Ментик и доломан – «Кто такие гусары ? Кивер Ментик Чакчиры Сабля Ботики Доломан Ташка Портупея Кушак Репеёк Султан Этишкет Шпоры Лядунка Лядуночная перевязь Лядуночная перевязь.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Ментик и доломан – «Кто такие гусары ? Кивер Ментик Чакчиры Сабля Ботики Доломан Ташка Портупея Кушак Репеёк Султан Этишкет Шпоры Лядунка Лядуночная перевязь Лядуночная перевязь.». Скачать бесплатно и без регистрации.

03.08.2020

особенности, история и интересные факты

Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.

Комплектация

гусарская накидка

Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап – один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.

Куртка

Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).

гусарская накидка название

Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых – медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.

Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.

Ментик

Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». Это куртка, идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.

Так, офицеры лейб-гвардии гусарского полка носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры – чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые – белый, а унтер-офицеры — черный.

 накидка гусарская

Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой – поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.

Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.

Картины

Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.

Хроника

Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.

короткая гусарская накидка

Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.

Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты – восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.

Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями – все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.

Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.

Венгерки

Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки – ментики и доломаны — часто именуют «венгерками». Но в то же время существовала и другая венгерка – штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.

Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки – шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.

гусарская накидка с меховой опушкой

На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.

Расцветки обмундирования по полкам

Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:

  • Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат – белый, а у унтер-офицеров – чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
  • Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат – белый, у унтер-офицеров – чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап — синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года Давыдов Денис.
  • Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров – серый мерлушковый, у унтер-офицеров – чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.

Униформа гусар Российской Императорской армии 1801-1825 годов

В двух предыдущих статьях мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков 1741-1788 и 1796-1801 годов.
В этой статье мы расскажем о гусарской униформе времен царствования императора Александра I.
Итак, приступим…

31 марта 1801 года всем гусарским полкам армейской кавалерии были присвоены следующие названия:

В 1802 году в гусарский обиход вошли серые шерстяные подшитые кожей кавалерийские комбинезоны (штаны, продолжающиеся ввeрх от пояса до подмышек и держащиеся на помочах).

Согласно нового табеля мундирным, амуничным и оружейным вещам, который был принят 30 апреля 1803 года, были назначены цвета и созданы правила, по которым рядовым гусарских полков полагались (по Висковатову, том XI):
доломан — полкового цвета (см. таблицу ниже), с высоким воротником;
ментик — полкового цвета, обшитый смушкой белого цвета, прежнего покроя, но с высоким воротником;
чакчиры — белого цвета;
рейтузы — из сукна серого цвета, с обтяжными пуговицами, предназначались только для похода;
сапоги — с привинтными шпорами, при рейтузах были с короткими, мягкими голенищами, а при чакчирах — с твердыми голенищами, высотой в половину икры;
галстук;
фуражная шапка
— цвета ментика, с околышем цвета воротника, или без околыша, с гайкою и кистью;
китель — из сурового каламенка, с обтяжными пуговицами;
плащ — из сукна серого цвета, с серым стоячим воротником, с выпушкою по краям цвета воротника на доломане, и с плоской пуговицей для застегивания у шеи;

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

кивер — полупоярковый (см. на рисунке выше), черного цвета, высотой в 6 вершков (26,4 см).
Застегивался узким ремешком из кожи черного цвета.
Имел лопасть с черной шерстяной кистью на конце.
Обшивался по верхнему и нижнему краям тульи и по краям лопасти, черной шерстяной тесьмой, из которой на правой стороне пришивалась петлица, закрывавшая собою гнездо для султана и имевшая, на нижнем конце кокарду с плоской пуговицей.

На кивере были два гарусных шнура, с кистями белого (в 1-м батальоне) и красного цвета (во 2-м батальоне), а также султан из белых перьев. Кивер застегивался узким ремешком из черной кожи.

фуфайка — пошитая из овчины;
сабля с темляком;
портупея — из красной юфти;
ташка — полкового цвета с вензелем императора Александра I;
карабин; — с юфтяным чехлом красного цвета;
пояс — по цвету ментка, с перехватами, шнурком и кистями по цвету шнурков на ментике и доломане;
погонная перевязь — лосинная, выбеленная, с медными пряжкой, запряжником и наконечником и с крюком железным;

лядунка с ремнем — из красной юфти с железным прибойником.
Рукавицы, сшитые из старых мундиров, полагались рядовым гусарам только в зимнее время.
Полковые цвета гусарским полкам согласно табеля от 30 апреля 1803 года были определены следующие:

В униформе трубачей гусарских эскадронов были следующие особенности:
• султан на кивере красного цвета;
• нашивки на рукавах ментиков у плеч («раковины» или «птичьи гнезда») из шерстяной (по цвету шнурков) тесьмы;
• отсутствие карабина, погонной перевязи и лядунки.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Штаб-трубачи, кроме того, имели такие же отличия, как и унтер-офицеры.
Что касается униформы вахмистров и унтер-офицеров, то, за некоторыми исключениями, она соответствовала вышеописанной униформе рядовых:
• опушка ментика была из черной смушки;
• воротник и обшлага ментика и доломана имели золотой или серебряный, по цвету пуговиц, галун;
• шнуры и кисти кивера были белые с примесью черного и оранжевого цветов;
• султаны белые, с верхушкой из черных и оранжевых, между собой перемешанных, перьев;
• замшевые перчатки без краг.2

Гусарские унтер-офицеры не имели карабина и погонной перевязи, но имели трости.
Офицеры, при одинаковых с рядовыми покрое обмундирования и полковых цветах,
имели следующие отличия:
• опушка ментий была из серых крымских мерлушек;
• шнуры, галун и бахрома на ментике и доломане — золотые или серебряные;
• кивер обшивался золотым или серебряным, как на ментике и доломане, галуном и узкой бахромой, и имел такого же цвета кисточку на лопасти.
Шнуры и кисти на кивере — серебряные с черным и оранжевым шелком.
Султан из белых, а к корню из черных и оранжевых перьев.;
• в служебной обстановке через левое плечо носилась лядунка;
• вне службы носился суконный виц-мундир темно-зеленого цвета, пехотного покроя, однако без поперечных карманных клапанов, с обыкновенными гусарскими обшлагами, с цифровкою на воротнике и обшлагах, по цвету пуговиц, с красною обкладкою пол и фалд.
При этом виц-мундире в качестве головного убора носили обыкновенную кавалерийскую шляпу и саблю, надевая портупею под мундир.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В 1803 году в русской армии были сформированы еще два гусарских полка — Белорусский и Одесский, которым определили следующие полковые цвета:

В 1803 году на гусарских офицерских ташках и вальтрапах орлы были заменениы на вензеля и короны, а также был веден кивер пехотного образца — высокий, почти цилиндрический, немного расширяющийся кверху и с пристегивающимся козырьком.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Кутасы — толстые гарусные украшения, свисающие спереди и сзади кивера — на гусарских киверах отсутствовали.
У гвардейских гусар на киверах был герб в виде двуглавого орла.
В 1806 году был сформирован Гродненский гусарский полк, которому определили такие полковые цвета:

В этом же, 1806 году, для рядовых гусарских полков были отменены фуфайки, а также «отменены косы и локоны и повелено стричь волосы подъ гребенку, а генералитету и офицерамъ предоставлено въ семъ случае поступить по собственному произволу»2.
В 1807 году были отменены трости для гусарских офицеров и унтер-офицеров.
В марте 1807 года был создан Лубенский гусарский полк, который получил следующие полковые цвета:

Осенью 1807 года для всех гусарских полков русской армии были введены одноцветные шнуры на доломанах и ментиках.
В ноябре 1808 года гусарским офицерам при виц-мундире приказано носить чакчиры или панталоны темно-зеленого цвета.

Информация: Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гксарские полки

Зимой 1809 года, чтобы облегчить гусарским офицерам финансовое состояние, мундиры с золотом и серебром приказано надевать только в праздничные дни и на смотры, а во всех остальных случаях носить мундиры с гарусным прибором.
Летом 1809 года был отменен плюмаж на генеральскихъ шляпах при виц-мундире, а прежней формы петлица заменена новой, которая состояла теперь из четырех толстых, канительных шнурков, два средние из которых перевлетены в виде жгута.
Осенью 1809 года генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков русской армии на виц-мундирах приказано иметь эполеты, по образцу эполет, присвоенных этим чинам в других кавалерийских частях.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Также генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков были определены для ношения сюртуки из сукна темно-зеленого цвета, с воротником и обшлагами того же цвета, что и на доломанах.

11 ноября 1809 года для всех строевых чинов гусарских полков введен кивер по образцу гренадерских полков, но с такими же, как и прежде султаном, петлицей, кокардой и пуговицей, и с этишкетами и репейком по цвету шнурков на доломанах:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В этот же день были введены новые полковые цвета:

В 1810 году были укорочены султаны у офицерских и генеральских шляп.
В сентябре 1811 года для нижних чинов гусарских полков были введены фуражные шапки по образцу пехотных, драгунских и кирасирских полков с тульей цвета доломана и околышем по цвету воротника и обшлагов.
В начале 1812 года гусарам были введены кивера нового образца с этишкетами и репейком по цвету шнурков на мундире и с петлицей и чешуей по цвету пуговиц:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Этим же распоряжением воротники ментиков, доломанов, плащей и офицерских вице-мундиров было предписано иметь ниже прежних, без скоса спереди и застегнутые на крючках (см. на рисунке выше).
В конце ноября 1812 года для облегчения финансовых расходов всем офицерам гусарских полков было разрешено вместо золотого или серебряного прибора на мундирах иметь белевый (из отбеленной пряжи) желтого или белого цвета, этишкеты, репейки, пояса и темляки, вместо серебряных, белые из бели, и белевые же галуны и шитье на валтрапах: вместо золотых — оранжевые, а вместо серебряных — белые.

Информация: Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гксарские полки

17 декабря 1812 года Иркутский драгунский полк был переименован в Иркутский гусарский полк и ему были определены следующие цвета:

15 сентября 1813 года офицерам и нижним строевым чинам Ахтырского, Белорусского, Александрийского и Мариупольского гусарских полков пожалованы, на кивера, знаки отличия, по цвету пуговиц и в виде ленты, с надписью: «ЗА ОТЛИЧIЕ АВГУСТА 14 ДНЯ 1813 ГОДА»:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

Такие же знаки на кивера получили 3 мая 1814 года офицеры и нижние строевые чины Гродненского, Лубенского и Сумского гусарских полков, а 19 ноября 1814 года — Елисаветградского, Изюмского и Павлоградского гусарских полков.

В апреле 1814 года вышло распоряжение, согласно которому гусарским офицерам предписывалось носить однобортные виц-мундиры с девятью плоскими пуговицами со стоячим воротником, застегивающимся на крючки и выпушкой по цвету воротника вдоль борта.
При этих виц-мундирах носили панталоны темно-зеленого цвета и черные сапоги с черными кисточками.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В мае 1814 года для офицеров гусарских полков были введены рейтузы нового образца, серого цвета, с лампасами и выпушкою по цвету воротника на доломане.
Такие же рейтузы, но с кожаными вставками в шагу, были введены в августе 1814 года для нижних чинов гусарских полков.
Чакчиры носились только на парадах.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В 1814 году к кокардам на офицерских шляпах была добавлена белая лента, которую позже заменили серебряной.
В апреле 1817 года всем гусарам предписано носить кивера с бляхами, по образцу гренадерских полков. Кроме того, в Ахтырском, Александрийском, Мариупольском и Белорусском полках оставлены прежние их знаки отличия в виде ленты (позиция 1 на рисунке ниже), а Сумскому, Лубенскому, Гродненскому, Елизаветградскому, Изюмскому и Павлоградскому даны новые (позиция 2 на рисунке ниже), в виде щита, как в полках армейской пехоты:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В мае 1817 года трубачам гусарских полков предписано носить на рукавах ментиков и доломанов крыльца по цвету воротника на доломане и нашивки по цвету шнурков.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В конце февраля 1819 года унтер-офицерам и рядовым гусарских полков были заменены лядунки и перевязи. Теперь лядунка из лакированной кожи черного цвета с круглой бляхой из желтой меди с пистолетным прибойником на белом лосинном ремне носилась на белой лосинной перевязи, которую рядовым было приказано носить не через правое (как до этого), а через левое плечо, под панталером.
В 1820 году для гусарских полков были определены следующие цвета:

У гусарских офицеров — шнурки, галуны, бахрама и вензеля на ташках и вальтрапах были по цвету пуговиц — золотые или серебряные, гомбы поясов серебряные, пояса и этишкеты серебряные, с черным и оранжевым шелком.
В феврале 1820 года на гусарских кивераъ, вместо султанов, приказано было иметь продолговатые султанчики или помпоны: у нижних чинов — из шерсти, по цвету этишкет, а у офицеров — золотые или серебряные, по цвету пуговиц. В апреле 1820 года эти помпоны были отменены.
В апреле 1821 года гусарским офицерам было приказано иметь ментики и доломаны без бахромы, с пятью рядами пуговиц.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

За безпорочную службу в марте 1825 года для нижних строевых чинов гусарских полков были введены нашивки из желтой тесьмы на левый рукав:
• одна — за 10 лет;
• две — за 15 лет;
• три — за 20 лет.

Информация: Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XIХ-начала XX века»

В последние годы царствования императора Александра I гусарским полкам были установлены следующие масти коней:

Источник:
1. Алехин, Валькович «Павлоградские гусары в 1812-1815 гг. Униформа, снаряжение, и вооружение нижних чинов»
2. Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению»
3. Веремеев «Униформа русской кавалерии 1812 года. Гусары»
4. Шенк, Модзалевский «Кавалерия. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры, СПб., 1914»
5. Сулимов «Павлоградцы в 1812 году. Юбилейная памятка Павлоградского Лейб-гусара. (2-й Лейб-гусарский Павлоградский полк). Сувалки, 1912 г.»
6. Введенский «Гусары и уланы. Кавалерия Российской армии»
7. «Русская кавалерия 1799-1814 гг.» (Новый Солдат №196)
8. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Наполеоновские войны 1805-1815»
9. Богданович «Русская армия в век императрицы Екатерины II»
10. Канник «Униформа армий мира 1506 — 1804 гг.»
11. Корниш «Русская армия 1914-1918 гг.»
12. Веремеев «Униформа кавалерии Русской Армии 1907-1914гг.» часть III. Гусары
13. «Правила о форме одежды генералов, штаб и обер-офицеров, состоящих на действительной службе, в запасе и отставке. Походное снаряжение образца 1912 года»
14. Приказы по военному ведомству 1909 г. № 172; 1910 г. № 191; 1911 г. № 319; 1912 г. № 219 и 458, Высочайшее повеление 22 октября 1912 года, приказы по военному ведомству 1914 г. №№ 221, 512, 589 и 618.
15. Звегинцов «Формы русской армии 1914 г.»
16. Шенк «Таблицы форм обмундирования русской армии», 1912
17. Шенк «Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия», 1910
18. Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XVIII-XIX веков»
19. Введенский «Пять веков русского военного костюма»
20. Каштанов «Русский военный костюм»
21. Констам, Янгхазбенд «Русская армия в Семилетней войне. Кавалерия и артиллерия»
22. Харитонов, Горшков «Русская армия 1917-1920»
23. Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XIХ-начала XX века»
24. Звегинцов «Русская армейская кавалерия 1907-1914»
25. Звегинцов «Русская Армия 1700-1917 гг.» части 1,2,3,7
26. Кузин, Федорчук «Мундирные пуговицы Российской империи»
27. Кольцов «Легкая кавалерия Николая I в Восточную войну. Армейские гусары, 1853-1855 гг.»
28. Леонов «Цвета гусарских мундиров. 1763-1775 (по архивным и высочайше утвержденным документам)»
29. Леонов «»Незамеченная» реформа. Цветовые различия гусарских полков. 1775-1784»
30. Табель мундирным и амуничным вещам одного поселеннаго гусарского полку, по которой в мирное время помянутые вещи в каждой полк отпускать должно. 24 декабря 1776 года. СПб., 1777.
31. Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гусарские полки
32. Цвиркун «Гусары в русском войске XVII века»
33. Летин, Леонов «Русский военный костюм. От Петра I до Петра III»
34. Nafziger «The russian army 1800-1815»
35. «Хроника Российской Императорской армии, составленная по высочайшему повелению»
36. Шунков, Мерников, Спектор «Русская армия в Первой мировой войне 1914-1918. Полная энциклопедия»
37. «Handbook of the Russian army 1914»
38. Царева «Униформа.ю оружие, награды Российской империи от Михаила Романова до Николая II»
39. «Рисунки обмундирования и вооружения офицеров Императорской российской армии» (С.-Петербург, 1844 г.)

Доломан — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2018; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2018; проверки требуют 7 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Венгерка.

Долома́н[1] (долман, венг. dolmány) — часть гусарского мундира: короткая (до талии) однобортная куртка[2] со стоячим воротником и шнурами, поверх которой надевался ментик.

Название происходит от тур. dolama — длинного кафтана с узкими рукавами (см. илл.), носившегося янычарами[3]. В XVII веке венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Европы. Отсюда другое название доломана «венгерка».

Доломан был очень трудным в изготовлении, поэтому пошивка полного комплекта униформы: самого доломана, ментика и лосин-чакчир начиналась именно с него.

В России 1800-х-1810-х годов стоимость изготовления доломана для рядового гусара составляло 2 рубля и 2 копейки, для трубача — 3 рубля 22 копейки, а для унтер-офицера — 3 рубля 82 копейки. Доломан изготавливался из сукна размеров в один аршин и стоимостью 1 рубля 84 копейки. Несмотря на то, что вытачек на доломане не делалось, он должен был плотно облегать фигуру гусара, для чего сукно растягивали по фигуре, размачивая и утюжа. На шнуровку доломана уходило 30 аршин шерстяного шнура по копейке за аршин. Одним из самых дорогих элементов доломана были пуговицы, цена одной пуговицы составляла 4 копейки, в результате один комплект пуговиц выдавался гусарам на 20 лет, а в случае потери одной пуговицы гусарам приходилось самим покупать новую, так как казна деньги на пуговицы не выделяла и не компенсировала траты на них[4].

Рукава доломана были узкими и длинными, закрывая половину ладони. Тем не менее, сзади шёл разрез около 12 см, благодаря чему рукава доломана можно было спокойно закатать. Воротник доломана был стоячим, до 1812 года — высоким, незастёгивающимся и жёстким, после же — чуть более низким, облегающим шею и застёгивающимся на три крючка, и изготавливался из сукна и холста, подклеенных рыбьим клеем. С 1802 года воротники рядовых гусар отделывались белой овчиной, а офицеров — серой крымской мерлушкой, но к 1816 году у рядовых гусар Сумского, Белорусского, Мариупольского, Елисаветградского и Иркутского полков появился черный мех. Доломан, как указано выше, украшался шнуровкой, для которой использовались плоский, сплетенный «косичкой» шнур и круглый и скрученный шнур. Двумя рядами шнура с узорами («гусарский узел» из трех колечек) у рядовых обшивали воротник, всю куртку по периметру, обшлага и края рукавов. Тремя рядами шнура с узорами обкладывали спинные швы и «крылышки». Расшивка на груди у армейских гусар состояла из 15 рядов двойного шнура, но в зависимости от роста их могло быть больше или меньше. Гусарские пуговицы, которые располагались по центру и служили для застёгивания доломана, были круглой формы и спаивались из двух штампованных половинок. Диаметр пуговицы составлял 2 см[4].

  • sr:Долама — сербский черногорский кафтан, напоминающий доломан по покрою.
  • Доломан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Попов М., Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке., СПб., 1907.
  • Раздел «Доломан для офицеров гусарских армейских полков» (часть III, с. 24 — 25, рис. 9), «Полный академический курс кройки мужского платья Первого Вспомогательного Общества Санкт-Петербургских закройщиков», СПб., 1906 — 1908;
  • Кирсанова Раиса Мардуховна. Доломан // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 91. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Доломан // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

голубые, красные, черные, военные, парадные

Среди множества непонятных старинных слов, относящихся к армии в прошлые времена, многие относятся к самому знаменитому роду войск легкой кавалерии – гусарам. Неоднократно воспетые в книгах и кино, эти лихие воины являют собой одно из олицетворений Отечественной войны 1812 года. Между тем история, как гусар, так и гусарского мундира лежит значительно глубже.

Если бы можно было поставить воинов этой категории в ряд, вряд ли кто-то мог бы сказать это представители одного рода войск. Со времен появления гусар до начала ХХ века, времени угасания кавалерии, произошло очень много изменений в этой среде.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

русская пехота

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Богатые доспехи из лучшего металла, отборные лошади со всего Польского королевства, множество видов оружия, в том числе огнестрельного, делали гусарию силой на поле боя.

Страх на врагов нагоняли крепившиеся на седло или на панцирь большие крылья, покрытые белыми или черными перьями.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Русские гусары XVIII века

Петр Великий, занятый преобразование России, гусар в армии не вводил. Может просто не дошли руки, может в Европе они еще не набрали моду, может ему вполне хватало казаков в качестве легкой кавалерии. В 1723 году были призваны «охочие сербские люди» для поселения в России, из которых формировались и регулярные легкие кавалерийские части, подходящие под описание гусар по своей сути. Нельзя сказать, что они занимались разработкой того, что можно было бы назвать гусарским мундиром.

гусары на лошадях

В эпоху правления «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, досадная ошибка отсутствия регулярных гусарских частей была исправлена. Ивану Самойловичу Хорвату, сербу по национальности, приехавшему из Австрии, было поручено сформировать несколько гусарских подразделений. Дворяне, любившие яркость и богатство, быстро поняли преимущества новых полков в плане формы.

Венгерский костюм как нельзя лучше подходил для безумства украшательства формы.

Тогда же формируется основы гусарской формы, сохранившиеся вплоть до начала ХХ века.

Что входило в форму первых российский гусар Елизаветы Петровны:

  • доломан, короткая куртка однобортного типа, со шнурами, имевшая воротник стойку;
  • ментик, так же короткая куртка, отороченная мехом, носившаяся поверх доломана, в теплое время накидывавшаяся на плечо с застежкой на верхний шнур, от чего создавалось впечатление «волочения»;
  • чикчиры, обтягивающие ноги кавалерийские рейтузы, часто из кожи лося;
  • кушакc гомбами, то есть перехватами;
  • ташка, небольшая сумка, свисающая в районе колен, с левой стороны, первоначально для патронов, но затем,скорее, для декора, обязательно на нее был нанесен вензель государя или государыни;
  • шапка, фетровая или меховая, замененная на кивер и фуражку в более позднее время;
  • перевязь патронташная и ремень карабина, как правило, из простой кожи черного цвета, носились крест-накрест.

Была у ранних гусар привилегия, которой завидовала вся остальная армия. Им не нужно было утомлять себя устроительством причесок их муки, буклей и прочего. Правда, Петр III и Павел решили иначе, но кавалеристам все равно было больше поблажек.

Интересно, что по армейским уставам офицеры и рядовые гусары почти не отличались по форме. Офицеры лишь должны были носить золотые и серебряные пуговицы и шитье, а так же желтые сафьяновые сапоги с позолоченными шпорами, не возбранялись и драгоценности.

Да, служить в гусарах было недешево.

Формировались новые гусарские полки, у них все время менялась расцветка формы, иногда кардинально. Формируется расцветка мундиров, красная, синяя, зеленая и черная в разных полках.

26 февраля 1784 года стал трагедией для тысяч гусар, так как указом императрицы Екатерины II все гусарские полки были переформированы в легко-конные. Несколько оставшихся подразделений были сбиты в один сводный полк и отправлены для опытов наследнику престола Павлу Петровичу. Правда, в 1788 году два полка вновь получили наименование гусарских, да и в армии их никто легко-конными особо не называл. Рубеж веков и Наполеоновские войны русская армия вновь встречала с бравыми гусарами.

Гусары в войне 1812 года

Настоящим звездным часом для русской легкой кавалерии стало вторжение армии Наполеона в 1812 году. Эту войну Россия встретила, имея среди прочих войск, 13 гусарских полков.

Различались они, как это было заведено, по расцветкам:

ПолкДоломанМентикЧикчирыМанжеты воротникЦвет шнуров
Лейб-Гвардии ГусарскийКрасныйКрасныйСиниеСиниеЖёлтые
АлександрийскийЧерныйЧерныйЧерныйКрасныеБелые
АхтырскийКоричневыйКоричневыйТёмно-синиеЖелтыеЖелтые
БелорусскийСинийКрасныйТёмно-синиеКрасныеБелые
ГродненскийСинийСинийСиниеНебесно-голубыеБелые
EлисаветградскийСерыйСерыйЗеленыеЗеленыеКрасные
ИзюмcкийКрасныйСинийСиниеСиниеБелые
ИркутскийЧерныйЧерныйКрасныеКрасныеКрасные
ЛубенскийСинийСинийСиниеЖёлтыеБелые
МариупольскийТемно-синийТемно-синийТемно-синиеЖёлтыеКрасные
OливопольскийЗеленыйЗеленыйКрасныеКрасныеБелые
ПавлоградскийЗеленыйHeбеcнo-гoлyбойЗеленыйHeбеcнo-гoлyбыеКрасные
СумскийСерыйСерыйКрасныеКрасныеБелые

Опушка у всех, кроме Лейб-Гвардейцев была белого цвета. Гвардия носила этот элемент в черном исполнении. Вместо шапок вводятся кивера. Однако их носили лишь в бою и на парадах. С учетом стоимости этого головного убора, в повседневной жизни его заменяли простыми фуражками.

Кстати, само по себе слово фуражка несет кавалерийский оттенок, в нее собирали фураж и могли накормить лошадь.

Вопрос стоимости касался и самой формы. Часто вне строя гусары носили простые пехотные сюртуки, так как их вышитые мундиры плохо переносили ежедневный уход за лошадьми, чем, кстати, любой гусар должен был заниматься сам.

Поэтому внешне отличить лихого рубаку от, к примеру, эскулапа по мундиру было сложно.

Гусары в XIX веке

Воцарение на престоле Николая I обернулось для гусар реформированием формы. Вновь меняются цвета полков, ментики теперь полагается носить на спине, а не на плечах, меняется цвет выпушки. В общем, происходят многие, весьма важные и серьезные изменения в жизни гусар.

гусары 19 века

Крымская война, вскрывшая многочисленные проблемы в армии, коснулась так же и гусарской формы. В очередной раз меняется расцветка полков (видимо, это было любимое развлечение штабного начальства), а так же введение новых типов стрелкового вооружения и формы. Отменяются ментики и ташки, а сами полки постепенно получают номера вместо «городового» наименования.

Александр III пошел еще дальше. Он преобразовал все уланские и гусарские полки в драгунские, окончив тем самым историю одного из самых известных родов кавалерии до… 1910 года. Именно тогда огорченный поражением в войне с Японией Hиколай II решает поднять боевой дух, возродив, по сути,никому уже не нужные гусарские полки и вновь порадовав себя составлением расцветки для мундиров.

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Гражданская война окончательно добивает гусар как цельнолитой род войск.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.

гусары 20 векаКликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Заключение

Гусары, пройдя долгий путь эволюций, стали в итоге историей. Память о них живет на страницах тысяч книг и кадрах фильмов. Без них невообразимо представить себе ни русско-турецкие ни наполеоновские войны. При этом гусары, это то, что роднит русскую легкую кавалерию с аналогичными войсками других стран.

царские гусары

Казаков не было ни у кого, зато гусары были практически у всех. Яркая форма и яркая служба позволила сделать из гусар настоящих героев, чему немало способствовала громкая литературная слава.

Одного Давыдова и Лермонтова хватило бы для воспевания гусар, но в разные годы о них писали и Пушкин, и Гумилев, и многие другие.

Видео: правда и мифы о гусарах

7 важных фактов о гусарах

18 ноября 1796 года началось формирование Лейб-гвардии гусарского полка. Лихие воины в заломленных киверах, они будут наводить ужас на наполеоновские войска. Быть гусаром — особый путь, путь служения в элитарных войсках.

7 важных фактов о гусарах

1. Откуда есть пошли?


7 важных фактов о гусарах

Гусары как воинское подразделение возникли в Венгрии в 1548 году. Гусарские подразделения были сформированы для защиты от турок. Ко времени сбора этого ополчения восходит и название «гусары». По одной из версий, оно образовано от   венгерского húsz, то есть 20. Каждый двадцатый дворянин должен был войти в кавалерийское ополчение, либо каждый двадцатый из новобранцев должен был стать кавалеристом. Есть и другие версии происхождения названия. Так, некоторые исследователи возводят слово «гусар» к латинскому cursus, что переводится как «набег». По этой версии, гусары родственны корсарам.

Позже гусары появились и в польских войсках. Полки гусар в армии времен Стефана Батории были одной из самых грозных сил Европы. Кроме короля, собственными ротами гусар обзаводились и магнаты. Гусары тех времен сильно отличались от привычного нам образа гусаров в ментиках и доломанах. Он носили тяжелые доспехи, одним из важных атрибутов были звериные шкуры. Как правило, леопардовые. Кроме того, ранние гусары носили крылья. В прямом смысле.

2. Летучие гусары

7 важных фактов о гусарах

«Эскадрон гусар летучих» — не просто поэтический образ и название фильма Ростоцкого. Первые гусары были в прямом смысле крылатыми. «Крылатость» пришла в гусарские подразделения, скорее всего, от сербских наемников, носивших крылья. Кавалеристы Речи Посполитой — элеары — также носили крылья. В допетровское время, когда русские гусарские полки  формировались из наемников, их атрибутом также были крылья.  Свидетели парада Государева полка 18 мая 1654 года так описывали русских гусар:«Полковник Рыльский вел 1000 гусар, обмундированных по польскому образцу, с барабанами и свирелями. У его лошади были: на голове султан, на спине крылья и дорогой, шитый золотом чапрак».

Нет одного мнения по поводу назначения столь необычной атрибутики. С одной стороны, крылатые гусары должны были наводить всем своим видом суеверный ужас на противника, с другой — есть данные о том, что крылья не были боевой атрибутикой, а надевались гусарами только на время парадов и смотров.

Интересный факт: когда войска Ивана Грозного стояли под Казанью, то их привел в немалое замешательство вид казаков, вставших неподалеку: они были украшены перьями и были похожи, по описаниям, скорее на индейцев, чем на известных нам казаков. Всё те же перья, всё та же «птичья» символика «крылатого воинства».

3. Культ гусарства

7 важных фактов о гусарах

В начале XIX века гусарами хотели стать все.  Другое дело, что не все могли себе это позволить. Гусарские полки были элитарными войсковыми подразделениями. Туда отбирали лучших. В советских фильмах гусары как на подбор: высокие и статные. На деле, была несколько другая картина: высоких мужчин в гусары брали редко.

Быть гусаром было ещё и накладно: один уход за формой требовал немалых вложений. Золотое и серебряное шитье на доломане, разгульный образ жизни, который гусары позволяли себе в мирное время, содержание лошади, карточные обязательства. Наконец, ухаживание. Всё это требовало немалых вложений. Кроме того, вставший на путь гусара, должен был соответствовать немалому количеству моральных (и аморальных) обязательств, отступление от которых нередко каралось смертью: за словом в карман не лезли, за дуэльным пистолетом тоже. Наполеоновский маршал Ланн писал: «Гусар, которому 30 лет, и он не убит — дерьмо, а не гусар».

4. Ментик, кивер, доломан

7 важных фактов о гусарах

Ментик — верхняя одежда гусара, которую в холодное время года надевали поверх доломана, а в теплое — оставляли висеть на левом плече. Доломан — короткая однобортная куртка со стоячим воротником и шнурами. На ногах гусары носили чакчиры, обуты были в короткие сапоги (ботики).

Самой многофункциональной вещью гусара был кивер — высокий головной убор. К нему крепился султан, который, очевидно, остался как наследие перьев первых гусар и выполнял в бою опознавательную функцию (радиосвязи не было: по киверам и султанам можно было наблюдать за перемещением гусарских летучих отрядов). Гусары жили войной и свято следовали принципу «всё своё ношу с собой». Своё они носили как раз в кивере, у которого было двойное дно. Вещи клались в ташку (сумку), а самое ценное — над головой — в кивер.

5. Спецназ

7 важных фактов о гусарах

Гусары были легкой кавалерией. Они редко использовались при лобовых атаках. Их «коньком» была внезапность и мобильность, а также, конечно, абсолютное бесстрашие.  По поводу того, можно ли считать гусаров «спецназом» или нет ведутся споры, но то, что гусары выполняли специальные задачи — не подлежит сомнению. Та прыть и тот напор, с которым русские гусары крушили артиллерийские редуты в Отечественную войну, поражали воображение не только наших солдат, но и наполеоновских генералов. Гусары также были незаменимы при погоне за отступающим врагом. Они «садились на плечи» ретирующемуся противнику, кавалерийским наскоком просто задавливая того в глубокий тыл. По дороге отбивали у неприятеля обозы и лошадей, провиант и орудия.

6. «Гусары смерти»

7 важных фактов о гусарах

Череп с костями — это не только пресловутый «весёлый Роджер», но и символ «гусаров смерти». Символика, пришедшая от французских эмигрантов-роялистов, укрепилась в русских кавалерийских частях.  Герб с черепом и костями был утвержден, например, на киверах Александрийского гусарского полка. Символ этот обозначает не только смерть, но и победу над ней. Это символ Голгофы, Адамова голова. Победа над бренностью жизни. Потому гусаров Александрийского полка называли «бессмертными гусарами».

7. Былое величие

7 важных фактов о гусарах

Нужно признать, что образ гусаров был серьезно искажен. В советское время о гусарах старались не вспоминать до Великой Отечественной войны, но в военное время вспомнили: нужно было поднимать патриотический дух народа. Пьеса Гладкова «Давным-давно» с успехом шла в театрах, а фильм Эльдара Рязанова просто «взял кассу».

Серьёзно «подпортил» образ русского гусарства образ «поручика Ржевского» из анекдотов. Герои войн, стоявшие до конца на защите интересов России в городском фольклоре представлены кутилами и пошляками. Обидно даже. А ведь была и остается в гусарах тайна, тайна цехового военного братства ушедшего крылатого воинства.

Текст

Костюм и Шапка, Про Усы Русского Гусара, Форма Одежды, Описание Боев, Вооружение и Обмундирование

29.04.2019

О гусарах сложено немало стихов и песен, ставших со временем неотъемлемой частью армейского фольклора для целой эпохи. Русские гусары, ратные подвиги которых овеяны легендами, по праву занимают одно из ведущих мест в героической летописи русского воинства. И хотя этот вид легкой кавалерии появился не в России, русскую армию сегодня трудно представить без гусарских полков. Пиком славы гусарского воинства стала Отечественная война 1812 года.

БородиноБородино

Бородино

Рождение нового вида легкой кавалерии

В русский язык слово гусар пришло из Австрии. Именно здесь этот вид легкой кавалерии получил свое развитие, превратившись из конных отрядов ополчения в регулярные воинские подразделения. Действия польской легкой конницы и венгерских отрядов на полях сражений в Центральной и Восточной Европе показали высокую эффективность нового вида кавалерии. Польские гусары, вооруженные легким оружием, обладали мобильностью и могли выполнять различные боевые задачи. Летучие отряды успешно действовали при ведении разведывательных операций, наносили немалый урон коммуникациям противника. При умелом использовании в составе основных сил гусары прекрасно показали себя в качестве ударных подразделений. Лавина легкой конницы смогла внести смятение в ряды пехоты, расстроив боевые порядки противника. Про гусаров говорили – «Они быстры, стремительны и неустрашимы. Их атака всегда, как гром среди ясного неба».

Сербские гусарыСербские гусары

Сербские гусары

Отвага, неустрашимость и высокое воинское мастерство были отличительными чертами гусарских отрядов. Особенности и специфика воинской службы наложили свой отпечаток на дальнейшую судьбу легкой кавалерии. Гусарские подразделения формироваться по новому принципу. Своего рода – гусары стали армейским спецназом того времени. Образовалась целая каста военнослужащих, со своими правилами, негласными законами и принципами. Быть гусаром считалось почетно и престижно. Этому способствовали образ жизни кавалеристов, специфика воинской службы.

Стоит напомнить, что гусары были в русской армии еще при царе Михаиле Федоровиче. На службе русского царя состояли наемники из Европы, сведенные в три гусарские роты. Петр I на некоторое время упразднил гусарские подразделения, однако уже в 1723 году в русской армии снова появляются гусарские кавалерийские иррегулярные формирования. Попытки превратить иррегулярную конницу в полноценные строевые подразделения предпринимались фельдмаршалом Минихом, однако успеха эта идея не принесла. Только при Екатерине II были сформованы первые регулярные гусарские полки, набираемые из числа российских граждан. Активную роль в повышении боеспособности легкой кавалерии сыграл Император Павел I. Все гусарские полки в России получили названия по месту постоянной дислокации. Летучая кавалерия стала регулярно участвовать в военных похода российской армии, став полноценным боевым инструментом современной армии.

Костюм гусара, как элемент культа бравого воина

Узнать гусара можно было издалека. Кавалеристов отличала блестящая форма, особый стиль во внешнем облике и в манерах поведения. Формированию облика бравого гусара способствовал восточно-европейский колорит. В воинском гусарском мундире можно легко увидеть черты сербского, венгерского и польского мужского платья.

Форма гвардииФорма гвардии

Форма гвардии

В российской армии костюм гусара считался самым престижным мундиром. Недаром Гвардейские Семеновские и Преображенские полки были одеты в гусарскую форму. Начиная со времен царствования Екатерины II, все лейб-гвардейцы носили парадную гусарскую форму. Отличался костюм только цветом и мелкими деталями. Каждый гусарский полк имел свою, отличную от других форму. Имели кавалеристы и особенности во внешнем виде. Усы гусара являлись характерной чертой во внешнем облике военного, которая выдавала его принадлежность к элитному подразделению. По длине и завиткам кончиков усов гусара, можно было определить, к какому полку приписан военнослужащий, какого он звания.

История с военным мундиром для гусарских полков в России имеет разное толкование. Однако ввиду того, что этот вид кавалерии пришел из центральной Европы, русские кавалеристы унаследовали детали венгерского, сербского и польского обмундирования. Традиционно польские и австрийские гусары носили яркие мундиры с элементами венгерского и польского национального костюма, имели головные уборы отороченные мехом. Костюм гусара в любой обстановке, на поле боя или в парадном строю отличали пышность и красочность.

Первые гусарские отряды носили меховые шапки и короткие полушубки. Постепенно легкая конница отошла от кольчуги и других защитных доспехов. Форма становилась более удобной и практичной. Вместе с тем, образ жизни гусар вносил свои коррективы в стилистику военного мундира. Однако без изменения остались основные детали воинского мундира, такие как доломан и ментик.

Эти элементы костюма стали обязательными и сохранились до самых последних дней существования этого вида кавалерии.

Доломан представлял собой короткую куртку со стоячим воротником. Короткая длина была выбрана не случайно, так как частое нахождение всадника в седле требовало более удобной и комфортной одежды. В Венгрии, откуда и пришли к нам гусары, доломан считается традиционной формой одежды военного всадника. В качестве элемента верхней одежды использовался ментик, короткая куртка – накидка, отороченная мехом. Однако ментик помимо своей основной функции, играл важную роль в создании облика всадника. Специально был придуман и стиль ношения ментика. Его одевали на один рукав и цепляли боком к доломану, создавая неповторимый образ бравого вояки. Эта традиция прижилась в легкой кавалерии, став неотъемлемым элементом ношения военного мундира.

И доломан, и ментик имели яркие мелкие детали, подчеркивающие парадность военного костюма. На груди доломан был расшит 15 шнурованными петлями. Для офицерского состава петли имели золотую или серебристую расцветку, для рядового состава гусарских полков петли делались из обычного шелкового шнура желтоватого или серебристого цвета. Особое место на груди занимали пуговицы. Офицеры на доломане и ментике носили позолоченные пуговицы. Солдатские мундиры оснащались медной фурнитурой. Оторачивал петли на доломане галун, который на офицерской форме был золотистого цвета. Аналогичным образом обшивался и украшался ментик.

Веяния времени

С годами гусарский костюм претерпел изменения. Сказались попытки унифицировать военную форму, привести ее в определенный порядок. Количество петель на мундире могло варьироваться от 11 до 18 шт. Число шнуров и цветовая гамма так же претерпели изменение. Каждый гусарский полк имел свои отличия на мундире, начиная с цветового оформления и заканчивая цветом меховых обшлагов. Форменным стал и головной убор. Меховая шапка уступила место киверу, который можно смело назвать настоящим произведением искусства.

Черный цилиндр был обязательно обозначен петлицей и кокардой, которые говорили о звании кавалериста и его принадлежности к воинскому подразделению. Венчал головной убор султан. Кивер крепился на голове с помощью ремешка – чешуи. Шапка гусара стала на определенное время главным отличительным признаком принадлежности военнослужащего. В таком виде гусарский кивер продолжал оставаться долгое время. Менялась только высота головного убора, цвет султана.

Мундиры царской армииМундиры царской армии

Мундиры царской армии

Начиная с XVIII века, гусары получили полевую и парадную форму. Для действия в полевых и боевых условиях кавалеристам предназначалось более сдержанное обмундирование. Ограничено количество металлических и блестящих частей. Уменьшена высота кивера и убраны с головного убора металлические части. Стандартизировался цвет униформы. Вместо разноцветной формы, полевая гусарская форма стала зелено-серой. Парадный гусарский мундир продолжал оставаться ярких цветов. Для гвардейских полков было принято носить воинский мундир белого или красного цвета. Рейтузы, остались обязательным атрибутом парадной одежды, перейдя на униформу других родов войск. В полевых условиях было принято носить длинные узкие или прямые брюки.

Гусары XX векГусары XX век

Гусары XX век

Помимо знаков отличия на кивере и цвету галунов, отличительными признаком являлась меховая оторочка на рукава и обшлагах доломана и ментика. Для высших офицеров было принято носить бобровый мех. Унтер-офицеры и капралы носили мундиры отороченные чернобуркой. Рядовой состав носил доломаны, украшенные заячьим мехом.

В заключение

Костюм гусара продолжал долгое время оставаться в армии самым ярким и выразительным. Не только в русской армии, но и в армиях других государства, гусары всегда были впереди. Их присутствие на поле боя всегда можно было определить по внешнему виду всадников и стилю атаки. Атрибутика, сопровождающая гусаров на всем протяжении их существования, манеры поведения, стиль жизни и боевые заслуги давали обильную почву для армейского фольклора. В гусарских полках служила элита общества. Нередко в составе гусарских полков проходили службу ученые и поэты, художники и артисты. Русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов служил в составе Ахтырского гусарского полка. Сумел отличиться службой в лейб-гвардейском полку поэт Михаил Лермонтов. Гусарами были такие известные личности, как поэт Александр Грибоедов, писатель Михаил Булгаков и будущий Президент Финляндии — маршал Маннергейм.

Гусарские полки входили в состав русской армии до самого краха Российской Империи, считаясь элитными подразделениями.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Метальников Александр

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

“Гусарская баллада”: ошибки, легенды и дальтонизмCineModa

FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В преддверии годовщины Бородинской битвы (7 сентября 1812 года по новому стилю) посмотрим на костюмы в прекрасном фильме Эльдара Рязанова “Гусарская баллада” (1962).

Военных историков хлебом не корми дай пафосно и самоуверенно покритиковать кино о войне. “Гусарской балладе”, при всей любви к ней зрителей, достаётся не меньше. Дескать, и мундиры неправильные, и ордена не те и висят неправильно, оружие не того времени, пушки стреляют без отдачи, анахронизмы в званиях — в общем, ляп на ляпе и ляпом погоняет.

Одни говорят об ошибках “костюмеров”, другие, отмечая, что мундиры хороши, безапелляционно говорят, что это были музейные образцы или что кто-то помогал “костюмерам”. В общем, что-то нам в СинеМода даже стало немного обидно за Ольгу Семеновну Кручинину, которая вовсе не “костюмер”, а выдающийся художник по костюмам. С которым “Гусарской балладе”, безусловно, очень повезло (Материал СинеМоды с выставки к 100-летию художника по костюмам О.С. Кручининой).

Мундир Шурочки Азаровой

Loading

Александра и Дмитрий.

Loading

Гусары Сумского полка — гравюры из коллекции Эрмитажа. Здесь и далее источник — сайт Эрмитажа Все картинки кликабельны.

Шурочка (Лариса Голубкина) надевает на маскарад гусарский мундир: ментик и доломан у нее серые, воротник и обшлага доломана, чакчиры (рейтузы) — красные, мех на ментике серый, шнуры — белые). Поручик Ржевский довольно уверенно опознает его: “Мундир на Вас я вижу Павлоградский”. И немедленно садится в лужу. Так как на Шурочке “идеально сшитый мундир Сумского полка”. По-видимому, первым в СМИ об этом написал А. Васильев, научный сотрудник Военно-исторического архива, в своей статье “Сабля, ташка, конь гусарский” в журнале “Наука и Жизнь” в 1988 г. (№9). И с тех пор, информация об этом появляется в практически любой статье о “Гусарской балладе” или в обсуждениях.

Offtop-1: А.Васильев считал это “оплошностью” киношников, извиняя это тем, что “историю военного костюма нигде не преподают, нет даже публикаций в журнальной периодике”. И здесь автор был прав и не прав сразу. На “Гусарской балладе” военных консультантов, возможно, и не было. Но С.Ф. Бондарчука, который снимал с 1961 г. “Войну и мир”, консультировали военные. Позднее с киношниками сотрудничал специалист по военному костюму, человек-легенда Валерий Николаевич Куликов. Он же преподавал для будущих художников по костюму в Школе-студии МХАТ.

Однако на “Гусарской балладе” художнику по костюму Ольге Семеновне Кручининой пришлось разбираться самой.

Loading

О.С.Кручинина. Эскиз костюма Шурочки

О.С. Кручинина: «Консультантов по военному костюму не было, поэтому мне приходилось самой разыскивать и материалы по французской армии и по русской армии. Причем, выполнять эти костюмы тоже было очень сложно, потому что мастерские не умели их делать. Были проблемы со всем: и с материалами и с исполнением: золотое плетение, золотые или серебряные шнуры на киверах гусарских или уланских… султаны из перьев… Как красить перья? Где достать эти перья?
Уж я не говорю о том, что формы головных уборов, например, французской армии, мне приходилось зимой разыскивать на складах, которые были в Голицыно. Когда-то они принадлежали Академии художеств, потом переданы в воинские части. И там они навалом лежали в этих металлических ангарах, кучами, какие чьи неизвестно. И я карабкалась по этим кучам, что вот где-то там, кажется, нужный мне головной убор. С трудом мы устанавливали форму методом многих примерок, проб”.

Ошиблась ли Ольга Семеновна случайно или пошла на эту ошибку с мундиром сознательно? Нам кажется, что второе. Многие мундиры воспроизведены в фильме очень точно (обратите внимание, что даже вальтрап — попона у лошади Шурочки — сшит в точном соответствии с правилами Сумского полка, а не абы как), так что вряд ли Кручинина просто ошиблась.

Тогда почему же Шурочке не подошел сине-зеленый мундир Павлоградского полка? Возможно, тогда бы не было цветового контраста между главными героями. Возможно, сочетание серо-розового Кручинина посчитала более нежным для героини. Она рассказывала о себе, что часто действовала интуитивно и решительно, а режиссеры с ней никогда не спорили.

via GIPHY

Loading

Гравюры гусар Павлоградского полка из коллекции Эрмитажа (Источник — сайт Музея). Мундир Павлоградского полка: доломан темно-зеленый, ментик синий (бирюзовый), воротник и обшлага доломана синие. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Чакчиры зеленые. Шнуры — желтые или красные.

Loading

На фото слева доломан рядового Павлоградского гусарского полка (сукно, каразея, гарусный шнур, 1809-1812 г.) из Музея Отечественной войны 1812 года. Серо-зеленое сукно выцвело почти до серого, воротник и обшлага рукавов, если приглядеться, голубые. Справа — ментик рядового этого же полка из коллекции Эрмитажа, как видим, шнуры тоже красные, а вот мех серый, да и цвет мутно-бурого цвета, а не бирюзовый.

Loading

Для сравнения — Николай Ростов (Олег Табаков) — юнкер Павлоградского полка в фильме “Война и мир” (1965-1967): голубой ментик, зеленый доломан с голубым воротником и обшлагами, золотые шнуры, черный мех.

Обратите внимание на серые штаны Ростова. В походах гусары носили не парадные брюки (которые сильно изнашивались), а серые, с кожаными вставками с внутренней стороны.

В “Гусарской балладе” же все ведущие персонажи в парадной форме. Считать ли это оплошностью или художественным решением? Возможно, художники решили сделать фильм более красочным, водевильным, да и партизанский отряд полковника Давыда Васильева объединяет людей из разных видов войск и выглядит очень ярко и пестро. Не забываем, что мы смотрим комедию, а не кинохронику!

Loading

В пьесе А.Гладкова «Давным-давно» разношерстный отряд Васильева обозначен как “гусары, уланы, драгуны, казаки”

Лариса Голубкина рассказывала в интервью, что “с радостью надела гусарский костюм. Это было счастье”.

“Меня повезли шить костюм в Театр киноактера. Там был закройщик-мужчина по фамилии Затирко. У него был такой специфический акцент. Когда он меня увидел, он сказал: «Ну что, вы попали в правильные руки. Вы знаете, кто первый костюм сшил Орловой? Я! Что с ней стало? Она стала известной актрисой. И вот я вам первый шью брюки, кто вы будете?» […]
Мне так нравилось находиться в гусарском костюме, ехать верхом на лошади, даже когда съемка заканчивалась, во второй половине дня, мы могли еще скакать на лошадях по полям и лесам в Удино”.
Лариса Голубкина, “Тайны советского кино. Гусарская баллада”

Loading

«Природа поднатужилась» для Эльдара Рязанова и создала Ларису Голубкину

Эльдар Рязанов: «Как известно, природа способна на многое. Она вообще может создать чудо. И вот специально для нашей картины, значит, природа поднатужилась и создала Ларису Голубкину»
“Тайны советского кино. Гусарская баллада”

Мундир Ржевского

Loading

«Гусары не разини… В любви им не известно слово «нет».

Loading

О.С. Кручинина Эскиз костюма Ржевского

Поручика Дмитрия Ржевского (Юрий Яковлев) диванные эксперты по военному костюму приписывают на основании его костюма к разным полкам. Жаль, что в своей статье 1988 г. для “Науки и Жизнь” А.Васильев никак не определил его, глядишь, и разночтений бы не было.

 

В пьесе А. Гладкова “Давным-давно” есть фраза Ржевского “По мне, красивей голубого нет” с пометкой “Смотрит на свой мундир”. А уже через сюжетных полгода Давыд Васильев говорит Ржевскому: “Драчливость, брат, твоя Вошла в пословицу давно в полку Ахтырском”, что, значит, что Ржевский служил с Васильевом в этом полку.
Поскольку Ахтырский ментик и доломан коричневого цвета, это значит, что либо у Ржевского разнообразная армейская история и он послужил в разных полках, либо у Гладкова не было под рукой эксперта по гусарским мундирам, ну либо Ржевский дальтоник.

 

В фильме фразы Васильева нет, но остались слова Ржевского про голубой цвет, от которых, видимо, и отталкивалась Ольга Семеновна при создании его костюма.

 

Кстати, сам Давыд Васильев “ахтырцем” стал неслучайно: персонаж списан с Дениса Васильевича Давыдова, который там и служил в начале 1812 г.

Loading

Коричнево-синий мундир «ахтырцев» на Давыде Васильеве (Валерий Денисов).

Loading

Украинский сайт “Анатомия армии” (http://army.armor.kiev.ua/forma/uni-gusar-3.shtml) одевает поручика в мундир Лубенского полка. Похоже, если бы не одно но. Шнуры и отделка у Ржевского не белая, а желтая, как у Мариупольского полка.

Итак, что же говорят у нас в Интернете. Википедия, к примеру, противоречит сама себе. В статье про “Гусарскую балладу” указано, что “Ржевский же носит мундир Лубенского гусарского полка”, а в статье про самого поручика , что “Мариупольского” (было на момент написания статьи, надеемся, поправят еще).

Итак, Мариупольский полк: доломан и ментик синие, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка (сумка) синяя с желтой отделкой. Приборный металл — золото.

“Цвет униформы мариупольцев полностью совпадал с цветом униформы лубенцев. Различие было лишь в цвете приборного металла, цвете отделки ташки и вальтрапа”. Все подходит.

 

Loading

Правда, на гравюрах из Эрмитажа у гусаров Мариупольского полка мундир темно-синего цвета.

Еще нам встретилась любопытная статья, разоблачающая ошибки в фильмах о войне 1812 г., в которой автор, известный историк-любитель Александр Подмазо утверждает, что “Ржевский одет в мундир Павлоградского гусарского полка”. Однако. Посмотрите выше на Николая Ростова, а потом на Дмитрия Ржевского. У вас есть объяснения мнению Подмазо? У нас нет.

Loading

«Опять штабной? Прислали б лучше водки!»

Костюмы Шурочки

У Шурочки три женских платья и один мужской костюм для верховой езды — все они замечательно ее характеризуют зрителю.

Loading

Шурочка в розовом. В документальных фильмах о картине платья Шурочки называют «пышными» и «кринолиновыми».  Может, авторам стоит посмотреть на костюмы Скарлет О`Хара в фильме «Унесенные ветром»?

Loading

Шурочка «зажигает»

Два скромных повседневных платья — розовое и белое — ампирные, с высокой талией под грудью, с минимумом отделки. Они невинны, практичны, «девичьих» цветов — то, что нужно для “хорошей девочки” Шурочки: патриотки, спортсменки, красавицы. Её белое бальное платье хоть и декольтированное по моде того времени, тем не менее выглядит очень скромно. Она не должна была показаться советскому зрителю аристократкой или богатой дворянкой, модницей, которая думает о нарядах, кокеткой или, упаси боже, сексапильной (ампирная мода с глубоким декольте и полупрозрачными тонкими белыми платьями могла быть очень даже секси).

Loading

Бальное платье

Loading

Шурочка в голубом

Loading

О.С. Кручинина. Эскиз костюма Шурочки

 

 

Для первого появления Шурочки Кручинина сделала ей мужской костюм для верховой езды: с высоким картузом, напоминающим кивер, серыми рейтузами под стать гусарским походным и коричневым жокейским пиджаком, который выглядел одновременно просто, стильно и современно. Белое жабо с оборками придает ее мужскому костюму более кокетливый вид. Так что глядя на нее впервые, зритель сразу понимал, какая перед ним за героиня.

 

 

 

 

 

 

Loading

Шурочка — наездница

Костюмы Луизы Жермон

Французская певица Луиза Жермон (Татьяна Шмыга) эффектно выходит из кареты в коричневом бархатном пелисе с норковым воротником, кокетливой шляпке с оборками и кашемировом палантине.

Loading

Эффектный выход

Затем, скинув пелис, она предстает в травянисто-зеленом ампирном платье, сильно декольтированном, с золотой вышивкой. Другой ее наряд — закрытое черное бархатное платье с белым кружевным воротничком, украшенное цепочками и оранжевым палантином. Ее платья, очевидно, выглядят более модными, нежели наряды Шурочки и все же они элегантные и достаточно строгие. Жермон не смотрится в них легковесной или доступной кокеткой. Черное платье немного стилизовано под Возрождение и смотрится очень драматично, под стать эпизоду.

Loading

Светло-зеленое платье с палантином

Loading

О.С. Кручинина. Эскиз костюма Луизы

Loading

Драматичный черно-оранжевый: Ампир встречается с Ренессансом

Женские костюмы в фильме весьма аутентичны, чего не скажешь о макияже и прическе Луизы. Для примера платья и портреты этого периода из коллекции Эрмитажа.

Loading

Слева направо: Платье из кашемира, 1810-е гг. Шарф шерстяной Перв. четверть XIX в. Платье из алого шелка, 1810-е гг. Кружевной льняной шарф, перв. половина XIX в. Силуэт, оборки по подолу, длинные рукава «фонарики» — все совпадает с платьями Шурочки. Портрет неизвестного художника (на молодой женщине платье с таким же воротником, как оба платья Шурочки). Все из собрания Эрмитажа.

Loading

Слева направо: Портрет Е.И. Дашковой работы Г.Ч.Стюарта 1808-1810 гг. Все из собрания Эрмитажа. Портрет неизвестного художника. Обратите внимание на прическу Е.И. Дашковой — это «каноничная» ампирная прическа, а вовсе не «хала» 1960-х гг. Татьяны Шмыга. Но, как и все почти дамы в начале XIX в., мадемуазель Жермон накидывает на плечи палантин — остромодный аксессуар.

Loading

В.Л. Боровиковский: портрет М.Н.Яковлевой (1812) и портрет княгини М.И.Долгорукой (1811), — ренессансные разрезы и бархат платья, как у Жермон. Портрет гр. М.А.Орловой-Денисовой (1801) — «растрепанная» прическа, как у Шурочки.

“Гусарская баллада” и “Война и мир”: кто у кого?

На сайте Музея Кино указано, что “на съёмках фильма были использованы костюмы, пошитые для «Войны и мира»”. Это распространённое мнение упоминается во многих местах, тем обиднее встретить его на сайте Музея. Поскольку именно Музей кино взял в свое время большое интервью у Ольги Семеновны Кручининой, в котором она говорит, что всё было ровным счетом наоборот:

 

Loading

Музей кино

“Когда уже эти костюмы были сделаны — а там очень много разновидностей и французского и русского костюма различных гусарских полков — то, когда делали “Войну и мир”, некоторые наши костюмы, уже отработанные кровью и потом, “Война и Мир” использовала как образцы: брали наш кивер и писали, таких киверов 100 штук, 200. Я перечитывала статью в журнале “Советское кино”, где Николай Александрович Иванов пишет, что после создания “Война и Мир” они помогали реквизитом и костюмами в том числе и “Гусарской балладе”. Я думаю, “Вот так да! Наоборот!” Многие мои костюмы использовали как образец. Хотя возможности материальные были не сопоставимые”.
О.С. Кручинина, интервью для Музея кино, Видео на Youtube

Кстати, не только униформа, воссозданная Кручининой для “Гусарской баллады”, использовалась на “Войне и мире”. В 4 серии в эпизоде, когда в Москве оказывается раненый Андрей Болконский, его видит одна из девушек из дома Ростовых. На ней — палантин Луизы Жермон.

Loading

Палантин с огурцами снялся в двух картинах.

Мы не претендуем на высокое звание военных историков и будем рады исправить и дополнить статью, если наши читатели обнаружат какие-либо ошибки и неточности.

Материалы:
1.Документальные фильмы: “Гусарская баллада. Неизвестная версия” и “Тайны советского кино”
3.Александр Подмазо “К вопросу об исторической достоверности в отечественных фильмах на тему войны 1812 года”// “Отечественная война 1812 года. Экранизация памяти. Материалы международной научной конференции 24–26 мая 2012 г.”
5. А.Васильев. Сабля, ташка, конь гусаpский… («Наука и жизнь», 9/1988)
6. Интервью О.Кручининой Музею Кино
7. Униформа гусар Российской Императорской армии 1801-1825 годов
8. Эрмитаж

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о