Бальные платья фото 19 века – Платья 19 века – красивые, женственные, нежные. ТОП лучших фото

Бальные платья фото 19 века – Платья 19 века – красивые, женственные, нежные. ТОП лучших фото

13.11.2020

Платья 19 века – красивые, женственные, нежные. ТОП лучших фото

Платья 19 века не раз подвергались многочисленным и кардинальным изменениям на протяжении всего столетия. Наша статья – небольшой экскурс в историю. Она наверняка будет интересна модницам. 

Одежда является своеобразным зеркалом времени, отражающим не только модные, но и культурные, политические, философские и другие течения эпохи. Девятнадцатый век, как и другие эпохи, отличается своими эстетическими идеалами женской красоты, которые были выражены в нарядах и аксессуарах. Платья 19 века не раз подвергаются многочисленным и кардинальным изменениям на протяжении всего столетия.

Платья 19 века

19 век – это период борьбы разных направлений, переломное время в сознании и культуре человека. Это эпоха становления принципов реализма, смена религиозного и мифологического восприятия утилитарным мышлением. Разумеется, эта смена нашла отражение в характере женских платьев 19 века. Так, век начинается с привлекательных античных, несколько театрализованных нарядов и заканчивается прагматичными и удобными.

Платья 19 века

В начале века происходит настоящий переворот – пышный и гротескный стиль рококо сменяется простым ампиром. Поэтому сложные наряды заменяются полупрозрачными моделями простого кроя в греческом стиле. В моде античный силуэт, напоминающий стройную колонну греческого храма. Платья начала 19 века – это легкие наряды с завышенной талией и лентой под грудью, глубоким вырезом, рукавами-фонариками, свободным подолом со складками, длиной в пол. В моде были белые, синие и красные оттенки, а также минимум косметики, отказ от париков. Наряды 19 века в стиле ампир носили с шелковыми балетками с длинными ленточками, которыми обвязывали ноги.

Платья 19 века

1820-1825 годы стали периодом «Реставрации», то есть возвращением к существующим прежде формам. Талия женского платья по-прежнему остается высокой, но постепенно ее заковывают в корсет. Юбка приобретает форму колокола, появляется металлический каркас и нижние крахмальные юбки.

Платья 19 века

С 1837 года законодательницей мод становится взошедшая на престол королева Виктория, которая очень любила красивые вещи. В моду входит романтизм, а вместе с ним – возвышенные, одухотворенные и мечтательные образы. Платья 19 века в этот период приобретают особую пышность и богатство отделки. В моде силуэт «песочные часы», создаваемый изящным корсетом, юбкой на кринолине и пышными широкими рукавами на каркасе.

Платья 19 века

К 60-м годам платья 19 века стали украшать объемными воланами, фестонами, зубцами, узорчатой каймой. Подол постепенно достигает в диаметре 2,5-3 метров. Этот период стали именовать «вторым рококо». Наряды дополнялись изящными шляпками и чепцами, перчатками, зонтиками, шнурованными ботиночками, шалями, боа, муфтами и ювелирными украшениями.

Платья 19 века

Платья 19 века

70-80-е годы 19 века ознаменованы появлением турнюра – это приспособление в виде небольшого каркаса и подушки, которую дамы подкладывали сзади под подол платья, чтобы придать фигуре пышности. В моде были стройные, высокие силуэты с пышной задней частью в области ягодиц, поэтому платья с турнюром сзади украшали рюшами, складками и драпировками.

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

В конце 19 века происходит активное развитие производства одежды, появляется широкий ассортимент тканей и первые Дома мод. Одежда частично теряет свою эксклюзивность, так как тиражируется в массы. В моду входят платья слегка изогнутого  S-образного силуэта. Верхняя часть немного наклонена вперед («голубиная грудь»), живот подтянут, а нижняя часть слегка отстает назад. Такие фасоны создавались с помощью специального корсета и нижней юбки.

Платья 19 века для разных случаев

Женщины XIX столетия любили менять наряды много раз в течение дня.

  •  Утренние – дамы спускались завтракать в простом наряде из гладкого материала. Он был с длинными рукавами, сдержанных цветов. Дома носилось простое платье с запахом, карманами и поясом.

Платья 19 века

Платья 19 века

  •  Бальные – великолепные и роскошные наряды шили из дорогих материалов: тафта, шелк, поплин, атлас, бархат и муар. Цвет мог быть матовым, однотонным либо блестящим. Платье для балов дополняли перчатками, обувью на каблуке и веерами.

Платья 19 века

Платья 19 века

  •  Свадебные – выполнялись в стиле ампир. Как правило, они были неброских оттенков. Шили наряд невесты с завышенной талией, глубоким декольте и укороченными рукавами. Платье  из атласа сверху прикрывался прозрачной материей.

Платья 19 века

Платья 19 века

  •  Зимние – их носили дома и для прогулок. Наряд выполняли из шерстяного материала, украшали вышивками и мехом. В основном модели шили из люкзора, мериноса, барежа, кастора и драдедама.

Платья 19 века

Платья 19 века

  •  Для провинциалок – женщины из провинции носили менее декорированные и недорогие наряды. Платья шили из шерсти, льна либо хлопка.

Платья 19 века

Платья 19 века

  •  Для поездок в экипажах –  платье, предназначенное для таких целей, было свободным и практичным. Его шили короче обычного, чтобы женщина могла легко садиться и выходить из кареты, а также, чтобы оно не пачкалось в путешествии.

Платья 19 века

Платья 19 века

Посмотрите, как выглядели наряды из прошлого на фото. Как вы находите представленные модели? 

Платья 19 века. Фото

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

Платья 19 века

 

 

 

Платья 19 века

 

 

 


Платье 19 века (фото). Как одевались женщины в 19 веке

Женское платье – одно из самых удачных изобретений человечества, ведь только оно способно наделить свою обладательницу очарованием, в котором есть особая грация и загадка. Начиная рассказ о том, что собой представляет платье 19 века, следует отметить, что его длина никогда не поднималась выше щиколоток. Укорачиваться этот предмет одежды стал уже в стремительном 20-м веке.

платье 19 века

Каким было платье в начале 19-го века

История одежды самым тесным образом связана со стилями, господствовавшими в искусстве той или иной поры. Начало XIX столетия отмечено появлением в Европе стиля ампир. Это название произошло от французского слова «империя» и апеллирует к военным успехам Наполеона, которого буржуазия обожала. От уходящего в историю классицизма ампир отличался большей торжественностью и помпезностью.

платье 19 века

Вместо нежных цветовых переливов он предложил выразительные контрасты. А линии костюма напоминали собой высокие стройные колонны. Чтобы сходство было наиболее полным, в изготовлении платьев использовали плотные однотонные ткани с симметричными узорами в отделке. Струящийся силуэт позволяли создать тонкие ткани – газ, муслин, батист, которыми обшивали плотную основу наряда. Пропорции оставались теми же, что и в XVIII веке – высокая талия и прямая юбка в соотношении 1:6. Зато декоративных деталей было намного больше: рюши и оборки, кружева и вышивка. Платье 19 века (начала) имело низкое декольте и рукав-фонарик на манжете. Нередко оно украшалось шлейфом. Дополнением наряда могла быть шаль – шелковая или шерстяная, с бахромой или каймой в виде орнамента.

Как менялся фасон

К началу тридцатых годов 19-го столетия высокая талия стала возвращаться на свое законное место. Царивший в искусстве романтизм воспевал чувственность и «нездешние» миры, а в стиле одежды требовал, чтобы фигура казалась утонченно-хрупкой. Вместо стройной и неприступной античной богини, женщина напоминала теперь легкую изысканную статуэтку. В моду вошли узкие корсеты, платье должно было подчеркивать тонкость талии его обладательницы. Чтобы визуально усилить этот эффект, дизайнеры расширили юбки, которые стали напоминать колокол, и уменьшили их длину. Платье 19 века открыло изящные женские щиколотки и потребовало элегантных чулок в качестве аксессуара. Изюминкой нового стиля стал особенный крой рукава – так называемый gigot («баранья нога»). Рукав был очень широким в плече, и сильно сужался от линии локтя к манжете. Декольте предназначалось для вечерних выходов в свет, днем же дамы прикрывали его косынками, шалями или пелеринками. Платье щедро декорировалось лентами и кружевами.

Платье 19 века: сороковые и пятидесятые годы

В этот период корсеты затягивали талии еще туже, а юбки расширялись за счет обилия нижних слоев. Самая нижняя юбка изготовлялась из конского волоса и плотного льна, так родился термин «кринолин». Длина платьев вернулась к прежней, силуэт рукавов стал не столь вычурным, как десятилетие назад. Украшения на одежде тоже стали сдержанней. В 50-х годах кринолины стали делать из китового уса или даже из стальной проволоки. Они были большими и очень напоминали круглую птичью клетку. Юбки были невероятно широкими. Горизонтальные воланы в несколько рядов украшали их внизу. Вошел в моду белый воротничок и манжеты. Сияющие шелка из Лиона были самым востребованным материалом, из которого шилось и бальное платье 19 века, и изысканный наряд для летней прогулки. Правда, первые дополнялись еще роскошными украшениями.

Турнюры и фижмы

К концу шестидесятых годов силуэты платьев изменились.

Сзади они были объемными и пышными, зато спереди и с боков стали узкими и плоскими. Такой эффект достигался за счет использования накладных элементов – турнюров, которые помещались сзади ниже линии талии. Объем нижней части платья подчеркивался складками ткани на спине. Спереди нижнюю часть платья украшала отделка из вышивки, бантов, кружев или плиссировка. Силуэт казался стройным и сказочно изящным. Изобилие декоративных элементов отличает женские платья 19 века 70-80-х годов. Чем сложнее и изобретательнее украшения, тем лучше. Воланы, фестоны, вышитые жемчугами узоры и т. д. скрывали от глаз естественную фигуру дамы. Лишь одним стилевым исключением из правила стало так называемое платье «принцесса», оно было цельнокроеным и открывало взору натуральные очертания фигуры.

Переходное время

Конец 19-го столетия и начало нового века прошло под знаменем модерна. Эстетика искусственности в моде прошлого уступила место прагматично-естественным силуэтам. Турнюр сменился на трен – длинное, собранное в сборки, полотно позади. Лиф стал более облегающим и узким. Платье в стиле 19 века (конца) имело характерный S-образный силуэт: «голубиная грудь» уравновешивалась пышной задней частью. Постепенно юбки приобретали более простую, клешеобразную форму, ворот платья становился высоким и закрытым. Вспыхнувшая было мода прошлого на рукава «баранья нога» быстро угасла, уступив место простым контурам.

Французский вкус

Законодательницей мод, как и в прежнем столетии, оставалась Франция. Парижские фасоны беспрепятственно «шагали» из страны в страну, не миновав даже ортодоксальной Японии. Дизайнерские разработки галльских кутюрье определяли облик платья 19 века (фото). Англия откликнулась более сдержанными моделями в плане открытых частей тела, Россия строго придерживалась заданных форм. Германия внесла коррективы в предложенные образцы, сообразуясь со своим несколько прямолинейным отношением к действительности.


Бальное платье 19 века

Современники вспоминали, что балами той поры можно было любоваться как античными барельефами или этрусскими вазами. Столь дивными и занятными были женские наряды. Обязательным элементом было декольте: глубокое — у замужних дам, и менее вызывающее — у незамужних. Длинные, переходящие за линию локтей вверх перчатки белого или слоновой кости цвета, пышный веер, обувь на устойчивом и невысоком каблуке – детали женского бального костюма. Возраст определял фасон наряда. Молодежь красовалась в изящных невычурных светлого тона платьях, тогда как женщины постарше демонстрировали великолепие дизайнерских изысков во всю мощь. Но в том и другом случае женщина на балу 19-го столетия напоминала изысканно приготовленный бисквитный торт со сливками и кремом.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней

Очень я люблю принцесс! Ну а кто их не любит? Как говорится, «во-первых, они красивые»! А во-вторых, очень интересно рассматривать, во что же одевались и одеваются настоящие принцессы.

Какая девочка в детстве не хочет быть принцессой? Ну, может, есть девочки, которые с самого рождения точно знают, что хотят стать врачом, или балериной, или… оператором станка с ЧПУ. Но речь пойдет не о них. Кому интересно, как одевается оператор станка 🙂

Точное количество ныне здравствующих и ушедших в вечность принцесс неизвестно. Если кто желает, может поискать в кронах семейных древ королевских семейств. Посмотрим, как, в зависимости от эпохи, страны и моды, одевались наиболее известные принцессы ( королевы).

Может быть, кого-то эта подборка вдохновит на новые работы (образ Екатерины II, Елена Получанкина).

В эпоху Средневековья представители властных семей женились не по любви, а по политическим мотивам. Ясно, что невеста на свадьбе должна была выглядеть просто умопомрачительно, ведь по её наряду оценивали честь и богатство всего семейства. К тому же, такое платье даже дурнушку делало красавицей!

Иногда украшений было настолько много, что сам материал платья был практически скрыт от глаз посторонних наблюдателей. Конечно, наряды тех времен не сохранились до наших дней. Ненужную одежду попросту сжигали, предварительно вынув драгоценные камни, выжигая из нее золото. (Отсюда пошло слово — выжига. То есть человек, который из любой вещи извлечет выгоду). Но кое-что из тканей и нарядов дошло до нас.

Вышивка Италия 16 век.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 1

Между тем, любовь в таких браках была редкой гостьей. Поэтому судьба многих принцесс печальна. Ну да не будем о грустном!

Рассказывают, что графиня Фландрии Маргарет на церемонию собственного бракосочетания надела очень богатое платье, украшенное тысячами драгоценностей. Ей не хватило сил даже сделать несколько шагов, в церковь графиню в прямом смысле слова занесли. Неизвестно, какая из Маргарит по счету это была.

Маргарита I Эльзасская (1145-1194гг), Маргарита II Фландрская (1202-1280гг)

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 2Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 3

Краски той эпохи делали из натуральных компонентов. Доставлялись краски чаще всего из южных стран на кораблях или караванами купцов. Стоили они дорого. Поэтому яркие оттенки одежды имели возможность позволить себе только представительницы богатых семей.

Понятно, что для пошива нарядов представительниц королевских дворов использовались изысканные и дорогие ткани, которые щедро украшались вышивкой, золотым шитьем, ценным мехом, жемчугом и драгоценными камнями. Мне вот всегда было интересно — как же чистили такие платья? Ведь этот наряд не отдашь прачкам для стирки после того, как походила в нем даже в 30-градусную жару. Возможно, у прислуги того времени были свои секреты для чистки дорогой одежды. Но, скорее всего, использовался уксус, всевозможные духи и благовония. Поэтому дамы «благоухали» натуральными ароматами.

В глубь веков уходить не будем. Начнем. пожалуй, с Франции 15 века.

Изабелла де Бурбон (1436-1465), вторая жена Карла Смелого, графа Шароле и будущего герцога Бургундии. Тогда во Франции властвовала испанская мода.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 4

Позволю себе вставить портрет неизвестной леди. Примечательно, что дама на портрете в «интересном» положении. Чаще всего такое «положение» скрывалось пышными одеждами, а выпуклость на талии затягивали в корсет. Видимо, это домашний наряд.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 5

Изабелла I Кастильская («Изабелла Католичка») (1461-1501). Супруга Фердинанда II Арагонского, позже королева Испании. Испанская мода того времени предполагала наряды, полностью закрывающие даму — от шеи до туфелек.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 6

Следующая — Анна Австрийская (1601-1666). Супруга короля Франции Людовика 13. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению. По записям того времени у королевы-испанки были самые прекрасные руки во всем королевстве. Королева-испанка предпочитала испанский стиль в одежде. И не изменяла своим привычкам до самой смерти.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 7

Следующей по степени известности идет, пожалуй, инфанта Мария-Терезия (1638-1683), которая станет королевой Франции, женой Короля-Солнце Людовика XIV и разделит судьбу многих нелюбимых, покорных жен. Король Испании Филипп IV сам привез дочь во Францию и, говорят, плакал, когда подписывали брачный договор. По историческим данным, инфанту доставили на свадьбу в тяжелом, богато расшитом, и закрытом испанском наряде.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 8

Юная испанка была чужой при дворе короля-Солнце. И чтобы вписаться в окружение, перешла на более открытые, изящные и удобные наряды французской моды. Послы ее отца, навестив Марию-Терезию через несколько лет после ее свадьбы, с грустью доносили своему королю, что придворный костюм Франции, делавший всех женщин похожих на кукол, обезличил инфанту. Что в своих тяжелых испанских юбках и пышных кудряшках, она была намного выразительней и индивидуальней. Ну, в каждой избушке свои игрушки.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 9

Перейдем в Англию. Елизавета I (1533-1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева — королева Англии и королева Ирландии, последняя из династии Тюдоров. Младшая дочь короля Англии Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн. Как можно видеть, модные платья делали женщину зрительно коротконогой и удлиняли туловище.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 10

Переносимся в Россию. Елизавета I (Петровна). Это уже 18 век.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 11

Как известно, Елизавета очень любила балы, наряды и развлечения. Нарядов у нее было очень много. И слава богу. Может быть поэтому некоторые из них дошли до нас.

Коронационное платье Елизаветы.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 12

Платья из тканей с серебряными нитями и вышивкой серебром имеют богатую историю. Раньше такие нити делали из настоящего серебра, это было королевской привилегией. Платья с нитями из драгоценных металлов очень тяжелые, учитывая шлейф и мантию коронационных платьев — даже сложно представить, насколько непросто было их носить. Тем не менее, почти все коронационные платья включали в себя ткань с металлическими нитями и отделывались настоящим золотым и серебряным шитьем.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 13

Что интересно — для особо повернутых на престижности и элитарности до сих пор производят ткани из настоящих серебряных нитей, они по виду не отличаются от заменителей серебра. Отличается только стоимость. Цена начинается от 240 тыс.р. за метр, такие ткани есть в продаже и их покупают.

Екатерина II Великая (урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербская), в православии Екатерина Алексеевна (1729-1796).

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 14

Дочь захудалого князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

Тоже любила наряды. И ее некоторые платья сохранились (ура) до наших дней.

Коронационный наряд Екатерины был выдержан в «серебре, золоте и черни» — на платье из серебряной парчи была накинута «золотая» парчовая порфира (мантия) с раскиданными по ней черными орлами. Его шлейф имел в длину 70 метров и в ширину 7 метров.

Видимо, остальные 63 метра где-то затерялись.

Герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская (1837-1898) — баварская принцесса, супруга императора Франца Иосифа I. Императрица Австрии с 1854 года, королева-консорт Венгрии с 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). Более известна, и до сих пор нежно любима в Австрии, как принцесса Сисси.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 15

Далее снова попадаем в Старую добрую Англию.

Елизавета II, полное имя — Елизавета Александра Мария (1926 — королева Великобритании с 1952 года по настоящее время). Взошла на престол 6 февраля 1952 года в возрасте двадцати пяти лет, после кончины своего отца, короля Георга VI. Является самым долгоправящим монархом за всю историю Великобритании.

Это сейчас мы ее знаем, как королеву-мать. А когда-то она была юной, изящной, и красивой.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 16

Интересный факт. Когда в 1947 году дочь Георга, принцесса Елизавета, будущая Елизавета II, выходила замуж за Филиппа Маунтбаттена, платье для венчания поручили создать (создать — какое слово!) официальному кутюрье королевской семьи Норману Хартнеллу. В тяжёлое послевоенное время не так легко было сделать роскошное платье, пусть даже речь идёт о принцессе. Ей выделили дополнительные сто карточек на одежду (в ходу всё ещё была карточная система) — что ж, будущая королева, прежде всего, гражданка своей страны. И если у всех одежда по карточкам, то и принцесса — не исключение. В Англии просто-напросто невозможно было найти столько жемчуга (а Хартнеллу было нужно более десяти тысяч жемчужин), и его пришлось заказывать в США. Шёлк заказали в Шотландии, и тут прошли слухи, что он из «вражеских шелковичных червей», то ли японских, то ли итальянских. Разразился скандал. К счастью, оказалось, что шелкопряды были китайскими…

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 17

Идем дальше. Конечно, мы не можем не упомянуть всемирно любимую леди Ди — принцессу Диану.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 18

Это свадебное платье леди Дианы Спенсер, которая в 1981 году стала супругой сына королевы Елизаветы II, Чарльза, принца Уэльского.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 19

Оно может нравиться или не нравиться, кто-то находит его чересчур пышным и вычурным, кто-то волшебным — главное же то, что оно уже заняло своё место в истории королевских свадеб, как «подвенечное платье столетия».

У Дианы в бытность ее принцессой никогда не было наличных денег. Членам королевской семьи такое не полагается. Поэтому, после развода, она первым делом продала некоторые свои платья.

В 1987 году 14 платьев были выкуплены за несколько месяцев до смерти Дианы. Их общая стоимость была 670 тыс. долларов. Сейчас примерно столько стоит каждое из них.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 20

Принцесса Кейт. В замужестве Кэтрин Элизабет Маунтбэттен-Виндзор, герцогиня Кембриджская (в девичестве Кэтрин Элизабет Миддлтон) (1982) — супруга принца Уильяма.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 21

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 22

Мало кто знает, что известная актриса Грейс келли была также принцессой Монако! В 1956 г она вышла замуж за князя Монако Ренье III. Ее свадебное платье вошло в историю моды, как одно из самых дорогих и роскошных. Фата была украшена тысячами жемчужин. Платье из шелковой тафты цвета слоновой кости было вышито кружевами 19 века. Весь наряд был расшит драгоценными камнями.

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 23

Ну и последней рассмотрим принцессу Саудовской Аравии. Дина Абдулазиз аль-Сауд — девушка практичная, является владелицей бутика европейской одежды и законодательницей мод. Я лично просто обожаю ее наряды! Хороша в любой одежде!

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 24

Великолепные платья принцесс: от Средневековья до наших дней, фото № 25

Конечно, как поется — принцев мало и на всех не хватает. Но каждая представительница прекрасного пола может почувствовать себя принцессой. Стоит только одеться, как принцесса, и не забывать про уверенность в своей красоте! 🙂

«Модные платья 18 века». — Очарование старинных кукол — ЖЖ

Не совсем «наш» период времени но ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ статья по форме платьев 18 века, все кратко и понятно:
http://destineedepaul-ru.blogspot.ru/2011/04/18.html

В 18 веке для пошива наряда модные дамы могли выбирать из 3 основных типов платья. Их крой, отделка, цвет и рисунок ткани, ширина и форма юбок и т.п., естественно менялись на протяжении лет, но все это было лишь варианты этих трех основных типов:
1. Закрытое платье (round robe). Такое платье было цельнокроенным и носилось без юбки.

1730 Peter Tillemans. Portrait of Master Edward and Miss Mary Marco
1730 Петтер Тиллеман. Портрет Эдварда и Мэри Марко.
Закрытое платье из синего сатина.

1727 Robert Tournieres. Count Ferdinand Adolf von Plettenberg and his family
1727 Роберт Турнье. Граф Фердинанд Адольф фон Плеттенберг и его семья.
Два закрытых платья из шелкогвой тафты.
 

1742 William Hogarth. Potrait of Grahams
1742 Вильям Хогарт. Портрет детей мистера Грэма.
Три девочки одеты в закрытые платья с фартуками.

18th_Page_22
1790 Закрытое платье («round robe»;), Англия, коллекция Сноусхилл.


 2. Распашное платье (open robe) было открытым спереди и носилось с юбкой. У его лифа обычно был сшитый отдельно стомакер (наживотник), как правило прикреплявшийся к корсету и платью булавками. Стомакер украшали вышивкой, декоративной шнуровкой, лентами, тесьмой или же каскадом бантов. Стомакер мог быть цельным или состоять из двух половинок (compéres) — в этом случае эти две половинки либо застегивались на пуговицы, либо просто имитировали такую застежку.
1765 Met museum
1765 Платье-сак с стомакером «компер». Музей Метрополитан.

vorlagewilliamsburg
 Придворное платье-мантуа с вышитым стомакером.

1381
Вышитый стомакер.

1780 robe a la turque
1780 Robe à la turque. «Турецкая мода» с компер, застегнутым стык в стык
(шнуровка, крючки или булавки).


Примечание к верхней иллюстрации: такие «турецкие платья» — это особая история. Они вошли в моду в конце века, примерно в 1770гг, и встречались в самых разнообразных вариантах. Чаще всего это было своего рода платье-халат, одевавшееся поверх другого платья, часто контрастного цвета (например, шемиз де ла Ренн, платья-сорочки из тонкого муслина, или однотонного шелкового закрытого платья). В этом случае этот «халат» прикреплялся на талии для создания приталеного силуэта, либо спадал свободно (robe à la Polignaq). Либо это была имитация платья-халата, и тогда оно шилось как англез или франсез со стомакером-компер (как на иллюстрации). Крой этого платья, как и его названия (levité, robe à la circasienne, robe à la turque) также постоянно видоизменялся. Кто первым изобрел такое платье? Это неизвестно, но вкрадывается подозрение, что и тут не обошлось без мадам де Помпадур, если мы посмотрим на этот ее портрет:1746 Bousher. Madame de Bergere 1746 1
1746 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур.  Деталь портрета. Обратите внимание на лиф.Трудно сказать, что это такое, но кажется, это закрытое платье, где на лифе ленты от банта пришиты
таким образом, что создается впечатление «перевернутого» стомакера.
Возможно, кого-то в свое время этот портрет вдохновил на создание новой моды.

В моде поздних лет были распашные платья с лифом, застегивающимся стык в стык. Ткань открытых платьев была сдрапирована сзади на талии и пришита так, чтобы создать приталеный силуэт — на манер, который с 1780 г стал известен как à l’anglaise, или же спадала складками от плечь до подола, — этот стиль был известен как «сак» или robe à la française.

Robe a la francaise brocade 1749 Jeanne Baptiste Perronneau. Madame de Sorquainville
(слева) Платье-сак было в моде на протяжении практически всего 18 века,
лишь в конце века уступив место простоте роб англез.
Ткань, драпированная на плечах, спадает вниз элегантными складками.

(справа) 1741 Жан Баптист Перроно. Мадам Соркенвиль.
Платье-сак из муарового шелка с отделкой из такой же ткани.
Стомакер украшен декоративной шнуровкой с голубой шелковой лентой.
Такие же ленты украшают рукава.


Как англез, так и франсез могли носить в стиле «полонез». При этом верхняя юбка платья приподнималась сзади с двух сторон, что открывало взгляду юбку, надетую под платьем.
1775-80 Polonaise
1775-80 Платье-полонез

Одним из вариантом полонеза было платье «à la circasienne»:
circassienne-1780 circassienne
1780 Robe à la circasienne

1762-64 Joshua Reynolds. Nelly O
1762-64 Джошуа Рейнолдс. Портрет Нелли О’Брайен.
Открытое платье в полоску, одетое поверх
стеганой юбки из светло-коричневого атласа.
Обратите внимание на горизонтальное направление полосок на рукавах.
Черная накидка из прозрачное ткани, по-видимому украшеная вышивкой, закрывает плечи и лиф платья.


Стеганые юбки были в моде на протяжении всего 18 века. Они шились из атласа и белой шелковой подкладки, между которыми находился слой тонкой шерсти. Иногда стеганые юбки были тяжелыми и неудобными, и тем не менее они были очень популярны в качестве неформальной одежды. Такие юбки часто приобретали в магазинах уже «прет-а-порте», готовыми к употреблению. Стеганые юбки носились всеми слоями населения — от женщин из высших слоев общество до бедных трудящихся женщин. Благодаря своей популярности и доступности, до наших дней дошло множество экземпляров таких юбок, дизайн которых все более и более усложнялся в течение 1740гг и мог представлять собой сложный рисунок из геометрических фигур и натуралистичных цветочных мотивов.
tumblr_ks6glwUx8b1qa8kowo1_500
Стеганая юбка и корсет. Вторая половина 18 века, Америка. Музей Метрополитан.

1757 Francois Hubert Drouais. Madame Charles Simon Favart (Marie Justine Benoite Duroneceray 1727-1772)
1757 Фрасуа Юбер Дрюэ. Мадам Чарльз Симон Фавар.
Платье-сак из синего шелка, отделанное оборками и бантами.
Хорошо видны складки на спине.
Стомакер отделан оборками из той же ткани, что и платье.
Такой приталеный силуэт, несмотря на свободные складки на спине,
достигался с помощью швов под складками, соединявших лиф и подкладку,
а также шнуровки на подкладке, позволявшей утягивать или распускать платье.
Поэтому такие платья были практически «one size».

5429476953_be4df5c256_o 18th-Century-Gown-with-Fly-Fringe
Подкладка платья-сак (1778) со шнуровкой.
К этому времени платья-сак практически вышли из моды,
все больше и больше уступая место английской моде.
Это платье же сделано в Дании, которая была на периферии мировой моды.

1750 Francoic Boucher. madame de Pompadour standing at her dressing table
1750 Франсуа Буше. Мадам де Помпадур.
Шелковое платье-сак, обильно украшеное оборками.
Стомакер отделан каскадом шелковых бантов.
Мадам де Помпадур оставалась законадательницей мод вплоть до своей смерти в 1764

1783. Vigee-Lebrun. MA som 28-åring
1783 Елизабет Виже Лебрюн. Портрет Марии Антуанетты.
Шелковое открытое платье со спинкой на английский манер, украшеное кружевом и лентами.
Тюрбан из тонкой шелковой ткани, украшеный плюмажем.
В руках Мария Антуанетта держит розу — символ дома Габсбургов.


3. Лиф и юбка отдельно были третей альтернативой. Например, носили стеганые юбки и pet-en-l’air такого же или контрастного цвета (pet-en-l’air — своего рода куртка для прогулок или работы по дому со складками как у платья-сак). Также были популярны приталеные рединготы и различные жакеты с юбками. Куртки и юбки были практичными и удобными для работы или неформальных случаев. Они не требовали так много ткани, как платья, и поэтому стоили немного. Женщины более привилегированных классов носили куртки с юбками в качестве неформальной повседневной одежды, одежды для путешествий, прогулок, охоты и верховой езды.
1745-50 (c.) Francois Hubert Drouais. Jeanne Antoinette Poisson
1745-46 Франсуа Юбер Дрюэ. Жанна Анетта Пуассон, мадам де Помпадур.
Жакет и юбка из серого атласа (?) или бархата (?) с шелковой розовой подкладкой.
Лиф застегивается на пуговицы. Из рукавов выглядывает рубашка из тонкого льна,
рукава которой, по-видимому, плиссерованные.

1764 John Singleton Copley. Mrs Epes Sargent Catherine Osborne 1764 1781-82 Jean Louis Voille. Portrait of Catherine Stroganova as a child
(слва) 1764 Джон Сингельтон Коплей. Портрет Катрины Осборн.
Костюм для верховой езды из шерстяной ткани с отделкой из золотой тесьмы и атласа.
Перед застегнут на пуговицы. Высокий воротник и крават, завязаный в бант.

(справа) 1781-82 Жан Луи Вуаль. Портрет Катерины Строгановой в детстве.
Темный редингот из плотной шерсти с двойным воротником и плоскими деревянными пуговицами.
Отделаный кружевом воротник выпущен поверх редингота.
Бежевая фетровая шляпа с широкими полями, очень неформальная прическа.

1776 Joshua Reynolds. Lady Worsley
776 Джошуа Рейнолдс. Леди Ворслей.
Редингот из красной шерсти с отворотами контрстного
черного и жилетом контрастного кремового цвета.
Вокруг шеи повязан кружевной шарф-жабо.
Черная шляпа для верховой езды, украшеная перьями в тон отворотам на жакете
и элегантные атласные туфли в тон жилету. Каблуки у туфель к концу 1770-началу 1780х заметно укоротились.


Костюмы для верховой езды давно и прочно заняли место в женском гардеробе, несмотря на то что некоторые критики утверждали, что ношение рединготов делают женщин мужеподобными. Рединготы были очень практичны, и их часто надевали во время путешествий. Когда герцогиня Куинсберри в 1734 году отправилась в путешествие по Европе, она, скорее всего была одета в редингот. Ее брат впоследствии с удивлением писал, что герцогиню в дороге раз двадцать назвали «сир». Юную дофину Марию Антуанетту тоже часто критиковали за то, что она одевается «как мужчина»:
Как закрытые, так и открытые платья носили поверх нижней юбки на обручах из китового уса, стали или дерева. Юбки либо покупали в магазинах уже готовыми, либо заказывали индивидуальный пошив. Их форма и размер зависели от моды и от собственного вкуса. В 1710 году была мода на юбки конической формы, в 1730гг их форма стала куполообразной. В 1750г., когда была мода на юбки, сильно расширявшиеся по бокам, англичанка Миссис Делани писала своей подруге: «Я рада, что вам не нравятся похожие на лохань юбки, — я держусь в рамках, стараясь избегать всех особенностей, которые слишком модны или слишком немодны.» В романе «Том Джонс» Генри Филдинг дал хорошее описание таких юбок: «Двери в комнату распахнулись, и, сначала боком протолкнув вперед себя свою юбку, вошла леди Белластон». Несмотря на явную непрактичность, юбки такой ширины носили повсеместно вплоть до 1760гг. В придворном костюме юбки, сильно расширенные в бедрах, достигали своих самых ужасающих размеров, и при именно дворе они сохранились аж до 1820г. 
1740 court mantua
1740 Придворное платье-мантуя

1757 Pietro Longhi. The Sharlatan
1757 Пьетро Лонги. Шарлатан


Что касается отделки костюма, то в 1760-1780 женский костюм украшался все больше и больше. Оборки, тесьма, кружево, вышивка, шелковые цветы, лента, тесьма, блестки и т.п. порой перегружали платья, в то время как объем юбки сокращался. Все реже носили юбки на обручах и панье, а вместо них все чаще носили накладные подушечки (false rump, bumroll), придававшие платью объем сзади.
1770 Alexander Roslin. marie Suzanne Giroust
1770 Александр Рослэн. Портрет Мари Сюзанны Жиру
По-видимому, это платье-сак, обильно украшеное сверху донизу.

DRESS_~2
1785 Платье англез. Под такое платье надевали накладную подушечку.
Отделка на этом платье минимальна.
Музей Метрополитан.

Пора на бал!: bodhij — LiveJournal

Сегодня я хочу рассказать о бальных платьях начала 19 века. подчеркиваю — о бальных, а не о каких либо других.

Год 1800-й, Франция. В моде цветные перчатки, и шлейф… дамы еще не поняли, что это неудобно. Веер и лорнет — две необходимые на балу вещи. В славном городе Париже во всю в моде стиль «а ля грек». Однако, грамотно оформленное утяжеление юбки позволяет «рулить» ей одним поворотом корпуса.


Это, кстати, единственная французская картинка, далее все английские.
Как вот прикажете танцевать в таких платьях?
А вот так:

Эта добрая к дамам мода прослеживается и до 1806 года, по крайней мере в Англии:

Кстати, украшать платья в это время было модно египетскими узорами.
Но потом дамы решили — на балу надо танцевать, и мода стала меняться:

1808 — Ножки стали приоткрываться, но главное — в моду плавно входит ренессанс — обратите внимание на милые фистончики…

1809 — ножки уже видно, а само платье обладает скрытыми возможностями. Внешне оно модно облегает тело, но при желании в нем можно уже и прыгать.
Это, конечно, не предел — платье может быть и короче… например, вот так:

Это тоже 1809 -й…
Но тенденция продолжается и в следующем году:

Извольте видеть, очень милая и короткая рыболовная сеть. 1810-й год.
Тенденция только усиливается в 1811 году:

Обратите внимание, как оригинально сделано: декоративный шнур спереди одновременно является и украшением и застежкой, отлично подходя при этом к завязкам туфелек.

1812-й. в Европе в моде война и поздний Ренессанс:

Шляпа с перьями, контрастные перчатки, отдельный лиф «а ля октоберфест»…
Ножки снова прячутся, кавалеры должные обращать внимание на другие части тела:

и

Лиф на шнуровке спереди — последний писк!
1813-й — новое открытие… кавалерам сойственно наступать дамам на подол, в результате он выглядит драным и непривлекательным… но выход найден!

В таком платье можно не бояться танцевать самые мазуристые кадрили!
А танцевать придется, ведь суровые русские казаки уже в Париже.

Ампир делает последний вздох..

и в 1815 году дамы срочно одевают больше нижних юбок, становясь похожими на романтические колокольчики 🙂

Тенденция «девушка-тортик» прочно вошла в мир, и мир сдался.
1816:

Закончить хочу замечательным бальным платьем 1818 года:

Оборочки тут, конечно не главное… у этого платья есть РУКАВА! и — нет перчаток, либо они очень короткие.

Но как можно танцевать без перчаток?
Если это не пафосный бал — то почему бы и нет? Можно, к примеру, вот так:

T. Rowlandson. A TAILORS WEDDING. Ориентировочно 1817 год.

Вечерние платья. ХХ век | Журнал Ярмарки Мастеров

В XIX веке у состоятельных дам были платья для разных событий и мероприятий. ХХ век освободил их от многих условностей, в том числе и такого сложного гардероба.

В XIX веке вечерние платья надевали на званые вечера, в театр и на прочие торжественные мероприятия. Они уступали по изысканности только бальным и придворным платьям.

В ХХ веке веренее платье стало самым нарядным в гардеробе женщины и надевалось по любому торжественному случаю. Длина его сначала укорачивалась, затем удлинялась и к концу века допускалась любая. Главным отличием вечернего платья от повседневного в ХХ веке были более сложный крой и более дорогие ткани.

К таким платьям полагается надевать драгоценности (если у хозяйки достаточно средств) или их имитацию. Надевать вечернее платье дважды в высшем обществе считается дурным тоном.

1900-1903 г. Франция. Raoul Lafontan.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 1

1902 г. Франция. Jacques Doucet.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 2

1910 г. Франци. Дом Weeks.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 3

Вечерние платья. ХХ век, фото № 4

1910 г. Франци. Дом Weeks.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 5

1910-1913 г. Франция. Georges Doeuillet.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 6

1910-1914 г. Франция. Сестры Callot.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 7

Вечерние платья. ХХ век, фото № 8

1912-14 г. Америка. H. Luey.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 9

1915–17 г. Франция.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 10

1915–17 г. Америка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 11

1918 г. Америка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 12

1918 г. Франция.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 13

Примерно 1920 г. Америка. Jessie Franklin Turner.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 14

Вечерние платья. ХХ век, фото № 15

1923–24 г. Франция. Дом Lanvin.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 16

Вечерние платья. ХХ век, фото № 17

1925 г. Франция.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 18

1925 г. Франция. Дом Lanvin.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 19

1925 г. Франция.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 20

1926–27 г. Франция. Шанель.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 21

1927 г. Америка. Maria Monaci Gallenga.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 22

1928–30 г. Америка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 23

1929 г. Франция. Alice Herbin & Co.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 24

1929 г. Америка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 25

1930 г. Америка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 26

1932 г. Америка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 27

1932 г. Франция. Дом Шанель.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 28

1932 г. Америка. Jessie Franklin Turner.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 29

1937 г. Франция. Дом Lanvin.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 30

1937 г. Франция. Elsa Schiaparelli.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 31

1937 г. Америка. Elizabeth Hawes.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 32

1938 г. Франция. Дом Lanvin. Платье с рисунком, взятым с родового японского герба. Рисунок символизирует созвездие Ориона.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 33

1938 г. Франция. Elsa Schiaparelli.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 34

1938 г. Америка. Mark Mooring.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 35

1939 год. Франция. Elsa Schiaparelli. Платье из «музыкальной» коллекции. В пряжку пояса встроена музыкальная шкатулка.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 36

1939 год. Франция. Elsa Schiaparelli.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 37

Вечерние платья. ХХ век, фото № 38

1940 г. Америка. Elizabeth Hawes.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 39

1944 г. Америка. Charles James.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 40

1946 г. Америка. Charles James. На платье ушло 25 ярдов (примерно 23 метра) трикотажа.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 41

1947 г. Америка. Charles James.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 42

1947-49 г. Франция. Дом Patou.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 43

1950 г. Америка. Claire McCardell.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 44

1950 г. Америка. Mainbocher.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 45

1952-53 г. Франция. Christian Dior.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 46

1953 г. Франция. Дом Balmain.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 47

1955 г. Америка. Bonnie Cashin.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 48

1957 г. Дом Шанель.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 49

1958 г. Америка. Marguery Bolhagen. Костюм сшит из японского пояса оби, подаренного модельеру принцем Такамацу.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 50

1959 г. Дом Диора. Предположительно Yves Saint Laurent.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 51

1960-е г. Франция. Jean Desss.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 52

1961 г. Америка. Marguery Bolhagen.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 53

1963 г. Америка. Norman Norell.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 54

1965 г. Франция. Jean Desses.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 55

1967-69 г. Франция. Дом Givenchy.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 56

1968-69 г. Франция. Дом Givenchy.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 57

Конец 1960 — начало 1970-х г. Франция. Madame Alix Gres.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 58

1970-е г. Америка. Halston.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 59

1970-71 г. Америка. Norman Norell.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 60

1972 г. Франция. Madame Alix Gres.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 61

1974 г. Франция. Madame Alix Gres.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 62

1975 г. Америка. Halston.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 63

1975 г. Америка. Giorgio di Sant’Angelo.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 64

1976 г. Франция. Madame Alix Gres.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 65

1976-77 г. Франция. Yves Saint Laurent.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 66

1977 г. Америка. Norma Kamali.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 67

1980-е г. Америка. James Galanos.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 68

1983 г. Америка. Arnold Scaasi.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 69

1984 г. Америка. Arnold Scaasi.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 70

1987 г. Франция. Дом Patou. Christian Lacroix.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 71

1987-88 г. Италия. Gianni Versace.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 72

1987-88 г. Calvin Klein.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 73

1991 г. Италия. Gianni Versace.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 74

1995 г. Америка. Ralph Lauren.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 75

2000 г. Франция. Jean Paul Gaultier.

Вечерние платья. ХХ век, фото № 76

По материалам музея Метрополитен.

Мода пушкинской эпохи | Журнал Ярмарки Мастеров

Весной этого года в Государственном музее А.С. Пушкина проходила выставка «Мода пушкинской эпохи».

Композиция была посвящена распорядку дня светского человека, который в течение суток должен был переодеваться несколько раз. Правила хорошего тона требовали определенного типа одежды для каждой этикетной ситуации.

Ядро экспозиции составили костюмы первой трети XIX века из коллекции Александра Васильева.

Экспозиция в основном, и как обычно в подобных случаях, состоит преимущественно из женских платьев. Мужская одежда во всех музеях мира представлена гораздо скромнее. Это связано с тем, что мужчины занашивали свою одежду практически до дыр.

Моду пушкинской эпохи можно разделить на три стилистических периода. Ампир, длившийся примерно до 1815 года, характерный приверженностью к классицизму, античной эстетики Древней Греции и Древнего Рима. Дамские платья из легких прозрачных светлых тканей (муслин, линобатист, тюль, вуаль, легкий шелк), без корсета, с завышенной талией имитировали античные статуи.

Второй период 1815-1830 года — романтический историзм. На смену белому цвету, который остались только в бальных и подвенечный нарядах, в моду входит цветность и шотландка. Псевдоготические, «средневековые» мотивы, воротники-фрезы, рукава-буфы, «рыцарские» мотивы.

И период 1830-х годов — уютный домашний буржуазный стиль бидермейер: рукава «жиго», набивные «веселенькие» ситцы, «мушкетерские» воротники из батиста или шелка, вышитые в технике вышивки «белым по белому».

Мода пушкинской эпохи, фото № 1

Здесь мы видим образцы домашней одежды. Слева пудромантень — накидка, которую надевали на платье во время туалета, для защиты платья от пудры. Женский халат, нижняя юбка и канзу.

Домашней мужской одеждой был шлафор (нем), халат. Мода на мужской халат не менялась на протяжении всего 19-го века: воротник шалькой, длина по щиколотку, витой шнур, карманы. Халат мог быть стеганый, зимний, шелковый. Одевался всегда на сорочку. По правилам этикета мужчина мог в халате принимать гостей. Существовали даже ордена специально для халатов.

Женщина могла ходить в халате в загородном доме и целый день, но только если она точно знала, что посторонние её не увидят.

На фото мы видим дует или дульет — женское домашнее распашное платье с турецким или тюркским узором. Модести — «грудка», манишечка — по правилам моды платье не должно было соприкасаться с голым телом, под него зачастую надевали не сорочку, а именно модести.

В экспозициях выставки мы зачастую видим некоторые исторические неточности, так накидка-косынка на пудромантень не надевалась, но, видимо, это сделано для демонстрации различных предметов одежды и туалета. В частности на косынке демонстрируется английская вышивка «белым по белому».

Мода пушкинской эпохи, фото № 2

Спенсер из сукна с отделкой синелью (Франция, конец 1820 — начало 1830-х) — короткая куртка-корсаж с завышенной талией, модный и значимый женский аксессуар с 1820-х годов. К 30-м годам 19-го века коротенький спенсер удлиняется до талии, в женском костюме появляется корсет.

Мода пушкинской эпохи, фото № 3

Прогулочный редингот (Англия, 1823 год, шелк боше) и соломенная шляпка знаменитого фасона «Джейн Остин».

Мода пушкинской эпохи, фото № 4

Платье будушей мамы (Франция, конец 1810-х — 1820-е, шерсть).

Мода пушкинской эпохи, фото № 5

Шаль была неотъемлемым атрибутом женского гардероба с конца 18-го века, когда вытканные вручную шерстяные восточные шали привезли солдаты Наполеона из Египетского похода. Императрица Жозефина влюбилась в шали, и они прекрасно дополняли тончайшие муслиновые платья эпохи ампир. В России было открыто производство Колокольцевские шалей. Такие шали были сшивные, двусторонние, с ювелирно пришитым к основному полотну вытканным восточным узором и стоили целое состояние. Встречались шали 4 х 4 метра. К их краю пришивали грузики — полые тончайшие золотые шарики для драпировки. Существовал знаменитый танец с шалью, который танцевали перед Императором лучшие выпускницы Института благородных девиц.

На фото выше барышня держит «свадебную корзину» с цветами.

Мода пушкинской эпохи, фото № 6

Летнее платье (около 1815 года) с ручной вышивкой «белым по белому» на муслине.

Мода пушкинской эпохи, фото № 7

Мода пушкинской эпохи, фото № 8

Платье Фрация, начало 19 века, хлопчатобумажное полотно с жаккардовым рисунком. К сожалению, подобный тюдоровский воротник в это время не носили — это вольность составителей выставки.

Мода пушкинской эпохи, фото № 9

Еще фрагмент вышивки «белым по белому» на муслине, домашнее платье, Франция, начало 1810-е годы.

Мода пушкинской эпохи, фото № 10

На переднем фоне платье 1810-1820-е, Фракция, шелковый креп (поясок, к сожалению, к этому платью никакого отношения не имеет). Это повседневные платья, об этом говорит их длинные рукава. Подобный рукав буф, длинный рукав означает то, что платье не нарядное — ни на бал, ни в театр нельзя было прийти в платье с длинным рукавом.

Мода пушкинской эпохи, фото № 11

Мода пушкинской эпохи, фото № 12

Кисейная юбка, Англия, 1820-е, вышивка английским шитьем «белым по белому». Прогулочный спенсер, Англия, около 1827 года, ситец с цветочной набойкой.

Мода пушкинской эпохи, фото № 13

Мода пушкинской эпохи, фото № 14

Мода пушкинской эпохи, фото № 15

Летнее дамское платье, Англия, хлопок с набивным рисунком, 1838-1842 года. Эпоха исторического романтизма. Воротник батист, вышивка тамбурным швом, 1830-е. Брошь, Италия 1830-е.

Мода пушкинской эпохи, фото № 16

Мода пушкинской эпохи, фото № 17

Слева — вечернее платье, Испания, 1820-е, шелк. Спенсер, Испания, 1820-е, атлас с отделкой металлизированнам кружевом.

Мода пушкинской эпохи, фото № 18

Моду на тюрбаны в Россию привезла Жермена де Сталь. Тюрбаны зачастую надевали на каркасы. Колосья на тюрбане так же дань моде тех времен — колосья, скромные полевые цветы, украшающие головные уборы и прически дам символизировали их приверженность идеям Руссо, воспевающим путь «назад к природе».

Мода пушкинской эпохи, фото № 19

Вечернее платье, Россия (скорее всего), начало 1820-х. Пряжка на поясе, 1820-е, сам пояс, к сожалению, не сохранился, лента условна.

Мода пушкинской эпохи, фото № 20

Бальное платье, Франция, 1830-е, воротник тюль, отделка шелковыми бейками.

В 1826 году в Москве было 28 модных магазина, пять магазинов галантерейных и духов товаров, два магазина «Перьев и цветов неживых». Искусственные цветы были необычайно в моде, их привозили готовыми из Франции и Англии.

Традиция изготовления шелковых цветов появилась в средневековой западной Европе в монастырях, и это было необыкновенное искусство. От того, как барышня декорировала цветами свое платье, какой гирляндой его украшала, зависели даже её шансы на удачное замужество. Так Лермонтов написал однажды в одном из писем, как «NN появилась на балу в платье с гирляндой, похожей на связку засушенных грибов, Эдак она и замуж-то никогда не выйдет!».

Мода пушкинской эпохи, фото № 21

Здесь представлено повседневное платье стиля Ампир (платье с длинным рукавом в театр надевать было не принято) в декорациях театрального вечера. Черный пояс тоже вольность организаторов выставки.

Мода пушкинской эпохи, фото № 22

Палантин брюссельского игольного кружева.

Мода пушкинской эпохи, фото № 23

Бальное платье, Франция, 1830-е. Ну и много-много платочков, накидок брюссельского кружева.

Мода пушкинской эпохи, фото № 24

Очень ценное бальное платье «Наташи Ростовой», 1810-е, шелк, отделка аппликациями в виде оленьих рогов из шелкового муслина. Кашемировая шаль, Франция, 1800-1810-е. По подолу платья можно увидеть подбитый ватой валик — такие валики делались на невесомых платьях стиля Ампир как некие грузы для их «утяжеления» и придания им формы.

Мода пушкинской эпохи, фото № 25

Бальное платье с треном, 1800 год, фасонный полосатый шелк.

Мода пушкинской эпохи, фото № 26

Бальное платье, декорированное бранденбургами, Франция, конец 1810-х, шелк. На голове фантазии устроителей выставки с кружевом валансьен. Летняя шаль, 1800-е, шерстяной шифон, вышивка гладью и битью. Оттоманская работа для европейского рынка.

Мода пушкинской эпохи, фото № 27

Летнее дамское платье, Англия, конец 1830-х, хлопок с набивным рисунком.

Мода пушкинской эпохи, фото № 28

На заднем плане шляпка-кибитка.

Мода пушкинской эпохи, фото № 29

Домино, Франция, 1830-е, вощёный сатин, отделанный серебряным галуном.

Мода пушкинской эпохи, фото № 30

Дамское платье с рукавами «жиго», около 1838 года, шерсть бал орал (клетка). Вуаль кружева Шантильи.

Мода пушкинской эпохи, фото № 31

Платья эпохи исторического романтизма.

Мода пушкинской эпохи, фото № 32

Прогулочная ротонда, Франция, 1830-е, шелк, бахрома из синели.

Мода пушкинской эпохи, фото № 33

Зимний прогулочный редингот, 1838 год. Эшарп, конец 1830-х, шелковый атлас с клетчатой бархатной лентой и вышивкой швом корнели.

Мода пушкинской эпохи, фото № 34

Мода пушкинской эпохи, фото № 35

Платье с рукавами «жиго», Франция, вторая половина 1830-х, шелк. Аутентичный пояс 1830-е.

Мода пушкинской эпохи, фото № 36

Платье, вторая половина 1820-х, муар антик в полоску. Колокольцевская шаль 4х4 метра.

Мода пушкинской эпохи, фото № 37

Мода пушкинской эпохи, фото № 38

Платье, США, около 1837 год, хлопчатобумажное полотно, накидка с кружевом Лимерик.

Мода пушкинской эпохи, фото № 39

Мода пушкинской эпохи, фото № 40

Бальное платье, Франция, около 1820 года, креп-жоржет, атлас.

Мода пушкинской эпохи, фото № 41

Мода пушкинской эпохи, фото № 42

Вечернее платье, Англия, 1820-е, полосатый шелк. Шляпка из итальянской соломки. Накидка с вышивкой и кружевом валансьен.

Мода пушкинской эпохи, фото № 43

Здесь очень точно показано, что шляпка никогда не одевалась непосредственно на голову (так же как и платье не должно соприкасаться непосредственно с телом). Между шляпкой и волосами обязательно должны быть ткань, кружево, ленты, оборки, искусственные цветы.

Мода пушкинской эпохи, фото № 44

Мода пушкинской эпохи, фото № 45

Летнее прогулочные платье, 1830-е. Прекрасное брюссельское кружево.

В следующей публикации мы продолжим наше путешествие по выставке и рассмотрим другие её экспонаты: вышивки, предметы туалета, интерьера, мужской костюм и так далее.

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *