Фото гусара – Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-12: humus — LiveJournal

Фото гусара – Фотографии конца ХIX — начала XX века. Часть 6. Армейцы-12: humus — LiveJournal

04.08.2020

Гусарство русского искусства

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,
На нем мундир как солнце блещет,
Под ним дрожит могучий конь
И ментик в воздухе трепещет.

Сверкает сабля и гремит
И сбруя в пене серебрится,
Красуясь, ловко он сидит
И в даль синеющую мчится…

Вот он, — красавицы мечта!
Вот он, — сияющий невежда!
России шаткая надежда,
И блеск, и шум, и пустота!..
Петр Капнист (1848)

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

Очаровательные франты минувших лет… Гусары и кавалергарды.


Слово гусар происходит от венгерских слов husz («двадцать») и ar («подать»). Гусары – это легкая кавалерия XV-XX веков.
История появления гусаров следующая:

В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей – оттуда и пошло слово гусар.
После распада Венгерского королевства в 1540 году гусары начали распространяться по Европе, гусарские войска начали появляться в армиях других стран.

В России гусары появились еще при царе Михаиле Федоровиче Романове и состояли сначала из вербованных немцев и поляков.Только во время правления Екатерины II гусарские части стали почти полностью состоять из русских солдат, а также из русских офицеров. Эта традиция была окончательно закреплена Павлом I и действовала до самого падения империи.При Екатерине II гусарство оформилось как «идеология», которая вошла в русский менталитет и культуру. В те времена в составе гусар начали появляться люди, которые являлись представителями интеллектуальной элиты своей эпохи. Впервые сформировался образ гусара.


0.Л. Кипренский. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Дениса Давыдова 1809 г


Джорж Доу. Денис Давыдов

Образ гусара хорошо знаком и узнаваем. В народной памяти осталось представление о гусарах, как о героях-любовниках, больших любителей женщин (вспомним легендарного поручика Ржевского) , любителей вина (особенно шампанского, пить которое по-гусарски – значит, из горла) и карточных игр.

Кроме этого гусары известны своей отчаянной храбростью, гусарским задором, находчивостью, бесшабашностью и героизмом.
Образ гусара развивали и популяризировали Денис Давыдов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой.
Русскую культуру можно считать вместилищем гусарства. Гусары существовали во многих странах, но ни одна из этих стран (кроме, разве что, родной для гусарских войск Венгрии) не приняла гусарство, как часть национального менталитета так, как это произошло в России.


( художник?)


Мадатов Валериан Григорьевич—(Мадатян Ростом)
Ковалерийский генерал-лейтенант.
Герой Отечественной войны 1812 года. «Русский Мюрат»


. К. Е. Маковский. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А. Бобринского.1879 г.

К Отечественной войне 1812 г. в России насчитывалось 12 гусарских полков, а к 1833 – 14 гусарских полков, а также 2 гвардейских.
В 1882 году было решено переименовать гусарские полки в драгунские. После этого в России из гусарских полков осталось только 2 гвардейских.
В 1910 г., через несколько лет после поражения России в русско-японской войне царь Николай II восстановил гусарские полки, их прежние названия и форму, чтобы «возродить» дух Русской армии. Таким образом, на 1914 г. всего существовало 18 гусарских полков, не считая двух гвардейских.


П. Е. Заболотский. Портрет корнета Клястицкого Гусарского полка Н. А.Томилова. 1837 г.


А. Клюндер. Портрет полковника лейб-гвардии Гусарского полка Н. И. Бухарова.1838 г


(художник?)


Неизвестный художник. Портрет корнета Владимирского уланского полка.Около 1832 г.


Александр Аверьянов. Русский гусар.


Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 г. 1900-е хромолитография


Гусары в бою. Художник Виктор Болтышев

осле 1917 года возникло несколько полков Красных Гусар. Командиром одного из них был избран  унтер-офицер 13 Нарвского полка С. Д. Фандеев. Красные гусары особенно отличились летом 1919 года, когда Советская республика боролась с войском адмирала Колчака. Боевой путь полка пролёг по прикамским и уральским степям, от Уржума и реки Вятки до города Ялуторовска и реки Исеть.

1-й Красногусарский полк, он же полк «Красные гусары», командир С.Г. Фандеев

ходил в состав 30-й стрелковой дивизии, Сводного кавалерийского отряда (конной группы) Томина 3-й армии Востфронта, 10-й кавдивизии 3-й армии (1-й Рев. Армии труда), 10-й кавдивизии 3-го конкорпуса Гая Запфронта, в числе последних перешел  немецкую границу и был интернирован.

Тому предшествовали жаркие бои, когда красные конники пытались прорваться к своим товарищам. Комиссар Стального кавполка, воевавшего бок о бок с гусарами, писал в своём дневнике в период жарких боёв с белополяками: «Гусарские фуражки краснеют за валом, их сабли блестят, как молнии, в воздухе, треск пулеметов по временам сменяется залпами, и мы несемся вперед, туда, где вход в Варшаву-Плоцк».

Кавалергарды, век не долог…

«Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов.

Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою честь и славу снискал он на полях сражения, обесмертив себя в сражениях под Аустерлицем, Бородино, Фершампенуазом,а многие офицеры-кавалергарды послужили России и на мирном поприще.


Неизвестный художник. Портрет обер-офицера Кавалергардского полка М.С.Храповицкого. 1809


М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827


Штемберг В.К. — Портрет корнета Кавалергардского полка графа Д. А. Шереметева


Зичи М. Кавалергардская атака.Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского Императора Вильгельма I.

Впервые кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почётного конвоя императрицы Екатерины I, в день её коронования. Сам Петр I стал капитаном кавалергардии, офицерами числились генералы и полковники,капралами —подполковники, а 60 человек рядовых были выбраны из обер-офицеров,причём,по свидетельству современников, «из всей армии самые великорослые и видные».


Кавалергард

Весь XVIII век это воинское формирование много раз видоизменялось: то распускалось, то рождалось вновь, — но всегда оставалось самым элитным и привилегированным полком русской армии, комплектовавшимся в основном из высшей аристократии.

Вчитайтесь в их имена: Ягужинский, Меньшиков, Бутурлин, Трубецкой, Воронцов, Шувалов, братья Орловы, Потёмкин-Таврический. Такое ощущение, что перед нами — история России того времени!

Получается, кавалергарды делали русскую историю?
Или наоборот: те, кто делал историю, стремились примерить мундир этого блестящего полка?

Как бы там ни было, кавалергарды всегда сохраняли статус сугубо русского формирования и даже в периоды наиболее сильных европейских влияний не превращалась в наёмное войско иноземных телохранителей, как это часто практиковалось в той же Европе.
Русские кавалергарды, что в дословном переводе значит «всадники-хранители», были не только личной охраной государя императора,но понимали свой долг шире — служение России, защита всего государства.


А.И. 3ауервейд. Обер-офицер Кавалергардского полка. 1820-е гг.


В.Ф. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. 1853.

Картина, выполненная по заказу Николая I для подарка офицерам гвардейского Конного полка, была первым живописным полотном на тему 14 декабря 1825 г. Главное внимание в ней, естественно, уделено изображениюверных императору войск и прежде всего — Конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, именно так стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Муштра десяти послевоенных лет сделала свое дело — конногвардейцы, покорные приказу Николая I, атаковали в этот день своих собратьев — солдат-декабристов, руководимых противниками рабства и самодержавия. На первом плане — карьером возвращающийся во дворец придворный берейтор, отвозивший Николая I другим частям, спешит на площадь для подавления восстания.


А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Конного полка А.А. Вонлярлярского.1852 г


Бородино.Кавалергарды в бою. Художник Виктор Болтышев


Раненный кавалергард. Художник Ю.А. Аверьянов


К. П. Брюллов (?). Портрет генерала Оренбургского казачьего войска В. Л. Перовского.
Конец 1830-х гг.


Командир Кавалергардского полка Николай Николаевич Шипов-старший.
Изображён в дворцовом парадном мундире (белый колет и поверх него красная суконная кираса-супервест)
Картина Ф. В. Сычкова, 1895 год,Государственный Эрмитаж


А.И.Гебенс.Группа офицеров и солдат Кавалергардского Ея Величества полка.

Неразделима история полка и с именами декабристов — героев и мучеников 14 декабря 1825 г. Около 30 офицеров-кавалергардов оказались причастны к восстанию на Сенатской площади.


Декабрист Анненков Иван Александрович — поручик Кавалергардского полка

Мирные будни гвардейцев продолжались на протяжении ста лет. Жизнь шла своим чередом: менялись полковые командиры, приходили и уходили офицеры, изменялась штатная структура и наименование. С 1894 г. полк именуется Кавалергардским Ее Величества государыни императрицы Марии Федоровны. Кавалергарды украшали своим присутствием парады и императорские смотры и по-прежнему несли службу при дворе.


( художник?) Иван Александрович Муравьев.
Сын декабриста А. Н. Муравьева, родился в ссылке родителей в Иркутске. Служил в кавалерии; с 1849 корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, с 1851 поручик, в том же году за причастность к дуэли переведен в Нарвский гусарский полк; с 1853 в лейб-гвардии в Драгунском полку, с 1854 снова в Нарвском гусарском с чином ротмистра. С 1857 адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, с 1858 майор.

Такое придворное существование продолжалось до трагического лета 1914 г. Маховик Первой мировой уже начинал раскручиваться. 21 июля в казармах на Шпалерной улице Петербурга был отслужен напутственный молебен, и ночью первый эскадрон кавалергардов уже грузился в вагоны на Варшавском вокзале. По прибытии на фронт гвардейцы вошли в состав правой группы армейской конницы 1-й русской армии и вскоре участвовали в разведке боем за пограничной рекой Ширвинт.

Однако свой первый в череде грядущих сражений настоящий бой Кавалергардский полк принял 6 августа 1914 г. у деревни Каушен. В атаку на противника кавалергарды пошли конным строем, но немецкая артиллерия поставила мощный огневой заслон.
Тогда корнет Веселовский крикнул солдатам: «Кавалергарды галопом не отходят!». Этих слов оказалось достаточно, чтобы спешившись, гвардейцы снова пошли на противника. Впереди цепей с обнаженной шпагой шел командир полка генерал-майор князь Александр Долгоруков.
По дорогам Первой мировой войны полк пройдет от Августовских и Козлово-Рудских лесов до Варшавы, Петракова и Свенцян, несколько раз сменит свою подчиненность, что порой не поддавалось никакой логике.
5 марта 1917 г. в полк пришла телеграмма об отречении императора. Больше гвардейцам воевать не пришлось — в стране начинается революция…

Источник

P.S. И еще из истории.  Указа по случаю званого вечера в Польше:

«ПРИКАЗЪ По Суздальскому Мушкатерскому полку Ковно 20 августа 1807 г. N372

По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее: Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ.

Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера.

Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло.

Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки.

По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать.

Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать.

Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать.

Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться.

Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть. После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.

При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру. «


на картинах, в стихотворениях, в фильмах и в песнях.

Козьма Прутков, сам отставной гусар, как-то сказал: «Хочешь быть красивым, поступи в гусары». И действительно, офицерская форма этого рода войск была самой ослепительной. Яркий след оставили гусары и в других видах искусства страны — помимо мужской моды, став символом истинного молодечества. Для «Культура.РФ» гусар изучала Софья Багдасарова.

Холст, масло

Золотой век русских гусар, он же золотой век русской культуры, — первая треть XIX века. Именно эпоха Наполеоновских походов и последующие годы, когда продолжали увековечивать подвиги ее героев, подарила нам самые запоминающиеся визуальные образы.

Например, портрет гусара Давыдова кисти Ореста Кипренского — один из самых знаменитых мужских портретов в русском искусстве. Раньше считалось, что на нем запечатлен поэт Денис Давыдов, но позже ученые определили, что это его кузен Евграф. Забавно, что портрет, изображающий другого известного гусара-писателя, Чаадаева в офицерской форме, тоже в итоге оказался портретом двоюродного брата-тезки.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

О. Кипренский. Портрет Евграфа Давыдова. 1809

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

Неизвестный художник. Портрет П. Чаадаева. 1815

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 1

Д. Доу. Портрет В. Мадатова. 1820-е

Череда блестящих офицеров проходит перед нами в «Военной галерее» Доу. Как раз про них Марина Цветаева писала в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (позже — песне в фильме Рязанова): «вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» И пусть мы уже с трудом вспомним их подвиги — мужественные лица и красочная униформа завораживают.

В батальной живописи XIX–ХХ веков гусары всегда истинное украшение исторических картин о 1812 годе. Особенно их стремительность удавалась изящному Николаю Самокишу. А вот полотна, посвященные гусарам последующих поколений, например времен разгона польского восстания при Николае I или военных действий второй половины века (когда поменялся покрой формы), на взгляд современного зрителя все же не так поэтичны.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

В. Мазуровский. Дело при селении Телише в 1877 году. 1888

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

Н. Самокиш. Лейб-гусары. 1904

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 2

Н. Самокиш. Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 года. 1900-е

Бумага, чернила

Из гусарских офицеров вышел целый ряд писателей. Самым знаменитым гусаром из поэтов был Денис Давыдов, а самым знаменитым поэтом из гусар — Лермонтов. Впрочем, ведь и Гумилев был гусаром. Прежде чем пойти по дипломатической части, в гусарском полку отслужил Грибоедов. Поэтом был ротмистр Ахтырского гусарского полка Лев Панаев. Сборник «Песни гусара» в 1917 году выпустил корнет Изюмского полка Андрей Балашов, впоследствии — однорукий белоэмигрант. Из его сослуживцев по тому же полку стихами баловался полковник Анатолий Гольм. А ведь были еще и прозаики — Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, кавалерист-девица Надежда Дурова…

Но стихов, написанных про гусар штатскими, намного больше. Самые блестящие — от поэтов современников и друзей Давыдова: это Пушкин, Вяземский, Баратынский, Батюшков, Жуковский, Федор Глинка, Николай Языков, Петр Капнист. Как и шампанское, гусары стали символом легкомысленного веселья. В огромной степени этому способствовал Денис Давыдов — найдя свой литературный образ, он намеренно культивировал в своих стихах «гусарство», разгул, гулянки и пьянки. Благодаря его влиянию это бунтарство и молодечество стали типологическими.

В его очах горит огонь,
На нем мундир как солнце блещет,
Под ним дрожит могучий конь
И ментик в воздухе трепещет.
Сверкает сабля и гремит
И сбруя в пене серебрится,
Красуясь, ловко он сидит
И в даль синеющую мчится…
Вот он, — красавицы мечта!
Вот он, — сияющий невежда!
России шаткая надежда,
И блеск, и шум, и пустота!..

Так образ лихих военных стал неотъемлемой частью культурного кода России — культуры, в общем сдержанной, лишь изредка позволяющей себе отдушины буйства (и всегда — в конкретных рамках: цыганщина, казачество, гусарство). Если лихие военные — то обязательно гусары! Поэтому, если сначала Мандельштам напишет «…улыбаются мещанки, / Когда уланы после пьянки / Садятся в крепкое седло…», то в следующей версии стихотворения он заменит «улан» на более органичных «гусар».

В русском языке рождается уникальный глагол «гусарить». Если в прозе появляется персонаж-гусар, от него мы сразу ждем эксцессов: герой пушкинской «Метели», готовый венчаться с кем попало, Дорохов из «Войны и мира», привязывающий городового к медведю, отец и сын из «Двух гусар» Льва Толстого… Наконец, штамп выворачивается наизнанку у Ильфа и Петрова с их «гусаром-схимником».

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

Неизвестный художник. Портрет Н. Дуровой. 1810-е

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

А. Орловский. Денис Давыдов. 1814 (литография)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 3

П. Заболотский. Портрет М. Лермонтова. 1837

Гитара, струны

Романтизации образа способствовали и песни — сначала на стихи того же Давыдова, потом его младшего современника Пушкина, который по-юношески был им очарован. Потом появились романсы малоизвестных авторов — «народные» и поэтому совершенные своей простотой: «Когда я пьян, а пьян всегда я!» («Александрийский лейб-гусар»), «Скатерть белая залита вином, все гусары спят беспробудным сном» и т. п.

Этот хрестоматийный образ гусара использовали и советские барды, в том числе Галич, Окуджава, Митяев, Берковский, Ким, писавшие как для самостоятельного исполнения, так и для саундтреков советского кино. В музыке их никогда не призывают к смерти на поле боя, только к празднику жизни. Вот, «Пей, гусар!», поют в ленте «Крепостная актриса». И даже в экранизации переводной оперетты «Принцесса цирка», сюжет которой в принципе к гусарам отношения не имеет, самый залихватский номер оказался, разумеется, гусарским: «Эй, гусар! / …Время летит, забывать о том нельзя, / Надо прожить нашу молодость не зря».

Пленка, камера

Кинематограф ХХ века сделал больше всего для распространения ходульного образа. Именно оттуда в анекдоты ворвался поручик Ржевский, впервые возникший в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», но прославившийся благодаря ее экранизации «Гусарская баллада» 1962 года. Прототип главной героини — гусар Надежда Дурова; есть там и командир партизан Давыд Васильев, чей образ основан, понятное дело, на Давыдове.

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «Гусарская баллада» (1962)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «Сватовство гусара» (1979)

Гусарство русского искусства: Гусары в картинах, стихах и кино. Галерея 4

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980)

Затем последовал полный прекрасной музыки рязановский фильм «О бедном гусаре замолвите слово» и биография Давыдова «Эскадрон гусар летучих», легкие комедии «Сватовство гусара» и «Старинный водевиль» (оба по дореволюционным пьескам). В национальной мифологеме гусары оказываются символом радости, буйства, веселья и мужского начала, эквивалентом мушкетерам — недаром Михаил Боярский так славно смотрится в кивере и доломане.

Война и мир

Историческое

1965

468 мин

Гусарская баллада

Комедия

1962

91 мин

О бедном гусаре замолвите слово

Комедия

1980

76 мин

1905-1917. Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк: humus — LiveJournal

1900-е. Группа офицеров-гусар полка
1. 1900-е. Группа офицеров-гусар полка

1900-е. Группа офицеров-гусар полка
1. 1900-е. Группа офицеров-гусар полка

1905. Великие князья, генералитет на параде полка перед Екатериненским дворцом. 21 апреля
2. 1905. Великие князья, генералитет на параде полка перед Екатериненским дворцом. 21 апреля

1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля
3. 1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля

1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля
4. 1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля

1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля
5. 1905. Караул гусар у здания Екатерининского дворца. 21 апреля

1905. Развод караула лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка на плацу перед Большим Екатерининским дворцом. 21 апреля
6. 1905. Развод караула лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка на плацу перед Большим Екатерининским дворцом. 21 апреля

1905. Развод караула полка на плацу перед Екатерининским дворцом. 21 апреля
7. 1905. Развод караула полка на плацу перед Екатерининским дворцом. 21 апреля

1909-1913. Группа офицеров-гусар в карауле у здания Екатерининского дворца.
8. 1909-1913. Группа офицеров-гусар в карауле у здания Екатерининского дворца.

1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца
9. 1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца

1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца
10. 1909-1913. Караул гусар у здания Екатерининского дворца

1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая
11. 1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая

1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая
12. 1909. Император Николай II со свитой и членами императорской фамилии у Екатерининского дворца во время церемониального марша лейб-гусар на параде полка. 15 мая

1909. Императрица Александра Федоровна с дочерьми в коляске у Большого Екатерининского дворца во время парада лейб-гвардии Гусарского его величества полка. 15 мая
13. 1909. Императрица Александра Федоровна с дочерьми в коляске у Большого Екатерининского дворца во время парада лейб-гвардии Гусарского его величества полка. 15 мая

1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая
14. 1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая

1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая
15. 1910. Гусары с полковым штандартом и с охраной на параде полка. 15 мая

1910. Император Николай II  и командир полка флигель-адъютант, полковник В.Н.Воейков с сопровождающими их лицами у Екатерининского дворца на параде полка. 15 мая
16. 1910. Император Николай II и командир полка флигель-адъютант, полковник В.Н.Воейков с сопровождающими их лицами у Екатерининского дворца на параде полка. 15 мая

1910. Император Николай II проезжает по фронту выстроившихся на парад у Екатерининского дворца гусар нестроевой команды. 15 мая
17. 1910. Император Николай II проезжает по фронту выстроившихся на парад у Екатерининского дворца гусар нестроевой команды. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
18. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
19. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
20. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая
21. 1910. Полк лейб-гусар проходит церемониальным маршем на параде мимо императора Николая II. 15 мая

1912. Группа бывших командиров лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Сидят слева направо барон Ф.Е.Мейендорф, граф И.И.Воронцов-Дашков, великий князь Николай Николаевич, князь С.И.Васильчиков. Стоят слева генерал В.Н. Воейков, в центре - князь П.
22. 1912. Группа бывших командиров лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (сидят слева направо): барон Ф.Е.Мейендорф, граф И.И.Воронцов-Дашков, великий князь Николай Николаевич, князь С.И.Васильчиков; стоят: слева генерал В.Н. Воейков, в центре — князь П.Н.Енгалычев.

1912. Лейб-гвардии Гусарский его величества полк проходит маршем мимо императора Николая II и германского принца Фридриха-Вильгельма. 7 мая
23. 1912. Лейб-гвардии Гусарский его величества полк проходит маршем мимо императора Николая II и германского принца Фридриха-Вильгельма. 7 мая

1912. Подразделения лейб-гвардии Гусарского его величества полка на параде войск в Царском селе. 7 мая
24. 1912. Подразделения лейб-гвардии Гусарского его величества полка на параде войск в Царском селе. 7 мая

1913. Генерал-майор, адъютант его величества, командир Гусарского полка Владимир Николаевич Воейков
25. 1913. Генерал-майор, адъютант его величества, командир Гусарского полка Владимир Николаевич Воейков

1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля
26. 1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля

1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля
27. 1913. Дворцовый караул полка у здания Екатерининского дворца. 22 апреля

1913. Хор трубачей полка
28. 1913. Хор трубачей полка

1913. Церемониальный марш молодых солдат призыва 1912 года на параде полка перед Екатериненским дворцом
29. 1913. Церемониальный марш молодых солдат призыва 1912 года на параде полка перед Екатерининским дворцом

1913. Эскадрон и хор трубачей полка в пешем строю
30. 1913. Эскадрон и хор трубачей полка в пешем строю

1916-1917.  Офицер Гусарского полка Фредерикс .
31. 1916-1917. Офицер Гусарского полка Фредерикс .

Чины Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка со своим шефом Е.И.В. Николаем II.
32. Чины Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка со своим шефом Е.И.В. Николаем II.


московские гусары.: oleggg888 — LiveJournal

В 1576 г. фламанский гравер де Брюн создал альбом, где были изображены 76 всадников разных народов. В том числе московиты… Хотя тогда начался закат эры копейщиков, именно копейщики были любимыми персонажами… И эти изображения московитов, ныне популярных, нужно рассматривать в контексте всего альбома
Московиты
нарисованы в двух вариантах.







Основным источником явно был творчески переработанный Герберштейн — характерные «тегиляи» у всех всадников, кроме воеводы и царя, месяцевидный топор, приобретший особо зверский вид кистень у воеводы вместо булавы. Воеводе и царю для солидности щедро дали «турецкие» перья. Один всадник просто несколько переработанный всадник у Герберштейна. Источник на «гусар-московитов» на самом деле у художника мог быть «авторитетный» — сам великий энциклопедист Павел Иовий, который записал создал описании Московии на основе бесед с русским послом, но при этом использовал свой «багаж знаний» античных историков (это хорошо видно на географических описаниях) и сведений о Восточной Европе. Соответственно о вооружении русских всадников он записал: «Конница их ведет борьбу заостренными копьями, железными булавами и стрелами; только немногие имеют сабли. Тело у них защищено круглыми большими щитами, как у Азиатских Турок, или маленькими, изогнутыми и угловатыми, наподобие Греков, а также бронёю, на голову же они надевают пирамидальный шлем»… То что это не соответствует реальности, известные по документам и другим источником объясняется тем, что краткие слова о схожести вооружения русских с вооружением других восточноевропейцев эрудит расширил своими знаниями (это отдельная тема разговора). Два варианта гусара в шлемах полностью соответствует этому описанию (тарч, копье, булава, саадак, сабли нет — у одного длинный нож)… Второй вариант гусара приближен к сведениям Герберштейна (тоже ноже вместо сабли, секира, шапка с меховой опушкой, также известная по гравюрам у Г. — во втором случае основательно «переосмысленная»)…

Любовь художника к «гусарам» показывает и то, как он изобразил индийского всадника

Для сравнения нужно вначале посмотреть на литвинов
.

Видим что литвины представлены именно гусарами, хотя один совмещает образ гусара и казака (реально такие комплексы были редкими).

Дальше смотрим на венгров

валахов

польских гусар

прочих польских всадников — музыкантов и офицеров




мамелюки

дели

разного рода турецкие военачальники



ну я для понимания стиля художника турецкий сипах

Видно, что «гусары» очень полюбились автору. Можно видеть топорик-алебарду, которые художник давал всадникам разных народов. Бросаются в глаза обилие пышных перьев. В целом образы всадников переплетаются. Хотя автор некоторые особенности у разных народов выдерживал четко. Так обычно у «гусара» сапоги с каблуками и шпорами и мундштучная узда. У московитов и литвина-казака-гусара обычная уздечка, сапоги без каблуков и шпор, а у второго литвина сапоги со шпорами, но без каблуков, и уздечка трензельная, а не с классическим мундштуком.

Сама по себе попытка охватить столь широкий спектр народов предопределяет многие неточности и условности. Автор не мог сам рисовать все с натуры — в основном пользовался рисунками разных художников, не брезгуя «творческим переосмыслением» деталей и смешивая их между собой… В результате реальность сильно исказилась, и как самостоятельный источник этот альбом не может использоваться.

Есть в этом альбоме рисунок татарина.


образ явно переплетается с описанием Герберштейна джигитующего московита. И зверский кистень — очень характерный штрих.

в связи с «гусарами-московитами» нельзя не вспомнить гравюру вид Гродно Гравюра сделана в 1568 г. в Нюрберге с рисунка, сделанного в период прибытия посольств в июле 1567 г. Однако насколько «с натуры» были нарисованы московиты — неясно. Все-таки это в первую очередь панорама города (Неман, кстати, течет не в ту сторону). Московиты от литвинов отличаются (например шапками), но в целом они похожи (что, в принципе, соответствует реальности)… Изображение привлекает гусарскими тарчами и копьями у московитов. А саадаков не видно. Замечу ещё что у них ещё мунштучная узда… С повозками также вопросы. Слишком много «уникальностей» при том, что документальность зарисовки не отмечена.

ГУСАРСКИЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ (часть ІІ): picturehistory — LiveJournal



Потомки «бессмертных гусар»
Общеизвестно, что после Октябрьского переворота в Петрограде некоторая часть кавалеристов 5-го гусарского Александрийского полка решила перейти на сторону советской власти. Однако, начиная с 1920-х годов и заканчивая нашими днями, вокруг вновь сформированной красногусарской части возникло столько мифов и легенд, что приходится только разводить руками.

Летом 1917 г. александрийские гусары героически сражались на Северном фронте, героически прикрывая отход русских войск, оставлявших Ригу. Затем полк очутился в районе Пскова, где его и застал Октябрьский переворот. Большая часть полка во главе с офицерами отправилась в тыл для демобилизации.

Вольноопределяющийся 5-го гусарского Александрийского полка А.А. Петровский повествовал о демобилизации родной части следующим образом:«Командир нашего полка полковник Александр Николаевич Коленкин до конца выполнил свой долг. Раздав имущество и деньги последним солдатам, он отвёз в Петроград остатки казны и боевой штандарт полка и сдал их в штаб округа (Об этом рассказал мне П. Потоцкий, знавший Коленкина, который и обратился к нему за советом — куда сдать штандарт). Многие солдаты-гусары разъехались по домам, добрались и до Самары и на станциях жел. дорог в феврале 1918 г. можно было встретить александрийцев в черных доломанах (двух солдат-армян я встретил даже в Баладжарах под Баку)».

Следует отметить, что А.А. Петровский, по его собственному признанию, уехал из полка где-то в начале сентября 1917 г., а потому знал о демобилизации александрийцев лишь со слов своих сослуживцев. К сожалению, А.А. Петровский не акцентирует внимания на выдаче александрийцам перед демобилизацией их парадной гусарской формы, хотя из мемуаров это и так ясно.

Последующую историю полка Петровский пересказывает по мемуарам унтер-офицера александрийца В.Д. Крюченкина (будущего генерал-лейтенанта Советской армии), причём, делая свои предположения, совершает две грубейшие ошибки, которые сбили с толку уже не одного исследователя. Так, автор рукописной истории александрийских гусар утверждает: «Отряд пополнился добровольцами 5 кав. див. в основном из нашего полка, в числе 550 сабель и образовал «Красно-гусарский революционный полк». Его командиром стал (избран) унт.-офицер Иванов, а помощником — один из двух оставшихся офицеров-александрийцев и служивших Родине до конца поручик Константин Ушаков».

В мемуарах Крюченкина, на которые ссылается Петровский, о «Красно-гусарском революционном полку» и том, что в его состав влились добровольцы из прочих полков 5-й кавдивизии, нет ни слова. В.Д. Крюченкин просто пишет, что из 5-го гусарского Александрийского полка выделился 4-й красногвардейский отряд, который вобрал в себя всех остававшихся на фронте гусар (и только их). В том числе и задержавшегося по каким-то причинам после отъезда офицеров-александрийцев поручика Ушакова. Отряд этот сначала был переброшен в район Череповца — на борьбу с антисоветскими отрядами, а затем в Москву.


Командиры 3-й кавбригады Кочубея. Ставрополье, 1918 год. Командир справа — в красном ментике.Таким образом, А.А. Петровский, видимо, дофантазировал факт о вливании в отряд добровольцев из других полков 5-й кавалерийской дивизии. Тем более, доподлинно известно, что группа каргопольских драгун (куда входил будущий Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский) влилась самостоятельной частью в состав РККА.

Следующая ошибка А.А. Петровского, допущенная им при пересказе мемуаров Крюченкина, вполне возможно, сделана преднамеренно — дабы скрыть тёмное пятно на «чести полка»: «И вот этот «4 красногвард. гусарский отряд» был двинут в 1918 г./III под Череповец, где действовал против контрреволюционных банд. Затем отряд был отправлен весной 1918 г. на Восточный фронт, где начиналась гражданская война. По дороге сделали остановку в Москве, где пополнили вооружение и снаряжение и получили полную гусарскую форму».

Вот это дополнение Петровского про «полную гусарскую форму» уже сбило не одного исследователя с толку. Ведь в Москве до войны располагался лишь 1-й гусарский Сумской полк, чью форму, по логике Петровского, и мог получить отряд. Но никакой формы александрийские гусары в Москве не получали.

Вот что свидетельствовал Крюченкин: «Вскоре после этого отряд направили на Восточный фронт. По дороге в район боевых действий мы сделали на три дня остановку в Москве. Пополнили боекомплекты, помылись, почистились, дали отдых лошадям — и тронулись в путь.
<…>
На пути к Оренбургу отряд встретился со взбунтовавшимися чехословаками, но мятежники пропустили нас, приняв, очевидно, за белых, ибо все мы были в гусарской форме, хотя и без царских знаков различия. В те времена хорошо одетый красногвардейский отряд был редкостью, и мы довольно удачно воспользовались нашим презентабельным видом. В противном случае отряду вряд ли удалось бы проскользнуть сквозь вражеское окружение.
Правда, когда мы прибыли на место, на какой-то разъезд в двенадцати километрах от Оренбурга, наша щёгольская униформа возымела обратное действие: красные не хотели принимать нас за своих.
Отряд прибыл на разъезд, Оренбург был на осадном положении. Начальник гарнизона Курач, он же командир сводного красногвардейского отряда города, с которым мы связались, наотрез отказался впустить нас в Оренбург. Мотивировка одна: судя по обмундированию, вы не те, за которых себя выдаете.
<…>
Наш внешний вид — гусарские доломаны, новые сёдла, сытые красивые кони — всё это огорчило членов делегации. И, вернувшись в город, они в один голос заявили Курачу: нет, отряд не красный. Что отряд действительно революционный, убедились только после телеграфного запроса в Реввоенсовет. Сейчас эта история может показаться бюрократической канителью, а в то время излишняя предосторожность не мешала, тем более что обстановка ежечасно менялась, менялись и власти, а значит могли быть всякие неожиданности. Мы хоть и ворчали, обижались, но в душе чувствовали: Курач прав»
.

Но это еще далеко не вся путаница, которая выпала на долю бывших александрийцев в составе РККА. В 1928 г. в Мерве вышла книга «Бои и будни. Краткий исторический очерк 8-й Отдельной Туркестанской Кавалерийской бригады». Книга эта начинается словами: «1 апреля 1918 года в г. Симбирске формируется 1-й Симбирский Кавалерийский полк, который 13 сентября того же года присоединяется к 2-му Симбирскому кавполку и этим самым создаётся бригада, первым начальником которой назначается т. Пальмгрен, ныне умерший.
Командиром 1-го кавполка стал бывший корнет-александриец Константин Ушаков, а сам полк был сформирован из отряда, куда входили бывшие гусары. Что же касается командира бригады Юрия Наумовича Пальмгрена — то он был кадровым офицером 16-го гусарского Иркутского полка»
.

В 2004 г. в Ростове-на-Дону вышла книга о том же кавалерийском соединении, только там утверждается, что полки были сформированы в апреле 1918 г. в Саратове и названы Саратовскими.

Совершенно очевидно, что авторы современного издания ошиблись и перепутали части. 1-й Саратовский кавалерийский советский полк действительно существовал. И он действительно был сформирован весной 1918 г. Но к интересующему нас формированию он никакого отношения не имел. 22 июля 1918 г. органы ЧК вскрыли в полку заговор, после чего он был основательно «почищен». Позднее полк был снят с Уральского фронта и переброшен на Южный. Здесь полк вошёл в состав сначала кавалерийской бригады 36-й стрелковой дивизии, а затем — 2-й кавалерийской дивизии.

Интересующая нас Симбирская кавбригада прибыла на Уральский фронт взамен выбывшего на Южный фронт Саратовского полка. По-видимости, из-за этого и возникла путаница. В начале 1919 г. из-за больших потерь бригада была сведена в Симбирский кавалерийский полк. Но уже в марте в Самаре из кадра, выделенного из Симбирского кавалерийского полка, формируется 2-й кавполк. Уже 17 марта 1919 г. оба полка зачисляются в кавалерийскую дивизию Туркестанской армии, которая с 24 марта именуется 3-й Туркестанской кавалерийской дивизией. Впоследствии полки носят номера 13 и 14, причем К.П. Ушаков командует бригадой. Но если 14-й полк становится Туркестанским, то 13-й носил наименование Оренбургского. Именно так его именует в своих мемуарах и будущий генерал-лейтенант В.Д. Крюченкин.


Красноармейцы 1-го Конного Петроградского полка на революционном митинге в честь III Интернационала.В сентябре 1921 г. 3-я Туркестанская кавдивизия была расформирована. 9-я бригада дивизии вливается в 7-ю, а та переименовывается в 7-ю отдельную Туркестанскую кавбригаду (в составе 13-го и 14-го кавалерийских полков). В ноябре 1922 г. бригада становится 2-й отдельной Туркестанской в составе 4-го Актюбинского и 5-го Бенгалинского полков. Ещё позднее эти полки переименовываются в 82-й и 83-й кавалерийские. Но, разумеется, еще с 1918 г. в этих частях уже не оставалось ничего гусарского…

Память о красногусарских полках в РККА
Гибель 55-го Нарвского красногусарского полка и исчезновение гусарского эскадрона им. Володарского не остались незамеченными для молодой Красной армии. В 1920 г. на Южном фронте возник новый Красногусарский полк (он же — Заволжский кавалерийский), о котором мы писали в одном из прошлых номеров (29).

В память о погибших красногусарах 28 сентября 1920 г. был назван гусарским кавалерийский полк 18-й стрелковой дивизии, развёрнутый из 1-го отдельного кавалерийского дивизиона. Сведений о том, чтобы эта часть носила какие-либо гусарские отличия, мы не имеем. К тому же сам полк просуществовал недолго и был расформирован уже в апреле 1921 г.


Красные кавалеристы на Красной Площади.1918 г. Смотр Всеобуча. Наконец, самой последней гусарской частью РККА стал 86-й Новозаволжский красногусарский кавалерийский полк, формирование которого началось 17 июля 1922 г. в составе Отдельной Дальневосточной (затем — 9-й) кавалерийской бригады. Впрочем, эта часть к гусарам решительно никакого отношения не имела. Свое же название полк получил благодаря тому, что Дальневосточная бригада формировалась под руководством бывшего комбрига Заволжской красногусарской бригады Ватмана и из кадра, выделенного из состава этого соединения.

Униформа
Точных сведений о том, что именно носили красногусарские формирования Красной армии, мы не имеем. Разумеется, что ни одним уставом или приказом РККА гусарская форма не регламентировалась. Поэтому в вопросе описания красногусарских частей приходится опираться на описания мемуаристов и уцелевшие фотографии.

Для начала следует вообще упомянуть о судьбе гусарской парадной униформы после начала Первой мировой войны. Значительная часть соединений регулярной кавалерии Российской империи находилась на западных границах, и поэтому их цейхгаузы отправлялись вглубь страны — как правило, в запасные полки. Исключение составляли лишь части, дислоцировавшиеся в центральной части страны. Парадные мундиры этих полков оставались на месте.


Красноармейцы в мундирах Лейб-Гвардии уланского и чакчирах Лейб-Гвардии гусарского полков.После Октябрьского переворота в Петрограде значительная часть полковых комитетов кавалерии потребовала, чтобы им из цейхгаузов на фронт была доставлена полковая униформа — для раздачи солдатам. И солдаты некоторых полков действительно получили свою парадную униформу. В частности, 3-й гусарский Елисаветградский и 5-й гусарский Александрийский полки. Но затем новые большевистские власти запретили выдавать демобилизованным солдатам парадную форму, требуя отпускать солдат только в том обмундировании, которое на них есть. Прочее же считалось народным добром и подлежало изъятию в пользу государства. Исходя из этого, в ходе Гражданской войны гусарская униформа, оставшаяся на складах, могла использоваться враждующими сторонами кем угодно и как угодно.

Из перечисленных выше кавалерийских частей РККА, созданных на базе групп старослужащих солдат Русской армии, лишь 4-й красногвардейский отряд (александрийцы) получил перед уходом с фронта униформу своего полка. Но, разумеется, отряд был маленький, а развёрнутый на его базе новый полк РККА — большой, поэтому имевшаяся у старослужащих парадная униформа очень быстро «yтонула» среди бесцветных шинелей и гимнастёрок.


Неизвестный красный кавалерист в форме гусара. Красные чакчиры, синий доломан, красная фуражка.Нарвский красногусарский отряд, происходящий от остатков 17-го гусарского Черниговского полка, вряд ли имел какие-либо особые отличия в униформе, кроме отдельных элементов. Находясь на Северном фронте, полк не получал из цейхгаузов свою старую униформу. Не могла её получить и та часть бывших черниговцев, которая вернулась к месту довоенной дислокации в Орёл. Сохранилось одно фото кавалериста 17-го гусарского Черниговского полка после его демобилизации: в гимнастёрке с полковым знаком на груди, в чакчирах и сапогах с гусарским розетками. Ношение русских полковых знаков в РККА было исключено, а вот все остальное вполне приемлемо. Поэтому, если Нарвский красногусарский отряд, а затем 55-й Красногусарский полк и имел какие-либо гусарские отличия, то они точно исчерпывались только этими элементами.

Типы красных кавалеристов начального периода. Коллекция А. ВороноваОстается загадкой, откуда у володарцев появились синие доломаны с белыми шнурами, которые описывает P.M. Азарх. Ведь у 14-го гусарского Митавского полка, старослужащие которого стали костяком эскадрона полка им. Володарского, были темно-зелёные доломаны с белыми шнурами. Может быть, мемуарист ошиблась в цвете, а может, володарцы получили гусарскую форму какого-то другого расформированного полка.

2-й кавполк Стальной дивизии В.А. Сергеева, созданный группой старослужащих 18-го гусарского Нежинского полка, на параде в конце 1918 г. представился в парадной униформе именно этой части. Об этом свидетельствует фотография, копия которой ныне хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Украины. Но в архиве это фото атрибутировано неправильно, как парад в Харькове в 1919 г. Но на фото можно узнать командующего 10-й армией, защищавшей Царицын, А.И. Егорова, Л.Д. Троцкого, начальника штаба Стальной дивизии A.M. Беленковича (в черкеске) и самого В.А. Сергеева с характерными усами, восседающего во главе конников.

Несколько слов следует сказать о других кавалерийских формированиях РККА, использовавших гусарскую форму, но не являвшихся «гусарскими». Как уже упоминалось, массово носили гусарские ментики и доломаны в кавалерийских школах РККА.

Кроме них известно ещё одно «негусарское» формирование, носившее парадную форму расформированного в Тамбове 13-го гусарского Нарвского полка. Фотографии юных красных гусар в формах Нарвского полка попадаются в частных коллекциях и на просторах Интернета. Скорее всего, форму нарвских гусар какое-то время носил личный состав 2-го Московского кавалерийского полка 1-й Московской кавалерийской дивизии. Этот полк начал создаваться 23 сентября 1918 г. в с. Перерва в 14 км от Москвы, а с 25 ноября 1918 г. был переведен для формировании в Тамбов. В районе Тамбова полк формировался до мая 1919 г., а затем отбыл на Восточный фронт. Впоследствии полк участвовал в боях на Кавказском фронте, и в январе 1921 г. был расформирован. Первым его командиром был кадровый офицер 3-го уланского Смоленского полка А.К. Геттих, а полковым адъютантом — поручик 2-го лейб-гусарского Павлогорадского полка Е.С. Шейдеман.

Этой статьёй тема красных гусар в РККА далеко не исчерпывается, так как поиск новых фотографий и документов не прекращается, и, полагаем, вскоре, благодаря новым данным, мы сможем существенно расширить и дополнить имеющуюся информацию.

Ярослав ТИНЧЕНКО. Журнал «Старый Цейхгауз». №42, 2011. С.87


Польские гусары

Первые кавалерийские части появились у поляков практически одновременно с появлением польского госсударства. Известны так называемые «Кольчужные дружины» эпохи Мешко I и Болеслава Хороброго (2-я половина X века — начало XI века). Именно благодаря сильной конице Польша вначале не расматривалась рыцарскими орденами Меченосцев (с 1202) и Тевтонов (в Европе с 1226) в качестве целей их восточной экспансии.

У литовцев же до образования Литовского княжества не было тяжелой коницы, а существовали легкие коные отряды, вооруженные дротиками и дубинками. Они, естественно, не могли выдерживать удары тяжелой рыцарской коницы, что и привело к захвату орденами ряда славянских земель и уничтожению славянского племени пруссов как народа.
Не будем останавливаться на дальнейшей истории тяжелой польско-литовской коницы, а перейдем к конице иррегулярной, из которой и развились со временем гусарские подразделения.
Уже в битве под Грюнвальдом важную роль в победе сыграли татарские конные части, своими телами прорвавшие первую линию орденской обороны. Также наемников из числа польских иррегулярных частей и казаков использовали имперские войска во время Тридцатилетней войны.
Во время войн с Швецией (1630-1660) поляки также нанимали иррегулярную кавалерию из числа литовцев, татар, валлахов, сербов и венгров. Шведский фельдмаршал Виттемберг писал:»…они отличные наездники, умеющие быстро пользоваться каждым удобным обстоятельством, но не любящие иметь дело со стройными рядами…». Тем не менее Швеция, не имевшая иррегулярной коницы, не решалась на серьезные боевые действия до получения подкреплений из числа запорожских казаков (1630).
До начала XVI века польская конница состояла из тяжеловооруженных «копейных» рот и легко вооруженных всадников из литовцев, татар, молдован, валахов, сербов и запорожцев.
С созданием Речи Посполитой в результате объединения Польши с Литвой, для контроля над южными и восточными границами понадобились иные формирования, более легкие чем копейные, состоящие из природных конников. Сам проект содержания постоянных отрядов на рубежах Союза назывался Оброна Поточна, а его первым руководителем стал Петр Мышковский. Так появились первые гусарские формирования в Польше. Изначально всадников набирали из инородцев, в большинстве из сербов, а позже из поляков. Гусарские роты делились на копийников и стрельцов. Причиной тому было малое количество тяжелой конницы, выделенное для Оброны Поточной. Следовательно, легкие гусары были вынужденны применять оба вида конной схватки: плотный и рассыпной строй.
На картине «Битва под Оршей» (1514) гусары-копейщики изображены в своеобразных фетровых или меховых шапках, украшенных перьями, или в венгерских шапочках-«магерках». Доспехов, кроме простеганных кафтанов, они не имели и были вооруженны асимметричными щитами-«тарчами», саблями и копьями-«древами».
Позже гусарские формирования распространились по всей Речи Посполитой и образовали легкую коницу, наряду с имевшейся рыцарской. Каждый копейщик или «товарищ» должен был являться на службу в сопровождении нескольких стрелков, называвшихся «пахоликами». Число их могло разниться и иногда доходило до 14 и более. Бывали и такие случаи, когда копийник приезжал в одиночку. Пахолики вооружались за счет товарища, поэтому имели разные виды оружия, включая и огнестрельное.
К середине XVI века необходимость в тяжелых копийных ротах начинает уменьшаться из-за распространения огнестрельного оружия. Но в тяжелой конице, как в таковой, нужда не исчезла. Поэтому пришедший к власти Стефан Баторий (1576-1586), талантливый дипломат и полководец, осуществил давно назревавшую реформу в армии, в частности в кавалерии.
Крылатый гусар, 17 век Популярные среди шляхты гусарские формирования превратились в тяжелую коницу кирасирского образца. В число товарищей стали приниматься состоятельные землевладельцы, имеющие годовой доход не менее 50000 злотых. Как правило, каждый товарищ должен был иметь при себе 4-х пахоликов, но допускались и иные варианты. По поводу вооружения гусара Стефан Баторий давал следующие указания: «…а те солдаты, которые будут служить в гусарах, должны иметь хороших лошадей; выходя на войну, должен он садиться на коня с копьем, в латах, в налокотниках, в шлеме, с коротким ружьем, с саблей, с кончаром или с палашом…» Обычно в бою товарищи облачались поверх доспехов в звериные шкуры. Встречались барсовые, леопардовые, белого или бурого медведя, волчьи, тигровые, рысьи и, надо думать, иных зверей.
Товарищи, а часто и пахолики, надевали своеобразные крылья, сделанные из индюшачьих, орлиных, гусиных перьев. Вначале крылья изготавливали небольшого размера и крепили либо на щите, либо у луки седла, сбоку или сзади. Считается, что во время скачки они издавали неприятный для слуха неподготовленной лошади звук. Те начинали беситься, не подчинялись воле наездника, и, таким образом, конный строй противника разрушался. Позже, к середине XVII века, крылья у гусар увеличились в размерах. Крепились они жестко к спиной части доспехов и нависали над головой кавалериста. Таким образом, в дополнение к сказанному выше, крылья приобрели и другое назначение — они защищали гусара от петли аркана, и от тяжелых травм головы при падении, так как смягчали удар. Другие исследователи полагают, что крылья вместе с доспехами, украшенными шкурами медведя, тигра и леопарда, и длинным копьем, с многоцветными вымпелами на наконечниках, сделанные из перьев орла, лебедя и дикого гуся, должны были деморализовывать противника. В подтверждение этой гипотезы можно привести слова участника битвы при Вене (1683), сравнившего польских гусар, атакующих турецкую армию, с ангелами, спускающимися с небес, дабы покарать безбожников. Согласно одним источникам эта манера украшения доспехов пришла из Азии, после чего и распространилась в странах, ставших частью Турецкой империи. Согласно другим — истоки следует искать в средневековой Сербии.
Пахолики по-прежнему снаряжались за счет гусара и могли быть вооружены самым различным оружием. Роты были различными по численности — от 50 до 120 всадников. В то время, как в Европе постепенно отказывались от копий, в гусарских ротах их по прежнему использовали. Длина копья могла быть от 6 до 6.5 метров и, поскольку всадник, хорошо владеющий таким оружием, доставал врага в рукопашной раньше, чем тот успевал приблизиться на длину клинка, преимущество в этом случае было на стороне гусара. Во многом благодаря этому были выиграны несколько сражений, покрывших гусар славою, таких как бой под Клушино (1610) против шведов и бой с русскими под Чудовом (1660). Кроме копий гусары были вооружены саблей (karabela boyova), прямым мечом 170 см для прокалывания брони (konzerz) и двумя пистолями, находившихся в прикрепленных к седлу кобурах.

Польские гусары

Источник:

Польские гусары

Источник:

Польские гусары

Источник:

Польские гусары

Источник:

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о