Идеология хиппи: Молодёжное движение «Сила Молодых» Хиппи – Молодёжное движение «Сила Молодых» – Против системы: идеология и стиль жизни хиппи

Идеология хиппи: Молодёжное движение «Сила Молодых» Хиппи – Молодёжное движение «Сила Молодых» – Против системы: идеология и стиль жизни хиппи

17.03.2020

Содержание

Молодёжное движение «Сила Молодых» Хиппи – Молодёжное движение «Сила Молодых»

Хиппи (англ. hippy или hippie от разговорного hip, hep, — «понимающий, знающий») молодежная субкультура, которая стала популярной в 60-х — начало 70-х годах. Это была одна из самых массовых субкультур. Ее влияние на мир можно увидеть и сегодня.

Почему они возникли?

В то время мир, формально, был разделен на «коммунистов» и «демократов». Холодная война, угроза ядерного оружия, борьба с «Красной волной коммунизма» в США и начало войны во Вьетнаме существенно повлияли на политические настроения американской молодежи. Уже существовали битники, которые выражали протест против «системы», и они это делали отстраняясь от проблем.

Хиппи же, в большинстве вышедшие из битников и хипстеров, наоборот, решили изменить мир протестами. Устраивая массовые демонстрации против войны и гонки вооружений, они привлекали внимание других молодых людей, поощряя их к новому стилю жизни, свободомыслию и праздного времяпровождения, в котором ты не обязан был добиваться социального положения, а мог жить жизнью, полной развлечений и удовольствий.

Какая идеология у хиппи?

Идеология хиппи базируется на ненасилии как физическому, так и моральному. Они не принимали рамки и ограничения, которые, как они считали, навязывало им общество. Отвергались нравственность и стыд, потому что это воспринималось как насилие над их желанием делать то, что хочется.

Хиппи боролись против всякого насилия, особенно против войн. Они устраивали массовые акции протеста, марши за мир, сидячие забастовки и рок-концерты, которые проходили под лозунгом «Makelove, nowar» (Делай любовь, а не войну). Их действия были направлены на прекращение всякой агрессии, разоружения, в том числе и ядерного. Даже общеизвестный символ хиппи (пацифик) означает ядерное разоружение.

Протест был также и против корпораций, в которых хиппи видели главных виновников международных конфликтов, бедности и проблем с экологией. Отказываясь от потребительского образа жизни, они хотели вернуться в лоно природы, считавшейся почти божеством (матушка-земля).

Наследуя коренных американцев (индейцев), хиппи переняли у них не только любовь к природе, но и духовные практики (шаманизм, спиритизм), которые позже переросли в смешение религий, таких как буддизм, индуизм, христианство и другие.

Ища духовного просвещения, хиппи использовали наркотики (марихуана, ЛСД). Они считали, что галлюцинации и наркотическое опьянение поможет им расширить границы познания и достичь духовного просветления. Наркотики использовались массово. В то время, видимо, не было ни одного молодого человека, считавшего себя хиппи и не попробовав наркотики. Существовали даже так называемые психоделические шаманы, которые экспериментировали с наркотиками и затем рассказывали всем о тех эффектах, которые они чувствовали. Среди них такие известные фигуры, как

Тимоти Лири, Джон Леннон, Джим Моррисон, Карлос Кастанеда, Кен Кизи.

В общем, хиппи не работали и поэтому не были привязаны к одному месту. Большинство из них постоянно путешествовали, преимущественно автостопом. У хиппи даже есть свой автомобильный символ — это микроавтобус Volkswagen T1, разрисованный в стиле «FlowerPower» (Сила Цветов), на котором группы молодых ездили на всевозможные концерты и митинги.

Выражая свой протест против общества, власти и законов, некоторые хиппи организовывали коммуны, в которых они жили вместе и занимались хозяйством. Известная коммуна «Христиания» существует и сегодня. Принцип коммуны в том, что здесь не было личной собственности

. Все владели всем. Именно в коммунах ярко выражается принцип, который поддерживали хиппи — «свободная любовь». Любовь без нравственности и стыда. «Свободная любовь», где нет ни пола, ни возраста, ни брака, есть лишь желание. Обычно через такие хаотичные связи, быстро распространились венерические заболевания. Именно в это время возник СПИД. Стали привычными внебрачные беременности. Общая распущенность способствовала появлению и массовому распространению нудизма и порнографии.

Как одевались хиппи?

Хиппи в своем большинстве были вегетарианцами или веганами (строгая форма вегетарианства, в которой не используется ни один продукт животного происхождения). Поэтому они редко использовали кожу. Приемлемыми были ткани растительного происхождения.

Также не использовались вещи с бирками, как протест против корпораций. Хиппи надевали простую, удобную и естественную одежду. Часто это были затертые (иногда намеренно) джинсы, украшенные красками, бисером и другим хендмейдом. Стиль джинсов был, в основном, клеш от колена. Футболки разрисовывались яркими цветами, на них изображались психоделические рисунки (влияние ЛСД).

Девушки надевали платья свободного фасона. Также можно было увидеть этнические мотивы в одежде и украшениях. Особыми атрибутами у хиппи были фенечки (браслет на руку) и хаератник (лента на голову). Они делались из бисера, ткани, иногда кожи. Хиппи любили

длинные волосы и бороды. Часто в них вплетались цветы, за что хиппи называли «детьми цветов».

Какую музыку слушали хиппи?

Музыкой хиппи сначала был рок-н-ролл, который позже дополнился психоделической музыкой. Для своеобразной жизни хиппи музыка была важным элементом. Она объединяла, помогала найти единомышленников, веселила и несла «духовное» послание. Поэтому неудивительно, что фестивали хиппи считаются массовыми.

Так, например, фестиваль «Вудсток» собрал около 500 000 молодых. Среди известных музыкантов, которые были идейными лидерами хиппи, есть имена и группы, которые мы до сих пор знаем. Среди них участники группы «The Beatles» Джон Леннон и Пол Маккартни и многие другие.

Вклад хиппи в мир неоднозначен. Начиная, как борцы за равенство, мир и возвращение человека в природу, они помогли войти в массы наркотикам, 

свободным отношениям, венерическим болезням и СПИДу, которые до сих пор являются проблемами общества.




Статьи по теме:



Смотреть больше в рубрике: subkultury

Против системы: идеология и стиль жизни хиппи

Сегодня мы продолжаем погружаться с историю субкультур. И на очереди у нас всем известные дети цветов.
Короткая эпоха битников канула в лету, и на смену им пришли хиппи, также жаждущие свободы во всех смыслах этого слова. Одна из самых известных субкультур в открытую воспевала «ничегонеделанье» (разумеется, на деньги честных налогоплательщиков), ударяясь в дзен-буддизм, кислотные трипы, пацифизм и проповедуя свободную любовь.

История возникновения субкультуры хиппи

Само слово «хиппи» пришло из сленга битников, где «hip» имело много значений: от «быть правильным» и «быть в теме» до «клево» и «круто». И, судя из названия, хиппи позиционировали себя как «правильная и клевая» субкультура.

В 60-80х годах ХХ века, появившись в Америке, идеология хиппи моментально распространилась по всей Европе. Что удивительно, в СССР субкультура появилась в то же время, а не как обычно – с запозданием в лет 10 (да, чувак, и твои родители немного «хипповали»).

Свой культурный протест и нонконформистские взгляды хиппи унаследовали у битников, разбавляя это все активным пацифизмом и вегетарианством, в отличие от своих предшественников. Хиппи были ярыми противниками ядерного оружия, службы в армии и войны во Вьетнаме. Характерное отличие от битников – независимость от материальных ценностей, стремление быть ближе к природе.

Идеология хиппи

Идеология хиппи была проста: человек должен быть свободен, свободен от всех условностей. Но всё, к чему привела эта «свобода», – это всем известная

беспорядочная свободная любовь, расширение сознания наркотиками, увлечение восточной философией и религией и активное ничегонеделание. По сути, всё, чем занимались хиппи, сводилось к прослушиванию музыки, употреблению наркоты, плакатам «make love not war» и сбору в коммуны, лагеря, в которых они существовали.

Коммуны чаще всего образовывались в небольших населенных пунктах, где можно было найти заброшенный дом, заселиться в него и вести хозяйство. Другим излюбленным местом жительства хиппи были фургоны и автобусы, на которых к тому же можно было путешествовать и, что не мало важно, раскрашивать их в яркие цвета, рисовать на них цветочки.

Путешествовали хиппи, конечно же, в поисках свободы, а что может сделать тебя более свободным, чем отсутствие денег хотя бы на дорогу? Правильно – ничего, так в массы пришел автостоп. Вообще хиппи полагали, что работа – это оковы, от которых необходимо избавиться, и если кто-то из них и зарабатывал, то это были ремесленники, которые делали фенечки, сумки, браслеты и прочий hand-made.


«Отключи свой мозг, расслабься, плыви по течению,
это не умирание, это не умирание
останови свои мысли, отдайся пустоте,
она свечение, она свечение…»
The Beatles

Внешний вид хиппи известен каждому: длинные волосы (так они были ближе к природе, а некоторые индивидуумы даже полагали, что это антенны для связи с космическим разумом), повязка на голову, джинсы или джинсовые куртки и, конечно, фенечки, много фенечек, очень-очень много фенечек. Детьми цветов их прозвали за вплетенные в волосы цветы.

Символы хиппи

Существуют три основных символа хиппи: автобус фольксваген, символ «пацифик» и инь-янь. И если со вторыми двумя всё понятно, то первый символ довольно любопытен. Микроавтобус фольксваген (а как было упомянуто выше, хиппи – те еще любители автобусов) – один из самых ярких символов хиппи, сразу представляющийся раскрашенным в яркие цвета, с огромным логотипом фольксвагена на решетке радиатора. Кто бы мог подумать, что этот с виду неуклюжий фургончик станет символом целой эпохи?

Особую роль в жизни хиппи играла музыка. Иконами для них стали Джим Моррисон и The Doors, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Дженис Джоплин, Jefferson airplane и, конечно же, The Beatles, чья песня «All you need is love» точно отражала мировоззрение хиппи. В то время начал набирать обороты психоделический рок, создающийся под ЛСД-трипами.

Все мы знаем о легендарном «Вудстоке» – трехдневном фестивале на ферме Макса Ягуара, куда съехалось полмиллиона хиппи из разных концов Америки. Пацифизм пацифизмом, а полицейских там тоже было немало. Некоторые не выдерживали трех дней музыки, плохой организации фестиваля, наркотиков и секса, и не хочется озвучивать количество погибших от передозировки и столпотворения, но история этого фестиваля скорее плачевная.

В истории хиппи также известны коммуны и общества, оставившие пацифизм на втором плане, организующие нападения на полицию и довольно агрессивные антивоенные демонстрации. Также печальную известность имеет история Чарльза Менсона и его коммуны, но давай не будем о плохом.

За недолгий век хиппи сложились определенные традиции. Пожалуй, самая яркая и известная из них – «собрание радуги», «Rainbow gathering». 4 июля 1972 года, в день независимости США, тысяча миролюбивых патлатых ребят собралась на Столовой горе, что в штате Колорадо, и начала творить пацифизм, а точнее, молчать, взявшись за руки, таким образом пытаясь добиться мира во всем мире и сказать «нет войне».

В целом хиппи повлияли на жизни многих, несмотря на своего рода бесцельность существования; некоторые обретали ту свободу, которую искали. Они стали символом целой эпохи, бессмысленной и беспощадной, но о которой нельзя забывать.

Мир, чувак!

Хиппи — Википедия

Хи́ппи (англ. hippy или hippie; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий», по другой — от happy (счастливый)[источник не указан 89 дней]; не путать с hipsters — хипстерами, старое название субкультуры поклонников бибопа) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.

Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Любите, а не воюйте!».

Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития;

Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении.

История

В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест».

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.[источник не указан 2674 дня]

Пара посещает фестиваль Snoqualmie Moondance, август 1993

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы[3], слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус, обычно «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power» (на фото представлен микроавтобус Barkas B 1000). На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. Символ Инь и ян, используемый и популяризируемый хиппи

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетённых из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.[4][5]

Лозунги хиппи 60-х

Коммуны

Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:

В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе, Гоа, Бали, в Марокко и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений[кто?]. Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «ви́дения».

Согласно первой интерпретации, тот, кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам по необходимости, обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространенному мнению, прием психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, некоторые хиппи считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими предпосылками, на которых основано их движение.[6]

Хиппи и политика

Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moomaw — создатель мемориала, Gus Kelsey отреставрировал знак после его смерти (см. ссылки)

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным.

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус)[7].

Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Хиппи в СССР

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Ленинграде — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие[8].
Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): — Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла: — Ну вот, уже подписал!

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

С активными хиппи проводили «профилактические беседы» сотрудники КГБ[9].

1 июня 1971 г. московские хиппи организовали демонстрацию против войны во Вьетнаме у посольства США. По слухам это им провокационно предложили сотрудники КГБ. Но когда около 150 молодых людей собрались во дворе исторического факультета МГУ, чтобы отправиться к посольству, их посадили в автобусы и развезли по разным отделениям милиции. Часть были приговорены к краткосрочному аресту по обвинению в «мелком хулиганстве», остальных освободили. Но затем многие из них были исключены из институтов и призваны в армию, некоторых принудительно поместили в психиатрические больницы[10] Эти события показаны в фильме «Дом Солнца».

Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Ещё пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.

Фестиваль «Hippiefest», организованный Кантри Джо Макдональдом — весна/лето 2007 года.

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.

Сленг хиппи (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины[источник не указан 2645 дней]. Хайратник в данном контексте — повязка, как правило, однотонная, сделанная из подручного куска ткани, которая надевается с целью четко обозначить статус, реже — принадлежность игрока. Наиболее распространенная форма — белый хайратник, обозначающий мертвого или невидимого персонажа.[источник не указан 2487 дней]

В субкультурах-наследниках хиппи сохраняется и термин «хипповать».[источник не указан 2487 дней]

Фестивали

В произведениях культуры

В кино

В музыке

В литературе

  • «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» — н-ф роман братьев Стругацких (1988, критический взгляд)
  • Внутренний порок (Inherent Vice) — роман Томаса Пинчона (2009)
  • «Уходили из дома. Дневник хиппи» — книга Геннадия Авраменко (2010)
  • «Штурмуя небеса.ЛСД и американская мечта» — книга Джея Стивенса (2003)
  • «Замок из стекла» — книга Джаннетт Уоллс (2000)
  • «Просто дети» — книга Патти Смит (2010)
  • «Хиппи» — Пауло Коэльо (2018)

См. также

Примечания

Ссылки

Субкультура хиппи — в чем её особенности? — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. История хиппи
  2. Традиции хиппи
  3. Характерные черты субкультуры «хиппи»
  4. Влияние хиппи на мировую культуру

Субкультура хиппи сформировалась в начале 1960-х годов в США. Некоторое время она была очень популярна, отвечая веяниям моды. Постепенно движение хиппи пришло в упадок, однако, его отдельные представители до сих пор живут в ряде стран.

Влияние движения хиппи ощущается на всей современной культуре. Символы хиппи – это стремление к свободе, к самосовершенствованию, единству с природой.

История хиппи

История субкультуры «хиппи» – это история 60-х годов, когда выросло первое послевоенное поколение. Это поколение хотело перемен и не хотело воевать. Непосредственными предшественниками поколения были битники, последователями – множество современных молодежных субкультур.

По окончании Второй мировой войны в США появилось множество контркультур. Одна из них носила, сформировавшаяся в среде битников, название хипстеры. Изначально этот термин обозначал джаз-музыкантов, затем распространился на сформировавшуюся вокруг них специфическую субкультуру. Эта субкультура и легла в основу движения хиппи.

Изначально термин «хиппи» был употреблен в середине 1960-х в эфире популярного нью-йоркского телеканала. Этим термином были названы молодые длинноволосые люди, одетые в джинсы и майки и выступающие с активным протестом против вьетнамской войны. Телевизионщики использовали слово «хиппи» в уничижительном смысле.

Молодежная субкультура «хиппи» окончательно сформировалась к 1965 году. Движение привлекало множество молодых людей. Они селились в коммунах, изучали восточную философию, медитировали, путешествовали автостопом. Из-за некоторых особенностей хиппи (они вплетали цветы в прически, отдавали их прохожим, вставляли в дула ружей и автоматов) их часто называли «дети цветов».

Максимальной популярности движение достигло к 1967-68 году.  За это время хиппи получили международное признание и основали крупную коммуну в Дании. Несколько песен для хиппи исполнила известнейшая группа The Beatles.

К концу 1970-х годов движение хиппи пришло в упадок, хотя некоторые представители существуют и до сих пор. Некоторые предложения, утопические для среднего обывателя и вполне нормальные для хиппи, несколько десятилетий спустя стали частью повседневной жизни и прочно вошли в современный менталитет.

Традиции хиппи

За полтора десятилетия у хиппи сложилось несколько традиций. Наиболее известная – «Собрание Радуги».

В очередную годовщину Конституции США, 4 июля 1972 года, несколько тысяч хиппи взошли на Столовую гору, расположенную в американском штате Колорадо, взяли друг друга за руки и простояли так около часа. Особенность субкультуры «хиппи» в том, что они хотели добиться мира мирными целями, не митингами и забастовками, а безмолвием и медитацией.

Члены «Собрания» называли себя «Воины Радуги», взяв это наименование из одного из пророчеств, сохранившихся от индейцев Копи. После этой акции участники решили собираться ежегодно и молиться за мир.

Со временем этот обычай распространился на десятки стран всех континентов, а радуга стала признанным символом равновесия и счастья.

Характерные черты субкультуры «хиппи»

Невозможно точно определить социальный состав движения хиппи. Членами движения могли быть как творческие люди – музыканты, поэты и т.д. – так и обычные люди, «хиппующие» в свободное от основных занятий время. Особенностей субкультуры хиппи достаточно много. Это и внутренний жаргон, и уникальный музыкальный стиль.

В каждой группе есть как новички, вступившие в движение для ознакомления, так и старые участники, серьезно интересующиеся рядом проблем.

Особенности одежды

Стандартный дресс-код хиппи – джинсы, соответствующая куртка, изредка балахон произвольного цвета, кожаная сумка на шее. Сумка украшается вышивкой либо бисером. Руки украшены самодельными браслетами, созданными из дерева, бисера и т.д.  Также используются пальто, вышедшие из моды несколько лет назад и прочие подобные вещи. Одежда зачастую берется потрепанная или искусственно старится, вшиваются максимально яркие заплаты. Также в моде различные надписи на английском.

Помимо описанного выше традиционного дресс-кода хиппи, в каждом поколении появляются свои добавления. Атрибутами сегодняшних представителей движения являются небольшой рюкзак и несколько колец в ухе. Цвет одежды светлый, яркий, но не слишком броский. Черный цвет хиппи практически не используют.

Борода

Большинство мужчин-хиппи носят бороду. Причин тому несколько:

  • Подражание Иисусу Христу. Он жил давно, имел бороду и длинные волосы, и хиппи стараются быть максимально похожими на него.
  • Близость к природе.
  • Требование религии.

Жаргон

Хиппи быстро распространились по всему миру, однако, их язык сохранил множество англоязычных заимствований. Например, «болт» везде означает бутылку, «хайр» — волосы. По мере распространения появлялись и новые слова, в каждой стране свои, зачастую не имеющие четного аналога в литературном языке. Например, среди отечественных хиппи кожаная сумка на шее называется «ксивник», в основе слова лежит воровской жаргон.

Музыка

Собственный музыкальный стиль движения хиппи – это оригинальная смесь нескольких разновидностей рока, фолка и некоторых элементов блюза. Музыкальная культура движения хиппи отражена в различных литературных произведениях, кинофильмах и других произведениях современного искусства, включая рекламные постеры и плакаты. Из зарубежных групп предпочтение отдается психоделическому року и другим подобным направлениям. Из отечественных музыкантов определенной популярностью пользуется Гребенщиков.

Развлечения хиппи

Представители движения любят свободу во всем. Большинство хиппи склонны к употреблению легких наркотиков, легкого вина и портвейна. Существенной частью идеологии хиппи является теория «свободной любви» и все, что из нее вытекает.

Взгляды хиппи

Классическую молодежную субкультуру хиппи характеризует полная аполитичность. Они стараются существовать вне «цивильного» мира, создавая мир, основанный на других принципах, и воздействуя на остальной мир творчеством. В этом хиппи очень похожи на битников – не пытаясь отстоять свою точку зрения политическим или вооруженным путем, они уходят из дома и живут «среди своих». Отношение хиппи к политике характеризует выдвижение собственного кандидата на пост американского президента – свиньи Пигасуса.

Хиппи – убежденные пацифисты, исключающие все виды насилия. Они отказываются от войн, исповедуют принцип непротивления злу насилием. Они против прохождения срочной службы в вооруженных силах.

Хиппи признают существование другой реальности, существующей одновременно с повседневной, и верят в возможность выхода в иную реальность через искусство. Потому многие хиппи – люди искусства, изучающие восточные направления философии и различные религии.

Хиппи любят естественность. Потому стараются ничего не изменять. Это приводит к тому, что многие представители движения не стригут волосы, не совершают действий, требующих определенной активности и целенаправленности. Они неприхотливы в быту и спокойно относятся к многочисленным лишениям.

Влияние хиппи на мировую культуру

Сегодня во всем мире организовано множество объединений хиппи. Многие представители таких объединений не считают себя хиппи, но разделяют многие их взгляды.

На элементах культуры и символики движения хиппи сформировались различные молодежные субкультуры. Так, разговорный сленг рэперов и готов создан на основе творчески обработанного жаргона хиппи. Отдельные слова из жаргона хиппи можно встретить в ролевых играх.

Многие члены движения позднее добивались известности в различных сферах общественной жизни. В разное время среди хиппи можно было встретить таких людей, как Стив Джобс, Джимми Хендрикс, Джон Леннон.

Субкультура хиппи возникла, когда обществу потребовались перемены, и остается актуальной до сегодняшнего дня. Подводя итог, можно сказать, что хиппи частично добились своих целей. Сейчас свобода (на словах) является основополагающим принципом во многих странах. Однако полного отказа от вооруженных столкновений пацифисты хиппи не добились.

Как Вы относитесь к субкультуре «хиппи»? Расскажите об этом в комментариях.

Хиппи — Википедия

Хи́ппи (англ. hippy или hippie; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий»; не путать с hipsters — хипстерами, старое название субкультуры поклонников бибопа) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.

Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития;

Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении.

История

В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест».

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.[источник не указан 2350 дней]

Пара посещает фестиваль Snoqualmie Moondance, август 1993

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы[3], слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус, обычно «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power» (на фото представлен микроавтобус Barkas B 1000). На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. Символ Инь и Ян, используемый и популяризируемый хиппи

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетённых из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.[4][5]

Лозунги хиппи 60-х

Коммуны

Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:

В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе, Гоа, Бали, в Марокко и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Psychedelic dingbats.png

Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений[кто?]. Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «ви́дения».

Согласно первой интерпретации, тот, кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам по необходимости, обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространенному мнению, прием психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, некоторые хиппи считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими предпосылками, на которых основано их движение.[6]

Хиппи и политика

Psychedelic dingbats.png Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moomaw — создатель мемориала, Gus Kelsey отреставрировал знак после его смерти (см. ссылки)

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным.

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус)[7].

Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Хиппи в СССР

Psychedelic dingbats.png Psychedelic dingbats.png

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Ленинграде — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие[8].
Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): — Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла: — Ну вот, уже подписал!

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

1 июня 1971 г. московские хиппи организовали демонстрацию против войны во Вьетнаме у посольства США. По слухам это им провокационно предложили сотрудники КГБ. Но когда около 150 молодых людей собрались во дворе исторического факультета МГУ, чтобы отправиться к посольству, их посадили в автобусы и развезли по разным отделениям милиции. Часть были приговорены к краткосрочному аресту по обвинению в «мелком хулиганстве», остальных освободили. Но затем многие из них были исключены из институтов и призваны в армию, некоторых принудительно поместили в психиатрические больницы[9]

Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Ещё пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.

Фестиваль «Hippiefest», организованный Кантри Джо Макдональдом — весна/лето 2007 года.

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.

Сленг хиппи (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины[источник не указан 2321 день]. Хайратник в данном контексте — повязка, как правило, однотонная, сделанная из подручного куска ткани, которая надевается с целью четко обозначить статус, реже — принадлежность игрока. Наиболее распространенная форма — белый хайратник, обозначающий мертвого или невидимого персонажа.[источник не указан 2163 дня]

В субкультурах-наследниках хиппи сохраняется и термин «хипповать».[источник не указан 2163 дня]

Фестивали

В произведениях культуры

В кино

В музыке

В литературе

См. также

Ссылки

Примечания

Хиппи Википедия

Хи́ппи (англ. hippie или hippy; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий», по другой — от happy (счастливый)[источник не указан 238 дней]) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.

Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития.

Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении.

История

В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест».

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.[источник не указан 2823 дня]

Пара посещает фестиваль Snoqualmie Moondance, август 1993

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы[3], слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели также место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи

Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус, обычно «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power» (на фото представлен микроавтобус Barkas B 1000). На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. Символ Инь и ян, используемый и популяризируемый хиппи

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетённых из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.[4][5]

Лозунги хиппи 60-х

Коммуны

Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:

В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе, Гоа, Бали, в Марокко и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Хиппи и наркотики

Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений[кто?]. Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «ви́дения».

Согласно первой интерпретации, тот, кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам по необходимости, обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространенному мнению, прием психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, некоторые хиппи считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими предпосылками, на которых основано их движение.[6]

Хиппи и политика

Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moomaw — создатель мемориала, Gus Kelsey отреставрировал знак после его смерти (см. ссылки)

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным.

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус)[7].

Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Хиппи в СССР

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Ленинграде — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие[8].
Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): — Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла: — Ну вот, уже подписал!

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР, известная под самоназванием «Система», была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

С активными хиппи проводили «профилактические беседы» сотрудники КГБ[9].

1 июня 1971 г. московские хиппи организовали демонстрацию против войны во Вьетнаме у посольства США. По слухам это им провокационно предложили сотрудники КГБ. Но когда около 150 молодых людей собрались во дворе исторического факультета МГУ, чтобы отправиться к посольству, их посадили в автобусы и развезли по разным отделениям милиции. Часть были приговорены к краткосрочному аресту по обвинению в «мелком хулиганстве», остальных освободили. Но затем многие из них были исключены из институтов и призваны в армию, некоторых принудительно поместили в психиатрические больницы[10] Эти события показаны в фильме «Дом Солнца».

В 1982 году яркий представитель московских хиппи художник Сергей Батоврин основал Группу за установление доверия между СССР и США. В том же году другие московские хиппи, Юрий Попов и Сергей Троянский, основали пацифистскую группу «Свободная инициатива».

Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Ещё пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.

Фестиваль «Hippiefest», организованный Кантри Джо Макдональдом — весна/лето 2007 года.

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют собой творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.

Сленг хиппи (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины[источник не указан 2794 дня]. Хайратник в данном контексте — повязка, как правило, однотонная, сделанная из подручного куска ткани, которая надевается с целью четко обозначить статус, реже — принадлежность игрока. Наиболее распространенная форма — белый хайратник, обозначающий мертвого или невидимого персонажа.[источник не указан 2636 дней]

В субкультурах-наследниках хиппи сохраняется и термин «хипповать».[источник не указан 2636 дней]

Фестивали

  • Matala Beach Festival (Матала, Крит, Греция, с 1960)
  • Монтерей (США, 1967)
  • Вудсток (США, 1969)
  • Rainbow Gathering (США, с начала 70-х)
  • Roskilde (Дания, с 1971)[11]
  • Подольский рок-фестиваль (СССР, 1987)
  • Российская Радуга (Россия, с 1990)
  • Шипот (Украина, с 1993)
  • Пустые холмы (Россия, с 2003)
  • Игра в бисер (Москва, 27.09 — 05.10.2003)[12]

В произведениях культуры

В кино

В музыке

В литературе

  • «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» — н-ф роман братьев Стругацких (1988, критический взгляд)
  • Внутренний порок (Inherent Vice) — роман Томаса Пинчона (2009)
  • «Уходили из дома. Дневник хиппи» — книга Геннадия Авраменко (2010)
  • «Штурмуя небеса. ЛСД и американская мечта» — книга Джея Стивенса (2003)
  • «Замок из стекла» — книга Джаннетт Уоллс (2000)
  • «Просто дети» — книга Патти Смит (2010)
  • «Хиппи» — Паоло Коэльо (2018)
  • Страх и отвращение в Лас-Вегасе (1971) — роман Хантера Стоктона Томпсона, яркого представителя бит-поколения и поколения хиппи.

См. также

Примечания

Ссылки

Опрощение (идеология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Опрощение.

Опроще́ние, или минимали́зм как образ жизни, — выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными — этическими, религиозными, экологическими и т. п. Сам русский термин прежде всего известен благодаря учению Льва Толстого, однако само слово «опрощённые» было создано И. С. Тургеневым до появления «Исповеди» Толстого[1]. Опрощение не следует смешивать с аскезой, так как не всех сторонников опрощения будет правильно называть аскетами.

В истории известно много случаев, когда люди жертвовали карьерой, социальным статусом, богатством в пользу духовного самосовершенствования. Так, римский император Диоклетиан отправился доживать свой век в Иллирию, поселился там в своём поместье, где прожил 8 лет в уединении. На попытку Максимиана и Галерия убедить его возвратиться снова к власти он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он сам посадил, то не стали бы в другой раз приставать к нему со своими предложениями.

Простую жизнь в гармонии с природой проповедовал американский писатель Генри Дэвид Торо — автор книги «Уолден, или Жизнь в лесу».

Знаменитым примером опрощения является классик русской литературы Лев Толстой. После глубокого мировоззренческого кризиса, сопряжённого с религиозными исканиями (повлёкшими за собой отступление от православной церкви), писатель пришёл к мысли, что лучшая жизнь — это жизнь земледельца, крестьянина, «простого трудового народа», не обременённого излишними материальными ценностями[2]. Толстой решил радикально изменить свой образ жизни[3]:

…Доход отдать на бедных и школы… Прислуги держать только столько, сколько нужно… и то на время, приучаясь обходиться без них… Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство… По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда — всё самое простое. Всё лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи — продать, раздать…

Идеи Льва Толстого на практике пытались воплотить его последователи — толстовцы, создававшие земледельческие коммуны.

В США в 1960-е годы возникло движение хиппи, которые проповедовали уход из дома и общества для жизни среди единомышленников, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи.

В 1981 г. Дюэйн Элгин опубликовал в США книгу Voluntary Simplicity (Добровольная простота), представлявшую собой конспект убеждений и методик, вытекающих непосредственно из идей контркультуры 1960-х годов. Эта книга породила одноимённое движение, которое представляет собой намеренную попытку отстраниться от цикла «работа-траты-долги», характеризующего современную жизнь. Это движение не выступает ни за бедность, ни за примитивизм, а призывает лишь пользоваться благами цивилизации для более полного и насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизнь индивида. Акцент делается на бережливость и скромность, на взаимопомощь в рамках самодостаточных и самоуправляемых общин.[4]

Опубликованной 31 декабря 1991 года в газете «Вашингтон Пост» статьей Сары Бан Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (англ. Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the ’90s) был популяризован термин «дауншифтинг» (downshifting) и само это явление.[5]

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о