Одежда египтянок – Женская одежда египтян. Национальная одежда египтян. Головные уборы Древнего Египта

Одежда египтянок – Женская одежда египтян. Национальная одежда египтян. Головные уборы Древнего Египта

14.11.2020

Женская одежда египтян. Национальная одежда египтян. Головные уборы Древнего Египта

Сохранившиеся до наших дней памятники искусства и исторические источники могут рассказать о том, какая была одежда Древнего Египта, кратко о которой пойдет речь в этой статье.

Основным материалом для изготовления одежды египтян был лен. Это обусловлено тем, что именно для выращивания льна были самые благоприятные климатические условия. Древнеегипетские мастера владели особыми техниками ткаческого искусства — материал изо льна был очень тонким и легким, и по этим параметрам ничуть не уступал шелковым тканям. В эпоху Нового царства появились новые технологии изготовления тканей — они стали сеткообразными. Одежду, сшитую из такого материала, украшали с помощью вышивки, бисера, стразов и пряжек. Помимо льна египтяне использовали хлопок, а также кожу. Сохранились сведения и об использовании меха — им расшивали жреческую одежду, предназначенную для религиозных обрядов и ритуалов. Египтяне умели раскрашивать ткани в различные цвета — сначала это были красный, голубой и зеленый цвета. Впоследствии мастера научились получать и другие расцветки и оттенки, например, желтый или коричневый. Для украшения использовали орнаменты, имеющие определенное сакральное значение.

Мужская одежда у древних египтян несет свое происхождение от простой набедренной повязки. Изначально это была рабочая одежда, напоминающая фартук, но по мере своего развития повязка видоизменялась. Например, у более знатных людей и у вельмож повязка украшалась складками и крепилась с помощью пояса, расшитого золотом. Со временем набедренная повязка, именуемая также «схенти» превратилась в элемент нижнего белья, поверх которого надевали трапецевидную, прозрачную повязку.Она также крепилась с помощью пояса и украшалась различными орнаментами. На древнеегипетских рисунках, сохранившихся до наших дней, мужчины изображались в набедренных повязках белого цвета, отсюда можно сделать вывод, что именно этот цвет имел преимущество.

Женская одежда представляла собой кусок ткани, обмотанный вокруг тела. Чтобы платье не спадало, к нему пришивались бретельки. Такое платье называлось «калазирис», и его носили женщины, независимо от социального статуса. Отличие платья госпожи от платья рабыни было лишь в качестве ткани и наличии украшений. Во времена Среднего царства женское платье дополнялось накладным воротником, расшитым драгоценностями. В более поздние времена платье разделилось на юбку и жилет. Юбка доходила до середины икры, сверху украшалась широким поясом, подчеркивающим стройность фигуры. Жилет представлял собой две широкие бретели, их завязывали на плечах. При этом грудь была приоткрыта, но не выставлялась напоказ.

При раскопках гробниц фараонов, исследователи обнаружили там манекены, которые повторяли силуэт правителя. Это говорит о том, что портные тех времен использовали манекены для пошива одежды фараону, не отвлекая его при этом от важных дел.

Что касается обуви, то сначала все египтяне ходили босиком. Даже жены фараонов не носили обуви. Но со временем ситуация изменилась, в эпоху Нового царства стали популярными сандалии, сделанные из пальмовых листьев и скрепленные кожаными ремешками.

Головные уборы в Древнем Египте были не столько практическим элементом одежды, сколько признаком принадлежности к тому или иному сословию. Были распространены парики. Египтяне стриглись наголо из-за жаркого климата, и с помощью париков прикрывали отсутствие волос. Намного позже знатные женщины тоже стали сбривать волосы на голове, а простолюдинки и дамы из средних слоев населения носили длинные, натуральные волосы. В эпоху Нового царства у мужчин появилась традиция носить шапку круглой формы, прилегающую к голове. Придворные фараона носили на голове повязку, спускающуюся к плечам.

Следует отметить, что одежда Древнего Египта — тема, которая изучается не только историками, но и стилистами и модельерами.

Культура Древнего Египта до сих пор будоражит воображение людей. Исчезнувшая цивилизация ремесленников, земледельцев и скотоводов… История Древнего Египта начинается примерно в 3000 году до н.э. и заканчивается в 300 году до н.э. Общество делилось на классы: знать, рабы, горожане, свободные крестьяне. Во главе государства стоял фараон, чуть ниже по иерархии – высшая знать и жрецы. Как одевались эти люди, когда не было швейных машин, синтетических тканей, искусственных красителей и модных дизайнеров?

Фото Shutterstock

Идеал красоты

Всевозможные картинки (фрески, рельефы, фотографии скульптур) позволяют сделать выводы о мужском идеале красоты в Древнем Египте: высокий рост, крупные черты лица, узкие бедра, но широкие плечи. По бюсту Нефертити, статуям и изображениям можно судить и о женской привлекательности: тонкие черты лица, миндалевидные глаза, стройное тело, смуглая кожа, черные жесткие волосы .

Цвета и ткани

Одежда древних египтян в основном шилась из льна. Это и неудивительно, ведь климатические условия долины Нила способствовали выращиванию этой культуры. До наших дней сохранились удивительные образцы ткани. 240 метров тонкой льняной нити весили всего несколько граммов. Полотно, сотканное из такого материала, имело 84 основных и 60 уточных нитей на каждый квадратный сантиметр. По тонкости льняная египетская нить ничем не уступала шелку.

4 периода в истории Древнего Египта: Древнее царство (3000–2400 гг. до н.э.), Среднее царство (2400–1710 гг. до н.э.), Новое царство (1580–1090 гг. до н.э.) и Поздний период (1090–332 гг. до н.э.)

В период Нового Царства ткань сделали сеткообразной, украшали вышивкой, блестящими стразами и бусинами, золотыми пряжками. На одежду наносили геометрические орнаменты, большинство из которых имело сакральное значение. Изначально ткань окрашивали красным, голубым или зеленым красителем, но несколькими веками позже был открыт способ получать различные оттенки коричневого, желтого и бирюзового цветов. Кроме льна одежду шили из хлопка, кожи. В обрядовых костюмах жрецов встречался мех.

Вид и форма одежды

Мужчины Древнего Египта носили льняной или кожаный передник, закрепленный на талии. Такая одежда называлась схенти и часто украшалась плиссировкой. Именно количество складок указывало на статус человека: чем их больше, тем гражданин богаче. Женская одежда – это кусок ткани, обернутый вокруг тела. Дамы скрывали свои формы от щиколоток до груди. Материя обычно держалась на одной или двух бретельках. Такое «платье» имело название калазирис. И супруга фараона, и ее рабыни носили одинаковые по крою калазирисы. Отличие было лишь в качестве ткани и количестве ювелирных украшений.

В Древнем Египте была особая мода для богов. К религиозным торжествам статуи одевали в специальные костюмы. В каждом храме была гардеробная, где вещи хранились до следующего праздничного дня

В период Среднего царства египтяне стали одновременно надевать несколько одежд. Форма костюма стала пирамидальной, расширяющейся внизу. Мужчины теперь надевали пять-шесть схенти один на другой. В женской одежде особых изменений не произошло. Богатые дамы стали лишь носить более массивные украшения: широкие накладные воротники, расшитые драгоценными камнями. Во времена Нового царства богачи просили украсить их костюмы золотыми и эмалевыми украшениями. При раскопках гробницы одного из фараонов были найдены манекены, в точности повторяющие изгибы фигуры главы государства. Историки предполагают, что ткачи шили одежду, используя манекены, чтобы не отвлекать фараона от важных дел.

Украшения и символика в костюмах

Любое украшение, которое надевали на себя жители Древнего Египта, имело символическое значение. На шее часто можно было увидеть амулеты и талисманы, подвески-мешочки с травами или костями. Со временем они теряли свое сакральное значение и приобретали эстетическую функцию. Круглые шейные бусы – символическое изображение солнечного диска, а потому обильно расшивались золотом и драгоценными камнями, цветными бусами из стекла. Египтяне, как мужчины, так и женщины, носили на руках и ногах браслеты, не пренебрегали и подвесками, кольцами, поясами и диадемами.

Бороды мужчины брили, но при помощи различных ухищрений прикрепляли искусственные аналоги, покрытые лаком и украшенные золотыми и серебряными нитями. В Древнем Египте были распространены парики. Знать носила парики из овечьей шерсти или растительного волокна с длинными волосами, заплетенными в м

Египетский стиль в одежде, как прикосновение к прошлому

Египетский стиль в одежде стал популярен в последнее время в современной моде. Не обязательно быть богиней или царицей, чтобы примерить на себя одежду в египетском стиле. Некоторые тенденции моды Древнего Египта и на сегодняшний день просматриваются в одежде. Этот стиль требует правильное сочетание одежды между собой и в дополнении послужит обувь определенного дизайна и макияж.

Египетский стиль настолько стал популярным, что мировые дизайнеры стали его развивать в модных коллекциях одежды. Древнеегипетский орнамент стал украшать одежду многих известных брендов на подиумах Милана и даже стал частью одежды для светских персон. Известные дизайнеры используют на постоянной основе в создании своих вещей этнические принты и египетские узоры. Любят работать с египетской тематикой такие дизайнеры как Givenchy, Donna Karan, Emilio Pucci и Antonio Marras.

Египетский стиль в одежде стал популярен в последнее время в современной модеЕгипетский стиль в одежде стал популярен в последнее время в современной моде

Концепция египетского стиля в одежде

Все, что нужно для образа в египетском стилеВсе, что нужно для образа в египетском стиле

Главная деталь в одежде египетского стиля это крупные геометрические фигуры, в основном это трапеция и треугольник. Декорированная часть в одежде египетского стиля показывает прямую символику Египта. Профиль Сфинкса, пирамиды, кошки, изображение египетских богов создают в одежде особый шарм и веяние тех загадочных времен. Чтобы создать египетский стиль в одежде, необходимо учитывать длину и прямой крой струящихся гладких тканей. Главной задачей является подчеркивание силуэта приталенной одеждой, и свободно развивающая ткань должна визуально увеличивать рост. Вырезы приемлемы только в форме лодочки, он может быть широким до края плеч, но не глубоким. Верхняя часть одежды в египетском стиле обнажает, и подчеркивать шею, не заостряя внимание на груди. Рукава могут быть любой длины, в зависимости от сезона. Используется яркий орнамент на ткани и свободная часть рукава свободно развиваться во время ходьбы. А вот линия талии выделяется заметным широким поясом, который обтягивает и область живота. Но в остальном в зоне декольте и на свободной части подола присутствие струящихся волн и мягких складок обязательно. Игривые волны создают впечатление, что женское тело обмотано в простыню, которая подчеркивает только бедра и талию. Что касается длины платья или юбки, то она рассматривается как в коротком варианте, так и до самых щиколоток. Мода настоящего времени усовершенствовала длину одежды в египетском стиле, делая его подходящим для любого типа фигуры. Саму ткань для создания модного и мистического образа лучше использовать натуральную: хлопок, лен, ситец, шелк, бархат или замша.

Туника ровного кроя подойдет под свободные брюки и легкие босоножки без каблукаТуника ровного кроя подойдет под свободные брюки и легкие босоножки без каблука

Распространенные цвета для создания загадочного египетского образа это белый, синий, красный, бирюзовый, серый и оранжевый. Цвета также как структура ткани должны бить прямолинейными и однозначными. Весь египетский образ и детали, всегда остаются практичные и тщательно продуманные. Простое струящееся платье легко сочетается с браслетами в египетском стиле. Ремень, выполняемый функцию декора и необходимого аксессуара для талии, используется только широкий и разрисован этническим орнаментом Древнего Египта. Туника ровного кроя подойдет под свободные брюки и легкие босоножки без каблука.

Бирюза хорошо подходит для создания модного образа в египетском стилеБирюза хорошо подходит для создания модного образа в египетском стиле

Обувь и аксессуары для создания древнего образа

Обувь в египетском стиле уместна только на плоской подошве без каблуковОбувь в египетском стиле уместна только на плоской подошве без каблуков

Если с одежной и ее комбинацией все довольно просто, то с украшениями подходящие к египетскому стилю лучше не прогадать. Прямым попаданием в цель, будет выбор широких простых металлических браслетов, которые носятся на запястье или выше локтя. К тоненькой или массивной цепочке на шею подбирается крупный кулон с египетскими мотивами в виде знаменитого профиля Клеопатры или какого-либо из священных животных того времени. Серьги и кольца так же должны быть круглые и широкие с тематическими узорами. Драгоценные камни также приветствуются. Рубин, бирюза или опал хорошо вписываются для целого модного образа.

Уместна обувь только на плоской подошве без каблуков и лишних аксессуаров. Это могут быть простые сандалии на шнуровке, ведь древние египтяне делали обуви из пальмовых листьев. Шлепанцы — вьетнамки через один палец или полупрозрачные сапожки с высоким голенищем по колен с многочисленными поперечными замочками отлично отразят тематику былого времени Египта.

В качестве дополнительных аксессуаров для завершения полного образа подойдут однотонные платки ли шарфы, чтобы сделать чалму на голове. Для более торжественных мероприятий подойдут блестящие металлические диадемы. Сейчас они особо актуальны для свадебных церемоний. Дизайн сумочки может быть выполненный с минимализмом или с изображением египетских иероглифов и тематическими рисунками.

В макияже в египетском стиле достаточно сделать широкую стрелку на верхнем и нижнем веке с помощью подводки угольно-черного цвета и жирным слоем прокрасить ресницыВ макияже в египетском стиле достаточно сделать широкую стрелку на верхнем и нижнем веке с помощью подводки угольно-черного цвета и жирным слоем прокрасить ресницы

Египетский стиль в одежде требует и неких правил в нанесении макияжа. Достаточно сделать широкую стрелку на верхнем и нижнем веке с помощью подводки угольно-черного цвета и жирным слоем прокрасить ресницы. Светлые тени с легким перламутром наносятся как дополнительный акцент, подчеркивающие глубину взгляда. Что касается прически, достаточно будет ровно уложить волосы, если они длиной до плеч, или наоборот завить их в мелкие кудряшки, только челка предусматривается выше линии бровей и ровно уложенная. Египетский стиль в одежде предполагает использование любых деталей и изменений внешности, которые ассоциируются с образом великой Клеопатры и образе жизни людей Древнего Египта.

Наш блог WestSharm предлагает вам узнать много интересного о разных стилях, моде и красоте.

Новости шоу бизнеса тут.

Женщины Египта. Часть 3 — Пикник у синего моря с Nagma — LiveJournal

А сегодня я расскажу Вам об одежде для дома и улицы…
Вот такая одежда типична для улиц Египта. От полностью закрытых женщин до современно одетых.
Ну о современной одежде много и не нужно рассказывать. Дело вкуса.
Я покажу различные абаи классические, для улицы, дома.
Часто, что и говорить, иностранки не видят разницу между домашними и уличными абаями, и попадают в несовсем хорошие ситуации. Арабский youtube видео, как иностранки разгуливают по магазинам в арабских домашних платьях.
Если честно, домашние платья настолько красивы, что я бы их тоже наверное одела на улицу:) Слава Богу, мой муж хорошо в этом разбирается, да и абаи я ношу очень редко. Мне просто в них неудобно.

Абайя (араб. أباءة‎‎) — длинное традиционное арабское женское платье с рукавами. Не подпоясывается. Предназначена для ношения в общественных местах. Обычно чёрного цвета, но встречается также разноцветные. Часто абайя обильно разукрашена вышивкой, бисером, стразами. В некоторых арабских странах обязательная одежда мусульманок, одеваемая вместе с хиджабом или никабом.

Хиджаб (араб. حجاب‎‎ — покрывало) в исламе — любая одежда, однако в современном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
Ношение женщиной хиджаба не является нововведением исламского законоположения — шариата. Оно было в предписаниях и до появления ислама.

Абая является верхней одеждой, которую носят некоторые женщины-мусульманки. Это традиционная одежда для многих стран Аравийского полуострова. Традиционная Абая черная, и может быть как большой квадрат ткани драпированной от плеч или головы, или как длинный черный плащ.
Сегодня Абая изготовляется из таких тканей как креп, жоржет и шифон.

Наряду с классическими абаями, есть и современные и они бывают просто роскошными. Скажу честно, я не отказалась бы от такой красоты. Одна проблема -мне все-таки привычней европейский стиль одежды -брюки и туники.

Современные абаяи выглядит так и они достаточно дорогие.

или так

Домашняя одежда египетских женщин тоже достаточно разная от абай до спортивных костюмов. Но как правило, у многих ее достаточно много и она красивая.
Выбор спортивных костюмов огромен. Но про них и так все ясно.

А вот абаи для дома выглядят примерно так

У меня огромное количество таких вот красивых абай. Но одеваю крайне редко.

Национальный костюм Египта В Египте в прошлом

Национальный костюм Египта Национальный костюм Египта

В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные В Египте в прошлом веке, как и еще сотни лет назад, мужчины носили длинные рубашки простого кроя из домотканной ткани, широкие штаны, которые книзу зауживались, и подвязывались штаны очень толстым кушаком. А сверху надевалась жилетка или кафтан. На голове носили платок связанный в чалму. Женщины одевались тогда очень похоже на мужчин, такие же рубахи, но более длинные, кафтаны прямоугольного кроя поверх рубах, большой платок похожий на шаль.

Египетская мужская галабея - дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной Египетская мужская галабея — дишдаш, отличается от саудийских и эмиратских галабей более расширенной, трапецевидной формой. Чаще всего мужские галабеи белого цвета. Такие галабеи носят и по сей день, с некоторыми поправками на современность, с воротником стойкой и карманами. Под низ одеваются штаны, как правило укороченные, выше щиколоток. Такая одежда хорошо защищает от зноя, песка и сильных ветров.

В ходу у женщин хиджаб и абайи. Слово «хиджаб» , в переводе с арабского В ходу у женщин хиджаб и абайи. Слово «хиджаб» , в переводе с арабского означает «завеса, укрытие» , все же понимают под этим словом одежду мусульманок. Это слово в последнее время часто мелькает на страницах различных изданий, как общественно-политических, так и модных. Из Саудовской Аравии пришел никаб, в таком виде как его носят сейчас, ткань легкая, к которой легче дышится. Химар — еще один атрибут мусульманки. Длинный, до пояса платок, похожий на головной убор монахинь, его носят с галабеей, они бывают разных цветов из непрозрачных тканей.

Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом, так как это Мужчины мусульмане никогда не используют тканей из шелка и обработку золотом, так как это противоречит принципам ислама, украшения только для женщин. Женский костюм всегда подразумевает больше фантазии в крое и стиле чем мужская одежда. Женский костюм менялся намного чаще чем мужской. В начале века это были абаи, с вышивкой и арнаментом. С платками украшенными по краям цветными помпончиками и цветочками из ткани. Головной убор чем-то напоминал украинсие венки в национальном костюме. Позже, с развитием текстильной области, в Египте стали появлятся хорошие качественные ткани, вышивка уже делалась машинами. При правлении президента Насера, Египет стал светским государством, женщинам запрещалось носить хиджаб, одежда женщин была абсолютно европейской. Мужчинам же при правлении президента Насера запрещалось в гос. учреждениях носить галабеи. Но египтяне нашли выход, стали одевать на галабеи пиджаки. И по сей день в гос. учреждениях часто можно встерить экземпляров в галабее с пиджаком. Уже при правлении Мубарака вернулась исконно египетская одежда.

Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному Египет являясь страной которая больше всех из арабских стран принимает туристов и подвержена западному влиянию. Западная культура внесла изменения в гардероб местного населения. Городскую молодежь почти не встретишь в национальных костюмах. Все одеваются по европейски. Девушки мусульманки стали повязываться не квадратными платками, а повязываются шарфиками, красиво улаживая на голове. Девушки христианки ходят в европейской одежде, разве что соблюдая правила приличия, без оголенных животов и мини. Более старшее поколение верны свои традициям и одеваются в галабеи, коих сейчас немеренно, на любой цвет, с вышивками, с стразами, стеклярусом. Их делают из шелка, синтетики, хлопка, крепа и других тканей.

В Египте есть и высокая мода. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья В Египте есть и высокая мода. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья из умопомрачительных тканей, расшитые кристаллами сваровски, стоящие как квартира в Хургаде. Такие покупают лишь очень богатые люди, хай класс Египта и других арабских стран. Не смотря ни на что Египет сохранил свои традиции в одежде и так же как и раньше передаст их через поколения и время.

В Египте есть и высокая мода. Уже не редкость фэшн показы арабской одежды. Платья

Национальный костюм Саудовской Аравии Национальный костюм Саудовской Аравии

Большинство жителей Саудовской Аравии носят национальные костюмы и лишь за рубежом надевают европейские платья. Большинство жителей Саудовской Аравии носят национальные костюмы и лишь за рубежом надевают европейские платья. Верхняя мужская одежда называется аба или бишт. Она изготовляется из двух полотнищ, вытканных из тонкой верблюжьей или овечьей шерсти. По желанию заказчика изготовляемое кустарным способом полотнище может быть либо очень тонким, почти прозрачным, либо толстым и, кроме того, всех оттенков коричневого цвета — от светло — бежевого до очень темного, почти черного. По вороту аба часто расшивают золотой ниткой.

Все женщины в Саудовской Аравии должны согласно предписаниям ислама закрывать лицо. Этой цели служит Все женщины в Саудовской Аравии должны согласно предписаниям ислама закрывать лицо. Этой цели служит маска с двумя прорезями для глаз. Она является обязательной деталью женского туалета и делается из плотного черного шелка, а иногда из блестящей парчи и закрепляется тремя тесьмами, две из которых завязываются на затылке, а одна на шее. Хорошо сделанная бурга как бы подчеркивает большие темные глаза арабской женщины. Женщины племени аджман носят короткую бургу, которая доходит лишь до подбородка.

 Некоторые модницы иногда вшивают в бургу полую деревянную палочку, которая идет по середине Некоторые модницы иногда вшивают в бургу полую деревянную палочку, которая идет по середине лба и переносице.

Жительницы Саудовской Аравии, как и все женщины мира, любят украшения. В сельской местности, и Жительницы Саудовской Аравии, как и все женщины мира, любят украшения. В сельской местности, и особенно у кочевников, среди которых все еще сильны пуританские традиции ваххабизма может позволить себе носить только богатая женщина. Для изготовления украшений широко употребляются янтарь или имитирующая его пластмасса. Браслеты с большими янтарными бусами называются хасир, а если янтарь идет вперемежку с другими разноцветными бусами, это будет уже да — лаг. Многие бедуинки вдевают в ноздрю золотую или серебряную запонку, часто украшенную бирюзой или жемчугом.

Женщины проявляют большую изобретательность в прическах. Они заплетают на голове девять косичек: две по Женщины проявляют большую изобретательность в прическах. Они заплетают на голове девять косичек: две по бокам лица, шесть высоко на затылке и одну на шее. Раз в неделю они умащивают волосы маслом, а иногда специальным составом, настроенным на растениях или хне. Гребни употребляются в основном деревянные. Бедуинки и горожанки используют хну не только для мытья головы, но и для нанесения на тело и руки различных узоров в виде точек, треугольников, черточек. Горожанки используют черную хну — для окраски пальцев рук и ног. Бедуинки используют лишь красную хну для окраски рук и ногтей на руках и ногах.

Свадебное платье. Саудовская Аравия. Традиционный костюм Свадебное платье. Саудовская Аравия. Традиционный костюм

Хиджази (Hijazi). Традиционный элемент женского костюма арабского региона. Элемент костюма, закрывающий лицо женщины, чаще Хиджази (Hijazi). Традиционный элемент женского костюма арабского региона. Элемент костюма, закрывающий лицо женщины, чаще украшенный золотом и серебром, монетами, бисером, вышивкой, тесьмой и бахрамой. Маски Hijazi обычно из мягкого хлопка, имеют вышивку бисером. Цвет красный, желтый, зеленый, синий и белый. Отделаны золотыми и серебряными монетами, перламутровыми пуговицами, раковинами каури и тесьмой. Вторая маска с миндалевидными прорезями.

Богатый традиционный женский наряд в Саудовской Аравии Богатый традиционный женский наряд в Саудовской Аравии

Одежда. Боги и люди Древнего Египта [litres]

По храмовым и дворцовым фрескам, а также рисункам на стенах гробниц мы можем видеть, что типичный египтянин был стройным, широкоплечим, с крупными мускулистыми руками и ногами. У него, как правило, был квадратный подбородок, крупный рот, широкий лоб, большие глаза, небольшой крючковатый нос. У него были темные волосы и довольно светлая кожа, независимо от того, был ли он наполовину азиатом и жил в Нижнем Египте, или в его жилах текла африканская кровь и он жил в Верхнем Египте. Время от времени на фресках и памятниках появляются изображения завоевателей, которые правили Египтом в различные периоды его истории, и мы видим, что они сильно отличались по своим физическим характеристикам: здесь и негроидные черты правителей, которые пришли из Нубии или с нубийской границы; здесь и черты бедуинов, которые присутствовали у ливийских царей, и семитские черты кочевников гиксосов или «царей-пастухов». Египтян, подобно большинству «изолированных» народов (например, британцы Елизаветинской эпохи), всегда влекло к иностранцам, и черты любого торговца или путешественника, заехавшего в Египет, сразу же запечатлевались самым тщательным, но не всегда объективным образом. Иностранцы давали художнику благословенный шанс оторваться от изображения родной, но так уже надоевшей действительности.

Египетские художники также запечатлели весь спектр египетской моды, начиная от одежды придворных «от кутюр» до самой простой одежды крестьян. На переднем плане любого надгробного рисунка или в центре любой группы статуй была фигура царя. В эпоху Древнего царства, когда условия жизни были более чем скромными, а философия процветала, царя обычно изображали обнаженным до пояса: это означало, что царь всегда готов к тяжелой работе и презирает всякую слабость. Даже в дни полнейшего благополучия в эпоху Нового царства и Позднего династического периода царь был облачен в простое платье свободного покроя, типичного для того времени. Единственное, что отличает его на рисунках от окружающих его людей, – это белая корона у него на голове. Если вы пролистаете альбом по египетскому искусству, вы увидите, что в действительности у фараона было великое множество корон, до двадцати. Наиболее часто встречается на картинах Белая корона Верхнего Египта – высокая, изящная, конической формы шляпа из накрахмаленного белого льняного полотна (рис. 38). Белая корона – это неизменный головной убор бога Осириса, царя мертвых, который считался богом всего Египта в основном благодаря убеждению, что его культ стал главным в Верхнем Египте (рис. 66). Помимо Белой короны, у царя была и Красная корона, являвшаяся национальным символом Нижнего Египта. Она представляла собой круглую с плоским днищем шляпу с высокой приподнятой задней частью, украшенной металлическим орнаментом.

Рис. 38. Белая корона Верхнего Египта

В особо торжественных случаях царь надевал Красную или Белую корону, в зависимости от того, происходила ли его династия из Нижнего или Верхнего Египта. Иногда две короны объединялись в весьма непривлекательную Двойную корону, символизировавшую единство двух царств. В других случаях головной убор царя украшался двумя перьями, что символизировало его родственную связь с Гором (богом с головой сокола), с богиней правды Маат, а также с могущественным вождем Анцти, чьи функции и внешний вид принял бог Осирис. Во время очень важных празднеств, когда царь желал особо подчеркнуть свое родство с Осирисом или Хнумом (богом с головой барана), создавшим мир на гончарном колесе, он надевал особый, изысканный головной убор, называвшийся «корона-атеф». Подобно короне святого Эдуарда этот головной убор был очень тяжелым, не имевшим достаточного центра тяжести, и до некоторой степени лишал надевавшего его человека способности двигаться. Этот головной убор состоял из Белой короны, украшенной по краям свисающими перьями, рогами барана и священными змеями. И во всем этом великолепии сверкали диски, символизировавшие солнце. Неудивительно, что в эпоху Нового царства эта причудливая смесь атрибутов царской власти была предана забвению и уступила место удобной и привлекательной на вид Голубой короне («хепрешу») (рис. 59). Голубая корона, сделанная из формованной кожи, схваченной золотыми нитями, была обвита священной коброй, символом богини Буто, покровительницы Нижнего Египта, которая имела своего рода двойника – богиню Нехбет (с головой ястреба), покровительствовавшую Верхнему Египту. Таким образом, кобра, сомкнувшаяся кольцом, и диск солнца символизировали нерушимое единство фараона и его двух царств.

Рис. 39. Бритва

Среди других регалий, изображенных художником, заслуживает внимания фальшивая борода. В отличие от своих соседей с северо-востока у египтян не было такой обильной растительности на теле, как у Исава и его соплеменников, и они гордились тем, что умели бриться при помощи искусно сделанных бритв, которые хранили в кожаных футлярах (рис. 39). Поэтому заплетенная в косичку борода, которую можно было прикреплять к краям короны или царского парика, была искусственной, а не настоящей. Ее назначение до сих пор остается загадкой. Вполне возможно, она была предназначена для того, чтобы напоминать фараону и его подданным о их корнях, которые, по их мнению, находились внутри Африки, там, где Нил вытекал из Пунта, жители которого были обладателями роскошных бород. Однако нет ничего загадочного в остальных символах царской власти: крюке и цепи. Они предупреждали подданных о том, что, хотя с незапамятных времен царь и был для них заботливым пастухом, направляющим и охраняющим их, при необходимости он может применить и менее нежные инструменты, чтобы заставить их идти вперед.

На голове у фараона так называемый немс. Это простая полосатая ткань, которая надевалась поверх парика, через лоб шла за уши и завязывалась у самого основания шеи, при этом концы этого платка спускались по плечам на грудь. Вообще, парики были весьма распространенным элементом одежды высшего сословия Египта. В жарком климате этой страны мужчины в основном носили короткие прически, иногда они даже брились наголо, однако по особо важным случаям они надевали тщательным образом завитые, причесанные и напудренные парики. В любом случае они любили, когда их волосы были убраны, и это отличало их от неаккуратных и диких варваров.

Рис. 40. Образцы мужских и женских причесок

Женщины обычно украшали свои и без того сложные прически париками, в которые были вплетены украшения из бисера и металла, банты и тиары (рис. 40). Часто мужские и женские парики увенчаны белым конической формы предметом. Мы до сих пор точно не знаем, что это такое. Вполне возможно, что это конус, сделанный из затвердевшего воска и обильно надушенный. В ходе праздника или банкета воск постепенно таял, а шея и лицо владельца парика приобретали изысканный аромат.

В стране, большинство населения которой носило лишь набедренные повязки, а то и вообще ходило обнаженным, представители высшего сословия обычно были одеты в одежды из белого полотна. Мужчины надевали это одеяние поверх набедренной повязки, а женщины – поверх нижней юбки или рубашки. У крестьян не было специальной одежды для торжественных случаев или праздников, они носили набедренную повязку зимой и летом. Чаще всего они ходили обнаженными, равно как и их жены, сестры и дочери, работавшие в господских домах. Вообще, египтяне спокойно относились к своей наготе. Принцы бегали обнаженными, как и дети крестьян, а представители знати у себя дома и в поместьях ходили в обычных набедренных повязках.

Для проведения особо важных церемоний чаще всего использовалась одежда из «лучшего льна Верхнего Египта». Церемониальные платья богатого мужчины или богатой женщины были той обманчивой простотой, которую кусок простого материала приобретает в руках парижского кутюрье, а египтяне были настоящими мастерами в искусстве плетения, драпировки, гофрирования и т. д. Платье мужчины держалось на бретельках либо ниспадало с плеч свободными складками и схватывалось на талии широкой полотняной лентой. Пояс завязывался таким образом, чтобы выглядеть чем-то вроде треугольного фартука или короткой юбки наподобие шотландского кильта. Женщины надевали либо похожее на индийское сари платье, либо обтягивающую льняную тунику (рис. 41).

Рис. 41. Полное облачение для торжественных случаев

Хотя это платье было безыскусным и очень функциональным, его оживляли яркие бусы и браслеты. Египтяне, бедные и богатые, мужчины и женщины, очень любили всякого рода украшения. Они также были очень суеверными, и драгоценности, позвякивавшие на их шеях и запястьях, обладали не только чисто эстетическими, но и магическими свойствами. Прелестные кольца и броши не только радовали глаз, но и могли предотвратить болезнь или спасти от дурного глаза, если были сделаны в форме дающего жизнь «анкха» или глаза Гора.

Египетские ювелиры были настоящими мастерами своего дела. Их лучшие работы так и остались непревзойденными, а их шедевры стоят в одном ряду с произведениями Челлини или Фаберже. Чеканщики по золоту Двенадцатой династии, например, достигли величайшего уровня мастерства, которого так не хватает более тяжеловесным работам позднего периода империи. По счастью, до нас дошло несколько чудесных образцов их творчества. В гробнице принцессы Хнумет, дочери Аменемхета II, похороненной рядом с пирамидой отца в Дахшуре, была найдена пара изящных корон, одна из которых представляет собой тончайший золотой обод, инкрустированный сердоликом и бирюзой. Также в Дахшуре были найдены ювелирные украшения в двух ларях из слоновой кости, принадлежавших царице Меренит и принцессе Сут-Хатхор, которые были похоронены возле пирамиды Сесостриса III. В этих ларях лежало не менее пяти изумительных нагрудных подвесок, которые были подарены этим дамам фараонами Сесострисом II, Сесострисом III и Аменемхетом III, чьи царские знаки они носили. Еще одна египетская принцесса Сут-Хатхор-Юнет, похороненная возле пирамиды своего отца в Лахуне, была дочерью Сесостриса II. На подвесках, найденных в ее могиле, вырезаны имена ее отца и Аменемхета III; помимо них, в ее могиле была ее очаровательная маленькая корона, украшенная уреем (фигурой змеи), двумя перьями и маленькими цветочками в форме цветка лотоса (рис. 42).

Рис. 42. Корона принцессы

Еще одним весьма распространенным ювелирным украшением, которое можно видеть на надгробных рисунках, было ожерелье из бисера. Его носили в самые ранние периоды истории, и состояло оно из продолговатых бисеринок, соединенных по кругу. Такое ожерелье было не менее трех дюймов шириной, однако иногда оно делалось таким широким, что закрывало верхнюю часть плеч наподобие короткого капюшона. Эти ожерелья отличались цветом, узором и способом переплетения бисера. Застежки всегда были очень изящными, чаще всего они делались в форме головы ястреба, символизирующей собой бога Гора. Браслеты носили представители обоих полов, а по особо торжественным случаям царь надевал искусно сделанный пояс, украшенный его личными символами. Женщины часто носили браслеты на верхней части рук, а также на запястьях и щиколотках. Конечно же чрезвычайно популярны были кольца, а серьги прикреплялись к мочке уха при помощи специальной прищепки и были зачастую такими большими и тяжелыми, что деформировали ухо. Кстати, тут стоит заметить, что египтяне использовали драгоценные и полудрагоценные камни: агат, аметист, берилл, кальцит, халцедон, коралл, гематит, жадеит, лазурит, малахит, оникс, жемчуг, горный хрусталь, бирюзу и некоторые другие. А вот бриллианты, опалы, рубины и сапфиры были им неизвестны.

Рис. 43. Украшения из золота (браслет, серьги и подвеска)

Рис. 44. Часть ожерелья из бисера

Рис. 45. Бусы

Завершающим элементом ансамбля у египтян являлись сандалии из кожи или тканого папируса. Сандалии обычно имели традиционный фасон: у них была поперечная и продольная перемычка; иногда продольная перемычка обхватывала пальцы и застегивалась, образуя заостренный мысок наподобие того, какой был у туфель в средневековой Европе. Египтяне не особо заботились о том, какую обувь они носят, и даже представители высшего сословия по большей части ходили босиком (за исключением визитов вежливости и особо важных случаев). На знаменитой фреске, изображающей первого фараона Нармера, слуга несет за царем его сандалии, а сам царь идет босиком. Сомнительно, чтобы у египетского крестьянина была за всю его жизнь хотя бы пара сандалий. Однако за эту «свободу» они расплачивались заболеванием ног. Подробнее об этом рассказано в главе, посвященной науке и образованию египтян.

Египтянка в праздничном одеянии представляла собой восхитительное зрелище: это была победа искусства над природой. Природа действительно одарила египтянку редкой красотой. Тем не менее она считала нелишним добавлять к своей природной красоте штрихи, оттеняющие ее. Приступая к туалету, египтянка мылась с той тщательностью, которая стала в Египте чуть ли не фетишем. Для омовения она использовала специальную моющую пасту и воду, очищенную путем добавления солей натрия. Затем, после мытья головы, она брала круглое бронзовое зеркало с эбонитовой ручкой (рис. 48) и начинала наносить макияж. Это подчас была весьма длительная процедура. В Британском музее выставлен деревянный ящик для туалетных принадлежностей Тату, жены писца Ани. Подобные шкатулки были и у многих других женщин (рис. 46). В четырех отделениях ящика хранились баночки и кувшины с мазями и притираниями; там же была маленькая дощечка для смешивания косметических средств и краски для глаз; кусок пемзы для удаления лишних волос и придания формы бровям; подушка, на которой покоилась рука во время утомительной процедуры нанесения красоты; и, наконец, пара изящных шлепанцев, сделанных из мягчайшей кожи антилопы.

Рис. 46. Деревянный ящик для туалетных принадлежностей

Рис. 47. Знатная египтянка

Рис. 48. Бронзовое зеркало

Готовясь к процедуре нанесения на лицо «боевой раскраски», Тату сначала приступала к подкрашиванию глаз. В Египте в большой моде были миндалевидные глаза. Сначала Тату выдергивала несколько непослушных волосков из бровей при помощи серебряных щипчиков, затем смачивала кончик пальца или кисточки и обмакивала его в бутылку с краской для век. Она обводила каждый глаз жирной линией и наносила на веки слой краски. До конца эпохи Нового царства краска для век производилась из малахита и зеленой окалины меди, а позднее для этой цели стал использоваться галений (или свинцовый блеск). Когда Тату приходила к выводу, что ее глаза выглядят в достаточной степени таинственными и манящими, она насыпала на свою палитру немного порошка красной охры и старательно натирала ею губы и щеки. Затем она наносила на ногти хну, которая тогда использовалась очень широко (впрочем, как и сейчас). Она также использовала хну, чтобы подкрасить ладони и ступни. И наконец, она опускала крошечную ложку в алебастровый сосуд и наносила на тело духи. В ее распоряжении находился большой выбор как тончайших, так и очень концентрированных духов. В отсутствие синтетических материалов, которые используются современными парфюмерами в качестве фиксативов, духи Древнего Египта, по сути, были ароматизированными маслами. В качестве ингредиентов использовались горький миндаль, кардамон, корица, кипарис, ладан, мирра, касторовое масло и вино. Существовало также много специальных лосьонов для удаления пигментных пятен и разглаживания морщин. В их состав входили молоко ослицы, гипс, натрий и мед. Очень популярная «грязевая маска» готовилась на основе порошка алюминия.

Рис. 49. Коробочка для духов

Особо следует сказать об удивительной красоте египетских предметов. Маленькие личные принадлежности египтян зачастую были настоящими произведениями искусства (рис. 49). Сосуды из камня или гипса, в которых хранилась вода для омовения, были фамильными ценностями, и, как правило, они были произведениями лучших мастеров. То же самое можно сказать о миниатюрных бутылочках из стекла, фритты или фаянса, выполненных в форме рыб или птиц, в которых хранились притирания и краска. Когда устаешь от обилия пирамид и пилонов, от каменного величия гипостильных залов и, кажется, бесконечных рядов фресок и фризов, всегда приятно переключить внимание на предметы личного пользования, которые египтяне носили с собой или которыми уставляли свои шкафы и туалетные столики. Именно эти безделушки дают нам понять уровень развития общества и качество жизни египтян. Среди них – трости и кнуты, луки и бумеранги, заколки, расчески и застежки. Эти вещи не предназначены для того, чтобы поражать воображение, и поэтому не утомляют своей монотонностью; в них раскрывается обаяние, вкус, практичность и чувство юмора египтян. Если бы мы были состоятельными людьми и имели склонность к коллекционированию, то вряд ли нашли бы лучший объект, чем египетские сосуды для целебных мазей или ложки для духов. Эти предметы – источник постоянного наслаждения и восхищения.

Если бы последующие поколения судили о египтянах только по дошедшим до нас архитектурным памятникам, то у них был бы повод (и оправдание) считать египтян чопорным и надменным народом. Но благодаря этим маленьким вещицам они становятся более человечными и понятными нам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Одежда Древнего Египта

Одежда Древнего Египта

Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций, которая имела свой политический строй, культурные ценности, религию, мировоззрение и, конечно же, моду. Эволюция этого государства до сих пор до конца не изучена и представляет особый интерес среди ученых, историков, модельеров. Современные дизайнеры не перестают удивляться точному и изящному крою, оригинальной отделке нарядов египтян. И это не удивительно, ведь одежда и украшения в Древнем Египте продуманы до мелочей, в них нет ничего лишнего, но в то же время создается впечатление завершенного образа.

Мода древнего мира

История моды Древнего Египта берет свое начало с треугольных набедренных повязок с передником именуемых схентами, которые украшались многочисленными драпировками. Позднее эта модель мужской одежды совершенствовалась, драпировки становились сложнее и начали крепиться на талии поясом, украшенным орнаментом и золотыми нитями. Само собой разумеется, что такая одежда свидетельствовала о высоком социальном статусе ее обладателя. С дальнейшим развитием схенти начали носить в качестве нижнего белья, поверх которого надевалась прозрачная накидка подвязанная поясом, напоминающая силуэт трапеции. Дополнялось одеяние плиссировкой, украшениями и головными уборами.

Основу женской одежды в Древнем Египте положил прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках и назывался калазирис. Длина изделия преимущественно до лодыжек, грудь оставалась обнаженной, благо климатические условия приветствовали такую откровенность. Одежда женщин-рабынь в Древнем Египте, согласно найденным изображением, в некоторых случаях могла ограничиваться узким поясом и украшением.

Со временем мода Древнего Египта совершенствуется и в первую очередь это коснулось женской одежды высших сословий. Калазирис в своем первоначальном виде остался уделом простолюдин, а знатные дамы одевали поверх его красивые накидки со сложной драпировкой, оставляя одно плечо обнаженным.

Плечи женщин и мужчин украшал ускх – массивное ожерелье, на тканной основе.

Основные особенности одежды египтян

Если характеризовать в целом моду этой древней цивилизации, то можно выделить несколько основных особенностей:

  1. Особую роль отводили египтяне аксессуарам, различные пояса, браслеты, ожерелья, головные уборы применялись с целью выделить и подчеркнуть свою классовую принадлежность, а также украсить одежду незатейливого кроя.
  2. По своему фасону одежда низших и высших слоев общества практически не отличалась. В этом случае основной акцент делался на качество ткани и декоративную отделку, с помощью которой было легко определить статус ее владельца.
  3. Хорошо прослеживается в крое одежды и украшениях геометрическая тематика – это пирамиды, треугольники, трапеции.
  4. В особом почете находилась обувь и головные уборы – однозначно привилегия элиты и приближенных лиц фараона.
  5. В качестве основного материала использовался лен, производство которого достигло своего совершенства на то время.
Идеал красоты в Древнем Египте

История неразрывно связывает понятия женственности, красивой одежды, чувства стиля и моды того времени с царицей Древнего Египта Клеопатрой, в которой сочетались все качества идеальной женщины. А именно смуглая кожа, правильные черты лица, миндалевидный разрез глаз в сочетании с незаурядным умом и сильным характером, сделали ее примером подражания и восхищения для многих женщин.

Одним словом, трудно переоценить роль царицы не только в политической жизни Древнего Египта, но и в развитии моды и стилистических направлений.

 

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *