Как нарисовать прялку поэтапно карандашом 5 класс – Рисование и живопись — ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

Как нарисовать прялку поэтапно карандашом 5 класс – Рисование и живопись — ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

25.06.2017

Как нарисовать прялку 5 класс

Техники украшения русских прялок (работа в цвете)

Скачать:

Вложение Размер
my_risuem_russkuyu_pryalku_cvet.pptx 1.96 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ 5 КЛАСС

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА: ПРЯСТЬ, ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯЛКА?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ КАКИЕ ИЗ НАЗВАННЫХ СЛОВ ОБОЗНАЧАЮТ ОДУШЕВЛЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ : ПРЯСТЬ, ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯЛКА?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПОЧЕМУ ПРЯЛКИ НА РУСИ УКРАШАЛИСЬ С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ? КАКИМИ СПОСОБАМИ ВЫПОЛНЯЛИСЬ УКРАШЕНИЯ НА РУССКИХ ПРЯЛКАХ? КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИЗОБРАЖАЛИСЬ НА ПРЯЛКАХ?

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОЯЛА РУССКАЯ ПРЯЛКА? КАКАЯ ИЗ НИХ УКРАШАЛАСЬ НА ПРЯЛКАХ РУССКОГО СЕВЕРА?

ДОНЦЕ ПРЯЛКИ МЕСТО, НА КОТОРОМ СИДИТ ПРЯХА ПРИ ПРЯДЕНИИ УКРАШАЛИСЬ ЛИ ДОНЦА ПРЯЛОК НА СЕВЕРЕ РОССИИ? А В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ?

МАСТЕРА ИЗ КАКИХ МЕСТ ИЗОБРАЖАЛИ ТАКИХ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ КОНЕЙ И ТАКИЕ СКАЗОЧНЫЕ ЦВЕТЫ?

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ГОРОДЕЦ

ГОРОДЕЦ Г О Р О Д Е Ц

МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ ВЫБЕРИТЕ ЦВЕТА ДЛЯ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ

МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ ЖЕЛАЮ УДАЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ!

ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО БОЛЬШЕ ХОЛОДНЫХ ЦВЕТОВ В РАБОТЕ НАСТРОЕНИЕ У ВАС , НАВЕРНОЕ, ЕЩЁ НЕ УСПЕЛО ПРОГРЕТЬСЯ.

ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО БОЛЬШЕ ТЁПЛЫХ ЦВЕТОВ В РАБОТЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ ТЁПЛОЕ КАК В СТАРИННОЙ РУССКОЙ НАТОПЛЕННОЙ ПЕЧЬЮ ИЗБЕ

УДАЧИ ВАМ! А МЫ ПРОЩАЕМСЯ С ВАМИ ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского.

Представляю разработку урока и презентацию. Данный урок проводится по программе Неменского.

Данный урок является последним этапом работы над проектом Герб моей семьи».

Урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Представляю сценарий урока и его технологическую карту.

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».Цели:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2.

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Русский народный костюм».

Конспект урока по методике Ю.А. Макарова «Русские прялки» (5 класс).

5 класс «Изобразительное искусство» Название общей темы. Древние корни народного искусства. Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема урока. Русские прялки. Цели урока: 1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении. 2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. 3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

Беседа о русских прялках

Участие в обсуждении нового материала

Показ слайдов (типы прялок)

Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства » , по теме « Русские прялки » даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Оборудование и материалы.

1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов.

Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-

писал А. С. Пушкин

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза русской прялки.

В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Русские прялки

Прялка и веретено — древнейшие орудия женского труда.

Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи, то лирический, то поэтически-возвышенный, встречается в сказках, мифах, в творениях Гомера. В античном мифе три богини судьбы — Парки прядут нити человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у славян — языческая таинственная Мокошь, а позднее, в средневековой Руси — Параскева-Пятница.

В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.

Русская прялка — это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха. Делали прялки и из единого куска дерева — пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня — донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли «копани», «копылы», «кокорицы». О «прялице-кокорице» часто упоминается в северных русских песнях.

Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи — посиделках — и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость.

Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец — дочери, муж — жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.

Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI-XV векам.

С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.

В фондах отдела народного искусства хранится более 800 прялок разных районов России. Когда-то небольшая, но ценная коллекция их после Великой Отечественной войны стала быстро пополняться новыми экспонатами, приобретенными во время многочисленных экспедиций. Резные и расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея.

Самый старый предмет коллекции — длинное, потемневшее от времени донце прялки. Оно имеет дату, что является редкостью. Примечательна украшающая донце резьба. Узоры, сохранившие почерк руки резчика, как бы открывают нам процесс работы мастера. Он применил различные техники резьбы: контурную и трехгранновыемчатую, глубокую и плоскую. На узкой части доски возле выступа для крепления стояка он сделал ряды простых мелких порезок-зубчиков, косых врезов, будто пробовал остроту ножа. Потом вырезал два треугольника и розетку. Все мотивы расположил плотно. У выступа — начало развития орнамента, своеобразный его зачин. Мастер работает, импровизируя. По мере того как плавно расширяется донце, узор становится крупнее, сочнее, контрастнее по отношению к плоскости доски. Это дуговидные полосы «в елочку», выполненные контурной резьбой, энергично вырезанные трехгранные фигуры, в углублениях которых сгустились тени. Далее во всю ширь донца распластались розетки: шестилепестковый цветок и вихревое «солнце». Они мягко играют светотенью в окружении неглубоких выемок. Композицию мастер замкнул крупными квадратами. Закончив резьбу, он в двух местах поместил дату: «1783 году».

При косом освещении на нижней части доски хорошо различимы контуры неуклюжего коника с ногами в виде углов (так в вышивке изображают ноги животных). Видимо, природную форму непривычно было изображать резчику, его рисунок напоминает детский. А традиционный геометрический узор исполнен артистично, свободно.


Деталь донца прялки. 1783

Подобные, достигающие метровой длины донца с резьбой, а иногда и скульптурными ручками, бытовали в пределах Московской и Рязанской губерний, а также в степных губерниях, западнее Волги: в Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской. Главным мотивом украшающих их узоров была крупная лепестковая розетка с глубокими ладьевидными вырезами.

На Волге наиболее известны донца Горьковской области, так называемые городецкие, тщательно украшенные геометрической резьбой или сюжетными резными и живописными изображениями. Их изготовляли в деревнях по реке Узоле, притоку Волги, продавали поблизости, в Городце. Вывозили их и во Владимирскую губернию и сплавляли на лодках вниз по Волге. Поэтому, например в Симбирской губернии, эти донца называли «лодошными».

Городецкие донца отличает особый декоративный облик. Посмотрим на донце середины XIX века. У него короткая и широкая доска. Ее обрез овальной формы подчеркивает переход от плоскости донца к выступу для крепления гребня. Последний имеет вид усеченной пирамиды. Поверхность доски украшают гротескные изображения: женская фигура в карете и кучер, погоняющий коня. Конь под огромной дугой невелик ростом, но подчеркнуто могуч. Он быстро бежит на тонких ножках-скобочках. Основные детали изображений выполнены изысканной и динамичной техникой скобчатой резьбы: нож то ведет тонкую контурную линию, то, ложась под углом к доске, делает углубленный врез, и снова такой же врез, но уже в противоположную сторону. Так образуются выпуклые листья, цветы, детали костюмов, человеческих фигур, которые, однако, не выступают над поверхностью доски. Пластическая резьба сочетается со вставками из кусочков мореного, выдержанного в воде дуба. На рассматриваемом донце туловище коня, кафтан и шапка кучера, декоративные кружочки на дуге вырезаны из дубовых плашек и вставлены в более светлую осиновую доску.


Донце прялки. Перв. пол. XIX в. Район Городца Нижегородской губ

С 1870-х годов трудоемкую резьбу на прялках сменила клеевая роспись по меловому грунту. Это было не так уж неожиданно. Донечники-резчики и раньше любили подкрашивать свои изделия, но теперь надо было поспевать за все возраставшим спросом. Применение росписи ускоряло процесс изготовления прялок. Мастера изображали всадников, птиц, цветы, сцены застолий, гуляний. Появились и сюжеты на военные темы. Роспись была довольно сложной. Быстрые и широкие мазки кисти сочетались с тонкими прорисовками контуров фигур, деталей костюмов, обстановки. Белые и черные линии ложились кружевом поверх основного красочного пятна. Цветовая гамма составлялась из светлых радостных тонов розовой, сиреневой, малиновой, желтой, голубой красок. Первоначально городецкие росписи были по цвету более сдержанными, исполнялись в теплых сближенных тонах или с применением небольшого набора красок. Например, в верхней части одного из донец на желтом поле изображены два всадника по сторонам фантастического цветущего дерева с птицей на вершине. Ниже, на красном поле — чаепитие у самовара и приход гостей. Красный, желтый, синий, зеленый — вот все цвета росписи. Краски расходовали экономно, но достигали большого декоративного эффекта. В крестьянских избах такие донца-картины по окончании работы пряхи вешали на стену, наравне с лубками.


Прялка. 1927. Ржевский р-н Калининской обл


Прялка. 1847. Ярославская губ


Прялка. XIX в. Наргопольский уезд Олонецкой губ


Донце прялки. Втор. пол. XIX в. Район Городца Нижегородской губ

Есть в коллекции музея прялки из других районов России с разнообразными формами стояков. Одна прялка, например, состоит из доски, врубленной под прямым углом в другую. Прялка кажется архаичной, хотя и сделана в 1927 году. Она происходит из Ржевского района Калининской области (бывшей Тверской губернии). Ее массивная лопасть переходит в фигурную широкую ножку. Лопасть украшена двумя кругами с вписанными в них вихревыми и лучевыми розетками. Некрупный, полный динамики узор смягчает ощущение огромности, неподвижности тяжеловесных форм предмета. Вместе с тем простой орнамент прялки находится в удивительном согласии с ее силуэтом. В XIX веке не только в Ржевском, но и в соседних районах юга Тверской губернии делались подобные прялки-«монументы».

Из Ярославской губернии происходят стройные прялки-«башенки», прорезанные ярусами арочных окошек. Башенка — это ножка прялки. Она крепится в пирамидальный, украшенный резьбой выступ донца. Башенка с ювелирно тонкой резьбой и прекрасно найденными линиями силуэта — главный художественный элемент прялки этого типа. Ее маленькая лопастка то оставалась гладкой, то скромно орнаментировалась.

Ножки некоторых ярославских прялок представляют собой пучки витых колонок или граненые тонкие столбики. В этом проявилось глубокое понимание архитектоники предмета, воспитанное у мастеров на местных образцах архитектуры, на предметах прикладного искусства: шатровых храмах и колокольнях, резных белокаменных колонках и деревянных светцах.

На севере Ярославской области (в Любимском, Даниловском районах) делали прялки-«терема». Они имеют широкую ножку, переходящую в ромбовидную лопастку. Вершина лопастки прорезная. Если присмотреться, то узнаешь в прорезях дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания — древо жизни. Удивительно, как стойки древние символические образы в крестьянском искусстве. В XIX веке они все еще соседствуют с образами, отражающими реальную жизнь. Работая ножом и долотом, мастера на таких прялках контурной и ногтевидной резьбой изображали высокую башню со шпилем, часами-розеткой и воротами. Отсюда и название прялки — «терем». А ниже помещали сцены праздничных чаепитий, хороводов, плясок, езды на санях. Например, на одной из прялок с датой 1847 года изображена беседа двух девиц в головных уборах, украшенных лентами, а ниже хоровод из трех фигурок. Все персонажи охарактеризованы с явным оттенком шутки.


Прялки. Кон. XIX в. Онежский и Польский полуостров, Архангельская губ

Особенно широко представлены в коллекции северные прялки. Это прялки-лопаты. В основном их лопасти украшала геометрическая трехгранноdыемчатая резьба Pi3 розеток, треугольников, ромбов, пересеченных квадратов и роспись. Узор ножки подчинялся декоративному убранству лопасти, а донце если и украшалось, то крайне редко.

Из Вытегорского и Каргопольского уездов бывшей Олонецкой губернии происходят монументальные прялки с вытянутыми лопастями на сравнительно коротких ножках. Здесь, в деревнях по берегам Кенозера, экспедицией Русского музея недавно были найдены прялки неизвестного до сих пор типа. Их отличает огромная лопасть, увенчанная пятью резными кружками. Почти вся лопасть и совсем коротенькая ножка покрыты трехгранной резьбой. Узоры ложатся четкими, организующими плоскость полосами, треугольниками, кругами. Особенно надо отметить нигде более не встречающийся мотив резьбы, названный кенозерским: веерообразно расходящиеся лучи, заполняющие квадраты, круги. То лучи идут цепью в одну сторону, то навстречу друг другу, в местах соединения образуя ребро. Поэтому узор начинает казаться выпуклым. Кенозерская резьба дополняется росписью; изображения цветов, ветвей написаны звучно, масляными красками. Таким орнаментом любили украшать в этих местах и сундуки, шкафчики, дуги, тонкие стенки — переборки в избах, выносы кровель.

Отдельную группу составляют поморские прялки с Онежского полуострова и Терского берега Кольского полуострова. Лопастки их вытянуты и заметно расширены кверху, завершаясь прорезными навершиями. Такие прялки вырезались рыбаками и зверобоями на Белом море во время трудного и опасного весеннего морского промысла. В дело шли захваченные с собой или выловленные в море куски досок. Хрупкие лопастки насаживались на высокие точеные ножки, изготовлявшиеся местными столярами. Узоры прялок с Онежского полуострова похожи на скопления звездочек, снежинок или прихотливые геометрические арабески. Эта неглубокая трехгранновыемчатая резьба сочетается с прорезями и контурной резьбой, реалистически изображающей рыб, птиц, северных оленей. Их миниатюрные выразительные фигурки помещаются среди кругов, заполненных мерцающей от игры светотени мелкой резьбой. Перенимая мастерство от дедов и отцов, из поколения в поколение поморы делали прялки только своим близким на память о себе, часто снабжая их на оборотной стороне надписями, которые называли летописью. Иногда они бывают обстоятельными и звучат торжественно, например: «1899 года месяца апреля 6 дня делана на зимнем море были под Сосновцем в 30 верстах от земли. Прялка девицы Овдотьи Ларивоновой. Преди прялку береги за отца бога моли». Видимо, за неповторимость, индивидуальность облика здешние прялки прозвали «рожицами», а за стройность сравнивали с пером птицы.

Экспедиции на Белое море позволили собрать в Русском музее одну из лучших коллекций прялок этого района.

Несколько разновидностей лопатообразных прялок происходят с рек Сухоны, Кокшеньги, Тарноги, Северной Двины и Мезени.

Неизвестные ранее прялки впервые обнаружены экспедициями Русского музея в 1950-е годы на Сухоне в селе Нюксеница и деревнях Устье Городищенское и Березово. Самая ранняя прялка из Нюксениц относится к первой половине XIX века. Она украшена крупной трехгранновыемчатой резьбой: двумя квадратами — большим и на нем маленьким, заполненными внутри узором, так что в целом изображение по силуэту напоминает ларец-теремок, какие делали в Устюге. Суровая простота декора то подчеркивает плоскость доски, то выявляет ее толщу.


Прялка. 1920. Нюксенский р-н Вологодской обл

Из Устья Городищенского, в прошлом веке известного на Сухоне своей ярмаркой, происходит прялка 1920 года с надписью «Р. [резал] Анд. [Андрей] Па. [Павлович] Золот [Золотков]». Ее крупная лопасть украшена золотой розеткой с четко прорезанными лучами. Вокруг в строгом ритме располагаются окрашенные в серебро полурозетки и четверти розеток. Они горят, как солнце и звезды, на светло-голубом фоне центрального поля. А выше — красное поле. На нем ряды стеклянных и деревянных бусин в круглых отверстиях доски. Ножка поверх резьбы ярко раскрашена. Городищенские прялки — будто деревенские красавицы в нарядной одежде с бусами.

На Северной Двине и Мезени прялки украшают графические росписи — северодвинская и мезенская. Истоки этих видов росписи с их традициями уходят в глубь веков, к богатой художественной культуре Древней Руси.

Центры северодвинских прялок (села Пермогорье, Борок, Нижняя Тойма, Пучуга) впервые установила экспедиция Загорского Музея-заповедника в 1959 году. Открылись новые возможности их изучения и собирания. Исследователи узнали и имена мастеров, работавших со второй половины XIX века по 20-е годы XX столетия. Коллекция северодвинских росписей в Русском музее насчитывает теперь около 200 произведений XIX — начала XX века.

Расскажем о двух прялках. Одна из Пермогорья, еще в XVII веке тесно связанного с крупнейшими культурными центрами Севера — городами Великим Устюгом и Сольвычегодском. Стройная, сравнительно небольшая лопасть прялки с ромбовидными навершиями-городками переходит в плавно суживающуюся ножку, по краям украшенную рядами резных кругов. И городки, и свешивающиеся внизу лопасти гирьки-сережки имеют на концах шишечки. Уже форма прялки, изобилующая резными деталями, говорит о богатой местной традиции декоративного искусства. На светло-желтом фоне черной краской прорисованы контуром веерообразные листья и стилизованные цветы и ягоды на ветвях, образующих своими изгибами сердцевидные мотивы. На лицевой стороне лопасти среди побегов — птица с раскрытыми крыльями, на оборотной — вещий Сирин в короне. Контуры заполнены красной, желтой и зеленой краской. Манера росписи близка графическим приемам миниатюр, украшавших рукописные книги на Двине. Спокойный, уравновешенный орнамент росписи, сделанной в XIX веке, своими формами и композицией как бы воскрешает стиль растительных орнаментов XVII столетия.

Но не только старинной сказкой веет от северодвинских прялок, как может показаться сначала. В их росписи, как и в росписи местных туесков, хлебниц, иногда мы видим и целые рассказы из жизни местных крестьян. Такие повествовательные композиции создавал, например, Яков Ярыгин, работавший в первой половине и середине XIX века. Он изображал и живописца за росписью дуги, и женщин за ткацким станком, за прялкой, швейкой, и сцены застолий.


Прялка. Перв. пол. XIX в. Нюксеница, Вологодская губ


Прялка. XIX в. Пермогорье, Вологодская губ

Другая северодвинская прялка сделана в 1927 году почужским мастером Федором Филипповичем Кузнецовым. Лопасть прялки гармоничных пропорций и фигурная высокая ножка покрыты мелколистным узором из кудрявых ветвей на белом фоне. Среди ветвей — кони, один зеленый, другой серебряный. Они везут разукрашенную кибитку. Выше в арочном обрамлении поверх листочков сусального золота написано красное дерево. На его вершине сидят птицы. Прялки на Двине расписывались по меловому грунту и покрывались олифой или покупным лаком.

Рядом с праздничным горением красок северодвинских прялок росписи мезенских мастеров кажутся строгими и несколько сумрачными. Но в них своя красота. Прялки делали в селе Палащелье и еще в нескольких деревнях по Мезени.

Исследователи народного искусства считают мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина — их краски, связующее — раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи покрывали олифой. Мезенские узоры — полосы из квадратов, треугольников, вертикальных и косых черточек, штрихов — близки к геометрическому стилю резьбы по дереву. Мезенские мастера в отличие от северодвинских не знали графического рисунка, близкого книжной миниатюре, не знали плавных изгибов певучих мазков кисти, переходящих в тонкие росчерки. Они в совершенстве владели только своими самодельными орудиями и выработали изящную каллиграфическую манеру рисунка-скорописи, который при небольшом наборе элементов позволял свободно варьировать и комбинировать мотивы.

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей. В ней — геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки-пушинки, и самые главные изображения — ряды оленей и коней. Они силуэтны. Головы и спины намечены черным контуром, туловище — красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, овалов, штрихов, завитков. Фигурки следуют одна за другой. Ритмичные повторы их очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор. Ряды животных означают бег стада и табуна, хотя изображения лишены всякого намека на жанровость. При таком своеобразном орнаментальном подходе, при всем лаконизме художественного языка в росписи проявляется поэтическое отношение мезенских мастеров к природе, основанное на ее глубоком понимании.

Изображения птицы, оленя, коня сохранялись неизменно в росписи прялок вплоть до 1930-х годов, когда производство в Палащелье почти заглохло. Устойчивость этих образов объясняется их жизненной основой. Жители Мезени веками занимались птицеловством, собирая гусиный пух на продажу, разведением оленей, выращиванием лошадей, пригодных для извоза. Лошадей местной породы — «мезенок» — продавали в другие районы Севера.


Прялка. 1927. Пучуга, Архангельская обл


Прялка. Кон. XIX — нач. XX в. Мезенский уезд Архангельской губ

На оборотах мезенских прялок мастера помещали жанровые рисунки. Главное место среди них занимают сцены охоты. Изображение корабля то же можно считать типичным. Корабли рисовали с любовью к деталям, сопровождали надписями, вроде: «Пароходъ Ермакъ ледоколъ Тихого окияна». На одной из прялок Русского музея, сделанной в 1900 году Михаилом Новиковым, нарисован пароход «Мезень». Такой действительно существовал. Он принадлежал Русановскому лесопильному заводу в устье реки. В 1880-х годах он был «одним из самых старых, с постукивающею машиною, вздрагивающими колесами и значительно искривленной палубою», как писал о нем современник. Но мезенский мастер изобразил этого ветерана кораблем-красавцем. И на прялке 1901 года работы Никифора Федотова по волнам плывет винтовой корабль с острым форштевнем и бушпритом, с двумя трубами, рассыпающими искры в клубах дыма. Подпись: «Пароход Салавецкий в Онегу 1895». Такой корабль тоже не выдумка. «Соловецкий» принадлежал монастырю и совершал рейсы по Белому морю. Подобные рисунки на прялках искренни и наивны. В них проявляются жадный интерес народных мастеров к действительности и желание правдиво ее отобразить.

Таковы наиболее распространенные типы русских прялок, с которыми можно познакомиться в музее. В них очень явственно проступает одна специфическая особенность народного искусства — его импровизационность. Предметы, веками сохраняющие традиционную конструкцию, получают все новые и новые решения формы и декора.

Картина панно рисунок Педагогический опыт Рисование и живопись Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка Акварель Бумага Гуашь Карандаш

ИЗО. 5 класс. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка. По программе Б.М. Неменского

Рисунок прялки. Ученица 5 класса — Люба.

Все рисунки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.

Работы Ярослава, ученика 5 класса.

Ярослав поведал на уроке очень интересную информацию: число городков указывает на количество детей в доме. Это он узнал в музее.

Домашнее задание Ярослава. (Надо было придумать образное решение рукоятей ковшей — черпаков и наливаек).

Домашнее задание Любы.

Сейчас сложно представить, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Очень интересно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

Русские прялки разнообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Интересно то, что мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

»

Отличная статья 0

Как нарисовать старинную русскую прялку?

Автор Всезнайка На чтение 2 мин. Опубликовано

Интересный предмет, старинная русская прялка. А знаете ли вы как она выглядела? Сегодня не составит труда открыть поисковую строчку в интернете и взглянуть на картинки. Здесь вам будут предоставлены на обозрение самые старинные прялки, которыми пользовались издавна. Но в историю мы вдаваться не будем, потому как задача совсем иная.

Как нарисовать прялку поэтапно?

Рассмотрим совсем простой вариант, с которым вполне может справиться ребенок.

Если смотреть слева направо, то на первой картинке мы увидим набросок нашей будущей прялки. Он очень напоминает зеркало с рукояткой, но это лишь на первый взгляд. Далее мы добавляем в наш рисунок изящности, украшая форму “ручки” и верхнюю часть. Затем вырисовываем узоры. Кстати, здесь можно дать волю фантазии. Не обязательно срисовывать всё точь-в-точь с шаблона.

Как нарисовать прялкуКак нарисовать прялкуКак нарисовать прялкуКак нарисовать прялкуКак нарисовать прялкуКак нарисовать прялку

И заканчиваем свою картинку узором посередине старинного русского приспособления.

При рисовании, используйте простой карандаш, чтобы можно было при необходимости и желании что-то подкорректировать, стерев не нужные контуры ластиком.

Не давите сильно на карандаш так как на бумаге будут оставаться заметные следы, которые после исправления и завершения рисунка могут бросаться в глаза.

 

Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.



Поделиться:

ИЗО. 5 класс. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка. По программе Б.М. Неменского

Рисунок прялки. Ученица 5 класса — Люба.

Все рисунки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.

Работы Ярослава, ученика 5 класса.

Ярослав поведал на уроке очень интересную информацию: число городков указывает на количество детей в доме. Это он узнал в музее.

Домашнее задание Ярослава. (Надо было придумать образное решение рукоятей ковшей — черпаков и наливаек).

Домашнее задание Любы.

Сейчас сложно представить, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Очень интересно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

Русские прялки разнообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Интересно то, что мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

Презентация к уроку ИЗО «Прялка», 5 класс

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе

2 слайд Описание слайда:

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

5 слайд Описание слайда:

Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы — «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.

6 слайд Описание слайда:

сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были

7 слайд Описание слайда:

«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.

8 слайд Описание слайда:

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

9 слайд Описание слайда:

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

10 слайд Описание слайда:

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

11 слайд Описание слайда:

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

12 слайд Описание слайда:

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

13 слайд Описание слайда:

Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по — особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.

14 слайд Описание слайда:

На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»

15 слайд Описание слайда:

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.

16 слайд Описание слайда:

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

17 слайд Описание слайда:

С прялками ходили на посиделки, или супрядки — деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

18 слайд Описание слайда:

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

19 слайд Описание слайда:

Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.

20 слайд Описание слайда:

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

21 слайд Описание слайда:

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями

22 слайд Описание слайда:

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

23 слайд Описание слайда:

Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».

24 слайд Описание слайда:

Прялка с Сирином. Русский Север, 19 век Прялка «с ожерельем». Вологодская губерния, 20 век

25 слайд Описание слайда:

А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:

Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 — символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2

28 слайд Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И

29 слайд Описание слайда:

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

Курс повышения квалификации

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-161840

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок по изобразительному искусству «Мы рисуем прялку», 5 класс

Комитет по вопросам образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

Конспект

урока изобразительного искусства в 5 классе

тема урока: «Мы рисуем прялку»

Калугина А.Н.

учитель II квалификационной категории

Березники, 2015 г.

К народным традициям должно

быть величайшее внимание, их надо

изучать и воспринимать всей душой,

их надо осваивать.

А.Б. Салтыков

Пояснительная записка

Декоративное искусство имеет немало важное значение в развитии и воспитании учащихся. Основными задачами данного урока являются:

  • Эстетическое восприятие действительности и художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, знакомство с разными видами прялок;

  • Развитие изобразительных навыков;

  • Развитие творческих способностей, трудолюбия, аккуратности, умения использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки;

декоративно-прикладного искусства дети осваивают их образный язык, открывают для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которому ему становится художественной

Декоративно – прикладное искусство огромно и разнообразию, как окружающий нас мир.

На уроке дети открывают для себя красоту и традиции этого удивительного искусства. На уроке дети знакомятся с совершенно особым образным языком декоративного искусства. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность.

Здесь по иному используются художественные средства: форма, объем, линии, ритм, цвет, фактуры.

Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Изображения и цвет часто имеют символическое значение: например, красный цвет в русском народном искусстве – символ жизни, белый цвет- символ чистоты, конь – знак солнца и т.д.

Знакомясь на уроке с разными произведениями

5 класс

Тема урока: «Мы рисуем прялку»

Цель урока: Развивать умения выразительно строить декоративную композицию прялки на основе стилизация форм растительного и животного мира. Формировать художественные знания, умения и навыки передачи пропорции при изображении предмета и характера формы прялки. Воспитывать у школьников любовь и интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование к уроку: Выставка изделий из дерева (туесок, шкатулка, прялка, коромысло, кукла оберег)

На доске: репродукции с изображением разных по характеру украшений прялок.

Словарь: кудель, прялка, пряха, лопасть, гребень, донце, веретено, супрядки.

Музыкальный ряд: народные песни.

План урока

  1. Сообщение темы урока.

  2. Беседа о прялках.

  3. Объясните задания.

  4. Самостоятельная работа учащихся выполнение эскиза росписи прялки.

  5. Подведение итога, выставка работ учащихся.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы посвящаем прялке. Знакомимся с ее историей, особенностями и выполняем эскиз прялки.

В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали и оружия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это неудивительно.

Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни – от юности до глубокой старости.

Прялку бережно передавали из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, пели песни.

Прялке посвящалось много песен, сказаний, легенд А.С. Пушкин писал:

«В избушке, распевала, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней…»

Красивая прялка была гордостью владелицы. А мастера делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку.

Давайте рассмотрим, из чего состоит прялка. Прялка состоит из вертикальной лопатки с гребнем, к которому прикреплялась кудель (шерсть или лен), и из горизонтального донца, на котором сидела пряха, наматывая спряденную нить на веретено.

По своей конструкции прялки делятся на два вида сплошные (или корневые), созданные целиком из корневища дерева, и разъемные, когда лопасть с гребнем вставлялась в донце.

Прялка была орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали росписью или резьбой. В украшении прялки использовались элементы растительного или геометрического орнамента. Почти каждый элемент орнамента несет определенный смысл, символ и если знать значение этих символов, можно прочитать рассказ.

Например:

hello_html_69bdf64.jpg

hello_html_m51fd4a66.jpg

hello_html_m6bfb339e.jpg

hello_html_48954322.jpg

              • Рhello_html_25bc12e4.jpgомб – знак поля, точка в поле – «зерно», а в целом – символ «засеянного поля»

hello_html_753c32fc.jpg

              • Розетка, круглая внутри спираль или розетки, напоминающие цветок означают символ солнца.

Иногда крест помещают в круг, это напоминает колесо, и символизируют движение солнца по небосводу. Знак солнца означает благополучие.

В украшении прялок можно встретить изображение птицы Сирин – это древний символ пожелание счастья. Если невесте на свадьбу дарили прялку с изображением птицы, значит, ей желали счастья в браке.

А изображение оленей и коней — символ природных стихий.

Типы прялок сложились в древние времена. На каждой территории была своя форма прялок, свои приметы украшений.

У нас в кабинете небольшая выставка прялок. Ни одна из них не повторяет другого, каждая имеет свой характер. Откуда же такие красавицы? Давайте послушаем историю этих прялок. Дети читают сообщения о прялках.

Ученик 1:

Роспись, называемая пермогорской (в соответствии с названием бывшего волостного цента Красноборского уезда), — одна из наиболее известных среди многочисленных двинских росписей.

Пермогорские прялки – корневого типа с большой лопатообразной лопастью, завершающейся пятью или семью круглыми или копьевидными гладко окрашенными «городками». Внизу на лопасти имеются по две «серьги» (чуски на местном диалекте), расположенные по обе стороны высокой ножки, переходящей в основании прялки.

Роспись лицевой стороны лопасти разбивается на две. Верхняя – большая часть – всегда традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Древо это порой трудно разглядеть в хитроумно переплетенных цветущих побегах, усеянных красными зелеными, желтыми цветами и листами. Но если вглядеться получше, можно увидеть, что ветви его, написанные пером (что позволяет отнести эту роспись к графичным), начинают расти из одного стебля, иногда с небольшой треугольной «горки». Птица Сирин чаще всего заключена в круг и расположена или в середине древа, или под ним.

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием, чаепитием, посиделками и т.д. Как известно, прялка сопровождала русскую крестьянку всю жизнь, с шести-семи лет и до глубокой старости. но наиболее красивую прялку она получала в подарок от отца или от отца или от жениха, будучи невестой. И эта прялка с изображением на ней картинами мирной крестьянской жизни вместе с парящей птицей – птицей счастья, являлась как бы пожеланием счастливого замужества.

Ученик 2:

Центром, где производились изделия с подобным орнаментом (прялки, коробейки, ваганы, ложки и т.д.), была деревня Палащелье в среднем течении реки Мезень. По имени реки эту роспись принято называть мезенской. Мезенская роспись очень архаична. Ее геометрические орнаментальные мотивы во многом созвучны декору керамических изделий неолита.

Восприятие зрителем росписи прялки происходит как бы от общего к частному. приближаясь к прялке, мы видим ее лицевую сторону, расписанную строго традиционно: два ряда коней и оленей в середине, косые кресты, символизирующие солнце, и стати птиц наверху, окаймленные полосами геометрического узора. И, кроме того, бесчисленное множество дополнений: косых крестиков, завитков, штрихов. Если вглядеться в этот ковер, взору представляется вся вселенная в миниатюре: наверху – мир небесный, наполненный солнечным светом и пением птиц, затем мир земной с населяющими его животными и, наконец, твердь земли, изображения в виде плотной полосы геометрического орнаментов.

На тыльной стороне прялки изображались бытовые сюжеты. Судя по обилию в геометрическом декоре символов, олицетворяющих силы природы и являющихся оберегами, не исключено, что и кони, и олени могут также являться олицетворением природных стихий, что пришло из древних славянских верований.

Таким образом, палощельские прялки являются отражением представлений человека о его месте в безбрежном, бесконечном мире могучей природы, переданным поэтичным языком символов.

Ученик №3:

Кенозерские прялки корневого типа. Они имеют большую и широкую лопасть с пятью «городками» (резное навершие прялки) и очень маленькую приземистую ножку. Снизу лопасть оканчивается двум «серьгами». Лопасть ориентирована трехгранновыемчатой резьбой с подкраской и свободной кистевой росписью растительного характера.

Наличие в центре ее плоскости резной розетки отражает связь ее декора с древнейшими пластами народного искусства, в котором основные орнаментальные элементы являются оберегами.

Академик Б.А. Рыбаков трактует построение композиции следующим образом: внизу – плотные ряды геометрической резьбы, как бы создающие изображение земной тверди, наверху и внизу «городки», изображающие суточный ход солнца вокруг земли (так представляли себе строение вселенной в древности). И на земле – цветущая растительность. Как и все русское народное искусство, убранство кенозерских прялок отражает радостное восприятие мира.

Учитель: Ребята, вот что было известно о ножках прялок. Они точные с перехватами. При покупке прялки точеные перехваты обязательно пересчитывали, приговаривая: «пряха — непряха, немытая рубаха», или «пряха – непряха, сусек – мешок». Если словом «пряха « заканчивался счет, то такую прялку брали безоговорочно, полагая, что на ней хорошо будет рабаотать. Таким образом, на ножке должно было быть не менее пяти точеных колец и яблок.

Вот оказывается, о чем могут рассказать нам прялки. Они несли в дом радость. Давайте и мы с вами будем дарить радость людям, чтобы светлее было на душе, когда они посмотрят на наши прялки.

Предлагаю вам выполнить эскиз прялки (лопасти) выбрать самостоятельно композицию из элементов растительного мира или геометрического орнамента, используя знаки символы, соблюдая закон симметрии и ритма.

(Перед работой проводится физ.минутка)

Самостоятельная работа учащихся.

Эскиз лопасти росписи прялки в альбомах. В конце урока – выставка эскизов и подведение итогов работы (беседа).

На доске висит словарь старинных слов. Повторить с учащимися какие они узнали новые слова и значение этих слов (прялка, лопасть, гребень, кудель, пряха, донце, веретено, супрядки).

Библиографический список

  1. Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Москва ACADEMIA, 2002 г.

  2. А. Миловский Скачи, добрый единорог. – Изд-во «Детская литература», 1982г.

  3. А.С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. Изд-во М.: «Просвещение», 1981 г.

  4. Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования. Изд-во М.: «Просвещение», 1979 г.

  5. И.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. По ред. Б.М. Неменского

  6. Худякова Л.В. Обвинская роспись. Программно- методический комплекс. Пермь, 2000 г.

Приложения

hello_html_m256b8b0e.jpg

«В избушке, распевала, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней…»

hello_html_m1738f987.jpg

Мезенская роспись. Лопасть прялки.

hello_html_1cd0c262.jpg

Мезенская роспись. Прялка.

hello_html_44d821cc.jpg

Пермогорская роспись. Прялка.

hello_html_1d892d64.jpg

hello_html_1d892d64.jpg

Пермогорская роспись.

hello_html_543ced2c.jpg

Пермогорская роспись. Птица Сирин.

hello_html_m5938605e.jpg

«Мать сыра земля»

hello_html_m47944f8a.jpg

«Засеянное поле»

hello_html_18b6fb8a.jpg

«Дождь»

hello_html_50784872.jpg

«Движение солнца по небосводу»

hello_html_m4cc67c63.jpg

hello_html_me8d1a50.jpg

Символы природных стихий

Прялочки расписные, да резные… | Журнал Ярмарки Мастеров

«От кикиморы не дождешься пряжи». Вдруг захотелось мне разместить свою коллекцию фотографий прялок. Как они расписаны, да вырезаны! Диво! Живые и душевный, строгие и статные. Только учись и вдохновляйся! Приглядитесь как подобраны цвета, какие формы (снова я о своем). И менного текста) Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Предлагаю подборку прялочек из разных уголков России-Матушки. Все они хороши по своему.
Глазу приятно и сердцу любо! Смотрим и дивимся умениям предков, их чувству цвета, ритма, формы…Прялочки расписные, да резные..., фото № 1Повседневная жизнь русского Севера
Прялочки расписные, да резные..., фото № 2
Прялочки расписные, да резные..., фото № 3
Прялки. Начало 20 века.Вельский, Вологодский уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.
Прялочки расписные, да резные..., фото № 4
Прялки. 19 — начало 20 века. Вельский, Вологодский, Тотемский, Грязовецкий уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.
Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.А прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Cеверодвинская прялка
Прялки 19 века. Вологодская область
Интересно. Обрядовое ткачество.Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
Источники
тут тут и яндекс

Рисование и живопись — ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

1. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

2. Набросок прялки. Ученица 5 класса — Люба. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

3. Все картинки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс 4. Работы Ярослава, ученика 5 класса. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс 5. Ярослав поведал на уроке очень увлекательную информацию: число городков показывает на количество малышей в доме. Это он вызнал в музее. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс 6. Шаблоны прялок нам очень понадобились на уроке. Взяла отсюда: http://sheptalinao.ucoz.ru/publ/otkrytye_uroki/otkrytye_uroki/russkaja_p… Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс 7. Домашнее задание Ярослава. (Было надо придумать образное решение рукоятей ковшей — черпаков и наливаек). Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс 8. Домашнее задание Любы. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс На данный момент трудно представить, сколько времени и труда необходимо было затратить, чтоб соткать один аршин холста. Нити пряли из льняных волокон, а для теплой одежки – из овечьей шерсти. Работы начинались ранешней весной: сеяли семечки льна, проросшие ростки сначала июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Позже лен обмолачивали, а стволы выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождиками стволы становились мягче. Потом лен высушивали, мяли, трепали. Мягенькая сердцевина шла на нить.

Чтоб сделать волокно еще мягче его пару раз прочесывали гребнями. Приготовленное таким макаром волокно – кудель пряли: растягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и длилось всю зимнюю пору. Мелкие замершие окна избы пропускали не достаточно света. Потому постоянным спутником пряхи была пылающая лучина.

Ручное прядение было очень неспешным, малопроизводительным. Чтоб приготовить для себя приданное, женщина должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся мелкие детские прялки.

Таким макаром, прялка была верной спутницей крестьянки в протяжении всей ее жизни. Прялка была не только лишь орудием труда, да и произведением искусства: чтоб скрасить тяжкий труд, ее декорировали резьбой по дереву, цветистой росписью, а время от времени резьбой и росписью сразу. В росписи необычным образом объединились сказочность и действительность… Очень любопытно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Нередко прялка была подарком: жених дарил прялку жене, отец – дочери, супруг – супруге. И каждый желал сделать подарок на удовлетворенность и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследию от мамы к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища либо древесного ствола, составные, у каких столбик-стоячок вставлялся в донце.

Российские прялки многообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные декорации. На белоснежном море вырезали прялки с узкой ножкой, напоминающие собственной хрупкой формой весло; в Поволжье были всераспространены тонкие многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Российского Севера! Любопытно то, что мотив солнца пронизывает не только лишь орнамент, да и саму конструкцию прялок. В высшей части это различные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосклону, в нижней части боковые выступы – “серьги” – знаки восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно узреть изображение ромбиков либо квадратов. Это знаки земли, которая время от времени представлена сценками из жизни людей. Древнейшие образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене денька и ночи, о людской жизни, о нескончаемом порядке и гармонии космоса.

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о