Одежда греков как называется: Одежда древних греков, современные тенденции и аналоги – Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика

Одежда греков как называется: Одежда древних греков, современные тенденции и аналоги – Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика

08.11.2020

Греки — Википедия

Гре́ки (греч. Έλληνες — эллины[17][18], произносится как эллинес) — народ, сформировавшийся на крайнем юго-востоке Европы в первом тысячелетии до н. э., в настоящее время составляет основное население Греции и Кипра. Разговаривают на греческом языке, входящем в греческую подгруппу палеобалканских языков индоевропейской языковой семьи.

Самоназвание — эллины (мн. ч. греч. Έλληνες (ср.-греч. э́линес, др.-греч. (атт. и ион.) hэ́лленес, дор. и эол. э́лланес)), ед. ч. греч. Έλληνας э́линас, женский род Ελληνίδα элини́да) (мн. число Ελληνίδες элини́дэс), названы по имени прародителя греков в греческой мифологии — Эллина. Изначально эллинами называлось одно из фессалийских племён. Греки называют свою страну «Эллада» (кафаревуса Ἑλλάς Элла́с, димотика Ἑλλάδα Элла́да). При этом Элладой изначально называлась одна из областей Фессалии и один из городов этой области. Свой язык греки называют «эллиниским» (ελληνικά элиника́), а свою религию — «эллинизм». В древности «Έλληνες» также являлось официальным названием Коринфского союза; вместе с тем использовался этноним «панэллины».

Большинство европейских народов используют по отношению к грекам экзоним «греки» в местном произношении этого слова. Изначально греками («грайки» — на раннем варианте древнегреческого языка) называлась иллирийская (эпирская) народность[19], мифологический прародитель которой носил имя Грек (др.-греч. Γραικός Грэко́с; в греческой мифологии — сын Пандоры младшей дочери Девкалиона). При этом романские народы и англичане называют современную Греческую Республику «Эллинской Республикой» (Hellenic Republic на английском)), но Грецию как страну — Грецией (романские, славянские, кельтские народы, англичане и албанцы) или «греческой землёй» (Griechenland) (немцы). Византия в свою очередь европейцами называлась Греческой Империей.

На востоке греков называют ионийцами, по названию одной из ветвей древних греков (Ίωνες

ионэс), названной из-за своего прародителя — Иона (΄Ίων). Таким образом, на древнеармянском, например, название Греции — Yoynkʿ (Յոյնք), на современном армянском — Hunastan (Յունաստան, Հունաստան), на иврите — Yavan (יון), на арабском — al-Yūnān (اليونان), на тюркских языках — Yunanistan/Yunanıstan, на грузинском — Saberʒneti (საბერძნეთი), по одной из версий, это название родственно слову «brʒne» (ბრძნე) — мудрость. Адыги называют греков «Урым», которое происходит от тюрко-турецкого термина Рум (см. ниже), что указывает на Анатолию и Понт в качестве источников заимствования.

В древности греки также называли себя ахейцами (греч. Ἀχαιοί ахайо́й, ед. ч. Ἀχαιος ахайос), по названию одной из ветвей эллинов, названы из-за прародителя ахейцев в греческой мифологии — Ахея, данайцами (Δαναοί, ед. ч. Δαναος), что совпадает с названием одного из народов моря, аргивянами (более правильно аргейцы, аргивяне, от своего латинского названия — Argivi, ед. ч. Argivus) (греч. Αργείοι

арге́йой, ед. ч. Αργείος арге́йос), от названия города Аргос, по которому именовались в древности Арголида, весь Пелопоннес и даже вся Греция.

В I веке до нашей эры — I веке нашей эры греки Эллады, Пелопоннеса, Эгейских островов, Эпира, Македонии, Фракии, Крита, Кипра, Италии, Тавриды, Малой Азии, Понта, Каппадокии, Сирии и Египта получили статус граждан Римского государства и стали называться «ромеи» (Ρωμαίοι рома́йой) или «ромеоэллины», буквально «римляне», так греки называли римлян, единственное число — ρωμαίος рома́йос — римлянин, греческий язык стал называться ромаикой (Ρωμαίικα) (буквально «римский язык», ранее так на греческом языке называлась латынь), земли, заселённые греками, стали называться Ромаида (буквально «Римская земля»), греческий союз стал Политией Ромеев (Πολιτεία τῶν Ῥωμαίων, буквально «Римская Республика»), титул главы этого союза стал звучать как «автократор ромеев» (αὐτοκράτωρ τῶν ῾Ρωμαίων, буквально «император римлян», так греки называли римских императоров), демархи стали римскими демархами (демархами до этого греки называли плебейских трибунов Римской Республики), символом этого союза стал символ Римской Республики — аквила (позже двуглавый орёл), римский юлианский календарь стал его официальным календарём, многие греки стали брать себе римские имена (как и римляне — греческие), в греческий язык вошло некоторое количество латинских слов (как и в латынь вошли многие греческие слова).

После христианизации Римской империи греки также стали называться «христиане» (Χριστιανοί христиани́, единственное число — Χριστιανός христиано́с) (это название позже пришло на Русь, трансформировавшись в слово «крестьяне», оно стало названием земледельческого сословия), символом Византийской империи стал крест Святого Георгия. При этом после образования в Элладе государств крестоносцев греков, принявших католицизм, как и самих крестоносцев, называли франками. Эллинами же называли греков-язычников до полного исчезновения греческого язычества, эллинами средневековые греки названы также в исторических трудах Лаоника Халкокондила.

После завоевания Византийской империи Эпирского деспотата и Трапезундской империи Османской империей султан турок взял себе титул «Kayser-i-Rûm» («Римский кесарь»). Совокупность всех мирян православной церкви стала называться «Millet-i Rûm» (что переводится как «римский народ»). Отуреченные крымские греки до сих пор называются урумы, курды называют Грецию «Хурумистан», на Востоке Восточную Римскую империю называли «Рум», в отличие от Западной, которую называли «Ифранджа» («страна франков»). Проявлялось и некоторое культурное влияние турок на греков — языком греков в этот момент являлась «димотика» («народный язык»), в которую вошли некоторые тюркизмы. Фамилии некоторых малоазиатских греков приобрели формант «-оглу» (на тюркских языках «сын»).

Раннегреческий алфавит, около VIII века до н. э.

Греческий язык (ελληνικά, «эллиника», ελληνική γλώσσα («эллиники глосса»)) язык греческой группы. Греческий язык имеет несколько исторических версий — древнегреческий язык (αρχαία ελληνική γλώσσα («археа эллиники глосса»)), среднегре́ческий язы́к (Μεσαιωνική ελληνική γλώσσα («месэоники эллиники глосса»)) (имеет две разновидности — народный язык (γλώσσα δημώδης («глосса димодис)) и кафаревуса (καθαρεύουσα)), новогреческий (Νέα ελληνική γλώσσα («нэа эллиники глосса») или Ρωμαίικα («ромэика»)) (имеет две разновидности — кафаревуса (καθαρεύουσα) и народный язык («δημοτική γλώσσα»)).

Изначально единого греческого языка не существовало — существовал ряд диалектов греческой языковой группы, образующих три ветви:

  • Западная ветвь
  • Центральная ветвь
  • Восточная ветвь

В IV веке до н. э. на основе аттического диалекта возник единый литературный древнегреческий язык — койне. Одновременно с этим греки в связи с развалом Персидской империи путём колонизации (вывода колоний — клерухий) заселили Фракию, Эпир, Вифинию, Лидию, Понт, Каппадокию, ассимилировав местное население этих территорий. Койне стал официальным языком христианской церкви вскоре после её возникновения и являлся таковым наряду с латинским языком, а также официальным языком греческих иудеев, оформившись в Еврейско-греческий диалект.

В результате ряда преобразований древнегреческий язык в IV веке трансформировался в среднегреческий язык. В XV веке на основе среднегреческого языка возникли:

На основе дорийского диалекта возникли:

До принятия греками финикийского алфавита, существовало два вида письма, критское и кипрское. Однако оба вида были вытесненны, принятым и со временем изменённым (фонетическое значение ряда букв, обозначающих согласные звуки, было изменено на гласные звуки) финикийским письмом. Единый греческий алфавит появился довольно поздно — долгое время существовало несколько алфавитов — ионийский (Иония), афинский (Аттика), аргосский (Арголида), коринфский. После того, как македонский клан лагидов стал династией правителей Египта, греческая письменность стала официальной письменностью Египта, положив начало коптской письменности. Так как койне стал официальным языком христианской церкви, греческий алфавит стал официальной письменностью христианской церкви. После принятия христианства готами и славянами греческое письмо стало официальной письменностью церквей готов, болгар, сербов, русов, положив начало готской письменности, кириллице и глаголице.

Долгое время у греков не было единого календаря, было несколько схожих календарей — афинский (Аттика), милетский (Иония), этолийский (Этолия), фессалийский (Фессалия), беотийский (Беотия), эпидаврский (Арголида). После того как римский (юлианский) календарь стал официальным календарём христианской церкви, юлианский календарь со временем стал использоваться греками и стал для них основным, при этом было оставлено иудейское летосчисление от сотворения мира (при этом даты «сотворения мира» устанавливались по сути дела отдельными крупными общинами), а также определение даты праздника Воскресения Христова, Вознесения Господня, Дня Святого Духа. После вхождения земель, населенных греками в состав Османской империи установился общегосударственный исламский календарь с летосчислением от Хиджры, который после основания Греческого государства в 1830 году был заменен на современный европейский.

Изначально греки придерживались традиционных верований. От древнегреческой религии отошли в V—IV веках до нашей эры ряд философских учений — пифагорейцы, перипатетики, платоники, стоики, эпикурейцы. В I веке нашей эры в греческие провинции Римской империи стали проникать христиане — стали возникать христианские епископии, одна из которых — архиепископия Новой Юстинианы — положила начало Кипрской православной церкви (автокефалия с 431 года), другая — архиепископия Византия — Константинопольской православной церкви (автокефалия с 381 года). В 1833 году была провозглашена Элладская православная церковь. 29 июня 1850 года она была признана Константинопольской православной церковью. 20 декабря 1965 года была провозглашена Критская православная церковь. Современные греки в основном являются христианами, абсолютное большинство которых исповедует православие, значительно меньшая часть — католицизм (Греческая католическая церковь).

Есть греки-мусульмане; когда территории Византийской империи (и в частности Греции, Крита, Понта, Кипра) вошли в состав Османской империи, часть греков исламизировались).

Генезис[править | править код]

Древнегреческая мифология впервые упоминает греков в Фессалии — где жил прародитель греков — Эллин и три его сына — Дор, Эол и Ксуф. В начале I тыс. до н. э. в результате демографического бума численность эллинов к V в. до н. э. составила 10 млн человек (10 % населения Земли). Современная численность греков составляет лишь 0,32 % населения Земли.

Античный период[править | править код]

В древности эллины делились на 4 ветви — ионийцы, эолийцы, ахейцы, дорийцы. Ионийцы сначала заняли Аттику, но позже — Киклады, Спорады и Ионию, а позже ионийцы стали основывать колонии в Крыму (Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Гермонасса). Со временем язык ионийцев Аттики и ионийцев малоазиатской Ионии стали различаться и разделились на два диалекта — ионийский и аттический. Аттический диалект лёг в основу «общего языка» (ἡ κοινὴ διάλεκτος) — греческого языка эпохи эллинизма, распространившегося в Малой Азии, Фракии и других регионах Восточного Средиземноморья. «Общий язык» лёг в основу средневекового греческого языка, который, в свою очередь, лёг в основу новогреческого языка в том числе кипрского диалекта, критского диалекта, понтийского языка, каппадокийского языка, тавро-румейского языка. Вместе с тем греки путём выведения клерухий стали расселяться по Средиземноморью — греки полностью колонизировали Эпир, Македонию, Фракию, Анатолию, Вифинию, Понт, Каппадокию, составляли влиятельное меньшинство в Египте, Сирии, Палестине, Бактрии. К II веку практически все греческие государства (за исключением Греко-Бактрийского царства, разгромленного в 125 году до нашей эры тохарами) были включены в состав Римской империи, все греки, проживавшие в Римской империи, стали римскими гражданами и поэтому стали называться ромеями. Вторжение турок-сельджуков в Малую Азию привело к постепенному исчезновению грекоязычного населения в Карии, Миссии, Лидии, Фригии, Вифинии, Киликии. Долгое время грекоязычное население сохранялось в Каппадокии. В 1923 году греки-каппадокийцы и греки-понтийцы были выселены в Грецию. Большая часть крымских греков в XVIII веке были выселены из Крымского ханства и переселились в Приазовье.

Эолийцы заселили Аркадию, Элиду, Этолию, Акарананию, Беотию, Фокиду, позже Ионические Острова, Лесбос и Эолиду. К настоящему времени ассимилированы.

Ахейцы заселили Ахайю. К настоящему времени ассимилированы.

Дорийцы долгое время продолжали жить в северной части современной Греции и около 1200 года до нашей эры переселились в центральную и южную часть современной Греции. Дорийцы заняли Лаконику, Мессению, Пелопоннес, Дориду, Коринфию, Мегариду, Крит и Додеканес. Позже они основали ряд колоний на Апеннинском полуострове (Тарент, Гидрунт), в Эпире (Амбракия). Дорийский диалект Лаконики лёг в основу современных цаконского языка и маниотского диалекта, дорийский диалект Крита лёг в основу сфакиотского диалекта, дорийский диалект Эпира — в основу химариотского диалекта, а дорийский диалект Апеннинского полуострова — в основу итало-румейского языка. Цаконы (проживают в Кинурии) и маниоты (проживают на полуострове Мани) считают себя потомками дорийцев. Кроме того, потомками дорийцев считают себя и сфакиоты, живущие в общине Сфакия. Происхождение каракачанов (проживают в Македонии и Болгарии) точно не установлено, говорят они на особом говоре новогреческого языка.

Этнические группы греков древности[править | править код]

Греческая колонизация[править | править код]

Греки в период эллинизма и Византии[править | править код]

Современные этнические группы греков[править | править код]

Тюркизированные греки[править | править код]

Данные народы исповедуют православие, а письменностью их долгое время являлась или является греческая письменность.

Современные генетические исследования показывают, что среди греков преобладают Y-гаплогруппы E1b1b1 и J2 (которые также распространены среди жителей Северо-Восточной Африки и Среднего Востока), причём E1b1b1 преобладает на Пелопоннесе, а J2 доминирует на острове Крит.

Y-ДНК гаплогруппы жителей Греции[20] по данным веб-сайта «Eupedia: Your Guide to Europe in English» (на август 2009):

Срединные сети показали, что большинство греческих гаплотипов группируется в пять известных гаплогрупп, и что множество гаплотипов распределено среди греков и других европейских и ближневосточных популяций. В пределах изученных мест, генетический состав греков указывает значительно более низкий уровень разнородности по сравнению с другими европейскими популяциями.

Уровни гаплотипа R1a1, связанного миграциями протоиндоевропейцев, составили менее 12 % (для сравнения, в Сирии — 10 %, Польше — 60 %). С учётом предполагаемого пребывания протогреческих племен до их переселения в Грецию в районе Подунавья (что позволяет, с некоторыми оговорками, включить в число мигрантов также предков носителей гаплогруппы R1b).

Согласно исследованиям генетиков современные греки являются потомками минойцев и микенцев с небольшой примесью крови других народов[21]. Ранее немецкий историк 19 века Фальмераер предполагал, что потомки древних греков вымерли к началу раннего Средневековья[22].

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Византийский ученый Виссарион Никейский (1395/1403–1472) сыграл ключевую роль в передаче классических знаний на Запад, способствуя Ренессансу

Греческая мифология впервые упоминает греков в Фессалии. Именно Фессалия является родиной прародителя греков — Эллина. В XIII веке до н. э. греки колонизовали острова Эгейского моря и Крит, несколько позже — после Троянской войны — эгейское побережье Малой Азии. Возникло множество греческих городов-государств, самими знаменитыми из которых были Афины, Спарта, Фивы, Аргос, Коринф. В VIII—VI веках до н. э. греки основали колонии в Северном Причерноморье, на Апеннинском и Пиренейском полуостровах. Население Греции делилось на аристократию (аристы, эвпатриды) и трудовой народ (демос), представлявший собой свободных ремесленников и крестьян. Имелись также рабы (дулы), которые были негреческого происхождения и работали на земле аристократов. В 338 году до н. э. возник Эллинский союз. Представительным органом этого союза был выборный синедрион. Во главе союза стоял автократор, которым по должности являлся правитель Македонии. Эллинский союз состоял из симмахий (кинонов), симмахий являлись синедрионы или буле, во главе симмахий стоял стратег (или полемарх). Симмахии делились на политии, высшими органами политий являлись синоды или экклесии, состоящие из всех граждан, между ними — герусии (в Афинах называлась — «Ареопаг»), избираемые из числа аристократов, и синедрионы или буле, избираемые из числа демоса. Во главе политии формально стоял басилей, избираемый из числа аристократов. Фактическим главой политии являлся стратег или полемарх, избираемый из числа демоса. Политии делились на филы, во главе с филархами, филы на демы, во главе с демархами. Религиозными делами ведали иереи (священнослужители) и иеромнемоны или иерофанты (религиозные администраторы). В IV—III веках до н. э. греки путём выведения клерухий заселили Эпир, Македонию, Фракию, Понт, Каппадокию, Анатолию. Возникло несколько греческих государств — Эпирское царство, Македонское царство, Одрисское царство, Пергамское царство, Понтийское царство. Позже они все были включены в состав Римской империи, став её провинциями, а греки получили статус римских граждан и стали называться «ромеями», то есть «римлянами».

В IV веке н. э. большинство греков приняли христианство. После раздела Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю греки составили большинство населения Восточной Римской империи, кроме диоцеза Египет, в котором преобладали копты, диоцеза Восток, в котором преобладали айсоры (ассирийцы), и провинции Дардания, в которой преобладали албанцы. Восточная Римская империя представляла собой монархию, главой государства и носителем верховной власти являлся император (автократор), государственный аппарат был представлен сенатом Константинополя (герусия), народным собранием Константинополя (синклитом), консулами Константинополя (ипатами), главами цирковых партий (димархи). Территория империи делилась на провинции (епархии), во главе которых стояли президы, корректоры, проконсулы (анфипаты), преторы (стратиги).

В VII веке Восточная Римская империя подверглась нашествию славян и арабов. Славянами были заселены Фракия и Македония, а также кратковременно Эллада, Пелопоннес и Вифиния. К XIII веку в Византию переселилось много влахов (Великая Влахия (Фессалия), Малая Влахия (Этолия и Акарнания), Верхняя Влахия (Эпир), Влахоринхия (Македония)) и албанцев (Эпир). В 1204 году Восточная Римская империя распалась на ряд православных (Никейская империя, Трапезундская империя, Эпирский деспотат) и униатских (

Одежда в Древней Греции — история создания и возникновения

Создание драпированной одежды является одним из видов искусств Древней Греции. Формируется классический стиль греческой одежды в V и VI вв. до н.э. — это крупные волны драпировок или динамичные мягкие складки, позволяющие телу дышать и свободно двигаться.

По виду наложения полотнищ ткани на тело одежда делится на формы, свободно наброшенные (гиматий), и формы, получаемые путем обертывания или скрепления полотнищ (хламида, хитон и прочие).

Философия принципов в одежде формулируется как «союз пользы, блага и эстетической ценности». Этого требует и культ здорового тела и физических упражнений.

Древнегреческая одежда в общем смысле не попадает под определение «костюм», поскольку процесс ее создания — это своего рода культура обращения с куском ткани. Складки ткани, облегая тело и подчеркивая его формы, выявляют малейшее движение и придают динамичность облику. Искусство расположения ткани на теле — обертывание, скалывание, сгибание и укладывание прямоугольного полотна ткани, а также способы скрепления полотнищ между собой рождают несколько основных форм одежды, которые комбинируются в соответствии с назначением, половой принадлежностью и социальным статусом.

Мужская одежда

Набедренная повязка или фартук из небольшого куска ткани, увеличенные до размеров человеческого торса, называются экзомис, или экзомида, и служат одеждой для простого человека.

Экзомис — грубая ткань или кожа — скрепляется на левом плече при помощи веревок, ремней, лап шкуры животного или скалывается застежкой и дополнительно подпоясывается на талии.

Качество и объем ткани, минимальное количество складок определяют экзомис как одежду низших социальных слоев. У крестьян и ремесленников одежда короче, проще и из более грубой ткани, чем у аристократии.

Нижний слой дорийской одежды состоит из хлены или пеплоса, позднее под влиянием Востока появляется хитон. Хлена — шерстяное полотнище прямоугольной формы — оборачивается вокруг тела и закрепляется на плечах при помощи заколок. Предположительно, под хленой носят узкий передник, завязанный на бедрах. Хлена мужчин подпоясывается, она более короткая, чем женский пеплос, окутывающий фигуру целиком.

Хитон представляет собой полотнище ткани, сложенное пополам таким образом, что линия сгиба проходит вдоль левого бока туловища, а с противоположной стороны концы полотнища скрепляются.

Дополнительно хитон подпоясывается различными способами — по талии, бедрам или крестообразно на груди. Ткань для хитона украшается орнаментом.

Хитон относится к нижней одежде, но не в современном понимании белья — в нем можно появляться в общественных местах. Укороченный хитон является повседневной одеждой, а удлиненный — одеждой знатных пожилых людей, а также наездников во время соревнований. Существует разновидность хитона со шлейфом, распространенная у греков-островитян.

В качестве легкого плаща у древних греков выступает хламида — прямоугольный кусок ткани, украшенный орнаментом и закрепляемый на правом плече или под подбородком с помощью узла или застежки-фибулы. Для придания хламиде правильной формы — каскада красивых складок — в углы полотна вшиваются специальные грузики.

Роль плаща в одежде древних греков выполняет гиматий, или гиматион, который оборачивает тело с головой, часто является одновременно и одеялом.

Гиматий представляет собой большое полотно (по некоторым данным, шириной два метра и длиной до четырех метров), угол которого набрасывают сзади на левое плечо, основное полотно оборачивают вокруг спины, пропускают под правой рукой, а второй угол перебрасывают назад через левое плечо.

Способ носить одежду из тканого полотна отличает положение человека и род его занятий: экзомида оставляет полностью свободными обе руки рабов и ремесленников, хламида не стесняет движений наездников и воинов, гиматий оставляет свободной правую руку, а аристократы прячут обе руки под гиматием, который в этом случае называется «ораторским» и подчеркивает высокое положение человека, свободного от физического труда.

Женская одежда

Для женской одежды используются тонкие, иногда прозрачные ткани, благодаря которым она становится изящной, разнообразной и сексуальной.

Основной одеждой служит пеплос — прямоугольное полотнище, по высоте значительно превышающее фигуру, которое оборачивается вокруг тела и отгибается до талии или до колена, а затем скалывается на плечах различными способами. Левый край пеплоса может быть открытым и закрытым, ширина ткани позволяет собирать его массивными вертикальными складками, отворот подпоясывают на уровне талии или под грудью, что придает фигуре монументальный статичный вид.

Гиматий служит для женщин верхней одеждой, он меньше по размерам, чем мужской, им покрывают голову наподобие шарфа.

Военная одежда

Военная одежда древних греков состоит из короткого хитона, или экзомиса, с минимальной отделкой или без нее, и доспехов, поверх которых надевается короткая хламида, удобная для верховой езды. Хламиду накладывают на левое плечо, соединяя концы застежкой на правом плече. Внешний вид хламиды не отличается от одежды мирных жителей, традиционным цветом является красный. Одежда воинов из деревень проще и незатейливее, нежели у горожан.

Воины носят сандалии — крепидес — из толстой кожи на двойной подошве, которые сохраняют естественные цвета кожи или окрашиваются в красный цвет.

Доспехи относительно легкие, руки оставляют открытыми, ноги защищают поножи — кнемидес — из полированной бронзы. Кирасы украшаются чеканными узорами, прорисовываются мышцы живота.

Для защиты головы применяются бронзовые шлемы золотистых оттенков, знатные воины носят шлемы с серебряными украшениями, спартанцы украшений не используют. Красные гребни из конского волоса — султаны, или плюмажи, — украшают шлемы высших командиров в поперечном направлении — от уха до уха, а младших командиров вдоль — спереди назад.

Простые шлемы — кинеи — кожаные с деревянным шпилем. Каждая местность Греции отличается своей формой шлема.

Коринфский шлем имеет два положения: он опускается во время битвы, полностью закрывая лицо, дорийский шлем — с низким забралом, беотийский — с нащечниками и защитой для носа, отличается высоким султаном.

Обувь

Обувь надевают знатные греки для выхода на улицу, в домах ходят босиком, простые греки обувь не носят.

Основная греческая обувь — сандалии иподиматы, состоящие из толстой кожаной подошвы с ремешками, которые переплетаются вокруг стопы и укрепляются на голени. Сандалии не стесняют движений, пальцы ног открыты. Женские сандалии отличаются изяществом, ремешки переплетаются высоко вокруг ноги. Элегантный вариант женских сандалий изображен на тан-гарских статуэтках IV в. до н.э. – красные сандалии с желтым краем на подошве.

Другой тип обуви древних греков — полусапоги из мягкой кожи и высокие резные сапоги эндромиды с открытыми пальцами. Греческая обувь повторяет форму ступни, толстая подошва защищает от холода и жесткой земли.

Наиболее распространенная простая форма сандалий — карбатин — подошва из воловьей кожи с отверстиями для шнурков.

Котурны — сандалии на толстой подошве из пробки с ремешками из цветной, богато украшенной кожи — являются обувью знати. Котурны носят актеры в греческих театрах, чтобы выглядеть выше на сцене во время представлений.

Головные уборы, прически

Известны два типа древнегреческих головных уборов: петас (петасос) — войлочная шляпа с широкими полями для путешествий и верховой езды, а также пилеус (пилос) — войлочная шапочка, которую мужчины носят на затылке для защиты от солнца. Пилеус делают из соломы, кожи или меха, по внешнему виду он напоминает чепец. Длинные волосы придерживают специальным металлическим обручем филле.

Поскольку обычай запрещает женщине появляться на улице, женских головных уборов практически нет. В непогоду женщины часто обходятся коротким покрывалом кредемноном.

Пышные длинные волосы светлых оттенков признаются самыми красивыми, осветление волос считается обычным явлением.

Женская прическа закрывает лоб и обрамляет лицо. Волосы укладывают различными способами, укрепляют повязками, обручами и разнообразными шпильками. За волосами тщательно ухаживают, пользуются душистыми маслами.

Повязка для волос из хлопчатобумажной ткани с золотой вышивкой носит название нимб. Гречанки укладывают завитые волосы в сложные узлы и косы, знаменитый «греческий узел» коримбос известен и сегодня — волосы, завитые волнами, расчесываются на прямой пробор, низко обрамляют лоб и лицо, а сзади поднимаются и укладываются узлом на затылке.

Украшения

Наряды дополняют разнообразные украшения — пояса, отделанные драгоценными камнями, булавки из слоновой кости и золота, диадемы и налобные повязки. Мастерство их изготовления свидетельствует о высоком технологическом уровне древнегреческих ремесленников.

Распространенная форма браслетов — в виде свернувшейся змеи. Эти изящные браслеты носят на плече, запястье, на ногах. Змея символизирует долголетие.

Греческий костюм, несмотря на обилие украшений, сохраняет простоту линий и гармонирует с изящной отделкой.

Аристократки пользуются богато украшенными веерами, шелковыми зонтами от солнца, а также косметическими средствами во всем их многообразии — духами, подводками для глаз и бровей, румянами, помадой и тушью.

«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869.


Одежда

На античную моду влияло и политическое устройство Древней Греции – демократия, и реалистичность греческого искусства, и представления греков об истинной красоте, отличные от других древних культур. Древние эллины прежде всего ценили красоту человеческой личности и творческие способности.

Основой эстетического идеала человека была гармония духа и тела. Высшие человеческие ценности: гражданское самосознание, патриотизм, выдающееся умственное развитие и нравственный багаж – должны были сочетаться с сильным физически развитым телом с идеальными пропорциями.

Драпировка

Одежда древних греков отражает их эстетический общественный идеал. Основой древнегреческого костюма была драпировка. Она показывала простую и горделивую осанку, формы натренированного тела, выгодные пропорции, способствовала свободе движений.

Драпировка представляла собой прямоугольник ткани различный по длине и ширине. Определённым образом собираясь на фигуре, драпировка подчёркивала сочетание внешности и одежды. Древние греки ценили больше пластику драпировки и осанку человека, чем стоимость и красоту ткани.

Ткани для драпировки брались мягкие, эластичные, чтобы легко складывались определённые линии одежды. Их ткали вручную. Искусство ткачей в Древней Греции очень высоко ценилось. Обычно использовали одноцветные (синие, красные, пурпурные, зелёные, жёлтые, коричневые и особенно белые) шерсть и лён. Чёрного цвета в одежде не было, а траурную функцию выполняли серый и коричневый.

Одежда мужчин и женщин

Мужчины носили льняной хитон (нижняя одежда) и гиматию (верхняя одежда). Хитон скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском. Гиматия – кусок шерстяной ткани 1,7Х4 метра, драпировавшийся вокруг тела разными способами. Другой разновидностью плаща была хламида, скреплявшаяся на плече или груди фибулой. Для военачальников униформой была пурпурная хламида. Бедные люди могли быть одеты в хитон или набедренную повязку. На голову обычно надевали круглую фетровую шляпу с полями и низкой тульей.

Женщины, как и мужчины, носили хитон и гиматию, но более пёстрых окрасок и разнообразнее по драпировке. При этом в обрамлении женской фигуры использовали правило «золотого сечения». Хитон тоже скреплялся фибулой и подпоясывался. В ранние периоды в женском хитоне допускался отворот — диплоидий, украшавшийся вышивкой, аппликацией, орнаментом. Женский гимантий был ярче и богаче по раскраске. Головные уборы гречанки не носили. На ноги обували яркие сандалии, украшенные золотом и серебром. В качестве аксессуаров использовали зонтик и веер.

Одежда древних греков

Одежда древних греков

Легендарная Греция испокон веков знаменита своей утонченностью и при этом тягой к простым нарядам. Действительно, разве может быть проще наряд, который можно создать, лишь красиво обернув вокруг тела отрезок ткани? На самом деле эта простота только видимая. Греческий костюм гораздо сложнее, чем он может показаться.

Мода Древней Греции

Красивые и утонченные платья создавались гречанками при помощи четырехугольного шерстяного полотна. В целом, такой отрезок ткани был одинаковым как для мужчин, так для женщин, однако женский вариант одежды древних греков носил название «пепелос». Достаточно было обернуть его вокруг туловища и скрепить заколками на плечах. Основное преимущество заключалось в том, что такой наряд совершенно не нуждался в кройке и шитье.

Несколько позже одежда древнего грека претерпела некоторые изменения. Появился так называемый «хитон», который представлял собой рубаху и юбку одновременно, красиво уложенную в складки. Именно эта ионийская одежда древних греков для женщин распространилась в Афинах при Писистрате.

К слову сказать, хитон стал первой закрытой одеждой. Короткий хитон носили повседневно, а длинный предназначался для празднеств. Древнегреческая мода не остановилась на хитоне и начала развиваться дальше. Мастера начали кроить и шить верхнюю одежду с рукавами. По форме она напоминала современные блузы. Особый шик одежде в то время придавали роскошные восточные ткани, из которых шились наряды. Греки использовали красивые декоративные элементы для дополнения своего образа.

Рассматривая картинки с греческими красавицами, можно обратить внимание на то, что головные уборы в принципе не носились в то время. В них попросту не было надобности, поскольку женщинам не позволялось появляться на улице. При этом особой популярностью пользовались прически.

Одним из немногих элементов платья древних греков, который нередко использовался в качестве головного убора, стал гиматий. Это прямоугольный отрезок материи длиной 1,5 метра и шириной 3 метра. Носился он следующим образом: один конец перекидывался вперед через левое плечо, остальную материю протягивали через спину, заводили под правое плечо, выводили у груди и перекидывали через левое плечо. Чтобы гиматий не спадал, в 4 его угла вшивались небольшие свинцовые грузы. Именно этим куском материи женщины иногда покрывали голову.

Но чуть позже, уже в эллинистический период суровые нравы греков смягчились, и появились первые головные уборы в виде соломенной шляпы. Эта шляпа часто надевалась поверх гиматия и пристегивалась булавками. Также помимо гиматия голову греческой женщины покрывала короткая материя, которая немного доходила до глаз, а сзади свободно закрывала затылок и спину.

Кстати, цвет ткани, из которых шилась нижняя одежда древних греков, имел особое значение. Так, красные наряды предназначались для спартанцев, желтые платья было принято надевать на торжества, одежда гетер имела обыкновение чередоваться цветными полосками.

Еще больше богатства женской одежде древних греков добавляли различные ожерелья, браслеты, диадемы, серьги, кольца, налобные повязки.

Греческая одежда настолько красива и утонченна, не имеющая малейших излишеств, что лишний раз подтверждает эстетику греческого народа. При этом мода удивительным образом сохранилась до наших дней. Современные модницы с огромным удовольствием приобретают себе платья в греческом стиле как для повседневного ношения, так и для различных торжеств. Особой популярностью греческие платья пользуются среди невест. Здесь можно полностью создать образ греческой богини, дополнив его роскошной элегантной прической.

 

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *