Альфонс муха художник – Photo models of Alphonse Mucha – in the photos and paintings. Captivating images and their prototypes

Альфонс муха художник – Photo models of Alphonse Mucha – in the photos and paintings. Captivating images and their prototypes

05.08.2020

Содержание

Муха, Альфонс — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Муха.

Альфо́нс Мари́а Му́ха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице[en], Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер[en] и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво».

Жизнь и творчество

Молодые годы

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц; чеш. Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены[5] и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Парижский период

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспяньским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским.

Иногда случались серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.). Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений[en] и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году[6]. От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (

Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи, иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра… В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.

В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал

La Plume посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».

Американский период

В 1906 году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее — известный журналист, писатель, сценарист, умер в 1991 г.). Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910 года и считался крупнейшим художником современности. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке… Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом, и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя, и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.

Возвращение на родину

Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»

[7]. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Выставочном дворце[cs], после войны была помещена в замке в городке Моравский Крумлов (с 1963 по 2011 годы), затем снова в Выставочном дворце

[cs] в Праге[8].

К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.

Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. После захвата Праги в марте 1939 года, Гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на Вышеградском кладбище.

Масонская деятельность

В 1898 году, проживая в Париже, Альфонс Муха прошёл посвящение в масонской ложе[9]. После образования Чехословакии в 1918 году он активно участвовал в создании первой чешскоговорящей ложи. В 1923 году он стал великим мастером новой Великой ложи Чехословакии, а в 1930 году — суверенным великим командором Верховного совета ДПШУ Чехословакии. Масонский символизм отражен в картинах Альфонса Мухи, особенно в сборнике «Le Pater».

Память

Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи».

В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122.

Галерея

Дополнительные иллюстрации произведений Альфонса Мухи

См. также

Статьи об отдельных картинах

Примечания

Ссылки

Альфонс Муха: жизнь и творчество художника

Альфонс Муха — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Альфонса Мухи

Творчество художника

Картины Альфонса Мухи

Библиография

Биография Альфонса Мухи

Ранний период

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Жизнь в Париже

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Впрочем, иногда случались и серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ наафишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.

 Жисмонда

Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.).

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.

времена года

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи, иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра… В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.

В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильонаБоснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».

Снова домой

Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравский Крумлов (доступна для осмотра с 1963 года).

К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.

Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. После захвата Праги в марте 1939 года, Гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество художника

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов.

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

  • цветочные мотивы
  • орнамент
  • орнамент с использованием мифических существ
  • мифологическая символика

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

Библиография

  • Официальный сайт фонда А. Мухи(англ.)
  • Работы Альфонса Мухи
  • Альфонс Муха. Превращая «земное» в искусство
  • Альфонс Муха и его шедевры в стиле модерн
  • Около 300 работ Альфонса Мухи
  • Альфонс Муха(Славянская эпопея)
  • Альфонс Муха: Цветы и грезы Арт Нуво
  • «Славянская эпопея» Альфонс Муха
  • Veletržní palác (Kontakty)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, alfonsmucha.ru, advertiser-school.ru

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Альфонс Муха: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Альфонс Муха: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Альфонс Муха

4 — 2006

Евгений Немировский

Этим художником по праву гордится чешский народ, хотя большую часть жизни он прожил в Париже, а в искусстве был убежденным последователем направления, которое именуется югендштиль. В России этот стиль получил название модерн, а во Франции — ар нуво («новое искусство»). Художники данного направления сыграли колоссальную роль в истории западноевропейского изобразительного искусства начала ХХ века, — не меньшую, чем члены объединения «Мир искусства» в развитии русского.

Альфонс Муха. Фотография 1900 г.

Альфонс Муха. Фотография 1900 г.

 

Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда. Семья была большая. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. Альфонс был первым сыном во втором браке. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Мальчик с детства хорошо рисовал. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна д’Арк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.

Рекламные плакаты для Сары БернарРекламные плакаты для Сары Бернар

Рекламные плакаты для Сары Бернар

Учился Альфонс в Мюнхене и Вене. Тогда же он увлекся декоративно­прикладным искусством. Освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием. Среди первых его работ в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы».

Осенью 1887 года  Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж.Лоренса, где затем и преподавал.

Рекламный плакат сигаретной бумаги «Иов»

Рекламный плакат сигаретной бумаги «Иов»

В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»). Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Золотая Прага» («Zlata Praha»).

Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle

Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle

Обложка для журнала «Кокорико». Париж, 1899 г.

Обложка для журнала «Кокорико». Париж, 1899 г.

Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье.

Первый большой успех пришел к Альфонсу Мухе в 1894 году, когда он сделал рекламный плакат для великой актрисы Сары Бернар (Sarah Bernhardt, 1844—1923). Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда­нибудь делали что­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые  пришлось срочно раздобывать. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Бруноф впоследствии купил это кафе, и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью.

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм)  были заклеены все стены и заборы Парижа.

Обложка для журнала «Кокорико». Париж, 1899 г.

Полосы из книги с молитвой «Отче наш». Париж, 1899 г.

Плакат Саре Бернар понравился, и она стала постоянной заказчицей Альфонса Мухи. В 1897–1903 годах художник делал плакаты чуть ли не к каждой постановке, в которой она играла. Например, для «Лоренцаччо» Алфреда де Мюссе (Alfred de Musset, 1810—1857) и для «Самаритянки» известного французского драматурга Эдмона Ростана (Edmond Rostand, 1868—1918). Сегодня все эти плакаты — предмет вожделения богатых коллекционеров. На аукционах за них платят миллионы.

Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.

Иллюстрация для титульного листа книги «Ильзе, принцесса Трипольская». Париж, 1897 г.

Сотрудничество с Бернар сделало Альфонса Муху признанным и популярным мастером прикладной графики. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном, и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Бумага эта почему­то была названа именем библейского праведника Иова.

В 1898–1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнаженных, а также изящных дамских головок. Альфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

Полосы из книги «Ильзе, принцесса трипольская». Париж, 1897 г.

В 1899 году в Париже увидела свет оформленная художником молитва «Отче наш» на латинском и французском языках. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Открывалась она фронтисписом, изображавшим человека, взывающего к изображенному где­то сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.

Что касается книжной графики, то прежде всего нужно рассказать о работе Мухи над 134­страничной книгой популярного в ту пору французского комедиографа Робера де Флера (Robert de Flers) «Ильзе, принцесса Трипольская2», вышедшей в Париже в 1897 году в издательстве Анри Пиацца (Henri Piazza). Сюжет был заимствован из пьесы Эдмона Ростана, в основу которой была положена легенда XIII столетия.

Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.

Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.

Полоса из книги «Декоративная документация». Париж, 1901 г.

Полоса из книги «Декоративная документация». Париж, 1901 г.

Страница из газеты «Нью-Йорк дейли ньюз», посвященная Альфонсу Мухе. 1904 г.

Страница из газеты «Нью-Йорк дейли ньюз», посвященная Альфонсу Мухе. 1904 г.

Оформительскую задачу художник решал комплексно. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Рисунки и орнаментика были на каждой из 134 страниц, они как бы окружали помещенный в прямоугольной рамке и набранный типографским шрифтом текст. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Напечатали всего 252 нумерованных экземпляра книги, и каждый из них стоил целое состояние — 40 тыс. франков. Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой. Эта книга была подлинным произведением искусства, издательским успехом, о котором в ту пору много говорили. Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом черно­белой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. Появление дорогой книги, изготовленной дешевым и нетрудоемким способом, было парадоксальным. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.

Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех. В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках.

Рисунок из книги «Декоративная документация». Париж, 1904 г.

Рисунок из книги «Декоративная документация». Париж, 1904 г.

В 1900 году Муха сделал плакаты для Всемирной выставки в Париже, которая должна была подвести итоги уходящего столетия и возвестить о приходе нового века, от которого ждали очень многого, но, конечно, не думали, что он будет столь жестоким и кровавым. Правда, никаких чудес техники мы на этих плакатах не найдем — здесь все те же излюбленные Мухой женские образы.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже  стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразые орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Немало таких украшений было сделано и для невесты, а затем и супруги Мухи — Марии Хытиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.

Программа спектакля с участием Лесли Картер. Нью-Йорк, 1908 г.

Программа спектакля с участием Лесли Картер. Нью-Йорк, 1908 г.

Надо сказать, что в области декоративно­прикладного искусства работали почти все художники югендштиля, и Альфонс Муха не был исключением. Его работы сохраняют свое очарование и сегодня.

Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Оставив борт пришвартовавшегося в Нью­Йорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909­го. Имя Мухи в США было хорошо известно: нью­йоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Среди работ, исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в Нью­Йорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея.

Вернувшись в Париж, Муха работал над новым томом «Декоративной документации», увидевшим свет в том же 1904 году. Хороши в этом томе были рисунки плакеток с обнаженными девичьими фигурами. Для текста на них были оставлены прямоугольные плашки.

Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда; он хочет издать что­либо мое. Я предложил мою работу о драпировках. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей, и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Акварели эти художник называл «Блаженствами». В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.

Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью­Йорк, на этот раз вместе с женой. Художника пригласил Институт искусств в Чикаго, лекции в котором он читал на протяжении трех лет. Занимался он и практической работой. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью­Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.

Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.

Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.

Банкноты Чехословакии. 1918-го и 1931 г.

Альфонс и Марушка с родившейся в Америке дочкой Ярославой возвратились в Европу в июне 1909 года. Лето они провели в деревне под Прагой, а в октябре Муха снова отправился за океан и пробыл там до середины апреля 1910 года. На этот раз он занимался преимущественно портретной живописью. Еще одно заокеанское путешествие состоялось в 1913 году. Однако художник был уже немолод и решил, что следует больше времени проводить на родине.

Почти 15 лет жизни Альфонс Муха посвятил грандиозному замыслу — циклу картин «Славянский эпос». Художник решил запечатлеть на полотне наиболее значимые события общеславянской истории. Картины были громадные — 6Ч8 м. Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла. Художник побывал в Санкт­Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице­Сергиева лавра.

Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью и сразу начал сотрудничать с новой властью — сделал эскизы денежных знаков и почтовых марок для Чехословакии. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин серии «Славянский эпос». Затем картины повезли в Америку, и туда же отправилась вся семья Мухи — на этот раз они пробыли в США два года.

В сентябре 1928 года художник передал картины серии «Славянский эпос» в собственность городу Праге. Место для них нашли не сразу. Сначала их выставили в новом Дворце промышленности, а потом отправили в город Брно. Ныне картины находятся в городе Моравский Крумлов.

Альфонс Муха на выставке полотен из цикла «Славянский эпос». Фотография 1919 г.

Альфонс Муха на выставке полотен из цикла «Славянский эпос». Фотография 1919 г.

Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты, и картины из цикла «Славянский эпос».

15 марта 1939 года фашистские войска оккупировали Чехословакию; начались аресты и гонения на интеллигенцию. Был арестован и Альфонс Муха, но больного старика все же вскоре отпустили домой. Тем не менее силы его были подорваны, и 14 июля 1939 года он умер. Марушка, которая была на 22 года моложе мужа, пережила его на двадцать лет и скончалась 14 марта 1959 года.


1О нем см.: Mucha J. Meister der Jugendstils Alfons Mucha. Prag, 1965.

2См.: Flers R. de. Ilsйe, princezny Tripolskй. Paris, 1897.

КомпьюАрт 4’2006

биография и творчество, описание шедевров :: SYL.ru

Альфонс Мариа Муха – знаменитый чешский художник, ярчайший представитель арт-нуво, произведениями которого восхищаются и по сей день. Его шедевры, приобретшие большую популярность еще на момент их создания, сегодня тиражируются сотнями копий. Живописные произведения Альфонса Мухи украшают элитные здания особняков, его манеру исполнения копируют крупнейшие дизайнеры мира, его эскизы включают в свои работы стилисты и даже тату-мастера.

Детство

Будущий художник Альфонс Муха родился во второй половине XIX века – 24 июля 1860 года в небольшом уютном городке на юге Чехии. От родителей Альфонс получил как моравские, так и польские корни. Помимо будущего художника, отца – Ондрея Мухи, и матери – Амалии, в семье было еще пятеро детей. Благодаря тому что отец Альфонса работал судебным чиновником, а мать получила некоторую часть средств от обеспеченных родственников, семья не голодала. Денег хватало на приличную одежду, обучение и некоторые светские развлечения.

Еще в детстве Альфонс Муха проявлял различные творческие способности – в раннем возрасте у него был замечен острый музыкальный слух, позже – актерские данные. Около 10-11 лет будущего художника приняли в юношеский хор капеллы собора Святых Петра и Павла. Его участие в данном хоре позволило мальчику поступить в хорошую по тем временам гимназию, где он получал как церковное, так и светское образование.

Юношество

По мере обучения увлеченность музыкой стала утихать, в то время как страсть к изобразительному искусству лишь возрастала. В 19 лет закончив гимназию, Муха пытается поступить в Академию художеств в Праге. После того как попытка не увенчалась успехом из-за вступительных экзаменов, Альфонс пробует развивать себя в живописи самостоятельно. Он расписывает афиши театров и пригласительных билетов, изучает различные художественные жанры и формы.

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

Художник А. Муха

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года – в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

Картины Альфонса Мухи

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин – «Славянской эпопеи».

Парижский период

Поворотным в судьбе и стилистике работ моментом стал заказ на оформление премьерной афиши от известного театра. Мухе предстояло создать иллюстрацию к пьесе «Жисмонд», где одну из главных ролей исполняла актриса Сара Бернар. Восхищенный ее невероятной женственностью и утонченностью образа, Альфонс создает работу, которая тут же приковывает взгляды всех парижан к молодому художнику.

Плавность линий, мягкость очертаний и некая воздушность стиля Мухи делают его главным декоратором театра «Ренессанс». Впечатленная иллюстрацией Альфонса, Сара Бернар настаивает на ее знакомстве с ним. Их романтические отношения, стремительно вспыхнув, столь же стремительно потухли.

Восхождение

В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т.д.). Известность художника растет. Муха получает множество самых разнообразных заказов – от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений – он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. Слава талантливого художника, предлагающего нечто совершенно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.

Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Из-под его руки появляются такие серии, как «Времена года», «Деревья», «Луна и звезды».

Луна и звезды

Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы.

Мастерская Альфонса Мухи

Переезд в Америку

В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Тем не менее, несмотря на славу и всеобщее восхищение, художника с каждым годом все больше тянет на родину, где он не был долгое время. В 1910 году Альфонс Муха уходит с должности преподавателя и возвращается вместе с супругой в Чехию.

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Славянская эпопея

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере – за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Вторая мировая война и смерть Альфонса Мухи

Начавшаяся в скором времени война вынудила Муху спрятать свои картины, так как он понимал, что они станут одним из первых пунктов в списке уничтожения. В 1939 году, во время Второй мировой войны, немецкие солдаты, захватив Чехию, долго и мучительно пытали уже немолодого художника о месте нахождения главных полотен его жизни. Так и не выдав тайны, Альфонс Муха заболевает от перенесенных им страданий и умирает 14 июля 1939 года.

Картины, о которых так пытались узнать гестаповцы, удалось сберечь практически чудом – скатав их в свитки, их спрятал в подвале полуразрушенного музея один из его служащих. Благодаря этому дерзкому поступку, который мог стоить мужчине жизни, картины были спасены.

Стиль Альфонса Мухи

Художник известен во всем мире как величайший представитель арт-нуво. Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».

На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады – с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.

Более серьезные его работы, выполненные в конце жизни и вошедшие в целые серии картин, созданы с профессионализмом великого художника. В эмоциях героев появляются самые разные чувства: гнев, ярость, отчаяние, боль, страх, счастье, ликование, злорадство и т.д. Более поздние картины дают зрителям возможность насладиться не только эстетичностью изображения, но и вникнуть в глубокий психологизм, запечатленный на холсте.

Картины Альфонса Мухи

К наиболее известным картинам художника можно отнести:

  1. серия «Времена года»;
  2. серия «Луна и звезды»;
  3. серия «Славянская эпопея»;
  4. серия «Отце наш»;
  5. «Мадонна с лилиями»;
  6. «Дух весны»;
  7. «Девушка с распущенными волосами» и др.

«Времена года»

Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. Весна, Лето, Осень и Зима изображены как женщины, руководящие теми или иными силами природы.

Времена года

На картине «Лето» героиня, изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В этом и есть прелесть «Времен года» Альфонса Мухи — в непохожести картин. Так, слегка втягивая голову в плечи и поднося красные от холода руки к лицу, девушка тем самым передает атмосферу подлинного холода и сдержанности всех природных красок.

Альфонс Муха, «Славянская эпопея»

«Славянская эпопея» – серия из двадцати картин, отражающаяся славянское единство, идею сопричастности. Каждая из работ имеет огромные для полотен размеры (примерно 6*8 метров). Поразительная красочность, сочность, драматизм и глубокий психологический подтекст сделали данные картины достоянием Чехии.

Наиболее известные картины из серии «Славянская эпопея»:

  1. «Славяне на исконной родине»;
  2. «Введение славянской литургии»;
  3. «Гора Афон»;
  4. «Апофеоз истории славянства»;
  5. «Встреча в Кржижках»;
  6. «Праздник Светотита на основе Руга».

Плакаты девушек

Знаменитые афиши и плакаты художника, на которых запечатлены поэтические женские образы, до сих пор тиражируются сотнями копий. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов — девочка.

Раздувающиеся от легкого ветра длинные, блестящие на солнце волосы обрамляют чувственные девичьи лица, придавая им некую схожесть с христианской Мадонной. Стройные тела, облаченные в летящие дымчатые одежды, неизменно выделяются на чуть затемненном, как бы уходящем вдаль фоне. На каждой из девушек имеется большое количество различных украшений – обилие мелких витиеватых деталей, разноцветных пятен и завитков и сделало когда-то А. Муху знаменитейшим представителем арт-нуво.

Девушка с распущенными волосами

Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно… Тем не менее это полотно сумело доказать, что Муха способен метко передавать психологические переживания, пики эмоциональных и чувственных волнений. В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы.

Альфонс Муха — Вікіпедія

Альфонс Марія Муха
Alphonse Maria Mucha
Alfons Mucha LOC 3c05828u.jpg
Альфонс Муха у 1906 році
При народженні чеськ. Alfons Maria Mucha[1]
Народження 24 липня 1860(1860-07-24)
Іванчице, Моравія, Австро-Угорщина
Смерть 14 липня 1939(1939-07-14) (78 років)
  Прага, Протекторат Богемії та Моравії
(пневмонія)
Поховання Вишеградський цвинтар
Національність чех
Громадянство  Австро-Угорщина (1860—1918)
Перша Чехословацька Республіка Перша Чехословацька Республіка (1918—1939)
Протекторат Богемії та Моравії Протекторат Богемії та Моравії (1939)
Жанр живопис, декорації, ювелірний дизайн, плакати, афіши, банкноти, етикетки, поштові марки
Навчання Мюнхенська академія мистецтв і Академія Жуліана
Діяльність художник-плакатист, літограф, фотограф, графічний дизайнер, художник, дизайнер поштових марок, проектувальник
Напрямок Арт Нуво
Покровитель Карл Кхуен
Твори Слов’янська епопея
Нагороди
Автограф Alfons Mucha signature from letter.svg
Сайт www.muchafoundation.org

CMNS: Альфонс Муха на Вікісховищі
Q:  Висловлювання у Вікіцитатах
S:  Роботи у  Вікіджерелах
У Вікіпедії є статті про інших людей із прізвищем Муха.

Альфо́нс Ма́рія Му́ха (чеськ. Alfons Maria Mucha; 24 липня 1860, Іванчице, Моравія, Австро-Угорщина — 14 липня 1939, Прага, Протекторат Богемії та Моравії) — чеський художник, ілюстратор, ювелірний дизайнер і плакатист, один з найвідоміших представників стилю «Арт Нуво».

Альфонс Муха народився в моравському місті Іванчице в родині судового чиновника. В дитинстві він мав хист до співу і належав до хору у Церкві Св. Петра в Брно. Мистецьку освіту Муха розпочав без формального мистецького виховання, оскільки не зміг вступити до Празької академії мистецтв. У Відні відвідував школу театральних декорацій та брав уроки малювання. В 1881 році повернувся в Моравію і займався виготовленням декорацій та портретів. У 1885 році вступив до Академії мистецтв у Мюнхені одразу на третій курс і, після двох років навчання там, з 1887 року продовжує навчання вже у Парижі, в художньому училищі Жюльєна. Граф Карл Кхуен з Микулова найняв художника для декорації замку Грусорани Еммагоф і був настільки вражений роботою, що профінансував подальше навчання Мухи в Мюнхені в Академії мистецтв в 1885-1887 роках. Через Всесвітню виставку Муха переїхав до Парижа, де навчався в Академії Жуліана та Колароссі. Короткий час ділив студію з Полем Гогеном. В Парижі Муха став знаменитим завдяки своїм плакатам та театральним декораціям для відомої акторки Сари Бернар. Муха розробив багато плакатів для реклами товарів таких як цигарковий папір, алкоголь, бісквіти та ін. В 1900 році на Всесвітній виставці в Парижі Муха прикрасив павільйон Боснії та Герцеговини та долучився до створення австрійського павільйону.

В 1901 році Муха став лицарем почесного легіону. Через рік після цього він подорожував у Моравії разом з Огюстом Роденом. В 1906 році Муха одружився з Марією Хитиловою. З 1906 по 1910 р. А. Муха працював декоратором в США. Повернувшись у Чехословаччину після Першої світової війни він працював над серією монументальних картин під назвою «Слов’янська епопея», в якій він хотів зобразити історію слов’ян. Праця зайняла 18 років і була виконана за підтримки американського мільйонера Чарлза Крейна. Художник також розробляв банкноти, поштові марки та нагороди для новоствореної чеської держави, прикрашав Національний театр та Громадський будинок в Празі. Літнього Муху заарештували за його участь у протестах проти вторгнення Німеччини в Чехословаччину. Він був одним з перших арештованих Гестапо. Він помер в Празі 14 липня 1939 року від запалення легенів. Син художника Їржі Муха багато писав про творчість свого батька.

На картинах Мухи часто зображені молоді елегантні жінки часто оточені квітами та з декоративними німбами. Роботи з серії двадцяти картин під назвою «Слов’янська епопея» виконані у реалістичному монументальому стилі і зображують епізоди з історії чехів та слов’ян.

Перший успіх до нього прийшов у 1894 році, коли Муха виконав літографію афіші Сари Бернар і Театру Ренесанс. Із ним був підписаний контракт на шість років. У цей ж період Муха оформляє спектаклі та працює над створенням костюмів. За його ескізами створювалися не тільки сукні, але й сценічні ювелірні прикраси. З цієї пори він увійшов у число провідних художників французької реклами; його композиції друкувалися в журналах або у вигляді плакатів — із незмінною фігурою або головою млосної пані, зануреної в орнаментально-строкатий світ розкоші.

У тому ж стилі Мухи створювалися і барвисті графічні серії (Пори року, 1896; Квіти, 1897; Місяці, 1899; Зірки, 1902; всі роботи — акварель, туш, перо), які досі тиражуються у вигляді арт-постерів. Одна за одною проходили його виставки, з’являлися захоплені відгуки у пресі. Художник стає власником нової великої майстерні, він прийнятий у вищому світі – коротко кажучи, до нього приходить заслужена слава. Альфонс Муха створив стиль Art nouveau, який став втіленням його епохи, але одночасно він потрапив у порочне коло комерційних замовлень. Проте сьогодні саме ці твори, створені ним у «паризький період», вважаються найціннішим його внеском у скарбницю світового мистецтва[3].

Окрім графічних та живописних робіт, малюнків, скульптур і ювелірних виробів Альфонс Муха створює також архітектурні проекти. Одним з яких є проект дизайну та декоративних прикрас павільйону Боснії і Герцеговини на Всесвітній виставці в Парижі у 1900 році.

У центрі своїх плакатів Муха розміщав ідеалізований образ жінки: плавність ліній, близькість до природних форм, відмова від загострених кутів — ці характерні прикмети Арт Нуво залишали незабутнє враження у свідомості реципієнтів. Сам жіночий образ використовувався тоді в рекламних цілях вперше, але історія показала, який успіх придбав цей досвід, і донині використовується фахівцями таких провідних в області рекламної індустрії країн як США. Однак потрібно віддати належне Мусі: у його роботах складно знайти найменший натяк на солодкуватість, чого не скажеш про сучасних аналогів. Можливо, тут свою роль зіграла та обставина, що естетика чеського художника формувалася під впливом середньовічних сюжетів та кельтської міфології. Це, з одного боку, внесло різноманітність символіки в його творіння, і, з іншого боку, сприяло орнаментальному ускладненню багатьох плакатів. Для впорядкованості розгляду фону творів Мухи необхідно внести умовну класифікацію:

  • Квіткові мотиви
  • Орнамент
  • Орнамент з використанням міфічних істот
  • Міфологічна символіка

Квіткові мотиви, запозичені з східної культури, стали невід’ємним атрибутом картин епохи модерну для багатьох художників: плаваючі стебла і бліді пелюстки повністю відповідали концепції Арт Нуво не тільки своїми формами, а й поєднанням непоєднуваних дотепер фарб. У роботах Мухи можна знайти яскраве підтвердження цьому: пастельні тони, екзотичні обриси, немовби повторюють образ прекрасної дами, розташованої на першому плані з її нереально довгим волоссям — це створювало неповторну гармонію і єдність, обумовлену взаємопроникненням елементів жіночої фігури і фону[4]

У 1992 році була створена незалежна, некомерційна благодійна організація фонд Мухи з метою збереження колекції та популяризації робіт художника. Очолює фонд Джон Муха, онук Альфонса Мухи. Окрім цього фонд застував трест Мухи та музей Мухи у Празі. Фонд займається проведенням виставок та видає публікації, а також веде реставраційну діяльність.

  • S:
  • S:
  • S:

    Донна Орекіні

  • S:
  • S:
  • S:
  • S:
  • S:
  • S:
  • S:
  • S:

    Монако Монте-Карло, 1897

  • S:
  • S:
  • S:

    La Plume (Шлейф), 1898

  • Літографія F. Champenois Imprimeur-Éditeur, 1897

  • S:

    Плакат першої власної виставки Мухи в «Салоні ста»

  • Плакат австрійського павільйона, 1900

  • S:
  • S:

    Лоренцаччо, 1896

  • S:

    ілюстрація з «Le Pater»

  • S:

    ілюстрація з «Le Pater»

  • S:

    Альфонс Муха працює над «Слов’янською епопеєю», 1920

  • S:

    Плакат-запрошення на виставку «Слов’янська епопея» у Брно, 1930

  • S:

    «Слов’яни на споконвічній Батьківщині»

  • Ярослава, його донька (1924/5)

  • S:
  • S:
  • Автопортрет, 1907

  • S:

    Марка роботи Мухи

  • S:

    Марка роботи Мухи

  • Перші чехословацькі поштові марки роботи Альфонса Мухи

  • Фотографія зі студії Альфонса Мухи, 1895

Альфонс Муха и его фотомодели


Многие снимки «опознаны»:


Sarah Bernhardt «La Plume» 1897


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Обложка «Херста Hearst’s» январь 1922


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Обложка «Херста Hearst’s» февраль 1922


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Обложка «Херста Hearst’s» июнь 1922


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Обложка «Херста Hearst’s» июль 1922


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Alphonse Maria (Czech, 1860-1939) Обложка «Ainslee’s» май 1904


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Alphonse Maria (Czech, 1860-1939) Обложка «Ainslee’s» май 1904


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) poster Russia Restituenda


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «De Forest Phonofilm»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Portrait of Jiri» 1925


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Portrait of Jaroslava» 1930


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Jaroslava and Jiri. The Artist’s Children» 1919


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «6-th Sokol Festival» 1912


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Cover of ‘La Medecine’» 1900


Титульный лист к балету Оскар Недбала (1874-1930) либретто Ладислава Новака (1872-1946) «Prinzessin Hyazinthe. Принцесса Гиацинт»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «La Madonne aux Lys»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Литография. Афиша. Печать Ф. Шампенуа 1897


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Emerald» 1900


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) иллюстрации к книге Emile Gebhart «Cloches de Noel et de Paques (Bells of Christmas and Easter)» Paris, F. Champenois


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) иллюстрации к книге Emile Gebhart «Cloches de Noel et de Paques (Bells of Christmas and Easter)» Paris, F. Champenois


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) иллюстрации к книге Emile Gebhart «Cloches de Noel et de Paques (Bells of Christmas and Easter)» Paris, F. Champenois


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Cloches de Noel et de Paques»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Иллюстрации к книге «Ilsee, Prinzessin von Tripolis» 1901


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) programme pour le Deutsches Theater


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Study for The Heat»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Etude pour Le Chant du Rossigno


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Everybody’s Magazine» 1906


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Slavia caring mothers» Franz Luska (1888-1942)
позировала дочь живописца


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Poster for The Regional Fair at Ivančice 1912


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Vesenney Muzuyki i pesni Jarni Slavnosti» 1914


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Song of Bohemia» 1918


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Menu de Pique-Nique’ for the ‘Almanach de Gourmands 1899


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Etude pour Tragedy «Czech World»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Etude pour Tragedy «Czech World»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Etude pour «Soleil»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «The Hunters Wrecks»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Illustration of «Memoirs of a white elephant»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) Обложка «Le Chroniqueur de Paris»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Обнаженная в декоративной раме»


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Winter Night» 1920


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «La Primevere (The Primrose)» 1899


Alphonse Maria Mucha (Czech, 1860-1939) «Cherry Blossom» 1898

И столько же снимков ждут вашей помощи в опознании.
Но это уже будет следующий пост…

Альфонс Муха: картины, биография чешского художника

Альфонс Муха

Чешский живописец и график Альфонс Муха родился в 1860 году в Южной Моравии. С 11 лет мальчик выступал в певчем хоре в соборе св. Петра в Брно и одновременно учился в гимназии. Но постепенно увлечение музыкой сменилось столь же страстным увлечением рисованием. Правда, попытка поступить в Пражскую Академию художеств окончилась для Мухи неудачей. Случайно ему попалось на глаза объявление о том, что австрийской театральной фирме Каутски-Бриоски-Бурхард требуется для декорационных мастерских художник. В расчете на это место Муха в 1880 году отправляется в Вену.


Вена конца 19 столетия была прежде всего городом музыки, местом роскошных театральных представлений. Подобно тому как в музыке господствовал тогда Иоганн Штраус, в живописи всеобщим кумиром был художник Ханс Макарт. Он первый ввел в мифологические сцены образы простых австрийских женщин. Макарт очень сильно повлиял на молодого чешского художника, который часто бывал в его мастерской, где собирались прославленные венские музыканты и художники. Графические работы Мухи тех лет выполнены под влиянием Макарта.

10 декабря 1881 года сгорел крупнейший в Вене Ринг-стеатр, фирма Каутски-Бриоски-Бурхард потеряла своего крупнейшего заказчика и была вынуждена уволить часть своих сотрудников, в том числе и Муху.

В 1881 году молодого художника пригласил для росписи своего замка в Грушовани в Моравии известный меценат, граф Куэн. Муха, который еще никогда не имел дела с техникой фрески, приступил к работе. Он снова обратился к образам Ханса Макарта, включая в свои аллегорические сцены эпизоды из повседневной жизни (например сцены детских игр).

Осенью 1885 года А. Муха был принят в Мюнхенскую Академию художеств. Проучившись там два года, получил академическое звание и возвратился в Грушовани, которые стали для него вторым домом. Здесь художник возобновил работу над росписями замка, погибшими, как и первые его фрески, во время второй мировой войны.

Получив материальную поддержку от графа Куэна, Муха решил продолжить свое образование в Париже. С 1888 года он много сотрудничал в парижских издательствах и журналах; в 1900 году участвовал в подготовке Всемирной выставки в Париже, выполнив живописное оформление павильона Боснии и Герцеговины. С 1904 года Муха работал в США как художник и педагог. Умер художник в 1939 году в Праге.

Творчество Альфонса Мухи представляет собой одно из ярчайших проявлений европейского модерна. Оно как бы завершало собой развитие салонного искусства XIX века и открывало путь новому массовому искусству XX века. Стилизация, метафоричность художественного языка, тяготение к линейному началу явились общими чертами этих двух направлений.

Национальные, специфические черты чешского искусства и парижская художественная культура конца 19 — начала 20 века своеобразно синтезировались в творчестве этого художника. Любовь к имитации, граничащая подчас с натурализмом, эффектная орнаментальность, использование широко применяемых символов — вся совокупность художественных приемов модерна вошла в изобразительную систему А. Мухи.

С конца 1880-х годов в его искусстве проявляется склонность к декоративизму и к символической трактовке обpaзов. Произведения А. Мухи, четко реагировавшего на окружавшую его жизнь и глубокие социальные и философские изменения, повлиявшие на художественную теорию и практику конца прошлого столетия, стали действенным средством массовой культуры. Это особенно ярко проявилось в его работе в области театрального и рекламного плаката. В середине 1890-х годов Муха создал целый ряд плакатов для театра Сары Бернар («Дама с камелиями1896; «Самаритянка», 1897; «Медея», 1898). В эти годы возникает ряд декоративных графических работ — панно «Четыре времени года» (1896), «Цветы» (1897), «Месяцы» (1899) и большое количество эскизов для календарей, театральных программок, меню ресторанов. Муха иллюстрирует и книги: «Ильза — принцесса трипольская» Роберта де Флора (1897) и «Отче наш» (1899), изданные в Париже, а затем и в Праге. Искусство А. Мухи соединяло черты идеализирующего салонного академизма с символическими образами и формами модерна.

После возвращения в Чехию в 1910 году Муха увлекся историей славянских народов и создал двадцать живописных полотен «Славянской эпопеи». Работы последнего периода, выполненные в основном по заказам чешских организаций (плакаты, марки, банкноты), сохраняли характерную для Мухи манеру исполнения и литературность сюжета.

Творчеству Мухи посвящено в чешском искусствознании много трудов. Имя его известно и далеко за пределами Чехии. Особой популярностью искусство А. Мухи пользовалось и пользуется во Франции, где существует термин для определения художественной манеры конца 19 — начала 20 века — «стиль Мухи». Творчество его, проникнутое острым ощущением времени, отражающее, как в зеркале, сложные проблемы рубежа веков, и сегодня находит все новых и новых зрителей.

Г. КОНЕЧНА

Галерея картин Мухи

 

Последние материалы в этом разделе:

  • Творчество Константина Истомина (1886, Курск — 1942, Самарканд) Вспоминая об Истомине — художнике и …

    2020-01-17

  • Павел Федотов. Автопортрет Творчество Павла Андреевича Федотова (1815-1852) Тридцать семь лет жизни …

    2019-11-17

  • Нер, Арт ван дер (Neer, Aert van der) (1603/4 — 1677) Для истории европейской культуры Голландия XVII века — это не т…

    2019-11-08

  • Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху…

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших…

    2019-06-17

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Posted in Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *