Л с бакст: Бакст, Лев Самойлович — Википедия – Бакст Леон — биография художника, личная жизнь, картины

Л с бакст: Бакст, Лев Самойлович — Википедия – Бакст Леон — биография художника, личная жизнь, картины

03.07.2020

Содержание

Бакст Леон — биография художника, личная жизнь, картины

Первыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.

Учитель рисования в императорской семье

Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.

Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств, но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».

Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.

«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».

Леон Бакст. Галерея 1

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Галерея 1

Леон Бакст. Ужин. 1902. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Галерея 1

Леон Бакст. Элизиум. 1906. Государственная Третьяковская галерея

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».

В том же году художник женился — на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст — теперь это была его официальная фамилия — вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

Леон Бакст. Галерея 1

По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн. Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал:

«его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея

Леон Бакст. Галерея 2

Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей

Модный дизайнер, известный всему миру

Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках»

.

В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.

Леон Бакст. Галерея 3

Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru

Леон Бакст. Галерея 3

Леон Бакст. Модели, созданные во время сотрудничества с Полем Пуаре. Фотография: artchive.ru

Леон Бакст. Галерея 3

Леон Бакст. Эскиз ткани. Фотография: russkiymir.ru

В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль.

Барин, который зажигал звезды: Сергей Дягилев

Лев Бакст

ЛЕВ БАКСТ

Пушкинский музей отмечает 150-летие знаменитого художника и сценографа большой выставкой

Неудивительно, что список участников выставки «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» занимает несколько абзацев. Бакст — персонаж пограничный для разных художественных территорий и, кажется, одинаково любимый людьми, придерживающимися разных взглядов на искусство. Начали отмечать юбилей в Национальном художественном музее Беларуси (художник был родом из Гродно), и кстати, решение это было принято на уровне ЮНЕСКО, объявившей 2016-й Годом Бакста. Чуть позже оммаж художнику принесли в Русском музее. И теперь наконец — в Москве, в Пушкинском, где ретроспективу курируют директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии Джон Боулт и завотделом личных коллекций ГМИИ Наталья Автономова. Они собрали около 250 предметов, включая театральные эскизы и настоящие костюмы, занавес «Элизиум», придуманный Бакстом для Драматического театра Комиссаржевской, эскизы и настоящие костюмы, занавес «Элизиум», придуманный Бакстом для Драматического театра Комиссаржевской, эскизы тканей и архивные фотографии, живопись и графику.

«Еще в 1892 году, будучи очень молодым, Бакст объявил своим друзьям, что его заветное желание — стать «самым знаменитым художником в мире», и, похоже, благодаря премьере «Шехерезады» эта мечта осуществилась», — пишет Шенг Схейен в книге «Дягилев. «Русские сезоны» навсегда». Эскизы к «Шехерезаде» до сих пор остаются одной из первых ассоциаций с именем Бакста. Отношения с великим импресарио Дягилевым со временем разладятся, и к моменту смерти Бакста в 1924 году они так и не успеют помириться, — но постановка этого балета (1910) и в истории его «Русских сезонов» осталась в числе главных страниц. Когда вдруг не стало Бакста, пресса во Франции подводила итог его жизни, говоря, что «смерть Бакста ознаменовала собой конец целой эпохи в истории европейской культуры». Тот же Схейен комментирует это «резюмирование» так, что «на самом деле эта эпоха закончилась на целое десятилетие раньше — когда в европейской культуре начал утверждаться модернизм во всех его проявлениях, не в последнюю очередь благодаря Дягилеву». Важно другое: мечта Бакста о всемирной славе исполнилась, и он стал олицетворением времени. Но это — последняя страница истории.

Список костюмов для постановки «Шехерезада»

А сама эта история изобилует интересными поворотами. И теми, что принято относить к иронии (иногда злой иронии) судьбы, и теми, в которых Бакст вдруг представал с очередной новой стороны, подтверждая свое универсальное мастерство. Как известно, Бакстом Лев Самойлович (или Леиб Хаим Израилевич) Розенберг, родившийся в 1866-м, станет называться только с 1889 года — с момента первой своей выставки, — взяв за основу псевдонима фамилию бабушки по маме — Бакстер. В 1883-1887 годах вольнослушатель Императорской Академии художеств, из учебного заведения ушедший после того, как была отвергнута его конкурсная «Богоматерь, оплакивающая Христа», Бакст, можно сказать, в это учреждение все-таки триумфально вернется, когда в 1914 году ему присвоят звание академика ИАХ. К тому времени, однако, художнику, с 1909-го работавшему с дягилевскими «Русскими сезонами» и еще до того подолгу жившему в Париже, запретили оставаться в Петербурге из-за его национальности: на убийство Столыпина Дмитрием Богровым осенью 1911 года Николай II решил отреагировать антисемитским указом… В 1895-м Бакст давал уроки живописи детям великого князя Владимира Александровича, великому князю Борису Владимировичу и великой княгине Елене Владимировне. А в 1902-м Николай II заказал находившемуся в Париже мастеру картину «Встреча русских моряков».

Эскиз к постановке «Шехерезада»

Бакст был и одним из создателей, и одним из символов искусства Серебряного века. Причем и тем, и другим был, в духе сделавшего ставку на синтез искусств времени, как раз в синтетическом смысле — разных жанров, техник и масштабов. Он стал одним из основных участников объединения «Мир искусства», занимался и оформлением одноименного журнала, и — небольшая деталь — в частности отвечал за качество печати. С графики легко перешел на масштаб сцены. Эти регистры он менял органично. В его карьере, пусть и в разное время, с одной стороны, были иллюстрации для журналов «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», для «Ежегодника императорских театров», с другой — работа на сценах Александринского и Мариинского театров, для труппы Иды Рубинштейн (это именно Бакст открыл ее для Дягилева), потом еще для труппы Анны Павловой, для театров Франции, Англии и Америки.

«ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЛ, БЫЛО НОВО, ПОРОЙ СКАНДАЛЬНО»

Словом, он обладал заразительным любопытством к жизни. Причем любопытством деятельным. Книжный и журнальный график, который делал и знаменитые портреты известных современников, вроде несколько провокационного изображения Зинаиды Гиппиус, — и вместе с тем дизайнер интерьеров. Модельер и дизайнер драгоценностей, дамских сумочек и даже париков, он увлекался фотографией, а в конце жизни даже заинтересовался кино. Бакст еще — путешественник и денди, плюс ко всему читавший лекции и за год до смерти, в 1923-м, написавший автобиографический роман «Жестокая первая любовь». Там он рассказывает, в частности, о влюбленности в актрису Марсель Жоссе, ради которой уехал в Париж, прекратив давать те самые уроки живописи великому князю и великой княгине. (Потом, впрочем, Бакст женится на дочери Павла Третьяковка Любови Гриценко, но вместе они будут не так долго, семь лет.)

Эскиз к постановке «Синий бог»

То, что он делал, было ново. Порой скандально. При этом, если возвращаться к регистрам и масштабам в буквальном смысле слова, он комфортно чувствовал себя и на поле станковой картины. В числе хрестоматийных его произведений — хранящиеся в Русском музее «Портрет Сергея Дягилева с няней» и «Ужин». Эти работы, конечно, приехали на выставку. «Ужин» 1902 года в свое время вызвал как раз и скандальные отклики. Кажется, чуть скучающая, но обаятельно-кокетливая и весьма экстравагантная (вся в черном — от замысловатой шляпы до платья с глубоким декольте) модель сидит за столом. На нем лежат апельсины. Белый, черный, коричневый и розовато-охристый, оранжевый — цвета, которыми Бакст пишет размытую, будто в дымке, картину, и с нее бледное, как мраморный портрет, лицо пристально смотрит на зрителя. Хотя лицо тоже изображено довольно обобщенно, считается, что это жена Александра Бенуа Анна Карловна. Вдохновившись ею, Бакст оставил свою реплику и на тему незнакомок, и на тему, например, афиш того времени, поскольку, хотя и сделан портрет маслом по холсту размашистой кистью, но все-таки силуэтно, ради красивого абриса одетой в черное фигуры — ради любимых модерном линий. Остается добавить, что Василий Розанов в журнале «Мир искусства» описал модель как «стильную декадентку fin de siècle, черно-белую, тонкую, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джоконда».

«Портрет Сергея Дягилева с няней»

По духу и стилю Бакст был человеком западным, а весь мир в начале XX века оглянулся на Восток. Бакст тоже не прошел мимо ориентализма. Он ездил в Северную Африку, но его главная ориенталистская и одновременно последняя символистская, уже с привкусом неоклассицизма, картина была завершена после греческого путешествия, в которое он отправился с Валентином Серовым в 1907 году. «Древний ужас (Terror Antiquus)» 1908 года тоже привезут в Москву из Русского музея. Образ архаической коры на фоне гор с древними постройками и как будто в предчувствии катастрофы трактуют по-разному. В древней статуе видят и Афродиту как символ непреходящей женственности и красоты, и олицетворение гибнущей цивилизации, и Судьбу, «предмет древнего ужаса», как прочитал ее Вячеслав Иванов. Исследователи, впрочем, отмечают, что сам художник остался недоволен своим опусом и потом сосредоточился на театральных работах. «Нарцисс», «Послеполуденный отдых фавна», «Клеопатра», «Шехерезада»… — все это, сделавшее славу Бакста, будет потом.

«НИКОГДА НЕ ДУМАЛА, ЧТО БАКСТ — ЗАКОНОДАТЕЛЬ МОДЫ»

Наталья Автономова, сокуратор выставки «Лев Бакст / Léon Bakst» в ГМИИ имени Пушкина

Мы видим очевидный повод устроить выставку — 150 лет со дня рождения художника. Но есть ли другие причины показать работы Бакста именно сейчас?

Творчество Бакста многогранно. Это портреты, пейзажи, театральные декорации, мода, книжная графика. Присутствие художника чувствовалось в каждой из этих областей, но собрать все воедино — эффектно, я считаю. Бакст уже стал классиком, на нем лежит некий флер академичности при всей праздничности и эпатажности его произведений. Мы представим и ту, и другую стороны мастера. Это должно смотреться по-новому. С другой стороны, Бакст уже достаточно хорошо известен российскому зрителю. Его кисти принадлежат портреты Александра Бенуа, Зинаиды Гиппиус, Василия Розанова, некоторых символистов. Художник тесно связан с театром, деятельностью Сергея Дягилева и «Русскими сезонами». Он никогда не уходил в тень.

Какие события или встречи в его жизни вы хотите высветить? Может быть, пребывание в Париже или отношения с Марком Шагалом?

Много всего. Шагал, конечно, — это отдельная история. Между ним и Бакстом протекал особый диалог. Это два совершенно разных восприятия мира, разные поколения, но взаимный интерес друг к другу был важен для обоих. Бакста очень привлекали неординарность и талант Шагала, а того, в свою очередь, — мастерство и фееричность учителя. Бакст предлагал своему подопечному стать его помощником в декорационном деле, но Шагал отказался, осознав, что это не его область. Однако знаменитое панно Шагала для Еврейского камерного театра создано, несомненно, под влиянием Бакста.

Что зрители увидят конкретно на этой выставке?

Это масштабная, юбилейная ретроспектива. Бакст — известный, даже легендарный, оригинальный и яркий мастер, который был членом объединения «Мир искусства», другом и сподвижником Александра Бенуа и Сергея Дягилева. На выставке мы представим более 250 произведений живописи и графики, а также архивные документы и фотографии. Работы из крупнейших западных музеев: парижского Центра Помпиду, лондонского Музея Виктории и Альберты и иерусалимского Музея Израиля. Отдельно покажем интерес художника к театру.

«МЫ ПРЕДСТАВИМ БОЛЕЕ 250 ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ, ФОТОГРАФИИ, РАБОТЫ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ЗАПАДНЫХ МУЗЕЕВ»

Расскажите подробнее про театральную часть выставки.

Театр — одно из главных полей деятельности Бакста. Мы привезли эскизы декораций и костюмов, которые хранятся в центральных музеях — прежде всего Третьяковской галерее и Русском музее. Есть работы и из региональных фондов, к примеру, «Оливковая роща» из Великого Новгорода и «Потрет Дмитрия Философова» из Махачкалы. Эскизы декораций Бакста — то, как он видел сцену. Художник сначала делал наброски, а после увеличивал их.

Бакст не просто создавал эскизы костюмов — он всегда связывал их с тем или иным исполнителем. Например, с Идой Рубинштейн в постановке «Мученичество святого Себастьяна», с Вацлавом Нижинским в его спектаклях. Можно сказать, что это не просто наброски костюмов, а портреты. Художник уделял моде большое внимание, особенно во второй половине жизни. Он работал со многими крупными модными домами и даже задавал тон. Остались эскизы костюмов для благотворительных аристократических балов. Мы привезли рисунки из частных собраний, в том числе заграничных. Несколько нам предоставил модельер Александр Васильев, у него также есть наброски к балетам «Тамара», «Шахерезада» и «Синий бог». Я считала моду увлечением Бакста, но никогда не думала, что он законодатель, активно участвующий во всем процессе создания одежды и костюмов. Он не только делал эскизы, но и заключал договоры с партнерами, к примеру.

Костюм одного из Трех Купцов

Костюм Девушки из окружения Тамары

Шерсть, хлопок, шелк, атлас, тесьма, аппликация, роспись по трафарету

Тафта, шелк, шифон, аппликация шелком и металлизированной тесьмой

Брокар, шелк, хлопок, роспись по ткани

На что бы вам хотелось обратить внимание в пространстве выставки?

Мы разделили ее на две площадки. В главном центральном пространстве представим восточную и античную тематики, которые преобладали в творчестве Бакста, а также театральную, фантазийную, романтическую. Это, например, эскизы к балетам «Фея кукол», «Карнавал» и «Спящая красавица». Такая систематизация, мне кажется, позволит по-новому взглянуть на его произведения. Ранний период творчества художника тоже довольно интересен — Бакст еще не стал таким, каким мы его знаем. Работы этого времени искренние и непосредственные. Интересно проследить эволюцию развития мастера — с чего он начался и как оказался в зените славы. И еще мы собрали большой документальный раздел, крайне любопытный — в основном из архивов Третьяковской галереи.

Каков ваш личный кураторский интерес к творчеству Бакста?

Я давно занимаюсь авангардом, долго работала в Третьяковской галерее, храня произведения, и Бакст всегда существовал в моем личном пространстве. Интересно с точки зрения авангардизма вернуться к «Миру искусства», окунуться в эту атмосферу. Меня занимают женские портреты художника, салонные, сделанные очень «по-бакстовски». Его интерес к теории искусства, различным течениям и этапам, тоже заслуживает внимания. Бакст увлекался футуристами и кубистами, сам всегда это отмечал. Даже в работе над декорациями к балету «Игры» он использует новую стилистику. Поэтому хочется представить все грани творчества художника — и его оригинальность, и традиционность.

«НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ Я БЫЛ БЫ РАД ВИДЕТЬ РЯДОМ С СОБОЙ КАРТИНУ БАКСТА»

Куратор Джон Боулт — об уникальности выставки Льва Бакста и своем интересе к русскому искусству

Джон, расскажите, пожалуйста, о вашем личном интересе к Баксту. Он ведь был одним из первых художников, чьим творчеством вы заинтересовались в молодости?

Это очень сложная история. Вы, наверное, знаете, что я учился, стажировался в Москве, в МГУ, у Дмитрия Владимировича Сарабьянова, в 1966-1968 годах. Сначала я занимался символизмом, в основном в литературном контексте. Меня очень увлекали Блок, Брюсов, Белый. Но оказавшись здесь и познакомившись с Сарабьяновым, я постепенно переключался на зрительный контекст, музыкальный — другими словами, общий синтетический контекст. И таким образом я открыл для себя русское искусство начала ХХ века. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» и авангард. Для меня это было большим открытием. Тогда здесь, в России, все это было еще более-менее в опале, было очень мало публикаций, мало специалистов, вообще про авангард мало говорили. И эта моя первая любовь к символизму сохранилась. До сих пор все это меня очень интересует и увлекает. И среди мирискусников, символистских живописцев это в первую очередь Бакст, Сомов, Бенуа, Борисов-Мусатов. Для меня это все было очень красиво и немного сумрачно. В их картинах я нашел много общего с нашей эпохой 1960-х годов. Это было переломное время. Я тогда еще жил в Англии, и Англия переживала кризис — экономический, общественный. Это была эпоха The Beatles, эпоха взрыва. И я ассоциировал апокалиптический момент русского символизма начала ХХ века и наше английское апокалиптическое настоящее. Была перекличка. Не только это, конечно, потому что символизм — это еще и очень красиво и прочее. Заниматься символизмом — это было увлекательным путешествием. Сидеть в запасниках в Третьяковке, в Русском музее, сидеть в Ленинке, смотреть журналы начала века было так интересно! И для меня это было новое поле. И эта страсть, повторю, осталась, и когда появилась возможность организовать выставку Льва Бакста. Конечно, я принял приглашение Марины Лошак — очень почетное приглашение. И вот наконец один из моих героев — в одном из самых престижных музеев России. Для меня это очень эмоционально, не только интеллектуально.

«БАКСТ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРЕН НА ЗАПАДЕ, С ПЕРВЫХ «РУССКИХ СЕЗОНОВ», И В ЕВРОПЕ, И В АМЕРИКЕ БЫЛО ОЧЕНЬ МНОГО ВЫСТАВОК»

Вы сказали о близости символистов и 1960-х. Бакст ведь еще во многом породил моду на Восток, на ориентализм. А в 1960-е эта мода была мощно подхвачена хиппи и вообще поп-культурой.

Да, это интересно. Как-то я об этом не думал раньше, но вы правы. Эти так называемые дети цветов — все тогда ездили в Индию, да, была такая мода. Но мне кажется, это немного другое. Потому что Бакст изучал Восток — у него очень большая библиотека по востоковедению. Он увлекался не только художественными произведениями. Он был исследователь, и все это любил как эстетику, систему философскую и прочее. Интересно то, что для него Греция была частью Востока. Ну и также, конечно, Средняя Азия, Индия, Китай. Восток для него играл очень большую роль. Это видно не только в его театральных эскизах. Если вы видели фотографии его квартиры в Париже, то там он сидит, буквально окруженный восточными вещами. Судя по фотографиям, он коллекционировал произведения искусства. Но пока не очень понятно, что именно его интересовало в контексте коллекционирования. И я не знаю судьбу его коллекции.

Московская выставка — из каких коллекций она собрана?

Нам удалось получить вещи из Парижа, Лондона и других городов, из частных собраний. Это очень важно. Мы соединяем Россию и Европу, но есть один нюанс. К сожалению, нам не удалось получить вещи из Америки. Из-за политических причин — санкции и так далее. Это не трагедия, но все-таки, например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и других коллекциях есть прекрасные вещи Бакста. И хорошо бы их выставить, но из-за политики мы этого не смогли. Но ничего, переживем и это.

Насколько Бакст известен в мире?

Бакст, конечно, очень популярен на Западе, и всегда был. С 1909 года, с первых «Русских сезонов» он пользовался успехом. И в Европе, и в Америке было очень много выставок, на английском языке выходили очень хорошие монографии. Его собирают, его имя часто появляется на аукционах — Sotheby’s, Chrisie’s. И его много подделывают, ходит очень много «фальшаков» — что тоже говорит о популярности художника.

Какой период жизни и творчества Бакста кажется вам наиболее интересным?

В его творческой биографии были разные фазы. Вот его театральные работы для Дягилева, для «Русских сезонов». Мы помним его по этим работам, и правильно, потому что он на самом деле совершил революцию в сценографии. Но есть и фазы малоизвестные, но очень важные. Например, работа в качестве книжного иллюстратора. Он иллюстрировал много книг — и до символизма (то есть в 1890-е годы), и когда он стал членом «Мира искусства». И это, в общем, пока не очень хорошо исследованная область. Потом, его работы для моды, haute couture. На нашей выставке мы уделяем этому внимание. Он все-таки сотрудничал с домами моды в Париже и рисовал эскизы для платьев разных богатых дам — американских, парижских и петербургских. К сожалению, многое потеряно, потому что ткани — это хрупкая вещь. Но его влияние на моду 1910-1920-х годов велико. И последнее, что, к сожалению, не отражено на выставке, потому что это невозможно, — его посещение Америки, он был там два раза — в 1922 и 1924 году — и начал интересоваться Голливудом. И даже писал, что хотел бы переселиться в Голливуд, чтобы работать на студии. Это, конечно, уже в конце жизни, и об этом мы мало знаем, но интересно то, что он думал об этом. И это показывает, что Бакст, несмотря на годы, думал о новых вещах, новой технике, об Америке. Но нет следов этой деятельности. Известно, что он работал над кинематографическим вариантом «Фауста», но пока у нас нет эскизов.

Что вы думаете об отношениях Бакста и Шагала?

У Бакста была школа в Петербурге, и Шагал был одним из его учеников. Шагал очень высоко оценивает Бакста, судя по письмам Шагала. И когда Бакст умер в 1924 году, Шагал написал очень трогательное письмо, которое я потом нашел в парижском архиве Бакста. Он очень уважал Бакста как наставника. Влияние Бакста на Шагала? Шагал нашел свой путь. Но в ранние ученические годы он много подражал Баксту. Для Бакста, мне кажется, педагогическая деятельность была на втором плане. Для него было самым главным творить. Он давал много частных уроков, особенно в Париже, разным дамам. А влияние на других художников было, но скорее не через педагогику, а через само творчество. Сформировалась целая плеяда художников, которых я не стал бы называть имитаторами, но людей, которые проявляют элементы Бакста. Борис Анисфельд или Эрте.

Как-то вы сказали, что, если бы нужно было взять с собой на необитаемый остров одну картину, вы бы выбрали «Явление Христа народу» Иванова или какой-нибудь эскиз Бакста.

Да, на необитаемом острове я был бы рад видеть рядом с собой картину Бакста «Ужин». Сидит незнакомка, странная женщина — мистика! (Смеется.)

Беседовал Александр Зайцев

© ООО «Лента.Ру», 1999—2016

Лев Бакст – картины, биография и костюмы


Историки моды утверждают, что в начале 20-х годов Лев Самойлович Бакст стал законодателем моды в Париже. Именно в это время художники Русского балета озарили яркими красками театральные декорации и костюмы, и несомненно, перенесли свое влияние со сцены на витрины парижских магазинов.

Прозрачные шаровары гаремных одалисок, цветастые одеяния, эгреты и тюрбаны, драпировки восточных дворцов и гаремные подушки, яркие сверкающие камни и нити жемчуга – вся эта экзотика поразила воображение публики. Поэтому никого не осталось равнодушным к новым тенденциям.

Цветовые контрасты и яркость красок шли вразрез с теми представлениями о красоте, которые предпочитались в стиле ар нуво. Лев Бакст стал декоратором многих спектаклей Русского балета, и каждый из них имел грандиозный успех. Восточная экзотика нахлынула в парижские магазины, растворяя все вокруг своими красочными узорами и необычными цветовыми сочетаниями костюмов, повторяя созданные Львом Бакстом, который оказал огромное влияние на моду в начале ХХ века.

Лев Самойлович Бакст эскизы

Бакст Лев Самойлович (1866–1924) – художник и сценограф родился в Гродно в 1866 году. Его настоящая фамилия и имя – Розенберг Лейб-Хаим Израилевич. О нем можно сказать, что дарование художника в нем проявилось с детских лет.

Он обладал не только способностями к рисованию, но и ощущал уверенность в своем даровании, умел прочувствовать то время, в котором жил. А потому, когда поступил вольнослушателем в Академию Художеств, через некоторое время покинул это заведение, разочаровавшись в академической подготовке. Бакст начал заниматься живописью самостоятельно, одновременно подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.

Художник впервые представил свои работы на выставке в 1889 году, выбрав псевдоним Бакстер, сокращенную фамилию бабушки по матери.

В начале 1890-х годов он неоднократно выставлял свои пейзажные работы, в «Обществе акварелистов», а в середины 1890-х примкнул к кружку художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа. Здесь в журнале «Мир искусства» он получил известность благодаря своим графическим работам, ярким краскам, архитектурным перспективам и драпировкам. Он был самым активным среди всего содружества «Мира искусств».

Лев Самойлович Бакст эскизы

С 1909 года Бакст уже работал в спектаклях Русского балета, а летом 1911 года в Лувре открылась персональная выставка художника, включавшая около 70 работ. Выставка имела потрясающий успех. Слава его росла не только в Париже, картины раскупались почти мгновенно различными европейскими музеями, но он с горечью признавался, что признания ему хотелось в России. Однако именно в Париже, в столице мировой моды, Бакст заслужил большой успех.

В 1909 году всемирно известный художник был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права по законодательству проживать там. Этим объясняется его постоянное жительство в Европе. Только после избрания его в академики, он получил это право. Художник был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1914 году. И в этом же году он посетил Россию, а возвратившись в Европу, ему больше не удалось увидеть родину – война, затем революция…

Лев Самойлович Бакст эскизы

В 1909-1914 годах Бакст оформил более десяти спектаклей. Его работами стали балеты «Тамар», «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Клеопатра», «Нарцисс», «Шехеразада», «Видение розы». Все они – подтверждение таланта Льва Бакста, и в то же время слава русского декорационного искусства.

Оформляя спектакли, он отчётливо представлял себе костюм в движении актера, в соединении с фоном декорации, тем самым способствовал выявлению пластики тела актёра.

В балете «Шехеразада» Бакст одел танцовщиц в гаремные шаровары и тюрбаны, украшенные эгретами, снял с них корсеты… «Шехеразада» настолько прославилась, что стала нарицательным словом, а в Париже было создано великолепное кабаре под этим названием, и оставалось известным более четверти века, кстати, описанное в романе Ремарка «Триумфальная арка».

Льва Бакста и Михаила Фокина в то время обвиняли критики – моралисты, но при этом публика буквально ломилась на представления. Скандальная слава принесла успех многим спектаклям балета, особенно это коснулось «Шехеразады».

Многие яркие контрасты, предложенные Бакстом, были приняты с восторгом. В домах моды использовались мотивы из «Шехеразады». Поль Пуаре, сестры Калло, Пакен, Люсиль попали под влияние ориентального преобразования. Поль Пуаре создал свои модели с юбками-туниками и шароварами из полупрозрачного муслина.

Лев Бакст – картины и влияние на мир моды

В Доме Пакен, куда пригласили сотрудничать Бакста, художник создал целую серию эскизов для вечерних и дневных платьев. Пуаре – один из тех, кто постоянно находил для себя все новые и новые идеи, используя их не только в одежде, но и в интерьере домов и квартир. На долгие годы элементами украшения в быту даже у самых простых обывателей остались абажуры с бахромой и диванные подушки, перекочевав когда-то со сцены Русского Балета. Лев Бакст оставался одним из самых модных художников в Париже до Первой мировой войны.

Костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» Бакст разработал для труппы Павловой, а для Иды Рубинштейн он был одним из ведущих декораторов. Бакст везде поражал зрителей своей фантазией и утонченной изысканностью костюмов.

Что такое «Клеопатра» или «Шехеразада» в Париже знали все – от меломанов, до таксиста и консьержки. Перед Бакстом распахнулись двери крупнейших театров Европы. С ними начали искать сотрудничества знаменитые кутюрье того времени.

Лев Бакст и мода


Костюмы по эскизам Леона Бакста
Костюмы по эскизам Леона Бакста

Яркие краски костюмов и декораций в спектаклях, которые оформлял Бакст, производили на публику поистине гипнотический эффект. После закрытия Русских сезонов текстильные фабриканты начали переименовывать свой товар, называя их: «Шехеразада», «Альмея», «Одалиска».

Бакст заслужил репутацию не только талантливого сценического дизайнера, он разрабатывал эскизы для именитых заказчиц. Ими были княгини и балерины Большого театра.

Бакст был не только художником-декоратором и модельером, он увлекался фотографией, стал дизайнером драгоценностей, дамских сумочек и даже париков, а в конце жизни заинтересовался кино. Лев Бакст обладал многогранным талантом, который проявил во многих областях искусства.

В живописи он пробовал себя как портретист и пейзажист. Его кисти принадлежат портреты Зинаиды Гиппиус, Василия Розанова, Александра Бенуа и портрет С. Дягилева – «Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней», признанный вершиной портретного творчества.

Портрет был написан в 1906 году, когда подходил к завершению петербургский период дягилевской деятельности. Баксту удалось проникнуть в сущность своего персонажа, создать тот сложный и многогранный образ, которым обладал Сергей Павлович.

И ко всему Бакст владел писательским даром, который проявился у него в автобиографическом романе «Жестокая первая любовь», где художник рассказывает о своих чувствах к актрисе Марсель Жоссе, ради которой уехал в Париж. Однако женился он на дочери Павла Третьякова, Любови Гриценко, совместная жизнь с которой продлилась всего лишь семь лет.

Костюмы по эскизам Леона Бакста

В своих работах Бакст сумел выразить то время. В последние годы жизни Бакст оформлял спектакли театров «Гранд-опера», «Мишель», труппы Иды Рубинштейн, продолжал писать портреты.

Но вернемся на сцену Русского балета, над оформлением спектаклей которого работало немало людей. Спектакли Русского балета создали поистине потрясающее театральное зрелище. В них были достигнуты цельность и единство живописи, музыки, танца и литературы. Этому способствовали художники, балетмейстеры, композиторы, и конечно, сами актёры.

Художники, можно сказать, впервые стали изображать эскиз костюма и актёра в нём, в движении, содействуя, таким образом, работе балетмейстера. А потому каждый участник постановки работал над всем спектаклем в целом. Впоследствии Бенуа вспоминал: «балет, … самое красноречивое из зрелищ… В нём можно добиться … такой гармонии, такой красоты, такого смысла, которые недоступны даже драме». Поэтому на протяжении многих лет выдающиеся деятели культуры и искусства Европы восторженно отзывались о постановках Русского балета.

Костюм по эскизам Леона Бакста

Краски и цветовые сочетания Бакста ошеломили зрителей и оказали на моду ХХ века огромное влияние: синий и лиловый, красный и жёлтый, оранжевый и зелёный. Фейерверк красок «Русского балета» заставил посмотреть на мир другими глазами. Князь Пётр Ливен писал в своей книге «Рождение русского балета»: « Влияние русского балета чувствовалось далеко за пределами театра. Создатели мод в Париже включали его в свои творения…»

В 1909 году имя Бакста стало всемирно известным. Театральный художник вдруг стал законодателем моды в Париже. Перед ним распахнулись двери лучших театров Европы, знаменитые кутюрье искали с ним сотрудничества. Утонченная эротика и роскошь костюмов сводили с ума весь Париж. Чем так воздействовал Бакст на публику? Текстильным орнаментом и яркими смелыми красками.

Костюм по эскизам Леона Бакста

Художник черпал свои идеи в собственных фантазиях и неисчерпаемом кладезе своей эрудиции. А еще, Бакст использовал мотивы и орнаменты, которые можно было увидеть в Музеях Акрополя в Афинах или на фресках Кносского дворца на Крите. Все подлинники Бакст видел своими глазами во время путешествия по Греции и на Крит в 1907 году.

Влияние Бакста на моду, и в том числе на орнамент ткани, началось с 1910 года. В этом году он заключил контракт с Полем Пуаре. С 1912 по 1915 годы художник работал в сотрудничестве с домом Жанны Пакен. Когда он рисовал эскизы, он просто прорисовывал фактуру ткани данной модели. По его рисункам было видно, где и какая требуется материя – тканая, с вышивкой или аппликацией. Текстильная промышленность Франции быстро реагировала на запросы времени.

Л.С.Бакст оказал огромное влияние на текстильный орнамент. Успех спектаклей, которые оформлял Бакст, вызвали повальное увлечение Востоком, появились ткани «в стиле Бакста». Витрины магазинов Парижа были оформлены, как сцены из спектаклей «Русского балета»: разбросанные подушки и оттоманки, яркие сочетания цветов, где были синий с зеленым, а розовый с оранжевым – все это вызвало интерес к появлению тканей.

Костюм по эскизам Леона Бакста

В годы Первой мировой войны наблюдается спад в театральном творчестве художника. Европейские театры закрываются. В это время Бакст работает для труппы Анны Павловой и С.П.Дягилева.

В 1922 году Бакст посетил Америку, где состоялось знакомство с американскими фабрикантами. К этому моменту Нью-Йорк, да и вся Америка уже знала Бакста, ведь в 1913 году Анна Павлова там исполняла балет «Восточная фантазия», а в 1916 году – балет «Спящая красавица». К тому же Дягилевская труппа побывала в Америке в 1916 – 1917 годах, в ее репертуаре было 14 балетов, восемь из которых – в оформлении Бакста.

Во время второго посещения Америки в начале 1924 года Бакст пытался укрепить сотрудничество с американскими текстильными фабрикантами. В Америке он продал около 100 эскизов текстильным фабрикантам.

Костюм по эскизам Леона Бакста
Костюм по эскизам Леона Бакста

Бакст создавал абстрактный, растительный, тематический орнамент, особенной виртуозности он достиг в геометрическом. Он пользовался различными методами создания орнаментов на ткани: вышивкой, набивкой, плетением, ткачеством. По эскизам Бакста вышивку для спектаклей Иды Рубинштейн выполняли дома моды Пакен и Ворта. В 1923 году Бакст удостоился чести экспонировать свои эскизы орнаментов по текстилю и гобелену в парижском Музее моды и костюма Гальера.

Бакст собирался открыть свой собственный дом театрального костюма и моды, дизайна интерьера…

Лев Самойлович Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже от отека легких.

Лев Бакст — краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016г.Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016 г.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовался авторитетом знатока Талмуда.

Не обладая большими средствами, он женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, поставщика сукна для русской армии, который вскоре усыновил зятя и содержал всю его семью. По коммерческим соображениям дед Бакста переехал в Петербург и перевез туда семью своей единственной дочери. В Петербурге Бакстер оформил развод с первой женой и женился вторично.

Не окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, Леон поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую посещал 4 года и также не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899),Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына, Андрея.. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал.

В 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства.

С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада», «Жар-птица» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс», «Видение розы» 1911, «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» 1912).

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.

Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др.

Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.

27 декабря 1924 года умер в Рюэй-Мальмезон от отёка лёгких.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.

Сын — Андрей Львович Бакст (1907—1972), художник театра и кино.

Имя Льва Бакста носит одна из улиц в Гродно.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1897—1899 — Невский проспект, 55;
  • 1899—1903 — Звенигородская улица, 22;
  • 1903—1906 — Спасская улица, 2:
  • 1906—1910 — Кирочная улица, 24.

Наиболее известные работы

Картины

Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016г.Ужин, 1902Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016г.Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906Почтовая марка Беларуси, посвящённая 150-летию со дня рождения Л. Бакста. 2016г.Древний ужас, 1908

Театральные работы

Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов (антреприза С. Дягилева), а также для труппы Иды Рубинштейн.

Сценография для балета «Ориенталии», 1910Сценография для балета «Ориенталии», 1910Сценография для балета «Ориенталии», 1910Жар-птица (балет Игоря Стравинского)Сценография для балета «Ориенталии», 1910Нарцисс (балет Николая Черепнина)Сценография для балета «Ориенталии», 1910Послеполуденный отдых фавна (балет Клода Дебюсси)Сценография для балета «Ориенталии», 1910Вацлав Нижинский, эскиз костюма для «Ориенталий»

Наследие

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета „Спящая красавица“» (1922).

Сценография для балета «Ориенталии», 1910«Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)

На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2015 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации). В 2016 году в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста» . В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Библиография

  • Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst. — P., 1913.
  • Lewinson A. The story of Leon Bakst’s life. — B., 1922.
  • Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л., 1975.
  • Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. — Л., 1981.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — СПб., Азбука, 2000.
  • Léon Bakst, Serov et moi en Grèce, traduction et introduction d’Olga Medvedkova, préface de Véronique Schiltz, TriArtis Editions, 2015, 128 p., 24 illustrations ()
  • Счастный В. Г. Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы. — Минск, Четыре четверти, 2016.
  • Бакст Л. Моя душа открыта. — Москва, Искусство XXI век, 2016.

Фильмография

  • «Лев Бакст. Мастер линии», документальный фильм Олега Лукашевича (2014).

живопись, театральная графика, иллюстрации, биография

Творчество Льва Бакста

Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф,  книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Биография Бакста

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.  В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства». В оформлении журнала сформировался  характерный стиль Бакста:  изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов» Дягилева. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями.  В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств,  но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словам Максимилиана Волошина,  «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни«.

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках;  по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble’ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Костюм к балету «Нарцисс»

Костюм к балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Декорации к балету «Шехерезада» 1910

Декорации к балету

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Танцовщица из балета «Жар-птица». 1910. 25 x 18 см. Акварель.

Танцовщица из балета

Мир Бакста

the-sleeping-beauty_countess

Карнавал

Карнавал

Карнавал

Карнавал

Ужин. 1902

Ужин. 1902

Ужин. 1902

К балету «Садко»

К балету

Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902

 

Декорации к балету

Декорации к балету

the-sleeping-beauty_wolf

Картины Бакста

Древний ужас

Древний ужас

Древний ужас

эскизы костюма Бакста

художник Бакст

художник Бакст

рисунки Бакста

сценический костюм

сценический костюм

лев Бакст

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Сценические костюмы Бакста

Театральные костюмы Бакста

Графика Бакста

Балет «Шехерезада»

Балет

Костюм к балету «Шехерезада»

Костюм к балету

Костюм к балету «Шехерезада»

Костюм к балету

Картины Бакста

russian_peasant_woman

Русские сезоны

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

модерн Бакст

l

l

Костюм Тамары Карсавиной

Костюм Тамары Карсавиной

Декорации Бакста

Костюм Бакста

le-martyre-de-saint-sebastien_act-iv-set-design_1911

le-martyre-de-saint-sebastien_act-i-set-design_1911

le-dieu-bleu_setting_1912

Эскиз костюма Бакста

Сценография Бакста

Султан

Султан

театральная графика Бакста

le_dieu_bleu_nijinsky-in-title-role

le_dieu_bleu_bayadere-with-peacock

l

la-peri_natasha-trouhanova-as-the-peri

la-peri_iksander

la-legende-de-joseph_potiphar

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

indo-persian_dance

in_the_artist

Эскиз к балету «Елена Спартанская»

Эскиз к балету

atalanta

le_costume_moderne

Декорации «Дафнис и Хлоя»

 

le_costume_moderne

Декорации «Дафнис и Хлоя»

Картины Бакста

Эллизиум. 1906

Эллизиум. 1906

Портрет Александра Бенуа. 1898

Портрет Александра Бенуа. 1898

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Портрет герцогини с собакой 1924

Портрет герцогини с собакой 1924

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Бакст, Леон. Все картины художника

Лев Розенберг появился на свет в г. Гродно в 1866 г. Однако он провёл почти все свои детские годы в Петербурге, где проживал его дедушка, который любил называть себя не иначе как «парижанин Второй империи». Он, действительно, всегда предпочитал роскошь во всем, что его окружало. В 1891 г. 25-летний Лев решил взять звучную фамилию «парижанина» и стал Бакстом.

Бакст (Розенберг) Лев Самойлович

С детства Лёва любил играть в театр и ставить перед зрителями, которыми были его сестрёнки, небольшие импровизированные пьески. 12-летним подростком он победил в гимназии на конкурсе портрета Василия Жуковского. Родители не принимали всерьёз его увлечений, и Лёвушка часто занимался рисованием украдкой, когда никого не было рядом или ночью. Чтобы его не заметили, он не зажигал света, а рисовал около окна при свете луны.

Чтобы окончательно определиться есть ли у мальчика талант, родители отослали его «произведения», как они в шутку называли рисунки сына, в Париж знакомому скульптору М. Антокольскому. Ответ пришёл быстро – Антокольский порекомендовал продолжать обучение живописи. В 1883 г. Лев поступает вольным слушателем в Академию художеств Петербурга в класс Чистякова. Его преподавателями также были Вениг и Аскназий. Позже, в объявленном конкурсе юноше не повезло и он ушёл из Академии.

Спустя короткое время Бакст знакомится с А. Бенуа и под его влиянием увлечённо рисует акварелью. Его другом также становится Валентин Серов.

В 1892 г. появляются уникальные портреты, написанные акварелью, работы Бакста. В 1893 г. художник уезжает в столицу Франции на три года. Он посещает одну из лучших художественных студий Парижа, а затем берёт частные уроки у живописца Эдельфельта. В этот время он просто влюбляется в произведения романтиков и импрессионистов и пытается им подражать..

Бакст решает повторить пусть своего идеала – Делакруа и едет в Алжир. После этой поездки, в его творчестве явственно проступают черты декоративизма. Он усердно работает и жалуется на «неизвестность». Однако, эти слова не были истиной. Игорь Грабарь в одной из своих статей пишет, что Бакст «отлично рисует и в будущем несомненно будет замечательным колористом…».

В 1889 г. в столице создается кружок, который впоследствии станет центром «Мира искусства». Руководитель кружка А. Бенуа. Бакст старше всех и только он имел за плечами Академию и художественные курсы. Но это не вызывало у него даже тени самодовольства. Он посещает организованные А. Нуроком «Музыкальные вечера», увлеченно читает произведения современных писателей.

Как известно, «модернистам» России была близка немецкая и финская школы живописи. И в Петербурге они организовали Выставку этих живописцев. В её организации приняли участие многие известные художники из Москвы и Петербурга. Чуть позже модернисты занялись основанием своего художественного журнала «Мир искусства». Руководителем был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Лев Бакст, который и предложил эмблему журнала – Орёл. В графике Бакст часто использовал – вазы Древней Греции, различные гирлянды, фавнов… Все его рисунки легкие и очень изящные. Они великолепным образом сочетаются с текстом.

Бакст хотел сделать журнал исключительным во всех смыслах. У журнала должен быть неповторимый образ, – считал он. Он много пишет литографий и получает прозвище несравненный «дерзкий график».

В начале девятнадцатого столетия журнал проводит выставку картин, которая имела оглушительный успех у публики. В газетах и журналах появляется множество хвалебных рецензий. Здесь были представлены и произведения Бакста. В работе «В кафе» художник создает удивительный образ женщины – колдовской, загадочной. Он использует лишь несколько расплывчатых цветов. В 1903 г. он пишет светлый и даже какой-то тёплый портрет Л. П. Гриценко-Бакст.

Бакст часто занимался оформлением выставочных залов, легко мог создать утончённый и изысканный интерьер будуара. Сочетание его любимых зеленоватых и лазурных полутонов всегда выглядело свежо и восхитительно.

Его приглашали поработать и в сатирические журналы, где он зарекомендовал себя превосходным, остроумным карикатуристом. Долгое время Бакст работал над оформлением знаменитых на весь мир дягилевских «балетов». В Петербурге он считался одним из модных портретистов. Заказать у него парадный портрет считалось высшим шиком, символом престижности и благосостояния.

Когда в Петербурге Е. Званцева открыла свою школу живописи, в ней некоторое время преподавал Бакст. Он учил вырабатывать собственный стиль, не подражая никому из знаменитостей. Бакст одним из первых оценил удивительный талант Шагала.

В 1910 г. Бакст работал в Париже, создавая декорации для целой дюжины спектаклей и костюмы к ним. Подлинным открытием балета на музыку Дебюсси в стиле экспрессионизма стала работа Бакста и непревзойдённого В. Нижинского.

Бакста приглашали для сотрудничества руководство фирмы Пакен и модные дома известных дизайнеров. Художник долгое время проводил во Франции, и в США, оформляя спектакли для «Гранд-опера», труппы Иды Рубинштейн. Писал замечательные либретто.

Льва Бакста не стало в декабре 1924 г. Ему было только пятьдесят восемь лет. Такая короткая жизнь, но как много он успел сделать, как много оставил после себя великолепных творений в различных жанрах искусства.

Бакст Леон Миколайович — Вікіпедія

Леон Миколайович Бакст
Леон Бакст, автопортрет, 1893
При народженні Лев Самійлович Розенберг
Народження 27 січня (8 лютого) 1866(1866-02-08)
Гродно, Російська імперія
Смерть 28 грудня 1924(1924-12-28) (58 років)
  Париж, Франція
Поховання Батіньйоль
Національність єврей
Громадянство Російська імперія
Жанр живопис, сценограф, художник книги
Навчання Петербурзькій Академії Мистецтв
Діяльність художник, проектувальник, художник по костюмах, сценограф, рисувальник
Вчитель Жан-Леон Жером
Член Світ мистецтва
Нагороди офіцер Ордену Почесного легіону

CMNS: Бакст Леон Миколайович на Вікісховищі

Лео́н Микола́йович Бакст (справжнє ім’я — Лейб-Хаїм Ізраїлевич, або Лев Самійлович Розенберг; 27 січня (8 лютого) 1866(18660208)—1924) — білорусько-єврейський, російський художник, сценограф, книжковий ілюстратор, майстер станкового живопису та театральної графіки, один з найвизначніших діячів об’єднання «Світ мистецтва» і театрально-мистецьких проектів С. П. Дягілєва.

Народився у місті Гродно в небагатій єврейській родині. Невдовзі родина перебралась на житло у Петербург. Дід займався пошивом і здобув добробут, до Росії мешкав у Парижі. Батько був комерсантом.

Серед забав хлопця — гра у театр. Він вирізав з журналів фігурки людей, котрих перетворював на персонажів вистав і давав ці вигадані вистави для сестер.

Після закінчення гімназії навчався вільним слухачем в Петербурзькій Академії Мистецтв, підробляючи створенням ілюстрацій для книжок. Тоді ж виявились і художні здібності юнака. У зв’язку з ювілеєм поета В. Жуковського у гімназії провели конкурс на найкращий малюнок портрета літератора. Перше місце присудили Леу Розенбергу. Відтепер малювання стало постійним для гімназиста.

Поради скульптора Антокольського[ред. | ред. код]

Емоційний хлопець зажадав покинути гімназію, аби навчатися малюванню. Це викликало занепокоєння батька, що справедливо хотів, аби син закінчив гімназію. Але малюнки сина за родинним рішенням зібрали і відіслали у Париж на суд скульптору М. М. Антокольському. Той відгукнувся і порадив влаштуватися у петербурзьку Академію мистецтв.

Лев провчився у Академії майже чотири роки. Петербурзька Академія на той час переживала не найкращі часи, панували нудьга, застарілі схеми навчання і консерватизм. 1887 року Леон покинув заклад. Він не один був такий, недовчились у Академії Валентин Сєров і Костянтин Сомов.

Він був особою з повільно визрівавшими здібностями і повільно народженою індивідуальністю. На його формування вплинули зовнішні події. Помер батько і родина збідніла. Матеріально родину підтримували дід і сам Лев. Він почав співпрацювати з періодичними виданнями і робили ілюстрації та обкладинки для книжок.

У період 1893—1899 рр. Лев перебував і навчався у Парижі. Враження від картин Імператорського Ермітажу і зібрання Петербурзької Академії були доповнені враженнями від картин Лувра та Люксембурзького музею (в останньому переважали буржуазні митці, прихильники офіційних академічних норм того часу).

В самому Парижі було чимало приватних художніх шкіл, котрі пишно називали себе академіями. Популярністю користувались академії Р. Жуьєна, Ф. Колароссі, Ф. Кормона, студія прихильника академізма Ж.-Л. Жерома. Молодий художник займався в студії Жерома та разом із фінським художником А. Едельфельтом. Зароблені гроші він використав для відвідин Мадрида, де його полонив талант Дієго Веласкеса.

Він опановував різні художні техніки, брався за пастель, за акварель. Твердий і точний малюнок він використовуватиме роками при створенні театральних ескізів, обережно розфарбованих аквареллю.

Перші вартісні портрети[ред. | ред. код]

CMNS: Портрет Олександра Бенуа, 1898 р.

На першій своїй виставці (1889) прийняв псевдонім Бакст — скорочене прізвище бабусі (Бакстер). На початку 1890-х років виставлявся в Товаристві акварелістів. В 1893—1897 роках жив у Парижі, часто повертаючись в Санкт-Петербург. З середини 90-х примкнув до гуртку письменників і художників, що сформувався навколо Дягілєва і Олександра Бенуа, який пізніше перетворився в об’єднання «Світ мистецтва». 1898 року спільно з Дягілєвим узяв участь у заснуванні однойменного видання. Графіка, видана в цьому журналі, принесла Бакста славу.

Продовжив займатися станковим живописом, створивши портрети Філіпа Малявіна (1899), Розанова (1901), Андрія Білого (1905), Зінаїдою Гіппіус (1906). Також викладав живопис дітям князя Володимира Олександровича. В 1902 році в Парижі отримав замовлення від Миколи II на зустрічі російських моряків.

Під час революції 1905 року Бакст працював для журналів «Жупел», «Пекельна пошта», «Сатирикон», пізніше в мистецькому журналі «Аполлон».

З 1907 року Бакст жив в основному в Парижі і працював над театральними декораціями. Він створив декорації для грецьких трагедій, а з 1908 у увійшов в історію як автор декорацій для дягілєвської Російський балет («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцис» 1911, «Дафніс і Хлоя» 1912). Весь цей час жив у Європі, оскільки, будучи юдеєм, не мав посвідки на проживання поза смугою осілості.

Під час візитів до Санкт-Петербурга викладав у школі Званцевої. У період 1908—1910 років одним із його учнів був Марк Шагал, але в 1910 році вони припинили відносини. Бакст заборонив Шагалу їхати до Парижа, оскільки, на його думку, це пішло б на шкоду мистецтву Шагала, а у фінансовому відношенні призвело б молодого художника до голодної смерті (Шагал не малював театральних декорацій). Шагал тим не менше поїхав, і знайшов свій стиль живопису.

В 1914 у Бакст був обраний членом Петербурзької Академії мистецтв.

1918 року у Бакст остаточно розірвав стосунки з Дягілєвим та його балетом. 27 грудня 1924 помер у Парижі від набряку легенів.

  • CMNS:
  • Пані Келлер, 1902 р.

  • Видавника марка для товариства «Світ мистецтва», 1899 р.

  • Старовинний жах, 1908

  • CMNS:

    Ескіз костюма до балету «Клеопатра», 1909

  • Ескіз костюма до балету «Жар-Птиця», 1910

  • Театральна програмка до балета «Пері» роботи Л. Бакста для В. Ніжинського

  • CMNS:

    Малюнок Ніжинського на програмі для балету «L’après-midi d’un faune», 1912

  • Ескіз костюма до балету «Єлена Спартанска», 1912

Картини і малюнки[ред. | ред. код]

  • Музей Клюні в Парижі. Дворик, 1891
  • Автопортрет, 1893, Державний Російський музей, Петербург
  • Портрет Бенуа Олександра Миколайовича , 1898,пастель
  • Гірське озеро, 1899
  • Афіша для благодійного базару ляльок, 1899, хромолітографія
  • Фантастичний краєвид
  • Портрет Сергія Павловича Дягілєва з нянею, 1906, Державний Російський музей, Петербург
  • Театральна завіса, ескіз, для театру В. Ф. Комісаржевської
  • Портрет письменника В. В. Розанова, 1901, пастель, Третьяковська галерея
  • Елізіум, декоративне панно, 1906, гуаш, Третьяковська галерея
  • « Стародавній жах (Бакст) »
  • Портрет Жана Кокто, 1911, малюнок, Париж, прив. збірка
  • Портрет Л. Мясіна, 1914, малюнок, прив. збірка
  • Портрет В. Цуккі, 1917
  • Портрет І. Рубінштейн, 1921, гуаш, Метрополітен-музей
  • Портрет Буніна Івана Олексійовича, 1921

Оформлення спектаклів[ред. | ред. код]

Оформлення балетів[ред. | ред. код]

  • Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst, P., 1913.
  • Lewinson A. The story of Leon Bakst’s life, Б., 1922.
  • Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л., 1975.
  • Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. — Л., 1981.
  • Марк Шагал Моя Жизнь., Азбука, 2000. — ISBN 5-267-00200-3
  1. ↑ Російський драматичний театр: Енциклопедія / За заг. ред. М. І. Андрєєва, Н. Е. Звенигородської, А. В. Мартинової та ін. — (М.): Велика Російська енциклопедія, 2001. — 568 с.: Іл. — ISBN 5-85270-167-Х

CMNS:Вікісховище має мультимедійні дані за темою: Бакст Леон Миколайович

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о