К е маковский биография: Маковский Константин Егорович — биография художника, личная жизнь, картины – Маковский Константин Егорович (биографические сведения)

К е маковский биография: Маковский Константин Егорович — биография художника, личная жизнь, картины – Маковский Константин Егорович (биографические сведения)

18.08.2020

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Маковский Константин Егорович (Makovsky Konstantin Yegorovich) – русский художник, портретист, выдающийся мастер исторической и жанровой живописи. Родился в Москве 8 июня 1839 года в семье финансиста и известного в московском обществе любителя искусства, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского. В возрасте 12 лет под влиянием отца поступил в ученики Московского училища живописи. Наставниками юного художника были известные живописцы – Михаил Скотти, Сергей Зарянко и Василий Тропинин. В 1857 году Константин Маковский, как один из лучших молодых художников МУЖВЗ, в знак поощрения получил малую серебряную медаль от Академии художеств.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Под венец, 1884, Серпуховский художественно-исторический музей

 

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова, 1862, Третьяковская галерея

 

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Граф Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, 1863, Иркутский художественный музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Дама в черном 1864, Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск

 

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1862 году был награжден малой золотой медалью за картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова». По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали. Но он вместе с тринадцатью своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, не стал выполнять дипломную работу на тему скандинавской мифологии и выпустился из академии с званием художника второй степени. В 1863 году Константин Маковский, наряду с Иваном Крамским, принял участие в учреждении петербургской артели свободных художников.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Боярыня у окна, 1885, Омский художественный музей

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Селедочница, 1867, Государственный Русский музей

 

В 1867 году за картины «Бедные дети» и «Селедочница», а также за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) был признан академиком. А в следующем году, за колоссальную и сложную картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», Константин Маковский был возведен в звание профессора. В 1876 году художник совершил поездку по странам Балканского полуострова и в Египет.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Маленькие шарманщики возле забора зимой, 1868 год, частное собрание

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869, Русский музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Крестьянский обед в поле, 1871 год, Таганрогская картинная галерея

 

 

Многочисленные произведения Константина Маковского – портреты и картины историческо-бытового и чисто жанрового содержания – составили ему репутацию одного из талантливейших представителей русской живописи во второй половине XIX века. Произведения художника экспонировались сначала на годичных академических салонах, затем (с 1874 по 1883 годы) на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, впоследствии же Константин Маковский стал устраивать свои персональные выставки. Кроме того, некоторые его картины были выставлены в Париже и Северной Америке. Известность художника распространилась далеко за пределы России.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Похороны ребёнка в деревне 1872, ГТГ

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Дети, бегущие от грозы 1872, ГТГ

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Болгарские мученицы, 1877, Музей Республики Беларусь, Минск

 

 

В последней четверти XIX столетия Маковский все чаще стал обращаться к событиям и персонажам русской истории XVII века. В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи художника. Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке». Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд», «Смерть Димитрия Самозванца» и другие. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника. Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Графиня Зубова Вера Сергеевна, 1877, Русский музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877, Московский музей-усадьба Останкино

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Русалки, 1879, Русский музей

 

 

Предполагая большой успех картины «Боярский свадебный пир», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из объединения Товарищества передвижников. Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне. На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Жена художника Маковская Юлия Павловна, 1881, Русский музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Семейный портрет, 1882, Русский музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883, Музей Хиллвуд, Вашингтон

 

 

Все работы Константина Егоровича Маковского отличают эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный, но иногда несколько излишне цветистый колорит, а также мастерство кисти, особенно при обрисовке костюмов и прочих аксессуаров. К числу наиболее удачных работ художника относят: «Похороны в деревне» (1872), «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), «Болгарские мученицы» (1877), «Русалки» (1879), «Под венец» (1884), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Иоанна Грозного» (1888). Наиболее интересными портретными работами Маковского считают портреты: композитора Александра Сергевича Даргомыжского; генерал-адъютанта Александра Егоровича Тимашева; графа, генерал-губернатора Восточной Сибири, Николая Николаевича Муравьева-Амурского; графа, генерала от кавалерии, Сергея Григорьевича Строганова; известного оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова; супруги художника с детьми и некоторых других знаменитых людей.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Купчиха Расторгуева, 1885 год, Ярославский художественный музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Графиня Строганова Софья Илларионовна, 1864, ГТГ

 

 

На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911). Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени успешно воплощал художественные пристрастия и тенденции искусства своего времени. Маковский Константин Егорович скончался в результате несчастного случая (транспортная авария) 17 сентября 1915 года.

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем, 1886, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Счастливая Аркадия, 1889-1890, частное собрание

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, 1890-е, Иркутский художественный музей

 

 

Маковский Константин Егорович Картины и биография

Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905, Государственный музей искусств Грузии

Комментарии запрещены.

Художник Маковский К.Е. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Константин Егорович Маковский родился 30 июня 1839 года в Москве. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С самого детства Маковского окружали творческие личности.

В 1851 году Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были К.С. Зарянко, А.Н. Мокрицкий, М.И. Скотти. Все они были учениками Брюллова, поэтому работы Маковского всегда романтичны и декоративны.

В 1858 году Маковский решает уехать из Москвы. Он поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первая историческая картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» имела большой успех. Академию Маковский не закончил, так как принял участие в «бунте четырнадцати», когда четырнадцать выпускников Академии отказались писать картины на предложенную тему. Маковский сразу же вступает в Артель художников, которую создал И.Н. Крамской.

Работы художника, выполненные в 60-е годы, отличаются жанровым характером. Особенной популярностью пользовалась картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Она отличается трогательностью образов, поэтичностью.

С 1870 года Маковский становится одним из тех, кто основал Товарищество Передвижных Художественных выставок. Художник много работал над портретами, однако уделял внимание и жанровой живописи. Среди его работ много таких, на которых изображены сцены из быта простых людей. К таким полотнам относятся «Селедочница», «Дети, бегущие от грозы», «Наставление матери», «Бедные дети».

В 1877 году Маковский пишет полотно «Болгарские мученицы», которое стало откликом на события русско-турецкой войны.

В середине семидесятых художник предпринимает путешествие в Сербию и Египет. С этого момента особое внимание он уделяет в своей работе цветам и форме. К концу семидесятых годов Маковский постепенно отходит от тем, связанных с современностью. В центре внимания художника оказываются исторические события. Появляются картины «Смерть Ивана Грозного», «Боярский свадебный пир XVII столетия». Эти работы особенно интересны с исторической точки зрения: на картинах четко прорисованы детали интерьера, одежда героев, аксессуары.

На выставке в Париже в 1889 году Маковский получил большую золотую медаль за работы «Демон и Тамара», «Суд Париса» и «Смерть Ивана Грозного». В 1915 году он принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси.

Маковский погиб по несчастливой случайности. 17 сентября 1915 году в Санкт-Петербурге в его пролетку въехал трамвай.

 

Лучшие картины Маковского К.Е.

 

Маковский Владимир Егорович, краткая биография и творчество

Маковский Владимир Егорович родился в семье очень близкой к искусству у знаменитого на то время Маковского Е. И., в 1846 г. 26 января в городе Москве. Егор Маковский, то есть, его отец являвшийся одним из видных деятелей в искусстве участвовал в создании данного заведения названный его именем. Как известно Маковский рано приобщился к рисованию, первые уроки живописной грамоты мальчик получил от художника В.А. Торпинина и уже в 15 лет молодым художником было создано первое жанровое полотно «Мальчик, продающий квас».

В учебном заведении отца, сокращенно называемое МУЖВЗ Владимир и проучился с 1861 по 1866 годы. Его первыми помошниками по обучению были Зарянко С. К. и Сорокин Е. С.. Будущий художник постоянно пребывал в творческой атмосфере, в отцовском доме регулярно бывали люди близкие к искусству. Это писатель Н. Гоголь, актер М. Щепкин, а также композитор М. Глинка. Нередко проводились литературные, и даже рисовальные вечера. Также у Маковских постоянно играла музыка. Более того будущий живописец унаследовал прекрасный голос, благодаря чему он много пел. Помимо этого он научился игре на скрипке и гитаре. Подобная культурная атмосфера очень положительно отразилась на развитии будущего живописца. После окончания учебы Маковский получил серебряную медаль. Также благодаря картине «Литературное чтение» его признали художником 3 степени.

