История одежды в разные времена – Мастерская моды — первый урок, первая часть. История костюма. Первобытный костюм.

История одежды в разные времена – Мастерская моды — первый урок, первая часть. История костюма. Первобытный костюм.

26.03.2020

История одежды Википедия

Изучение истории одежды и текстиля отслеживает появление и использование текстиля и других материалов. Изучение истории текстиля также помогает отслеживать развитие технологий изготовления одежды в течение человеческой истории. Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность были использованы как защита от холода, тепла и дождя, особенно когда люди мигрировали в новый климат. Одежда и текстиль были важны в истории человечества, они показывают, какие материалы были доступны в разных цивилизациях в разное время и какие технологии были использованы для их создания. Социальная значимость готового продукта отражает их культуру.

Волокна можно валять, получая готовый материал или пряcть, получая пряжу, которую можно использовать в вязании или плетении для получения ткани. Подобная ткань обнаружена на Ближнем Востоке во время позднего каменного века

[1]. С древних времен и по сегодняшний день, методы текстильного производства постоянно развиваются и выбор доступных текстильных изделий повлиял на то, как люди одевались и украшали свое окружение[2].

Для изучения одежды и текстиля используют материальные останки, обнаруженные с помощью археологии. Изготовление различного текстиля и процесс его производства широко запечатлен в искусстве, что также помогает в изучении. Существуют документы, касающиеся изготовления, приобретения, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно её ранних стадий, является частью исследований в области материальной культуры.

История одежды Википедия

Изучение истории одежды и текстиля отслеживает появление и использование текстиля и других материалов. Изучение истории текстиля также помогает отслеживать развитие технологий изготовления одежды в течение человеческой истории. Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность были использованы как защита от холода, тепла и дождя, особенно когда люди мигрировали в новый климат. Одежда и текстиль были важны в истории человечества, они показывают, какие материалы были доступны в разных цивилизациях в разное время и какие технологии были использованы для их создания. Социальная значимость готового продукта отражает их культуру.

Волокна можно валять, получая готовый материал или пряcть, получая пряжу, которую можно использовать в вязании или плетении для получения ткани. Подобная ткань обнаружена на Ближнем Востоке во время позднего каменного века

[1]. С древних времен и по сегодняшний день, методы текстильного производства постоянно развиваются и выбор доступных текстильных изделий повлиял на то, как люди одевались и украшали свое окружение[2].

Для изучения одежды и текстиля используют материальные останки, обнаруженные с помощью археологии. Изготовление различного текстиля и процесс его производства широко запечатлен в искусстве, что также помогает в изучении. Существуют документы, касающиеся изготовления, приобретения, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно её ранних стадий, является частью исследований в области материальной культуры.

Существуют доказательства того, что впервые люди начали носить одежду ещё 100 000—500 000 лет назад[3]

.

Генетический анализ нательной вши, которая живёт в одежде человека, показывает, что она отделилась от головной вши около 170 000 лет назад, что подтверждает теорию о том, что люди начали носить одежду примерно в это время[4].

Использование швейных игл датировано по меньшей мере 50 000 лет (Денисова пещера, Сибирь). Самая старая (60 000 лет) игла (стержень и ушко отсутствуют) найдена в пещере Сибуду, Южная Африка. Другие ранние примеры игл, датированные 41 000-15 000 лет назад, были найдены в нескольких местах, например, Словения, Россия, Китай, Испания и Франция.

Самая ранняя находка окрашенных льняных волокон датируется возрастом 36000 лет и была найдена в доисторической пещере в Грузии[5].

Каменный век

В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.

Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у одежды мужчин не было бретелек — они перевязывали шкуры животных через правое плечо.

Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.

История возникновения платья. | Журнал Ярмарки Мастеров

ИСТОРИЯ ВОЗНИКОВЕНИЯ ПЛАТЬЯ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКОВЕНИЯ ПЛАТЬЯ

Итак… Платье появилось много-много лет назад. Предками платья сначала были обыкновенные накидки, плащи. Если посмотреть совсем в глубокую историю, первыми накидки были из шкур животных. Потом люди постепенно научились добывать шерсть, пряли пряжу и из нее стали делать себе одежду. Раньше платьем назывались такие вещи как кафтан, сюртук, даже у штанов было название «платье» — одним словом, что мы сейчас называем «туалетом» много-много лет тому назад называли платьем.

Истоки платья – это конечно Древняя Греция, платья носили как женщины, так и мужчины. По платью оценивался статус человека. Платье Древней Греции было пошито из длинной прямоугольной ткани, соединенной на плечах красивой брошью.

В прошлом различались мужские и женские, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой именно женского гардероба.

Но времена шли, и мода платья менялась. В эпоху средневековья покрой платья стал усложняться, стали появляться шнуровки, появилось разнообразие в цвете. Одним словом появилось моделирование платья.

История платья отмечена и в России в XVI-XVII вв. Как всем известно, излюбленной одеждой русской женщины был – русский сарафан. Но тот самый сарафан сначала был истинно мужским одеянием. Крой сарафана был очень разнообразен, он мог быть на пуговицах, распашным, глухим и др. Разнообразие украшения сарафана не оставляло равнодушными. Делали вышивки золотыми нитками, выкладывали драгоценными камнями различные узоры, нашивали кружева и многое другое. В общем, красота русского сарафана очень зависела от состоятельности его обладателя.

Но, несмотря на все, «платье» не потеряло свое название и в наше время приобрело именно тот облик красивого, роскошного платья, который действительно заслуживает. В XIX в. платья становятся все проще и приобретают массовый пошив. С тех пор мода на платья очень быстро меняется. У аристократов наибольшей популярностью пользовались платья, которые сейчас можно отнести к категории «на торжественный случай».

ВИДЫ ПЛАТЬЕВ:

ОБРЯДОВОЕ ПЛАТЬЕ — к этой категории относят свадебное платье, венчальное платье, крестильное (для мальчиков рубашка) и других случаев.

ВЕЧЕРНЕЕ ПЛАТЬЕ

История возникновения платья., фото № 1

это как уже упоминалось выше, платье на торжественный случай. К этой категории можно отнести и коктейльное платье, от вечернего оно отличается отсутствием рукавов и воротников и оно более короткое. В роскошном вечернем или не менее восхитительном коктейльном платье можно увидеть выпускниц на выпускном балу.

МИНИ-ПЛАТЬЕ

История возникновения платья., фото № 2

это понятно из названия, платье с минимальной длинной. Оно может быть абсолютно любого покроя, цвета, как с рукавами, так и без них, с различными воротниками или опять же без них. При выборе такого платья, конечно, учитывается стройность обладательницы такого наряда.

ПОВСЕДНЕВНОЕ ПЛАТЬЕ

История возникновения платья., фото № 3

это платье для носки на каждый день. И здесь конечно не до золотых нитей и драгоценных камней. Повседневное платье должно быть максимально простым и удобным для Вас. И как не удивительно, но мы опять вернулись к обычному сарафану. Ведь он является прародителем повседневного платья.

ДЕТСКОЕ ПЛАТЬЕ – это те же самые платья для взрослых, только маленьких размеров. Какая девочка не хочет такое платье как у мамы?

КАРНАВАЛЬНОЕ ПЛАТЬЕ – это платье, как правило, для костюмированных вечеринок. В карнавальных платьях используют все эпохи. Это пышное платье как у принцессы, под которым надет большой кринолин. Вы можете стать, феей надев длинное платье с таки же длинным шлейфом. Карнавальный костюм – это воплощение вашей маленькой тайны и мечты…

ЭТНИЧЕСКОЕ ПЛАТЬЕ – это этническое платье или часть национального платья.

ПЛАТЬЕ – ФУТЛЯР

История возникновения платья., фото № 4

узкое, подчёркивающее фигуру женское платье. В настоящее время платье-футляр считается неотъемлемым элементом дамского гардероба. Платье-футляр — это вечернее и коктейльное платье, но его также можно надевать на деловые встречи. Отличительными чертами платья-футляра является отсутствие горизонтального шва по талии. У классического платья-футляра нет рукавов и воротника, а вырез обычно имеет закруглённую форму. Длина платья — футляра – обычно до колена.

МАЛЕНЬКОЕ ЧЕРНОЕ ПЛАТЬЕ — это разновидность вечернего или коктейльного платья, только черного цвета и длина которого не должна быть ниже колен.

КАКОЕ ПЛАТЬЕ ВАМ НУЖНО? ВЫБИРАТЬ ТОЛЬКО ВАМ!!!

С древнейших времен до наших дней

Мода — то, без чего не может жить ни одна женщина (а сейчас и мужчина). Как она менялась? Сначала все носили повязки, потом простыню, а далее рога.

Интересно Знать представляет вашему вниманию краткую историю моды в фотографиях.

Палеолит: меховой фартук

Первая одежда — из шкур животных.

Месопотамия: шали с бахромой

В Вавилоне и мужчины, и женщины носили шерстяные шали с бахромой. Любимый цвет шумеров — красный. Все (даже бедные) носили украшения.

Египет: белые льняные одежды

  

А вот в Египте любили белый цвет, поскольку считали, что это цвет чистоты. Поэтому в чести была натуральная льняная одежда.

Античность: хламиды и хитоны

Мужские и женские костюмы выглядели одинаково: большую «простыню» собирали вертикальными складками, а затем крепили при помощи фибул, которые одновременно служили и украшением.

Средневековье: колпаки и шлейфы 

Одежда Средневековья была неудобной. Изабелла Баварская, королева-распутница, стала «законодательницей моды». Именно она придумала геннин — женскую шляпу в виде конуса. Ну, или как говорят — «рога».

Эпоха Возрождения: парча, декольте и воротники

В гардеробе Елизаветы I числилось 6000 платьев. Она ввела в моду высокий воротник в виде кольца из накрахмаленной ткани или кружев.

Новейшее время: брюки для всех

В 1858 году французский модельер Чарльз Фредерик Уорт разделил одежду на сезон. Запомните это имя, потому что именно он утвердил Синдикат высокой моды, который существует и поныне.

Мировые войны привели к тому, что одежду шили из подручных средств, экономя на тканях, обувь — на деревянной подошве, а юбки — покороче.

А Коко Шанель создала классику — юбку-карандаш и маленькое черное платье.

По материалу

Понравилось? Расскажи друзьям:

Детский проект «Одежда на Руси в разные исторические времена»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сычевская средняя общеобразовательная школа №1

районная научно-практическая конференция

информационно-исследовательский проект

hello_html_m6c8e0c02.gif

номинация: краеведение

Проект выполнили:

учащиеся 4 «В» класса

Николаева Елизавета, Романов Алексей

Назарова Ксения, Черткова Снежана

Кузнецов Даниил, Казаков Константин

Руководитель: учитель начальных

классов I квалификационной категории

Байкова Яна Викторовна

2013 — 2014 уч. г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Актуальность темы…………………………………………………………3

  3. Цель работы..……………………………………………………………….3

  4. Задачи…………….…………………………………………………………4

  5. План исследования..………………………………………………………..4

  6. Основная часть……………………………………………………………5-9

  7. Заключение………………………………………………………………..10

  8. Список использованной литературы…………………………………….11

1. Введение

Лиза: Меня зовут Николаева Елизавета.

Лёша: Меня Романов Алексей.

Лиза: Мы, ученики 4 — В класса Сычёвской школы №1, представляем под руководством Байковой Яны Викторовны проект «Одежда на Руси в разные исторические времена»

Слайд 1

Лёша: Почему мы выбрали именно это направление?

Слайд 2

2. Актуальность темы

Лиза: Актуальность — Костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики человека. Он определяет не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки, помогает лучше узнать наших предков. Но вот беда: многие виды одежды, обуви, головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. В театре, в кино и телефильмах мы эти одеяния видим (хотя можем и не знать их названия), в книге же, если нет иллюстраций, об этих важных принадлежностях внешности героя приходится только догадываться. При этом мы многое теряем.

Слайд 3

3. Цель работы

Лёша: Мы решили изучить, рассмотреть и представить вам костюмы наших предков

Цель нашей работы: изучить историю русского костюма

4. Задачи

Слайд 4

Лиза: При работе над проектом мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Выяснить, какую роль играла одежда в жизни наших предков

  • Зависел ли наряд от климатических особенностей местности

  • Проследить, как менялась одежда на протяжении веков

5. План исследования

Прежде, чем приступить к работе, мы наметили следующие этапы работы:

  1. Постановка проблемы.

  2. Сбор материала по теме.

  3. Систематизация материала.

  4. Работа со словарём.

  5. Подготовка презентации.

Лёша: Плод нашей работы — небольшой экскурс от Древней Руси до Российской империи.

6. Основная часть

Лиза: Итак, садитесь поудобнее, мы начинаем!

Слайд 5

Лёша: Древняя Русь

В гардеробе наших предков было немного вещей, то есть она была простой и однообразной.

Лиза: Но ведь именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе южных и восточных товаров у купцов, которые на протяжении тысячелетий проезжали через Центральную Европу, а не через Русь.

Слайд 6

Лёша: В древности русскую одежду называли одёжа. И главной одёжей была рубаха. Предки считали, что одежда – это оберег – значит обрегает от «сглаза», от воздействия тёмных сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: древние рубахи обязательно были длинными- нижеколена у мужчин, и до земли у женщин, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.

Слайд 7, Слайд 8

Лиза: Малые дети да семи лет одевались одинаково. И мальчики и девочки носили рубахи, сшитые из старой одежды родителей, или донашивали то, что осталось от старших сестёр или братьев. И лишь с наступлением подросткового возраста в их гардеробе появлялась одежда, как у взрослых: у мальчиков портки, у девочек подпоясанные рубахи.

Слайд 9

Лёша: Когда девушка выходила замуж, в её гардеробе появлялась понёва. Она шилась из трёх полотнищ разного цвета. Укреплялась понёва на талии с помощью шнура.

Лиза: А ещё девушки носили запоны. Она шилась из полотнища одного цвета. Одевалась поверх рубахи через голову, укреплялась на талии с помощью шнурка.

Лёша: Наши предки много работали в поле, чтобы прокормить себя. Поэтому одежда была удобной. Полы одежды можно было легко засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

Слайд 10

Лиза: Обувь была очень простой: лапти. Их плели из бересты. Береста – это верхний слой коры содранной с берёзы. Его разделяли на полоски и плели лапти. Лапти крепились к ногам с помощью длинных завязок или верёвок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Слайд 11

Лёша: Но так одевался простой народ. Знатные же наши предки, то есть князья одевались более празднично: цветная рубаха и поверх плащ-корзно – верхняя накидка, которую натягивали через голову, застёгивали у шеи петлицами. На ногах сапоги. Только у сапог была одна особенность – правый сапог не отличался от левого.

Слайд 12

Лиза: Наши древние предки изначально были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Это нашло своё отражение и в одежде, то есть в орнаменте. Орнамент – это повторяющийся узор, с помощью которого были записаны все просьбы и желания человека к богам. Вышивкой украшали ворот, манжеты, подол и рукава праздничных рубах. Повседневные, то есть рабочие рубахи почти не украшались. Только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

Слайд 13

Слайд 14

Лёша: С возникновением Московской Руси произошли некоторые изменения в одежде.

У девушек поверх понёвы появляется передник или фартук, а ещё его называли занавеской. На нём было много яркой вышивки, которая рассказывала о своей хозяйке всё: из какой она местности, к какому роду-племени принадлежит, замужем ли, богата, или бедна, сколько лет, есть ли дети и сколько. Например, вышитые кони означали, что у хозяйки есть дети – сыночки, птички – дочки.

Слайд 15

Лиза: Понёву вскоре вытеснил более удобный наряд – сарафан. На плечах сарафан удерживали широкие лямки, что не давало ему спадать с плеч хозяйки. Украшали сарафан различной бахромой, пуговицами, девушки знатных семей – драгоценными камнями и золотыми нитями. Головы украшались кокошниками и венцами.

Слайд 16

Показ (Черткова Снежана и Назарова Ксения) под музыкальное сопровождение

Лёша: У мужской праздничной рубахи появились широкие пояса с богатой вышивкой.

Показ (Казаков Константин и Кузнецов Даниил) под музыкальное сопровождение

Слайд 17

Лиза: Богатые девушки носили ещё и летник – одежда расширенная книзу. Это была самая нарядная и своеобразная женская одежда особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисали до пояса. Ниже они висели длинными полотнищами. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шёлком. Иногда летники по низу обшивали мехом.

Слайд 18

Лёша: В холодные дни поверх сарафана одевалась душегрейка — широкая тёплая одежда, спереди застёгивалась на пуговицы.

Слайд 19

Лиза: Мужская одежда сильно уступала женским нарядам. Они предназначались в основном для работы, как правило, у простого народа. Главное в мужском костюме — это удобство. Летом мужик надевал чёрный кафтан или балахон, который ещё называли зипуном. Представители знати, конечно же, носили богатые кафтаны, расшитые золотыми нитями, которые застёгивались спереди шарообразными пуговицами. Их кафтаны делались в большинстве случаев из ярко-красного шёлка.

Слайд 20

Лёша: Исконно русской одеждой была шуба. Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил у знатных — мех соболя, лисицы, песца, у простого народа – овчина или заячий мех. Шубу застёгивали на шнуры. На Руси зимы были холодными, поэтому шубу носили все, а некоторые бояре и дворяне надевали шубу и летом и не снимали её даже в помещении, как признак своего достоинства.

Слайд 21

Слайд 22

Лиза: С приходом к власти Петра I мода изменилась. Но коснулись эти изменения высших слоёв, то есть знати.

Лёша: Пётр I ввёл западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды. Дворяне выписывали модные одежды из Европы, а вскоре из Франции, Австрии, Голландии.

Лиза: Вместо длиннополой традиционной одежды дворяне одевали тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка. Рукава были украшены золотым шитьём и жемчугом.

Слайд 23

Лёша:Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами.

Обязательными предметами туалета были перчатки, карман, парики, которые носили и мужчины и женщины.

Слайд 24

Лиза: Более сложными и дорогими были, как правило, женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье (её талия казалась очень узкой). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена. Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё пятнадцать тысяч платьев. Платья украшались огромным количеством драгоценностей. Выходное платье Екатерины Великой, в котором она встречала иностранных послов, весило столько, что она не могла в нём ходить и самостоятельно передвигаться, только сидеть на престоле. На платье было великое множество драгоценных камней, что должно было подчеркнуть величие страны и Императрицы перед иностранцами.

Лёша: Простой крестьянский народ, к сожалению, одевался так же, как и до Петра: рубаха, зипун, шуба из овчины, лапти, в зимнее время валенки.

Слайд 25

7. Заключение

Лиза: Подведём итог.

Проект позволил нам углубить и накопить знания, расширить представление об истории русского костюма.

Лёша: Мы выяснили, что наряд зависел от климатических особенностей местности, рода деятельности и от сословия.

Лиза: Узнали, что некоторые элементы народного костюма используются и в современной одежде. Летом носим сарафаны, одеваем платки, зимой нас согревают шали, рукавицы, мы до сих пор украшаем одежду вышивкой.

Слайд 26

Лёша: Работа над проектом была интересной и познавательной.

Хором: Спасибо за внимание!

8. Список использованной литературы

  • «История России. Конец 16-18 веков». А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

  • «Энциклопедия для детей». С.Т.Исмайлова.

  • «Быт и нравы русского народа в 16-18 веках». Н.И.Костомаров, И.Е.Забелина.

  • «История русской культуры 18-19 веков». Ю.С.Рябцев.

  • «Я познаю мир. История моды.». Я.Н.Нерсесов.

  • Интернетресурсы

hello_html_m22ca155f.pnghello_html_3ae266fd.png

Одежда в разные времена. Мода в древней Руси и России

Красивая одежда во все времена являлась признаком особого социального статуса человека. Сама по себе одежда есть отличительная особенность именно человека. Никакое животное, даже самое высокоорганизованное, не стесняется своей наготы. А человек стесняется быть голым. Именно стесняется. Интересно, правда? Если люди – параллельная ветвь эволюции с обезьянами, то почему на определённом этапе, в определённый год и день они вдруг вздумали одеваться? Загадка! Но доподлинно известно, что одежде люди всегда уделяли много значения. А появиться без одежды в каком-либо обществе людей считается вульгарным и осуждается.

Каждому периоду истории человечества соответствует свой особенный тип одежды. Но при этом могу предположить, что тысячелетия до наших дней в большинстве народов мира предпочитали носить просторные типы одеяний. Такие, какие прикрывали бы всё тело. Причём и мужчины и женщины.

У каждого народа есть определённый стиль одежды. Например, некоторые африканские племена и вовсе ходят голыми. Но даже у них практикуется закрывать половые органы какими-нибудь тканями. А именно половые органы и стараются прикрыть люди, стесняясь их обнажения больше всего. Сейчас, в наши дни, популярна мода на раздевание, на большое количество открытых частей тела. Но исторически сложилось так, что голые африканские племена являлись и считаются наиболее отсталыми. Те же народы, в которых одежда наиболее разнообразна, имеют статус развитых. Вообще так повелось, что средние или, лучше сказать, обыкновенные люди без особого духовного потенциала всегда обращали на одежду много внимания. Например, видит такой человек плохо одетую девушку и думает, что она из бедной семьи, что она не очень умная и так далее. И наоборот, если перед таким человеком возникнет дама, богато украшенная драгоценностями, одежда которой состоит из дорогих тканей, то этот простой обыватель решит, что перед ним хорошо образованная персона, с которой приятно будет иметь дело. Вот такая внешняя предвзятость царила в обществе до нашей эры и во многом сохраняет свои позиции и после, и сейчас. Даже популярное понятие, что Бог благословляет богатством и богатые люди есть избранники Бога – как раз следствие вот такого внешнего человеческого отношения.

Не буду описывать множество нарядов разных народов мира в разные времена. Меня интересует Россия. К тому же имею не очень широкие сведения, большей частью просто рассуждаю. Но всё же попробую немного проанализировать ситуацию с одеждой на Руси.

Славяне не относятся к тем племенам, которые пренебрегают своим внешним обликом, однако их нельзя отнести и к тем, которые уделяют внешности огромное значение. Нечто среднее. Может быть, кто-то бывал в музеях, где представлены экспонаты дореволюционной одежды России. Изображение древнерусской одежды с лёгкостью можно найти и в интернете.

МужчиныМужчины. Как и всегда, мужская одежда древних русичей разделена по социальному статусу человека. Но можно выделить общие черты одежды для всех сословий древней Руси. Просторная одежда из грубых прочных тканей. Рубаха, препоясанная поясом, штаны, лапти. Интересна цветовая подборка – чаще всего на изображениях можно увидеть белые рубахи с узором. Штаны, видимо, были разных цветов, включая синий, красный, коричневый. Ну и лапти имели естественный для древесины цвет – жёлто-коричневый. Одежда богатых людей – князей, воевод, бояр, купцов – была более разнообразна. Вместо лаптей тут использовались сапоги, сделанные, видимо, из кожи. Штаны, рубаха, яркий кафтан, головной убор. В принципе, можно сделать общий вывод, что тип одежды и у богатых, и у бедных мужчин древней Руси был в целом похожий. Рубаха, штаны, кафтан, головной убор, сапоги. Различия были только в качестве материалов и, вероятно, в разнообразии узоров на одежде. Повторюсь, одежда была просторной, движения не сковывала. Для нас, людей далёкого 21 века, может быть интересна особенность одежды у русских мужчин – рубахи носились навыпуск. И препоясывались поясом. Не важно, богат ты или не очень. Это был общий стиль. Цвета одежды предпочитались яркие – белый, красный. Синий и другие. Здесь не было арабского моноцветия. О чём это говорит? О том, что и характер людей был ярким, насыщенным, эмоциональным. Причём преобладали два цвета – белый и красный. Они были, вероятно, в почёте и многим нравились. Есть даже такая часть психологии – определение характера человека по предпочтению к определённым цветам. Сочетание красного и белого даёт достаточно большой контраст и, возможно, говорит о сочетании в характере русских людей большой яркости характера с некой утонченностью и аккуратностью. К слову, близкие-далёкие немцы больше предпочитали оттенки тёмных цветов, если не ошибаюсь.

ДевушкиЖенщины. Как и у мужчин, у женщин Руси одежда отличалась просторностью и красивым узором. По старым советским фильмам-сказкам можно понять стиль женской одежды в древней Руси. Такой длинный сарафан с узором, обувь (вот, честно, не знаю какую обувь носили русские девушки – то ли лапти, то ли какие-нибудь башмачки) и венец на голове. Венец – особое украшение русских девушек. Вообще, когда речь заходит о древнерусском одеянии девушек, то без венца ну никак! А ведь красиво получается, такая своеобразная корона, озаряющая всю голову девушки. Сам по себе венец тоже был отнюдь не прост. Видимо, его сплетали из множества различных частей, украшали цветами или блестящими камешками. Опять же, одежда как богатых, так и бедных русских девушек имела общие атрибуты, различалось только качество материалов и наличие каких-то дорогих украшений. Одежда женщин была закрытой. То есть ни попу, ни груд увидеть не выходило (в отличии от современного стиля женской одежды, где эти части тела подчёркнуто видны). На виду было только лицо и руки девушки. Опять же, цвета одежды были яркие – белый, красный, зелёный, синий. Простор одежды может свидетельствовать как о некоторой склонности русских женщин к полноте, что совсем не портит их облик, так и о «широком» мягком характере, плавных движениях. Не знаю как вам, но мне кажется это лучше, нежели современный модный стиль резкого и страстного поведения женщин.

По одежде можно судить и об истории. Стиль одежды для простого населения фактически не изменялся за тысячу лет существования русского государства. Значит и характер простых русских людей за эту тысячу лет мало изменился. Однако, люди богатые достаточно резко изменили стиль своей одежды примерно во времена императора Петра Алексеевича или Первого. Причём, сам царь Пётр настоял, чтобы люди к нему приближенные меняли свой облик в соответствии с немецким стилем. Ещё один довод в пользу того, что славяне-русские и немцы не есть тоже самое, и славяне не есть плохое подобие немцев. Одежда немцев кардинально отличалась от древнерусской. Тесные кафтаны, облегающие штаны, узкие в поясе платья. Цвета в основном чёрные. В такой узкой одежде люди двигались быстро, быстро думали, быстро говорили. Тут не было русской вальяжности, неторопливости. Цель Петра была понятна – тот хотел разогнать родной народ, укрепить его. Петра пугала возможность того, что эти активные немцы в скором будущем окажутся в состоянии завоевать неповоротливых русских. Хотя Пётр не трогал простой народ, велел брить бороды лишь его приближенным. Конечно, царь желал лишь добра своей родине, укреплял армию, а одежда (и то только богатых людей) была лишь атрибутом к более успешному усваиванию европейских наук. Нельзя сказать, что русское общество было согласно с подобными изменениями – здесь и протесты многих богатых людей, во многом, этот внешний атрибут лежит в основе раскола церкви на старообрядную и новообрядную. Обряд, наряжать – внешность. Старообрядчество не желало отходить от старорусской манеры, неторопливости, двухперстного крестного знамения – это люди, которые просто не хотели менять традицию. Но к вере этот раскол никакого отношения не имеет.

БалУ русских людей есть один недостаток – подобострастие. Так что уже к концу 18 века европейские (немецкие) платья стали обыденным явлением в высших кругах. Именно тогда образовался разрыв между богатыми и бедными людьми не только в доходах, но и в жизненных ценностях. Простой русский люд для богатых стал глупым, необразованным. Видимо, такое же отношение имели и немцы к русским, неважно каким — бедным или богатым. Одежда этого времени для мужчин стала приобретать мрачные оттенки – сочетание чёрного и белого цвета. Причём чёрный явно преобладал. Одежда стала узкой, лаконичной, без узоров. И мужчины этого времени – 18-19 век – старались быть лаконичными всезнайками, старались скрывать свои эмоции и иметь бесстрастное лицо. Да, этот стиль хорош для унылых немцев, но не для эмоциональных русских…

Корсеты (или как их там), которые намертво стягивали грудь и талию девушек, мешая дышать. Открытые плечи и руки, огромные овалы юбок. Стиль современных свадебных платьев тянется именно оттуда. Спорный стиль, эта одежда была неудобной, мешала ходить и вообще двигаться, так что можно удивляться, как в таких платьях умудрялись танцевать всю ночь всякие вальсы и кадрили. Да и женщины этих времён стали во многом страстными, (как бы ещё это выразить?) напыщенными, высокопарными. Простым людям с ними были очень сложно иметь дело.

Но и эта пора прошла, однако приверженность к европейской моде у русских осталась. В начале 20 века платья стали более лаконичными, менее сковывали движения. Мужчины высших кругов чаще носили мундиры, которые имели современный классический стиль – рубаха, заправленная в брюки, брюки, пиджак (мундир), туфли. Простое же население всё ещё носило сарафаны и рубахи на старинный манер.

Одежда русских (советских) людей в 20-м веке мало отличалась от стиля европейцев. Причём этот стиль именно в советские годы стал общедоступным, то есть стиль одежды почти для всех слоёв населения стал одинаковым. Хотя простые крестьяне или как их стали называть – сельчане ещё достаточно долго сохраняли приверженность к старинному стилю. Та одежда, которая была достоянием всяких там «дэнди лондонских» в 19 веке, в веке 20 с небольшими изменениями легла в основу общенародного облика. Брюки, рубашка, пиджак у мужчин. Лёгкое платье, либо сарафан без особых узоров — у женщин. Конечно, это летний стиль одежды. Зимой носили пальто, шубы, постепенно стали популярны короткие куртки. Лаконичная одежда с не очень богатым набором цветов подчёркивала эмоциональную сдержанность людей и их стремление к умственным познаниям.

И так было велико это всеобщее умственное напряжение, что во второй половине 20 века у людей стала «ехать крыша». Тенденции на раздевание именно во второй половине 20 века усиливаются в особых размерах. Мини-юбки, открытые футболки, облегающие джинсы. Стиль одежды до мельчайший подробностей стал подчёркивать все особенности тела людей. Именно в эту пору у мужчин стало популярным смотреть на попу и ноги женщин – эти части тела особо подчёркивались стилем одежды.

Мода 21 векаНу и, наконец, в 21 веке в наше время общая тенденция на раздевание не только сохранилась, но и во многом усилилась. Видеть откровенное фото девушки в одном нижнем белье теперь, в принципе, нормально. О чём может говорить эта тенденция? Только об одном – у сильных мира сего, которые задают этот стиль, не всё в порядке с головой. Стилю одежды вторит и общая нравственная распущенность, доступность и пропаганда половых контактов в сочетании с нежеланием иметь детей и много прочих «достижений цивилизации».

Сравнительно недавно на сайте публиковалась статья, в которой автор описывала заманчивость образа женщины-вамп. Такая полуобнажённая дама в чёрном, сильно облегающем тело, костюме, с ярко красной помадой на губах, с чёрными ногтями… Знаете, если на сию красоту взглянуть неискушёнными глазами древних русичей, то в пору в обморок упасть. А после, очнувшись, закричать: «Караул, ведьма!». Смешно, но то, что сравнительно недавно было образом людей приверженных к так называемой нечистой силе, сейчас стало модно. И вопрос о том, каков характер у носителей таких одеяний становится риторическим. Плохо, что мода подталкивает простых девушек одеваться в нечто подобное, дабы произвести на юношей хорошее впечатление… «Эй, парень – говорит тебе прекрасная особа из темного переулка – прикурить не найдётся?»… И сразу хочется взять ноги в руки и убежать куда глаза глядят.

Мне кажется, что имеет смысл возродить древнерусскую моду. Пусть и не во всех мелочах, но в основном. И это должно быть частью общего стремления к оздоровлению общества. А венец на голове девушек, всё же, неплохо смотрится!

История одежды (стр. 1 из 2)

.

Первую одежду человек находил для себя в окружающей природе. Особенно выручали шкуры животных.

Как совершенствовалась одежда?

Человеку всегда хотелось хорошо выглядеть. Древний человек надевал на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные, на нитку бусы и камни. Всё, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду.

Для древнего человека одежда иногда имела магические свойства. Заворачиваясь в определённую шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Во время ледникового периода человеку приходилось носить меха животных, чтобы не замёрзнуть.

Шкуры сначала чистили, затем в коже протыкали отверстия. Полоски кожи или сухожилия животных протаскивали через эти дырки, чтобы связать куски меха между собой так, чтобы одежда держалась на теле человека.

Постепенно человек научился делать более мягкую и гибкую кожу. Около 40-50 тысяч лет назад люди придумали иглу. Она стала главным инструментом для шитья одежды.

Позднее человек научился скручивать шерсть и животный волос в длинные нити. Египтяне ткали лёгкую материю изо льна и хлопка, которые росли в долине Нила. Шерсть пряли для изготовления хламид и туник и другие древние люди.

В более холодных климатических районах одежда закрывала всё тело человека и защищала от холода. Из-за холода одежда, которая создавалась там, была более узкой. Так, брюки, туники и тёплые вещи пришли к нам из тех районов.

Но вот люди научились делать ткани – это был, чуть ли самый важный момент в истории одежды. Большое значение стали придавать облику одежды, красоте её линий и оттенков, сочетаниям разных тканей.

По тканям, их окраске, покрою одежды мы можем угадать черты времени, определить вкус тех, кто их создавал, образ жизни тех, кто их носил.

Отправимся на карнавал. Мы увидим костюмы различных эпох. И каждое платье, пояс и даже зонтик расскажут нам о своём времени не меньше, чем картина, здание или книга.

Какие блестящие тонкие ткани, как красивы краски одежд ассирийцев, египтян и вавилонян, которые жили более 3000 лет назад.

В благородных линиях туник и хитонов воплотился вкус древних греков, стремление подчеркнуть красоту человеческого тела складками одежды. И римляне унаследовали от них простоту и удобство одежды, её естественное изящество. Однако на римских рабах и простолюдинах одежда была сделана из грубой коричневой или чёрной шерсти. В давние времена одежда служила не только защитой и украшением, но и подчёркивала неравенства людей.

Богатеют города с Востока, привозят арабские ткани, драгоценные китайские щелка, но короли издают указы, где запрещают “простолюдинам, детям и жёнам их, носить платья из бархата и щелка, жемчуга и меха горностаев запрещается”.

По платью легко различить профессию горожан. Английские врачи носили тёмно-синие и голубые цвета, судейские чиновники носили двуцветную одежду и шапки. Ремесленников сразу можно узнать по кожаным кошелькам, поясам и ножам, отделанным серебром.

Но вот суровое средневековье отступает. Начинается новая историческая ЭПОХА-ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Французам всегда было свойственно чувство изящества. На них все смотрят – они законодатели мод. Шуршит шелками и бархатом пышный французский двор – политический и культурный центр Европы.

А кто дерётся на шпагах? Это наш старый знакомый d`Artanjan и три мушкетёра – его верные товарищи! Дуэль окончена, друзья поправляют изящные воротники и манжеты, вытирают шпаги тонкими батистовыми платками.

Вот ещё группа, поражающая роскошью и великолепием одежды. Она стоит особняком не только на этом балу, но и на протяжении всей истории. Это владыки мира – цари, фараоны, императоры, служители богов – оберегают свои права во всём, даже в одежде. Тогу драгоценного настоящего пурпурного цвета мог носить только римский император. Английский король, имеет право на семь цветов в своей одежде, а простолюдины – на один. Среди этой группы встречаются леопардовые налитки египетских жрецов, шелковые фиолетовые сутаны католических священников, красные шапки пап, облачённые в белую тончайшую шерсть. Сколько на служителя богов жемчуга, золота, а ведь верующим они всегда проповедовали скромность, запрещали украшения и яркие краски в их одежде.

Но вот меняется облик одежды, исчезает пёстрота и сложность фасонов, никто особенно не выделяется. Да это понятно: в автомобиль и трамвай не сядешь в шерстяной юбке. Одежда по цвету и покрою становится одинаковой для всех слоёв населения, для всех стран мира, только мода меняет отдельные её детали.

Заметно, что по костюмам, которые носят городские жители, нелегко определить из какой они страны. Но и сейчас кое-где сохраняются в одежде людей национальные черты. Это связано не только со вкусами, модой привычками, но ещё больше с климатом и условиями труда.

Ненцы и эскимосы укутаны в меховые унты и малицы – с морозом шутки плохи. В Египте у феллахов до сих пор сохранился передник и накидка на плечах, как много – много веков назад. А у скотоводов – кочевников одежда приспособлена для езды верхом.

…Гаснут карнавальные огни, во мраке, будто в глубине веков, исчезают прапрадедушки и прапрабабушки нашей одежды.

В будущем наш костюм станет, конечно, ещё удобнее. А на праздники мы наденем нарядную, изящную одежду, подчёркивающую природную красоту человека.

Для чего женщины залезали в клетку?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что несколько веков назад, до изобретения прядильных машин, ткани были толще, чем теперь. Шить из них бельё, которое должно соприкасаться с телом, было не удобно – оно натирало кожу.

Чтобы избавиться от этих неудобств и в то же время не замёрзнуть, стали носить более свободную одежду. Но в ней было не так удобно, поскольку она мешала быстрой ходьбе.

Поэтому мужской костюм, принятый в средневековье, состоял из штанов до колена и сапог. Сверху также надевали рубаху, сшитую из льняной ткани, а поверх нее – плотный кафтан. Иногда вместо одной верхней одежды надевали несколько – одну на другую.

Женщины также стали носить несколько длинных юбок сразу. Внутрь надевали самую тонкую, сверху – потолще. Чтобы защититься от ветра и холода, юбки делали длинными до самой земли.

Эта мода стала такой привычной, что от неё не отказались даже тогда, когда в Европе появились привезённые с Востока щелоковые и хлопковые ткани и из них стали шить чулки. Поэтому первые чулки, сшитые из тонких шелковых тканей, стали носить не женщины, а мужчины. Они позволили избавиться от высоких и тяжёлых сапог и надеть туфли, более удобные для бальных танцев.

Женская мода – вещь совершенно удивительная и непредсказуемая. Когда необходимость в надевании нескольких юбок отпала (а было это в XVII веке, в Европе получили широкое распространение ткани из хлопка), для придания фигуре элегантности формы тела стали подчеркивать специальными красками.

Прежде всего, был изобретён бюстгальтер, который придавал красивую форму груди. Говорят, что первыми их предложили голландские модельеры, после того как моряки, побывавшие в заморских странах, рассказали, что в одном из первобытных племён, где сохранился матриархат, женщины, обвязывали грудь широкой тесьмой, чтобы не поранить её во время охоты в джунглях.

Это приспособление быстро завоевало общую популярность и стало необходимой принадлежностью женского туалета. Его конструкция постоянно совершенствовалась. Современный бюстгальтер на тонких бретелях был предложен в 1914 году американкой Кейр Кроссби. Она была внучкой изобретателя парохода Роберта Фултона.

Чтобы заставить юбки безупречно сидеть на женщине, был изобретён специальный каркас, называемый кринолином. Его надевали отдельно и закрепляли с помощью специальных тесемок. Поверх кринолина надевали нарядную юбку или платье. Оно красиво лежало, ниспадая до самого пола.

До этого времени необходимый объём достигался с помощью последовательного надевания нескольких тяжёлых юбок, каждая из которых была постёгана конским волосом. Нечего и говорить, что лёгкий кринолин был гораздо удобнее.

Теперь ясно, почему женщины никак не могли дождаться того, чтобы залезть в клетку, сделанную для них мастерами – модельерами.

Всегда ли обязательно следовать моде?

Мастера – модельеры говорят, что внешний облик может или рассказать о человеке, или скрыть его индивидуальность. Это значит, что в построении внешнего облика, или, как теперь чаще говорят, имиджа, не существует мелочей.

Обувь, ремень, перчатки, сумка или портфель – каждая вещь должна согласовываться с остальными, чтобы все они образовывали единый ансамбль. Особенно внимательно следует относиться к выбору колготок и носков, поскольку, как показывает практика, они наиболее сильно влияют на облик человека. Так, на приём женщина не может прийти в черных колготках, а мужчины – в белых носках. Исключения здесь не многочисленны.

Ещё один принцип формирования имиджа – расчёт на восприятие определённой аудиторией. Преподаватель должен быть одет строго, не вызывающе и в то же время элегантно, поскольку ученики иногда влюбляются в своего учителя и начинают ему подражать. Вот почему не следует надевать вечернее платье на дачу или делать спортивный костюм повседневной одеждой.

Необходимо отметить, что в целом ряде случаев одежда специально создаётся так, чтобы вызвать удивление или даже шок. Это, прежде всего одежда для шоу – бизнеса, например костюмы эстрадных звёзд, которые специально шьются из броских цветов, очень ярких материалов. Можно сказать, что у каждого исполнителя своя униформа, создающая сценический образ. Он рассчитан на восприятие сексуально активной молодёжи. Вот почему так нелепо выглядят подражание одежде эстрадных звёзд их поклонниками в обычной обстановке.

Сегодня эстрадные певцы чаще всего выступают в коротком или чёрном платье, которое хорошо видно на фоне яркого света прожекторов и не потеряется даже на огромной концертной площадке.

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о