Из чего делают бисер – Производство бисера от А до Я. Возможно ли производство бисера в домашних условиях? :: BusinessMan.ru

Из чего делают бисер – Производство бисера от А до Я. Возможно ли производство бисера в домашних условиях? :: BusinessMan.ru

14.03.2020

Как делают бисер

Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, что бисер делают из драгоценных камней, но такой бисер, как и бисер из металла, очень тяжёлый, и по этой причине востребован минимально.

В настоящее время бисер промышленно изготавливают во многих странах, но лидируют в этом вопросе Чехия и Япония. Очень преуспел в изготовлении бисера Китай. В нашей стране бисер производят, в основном, не очень крупные мастерские, и производство бисера в России нельзя назвать массовым.

Технологию производства бисера нельзя назвать простой – это довольно трудоёмкий и длительный процесс. В основном, бисер делают из стекла, вернее, из тонких стеклянных трубочек. Сперва стекло плавится в специальной печи при температуре около 15500 С. Для получения соответствующей температуры нужно большое количество горючего газа или электроэнергии.

До помещения в печь в стекло добавляют специальные красящие добавки, чтобы придать будущему бисеру определённый цвет. Расплавившуюся массу стекла пропускают через специальную матрицу с мелкими отверстиями. Пока смесь спускается вниз, она постепенно охлаждается и растягивается своеобразным механизмом, воздействие сжатого воздуха оставляет в стеклянных трубочках отверстия нужного диаметра. Когда трубочки полностью остынут, они подвергаются рубке на мелкие частицы. Этот метод называется методом вытягивания.

Способ изготовления бисера методом кручения еще более длителен по времени и затратен, поэтому его применяют, в основном, для изготовления бусин, а не бисера.

Цвет изготовляемого в промышленности бисера зависит от качества используемого красителя и от настроек барабана, в котором бусинки шлифуются и округляются, то есть подвергаются второму этапу обработки. Если бисер получается матового цвета, неравномерно окрашенный или имеет недостаточный блеск, его отправляют на переплавку.

Следующие этапы – помывка, сушка и полировка. Некоторые промышленные производства применяют для шлифовки бисера лазерные установки, что, естественно, ещё больше повышает затратность изготовления. Бисер соответствующего качества покрывают специальными составами, улучшающими его внешний вид и качество.

Ведущие мировые производители бисера постоянно усовершенствуют известные технологии производства бисера для улучшения вида и качества этого декоративного продукта. Совсем недавно чешскими специалистами по изготовлению бисера был внедрён новый способ изготовления: они стали добавлять в расплавленное стекло глину или шпат. Так появилась новая разновидность бисера – фарфоровый бисер. Он отличается от стеклянного непрозрачностью, и имеет неповторимый блеск.

Таким образом, процесс изготовления известного бисера и применяемого мастерицами ещё много столетий назад, постоянно обновляется и усовершенствуется.

Бисер является прекрасным материалом для рукоделия, иногда используется в ювелирном деле, а в современное время бисеру придумывают всё новые и новые применения для украшения одежды, обуви и интерьера. Обычно бисер делают шарообразной или овальной формы. Бисер особого, цилиндрического, вида называется стеклярусом.

История бисера | Журнал Ярмарки Мастеров

Как родился бисер, в какие века и времена зародилось искусство бисероплетения?

Это — загадка. И отгадать нам ее не дано.

Ясно одно. История бисера насчитывает более сорока тысяч лет.

Давайте попробуем хоть немного ее проследить.

Человека и бисер связывает более сорока тысяч лет истории. Если вдуматься в эти цифры, то получится совсем немалый срок.

За это время успела возникнуть египетская цивилизация в долине Нила.

Обрел свой наивысший рассвет и был немилосердно разрушен кочевыми племенами легендарный Вавилон.

Государства греко-римского античного мира передали культурную эстафету Средневековой Европе.

А несколькими столетиями позже мир шагнул в эпоху современных информационных технологий.

Тысячелетия сменялись одно другим.

Появлялись новые народы и государства, и исчезали старые. Но на протяжении самых различных эпох, начиная с конца каменного века, человек питал особую слабость к завораживающим своей красотой украшениям из бисера.

История бисера, фото № 1

Украшения, найденые в древних захоронениях

Бисер шел на изготовление предметов культа и поначалу его разрешалось носить только жрецам и шаманам.

Позднее эта привилегия распространилась на старейшин племени, вождей и членов их семей.

А еще позже и простой люд получил право украшать свою одежду и жилище сотнями и тысячами маленьких бусинок.

Они несли не только декоративную функцию, но часто шли на изготовление магических амулетов и талисманов, обладающих поистине чародейной способностью притягивать удачу и везение в повседневной жизни.

Самые первые украшения люди начали носить задолго до того, как стали использовать звериные шкуры в качестве одежды.

В дело шло практически все, что давала природы – зерна растений, морские и речные раковины, зубы диких животных, кости птиц, диковинные камешки.

Но сам бисер конечно же возник гораздо позднее этих нехитрых первобытных украшений и амулетов. Археологи могут назвать возраст самых древних бус – им 40 000 лет и найдены они во время раскопок в Кении.

История бисера, фото № 2

Украшения скифов

Несколько десятков тысячелетий тому назад бусы служили не только украшением, но и амулетом, оберегавшим своего хозяина от разных бед.

Уже в этом периоде бусы не только носили на шее, руках и ногах, но и вдевали в мочки ушей, ноздри, веки губы и другие части тела, в зависимости от ритуального предназначения бисера.

Известно также применение украшений из бисера и бус в кельтском мире.

В частности на Британских островах найдены бусины, составлявшие орнамент на одежде знатной женщины. Изображения на кельтской керамике также свидетельствуют о том, что кельты любили украшать себя ожерельями и расшивать одежды бусинами.

Достаточно высокой была популярность бисера в Древнем Китае, правда речь идет не о стеклянном бисере, а о фарфоровом. Цена такого бисера была достаточно высокой, но и выполнен он был необычно – зачастую поверхность бусин расписывалась узорами, символами благополучия и счастья.

Существует несколько теорий и легенд об истории возникновения бисера, а затем и бисероплетения.

Есть даже легенда о том, что бисер на Землю принесли Феи. Они создали его из солнечных лучей и подарили нам, живущим на этой планете. Правда, красивая легенда?

История бисера, фото № 3

Самые древние бисерные украшения

Легендам известно многое, да и по поводу бисера имеются свои легенды и предания.

1. Одно из них гласит, что секрет производства стеклянного бисера однажды подсказала сама природа.

Вот как это было:

К началу нашей эры финикийские купцы активно осваивали средиземноморский бассейн, и имея мощный торговый флот совершали довольно рискованные морские переходы не только вдоль родных берегов, но и пересекали водную гладь, ведя свои суда к берегам Африки.

Там они вступали в контакты с местными племенными царьками и выменивали у них слоновую кость, драгоценные камни, редкие и ценные породы деревьев, а также соду на золото и серебро. Сделки приносили финикийским купцам огромные прибыли, да и африканцы не оставались в накладе.

И вот как-то раз, как гласит античный историк Гай Плиний Старший, корабль финикийцев пристал к незнакомому берегу на ночную стоянку. Команда сошла на берег и было решено готовить ужин на костре.

Но чем выложить костер, если поблизости совершенно не оказалось камней? Предприимчивые финикийцы нашли отличный способ – дело в том, что корабль шел груженый содой, кусками которой и был обложен костер.

Ужин получился великолепным, тем более, что наутро моряков ждал еще один сюрприз. В золе лежал необычный слиток, чистый и удивительно прозрачный как морская вода, к тому же твердый как камень.

Так появилось стекло, из которого со временем стали изготавливать бисер.

История бисера, фото № 4

Древний Египет. Бисерное украшение

2. Историки и археологи также имеют свое мнение по поводу возникновения бисера, отдаляя его рождение еще на несколько тысячелетий вглубь истории.

Знаменитая цивилизация долины Нила – Древний Египет по праву считается колыбелью стеклянного бисера, применявшегося для декоративной отделки дворцов, мебели, предметов интерьера и роскоши. Кроме того, бисером зачастую инкрустировались предметы обихода (разумеется в домах богатых вельмож) и фигурки, имевшие отношение к заупокойному культу.

Египтяне научились изготавливать стекло одними из первых в мире, а самая древняя египетская бусина, найденная на сегодняшний день имеет диаметр около 9 мм, изготовлена из зеленоватого стекла и обнаружена неподалеку от стен древних Фив.

История бисера, фото № 5

Древний Египет. Браслет

Также известны замечательные образцы древнеегипетских бус из фаянса, но не совсем в современном понимании этого слова.

Материалом для современного фаянса служит глина, а для древнеегипетского применялся толченный кварц. Ему придавали соответствующую форму и покрывали цветной поливой из стекловидной массы.

В принципе, получившиеся бусы считались стеклянными, правда сама технология их производства была несколько иной.

Бисер вообще настолько полюбился древним египтянам, что символ божественной власти фараона – ожерелье Солнца, усхи, производился не только с использованием золота, но и стеклянного бисера.

История бисера, фото № 6

Украшение правителей Египта

Часто бисер служил для имитации драгоценных камней. Не случайно его древнее арабское название, перекочевавшее в современный язык – «бусра», в переводе означавшее «фальшивый жемчуг». Особенно это относится к фаянсовому бисеру.

Со временем совершенствования технологий производства бисера, уменьшались размеры самих бусинок, что и послужило поводом к возникновению такого названия.

Бирюза, лазурит, сердолик и янтарь часто заменялись цветным бисером.

История бисера, фото № 7

Фаянсовый бисер

Причем нередко сама имитация драгоценных камней стоила дороже оригинала, что было связано с трудоемкостью процесса изготовления бисера. Необычную окраску бисеру придавали соединения свинца, железа, марганца и меди, которые добавлялись к расплавленной стеклянной массе мастерами.

Наивысшего расцвета производство бисера в Древнем Египте достигло в XVI веке до н.э., когда его стали использовать поистине с царским размахом. Возросшие потребности в бисере стимулировали его усиленное производство.

Так археологическая экспедиция, работавшая в 1924 году в Амарне обнаружила великолепного качества стеклянную гроздь винограда, ягоды которой были отлиты из зеленого, синего и коричневого стекла. Неизвестный мастер таким образом желал подчеркнуть их различную степень зрелости.

Древние египтяне изготавливали стеклянный бисер различного размера и формы. Мелкие пестрые бусинки были также популярны, как и крупные бусины причудливой формы – цветы и шишечки, листочки и морские раковины – все это многообразие форм мы можем найти в древнеегипетских бусах из бисера.

Некоторые бусинки были неоднородной окраски, имели на своей поверхности замысловатый орнамент, чаще всего белого цвета. Разумеется, процесс их изготовления был достаточно трудоемок, что отражалось на их цене, которая было посильна только для знатных вельмож и членов семьи фараона.

История бисера, фото № 8

Браслет с амулетом

Особой популярностью пользовались бусины в виде глазков – вот их уже носили не ради красоты, а для того чтобы обезопаситься от влияния дурного глаза.

До сих пор у многих народов Ближнего Востока и Средней Азии в ходу такие необычные глазковые амулеты, получившие свою первую популярность в Древнем Египте несколько тысяч лет назад.

Первые «иконы» цивилизации, изображения египетских богов также изготавливались при помощи бисера – голубого и зеленого, крупных размеров.

Его заплетали в виде особых сеток, которые украшали одеяние.

В захоронениях Древнего Египта, из тех, что по счастливой случайности не были ограблены за тысячи лет, также были обнаружены сетки из бисера.

Само место захоронения часто осыпалось бисеринками, а на мумии священных крокодилов, олицетворявших грозного бога Себека, также надевались ряды ожерелий из бисера.

Массилия (ныне – Марсель) и Ольвия, расположенная в устье реки Буг были перевалочными пунктами для многих купеческих караванов, везших заморские товары в варварские земли на север и запад Европы.

Египетские бусы были дорогим товаром не только в Европе, но и в сказочной стране Пунт, располагавшейся на восточном побережье Африки. Туземцы охотно выменивали богатства своих земель на вязанки бус и других украшений из бисера.

История бисера, фото № 9

Украшение 12 династии фараонов

Известен бисер был и древним грекам, правда здесь речь идет не о стеклянных бусинках.

Знаменитый археолог, Генрих Шлиман при раскопках легендарной Трои обнаружил керамический сосуд с золотыми бусинками, различными по своей форме, которые при помощи реставраторов составили изящное женское ожерелье.

Александрия и Рим становятся центрами производства стекла в эпоху эллинизма. Считается, что именно римляне первыми изобрели стеклодувную технику, а прессовать в открытых формах стекло начали уже к началу 200 года до н.э.

Так постепенно стекло превращается из предмета роскоши, доступного только знатным гражданам в материал для изготовления предметов бытового назначения. Стекло становилось дешевле, а значит и бисер становился доступней для простого народа, с удовольствием носившего бусы и амулеты, украшавшего свое жилище оберегами и талисманами для отражения злых духов и нечистой силы.

В Древнем Риме была известна техника получения золоченного бисера. Стеклянные золотые пластинки, тонкие и хрупкие пошли на отделку стен дворца римского тирана Фермия, об этом нам сообщает историк и естествоиспытатель Плиний Старший.

Для изготовления такого стекла на поверхность самого изделия наклеивали тоненький листочек золота, излишки которого позднее удалялись. Зачастую на его поверхность наносился какой-нибудь рисунок.

Знаменитые византийские мозаичные витражи явились прямыми наследниками римского стеклоделия.

История бисера, фото № 10

Римский золоченый бисер.

Полагают, что именно древние римляне первыми вставили стекла в окна своих домов. Правда это были не совсем обычные стекла – шероховатые с одной стороны, рассеивавшие свет, они все же пользовались популярностью у людей, сразу же оценивших практическую пользу от данного новшества.

Монголо-татарское нашествие явилось причиной упадка производства бисера, да и вообще стекольного дела на Руси. Некоторые секреты мастеров-стекольщиков были потеряны безвозвратно, часть из них – с трудом восстановлена археологами.

Правда, на протяжении долгого времени наряду с бисером отечественного производства, на Руси пользуется популярность бисер привозной. Об этом свидетельствуют сообщения арабских историков и путешественников.

В частности об этом упоминает Ибн Фалдан, посетивший Русь в десятом столетии: «Самое лучшее украшение у русов – зеленые бусы из той же керамики, которая находится у них на кораблях. Они заключают торговые контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен».

Особым успехом увенчались старания европейских стеклодувов.

Бисер венецианского производства бойко расходился по всему миру, его обменивали на золото, пушнину, пряности, рабов, изделия из слоновой кости.

Кстати, знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло был сыном бисерных дел мастера, славившегося по Европе своими изделиями.

С четырнадцатого столетия Чехия становится одним из центров производства стекла. Предприимчивые чешские стеклодувы производят не только бытовые предметы из стекла, но и бисер, идущий на украшения и инкрустацию.

Позже появляются стекольные мастерские на территории Германии и Франции, составляющие конкуренцию чешскому и венецианскому центрам производства стекла.

Первый стекольный завод на Руси был построен в 1635 году в селе Духанино.

В современном мире центрами производства бисера считаются такие страны как Чехия, Тайвань и Индия.

Новая эра в истории бисера и бисероплетения началась с основания производства бисера в Японии.

Удивительный бисер: из истории возникновения материала

Именно потому, что моё давнее и страстное увлечение — винтажные украшения, мне всегда интересна история материалов, из которых эти украшения выполнены.

Бисерное колье — нежные, струящиеся сквозь пальцы нити… фееричные клипсы и брошь из чешского бисера «павлинье перо»… ласкающий руку браслет…

Зачастую история украшения остается для нас тайной, но знать историю материала, из которого оно изготовлено — не менее интересно и увлекательно.

Итак, о бисере, который снова на пике моды.

Откуда взялось это чудо?

На заре возникновения бисера материалом для его изготовления было стекло. Стеклоделием в те времена занимались
в Древнем Египте, Сирии, в Древнем Риме. Но ценились не сами бисерины, а именно работы, выполненные из бисера. Шедевры мастеров конкурировали с изделиями из драгоценных металлов и камней. Эти украшения очень ценила сама царица Клеопатра. В знак своей любви Цезарь подарил ей бисерное ожерелье «Осирис и Изида», с которым царица никогда не расставалась.

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 1

Еще в первом веке нашей эры (почти 1500 лет тому назад) первые красавицы и модницы Византии, затем и Венеции отдавали предпочтение украшениям из бисера.

Как же в те времена изготавливали бисер? Оказывается, довольно примитивным способом. Крохотные кусочки стекла выдували из тростниковой трубки. Стекло варили, получалось что-то вроде теста, из этой массы стеклодувы выдували тонкую нить и наматывали ее на стержень. Затем стержень извлекали и полученную трубочку с отверстием внутри нарезали на бусинки.
Да уж, занятие не из легких!

Секреты изготовления были известны только избранным мастерам, за разглашение великой тайны бедный стеклодув мог и головой поплатиться! Но зато дочери мастеров-стеклодувов имели право выходить замуж за аристократов!

Венеция была центром бисерного производства (причем, единственным). Бисер поставлялся и на Запад, и на Восток, обменивался на дорогие товары и даже золото.
А народы Африки вообще долгое время использовали бисер в качестве разменной монеты.

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 2

С течением времени технология изготовления бисера все больше упрощалась и механизировалась.
(Да и аристократы по-тихоньку повывелись вместе со стеклодувами.)

Стеклянной монополии Венеции пришел конец, по всей Европе возникают огромные стеклянные заводы — в Англии,
Нидерландах, особенно в Германии. А вот шлифовать бисер везли в Богемию (то есть, в Северную Чехию).

Ни для кого не секрет, что до сих пор чешский бисер считается самым красивым и самым качественным.
Гуляя по улочкам Праги, непременно натыкаешься на маленькие лавки, наполненныевсм мыслимым и немыслимым разнообразием бисера, бусин и камушков! Это зрелище просто незабываемо, особенно для тех, кто к бисеру неравнодушен… Но об этом — отдельный разговор.

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 3

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 4

В XVIII веке Ломоносов открывает первую в России мастерскую, где производили бисер, бусины и стеклярус. И теперь уже не надо ждать купцов из заморских стран — можно блистать расшитыми русским бисером нарядами!

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 5

Китайский кабинет дворца в Ораниенбауме декорирован «обоями», выполненными из стекляруса. Сама Екатерина II принимала участие в создании, подборе цветов и оформлении композиции.

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 6

Уверенной грациозной походкой несет себя бисер по подиуму, доказывая в очередной раз свою значимость в мире моды. К сожалению, многие сегодня пренебрежительно относятся к бисеру, относя этот материал к «дешевым». Почему тогда его так любят мировые дизайнеры? Причем, эти дизайнеры далеко не новички, это именитые кутюрье.

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 7

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 8

Удивительный бисер: из истории возникновения материала, фото № 9

Бисер — удивительный материал, дающий простор для фантазии, для самовыражения, для настроения! Он может быть тихим, а может кричащим, может быть скромным, а может роскошным, может быть с налетом старины, или, наоборот, ультрамодным. Удивительная способность сочетаться с различными материалами делает бисер поистине уникальным. Он легко может создать крепкий союз с металлом и деревом, нитями и тканями, минералами и камнями, драгоценными металлами.

Область применения бисера также широка: одежда, обувь, мебель, детали интерьера, украшения и всё то, на что хватит человеческой фантазии. А как я убеждаюсь каждый раз — фантазия безгранична!
И главное, то, к чему вы стремитесь, это неповторимость. Здесь нельзя повториться. Каждый раз бисер будет «звучать» по-новому. Одна и та же нить бисера может быть нежной или строптивой, яркой изюминкой или сдержанным дополнением вашего образа.

Хотите выглядеть ультрамодной — носите украшения из бисера!

Бисер сегодня в тренде.

Законодатели моды рекомендуют бисер!

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна

Производство бисера достаточно сложный процесс. В мире всего несколько компаний производят бисер и сотни компаний которые делают бусины. Попасть на производство достаточно сложно, поэтому вокруг бисера собралось много мифов и небылиц. Мы постараемся максимально подробно объяснить все этапы производства бисера.

Совсем недавно завод в Десне праздновал юбилей. 170 лет со дня начала стекольного производства. Мы проведем виртуальную экскурсию по всем этапам производства чешского бисера. А во второй части посетим завод в Засаде где происходит дальнейшая обработка бисера.

В нашем рассказе мы сосредоточимся на производстве чешского бисера, хотя завод в Десне выпускает и роды и изделия из дутого стекла. Заводы в Десне и Засаде принадлежат компании Прециоза Орнела и входят в группу компаний Прециоза. Прециоза является крупнейшим производителем хрустальных компонентов и единственным производителем бисера в Чехии.

На территорию завода можно попасть только по пропускам. Также запрещено фотографировать производственный процесс. Нам разрешили фотографировать продукцию на разных этапах производства. Ещё мы нашли в открытых источниках материалы, которые помогут представить производство.

Территория завода в Десне.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 1

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 2

Речка протекает через завод. Как шутят работники, из-за большого количества очистных сооружений вода, которая вытекает более чистая, чем та которая втекает 🙂

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 3

Производство бисера начинается с варки стекла.
Варка идёт 2 способами: ручная варка в печи на 8 горшков и варка в современных печах на один тигель/горшок.

Ручная варка.
Эта печь на 8 горшков сделана по старинному образцу. Выглядит как прямоугольный домик с окошками.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 4

Каждый горшок на 300кг стекла. Печь топится газом, но можно топить и деревом. На заводе есть стратегический запас бука, если вдруг отключат газ.
Стекло производится из смеси песка, оксида и бракованного бисера или трубочек прошлого производства. Пропорции компонентов зависит от размера будущего бисера и цвета.

На территории завода часто встречаются контейнеры, забитые остатками производства. Все пойдет повторно в плавку.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 5

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 6

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 7

Печь загружается вечером, ночью идёт плавка стекла. Утром рабочие проверяют и начинают производство трубочек, которые потом режут на бисер. И так по кругу — печи остановить нельзя. Если процесс варки остановится то придётся выкидывать все горшки.
Горшок в печи используется месяц, потом его нужно заменить. Новый горшок подготавливают пред использованием. Его постепенно разогревают в отдельной печи и потом переносят в основную печь.
Цвета варятся в определённом порядке: от светлого к тёмному. Самый последний чёрный.
Сваренное стекло достают в ручную специальным ковшом. Чтобы из этого стекла сделать трубочки:

  • его или помещают в специальное устройство, которое подогревает стекло. Из него уже выходит трубочка с отверстием.
  • вручную формируют болванку в виде снаряда. Внутрь вставляют стержень, которой формирует дырочку в трубочке: круглую или квадратную. От формы снаряда зависит форма бисера: круглый или рубка.

Формирование снаряда (рабочий в левой части).

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 8

Для того чтобы сделать полосатый бисер нужно сформировать «снаряд» базового цвета. Потом на него в ручную накладывают полоски нужных цветов.

Это «снаряд» вставляется в специальное устройство, которое подогревается.
Дальше рабочий в ручную протягивает трубочку по конвейеру примерно 20-25 метров до валиков.

Вытягивание трубочки.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 9

И потом валики тянут трубочку с заданной скоростью. Чем больше скорость, тем меньше диаметр трубочки.
В конце конвейера трубочки режутся на куски длинной 1 метр. Далее они попадают в соседнее помещение где при помощи сит с разными отверстиями идёт сортировка по диаметру.

Сортировка метровых трубочек идет вручную.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 10

Современные печи.
Их на заводе 6 штук. Каждая может варить 3.5 тонны стекла в день. Это печи уже электрические. Деревом их топить нельзя, поэтому есть резервное питание. В этих печах замена тигля происходит каждые 6-7 месяцев. Стоимость одной такой замены — 1 млн долларов.
Эти печи нельзя остановить, поэтому изменение цвета происходит в течении недели. Все что будет произведено во время этого периода — брак.
Как в старых, так и в новых печах сырьём для варки является песок+оксид+брак от производства или бракованный бисер.
Точные пропорции компонентов меняются в зависимости от цвета и размера трубочки.
Отличие современных печей ещё в том, что из печи выходит сразу трубочка с дыркой и её тут же проверяют лазером на диаметр. Потом трубочку тоже режут на куски длинной 1 метр. Из этих трубочек делают вязки по 10кг.

Новые печи на заднем плане. В воронках сырье для плавки.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 11

Резка трубок.
Трубочки хранятся на складе рядом с помещением для резки.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 12

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 13

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 14

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 15

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 16

Трубки режут на специальных станках. Нож ходит очень быстро, работники подают трубки в ручную. После резки происходит отсев брака через сетки.
В цехе очень шумно из-за работы станков. На резке работают почти одни женщины. За смену каждый сотрудник режет 400кг трубок.
На этом этапе получается ещё не бисер, а что-то типа рубки — цилиндрики с острыми краями.

Полу заготовка для бисера.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 17

Обработка края и получение шарообразной формы.
Полученный цилиндрики смешиваю с белым порошком (состав секрет, но похож на мел). Он должен плотно забить отверстие в будущем бисере. Далее эти заготовки помещаются в специальную камеру типа бетономешалки. Она нагревает бисер и вращается. Таким образом происходит оплавка края бисера. Процедуру повторяют от 2-х до 5-ти раз пока не достигнут нужной формы. Время и количество процедур зависит от цвета бисера. Дольше всего обрабатывается белый цвет.
Когда начался большой спрос из-за бума вышивания икон бисером, то именно тут был основной затык в производстве.
После того как бисер достигнет нужную форму, его отправляют на мойку. Слабым раствором кислоты вымывают порошок из дырочек. Далее сушат бисер в центрифуге.

После сушки проводят сортировку бисера отсеивая брак.
Сортировка проходит в 2 этапа:

  1. по размеру. Бисер помещается на вибрационный станок, где его просеивают через сетки разных размеров. Отсеянный брак возвращают на варку.
  2. сортировка по форме. После 1-й сортировки весь бисер проверяют на соответствие формы. Для этого есть специальные барабаны. По стенкам которого идёт желоб. Если бисер правильной круглой формы, то он скатится по нему до самого низа и попадёт в мешок. Если бисер имеет иную форму, то он не может развить скорость чтобы скатится и упадёт в центр. Все что упало в центр уходит в брак и возвращается на варку.

Бисер до первого этапа сортировки.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 18

1 этап сортировки бисера. Вибрационный станок.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 19

Помещение для сортировки. В воронках примерно 100-120 кг бисера.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 20

Шаблон образец для определения размера. Им пользуются для проверки соответствия бисера заданному размеру.

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна, фото № 21

На этом заканчивается производство базовых цветов бисера.

Продолжение здесь>>

Производство бисера: от древнего к современному

В древности

Самый древний способ изготовление бисера начал использоваться в Древнем Египте. Бусины и бисер выплавлялись из непроваренного стекла. Стеклянную нить вытягивали из общей расплавленной массы и обрабатывали вручную. После чего покрывали глазурью и обжигали. Во время обжига бусина становилась ровнее.

Для изготовления прозрачных бусин с золотой вставкой внутри использовалась тонкая золотая фольга. Фольгой обклеивали стеклянную трубочку. После этого сверху покрывали расплавленным стеклом. При таком способе изготовления фольга оказывалась внутри бусинки.

Немного позднее этот способ был усовершенствован: были взяты две стеклянные трубочки разного диаметра. Между этими трубочками вставлялась золотая пластина. При нагревании концы двух трубочек спаивались вместе, и золотая фольга оказывалась внутри. Для придания первоначального блеска бусину полировали.

Средние века

В средние века Венеция оказалась самым крупным поставщиком бисера. Его изготовление активно шло на острове Мурано. Там до сих пор существует производство муранского стекла. Процесс производства содержится в строгой секретности.

Интерес к изготовлению бисера в средние века был очень сильным. Стекловары разных государств также пробуют изготовлять этот материал. И не смотря на то, что секрет тщательно охранялся на острове Мурано, в 14 веке чешские стекловары научились варить стекло по собственному рецепту. В Богемии мастера использовали вместо кальцинированной соды древесную золу. Богемское стекло, в отличие от муранского, получалось тугоплавким. Чехия стала вторым крупным поставщиком бисера.

19 век

К началу 19 века из-за конкуренции двух сортов бисера: венецианского и чешского, — многообразие палитры достигло максимума. Поэтому для увеличения скорости изготовления необходимо было придумать новые технологии.

И уже во второй половине 19 века появился автоматизированный способ вытягивания трубочек из стекла. Это ускорило общий процесс производства бисера. Но новые веяния моды приводят к снижению популярности этого материала, что уменьшает разнообразие оттенков и размеров.

Современные технологии

В наше время бисер становится популярным. За его производство и конкуренцию с уже известными марками взялась и Япония. Современное производство стеклянного бисера основывается на смешении трех основных компонентов: песок (диоксид кремния), кальцинированная сода (карбонат натрия) и известняк (карбонат кальция). При смешении их в соответствующих пропорциях и добавлении красителей можно получить особый сорт стекла.

Для окрашивания применяются металлы, например, железо, кобальт. При этом наиболее трудно в производстве окрасить бисер в красные и розовые оттенки. От партии к партии этот цвет может немного меняться.

Метод вытягивания

Смесь, полученную из составляющих компонентов и красителей, отправляют в печь и нагревают до 1500°С. После чего расплавленную массу пропускают через матрицу с мелкими отверстиями. Получаются тонкие стеклянные трубочки. В центр каждой трубочки подают сжатый воздух. Таким образом получается отверстие.

Печь устанавливают высоко, чтобы стеклянная нить могла немного охладиться при опускании. Затем стеклянную трубку располагают в горизонтальном положении и натягивают, от силы натяжения зависит размер будущего бисера. Чем больше натяжение стеклянной нити, тем тоньше будет получившаяся трубочка.

Затем стеклянную нить мелко разрезают. Это практически готовый бисер. Его острые углы надо отполировать и придать ему более круглую и ровную форму. Для этого бисер смешивают с порошком углерода, и полученную смесь засыпают во вращающийся барабан.

После этого бисер снова нагревают в печи при температуре около 700°С. Его поверхность слегка оплавляется, и он принимает круглую форму. Благодаря этому порошку бисеринки при таком нагревании не слипаются, а также внутренность отверстий не затягивается. Но после этого этапа поверхность бисера остается всё ещё матовой.

На последнем этапе бисер тщательно промывают от угольного порошка. Для придания красивого блеска его нагревают в третий раз, но уже используют меньшую температуру. После всех проведенных процессов бисер еще раз тщательно промывают и просушивают.

Крученый или навитой способ

Метод вытягивания является наиболее распространённым способом при изготовлении бисера, но существует и другой способ изготовления: навитой или крученый.

Вязкую стекольную массу закрепляют на конце металлического прута. С помощью этого прута вытягивают стекло в тонкую нить длиной 100 м. Для удобства работы со стеклянным стержнем его нарезают на более мелкие полоски длиной 60-90 см.

После этого берут тонкую металлическую проволоку, подходящую к диаметру отверстия будущей бисеринки. На неё начинают наматывать стеклянную нить. Сделают несколько витков – отрежут, сделают несколько витков – отрежут.

Для придания будущему бисеру нужной формы эту проволоку с витками нагревают. Витки между собой сплавляются и образуются бисеринки. После остывания проволока уменьшается в размере, и бисер с неё легко снимается.

Штамповочный аппарат

Бывает, что производитель для изготовления бисера применяет штамповку. Хотя чаще всего он используются не для производства бисера, а для изготовления прессованных бусин.

Конец стеклянного стержня нагревают и опускают в прессовальный аппарат. После нажатия на рычаг расплавленное стекло вдавливается в форму и прокалывается отверстие.

Штампованные бусины в этом аппарате пока мало похожи на привычные. Они находятся в слипшемся состоянии из-за излишков стекла. После штамповки бусины разделяют и убирают с них лишние наплывы, которые потом пойдут на переработку. После бусины полируются, что придаёт им гладкую форму.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада

Часть 1 здесь >>

Весь бисер, произведенный в Десне, перевозится на второй завод в Засаде.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 1

В Засаде его делят на 2 части: готовый бисер (базовые цвета) и бисер для дальнейшей обработки и окраски.

Перед обработкой бисер ещё раз моют в специальных деревянных барабанах в течении суток и потом сушат в центрифуге.

Как делают граненый бисер.
Чтобы сделать шарлотту, 3-катки или другой бисер с гранями, его отправляют на завод в Теплице. Там бисер нанизывают на проволоку. Там же нанизывают на нити бисер, который идёт в Африку и Америку.
Весь бисер возвращается в Засаду. Нанизанный бисер гранят на специальных шлифовальных кругах в ручную.

Бисер для дальнейшей обработки проходит на конвейере через печи. Это делается, чтобы закрыть микротрещины в стекле.
Теперь снова бисер просеивают через сита и отбрасывают то, что склеилось в печи или треснуло.

Бисер после печек.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 2

Наконец бисер готов к окраске. Чешский бисер известен своим разнообразием покрытий. Есть несколько видов покрытий бисера:

  • Цвета типа Сфинкс (глянцевый бисер), Ирис, Гематит, АВ (радужный бисер).

Бисер разогревают и пропускают через пары хлорида титана. В зависимости от времени и количества проходов, а так же от цвета бисера получаются разные цвета покрытий.
К примеру,

  • если нанести покрытие на чёрный, то получится гематит 49102;
  • если на белый, то получится 46102.

Бисер номер 46102

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 3
Бисер номер 49102

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 4

Все ирисы получают точно также, только увеличивается время прохода через пары хлорида титана для каждого цвета. То есть цвета бисера 59115, 59135, 59155, 59195 выполнены на чёрном с одним и тем же покрытием.

Бисер номер 59115.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 5

Бисер номер 59135.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 6

Бисер номер 59155.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 7

Бисер номер 59195.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 8

Пример нанесения покрытия для получения глянца. В руке обычный красный бисер, в лотке уже с покрытием. Бисер в лотке, поскольку еще горячий после обработки.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 9

У этой технологии есть недостаток (касается бисера Ирис). Может произойти слишком бурная реакция и из-за этого покрытие может распадаться со временем. Оно превращается в серую пыль. Решение этой проблемы нет, но это бывает очень редко.

Вот пример как покрытие ирис на шарлотте превратилось в пыль. Такое у нас было один раз за все время работы. Пыль на бисере не держится, если его потереть то она слетает. На фото серый (не тертый) и черный бисер (чуть чуть потерли в руках).

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 10

  • Покрытия типа Шелл и Цветной глянец — жемчужный бисер и золотое сияние.

Используются специальные жидкости, которые наносятся на разогретый бисер. Потом бисер сушат и запекают в печи. Запекание может повторяться несколько раз, от этого меняется цвет бисера.
Жидкость достаточно дорогая, потому что в её состав может входить золото, платина и другие драгоценные металлы.

Бисер с покрытием Шелл. До запекания в руке, на конвейере уже после запекания.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 11

Вообще в процессе производства некоторые цвета бисера сильно меняют цвет. Вот пример как из прозрачного кристалла после нагрева получается желтый бисер.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 12

  • Серебрение (реакция серебряного зеркала) — бисер с прокрасом серебром или огонек.

Бисер загружают в специальный барабан вместе с нитратом серебра. Во время реакции серебро покрывает бисер целиком (и в дырочке тоже). Реакцию останавливают глюкозой.
Если нужен бисер только с серебряной линией, то с него стирают серебро и оно остаётся только в отверстии.
Далее получившееся покрытие бисера закрепляют лаком.
И опять делают отбраковку сетками.
В этом помещении очень сильно воняет аммиаком, дышать невозможно.

  • Матирование — матовый бисер

Бисер загружают в барабаны со специальным абразивным порошком. В процессе вращения бисер становится шершавым. После этого его моют.

  • Окрашивание цветами — крашенный бисер (Dyed) и с прокрасом краской.

Краски раньше мешались в ручную по формулам. Теперь это делает компьютерная программа. Бисер разогревают и наносят на него краску.

Контроль качества.

Весь бисер (и базовые цвета и окрашенные) проходит ещё один контроль — на наличие дырочки.
Для этого есть специальный станок, где весь бисер нанизывается на иголки. Все что не нанизалось уходит в брак.

После этого отдел контроля качества проверяет всю продукцию на соответствие стандартам.
Если им что-то не нравится, то бисер могут вернуть на до обработку, списать во 2-й сорт или забраковать.

Расфасовка.
Заводская фасовка бывает в пакеты и на нитях. Разница в качестве бисера никакой нет. Просто исторически сложилось, что бисер в Африку, Америку и Индию поставляется на нитях.
Фасовка в пакеты бывает по 500гр или по 50гр. Бисер 2-го сорта фасуется только в пакеты по 50гр и пакеты имеют рисунок «волну».

Пример упаковки бисера. Слева с волной второй сорт, справа первый сорт.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 13

Склад готовой продукции выглядит как высокий ангар с множеством проходов. Склад вертикальный. Для понимания размеров фото с людьми одного из проходов. Это основной склад, помимо него есть масса дополнительных.

Производство чешского бисера. Часть 2: Засада, фото № 14

Немного дополнительный информации:

  1. Прекращается выпуск размера 16/0 поскольку на него нет заказов.
  2. Травертины будут от размера 8/0 и больше.
  3. Покрытие терра Terra — это бисер который запекают в процессе нанесения цвета. Эти покрытия более стойкие чем аналогичные. К примеру цвет 18503 более стойкий чем 18303.
  4. По времени производство бисера от палочки до фасовки составляет 9 месяцев.

Небольшие выводы после посещения завода:

  • организация бисерного производства в десятки раз более затратна, чем производство бусин.
  • даже при копировании технологии китайские производители не делают строгий контроль качества. Прециоза контролирует качество бисера по размеру, по форме, по наличию дырочки. Контроль многоступенчатый и повторно производится после каждой дополнительной обработки бисера. Стоит заметить, что около 40% бисера отбраковывается. Грубо говоря, качество бисера определяется не только точностью станков, но и объёмом отсортированного брака. Поэтому невозможно выпускать дешёвый бисер без брака.
  • стоимость стекла на выходе из печки у всех производителей примерно одинаковая. Основные факторы повышающие себестоимость бисера это расходы на замену оборудования и брак.
  • бисерное производство — это массовое производство. Минимальный объем для заказа чешского бисера в производство от 30 кг на один размер и цвет. Поэтому завод не продаёт бисер небольшими партиями.
  • Прециоза — это классический производитель. Они не выпускают бисер для оптовой продажи со своего склада. Бисер выпускается на заказ. Но есть склад готовой продукции. Там скапливаются остатки, не выкупленные заказы, бисер который выпущен когда нет заказов (поскольку производство нельзя остановить) и запас бисера для дальнейшей обработки.
  • план производства расписан на 2 года. Поэтому некоторые цвета появляются редко. Если остатки какого то цвета выкупили в ноль, то физически нет возможности выпустить бисер в нарушение плана.
  • у Прециозы нет и не будет склада со всеми возможными для выпуска цветами бисера.
  • если какой то цвет бисера или какой то размер редко встречаются, это не значит, что Прециоза его не делает. Это значит, что просто нет заказов.

Бисер — что за материал?

Бисер является именно тем уникальнейшим материалом, который позволит вам почувствовать себя истинным творцом. А как еще можно назвать человека, который может создать из множества разных крупинок настоящее произведения бисерного искусства?! А знаете ли вы, где и когда этот материал появился впервые? Известно ли вам, какие дизайнеры используют его в своих модных коллекциях? Мы дадим ответы на эти вопросы!

Бисер – немного истории

История возникновения бисера возвращает нас те времена, когда люди поклонялись языческим богам и только начинали осваивать мир. Она овеяна множеством интересных легенд и тесно связана с возникновением стекла. Согласно одной из них бисер был открыт ученым Флиндерсом Питри, которому посчастливилось отыскать зеленую бусину на территории Египта. Ученые тут же оценили ее возраст – не менее 5,5 тысяч лет! Ныне эту реликвию можно увидеть в одном из залов Берлинского музея.

маска из бисера

В другой легенде говорится о том, что открывателями бисера были финикийские купцы, возвращавшиеся из Африки с природной содой. Во время привала торговцы обложили костер кусками соды, а с наступлением утра с удивлением обнаружили на ее месте твердые, прозрачные и чистые слитки. Это было стекло, из которого люди научились делать бусины для украшений. Так на свет появился бисер (от арабского «бусер» или «бусра» — «фальшивый жемчуг»), который постепенно уменьшался и преображался. Вскоре бисер распространился по многим странам. Древние египтяне украшали ним ожерелье Солнца, символ власти фараона, римляне расшивали бисером целые наряды, на Руси ним декорировали национальную одежду, головные уборы и церковные иконы.

украшения из бисера

С изобретением стеклодувной трубки лидером по производству стекла стала Византия, которая тщательно охраняла секреты и не разрешала вывозить стекло за кордон. Но уже в 18 столетии первенство перешло к Чехии, прославившейся богемским граненым бисером. В России же первым человеком, взявшимся за создание «фальшивого жемчуга», стал Ломоносов. Он открыл фабрику с девятью печами, в которых создавалось большое количество бисера, стекляруса, граненых камней и цветных стекол.

изделия из бисера

Где ныне используют бисер и что из него делают?

На протяжении многих десятилетий бисер остается любимым материалом у рукодельниц. Это не удивительно, ведь миниатюрные бусинки открывают огромный спектр для творческих идей. Ныне из бисера делают заколки и ободки, колье и сережки, картины и декоративные деревья, броши и воротнички, кулоны и браслеты, бусы и сумочки, обувь и шляпки, кошельки и игрушки для елки.

браслет из бисера

Данный вид творчества поражает своей непредсказуемостью — начинаешь делать серьги, а получается кулон, а получается совершенно другое. Собственно, этим бисероплетение и интересно.

Бисер в модных коллекциях

В последние годы бисер начал активно завоевывать модные просторы. Так, Дольче и Стефано Габбана перенесли на одежду библийные сюжеты. Совместное творение Гальяно и Оскара де ля Рента поразило ценителей моды вечерними платьями с бисерным декором. Пако Рабан предпочитает бисер с металлическим блеском, придающим одежде нотку хай-тека. А вот его коллега по цеху Кристиан Лакруа создает бисерные кружева удивительной красоты. Этот список продолжат Шанель и Армани, Ив Сен Лоран и Армани, Унгаро и Диор.

декор из бисера

Как делают современный бисер?

Если раньше бисер и бусины делали вручную, то в конце 18 в. труд человека заменили машинным. Длинные стеклянные трубочки режут на кольца, шлифуют особой смесью, оплавляют в печах и полируют порошком.

Если же говорить о металлическом бисере, его дополнительно покрывают слоем амальгамы, а затем окунают в олово или же позолоту.

Бисер – правила ухода

Бисер можно назвать одним из самых прихотливых декоративных материалов. Хотите сохранить свое деревце, ожерелье или сумочку в первозданном виде? Придерживайтесь главных рекомендаций по уходу за этими вещами:

  • Если изделие припало пылью, протрите его мягкой кистью или же щеткой;
  • Творения из бисера нельзя скручивать, загибать и комкать;
  • Не храните все украшения в единой коробке – они будут царапаться, путаться и рваться;
  • Учтите и то, что даже самый дорогой и качественный бисер может рассыпаться под влиянием сырости, солнца и резких перепадов температур;
  • Изделия на леске храните только в расправленном виде. Леска склонна быстро запоминать ту или иную форму, а вернуть ее к прежнему виду чрезвычайно сложно;
  • Одежду, украшенную бисером, нельзя стирать в стиральной машине, выжимать (в том числе и руками), подвергать глажке и химической чистке;
  • Бисерные вещи нужно аккуратно вымыть в чистой водичке без каких-либо моющих средств, вытереть фланелью и просушить на твердой основе в расправленном виде. Футляры и оплетки сушат на тех вещах, для которых они предназначались;
  • Не используйте для чистки бисера духи или спирт – они плохо влияют на цвет;
  • Картины из бисера протирайте птичьим пером;
  • Не носите бижутерию из бисера под верхней одеждой – это ускоряет перетирание нити.

колье из бисера

Вы все еще считаете бисероплетение детской забавой? Что ж, попробуйте создать из этих бусин заколку, бусы или браслетик. Вы и не заметите, как атмосфера творчества захватит всю вашу сущность.

 

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о