Дубление кожи это: Кожа.процесс дубления и классификация | Журнал Ярмарки Мастеров – Дубление — Википедия

Дубление кожи это: Кожа.процесс дубления и классификация | Журнал Ярмарки Мастеров – Дубление — Википедия

04.07.2020

Дубление — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2019; проверки требует 1 правка.

Дубле́ние — технологический процесс в кожевенном производстве, заключающийся в обработке голья дубящими веществами для придания ему пластичности, прочности, износоустойчивости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий; взаимодействие дубящих веществ с функциональными группами линейных аминокислотных полимеров с образованием устойчивых поперечных межмолекулярных связей молекул коллагена между собой. Основные виды дубления — минеральное (хромовое, циркониевое, титановое и др.), жировое, формальдегидное, таннидное, комбинированное.

В древние времена кожевникам были известны только растительные дубящие вещества, основным из которых был танин. Часто его получали из чернильных орешков, образующихся на листьях дуба при его инфекционных или паразитических заболеваниях, и из дубовой коры.

В фотографии — специальная обработка желатины (смесь коллагеновых макромолекул разной молекулярной массы) фотоэмульсии, делающая её труднорастворимой в воде.

В фотолитографии — обработка зафиксированных светом участков фоторезиста после отмывки незафиксированных участков фоторезиста дубящими жидкостями (иногда засвечиванием) для придания большей прочности и нерастворимости.

  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. — М.: Лёгкая индустрия, 1970.
  • Шлыков Г. Дубильные растения / Предисл. П. Якимова; ВАСХНИЛ им. В. И. Ленина. — Л.—М.: Сельколхозгиз, 1932. — 189 с.

особенности процесса и другие нюансы

Хромовое дубление — это сравнительно быстрый процесс дубления шкуры, осуществляемый с использованием солей хрома (как правило, сульфата хрома III). Целью дубления является превращение очищенной от волос шкуры в кожу, пригодную для производства обуви, сумок или других изделий. Процесс хромового дубления занимает менее одного дня; после его прохождения шкура приобретает серовато-синеватый оттенок и становится пригодной для дальнейшей обработки — окрашивания, финишинга, а иногда ещё и дополнительного растительного дубления.

Шкура после хромового дубления Шкура серо-синего цвета после хромового дубления

Согласно немецкому эксперту по мужской одежде и обуви Бернхарду Ретцелю, кожа для верха классических мужских туфель чаще всего проходит именно хромовое дубление. При этом стоит отметить, что для подкладки и подошв высококачественной классической обуви обычно используют кожу не хромового, а растительного дубления.

Немного истории

Люди занимаются дублением шкур уже несколько тысячелетий, но технология хромового дубления появилась лишь в середине XIX века. Первым новый процесс описал немец Фридрих Кнапп (Friedrich Knapp) в своей книге Textbook of Chemical Technology, опубликованной в 1847 году. Шестью годами позже технологию запатентовали швед Хилтен Кавалин (Hylten Cavalin) и француз Рене де Керкадо (Rene de Kercado). Еще пять лет спустя Кнапп опубликовал более подробное исследование по данной теме.

Химик Фридрих Кнапп Немецкий химик-технолог Фридрих Кнапп

Впрочем, до коммерческого внедрения нового метода прошли ещё почти 30 лет. Его начало связано с американцем Августусом Шульцом (Augustus Schultz), разработавшим в 1884 году технологию дубления с помощью дихромата натрия и дихромата калия (в то время как сегодня, напомним, обычно используется раствор сульфата хрома (III) — Cr2(SO4)3. В 1893 году очередной новый метод запатентовал американец Мартин Деннис (Martin Dennis), а ещё позже свой вариант предложил английский химик Генри Ричардсон Проктор (Henry Richardson Proctor). Его технология уже весьма близка к нынешней.

Мяч из кожи хромового дубления Мяч из коровьей кожи хромового дубления, начало XX века

Таким образом, хромовое дубление в более или менее современном виде существует чуть больше ста лет. Со временем его стали применять гораздо чаще, чем растительное, и сегодня на долю кожи хромового дубления приходятся около 90% от числа всех вырабатываемых. При этом технология растительного дубления не была заброшена, и дубильни, которые её используют, существуют до сих пор.

Какие производители используют кожу хромового дубления?

Самые разные! Обувь из такой кожи можно найти и у масс-маркетных брендов, представленных в ближайшем торговом центре, и у производителей, выпускающих продукцию высшего класса. Более того, кожу хромового дубления используют и практически все обувщики, работающие на заказ.

Таким образом, сам факт хромового дубления ничего не говорит о качестве кожи, равно как и о качестве готовой продукции.
Оксфорды из кожи хромового дубления
Оксфорды Cheaney из кожи box calf хромового дубления

Многое зависит от исходного сырья, а также от того, как именно выполняются процессы по превращению шкуры в кожу (их не так уж мало, и дубление — лишь один из них).

Отличия от растительного дубления

Техническое отличие заключается в том, что при растительном дублении используют совершенно другие вещества (кору дуба, а также листья и плоды разных растений), и само дубление в этом случае занимает гораздо больше времени. Однако потребителей, скорее всего, больше интересует разница между конечными продуктами, поэтому о ней мы расскажем более подробно.

Кожа хромового дубления является более устойчивой к разного рода внешним воздействиям — прежде всего, к воде и грязи.

Кожа растительного дубления после долгого контакта с водой может потерять внешний вид, поменять цвет, затвердеть. Среди плюсов кожи растительного дубления чаще всего упоминают способность быстро приобретать патину — или, другими словами, красиво и неоднородно стареть, получая уникальную внешность. На хромовой коже тоже может формироваться патина, но соответствующий процесс в этом случае протекает медленнее и менее активно.

Среди прочих плюсов кожи растительного дубления называют её гигиеничность и лучшую гигроскопичность — неслучайно её часто используют для подкладок и стелек. Помимо этого, она не может вызвать аллергию, хотя здесь стоит заметить, что случаи аллергии на кожу хромового дубления встречаются очень редко. С другой стороны, кожа растительного дубления обычно менее гибкая и податливая, чем кожа хромового дубления. Именно поэтому она чаще используется для умеренно жестких и структурированных сумок и портфелей, а также подошв, нежели для курток или мягких женских сумок.

Кожа растительного дубления Рюкзак из кожи растительного дубления

Под конец отметим, что встречающееся иногда мнение о том, что кожа растительного дубления непременно лучше кожи хромового дубления, является ошибочным. Растительное дубление не гарантирует великолепный результат и превосходный внешний вид. К тому же следует учитывать и конечное назначение изделия: так, для традиционного портфеля в английском стиле лучше подойдёт кожа растительного дубления, а для кожаной куртки — хромового; покупателю, который хочет приобрести кошелёк, как можно дольше сохраняющий первоначальный внешний вид, больше понравится кожа хромового дубления, а покупателю, предпочитающие вещи с патиной — растительного.

Ботинки из кожи хромового дубления

Ботинки Alden из кожи хромового дубления

Ботинки из кожи растительного дубления

Ботинки Tricker’s из кожи растительного дубления

Кроме того, не стоит забывать о довольно редкой коже, которая сначала проходит хромовое дубление, а затем растительное. Она тоже может быть очень хорошей и подходит как для сумок и аксессуаров, так и для верха классической обуви. Классический пример такой кожи — Chromexcel от американской дубильни Horween, но её выпускают и Weinheimer Leder, Haas, а также некоторые другие фирмы.

string(0) «»

Дубление кожи своими руками

Все мы любим, носить дорогие шубы из меха, кожаные изделия и аксессуары. Но не всегда мы задаем себе вопрос – как же сделать изделие таким прекрасным? Все кожаные и меховые изделия нуждаются в обработке. Эта обработка и называется дублением кожи. А все это нужно для прочности, пластичности, так необходимых при обработке кожаных изделий. Сам процесс дубления кожи не очень-то сложный и представляет собой пропитку кожи различными дубильными веществами. Но насколько быстро пропитается наше кожаное изделие, зависит от многих факторов: от самого изделия, от раствора и  его консистенции, также от температуры самого дубильного вещества, и от времени дубления.

Методы дубления кожи

Дубление кожи – это, пожалуй, самый первый и очень важный этап ее обработки. Самые распространенные методы дубления кожи – это растительное, жировое и минеральное дубление.

Кожа растительного дубления – это полностью натуральный продукт, так как обработка его делается с помощью натуральных веществ и продуктов: кислотами дуба, мимозы и ореха.

Кожа хромового дубления включает в себя уже некие хромовые соединения. Кожа становится очень прочной. Для человека изделия из кожи хромового дубления не вредят. Так же изделия хорошо красятся. Они прочны, эластичны, но пропускают воду и очень быстро намокают.

Жировое дубление кожи делается с помощью жиров животных (отсюда и название), и рыбьего жира. При таком дублении мы будем иметь замшу.

Также существует и алюминиевое и циркониевое дубление.

Чтобы получить качественное изделие из кожи, нужно сделать много усилий. Сам процесс дубления кожи включает в себя множество шагов. Сначала кожу обрабатывают водой с добавками. Этот процесс называется отмока. Далее идет процесс золения, затем мездрение, обеззоливание, мягчение, пикеливание и дубление. Когда уже кожа прошла процесс дубления, то ее отдают на двоение. После двоения кожа имеет одинаковую толщину и не имеет нажора. Затем она проходит строгание. При этом процессе кожа делается гладкой, равномерной и растягивается. Чтобы кожа приобрела хорошую пластичность, ее обычно додубливают. Обязательно кожа проходит покраску. Что бы она имела красивый вид, ее красят в разнообразные цвета. Затем идет жирование, после чего кожа более мягкая, эластичная и почти не намокает в воде. После этого из кожи удаляют всю влажность (сушка), и кожа уже окончательно становится тканью. Очень важным процессом является покрывное крашение. Благодаря ему кожа делается очень гладкой и имеет ослепительный блеск. И последний процесс дубления кожи – это прессование. Оно делается несколько раз, что бы придать изделию уже хороший вид.

Дубление кожи в домашних условиях

Но дубление кожи можно сделать и в домашних условиях своими руками. Самым таким распространённым  животным является кролик. Очень важно знать, что для мехового производства очень важно, что бы животное было убито именно зимой. Для того чтобы правильно снять шкурку кролика, нужно его за задние лапки подвесить, что бы при ударе кровь вышла носом. Ни в коем случаи кровь не должна попасть на мех. Начинают снимать шкурку с передних лапок, затем разрезают от хвоста до бедер и передних лап. Если вы все сделаете правильно, то шкурка снимется очень быстро и легко. Но для первого раза нужно, что бы кто-нибудь показал, как это делать. Шкурку кролика хорошо нужно высушить. Сушить желательно в местах, куда не попадает дождь, и нет прямых лучей солнца. Так же сушить нужно шерстью внутрь. Следите за тем, что бы в помещении не было мышей и моли. Они могут испортить вам кролика. Когда шкурка высохла, ее нужно смягчить. Требуется взять определённое количество воды (на 1 кг. шкур – 1 л. воды) и замочить в ней на целые сутки кролика. Когда шкурка станет мягкой, с нее сдирают оставшийся жир и пленку. Но на этом этапе нужно быть очень бдительными и осторожными. Делать все так, чтобы не порезать шкурку. Затем ее нужно замочить в отмочке опять на сутки. Чтобы шкурка была более прочной и долговечной ее дубят. В дубильном растворе ее нужно держать 2 или 3 суток. Достав, ее смазывают жировой эмульсией. Затем шкурку отправляют опять на сушку. Когда уже она высушилась, ее кидают в барабан вместе с опилками древесины, и там вращают. Затем нужно шкурку обтянуть ножом, что бы она была более эластична. Потом опять вращают в барабане, и заключающим этапом будет отжимка. Она производится тупым ножом. Делать это надо вдоль, и поперёк. Как видим, сам процесс дубления кожи в домашних условия не очень то и сложный!

Виды кожи и их применение

Вид кожи напрямую зависит, из какого животного она, и какой обработке поддавалась. Например: шеврет – это кожа из шкур овец. Она поддавалась хромовому дублению. Всем известный велюр — это также кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью. Для нее используют свиные шкуры. Обычно у этих шкур есть дефекты, и они отлично подходят  для получения велюра. Лицевая сторона у него ворсистая. А всем нам известную замшу делают из шкур козы, оленя и лося. Эта кожа очень мягкая и приятная на ощупь, тягучая. Еще из шкур коз и овец делают лайку, и используют алюминиевое дубление. Эта кожа самая мягкая и тонкая, и из нее делают в основном перчатки. Очень популярна и лакированная кожа. Из нее шьют и пальто, и юбки, и сумки, и даже обувь. Лакированная кожа красиво блестит на солнце, и ее цвет бывает разный.  А кожа растительного дубления плотная, эластичная и хорошо впитывает влагу. Из нее делают ремешки, бижутерию, ювелирные изделия. По цвету сама кожа очень красивая. Начиная от теплого желтого, и заканчивая коричневым.

У каждого человека должна быть хоть одна кожаная вещь. Это могут быть ремни, одежда, сумки, обувь и различные аксессуары. Кожаные вещи очень долго служат и имеют элегантный вид. В них вы будете чувствовать себя комфортно, и самое главное, кожа – это ведь натуральный продукт!

P.S. Друзья! Если Вам понравилась эта статья и наш сайт, поддержите нас и поделитесь записью в соц. сетях, или лучше щёлкните на рекламу справа вверху страницы — это поможет нашему сборнику статей существовать дальше и развиваться.

ДУБЛЕНИЕ КОЖИ И МЕХА — это… Что такое ДУБЛЕНИЕ КОЖИ И МЕХА?


ДУБЛЕНИЕ КОЖИ И МЕХА
обработка их дубильными (дубящими) в-вами с фиксацией структуры дермы путем придания ей пластичности, прочности, износоустойчивости и т. д. В результате между молекулами коллагена дермы (в произ-ве кожи) или кератина волоса (в произ-ве меха) и молекулами дубильного в-ва образуются хим. связи. Благодаря этому повышается т-ра сваривания коллагена, уменьшается склеиваемость элементов его микроструктуры, возрастает устойчивость дермы к действию ферментов и гидролизующих агентов, уменьшаются набухание ее в воде и усадка при сушке, увеличивается прочность при растяжении в обводненном состоянии, уменьшается смачиваемость и повышается упругость волоса. Дубление (Д.) проводят в барабанах, вращающихся с частотой 4-8 мин 1, при 20-33 °С и атм. давлении; в зависимости от вида сырья продолжительность процесса 6-48 ч. Используют как неорг., так и орг. дубильные в-ва. Во мн. случаях применяют комбиниров. методы Д., т. е. одновременно или последовательно вводят в процесс неск. различных по природе дубителей; это позволяет сократить длительность Д., рационально использовать дубящие св-ва отдельных в-в. К неорг. дубильным в-вам относятся соед. Cr, Al, Fe, Zr, Ti и др. Дубящее действие определяется способностью иона металла образовывать стабильные комплексы, содержащие не менее двух центр. атомов, с функц. группами коллагена. Наиб. широко применяют основные комплексные соли Сr (III) — как самостоятельно, так и в комбинации с др. дубителями. Их используют в виде хромовых экстрактов — конц. водных р-ров или порошков. Основность последних (содержание в молекуле ОН-групп) для пром. продуктов может составлять 30-35 или 36-42%, содержание Сr — 25% (в пересчете на Сr2 О 3). Соли Сr в р-ре образуют многоядерные комплексы, напр., по р-ции:
101_120-43.jpg
Размеры молекулы дубителя зависят от его основности. При Д. во внутр. сферу комплекса входят активные группы коллагена и необратимо связываются с ним; при этом главная роль принадлежит карбоксильным группам, т. к. число неионизированных аминогрупп в коллагене незначительно. Параллельно образуются ионные связи между ионизированными группами коллагена и комплексными ионами противоположного заряда, а также водородные связи. Соли Сr проникают внутрь дермы по капиллярам в ее структуре. Процесс ускоряется с увеличением степени разрыхления структуры, повышением концентрации дубителя, снижением рН р-ра, усилением мех. воздействий. Связывание дубильных в-в ускоряется с повышением рН, т-ры, концентрации дубителя. При Д. кожи расход дубителя равен 1,8 2,5% (в пересчете на Сr2 О 3) от массы голья при основности экстракта 30-42%; продолжительность процесса 7-12 ч. Помимо соединений Сr применяют и др. неорг. дубители, однако значительно реже. Кожи, выдубленные с помощью Al2(SO4)3.18H2O или алюмо-калиевых квасцов, после намокания становятся твердыми из-за того, что эти в-ва образуют с коллагеном малоустойчивые комплексы, разрушаемые водой (устойчивость м. б. повышена добавлением солей двухосновных к-т и водорастворимых полимеров, содержащих карбоксильные и аминные группы). В случае Д. соединениями Fe кожи ухудшают свои св-ва при хранении. Кожи, выдубленные с использованием сульфатоцирконата натрия или сульфатотитанилата аммония, водостойки, имеют удовлетворит прочность при растяжении, белый цвет. Для стабилизации рН дубильных растворов солей Zr и Ti применяют орг. гидроксикислоты, многоатомные спирты и т. п. В качестве дубильных в-в используют также многоядерные комплексные соед., содержащие разные центр. атомы (Сr и Zr, Ti и Zr и др.), а также смеси солей Zr и Сr. Последние перспективны для Д. овчины, т. к. обеспечивают получение плотных кож с хорошими физ.-мех. показателями. Орг. дубильные в-ва подразделяют на простые и сложные. К первым относятся альдегиды (формальдегид, глутаровый альдегид и др.), жиры морских животных и рыб (ворвань), ко вторым растит. в-ва ( таннины, или танниды), синтетич. дубильные в-ва и полимеры. При формальдегидном Д. поперечные связи образуются в результате взаимод. СН 2 О с аминогруппами боковых цепей молекулы коллагена. Поскольку дальнейшая самопроизвольная поликонденсация СН 2 О обусловливает получение жесткой кожи, формальдегидное Д. обычно комбинируют с Д. другими в-вами. В случае жирового Д. (используют ворвани с йодным числом не менее 140 и кислотным не более 15) с коллагеном реагируют продукты окисления жирных к-т, а несвязанный жир отлагается на волокнах коллагена, что придает коже мягкость, такое Д. применяют при выработке замши. Таннинное Д. осуществляют с помощью т. наз. дубильных экстрактов упаренных до определ. концентрации или высушенных до порошкообразного состояния водных вытяжек из коры, древесины, листьев и плодов нек-рых растений (дуба, ели, лиственницы, бадана, миробаланов и т. д.). Эти экстракты содержат, наряду с таннинами, продукты их конденсации, углеводы, красящие в-ва, крошки коры и др. и характеризуются т. наз. доброкачественностью, определяемой как отношение (в %) кол-ва таннинов к кол-ву всех р-римых продуктов. Проникновение таннинов в толщу дермы происходит медленно, поэтому чисто таннинное Д применяется довольно редко (для произ-ва кож с высоким коэф трения и повышенной плотностью). Предварит обработка солями Сr (расход хрома в пересчете на Сr2 О 3 0,4-1,0% от массы голья) дает возможность повысить термостойкость кож, получить материалы, к-рые приближаются по св-вам к кожам, выдубленным таннинами, и сократить длительность послед. таннинного Д., процесс можно осуществлять при высоких концентрациях таннинов в дубильном р-ре (100 г. л и более). Таннинное Д. ускоряют также, если в дубильный р-р добавляют т. наз. вспомогат. синтетич. дубильные в-ва, напр. диспергатор НФ динатрийметилен- бис -(нафталинсульфонат) Синтетич. дубильные в-ва, к-рые заменяют таннины, сокращают потребление последних и ускоряют процесс по сравнению с таннинным Д. В качестве синтетич. дубильных в-в используют: продукты поликонденсации фенолов с послед. их сульфированием; продукты w-сульфирования многоядерных ароматич. гидроксилсодержащих соед.; продукты взаимод. феноло-формальд. смол с ароматич. сульфокислотами и диспергирования феноло-формальд. смол в лигносульфоновых к-тах; продукты поликонденсации резорцина с формальдегидом (обладают наилучшими дубящими св-вами). Известны синтетич. дубильные в-ва комбиниров. действия: помимо Д., они могут также жировать и окрашивать кожу, фиксировать жиры, красители, таннины и т. п. Додубливание синтетич. дубильными в-вами хромовых кож (при расходе ~ 5% от их массы) приводит к увеличению толщины и площади кожи. Полимерные дубители в комбинации с др. дубильными в-вами позволяют вырабатывать кожи с пониженной водопроницаемостью и хорошим наполнением. В качестве дубителей используют мочевино-, меламино-, дициандиамидо- и феноло-формальд., а также эпоксидные смолы и низкомол. полимеры метилметакрилата и этилакрилата. Применяют дициандиамидо-формальд. смолы в смеси с таннинами и синтетич. дубильными в-вами. При этом сокращается длительность Д. и достигается рациональное применение солей Сr. При додубливании кож таннинного Д. метилольными соед. мочевины и меламина происходит их конденсация с несвязанными таннинами, в результате чего в коже снижается содержание вымываемых водой в-в, повышаются ее износo-, пото-, водо- и термостойкость. Используя резорцин, пирогаллол, пирокатехин и формальдегид, осуществляют конденсационное Д. с образованием новолачных смол непосредственно в структуре дермы. Лит.: М и х а й л о в А. Н., Химия дубящих веществ и процессов дубления. М., 1953; Химия кожевенного и мехового производства, под общ. ред. Н. В. Чернова, М., 1957; Кубелка В., Бинго И., Синтетические дубители, пер. с чеш., М., 1959; Якадин А. Н., Егоров Б. А., Растительные дубильные материалы, М., 1968; Химия и технология кожи и меха. 3 изд., М.. 1979 Ф. В. Миронов.

Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. И. Л. Кнунянца. 1988.

  • ДУБЛЕНИЕ В ФОТОГРАФИИ
  • ДУРАЛЮМИНЫ

Смотреть что такое «ДУБЛЕНИЕ КОЖИ И МЕХА» в других словарях:

  • ДУБЛЕНИЕ — в производстве кожи и меха, обработка кожевенного сырья (голья и шкур) растворами различных дубящих веществ для придания ему прочности, пластичности, износостойкости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий. Широко… …   Современная энциклопедия

  • Дубление — в производстве кожи и меха, обработка кожевенного сырья (голья и шкур) растворами различных дубящих веществ для придания ему прочности, пластичности, износостойкости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий. Широко… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дубление —         один из основных процессов при производстве кожи и меха. При Д. между белком (коллагеном) дермы (в кожевенном производстве) и волоса (в производстве меха) и молекулами дубящего вещества образуются химические связи, в результате чего… …   Большая советская энциклопедия

  • Дубление — (англ. tanning, фр. tannage) в кожевенном производстве  обработка голья дубящими веществами для придания ему пластичности, прочности, износоустойчивости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий; взаимодействие… …   Википедия

  • Дубление —         Для выскабливания остатков мяса на одной стороне и удаления шерсти на другой смягченную шкуру натягивали на дубильное дерево (часто упоминалось о нем в комедии 5 в. до н. э.). Д. шкур, предназнач. для пастухов и рабов, как и Д. замши,… …   Словарь античности

  • Дубление —          для выскабливания остатков мяса на одной стороне и удаления шерсти на другой смягчен. шкуру натягивали на дубильное дерево (часто упомин. о нем в комедии 5 в. до н.э.). Д. шкур, предназнач. для пастухов и рабов, как и Д. замши, включало… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Лайка (сорт кожи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лайка. Лайковые перчатки. Англия, 16 …   Википедия

  • Дубящие вещества —         вещества, применяемые при выделке (дублении (См. Дубление)) кожи и меха. Д. в. подразделяют на минеральные и органические. К минеральным Д. в. относят соединения хрома, алюминия, циркония, титана, кремния, железа и др. Большинство этих… …   Большая советская энциклопедия

  • КOЖА — материал, изготовляемый из среднего слоя (дермы) шкуры животного. В зависимости от назначения различают обувные, шорно седельные, технические и одежно галантерейные К. Каждый класс подразделяется на группы в соответствии с более узким… …   Химическая энциклопедия

  • Кожевенное производство — Готовые кожи. Кожевенное производство  выработка различных сортов кож из сырых (парных) или законсервированных шкур. Несмотря на различие в метод …   Википедия

Bootfury — Статьи

Обувь Bootfury делается чаще всего из юфти. Юфть — сборное понятие для толстых кож, которое в последнее время толкуется в России каждым производителем и кожевником по-своему: кто-то называет юфтью любую кожу толще 2 мм, кто-то говорит, что юфть — это кожа хромового дубления, пропитанная маслами, кто-то настаивает, что юфть — это кожа жирового дубления, а кто-то — что комбинированного дубления и т.д. Чтобы пояснить, что скрывается под термином юфть и что является правдой в каждом из упомянутых определений, сначала расскажем немного о кожах разных видов дубления.

Хром — кожа хромового дубления

Кожу дубят солями хрома. Хром прочен к истиранию (в 2 раза прочнее растишки), отлично воздухо- и паро-проницаем, мягок, эластичен, не разрушается даже от температуры кипения. Но при этом он недостаточно пластичен, не держит тиснение и приданную форму, водопроницаем и гигроскопичен, меняет площадь от влажности воздуха, а если его ставить на подошву — становится очень скользким с увеличением влажности. Даже при одинаковой с юфтью толщине отличается от последней тем, что при пропитке маслами остаётся водопроницаемым.

Растишка — кожа растительного дубления

Её дубят таннидами растительного происхождения — экстрактами квебрахо, мимозы, дуба, ивы, таро и т.д. Ботинки из кожи растительного дубления, которые иногда рекламирует Viberg и ещё некоторые зарубежные фирмы — скорее всего рекламный ход, потому что специалисты по коже знают особенности чистой растишки: она теряет форму при намокании, трескается при последующем высыхании, легко красится, но также легко краска из неё вымывается, она недостаточно прочна — легко истирается (в 2 раза быстрее хрома). Её в некоторой степени можно сравнить с сыромятной кожей, яляющейся всего лишь сырьём. Поэтому, вряд ли стоит верить рекламе — скорее всего их ботинки из кожи смешанного дубления, где растительное — часть целого.

Комбинашка — кожа смешанного дубления (хром-растительного или хром-растительно-синтанного дубления)

Юфть как таковая — это кожа толщиной 2+ мм комбинированного (чаще всего хром-таннидно синтанного) дубления.

1. Сначала кожсырьё для юфти, промытое от жиров и растворимых белков, дубится солями хрома — на хороших заводах это совсем немного: от минимума 2,5% до 5-7%. Хромовое дубление в минимальной мере необходимо для того, чтобы была возможность механической обработки кожсырья в дальнейших процессах (двоение, строгание, разводка, лощение и тд), хром даёт стабильность, так как чистая растишка — непрочная и нестабильная субстанция, боится нагревания и сваривается при повышении температуры от механических воздействий. При этом, чем больше хрома, тем меньше остаётся «места» для растительных дубителей. Растительные дубители из-за большего размера молекул намного дольше и труднее проникают в середину кожи (потому растительное дубление занимает намного больше времени, чем солями хрома). Существует даже специальная химия, т.н. провайдеры, быстрее проводящие дубители в толщу шкуры.

2. Затем кожа додубливается растительными дубителями (растительное или таннидное додубливание), и иногда также или только — синтетическими, синтанными дубителями. Растительное дубление даёт экологичность, естественность, синтанное — снижает стоимость и нередко улучшает качество и прочность кожи. Дубителями кожа «наполняется», что даёт ей плотность, увеличивает вес, повышает прочность, потостойкость, термо-стойкость, хорошую защиту от промокания (при жировке), и главное — износостойкость и  долговечность. Чем сильнее наполнена кожа, тем она сильнее и дольше служит. 

3. Затем кожа красится.

4. Далее кожа жируется (восстанавливаются вымытые при промывке шкуры жиры). После жировки содержание жиров в обувной юфти должно составлять 26-31%, тогда как в коже хромового дубления — 4 — 12%.

4. Затем кожа облагораживается — проходит финишную обработку в зависимости от назначения: разводку, глажку, тяжку, прокатку, шлифование, лощение, вощение, покрывное крашение, прессование, аппретирование и т.д.

Итак, кожа 1)смешанного дубления 2)с обильным наполнением и 3)в достаточной степени жированная — это и есть хорошая юфть в современном понимании термина. Она сочетает в себе достоинства хрома и растишки: хорошо противостоит агрессивным средам, температурам и влаге (водостойкость), довольно хорошо теснится (см. выдавленный логотип Bootfury на рисунке ниже) и лучше, чем хром держит форму, она более потостойкая, стойкая к истиранию, прочна на разрыв, хорошо удерживает красители, более теплоизолирующая и отлично выносит отрицательные температуры (наш опыт до -50). Юфть содержит довольно много жиров, масел и наощупь бывает немного восковая. Поэтому, обычно, она зеркально не блестит, даже после полировки ваксой (high gloss wax). Она мягкая и гибкая. Если на юфть капнуть водой, то вода остаётся на поверхности, почти не впитываясь. Юфть толстая: 2 — 3 мм, поэтому заготовка ботинок из неё весит больше (500 грамм), чем из обычного обувного хрома толщиной 1,2 — 1,4 мм (300 грамм). Из неё можно делать бесподкладочную хорошо дышащую обувь.

Юфть не требует тщательного ухода. Даже в сухих условиях она служит очень долго, но чистка и применение жиров и кондиционеров продлит срок службы юфти. Цели ухода две: очистить поверхность кожи от абразивов и восполнить потерю влаги, жиров и масел.

Рис. Заготовка ботинок — берцы и союзка из лицевой юфти, задинка и носок — из выворотной юфти 

Выворотная юфть, выворотка (rough-out leather)

Это та же юфть, только вывернутая внутренней (бахтармяной) стороной наружу. Выворотная кожа сильнее впитывает воду. Для длительной службы выбирается юфть из чепрачной части шкуры, которая имеет более равномерную и гладкую бахтарму, не рыхлую и не мохнатую. Необработанную воском выворотную юфть нужно содержать в чистоте от грязи и других высыхающих компонентов, иначе могут возникнуть трещины от абразивных частиц песка. Впрочем, если выворотка только на недеформируемых, неподвижных деталях, как на фото, то там она не потрескается.

Чистят выворотку как замшу, латунной, стальной или резиновой щёткой. В домашних условиях восполнять потерю жиров и масел выворотной кожи можно двумя способами:

1) изнутри обуви, т.е. на лицевую сторону кожи, нанести бальзам для кожи, осторожно — особенно на светлой коже, чтобы не появилось тёмных пятен снаружи.

2) прямо по замшевой поверхности — специальными жировыми эмульсиями для смягчения велюра и замши, обновляющими цвет и поджировывающими кожу.

В западном Интернете я встречал указания, что некоторые зарубежные сорта выворотной кожи, попадающей под наше определение юфти, обрабатывается силиконом уже в процессе дубления. Учтите — это не обработка аэрозольным силиконом по готовой коже. Кожа, обработанная силиконом на кожевенном заводе, по их данным, может быть водонепроницаемой в течение всего срока службы. Но в России таких кож, насколько нам известно, пока не делают, хотя на Волгоградском кожзаводе (ООО «Рускожпром») уже есть эта технология.

Выбор кожи 

При выборе кожи для своих целей желательно узнавать какое дубление прошла данная «юфть», какое у неё наполнение. К сожалению часто это невозможно выяснить — рецептуры кож производители скрывают за семью печатями. В стране победившего капитализма, в отличие от советского прошлого, почти вся химия для дубления, наполнения и жирования кожи, как и оборудование для кожевен — импортные, очень дорогие, не всем фабрикам по карману. Потому выделывают как угодно и кто на что горазд, называя юфтью то, что юфтью не является.

Поэтому мастерам остаётся ориентироваться на свои ощущения, чтобы понять свойства кожи, которая перед ними, выбирать конкретные предприятия с хорошим наполнением кож. Как вариант — можно искать по отзывам мастеров и продавцов конкретный сорт кожи, который лучше всего получается у данного завода (например, у одного белорусского производителя хорошо получается только юфть в цвете «коньяк»). Даже на больших заводах свойства кож разнятся от партии к партии и можно получить не то, что ожидаешь, когда заказываешь дистанционно. Также учитывать сезонность —  весеннее сырьё — шкуры скота после зимовки, часто бывает плохим, что влияет и на конечное качество кож из него. Мы используем иногда кожу американской кожевни Horween (сорта Chromexcel и Latigo), но чаще — юфть ООО «Рускожпром» — молодой волгоградской кожевни (с 2017г). С «Рускожпромом» мы тесно взаимодействуем в процессе разработки обувной юфти, проводим испытания экспериментальных образцов обувных юфтей в своей обуви, и поэтому считаем их юфть, хотя и не до конца отработанной, находящейся на этапе становления, и тем не менее — безусловно лучшей обувной юфтью в России.

Резюме:

Итак, юфть юфти рознь и разные производители называют юфтью порой совершенно различную по свойствам и выделке кожу. Процесс комбинированного дубления имеет множество вариантов — в составе дубителей, красителей, жиров, и полимерных наполнителей. Разное соотношение дубителей (хромовые / растительные) и наполнителей на выходе даёт много разных сортов кожи с разными свойствами, а отсюда — с разными сферами применения: шорная, галантерейная, сандальная, обувная и т.д. — всё это условные названия, не регламентируемые, насколько я вижу это из опыта, в настоящее время никакими обязательными нормативными документами. Поэтому, рецептура — целиком на совести производителя и большинство предприятий в России экономят на дубителях и выпускают так называемую «юфть» — по сути хромовую или хром-синтанную кожу с минимальной растительной составляющей, то есть с дешёвым маленьким наполнением: на языке кожевников — это «пустая» кожа. Более того — дубители и красители такой кожи — самые дешёвые, а потому краска или не проникает внутрь (непрокрас) или она проникает, но она нестойкая, при намокании течёт и может пачкать всё, что к коже прикасается (и это невозможно исправить, а вещь — использовать). Пустая кожа легко даёт глубокие складки, которые быстро переходят в трещины, она вялая, от воды и пота она легко раздубливается, её лицо теряет вид и кожа становится ломкой. Это кожа с плохим дублением и недостаточным и/или дешёвым наполнением. 

PS: В историческом понимании, «русская кожа» или «юфть» — это не вышеописанная кожа, а другая, особая кожа с совершенно особым ароматом, которую Россия поставляла во все страны мира и там она использовалась не столько на обувь, сколько на самые дорогие изделия из кожи. Секрет её производства утерян.

В 1973 году в трюмах затонувшей у британских берегов в 1786 году датской бригантины «Die Fraumetta Catharina von Flensburg» (или попросту «Metta Catharina») водолазы нашли настоящее сокровище – тюки со тщательно упакованной русской кожей. В декабре 1786 года бригантина вышла в плавание с грузом пеньки и русской кожи из Санкт-Петербурга в Геную, но во время сильного шторма сбилась с курса и затонула у побережья Корнуолла. Пролежав почти 200 лет в солёной морской воде под слоем грязи и ила, русская кожа полностью сохранила привлекательный внешний вид и свой особенный, ни с чем не сравнимый аромат. Подробнее читайте: https://fakel-history.ru/yuft-istoriya-russkoj-kozhi/

Автор статьи: Сергей Секирин — обувщик мастерской Bootfury (с).

При копировании статьи дайте на неё ссылку: Что такое Юфть? или https://bootfury.com/articles/chto-takoe-yuft

Использованные материалы:

«Материаловедение обувного производства», Б.Я.Краснов, М., «Легпищепром», 1983г., и собственные наблюдения.

https://wiki2.org/ru/Юфть

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи

Сумки, кошельки, ремни и многие другие уникальные вещи шьют из натуральной кожи.

Кожей обтягивают мебель, стены домов, не которые художники используют кожу как холст, для своих картин.

Кожа. Кожа для всех мастеров это материал для работы. Каждый раз, посетив поставщика, я удивляюсь разнообразию цветов и фактур, а последнее 2 года еще и цене. Понятное дело, что все мы культурные люди, и стараемся не задавать, много вопросив поставщикам. Со 100% уверенностью знаю, что каждого посещали мысли, как интересно, вот эту бы шкурку и эту, а вон тех с десяток бы взять… а почему так дорого – то ?

Друзья нам с вами с точки зрения производителя и поставщиков продают готовый товар….

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1

Производство кожи, думаю, этому процессу много тысяч лет Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1 Возможно, даже скорее всего, человек сначала научился именно ему, а потом уже раздобыл огонь….но история об этом умалчивает.

В данной публикации расскажу, как этот процесс проходит сегодня, на наших российских заводах.

Надеюсь, информация будет полезной как для мастеров, так и для поставщиков.

Почти половину своей продукции производство поставляет на экспорт в Италию, Португалию, Испанию, Францию и страны Азии. Я не буду показывать самый первый этап производства. На нем происходит приемка засоленных в бочках кож, их первичная сортировка и вымачивание в отмочно-зольных барабанах. 21 сырьевой филиал принимает кожи практически со всех крупных мясоперерабатывающих производств России. Это примерно 5200 тонн в месяц.

После вымачивания (отмока) лишенные волосяного покрова шкуры попадают на первый конвеер. Тут с ними особо не церемонятся и грузят устрашающего вида аппаратами.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 2Я так понимаю, в этом агрегате удаляется часть воды. На выходе четверо рабочих осматривают каждую шкуру и обрезают явный брак и остатки тканей и жира.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 3На первых этапах процесса самая тяжелая работа. Шкуры очень скользкие, ножи острые и вы не представляете, какой там стоит запах. За сутки обрабатывается 6000 шкур.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 4Далее для кож наступает один из самых ответственных процессов. В этих барабанах происходит дубление. За время этого процесса с помощью специальных химикатов из кож выводятся все микроорганизмы, прекращаются естественные процессы. Т.е. из живого материала кожа превращается в стандартный, соответствующий строгим требованиям, полуфабрикат.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 5

Кожа на этом этапе называется wet-blue и после химической обработки хромом она действительно голубого цвета. Кожу, дубленую по старым рецептам, с использованием органических дубильных веществ, так же можно отличить по цвету. Она либо белая, либо желто-коричневая.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 6

Вместе с wet-blue переместимся в отделочный цех.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 7

Итак, вычищенные и высушенные wet-blue попадают на стол к этим женщинам. Именно они отвечают за сортировку и отбраковку на этом этапе.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 8

Далее материал проходит процесс двоения. С помощью строгальной машины шкура расслаивается на два, а то и три слоя. Получается лицевая сторона и спилок.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 9

Из лицевой стороны производят самую качественную кожу, но и из спилка делают кожи подешевле. Совсем стружку используют для приготовления клеев и технического желатина.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 10

Некоторые заказчики предпочитают не связываться с первичной обработкой кожи, а производить на дальнейших этапах самостоятельную обработку и покупают у завода продукцию в стадии wet-blue. Это международный стандарт, так что в таком решении ничего странного нет.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 11

Далее голубая кожа попадает в красильно-жировальные барабаны.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 12

Они точно такие же, что и для дубления, только процессы в них происходят другие. На этом этапе задаются самые важные свойства будущей кожи: мягкость, износостойкость, упругость, эластичность. Тут же происходит покраска. Как вы понимаете, вариантов конечного продукта великое множество. Завод производит продукцию под заказ, так что судьба каждой единицы материала предопределена заранее.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 13

Подобные барабаны используются не одним поколением кожевенников. Традиционно, сделаны из дерева твердых пород.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 14

Если заглянуть внутрь, в темноте можно рассмотреть отлично отполированные стенки и штыри для дополнительного перемешивания кож.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 15Обработанные и окрашенные кожи называются краст. Он может быть различного цвета, с различными свойствами.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 16

Процесс сушки может быть различным, но начинается чаще всего с отжима. Помните древние бочкообразные стиральные машинки с резиновыми валиками для отжима? Это увеличенная копия.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 17

Кусочек гламура для разнообразия

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 18

Это атмосферная сушка. Красты совершают большой круг под потолком цеха, обозревают окрестности, заодно и сушатся.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 19

А это другой вид сушки – рамный. На этом посту четверо рабочих принимают раму, снимают высушенные красты и натягивают новые. На замену уходит минуты три.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 20Рамы ходят по кругу. За стеной находится сушилка, где и происходит сушка. Насколько я поняла, такой способ используется для сушки дорогих и мебельных кож. Кстати, тут отлично видно, что стандартный размер краста ровно половина шкуры. Мебельные кожи чаще всего целые.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 21

Пункт очередного контроля качества. Хоть производство и механизировано/автоматизировано на 90%, но человеческий опыт заменить нельзя. Опытный контролер за пару секунд определяет плотность, толщину и качество кожи. Плюс лабораторный и колористический контроль выборочных экземпляров из каждой партии.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 22

Переносимся в отделочный цех №2. Тут происходит конечная обработка и получение готовой продукции. Опять же, некоторые заказчики покупают краст и самостоятельно доводят его до ума, оставшийся краст подвергается финишным операциям.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 23

Если на этапе получения краста вариантов множество, то тут их еще больше. Я даже примерно не представляю, сколько видов кожи можно получить на этих линиях. Во время финишной отделки задаются блеск, дополнительные цвета, тиснение, фактура и прочие спецэффекты.
Тут краст обрабатывается с помощью напыления. В длинном конвеере кусок кожи проходит несколько этапов пропитки и просушки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 24

А тут другой принцип, напоминающий ламинацию или типографию. Кожа проходит через огромный красящий и одновременно высушивающий станок.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 25

После всех этих перипетий на коже практически не остается фактуры. Эта машина состоит из, грубо говоря, утюга и пресса.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 26

На горячую плиту нанесен объемный рисунок, который под прессом переносится на кожу.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 27

Эта кожа скорее всего пойдет на изготовление спецодежды или обуви.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 28

И вот, наконец, готовая кожа попадает на склад конечной продукции.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 29

Происходит завершающий контроль качества, формируются партии. Кожу нельзя складывать конвертом, поэтому она сворачивается в рулоны по нескольку штук.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 30

Время прохождения всех этапов производства очень сильно зависит от сложности выделки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 31

Производство мебельной кожи идет параллельно и этапами практически повторяет уже увиденное.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 32

После рамной сушки кожи поступают на кунтурирование. Двое женщин с пневмоножами очень шустро обрезают края шкуры.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 33

Так же происходит финальная пропитка всякими веществами. Кожа для мебели более толстая и должна иметь очень высокие прочностные и износостойкие характеристики.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 34

Ну и финальный контроль качества и сортировка.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 35

Конечно же, нельзя было уйти, не посетив святая святых – лабораторию. Кстати, 500 тысяч квадратных метров это и правда много, рабочие передвигаются на велосипедах.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 36

В лаборатории не только производится контроль качества продукции, но и разрабатываются новые технологии обработки, проверяются новые химические составы. Так же по эксклюзивным заказам тут изготавливаются маленькие партии кож с редкими рецептами обработки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 37

В небольшом лабораторном цеху можно воспроизвести любой этап процесса.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 38

Тут тоже стоят барабаны, только в несколько раз меньше.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 39

Пропитки и краски разрабатываются тут же.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 40

Специально для фото был пожертвован большой кусочек кожи для подбора нового цвета. Обычно, окрашивается кусочек раза в четыре меньше. Просили об этом упомянуть.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 41

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 42

Напоследок, заглянем в шоу-рум завода. Заказчику показывают именно его. Несколько десятков видов кож с огромным количеством вариантов тиснения, окраски и плотности. От привычной “кожаной” кожи с естественной фактурой, до чего-то кислотного, на ощупь и разрез больше всего напоминающее линолеум, от толстой ременной до тончайшей перчаточной.

С детства меня сильно интересовал вопрос о том, можно ли в трудные времена сварить из ботинок суп или закусить ремнем. Теперь могу с уверенностью сказать – можно, но бессмысленно и небезопасно для здоровья. После вымачивания в химии или известняке, дублении хромом или танином, питательные свойства кожи стремительно приближаются к нулю. Да и вообще говорить о “естественном природном материале” можно с большой натяжкой. Так что если вы соберетесь в трудный поход, запаситесь вещами из сыромятной кожи – их есть можно Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1

Дубление — это… Что такое Дубление?

Дубле́ние (англ. tanning, фр. tannage) в кожевенном производстве — обработка голья дубящими веществами для придания ему пластичности, прочности, износоустойчивости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий; взаимодействие дубящих веществ с функциональными группами линейных аминокислотных полимеров с образованием устойчивых поперечных межмолекулярных связей молекул коллагена между собой. Основные виды дубления — минеральное (хромовое, циркониевое, титановое и др.), жировое, формальдегидное, таннидное, комбинированное.

Происхождение слова в русском языке

В древние времена кожемякам было известно только 2 типа дубящих веществ: жиры и продукт переработки чернильных орешков, образующихся на листьях дуба при его инфекционных или паразитических заболеваниях, эти орешки богаты танином — дубящим веществом.

Дубление в фотографическом деле

В фотографии — специальная обработка желатина (смесь коллагеновых макромолекул разной молекулярной массы) фотоэмульсии, делающая его труднорастворимым в воде.

Дубление в фотолитографии

В фотолитографии — обработка зафиксированных светом участков фоторезиста после отмывки незафиксированных участков фоторезиста дубящими жидкостями (иногда засвечиванием) для придания большей прочности и нерастворимости.

Источники

Литература

Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. — М.: Легкая индустрия, 1970.

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о