Так вышло, что период обучения в училище совпал по времени с развитием бытового жанра. Естественно, это отразилось на творчестве Маковского. Одним из первых его полотен в этом направлении – это «Игра в бабки», а также «В приемной у доктора». Оба сюжета Владимир создал к 1870 году. Они сразу же принесли желанный успех. В этих полотнах было заметно стремление точно и достоверно передать суть жизни в деревне и городе.

В 1869 году у художника родился первенец. Это событие отразилось в его творчестве. Так, он стал осваивать детскую тематику.

В 1873 году Владимир получил звание академика за полотно «Любители соловьев». Ранее, а именно в 1872 году, он получил статус передвижника и выставляля выставках. Чуть позднее Маковский вошел в группу управления советом передвижников с 1874 года. Очень часто принимал участие в передвижных выставках сюза художников в течении с 1872 и по 1918 год.

Авторские работы Маковского демонстрировали обычную жизнь всех слоев общества. В своих картинах он отображал купцов и богачей, кутил и конечно бедняков. Иногда писал бытовые полотна на бытоаые сюжеты. Это такие работы, как «Варят варенье» и «Друзья-приятели». Помимо этого художнику была не чужда социальная тематика. Она представлена в таких полотнах: «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г. и картина Осужденный написанная 1879 г.

Мастерство Маковского бурно развивалось. Расцвет его творчества приходится на восьмидесятые и девяностые годы.

В это время художник освоил тонкости пленэрной живописи, благодаря чему колорит его живописных работ стал значительно светлее, а рисунок – намного выразительнее.

Полотна, написанные в данный период, отличались сугубо расширенными оттенками социального характера. Примером типичного полотна является «Крах банка» (1881).В данной работе Маковский искусно изображает отчаяние всех обманутых вкладчиков. Ему удалось изобразить целую серию ярчайших социальных типов. Романтичные сюжеты, среди них картина В жаркий день (1881)

Также в это время художник написал множество бытовых сценок, среди которых можно отметить картину Свидание посвященная бедному житию крестьян. Такие полотна демонстрируют сочувствие человечеству.

Порой заметна и острая сатира. Самые нашумевшие картины этого времени – «В четыре руки» (1880), «По начальству» (1888), «Первый фрак» (1892). Также стоит отметить «В передней» (1884) и «Объяснение» (1889-1891).

На творчество художника очень сильно повлияла общественно-политическая непростая ситуация, которая сложилась в России.

На рубеже 19-20 веков создал несколько полотен со сложными и даже трагическим сюжетом. Именно так он отреагировал на важнейшие события, включая ходынскую катастрофу и массовое убийства декабристов в 1905 г.

Полотно «Вечеринка», которое живописец дописал в 1897 году, стало первым произведением, где демонстрировался революционный кружок, который возник на глазах у зрителя из компании.

Не меньшую популярность получили работы «Оправданная» (1879) и «Допрос революционерки» (1904). Также публику впечатлила вышеупомянутая картина «Осужденный» (1879), Свидание 1883г.

Маковский был настоящим жанристом. Так, во многих своих работах он смог представить революционное движение в виде суровой действительности. При взгляде на его работы такое движение теряло очарование и не казалось романтическим идеалом.

Время от времени часто приходилось писать портреты . Из работ подобного жанрапроизведений стоит заметны полотна «Прянишников И. » и «Сорокин Е.», а также «Гоголевский тип».

Нередко этот художник иллюстрировал произведения поэтов и писателей. Чаще всего это были работы Лермонтова и Пушкина. Помимо этого была создана подборка полотен на патриотическую тематику обороны Севастополя.

Маковский стал знаменит не только как живописец. Он был отличным офортистом и писал акварели. Так, с 1882 по 1893 у него был свой натурный класс в МУЖВЗ. Некоторые его ученики также стали известными. Это художники В. Бакшеев и Архипов.


Маковский Владимир Егорович умер зимой в 1920 году, 21 февраля. Он похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде.

Маковский Константин Егорович: биография, творческий путь

Маковский Константин Егорович (1839–1915) – счастливый баловень судьбы – вырос в обстановке, где все дышало искусством. Он любил красоту во всех ее формах и проявлениях и спешил ее запечатлеть на своих полотнах.

Семья Маковских

Большая семья Маковских, состоящая из отца Егора Ивановича, преданно любившего искусство и много сделавшего для создания училища живописи и ваяния в Москве, красавицы-певицы матери Любови Корнилиевны, трех сыновей и двух сестер, жила в большой гостеприимной квартире на набережной Москвы-реки. Из окон был виден Кремль. В ней бывали Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, и позднее К. П. Брюллов, В.А. Тропинин. Все дети выросли, рассматривая коллекцию отца, слушая беседы о живописи, музыке, театре и литературе. Отец благоговейно относился к искусству, считая, что оно прививает человеку гуманность. Он сам занимался с сыновьями, уча их делать копии с его редких гравюр. Но особенно много для детей сделал Тропинин, который внимательно следил за ними. Все они впоследствии стали живописцами, но работали в разных жанрах. Маковский Константин Егорович, начав рисовать с четырех лет, с двенадцати лет начал получать профессиональное образование.

Годы учебы

В 1851 году способный мальчик поступил в Москве в училище живописи. У него были учителями М.И. Скотти и С.К. Зарянко. Но большое влияние на него оказали и Тропинин, и Брюллов, который был тогда в зените славы. Шесть лет в училище пробежали как один миг, и вот Маковский Константин Егорович в 1857 году отправляется для продолжения учебы в Петербург, в Академию Художеств. Его интересовала историческая живопись. И на пятом году обучения в 1862 году он получает награду за полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Оно написано как историческое романтическое произведение. Но уже через год, отказавшись писать картину на предложенную Академией тему, Маковский Константин Егорович выходит из АХ. Он получил звание только художника 2 степени. Много позже он станет академиком.

Начало работы

Молодой художник не растерялся. Он уже приобрел известность, написав портрет государя-освободителя для русского посольства в Лондоне за чрезвычайно короткое время, всего за один сеанс. Это внимание к его творчеству августейшей фамилии не заставило ждать заказы от великосветских заказчиков. В 60-е художник много работает над портретами высокопоставленных лиц. Естественно, что растут и его заработки. В результате Маковский Константин Егорович получает славу блестящего портретиста. Его парадные портреты очень красивы, как по колориту, так и композиционно.

маковский константин егорович Изумительно красиво выписаны легкими мазками ткани и прозрачные, и бархатистые, сверкающие драгоценности на руках, шеях, в ушах, золотые позументы, орденские ленты и сами ордена. Глубиной раскрытия психологии изображаемого персонажа они не отличаются. Но это и не требуется его заказчикам.

Портреты членов императорской фамилии и их окружения

С самой молодости до глубокой старости Маковский останется придворным живописцем. Ему заказывали портреты императоры и императрицы, Великие князья и Великие княжны и их высокопоставленное окружение. Все эти полотна отражают возрастающее техническое мастерство художника. Эстетически они просто радуют глаз. Прекрасны и сами модели, и весь окружающий их антураж.

маковский константин егорович картины «Портрет графини Марии Михайловны Волконской» исполнен на фоне глубокого бордового цвета драпировок. Само кресло, на котором сидит графиня, алое, отделанное золотом, и на него небрежно наброшена накидка с горностаевой отделкой. Голову графини с простой гладкой прической украшает темная диадема с драгоценными камнями, которая по стилю совпадает с украшением на шее. Белоснежное платье модели соперничает с нежной белой кожей рук и плеч. Его округлый вырез украшен голубым бантом, перьями и брошью с изумрудами. В руках, украшенных браслетами и кольцами, – полураскрытый веер. Вышивка из ниспадающих к полупрозрачному подолу цветов и листьев завершает убранство платья. Модель исполнена спокойного достоинства.

Семейная жизнь

Некоторое время Маковский пишет картины в стиле реализма. Это период сближения с передвижниками. Маковский Константин Егорович, картины которого сентиментально отражают на полотнах жизнь петербургского простого народа, например, «Вдовушка» или «Швея», ничего общего с критическим реализмом не имеют. Но именно в 70-е годы Маковский сближается с музыкальным миром Петербурга и женится в 1866 на актрисе Елене Тимофеевне Бурковой. В их счастливом и хлебосольном доме бывают композиторы, музыканты, певцы и члены «Могучей кучки». Но счастье молодой пары оказалось непродолжительным – супруга заболела чахоткой и умерла в 1873 году. В 1874 году «средь шумного бала» художник Маковский Константин Егорович знакомится с юной девушкой поразительной красоты – Юлией Павловной Летковой.

маковский константин егорович биография Она не только прекрасна как ангел, но музыкальна. У нее сопрано, а Константин Егорович не только красив, ухожен, обаятелен, но и обладает красивым баритоном, поет на профессиональной сцене. константин егорович маковский описание картинТак выглядел перед женитьбой Маковский Константин Егорович. Портрет написан им самим. В общем, венчание состоялось в 1875 году. Разница в возрасте в двадцать лет их не смущала. Но в 1873 – 1876 годах живописец совершает путешествия в Африку, точнее, в Каир. Оттуда художник Маковский Константин Егорович картины и эскизы привозит экзотические. Их колорит по-восточному ярок, созданные образы полны жизненной убедительности.художник маковский константин егорович картины А сказочную по красоте и живописности, передающую пряный колорит Востока, картину «Перенесение священного ковра в Каире» (1896), приобретет император. Семья Маковских живет то в Париже, встречаясь там с семьей Виардо, то в Петербурге, общаясь с русскими художниками. В их браке, который продлится до 1898 года, родится трое детей. Но влюбчивый художник обратил внимание на очаровательную красавицу Марию Алексеевну Матавтину, на которой женился после развода.маковский константин егорович портрет В этом союзе появилось четверо детей. Художник любил рисовать и детские, и семейные портреты. Их сохранилось очень много.

Картины на исторические темы

Маковский от отца получил увлечение к собирательству коллекций. Он везде разыскивает и приобретает предметы старинного быта, украшения, одежду, которые потом будет использовать при написании картин. Композиционно они напоминают театральную сцену, поскольку художник был всегда увлечен театром. Такой «постановочной» картиной можно считать «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883).

художник маковский константин егорович Это многофигурное полотно поражает декоративностью, изобилием тщательно выписанных дорогих предметов быта (изделий из слоновой кости), заморской посудой и кубками разнообразных причудливых форм, экзотической одеждой и тканями из парчи и рытого бархата. Пир подходит к концу, и вносят коронное блюдо — лебедя. Картина, как и многие другие произведения художника, «уехала» за границу, сначала она находилась в Америке, теперь – в Нидерландах. Также красочны и другие работы художника, последовавшие позже, – «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895), основанная на эпизоде из романа А. Толстого «Князь Серебряный», и многие другие из этого цикла. Эти произведения надо тщательно рассматривать, смакуя детали, подробности во всей их красоте, наслаждаясь их общим золотистым или серебристым колоритом. Экзотический «боярский жанр» изобрел Константин Егорович Маковский. Описание картин мало что дает, только глаза зрителя покажут ему и фактуру тканей, и убранство помещений, и тонкую нежную кожу на лицах девушек, их застенчивость, пышность нарядов. Все это чрезвычайно полюбилось иностранцам, и большинство произведений находится в частных коллекциях за рубежом. Искусство Маковского предвосхищало появление символизма и модерна. Оно также просто ослепляло нереальной красотой.

Женские и детские головки

Эти небольшие картины пользовались неизменной популярностью.

Боярышня Красивые лица боярышень в кокошниках просто дают возможность прикоснуться к девичьей чистоте и красоте, обрамленной воздушными тканями, многорядными бусами, висячими серьгами. Огромные глаза, в которых хочется утонуть, темные соболиные брови вразлет, алые с приподнятыми углами губки – все вызывает восхищение. Недаром они многократно копировались или издавались на открытках.

Смерть художника

Маковский Константин Егорович, биография которого в целом сложилась счастливо, умер незадолго до революции, в 1915 году. Ему исполнилась семьдесят шесть лет. Он оставил значительное наследство, часть которого вдова продала. Она похоронила художника в Петербурге. Но после революционных событий могила была утеряна.

МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ — российский жи­во­пи­сец, ака­де­мик (1867 год), действительный член (1898 год) пе­тербургской Академии Художеств.

Брат В.Е. Ма­ков­ско­го и Н.Е. Ма­ков­ско­го, отец С.К. Ма­ков­ско­го.

Учил­ся в МУЖВ (1851-1858 годы) у С.К. За­рян­ко, А.Н. Мок­риц­ко­го и М.И. Скот­ти и в пе­тербургской Академии Художеств (1858-1863 годы).

Уча­ст­ник «бун­та че­тыр­над­ца­ти» (1863 год), член Ар­те­ли ху­дож­ни­ков (с 1863 года). Член-уч­ре­ди­тель То­ва­ри­ще­ст­ва пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок (ТПХВ, 1870 год; по­рвал с пе­ре­движ­ни­ка­ми в 1883 году), почетный член Санкт-Пе­тербургского общества ху­дож­ни­ков.

Ра­бо­тал в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве; в середине 1870-х годов по­се­тил Еги­пет, Ближ­ний Вос­ток, Сер­бию, Бол­га­рию, где ис­пол­нял се­рии этю­дов и кар­тин; с середины 1880-х годов жил пре­имущественно в Па­ри­же.

В ран­ний пе­ри­од соз­да­вал про­из­ве­дения бы­то­во­го жан­ра и народные «ти­пы» («Швея», 1861 год, ГТГ; «Се­лё­доч­ни­ца», 1867 год, ГРМ). Ис­пы­тал силь­ное влия­ние са­лон­но­го ис­кус­ст­ва. Мас­тер внеш­не эф­фект­ных жан­ро­вых, обыч­но мно­го­фи­гур­ных кар­тин («На­род­ное гу­ля­нье во вре­мя мас­ле­ни­цы на Ад­ми­рал­тей­ской пло­ща­ди в Пе­тер­бур­ге», 1869 год, ГРМ; «Де­ти, бе­гу­щие от гро­зы», 1872 год, ГТГ; «В ка­ир­ской ко­фей­не», 1872 год, Ис­то­ри­ко-ху­дожественный му­зей, Сер­пу­хов) и мас­штаб­ных сцен из русской ис­то­рии — «Аген­ты Дмит­рия Са­мо­зван­ца уби­ва­ют Фё­до­ра Го­ду­но­ва» (1862 год, ГТГ), «Бо­яр­ский сва­деб­ный пир XVII сто­ле­тия» (1885 год, ча­ст­ное со­б­ра­ние, США), «Оде­ва­ние не­вес­ты к вен­цу» (1890 год, Ху­дожественный му­зей, Сан-Фран­ци­ско), «Ми­нин на пло­ща­ди Ниж­не­го Нов­го­ро­да, при­зы­ваю­щий на­род к по­жерт­во­ва­ни­ям» (1896-1897 годы, Ху­дожественный му­зей, Ниж­ний Нов­го­род), порт­ре­тов (пев­ца О.А. Пет­ро­ва, 1870 год, ГТГ; пи­са­те­ля А.Н. Ост­ров­ско­го, 1871 год; ис­то­ри­ка Н.И. Кос­то­ма­ро­ва, 1883 год, оба — в ГРМ; пред­ста­ви­те­лей российской ари­сто­кра­тии).

За кар­ти­ны «Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» (1888 год), «Суд Па­ри­са» и другие по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль на Все­мир­ной вы­став­ке 1889 года в Па­ри­же.

Маковский, Константин Егорович — Википедия. Что такое Маковский, Константин Егорович

Константи́н Его́рович Мако́вский (20 июня (2 июля) 1839 — 17 (30) сентября 1915) — русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.

Биография

Автопортрет 1856 Портрет детей художника. 1882.

Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских[2]. Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получил все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул академию, не получив диплома.

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась)[3].

Стиль

Живописной манере художника присущи черты нескольких стилей. Выйдя из школы и являясь представителем академизма, он в то же время демонстрирует некоторые качества, которые наиболее ярко проявятся в творчестве русских импрессионистов. Помимо этого, некоторые из его исторических картин, например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России предыдущих эпох.

Семья

Внебрачная дочь — Наталья Константиновна Маковская (Лебедева) — (1860—1939).

Жена, с 11 ноября 1866 года — Елена Тимофеевна Буркова (сценическая фамилия Черкасова). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (1871—1871) . В марте 1873 года художник овдовел.

Второй брак, с 22 января 1875 г., Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954). Её сестра — Леткова, Екатерина Павловна. Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ.

В браке родились дети Сергей Константинович, известный деятель русской культуры Серебряного века, дочь Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть жизни в Германии, сын Владимир (р. 1883). Развод 26 мая 1898 года.

Третий брак, с 6 июня 1898, с Марией Алексеевной Матавтиной (1869—1919). Дети от этого брака — Константин, Ольга, Марина, Николай.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

1909 — 17.09.1915 года — 1-я линия, 56.

Работы

  • Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.

  • Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

  • Дети, бегущие от грозы 1872.

  • Портрет В. А. Волконской.

  • Семейный портрет Волковых.

  • Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

  • Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гусарского полка, графа Г.А. Бобринского. 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

  • Головка (портрет Ю.П.Маковской). 1890-е

Примечания

Ссылки

Маковский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2019; проверки требуют 2 правки.

Мако́вский (Мако́вская) — польская фамилия и топоним. Известные носители:

  • Маковский, Геннадий Тихонович (1937—1979) — советский цирковой клоун, Заслуженный артист РСФСР (1969), выступал в дуэте с Геннадием Ротманом.
  • Маковский, Даниил Павлович (1899—1970) — советский историк, краевед Смоленщины.
  • Маковский, Егор Иванович (1800—1886) — русский деятель искусств, один из основателей МУЖВЗ.
  • Маковский, Игорь Владимирович (род. 1972) — российский менеджер, политический и общественный деятель.
  • Маковский, Иосиф Исаакович (1918—1986) — Герой Советского Союза.
  • Маковский, Константин Владимирович (1871—1926) — русский архитектор, сын В. Е. Маковского.
  • Маковский, Константин Егорович (1839—1915) — русский художник, учредитель ТПВХ, сын Е. И. Маковского, старший из братьев-художников Маковских.
  • Маковский, Михаил Михайлович (род. 1977) — белорусский футболист, брат-близнец футболиста Владимира Маковского.
  • Маковский, Николай Егорович (1842—1886) — русский художник, учредитель ТПВХ, сын Е. И. Маковского, средний из братьев-художников Маковских.
  • Маковский, Сергей Константинович (1877—1962) — русский поэт, художественный критик и организатор художественных выставок, сын К. Е. Маковского.
  • Маковский, Спартак Иосифович (1920—2000) — лётчик Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
  • Маковский, Тадеуш (1882—1932) — польский художник.
  • Маковский, Томаш (1575—1630) — печатник, художник и гравёр, работавший в Великом княжестве Литовском.
  • Маковский, Томаш Артур (род. 1970) — польский библиотекарь и историк, директор Национальной библиотеки Польши.
  • Маковский, Юрий Игнатьевич (1889−1937) — деятель советских спецслужб.
  • Маковская, Александра Егоровна (1837—1915) — русская художница-пейзажистка.
  • Маковская, Беата Аркадьевна (род. 1974) — российская актриса.
  • Маковская, Елена (1893—1964) — польская, немецкая и итальянская актриса немого кино, певица оперетты.
  • Маковская, Лилла Константиновна (1928—2012) — советский и российский историк, специалист в области огнестрельного оружия XIV–XIX вв., Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
  • Лукш-Маковская, Елена Константиновна (1878—1967) — российская художница и скульптор, дочь К. Е. Маковского
  • Маковский — хутор, Кочубеевский район, Ставропольский край.
Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о