Древняя греция одежда – Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика

Древняя греция одежда – Греческий национальный костюм: элементы одежды, крой, специфика

11.11.2020

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции

В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней Греции и Рима.

Историю развития Древней Греции принято делить на следующие периоды:

1. Эгейская (крито-микенская) культура – 3–2 тыс. до н. э.

2. Гомеровский и раннеархаический период – XI–VIII в. до н. э.

3. Архаический период – VII–VI в. до н. э.

4. Классический период – V в. до н. э. – до последней трети IV в. до н. э.

5. Эллинистический период – последняя треть IV в. до н. э. – I в. до н. э.

Политическое устройство Греции отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основами были демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй.

Об особенностях костюма крито-микенской культуры можно судить по сохранившимся росписям и скульптуре. Мужской повседневный костюм состоял из передника (набедренной повязки), крепившейся на талии кожаным поясом и надеваемой таким образом, что спереди он спадал углом, а его край шел наискось от бедра к колену другой ноги. Праздничная мужская одежда представляла собой длинную юбку, поверх которой надевалось одеяние, похожее на сетку. Интересной деталью мужского костюма была одежда, похожая на широкий мешок, закрывающий обе ноги от бедер до колен – прототип штанов.

Женский костюм этого периода представлял собой короткий жакет и длинную колоколообразную многоярусную юбку, состоящую из нескольких кусков ткани, наложенных один на другой. Жакет оставлял грудь открытой, которую приподнимали кушаком. Иногда юбка могла носиться и без жакета. И у мужчин, и у женщин тонкая талия считалась красивой и поэтому утягивалась.

Элементом древнейшей «догомеровской» одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера ахейское племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название

хлена, а как женская – пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками, не используя элементов кроя и шитья.

Плащ хлена изготавливался из плотной грубой ткани, сильно драпировался. Хлена застегивалась на одном плече, проходя под левой рукой. Способы драпировки хлены представлены корами Парфенона. Плащи набрасывались на голову как мужчинами, так и женщинами. Женщины использовали для этого отворот пеплоса, спускавшийся на спину.

Исследователи считают, что под хленой мужчины, вероятно, носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Затем на месте этого передника у самого восточного греческого племени – ионийцев появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке и резко контрастирующий с пеплосом и хленой, –

хитон. Хитон представлял собой шитую складчатую рубаху. Эта одежда стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период. Ионийская одежда, частично вытеснившая, старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах в правление Писистрата (560–527 гг. до н. э.).[9] Ионийский хитон был первой закрытой одеждой. Короткий хитон такого типа служил повседневной одеждой, длинный – праздничным нарядом пожилых и знатных людей, а также одеждой возничих, используемой ими во время состязаний. В женском гардеробе этого периода наряду с дорийским пеплосом появились такие виды костюма, как шитая одежда с рукавами, напоминающая блузу.

В конце VI в. до н. э. в результате победы над персами в греко-персидских войнах и установления в Афинах рабовладельческой демократии в Греции проявляется тяга к национальным видам одежды в том виде, в каком она сохранилась у дорийских племен, особенно в Спарте. В костюме это выражается тенденцией к развитию простоты и сдержанности.

Идея создания костюма классического периода формировалась соответственно образу жизни людей того времени и получила философское подтверждение в теоретическом определении Платона как «союз пользы, блага и эстетической ценности». «…Ткань, скажем мы, отмеривается в соответствии с требованиями желаемой одежды. Но в соответствии с какой нормой блага измеряется ценность одежды?».[10]

Изготовлением ткани – ткачеством занимались все женщины Греции, а также ткачи-профессионалы. Ткани изготовляли ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров Ткачеству посвящены многочисленные греческие мифы. Так, например, широко известен миф о ткачихе Арахне, вызвавшей на состязание саму богиню Афину, и жестоко наказанной за свою дерзость, – Афина превратила несчастную девушку в паука. В поэме Гомера «Одиссея» говорится, что ожидавшая его Пенелопа днем ткала, а ночью распускала сотканное, чтобы избавиться от сватающихся к ней женихов.

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани из шерсти или льна. Классический стиль греческого костюма, представлял собой драпированные одеяния с подвижными мягкими складками.

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. Хитон классического периода представлял собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, таким образом, чтобы линия сгиба ткани проходила вдоль левого бока торса. Хитон мог быть открытым и закрытым. Закрытый хитон сшивался сбоку. Верхний край хитона иногда отворачивали параллельно плечам, такой отворот назывался «диплоидий» (диплодион)

. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, мог быть выполнен из ткани другого цвета. Длина отворота была различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры. Хитон мог состоять и из двух полотнищ. Различные способы скалывания ткани хитона на плечах обеспечивали разнообразную конфигурацию его складок. Известно, что женщины иногда надевали два хитона, в этом случае верхний был значительно короче нижнего (рис. 8).

Рис. 8. Аттический краснофигурный скифос

И мужской, и женский хитон скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском, который назывался колпос. Существовал также хитон с одним рукавом, его носили рабы и рабочие. Он покрывал только левое плечо и верхнюю часть левой руки, оставляя незакрытой правую руку и половину груди. Разновидностью этого хитона был так называемый

«экзомис» (экзомий), концы которого были связаны только на левом плече. Экзомис носили воины, ремесленники и рабы.

Гиматий (гиматион) представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7?4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки согласно описанию Мерцаловой М. Н., следующий: «…один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину». Длина гиматия была до колен, до щиколотки или до земли, он мог закрывать одну или обе руки в зависимости от способа его драпировки (рис. 9). Известно, что в Спарте гиматий носили без хитона.

Рис. 9. Статуя царя Мавсола.

Еще одним видом верхней одежды была хламида (хламис) – легкий короткий плащ для верховой езды, имеющий овальную или прямоугольную форму. Хламида изготавливалась из куска плотной шерстяной ткани (1 м в длину, 2 м в ширину), ее скрепляли фибулой на одном плече или на груди (рис. 10).

Рис. 10. Гермес и Харита.

Греческая обувь изготавливалась по форме ступни. В Древней Греции существовало несколько типов сандалий:

1. Иподиматы – сандалии, состоявшие из кожаной или деревянной подошвы, крепившейся к ноге несколькими кожаными ремнями.

2. 

Крепиды – сандалии с задником и бортиками; ремни продевались в отверстия бортиков и крест-накрест завязывались на щиколотке.

3. Эндромиды – мягкие кожаные полусапоги с открытыми пальцами; голенища сапог охватывали ногу сзади, а спереди стягивались шнуровкой.

4. Постолы – мягкие кожаные туфли.

Головные уборы использовали во время путешествий. Существовала, например, дорожная войлочная шляпа петас – плоская, с маленькой плотной тульей и широкими круглыми или дугообразными полями. Из других мужских головных уборов следует назвать шапки: круглую кожаную – кюнэ, остроконечную или конусообразную войлочную – пилос и, так называемую, «фригийскую» шапку с загнутым вперед верхом.

Что касается мужской прически, исследователи отмечают, что красивые густые волосы считались у греков главным украшением. Так, например, Гомер называет греков пышнокудрыми. Греческие боги – Зевс, Аполлон, Посейдон всегда изображались с густыми длинными волосами. Например, прическа Аполлона Бельведерского – длинные волосы, завитые на макушке в узел, скрепленный шпилькой, называлась

цикадой. Для классического периода были характерны короткие волосы, круглая борода и усы.

Женская одежда классического периода, так же, как и мужская, состояла из хитона и гиматия. Женский хитон представлял собой вытянутый прямоугольник, с соотношением верхней и нижней частей 3:5 (принцип «золотого сечения»).

Для пеплоса в классический период использовался прямоугольный кусок ткани, значительно превышающий размеры человеческой фигуры по ширине и высоте – примерно 1,5?3–4 м. Пеплос мог состоять из двух частей или из одного куска ткани, закрывавшего левый бок. Пеплос, как и хитон, имел отворот, спускающийся на грудь и спину до талии или до колен. При ношении пеплоса, в отличие от хитона, плечи женщины были закрыты. При ношении пеплоса могли создавать напуск на талии или два напуска – под грудью и на бедрах. Пеплос спадал мягкими вертикальными складками, создавая монументальное статичное впечатление от женской фигуры. Не случайно пеплос считался официальной одеждой Афины, могучей дочери царя Олимпа Зевса. Верхней одеждой гречанок был гиматий, по размеру он уступал мужскому, но был более орнаментированным. Кроме того, в костюме гречанки мог присутствовать полупрозрачный шарф

калиптрой.

В Древней Греции женщины редко носили головные уборы, чаще используя покрывала, например, наброшенный на голову край гиматия. Наиболее популярной женской прической был так называемый «греческий узел» – коримбос – расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Украшениями к прическе служили сетки из золоченых шнуров, шпильки, гребни, а также украшение

стефану, напоминающее венец (рис. 11). Женский наряд дополняли различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, кольца. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство: литье, филигрань, гравировка, резка камей и т. д. Кроме того, известно, что гречанки пользовались косметикой: подкрашивали ресницы и брови сурьмой, в качестве румян применяли киноварь, пользовались различными мазями и ароматическими маслами.

Рис. 11. Богиня, сидящая на троне.

Говоря о колорите греческих тканей, следует обратиться к письменным свидетельствам греческих писателей. Так, например, Демокрит из Эфеса в VI в. до н. э. описывает пеструю одежду в ионийских городах. Гомер говорит о пестрой одежде мужчин, украшенной цветами и сценками, а также упоминает пестрые пеплосы. Известно, что цвета могли иметь определенную символику. Так, например шафранно-желтый употреблялся для праздничной одежды, огненно-красный – для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов характеризовало одежду гетер.

Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период (V–IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки или аппликации. Траурными цветами считались серый и коричневый. Черный цвет в греческом костюме не использовался.

Элементы греческого орнамента связаны с природой, но носят стилизованный характер. Греческое искусство, восприняв многое от египетского и ассирийского орнаментов, создало свой неповторимый стиль. Строгая симметрия геометрического орнамента, состоящего иногда из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий и прямых углов, осознается древними греками как совершенная гармония. Классическим примером греческого орнамента является меандр. Интересно, что меандр часто встречается и в орнаментах других народов древности, но только в греческом варианте этот рисунок обладает строгой правильностью в чередовании горизонтальных и вертикальных линий, которая и придает ему спокойную красоту. Помимо геометрического орнамента, в греческом искусстве присутствуют элементы растительного, зооморфного и антропоморфного орнаментов. Самыми распространенными его мотивами являются, прежде всего, листья аканта и пальметы, листья алоэ и всевозможных водяных растений, винограда, цветы жимолости, меандр, лучистый орнамент, кольцеобразный, витой, комбинации из всевозможных кривых, плетеный орнамент, четки из бус, яйцеобразный орнамент. Из зооморфных форм орнамента самой распространенной у греков была голова быка. Греческий орнамент всегда ритмичен, раппорт чаще всего строится по горизонтали.

В заключение можно сказать, что костюм Древней Греции в своем развитии прошел путь от восточной пестроты и декоративности к скульптурной четкости складок. Драпировка изменялась во время движения человека, полностью следуя формам его тела. Способ ношения одежды зависел от эстетического чувства и вкуса ее хозяина. Таким образом, именно драпировка была тем видом одежды, который отвечал представлениям древних греков о гармонии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Одежды Древней Греции :: FRaIa

Древняя Греция ассоциируется у многих с героями древнегреческих мифов: отважным Ясоном, могучим Гераклом, сладкоголосым Орфеем.., а также с древнегреческими богами: Зевсом-громовержцем, богами войны Афиной и Аресом, богами красоты Афродитой и Аполлоном, богиней охоты Артемидой и т.д. Наследие античной Греции и по сей день восхищает нас. Искусные строители храмов, ваятели, учёные.., но, прежде всего, древние греки были людьми, которые, не смотря на культ совершенного тела, всё же носили одежду. Именно о ней, мы и поговорим в нашей статье.

*»…Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря и на территории Средиземноморского побережья, где в последствии возникло государство Древняя Греция, создали интереснейшую и самобытнейшую культуру, мало изученную современниками и во многом еще не понятную – это крито-микенская культура. Эта культура возникла среди островов Эгейского моря. Центром древнейшей культуры был остров Крит, обладавший великолепными природными условиями. На Балканском полуострове наиболее крупным и значительным было государство Микены. Обе эти культуры тесно связаны между собой и имели много общего. Крито-микенская культура явилась фундаментом древнегреческой культуры. Но напрасно мы будем искать признаки крито-микенской культуры в формах греческой одежды. Условия, в которых рождалось, развивалось и совершенствовалась древнегреческая культура были иными, поэтому иными были одежды древних греков. Только лишь набедренные повязки мужчин, сохранившиеся в одежде раннего архаического периода развития греческой культуры, напоминают об истоках греческой культуры костюма…

…Характерной чертой древнегреческой одежды являлось искусство драпировки одежды. Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани. Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободно лежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя всегда делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины.

Этот костюм имел два варианта:

  • дорийский (хлена, пеплос), который был распространен у жителей материковой Греции. Появление такого типа одежды связано с завоеванием значительной части Эллады в 9 в. до н. э. дорийцами;
  • ионийский (хитон), который был распространен у малоазиатских греков.

Общая характеристика костюма

История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.

7 — 6 вв. до н. э. считаются в истории искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой классики, «золотым веком», периодом расцвета рабовладельческой демократии.

5 — 4 вв. до н.э. – это период расцвета античного искусства, который часто называют эпохой Перикла.

После восстановления над Грецией гегемонии Македонии (3 в. до н.э.) и военных походов А. Македонского появляются первые признаки спада древнегреческой античной культуры. Распространение античной культуры на восток и запад сопровождалось одновременно и ее распадом под влиянием культуры завоеванных государств. В 1 в. до н.э. Греция утратила свою политическую независимость и стала римской провинцией, а с покорением Римом основной части эллинского востока заканчивается самостоятельная история древнегреческой античной культуры. Этот период носит название эллинского периода. Хронологически он отсчитывается с конца 4 в. до н. э. и до конца 1 в. до н.э.

Древнегреческие полисы представляли собой рабовладельческое общество. Широкие слои вольных граждан, которые назывались дэмос, имели доступ к управлению полисами. Поэтому этот режим носил название рабовладельческой демократии. Примером такого полиса были Афины (5 в. до н. э.). Особый строй рабовладельческой демократии создал условия для мощного развития античной культуры, которая в дальнейшем оказала большое влияние на всю будущую культуру человечества. Именно в этом общественном строе получило развитие научное познание мира с помощью философских наук и сформировалось жизнеутверждающее оптимистическое мировоззрение, которое основывалось на идеях физической и духовной культуры человека, свободы и гражданской доблести.

В тесной зависимости от этих особенностей общественного строя развивался древнегреческий костюм. Свои основные национальные особенности древнегреческий костюм неизменно сберегал до эллинского периода. После этого он начал постепенно видоизменятся за счет влияния восточных культур и культуры Древнего Рима. На начало н.э. древнегреческий костюм утратил свою самобытность и слился с римским костюмом. Представление о человеческом теле, как о гармонии красоты в природе, глубокое понимание его пластических форм и высокоразвитая физическая культура тела, обусловили древнегреческий стиль, заключающийся в гармонии ткани и форм человеческого тела, подчеркнутой естественности и пропорциональности фигуры.

Первым древнегреческим костюмом была обертывающая и драпирующая одежда. Этот вид одежды приобретал формы лишь после ее драпировки на фигуре человека. Одежда закреплялась разными способами. Сначала без помощи иголки и нитки, а различными заколками, узлами, бляхами, фибулами. Прямоугольные куски ткани драпировались свободно, создавая просторную, не прилегающую, не мешающую движениям, одежду. Пояс чаще одевался для поддерживания одежды, для более мягкой драпировки складок, нежели чем для стягивания фигуры. Даже своеобразный бандаж с тончайшей кожи – стафион (широкая нагрудная повязка) у гречанок был способом для подчеркивания фигуры. Вся красота древнегреческого костюма заключалась в свободно и мягко спадающих скульптурных складках, которые подчеркивали общие контуры тела, одновременно скрывая его недостатки.

В античном костюме главную роль играл культ красоты и гармонии тела. Поэтому его оголенность не вызывала чувства стыда и неприличия. Костюм сам по себе не имел особого значения, а был лишь дополнением к обнаженному телу. Не нарушая меры пристойности, древнегреческий костюм мог оголять руки, плечи, ноги, и даже бедра.

Мужской и женский древнегреческий костюм в своей основе были практически идентичны. Даже способы драпировки мало, чем отличались. Социальные различия в костюме античности также были мало значимы.

 

Характерные особенности мужской и женской одежды

Основным элементом древнейшей «догомэровской» одежды греков в период архаики является четырехугольный шерстяной плат, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковый и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда он имел название хлена, а как женскаяпеплос (2х1,8 м). Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу без кройки и шитья. Под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Это элемент одежды, заимствованный у крито-микенской культуры. Позже на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени – ионийцев, — появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке – хитон. Хитон — это рубаха–юбка, сшитая повсеместно и украшенная искусно уложенными складками. Это полотняная одежда трубчатой формы в архаический период стала господствующей формой одежды практически всех сословий в Древней Греции.

Ионийская одежда, частично вытиснившая старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах во времена правления Писистрата (560 — 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный — преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей. Хитон со шлейфом — был принадлежностью островных греков.

Женский гардероб был намного богаче, чем мужской. Кроме шитого полотняного хитона, появился ряд новых форм одежды, например, скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Для нее использовали не только чисто белое полотно, но и полотно украшенное отделкой, а также роскошные ткани, завезенные с Востока.

После греко-персидских воин ионийский наряд был оттеснен на задний план. Реформа началась со Спарты и в большей или меньшей мере охватила всю Аттику. В классический период хорошим тоном считалась простота и сдержанность в одежде. Слияние дорийского с ионийским стилем привело к возникновению нового классического стиля греческой одежды. Только эта одежда совершенно независимая от диктатуры моды, с крупно-волнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу жить собственной жизнью.

Первоначально хлена мужчин и пеплос женщин так искусно обматывали тело, что они нигде не сшивались, а закалывались лишь булавкой на плече. Однако эта старинная форма дорийского пепласа, сохранившаяся в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа сшивались от бедра до низа, так что возникла разновидность юбки, которая подпоясывалась в талии. Хитон — это рубаха со швами на плечах, которую поначалу носили как мужчины, так и женщины. Мужчины не подпоясывали хитон, носили его вместе с покрывающей левое плечо накидкой, называемой гиматием. Его размеры достигали 2,9х1,8 м. Женский хитон мог и не сшиваться, а закрепляться застежками на плечах. Его подпоясывали на талии или под грудью, таким образам, что поверх пояса свисала складка ткани — колпос (греч. – лоно, утроба, пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки. Наряду с ней носили так же настоящую накидку — диплойдий или диплос, которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой (фибулой).

В противоположность просторному гиматию – одежде женщин и взрослых мужчин, молодые воины носили короткую накидку типа плаща, которая называлась хламида. Хламида — это легкий короткий плащ для верховой езды, так же прямоугольной формы с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом. Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу — петас.

Женских шляп греческий костюм почти не знал. Поэтому большое значение придавали искусно сделанной прическе. Кроме гиматия женщины закрывали голову очень коротким покрывалом — кредемон, которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Одежда рабов была по крою и форме такой же, как и вольных греков, как одежда господствующих классов. Отличалась она лишь тем, что изготовлялась из грубой шерсти природного цвета — коричневых, бурых и сероватых оттенков.

Ремесленники, рабы, крестьяне носили более простую одежду – экзомис (2,3х1,4 м) – это кусок грубой ткани, который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укреплялся поясом.

 

Ткани и их дизайн

Основной тканью для одежды была шерсть, которая использовалась для верхней и нижней одежды. Греки могли вырабатывать из шерсти грубые и тонкие ткани. Наряду с шерстью использовались льняные ткани. В ранний период развития древнегреческой культуры, особенно в ионийских полисах, женскую одежду изготовляли из полупрозрачных тканей, так называемых вуалей. В эллинский период они были очень распространены за исключением Спарты, которая дольше всех сберегла простоту быта и костюма.

Одежду делали также из тканей, полученных из смешанных волокон шерсти и льна. Ткани ткали на вертикальных станках. Параллельность нитей основы достигалась с помощью грузиков, которые привязывались к нитям основы. Ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Такие ткани легко драпировались. Греки любили украшать драпировки плиссировкой или крепировкой.

Шелк и хлопок принесли в Грецию с востока лишь в конце эллинского периода. Это так называемые бамбуциновые шелковые полупрозрачные ткани. Бамбуциновые ткани – ткани из шелка дикого шелкопряда.

Любимым цветом одежды был белый. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко, так чтобы это бросалось в глаза. Некоторые цвета имели особое назначение. Например, шафранно-желтый — для праздничной одежды; огненно-красный — для боевого облачения спартанцев; чередование полос ярких цветов – элемент украшения одежды гетер.

Тем не менее, широко использовались цветные ткани. Особенно разнообразной была гамма цветов женского костюма. Чаще всего использовали фиолетовый, пурпурный, розовый, темно-желтый, коричневый, голубой. Ткани в основном были одноцветные с каймовым узором. Античному костюму была присуща строгость. Черный цвет совсем не использовали. Он являлся лишь дополнением узорной орнаментации бордюров тканей.

 

Орнаментация тканей

Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, но все воспринятое у египтян было переосмыслено и переработано по-своему. Основным качеством орнамента становится легкость и гармония. Символизм отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленная из простой комбинации вертикальных и горизонтальных линий, прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.

Правильность и симметрия – основное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они комбинируются в бесконечности.

В ранние периоды развития греческой культуры в орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в более поздний классический период развития греческой культуры они вытесняются сюжетами, взятыми из окружающей природы или геометрическими. Широко применяется меандр квадратный или круглый; ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцевидный орнамент (овы).

Очень распространен мотив пальмет, и еще больше – стилизованная форма аканта. Часто используется изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, цветов жимолости, лавра, оливкового дерева. Из зоологических форм (зооморфные формы) особое распространение получила голова быка. Наибольше применяются антропоморфные формы в росписи и украшениях одежды и предметов домашнего быта. Обычно это сцены из древнегреческих мифов и легенд, которые используются в качестве орнамента, и в частности, в украшении краснофигурных античных ваз классического стиля.

 

Аксессуары

В древние времена в начале 5 в. до н.э. среди женщин считалось недопустимым выставлять на показ свое богатство. Но по мере того, как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц таких древних обычаев.

Форма и линии женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, которые могли сделать женщину более красивой. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, но и форма прически. Поднятые на затылке волосы – от чего шея казалась длинней. Пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты). Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.

Сандалии женщин были более мягкими, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.

Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем представление об украшениях, которые носили гречанки. Тончайшая ювелирная работа – диадемы, шпильки, сетки для волос из золотой и серебряной проволоки, серьги – достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные они оттеняли красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев…»

*материал предоставлен gendocs.ru

 

 

одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура :: SYL.ru

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

древние греки одежда

Фибулы

Фибула – это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято — они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра – для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска – для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Древняя Греция культура

Ткани для одежды

Материал, из которого делалась одежда древних греков, ткался в каждом доме. Эту работу выполняли рабы, но все свободные женщины Эллады также должны были уметь работать на ткацком станке.

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть – ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта – стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион – жезл Гермеса, розетка – круг из распустившегося цветка, меандр – непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался – горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

костюм Древней Греции

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

греческий хитон

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра – длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона – не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Впоследствии хитон стал считаться нижним платьем – поверх начали надевать плащи и другие накидки.

дорийский хитон

Дорийский хитон

Дорийский хитон – одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани – на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга — чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров – тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина – около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками – получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

хитон одежда

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос — одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды — его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна – укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс – большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий – обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия – 1,7 м, а длина – 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

греческая обувь

Хламида

Хламида, или хламис — мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис – неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае – пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

греческие сандалии

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды – также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки – пилосы, крестьяне, кожаные – кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями — петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями – фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом – калиптрой.

повседневная женская одежда

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

МОДА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ИСТОРИЯ КОСТЮМА

«Тончайший ионический хитон Наннион прикрывала синим, вышитым золотом химатионом (гиматием) с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Индии или Персии, тканью хитона, собранного в мягкие складки и защипленного на плечах пятью серебряными булавками »
«Таис Афинская» И. Ефремов



Древняя Греция, наверное, у многих ассоциируется с мрамором. Белые мраморные скульптуры античных богов – Афродиты и Аполлона, Зевса и Нептуна, застывшие в мраморе олимпийцы – Дискобол, а также мраморные колонны разрушенных греческих храмов, к примеру, руины Афинского акрополя.

 

Артемида костюм грековАртемида из Габий
Одета в хитон с драпировкой

 

Но белым был не только мрамор, белыми были и одежды древних греков. При этом в своих одеждах греки во многом стремились быть похожими на мраморные статуи – считалось, что ни одна складка не должна помяться при ходьбе. Ходить нужно было медленно и плавно, сохраняя царственную осанку. И такую походку греки вполне могли себе позволить.

В Древней Греции были рабы, которые вполне справлялись с повседневной рутиной, что же касается граждан – жителей городов-государств Древней Греции, то они предпочитали проводить время в театрах, на пирах в спорах о литературе и философии или же созерцая и наслаждаясь выступлениями ораторов на центральных площадях городов.

 

костюм Древней Греции

 

Ткани для одежды древних греков должны были быть мягкими и эластичными, ведь главная особенность древнегреческого костюма — это драпировки. Греки знали шерсть, и очень часто одежда делалась из тонкой шерсти и льна.

На острове Кос и в Лидии возможно производился шелк. Хлопок греки увидели только во времена завоевательных походов Александра Македонского – хлопчатобумажная ткань была привезена из Индии.

Хитон – мужская и женская нижняя одежда, кусок льняной или шерстяной ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах застегивался фибулой, на талии стягивался поясом.

Греки ценили ремесло ткачей. В мифологии Древней Греции богини судьбы Мойры ткут нить человеческой судьбы. Богиня Афина состязалась в ткачестве с Арахной – лучшей ткачихой Греции, и победила ее, выткав однотонную ткань вместо ткани с узорами. К слову, узоры греки не любили, как и пестрые ткани.

Одежды жителей Древней Греции были однотонными – они могли быть синего, зеленого, желтого, красного цветов. Но самым лучшим и любимым оставался белый цвет. И лишь только по низу ткани мог идти небольшой геометрический или же растительный орнамент.

 

История моды - что нужно знать о костюме Древней ГрецииРельеф работы древнегреческого скульптора Фидия «Водоносы»
Одеты в плащи гиматий

 

Сама одежда также была проста – и мужчины и женщины носили хитоны, а поверх них плащи – гиматии.

 

Гиматий (гиматион) – древнегреческая мужская и женская одежда,
плащ, представляющий собой кусок прямоугольной ткани,
драпировался прямо на фигуре человека,
застегивался фибулой.

 

Хитон, как мужской, так и женский, делался из цельного длинного куска прямоугольной ткани — шерстяной или льняной. Ткань сгибалась пополам и подпоясывалась, а на плече скалывалась застежкой-фибулой. Хитон обязательно драпировался. Мужчины носили более короткие хитоны, женский хитон чаще всего был длиной в пол. Низ хитона обязательно подшивался. Считалось, что хитон с не подшитым низом носят только рабы и свободные люди во время траура.

 

История моды - что нужно знать о костюме Древней ГрецииРельеф «Ника (богиня победы) подвязывающая сандалию»

 

Женщины помимо хитона еще могли носить пеплос – прямоугольный кусок ткани, который складывался по длине на половину, при этом сверху ткань отгибалась приблизительно на 50 см и, таким образом, получался своеобразный капюшон (данный отворот назывался диплоидий), на плечах пеплос скалывался застежками-фибулами. Особенностью пеплоса было наличие орнамента, его украшали каймой, а также данная одежда не сшивалась и во время ходьбы распахивалась с правой стороны.

Верхней одеждой и мужчин и женщин в Древней Греции был плащ гиматий.

Для того чтобы почувствовать себя древним греком, вам нужно будет взять прямоугольный кусок ткани (1,7 на 4 метра) и попытаться обернуться в него. К слову, грекам надевать плащ помогали рабы, они же затем и укладывали саму ткань гиматия в идеальные складки.

Оборачивались в плащ по разному- гиматий можно было обернуть вокруг бедер, перекидывая один из го концов через руку, накинуть плащ на плечи или же полностью завернуться в него.

Мужчины чаще всего драпировались в гиматий таким образом: один конец ткани собирался в складки и спускался с левого плеча на грудь, остальная ткань находилась на спине и пропускалась под правую руку, затем укладывалась складками и перебрасывалась через левое плечо на спину.

 

История моды - что нужно знать о костюме Древней ГрецииФрагмент древнегреческого рельефа

 

Был у греков и более удобный вариант плаща – плащ-хламида, который носили путешественники, а путешествовать древние греки любили. Вспомните хотя бы Геродота, автора первой книги, посвященной истории различных стран и народов, хотя ее вполне можно считать и первым путеводителем для античных туристов.
Плащ-хламида накидывался на плечи, был коротким и украшался орнаментом. Помимо хламиды туристы Античности также носили шляпу-петас- шляпу с широкими полями и завязками под подбородком и эндромиды – высокая шнурованная обувь с открытыми пальцами ног. Такую обувь также носили охотники, богиня Артемида и участники Олимпийских игр, состязающиеся в беге. Обувь хорошо крепилась к ноге и поэтому была удобна.

 

Хламида – прямоугольный плащ из мягкой шерстяной ткани,
одежда воинов и путешественников, покрывающая левую часть тела, скрепленная фибулой на правом плече,
длиной немного высшее колена.

 

Помимо эндромид греки также могли носить крепиды – обувь на толстой подошве, крепящаяся к ноге при помощи кожаных шнурков. Или же котурны — обувь актеров древнегреческих театров, особенностью которой была очень высокая толстая пробковая подошва, что-то вроде прообраза современной обуви на платформе.

 

Мода в Древней ГрецииКраснофигурная вазопись
Фигуры одеты в плащи гиматий

 

Женщины же чаще всего носили обувь из мягкой цветной кожи без каблука. Также женщины в Древней Греции при выходе из дома обязательно должны были покрывать головы – чаще всего на голову накидывали край плаща.

 

История моды - что нужно знать о костюме Древней ГрецииКраснофигурный килик с изображением симпосия Древняя Греция. 490–480 до н. э.
Девушка одета в хитон

 

Украшения в Древней Греции, в отличие от Древнего Египта, носили только женщины. Единственное украшения, которое могли носить мужчины – это перстни. Также именно гречанки первыми стали активно использовать косметику для украшения, а не в связи с религиозными убеждениями, как это было в Древнем Египте. Да и само слово косметика греческого происхождения. И слово косметика, и слово космос древнегреческие и имеют общее значение – порядок.

Гречанки румянили щеки и красили губы, использовали ароматические масла, однако при этом самым главным правилом макияжа оставалось правило золотой середины. Древние греки считали, что во всем, в том числе и в украшениях, и макияже, нужно придерживаться правила золотой середины и стараться лишь дополнять естественную природную красоту.

 

История моды - что нужно знать о костюме Древней Греции
История моды - что нужно знать о костюме Древней Греции

Источник:liveinternet.ru

Все о древнегреческом костюме

Древние греки – народ свободолюбивый, ценящий естественность и простоту во всем, в том числе и в костюме. У них существовала одежда на все случаи жизни: для спортивных состязаний, жертвоприношений, путешествий, театральных выступлений, сражений, – и, при всем своем разнообразии, она неизменно оставалась легкой, не сковывающей движений и на первый взгляд простой.


 

Особенности древнегреческого костюма

Древние греки редко сшивали свои одежды, вовсе их не кроили и чаще всего составляли из сложенных на разный манер прямоугольников ткани. Казалось бы, что трудного в том, чтобы сложить и красиво обернуть вокруг себя кусок ткани? А вы попробуйте на досуге. Разнообразная драпировка, скалывание и ношение одного и того же отреза ткани создавали многие элементы костюма, и в древнегреческих семьях считалось правильным тоном с самых ранних лет прививать детям эти навыки. Каждый костюм был индивидуален. Да что там индивидуален, он даже постоянной формы-то не имел и все время изменялся в процессе движения того, кто его носил.

Древнегреческий костюм различался в материковой Греции (дорийский костюм) и в малоазиатских территориях (ионийский костюм).

Дорийский отличался большей строгостью, склонностью к удобству и простоте. Дорийские шерстяные ткани, как правило, были ярких цветов: красные, фиолетовые, желтые и голубые. В доклассический период они часто украшались вышитыми растительными и геометрическими орнаментами, сценами охоты и битв, мифологическими сюжетами. Ионийский костюм испытал на себе влияние народов Востока, из-за чего отличался большей длиной и обилием орнаментов. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) короткий, часто выше колен, дорийский вариант костюма вытеснил ионийский. Отныне длинные одежды, помимо плаща, носили только жрецы, актеры во время представлений, некоторые участники священных игр и политики.Женщина в голубомЖенщина в голубом

Женщина в голубом via Wikimedia

Как одевались мужчины в Древней Греции?

Основа мужского древнегреческого костюма – хитон, который складывался из куска ткани, и с одной стороны имел отверстие для руки, а с другой – закреплялся на плече при помощи застежки-фибулы. В период классики и расцвета культуры, в моде был однотонный хитон (белого или натурального цвета), к которому полагался один или два пояса. Для ремесленников, рабов и крестьян существовал еще более простой вариант одежды – короткий экзомис из грубой ткани, который они носили с остроконечным колпаком.

Очень популярен был длинный плащ – гиматий. Его можно было перекинуть через руку, в него можно было завернуться в непогоду или спрятать голову и лицо, чтобы не быть узнанным, а во время поединка убирать назад на спину. Короткий плащ – хламида, вместе с сандалиями или сапожками с отворотами и шляпой с загнутыми полями, представлял собой тип одежды для путешественников. Хламиду поверх легких доспехов также носили воины, а под доспех они надевали неизменный хитон с короткими рукавами.

Сами доспехи, на долгие столетия ставшие образцом для многих народов, состояли из кирасы – металлического панциря на спину и грудь, поножей, защищающих икры, сандалий на толстой подошве и шлема (каждая из областей Древней Греции имела свою форму шлема).

Шляпы были маленькие и узкие, большие и широкополые, войлочные и соломенные. Волосы древние греки отращивали только до наступления совершеннолетия, которое наступало в 16 лет, после чего их чаще всего коротко остригали. Бороду, напротив, не брили, и тщательно за ней ухаживали, придавали ту или иную форму и завивали. Интересно, что борода считалась признаком мужественности вплоть до середины IV в. до н.э., когда Александр Македонский ввел в моду бритье.

Женский костюм: искусство легкой драпировки

Основа женского костюма – тот же хитон, правда, более длинный, по сравнению с мужским. У него мог быть отворот, который было легко отогнуть и прикрыть им голову. К хитону носили один или два пояса, чуть выше и ниже талии. Поверх хитона часто носили перекинутый через плечо шарф или пеплос (изобретение дорийцев), представляющий собой кусок сложенной ткани, отогнутой по верхнему краю. Несшитые края пеплоса падали ровными монументальными складками и придавали костюму строгость и величественность античной архитектуры.

Девушка в греческом хитонеДевушка в греческом хитоне

Девушка в греческом хитоне / JamesDeMers, pixabay.com

Верхней одеждой женщин, так же, как и мужчин, был гиматий, а на ногах гречанки носили сандалии на ремешках или шнурованные ботинки из красной кожи.

Прически древнегреческих модниц производят впечатление и по сей день. Замысловатые или, наоборот, простые, практически, всегда высокие, они подчеркивали длину и хрупкость женской шеи. Волосы завязывали узлом, прятали в сетки, завивали, украшали лентами и венцами.

Греки в совершенстве освоили искусство создания драпированного костюма. Легчайшие и тончайшие шерстяные, реже льняные, ткани создавались на вертикальных ткацких станках, снабженных специальными грузиками, которые и обеспечивали ту самую «рыхлость», эффект знаменитых мокрых складок. Драпированный костюм не только оставлял невероятный простор для творчества, но и выгодно подчеркивал достоинства женской и мужской фигуры, а ритм складок и пластические свойства ткани придавали древнегреческому костюму неповторимую художественность.

Эскизы костюмов к театральной постановке трагедии «Федра»Эскизы костюмов к театральной постановке трагедии «Федра»

Эскизы костюмов к театральной постановке трагедии «Федра» , Wikimedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Костюм Древней Греции

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужская одежда Древней Греции

Древнегреческое стремление к простоте сильно отражалось на многих сферах деятельности и жизни, в том числе это было заметно и в мужской одежде. Однако ее примитивизм является только первоначальным заблуждением, на самом деле носить или закреплять несложный кусок ткани множеством различных способов – это целое искусство.

Главным элементом мужской одежды являлся хитон – кусок тканой материи, который был сделан таким образом, чтобы с одной стороны имелось отверстие для руки, а с другой он был оснащен специальной застежкой. Вариантов хитона существовало несколько: некоторые были короткими и едва скрывали колени, другие достигали пят. Также был обычай носить пояс, туго стягивающий талию, однако, с течением времени от этого элемента отказались. Короткие хитоны постепенно становились самым распространенными, когда такая мода дошла и до Афин, длинные варианты данной одежды уже были фактически вытеснены. Некоторые особенности были у хитонов, которые полагалось носить представителям рабского сословия. Так, у них всегда оставалась голой область правого плеча.

Поверх хитона греки зачастую надевали плащ. Это мог быть длинный и просторный гиматион, закрепленные на груди и закинутый за спину, или короткая хламида, которая фиксировалась при помощи специальной застежки на шее. Правила ношения плащей зависело от конкретной местности: в Афинах ношения хламид позволялось только молодым юношам, не достигшим совершеннолетия, в Спарте же их носили повсеместно все мужчины вне зависимости от возраста.

Несмотря на разнообразие обуви, древние греки очень много передвигались босиком, а наибольшей популярностью пользовались сандалии. Помимо них имелись ботинки с габаритными подошвами, кожаные сапоги высотой до середины голени и другие разновидности грубой обуви, но они чаще всего использовались для верховой езды.

Предлагаемые картинки одежды Древней Греции позволят наглядно изучить стиль, который предпочитали мужчины в античные времена.

Древнегреческая женская одежда

Женщины, жившие в Древней Греции, обладали способностью превратить простейшие одежды, схожие с мужскими хитонами, во множество различных видов изысканных и элегантных костюмов.

Наиболее распространенным элементом женской одежды являлась туника из тяжелой шерстяной ткани. Туники были очень длинными, почти достигавшими пола, традиционным цветом являлся белый, но допускалась цветная окаемка. Неотъемлемой частью был пояс, носить его полагалось по-разному: молодые девушки затягивали им талии, а вышедшие замуж женщины перемещали под грудь.

Особо ценилось умение правильно шнуровать сандалии – это необходимо было делать таким образом, чтобы большая часть ноги оставалась голой, а наличие обуви было незаметным фактом.

Так же, как и у мужчин, в женском гардеробе присутствовал гиматион, который обычно надевали, выходя из дома на улицу. Наиболее распространены были розовые и белые плащи с красными и черными каймами. Край гиматиона можно было набрасывать на голову, что создавало эффект капюшона. В зависимости от погодных условий в него можно было как закутаться целиком, так и превратить в небольшой шарф на шее.

В целом одежда была довольно свободной, а это позволяло древнегреческим женщинам всевозможными способами корректировать свою фигуру. Специальные вставки под одеждой давали возможность делать бедра и грудь более пышными, а полоски ткани, которым перетягивался живот, добавлять стройность фигуре. Также практиковалось ношение обуви с разной толщиной подошвы, что позволяло девушкам низкого роста выглядеть более высокими.

Для того чтобы понять как предпочитали одевать девушки и женщины той эпохи, можно посмотреть наглядное фото одежды Древней Греции.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *