Мода в россии 17 века: Презентация по изобразительному искусству на тему «Мода в России 17-18 век » – Презентация по истории на тему «Одежда и мода 17 века» (7 класс)

Мода в россии 17 века: Презентация по изобразительному искусству на тему «Мода в России 17-18 век » – Презентация по истории на тему «Одежда и мода 17 века» (7 класс)

19.08.2020

Презентация по истории на тему «Одежда и мода 17 века» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Проект по истории на тему: Одежда и мода 17 века Составили ученики 7 класса Описание слайда:

Проект по истории на тему: Одежда и мода 17 века Составили ученики 7 класса А: Чирочкин Артём

2 слайд Цель данной работы – исследование моды и ее направлений в 17 веке.  Задачи: Описание слайда:

Цель данной работы – исследование моды и ее направлений в 17 веке.  Задачи: изучить литературу и справочные материалы по теме; проследить развитие моды за период 17 века; рассказать о моде 17 века.

3 слайд Одежда горожан 17 века имела свои особенности, шилась из определенных тканей Описание слайда:

Одежда горожан 17 века имела свои особенности, шилась из определенных тканей, отличающих высшее сословие от низшего. Определенные характеристики одеяний рассказывали не только о происхождении человека, но и о его статусе. Бедный не мог носить богато украшенных камзолов, а богатый – простую крестьянскую рубаху. Так в чем же особенность одежды 17 века?

4 слайд Крой одежды 17 века был таков, что практически не отличался у бедных и знатн Описание слайда:

Крой одежды 17 века был таков, что практически не отличался у бедных и знатных людей. Однако отделка и качество ткани были различны. Тип ткани играл большую роль для богатых людей. Он подчеркивал их достоинство и превозносил в глазах других людей: как бедных, так и знатных.

5 слайд В Москве было немало модниц, предпочитающих наряжаться в богатые одеяния. Их
Описание слайда:

В Москве было немало модниц, предпочитающих наряжаться в богатые одеяния. Их одежду шили из кармазина, аксамита, тафты, атласа и парчи. Достать такие ткани было нелегко, поэтому они завозились купцами из заморских стран. Материю завозили из Англии, Персии, Италии, Китая. Такую ткань могли позволить себе только богатые женщины и мужчины. Зимой модницы носили шубы, сделанные из соболя. В качестве обуви для людей высокого сословия выступали сапоги.

6 слайд Одежда несостоятельных горожан отличалась своей простотой. Они носили холщов
Описание слайда:

Одежда несостоятельных горожан отличалась своей простотой. Они носили холщовые порты и рубахи, сотканные в домашних условиях. Эти люди не могли позволить себе шить одежду на заказ, поэтому трудились над ней сами. Обычно этим занимались женщины. Они вышивали рубаху вручную, делая косой вырез ворота. Такой наряд назывался косовороткой. Зипун, представляющий собой одежду до колен узкого покроя, носили поверх рубахи. Это была повседневная одежда, которую носили дома.

7 слайд Праздничная одежда отличалась своей яркостью и богатством ткани. Она одевала
Описание слайда:

Праздничная одежда отличалась своей яркостью и богатством ткани. Она одевалась только в особые дни. Материалом для праздничного кафтана служил бархат или шелк. Таков был летний вариант наряда. Зимой носили кафтан, сделанный на ватной основе и отороченный мехом.

8 слайд Интересным фактом является то, что женская и мужская одежда по крою практиче
Описание слайда:

Интересным фактом является то, что женская и мужская одежда по крою практически не отличалась. Представительницы прекрасного пола носили две сорочки: одна из них одевалась снизу, другая сверху. Сверху они носили расширенный книзу сарафан. Душегрея служила верхней одеждой. Она представляла собой своего рода жилет, расшитый биссером и стеганый.

9 слайд Праздничной одеждой служил летник, который отличался широкими и длинными рук Описание слайда:

Праздничной одеждой служил летник, который отличался широкими и длинными рукавами. Опашень представлял собой верхнюю парадную одежду. Он был украшен множеством пуговиц, которые положено было застегивать сверху донизу. В холодное время года женщины носили широкие длинные шубы с большими воротниками. Это был тот же опашень, только сшитый на меху – овечьем, беличьем или собачьем. На пояс вешалась калита – специальная сумка, и в нее складывались все необходимые вещи, так как карманы еще не придумали. Обувью для городских жителей служили лапти и валенки.

10 слайд Мода в Европе Женщины в то время стремились соответствовать «идеальным» стан Описание слайда:

Мода в Европе Женщины в то время стремились соответствовать «идеальным» стандартам. Они носили пышные юбки и утягивающие корсеты, которые создавали тонкий силуэт. К тому же признаком идеальной женщины были длинная шея, высокий рост, величественная осанка с откинутыми назад плечами и длинные волнистые волосы или локоны.

11 слайд Мода во Франции Женский костюм во Франции имел слегка поднятую линию талии и Описание слайда:

Мода во Франции Женский костюм во Франции имел слегка поднятую линию талии и укороченный лиф, а юбка была хоть и длинной, но не слишком широкой. На юбке имелись мягкие складки, а рукава были пышные и немного укороченные. Придворные дамы зачастую носили сразу два платья, одно из которых считалось как нижнее белье, и было светлых тонов. Второй наряд был потемнее, и он всегда был распахнут так, чтобы виднелось нижнее белье, которое шилось из атласа или дорогой парчи.

12 слайд У обычных женщин лиф крепился обычными петлями, а придворные дамы использова Описание слайда:

У обычных женщин лиф крепился обычными петлями, а придворные дамы использовали подвески из драгоценных камней. Одним из обязательных элементов в платье являлся отложной воротник, который выполнялся вручную и украшался изящным кружевом.

13 слайд Французская мода 17 века распространялась и на прически, которые были всего Описание слайда:

Французская мода 17 века распространялась и на прически, которые были всего двух видов. В первом случае посередине головы делался пробор, а волосы были расчесаны и заплетены в косу, которая в затылочной части формировалась в виде короны. Снизу оставляли пряди волос, которые в конце завивались. Во втором случае применялась челка, по бокам волосы начесывали, а на затылочную часть прикалывался шиньон.

14 слайд Главными элементами мужского костюма были: камзол ,панталоны, чулки,шляпа и Описание слайда:

Главными элементами мужского костюма были: камзол ,панталоны, чулки,шляпа и конечно парик.

15 слайд Заключение Познакомившись с этой темой, мы узнали очень много интересных фак
Описание слайда:

Заключение Познакомившись с этой темой, мы узнали очень много интересных фактов о моде17 века. Так же мы узнали, из каких материалов они шились, и какие аксессуары носили в то время к одежде. Нам было очень интересно узнать об истории моды 17 века.

16 слайд  Спасибо за внимание!!! Описание слайда:

Спасибо за внимание!!!

 Спасибо за внимание!!!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

 Спасибо за внимание!!!

Курс повышения квалификации

 Спасибо за внимание!!!

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1516463

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Доклад на тему «Мода 17 века»

Каждое столетие входило в историю благодаря ярким событиям в области политической, экономической и культурной жизни. Все эти сферы не могли не отражаться на внешнем облике мужчин и женщин, в костюмах которых легко прослеживались влияния времени. Мода 17 века на протяжении всего периода менялась быстро и для всех последующих поколений она стала во многом поворотной. Одни назовут ее неподобающе помпезной, другие сочтут элегантной и умеренной, отвечающей принципам эпохи.

Моду 17 века не будет ошибочным назвать модой переходной, ведь это был период во многом переломный, знаменующий закат Средневековья и открытие новой страницы во многих сферах жизни. В Средние века существовал культ аскетизма, когда роскошь всеми силами сдерживалась, в одежде присутствовали темные благородные тона, которые образовывали странное соседство с жесткими, асимметричными геометрическими линиями.

Но уже в первое десятилетие века наблюдаются заметные трансформации европейского костюма, знаменующие рождение новой эпохи, в которой ослепляющую роскошь будет трудно удержать.

В конце 16 века в Италии сформировался стиль барокко, который стал основной характеристикой моды в последующее столетие. Барокко в переводе с итальянского означает «странный», «вычурный», что и стало емким описанием этой неожиданной моды, ознаменовавшей конец смутного времени и рождением новой эстетики.

В начале 17 века костюмы еще сохраняют жесткие линии и едва сдерживаемый аскетизм, но затем они обретают иные черты. Одежда становится все менее категоричной и модной в общепринятом смысле этого слова.

Одна из главных характеристик моды 17 века – это смягчение линий и усложнение кроя, как за счет появления обильных драпировок, так и благодаря обилию аксессуаров. Включение светлых цветов в образы мужчин и женщин – еще одно немаловажное событие, которое знаменовало конец Средневековья в буквальном смысле. Темные времена остаются в прошлом, на первый план выходит красота в самых разных ее проявлениях. Ориентирами для остальной Европы становятся Франция и Италия, где наиболее ярко проявились черты моды этой эпохи.

hello_html_1a1bb5a3.jpghello_html_70cb7983.jpg

В начале века костюм освобождается от буфов, безвозвратно уходят в прошлое остроконечные женские головные уборы, которые прятали волосы. Мужчины начинают носить шляпы с широкими полями, украшенные перьями.

Одним из основных показателей изменений в мужском костюме стало общее «облегчение» образа, который стал более комфортным и даже чуть более легкомысленным. Сначала изменения в мужском костюме практически незаметны, но Тридцатилетняя война, разразившаяся в 1618 году, внесла свои коррективы в образ мужчины, полностью лишив его манерности испанского влияния с его архитектурными линиями, которые никак не соответствовали велению эпохи.

hello_html_1878d1d.jpghello_html_4cda6ec2.jpg

Длинная рубашка белого цвета с кружевными манжетами и непременным воротником стала неотъемлемой частью мужского костюма, начиная со второй половины века. Сверху на нее надевался брасьер, представляющий собой куртку с короткими рукавами. Одно из самых главных изменений мужского костюма касается оформления нижней зоны тела.

Если ранее благородные господа носили чулки с пышными штанами, закрывающими лишь верхнюю часть бедер, то в семнадцатом столетии акцент делается на модных панталонах, которые уже не такие объемные, но спускаются к коленям и закрывают бедра почти полностью. Панталоны подвязывались под коленом лентами, которые впоследствии гармонично сочетаются с декором изысканных туфель с квадратным каблуком.

В это же время формируются новые каноны женского костюма, который все туже затягивает дам в корсеты, очерчивая талию. Женское платье семнадцатого века лишается каркасной юбки, его линии становятся более динамичными, тонкая талия выгодно контрастирует с помпезно пышной юбкой и не менее объемными рукавами.

hello_html_m71c57c8f.jpghello_html_m17f47692.jpg

В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которая ознаменовала начало новой эпохи. Наиболее ярким показателем в это время служила мода при дворе Людовика XIV во Франции, которая стала олицетворением культа показной роскоши.

Женские платья теряют прежнюю целомудренность, декольте открывается, при помощи корсета приподнимается бюст, а двойная юбка, украшенная нашивками, аппликациями, нескромно шелестит при ходьбе шелками и кружевом. Рукава становятся менее объемными, теперь они изящно прилегают к линии плеча и прикрывают руки красивыми кружевными манжетами.

Аксессуары стали непременной составляющей костюма придворных дам и господ в семнадцатом веке, и их разнообразие поражает воображение. Скромность и лаконичность была не в чести, оковы прошлого окончательно спали, пришло время продемонстрировать себя во всей красе. Это делалось при помощи обилия рюш, бахромы, вышивок, оборок, лент, серег, ожерелий на обнаженной линии декольте.

Портные знати ловко управлялись со своей работой, комбинируя шелк, бархат, парчу, тафту, газовую ткань разных оттенков, сочетая цветочные мотивы с восточными включениями. В конце 17 века в моду пришли неожиданные тогда полоска и клетка.

hello_html_m72a4cdf1.jpghello_html_m470d049.jpg

Образы барокко, помпезные, роскошные, иногда нелепые в своем желании как можно больше отстраниться от принципов минимализма Средних веков, олицетворяли бушующие страсти внутри человеческой натуры, ее тягу к искусству, непременно отражаясь не только на образах, но и в манере поведения. В одежде неудержимость барочного стиля была сдержана классицизмом, который наряду с ним царил в культуре семнадцатого столетия, найдя благодатную почву для развития во Франции и Англии.

Ослепляющий барочный шик в начале 18 века сменился образами рококо, который во многом заимствовал его черты, но был более выдержанным и менее нервозным.

Проект по английскому языку на тему Мода 17 веков в Англии и на Руси

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 196»

ПРОЕКТ

по английскому языку

Тема: Мода 17 веков в Англии и на Руси

Выполнил:

Руководитель:

г. Новосибирск

2017 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Мода в Англии 17 века……………………………………..4

1.1 Конец Средневековья……………………………………………..4

1.2 Рождение новой эстетики…………………………………………5

1.3 Трансформация одежды………………………………………….5

1.4 Аксессуары…………………………………………………………7

Глава 2. Мода в России 17 века………………………………………8

Глава 3. Сравнение моды в Англии и Руси в 17 веке………………12

Заключение……………………………………………………………..13

Приложение…………………………………………………………….14

Введение

Наверняка каждая женщина хоть раз мечтала окунуться в эпоху 17 века, когда в Европе была маньеристическая мода, с объемными дамскими райфроками. 17 век еще назывался периодом тридцатилетней войны, но, несмотря на это женщины и мужчины одевались в дорогие изысканные убранства.

Цели: сделать газету о моде 17 веке в Англии и в Руси

Задачи:

  • познакомиться с модой в 17 веке в Англии

  • познакомиться с модой в 17 веке а Руси

  • изучить литературу по данной теме

  • узнать какая мода была в 17 веке.

Английский костюм подчинялся в основном влиянию французских и отчасти испано-французских мод, хотя быт Англии и особенно придворные нравы во многом отличались от французских. Особенно строгим и церемонным был этикет двора, связанный с культом абсолютного монарха. Так, девятилетнему королю Эдуарду VI самые знатные сановники прислуживали во время обеда, стоя на коленях.

Блеск двора требовал великолепных одежд. Так, французский король Франциск I и английский король Генрих VIII при свидании окружали себя таким великолепием, что само место свидания было названо «парчовым полем».

Глава 1. МОДА В АНГЛИИ 17 ВЕКА

Если в 16 веке в Англии преобладала испанская мода, то уже к 20-м годам 17 века она уходит, а ее место занимает французская мода, но с местным колоритом. Отделка костюмов, как мужских, так и женских, стала более разнообразной. Английская мода 17 века менялась с огромной скоростью, хотя все еще находилось под влиянием пуританской моды. Англичанки, как и француженки, носили два платья, но у английских дам верхний слой платья был глухим, а у француженок распашным. Английские дамы не позволяли себе крайностей, которые сразу бросаются в глаза, хотя костюмы были не менее роскошны.

Платья англичанок состояло из лифа, юбки и пышных рукавов размером в три четверти. Лиф выполнялся из атласа, а придавал ему форму корсет или специальная подкладка. Юбки, в отличие от французской моды, были длинными и глухими, слегка присобранными сзади. Платья украшались кружевом.

Напоследок хочется отметить, что в 17 веке ткани уже изготавливались на мануфактурах. Они отделывали золотыми и серебряными нитями, благодаря чему цвета на ткани словно переливались. Во Франции, Италии и Англии начинают производиться набивные ткани, поэтому ассортимент дорогих и роскошных материалов становился все больше.

1.1 Конец Средневековья

Моду 17 века не будет ошибочным назвать модой переходной, ведь это был период во многом переломный, знаменующий закат Средневековья и открытие новой страницы во многих сферах жизни. В Средние века существовал культ аскетизма, когда роскошь всеми силами сдерживалась, в одежде присутствовали темные благородные тона, которые образовывали странное соседство с жесткими, асимметричными геометрическими линиями.

Но уже в первое десятилетие века наблюдаются заметные трансформации европейского костюма, знаменующие рождение новой эпохи, в которой ослепляющую роскошь будет трудно удержать.

1.2 Рождение новой эстетики

В конце 16 века в Италии сформировался стиль барокко, который стал основной характеристикой моды в последующее столетие. Барокко в переводе с итальянского означает «странный», «вычурный», что и стало емким описанием этой неожиданной моды, ознаменовавшей конец смутного времени и рождением новой эстетики.

В начале 17 века костюмы еще сохраняют жесткие линии и едва сдерживаемый аскетизм, но затем они обретают иные черты. Одежда становится все менее категоричной и модной в общепринятом смысле этого слова.

Одна из главных характеристик моды 17 века – это смягчение линий и усложнение кроя, как за счет появления обильных драпировок, так и благодаря обилию аксессуаров. Включение светлых цветов в образы мужчин и женщин – еще одно немаловажное событие, которое знаменовало конец Средневековья в буквальном смысле. Темные времена остаются в прошлом, на первый план выходит красота в самых разных ее проявлениях. Ориентирами для остальной Европы становятся Франция и Италия, где наиболее ярко проявились черты моды этой эпохи.

1.3 Трансформация одежды

В начале века костюм освобождается от буфов, безвозвратно уходят в прошлое остроконечные женские головные уборы, которые прятали волосы. Мужчины начинают носить шляпы с широкими полями, украшенные перьями.

Одним из основных показателей изменений в мужском костюме стало общее «облегчение» образа, который стал более комфортным и даже чуть более легкомысленным. Сначала изменения в мужском костюме практически незаметны, но Тридцатилетняя война, разразившаяся в 1618 году, внесла свои коррективы в образ мужчины, полностью лишив его манерности испанского влияния с его архитектурными линиями, которые никак не соответствовали велению эпохи.

Длинная рубашка белого цвета с кружевными манжетами и непременным воротником стала неотъемлемой частью мужского костюма, начиная со второй половины века. Сверху на нее надевался брасьер, представляющий собой куртку с короткими рукавами. Одно из самых главных изменений мужского костюма касается оформления нижней зоны тела.

Если ранее благородные господа носили чулки с пышными штанами, закрывающими лишь верхнюю часть бедер, то в семнадцатом столетии акцент делается на модных панталонах, которые уже не такие объемные, но спускаются к коленям и закрывают бедра почти полностью. Панталоны подвязывались под коленом лентами, которые впоследствии гармонично сочетаются с декором изысканных туфель с квадратным каблуком.

В это же время формируются новые каноны женского костюма, который все туже затягивает дам в корсеты, очерчивая талию. Женское платье семнадцатого века лишается каркасной юбки, его линии становятся более динамичными, тонкая талия выгодно контрастирует с помпезно пышной юбкой и не менее объемными рукавами.

В 1648 году завершилась Тридцатилетняя война, которая ознаменовала начало новой эпохи. Наиболее ярким показателем в это время служила мода при дворе Людовика XIV во Франции, которая стала олицетворением культа показной роскоши.

Женские платья теряют прежнюю целомудренность, декольте открывается, при помощи корсета приподнимается бюст, а двойная юбка, украшенная нашивками, аппликациями, нескромно шелестит при ходьбе шелками и кружевом. Рукава становятся менее объемными, теперь они изящно прилегают к линии плеча и прикрывают руки красивыми кружевными манжетами.

1.4 Аксессуары

Аксессуары стали непременной составляющей костюма придворных дам и господ в семнадцатом веке, и их разнообразие поражает воображение. Скромность и лаконичность была не в чести, оковы прошлого окончательно спали, пришло время продемонстрировать себя во всей красе. Это делалось при помощи обилия рюш, бахромы, вышивок, оборок, лент, серег, ожерелий на обнаженной линии декольте.

Портные знати ловко управлялись со своей работой, комбинируя шелк, бархат, парчу, тафту, газовую ткань разных оттенков, сочетая цветочные мотивы с восточными включениями. В конце 17 века в моду пришли неожиданные тогда полоска и клетка.

Образы барокко, помпезные, роскошные, иногда нелепые в своем желании как можно больше отстраниться от принципов минимализма Средних веков, олицетворяли бушующие страсти внутри человеческой натуры, ее тягу к искусству, непременно отражаясь не только на образах, но и в манере поведения. В одежде неудержимость барочного стиля была сдержана классицизмом, который наряду с ним царил в культуре семнадцатого столетия, найдя благодатную почву для развития во Франции и Англии.

Ослепляющий барочный шик в начале 18 века сменился образами рококо, который во многом заимствовал его черты, но был более выдержанным и менее нервозным.

Глава 2. МОДА В РОССИИ 17 ВЕКА

XVII век – «бунташный» – взбунтовался и против власти «чина»: произошла смена механизма чина механизмом моды. Мода заменила чин, отделив благое (внутреннее, духовное) от прекрасного (внешнего, светского) и узаконив чисто эстетический подход к пониманию красоты. Если средневековая мысль застряла на сентенции «красота личная тело и душу губит» («Пролог»), то мысль Нового времени призывала вслед за Плутархом: «Человече, приникни к зерцалу и посмотри лица своего, да аще красен ся видиши, твори жь и дела против своея красоты». Оправдание внешнего в человеке (то есть не связанного с религиозной – внутренней – верой) более всего отразилось на положении женщины. Так как красота (лепота) была объявлена естественным, природным свойством человека, то тем самым был снят и вопрос о ее греховности. Ранее отсутствие волосяного покрова на лице женщины считалось признаком ее неполноценности. Вот что писал об этом патриарх Адриан: «…мужу убо благолепие, яко начальнику – браду израсти, жене же, яко не совершенней, но подначальной, онаго благолепия не даде». Теперь утверждается равенство мужского и женского естества: «Женам бо брадныя власы не даны суть, да долгую лепоту лица имеют, да любими будут…» («Сказание о человеческом естестве, видимом и невидимом»).

При этом говорится и о превосходстве естественной красоты над искусственной, создаваемой с помощью красок и белил. В одном из рукописных сборников, к примеру, звучал призыв к русским женщинам прекратить злоупотребление косметикой, потому что «вапы» (краски) и «некия преестественныя доброты» (украшения) только «погубляют» природную красоту, ведь «нелепый» (некрасивый), «аще и велми украшается, благообразен быти не может, лепый же и без приправы сея благолепен есть». Русские женщины неохотно отзывались на призывы отказаться от румян и белил, но все же некоторые дамы стали вовсе пренебрегать косметикой. Одна из них – жена главы Посольского приказа Артамона Матвеева поразила иностранных послов своим европейским видом и манерами.

Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. XVII в.Начавшаяся в русской культуре переоценка ценностей, открытие в человеке индивидуальности привели к забвению чина и торжеству моды. Уже в самом начале XVII в. молодые люди сбросили длиннополую, многослойную, как капуста, неудобную одежду предков и нарядились в польское (европейское) короткое и подходящее для подвижного образа жизни платье. Появились бритые лица. Началось увлечение иностранными языками, западноевропейским искусством, литературой, музыкой. Жилища стали оформлять на европейский лад – стены украшались картинами, зеркалами, обоями. Возник интерес к табакокурению, европейским «конфектам» и т.п. Конечно, таких людей было немного, и в основном это были выходцы из верхних слоев общества, но своим видом и поведением они подавали пример остальным.

До XVII в. на Руси практически не наблюдалось смельчаков, бривших бороды, их можно было сосчитать на пальцах! Одним из первых стал великий князь Иван III, сбривший бороду по настоянию своей молодой супруги, племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог. Но… что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Мало кто даже помышлял о бритье бороды и усов. Только в начале XVII столетия, во время Смуты, когда на русскую землю пришли поляки, уже давно брившие бороды, русская молодежь быстро переняла у них вместе с польским платьем и моду на бритые лица. Появились так называемые бритобрадцы, которые не боялись проклятий священников. Известный старообрядец Аввакум в своем знаменитом «Житии» описывает случай, когда к нему, плывшему по Волге в ссылку, обратился за благословением сын боярина Шереметева и Аввакум отказал ему в благословении из-за его «блудолюбивого образа» – бритого лица.

Сапожок. Бархат, кожа, жемчуг. В начале XVIII в., когда Петр Великий издал указ об обязательном сбривании бород, это вызвало шок у бояр, привыкших к бороде как к «образу Божию». Городским жителям разрешалось носить бороды только если уплатят большой штраф, а сельские жители должны были платить пеню при въезде и выезде из города. Русской церкви пришлось отрекаться от прежних проклятий бритобрадцам и искать объяснения новой моды. Дмитрий Туптала, митрополит Ростовский написал даже специальное сочинение, в котором доказывал, что «образ и подобие Божие» нельзя понимать буквально, в смысле физического облика, а надо искать их в душе человека.

Борода в Древней Руси была данью требованиям церкви и христианского вероучения, а вовсе не модой. А вот бритье бороды – это уже мода, которой следовали многие молодые люди на протяжении всего XVII в. В Петровскую эпоху мода на бритье бороды перестала быть модой, так как это было узаконено государством – диктовалось указами царя, а не свободным выбором индивида.

Из записок иностранцев XVII в. узнаем, что русские начинают жить по-европейски. Они строят каменные дома-дворцы с большим количеством комнат, заказывают портреты членов своего семейства, заводят кровати с перинами (хотя и спят по-прежнему на лавках, как это делал, к примеру, князь Василий Васильевич Голицын). Некоторые даже шьют для своих слуг униформу. Так, по свидетельству датского посланника Витсена, у купца и думного дьяка Аверкия Кириллова все слуги были одеты в одинаковые ливреи, чего не наблюдалось даже в царском дворце. Модным становится и европейский стиль поведения – веселый, открытый, деятельный. В противовес средневековому неприятию мирской, светской жизни, отрицанию смеха и веселья в XVII в. русские начинают отдавать дань радостям жизни. Средневековый христианский идеал человека – монах, добровольно отказавшийся от всех мирских благ, и прежде всего от богатства, в своем крайнем проявлении порождал юродивых, утрированно демонстрировавших отречение от греховного, суетного, пестрого мира. С большой натяжкой, но все же можно назвать антимодой отказ от ношения светской одежды в пользу власяниц и вериг, отшельническую, голодную жизнь в «пустыни» (лесу) и тому подобные крайние проявления отказа от мира. Серебряные пуговицы. Сер. XVII в.

Теперь греховность мирской жизни была отринута как ложная идея. Русские мыслители доказывали необходимость благосостояния («довольства нуждных», по словам известного математика Леонтия Магницкого), жизни «по достоинству человеческому», «удобрения разума науками», «поисков мирской чести и славы», украшения «внешнего человека» и т.д. Появился и новый идеал, получивший в петровское время название «политичный кавалер» (от слова «политес»). Сам термин «мода» вошел в обиход уже в начале XVIII в.

Западноевропейская мода достигла границ России конечно же с опозданием, но властно вторглась в русский быт, разрушая традиционные стереотипы. Когда же в конце XVII – начале XVIII в. Петр Великий указами ввел европейское платье, бритье бород, курение табака, ассамблеи и прочее, то тем самым он превратил моду в государственную политику. В XVIII в. верхушка русского общества уже полностью следовала за общеевропейской модой, а низы тяготели к допетровской старине. Разрыв был столь очевиден, что надо говорить о двух разных культурах. Верхи общества, по словам знаменитого историка В.О.Ключевского, не родившись европейцами, всю жизнь должны были делать из себя европейцев. Ко второй половине XVIII в. они владели несколькими европейскими языками, но не могли объясниться на родном, о чем горько сожалела княгиня Екатерина Дашкова, которой в семнадцать лет пришлось заново изучать русский язык как иностранный. В XVIII столетии русские с трудом и переменным успехом, но все же вливались в общеевропейский культурный поток, что особенно ярко доказывает мода той эпохи.

Глава 3. Сравнение моды в Англии и Руси в 17 веке

Англия:

Английские дамы не позволяли себе крайностей, которые сразу бросаются в глаза, хотя костюмы были не менее роскошны. Платья англичанок состояло из лифа, юбки и пышных рукавов размером в три четверти. Лиф выполнялся из атласа, а придавал ему форму корсет или специальная подкладка. Юбки были длинными и глухими, слегка прибранными сзади. Платья украшались кружевом. В XVII в. мужская одежда постепенно приобретает формы понятного нам костюма. Куртка (дублет) и штаны, теперь составляют единый ансамбль.

Россия:

Отличительная особенность русского национального костюма – большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Основной мужской одеждой была сорочка или рубаха. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка основой женского костюма была длинная рубаха , которую украшали оторочкой или вышивкой , иногда расшивали жемчугом. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами ( золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом. Два основных вида русского женского костюма- сарафанный( северный) и понёвный (южный)

Заключение

В Англии стиль барокко не нашел яркого воплощения. Это связанно с тем, что основным «заказчиком» произведений этого стиля была католическая церковь, тогда как здесь главенствующей церковью была англиканская.

XVII век в Англии прошел под флагом борьбы дворянства и буржуазии. В стране росло влияние двух направлений: религиозного и конституционного. Пуританизм вступил в конфликт с англиканской церковью, и, угрожая политической структуре, в конечном итоге, развязал Гражданскую войну (1642-1646 гг.).

Все эти процессы нашли свое отражения и в одежде англичан. Если во времена короля Якова I (1566-1625 гг.) еще придерживались испанской моды, то во времена Английской республики преобладала пуританская мода. В период «Славной революции», король Карл II (1630-1685 гг.) и двор преимущественно одевался по французской моде.

Каждое столетие входило в историю благодаря ярким событиям в области политической, экономической и культурной жизни. Все эти сферы не могли не отражаться на внешнем облике мужчин и женщин, в костюмах которых легко прослеживались влияния времени. Мода 17 века на протяжении всего периода менялась быстро и для всех последующих поколений она стала во многом поворотной. Одни назовут ее неподобающе помпезной, другие сочтут элегантной и умеренной, отвечающей принципам эпохи.

Приложение

Мода в России в 17 веке.

hello_html_5a569ea0.jpghello_html_7fd11228.jpg

hello_html_1075071f.jpg

Мода в Англии в 17 веке.

hello_html_6f6c9138.jpghello_html_m190d1508.jpghello_html_5f8d08c0.jpg

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

Сегодня пересматривая фотографии и картины, сохранившиеся с тех времен, мы видим историю жизни разных людей. Однако, возможно, никто никогда не рассматривал снимки с точки зрения моды. Как предпочитали одеваться модники и модницы? Поэтому мы решили сделать небольшой обзор того, как изменялась одежда, начиная от Петра I и до сегодняшнего дня.

Глобальное изменение моды в России произошло во времена правления Петра I. Многие историки даже появление понятий стиля и красоты связывают с именем правителя. За годы своего правления ему удалось кардинально изменить одежду дворян, переделав ее на европейский лад. Первое потрясение для высшего общества стал запрет носить бороду. Подобные изменения очень болезненно отразились как на дворянах, так и на крестьянах. Многие обвиняли Петра I в нарушении исконно русских традиций, но царь был непреклонен. Были случаи принудительного бритья, после которых некоторые кончали жизнь самоубийством. Вскоре царь решил смягчиться и ввел налог для тех, кто не решался расстаться с бородой. Он касался всех, кроме духовенства.

Не успевших справится с первым нововведением дворян, ждал новый «сюрприз» — Петр I ввел запрет на странный русский костюм. Дворяне должны были носить платье, похожее на венгерское, а затем на немецкое. В конце концов, по будням бояре носили немецкое платье, а по праздникам – французское. Согласно предписаниям, мужчины одевались в укороченный кафтан, камзол и штаны. Одежда достаточно сильно облегала фигуру, что делало ее более удобной и практичной.  

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Изменения в моде коснулись не только мужчины, а и женщин. Если представители сильной половины человечества переодевались неохотно, то женщинам изменения дались еще сложнее. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, теперь девушки должны были надеть узкие, открывающие плечи и грудь, европейские платья. Дамский костюм состоял из юбки, корсажа и распашного платья – все это одевалось на льняную сорочку. Самое большое неудобство доставлял корсет. Конечно, у состоятельных дам он был значительно красивее, чем у простолюдинок, однако одеть его самостоятельно было невозможно. Более того, он наносил большой вред женскому здоровью, делая их более уязвимыми для желудочных и легочных заболеваний. Но дворянки вынуждены были повиноваться изменениям моды. Наряды дополняли ожерельями, браслетами, поясами. Все европейское со временем прижилось, но с некоторыми поправками, ориентируясь на суровый российский климат. Уже в 1710 году дворяне в совершенстве научились краситься, делать прически, не уступая европейским дамам.

2. XIX век

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Больших изменений в одежде не произошло. По-прежнему дамы отдавали предпочтение тонкой талии, женственной линии плеч и пышным юбкам. Только к концу века стали наблюдаться некоторые изменения, но не существенные – юбки становились немного уже, а каблук на обуви выше. Более того, женщины стали отдавать предпочтение длинным шлейфам, которые украшали платья. Кринолин, который был в моде последние несколько веков, отходит в прошлое. В место него используется подушечка под названием турнюр. Она подкладывается под юбку и драпируется.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Постепенно линия талии снижается, а корсеты затягиваются еще сильнее. К началу XX века наряды становятся более лаконичным. Уже нет пышных драпировок. В моду входят юбки, которые расширяются только от колен.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

3. XX век

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Женщины все больше начинают играть роль в жизни общества. Это не замедлили отразиться и на их одежде. Наряды еще сохраняют некоторую утонченность, но уже более практичны. Появляются платья свободного кроя, которые позволяют немного ослабить корсет. Более того, в моду входят узкие блузы и юбкой-клеш. Мужчины предпочитают брюки со стрелками, а на смену сюртукам приходят укороченные пиджаки без подкладных плеч и с завышенной талией.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Постепенно отходят в прошлое шлейфы, их используют только для праздничных нарядов. В повседневной жизни женщины носили строгую форму курсисток. Юбки постепенно становились все короче и короче.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Постепенно стали меняться и моральные нормы. Общество стало ощущать такую свободу, которую не испытывало никогда. Это спровоцировало появление достаточно откровенных нарядов: глубокого декольте, платье их прозрачных тканей. Конечно, подобную одежду носили исключительно в вечернее время, а в повседневное – твидовые костюмы и широкие плащи. Со временем стали появляться свободные сарафаны из натуральных тканей, платья-рубашки и даже брюки. Образ мужчин также немного изменился – стал более мужественным: линия плеч увеличилась, грудь расширилась, а пиджак стал прилегать к бедрам.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

В период Второй Мировой войны женщинам пришлось стать стойкими и мужественными, что не могло отразиться на моде. В одежде появились подплечники, которые делали фигуру угловатой. Часто роль повседневной одежды выполняла форма. После окончания войны женщины стали отдавать предпочтения легким платьям с рукавами-фонариками и шляпкам. Мужчины даже после победы предпочитали ходить в форме.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

С модой в 50-х годах было туго, потому что ее как таковой не было. Все одевали однообразно. Только с приходом к власти Хрущева женщины стали узнавать европейские тенденции. В Россию пришла одежда new look, которая выгодно подчеркивала силуэт «песочные часы».  

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

С каждым днем западные тенденции набирали обороты. Появляется синтетика, трикотажные водолазки и мех из искусственных материалов. Теперь женщины всегда знали, что нужно надевать, чтобы быть модной. Однако найти и купить где-нибудь мини-юбки, брюки-клеш, платья-«огурцы», лаковый сапоги было очень непросто.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Постепенно страну захватывает стиль унисекс. Женщины стали забывать об утонченности и надевали на себя кожанки, джинсы и грубые ботинки. В 90-е особого внимания моде не уделяли. Главный принцип выбора одежды – быть таким, какой ты есть. Предпочтение отдавалось джинсовым вещам: брюкам, рубашкам, сумкам. Основной акцент делался не на одежду, а на владельца.

 

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

4. XXI век

Как изменялась мода от Петра I и до наших дней

 

Его можно охарактеризовать как полная вседозволенность. В это время модно было подражать звездам шоу-бизнеса: демонстрировать животы с пирсингом, носить джинсы-клеш вместе с обувью на платформе. Позже появляются капри, юбки с завышенной талией. Мужчины также не отстают от женщин и подражают «крутым» парням из фильмов. В последние годы в моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам. Мужчины тратят бешеные деньги на уход за собой (метросексуалы), а женщины активно выкладывают свои «гамурные» снимки в «Инстаграм».

История русского глянца XVIII-XIX веков

Обложка "Дамского журнала" 1827 годаПоявление и развитие женских журналов в России

В России история изданий для женщин началась в XVIII веке, но расцвет этого типа периодики относится к первой трети XIX столетия. Появление и популярность дамских журналов были связаны с развитием сентиментального направления в литературе: в то время понятия разума и долга были отодвинуты на второй план, и общество обратило внимание на «женское», «женственность», чувства и эмоции. Появление дамских журналов было одним из показателей так называемой «феминизации» русской культуры. Основными функциями дамской периодики того времени, помимо развлечения, стали повышение культурного уровня и улучшение воспитания женщин. Путем отбора литературных произведений, публикуемых в журналах, издатели могли выражать собственную идеологию и формировать мнение аудитории.

Конец XVIII– первая половина XIX века

Женские издания конца XVIII – первой половины XIX века подразделялись на следующие типы:

литературные журналы («Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823 — 1883), «Лучи» (1850 – 1860)). Потенциальную аудиторию женских журналов этого типа составляли женщины, интересующиеся литературой, историей, философией. Такая направленность дамской прессы подчеркнула ее элитарность, доступность только узкому кругу образованных читательниц.

журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831 — 1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.). Издания этого типа были адресованы женщине-жене, хозяйке и матери, то есть они были направлены на внутрисемейные, личные интересы аудитории. Журналы размещали на своих страницах статьи на темы, связанные с внешним видом, ведением домашнего хозяйства, женскими ремеслами. Рецепты, советы, уроки мастерства обеспечивали широкий читательский круг женщин-домохозяек.

Петр Иванович Шаликов Петр Иванович Макаров

В первые три десятилетия XIX века дамский журнал стал важным явлением в русском обществе и приобрел особую роль в литературном процессе. Издатели того времени были профессиональными литераторами: Петр Иванович Шаликов «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», 1779 годапрославился своими стихотворениями, Петр Иванович Макаров дебютировал как переводчик прозы и критик, Михаил Николаевич Макаров был известен двумя стихотворными сборниками, переводами и театральными переделками. Журналы значительной частью наполнялись сочинениями самих издателей и произведениями их друзей и единомышленников.

«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Историки считают, что первым дамским журналом в России стало «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», выпущенное в 1779 году знаменитым литератором эпохи Екатерины II Николаем Новиковым с целью реализации его просветительской программы. Журнал появился благодаря официальному разрешению государства на деятельность для частных издателей. Впервые в названии журнала было использовано слово «модный», которое до этого не употреблялось даже применительно к разделам изданий. «Библиотека…» была многопрофильным журналом, где публиковались эпиграммы, сказки, стихотворения, поэмы, анекдоты, шарады, загадки, переводы Овидия и Расина, пьесы Сумарокова, а также модные гравюры. Кроме того, в издании была представлена подборка так называемых "Магазин английских, французских и немецких новых мод...", 1791 год«прелюбопытнейших фактов из жизни». Основной целью журнала было заявлено «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Он стал прообразом не только журналов мод, но и изданий по рукоделию и домоводству. «Библиотека…» просуществовала только один год из-за нехватки средств на ее публикацию, которые в то время собирали с подписчиков.

«Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюстрированными рисунками». Следующая попытка издания модного журнала была предпринята только через двенадцать лет, в 1791 году. Его выпустил В. И. Окороков, который в тот период арендовал московскую университетскую типографию. Полное название – «Магазинъ англинскихъ, французскихъ и нѣмецкихъ новыхъ модъ, описанныхъ ясно и подробно и представленныхъ гравированными на мѣди и иллюминованными рисунками; съ присовокупленіемъ описанія образа жизни, публичныхъ увеселеній и время провожденій въ знатнѣйшихъ городахъ Европы; пріятныхъ анекдотовъ и пр. Ежемѣсячное изданіе». В то время журналы часто имели длинные названия, раскрывающие содержание.«Магазин…» также просуществовал всего один год.

«Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц». В 1796 году выпускался журнал «Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц». Значительная часть материалов в нем была посвящена способам стать привлекательнее: в журнале публиковали правила этикета, советы по поведению, кулинарные и косметические рецепты, а также заметки о том, что носить, как правильно причесываться и какую косметику наносить.

«Пригожий стройный стан,
Красивую походку,
Румянец, белизну
И ангельско лицо
В девицах женихи
Считают за находку…»
«Любопытный, загадочный и предсказчивый месяцеслов для молодых красавиц».

"Московский Меркурий", 1803 год«Месяцеслов» выходил с приложениями в виде модных иллюстраций. Они сопровождались ироническими подписями, например, «Раскрытые прелести», «Чепец победы», "Московский Меркурий", 1803 год«Щеголиха на гулянье» и пр. Причиной этому было то, что приложения для журнала копировали с французских гравюр, а яркая и откровенная парижская мода не слишком приветствовалась в России. Однако изображения стали одним из первых образцов русской модной журнальной иллюстрации. Выпуск журнала был прекращен, т. к. номера не раскупались полностью.

«Московский Меркурий». В 1803 году П. И. Макаров в Москве выпустил ежемесячный литературный журнал с модами. По описанию исследователя издания Г.И. Геннади «Весь журнал можно назвать исключительно дамским журналом, по понятиям того времени». Издание имело сентиментальную направленность, его основной целью было «развитие гуманных идей». Наиболее развит в журнале был раздел критики, так как Макаров сам был критиком. Журнал стал первым изданием такого рода. В объявлении о выпуске издатель писал: «… существенное содержание «Меркурия» будет критика…». В журнале печатались переведенные с французского языка, без указания авторства, повести и статьи на различные темы.

«Соблазнительные картины, рассказы о преступных связях, о похищениях, похождениях героев с возвышенными чувствами, сладкими, нежными речами, но с правилами, опасными для невинных, милых жертв их, будуарные подробности и везде любовь и только любовь, любовь страстная, отчаянная, слишком сильная или уже чересчур легкая — вот чем полны все эти рассказы».
Г. И. Геннади.

Также в «Меркурии» помещались стихотворения. Издание журнала было прекращено через год выпуска.

«Журнал для милых». В 1804 году Михаил Николаевич Макаров выпустил «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми». Он стал не только издателем, но и главным редактором. Также в редакционную коллегию входили С. И. Крюков и князь П. И. Шаликов, который позднее сам выпустил популярный женский журнал. Содержание «Журнала для милых» было откровенно сентиментальным. В первом номере в письме от издателя было сказано:

«Ежели сверх чаяния огонь в каминах погаснет, то пылкое воображение наших сочинителей и сочинительниц согреет нас…  Будем мыслить только, чтобы угодить прекрасному полу».

Издания того времени всячески превозносили и восхваляли женщин.

Женская мода XIX века Женская мода XIX века

Так, в том же первом номере «Журнала для милых» говорилось:

«Женщины – самое милое, любезное, можно сказать, божественное творение; без женщин мы бы не могли существовать. Женщины – творение, любимое всею природою. Если женщина имеет худой, испорченный нрав, кто тому причиною? Мужчины! Им мудрено ли превратить кроткого агнца в тигра. Божественное творение иначе не могло создаться, как с ангельским нравом».

Журнал содержал сентиментальные повести, мемуары известных личностей. Действие большинства любовных историй, публикуемых в издании, происходило на экзотическом Востоке, в античной Греции или даже в псевдоисторические времена. Сочинения не всегда имели счастливый финал и часто заканчивались трагически. Их содержание часто во многом повторяло знаменитые литературные произведения.

«Аглая». С 1808 по 1812 год Петр Иванович Шаликов выпускал журнал «Аглая». Исследователи не смогли выяснить происхождение названия издания. Девиз журнала был претенциозным и необычно коротким для того времени: «Приятность с пользою». В программном заявлении издателя было сказано:

«Не всем надобно важное, учебное, многие желают приятного и только. Журнал имеет то преимущество, что в нем показывают ежедневные произведения старых и новых писателей».

В «Аглае» печатались стихи и проза, эпиграммы и басни, а также ноты популярных песен того времени. В журнале присутствовали и модные иллюстрации. «Аглая» стала первым дамским журналом-«долгожителем».

"Дамский журнал издаваемый князем П.И.Шаликовым", 1825 год Цензор Снегирев Иван Михайлович "Московский телеграф", 1825 год

«Дамский журнал». С 1823 по 1833 год выходил «Дамский журнал, издаваемый князем П. И. Шаликовым». Он выпускался на базе Московской университетской типографии. Петр Иванович был и главным редактором издания. В 1825 году членами редколлегии стали также Михаил Макаров и цензор Иван Снегирев. В своих редакторских письмах Шаликов обещал включать в свое издание «новейшие повести, приятные стихотворения, разные прозаические отрывки, биографические, библиографические и другие почему-нибудь достопримечательные известия, любопытнейшие анекдоты, описания столичных праздников, публичных и частных концертов, домашних спектаклей». Князь Петр Иванович был также одним из авторов журнала, он писал стихи и рассказы о любви. «Дамский журнал» сыграл значительную роль в литературной жизни пушкинской эпохи.Женская мода XIX века

«Дамский журнал, издаваемый князем П.И.Шаликовым» был одним из самых прогрессивных изданий того времени. Изначально он выходил дважды в месяц, а с 1829 года выпускался еженедельными частями, которые в свою очередь разделялись на номера. В первой части было шесть номеров, что составляло более 250 страниц. В конце номера помещалось оглавление и список опечаток, допущенных в предыдущем выпуске. Кроме того, у него ежегодно менялся рисунок на обложке, что было нестандартным ходом для того времени. На обложке 1-й части первого номера имелась надпись «Все служит красоте», рядом с которой располагались красавица и семь амуров. Окружали их цветы – розы и незабудки. В то время считалось, что различные виды цветов несут в себе скрытый смысл. До этого, в 1826 году, «Дамский журнал» посвятил этому подробную статью «Краткий список цветов, кои являются символами выражения чувств и мыслей».

«Дамский журнал» печатал и новинки французской моды. В нем появились первые в России цветные иллюстрации. К тому времени парижская мода уже не высмеивалась, а напротив, имела непреложный авторитет. Каждый номер «Дамского журнала» заканчивался цветной модной иллюстрацией с комментариями. Так, в №1 была напечатана «Дама в белом», в №2 – «Дама в розовом», в №3 – «Дама в голубом и кавалер», в №4 – «Дама в черном». В 1827 году издатели поместили на страницы журнала несколько изображений головных уборов и написали о них следующее:

«Испанские головные уборы из ленточных бантов с различенными концами – уборы, которых образец дала прекрасная девица Зонталь, – все еще в большой моде».

«Дамский журнал» помещал своеобразные репортажные заметки о моде, которые были популярны в то время:

«Париж. В спектаклях видят много черных бархатных шляп, тисненых и гладких, с розовыми очень короткими перьями».

Благодаря П. И. Шаликову, «особое внимание «Дамский журнал» уделял женщинам-писательницам, в том числе начинающим» (С. В. Денисенко). К их числу относились З. А. Волконская, Н. С. Теплова и др.

З. А. Волконская, с которой сотрудничал "Дамский журнал" Журнал "Ваза", 1856 год

«Ваза». В Петербурге с 1832 по 1848 год издавался ежемесячный журнал «Ваза», посвященный моде. Затем его название неоднократно менялось: «Ваза, периодическое издание» (1848 – 1851), «Ваза, журнал шитья, вышиванья, домашней экономии, сельского и городского хозяйства» (1851 – 1854). С 1858 года журнал стал выпускаться еженедельно под именем «Ваза, литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделья». С 1860 года он издавался дважды в месяц, в 1867 – 68 годах под руководством Е. Ф. Сафоновой – трижды. В 1869 году при Ж. К. Гедеоновой снова изменилось название — «Ваза, дамский журнал мод, рукоделий, хозяйства, новостей и литературы». Журнал стал выходить раз в две недели с ежемесячными литературными приложениями отдельной книжкой. В 1873 году издание перешло к С. С. Окрейцу, а с мая того же года — к Б. Сестренцевичу-Богушу. Редактором осталась Ж. Гедеонова, а название вновь изменилось на «Ваза, женский литературный и рукодельно-модный иллюстрированный журнал». Выпуск был прекращен в 1884 году.

Журнал "Галатея", 1829 год "Магазин дамских и мужских мод", 1843 год год "Современник", 1848 год

Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века в женской прессе произошли изменения. Тип женского литературного журнала был заменен на литературно-общественную периодику («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Издания теперь занимались не только воспитанием читательниц, но и изменением их менталитета. Появился первый педагогический журнал для женщин «На помощь матерям» (1894-1904). В издании преобладали материалы научно-популярного характера. Журнал также освещал темы эмансипации и феминизма.

В журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др.) расширилась структура изданий: появился отдел фельетона – раздел светской хроники. В литературной части изданий стали печататься публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

Первый номер журнала "Модный магазин", 1862 год Обложка журнала "Модный свет" Первый номер журнала "Вестник моды", 1885 год

В тот период среди женщин были популярны журналы, где в большом количестве размещалась информация развлекательного и прикладного характера («Дамский альбом рукодельных работ» (1856), «Сандрильона» (1857–1859), «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (1860–1861) и др.).

В 1870-е годы появилась новая группа изданий прикладного характера под руководством женщин: «Женские работы» (1872–1874) Елизаветы Сафоновой, «Моды и рукоделия» (1875–1880) Елизаветы Ананьевой, «Аврора» (1875–1878) Стефании Лепковской. В 1880-ые к ним добавились «Женский труд» (1880–1882), «Вестник моды» (1885–1916) и «Венский шик» (1899–1908).

«Модный свет». В 1867 году Герман Дмитриевич Гоппе выпустил журнал «Моды и новости», который позднее был переименован в «Модный свет». Он был хорошо иллюстрирован, давал подробные изображения туалетов, к нему прилагались раскрашенные от руки цветные рисунки. В журнале печатались заметки по этикету, кулинарии, воспитанию, образованию. Статьи о моде переводились из французских журналов и представляли собой подробное описание нарядов и аксессуаров. В 1883 году журнал «Модный свет» и слившийся с ним «Модный магазин» (1862) стали выходить в издательстве Гоппе под названием «Модный свет и модный магазин».

Журнал "Модный свет" Журнал "Модный свет" Журнал "Модный свет"

«Модный магазин». С 1862 по 1883 год раз в две недели выпускался журнал «Модный магазин». Издание было иллюстрировано и поделено на три раздела: моды и рукоделий, беллетристики, практических сведений. В первом отделе помещались описания новых нарядов для женщин, а также — впервые — для детей. Они сопровождались крупными цветными иллюстрациями, преобладавшими над текстовым содержанием. В отделе беллетристики размещались повести и рассказы приключенческого и салонного характера отечественных и зарубежных писателей. Для детей в журнале печатались сказки разных народов мира (немецкие, арабские и пр.) и дидактические сочинения («Невысказанная ложь», «Девочка перед зеркалом», «Несправедливость от предубеждения»). В разделе практических сведений публиковались педагогические и медицинские статьи, театральные обзоры, хроника происшествий, кулинарные и хозяйственные рецепты. Такая структура оказалась самой востребованной среди читательниц. Редакторами журнала являлись женщины: с 1873 по 1881 год «Модный свет» редактировала Ю.П. Померанцева, в 1902 году «Модный свет и модный магазин» возглавила С.И. Шишнарева, которая ранее работала в «Парижской моде».

"Новый русский базар", 1897 год "Новый русский базар", 1897 год "Модный курьер", январь 1900 года

«Новый русский базар». С 1867 по 1898 год семья Гоппе издавала журнал «Новый русский базар». Он выпускался трижды в месяц и традиционно имел два раздела: модный и литературный, где печатались светские новости и полезные советы, проза, поэзия, позднее – биографические очерки о поэтах и писателях. Затем появились разделы фельетона, рукоделия, библиографический, а также рубрика «Хроника женского дела», освещавшая проблемы общественных движений.

Posted in Мода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *