Как выглядит прялка – Что такое прялка: виды, инструкция и отзывы. Прялка деревянная с колесом: описание, характеристики и отзывы

Как выглядит прялка – Что такое прялка: виды, инструкция и отзывы. Прялка деревянная с колесом: описание, характеристики и отзывы

30.03.2019

Что такое прялка: виды, инструкция и отзывы. Прялка деревянная с колесом: описание, характеристики и отзывы

Некогда без прялки невозможно было представить ни один дом, ни одну девочку, девушку и женщину. Сегодняшняя же молодежь может даже не знать, что такое прялка вообще. Про то, как она выглядела и каким образом работала — спрашивать даже не стоит. Но учитывая, какое место в жизни людей занимало это устройство раньше, нельзя забывать об этом, когда-то просто необходимом, инструменте.

что такое прялка

Что такое прялка?

Из названия предмета несложно понять, что такое прялка — это приспособление для прядения. Внешний вид прялки постоянно менялся — если ранее это были просто две перепендикулярные доски, то сегодня это сложный механизм, выпускающий пряжу различной толщины и качества. Кроме своих прямых функций, прялка являлась участником различных примет и верований, ни один, даже богатый, дом невозможно было представить без этого устройства.

Прялки в античности

Уже в античные времена люди знали, что такое прялка. Об этом свидетельствуют легенды, согласно которым Парки могут удлинить, а могут и оборвать нить жизни. А творят они эту нить именно на ней, на прялке. Покровителем прядения считалась Афина.

Славянская прялка

На Руси прялки старинные использовались с давних времен. Труд это был чисто женский, мужчина мог только изготовить само орудие труда. С окончания сбора урожая и до самого Великого поста пряхи проводили свои дни и зачастую ночи у этого станка. Удивительно, что прялки были не похожи одна на другую. Вернее, конструкция-то была одна, но вот украшена каждая прялка была по-разному.

прялка деревянная с колесом

Разумеется, изначально использовалась только прялка деревянная — для ее изготовления шли в ход клен, липа, осина и береза. Украшения были уникальными — преимущественно резьба по дереву.

Прялки в культуре

Прялки старинные имели огромное значение в быту наших предков, ведь они были не просто средством для создания одежды и способа заработать, но и играли важную роль в культуре.

Своя собственная прялка была у каждой девочки. Получала она ее при рождении и меняла лишь выходя замуж. Причем пуповину новорожденной перерезали именно на прялке либо веретене. При крещении девочку передавали крестной через это приспособление. Даже спала девочка с прялкой — ее клали в колыбельку к ребенку.

Свое собственное, именное орудие труда невозможно было никому дать даже во временное пользование: согласно верованиям, в этом случае непременно должен был возникнуть пожар либо погибли бы все пчелы. В северных областях нашей страны считалось, что, если молодой человек написал свое имя на прялке девушки, его долг — жениться на ней. На свадьбу в любом случае женихом изготавливалась прялка. Своими руками обязан был изготовить парень этот подарок, украсив ее как можно лучше.

Зимний период весь был посвящен прядению, исключая рождественские дни. Последним рабочим днем для прядильщиц было окончание Масленицы. В этот день было принято кататься на донцах с горы. Считалось, длина льна в будущем году будет зависеть от того, насколько далеко уедет наездница. Если же какая-то из катающихся имела неосторожность упасть с прялки, окружающие ожидали ее смерти еще до наступления нового сезона прядения. На Рождество и Святки все инструменты для прядения прятали на чердаках и чуланах, чтобы исключить их встречи с духами, которые могли заплевать орудия труда.

прялки старинные

В Сербии было принято в сочельник, при посещении построек для животных, прясть немного шерсти для того, чтобы скот не остался без шерсти. Жители Славонии считали, что первая гостья должна спрясть немного, чтобы год был урожайным на лен и чтобы куры не перевелись. Кроме того, молодая жена в первый день в новом статусе должна была прясть на новом станке, поскольку считалось, что это сулит более обеспеченную жизнь.

Во всех культурах, где было известно, что такое прялка, имелись различные, часто уникальные, ритуалы и верования, связанные с этим предметом. Но все народы были едины в главном: прялка — не просто средство заработка, но и оберег для своей хозяйки. Например, в Болгарии даже идя на полевые работы девушки брали с собой этот инструмент. Зачастую они пряли даже по пути, если вокруг было слишком людно. Для лечения малышей от ночного плача девочкам под колыбельку прятали прялку. От бессонницы спасала все она же — неоходимо было воткнуть прялку с куделью под матицу, сказав при этом специальные слова. Даже кур от ласок спасала прялка — надо было забросить ее на курятник.

Виды прялок

Несмотря на то что каждая была уникальна, именно видов прялок было не так уж и много. Самой первой была обычная ручная, появившаяся еще в Древнем Риме. После нее появилась гораздо более быстрая самопрялка. Поскольку и она не давала возможности действовать двумя руками, ее оснастили ножным приводом. Так появилась ножная прялка. Ну и гораздо позднее, с развитием науки и появлением электричества, была создана электропрялка. Впрочем, лучше рассмотреть каждый из видов отдельно.

Ручная

Итак, эта прялка появилась еще в Древнем Риме, придя на смену обычному веретену и кучке пряжи на коленках. Тогда это был прорыв, упростивший тяжелый и изнуряющий женский труд.

Состояла она из, грубо говоря, двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу. Часть, предназначенная для сидения, именовалась донцем. Вертикальная же часть состояла из шейки и лопати. Украшали резьбой, по большей части, именно лопать (как самую заметную часть инструмента).

Самопрялка

Самопрялка — прялка деревянная с колесом — появилась в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру, существенно облегчая жизнь прях.

прялка электрическая

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить «вырастает» до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла. На Руси эти машины подразделялись на русские (с колесом, расположенным перпендикулярно полу) и чухонки, в которых колесо находилось под углом.

Когда в 15 веке прялку оснастили рогулькой, отпала необходимость делать перерывы для наматывания нити на веретено — это происходило само.

Ножная

В 19 веке значительно возросла потребность в пряже. В как можно большем количестве пряжи. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена — это была последняя механическая прялка.

прялка инструкция

Электрическая

Как ни странно, с появлением электричества принципиально конструкция не претерпела никаких изменений. Да, прялка электрическая внешне совсем не напоминает ни одну из своих предшественниц. Однако это все тот же инструмент, с теми же основными элементами. Просто сегодня, в век минимализма, выглядят они немного иначе.

Основным узлом новой прялки стал рогач. Состоит он из оси, которая заменила веретено, рогульки, шкивов и катушки. Разобраться, как работает машина, несложно. Электрический шкив приводит в движение ось-веретено, на конце которого находятся крючок и рогулька. Помимо того, на ось надета катушка. Она тоже вращается от шкива, но от другого. Вся эта конструкция приводится в движение электромотором. Только вот диаметр дисков шкива катушки меньше, тем те же детали, приводящие в движение веретено. Это дает возможность катушке вертеться быстрее, чем рогульке и веретену.

прялка своими руками

Что происходит с нитью, которая заправлена в прялку? Представим, что пучок волокна из шерсти уже скручен. Теперь пропустим эту нитку через крючок, затем необходимо накинуть на крючки рогульки и привязать к катушке. Начиная работать, прялка продолжает скручивать пучок волокна в нитку. Поскольку катушка вертится быстрее, она тянет и наматывает на себя нитку. Работница просто равномерно вытягивает волокно.

Выбор

Купить прялку в наши дни несложно. Но многие хотят, как и прежде, сделать ее самостоятельно. Это вполне возможно, поскольку конструкция прялки очень проста. Нет даже необходимости совершать токарные работы. Можно обойтись фанерой различной толщины или текстолитом. К этому потребуются металлическая трубка, два бруска из бука или березы, гвозди и шурупы и эпоксидный клей. Да еще нужна плотная бумага. Кроме того, нужно раздобыть электромотор от швейной машинки или что-то похожее. Предпочтительно, чтобы мотор был коллекторным. Следует приготовить два тумблера и реостат, регулирующий обороты. Конечно, можно обойтись и без последнего, но это снизит комфортность машинки.

механическая прялка

То, как изготавливается прялка (инструкция по сборке и рекомендации по отдельным узлам), сегодня узнать не составляет труда. Прежде чем приступить к изготовлению, стоит внимательно изучить эти самые инструкции, реально оценить свои силы и решить, стоит ли этим заниматься или же проще просто приобрести уже готовую прялку. При покупке можно выбрать и внешний вид, и технические характеристики, которые требуются именно для ваших целей. Поэтому, если нет уверенности в желании собрать инструмент самому, лучше все же не тратить напрасно время.

Однако если желание и силы есть, стоит сделать ее самостоятельно, ведь, даже став электрической, прялка не совсем растеряла те необычайные свойства, которыми награждали ее в древности. И пускай сейчас мало кто возьмет с собой на работу этот механизм, как никто не положит его под кроватку плачущему ребенку, все же вещи, связанные из мало того, что собственноручно изготовленных ниток, так еще и на вручную сделанной машинке, приносят своему владельцу не просто тепло и удовольствие, но и чуточку волшебства.

Поговорим о прялке: Как выбрать?

Любимым подписчикам моего магазина и просто любопытствующим предлагаю поговорить о прялках. Разговор будет идти преимущественно о прялках фабрики Эшфорд, я поделюсь с Вами своими знаниями и буду признательна если кто-то захочет дополнить или поправить мой «трактат» Поговорим о прялке: Как выбрать?, фото № 1

с точки зрения пользователя.

Фабрика Эшфорд поставляет прялки (и не только, но сегодня речь о прялках) на международный рынок начиная с 1934 года. Прялки различных моделей и модификаций пользуются безоговорочной популярностью и любовью рукодельниц всего мира! Как же выбрать среди множества «свою» прялку? Надеюсь, этот пост поможет Вам определиться с выбором.

Как известно, принцип прядения – скручивание шерсти и намотка на то самое вечное веретено. В самопрялках веретено для удобства и скорости подвешено на ось рогульки, колесико рогульки шкивом соединено с большим колесом. Колесо приводится в движение посредством педали, вместе колесом начинает вращаться колесико рогульки вместе с закрепленной на оси катушкой, кудель скручивается и через отверстие поступает и наматывается на катушку. Все гениальное просто! Но нужно немало попрактиковаться — поймать ритм и войти в такт с Вашей прялкой, научиться вовремя отпускать ровницу, потерять, запутать и порвать ее — и в конце концов приручить свою прялочку. Тогда на Вас снизойдет блаженство, и Вы получите ни с чем не сравнимое наслаждение от ощущения чуда, зарождающегося прямо в Ваших руках. Это делаете Вы и Ваша прялка, которая оживает, когда Вы начинаете совместное творчество.

Итак, принцип работы всех прялок один – веретено, колесо, педаль, но есть нюансы. Один большой отряд прялок делится на несколько подвидов.Поговорим о прялке: Как выбрать?, фото № 2 А внутри этих подвидов есть еще несколько модификаций.

1-й подвид — горизонтальная прялка, или, как их называли в старину — лежак. Колесо прялки и рогулька находятся в горизонтальной плоскости. Эти прялки имеют колесо большего размера, более основательны и красивы. Если Вы планируете прясть тонкую нить из тонких сортов шерсти и волокон или их смесей (меринос, собачья шерсть, альпака и прочее) выбирайте горизонтальную прялку. Подвид горизонтальных прялок представлен Эшфордами в виде двух моделей — Элизабет и Традиционная. Описания и технические характеристики можете почитать кликнув на название и перейдя по ссылке.

Отличия:

У Элизабет больший диаметр колеса, на колесе две бороздки для шкивов, т.е. прялка с двойным приводом, это значит что на ней можно прясть с большей скоростью и получать на выходе очень тонкую нить.

Традиционная прялка имеет чуть меньший диаметр колеса и есть две модификации – с одинарной, или двойной передачей. Двойной привод сложнее, но зато нить тоньше прядется.

2-й подвид – вертикальная прялка, или по старинному – стояк. Колесо и рогулька относительно друг друга расположены вертикально. Рогулька всегда над колесом. К этому подвиду относятся прялки: Трэвэлер, Киви, Кантри и Джой. В чем же их различия? Рассмотрим подробнее.

Прялка Трэвэлер или Путешественница. У Трэвелер самое большее из вертикальных колесо, на ней можно прясть средне-тонкие нити. Есть модификации с одинарным и двойным приводом, который увеличивает обороты и позволяет прясть более тонкую нить.

Прялка Киви. Скромный бюджетный вариант прялки. Но у этой скромницы большие возможности. На ней можно прясть нить средней толщины, а дополнительные аксессуары позволят ткать либо тонкую нить (спросите у меня про адаптер высокой скорости), либо объемную фактурную пряжу (дополнительная рогулька с широким отверстием)

Прялка Кантри! Фаворит среди современных рукодельниц! Она позволяет создавать действительно очень красивую, уникальную арт пряжу. И сразу многоПоговорим о прялке: Как выбрать?, фото № 3 Ее катушки вместимостью до 1 кг пряжи. Что Вам делать с такой супер пряжей? Целиком и полностью зависит от Вашей фантазииПоговорим о прялке: Как выбрать?, фото № 4

И, наконец, прялка Джой – самая комфортабельная и мобильная прялка! Вы можете взять ее с собой на дачу, на пикник, в дорогу, в гости, на семинар…. В сложенном состоянии прялка занимает совсем мало места. Я приняла решение в моем магазине предлагать прялку в комплекте с переносной сумкой для Вашего удоства. Но если Вы желаете приобрести без сумки — обращайтесь, сделаем.

Есть две модификации — с одной педалью, или двухпедальная. Разница только в Ваших предпочтениях, на качестве пряжи количество педалей никак не отражается. С другой стороны, две педали задействуют в работе обе ноги, что позволяет поддерживать осанку.

Осталась еще одна прялка и, пожалуй, ее я вынесу в отдельный подвид.

3-й подвид – электропрялка. Компактная, удобная в работе, быстрая, с бесшумно работающим мотором. Очень простая в использовании – минимум контроля за процессом — не надо на педали жать, ни следить за натяжением шкивов…. Чисто механический процесс. На мой взгляд, отлично подойдет для сучения нитей.

И напоследок пару слов о прочих приспособлениях для прядения. Если прялка для Вас слишком сложно и дорого, говорят, можно прясть даже на карандашеПоговорим о прялке: Как выбрать?, фото № 5 Или на веретенах. Фабрика Эшфорд предлагает несколько видов подвесных веретен. Думаю, это хорошая возможность спрясть небольшое количество пряжи для Ваших арт проектов.

Так же хочу обратить Ваше внимание на зажимы (твистер) – на нем можно скручивать шерсть и любые волокна для ваших арт проектов.

Разговор о прялках только начинается, если Вам есть что сказать, присоединяйтесь, пожалуйста

Прялка не Бог, а рубаху даёт Поговорим о прялке: Как выбрать?, фото № 6 (русская народная пословица)

UPD 10/5/15 Поговорим о прялке: Что еще Вам может понадобиться?

UPD 11/5/15 Поговорим о прялке: С чего начать?

Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками


Веретена и прялки — одни из древних инструментов для трудовой деятельности женщин.
Работа ткачих и прях с давних времен почиталась у любой народности; и форма прялок и способы их украшений усовершенствовались векам.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Русские прялки состояли из стоячков в виде лопастей, гребней или развилочек, закрепленных под прямыми углами в подставках -донцах, на которые садились пряхи.
В прежнее время девочки начинали работать за прялочкой уже лет с восьми. Они должна были напрясть столько нитей, чтоб хватало на приданое. Частенько пряли на веселом собрании сельской молодежи — посиделочках
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
и по своим жилищам.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
После выхода замуж женщины пряли лишь в свободное время, урывками.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Там, где прядение являлось промыслом, у женщин за прялками проходили все молодые годы.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Прялки являлись свадебными подарками женихов для невест. Частенько прялки дарили на добрую память отцы — дочерям, мужья — супругам. Поэтому такие важные в крестьянском быту вещи украшались с особой тщательностью и старанием. Красивые прялки — подарочки хранились в семьях бережно, буквально, поколениями.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
В данной статье поведу рассказ, как изготавливал действующую электрическую прялку с элементами ретро.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Но, чтобы был до конца ясен принцип работы самопрялки и электропрялки, начну с обычного веретена. Ручной прядильный инструмент в виде длинного, тонкого стержня с заостренными кончиками и утолщением после двух третей длины всего стержня, играющего роль маховичка.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Веретено, раскрученное пальцами прядильщицы, продолжает долго вращаться за счет инерции в маховичке и скручивает пряди шерсти в прочную нить. Работа веретена состоит из двух чередующихся действий; скручивание пряди шерсти в нить и наматывание нити на веретено. В самопрялке эти действия остроумно и просто сведены в одну операцию.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Главным узлом в самопрялке является рогач.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Рогач составлен из оси (она играет роль веретена), рогульки, приемной катушки и шкивов. Веретено с рогулькой вращается от шкивка, приемная катушка свободно посажена на веретене и вращается от шкивка. Веретено и катушку вращает один электродвигатель, но катушка вращается быстрее, чем рогулька. Веретено скручивает пряди шерсти в нить, катушка через рогульку тянет эту нить и наматывает на себя.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
В электропрялке используется электромотор от бытовой швейной машинки с педалью — реостатом.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Запускать прялку на малых оборотах было проблематично и изготовил промежуточный вал с тремя шкивками, которые выточил из дерева. Снизил обороты на прялку. Шкив на катушку с меньшим диаметром, чем на рогульку.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Рогулька из трех частей: кусочек дощечки и по бокам накладки из фанеры 6 мм толщиной.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Основание — доска 30 мм толщиной, 190 мм шириной и 260 мм длиной. В основании врезаны две деревянные стойки для рогача и промежуточного вала. Электромотор закрепил на том же основании проволочным хомутиком.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками
Привод от электродвигателя с помощью резиновых пассиков.
Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками Электропрялка с элементами «Ретро» своими руками Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Чем принципиально отличаются самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк??

Девочки прядильщицы! Обращаюсь к вам!)

Подскажите и объясните пожалуйста, а то тыкаюсь-тыкаюсь, никто толком объяснить не может.

Чем принципиально по характеру работы прядильщицы, а так же, (что интереснее!) по возможностям получения разной пряжи отличаются два вида самопрялок:

Чем принципиально отличаются самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк??, фото № 1

Вот такая с лавочкой называется — самопрялка — калаурот.

Чем принципиально отличаются самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк??, фото № 2

Такая компактненькая — самопрялка стояк.

С точки зрения компактности конечно вторая удобнее, места меньше занимает.

Но меня интересует — технические возможности у них разные? Отличаются? Что-то удобнее в работе?? Возможности получать разную нитку шире-уже? Мне визуально больше нравится со встроенной лавочкойЧем принципиально отличаются самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк??, фото № 3

Дополняю по названиям. На своем названии не настаиваю, тем более что слово калаурот я не придумала)

Найденные варинты названия первого вида прялок, «со встроенной лавочкойЧем принципиально отличаются самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк??, фото № 4«: калаурот, чухонка. Первая на территории России распространена была мало, преимущественно Скандинавия, Европа, Карелия.

Варинты названия прялок второго вида: коловорот, русская, стояк. Распространена была на территории России.

Буду благодарна всем за ответыЧем принципиально отличаются самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк??, фото № 5

Прялки — часть 1 — Inside my dreams — LiveJournal

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Итак, ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку или лопать.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялка, кудель и веретено

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Грязовецкие прялки (Вологодский район)
Грязовецкие прялки иногда по резьбе покрывались росписью масляными красками. Это была или многоцветная раскраска, или очень часто кистевая роспись цветочного рисунка. Судя по датам на прялках, эти произведения относятся ко второй половине 19 века. Прялки западной части очень многокрасочны, они расписаны яркими открытыми цветами. Очень напряженна и собранна по колориту роспись прялок центральной части района. Прялки восточной части чаще всего красили в два-три цвета: на цветном, обычно красном, фоне узор с резьбой покрывали желтовато-охристым тоном, отчего он выглядел, как драгоценная вставка. Прялки, украшенные росписью поверх резьбы, в Грязовецком районе встречаются гораздо чаще, чем прялки нераскрашенные. Лопасть прялки из деревни Мокеево украшена не только трехгранновыемчатой резьбой, но и росписью. В центре лопасти написан красный тюльпан. Фигурная ножка прялки выглядит нарядным стеблем, как бы поддерживающим цветок. В этой вещи исключительно удачно сочетаются две техники.

Северодвинская расписная прялка-копыл по своей конструкции очень близка к вологодскому типу, хотя и несколько уступает ему в размерах. Главной отличительной особенностью прялок этого типа является графическая белофонная роспись или «роспись с контуром», при которой мастер не производил самостоятельных мазков, а только заполнял предварительно оконтуренные части плоскости.

Исследователи разделили северодвинскую роспись на три самостоятельных типа: пермогорскую, ракульскую и борецкую. На основе последней на рубеже XIX—XX веков развились еще две разновидности местной росписи — пучужская и нижнетоемская.

Самой значительной среди них является ПЕРМОГОРСКАЯ роспись, которая включает в себя изделия мастеров из деревень гнезда Мокрая Едома. Основу ее составляет мелкий растительный орнамент, среди которого размешены различные сцены крестьянского быта. Фасадная сторона лопасти пермогорской прялки разделялась либо на два, либо на три «става». В двухставной схеме вверху обычно размешалась райская птица Сирин, обрамленная зубчатой розеткой, внизу — сцены чаепития либо катания. Обратная сторона лопасти оформлялась всегда одинаково: внизу — растительный узор, вверху — пустая орнаментальная рамка, которая закрывалась куделью.

На трехставной лопасти вверху чаще всего изображались лев и единорог, в центре — супрядки, внизу — катание на конях. На обратной стороне — застолье. В колористической гамме пермогорской росписи преобладают красный и желтый цвета на белом (иногда желтоватом) фоне.

Вторым по значению видом северодвинской росписи являлись росписи БОРЕЦКИЕ, НИЖНЕТОЕМСКИЕ и ПУЧУЖСКИЕ, названные так по районам их изготовления: деревня Первая Жерлыгинская в устье Нижней Тоймы, село Пучуга и деревня Скобели, Нагорье, Городок, Фалюки и др. (пристань БОРОК). Как уже отмечалось, пучужские и нижнетоемские росписи развились на рубеже XIX—XX веков на основе борецкой.

Если в пермогорской росписи растительный узор размещался на лопасти произвольно, несимметрично, то в борецких прялках он компановался по строго обозначенной схеме. В трехставной лопасти вверху обычно изображались окна («став с оконцами»), в центре — полукруглая арка и внизу — сцена катания («став с конем»). На обратной стороне внизу помешались различные жанровые сцены, вверху — пустая, пышно орнаментированная рамка из гибких стеблей.

Растительный узор на борецких прялках так же, как и в Пермогорье, доминировал, но здесь он вырисовывался более мелко, утонченно и почти всегда делался красным цветом. Кроме того, в декоре прялок этого типа широко применялось золото. Оформление борецких и пучужских прялок практически идентично, отличить их друг от друга можно только по узору на ножке: на борецких стебель прямой, на пучужских — извивающийся. В свою очередь, отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко ракрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи.
Центральная часть лопаски — это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе — характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
На обратной стороне прялки — сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.

И, наконец, третьим центром северодвинской росписи являлась деревня Ульяновская Черевковского района, расположенная на реке Ракулке (отсюда название росписи — «ракульская»). Ракульские прялки по своей высоте значительно превосходили борецкие и пермогорские. По внешнему виду их невозможно спутать ни с какими другими: невысокая ножка, расширяясь почти от самого основания овальными уступами, переходит в длинную и узкую лопасть с четырьмя городками. В нижней части лопасти всегда изображалась птица, вписанная в орнаментированный квадрат, в верхней — ветка S-образной формы с крупными листьями и пучками черных усиков.

Ракульские прялки, в отличие от борецких и пермогорских, имели характерный желто-охристый цвет

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Наиболее распространенным сюжетом на прялках мезенского типа, является изображение «одинокого коня». Культ коня, игравшего незаменимую роль в жизни людей, нашел широкое отражение различного рода источниках – письменных, этнографических, фольклорных. Возможно, это связано с существующей у коми–пермяков космологической версей, согласно которой кони являются опорой земли: «На трех конях земля держится: черном (вороном), белом (синем) и рыжем (гнедом). Каждый по очереди держит землю. Когда черный конь держит — на земле голод и мор, когда белый — на земле сплошные войны, когда красный — царит мир спокойствие и благополучие». Кроме того, по мнению многих исследователей, культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями. Очень часто археологи находят коньковые подвески в женских захоронениях, по всей вероятности культ коня связывался и с представлениями о плодородии. Как элемент орнамента у коми, он распространен не только в росписи, но также в художественном ткачестве, вязании и вышивке.
Кроме того, на обратной стороне лопасти существует большое количество сюжетов, которые условно можно назвать: «охота», «всадник», «поединок», «выездные сани с лошадью». Вся эта роспись сделана в благородном графическом стиле. Следует предположить, что устойчивость состава образов мезенской и «подражательной» росписи на прялках объясняется их жизненной основой. Жители Мезени со времен колонизации новгородцами занимались охотой, птицеловством для сбора утиного пуха, выращиванием лошадей особой мезенской породы.

Пудожские прялки
Форма северных прялок была простой и удобной. Она состояла из вертикальной плоскости (лóпасть), к которой крепились лен или шерсть, а также ножки и дóнца, на которые садилась пряха.
Конструкция прялок Пудожского края близка к карельскому типу. Верхняя и нижняя части их лопасти тоже закончены розетками, но фигурными и в отличие от карельских, напоминающих весло, они имеют форму лопатообразную (славянскую), широколопастную.
Обычно подарком дочери, невесте, жене служила прялка. Её хранили как память о матери. Девушки брали их с собой на посиделки, на многодневную гостьбу в соседних деревнях. Поэтому её внешнему облику, орнаментальному украшению уделяли большое внимание.
По-видимому, одна из самых древних схем резного декора пудожских прялок — это композиция с кругами. Несомненно, они были не только украшениями, но имели когда-то определённый смысл. Солнце — круг, солнце — огненный шар, именно таким представляли его люди. На свободных от резьбы местах помещаются живописные изображения цветов
Наиболее распространенная конструкция пудожских прялок основана на использовании цельного отрезка ствола дерева.
Основные мотивы пудожских росписей обычны для территории Карелии: пышные розаны, листья, ягоды сплетаются в гирлянды, ветви, букеты. Характерно, что на прялках Пудожья, также как и в других русских районах Карелии, изображения птиц, животных или людей носят исключительно редкий характер. На прялках доминирует мотив цветка, цветущей ветви, букета, цветочной гирлянды, но пышная растительность может уступать место геометрическим фигурам, преимущественно – кругам, или соседствовать с ними.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
ЯРОСЛАВСКИЙ ТИП
(прялка резная, составная из двух частей, прорезной столбец, малая лопаска )
Прялки ярославского типа выделяются из среды других стройностью своей общей конструкции и дробной узорчатостью резной декорации. Силуэт ярославской прялки с прорезной и резной ножкой-столбцом и малой лопаской, мелко орнаментированной, строен и легок; при сравнении с тяжелыми и несколько неуклюжими вологодскими резными копылами ярославская прялка производит впечатление изящности и даже некоторой хрупкости.
Украшена лопаска несложным геометрическим орнаментом, чаще всего горизонтальными узорными полосами, сетчатыми узорами, реже — комбинациями кругов и звезд. Обратная сторона не орнаментирована. Резьба выемчато-трехгранной техники. Наиболее характерной частью в строении прялки ярославского типа является ножка. Она имеет вид прорезного столбца с квадратом в основании. Столбец постепенно суживается кверху и украшен несколькими горизонтальными рядами (число их доходит до 25) оконцев, прорезанных насквозь и орнаментированных ширинками, зубчиками и разного направления наклонными чертами-нарезками. Часто столбцы ярославских прялок украшены несколькими ярусами (3, 4 или 5) колонок, заштрихованных резцом, с широкими орнаментированными перехватами. В некоторых случаях ножка ярославской прялки лишена сквозных прорезей и имеет вид цельного четырехгранного столбика, суживающегося кверху и орнаментированного мелким геометрическим узором.

ЯРОСЛАВСКО-КОСТРОМСКОЙ ТИП (прялка резная, копыл, дощатая ножка, прорезная ромбовидная лопаска).

Ярославско-костромской тип русской прялки имеет свое, весьма характерное обличье и по строению и по украшению Центральным местом декорации ярославско-костромской прялки являются лопаска и ножка, обычно связанные общим мотивом резной контурной декорации Характеризуемая прялка-копыл имеет удлиненную ромбовидную лопаску, украшенную в верхней ее части сквозной резь бой. Постоянным мотивом этой прорезной
служит дерево-елочка, нижние ветви которой орнаментируются как склоненные головы коней; на ветвях елки симметрично по обеим сторонам сидят птицы, повернутые головками в разные стороны, за исключением верхней пары, обращенном к вершине елки. Вершина увенчана двуглавыми орлами с короной и с высокими острыми крыльями. В нижней, несквозной части лопаски исполнен контурной резьбой двуглавый орел (или его орнаментальное подобие), хорошо заполняющий эту часть лопаски и обыкновенно помещаемый на шпиле высокой башни, архитектурные контуры которой приходятся уже на плоскости ножки.

ВОЛОГОДСКИЙ (прялка резная, копыл, большая лопаска, узкое донце). ТИП
Тип резных вологодских прялок-копыл также можно считать хорошо выраженным со стороны конструкции и декорации. Вологодская резная прялка прежде всего выделяется своими размерами; она значительно выше прялок всех других типов.
Резьба, украшающая вологодские прялки, принадлежит к двум видам: рельефной и выемчато-трехгранной. Рельефная резьба на вологодских копылах сравнительно редка и составляет украшение более поздних и менее характерных экземпляров этого типа. Мотивами ее служит, главным образом, растительный орнамент в виде густой пальчатой листвы, сплошь покрывающей лопаску, и находящихся среди нее характерных птиц-уточек
Урало-Сибирские
Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
На Урале прялки чётко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки.
Прялки-корневушки делали сами крестьяне. Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями. В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зелёные цвета.

Продолжение следует… Будет очень много картинок

Прялка. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике были обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения (Вологодская область).

Прялка-донце

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха.

«Пряха». Николай Васильевич Неврев, 1889 Николай Васильевич Неврев (1830–1904), Public Domain

Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Донце из Нижней Тоймы, Архангельская область неизвестен, Public Domain

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка

Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века.

«Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном.

Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце.

На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

Сваха. Фото С. А. Лобовикова. 1926—1927 Лобовиков Сергей Александрович, Public Domain

Когда к прялке добавили рогульку, в XV векe, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку.

Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку.

Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

В XVI векe появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ: ПРЯЛКА

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом — дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

WDOyMVLWQ8w

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ничто так не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелиениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Нитки пряли из льна, овечей шерсти.

Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному — престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.

Так же рекомендуем посмотреть

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о