Белорусский орнамент для дошкольников: Белорусский узор «Выцинанка» | Журнал Ярмарки Мастеров – Знакомим дошкольников с государственными символами Беларуси

Белорусский орнамент для дошкольников: Белорусский узор «Выцинанка» | Журнал Ярмарки Мастеров – Знакомим дошкольников с государственными символами Беларуси

03.07.2020

Содержание

Знакомим дошкольников с государственными символами Беларуси

Изображение

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

  Начиная со средней  группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном).

Изображение

А со старшей группы  с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).


 

Зубры — не только визитная карточка богатого и разнообразного животного мира Беларуси, но и символ самой страны. Это самые тяжёлые и крупные наземные млекопитающие на европейском континенте, последние европейские представители диких быков. Наибольшее количество зубров обитает в Беловежской пуще, поэтому если вы хотите увидеть это величественное животное наверняка, вам следует отправиться именно туда.

Первым, кто прославил силу и смелость зубров в литературе, был белорусский просветитель и поэт Николай Гусовский (Мікола Гусоўскі). В начале XVI в. он написал знаменитую «Песню про зубра» по заказу Папы Римского Льва X Медичи, который хотел узнать больше о необычном звере, обитающем в лесах Великого Княжества Литовского. Поэма была написана на латыни, но со временем была переведена на русский и белорусский языки. «Песня про зубра» сохранилась до наших дней и является литературным памятником эпохи Возрождения. 

А где ещё в Беларуси встречаются образы и изображения зубров?  

Изображение

Памятник зубру около трассы Брест — Москва, на границе Минского и Брестского районов. Высота этого памятника — 30 метров, масса — 76 тонн. Фигура зубра была выбрана не случайно, ведь Брестский район — это место расположения Беловежской пущи, в которой обитают эти редкие животные.

Изображение

Памятник основателю Каменецкой крепости — волынскому князю Владимиру Васильковичу. Рядом зубр — символ Беловежской Пущи, рядом с которой и расположен Каменец.

Изображение

Панятник зубру на въезде в Национальный аэропорт Минск. 

Изображение

Железный зубр, сделанный Романом Бейбутяном из запчастей советских автомобилей. 

Василек использовали и как символ нежности, преданности и надежности. В таком качестве он украшал предметы одежды персонажей картин художников Ренессанса, как, например, на известном полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки.   Русское же «василек» связано с легендой о романтических и противоречивых отношениях молодого ржановолосого и голубоглазого земледельца Василия с русалкой, закончившихся тем, что Василий стал цветком. Русалка увидела Василия на берегу реки и влюбилась в него. Она вышла из воды, и Василий также не устоял перед ее красой. Их взаимным нежным отношениям мешал нерешенный «квартирный» вопрос – она настаивала на постоянном местожительстве в водной среде, а он предлагал жить на суше. После долгих пререканий русалка превратила своего возлюбленного в голубой цветок в надежде, что с берега реки он попадет в ее чертоги. Но цветок остался у пашни, а русалке осталось лишь  любоваться им из водной пучины. (Славянская интерпретация мифа древних греков о Нарциссе.)

И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Василек также известен как символ власти и величественности, о чем свидетельствует декоративная ткань «Зеленый наряд рук императора Карла V», – элемент парадной одежды главы Священной Римской империи. На ней двуглавый орел как атрибут династии Габсбургов и герб окружены различными растениями, среди которых выделяется василек. Этот цветок любил германский кайзер Вильгельм I, что стимулировало его культивирование в садах и выведение декоративных сортов. Василек украшает герб Республики Беларусь, венок из васильков изображен на государственном гербе Швеции. С 1968 г. это растение является национальным цветком Эстонии.

Изображение

 АИСТ -Интересно, что слово «аист» присутствует только в русском языке как заимствование из тюркского. В белорусском языке существует два наименования этой птицы – бусел (ласково – буслик) и лялько.  

Бусел выступает в народных представлениях как абсолютно разумное существо, наделённое высокими моральными качествами. Истоки такого отношения белорусов к аисту восходят к легенде о его происхождении, которая сохранилась в сельской традиционной культуре до сегодняшнего дня. Согласно мифологическому сюжету, бусел раньше был человеком. Бог поручил ему кинуть в море (пропасть, яму) завязанный мешок (горшочек, суму) с разнообразными вредными тварями – насекомыми, грызунами, змеями.

Человеку было запрещено развязывать и заглядывать внутрь мешка. Человек не выдержал искушения разузнать секрет и развязал свёрток. Всё содержимое моментально распространились повсюду, а человек за любопытство и непослушание превратился в бусла, который теперь ходит по свету и собирает себе на пропитание живность, которая расползлась и разлетелась из мешка.

Буслы присутствуют и в других народных поверьях, которые отражают особенности поведения особи. Прилёт птиц ранней весной обещает скорое появление птенцов, отсюда и представление, что аисты приносят детей. Заинтересованные в пополнении семейства хозяева старались обустроить удобное место для гнездования – высокий шест с кругом, очищенный от веток ствол дерева или место на крыше. На Благовещенье выпекается сдоба, украшенная «отпечатком» лапы бусла.

То, что птица возвращается к своему старому гнезду, каждый год, перестраивая и увеличивая его в размере, породили традицию считать аиста духом-покровителем дома, приносящим обитателям лад и процветание. Если птицы покидали гнездо, это считалось приметой скорых неблагоприятных событий. Птица живёт в паре и разделяет хлопоты по заботе о птенцах. Отсюда, аист – симол верности, преданности и родительской любви. Аист, поглощающий болотную «нечисть», также стал символом победы добра над злом. 

Клевер попал в символику двух государств — Белоруссии и Ирландии. Белоруссия: Обрамление герба в виде венка из спелых колосьев ржи, украшенных цветами клевера и льна, глубоко символично. Рожь, клевер и лен — традиционные составляющие жизненного уклада белоруса. Они символизируют непреходящую ценность родной земли, генетическую связь между поколениями, трудолюбивый и миролюбивый характер белорусского народа. Клевер – символ связи с созидательным миром животных: коровой, овцой, т. к. для них это лучший корм. Беларусь – страна привычек и традиционности, которая также прослеживается и в цветоводстве. Зато хорошая привычка засаживать близлежащую к своему дому территорию растительностью и цветами привила белорусам неподдельную любовь ко всему живому. 

Лен – символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка.  Это единственная прядильная культура в республике, его еще называют «северным шелком»Традиционно из льняной ткани сделаны национальные белорусские наряды. Только из льна делались знаменитые “беларускія рушнікі”, на которых вышивался орнамент. А так как каждый орнамент имеет свой сакральный смысл, и один и тот же рушник не мог использоваться на всех праздниках или важных событиях, у каждого порядочного белоруса было множество  рушников: для повседневных нужд, для религиозных праздников – Рождества, Пасхи; на рождение ребенка, на «заручыны» (помолвка) дочери, на «вяселле» (свадьба) сына, впрочем, “нават у труну клалі рушнік” (“даже в гроб клали рушник»)…

 Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:               

— У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).       — Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственныхпраздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?      — Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.            

— Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.                          

Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.                                                                                                                                       

— Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.                                                          

— Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 — при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 — во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

 — гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

 

 Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

В средней группе:

С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; 

Блакіт нябёс, і белы бусел, 
І кветкі ў полі, як абрус… 
Мой край завецца Беларуссю, 
А сам я — хлопчык-беларус. 

Э. Агняцвет. «Зямля з блакітнымі вачамі”;

Зямля з блакiтнымi вачамi —
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,

Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы —
Прасторны шлях, далёкi шлях!

Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты — наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.

Твае сыны,
Твае унукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.
 

 

А.Байдак. “Беларусачка”

Твар румяненькі,

Белая хустачка.

Я ўжо ведаю,

Я — беларусачка!

I хачу

Так, як тата і мама,

Родны край свой любіць

Я таксама!

Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”;

Радзіма —
нівы, рэкі і бары,
бярозавікам вецер набрыняў,
у Белавежы волаты-зубры,
а вунь мацуе ножкі зубраня.

Радзіма!
Тата, мама і браты,
сястра, бабуля, дзед
і шмат радні
зрабілі ўсё,
каб меў радзіму ты.
Яе высокі гонар барані.

Стварай сваё,
ды беражы, што ёсць,
Дужэй між птушак,
песень і цяпла.
А розум, дабрату і прыгажосць
табе прырода родная дала.
 

А.Русак “Мой край”

 Куды ні глянь — лясы шумяць,
цвіце за полем гай,
а поле — вокам не абняць.
I гэта ўсё — мой край.

Пшаніца, жыта на палях,
усюды ураджай,
стагі, як горы, на лугах.
I гэта усё — мой край.

Жыве, працуе мой народ
ці ў снежань, ці ў май,
і харашэе з году ў год
мой родны, вольны край.

Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.

 

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

 

Знакомство с белорусским орнаментом.(01.11-04.11). Новости 3 «Старшая группа». ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно»

Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль — так называемую «белорусскую резьбу» — пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.


Очень популярными во второй половине XVIII — первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления — Слуцку.

Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.


 

Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).


 

Символика белорусского орнамента:

 (600x658, 76Kb)  (600x604, 71Kb)    (600x597, 68Kb)    (600x615, 79Kb)    (600x603, 81Kb)

РАЗНООБРАЗИЕ БЕЛОРУССКОГО ОРНАМЕНТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. Новости 7 «старшая группа». Ясли-сад № 90 г. Гродно

Белорусский орнамент

Всевозможные предметы с белорусским орнаментом нынче очень популярны. Дизайнеры не упускают возможности поддержать этот модный тренд.

Белорусские национальные узоры

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

Белорусский орнамент Простой белорусский орнамент

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.

орнамент

Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.

платье с орнамент Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами Платье Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.
орнамент в интерьере Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.

Белорусские обереги Белорусские обереги

Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

белорусские узоры Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.

Белорусский рушник Белорусский рушник

При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.

орнамент Разнообразные фигуры белорусского орнамента

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.
Узоры Схема для вышивки узоров

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.
Растительный мотив Растительный мотив белорусских узоров Белорусские рушники Белорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур. 

Анималистический мотив Мифические животные на белорусском орнаменте Белорусский узор Анималистический мотив белорусских узоров

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей: 

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.

Древо жизни

Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.

Белорусский орнамент древо жизни Древо жизни вышитое крестом

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.

Фотоальбом с вышивкой «Древо жизни»
  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.
Платье с вышивкой Платье с орнаментом «Ярило на коне»

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.

Ярило Ярило в белорусских вышивках
  • Житная баба (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.
Житная баба Житная баба
  • Символ пробуждения природы весной — в основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы. 
орнамент Ярило и Древо жизни Ярило и Древо жизни
  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.
орнамент Солнце Солнце
  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.
рушник Белорусский рушник
  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.
орнамент Дерево встреч Дерево встреч
  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.
орнамент Символ предков Символика предков
  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.
орнамент Символ ребенка Символ ребенка
  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушки –береза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.
Берегиня Символ Берегини
  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.
рушник на свадьбу Белорусский рушник на свадьбу
  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.
орнамент Богатство Богатство
  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушники

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

«Азбука белорусского орнамента». Новости 6 «Средняя группа». ДЦРР № 98 г. Гродно

 
Азбука белорусского орнамента

«Гэтая праца — гімн адвечнаму імкненню нашых продкаў да прыгожага, няўтольнай празе праз тканы і вышыты ўзор выказаць сваё разуменне жыцця, свету, космасу, хваласпеў умелым рукам, светлай, добрай, паэтычнай душы нашай  сялянкі».
(М.С. Кацар — Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка)

Красно-белые символы на одежде или, скажем, тетрадках сейчас уже мало кого удивят. Белорусский орнамент как-то очень быстро захватил молодежь, став очень популярым. Начали открываться магазины с вышиванками, чашками, ручками, на которых изображена подобная символика. Все чаще встречаются автомобили с таким рисунком на стекле. Белорусский орнамент привлекает, завораживает и вызывает гордость.

Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.

Узоры жизни

Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).

Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.

Урожай и плодородие

В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей — Ярило и Весну. От Ярило  и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).

Еще один важный символ урожая — Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.

Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти — будет хлеб расти».

Образ Матери

Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты — мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.

Любовь

Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили  и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.

Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.

Праздники

Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка — родные сестры, поэтому часто изображались вместе.

Образы языческой мифологии

Эта тема наиболее популярна сейчас среди  молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров.  Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.

Древо жизни

У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Русалка

Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и  связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть  такая легенда о русалках: жила
в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и  соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью — она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.

Наряду с Купаллем у  нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.

Символы защитников семьи

Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.

Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду  Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду — узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери — Земли-кормилицы — защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей.  Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.

Вера

Важным было также обозначить такие события, как: Радуница (рис. 18), Деды, Гадания (рис. 19 (2)).

Также были символы, которые использовались во многих узорах, дополняя общую картину. Например: Звезда — символ человека (рис. 20), символы предков (рис. 21), Песня (рис. 22), Хлеб (рис. 23), узор женской доли (рис. 24).

Каждый узор несет в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Одни узоры символизируют память о предках, вторые высказывают обращение к богам-покровителям, третьи олицетворяют природные явления, четвертые отображают чувства и надежды человека.

Азбука беларускага арнаменту. Государственное учреждение образования «Ясли-сад №3 г. Смолевичи»

  Арнамент,вядома, з’яўляецца распаўсюджанай формай выражэння культуры шмалткіх народаў.

Беларускі народны арнамент вельмі разнастайны, каларытны, і вядомы далёка за межамі нашай краіны. Яго вывучэнне пачалося аж з 19 стагоддзя, і працягваецца па сенняшні час. Многія навукоўцы  працуюць над ракрыццем сэнсу арнаментаў і іх спалучэнняў, а таксама іх сістэматызацыяй. Беларускі арнамент можна падзяліць на тры асноўных катэгорыі:

геаметрычны — арнаментыка якога складаецца з прамых ліній, а таксама геаметрычных фігур — прамавугольнікаў, квадратаў, ромбаў і інш;

раслінны — створаны на аснове малюнкаў раслін, лісця, кветак ці пладоў;

жывёльны — які ўключае ў сябе выявы жывёл і птушак.

     Першапачаткова арнамент у нашых продкаў сустракаўся на святочнай вопратцы, якая з’яўлялася адлюстраваннем своеасаблівай народнай культуры. Значным можна лічыць выкарыстанне асобных арнаментальных матываў у вырабе вядомых слуцкіх паясоў. І фактычна ўсе рэчы, якія ўпрыгожаны народным беларускім арнаментам, несумненна з’яўляюцца высокамастацкімі творамі.

Азбука беларускага арнаменту

А                                                Б                                          В

— агонь               — багацце               — вясна

Д                                               Ж                                           З

— душа                 — жанчына            — зямля

К                                             М                                            П

— краса                — маладосць           — продкі

Р                                            С                                        

— росквіт                     — сонца            — сямья

У                                          Ч                                             Э

— ураджай               — чысціня              — энэргія

Народнае мастацтва беларусі, якое вызначаецца найперш самабытнасцю, вобразнасцю, найбольш яскрава праявілася ў ткацтве і вышыўцы. Больш таго, не будзе перабольшаванне казаць, што ручнікі, абрусы, посцілкі – гэта своеасаблівая аповесць пра жыццё народа, яго шчасце, працу і спадзяванні.

MocnayaSiamia3

(фрагмент посцілкі з арнаментам, прысвечаны моцнай сям’і)

Пра што расказваюць узоры

Народнае мастацкае ткацтва – адзін з самых пашыраных відаў народнага выяўленчага мастацтва. Але было б зусім няправільна ацэньваць яго толькі з пазіцыіі прыгажосці, арыгінальнасці арнаментыкі, каларыту. Кожны ўзор – гэта сімвал – ураджаю, працы, шчасця, святаў, павагі да продкаў, кахання, любві.

Беларускі арнамент захаваў у сабе старажытную язычніцкую культуру і міфалогію. Шматлікія ўзоры прысвечаныя беларускім язычніцкім багам – Ярыле, Ладзе, Жыжалю, Маці-Зямлі. Калі вышывальшчыца ці ткачыха аздабляла такімі ўзорамі сваю працу – гэта азначала тое, што яна звярталася за дапамогай да гэтых багоў. Былі таксама арнаменты прысвечаныя і святам такім, як Купалле, Каляды, Дзяды і іншыя. Цікава, яшчэ і тое, што ва ўяўленнях беларусаў гэта не пярэчыла хрысціянскай веры. Рушнік з такім арнаментам мог быць ахвяраваны ў царкву і ёю прыняты.

prodki

(сімвалы продкаў)

Асноўныя матывы

У беласкім арнаменце можна вылучыць некалькі асноўных матываў:

Вобразы ўраджаю і ўрадлівасці. Галоўнай крыніцай існавання людзей на зямлі былі жывёлагадоўля і земляробства. Іх адлюстраванне – сімвал багацця і дабрабыту. Тут мы знойдзем вобраз Ярылы-Юрая, бога ўрадлівасці і жыццёвых сіл прыроды, якога прасілі аб добрым ураджаі ці ягонага хрысціянскага двайніка Юрыя. вобразы Жыценя, Жытняй бабы, Спарыша, Рая, Багача (ці дажынкавага снопу), Палявіка, Дажджа, Вялікага Сонца, Маці Зямлі-Карміцелькі, і канешне, Хлеба, як сімвалу дастатка і дабрабыту.

Вобразы маці. У тканым і вышываным арнаментах вобраз Маці сустракаецца ў трох варыянтах: у выглядзе жаночай фігуры, у выглядзе абмаляванай гірляндаю зоркі і у выглядзе схематычнага дрэва. Нярэдка вобраз суправаджаўся сімваламі сонца, месяца, агню, ветру, што падкрэслівала раўназначнасць гэтых вобразаў.

Вобразы роднай Беларусі. Звычайна гэта быў узор скампанаваны з квадратаў і кругоў, што сімвалізавала сонца і зямлю. Існавалі таксама матывы ракі (папярэчныя палосы, якія нагадваюць рабізну на вадзе), вады (быццам кругі на вадзе, але складзеныя з прамавугольных кірпічыкаў), лесу, дубровы (звычайна некалькі радоў пазнальных матываў магутных дрэваў), поле, лугу (кветкі ўсіх магчымых колераў), жывёлаў, птушак.

Вобразы святаў. Вялікдзень, Купалле, Каляды, Масленіца і шмат іншых святаў знайшлі сваё адлюстраванне ў арнаментах. Выкарыстанне ручнікоў, абрусаў і іншых твораў у такія дні з такімі ўзорамі было звязана з магіяй, адмысловымі рытуаламі.

Вобразы яднання песень і кветак, мелодыі і арнаменту. Гэтыя дзіўныя на першы погляд вобразы звязаныя з любоўю беларусаў да песень і музыкі, са звычкай пець пад час працы і адпачынку. Часцей за ўсё майстрыхі звязвалі вобраз музыкі з рознымі карункавымі вырабамі ці з выявалі кветак і птушак.

Вобразы язычніцкай міфалогіі. Галоўныя вобразы тут – Бог Сонца і Багіня Маці-Зямля, бо яны нарадзілі людзей і ўсю прыроду, па вераваннях старажытных славянаў. Але не былі забытыя і іншыя богі і увасабленні прыроды, такія як Дамавік, Палявік, Вадзянік, Лесавік.

Вобразы кахання. Тут былі сумныя вобразы жаночай долі, русалкі (апошняя досыць умоўная ўвыглядзе букета кветак) і даволі гарэзлівыя вобразы фізічнай блізкасці мужчыны і жанчыны. Распаўсюджаным арнаментам была дзяучына з поднятымі рукамі, якая трымае каласы і кветкі – Лада, багіня кахання і прыгажосці.

Вобразы чалавека, сям’і, дзяржавы. Сімвал чалавека васьміканцовая зорка – адзін з самых пашыраных сімвалаў у беларусаў. Бярозка ці рабіна – вобраз дзяўчыны, клён (явар) – хлопца. Сям’я – чатыры крыжападобна спалучаныя разеткі, нярэдка ў арнаментальнай аблямоўцы.

Вобразы веры. Перш за ўсё гэта сімвалы продкаў. На Беларусі заўсёды шанавалі дзядоў, перад памерлымі не было страху, пабачыць іх у сне не лічылася дрэннай прыкметай – наадварот – у іх прасілі дапамогі, рады, іх запрашалі на сямейныя святы. Сімвал агульнага продка – два перакрыжаваных прамавугольніка, унутры – маленькі крыжык. Сімвал роднага дзеда – крыж з чатырох квадратаў.

Акрамя гэтых сімвалаў у арнаментах беларусаў можна знайсці ўзоры душы (васьміканцовая разетка са скругленымі канцамі), узоры гаданняў, мараў, надзей.

Тэкст напісаны на аснове кнігі М.С. Кацар “Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка”.

Падрыхтавала Лужанкова А М.

Методические разработки. ГУО «Ясли-сад №4 г.Ошмяны»

Марина Тадеушевна Федорова,

воспитатель дошкольного образования

первой категории

научно-методический журнал «Пралеска», №3, 2017 г.

«Город ремёсел»

занятие  по образовательным областям

«Ребёнок и общество» и «Искусство»

для детей старшей группы (5-6 лет)

      Программные задачи:  формировать у детей представления о  народных  ремёслах (гончарстве, деревообработке, плетении, ткачестве, вышивке, изготовлении музыкальных инструментов), о видах и предметах  декоративно-прикладного искусства, способах их создания;  расширять словарный запас  дошкольников, активизировать речевую и умственную активность;  развивать художественное восприятие, умение действовать совместно; воспитывать уважение к труду народных  мастеров, интерес к историческому  прошлому  народа.

      Материал и оборудование: изделия из глины, дерева, соломы, льна, корзина из лозы, лапти, музыкальные инструменты, презентация «Народные ремёсла», карточки с изображением пары лаптей, разрезанные карточки с изображением видов ремёсел, мультимедийная установка, по количеству пар детей: прямоугольные полоски бумаги, элементы белорусского узора из картона, аудиозаписи: народной и таинственной музыки, задорной мелодии.

      Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстраций с изображением труда народных умельцев, посещение краеведческого музея, беседы на темы: «Чудеса из сундучка», «Волшебная соломка».

Ход занятия

     На столах выставлены изделия декоративно-прикладного искусства по видам ремёсел.

      Воспитатель дошкольного образования (В.д.о.). Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня я  предлагаю вам  отправиться  в интересный город.      

     Звучит фольклорная музыка. 

     В.д.о. Есть  в чаще леса древний городок,

     И тысячи туда ведут дорог.

     В Городе ремёсел доволен народ,

     Там счастливо летит за годом год.

     Да! Я забыла  вам сказать такую весть: 

     И хоть в лесу дороги в город есть,

     Немало надо приложить труда,

     Чтобы желающим попасть туда.

     Звучит таинственная музыка

     В.д.о.  Ребята, на чём можно путешествовать? (На автобусе, поезде, самолёте.) Я предлагаю отправиться в Город ремёсел на волшебном чудолёте. Для этого закройте глаза и медленно покружитесь вокруг себя. (Дети выполняют движения.)   

     Сядем дружно в  чудолёт

     И отправимся в полёт.

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Пора глаза нам открывать!

     Вход на каждую улицу города будет  открыт, как только вы отгадаете загадки. Послушайте, пожалуйста, первые из них.

       Из глины родился

       На кружале крутился,

       В огне закалился.

       Домой пришёл –

       Семью накормил.   (Горшок.)

      Для молока  и сметаны,

      Крепок и статен,

      Узорами на  вид приятен,

     Огня, воды и глины сын —

      Пузатый, глиняный …  (Кувшин.)

О. Карелин (перераб.)

     Звучит народная музыка. Дети подходят к столу с изделиями из глины.

     В.д.о. Ребята, как вы думаете, на улицу каких мастеров мы с вами попали.  (Улицу гончаров.) Как вы догадались? (Здесь находятся предметы, которые изготавливают гончары.) Какие изделия вы здесь видите? (Горшок, кувшин, тарелки, чашки, кружки.) Как они называются одним словом? (Посуда.) Из какого материала она сделана? (Глиняные.) Как вы думаете, лёгким ли был труд гончаров? (Их труд был тяжёлым, потому что все предметы создавались руками.) Верно, сейчас предметы посуды в большом количестве изготавливают на фабриках, а раньше такой возможности не было, приходилось всё делать вручную. Каким же образом гончары создавали свои изделия?

      На экране демонстрируются слайды, посвящённые гончарству, дети их комментируют: сначала мастера искали глину, подготавливали её. Затем с помощью гончарного круга руками лепили горшочки, кувшины, тарелки и другую посуду. Готовые изделия подсушивались и обжигались в печи.

     В.д.о. Я предлагаю вам открыть вход на следующую улицу Города ремёсел.  Отгадайте загадку:

      Может быть как из металла,

      Так из дерева, но мало.

      Знает Света и Серёжка:

      Суп едим мы только… (ложкой).

Д. Полоновский

      Звучит  народная музыка. Дети подходят к столу с изделиями из дерева.

     В.д.о. Ребята, какие предметы вы здесь видите? (Сундук, шкатулку, ложки.) Для чего изготавливали  эти предметы? (Ответы детей.)Из какого материала они сделаны? (Из дерева.) Как можно назвать предметы, сделанные из дерева? (Деревянные) Как вы думаете, какие мастера живут на этой улице?  (Деревщики.) Ребята, расскажите, что вы знаете о работе деревщиков?

      На экране – слайды, посвящённые деревообработке, дети их комментируют: сначала мастера выбирали подходящее дерево, снимали с него кору, распиливали и с помощью специальных инструментов изготавливали необходимые вещи.

     В.д.о. Спасибо, молодцы! Работа с деревом требует много сил, поэтому выполняли её в основном мужчины. Мастерили из таких деревьев, как: дуб, сосна, липа, осина. деревщики с помощью пилы, топора подготавливали дерево, затем, используя инструменты, выпиливали или вытёсывали  изделия,  при необходимости украшали их декоративной резьбой.

     Есть поля, но там не сеют;

     Тень они давать умеют:

     Посреди полей – гора.

     Если налетят ветра,

     Кувырком к ближайшей яме

     Улетит гора с полями. (Шляпа.)

                                               О. Емельянова

     Звучит народная музыка.  Дети подходят к столу с изделиями из соломы и лозы.

     В.д.о. Ребята, сейчас мы на улице мастеров плетения. Какие плетёные изделия вы здесь видите? (Шляпу, шкатулку, вазу, кукол, цветы, корзину.) Как же создавались плетёные предметы? 

     На экране демонстрируются слайды, посвящённые плетению из соломы и лозы, дети рассказывают: для того, чтобы получились красивые плетёные изделия из соломы, мастера собирали крепкие стебли ржи или пшеницы, высушивали их, а для создания корзин готовили ветки из лозы.

     В.д.о.  Сейчас послушайте ещё одну загадку: это обувь, её надо привязывать к ногам. Что это? (Лапти.) Из какого материала их плели? (Из коры деревьев.) Правильно. Лапти плели из коры деревьев или, по-другому, – древесного лыка. Специальным инструментом, аккуратно, чтобы не повредить дерево, мастера снимали кору, нарезали её на полосы. Из этих полос и плелась обувь, которую носили все: и взрослые, и дети. Сейчас я предлагаю поиграть с лаптями.

                                             Игра «Обуй лапоточки»

       На ковре по кругу  раскладываются карточки с изображением  пары   лаптей. Их на одну меньше, чем участников. Дети слышат:

         Не зевай, не зевай,

         Быстрей лапти обувай!

      Звучит задорная мелодия, игроки бегут вокруг карточек по большому кругу. Как только музыка останавливается, каждому участнику необходимо  «обуться в лапоточки» — остановиться возле одной из карточек и поднять её вверх.  Выбывает тот, кому не хватило «лаптей». Количество карточек с каждым повторением игры становится меньше на 1-3. Побеждает последний оставшийся в игре участник.

     В.д.о.  Пойдём дальше и  узнаем, какие мастера трудятся на следующей улице. Слушайте ещё одну  загадку:

           Мочили, колотили,

           Трепали, мяли, ткали –

           И на стол постлали.  (Скатерть.)

     Звучит народная музыка.  Дети подходят к столу с ткаными изделиями.

      В.д.о. Какие изделия вы здесь видите? (Скатерть, салфетки, рушник, одежду.) С помощью чего пряли нити для тканей? (С помощью прялки.) На чём изготавливали ткань? (На ткацком станке.)

На экране – слайды, посвящённые ткачеству и вышивке.

       В.д.о. Всю одежду и предметы домащнего обихода раньше изготавливали своими руками. В основном они были льняными. Все предметы обязательно украшались. Ребята, скажите, а каким образом укращали тканые изделия? (С помощью разноцветных нитей мастерицы вышивали узоры: цветы, крестики, листочки, ромбы, линии, завитки.) Искусству вышивки обучались с детства. Сейчас я вам тоже предлагаю побыть мастерами и украсить рушник.

                                      Задание «Белорусский узор»

Дети в парах украшают элементами белорусского узора из картона «рушники» — прямоугольные полоски бумаги.

     В.д.о. Отправляемся на следующую улицу Города ремёсел. Откроем вход на неё, отгадав загадку:

       Звук хранится непростой 

       В дырках палочки пустой,

       Кто на дырочки нажмёт 

       И подует, тот поймёт. (Дудочка.)

О. Емельянова

      Звучит народная музыка.  Дети подходят к столу с музыкальными инструментами.

      В.д.о. Ребята, что вы видите на этой улице Города ремёсел? (Скрипку, дудочку, ложки, бубен, балалайку.) Как можно назвать все эти предметы вместе? (Музыкальные инструменты.) Какое название может носить эта улица  Города ремёсел? (Музыкальная.) Для чего нужны музыкальные инструменты? (Чтобы исполнять музыку.)

На экране – слайды, посвящённые изготовлению музыкальных инструментов.

      В.д.о.  Музыкальные инструменты изготавливались мастерами в основном из дерева. Это была тяжёлая и кропотливая работа, которая занимала очень много времени. Поэтому инструментов в прошлые времена было не много. Музыканты были уважаемыми людьми, их с радостью встречали во всех селениях. Люди  умели не только усердно трудиться, но и хорошо веселиться. 

Игра «Сложи правильно»

Звучит народная музыка. Дети делятся на подгруппы, у каждой – разрезанная карточка с изображением вида ремесла, которую необходимо сложить.

      В.д.о.  Ребята, вам понравилось  путешествие  по Городу  ремёсел? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей.) Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, наш чудолёт отправляется!

    Звучит таинственная музыка. Все, кружась, произносят слова:.

     Сядем дружно в чудолёт

     И отправимся в полёт.

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Пора глаза нам открывать!

     В.д.о. Ребята, я вас благодарю за интересное путешествие!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учеб. метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с рус. яз. обучения / Д.Н. Дубинина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.

2. Старжынская, Н.С. Народная цацка – люстэрка культуры (ад 3 да 7 гадоў) [з электронным дадаткам]: дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з бел і рус. мовамі навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Выш. шк., 2014.

3. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012.

    

Марина Тадеушевна Федорова,

воспитатель дошкольного образования

первой категории

научно-методический журнал «Пралеска», №2, 2018 г.

“Гасцюем у бабулі Алены”

Заняткі па  адукацыйнай вобласці    “Дзіця і прырода”

для дзяцей  другой  малодшай групы

     Праграмныя задачы: фарміраваць у дзяцей уяўленні пра хатніх жывёл і іх дзіцянят, асаблівасці іх знешняга выгляду, спосабы харчавання;  узбагачаць слоўнік словамі, што азначаюць назвы свойскіх жывёл, іх характэрныя асаблівасці; развіваць уменні ўжываць у правільнай форме словы ў вінавальным склоне, будаваць складаныя сказы са злучнікам “што”, слухаць і разумець выхавальніка і адказваць на яго пытанні; выхоўваць гуманныя адносіны да ўсяго жывога.

     Матэрыял і абсталяванне: беларускі нацыянальны касцюм, макет двара з агароджай для хатніх жывёл, фігуры жывёл (свінні, каровы, казы, авечкі, каня, ката, сабакі, гусака, курыцы, пеўня), каляровая стужачка, кошык з карткамі да гульняў “Хто ў каго”, “Даю любімае”, мяч, маска коніка, магнітафон, аудыязапіс народнай мелодыі.

Ход занятку

    Гучыць народная мелодыя, дзеці заходзяць у групавы пакой.  Іх сустракае педагагічны работнік у беларускім  нацыянальным касцюме, які выконвае ролю бабулі Алены.

Бабуля Алена. Добры дзень, дзеткі! Шчыра вас вітаю і ў госці запрашаю. Завуць мяне  бабуля Алена. Зараз мы пагуляем: калі атрымаеце ў рукі стужачку, я даведаюся, як завуць кожнага з вас.

Гульня «Знаёмства»

     Дзецi iдуць у крузе, у сярэдзiне стаiць бабуля Алена і прамаўляе:

     Дружна мы па крузе крочым

     І за стужай пільна сочым.

     Часу не губляй дарма —

     Называй сваё імя!

     Бабуля Алена. Дзеткі, вельмі прыемна з вамі пазнаёміцца. Хачу паказаць вам свій двор, дзе жыве шмат розных жывёл, а якіх, вы даведаецеся, калі правільна адгадаеце наступныя загадкі:

Пабегла на луг

Рохкала-плуг;

Барозны ганяла,

Пакуль гаспадыня

У хлеў не загнала. (Свіння.)

У. Карызна (апрац.)

Есць зялёную траву

І гаворыць так: “Му-Му”.

Любіць грушу спелую

Дае вадзіцу белую. (Карова.)

                                  Я. Чачот

Мае пухленькія лапкі,

Мае кіпцікі-царапкі.

Спінку пругка выгінае,

Страх на мышак наганяе. (Кот.)

                                  У. Мацвеенка

Маю я адну

Прыкмету:

Нашу кажух

Зімой і летам. (Авечка.)

                                  І. Муравейка

Рагатая, бадатая,

Крычыць: “М-э-э!” (Каза.)

Вельмі дужы, працавіты,

Ён прыгожы, самавіты.

Возіць сена, возіць дровы,

Плуг цягаць штодня гатовы. (Конь.)

З людзьмі сябруе, хату вартуе,

Жыве пад ганкам, хвост абаранкам. (Сабака.)

                                                              З народнага                                  

     Якую агульную назву можна даць гэтым жывёлам? Чаму?

     Дзеці. Хатнія жывёлы. Таму што жывуць яны побач з чалавекам, ён іх даглядае.

Бабуля Алена. Прапаную вам яшчэ адну гульню. Я буду задаваць пытанні, а вы павінны назвыць свойскіх жывёл, якія маюць згаданыя знешнія прыметы.

Дыдактычная гульня “Хто што мае?”

     Хто мае пушысты мех? (Кот, сабака.)

     Хто мае капыты? (Конь, карова, свіння, каза.)

     Хто мае рогі? (Карова, каза.)

     Хто мае хвост? (Усе жывёлы.) 

Бабуля Алена. Наступная гульня. Я буду па чарзе кідаць вам мяч і называць свойскіх жывёл. Вы павінны адказваць на пытанні і называць часцінкі, якія маюць гэтыя жывёлы.

Дыдактычная гульня з мячом

“Ты – мая часцінка

     Я — кот, ты – мая часцінка. Што ты? (Хвост, лапы, кіпцюры, тулава, галава.)

     Я – карова, ты мая часцінка. Што ты?

     Я – конь, ты мая часцінка. Што ты?

     Я – каза, ты мая часцінка. Што ты? 

     Бабуля Алена. У маёй гаспадарцы ёсць таксама свойскія птушкі. Вось на падворку певень ходзіць, за сабою курэй водзіць. Падкажыце, дзе тут певень? (Адказы дзяцей.)

     Бабуля Алена. На вашу думку, чаму ён мае прыгожую назву – певень?   

     Дзеці. Таму што вельмі прыгожа спявае.

     Бабуля Алена. Як жа спявае певень?

     Дзеці. Ку-ка-рэ-ку!..

     Бабуля Алена. А за пеўнем па двары ходзяць.. хто?

     Дзеці. Куры.

     Бабуля Алена. Давайце і мы з вамі на хвілінку ператворымся ў курэй.

Фізкультмінутка “Куры”

     Куры крыламі махалі:

(Узмахваюць рукамі.)

     “Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

     Куры дзюбамі клявалі:

     “Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

(Прысядаюць, пальцамі рук пастукваюць па падлозе.)

  • Дай  нам, цетка, крошкі,

     Не шкадуй зусім,

     Дай яшчэ нам трошкі

     Весялей усім.

     Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

     (Устаюць, падымаюць галовы ўверх.)

     Крычаць куры гучна:

     “Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

     І за цеткай – дружна:

     “Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

     (Бягуць маленькімі крокамі.)

                                  З народнага (апрац.)

     Бабуля Алена. Дзеткі, а якія хатнія птушкі яшчэ жывуць у двары?

     Дзеці. Гусак, качка.

     Бабуля Алена. Так. І ў кожнай жывёлы ёць дзіцяняты. Зараз я буду выстаўляць на дошцы карткі хатніх жывёл, прамаўляць сказ, а вы ў рыфму называць дзіцянят тых жывёл, якіх пабачыце.

Дыдактычная гульня “Хто ў каго”

     Ня-ня-ня — у куры…(кураня),

     Ня-ня-ня — у гусі…(гусяня),

     Ня-ня-ня — у качкі…(качаня),

     Ня-ня-ня — у індычкі…(індычаня),

     Ня-ня-ня – у сабакі…(шчаня),

     Ня-ня-ня – у кошкі…(кацяня).

Бабуля Алена. Дзеткі, давайце задаволім хатніх жывёл тым, што яны любяць.

Дыдактычная гульня з картамі

“Падарункі для  хатніх жывёл”

     Дзеці па чарзе вымаюць з кошыка па адной картцы, на якой адлюстраваны падарунак, і цэлым сказам гавораць, што і каму яны даюць. Напрыклад, я даю коціку банцік, таму што ён любіць з ім гуляць; я даю карове сена, таму што яна любіць яго есці.

     Бабуля Алена ў сваю чаргу выстаўляе картку адпаведнай жывёлы і пытаецца ў дзяцей, што яшчэ гэтая жывёла любіць. Дзеці выказваюць свае меркаванні, бабуля іх дапаўняе.

     Бабуля Алена. У дадатак мы дадзім коніку вазок, бо ён вельмі любіць вазіць малых дзетак. А коніка мы выберам з дапамогай лічылкі:

     Кацілася торба

     З вялікага горба,

     А ў той торбе соль, паляніца –

     З кім ты будзеш дзяліцца?

     Выбраннаму “коніку” надзяваюць маску. Дзеці, падскокваючы, рухаюцца за ім па крузе са словамі:

     Дожджык, дожджык, гамані,

     Мы паедзем на кані,

     На кіях драўляных

     З вербаў наламаных.

     Дожджык, дожджык, гамані,

     Мы паедзем на кані,

     Едзем мы без шапак –

     Не баімся крапак.

     Бабуля  Алена.  Дзеці, ці спадабалася вам гасцяваць? Што за гэты час было найбольш цікавым?  (Адказы дзяцей.)

     Мне таксама было вельмі прыемна гуляць з вамі, але час развітвацца.

     У далоні пляснем самі.

     (Пляскаюць.)

     Гучна тупнем мы нагамі.

     (Тупаюць.)

     Дома пра жывёл раскажам,

     А цяпер “да пабачэння!” скажам.

     (Развітваюцца.)

ЛІТАРАТУРА:

     1. Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапам. Для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі / Д.М. Дубініна. – Мінск: Новое знание, 2016.

Марина Тадеушевна Федорова,

воспитатель дошкольного образования

первой категории

научно-методический журнал «Пралеска», №4, 2018 г.

“ Чудо-рушник”

Занятие по образовательной  области  “Искусство” (Рисование)

для детей  средней группы 

     Программные задачи: формировать у детей представления о предметах народного  декоративно-прикладном искусства, традициях белорусов; познакомить с белорусским рушником, его орнаментом; развивать   творческие способности, эстетический вкус, умение декорировать изображение; воспитывать чувство гордости за творческое наследие белорусского народа.

     Материал и оборудование: предметы белорусского  декоративно-прикладного искусства, сундук с  белорусскими рушниками, сундук с принадлежностями для вышивания (нити, пяльца) и для рисования (по количеству детей: шаблоны рушников,  кисти, краски, подставки, стаканчики для воды), образцы “рушников”, аудиозаписи волшебной и белорусской народной музыки.

Ход занятия

     Под белорусскую народную мелодию дети заходят в групповую комнату, оформленную в стиле белорусской хатки.

     Воспитатель (В.). Ребята, проходите и  вокруг всё осмотрите. Где мы с вами оказались? (В белорусской хатке.)

      Какие предметы здесь знакомы?  (Называют

Знакомство с белорусским орнаментом.(01.11-04.11). Новости 3 «Старшая группа». ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно»

Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль — так называемую «белорусскую резьбу» — пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.


Очень популярными во второй половине XVIII — первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления — Слуцку.

Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.


 

Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).


 

Символика белорусского орнамента:

 (600x658, 76Kb)  (600x604, 71Kb)    (600x597, 68Kb)    (600x615, 79Kb)    (600x603, 81Kb)

Posted in Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о