Картинки национальный костюм русского народа – Русский народный костюм – история появления, описание русского национального костюма, особенности и значение деталей

Картинки национальный костюм русского народа – Русский народный костюм – история появления, описание русского национального костюма, особенности и значение деталей

04.05.2019

Содержание

Картинки костюмов народов России для детей

Мы подобрали для вас картинки про национальные костюмы народов России. Данные картинки могут пригодиться для детей, родителей или педагогов.

Картинки костюмов народов России для детей (1) Картинки костюмов народов России для детей (2) Картинки костюмов народов России для детей (3) Картинки костюмов народов России для детей (4) Картинки костюмов народов России для детей (5) Картинки костюмов народов России для детей (6)

Картинки костюмов народов России для детей (7) Картинки костюмов народов России для детей (8) Картинки костюмов народов России для детей (9) Картинки костюмов народов России для детей (10) Картинки костюмов народов России для детей (11) Картинки костюмов народов России для детей (12)
Картинки костюмов народов России для детей (13) Картинки костюмов народов России для детей (14) Картинки костюмов народов России для детей (15) Картинки костюмов народов России для детей (16) Картинки костюмов народов России для детей (17)
Картинки костюмов народов России для детей (18) Картинки костюмов народов России для детей (19) Картинки костюмов народов России для детей (20) Картинки костюмов народов России для детей (21) Картинки костюмов народов России для детей (22) Картинки костюмов народов России для детей (23)
Картинки костюмов народов России для детей (24)

Национальные костюмы народов России: картинки с названиями

Еще со школы известно, насколько национальные костюмы народов России поражают своим разнообразием. Ведь в этой стране проживают люди более 190 национальностей, каждая из которой отличается своими традициями и культурой. Такие особенности не могут не отразиться на костюмах народов многонационального государства. Традиционная одежда различается покроем, цветом, орнаментом, элементами декора, видами головных уборов и другими деталями. Наглядно отображают национальные костюмы народов России красочнее картинки с названиями.

Русский национальный костюм

История русского народного костюма сохранилась до наших дней практически без изменений, ее знает даже ребенок. В нарядах сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходят для будней.

На заметку! Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. По ней можно было узнать, к какой губернии относится человек. Обычно при помощи вышивки старались украсить рукава и подол.

Мужские национальные костюмы у русского народа состояли из штанов, рубахи и пояса. На голове носили грешневик, пошитый из валяной шерсти. На ноги обували лапти, а с приходом зимы переобувались в валенки. Праздничная традиционная обувь у русского народа – сапожки из натуральной кожи.

Женские национальные костюмы у русских совмещали в себе сорочницу, сарафан и передник. В период правления Ивана Грозного девушки надевали три платья сразу, один поверх другого. В противном случае их считали непристойными.

Детские традиционные костюм в большинстве случаев повторяли одежду взрослых, но часто их шили более свободными.

Украинский национальный костюм

Украинская национальная одежда пополняет список костюмов народов России. Для ее пошива использовались плотные простые ткани. Украинские костюмы – вышиванки, то есть, украшены вышивкой. При оформлении убранства приветствуются черные, белые и красные цвета. Голову украшали цветочным венком с сине-желтыми лентами, символизирующими флаг страны. Пример национального украинского костюма представлен на фото ниже.

На заметку! В каждой области Украины предусмотрены разные костюмы. Различия наблюдаются в крое, декоративных вставках и других элементах. При помощи этого украинцы стараются выделить этнические особенности.

Башкирский национальный костюм

На сегодняшний день миру известно семь разных вариантов национальных костюмов башкир, в зависимости от места проживания. Один из видов народной башкирской одежды представлен на фотографии.

Основная особенность национальной одежды башкир – многослойность, за счет которой удается сохранить тепло в период холодов.

Чеченский национальный костюм

Еще в прошлых веках чеченцы активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготовлены из кожи и шерсти этих животных. Элементы костюмов отображают особенности культуры и традиций жителей Чечни (изображение ниже).

Женщина носят платья в пол, расклешенные книзу. Национальный костюм мужского населения Чечни состоит из папахи, бешмета (полукафтан) и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие.

Мордовский национальный костюм

Если посмотреть на картинку с названием ниже, можно догадаться, что мордовский костюм по внешнему виду напоминает целое произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи.

Национальный костюм народа России состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха мужчин напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче.

Женский мордовский народный костюм поражает своей красотой. Для его изготовления используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.

Чукотский национальный костюм

Жители северных регионов подбирают для себя теплую и удобную одежду. Национальные костюмы этих народов России отлично приспособлены для согрева тела при низких температурах, а также обеспечивают подвижность.

На Чукотке мужчины носят двойные штаны на меху, такие же чулки, рубаху и сапоги. Женская одежда пошита из такого же материала, как и мужская, но для ее изготовления используются другие покрои.

Татарский национальный костюм

Как и национальные костюмы других народов России, традиционная одежда татар также имеет свою историю.

Поскольку большая часть татар придерживаются ислама, они считают, что после смерти душа человека повидает тело через отверстия и дыры, в том числе и на одежде. Стараясь сохранить жизнь магическим оберегом, люди создавали различные орнаменты на краях и вырезах предметов гардероба.

Цыганский национальный костюм

То, как привыкли одеваться цыгане, знают многие. Этот народ России любит выделиться из толпы. Женщины носят разноцветные юбки, надетые в несколько слоев, а также кофты с расклешенными рукавами. Любят украшения, поэтому на пальцах и в ушах цыганок часто можно увидеть кольца и серьги.

Мужчины одеваются более скромно, чем женщины. Особенности их национального костюма отражена на картинке ниже.

Национальные костюмы других народов

В России проживает много народов, поэтому описать все национальные костюмы достаточно тяжело. Выше речь шла об убранстве самых многочисленных национальностей.

Вот еще несколько фото костюмов народов России с названиями.

В национальных костюмах калмыков преобладают черные и синие цвета.

Одежда бурятов подобрана таким образом, чтобы она не мешала находиться в седле, и защищала от морозов и ветров.

Национальный костюм узбеков выделяется среди других одеяний народов России необычным сочетанием цветов узора.

Существует еще множество народов, проживающих на территории России, со своими традициями и культурой.

Видео

Еще больше национальных костюмов народов России можно увидеть на видео.

национальные модели для девочки, женские, праздничные, для детей, история, традиционные

Русские национальные наряды – это сочетание насыщенных цветов и большого количества деталей, создающих полноценный образ. Несколько столетий назад всего по одному костюму можно было понять, из какой губернии или деревни приехал его носитель. Кроме того, русские умелицы для каждого особенного события создавали непохожие друг на друга торжественные наряды. Об истории национального костюма и создающих его деталях вы узнаете в этой статье.

Особенности национального костюма

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.

Тканевая основа дополнялась большим количеством деталей, а также аксессуарами и обувью, которые в комплексе составляли гармоничный образ.

Эти образы существенно отличались между собой в зависимости от регионов. Так, к примеру, люди из северных регионов России облачались в большее количество верхней одежды. Она была, как распашной, так и накидной, а в некоторых случаях два эти вида нарядов сочетались. Накидную одежду надевали через голову, в то время, как распашная застегивалась на пуговички или крючкообразные застежки.

Отдельного внимания заслуживает и одежда для знати. Она, конечно же, была более дорогой и роскошной. Наряды для знати расшивались золотыми или серебряными нитями, украшались жемчугом и прочими декоративными элементами. Такой дорогой наряд носился не один год. Как правило, его передавали из поколения в поколение, сохраняя в надлежащем виде.

История русского костюма

За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.

Менее распространенными наряды в традиционном русском стиле стали в начале восемнадцатого века. Тогда древнерусский костюм был запрещен Петром Первым, который хотел сделать Россию более современной. На смену национальному одеянию пришли костюмы в венгерском стиле, а позже в немецком и французском. Чтобы нововведения прижились, правитель ввел пошлину на ношение в городе традиционных русских нарядов.

Женский

Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.

Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава.

Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.

Мужской

Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.

Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса. Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками.

Для детей

Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице.

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

Платья в русском стиле украшают изысканными цветочными узорами, ручной вышивкой, кружевом или набивными рисунками. Подол и манжет декорируются бахромой или элегантной мережкой.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

В качестве головного убора можно использовать экстравагантный кокошник или расшитый яркими узорами платок. А поверх платья накинуть жилетку или пальто. В прохладную погоду не отказывайте себе в удовольствии дополнить образ шубой, муфтой и теплой меховой шапкой.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев

Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.

Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.

Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.

Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.

Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 1

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 2

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 3

Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 4

Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 5

Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.

Такую шапочку прям очень хочется 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 6

Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 7

Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 8

Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 9

Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 10

Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 11

Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.

(Прям как у царевны Лебедь).

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 12

Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 13

Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 14

Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 15

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 16

Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 17

Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 18

Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 19

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 20

Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 21

Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 22

Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 23

Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 24

Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 25

Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 26

Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 27

Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 28

Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 29

Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 30

Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 31

Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.

(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 32

Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 33

Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 34

И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).

Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 35

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 36

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 37

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 38

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 39

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 40

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 41

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 42

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 43

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 44

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев, фото № 45

Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.

Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ «Национальные костюмы народов России»

hello_html_2d01c3a8.jpg

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

Национальные костюмы народов России

Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить. 

   «По одёжке встречают…». Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.

   Этнографы давно доказали, что одежда кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды — имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. 

hello_html_m5a8d6c6e.jpg

Башкирский национальный мужской костюм.

Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.

Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчинны и тулупы (билле тун, тире тун). Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.

Башкирский национальный женский костюм.

На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток. Головной убор женщины прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). 

hello_html_m1c8ebe99.jpg

Основой татарского орнамента является цветочно- растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным являлась тема  цветочного букета, символизирующая»древо жизни» или степного куста-источника благополуия, жизни. Букет состоял из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Чаще всего это тюльпан, ромашка, астра, причем, форма и цвета арнамента разнообразны, могут варьироваться. Самые распространенные цвета в татарских национальных узорах: зеленый, желтый, красный, черный, коричневый, голубой, белый и прочие.

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. 

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. 

hello_html_35f45967.jpg

Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.

Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.

Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой. 

hello_html_35afdbdb.jpg

Традиционный повседневный мужской костюм во второй половине XIX в. включал белую льняную (встречалось, с кумачовыми вставками-ластовицами под мышками) или пестрядиновую рубаху. Разрез ворота делали как слева, справа, так и посредине. Праздничные льняные рубахи украшались полосками тканья, вышивкой, плетеными тесьмами («вязанками», «плетешками»), а сшитые из покупных материалов и галуном. Украшения располагались по вороту, низу рукавов, подолу. Повседневные рубахи и праздничные, носили навыпуск в комплексе с льняными или пестрядиновыми штанами, низ которых заправляли в голенища «обуток», «чирков» (самодельной обуви) или покупных сапог.Праздничные рубахи было модно одевать с широкими, как юбки, штанами — «шароварами» из плиса, сукна, сатина и т.д.

Повседневно крестьянки носили льняную или ситцевую одежду, известную также под названием «дубасы», «поморники», «халадаи», «перемитники», «горбуны» и т.д. Праздничные сарафаны из покупных тканей назывались «сарафанами» или типу используемых тканей — «моркашниками», «дабинниками», «парицкими» и т.п. В зависимое ти от назначения подбирали материал и для рубах, которые, как правило, шили из двух частей — верхней и нижней. При этом на видимую из под сарафана, верхнюю часть рубахи брали более дорогие, красивые материалы, совпадающие или гармонирующие с тканью сарафана.

 По талии сарафан подпоясывали узкими или широкими ткаными поясами, которые часто за, канчивались пышными кистями. По, верх носили передник («запон», «фартук»), который к праздникам изготавливали из покупньх тканей, соответствоваших виду и цветовой гамме материалов сарафана и рубахи, а в будни’ из холста или дешевых бумажных материй. Прежде других были распространены передники ( рукавами или без, которые одевались через голову («нарукавники», «крылатики» и т.д.) и могли богато расшиваться по груди, подолу.

hello_html_me606d1e.jpg

Мужской костюм состоял из бешмета, черкески и штанов. Также неотъемлемыми частями этого наряда являлись папаха, пояс и кинжал.

Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля.

Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство.

Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди.

 Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. 

Одежда женщины отличалась разнообразием материалов, цветов и моделей. Она была показателем социального и возрастного статуса женщины. Наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка, но мог дополняться различными украшениями, которые также подчеркивали принадлежность женщины к определенному классу.

Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из легкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). 

Распашное платье — гIабали, напоминавшее халат или накидку, надевалось сверху нижнего. Оно было раскрыто до пояса, чтобы было видно нагрудники, и застегивалось на талии на маленькие крючки, обтягивая и подчеркивая фигуру. Распашное платье обычно шилось из бархата, атласа, парчи и сукна. Здесь проявлялось многообразие цветов, фасонов и материалов. Часто они украшались золотыми вышивками, тесьмой, оборками, складками.

Национальные костюмы народов России — Ladiesvenue.ru

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями.

Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России.

Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

Русский национальный костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма — многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.

Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин — это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Башкирский национальный костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский национальный костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.

Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Дагестанский национальный костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.

Для мужчин традиционный комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции — в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.

Костюмы других народов России:

Адыгейцы

Буряты

Калмыки

Марийцы

Мордовцы

Цыгане

Чеченцы

Чуваши

Чукчи

Русский национальный костюм в фотографиях

01. Девичий головной убор: повязка. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Центральные губернии. 19 в. Девичий головной убор: повязка. Верхнее Поволжье. Первая половина 19 в.

02. Женский головной убор: повойник. Рязанская губерния. Начало 20 в. Женский головной убор: сборник. Северные губернии. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: сорока. Воронежская губерния. Конец 19 — начало 20 вв.

03. Женская верхняя одежда «Одежина». Нижегородская губерния. 19 в. Женский народный костюм. Нижегородская губерния. 19 в. Костюм девичий. Тульская губерния. Конец 19 — начало 20 в.

04. Костюм «мамки». Санкт-Петербург. Конец 19 — начало 20 вв. Костюм девичий праздничный. Северные губернии. Начало 19 в. Костюм казачки праздничный. Урал, г. Уральск. Конец 19 — начало 20 вв.

05. Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 — начало 20 вв.

06. Костюм женский. Орловская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм женский городской в народном стиле. Россия. Конец 19 в. Костюм женский. Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.

07. Косынка «головка». Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Платье крестьянки, городского типа. Верхнее Поволжье. Начало 20 в. Платок головной Россия. Вторая половина 19 в.

08. Костюм крестьянки, городского типа. Архангельская губерния. Начало 20 в. Костюм крестьянки. Вологодская губерния. Конец 19 в. Костюм крестьянки. Курская губерния. Конец 19 — начало 20 вв.

09. Девичий головной убор: венец. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Девичий головной убор: венец. Северо-западный регион. Первая половина 19 в. Девичий головной убор: коруна. Вологодская губерния. Вторая половина 19 в.

10. Женский головной убор: кокошник. Верхнее Поволжье.19 в. Женский головной убор: кокошник. Псковская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Тверская губерния. 19 в.

11. Девичий головной убор «Ленка». Россия. 19 в. Кошелек. Конец 18 в.

12. Девичий головной убор: венец. Костромская губерния Начало 19 в. Кошелек в форме кувшинчика. Россия. Вторая треть 19 в.

13. Женский головной убор: позатылень. Южные губернии. 19 в. Костюм женский. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.

14. Слева направо: Платок. Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм крестьянки. Смоленская губерния. Конец 19 в.

15. Кошелек в форме кувшинчика. Женский головной убор: кокошник Костромская губерния. Конец 18 — начало 19 в. Костюм девичий праздничный: сарафан.

16. Верхняя одежда крестьянки. Тульская губерния. Начало 20 в. Шаль. Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг. Верхняя одежда крестьянки: «шубка». Курская губерния. Конец 19 — начало 20 вв.

17. Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.

18. Женский праздничный наряд. Середина 19 в. Нижегородская губерния. Женский праздничный наряд. 18 в. Девичий праздничный наряд. Конец 19 — начало 20 в. Заонежье, Олонецкая губерния.

19. Женский праздничный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Свадебный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Наряд «повязочницы». 19 век. Архангельская губерния.

20. Женский праздничный наряд. Конец 19 века. Бирюченский уезд, Воронежская губерния. Рубаха-покосница. 19 век. Ярославская губерния. Женский праздничный наряд «штофный». Вторая половина 19 века. Село Чернуха, Арзамасский уезд.

21. Женский демисезонный костюм, начало 20 века, Вологодская область. Праздничный костюм, конец 19 века — начало 20 века, Бурятия, Тарбагатайский район, село Большой Куналей. Женский праздничный костюм, конец 19 века, Новгородская область, Пестовский район, село Осипово.

22. Костюм девичий, начало 19 века, Воронежская область, Бутырлинский район, село Клеповка. Женский костюм, конец 19 — начало 20 века, Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее. Женский праздничный костюм, конец 19 — начало 20 века, Тверская область, Ржевский район, деревня Домашено

23. Женский праздничный костюм, вторая половина 19 века, Липецкая область, Данковский район, село Перехваль. Женский костюм, конец 19 века, Вятка. Девичий костюм, середина 19 века. Архангельская область, Поморский район (ранее Архангельская губерния, Летний берег Белого моря)

24. Праздничный костюм, вторая половина 19 века, Курская область, Белевский район, деревня Белица. Женский костюм, вторая половина 19 века, Брянская область, село Дорожово. Костюм невесты, конец 19 века, Орловская область, Новосильский район, село Сороки.

Изначально обычный предмет быта, сейчас же — часть национального достояния, вид искусства. У русской народной одежды длинная история, ей не менее 1000 лет. Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили. В каждом районе преобладали свои особенности, нашивки, длина, комплект. Одежда даже соседних областей могла кардинально различаться.

Невзирая на такое «областное» различие, в русском гардеробе есть ряд сходств. Вся одежда имела четкое разделение на праздничную и повседневную, на ту, что полагалась замужним и женатым, и ту, что носили свободные девушки и парни.

Основа национального русского наряда — рубаха. Как и вся остальная одежда, она делилась на повседневную и праздничную, были рубахи для обычного выхода на улицу и для работы, для свадьбы и для похорон. Рубахи носили все: и мужчины, и женщины, с рождения и до самой смерти.

На севере и востоке России девушки на рубаху надевали сарафан, а на юге и западе — понёвы, своеобразные запашные юбки. Кстати, понёвы гораздо древнее сарафанов и именно они являются исконно русским женским одеянием. На юге еще с древнейших времен сохранился обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, так она дает всем понять, что может быть просватанной. На сарафаны, понёвы, рубахи женщины надевали душегрейку – что-то вроде распашного пиджака-куртки или жилета без рукавов. В таком наряде девушки становились объемными и широкими. И именно это больше всего ценилось. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась.

Головных уборов было большое количество: помимо всем известного кокошника были кички, повойники, сороки, убрусы, шапочки. Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками, белыми шариками из гусиного пуха, замужним матронам полагалось закрывать голову полностью, отсюда такое «головное» разнообразие. Ближе к XX веку большое количество сложных уборов заменилось фабричными повойниками, а затем и платками.

У мужчин все гораздо проще. И богатый, и бедный одет в цветастую рубаху-косоворотку (рубаху с вырезом сбоку) и портки, зауженные книзу штаны. Рубаха на талии опоясывалась расшитым пояском — гашником. А дополняет портрет русского щеголя войлочный колпак.

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). Плели чуни (веревочные лапти), кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Все предметы русской одежды ярких цветов: синего, зеленого, желтого, белого. Но излюбленным всегда оставался кумачово-красный. Красной нитью вышивали и вплетали узоры: свастики, солярные символы, животных, беременных женщин — которые в славянской культуре имели чрезвычайное значение. Эта вышивка была обереговой и несла в себе определенную информацию. Так, по красной вязи на оплечье рубахи можно было определить, из какого рода носящий её человек, а по тканному узору гашника узнать, какой языческий бог покровительствует хозяину пояса. Все это, разумеется, пришло еще с дохристианских времен, но, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось и не вытеснилось христианством.

Народная одежда не менялась столетиями, ведь и самого понятия моды как такового не было. Кардинальные перемены в русском костюме произошли только после указа Петра в XVIII веке, когда за ношение национальной одежды взимался штраф. Если раньше русский наряд был повсеместным (конечно, он отличался в разных сословиях), то с реформ Петра сарафаны, рубахи-вышиванки и лапти остались только в сундуках крестьян.

Материал создан: 20.04.2016

создано на основе этого материала

комментарии к статье


Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о