Мода 16 века – «Все века мода обновлялась. 16 век в Европе принес огромное множество разнообразных новинок в мировую индустрию моды. Пышность, объем, неожиданные сочетания.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Мода 16 века – «Все века мода обновлялась. 16 век в Европе принес огромное множество разнообразных новинок в мировую индустрию моды. Пышность, объем, неожиданные сочетания.». Скачать бесплатно и без регистрации.

26.08.2020

Мода 16 века

мода 16 века

16 век в Европе принес огромное множество разнообразных новинок в мировую индустрию моды. Пышность, объем, неожиданные сочетания разрезов и вырезов, декольте в мужской моде, обувь с квадратными носами и невероятная популярность разнообразных парфюмов — такой была мода 16 века в Европе. В то же время в России простота и форма одежды бояр приобрели особую эффектность и богатство декоративного украшения. Такие наряды придавали фигуре пышность и величавость.

История моды 16 века в России

Россия обладает огромными территориями. На ее просторах проживает большое количество народов с разными традициями и народными костюмами. Так, на севере страны была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а на юге – рубаха, кичка и юбка-понева.

Но все же можно обозначить своеобразный общий среднерусский костюм. Это длинная рубаха, распашной сарафан, кокошник и плетеная обувь. Преобладал прямой крой, нижняя рубаха была длинной и достигала до подола сарафана. Мужской костюм не отличался особым разнообразием. Длинная рубаха из домотканого полотна – до середины бедра, иногда до колен, и порты – узкие, плотно облегающие ноги, из полосатого холста. Карманов не было, а верх штанов подвязывался шнурком или веревкой. Надо заметить, что женская мода 16 века в России – это практически отсутствие различий в стиле одежды крестьян и знати.

История моды 16 века в Европе

В первую очередь стоит сказать, что это эпоха Ренессанса. Парфюмы полностью заменили гигиенические процедуры, как следствие строгих церковных предписаний и запрета на использование бань.

Во Франции пышные рукава камзолов декорируют разрезами, а мужские рубашки и блузы шьются с декольте. С 1540-го года испанская чопорность покорила Европу. Высокие вороты, наглухо застегнутые блузы, у мужчин – шпаги на боку. Только Венеция осталась своенравной: пышные платья, белокурые волосы и невероятная обувь, увеличивающая рост барышень на 30 сантиметров.

Как видите, женская мода 16 века достаточно разнообразная, яркая, и даже где-то достаточно неожиданная.

 

Костюм Франции эпохи Возрождения (16 век)

В XVI в. Франция становится одной из сильнейших европейских держав. Ее культура формировалась под воздействием мировоззрения и художественных идеалов итальянского Возрождения. При дворе короля Франциска I творили приглашенные из Италии Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини и другие знаменитые художники. Сказывается итальянское влияние и на одежде. Хотя в нем и прослеживалось подражание испанскому, французский костюм эпохи Возрождения был более ярким, легким и светлым.

Мужской костюм

Во Франции XVI в. каждый светский человек должен был иметь не менее тридцати костюмов (на каждый день месяца) и ежедневно менять их. Недаром возникла пословица: «Дворянство носит свои доходы на плечах».
Костюмы богатых французов шились из дорогих тканей — бархата, парчи, шелка, сукна — и украшались жемчугом, золотыми и серебряными вышивками. Многие названия одежд XV в. сохранились, но изменилось их назначение. Пурпуэн превратился в верхнюю одежду. В первые десятилетия XVI в. его шьют с глубоким вырезом, из-под которого виден воротник рубашки из тонкого полотна, украшенный рюшем. На пурпуэне делают декоративные разрезы, которые скрепляются розетками с драгоценными камнями.

У пурпуэна появилась съемная баска — длинная, до колен, похожая на юбку в крупную складку. Она могла быть другого цвета, что разнообразило костюм. Этот элемент был заимствован у рыцарских доспехов.
Модными становятся вышитые белые мужские рубашки; длинные шоссы (штаны-чулки) сменяются верхними короткими широкими штанами («о-де-шосс»), собирающимися внизу на шнуре, и длинными чулками («ба-де-шосс»). Во второй половине XVI в. появились трикотажные чулки.
С середины этого века во французском костюме становятся заметными испанские мотивы. В моду вошли короткие плащи, часто с отложным воротником, а также короткие, подбитые мехом плащи со стоячим воротником. Длинную одежду по-прежнему носят только пожилые горожане и должностные лица. Французский король Генрих II носил черные испанские костюмы, чем подавал пример для подражания. Исчезает декольте и появляется высокий стоячий воротник, расширяются манжеты и «фреза» — круглый белый крахмальный плоеный воротник, заимствованный у испанцев. Пурпуэн начинают делать на каркасе, и он к концу века приобрел такую вычурную форму, какой не было даже в Испании.
Цвета французских одежд постепенно становятся более темными.
Но уже с третьей четверти XVI в. влияние испанской моды ослабевает, и, хотя каркасная форма костюма сохраняется, французы создают свои собственные, часто весьма экстравагантные фасоны.
В период царствования Генриха III мужчины начинают носить одежду светлых тонов: розового, голубого. Костюм становится более женственным. Лиф пурпуэна делается на жесткой прокладке с низко спущенной, набитой конским волосом выпуклостью впереди, так называемым «пансом» («брюхом»). «Колет» — узкая мужская куртка — почти утрачивает полы и приобретает впереди мыс, что делает его похожим на лиф женского платья. Верхние короткие штаны пышно подбиваются ватой или конским волосом и приобретают широкую раздутую форму, имитирующую женские бедра. Стеганые на вате чулки также придают мужским ногам форму женских. Гофрированные воротники становятся огромными, как мельничный жернов, их так и называют. В это же время во Франции становятся популярными полумаски, которые надевают при выходе на улицу.
Религиозные войны, нищета и разорение всей страны в период правления Генриха III не коснулись королевского двора, и придворные щеголяли друг перед другом роскошными костюмами.
Разделение французов на два враждующих лагеря — католиков и гугенотов — отразилось и на одежде. В то время как католики стремились подражать придворным в роскоши, гугеноты одевались просто и скромно. Одежда их была неярких цветов, а испанский плоеный воротник они считали «дьявольским» изобретением.
С приходом к власти Генриха IV мужской костюм стал строже. Королем издается указ об ограничении роскоши и пестроты костюмов. Дворяне были обязаны носить дорогие одежды, но темных цветов. Плащи становятся длинными и накидываются лишь на одно плечо. На штанах больше нет валиков, они удлиняются до колен, приобретая мягкую сборчатую форму.
Крестьянский костюм конца XVI в. состоял из короткой куртки, шоссов с откидным передом, накидки и войлочной шляпы.

слева: дублет со свободной шнуровкой

справа: верхняя одежда с коротким рукавом

Костюм мушкетеров

В XVI в. мушкетеры начинают играть главную роль во французской армии. В этот период единая форма отсутствовала, но считалось, что мушкетерский костюм наиболее соответствует представлению о военных.
Мушкетеры носили пурпуэн ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх него надевали коричневые латы. На пурпуэне были разрезы, под которые подкладывалась белая ткань. Костюм дополняли чулки, перевязь и пороховница синего цвета, а также черная фетровая шляпа, украшенная лентой и яркими перьями.

Женский костюм

В начале XVI в. на французский костюм знатных дам оказывала влияние итальянская мода, и он стал пышнее и объемнее. На рукавах верхнего платья появилась отделка из вертикальной полосы меха.
Уже в 20-х годах XVI в. стал модным конусообразный силуэт испанского женского костюма. Придворные французские дамы стали использовать «вертюгад» — нижнюю воронкообразную юбку из плотной жесткой ткани, в которую вшивались металлические обручи. Сверху она покрывалась тафтой. С вертюгадом носили тугой лиф на каркасе — «баскин», стягивавший грудь и талию. Под лиф надевалась рубашка с длинными рукавами, а сверху вертюгада и лифа — платье (котт), чаще из узорчатой ткани, с рукавами и еще одно верхнее платье (роб) — из гладкой ткани, с распашной юбкой. Узкие у плеча рукава сильно расширялись книзу и могли иметь меховые манжеты. Из-под рукавов верхнего платья были видны узкие рукава котт. Такой костюм просуществовал как парадная одежда почти полвека.

Платьям до середины XVI в. было характерно декольте. Затем у верхнего платья появился вырез каре, прикрывавшийся вставкой. Рукава верхнего платья приобретали форму буфа, из-под которых виднелись покрытые разрезами рукава нижнего платья. Вошел в моду привезенный Екатериной Медичи из Италии воротник «фреза». Она же ввела в обиход женские панталоны, которые шили из дорогой ткани и покрывали вышивкой шелком, золотом или серебром, полосками парчи.
В 80-е годы XVI в. женский костюм претерпел существенные изменения. Прежде всего это относится к форме юбки: она приобрела круглую форму, напоминающую абажур, благодаря жесткому каркасу. Сверху юбки, на талию надевали плоскую плоеную оборку, имеющую форму колеса. Лиф платья стал еще уже, а его мыс сильно заходил на юбку, что зрительно укорачивало ноги. Появилось очень глубокое округлое декольте, и фрезу сменил стоячий воротник на каркасе, иногда поднимавшийся выше головы. В женском костюме этого периода сказалась извращенность моды двора Генриха III: нагромождение крупных деталей и больших объемов искажало женскую фигуру.
В моде были маски, считавшиеся условием приличия.

на мужчине: дублет с рукавами-бур на шнуровке, барет с прорезями

на женщине: парчовое платье с рукавами-бур

Обувь

В первой половине XVI в. французы носят обувь с широкими тупыми носками («медвежья лапа»), украшенную прорезями и вышивкой. В 40-х годах этого столетия появились легкие туфли с разрезами. Французская знать ходила в нарядной обуви из шелка и бархата. Сапоги в XVI в. были без каблуков и на мягкой подошве.
К концу века у мужских туфель появились каблуки, а носы стали украшать розетками.
У женской обуви тоже появился небольшой каблук. Женщины носили мягкие закрытые туфли. Позже, в 80-е годы, в моду вошла итальянская обувь без задников на высокой деревянной подошве.

Прически и головные уборы

В XVI в. мужчины носили короткие стрижки, дополнявшиеся бородой и усами. Головным убором знатных французов был «барет» — большой круг ткани, который нашивался на жесткий бортик и соединялся с небольшими полями. По полям барет украшали жемчугом, пряжками с драгоценными камнями, белыми страусовыми перьями. Модными также были испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями.

К третьей четверти века бородка и усики уменьшились, мужчины красили и завивали волосы, румянились, пользовались различными ароматическими средствами и, по примеру короля Генриха III, носили серьгу в ухе. Мужским головным убором становится женский ток.
Но в конце XVI — начале XVII вв., при Генрихе IV, мужская прическа сильно изменились. Длинные волосы гладко зачесываются назад, усы закручиваются вверх, а бородке «a la Henri IV» придается остроконечный вид. В подражание седеющему королю французы пудрили виски. Модным головным убором была шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми перьями.
Француженки до конца XVI в. укладывали волосы надо лбом в виде валиков, украшали бусами или изогнутым в форме прически чепчиком с вуалью. Модным головным убором был барет.
К концу XVI в. появилось два типа дамских причесок. Волосы завивали волнами и зачесывали назад. Или же их поднимали вверх и закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.
Замужние горожанки и крестьянки покрывали голову чепцами из полотна.

чепец

французская накидка

Украшения и косметика

Французские дамы пользовались белилами, румянами, духами.
Модными украшениями были жемчужные бусы и длинные декоративные пояса, веера, украшенные вышивкой, и перчатки с драгоценными камнями. На поясе носили кошельки, зеркальца в оправе, часы в виде луковицы и «блохоловки» — изящные драгоценные коробочки с небольшим отверстием.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века)

В XV-XVI вв. Германия занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы.

Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма.
В это неспокойное время моду определяли мужчины. Она подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений, на которые повлиял костюм ландскнехтов (наёмных солдат).
Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие.
В целом немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.

Мужской костюм

В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами.
Но вскоре одежда мужчин стала шире. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю. Передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным.
Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее.
Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе». Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.
Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
Уже в конце XV в. на плотно прилегающих куртках и узких штанах-чулках стали делать прорези на плечах, локтях, коленях и подкладывать под них другую, более светлую ткань. Это новшество приписывается наёмным солдатам — ландскнехтам. Их костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Разрезы делали даже на широких башмаках и плоских беретах. Вначале знать порицала эти чудачества, но когда слова самого императора: «Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!» — вызвали новый виток моды. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так:- «Разрублено и разрезано по благородному обычаю». Шляпы солдат украшались перьями.
С 40-х гг. одежда немецких горожан стала изысканней. Широкий воротник рубахи теперь более узкий и жесткий и приобрел форму оборки (прототип более позднего «испанского воротника»).
Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.

слева: рыцарь в полудоспехе

справа: ландскнехт

слева: дворянин одетый по моде ландскнехтов

справа: женщина в платье с саксонским воротником

 

Женский костюм

В целом женская мода периода Реформации достойно дополняла мужскую.
Женский костюм первой трети XVI в. имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом.
Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата; лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка, со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Через множество декоративных разрезов на рукавах костюм ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую, — просвечивала подкладка. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчатках тоже делали разрезы (для перстней).
На платьях знатных дам было большое декольте. Во время ходьбы или танцев платье приподнимали с одной стороны, поэтому нижняя юбка богато отделывалась.
В 20-е годы XVI в. юбка увеличилась в объеме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник «голлер» — короткий, с высокими отворотами.

воротник-голлер


С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас («спрингер»), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью.
Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой.
В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием.
В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали «шейблейн» — короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую «душегрею».
Женская одежда до последней четверти XVI в. шилась из ярких пестрых тканей. И только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды темных цветов — черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д. Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.

Обувь

До середины XVI в. мужчины носили плоские башмаки с широкими короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли «кухмейлер» — «коровья морда» или иначе — «медвежья лапа», «утиный клюв». Эти широконосые башмаки немцы носили с полосатыми чулками.
Во второй половине XVI в. вошли в моду остроносые туфли, покрытые разрезами. А в конце века появились каблуки и жесткая подошва. Знать и богатые бюргеры, защищали от грязи свои нарядные туфли, надевая поверх них еще одни на деревянной подошве. К ним надевали трикотажные венецианские чулки.
Крестьяне и мелкие ремесленники носили обувь из грубой кожи и чулки из грубого холста.
В Германии, в отличие от Венеции и Франции, деревянные подставки для женской обуви не имели успеха.

Прически и головные уборы

Вместе с костюмом в XVI в. постепенно менялись прически и головные уборы. Вместо длинных локонов, которые мужчины носили еще в самом начале XVI в., появилась короткая прямая стрижка («кольбе» — «стриженая голова»). Прежде гладко выбритое лицо стали обрамлять коротко подстриженной бородой и бакенбардами. Голову мужчины покрывали большими плоскими баретами — как совсем простыми и скромными, так и нарядными, богато украшенными перьями и жемчугом.

мужской головной убор

Женщины также носили большие бархатные бареты, украшенные страусовыми перьями, жемчугом и золотом. Чтобы головные уборы лучше держались, мужчины и женщины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.
Позже бареты сменили токи и шляпы. Женщины надевали на голову золотые сетки, а сверху них — плоскую шляпу с маленькими полями.
В первой трети XVI в. женщины еще продолжали носить высокий чепец митрообразной формы («хаархаубе»), который состоял из двух частей: белого чепца и надетой сверх него жесткой шапки, обтянутой цветной тканью. Этот сдвоенный головной убор являлся символом подчиненного положения замужней женщины.

Украшения

Богатые и знатные люди в Германии XVI в. любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Они увенчивали свои шляпы страусовыми перьями, украшали бареты жемчужными нитями, золотыми шнурами, перевитыми жемчужной сеткой. Их одежда была отделана вышивками и жемчугом, украшена ювелирными застежками. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями, массивные золотые цепи. Особенно распространенным мужским украшением были черные шнуры с подвесками в виде букв.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Одежда новых времен. Вторая половина 16-го века.

одежда 16-го века

Во второй половине XVI в. не разрешалось открывать ни рук, ни плеч, ни даже шеи и человек при помощи ваты, ватованих валков, подушек, пуфов, проволоки и прочая, боязливо прятался в свою одежду. Кроме этого славный испанский воротник-колесо прочно и неудобно, как железная крепость, обвивает шею. Мужчины не только выпихали мышцы, грудь, но и увеличивали стороны, подкладывая подушки, или круглыми валками увеличивая свои штаны. Женщина, как и в средние века, носила два платья. Верхнее от груди расходится в стороны, раскрывая клином нижнее платье, украшенное различными способами. Стан, тесно зашнурованный и тесно обтянутый одеждой, но от стана платья неожиданно расширяется и без единой складки падает к земле. Выпирание подушками уже не хватает и впервые на сцену вышли фижмы, не раз исчезавшие и вновь входившие в моду.


одежда 16-го века

Фижма.

Что это такое – фижма? Это, как объяснил один противник той моды, такое здание вроде курятника с сидениями вокруг, сделанная из железных или деревянных обручей, проволоки и т.д. Женщина влезали в середину этого курятника и вверху надевала платье по форме здания, юбка брала вид колокола, бочки, барабана и т. п. Несколько метров льняного полотна, густо сложенного вокруг шеи наподобие испанского воротника, закрывало шею до самых ушей и подбородок. При таком воротнике женщина может причесываться только на один лад, а именно подобрав волосы кверху. На самый вершок головы она надевала маленькую шляпку не больше яблока, которая именно из-за своих размеров навлекла на себя негодование проповедников.

одежда 16-го века

Особенности испанской одежды вызвали изменение в узорах, сотканных на материях. Крупный орнамент сюда не годился, одежда требовал мелкого рисунка и в те времена стали производить материи со специальными узорами для одежды. В испанской одежде заметное преимущество темных красок. Великолепие ее вида увеличивалось силой драгоценных украшений, которыми она была усеяна с ног до головы. Ее покрывали золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями, так что, как рассказывали богатые испанцы, все блестело и переливалось красками радуги, а основная краска одежды оставалась для всех тайной.

одежда 16-го века

Благородные лица носила целые имения на своих плечах, особенно не заботясь мозольным трудом сотен рук над выполнением такой одежды. Так английская королева Елизавета по случаю посещения французского посла, надела платье, над которым работали сотни рук в течении трех недель. В конце тщеславие в этом отношении доходило до чрезвычайных размеров, так что люди вешали на себя столько драгоценностей, сколько могли пошевелить. На крестины сына Мария Медичи, жена Генриха IV надела платье, на вышивание которого было использовано 32000 перл и 3000 бриллиантов. А представитель сильного пола, маршал Бассомбер как-то надел на себя аж 50 фунтов жемчуга.

одежда 16-го века

Этот наивный взгляд на «стоимость» одежды встречаем также в средних веках. Вот как мать-флорентийка пишет сыну о своих домашних делах и о дочери, которую выдала замуж за богатого флорентийского купца. «Как бы я не решилась дать 1000 червонцев в приданое своей дочери, которой уже минуло 16 лет, то не могла бы выдать ее замуж в этом году. Правда, она могла бы сделать лучшую партию, если б дать ей 1400 – 1500 червонцев приданого, но это получилось бы с ущербом для тебя, сын мой. А в том, была ли она тогда счастливее? О ее муже могу разве хорошо выражаться. Он ей всегда говорит: желай чего хочешь. Когда они обручились, велел он ей сшить пелерину из багрового шелкового бархата и платье с лучшей материи, которую только смог найти во Флоренции. Украшение для головы состояло из перьев и жемчуга по цене 80 червонцев, кроме того два ряда ожерелья за 60 червонцев. Когда она выходит, имеет на себе 400 дукатов. Говорил ей еще пошить Кармазиновое платье с широкими рукавами, лямованой куницей и розовую юбку вышитую жемчугом. И он не может надарить ей всякой всячины, и хотя она итак красивая, но он хотел бы сделать ее еще прекраснее. И действительно, в целой Флоренции нет ей пары. Пусть Господь не пощадит ей здоровья и долгой жизни».

одежда 16-го века

Письмо интересно не только подробным описанием богатой одежды того времени, но дает возможность заглянуть в бытовую жизнь и понимание счастья матери и дочери. Стоимость человека, прежде всего, меряется «червонцами» мужа, покупается за червонцы, счастье женщины зависит от того, сколько червонцев стоит ее одежда. А вообще это идеал обывателя всех времен. Пара волов, корова, несколько гектаров земли – и девушка имеет мужа. А «добрая партия» разве не вызывает зависть и в «интеллигентных» кругах? А стоимость девушки разве не меряется модной одеждой и в наше время? С каким сочувствием говорит девушка о своей подруге: – «она так плохо одета!”

Многие пустоты скрывались под высокомерным благоговением человека XVI в., а высокопоставленные лица подавали этому пример. Известная своей страстью к пышности и драгоценным уборам, английская королева Елизавета, оставила после смерти 3000 платьев. При французском дворе Генриха III человек не одевается, а раз за разом переодевается. Король только и думал о своей красоте и одеждах для себя и своих «минчонов», как он называл своих придворных. Мужчины охотно надевают женскую одежду, а женщины мужскую.

одежда 16-го века

Классические маскарадные представления, в которых участвуют различные благородные и аристократические лица впервые входят в те времена в моду. Послы при чужих дворах интересуются не только политикой и экономическими вопросами, но в значительной степени и модой, которая царит при тех дворах и их прямой обязанностью становится, сообщать об этом своим правительствам.

одежда 16-го века

Каждая страна вносит в однотонную испанскую моду нечто своеобразное. Француз умеет незаметным способом передать тяжелой и негибкой испанской одежде свою удобство и легкость, употребляя материи нежных оттенков, как бледно-зеленой, розовой, голубой и т. п. Благородный вкус итальянца, развитый благодаря его богатому искусству, умеет придать красоту даже такому неуклюжему явлению, которым была господствовавшая тогда мода. Венецианка умеет согласовать испанский воротник с вырезом у шеи и предоставить ему легкую элегантность. Своей легкой рукой она стала употреблять кружева – сперва робко, потом отважнее, пока, наконец, в XVII в. человек не покрылся кружевом с ног до головы.

Из истории моды видим, как человек повинуется своим страстям, бросается из одной крайности в другую. То он готова безжалостно душить себя в узкой одежде, потом снова ему мало собственного тела, чтобы носить широкую одежду, и он ее искусственно наполняет. В XV веке мужчина и женщина обнажаются чуть не до пояса, а в XVI веке окутывают себя буквально до концов пальцев и мода на перчатки родилась тогда совсем не случайно. В XV в. женщины и мужчины целые дни проводят в совместных купальнях, совершенно не стесняясь своей наготы, а в XVI в. на всех напал такой страх перед купанием, что в книге хорошего тона приходится напоминать красавицам, чтобы иногда ходили в баню, а руки мыла ежедневно, а «так же и лицо». Под блестящим и величественным видом тех времен можно было найти не только много грубости и примитивности, но даже грязи. Уже то обстоятельство, что тогда не употребляли платков к носу и салфеток за столом, много говорит. Ясно, что полы кафтана и юбка исполняли не одну службу. В XVI в. появились платочки к носу, которые дама на портрете того времени держала в руке. В книге о хорошем тоне встречаем такие вопросы: годится ли вытирать нос об берет или одежду? Ответ: нет, на это предназначен платок. Видно такая наука была тогда актуальной.

одежда 16-го века

В первой половине XVII века европейский мир стремится к тому, чтобы любой ценой освободиться от оков испанской одежды. Кружево было знаменитым средством сбросить прежде бремя его веса и строгости. Уже в конце XVI в. кружевные зубцы и вставки предоставили сенатскому окладу и манжетам оттенок мягкости и кротости. Затем сочетается полу стоячий воротник с кружевным вырезом у шеи и на груди, воротник иногда вполне спадает на плечи, принимает различную форму и разные размеры. Изменение воротника это незаурядное событие в истории моды, повлекшей за собой еще другие смены одежды, прически и т. п.

Нежность кружев не могла не повлиять на строгость одежд. Поэтому неуклюжие фижмы отвергли без сожаления, женское платье снова свободно заволновалась, а ее хозяйка вернула свою подзабытую, естественную грацию.

Нежные ручные кружева с тонкими узорами, требующие монотонного труда рук и глаз, становятся самым любимым украшением не только женской, но и мужской одежды, мужской даже в большей степени. Женщина украшает кружевом вырез у шеи, манжеты, понемногу платье, голову. Моднику XVII века не хватает украсить прекрасным кружевом воротник и манжеты, он не пройдет малейшего краешка своей одежды, ни одного шва на своем кафтане, штанах, завертке, чтобы не убрать его кружевом в несколько рядов. Он даже украшает им холяву своего сапога, который во времена тридцатилетней войны проникает даже в гостиную.

одежда 16-го века

В конце бравый вояка не забыл повесить кусок кружев на рукоять своего кинжала, на мужской одежде того времени видим кокарды, розетки, ленточку – украшения, в нашем понимании – женского характера. В том это очень часто были подарки дам своим рыцарям. Широкополые шляпы с величественными перьями очень модны у женщин и мужчин того времени. Особенно часто видим их на портретах Рембрандта. Словом, в моде воцарилась фантазия, только эта фантазия бывала разной. Немецкая фантазия творит моду тяжелой и неуклюжей, французская же обнаруживает чем раз, то большее понимание для элегантности. Постепенно с конца XVII в. французы берут шефство в области моды в свои руки и Франция становится настоящим модным диктатором для всей Европы. Париж стал главным центром для всех европейских щеголей и этой славы он, кажется, не потерял еще и в наше время.

Автор: А. Свенцицка.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще шитье одежды в 16-м веке было настоящем искусством. В наше время сей процесс, увы, уже давно поставлен на конвейер. Сейчас сохранились разве что отдельные салоны, которые занимаются эксклюзивным шитьем одежды. Впрочем, не только одежды. Например, салоны по пошиву штор (вот сайт одной из них – http://www.s-house.ru), такие как московское ателье «Стильный дом» не менее востребованы. Важно лишь качественно делать свою работу, вкладывая в нее самое ценное – душу.

Posted in Мода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *