Изо 5 класс прялка рисунки: Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Русская северная прялка. – Презентация по ИЗО 5 класс «Русская прялка»

Изо 5 класс прялка рисунки: Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Русская северная прялка. – Презентация по ИЗО 5 класс «Русская прялка»

14.11.2020

Разработка урока по ИЗО, с презентациями «Декоративное украшение русской народной прялки». 5 класс»

План-конспект по изобразительному искусству

Учитель МОУ «Ломинцевская средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя Советского Союза В Г. Серегина» Щекинского района

Декоративное рисование в пятом классе.

Декоративное украшение русской народной прялки.

кисти.

Использование классной доски.

С левой стороны образцы типов орнамента.

С правой стороны словарная работа.

Середина доски свободна для использования по ходу изложения учебного материала и выставки работ учащихся.

Завершение урока, выставка работ учащихся.

Потоньше оглобли.

Колом прибивала.

Из речки тащила…

Берег своротила…

1. Беседа « История, назначение и традиции росписи русских прялок».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в давние времена. Узнаем о жизни и быте наших предков, чем они занимались. А поможет нам в этом небольшой выездной уголок нашего школьного музея. Перед вами предметы народного быта, которые постоянно окружали человека. К сожалению, я так торопилась, что не успела расставить таблички, как какой предмет называется.

  • Может, вы поможете мне это сделать?

  • Хорошо тогда я буду кратко описывать предмет, а вы попробуете догадаться, о чем идет речь.

рубель

С помощью этого предмета хозяйка

гладила белье, наматывая его на скалку.

Валек

А, благодаря этому предмету белье

становилось намного чище, так как

хозяйка им буквально выколачивала

грязь.

половик

Это изделие хозяйка ткала долгими

зимними вечерами, чтобы затем

постелить его на пол.

гребень

Предназначался для того, чтобы

прочесывать волну. Волна,

обработанная шерсть овцы.

кудель

Предмет, напоминающий рогатку, в

него вставлялась волна, свернутая в

скаток.

лавка

Изделие из дерева, на котором сидела

пряха.

прялка

Орудие для ручного прядения.

Вот мы с вами и подошли к главной теме нашего сегодняшнего урока «Декоративное украшение русской народной прялки».

2.Презентация «Русские прялки»

Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка.

Что же это такое, попробуем дать определение.

(hello_html_4496b973.pngУчащиеся дают различные варианты определений)

Действительно,

ПРЯЛКА — это орудие для ручного прядения  

состояла из вертикального стояка с лопаской,

к которой привязывалась кудель для прядения,

и донца

— горизонтального сиденья для пряди.

Прядение играло огромную роль в жизни каждой крестьянской семьи. Это было главное женское занятие. Мужчины никогда этим не занимались. По народным представлениям, прикоснувшийся к веретену мужчина терял силу и ловкость, а неправильное обращение пряхи с куделью, делало женщину мужеподобной, у нее начинала расти борода. КУДЕЛЬ от слов: кудри — кудрявый – кудлатый — кудель.

Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением. С самого детства девочки мечтали о своей прялочке. В 5-6 лет девочке впервые разрешали спрясть нитку. К моменту достижения возраста, когда нужно выходить замуж, девушки полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами.

Прядение начиналось с конца ноября и длилось всю зиму. За годы девичества пряха должна была напрясть и наткать себе приданое и подарки родным, а также приготовить себе красивый свадебный КОСТЮМ.

Когда девушка становилась взрослой, для нее покупали или дарили

сhello_html_1bd6381.pngтарую бабушкину или прабабушкину прялку. Прялка была не только орудием труда, но и целым произведением искусства. Над прялкой трудились два мастера. Один вырезал ее из дерева, а другой расписывал. Из многих сотен прялок, хранящихся в музее, ни одна не повторяет другую. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

Сама конструкция прялки и ее орнаментальная композиция, буквально пронизаны мотивами солнца. Городки наверху лопаски означают символ дневного солнца, совершающего путь над землей. Декоративные серьги, замыкающие лопасть прялки снизу символизируют утреннее и вечернее солнце. Круглые розетки внизу на стойке означают ночное (подземное) солнце.

З. Мастер-класс.

Ребята, давайте попробуем вырезать из бумаги солярные знаки, то есть символы солнца и форму нашей будущей прялке. Учитель показывает как работать с бумагой.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими и важными. Оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

4.Презентация «Символическое значение прядения нити в народных представлениях»

В славянской мифологии защитницей женщин, покровительницей дома и женских занятий была Мокошь — Мать-хозяйка. Мокошь воплощение изначально богини Матери Сырой Земли, да и в ее имени слышится мокрота, живительная влага, без которой немыслимо ни плодородие почвы, НИ жизнь людей и животных. Все слушаются Мать — МОКОШЬ. Солнце и ветер у нее на

побегушках. В руках у Мокоши священные нити судеб. Она прядет полотно из жизнеННых нитей -оборвется такая ниточка, и человек, а то и бог умрет. Завяжет на нити узел — ждет человека суровое испытание. Впрочем, у богини и свои симпатии: она приходит на помощь сильным духом, но непримирима к махнувшим на себя рукой, опустившимся людям.В христианские времена Мокошь заменила Святая Параскева, прозванная Пятницей. Она, как и ее предшественница, строго следила за женскими работами, запрещала прясть по пятницам. У нее были свои источники целебных вод «ПЯТНИЦКИЕ родники».

Ребята, мы сегодня узнали много нового, а теперь наша задача создать свое декоративное украшение русской прялки.

5.Практическое выполнение задания.

Творческая работа учащихся в группах.

6.Подведение итогов.

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл большую роль в жизни русского человека, — прялкой.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. По-моему замечательно.

А кто из вас попробовал найти ответ на мой вопрос «Что такое бабий кут?»

7.Выступление учащихся по желанию.

Ба6ий кут — место между окном и печью, где хозяйничала женщина.

Детская исследовательская работа «Что такое бабий кут», мультимедийная презентация.

Молодцы, ребята! Значит, выездной уголок нашего школьного музея можно тоже назвать «бабий кут» так как все вещи, представленные в нем принадлежали хозяине дома.

Спасибо за урок, до свидания.

Урок изобразительного искусства на тему:»Декор предметов народного быта. Русская прялка» 5 класс

План-конспект урока изобразительного искусства на тему: « Русская прялка»

Автор: Садварий Жанна Владиславовна учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска

Класс: 5 класс

Цель: формировать представления школьников о конструкции, декоре предметов народного быта, на примере русской прялки.

Задачи:

Предметные результаты:

Актуализировать знания школьников о названиях предназначении предметов народного быта;

Актуализировать знания школьников об образах и символах народного искусства

Формировать представления школьников о предназначении прялок;

Формировать представления школьников о выразительности симметричной композиции в создании декоративного изображения.

Способствовать овладению декоративными приемами работы.

Личностные результаты:

формировать ценностное отношение к красоте окружающих предметов;

поиск и установление личностного смысла в процессе восприятии и анализа работ сверстников и в процессе создания самостоятельной творческой работы.

формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре и искусству русского народа.

Метапредметные результаты:

формировать умения ставить учебную задачу

Формировать умения сравнивать анализировать изображения.

формировать умение излагать своё мнение;

формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод

формировать умение понимать позицию другого;

уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности

формировать умение плодотворно взаимодействовать в группе сверстников, занимая роли лидера, исполнителя и. т. д.

Методы:

методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)

методы работы с печатными и устными текстами;

практические метод.

Технологии, применяемые на уроке: работа в группах , технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.

Необходимое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видеоролик раздаточный материал, раздаточный материал в виде шаблонов.

Содержание урока

1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, работа сегодня будет у нас плодотворной.

Но прежде чем приступить к работе, давайте проверим нашу готовность.(Школьники проверяют готовность к уроку)

2.Актуализация пройденного материала.

Учитель: рассмотрите репродукции, представленные на доске. К какому виду искусства, на ваш взгляд, они относятся?

Школьники: Это декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Как вы догадались? Объясните, почему данные произведения относятся к декоративно-прикладному искусству?

Школьники: Данные изображения представляют собой предметы, применяемые в быту, они созданы, украшены народными мастерами, а именно такие произведения и создают в декоративно-прикладном искусстве.

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с убранством русской избы, а чуть раньше говорили об символических изображениях на предметах народного быта, давайте проверим, какая из команд сегодня готова лучше всех продемонстрировать свои знания. Для этого каждой команде надо разделиться на две группы.

(Ученики каждого ряда разворачиваются так, чтобы в каждой команде образуются две группы)

Итак, первым группам команды красной, желтой и синей краски необходимо выполнить такое задание. Перед вами русские красавицы в традиционном для южных российских губерний костюме. К их наряду необходимо добавить вышитый фартук, который обычно называли завеска или запон. Вам нужно выбрать из множества вариантов лишь тот, символика украшения которого несет определенное пожелание.

b1573669269.jpg

1 группа команды красной краски должна выбрать фартук, в котором зашифровано пожелание солнечной погоды и успешной работы на приусадебном участке.

1 группа команды желтой краски должна выбрать фартук, в котором зашифровано пожелание счастья и благополучия.

1 группа команды синей краски должна выбрать фартук, в котором зашифровано пожелание о скорейшем приходе весны и богатом урожае.

(группы приступают к работе)

Задание для вторых групп в командах следующее: представители каждой команды получают фрагмент стихотворения, в котором описывается убранство русской избы и фотография интерьера избы. Необходимо найти в тексте названия предметов народного быта и показать их на картинке.

Стихотворение для команды красной краски:

Постою я на пороге,

В русскую избу шагну,

Покрещусь на красный угол,

Тихо подойду к окну.

С потолка свисает люлька,

В ней младенец невелик,

А под люлькою пестреет

Домотканый половик.

l1573669362.jpg

Стихотворение для команды желтой краски:

У печи стоят, пригрелись:

Рукомой, ушат с водой.

На светец креплю лучину,

Дом осветит нам с тобой.

i1573669394.jpg

Стихотворение для команды синей краски:

Пышет жаром печка наша,

Я скорей возьму ухват.

В чугунке сварилась каша,

Ее кушать каждый рад.

На полавошник посуду

Чистую поставлю я.

Как уютен дом родимый,

И не передать, друзья!

t1573669200ad.jpg

(Группы переходят к выполнению задания, по истечении времени представители каждой команды озвучивают свой выбор и аргументируют ответ)

f1573669454.jpg

Школьники, 1 группа команды красной краски. Нам необходимо было найти фартук с пожеланием солнечной погоды и успешной работы на приусадебном участке. Мы выбрали фартук с изображением солярного знака, символизирующего солнце. В русской вышивке солярные знаки изображались в виде ромба или креста. Вокруг этого узора расположены знаки плодородия, говорящие о будущем урожае.

Школьники, 1 группа команды желтой краски. Нам необходимо было найти фартук с пожеланием счастья и благополучия. Издревле на Руси символом счастья считалось изображение коня. Без лошади крестьянское хозяйство вести было сложно, поэтому конь – один из самых популярных символов в народном искусстве.

Школьники, 1 группа команды синей краски. Нам необходимо было найти фартук с пожеланием скорейшего прихода весны и богатого урожая. Мы выбрали фартук с изображением птиц. Прилет птиц весной традиционно символизировал начало посевных работ, а изображение птиц часто связывали с богатым урожаем.

Школьники, 2 группа команды красной краски.

Выходят к доске и на слайде показывают элементы русского быта, упомянутые в стихотворении, и называют их.

e1573669520.jpg

Школьники, 2 группа команды желтой краски.

Выходят к доске и на слайде показывают элементы русского быта, упомянутые в стихотворении, и называют их.

t1573669200ag.jpg

Школьники, 2 группа команды синей краски.

Выходят к доске и на слайде показывают элементы русского быта, упомянутые в стихотворении, и называют их.

t1573669200ah.jpg

Школьники производят взаимную оценку ответов команд. Каждая команда получает баллы.

3. Постановка проблемы и целеполагание.

Учитель. Ребята, давайте более подробно рассмотрим интерьеры русской избы, представленные на предыдущем слайде. Обратите внимание на объекты, которые обведены. Как вы думаете, что это за предметы быта, и как их могли применять наши предки?

c1573669593.jpg

Школьники (Высказывают свои предположения)

Учитель. Чтобы лучше разобраться с конструкцией и способом применения этого важного предмета народного быта давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

Приложение 1.

видеоролик о русской прялке

Учитель. Я думаю, что вы догадались, для чего использовали этот предмет наши предки?

Школьники. Это прялка и ее использовали, чтобы прясть нити.

Учитель. А для чего необходимы были подобные нитки?

Школьники. Нити необходимы были, чтобы из них можно было соткать ткань, а затем из нее сшить одежду.

Учитель. Совершенно верно. В российских деревнях порою было сложно купить готовую ткань, поэтому мастерице приходилось самой прясть нити, а затем из них на специальном ткацком станке ткать ткань для одежды. Образ такой мастерицы, которая дни и ночи сидела за рукоделием, обеспечивая семью обновками, часто воспевали поэты и писатели.

Вот как в замечательном романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин описывает это занятие:

В избушке, распевая дева,

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучина перед ней.

Прочтите со слайда поэтические строки, посвященные пряхам. Возможно, в них вы узнаете другие произведения А. С. Пушкина?

Школьники «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Учитель Как выдумаете, ребята, почему мы сегодня рассматриваем прялку, как предмет народного быта? В чем их художественная ценность?

Школьники Прялки были богато украшены.

Учитель. Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

Школьники. Мы должны будем, подобно старинным мастерам, придумать декор прялки.

Учитель. Верно. Чтобы подробнее узнать о том, какими были прялки на Руси, из чего пряли нити и о том какие традиции были связаны с прядением, каждой паре предоставлены печатные материалы, небольшие тексты. Их необходимо прочитать и пересказать соседним командам. Больше баллов наберет та команда, которая сделает это наиболее полно, четко и быстро.

4.Освоение новых знаний. Смысловое чтение. Первичное закрепление

(Школьники читают информацию)

v1573669929.jpgk1573669979.jpgo1573670049.jpg

Учитель. Пришло время понять, что узнали команды о русской прялке.

(Первая команда получает материал о конструкции и основных элементах прялки. Один представитель команды выходит к доске и рассказывает материал, опираясь на информацию на слайде. Вторая команда получила информацию о материалах, из которых получается кудель и о процессе прядения. Представитель команды пересказывает материал, опираясь на слайды.

Третья команда получила материал о традициях, связанных с прядением на Руси. Представитель команды пересказывает материал, опираясь на слайды. Взаимная оценка выступлений.)

Физкультминутка

За работой засиделись?

Поднимаемся, друзья.

(Школьники встают)

Знаем точно, без движенья

Нам здоровым стать нельзя.

(Руки на пояс, наклоны)

Что творится за окошком? Поглядим?

Поглядим.

(Повороты головы)

Двоек получать сегодня не хотим?

Не хотим.

(Отрицательно покачивают головами)

Знаний обретет сегодня

Много класс.

(Руки в стороны и вверх, потягиваются)

А отличные оценки все у нас!

(протягивают руку с поднятым большим пальцем руки)

Учитель. Итак, на этом этапе мы стали исследователями и познакомились с редким ныне предметом в домашней утвари, но теперь давайте станем художниками, которые украшают прялку. Украшение прялок было различным. Встречались прорезные прялки. В них мастер составлял узор так, чтобы прялка красиво смотрелась на просвет. Но большинство прялок были расписными. Рассмотрите изображения прялок на слайде, что объединяет эти изображения?

Школьники. Все прялки украшены солярными знаками.

Учитель. Верно. А какие знакомые образы и символы встретились вам в украшении этих прялок?

Школьники. Древо жизни и различные растительные мотивы.

Учитель. Какие символы встретились нам на следующих прялках?

Школьники. Кони и птицы

Учитель. В начале урока мы видели подобные узоры в русской вышивке. Какой вывод мы можем сделать об украшении русской прялки?

Школьники Символы и образы в украшении прялки и прочих предметов народного быта схожи.

Учитель. Действительно, многие из символов русского народного искусства повторяются в украшении предметов быта. Впрочем, на прялках встречались и фантастические сюжеты, к примеру, птица Сирин, а также сцены из жизни людей и даже сам процесс прядения.

Но, чтобы создать красивый декор для прялки недостаточно просто придумать узоры, необходимо их красиво и правильно расположить на листе. А как называется наука, которая изучает красивое и правильное расположение рисунка на листе бумаги?

Школьники. Эта наука называется композиция.

Учитель. Рассмотрите, пожалуйста, две композиции узора. Чем они отличаются? 

l1573670162.jpg

Школьники. Узор на первой картинке свободно располагается в изображении, а на второй картинке узор повторяется зеркально.

Учитель. Как называется композиция, узор в которой повторяется вправо и влево или вверх и вниз.

Школьники. Это симметричная композиция.

Учитель. Рассмотрите композицию прялок. Найдите симметричные композиции.

t1573669200an.jpg

Школьники Симметричные композиции под номерами 1 и 3.

Учитель. Верно. Пришло время приступить к практической работе, и сегодня она будет групповая. Каждая команда получает по большому изображению прялки, а к ней уже готовые детали, которые необходимо украсить и собрать в единую симметричную композицию. Работая в группах, помните, что необходимо обсудить декор прялки.

5.Творческое применение знаний в новой ситуации

Школьники выполняют задание по группам. При завершении работы проходит взаимная оценка и обсуждение результатов.

6. Рефлексия.

t1573669200ao.jpg

7. Дифференцированное домашнее задание.

Самостоятельно выберите одно из домашних заданий

Придумать и сделать небольшую зарисовку в тетради по теме: «Как может выглядеть декор прялки для разных сказочных героинь?»

Найдите в интернете информацию о мезенских, городецких, пермогорских, вологодских прялках и проведите сравнительный анализ их декора.

Источники информации:

https://yandex.ru/turbo ?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F973-russkie-pryalki-i-obryadovost-svyazannaya-s.html

http://design- fly.ru/narodnye-promysly/severnye-pryalki.html

Процесс работы.

Результат.

t1573669200at.jpg

Приложение 2
Презентация к уроку
PPTX / 9.75 Мб
Приложение 3
Печатный материал для чтения
RAR / 917.25 Кб
Приложение 4​​​​​​​
Печатный материал к повторению пройденного.
RAR / 6.49 Мб

Сценарий урока Изо 5 класс. Конструкция и декор предметов народного быта. Северная прялка

КАЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема блока: «Декоративно — прикладное искусство в жизни человека»

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Северная прялка».

Номер урока в теме:4

Класс: 5

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями конструкции и декора предметов народного быта, познакомить с конструкцией и декором северных прялок на примере Мезенской прялки.

Задачи:

1. Личностные УУД:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к предмету ИЗО,

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

2. Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия;

Коммуникативные:

Познавательные:

  • сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда;

  • рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой;

3. Предметные УУД:

создать условия знакомства с:

  • прялкой как видом предмета быта и произведением декоративно-прикладного искусства

  • основными элементами прялки

  • основными элементами мезенской росписи,

  • с орнаментальной композицией выстроенной в соответствии с традицией мезенской росписи

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: традиционный

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

для учителя: компьютер; мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint,

Слайд 1. Интерьер избы.

Слайд 2. Утварь.

Слайд 3. Игра «Угадай предмет».

Слайд 4. Проверка, карточка 1,задание 2

Слайд 5. Проверка, карточка 1, задание 3

Слайд 6. Тема урока.

Слайд 7. Задание к карточке 2

Слайд 8. К заданию карточки 3

Слайд 9. Проверка задания карточки 4

Слайд 10. Угадай вид прялки.

Слайд 11. Проверка карточка 5, задание 1

Слайд 12. Проверка карточка 5, задание 2

Слайд 13. Проверка, карточка 6,задание 1

Слайд 14. Проверка, карточка 6,задание 2

Слайд 15. Символика в росписи. Птицы

Слайд 16. Символика в росписи. Кони.

Слайд 17. Вывод.

для учащихся:

  • наглядный материал «Образцы узоров в прямой и косой клетке», «Поэтапность рисовании птиц и коней»;

  • раздаточный материал для фронтальной работы «Карточки с заданиями № 5, 6»,

  • для групповой работы «Карточки с заданиями № 1, 2, 3, 4, 5»;

  • заготовки лопасти прялки формат А5, кисти, краски, листы формата А 6 для тренировочных упражнений, карандаши, ластики, лист для ответов на задания.

Ход урока:

1. Орг.

момент

(1 мин)

1. Приветствует
2. Проверка явки
3. Проверка готовности к уроку.

1. Приветствуют
2. Проверяют готовность

2. (1 мин)

Актуализация опорных знаний и опыта учащихся

1. — Посмотрите на слайд и напомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

2. — Какие предметы помогали крестьянской семье в повседневной жизни?

— А как по-другому называют предметы быта? Почему?

О том, как мудро устроено внутреннее пространство крестьянского дома, его символика, о единстве пользы и красоты.

Предметами быта и труда.

Утварь.

От слова творить, создавать новое.

hello_html_42a274bc.png

hello_html_m27c02a6e.png

3.(6 мин)

Определе-

ние темы урока.

— Кто дома пользуется такой же утварью?

1.Игра – «Угадай предмет».

— Прочитайте задание Карточка 1

и выполните его.

Лист к заданию 2

2. Проверка.

— Проверяем выполнение задания

№ 2.

(Открываются цифры на слайде.)

— Встанет та группа, которая справилась заданием.

3.Проверка.

— Проверяем выполнение задания

№ 3.

— Отвечаем на вопрос, сигнализируя карточкой с изображением предмета быта (Показывают карточку с предметом.)

— Встанет та группа, которая справилась заданием.

4. — Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответ детей.

Работа в группах. (Карточка №1)

Задание 1: рассмотрите слайд и причитайте текст.

1. «Валёк» — плоский деревянный брусок с рукояткой для выколачивания белья при полоскании.

2. Высушенное белье наматывалось на «качалку» и каталось по столу «рубелем».

3. Ковши для напитков: «ендова» – широкая чаша с носиком; «скобкарь» – форма ладьи с двумя ручками в виде головы и хвоста птицы; «конюх» – с тремя конскими головами.

4. Ковш «черпак» с длинной ручкой, чтобы брать напитки из общего сосуда.

5. «Бурак», «лукошко», «набируха» — для сбора ягод.

6. «Прялка» — орудие труда, на котором делают нити.

Задание 2: определите, какие орудия труда или предметы быта перед вами, расставьте цифры.

Задание 3: определите, какой предмет их заменяет сегодня, воспользуйтесь фотографиями современных предметов быта.

Сделайте вывод. Как это задание будет связано с темой этого урока.

Дети проверяют. Задание 2

Справившаяся группа встаёт.

Дети проверяют. Задание3

Справившаяся группа встаёт.

Формулируют тему урока.

Мы будем говорить о предметах крестьянского быта, об утвари.

hello_html_m7edaf78e.png

4. Формирова- ние новых знаний

(3 мин)

— Тема урока: конструкция и декор предметов народного быта.

Сегодня вы узнаете:

как через конструкцию и декор выражалось представление людей о мироздании.

— Мы видим, люди в старину

занимались такой же домашней работой, почему же мы не знаем, как выглядели и как называются многие предметы быта Руси.

1. — У кого возник вопрос по ходу выполнения задания?

— Какой предмет быта заменил прялку?

— Почему же до сих пор во многих семьях хранят старинные прялки или их отдают в музеи?

— Чем красивы прялки?

2. – Поговорим о красоте и символике конструкции и декора прялки

-Возьмите карточку № 2, прочитайте задание и выполните его.

3.Проверка.

— Прочитайте, текст на

карточке №3 и проверьте свои ответы.

— Кто верно ответил на вопросы?

Многие предметы внешне изменились и

получили другие названия.

Почему у нас не было картинки на прялку?

Нет такого предмета.

Они красивые.

Формой и узором.

Выполняют задание. (Карточка №2).

Задание: посоветуйтесь друг с другом и ответьте на вопросы.

1. Кто делал прялки?

2. Для кого делали прялки?

Поверяют. Читают текст. (Карточка №3).

Группы, которые справились с заданием — встают.

(2мин)

4. — В разных районах России прялка выглядела по — разному. На слайде вы видите два вида прялок. Один делали на севере, другой в южных губерниях.

Прочитайте текст Карточка № 4. , выполните задание.

5. Проверка.

— Встанет группа выполнившая задание правильно.

6. – Определите вид прялки. Первый ряд прялка №1, второй — №2

7. Проверка.

— Встанет группа выполнившая задание правильно.

Работа в группах. (Карточка № 4).

Дети читают задание, выполняют его.

Группы, которые справились с заданием — встают.

Фронтальный опрос.

Группы, которые справились с заданием — встают.

hello_html_6b7e77e4.png

hello_html_m108db2c4.png

(3 мин)

(1 мин)

8. Мы с вами живём на севере России и поэтому узнаем о том, как и почему выглядела прялка северных мастериц.

Возьмите Карточку № 5. Прочитайте текст, выполните задание.

9. Проверка Задания 1.

— Встанет группа выполнившая задание правильно.

10. Проверка Задание 2.

— Что символизировали «городки»?

— Что символизировали «серьги»?

— «Яблоко» — символ чего?

— Сделайте вывод. Почему мастера пользовались такой символикой?

О чём рассказывал мастер, создавая конструкцию прялки?

Работа в группах. (Карточка № 5).

Задание1: прочитайте текст. Определите основные элементы северной прялки, подпишите названия на схеме.

Обработанное льняное волокно – «кудель»– привязывалось к верхней части прялки – «лопасти», а на сиденье прялки – «донце», установленное на лавку, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена.

В верхней части вырезали выступы – «городки», в нижней части боковые выступы – «серьги», на ножке прялки изображалось «яблоко».

Группы, которые справились с заданием встают.

Задание 2: подумайте и ответьте на вопросы:

Фронтальный ответ представителя одной из групп. Остальные группы слушают, подтверждают, дополняют, исправляют.

— Это образ солнца и его движение по небосводу.

-Символика идёт с поры языческих верований. В конструкции прялки мастер рассказывает о круговороте солнца, о смене дня и ночи, человек считал, что солнце на ночь спускалось в подземное царство и там продолжало свой путь, возвращаясь утром на небосвод.

hello_html_m40ddeb23.png

hello_html_45a2cd21.png

(2 мин)

11. — На севере прялки расписывали по-разному. Сегодня вы узнаете о росписи, которая родилась в селениях на реке Мезень.

— Рассмотрите фотографии лопасти прялки. Карточка 6. Выполните задание.

Проверка. 1 вопрос. Фронтально.

Проверка. 2 вопрос. Фронтально.

— Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.

Проверка. 3 вопрос. Фронтально.

— На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом.

— В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.

Работа в группах. (Карточка № 6.)

Задание 1

1. Чем украшена мезенская прялка.

— Орнаментом.

2. На сколько ярусов можно мысленно разбить роспись, что символизируют эти ярусы (вспомните устройство избы)?

1 ярус – небо

2 ярус – наземный мир

3 ярус – подземный мир

3. Какие элементы изображены в каждом ярусе?

1 ярус — птицы

2 ярус — олени, кони

3 ярус – олени, кони

hello_html_37d06aeb.png

hello_html_7ebf1a9f.png

hello_html_m683250f6.png

hello_html_m582aaf0b.png

6. Физминутка.

7. Подготовка

к самостоятельной

работе.

(5 мин)

1).Тренировочные упражнения.

(работа по образцу)

— Рассмотрите орнамент на Карточке №6.

Задание 2 Проверка. Фронтально.

1. Какие цвета использовали в мезенской росписи?

2. Что символизирует орнамент в полосе, разделяющий лопасть прялки на ярусы?

3. Возьмите чистый лист, тонкую кисть и нарисуйте орнамент в прямой и косой клетке, пользуясь изображением на карточке 6

2). Показ приёмов росписи учителем.

— Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, пожалуй, самый излюбленный народных мастеров.

(Показ выполнения элемента)

— Что символизировал конь в народном искусстве?

Наряду с конём мезенские прялки были украшены образами оленей.

Вывод:

— Как через конструкцию и декор прялки выражалось представление людей о мироздании?

Учащиеся выполняют задание.

Красный и чёрный

— Плодородная земля с грунтовыми водами.

— Небо с запасами воды с облаками.

Дети выполняют задание, опираясь на рисунок Карточки № 6.

Дети выполняют последовательность выполнения элемента «птицы»

— Солнце, огонь.

Дети выполняют последовательность выполнения элемента «кони»

— Конструкция прялки повествует о движении солнца за сутки.

Роспись прялки – отражение картины мира в трёхчастной структуре:

Небо, земля, подземный мир.

Вывод: Также как и в устройстве жилища в предметах быта отражаются представления человека о жизни природы, о мире.

hello_html_m30baad9e.pnghello_html_71837b10.png

hello_html_c6655eb.png

hello_html_m28105417.png

hello_html_m27b1146b.png

8. Закрепление изученного материала.

(17 мин)

Задание: выполнить фрагмент мезенской росписи.

Опираясь на наглядное пособие «Элементы мезенской росписи» расписывают эскиз прялки. Форма – трафарет, формат А5.

hello_html_688058c9.pnghello_html_m428ea8ce.jpg

hello_html_m53568172.jpg

hello_html_m53568172.jpg

hello_html_ma63aea8.png

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия.

(3 мин)

Вывешиваются работы.

-Что нового узнал сегодня?

— Чему научился?

— Я доволен собой? Почему?

Готовые работы по желанию вывешивают на доску.

Разговор с самим собой, ( мысленно)

Конспект у уроку ИЗО «Прялка», 5 класс

Тема: РУССКИЕ ПРЯЛКИ.

Цели:

  1. Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. 2. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки. 3. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Оборудование и материалы:

  1. Мультимедийный компьютер. 2. Музыкальный ряд: русские народные песни. 3. Таблицы с элементами традиционного народного орнамента.

4. Художественные материалы.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. С использованием презентации.

  3. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.

  4. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

  5. Постановка художественной задачи.

  6. Практическое выполнение задания.

  7. Подведение итогов.

Ход урока

Сообщение темы и задач урока.

Слайд 2

Музыкальный эпиграф: русская народная песня «Пряха»

Пряха.

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

Слайд 3

Беседа.

Учитель. Ребята! Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка. Давайте заглянем внутрь! Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке – веретено.

Слайд 4

Вот они – русские прялки!

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

Слайд 5

Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка – ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель (комок шерсти) для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части разные выступы — «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.

Слайд 6

Прялки были сплошные, из корневища или ствола древа и составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце.

Слайд 7

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней, — писал А. С. Пушкин.

Слайд 8

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи.

Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

Слайд 9

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музее хранятся маленькие детские прялки.

Слайд 10

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

Слайд 11

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

Слайд 12

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Слайд 13

Свадебную прялку для невесты расписывали по — особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

Слайд 14

На некоторых прялках есть именные и дарственны надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»

Слайд 15

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Слайд 16

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

Слайд 17

С прялками ходили на посиделки – деревенские вечеринки, или супрядки — весёлые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

Слайд 18

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

Слайд 19

Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.

Слайд 20

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Слайд 21

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: гребни с донцами и прялки с лопастями.

Слайд 22

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

Слайд 23

Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки — «башенки».

Слайд 24

Вся поверхность этой архангельской прялки словно залита солнечным сиянием. На ней причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге – солнце, опоясанное лучиками-треугольниками, царственная птица Сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что птица эта обитает в райских садах и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье.

Как хороша собой прялка «с ожерельем», изукрашенная резьбой и росписью! Нарядна поверхность прялки, мерцающая множеством граней, напоминает о женской праздничной одежде, украшенной нитями бус.

Слайд 25

Учитель. Учитель: А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

Слайд 26

Практическое выполнение задания.

Слайд 27

Проверка усвоения материала – разгадывание кроссворда.

Слайд 28

Проверка ответов на кроссворд.

Слайд 29

Подведение итогов. Учитель: Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, — прялкой.

Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *