Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка» . Сибирка одновременно выполняла роль Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка» . Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры

Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

Чтение: «Костюм и мода Российской империи» Ольги Хорошиловой

Медалей становилось все больше, и во второй половине XIX века они упали в цене. Заметливый Дональд Макензи сообщал: «Подобно бумажным деньгам, выпущенным в большом количестве, эти награды потеряли свою ценность. Золотые медали («За усердие» − О.Х.), которыми раньше купцы дорожили и носили их с гордостью на шейной ленте, теперь интересуют гораздо меньше».
Торговцы 2-й половины XIX века патологически пристрастились к орденам. Они могли получить низшие степени св. Станислава, св. Анны и даже св. Владимира, которым гордились особенно. Макензи приводит забавную историю: «Один купец даровал обществу, которому покровительствовала великая княгиня, значительную денежную сумму с условием быть представленным к ордену св. Владимира. Но вместо желаемой награды, которую сочли слишком высокой и несоответствующей подаренной сумме, он получил орден св. Станислава. Но донатор был очень недоволен и потребовал вернуть ему деньги. Требование было удовлетворено. Но по правилам императорские подарки возвращению не подлежали, и купец получил орден св. Станислава ни за что».
И, конечно, пользовались любой возможностью, чтобы этими наградами похвастаться, иногда во вред своему здоровью. Варенцов, к примеру, вспоминал торговца Сергея Пантелеевича Кувшинникова, получившего орден св. Станислава низшей, 3-й степени. Награда пустячная, брелок на пестрой ленте, но купец был вне себя от радости: «Неожиданная награда на милого и тщеславного старичка сильно подействовала и послужила причиной сокрой его смерти. Кувшинников радовался награде, как мальчик игрунке; носил орден, не снимая, даже, как говорили, ложился спать с ним. Желая, чтобы все видели его орден, в мороз, едучи на извозчике, распахивал левую полу своей медвежьей шубы (в таком виде и я его видел) – он простудился и, получив крупозное воспаление в легких, скончался». История, достойная пера Гоголя. Купчихи были под стать мужьям – крепкие на руку и на слово, хитрые, хваткие, прозорливые, настоящие гром-бабы. Порой они занимали в семейной иерархии первое место, а тихим безропотным мужьям милостиво отводили второе. Такой, к примеру, была моя прабабушка Варвара Дмитриевна Соколова, женщина волевая, жесткая, как говорится, с характером. Ее супруг, второй гильдии купец Михаил Александрович Пунин, мягкий и болезненный, быстро отошел от дел и вскоре умер, оставив жену с четырьмя детьми на руках. Ранняя кончина мужа не помешала «царице Варваре» (так ее называли в семье) продолжить семейное дело и открыть новый мануфактурный магазин на Зеркальной линии (ныне улица Садовая) в доме № 72. Прабабка наряжалась по-светски − в шерстяные, хлопковые и тафтяные платья с явными покушениями на моду. Впрочем, после смерти супруга носила лишь темную одежду с кружевной вдовьей вуалью.

как жили люди разных сословий в Москве XVIII века

Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr

Дом-коммуна студентов московского текстильного института. Фото: @rosswolfe1/Flickr

В отличие от рационалистов, которые в первую очередь думали об эстетике и природе восприятия, архитекторы-конструктивисты считали, что определять внешний вид здания должна функция. Честная, обнажённая конструкция, которая не скрывается за украшательством, — новый идеал красоты.

Конструктивизм был первым международным течением. В этом стиле строили похожие здания по всему миру, но проекты советских зодчих признавали самыми романтическими и передовыми. Ле Корбюзье, легендарный французский архитектор, писал в одном из писем С. Горному: «…Ваша молодёжь полна таланта, но поверьте, что она в десять раз более романтична, чем я».

Конструктивисты искали новые типы зданий, которые отвечают социальному заказу рабочего класса: дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы, универмаги и заводы. Каждое здание проектировалось с учётом возможностей стандартизации и быстрого строительства.

Дом-коммуна представлял собой здание, построенное по принципу «машины для жилья». Архитекторы пробовали избавить жильцов от тягот быта — общие столовые, библиотеки, банно-прачечные комплексы почти не оставляли пространства для частной и семейной жизни. Зато в домах-коммунах предполагалось полное бытовое обслуживание, как в гостинице. Идеальный дом-коммуна не был предназначен для семей: здесь должны были формироваться новые коллективистские отношения. Из домов-коммун выросли совсем не такие удобные советские коммуналки, а об окончательном провале идей коллективного проживания заявил Хрущёв.

Фабрики-кухни были похожи на заводы по производству дешёвого питания. Здесь совмещался комбинат, где в промышленном масштабе готовили еду сотни сотрудников, и общественная столовая. Фабрика-кухня должна была изменить общественные отношения. Вместо «мещанских» обедов, когда за одним столом собиралась вся семья, фабрика-кухня предлагала совместное принятие пищи сотнями людей и освобождала женщин от бытовых хлопот. Постепенно стало понятно, что бесплатное питание в таких масштабах — слишком накладно, и фабрики-кухни остались только при промышленных предприятиях.

Дома-коммуны и фабрики-кухни почти не строились после 1930-х годов и стали символом утопических проектов раннего коммунизма.

Купцы — это… Что такое Купцы?

Купе́ц — профессия человека, занятого в сфере торговли.

Профессия купца появилась в IX—XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен.

Также словом «купец» назывались торговые корабли, в отличие от военных судов.

Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

Одежда

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утепленный, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «Сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, а иногда и фраки и цилиндры.

Для того, чтобы выделиться купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочитаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца земенилясь на европейскую — фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

Браки

Жены купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках, а количество внутрисословных браков выросло до 20 %- 30 %.

Семья

Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.

Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями».

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д.

Многие купеческие семьи имели «воспитанников» — приёмных детей.

Образ купца в русском искусстве

Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Впервые в русском искусстве образ купца появился во второй половине XVIII века.

Были известны оперы и пьесы: опера М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779 год), комедия «Дворянющийся купец» В. П. Колычева (1780 год), «Купецкая компания» О. Чернявского (1780 год), «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год). Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. А. Плавильщикова (Сиделец – работник кабака, торгующий акцизными товарами).

Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия».

В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство, или просто подражать дворянам.

В комедии «Сиделец» П. А. Плавильщикова показан новый тип купца – стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и мало образованным.

В XIX веке сложились купеческие династии. Дети купцов получали домашнее образование, а их внуки учились в университетах. Купцы начали делать крупные благотворительные пожертвования, участвовать в социальной жизни городов.

Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Но в басне обманывают и купца. Крылов, таким образом, сообщает читателю, что всё общество, а не только купцы проникнуто идеей лёгкой наживы.

В XIX веке остаётся важной тема проникновения купечества во дворянство. В пьесе Василия Нарежного «Российский Жилблаз» (1814 год) главный герой – купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг. Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин.

В 1829 году появляется роман Фаддея Булгарина «Иван Иванович Выжигин». Главная тема романа – становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться, благодаря личным качествам, а не происхождению.

В 1840-е годы купцы появляются в водевилях. Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках, и т.д.

Вероятно, прототипом Костонжогло в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя стал известный откупщик поручик Бенардаки, с которым Гоголь был хорошо знаком.

В 1845 году появляется Соломея» А. Ф. Вельтмана. В этом произведении купцы уже осознают собственную значимость. Дворянство вытесняется успешным купечеством.

В. Г. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию».

Н.А. Некрасов в соавторстве с А. Я. Панаевой в 1848 – 1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа – дворянин, занявшийся торговлей.

В 1859 году И. А. Гончаров публикует роман «Обломов». В романе появляется образ энергичного, предприимчивого Штольца. Но русский немец Штольц отвергается обществом, а Обломов воспринимается обществом, как «свой».

В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А. Н. Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма.

Пословицы и поговорки о купцах

  • Не обманешь — не продашь
  • Купец божится, а про себя отрекается
  • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера
  • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
  • По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается
  • На гнилой товар слепой купец

См. также

Литература

  • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. 1913. N1.
  • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». 2000. N45 (168). 30 нояб.
  • Ушаков А. «Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны». Москва, 1865.
  • Берков П. «Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века». Москва, 1950.
  • Всеволожский-Гернсросс В.Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. Москва, 1977.
  • Гуковский Г.А. «Комическая опера // История русской литературы». Том IV: Литература XVIII века. Москва, 1947
  • Брянцев М.В. «Культура русского купечества: Воспитание и образование». Брянск, 1999
  • Гончаров Ю. М. «Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX — начала XX в.» Барнаул, 2004. ISBN 5-7904-0206-2

Wikimedia Foundation. 2010.

Купец — Википедия

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Профессия купца известна ещё в Древней Руси, в IX — XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие (см. Купечество), со своим статусом и податями.

Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

Торговля и транспорт

Развитие купечества, торгового дела было издревле тесно связано с развитием различных путей сообщения и видов транспорта. В Древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь. Именно на реках возникли самые ранние русские города — так же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли. Первые славянские (например, Само[1]) и русские князья, в том числе родоначальник русской династии Рюрик[2], как и большинство людей той эпохи, были не только воинами, но и торговцами, участвовавшими в международной торговле («путь из варяг в греки») и в том числе ради этого создававшие первые города-государства.

После создания царства Ордынского в XIII веке вся Русь покрывается сетью новых военных путей и дорог, созданных для нужд во́йска. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему «Великого Шелкового Пути». В это же время начинает развиваться гужевой транспорт (знаменитая ямщицкая служба) и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте.

Так, в XIX веке, например, известна история купца А. Ф. Второва, родоначальника купеческой династии Второвых, который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» (гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями).

Одежда

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.

Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

Браки

Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15 % купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках, а количество внутрисословных браков выросло до 20 % — 30 %.

Семья

Портрет купеческой семьи. Неизвестный художник, первая половина XIX в.

Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов-евреев и старообрядцев были большего размера.

Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Ф. Второва с сыновьями».

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15—16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее.

Многие купеческие семьи имели «воспитанников» — приёмных детей[источник не указан 110 дней].

Образ купца в русском искусстве

Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене показаны быт и нравы «третьего сословия».

Любимым сюжетом Б. М. Кустодиева была жизнь русского купечества.

Литература

Герой русской былины Садко сначала был гусляром, но позже разбогател и стал купцом.

Литературный памятник XV века «Хождение за три моря» написан русским купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в XV веке.

Образ купца в русском искусстве XVIII—XIX веков (преимущественно дворянском) зачастую носил негативный характер. В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и малообразованным. В пьесах «Купецкая компания» (1780) О. Чернявского и «Дворянющийся купец» («Мещанин во дворянстве», 1780) В. П. Колычева показывается стремление купцов приобрести дворянство, или просто подражать дворянам. Также известны комедии «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год).

В XIX веке сложились купеческие династии. Дети купцов получали домашнее образование, а их внуки учились в университетах. Купцы начали делать крупные благотворительные пожертвования, участвовать в социальной жизни городов. В комедии «Сиделец» (1804) П. А. Плавильщикова показан новый тип купца — стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Но в басне обманывают и купца. Крылов, таким образом, сообщает читателю, что всё общество, а не только купцы, проникнуто идеей лёгкой наживы.

В 1829 году появляется роман Фаддея Булгарина «Иван Иванович Выжигин». Главная тема романа — становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться благодаря личным качествам, а не происхождению.

В 1840-е годы купцы появляются в водевилях. Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках, и так далее.

В XIX веке остаётся важной тема проникновения купечества во дворянство. В романе Василия Нарежного «Российский Жилблаз» (1814 год) один из героев — купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг. Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин.

В. Г. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию». В произведении А. Ф. Вельтмана «Соломея» 1845 года купцы уже осознают собственную значимость, дворянство вытесняется успешным купечеством. Н. А. Некрасов в соавторстве с А. Я. Панаевой в 1848—1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа — дворянин, занявшийся торговлей.

В 1859 году И. А. Гончаров, сам сын симбирского купца, публикует роман «Обломов». В романе выведен образ энергичного, предприимчивого купца Штольца. Но русский немец Штольц — отвергается обществом, а лентяй Обломов — воспринимается обществом как «свой».

В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А. Н. Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма в среде русского купечества.

Пословицы и поговорки о купцах

  • Купец божится, а про себя отрекается.
  • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера.
  • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
  • По-купецки чай пьёт, да не по-купецки расплачивается.
  • На гнилой товар слепой купец.

См. также

Примечания

Литература

  • Купцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. — 1913. — N 1.
  • Брянцев М. В. Культура русского купечества: Воспитание и образование. — Брянск: 1999.
  • Берков П. Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века. — М.: 1950.
  • Всеволожский-Гернсросс В. Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. — М.: 1977.
  • Гуковский Г. А. Комическая опера // История русской литературы. Том IV: Литература XVIII века. — М.: 1947.
  • Гончаров Ю. М. Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX — начала XX век. — Барнаул: 2004. — ISBN 5-7904-0206-2.
  • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». — 2000. — № 45.
  • Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — ISBN 978-3-8473-0483-8. — 496 с.
  • Ушаков А. Наше купечество и торговля с серьёзной и карикатурной стороны. — М.: 1865.

Одежда. Петербургские женщины XIX века

В XVIII веке купцы носили традиционную русскую одежду, зато жены их и дочери красовались в самых модных европейских нарядах. Это была продуманная стратегия: мужчина выглядел респектабельно и внушал уважение, женщина была его витриной, где он демонстрировал свое богатство. Но чем дальше, тем больше купцы «полировались», как говорили в XIX веке, европеизировались, и к середине века по внешнему виду уже нельзя было догадаться, кто перед тобой.

Вот как описывает Г. Т. Полилов внешность своего деда, жившего в 1820-х годах: «Довольно высокого роста, статный, черноволосый, с совершенно бритым лицом, одетый всегда в сюртук с шелковыми отворотами, белую манишку, высокие воротнички которой подпирали подбородок, в то время как белая косынка батистовая с вышитыми концами, носимая тогда согласно моде вместо галстуха, обтягивала шею, — он совсем не походил на русских купцов, продолжавших в те времена носить длинные, чуть не до пят сюртуки, сибирки и сапоги с высокими голенищами. Точно так же и цилиндр, носимый дедом неизменно летом и зимою, отличал его от русских торговцев, в большинстве случаев ходивших в высоких картузах».

Портрет сестер купчих. Фотограф Ю. И. Никонович. 1890-е гг.

Хотя случались и смешные ошибки.

Так, Полилов пишет, что его дед: «Cадясь пить чай, надевал женский ситцевый капот с всевозможными бахромками и фалборками (оборками. — Е. П.) и с пелеринкою (очевидно, вместо турецкого халата, который часто служил домашней одеждой дворянам. — Е. П.), в таком костюме проводил вечер. Он говорил, что ни в одном костюме он не чувствовал себя так удобно, как в этом.

Домашние и близкие знакомые, привыкшие к подобному чудачеству, не обращали внимания, но приходившие изредка вечером по делам чужие посетители поражались подобной метаморфозой и с изумлением поглядывали на серьезно рассуждавшего с ними деда.

Чудачества Егора Тихоновича не ограничивались только собственным подобным маскарадом, он заставил свою жену остричь чудную косу и носить прическу а la Titus, мелко завивая свои короткие волосы».

Дочь Егора Тихоновича Ульяна вспоминает, как подруга для посещения театра сделала ей прическу «а ла пуль — локоны длинные завила, ими уши немного прикрыты». Такая прическа была модна во Франции в конце XVIII века (названа так в честь известного фрегата «Belle Poule», который атаковал и победил английский фрегат в 1778 году) и в начале XIX века смотрелась, вероятно, немного старомодно (Ульяна ездила в театр в 1831 году). Но если девушка была молодой и хорошенькой, в «розовом кисейном платье, шея и руки открыты», то ей прощали некоторую старомодность прически.

Впрочем, иногда купчихам решительно изменяло чувство меры, и тогда дворянки не упускали случая посмеяться над ними. Вот как описывает увиденную ею на празднике в августе 1803 года купчиху англичанка Марта Вильмот: «За трехчасовую прогулку мы встретили множество нарядно одетых людей, вовсе не относящихся к знати, ибо по праздникам парк открыт для всех чинов и званий. Тут впервые я увидела настоящую русскую купчиху. Хочу описать ее наряд, но боюсь, ты не поверишь, что в такую жару она облачилась в затканную золотом кофту с корсажем, расшитым жемчугом, юбку из дамаска, головной убор из муслина украшен жемчугом, бриллиантами и жемчужной сеткой, и все сооружение достигает пол-ярда высоты. 20 ниток жемчуга обвивали шею, а на ее толстых руках красовались браслеты из 12 ярдов жемчуга (я даже сосчитала). Разряженная купчиха прогуливалась рядом со своим бородатым мужем, одетым в исконно русское платье: зеленый плисовый кафтан, полы которого доставали до пят… Не могу высказать, какое удовольствие доставила мне эта пара». Через год, описывая масленичные гуляния, она пишет в дневнике: «Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд — предмет соперничества».

Миновало почти сто лет, и вот перед нами описание бала, состоявшегося 20 января 1891 года в доме Петра Семеновича Елисеева. И снова одним дамам решительно изменяет чувство меры, другие (в частности, семья Елисеева) одеты элегантно: «Нам пишут, что 20 января состоялся у П. С. Елисеева, у Полицейского моста, бал, который привлек львиную часть нашего петербургского именитого купечества. В числе гостей были семейства: Смуровых, Полежаевых, Меншуткиных, Журавлевых, Щербаковых и многих других. Тут же присутствовали представители финансового мира, было также много военных и купеческой молодежи, которая особенно усердствовала в танцах. Дамы, конечно, как подобает богатому петербургскому купечеству, щегольнули роскошными платьями… почти все туалеты отличались такою роскошью, что немыслимо было сказать, какое платье красивее других, который туалет изящнее другого. Бриллианты так и сверкали. Одна из дам явилась в корсаже, сплошь сделанном из бриллиантов. Ценность такого корсажа, по расчету одного из присутствовавших, равняется ценности целой Приволжской губернии! Необычайно роскошный туалет был одет на хозяйке дома и ее невестке: первая была одета в платье из белых кружев с оранжевым шлейфом, на голове — бриллиантовая диадема; вторая — в белое же платье с вышитыми цветами со шлейфом цвета „реки Нил“. Известная красавица девица О. Меншуткина была одета в бледно-розовое платье, покрытое сплошь цветами. Танцы — частью под рояль, частью под звуки духового оркестра — отличались необычайной оживленностью, молодежь веселилась от души, поддерживая славу „веселого купечества“. Во время котильона всем гостям были розданы очень ценные сюрпризы: дамам — золотые браслеты, усыпанные камнями (причем блондинки получили браслеты с сапфирами, брюнетки же — с рубинами). Кавалерам же раздавались золотые монограммы, брелоки с надписью. Вообще надо сказать, что елисеевский бал удался вполне и оставил надолго приятное воспоминание среди гостей».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *