Что такое прялка фото – Что такое прялка: виды, инструкция и отзывы. Прялка деревянная с колесом: описание, характеристики и отзывы

Что такое прялка фото – Что такое прялка: виды, инструкция и отзывы. Прялка деревянная с колесом: описание, характеристики и отзывы

26.10.2018

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением » Перуница

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Северодвинская прялка
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Грязовецкие прялки
Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации — фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.

И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Прялки. Кистевая роспись
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Прялки 19 века. Вологодская область
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.

Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением


Прялки с лопастью — лопаской, личиной, головкой, пером — по-разному называли верхнюю часть таких прялок — были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней»

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением


«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет.

Веретена с напряденными нитками — мочками пряхи складывали в специальную коробку — мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии — круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.


Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».

Частушка, Холмолгорский район.

Росписи Северной Двины и Мезени


Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края — мезенская.Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Северодвинская прялка

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Северодвинская прялка


Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Вологодская область
Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.

Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету — изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа — изба «непряха»).Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Духи прядущие, ткущие, вышивающие


Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.

Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.

Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» — «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa — освобождение, спасение души, мокшака — разрывающая связи). Другие версии имени — Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»).

Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).

Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.

Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.

Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Из музея в финляндии


«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.

Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.

Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Из музея в финляндии
Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.

Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.

Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Северодвинская прялка
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением


Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Прибалто-финские
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-«недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая — создавать, вынашивать и рождать желаемое).

Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Кенозерские прялки — корневые

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Северодвинская прялка


Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).

В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.

Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».

Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Используемый в прядении материал — чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания.

В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне — и видят тонкие плетения — с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них «плести» потоки также легко, как для людей нити.

Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением


Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке — браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом.

Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.

Использование нити/кудели/веревки в обрядах


Русские прялки и обрядовость связанная с прядениемТайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».

2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.

3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.

4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, — жди сватов, от дверей – в девках куковать.

5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).

7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».

8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.

10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.

11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).

13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.

14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядениемРусские прялки и обрядовость связанная с прядениемРусские прялки и обрядовость связанная с прядением
Самопрялка горизонтальная
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).

16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.

Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.

19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

История прялки, русские старинные прялки – фото


«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»


старинные русские прялки фото

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.


современные русские прялки под старину, фото

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.


Красивая девушка с прялкой фото

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.


Старинные прялки и детали прялок фото

Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.


Старинные прялки фото

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.


Оригинальные антикварные прялки, фото
Оригинальные антикварные прялки, фото

Современная прялка
Фрагмент стариной прялки

Современные и старинные русские прялки – история прялки.
На видео можете посмотреть мастер-класс,
как использовать прялку по ее прямому назначению…

Моя статья о прялках в местную газету.

От веретена до электропрялки.

Уважаемые мои современники, хочу вам напомнить о подзабытом женском рукоделии –прядении и немного рассказать о инструментах и приспособлениях для изготовлении нитей. Сначала немного истории: с древних времен и посей день, человек носит одежду сотканную, связанную, сплетенные из нитей, что бы получить нить нужно скрутить-спрясть волокна животного, растительного или искусственного происхождения. Сейчас конечно на фабриках этот процесс полностью механизирован . Первобытные люди просто скручивали нить меж ладоней, намного позднее было изобретено веретено , что существенно облегчило изготовление нити. Что же происходило дальше? Не буду здесь описывать, что изобрели в Древнем Риме, Китае, в Германии и т.д. Хотя тема эта и интересна ,но слишком обширна. Посмотрим, что же использовали наши предки , в нашей местности, для прядения. И так, с помощью веретена скручивали и на него же наматывали нить. Нить вытягивалась из кудели , Кудель это расчесанные волокна, крепилась к прялке. Прялки были деревянные в виде гребней, лопаток , гребней –чесал….. гребни –чесала были распространенных в нашей местности, использовались они в основном для прядения льна.

Фото 1.

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 1

На фото :и гребень –чесало с куделью из шерсти и веретена , одно с напряденной ниткой.

Прялки богато украшались резьбой и росписью, крепилось к донцу –дощечке на которой сидела и работала пряха. Для утяжеления деревянного веретена и ускорения кручение использовали керамический , каменный или железы грузик виде кругляшка с дырочкой , крепящегося к веретено.

Фото 2

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 2

Время шло, а человеку свойственно ,что то изобретать и усовершенствовать и вот для быстроты и удобства уже изобретена самопрялка. Когда же появилась на Руси самопрялка и чем собственно она отлучается от прялки? Самопрялка это частично механизированный станок с ножным приводом –освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити. Есть разные мнения о времени появлении самопрялки на Руси, одни источники утверждают , что попала она к нам во времена Петра 1, но судя по археологическим находкам, в России самопрялка была известна еще в XIV в. Отдельные ее части обнаружены при раскопках в Новгороде.

В крестьянском же быту самопрялка прочно обосновалась в XIX в..

В зависимости от того как располагалось колесо , сбоку или снизу относительно прядильно-наматывающего узла , самопрялки были двух видов: горизонтальные –лежак, калаурот, чухонка б на территории России встречалась мало ,в основном в Скандинавии , Европе, Карелии.

фото3

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 3

И вертикальные –стояк, коловорот, русская была наиболее распространена в России.

фото4

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 4

1-2-стойки ,3-тяга,5-6-деревянная педаль с осью,7-ножки, 8-колесо, 9-перекладина, 10кожаный подшипник,11-верхняя стойка-опора, 12-рогулька, 13-винт ,14-котушка вьюшка.

Давайте посмотрим , насколько красивы и изящны самопрялки изготовленные простыми крестьянами , мастерами прошлых веков, Это был не просто бытовой предмет, это было еще и украшение крестьянского дома.

Кто же делал эту красоту в нашей местности ? Край наш богат лесом и много у нас было , да и сейчас есть , мастеров работающих с деревом. Были в нашем районе и мастера прялочники. Многие жители нашего района хранят самопрялки ,как помять о своих предках- бабушках и мамах. И не только хранят, но и используют самопрялки по назначению. Вот несколько фото самопрялок принадлежащим жителям г.Спас-Клепиков:

фото5

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 5

Самопрялка начала 20-в в рабочем состоянии , Владелица Капранова Ольга Петровна(наследство от бабушки Анастасии)

фото6

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 6

Самопрялка 50-х годов 20-в.в рабочем состоянии. Владелец Пашин Николай Александрович (мама Елизавета Петровна и бабушка Марфа Ивановна пряли на самопрялке шерсть аж до 70х. годов прошлого столетия)

фото7Моя статья о прялках в местную газету., фото № 7

Самопрялка после реставрации из одной из деревень около р-п. Тума. Предыдущая владелица не известна , настоящая Брякова Татьяна Владимировна.

И вот в середина 20века, начали появляться модели прялок с электроприводом, более мобильные и компактные с пластмассовыми деталями . Фото8

Моя статья о прялках в местную газету., фото № 8

Электопрялка 1982г.выпуска , СССР, в рабочем состоянии, принадлежала жительнице Спас-Клепиков в конце прошлого века. Не так давно , согласитесь , но это тоже уже наша история.

Сейчас в век глобализации и передовых технологий не обязательно прясть и ткать самостоятельно, чтобы изготовить себе одежду и ручное прядение перешло из необходимости в разряд увлечения, которое как любое рукоделие дарит радость и делает мир вокруг нас уютнее.

Уважаемые читатели , спасибо что прочли мою кратко-обзорную статью , надеюсь она вам понравилась .

С уважением Татьяна..

Информация и фотографии частично собраны на территории Клепиковского района, частично взяты из интернета.

Старинные прялки: особенности и историческое значение

Раньше не продавали пряжу для вязания. Рукодельницы изготовляли ее со стриженой овечьей шерсти самостоятельно. Старинные прялки представляли собой простое устройство, состоящее всего из двух частей. Так как это был исконно женский труд, прялка сопровождала хозяйку на протяжении всей жизни.

Содержание статьи

 

Пряли как в одиночестве, так и в компании, проводя за этим занятием многие часы и часто засиживаясь до позднего вечера. Поэтому очень важно было для женщин, как эта самая прялка выглядит. Много внимания уделялось сначала ее внешнему виду.

старинная прялка

Виды старинных прялок

А чуть позднее постоянно усовершенствовалась прялка для максимальной оптимизации и автоматизации процесса. Ее использовали во множестве народных обрядов. Прялка служила основой древней мифологии не только славян, но и остальных народов мира.

В антикварных магазинах сейчас можно купить огромное количество прялок. От самых простых, с необыкновенно красивой росписью, до сложных, содержащих колесо в качестве ручного привода. Цена зависит от множества факторов, таких как состояние прялки, роспись, история, с ней связанная, редкость и других.

История прялки

Чтобы полностью понять смысл этого орудия труда в истории нашего народа, необходимо проследить, как менялся внешний вид прялки у нас и во всем мире с течением времени. И то, как она постепенно трансформировалась, становясь полностью автоматизированной.

Как же выглядела прялка с самого начала? Поначалу пряжу просто скручивали, это считается наиболее ранним прообразом прядения. Потом было изобретено веретено, а чуть позже и прялка. Процесс изготовления пряжи стал непрерывным и значительно ускорился. Сначала прялки имели ручной привод, а вскоре они начали приводиться в действие ножным приводом.

С помощью такой прялки уже можно было контролировать качество пряжи и толщину нити, но эти параметры еще и зависели от самой овечьей шерсти. На качество пряжи влияло то, какая была овца и даже в какой период она была пострижена. Например, более мягкая шерсть получалась от овцы, постриженной зимой.

История трансформации прялки начинается именно с изобретения веретена. Несколько тысячелетий она просуществовала именно в таком виде. Процесс был сложным и трудоемким и состоял из большого количества однообразных движений. Это были вытягивание, скручивание и наматывание. При низкой производительности трудозатраты были очень велики и руки быстро уставали.

Такие прялки сохранились в большом количестве, и сейчас их можно найти практически во всех музеях истории и народного быта. Это связано с тем, что приспособления были максимально простыми, и их могли себе позволить даже самые бедные люди. А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая и стала существенным прорывом.

Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Второй рукой она вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить, если это делалось под углом, то она наматывалась.

В 1530 году Юргенсом из Брауншвейга была изобретена самопрялка. Вместо ручки, она приводилась в действие ножным приводом. Для работы освобождались обе руки, что существенно ускорило и упростило весь процесс. Работа выглядела следующим образом. Наглухо были соединены веретено c рогулькой. Их в действие приводило нижнее большое колесо, которое было соединено с укрепленным на веретене блоком.

На одном из концов катушки, которая надевалась на веретено, был укреплен маленький блок. Оба блока запускались одним колесом, а из-за разницы в диаметрах имели и разную скорость вращения: катушка вращалась быстрее, чем рогулька и веретено. Это приводило к тому, что на катушку наматывалась нить со скоростью, равной разнице между скоростями веретена и катушки. Прядильщица вытягивала из пряслицы волокна и немного их закручивала, а после направляла на ось веретена. После прохождения рогульки нить наматывалась на катушку.

В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию. Один только этап его необходимо было делать вручную — несколько закручивать. В 1735 году Джоном Уайтом был изобретен вытяжной прибор. Он состоял из пары вращающихся валиков, и для него можно было использовать только подготовленный материал. Предварительно волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.

Последний процесс со временем также был механизирован. Была изобретена чесальная машина, которая состояла из цилиндра с крючками и желоба, а волокна хлопка пропускались между ними. В 1741 году Джон Уайт полностью собрал первую механизированную прядильную машину. Однако она имела значительные размеры и цену, поэтому широкого распространения не получила.

Свою нишу в истории прялки заняла изобретенная Харгвисом прядильная машина, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Она имела восемь вертикальных веретен. Вытяжного валика в ней не было, а вместо него — пресс из двух деревянных брусков. Поэтому в ней был один важный недостаток: нить получалась довольно слабой, и чтобы ее как-то усилить, приходилось добавлять нить льна.

На основе этой машины была изобретена, как сейчас считается, самая удачная машина Аркрайта. Она имела некоторые части от предшественниц. Вытяжной механизм Уайта и наматывающе-крутильный Юргенса. Процесс прядения на этой машине был полностью автоматизированным. Прядильщику оставалось только следить за тем, чтобы материал подавался в машину.

Крепость нитей была достаточной, чтобы не нужно было добавлять лен. Машина Аркрайта получила название «ветромашина», так как имела высокую скорость и давала возможность непрерывной работы. Но нить, которую давала эта машина, была довольно грубой хоть и крепкой. В отличие от тонкой хрупкой нити, которую получали при помощи машины «Дженни».

Чтобы найти золотую середину, Кромптон создал свою мюль-машину. Она и внесла последнее слово в историю создания современной универсальной прядильной машины. Она включала вытяжное устройство в виде валиков и специальную каретку, которая ходила взад-вперед и с помощью которой переключались веретена.

Параллельно с развитием самой машины развивался и привод. В какой-то момент в качестве тяговой силы были использованы ослы. Им на смену пришли паровые двигатели, которые потом сменились электродвигателем. Электродвигателем были снабжены не только прядильные машины, используемые в промышленности, но и бытовые прялки.

Прялка как произведение искусства

Прялка была не только рабочим инструментом, никакое другое орудие труда так не украшалось. Они и до сих пор считаются произведениями искусства. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие методы декорирования.

Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Кроме росписей, часто на прялках красовалась подпись мастера и дарственные надписи или пожелания. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.

Поверхности прялки были довольно сложными. Можно сейчас увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее. В этом случае судить о народном искусстве, как о примитивном, не стоит. Посещая разнообразные музеи, где выставлены старинные прялки, можно увидеть насколько многогранно, сложно и искусно они были украшены.

Конечно, говоря о росписи, имеют в виду прялки, которые были полностью ручными и состояли из двух основных частей: вертикальной, куда привязывается прядильная нить, и горизонтальной. Вертикальная часть, в свою очередь, состояла из лопати и шейки. Расписывали и раскрашивали в основном лопать.

Древние обычаи, связанные с прялкой

Прялка входила в народные обряды и традиции не только на Руси и в Российской империи, но и в других краях. Она чаще всего сопровождала женщину от рождения и до замужества и далее в замужней жизни. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.

Плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. Когда парень и девушка собирались пожениться на Русском Севере, жених дарил своей возлюбленной прялку, сделанную собственными руками и украшенную. На такой прялке помещалась его подпись и считалось, что после такого подарка он обязан был жениться.

девушки прядут

Так пряли в старину

Пряли в основном зимой и осенью. Часто прялка участвовала и в праздничных традициях этого периода года. Например, с ней связана традиция кататься на Масленицу. Женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.

Считалось, что чем дальше они доедут, тем уродится длиннее лен. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени. Участвовала прялка в этом празднике и у чехов. Ее возили по селу, украшенную лентами, и после этого продавали в трактире.

На Рождество, чтобы избежать заплевывания духов, все прядильные инструменты прятались подальше в чулан. А у сербов хозяйка ходила к скоту и приносила с собой, кроме прялки, также немного пряла. Это делалось для того, чтобы скот не был голодным. Первая посетительница дома на Рождество в Словении должна была немного поработать прялкой для кур и урожая льна. Там же существовал и такой обычай: невеста должна была прячь после первой брачной ночи, а прялку ей подавала свекровь; считалось что это сулит молодоженам богатую жизнь.

Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:

  • Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет — значит, не судьба.
  • На Троицу нить пускали по воде и смотрели, утонет она или поплывет; если поплывет — судьбой дана жизнь, если утонет — смерть.
  • Лучину втыкали между половиц и обвивали пряжей изо льна. Потом пряжу поджигали и смотрели: куда склонится — оттуда считалось и жених будет.
  • Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.
  • На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.
  • На невесту в бане надевали пояс из пряжи. По числу узлов на поясе «программировали» число сыновей, которые у нее родятся.
  • По количеству узлов на нитке, которой перевязывали пуповину, определяли, сколько еще детей родится.
  • В колыбель новорожденного клали: для девочки пряльце, а для мальчика лучок для отбивки шерсти. В некоторых краях было принято подвешивать предмет, относящийся к прялке, например, веретено или ножницы, около колыбели младенца, чтобы отвлекать от ночных духов.
  • Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.

Прядение также тесно связано и с мифологией. Прялка считалась связанной с тем светом, а прядение — функцией некоторых мифологических персонажей. Пряли или разматывали клубок с пряжей девы судьбы. Если прялка на ночь была оставлена без благословения или с неоконченной куделью, по верованиям восточных славян, пряла нечистая сила. Именно как заместитель или атрибут нечистой силы прялку чаще всего и воспринимали.

Девушки верили, что пряжу необходимо непременно закончить в канун Рождества, иначе прялка придет за ними на венчание. Ударенные прялкою ребенок должен был заболеть, девушка — неудачно выйти замуж, а увидеть во сне прялку в руках кикиморы на лавке было знаком к покойнику в избе.

Как видно, прялка занимала в жизни женщины тех времен практически ключевую роль. Именно поэтому они сейчас и настолько ценятся как антикварное произведение. Каждая прялка имела свою историю, которая длилась многие годы. Она была свидетелем рождений и свадеб, любви и ненависти, самых важных моментов в жизни каждого человека.

История русской прялки — Интересные статьи о пуховых платках и пуховязальном промысле

Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них — это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. К слову, большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни. Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной ее крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь. Свое веретено необходимо было оберегать и прятать от «нечистой» силы.

образ невестысвадебное веретено судьбы

Существовали прялки двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.

прялка с гребнем

Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.

прялки с лопастью

Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

Вообще процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным, поэтому искусству прядения нитей девочки учились с детства.  Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, программируя пряжу.

девушка за прялкой

Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь. Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».

С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.

самопрялка конца XIX века

Прялка не бог, а рубаху дает

На прошлой неделе я опубликовала материал о стрижке овец и — как логическое продолжение о том, что же делают с таким добром — «созрела» эта тема о прядении.

Прялка, прядение, нить, судьба, тайна — наверное такой ассоциативный ряд возникает у большинства из вас — есть в этих словах какая-то скрытая магия, а в самом действе прядения, ткачества, вязания, валяния и вовсе откровенное волшебство: берешь срезаную с овцы шерсть и превращаешь ее в чудо — чудо из ничего. В старину женщин-рукодельниц считали немного ведьмами, которые ведают тайнами природы и могут умело использовать свои знания при помощи нити, воздействуя на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь»

Судьба человека воспринималась, как нить, выпряденная на прялке и затем оформленная в конкретную рукодельную вещь с целью предначертания счастливого будущего дорогому человеку, невесте, жениху, новорожденному. Колыбельку, в которую впервые клали новорожденного, окручивали нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки, затем снимали с колыбельки и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь.

Колесо прялки стало колесом судьбы – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Прялка считалась исключительно женским предметом и сопровождала девочку от рождения. У славян пуповину новорожденой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденую крестной матери; клали пряслицу в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы — плохая примета. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Не иначе как с намеком на новую рубаху, вот ведь и пословица говорит: «Прялка не бог, а рубаху дает»

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 1

В старину прялки делились на два вида — ручная прялка и самопрялка.

Русская ручная прялка — это вертикальный стоячок с лопастью в виде лопатки для привязывания кудели, соединенный с горизонтально расположенной дощечкой — «донцем», на которое садилась пряха. Ручные прялки могли быть целиком вырублены из пней березы или ели, либо делались составными, где стоячок крепился или ввинчивался в выступающую головку «донца».

Вот например у моей бабушки была такая ручная прялка-донце. Я помню свое ощущение счастья, когда бабушка доставала свою прялку, привязывала кудель — пучок пахучей шерсти, садилась на донце и каким-то волшебным образом начинала закручивать нить на веретено — так красиво, так складно у нее выходило! Жужжит и кружится веретено, из пучка шерсти волшебной субстанцией сочится нечто пушистое, превращаясь в ровную нить, а в это же самое время бабушка вкусно рассказывает диковинную сказку, какой я не читала ни в одной из книг. Я жмурилась, таяла и улетала в страну чудес.

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 2

Такие прялки очень часто украшали росписью или резьбой. Считается, что почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Очень часто прялку украшали знаками-символами солнца, часто встречались растительные мотивы, удивительные птицы и длинноногие кони. Часто встречались и резные прялки с изображением языческих мотивов и идолов, стерегущих дом.

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 3

Кажется, зачем же было так стараться над украшением простой прялки, но представьте только, до чего красиво смотрелось такое произведение народного творчества на бревенчатых стенах избы, куда вешали прялку, как украшение, пока пряха бездействовала. И, конечно, для самой пряхи работа на такой красивой прялке была отрадна, согревала душу и в полном смысле скрашивала бесконечный монотонный труд.

Принцип работы на ручной прялке таков: кудель привязывалась к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить; надо обладать изрядной долей терпения и ловкостью рук, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было напрясть не менее 20 000 (!) метров пряжи. Поэтому прясть девочка начинала очень рано, еще на детской пряслице, чтобы успеть приготовить себе приданое. «Не ленись прясть, хорошо оденешься»

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 4

Конечно, большим подспорьем была самопрялка, совсем непохожая на ручную. Самопрялка имеет более сложную конструкцию, заменяющую веретено — ось, на которой закреплены катушка и рогулька; они связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями; прялка имеет одну или две педали для вращения колеса. Когда пряха приводит в движение колесо, рогулька начинает быстро вращаться и скручивает ровницу в нитку. Затем нитка наматывается на катушку, которая вращается с меньшей скоростью. Производительность труда налицо, но самопрялку на Руси использовали очень немногие — такие прялки были очень дороги, но пряжа с прялки оказывалась лучше, ровнее и работать на ней удобнее, быстрее и легче.

Самопрялка в свою очередь классифицируется на вертикальную

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 5

и горизонтальную

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 6

Отрадно видеть, что в наш прогрессивный век прялка возвращается в наши дома, делая их уютнее и теплей, а своих хозяек превращая из современной техно-леди в добрую волшебницу, прядущую нити судьбы.

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 7

Прялка не бог, а рубаху дает, фото № 8

источники:

Тарановская Н.В. «Русские прялки»

Музей Достоевского

www.narodko ru/article/tkach/pryalka/art.htm

http://www.witchmirror.ru/Magia/life/priaha.htm

Русские северные прялки

Прялка представляет собой приспособление, предназначенное для производства нитей ручным способом. Искусство прядения было известно с глубокой древности. Ручные прялки использовали в Индии еще в V веке до нашей эры.

И на Руси в старину в каждом крестьянском доме были прялки. На них женщины пряли нити, из которых ткали полотно. Затем из полотна шили разную одежду — сарафаны, рубахи, белье. Пряхи работали от зари до зари. Чтобы получить нити и соткать из них полотно хотя бы на одну рубаху, приходилось трудиться почти две недели.

Работа на прялке выглядела следующим образом. Прялку ставили на скамейку, а пряха садилась на доску — донце. Из кудели, которая прикреплялась к лопасти, мастерица осторожно вытягивала пряжу и постепенно скучивала ее в нитку с помощью веретена.

 

Прядение на ручной прялке ( начало XX века)

 

В деревенских домах прялка не только выполняла свои практические функции, но и играла роль важного декоративного элемента в оформлении интерьера. В ту пору в избах простых крестьян было немного предметов обстановки, и красивая расписная прялка выступала настоящим украшением.

 

Интерьер русской избы с прялкой

 

Мастера — умельцы декорировали свои прялки росписью и резьбой. И в каждой местности были свои излюбленные формы прялок и узоры для их украшения.

 

Нижнетоемская роспись ручной прялки ( XIX век)

 

Конструкция прялки

Конструкция ручной прялки несложная, но в то же время тщательно продуманная. В состав самых простых прялок входили следующие элементы:

  • Лопаска — широкая вертикальная часть приспособления, куда привязывается кудель ( исходное сырье для изготовления нити)
  • Донце — горизонтальная часть, на которую усаживается пряха ( или попросту скамейка).
  • Шейка ( или ножка) — тонкая вертикальная планка, соединяющая лопаску с донцем.

Красивое декоративное оформление чаще всего наносили на широкую лопаску. В вологодских и архангельских селах прялки были резные и ярко раскрашенные. В Пермогорье и в селе Борок любили рисовать на светлом фоне цветы, красные ягоды, сказочную птицу Сирин и коней, запряженных в сани.

 

Деталь пермогорской прялки ( 18 век, Северная Двина, Пермогорье).

 

В деревнях вокруг Каргополя на прялках изображали пышные букеты, а в селах у реки Мезень прялки украшали по — своему: по золотистому фону располагали орнаменты с рисунками бегущих оленей и коней.

 

Коллекция русских ручных прялок, украшенных росписью и резьбой

 

По конструктивным особенностям различают следующие типы прялок:

  • Цельная прялка — была сделана из цельного куска древесины. Приспособление вырезалось из корня и ствола ели или березы.
  • Составная прялка — конструкция состояла из двух или трех деталей — лопаски, шейки и донца.

Народные мастера делали прекрасные расписные приспособления, которые использовались нашими предками повсеместно. Но особенным искусство изготовления и декоративного оформления прялок прославились регионы русского севера, где в каждой местности были свои особенности их украшения.

 

Расписная пермогорская прялка ( середина XIX века).

 

Виды северных прялок

Для регионов русского северного края были характерными следующие виды прялок:

  • Вологодская прялка

 

Вологодская прялка

 

  • Олонецкая прялка

 

Детали олонецких прялок ( конец XVIII — начало XIX века, Архангельская оббласть).

 

  • Пермогорская прялка

 

Пермогорская прялка

 

Прялка с росписью А. Мишарина ( конец XIX века, Северная Двина, Пермогорье)

 

  • Борецкая ( борокская) прялка

 

Прялка с посвящением владелице ( вторая половина XVIII века, Северная Двина, Борок)

 

  • Ракуловская прялка

 

Ракуловская прялка

 

  • Мезенская прялка

 

Фрагмент художественной отделки мезенской прялки ( Мезень, село Палащелье, 70 — е годы XIX века).

 

  • Нижнетоемская прялка

 

Фрагмент прялки из Нижней Тоймы ( Архангельская область).

 

  • Каргопольская прялка

 

Каргопольская прялка

 

  • Архангельская прялка

 

Архангельские прялки

 

Прялку очень берегли, ведь она была важным инструментом для производства нитей. Прялка считалась дорогим подарком молодым на свадьбе. Часто прялки передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день старинные прялки сохранились только в музейных экспозициях и в коллекциях этнографов. Однако можно встретить отдельные немногочисленные образцы и в отдаленных северных селах.

 

Деталь прялки ( середина XIX века, Северная Двина, Пермогорье).

 

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о