Фибула древнерусская – Фибулы V — первой половины VIII вв. с Полтавщины (находки начала 2000-х годов) » SwordMaster

Фибула древнерусская – Фибулы V — первой половины VIII вв. с Полтавщины (находки начала 2000-х годов) » SwordMaster

09.11.2020

Фибула — Википедия

Немецкая фибула 5-го века Один из самых простых видов фибул. Не следует путать с Fibula.

Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).

Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным. В отличие от большинства современных брошей, фибулы являются не только декоративными, так как первоначально они имели практическую функцию прикрепления одежды. В средние века фибулы были заменены пуговицами.

Плащ на викинге застегнут фибулой Плащ на викинге застегнут фибулой

Большинство сделаны из бронзы (точнее, «медных сплавов») или железа или обоих. Некоторые фибулы сделаны из драгоценных металлов, таких как серебро или золото . Большинство сделаны только из одной или двух частей. Многие фибулы украшены эмалью , полудрагоценными камнями, стеклом, кораллом или костью.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам. [1]

Латенская (вверху) и римская фибулы

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель — узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии, Северной Германии, Скандинавии. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые, дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах — либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные — с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные — самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.
Гальштаттские фибулы

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского

типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины — только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее» (Од. XIX, 225—231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки — как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти. Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

Фибула древнерусская: что это такое, разновидности

Фибула представляет собой старинный аналог застежки для соединения деталей одежды. С помощью нехитрого аксессуара – древнейшего предка булавки – фиксировали накидки на плечах, драпировали платья и кафтаны. Изначально фибулы имели исключительно функциональный характер и простое оформление. Позже их стали носить в качестве изысканного украшения-застежки оригинального дизайна.

Общие сведения и назначение

Выясняя, что такое фибула,стоит знать, что ранние образцы застежки принадлежат железному и бронзовому веку. Им древние предки скрепляли одежду – накидки и плащи – из кожи или грубого полотна. Аксессуар использовали и женщины, и мужчины. Оригинальные версии изделия присутствуют в музейных экспозициях античной эпохи, не менее интересны фибулыиз погребений на территории древней Руси,образцов скандинавских и других культур.

Аксессуар считается предшественником всех современных вариантов застежки. Фибулавыполняет функцию пуговицы, булавки, брошии предназначена для скрепления элементов одеяния. Данным аксессуаром закалывали накидки на груди или плечах, женщины иногда использовали изделие для драпировки подола платья. Фибулыможно увидеть в образах воинов доисторических времен, туниках римских ораторов, роскошных нарядах знати древней Руси.

Древняя заколка для одежды состоит из иглы и корпуса, который чаще всего выполнен в виде обода с разомкнутыми концами. Подковообразная конструкция с загнутыми или шарообразными концами обуславливает прочную фиксацию иглы в нужном положении. Обод предусматривает богатое оформление с применением кристаллов, гравировки, витых элементов.

Исторически аксессуару свойственна двойная функция. Так, застежка-украшение щедро декорируется, зачастую изготавливается из драгоценных металлов. К примеру, шотландские кельты предпочитали золотые заколки с самоцветами. Если воин погибал, не оставив после себя ничего, продавали фибулу и на вырученные деньги устраивали похороны.

ФибулаКак выглядит Фибула

Аксессуару также присваивали магические свойства и использовали в качестве оберега. Видимо именно этим обуславливается сакральное значение булавки, которую носят от сглаза и порчи. Примечательно, что изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия тонких грифельных костей лошади. В доисторические времена именно они выполняли функцию крепления на одеяниях предков.

Строение и принцип действия

Заколку-фибулу изготавливали из металла. Это крепкая застежка, с помощью которой удобно фиксировать грубые полотна, кожаные накидки, одеяния плотной фактуры. В основе конструкции лежит двухсторонняя пружина, которую изобрели в начале бронзового века. У английской булавки – современного аналога застежки – пружина односторонняя.

Конструктивные составляющие аксессуара:

  • корпус в виде квадрата, круга или дужки;
  • иголка или штырь с острым концом;
  • иглодержатель в виде желобка или примитивного замочка;
  • пружинный механизм, соединяющий иглу с корпусом.

Простейший вариант конструкции представляет собой скобу и иглу. В корпусе предусмотрен иглодержатель в виде узкого желобка, в который вставляется острый конец штыря. Основание иглы имеет пружинный механизм для плотной фиксации на корпусе.

Принцип работы первого аналога застежки:

  • с помощью иглы прокалывают материал, соединяя концы накидки на плечах или груди;
  • фиксируют конец иглы, вставляя его в специальный иглодержатель в корпусе.

Механизм английской булавки предусматривает фиксацию материи лишь в вертикальной плоскости. Наличие обруча в древнем варианте застежки позволяет крепить ткань еще и горизонтально, придавливая сверху.

Виды и формы фибул

Известные варианты аксессуара классифицируются по разным признакам, в том числе по форме, датировке, месту раскопки:

  1. Римская фибула по конструкции наиболее близка к подковообразной модели, имеет округлую форму, притом обод не разомкнут, и предусмотрен желоб в качестве держателя острия.
  2. Венгерская фибула представляет собой конструкцию из цельной металлической проволоки и напоминает традиционную английскую булавку. Механизм застежки заключается в том, что один конец после спирального витка представляет собой иголку, а второй конец выполняет функцию иглодержателя.
  3. Скандинавская фибулавотличие от цельной венгерской застежки имеет отдельные элементы, которые насаживаются друг на друга.
  4. Греческаяфибула-брошьпредусматривает 2 или 4 спиральных круга, игла-штырь выходит из одной спирали и закрепляется в другой, прихватывая одежду.
ФибулаВенгерская фибула

Пренестинская разновидность древней застежки для одежды относится к венгерскому виду. На артефакте, найденном на раскопках древнеримского города Пренесте, обнаружена надпись, которую считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

Разновидности италийских фибул

Италийские варианты имеют различные формы дужки и впечатляют разнообразием механизма конструкции. Ранние образцы предусматривают схожее с венгерскими моделями строение спиралевидного иглодержателя. Поздние италийские версии выполнены с держателем в виде плоской пластины круглой формы.

Италийские модели старинной застежки по форме дужки делятся на следующие группы:

  • полукруглые. Модель относится к самим ранним образцам. Дужка выполняется в виде детали одной толщины по всей длине или же с уплотнением на отдельных участках. Корпус имеет гладкую поверхность или оформляется полосами, украшается бусинами;
  • ладьевидные. Дужка полой дугообразной конструкции с утолщением посередине имеет различные варианты иглодержателя;
  • змеевидные. Встречаются образцы с изогнутой в причудливых формах дужкой, как и другие вариации.

Чертрозские фибулы, обнаруженные при раскопках Чертрозы, имеют вытянутую дужку, конец которой представляет собой желоб-иглодержатель с пуговкой и завернутым концом.

Интересные образцы фибул италийских форм обнаружены в могильнике Хальштатта:

  • очкообразные. Изделие выполнено в виде пары спиралевидных кружков, соединенных между собой острием-креплением;
  • арбалетовидные. Застежка предусматривает множество спиралевидных витков с перпендикулярным расположением по отношению к дужке.

Впечатляет оформление отдельных арбалетовидных застежек, в которых окончание держателя выполнено в виде миниатюрной головы животного либо человека.

Подковообразные фибулы

Изделия по форме напоминают подкову, варианты различаются по сечению тулова и оформлением концов.

Спиралеконечные

Изделия выполнены с концами, загнутыми в трубочку. По оформлению дужки делятся на плоские, прямоугольные, круглые, четырехгранные, треугольные. Чаще всего спиралеконечные модели отлиты из латуни и многокомпонентного сплава с преобладанием цинка.

На раскопках на территории Руси в могильниках Тимеревском и Михайловском, Гнездове, во владимирских и приладожских курганах найдены спиралеконечные фибулы, родиной которых считается Швеция. В Новгороде обнаружено 6 подковообразных застежек, которые датируются Xвеком и считаются древнейшими образцами.

С ромбовидными концами

Найденные в Ярославской губернии и новгородских курганах массивные литые образцы с ромбовидными концами датируются X-XI веками. Ромбы покрыты серебром. Подобные варианты изделия встречаются исключительно в погребениях мужчин, у плеча.

В новгородской коллекции можно увидеть также следующие варианты подковообразных фибул:

  • с многогранными головками;
  • с воронкообразными концами;
  • ромбического сечения с гранчатыми головками;
  • с маковидными головками;
  • с конусовидными головками.

Впечатляет оформление подковообразных застежек с зооморфными концами, которые представлены в виде головы дракона. Находка из погребений X века выполнена из латуни, из слоев XIV века – из бронзы.

Кольцевидные фабулы

Модель представляет собой пластинчатый или круглопроволочный обруч. Найденные в Новгороде, Полоцке и Карелии пластинчатые кольцевидные образцы изготовлены по восковой модели и датируются XII-XIV веком. Некоторые из них гладкие, есть экземпляры с насечкой, косыми штрихами, растительным ажурным узором.

ФибулаКольцевидные фабулы

Сердцевидные фабулы

В контуры ажурной литой застежки, обнаруженной в слое XIIIвека в Новгороде, вписаны две человеческие фигуры визави. Предполагаемым местом изготовления экземпляра считается Германия, а по манере изображения фигуры напоминают Тристана и Изольду.

Другая сердцевидная застежка из бронзы с растительным орнаментом датируется XII-XIIIвеком.

Фибула в наши дни

Массово использовали фибулу в бронзовом веке, аксессуар имел популярность до конца средневековья. После изделие применялось исключительно для прихватывания ткани и оригинальной драпировки, также в качестве броши-застежки с богатым декором.

В современных реалиях фибулы относятся к музейным экспонатам, и сложно встретить оригинальную модель даже в антикварных магазинах. При этом версию первого аналога застежки в классическом оформлении можно увидеть на тематических площадках с предметами старины и сделанными под старину.

При желании дополнить наряд винтажным украшением подходящим вариантом считается фибула, выполненная своими руками. Чтобы самостоятельно изготовить подковообразную римскую застежку, в качестве основы используется пара шпилек для волос:

  1. Одну шпильку выпрямляют, далее оформляют в форме кольца. Полученный обод нужно обшить кожей.
  2. Концы другой шпильки несколько раз перекручивают и выполняют своеобразную «иглу». Далее для нее изготавливают кожаный чехол, учитывая, что нужно сделать нижнюю грань длиннее верхней. Это необходимо в качестве детали для фиксации к кольцу.

При необходимости металлический обруч можно обшить плотной тканью, для декора использовать бусины, камни, бисерную вышивку.

Из глубины времен: забытое украшение «фибула»

Мы часто видим это украшение на картинах, фресках и иконах, но мало что знаем о нем.

Фибула (лат. fibula, скоба) — застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века и по средневековье. Их использовали древние греки и римляне, викинги, да и у древних славян они были популярны. А в Средневековье без них вообще никуда. Цари, князья, боги, все пользовались фибулами. Фибулы использовались для закрепления плаща, хитона, хламиды. Их использовали как мужчины, так и женщины. Черепаховыми фибулами женщины крепили к сарафанам передники. Арбалетовыми фибулами скрепляли края накидок и плащей. Вот такая вот фибула.

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 1

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 2

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 3

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 4

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 5

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 6

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 7

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 8

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 9

Из глубины времен: забытое украшение «фибула», фото № 10

Древние застежки фибулы и брошь-фибула – фото и история


С древнейших времён до раннего Средневековья фибула была почти единственным типом застёжки. Самая простая – она состояла из иглы и скобки. В сохранившихся до нашего времени фибулах можно увидеть традиционную в то время форму – круга или прямоугольника.

Фибулу украшали гравировкой, эмалью и драгоценными камнями. Пользовались ими как женщины, так и мужчины. Она скрепляла одежду, чаще это были плащи, а проще говоря, накидки в виде покрывал.

В Новое время фибула превратилась сначала в брошь, которую использовали как застёжку, скреплявшую косынки, воротники, плащи, а затем фибула постепенно исчезла, а брошь стала служить украшением.

Брошь-застежка фибула
Брошь-застежка фибула

Простейшая фибула состоит из двух деталей: иглы и корпуса. Корпус выполнялся в виде обода, который часто был разомкнутым (подковообразная фибула). Именно такие фибулы были наиболее популярны. В зависимости от статуса владельца обод и держатель иглы были декорированы, использовали драгоценные металлы, гравировку и даже драгоценные камни.

Благодаря археологическим раскопкам среди музейных экспонатов можно увидеть различные виды древних застёжек. Все они имеют названия в зависимости от принадлежности тем или иным народам: греческие и римские фибулы, венгерские и скандинавские, византийские и т.д.

Серебряная фибула застежка

Фибулы были не только застёжками и украшением, их использовали как обереги от злых духов и порчи. Когда появилась английская булавка, функция защиты перешла на неё.

Где можно найти и купить фибулу? Чаще всего этот древний предмет продают в тематических отделах, торгующих предметами старины, либо можно заказать мастеру по изготовлению различных символических предметов. Можно изготовить фибулу своими руками, но проще всего найти на ebay, там предлагают современные и древние застежки фибулы.

В нашем XXI веке известно много застёжек, но фибула была первой.

Фибула — это… Что такое Фибула?

Не следует путать с Fibula.

Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам. [1]

Латенская (вверху) и римская фибулы

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель — узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии, Северной Германии, Скандинавии. Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы, происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы, куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые, дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах — либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные — с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные — самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный желоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.
Гальштаттские фибулы

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины — только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее» (Од. XIX, 225—231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки — как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти. Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

Примечания

См. также

Ссылки

Фибулы и броши римского периода

Металлическая застежка-фибула — важная деталь костюма древнего населения Европы. Ее основное назначение — скреплять между собой отдельные части верхней одежды и одновременно служить эффектным украшением. Возникнув на рубеже XIV – XIII вв. до н.э. во фрако-иллирийской среде, такие изделия быстро распространились по всей Южной Европе, проникли в Малую Азию и на Кавказ. В IX – VIII вв. до н.э. они становятся неотъемлемой частью туалета гальштатских племен и начинают массово поступать в глубь Европейского континента. Однако по-настоящему общеевропейским типом украшений фибула стала только в латенскую эпоху (V – I вв. до н.э.). Переработав ее внешний вид и создав классическую застежку с двусторонней симметричной пружиной, кельты распространили свое изобретение повсеместно в Европе, передав практически всем европейским народам. В последующий почти тысячелетний период (в эпоху Римской империи и в раннем средневековье) фибулы известны всюду от Испании до Урала и от Италии до Скандинавии, после чего, с конца I тыс. н.э., стали постепенно выходить из употребления.

В античное время более или менее массово они использовались только в городских центрах Северного Причерноморья. Здесь, судя по многочисленным изображениям на надгробиях и посвятительных надписях, плащ одевался поверх традиционного причерноморско-варварского наряда — куртки или кафтана и был частью мужского парадного туалета. Конструктивно причерноморские плащи ничем не отличались от римских и были представлены теми же типами, что и в Империи, — сагумом, палудаментумом и лацерной.

Время появления и широкого распространения фибул римского периода в северном  Причерноморье — первая половина I в. н.э., т.е. почти одновременно с началом распространения этих нарядов в самой Италии и резким усилением римского влияния в припонтийском регионе. «Фибульную» одежду составляли не менее разнообразные одеяния в виде древнегреческих хитонов. Последние, как и плащи, изготавливались из прямоугольного куска ткани, который перегибался вдоль короткой оси и охватывал фигуру с трех сторон — левого бока, груди и спины, но не поверх рук, а под ними на уровне подмышек. Накинутый таким образом хитон скреплялся на плечах двумя застежками так, чтобы между ними и углами ткани оставались отверстия для свободного прохождения рук. Правый бок фигуры в результате оставался открытым. Чтобы его прикрыть, края ткани напускались друг на друга или сцепливались между собой фибулой или брошью, а весь наряд перехватывался на талии поясом, часто для красоты накрытым складками одежды.

Главная функциональная часть любой фибулы — игла. Она, по сути, одинакова у всех фибул — прямая и круглая в сечении. Конкретные ее размеры — длина и толщина, зависели исключительно от габаритов изделия и той механической нагрузки, которую застежке предстояло нести. Все остальные части — корпус, приемник и пружинное устройство, в зависимости от модных течений, сильно варьировали. Наибольшим многообразием отличался корпус фибулы. По его форме выделяют собственно фибулы и фибулы-броши («щитковые»). В фибулах-брошах, обязательным конструктивным элементом, является щиток. Щиток является элементом украшения, поэтому на нем зачастую были нанесены изображения (методом чеканки, литья), а также щиток мог быть инкрустирован драгоценными металлами и драгоценными или полудрагоценными камнями.

Место соединения корпуса фибулы с пружинным устройством традиционно называют «головкой», его противоположный конец — «ножкой». На ножке располагался приемник фибулы. Его назначение — удерживать иглу в застегнутом положении и скрывать ее острый конец, делая его безопасным. Формы приемника также разнообразны. Самым распространенным был сплошной приемник, отгибавшийся от бокового края ножки или отливавшийся сразу вместе с ней. Конец такого приемника часто украшали завитком, кнопкой, фигурным навершием и прочие.

Самая сложная конструктивная часть фибулы — пружинное устройство. Его назначение — плотно застегивать иглу и удерживать ее в таком положении. Различают собственно пружину и шарнир. Шарниры бывают двух типов: трубчатые и из двух стоек. Для устройства первого края головки фибулы закручивались в трубочку, в которую укладывалась ось с надетой на нее иглой. Игла специальным выступом упиралась в головку фибулы и пружинила только при ее застегивании.

Материал, из которого делали фибулы, различен — железо, серебро, золото, но чаще всего  применялись  разнообразные  медные  сплавы.  Среди последних известны бронзы оловянистые, оловянисто-свинцовые, оловянисто-цинковые, оловянисто-свинцово-цинковые, оловянисто-свинцово-мышьяковые, цинково-мышьяковые, мышьяковые и собственно латунь — медно-цинковый сплав. К сожалению, малочисленность металлографических анализов пока не позволяет проследить закономерности в территориальном распределении фибул, изготовленных из различных материалов, и тем более идентифицировать их с определенными производственными центрами.

Металлические фибулы и броши – это те предметы, которые чаще всего привлекают внимание историков – исследователей. Фибулы, броши и застежки – крайне чутко реагируют на моду, давая нам возможность проследить тенденции моды тех времен. Благодаря этому фибулы – являются для исследователей крайне надежным хронологическим индикатором. Помогают датировать не только отдельные археологические комплексы, но и целые культуры. Во многих случаях, именно благодаря фибулам и брошам – археологам удается датировать памятник. Еще столетие назад на территории Крымского полуострова сформировалась достаточно большая коллекция фибул и брошей римского периода, однако детальное изучение и систематизация данных предметов, началась только во 2 половине XX века. Первым большим сводом, в котором описаны многие найденные фибулы и броши на территории Крыма, стала работа Анатолия Константиновича Амброза под названием «Фибулы юга европейской части СССР», издана данная работа в 1966 году.

При исследовании Херсонеса исследователи отводят большую роль в изучении брошам и фибулам римского периода. Некоторые типы данных изделий – совершенно не типичны для материальной культуры северного Причерноморья, из чего можно сделать вывод, что эти изделия использовали не местные жители, а выходцы из римских провинций. Поэтому они являются: 1.показателем контактов города с различными частями Римской империи;  2. является важным доказательством о пребывании римлян в Херсонесе. Но среди находок, присутствую и те фибулы, которые достаточно обширно распространены на указанной территории, этот тип фибул – можно считать объектом торговли.

При изучении некрополя Лучистое-2 — пока единственный известный в районе Южного берега Крыма археологический объект с погребальными комплексами раннеримского времени, было получено общее представление о размерах и хронологической позиции памятника, а также о погребальном обряде, этнографическом костюме и культурных связях использовавшего могильник населения. Среди найденных функциональных элементов костюма было несколько фибул и брошей. Сам некрополь Лучистое-2 расположен в центре Южной части Горного Крыма, на северо-восточной окраине села Лучистое, в северной части Алуштинского горно-приморского амфитеатра, в левом борту долины речки Демерджи.

В могиле №1 были найдены две броши: 1) с круглым щитком, украшенным сюжетным изображением с орнитоморфным щитком. Первый предмет — кружок из тонколистовой бронзы (размер — 2,68 х 2,92 см, толщина — 0,02 см) с тисненым по твердой модели изображением. Вероятно, был снабжен припаянным с тыльной стороны «смычковым» игольным аппаратом. Орнаментальное поле щитка обрамлено точечным ободком и заполнено сюжетной композицией. В её центре — стоящая женская фигура анфас, обращенная влево. Брошь относится к варианту «простых» типа 1 («округлые броши с пружиной или «шарниром» из проволочной петли») группы 8 по классификации А. К. Амброза.

В комплексе обнаружены пять проволочных одночленных фибул с высоким и узким пластинчатым приемником, прямой спинкой и 4-витковой пружиной с нижней тетивой («смычковые») (размеры — 2,36–3,82 х 0,23– 0,36 см). На спинках двух видны остатки припоя. Видимо, они использовались как застежки брошей. Подобные изделия относятся к группе 14 по А. К. Амброзу. Они характерны в основном для Крыма и особенно многочисленны на юго-западе полуострова.

Из захоронений происходит одиннадцать одночленных фибул с пластинчатым приемником, украшенным завитком, с треугольной плавно изогнутой пластинчатой спинкой и 4-витковой пружиной (размеры — 3,28–4,09 х 0,51– 0,82 см). Они незначительно отличаются материалом, конструкцией и декоративным оформлением спинки и завитка. Большинство застежек бронзовые, одна изготовлена из белого металла. Семь из них — с нижней, четыре — с верхней. У пяти фибул завиток S-видный, у двух — спиралевидный, у четырех — обломан.

В могиле найдены две бронзовые одночленные фибулы с 4-витковой пружиной с верхней тетивой и пластинчатым приемником, украшенным «кнопкой». Одна застежка с широкой выпуклой спинкой, на внешней стороне которой по длинной оси расположена линия «накатанного» штампом «жемчужного» орнамента (длина 6,61 см, ширина спинки — 1,34 см). У второй фибулы спинка пластинчатая, на её внешней стороне — орнамент в виде трех продольно ориентированных субпараллельных часто «изломанных» линий, «накатанных» штампом (6,84 х 0,99 см). Такие застежки относятся к вариантам 4а и 4б группы 12 («пружинные фибулы с гладким корпусом и кнопкой на конце пластинчатого приемника») по А. К. Амброзу.

Также стоит отметить находку фибулы-броши, обнаруженную в 2009 году при раскопках цитадели городища Артезиан в Восточном Крыму, погибшего в самом начале римско-боспорской войны 45–49 гг. н.э. Брошь была найдена в кладе, при исследованиях цитадели городища Артезиан. Кроме броши было найдено 244 бронзовые боспорские монеты конца I в. до н.э. – первой половины I в. н.э., 10 серебряных денариев императоров Августа и Тиберия, а также разнообразные золотые, серебряные и бронзовые ювелирные украшения и стеклянные сосуды.

Круглая серебряная брошь с изображением в низком рельефе бюста Афродиты с двумя фигурками эротов по сторонам, у правого и у левого плечей. Прическа богини оформлена по краю лица валиком с косыми насечками, обозначающими пряди волос. На голове – накидка, края которой спадают на плечи. На шее – ожерелье с подвесками. Правая рука с обозначенной на ней браслетом прижата к груди. Справа от обреза бюста по диагонали – прямой жезл с косыми насечками. По краю напаяна рубчатая проволока с концами встык. Щиток броши вытиснен штампом из тонкого серебряного листа. На диске представлено изображение Афродиты с эротами, относящееся к варианту, сложившемуся в Северном Причерноморье в I в. н.э. и особенно характерному для этого региона: богиня изображается с прижатой к груди правой рукой и держит в левой – жезл или скипетр, размещенный по диагонали и украшенный косыми насечками (при этом существовал другой иконографический тип, на котором богиня была представлена без жезла, восходящий к иконографии эпохи позднего эллинизма).

Медальоны этого типа, имеющие за редкими исключениями размеры от 2,9 до 4,6 см, как правило, выполнены из золота (реже из серебра, в виде исключения из бронзы). Они использовались преимущественно в качестве щитков брошей, а так- же в виде элементов ожерелий. Рассматриваемые медальоны получили особенно широкое распространение на территории Боспора.

В качестве застежки броши из Артезиана была использована припаянная к его обороту бронзовая смычковая фибула. Также можно отметить, что брошь из Артезиана, скорее всего, является продуктом боспорской ювелирной мастерской. Не исключено, что она была изготовлена при помощи тех же штампов, что и броши из погребений некрополя Горгиппии середины I в. – начала II в. н.э. Находка из Артезиана позволяет датировать появление иконографического типа Афродита с жезлом и двумя эротами не позднее второй четверти I в. н.э.

Что такое фибула? Применение и фото фибулы

«Фибула» — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-1
 

Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.

 

Но, современный облик фибулы приобрели к Бронзовому веку. С тех пор предмет стал не просто застёжкой, а конкретной разновидностью булавок. Итак, настало время подробного ознакомления.

 

Описание фибулы

 

В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-11
 

Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.

 

Обручи застежек, как правило, широкие и богато оформленные. Не обязательно используют драгоценные материалы. Но, без гравировки, кристаллов, витых элементов не обходится. Фибула исторически играет двойную роль, не только булавки, но и украшения.

 

Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-10
 

Украшениями закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула, чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.

 

Принцип действия фибулы

 

Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие  проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.

 

Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-2
 

У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.

 

Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.

 

Виды фибул

 

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула. Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.

 

Почти забыта венгерская фибула. Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-3
 

Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула. Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-12
 

Канула в лету скандинавская фибула. Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-13
 

Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине.  Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.

 

«Золотой» век фибул

 

Фибулы стали массовым явлением в Бронзовом веке и были популярны до конца Средневековья. К 16-му столетию застежки использовали лишь для прихватывания тканей и в качестве украшений.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-4
 

Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.

 

Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула. Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-5
 

В свой «Золотой» век фибулы нередко служили и оберегами. Стереотип, что застежка может защищать от злых духов и сглаза перешел на английские булавки. Многие, наверняка, слышали советы прикрепить булавку на свою одежду, или наряд ребенка в качестве своеобразного «телохранителя».

 

Фибула в наши дни

 

В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-6
 

Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками.  Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.

 

Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула. Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-20

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-21

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-22

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-23

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-24

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-25

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-26

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-27

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-28

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-30

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-14

Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-7
 

Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.

 

Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула». На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-8
 

Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.

 

Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.

 
Что-такое-фибула-Применение-и-фото-фибулы-9

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *