Кафтан картинка – на меху, без пояса, домашний, длинный, золотой, зимний, без ворота. Выбор материала, длины и цвета

Кафтан картинка – на меху, без пояса, домашний, длинный, золотой, зимний, без ворота. Выбор материала, длины и цвета

17.10.2018

Содержание

История русского кафтана

Во всех старообрядческих согласиях главным предметом мужского гардероба неизменно считается кафтан. На сегодняшний день это вещь, воплощающая мужскую идентичность старовера. Далеко не везде используют рубахи-косоворотки, но вот кафтан… в большинстве приходов. Об истории кафтана, о его различных видах и роли в разных согласиях пойдет речь в статье этнолога, методиста центра традиционной народной культуры Среднего Урала Вячеслава Печняка.

 

Верхняя одежда в раннем и зрелом русском Средневековье

На заре русской истории, в X-XII веках, верхнюю одежду знати заменял плащ. Это была одновременно и статусная и практичная вещь. В воинском разноэтничном сообществе также возникала и своя мода. Однако на плаще виды верхней одежды не останавливаются. Помимо рубах, к которым мы все привыкли, существовали еще и верхние рубахи. Они имели идентичный крой, но шились из более плотного, теплого и ноского материала, чем нижние рубахи. Свита — разновидность верхней рубахи. Это сшитое из шерсти не распашное (надевающееся через голову) изделие. Иногда она украшалась разговорами и узорными пуговками.

Свита без запаха

В процессе активного общения со степными народами (особенно с монголами) в обиход входит распашная верхняя одежда — куртки (короткое распашное изделие) и кафтаны (долгополое распашное изделие, само слово является заимствованным из тюркских языков и имеет значение «верхняя мужская одежда»). В период XIV века в источниках мы можем видеть распашные свиты с глубоким запахом или полами встык.

Свита с запахом

Ближе к XV веку появляются различные виды кафтанов: верхние кафтаны (опашни), однорядки (кафтаны без подклада) и т.д. Все эти вещи имели различные названия в зависимости от практического применения, ткани и т.д., но типологически это были одинаковые вещи. Шились свиты как цельнокроеными халатообразными, так и отрезными приталенными.

 

Верхняя одежда в Позднем Средневековье

Период XV-XVII веков является одним из интереснейших в истории мужской верхней одежды. Это связано не только с огромным разнообразием видов кафтанов, появившимся в этот период, но и с мировыми историческими событиями.

Одежда XVII века на Руси

Мало кто знает, что именно в этот период появляется и наш русский сарафан в том виде, в котором он сохранился у староверов — косоклинный сарафан. Само слово «сарафан» также является заимствованием из тюрко-иранской среды и означало мужскую верхнюю одежду. Постепенно он трансформируется в косоклинный сарафан и приобретает привычный нам вид к XVIII–XIX векам.

В XV веке в связи с активностью турок на Руси начинается «турецкая мода» — активно поступают ткани из Ирана и Средней Азии, а также сама одежда от турок. Есть упоминания о том, что восточные послы в качестве подарков приносили русским князьям и верхнюю одежду.

Турецкий кафтан

Можно вспомнить и казачьего предводителя Степана Разина, ходившего «за зипунами» в Персию. Надо сказать, что «турецкая мода» проявляется не только в одежде, но и в оружии, доспехах и тактике боя. В начале XV века русское войско из преимущественно тяжелой конницы становится лекговооруженной. Одновременно с этим в Московском княжестве начинается «византийский ренессанс», при дворе Ивана III складываются некие представления о Византии, и «образ Византии» становится весьма модным. Надо сказать, что это было именно представление о Византии, а не настоящая византийская мода. А именно: долгополые богатые одежды, рукава с напуском, сюда же прибавились и древнерусские длинные рукава.

Все эти процессы приводят к классическому образу русской мужской одежды: рубаха, нижний кафтан (однорядка, свита, поддевка) и верхний кафтан (опашень, охабень и т.д.). На иконе «Молящиеся новгородцы» XV века мы можем видеть «классический look» мужской моды: все одеты в свиты с полами в стык, сверху надеты внаброс верхние кафтаны — опашни, с долгими рукавами и прорезями для рук.

Икона «Молящиеся Новгородцы»

Зачастую рукава завязывались за спиной. Иногда надевали несколько нижних кафтанов для пущего щегольства и знатности. Аналогичным знаком знатности и богатства были и длинные рукава на кафтанах. Также появляются поддоспешные кафтаны и стеганые кафтаны, представляющие собой вид легкого защитного вооружения.

«Трехслойность» сохранялась в русской традиционной одежде до конца XVII века в среде знати, а в крестьянской среде — до начала XX века.

В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты. В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства».

Акварели Ф. Г. Солнцева «Одежды Русского государства»

Латный полукафтан

Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта. Стоит отметить, что в XVI-XVII веках также складывается и профессиональная корпорация церковных певчих — певчие дьяки. Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма.

Кафтан певчего дьяка из ГИМа

Старообрядческие кафтаны после церковного раскола

Церковный раскол XVII века поделил историю русского кафтана на «до» и «после». Петровские реформы поставили крест на ношении знатью русской одежды вообще, в среде народных масс кафтан продолжает использоваться как повседневная одежда, меняясь и эволюционируя под влиянием моды, в том числе и дворянской.

Поповец и безпоповец. Гравюра

Мы же сосредоточим наше внимание на том, как развивался кафтан в среде староверов.

Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей (певчих дьяков) повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов. Более ранние источники («молящиеся новгородцы») позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву. Одевались в обычную одежду того времени. Выделялась ли как-то одежда для хождения в церковь от повседневной в Средневековье — мы не можем сказать наверняка, но старообрядческая среда как раз таки пестрит подробностями на эту тему и даёт нам много материала.

Но обо всём по порядку. XVIII век раскидал староверов по разным окраинам страны, куда люди привозили с собой в том числе и моду. На окраинах начинали формироваться свои предпочтения на основе кафтанов разных уголков московского царства. Обращает на себя внимание то, что начинает формироваться моленная одежда и особое отношение к ней. Важной особенностью является то, что кафтаны становятся однотонными, уходят яркие восточные ткани, жаккардовая парча и муар.

Кафтаны с гасниками у Выговских отцов

Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками (гасниками, гашниками), на которых крепились пуговицы. Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние. Такие кафтаны можно увидеть на портретах отцов Выговской пустыни, а также на гравюрах XVIII-XIX веков.

Кафтан на гаснике из Нижнего ТагилаН.С. Лесков

Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде.

 

Моленные кафтаны: история и виды

Староверы Урала (будущие часовенные) с начала XVIII века очень подробно регламентируют свою моленную одежду и внешний вид в общем. На Ирюмском Соборе 1723 года в 7 главе сказано: «Иноземное одеяние християном не носить… браду и ус не постригать… Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали. Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе [должна иметь по бора-защипа с каждой стороны на спинке — авт.]». Таким образом, на лицо начало регламентации моленной одежды.

Постановления Ирюмского Собора были действительны более ста лет и впоследствии лишь дополнялись запретами на конкретные вещи, появляющиеся с модой времени. Вызовы времени ставили более конкретные задачи по сохранению среды «християн» и отделения их из общей массы населения. Тюменский Собор 1840 года — последний после Ирюмского, столь подробно описывающий вещи, запрещенные к ношению. В 6 пункте сказано: «християном …  одежду необычную христианам не носити — мужескому полу и женскому… Мужскому полу иноземного одеяния не носить, сиречь неметския — сертуки (похожие на пальто, отрезные по талии с лацканами — авт.), армянския — ярмеки (короткополые пальто и куртки — авт.)… Во время моления полу надевать на кафтаны старинного покроя…». Каждый перечисленный предмет того времени ассоциируется с определенными нехристиянскими народами, сама такая одежда воспринимается как код чужой идентичности. Однако мода не могла не влиять на вид кафтана, и уже во второй половине XIX века, под влиянием мундиров и шинелей в повседневной носке, появляются двубортные кафтаны.

Двубортный кафтан у часовенных

В дальнейшем соборам часовенных пришлось запрещать и многое другое: «пинжаки и сапоги со скрипом», тюбетейки («тафьи»), патефоны, «направлять челки» на голове, пользоваться «водогрейками» на вокзалах, радиосвязью и т.д. Впрочем, новшеств появлялось так много, что Собор 1941 года в Романовке уже не даёт детальных рекомендаций, ограничиваясь напоминанием слов Максима Грека о том, что христианин и по внешнему виду должен отличаться от «неверных». 

Невьянский двубортный кафтан

В наше время среди часовенных распространен обычай шить кафтаны, имеющие по три складки с каждой стороны, закладывающиеся навстречу друг другу. Старики вспоминают, что только цельнокроеные кафтаны могли быть молельными, хотя сейчас далеко не все швеи соблюдают это, делая отрезную спинку.

Цельнокроеный кафтан часовенных. Старая Утка

В среде федосеевцев и поморцев мы наблюдаем аналогичные тенденции. «Устав о християнском житии» прямо говорит о недопустимости носить не русскую одежду: «Глава 34. О хождении во одежде, еже неподобно християном. Аще муж или жена облекутся во одежду не по преданию отеческом, да будут анафема

». При этом в разных источниках федосеевской среды приводятся конкретные критерии того, что же такое одежда «не по преданию отеческом»: «Краткую одежду, что глаголется телогрея, сие есть нехристианское одеяние, сиречь поганое…», — писал наставник «кинешемских стран» Трофим Иванович.

Об одежде для соборного богослужения также говорит статья 41-я Польского собора 1752 г.: «Юношам рубах красных и штанов каламенковых (из тонкой цветастой ткани — авт.) … аще прислушны будут обрящутся да сотворят поклонов 300 до земли».

Петербургский же Собор 1809 г. говорит об одежде для вседневной носки: «Статия 8. Платье немецкое многая видится християны носят и о сем в божественном писании преужасныя запрещения. Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятели должны удерживати, а противящихся отлучати». 

Таким образом, одежда должна быть долгополой, женщинам нельзя надевать одежду, которая считается мужской. Однако не вся долгополая одежда признается допустимой: «… в поддевках на молитве отнюдь не стояти», сообщает нам уложение Московского Собора 1883 года. Поддевка — это отрезной по талии кафтан с многочисленными сборками сзади. Такая одежда считалась недопустимой для моления. Однако в современной поморской среде такие кафтаны положено носить женатым.

Схема поддевки

Новым поддевкам федосеевцы и поморцы противопоставляли «азям» архаичного кроя.

Схема азяма

Азямом (балахоном, охабнем, опашнем, сермягой и т.д.) называли халатообразную одежду прямого покроя, представлявшую собой верхний кафтан. В поморской среде он обрел самостоятельную жизнь и стал важным предметом, скрывающим фигуру на молитве.

Азям Гребенщековской общины

В среде яицких казаков в качестве моленной одежды также распространены халаты-азямы, по крою более близкие к традиционному русскому азяму или армяку.

Яицкие староверы-беспоповцы

В среде семейских Забайкалья появляется совершенно особенный вид кафтана — нечто среднее между азямом и кафтаном. Они шьются из дорогого материала (кашемир, бархат, жаккардовый шелк) с отрезной спинкой и сборкой на талии, но при этом имеют отложной воротник, как правило обшивающийся шелком, при этом носили их подпоясывая (единственный в своём роде пример подобного ношения у староверов).

Старовер из семейских

Все указанные примеры приведены для того, чтобы показать, что существует прямая зависимость между конкретной локальной традицией и покроем кафтана.

Одежда как первый и самый заметный маркер идентичности была важным вопросом для староверов в XVIII-XX веках. Ей уделялось большое внимание. Однако в связи с начавшимися в XX веке гонениями «християнская» одежда уходит из повседневного обихода староверов, оставаясь только в глухих деревнях и переходя полностью в разряд моленной в городах.

XX век внёс свои изменения в историю кафтана. Это связано с резким обеднением населения в периоды гражданской войны и коллективизации и отразилось прежде всего на материале. На смену плотной тонкой шерсти, кашемиру и т.д. пришли школьная шерсть, костюмная ткань. Сам материал стал более тонким и легким. В дефицитное время приходилось шить из того, что было под рукой. Мы наблюдаем резкую смену качества пошива и качества материала начиная с 30-х годов.

В конечном итоге это привело к частичной или полной потере преемственности умения шить кафтаны, связано как с исчезновением профессиональной прослойки кафтанщиков (например, на Урале ими являлись черноризцы), так и с банальным отсутствием старинных образцов.

В некоторых местах кафтан как моленная одежда у мужчин не используется вообще. Такая тенденция стала более заметна в 90-е годы. Это период, когда потомки староверов стали вспоминать о своём происхождении и приходить к вере. За неимением возможности, образцов и, самое главное, мотивации и осознания важности кафтана, мужской молельный костюм превратился в подпоясанную веревочкой фланелевую сорочку. Такая тенденция хорошо прослеживается в приходах белокриницких, новозыбковцев и, как ни странно, поморцев.

(В наши дни на богослужениях можно встретить мужчин, одетых в одежду современного кроя — рубашки, лонгсливы, в южных районах —  футболки, которые отличаются лишь наличием пояска, повязанного поверх — прим. ред.). 

В связи с расширением и неким «подъемом» в белокриницком согласии, особенно в городах, наблюдается «кафтанный бум», правда, кафтаны шьются уже из габардина и смесовых тканей, что, по мнению большинства, более практично. Да и сами кафтаны напоминают больше новогреческие подрясники, нежели русский кафтан.

Современные профессиональные швеи (не только в белокриницкой среде) вносят свои коррективы в крой. Это связано и с появлением тканей достаточной ширины (150 см и более). В изделии при сохранении силуэта становится меньше швов. Большинство кафтанов в иных согласиях шьются как поддевки, с отрезной присборенной спинкой, уходят в прошлое цельнокроеные азямы и кафтаны даже у поморцев и часовенных.

Кафтан-поддевка из Режевского музея

Но мы живем в современности — времени больших возможностей и огромного выбора. В наших силах сшить себе хорошую вещь и выглядеть достойно в глазах Бога и людей. Доступен огромный выбор тканей на любой вкус и цвет, а также доступно огромное количество образцов из музейных и частных коллекций, выпускаются издания о традиционной одежде. Время свободы можно использовать на пользу, чтобы не потерять, но сохранить разнообразие, стать и силуэт староверческого мира. Сохранить себя…


Автор: Вячеслав Печняк

Главные предметы русской одежды — Мужское (8 фото)

Посмотрите, как мы одеты?! Посмотрите, на кого мы похожи?! На кого угодно, только не на русских. Быть русским, это не только думать на русском языке, но и выглядеть, как русский человек. Итак, меняем свой гардероб. Там должны быть следующие предметы одежды.

1 Кафтан

Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана.  Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Куда надевать?

На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.

2 Ферязь

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи  и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5.  Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Куда надевать?

На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.

3 Опашень

Чем-то напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Куда надевать?

Может легко заменить повседневное пальто или плащ.

4 Бекеша

«Казуальная» версия кафтана с приталенным коротким силуэтом и меховой отделкой. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Русские бояре подсмотрели этот кафтан во время обороны Полоцка в 1579 году у воинов венгерской пехоты, которая сражалась на стороне поляков. Собственно само название кафтана происходит от имени их венгерского полководца Каспара Бекеша. Русская армия потеряла Полоцк, однако привезла в Москву пленных и «модных» венгров. С кафтанов «языков»  сняли мерки, и в русском гардеробе появился еще один предмет одежды.

Куда надевать?

«Бекеша» может стать повседневной, полуспортивной одеждой, и заменить, например, куртку или пуховик.

5 Зипун

Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

Куда надевать?

Отлично подойдет для работ на даче в прохладную погоду. Также не заменим на рыбалке и охоте.

6 Епанча

Епанча была создана для непогоды.  Это был плащ без рукавов с широким отложным воротником. Шили епанчу из сукна или войлока и пропитывали олифой.  Как правило, эту одежду украшали нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Епанча была настолько популярной на Руси, что ее даже можно увидеть на гербе Рязани.

Куда надевать?

Отлично заменит парку и макинтош (плащ, а не тот, который Apple).

7 Головной убор

Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.

Куда надевать?

Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого вида. А тафья вытеснит «чужеродные» бейсболки и прочие «панамы» в летнее время.

Кафтан — Википедия

Оружейные мастера («Царские кафтанщики») Ижевского завода. 1880-е годы.

Кафта́н (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ, тур. kaftan, араб. قفطان‎ [ko:ftan], перс. خفتان‎, по́волочень) — верхняя, преимущественно мужская одежда.

Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — полукафтан. Рукава делались длинными или короткими, узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти или выше нее, иногда с откидными рукавами, иногда без них. Кафтаны чаще всего делали без воротника или же с воротником, со сравнительно глубокой, а иногда небольшой выемкой ворота спереди или сзади, чтобы можно было увидеть вышиванку — украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.

Как отмечает Большая советская энциклопедия, само слово кафтан имеет тюркское происхождение[2]. Предположительно произошло от тюркского слова каптау. В современном казахском языке каптау означает «покрывать, обшивать»[3]. Таким образом, по всей вероятности, речь шла о верхней одежде, покрытой другим материалом. Тимуридский поэт Алишер Навои (XV век) упоминает об мужской военной одежде хафтон[4].

Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону[5].

Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.

Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.

В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались тёплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой (ватник).

Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.

Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.

  • Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Это длинная, до пола, одежда, с небольшим запа́хом — левую полу от ворота. Домашний кафтан застегивался на пуговицы.
  • Становой кафтан — шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии . Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.
  • Поддёвка — считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Имела сзади сборки. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевку и богатые купцы.
  • Польский кафтан — появился в XVII веке. Верхняя часть кафтана (от пояса) плотно охватывала фигуру, а нижние полы — широкие. Рукава очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти.
  • Терлик — кафтан, который носили царские охранники (рынды), сокольничьи и другие. Был похож на польский кафтан. Терлик имел спереди особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече.
  • Тегиляй — броневой кафтан.
  • Чуга — кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. В сочинении итальянца Ф. Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны (как и конница), и немногие имеют шлемы».
  • Турские — без воротника, с застежкою на шее и левом боку.
  • Кафтанец — суженный и укороченный кафтан.
  • Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.
  • Азям — шился из тонкой ткани и носился только летом.
  • Армяк — широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Шился из фабричной материи — толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Был верхней одеждой крестьян (не только мужчин, но и женщин).

Наградной кафтан (Царский кафтанщик) вручался за заслуги мастеровым на казённых заводах в Ижевске, Златоусте.

Отмечается, что для лиц, пожалованных кафтаном, отменялись телесные наказания[6].

Армяк, епанча и охабень. Верхняя одежда древней Руси

«Новгородский торг», А. М. Васнецов

Русь допетровская

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

Одежда ямщиков

В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

Как одевались в старину на Руси

В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Рязань и ее герб

Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Фузелер Преображенского полка

Епанча на государевой службе


Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

Становой кафтан и горлатная шапка, Кремль

У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто


До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Узкий становой кафтан

Становой и польский кафтаны


Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Простой кафтан изумрудного цвета

Самым популярным цветом русского кафтана был изумрудный, маковый и васильковый

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Мужская и женская однорядка

Мужская и женская однорядка


Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Бояре на Руси

Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Итальянский бархат, французский шелк и красное сукно

На пошив охабня шли самые красивые ткани

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

Ферязь царя Алексея Михайловича Романова

Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда


«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Вот что значит «работать спустя рукава»

Не боярское это дело — работать…

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Приятно познакомиться, царь

Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Зимняя душегрея на заячьем меху

Узорчатая русская душегрея



Меховая жилетка Garioldi с чернобуркой

А это современные «душегреи». Только от одного взгляда на них теплеет на душе


Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

Что нужно знать о кафтане (5 фото)

Кафтан — краеугольный камень исконно русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана.

Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в кафтане щеголяли исключительно князья и бояре, но со временем он проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян.

Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево.

Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Ферязь

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава».

Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху.

Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Опашень

Очень напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто.

Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади.

Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Зипун

Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

Что такое охабень. Как называется долгополый кафтан, разновидность охабня

Что такое охабень?

Охабень — это старинная верхняя одежда русской знати с длинными откидными рукавами и отложным воротником.

Охабень был длинным, имел большой отложной воротник до середины спины. Длинные рукава доставали почти до земли, поэтому в них делались разрезы для рук. Сами рукава закидывали за плечи или завязывали на спине.

Спереди охабень застегивался встык на петлицы. Кроме того, его могли украшать пристяжным воротником — ожерельем.

Охабень. Иллюстрация из книги: «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», под редакцией Висковатова А.В.

До конца XVII века такую одежду носили знатные люди — князья, бояре и даже царицы. Охабень шили из дорогой ткани — шелка, атласа, бархата или парчи, украшали вышивкой, золотом и серебром

Ударение в слове «охабень» ставится на первую букву — о́хабень. Старая норма предусматривает другое ударение: оха́бень.
Варианты написания: охабень, охобень, охобен, охабенек.
Слово происходит от глагола охабить, охапливать — охватить, охватывать.

В исторических фильмах и на картинах бояр обычно изображают именно в охабнях. Длинные непрактичные рукава подчеркивают высокий статус человека — ему не приходится работать руками.

Константин Маковский. «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)». 1895 год

Охабень был особенно распространен в XV-XVI веках. К концу XVII века, с переходом на европейское платье при Петре I, охабень вышел из моды и превратился в одежду простонародья.

Константин Маковский. «Под венец». 1890 год

В другом значении охабень — часть старинного русского города или его предместье, отделенное от города стеной. Внешнее кольцо укреплений древнерусского города также могло называться охабнем.

Что такое опашень. Долгополый кафтан, разновидность охабня, 7 букв

Разновидностью охабня был опашень. Его носили внакидку — наопашь. Легкий опашень мог служить летней одеждой — его не подпоясывали, у него не было ни воротника, ни петлиц. Опашень имел откидные длинные рукава, свисавшие вниз.

Опашень — разновидность охабня

Сегодня слово «опашень» можно встретить разве что в кроссвордах и сканвордах. Там обычно пишут, что опашень — «долгополый кафтан, разновидность охабня».

Опашень, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Фото: РИА Новости / А. Тартаковский

Старинная мужская верхняя одежда на Руси.

репнин
Князь И. Репнин. Однорядка (светлая) и ферязь (с застёжками, и подбита горностаем),а внутри, видимо, подоплёка.

Кафтан, охабень-опашень, зипун, кожух, свита, сермяга, терлик… Что это всё вообще такое?Я пробую разобраться в первом приближении)
В целом верхняя и средняя одежда, на современный взгляд, шилась почти одинаково. Эти виды платья различались способом ношения (внутрь, подвязывая, в накидку),областью применения, материалом-тканью, застёжкой-отделкой и частично кроем. Судя по противоречивым сведениям в разных источниках, дело это туманное. Я попробовала собрать сведения и иллюстрации, в которых этих противоречий нет.
Главное действующее лицо расследования — Кафтан.
рябушкин едут
У человека в жёлтом кафтане на голове тафья.
Кафта́н ( خفتان‎) — мужское, в основном крестьянское, платье. Также назывался кавтан, кофтан (наводит на некоторые мысли, да…).
Общим для всех кафтанов было: двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Грудь его украшалась пуговицами — от восьми до двенадцати штук. По бокам кафтан имел разрезы, или «прорехи», которые тоже отделывались пуговицами. Рукав мог достигать запястья. Нижняя часть кафтана кроилась из косых клиньев.
К нарядным кафтанам пристегивались или пришивались воротники козыри и запястья, украшенные разноцветными шелками, камнями, жемчугом. Вместо пуговиц часто использовались кляпыши — чаще серебряные с позолотой, а иногда костылики из обточенных в виде палочек кораллов. Кляпыши и костылики застегивались на длинные петли из тесьмы или цветных шнуров, их называли «разговорами», и они могли быть украшены кисточками из разноцветных нитей. Спинку кафтана часто делали несколько короче переда, особенно у длинных одежд, чтобы были видны задки орнаментированных сапог, что у молодых людей составляло предмет особой заботы.
Важной деталью в кафтанах допетровского времени был козырь — высокий стоячий воротник, закрывающий весь затылок. Это название распространялось на воротник вообще, который в старинных русских одеждах часто бывал съемным и его пристегивали или пришивали к различным одеяниям. Козыри являлись объектом щегольства, и их делали из бархата, шелка, камки, украшая вышивкой золотой и серебряной нитью, жемчугом и драгоценными камнями.
http://licey102.k26.ru/costume/kaftan.htm
Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило,кушаком (обычно другого цвета).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F4%F2%E0%ED
Ферязь — разновидность Кафтана. Шилась Ф. неширокой, без воротника и перехвата в талии, длиной до лодыжек, с узкими рукавами или без них. Застёгивалась на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. Ферязь доходила до икр, а иногда и до земли, и обычно была обшита мехом либо имела меховой воротник. Такая одежда была достаточно широкой и застегивалась на одну верхнюю пуговицу. Ферязь шили из темно-синего, темно-зеленого и коричневого сукна, иногда использовали золотую парчу и атлас. http://ria.ru/Tsarist_Russia/20130314/926340592.html
Зимние Ф. на меху надевались поверх кафтана или летника. Ф. была одеждой различных слоев населения. В 14–16 вв. в Москве царская, боярская и княжеская Ф. шились из бархата, атласа, сукна и пр., украшались золотым и серебряным кружевом, пуговицами из драгоценных металлов.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144460/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B7%D1%8C
Известна ферязь Ивана Грозного: Говорят, в ней он ходил дома. А вот становые кафтаны, то есть по фигуре (стану). http://blog.t-stile.info/stanovoj-kaftan
Объярь, аксамит, сукно. 1680 г.

А тем временем во Франции…

Карл 8, многослойная одежда — внутри тонкая, чем дальше, тем богаче-наряднее, верхняя подбита мехом.  Золотая вышивка и всё такое. У него голая шея, что в нашем климате не пройдёт), то же и касательно бороды.
А. И. Оленин: «Мы видим, что в XV веке французский король Карл VIII такую же шубу с откидными рукавами употреблял, какую носил в то же время Великий Князь Иван Васильевич III»
http://folk-costume.com/oxaben/
и примерно то же время (Костюм в фильме близкоисторический, не переживайте. По словам Натальи Селезневой, создавать царские облачения для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» помогала художник по костюмам, работавшая с Сергеем Эйзенштейном над его картиной «Иван Грозный». ) Кто не верит, вот ещё один рябушкин едутКонечно, на Руси царь был самым нарядным. Но бояре, послы и пр. тоже не лыком шиты.

Опашень —  долгополый кафтан из сукна, шелка и пр. с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Послы

Также как охабень, опашень имел откидные длинные широкие рукава. Рукава сужались к запястью. Руки продевались в особые разрезы, а рукава висели вдоль фигуры. Воротника не было. Опашень никогда не подпоясывали. http://folk-costume.com/oxaben/


Женский опашень — с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Пуговицы золотые или серебряные; могли быть величиной с грецкий орех. Сзади пришивался подбитый мехом капюшон, висевший до середины спины. Женщины с опашнём носили круглое накладное ожерелье из собольего или бобрового меха.

И покрой, и названия нарядных одежд часто были заимствованы, в названиях найдены персидские, арабские, татарские слова, польские и пр., напрямую было влияние Византии, и нарядные богатые ткани были привозными (в том числе из Китая). Ткани были самыми разнообразными, на картине красиво показаны бархат и атлас, даже узорные ткани украшали различными деталями, и очень многие виды одежды подбивались мехом, благо это было сделать так легко…
«Нам не привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;

Жгучий холод пахнул, —
Всё равно для него:
По колени в снег,
Говорит: «Ничего!»

И.С. Никитин

Видимо, отсюда часть путаницы, когда «душегрея» была одеждой летней, и одежде летней полагалось иногда быть на меху…

Важное дополнение!
http://russian7.ru/2013/06/7-predmetov-russkoj-odezhdy/

Мне было любопытно погрузиться в далёкое прошлое, надеюсь, вам тоже 🙂

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о