Фото абай – Неизвестные факты о самом известном казахе: редкие фото Абая Кунанбаева

Фото абай – Неизвестные факты о самом известном казахе: редкие фото Абая Кунанбаева

02.10.2020

как красавицы жили с великим поэтом – фото личных вещей

Имя Абая Кунанбаева широко известно далеко за пределами Казахстана. Творения великого поэта, просветителя и философа до сих пор не теряют своей актуальности. Однако о личной жизни основоположника казахской письменной литературы знают немногие

У Абая было три жены – Дильда, Айгерим и Еркежан. В те времена в степи было разрешено многоженство. Все три женщины одновременно являлись супругами поэта, но жили в разных аулах.

На Дильде он женился в 15 лет. Брак был заключен по договоренности отцов молодых. Дильда, как и Абай, происходила из знатной семьи. Она родная внучка бия (судьи) аргынского рода — Алшынбая, потомка одного из трех великих судей – Казыбек бия.

Каким был Абай на самом деле

Вторая супруга Абая – Айгерим. Настоящее имя избранницы великого поэта – Шукиман (Шүкіман — «Сладкая как сахар» — примерный перевод). Свое имя Айгерим получила с легкой руки Абая. Юная девушка была настолько красива, что поэт прозвал ее «Луноликой красавицей». Узами брака пара связала себя, когда Абай был в возрасте 30 лет. Между ними было 11 лет разницы. Айгерим была самой любимой женой Абая. В местности, где он повстречал свою возлюбленную, в ее честь назван родник. Айгерим также происходила из знатного рода и является прямым потомком национального героя, защитника казахов от джунгар – Мамай батыра.

Как ссыльные друзья Абая помогли сберечь память о казахском поэте — фото

Третья жена Абая – Еркежан. Изначально женщина была супругой младшего брата Абая – Оспана. После его гибели в 1892 году, по закону аменгерства (древняя традиция казахов, по которой овдовевшая супруга выходила замуж за одного из братьев своего мужа), Еркежан стала женой Абая и прожила рядом с ним последние 11 лет его жизни в урочище Жидебай.

Совместных детей у пары не было. Еркежан воспитывала детей от первого брака. На долю Еркежан выпала участь похоронить членов семьи Кунабаевых – свекра Кунанбая Ускенбаева, своих мужей – Оспана и Абая, а также первых супруг Абая – Дильду и Айгерим. Сама Еркежан похоронена недалеко от Оспана и Абая – в Жидебае. Дильда и Айгерим захоронены вдоль Абайской трассы в местностях Аралтобе и Акшокы.

Как Абай защищал права женщин в степи

Две первые жены родили Абаю 10 детей, от них появились 19 внуков и 13 правнуков. Девять из них участвовали в Великой Отечественной войне и только двое вернулись на Родину.

Sputnik Казахстан предлагает посмотреть фото личных предметов, принадлежавших женам классика, и лучше узнать, как жила семья Кунанбаевых.

Платье абайя – фото мусульманских женщин в абайя

Постоянные читатели Милитты знают мою тягу к духовности, а соответственно к религиям. Я исповедую одну религию, но уважаю все религиозные взгляды, за исключением идей деструктивных сект. Посему Милитта снова и снова возвращается к нарядам исламских женщин.

Сегодня мы посмотрим различные образы женщин в арабском платье абайя.

Бытует мнение, что арабские страны лишь недавно стали купаться в роскоши, когда у них появилась нефть, а до этого они всегда жили в нищете и даже не задумывались о красивых платьях и иных нарядах. На самом деле это неверно. Арабский мир всегда любил роскошь. Вспомним времена крестовых походов, когда европейские рыцари занимались разграблением восточных городов. Рыцари вывезли множество богатств и роскошных тканей, благодаря чему европейские женщины стали одеваться намного нарядней.

Спустя несколько столетий в Европе, а затем и в США стала стремительно развиваться наука и технологии, благодаря чему западный мир стал аккумулировать все богатства мира, выгребая из своих колоний все ресурсы и ценности, благодаря чему удалось создать, так называемый, европейский образ жизни и американскую мечту.

В XX веке нефть стала источником энергии и богатства. Это стало счастьем и ключиком в светлое будущее для некоторых стран Востока. В арабских странах начали добывать нефть, и в пустынях стремительно выросли новые города, с небоскребами и торговыми центрами. А большинство арабских женщин снова получили возможность носить роскошные наряды.


Арабское платье абайя

Платье абайя для женщин исповедующих ислам

Многие мусульмане негативно относятся к фотографии и тем более фотографиям женщин. Только богатство никогда не приходит одно — вместе с деньгами в арабский мир пришли интернет, современные технологии и желание людей иметь как можно больше свободы, ведь чем ты богаче, тем меньше хочется себя в чем-то ограничивать, тем меньше ты нуждаешься в Боге.

Такова правда жизни — чем богаче и по — мирскому умнее человек, тем меньше он нуждается в Боге, ведь с помощью денег и знаний можно не только купить спортивную машину и удовольствия, но и поворачивать реки, строить целые острова.

Поэтому мы имеем возможность созерцать множество фотографий женщин, исповедующих ислам в роскошных нарядах, которые сами выкладывают свои фото в социальные сети и блоги.


Арабское платье абайя

Просмотрев много фото, можно прийти к выводу, что основной цвет платья абайя — черный цвет. Почему черный? В реалиях теплых стран черный цвет не самый лучший. В платье абайя черного цвета будет намного жарче, нежели в платье белого цвета.

При этом арабские мужчины одеваются большей частью в одежды белых цветов.

Глядя на такое распределение цвета, многие высказывают мысль – будто жестокие арабские мужчины специально заставляют своих женщин надевать черные наряды, дабы они страдали от солнца.

В реальности все иначе и многие историки и просто мудрые люди утверждают следующее…

В давние времена в восточных странах между племенами часто происходили сражения, и большинство нападений совершалось в ночное время. В такой ситуации, женщина, одетая в черное платье абайя могла ускользнуть незамеченной. А мужчины, одетые в белое, были на виду и бесстрашно сражались.

Вот такая причина черного окраса платьев абайя.


Арабское платье абайя

Современное платье абайя может быть простым, а может иметь роскошный декор, все зависит от отношения женщины и ее мужа к моде и исламу. Кто-то придерживается строгих правил, выбирая самые простые одежды, а другие не могут отказаться от роскоши. Посему и происхождение платьев различно, одни женщины шьют абайя самостоятельно, другие покупают готовое платье, а для кого-то стараются лучшие дизайнеры.

В зависимости от религиозности и восприятия Бога, платье абайя носят по-разному. Истинные мусульманки носят абайя с платком или даже с никабом. А семьи, где ислам приобретает так называемую светскую форму, воспринимают абайя просто традиционной одеждой, и тогда это платье может носиться без платка.

Неизвестные факты о самом известном казахе: редкие фото Абая Кунанбаева

Абай Кунанбаев является самым известным казахом во всем мире. Что оставил в наследие великий поэт и мыслитель — смотрите в фотоленте Sputnik Казахстан

Именем Абая Кунанбаева названы города, улицы, музеи и театры. Творчество великого мыслителя до сих пор не теряет своей актуальности и будоражит сердца миллионов. Однако в истории великого поэта много белых пятен. Корреспондент Sputnik Казахстан побывала на родине первого поэта казахов и узнала, как наследие Абая передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Год Абая вызовет новую волну интереса к казахской литературе в России

Абай и его окружение не вели личных дневников, и знания о жизни поэта мы можем черпать лишь из трудов абаеведов — Кокбая Жанатаева, Ахмета Байтурсынова, Мухтара Ауэзова и Каюма Мухамедханова. Однако немалый вклад в сохранение наследия Абая внесли и его ссыльные друзья.
В Семей (бывший Семипалатинск) Абай Кунанбаев впервые приехал в 11-летнем возрасте. Именно тогда он поступил на учебу в медресе Ахмета Ризы. Там Кунанбаев обучался арабскому, персидскому и чагатайскому языкам. После он стал посещать русскую школу, много занимался в публичной библиотеке, знакомился с русскими политическими ссыльными — Михаэлисом, Долгополовым, Гроссом, Коншином и Лобановским. И если революционеры-демократы обучали Абая русскому языку, то поэт знакомил своих друзей с бытом и культурой казахского народа.

Предчувствие и дальновидность, иначе и не назвать, когда 1885 году Абай передает из своего дома около 60 экспонатов в краеведческий музей Семипалатинска, через своего друга демократа Нифонта Долгополова.
17 наиболее ценных экспонатов сейчас находятся в музее Семея, остальные переданы в дом-музей Абая в урочище Жидебай (180 километров от Семея).

Госкомиссия по празднованию 175-летия Абая создана в Казахстане

Среди сохраненных вещей поэта – личный письменный стол, стеллаж для книг, трехструнная тумар-домбра, предметы быта казахов того времени и семейные ценности.
Примечательно, что до нас дошли лишь две оригинальные фотографии Абая. Обе были сделаны в зрелом возрасте Абая Кунанбаева — в 51 и 56 лет. Также ценным артефактом является свод законов, написанный Абаем летом 1885 года, когда он выступил главным судьей на чрезвычайном съезде. Именно тогда был принят компромиссный документ между царскими и степными законами, по которому жили люди, Абайского района.

Димаш прочел стихи Абая и дал старт челленджу по всему миру

Дом-музей в Жидебае — реконструкция дома, который Абай сконструировал при жизни. Именно здесь он прожил последние 10 лет жизни. Одноэтажное здание с пятью комнатами, отдельным помещением для хранения мяса и двух коридоров было монументальным строением своего времени.
В небольшой отдаленности от музея находится мавзолей, где захоронен Абай, его младший брат Оспан и племянник Шакарим Кудайбердиев. Это место стало излюбленным среди паломников со всего мира. Люди приезжают сюда и просят у великих предков помощи и исполнения самых сокровенных желаний. Пребывая в этом сокровенном месте нет сомнений о том, что каждая мечта, направленная во благо, непременно сбудется.

Фото Абая Кунанбаева (25 картинок) ⭐ Забавник

Абай Кунанбаев

 

Чёрно-белый рисунок Абая Кунанбаева

 

Абай в шапке

 

Рисунок Абая Кунанбаева

 

Абай на купюре

 

Ковёр с изображением Абая Кунанбаева

 

Изображение Абая Кунанбаева

 

Абай на фоне гор

 

Абай в небе

 

Абай крупным планом

 

Абай в круглом узоре

 

Абай Кунанбаев (1845 — 1904)

 

Абай на чёрном фоне

 

Абай в библиотеке

 

Памятник Абаю

 

Абай в сине-красных тонах

 

 

 

 

 

 

“КАРАВАН” публикует редчайшую фотографию молодого Абая — Караван

Несколько лет назад автору этих строк довелось участвовать в подборе иллюстраций для книги, одним из героев которой был основоположник казахской литературы, поэт и просветитель Абай (Ибрагим) Кунанбаев. Я с головой ушел в поиски портретов этого великого человека. Перелопатив Интернет, а также картотеки Национальной библиотеки и Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей, я обнаружил, что наряду с десятками живописных портретов поэта существует только две фотографии Абая.

В этой связи мне вспомнились строки из статьи замечательного русского прозаика Ю. Домбровского “Творческий подвиг” (журнал “Дружба народов”, 1958 г.), посвященной роману-эпопее М. Ауэзова “Путь Абая”. Вот эти строки: “Четверть века тому назад в Алма-Ате мне довелось попасть на одну очень любопытную выставку. В краевом музее экспонировались портреты классика казахской литературы Абая Кунанбаева. Это был последний тур конкурса на лучшее изображение поэта. Портретов было много. Помнится, ими были сплошь увешаны три или четыре зала.

Но ушел я с этой выставки разочарованным. Впечатление у меня осталось такое, будто я побывал в большом столичном фотоателье. Со всех полотен на меня смотрело одно и то же лицо, с одним и тем же выражением. И ни одной сюжетной картины, – портреты, портреты, портреты! Менялся фон, слегка варьировались костюмы на человеке, а человек оставался все таким же – пожилым, полным казахом с задумчивым лицом и усталыми глазами. На уровне бреда: кто и как хайпует, критикуя Абая

А потом я прочел стихи Абая, и мне стало по-настоящему неприятно. Стихи были великолепные и очень разные: то страстные и негодующие – в них так и чувствовалось гневное лермонтовское дыхание, – то тихие и задумчивые, то насмешливые, поддразнивающие, с упругими, четкими ритмами. Так неужели, – думал я, листая книгу, – вот этого страстного, бушующего даже и после смерти человека я и видел на выставке? И почему он у них везде старик? Ведь Абай больше четверти века и в пору своего расцвета был молодым и сильным, и красивым. У него тогда не было ни этой одутловатости лица, ни этих скорбных глаз, ни усталой улыбки.

Позже мне объяснили: художники не так уж виноваты. Сохранилась единственная, сделанная за несколько лет до смерти поэта семейная фотография, из биографии Абая известно в основном только то немногое и высокоофициальное, что счел возможным сообщить через пять лет после смерти приемный сын покойного, в первый раз издавая сочинения своего отца…”.

Что же изменилось за шесть десятков лет, прошедших со дня публикации этой статьи? Портретов Абая – живописных, графических и декоративных – стало намного больше. Среди них работы художников Леонтьева, Тельжанова, Кенига, Кастеева, Крутильникова, Сидоркина, Мартовой и многих других. Известны и сюжетные картины с изображением поэта.


Абай (Ибрагим) Кунанбаев с семьей. Жидебай, 1903 год
На фото слева направо: в первом ряду – девушка в шапке, отороченной мехом, Пакизат. Рядом с нею сидят сын Абая Турагул и Аубакир. Пакизат и Аубакир – дети Акылбая, старшего сына Абая. Во втором ряду – Абай, Еркежан и Камалия, жена Аубакира. Еркежан – байбише (старшая жена) Оспана. После кончины Оспана на ней по традиции аменгерства в 1894 году женился сам Абай. В третьем ряду стоит сын Абая Магауия

Но, как это ни печально, наблюдение, сделанное Домбровским в начале прошлого века, оставалось актуальным до сих пор: на большей части картин Абай Кунанбаев изображен пожилым.

Что же касается фотографий поэта, то их на сегодняшний день известно две.

Немаловажное уточнение: две фотографии Абая Кунанбаева, известные широкой публике. Это групповые семейные снимки, сделанные в последние годы жизни поэта. Есть, конечно, картины, а также книжные иллюстрации, где Абай изображен молодым и даже юным. Но, согласитесь, все это не более чем плоды воображения – пусть и высокохудожественного!

Много времени и сил было потрачено мною на поиски портретов Абая, прежде чем я наткнулся на заметку, размещенную на одном из казахстанских сайтов. Она была посвящена открытию в китайской провинции Хубэй выставке, приуроченной к 170-летию со дня рождения Абая Кунанбаева, и содержала поистине удивительную новость: обнаружен фотоснимок молодого Абая.

Как следовало из публикации, уникальная фотография с подписью “Сын Кунанбая – Абай” была найдена казахстанским ученым, основоположником казахстанской школы археологии и этнографии Алькеем Хакановичем Маргуланом в одной из библиотек Ленинграда еще в 1970 году.

Тогда же академик Маргулан и опубликовал его в газете “Қазақ әдебиеті”, посвятив большую статью о своем открытии 125-летию со дня рождения Абая Кунанбаева.

Исторический снимок, по свидетельству ученого, был сделан в июне 1868 года, когда Абай в составе депутации казахов прибыл в Омск, чтобы приветствовать царствующую особу – сына императора Александра II Великого князя Владимира, путешествовавшего по России и Западной Сибири.

Описывая обнаруженный фотопортрет, академик Маргулан с восхищением описывал внешность 23-летнего Абая. Ученый обращал внимание читателей на мужественный вид поэта, его статность и широкие плечи. “Особенно, – писал академик, – бросается в глаза гордая посадка его головы. Самое же прекрасное в облике молодого поэта – его высокий лоб, большие добрые глаза и “орлиный” разлет бровей. Глубокий взгляд Абая в момент фотографирования был обращен вдаль. Красивый прямой нос, рисунок губ и форма бровей легко узнаются в чертах лица пожилого Абая”, – резюмировал исследователь Маргулан.

Автором портрета Абая ученый называет Исаака Кесслера – омского фотографа, владельца фотомастерской и книжного магазина. Но вот загадка: почему открытие, сделанное Маргуланом еще в 1970 году, столь долгое время оставалось, по сути дела, неизвестным для широкого круга читателей? Наследие Абая: разгром, тюрьма и… признание

По какой причине новость о найденном фотопортрете молодого Абая осталась незамеченной русскоязычной прессой?

Возможно ли, чтобы кто-то из официальных лиц поставил под сомнение подлинность уникального фотоснимка? Маловероятно.

Подозревать ученого с мировым именем в фальсификации или допущенной ошибке не было, да и не могло быть ни малейших оснований. Позволю себе предположить, что причины этого умолчания были скорее политическими. В эпоху пресловутого застоя партийные функционеры неутомимо вытравляли из памяти советских граждан всё, что имело хоть какое-то отношение к ненавистному большевиками самодержавию. А любое отклонение от политики партии решительно пресекалось на самом высоком уровне. И в этом смысле появление статьи Маргулана “Жас Абайдың фотобейнесі” в республиканской газете едва ли вызвало восторг в партийных кругах. Во всяком случае, дальнейшего распространения эта новость не получила.


Абай (Ибрагим) Кунанбаев с сыновьями Акылбаем (слева) и Турагулом. Семипалатинск, 1896 год

Опять же, не стоит забывать, что в условиях тоталитарного режима и Мухтар Ауэзов, автор романа-эпопеи “Путь Абая”, подвергался гонениям за свои якобы националистические взгляды и отступление от принципов социалистического реализма.

Таким образом, чиновники от культуры могли намеренно “замылить” историю об участии демократа Абая в чествовании сына российского императора.

Как бы там ни было, перед вами – копия подлинного фотопортрета Абая Кунанбаева. Многие из вас увидят его впервые. Стараниями замечательного ученого Алькея Маргулана для нас открыта еще одна – иллюстрированная! – страница жизни великого поэта и просветителя. И, возможно, чудом обретенный облик молодого Абая вдохновит современных ученых, писателей, художников и педагогов на новые творческие изыскания. А на стенах школьных кабинетов вместо официально утвержденных портретов основоположника казахской литературы появятся новые картины, представляющие поэта в пору самого расцвета его жизненных и творческих сил.

Тимур УСТЕМИРОВ, АЛМАТЫ

Автор статьи выражает искреннюю благодарность Данель Алькеевне Маргулан, вице-президенту Общественного фонда имени академика А. Х. Маргулана, за предоставленные материалы.

жизнь и творчество Абая Кунанбаева

Великие люди Казахстана XIX века — гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.

Фото: inform.kz

Абай Кунанбаев: биография выдающейся личности Казахстана

У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике. Имена великих— визитная карточка народа и земли, взрастившей их.

Известные люди Казахстана — отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения — то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.

Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.

Национальная гордость — залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана. Прикоснитесь к национальной легенде — к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.

Фото: aktasalga.blogspot.com

Абай Құнанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель — человек, заложивший основы национальной литературы. Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.

Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын — тобыкты. Их родовые земли — предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.

Прямые предки Кунанбаева — батыры и бии рода тобыкты. Его отец — представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи. Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, — предводителя войска Орус-хана.

Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов. Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба — советник Тауке-хана. Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.

Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука.

Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.

Фото: el.kz

К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.

Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.

Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду. Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.

Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы. Встреча с политическими ссыльными — передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, — дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.

По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики. Первыми среди них стали его трое сыновей.

Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов — своих сыновей.

Фото: abai.kz

Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца. Двух сыновей — Абдирахмана и Магаша — Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни.

Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу. Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

Читайте также: Шакарим Кудайбердиев: биография и философия

Абай Кунанбаев: философские взгляды

Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.

У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, следовательно, нет целостной философской системы. Наиболее полно его размышления представлены в книге притч «Гаклия» («Слова назидания»). Здесь автор последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали.

Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:

  • Материалистичность мира и роль труда в его познании.

Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание — это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности. Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются.

Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.

  • Загадка души и ума человека.

Человек — основа мироздания. Душа человека — это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных. Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить.

Люди обладают уникальной возможностью «третьей формы познания» — познание душой. Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир чистый и ясный.

  • Разум и сердце.

Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами. Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.

Именно сердце, по мнению Абая, в условиях жестокого феодализма станет движущей силой изменений, заставит бороться за права обездоленных и бедных людей. Высший этический идеал мыслителя можно выразить фразой: «Адам бол!» — ‘Будь человеком!’.

Фото: abai.kz

  • Образование — основа счастливого общества.

В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию. Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.

  • Несостоятельность религиозных догм.

Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.

Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего. Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь. Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть. Так же и с богатством, и с бедностью.

Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы. Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.

Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе. Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников — родителей и учителей. Поэтому воспитание — обоюдный процесс совершенствования человека.

Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, — совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее. О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.

Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.

От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли. Высоконравственные люди — основа счастливого общества.

Абай Кунанбаев: стихи

Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов. Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории. Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов.

Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева. Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.

Фото: kaktakto.com

Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий. Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие. Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты.

Они вдохновенны и исполнены истинного чувства. Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:

Зеленые травы, река и аул — природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем. Такова главная мысль поэзии «Лето — солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете.

Этой темы автор касается в цикле, посвященном временам года, а также в стихотворениях «На воде, как челнок, луна…», «Когда станет длинною тень…».

  • Социальная несправедливость.

В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства. Вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»:

У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула. Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей. Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.

  • Поэт и поэзия в жизни общества.

Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа. В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека. Его судьба — одиночество и борьба за души людей.

  • Морально-этические вопросы.

Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева. О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план. Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции.

В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского. Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком. Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению. Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.

В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум.

Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово. Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека. Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост. Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.

А какие выдающиеся личности Казахстана интересуют вас?

Читайте также: Шокан Уалиханов: биография

175 жыл: Абай Құнанбаевтың әйелдері туралы қызықты мәліметтер

Абай Құнанбаевтың есімін бүкіл әлем таниды. Ұлы ақын, ағартушы әрі философтың туындылары әлі күнге дейін өзектілігін жойған емес. Дегенмен қазақ жазба әдебиетінің негізін қалаушының жеке өмірі туралы көбі біле бермейді

Абайдың Ділдә, Әйгерім және Еркежан деген үш жары болған. Ол кезде көп әйел алу рұқсат етілген еді. Үшеуі де бір уақытта ақынның жары болды, бірақ әртүрлі ауылда тұрған.

Абай Ділдәға 15 жасында үйленді. Неке жастардың әкелерінің келісімімен қиылған. Ділдә да Абай сияқты текті отбасынан шыққан. Ол Қазыбек бидің ұрпағы, арғын руының биі Алшынбайдың туған немересі.

Абай тұрған үй: ақынның музейіне саяхат – видео

Ақынның екінші жары – Әйгерім. Оның шын есімі – Шүкіман (болжам бойынша «қант сияқты тәтті» деп аударылады). Ал оған Әйгерім деген есімді Абайдың өзі қойған. Қыздың сұлу болғаны соншалық, ақын оны «ай керім» деп атап кеткен екен. Абай Әйгерімге 30 жасында үйленген, олардың жас айырмашылығы 11 жасты құрапты. Әйгерім ақынның ең сүйікті жары болған екен. Абай өз сүйіктісін кездестірген жердегі бұлаққа қыздың есімі берілген. Әйгерім де текті отбасынан шыққан қыз, ол ұлт батыры, қазақтарды жоңғарлардан қорғаған Мамай батырдың тікелей ұрпағы.

Ұлы ақынның үшінші жары – Еркежан. Ол бастапқыда Абайдың інісі Оспанның әйелі болған. 1892 жылы Оспан қайтыс болғаннан кейін Еркежан әмеңгерлікпен Абайды үшінші жары болып, ақынның өмірінің соңғы 11 жылында Жидебайда бірге тұрған.

Құнанбай қажылыққа аттанған: Қазақстандағы ежелгі мешіт туралы не білеміз?

Олардың ортақ балалары жоқ. Еркежан бірінші некеден туған ұрпағын тәрбиелеген. Еркежанға Құнанбаевтар отбасының мүшелері – қайын атасы Құнанбай Өскенбаевты, күйеулері – Оспан мен Абайды, ақынның әйелдері – Ділдә мен Әйгерімді жерлеу ауыртпалығы түсіпті. Еркежанның өзі Оспан мен Абайдың зиратына жақын жерде – Жидебайда жер қойнына тапсырылды. Ал Ділдә мен Әйгерім Абай тасжолы бойындағы Аралтөбе, Ақшоқы деген мекендерде жерленген екен.

Ақынның екі әйелі 10 бала тапқан, олардан 19 немере мен 13 шөбере тараған. Олардың тоғызы Ұлы Отан соғысына қатысып, тек екеуі туған жеріне оралыпты.

Абай мұрасы бізге қалай жетті — фото

Sputnik Қазақстан Абайдың әйелдерінің жеке заттарының фотосын назарға ұсынады. Бұл суреттерден Құнанбаевтар отбасының қалай өмір сүргенін көруге болады.

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о